Психология конфликта | Диплом по психологии
Определение понятия конфликта
Конфликт – это трудноразрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. Конфликт – это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т.п.).
Причины конфликтов
- Объективные – зависящие от ситуации, обстоятельств. Это те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений и т.п. Однако объективные причины приводят только к конфликтным ситуациям, а конфликтные ситуации не приводят однозначно к развитию конфликта: объективные факторы воздействуют через призму внутренних условий, которые могут как способствовать, так и препятствовать развитию конфликта.
Выделяют следующие основные объективные причины конфликтов:- Нарушение принципа дистрибутивной справедливости;
- Нарушение процесса делегирования;
- Взаимозависимость между людьми;
- Ограниченность ресурсов;
- Несоответствие поведения одного ролевым ожиданиям другого.
- Субъективные – зависящие от психологических качеств общающихся. Субъективные причины конфликтов являются решающими, именно от них зависит, перерастет конфликтная ситуация в конфликт или нет. Субъективные причины конфликтов могут быть социально-психологическими и личностными.
Основные субъективные причины конфликтов:- Психологическая несовместимость;
- Нетерпимость к различиям между друг другом;
- Неспособность понять другого человека;
- Конфликтность личности (истероидная личность, ригидная, импульсивная, сверхточная, бесконфликтная).
Типичные социально-психологические причины конфликтов
- Неправильное понимание людьми друг друга вследствие значительных потерь и искажений информации в процессе межличностной коммуникации: Значительная часть информации содержится на уровне бессознательного и словами вообще не выражается. Часть информации теряется из-за ограниченности словарного запаса конкретного человека. Из-за недостатка времени не высказывается многое из того, что могло быть сказано. Часть информации утаивается говорящим, если ему сообщать эту информацию не выгодно. Из того, что сказано, многое не усваивается собеседником в силу невнимательности или трудностей быстрого понимания. Услышанное человек обычно не воспринимает на веру, а оценивает, делая выводы, отличающиеся (а иногда противоположные) от того, что сказал собеседник.
- Несбалансированное ролевое взаимодействие, т.е. несоответствие поведения одного или обоих субъектов взаимодействия ролевым ожиданием партнера.
- Различие подходов к предмету спора, вызывающее видимость несовпадения мнений (как правило, сочетается с болезненным восприятием критики собственной точки зрения), в том числе различие критериев оценки результатов деятельности и личности друг друга.
- Феномен ингруппового фаворитизма и аутгрупповой дискриминации – тенденция воспринимать членов своей социальной группы как в большей степени обладающих позитивными характеристиками, а членов других социальных групп как в большей степени обладающих негативными качествами.
- Склонность человека к поддержанию «когнитивного баланса» – тенденция отвергать информацию, не соответствующую существующей у человека картине мира.
- Мотив власти – стремление к господству и подчинению других людей своей воле вопреки сопротивлению с их стороны.
- Психологическая несовместимость субъектов.
Типичные личностные причины конфликтов
- Индивидуально-психологические особенности субъектов – наличие у одного или обоих партнеров свойств личности, способствующих возникновению конфликтов (импульсивность, вспыльчивость, неумение эффективно реагировать на трудные и конфликтные ситуации, низкая конфликтоустойчивость, недостаточное развитие эмпатии, завышенный или заниженный уровень притязаний, некоторые акцентуации характера и т.д.).
- Психическое состояние субъектов – актуальное для одного или обоих партнеров эмоциональное состояние, способствующее реализации неадекватных и иррациональных форм поведения. В отличие от устойчивых индивидуально-психологических особенностей, психическое состояние носит ситуативный характер.
Классификации видов конфликтов
В зависимости от того, кто является участником конфликта:
- Внутриличностные;
- Межличностные;
- Межгрупповые;
- Между личностью и группой.
В зависимости от последствий выделяют следующие виды конфликтов:
- Функциональные (конструктивные) – конфликты, завершающиеся разрешением проблемы и восстановлением отношений. Играют позитивную роль, способствуют развитию отношений, личности, группы.
- Дисфункциональные (деструктивные) – конфликты, приводящие к разрушению отношений, от возникновения напряжения в отношениях и вплоть до полного разрыва.
Выделяют также следующие виды межличностных конфликтов: глубокие и поверхностные, затяжные и кратковременные, скрытые и явные.
Стратегии поведения в конфликтных ситуациях
Стратегия конфликтного поведения – это ориентация личности по отношению к конфликту, установка на определенные формы конфликтного поведения.
Различают следующие стратегии конфликтного поведения (по Томасу):
- Соперничество (конкуренция) – навязывание другой стороне предпочтительного для себя решения.
- Сотрудничество (проблемно-решающая стратегия) – поиск такого решения, которое удовлетворяло бы обе стороны.
- Компромисс – взаимные уступки в чем-то важном и принципиальном для каждой из сторон.
- Приспособление (уступка) – понижение своих стремлений и принятии позиции оппонента.
- Избегание (бездействие) – участник находится в ситуации конфликта, не принимая активных действий по его разрешению.
Процесс развития (динамика) конфликта
В динамике конфликта выделяют следующие этапы:
- Латентный период (предконфликт).
- Возникновение объективной проблемной ситуации – зарождение противоречия между мотивами субъектов.
- Осознание проблемной ситуации – субъективное восприятие ситуации как проблемной хотя бы одним из субъектов взаимодействия, осознание необходимости предпринять какие-либо действия для разрешения возникших противоречий.
- Попытки сторон разрешить проблемную ситуацию неконфликтными способами.
- Возникновение предконфликтной ситуации – характеризуется возникновением ощущения непосредственной угрозы собственным мотивам хотя бы у одного из субъектов взаимодействия. Как правило, именно предконфликтная ситуация закладывает начало активным действиям оппонентов.
- Открытый период (собственно конфликт).
- Инцидент – первое столкновение сторон.
- Эскалация – прогрессирующее развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие.
- Сбалансированное противодействие – продолжение противодействия при снижении интенсивности борьбы оппонентов.
- Завершение конфликта – переход к другим формам взаимодействия (разрешение, урегулирование, затухание или устранение конфликта, иногда – перерастание в другой конфликт).
- Послеконфликтный период.
- Частичная нормализация отношений – переосмысление и коррекция участниками конфликта собственной позиции, самооценок, притязаний, отношения к партнеру; при этом сохраняются негативные установки и эмоции, имевшие место в конфликте.
- Полная нормализация отношений – преодоление негативных установок, установление доверия, понимание необходимости дальнейшего конструктивного взаимодействия.
Не все конфликты в своем развитии проходят все перечисленные этапы. Некоторые потенциальные конфликты разрешаются еще на этапе предконфликта, многие конфликты не проходят послеконфликтный период и завершаются разрывом отношений между оппонентами и т.п.
Диагностика конфликтов
Наиболее распространенной психодиагностической методикой диагностики конфликтного поведения является опросник Томаса, направленный на изучение характерных для данной личности стратегий поведения в конфликтных ситуациях. В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти возможных стратегий поведения в конфликтных ситуациях (соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание и уступчивость) двенадцатью суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. Шкалы опросника, по которым набрано наибольшее количество баллов, отражают типичные для респондента стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
Профилактика конфликтов
Для профилактики конфликтов применяются специально разработанные тренинги и упражнения для развития качеств личности, способствующих межличностной адаптации, выработки и закрепления в поведении оптимальных стратегий поведения в конфликтных ситуациях (сотрудничество).
Пример: ролевая игра «Сглаживание конфликтов» (групповая). Цель упражнения: отработка умений и навыков сглаживания конфликтов. Участники разбиваются на тройки. На протяжении 5 минут каждая тройка придумывает сценарий, по которому двое участников представляют конфликтующие стороны (например, ссорящихся супругов), а третий – играет миротворца, арбитра. На обсуждение ведущий выносит следующие вопросы: Какие методы сглаживания конфликтов были продемонстрированы? Какие интересные находки использовали участники во время игры? Как стоило повести себя тем участникам, кому не удалось сгладить конфликт?
Психология конфликта
Под термином «конфликт» подразумевается наивысшая точка кипения, предельное обострение накопленных противоречий. В психологии понятие конфликта включает в себя именно те противоречия, которые связаны с невероятно сильными эмоциональными переживаниями.
Причины возникновения конфликтов в психологии
Проблема конфликта в психологии изучается, наверное, столько времени, сколько существует эта наука. И одним из факторов, которые способствуют разрешению спорных ситуаций, это определение причины конфликта.
Что ж, если конфликт в психологии – это столкновение противоположных мнений, то причинами будут именно различное мышление, цели, а так же взаимоисключающие друг друга способы достижения этих целей. Часто, еще не зная человека, вы уже испытываете к нему определенное чувство, которое основывается на первом впечатлении. Находясь под этим впечатлением, вы можете субъективно оценивать его мнение, что и станет поводом для конфликта.
Кроме того, причиной конфликта в психологии считается недостаточное общение, недопонимание, а так же неумение и нежелание контролировать свои чувства.
Виды конфликтов в психологии
Психология конфликта имеет четкую классификацию, которая зависит от критериев, которые учитываются в первую очередь. Итак, основные виды конфликтов в психологии следующие:
- внутриличностные – внутренние колебания между чувством симпатии или же антипатии и долга;
- межличностные – конфликт между людьми.
Так же по значению различают следующие виды конфликтов:
- конструктивные – когда разногласия касаются той области, которая важна либо для жизни, либо для работы;
- деструктивные – столкновение мнений по мелким поводам, которые, если присмотреться, не имеют большого значения. Чаще всего именно деструктивные конфликты становятся причинами негативных последствий.
Структура конфликта в психологии
Исследования в психологии выявили тот факт, что каждый конфликт имеет относительно четко выраженную структуру. Обязательно есть объект или виновник конфликтной ситуации. Далее важным составляющим структуры конфликта считают оппонента, или же нескольких лиц, которые являются участниками.
И, конечно же, учитываются цели, мотивы каждого участника возникшего конфликта. Кроме того, изучая психологию решения конфликта, в структуру проблемы включили такой фактор, как повод столкновения, а так же реальную причину, ставшую источником раздора.
Разрешение конфликтов в психологии
Возможность решения столкновений носит в психологии название управление конфликтами. Однако управлять конфликтом можно лишь в том случае, когда вы четко осознаете структуру конфликта.
В психологии выделяют несколько основных способов разрешения конфликтов:
- компромисс, то есть, когда обе стороны делают определенные уступки друг другу для достижения более менее удовлетворительного решения;
- уступка, когда одна из сторон «сдает» свои позиции по причине неправоты или же из желания завершить конфликт, кроме того, этот шаг возможен в результате давления со стороны третьего лица;
- уход, избегание проблемы является решением конфликта с минимальными потерями, однако в большинстве случаев именно уход провоцирует образование нового, более сильного конфликта, поэтому этот способ самый нежелательный.
Выбор способа разрешения конфликта зависит от многих факторов, таких, как характер участников конфликта, уровень ущерба, нанесенного оппоненту, а так же и собственный ущерб, возможные неприятности, последствия столкновения, продолжительность конфликта, а так же статус объекта конфликтной ситуации и его оппонента.
Похожие статьи
Этика деловых отношений Вы прошли собеседование на должность в какой-либо компании и теперь с волнением ждёте своего первого рабочего дня? А поинтересовались ли вы дресс-кодом вашего нового «второго дома»? Да и вообще, может быть в данной компании существуют особые принципы этики деловых отношений? |
Как контролировать свои эмоции? Далеко не каждый из нас может похвастаться умением контролировать свои эмоции. Наоборот, чаще всего мы жалуемся, что в порыве чувств натворили такого, что ещё долго придётся расхлёбывать. Вам не кажется что пришло время показать своим эмоциям, кто здесь хозяин? |
Речь в психологии Никто не будет отрицать, что язык и речь является не только очень важной частью нашей жизни, а скорее даже неотъемлемой. Психологи же смотрят на понятие «речь» несколько с иной стороны, исследуя то, какое влияние оказывают на других произносимые нами слова. | Как правильно общаться с людьми? Умеете ли вы правильно общаться с людьми? И проблем с коммуникабельность у вас нет? Ну тогда вы счастливый человек, который справится с любой ситуацией и всегда найдёт тех, кто с радостью окажет ему свою помощь. Не можете похвастаться вышеперечисленными навыками? Ничего страшного, ведь учиться никогда не поздно. |
КОНФЛИКТ | английское значение — Cambridge Dictionary
Первые два сегмента были разработаны, чтобы спровоцировать разногласия, в то время как третий сегмент позволил оценить последствия предыдущего конфликта .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Обычным явлением стало разрешение конфликтов между врачом и пациентом в судах.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Но они должны были — в то же время — опасаться, что математика не будет «настолько близко» к приложениям, чтобы породить нежелательные философские проблемы.0003 конфликт
Из Кембриджского корпуса английского языка
Что касается психологического дистресса, не было обнаружено связи с широтой принятия решений, в то время как конфликты на работе увеличивали риск психологического дистресса.
Из Кембриджского корпуса английского языка
В тех случаях, когда отчеты из разных источников противоречили друг другу, бралась более продолжительная продолжительность.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Мало того, что все стороны отрицали, что глубоко укоренившиеся экономические интересы стали неотъемлемой частью конфликта .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Историки также подчеркивали его роль в культуре чести и конфликтах чести.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Данные об уровнях протеинурии и клиническом исходе противоречивы.
Из Кембриджского корпуса английского языка
С социотехнической точки зрения технические решения, социальное взаимодействие и конфликт управление являются тремя важными компонентами процесса совместного проектирования.
Из Кембриджского корпуса английского языка
А конфликт прав, учитывая все обстоятельства, породил бы такую проблему, но у нас не может быть прав, учитывая все обстоятельства, на выполнение несовместимых действий.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Низкий уровень эмпатии может способствовать конфликтуют в социальных взаимодействиях и тем самым повышают уровень негативных эмоций, испытываемых некоторыми детьми.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Роль брата и сестры конфликта в более позднем школьном конфликте была менее прямолинейной, чем роль других предикторов.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Однако структурные сходства, встречающиеся на уровне фактов, обобщаемых окончательными суждениями, указывают на определенные основные линии внутрисемейного конфликта .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Конечный источник противоречивых результатов может лежать в левом-правом и да-нет решении задач.
Из Кембриджского корпуса английского языка
это , конфликт , в свою очередь, будет способствовать нестабильности партийных предпочтений.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Эти примеры взяты из корпусов и из источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.
Что такое конфликт? | Типы и примеры конфликтов
Что такое конфликт?
Чтобы разобраться в значении конфликта, важно взглянуть на различные синонимы конфликта, предлагаемые некоторыми словарями и текстами по управлению. Согласно этим источникам, конфликт означает,
- √ конфликтовать, не соглашаться,
- √ битва или борьба,
- √ антагонизм или противостояние,
- √ несовместимость или помехи и
- √ умственная борьба.
В попытке определить конфликт социальные психологи отваживаются на более детальное исследование и предлагают следующие описания:
- Конфликт возникает всякий раз, когда возникают несовместимые действия.
- Конфликт – это ситуация, при которой взаимозависимые люди выражают (явные или латентные) различия в удовлетворении своих индивидуальных потребностей и интересов и испытывают помехи друг другу в достижении этих целей.
- Конфликт — это конкуренция между взаимозависимыми сторонами, которые считают, что у них несовместимые потребности, цели, желания или идеи.
- Конфликт – это выраженная борьба между не менее чем двумя взаимозависимыми сторонами , которые воспринимают несовместимые цели, скудные ресурсы и вмешательство других в достижение своих целей.
Для целей этой статьи мы изложим последнее определение, предложенное профессором Уильямом Уилмотом и профессиональным посредником Джойс Хокер, чтобы объяснить следующие заголовки как детерминанты конфликта.
1. Конфликт включает выраженную борьбу или несогласие
В их определение включено положение о том, что борьба между сторонами должна быть выражена для того, чтобы считаться конфликтом. Важно отметить, что борьба или несогласие не всегда могут быть выражены вербально. Иногда это может быть выражено невербально довольно тонким способом.
Кроме того, выражение может быть направлено не на другого человека в конфликте. Чаще конфликтующие стороны «вымещаются» перед третьей стороной. Не каждый конфликт требует прямого устного признания между сторонами.
2. Конфликт существует в ситуации взаимозависимости
Определение Уилмота и Хокера также требует, чтобы конфликтующие стороны были взаимозависимы.
Взаимозависимость означает, что конфликтующие личности каким-то важным образом зависят друг от друга.
Это влечет за собой связь между конфликтующими сторонами, когда потребности одной стороны могут быть удовлетворены за счет ресурсов другой стороны, и эта передача ресурсов работает в обоих направлениях (т. е. обеим сторонам нужны ресурсы друг друга для удовлетворения своих потребностей). Такое совместное использование ресурсов создает ощущение взаимозависимости.
Индивидуумы или группы могут быть отрицательно взаимозависимыми, когда хороший результат для одного достигается за счет хорошего результата для другого — один должен тонуть, чтобы другой мог плыть. В качестве альтернативы люди или группы могут быть положительно взаимозависимы, что означает, что все стороны зависят друг от друга в отношении положительного или отрицательного результата, который они разделят. Другими словами, они либо утонут, либо поплывут вместе.
3. Непоследовательные цели
Другим детерминантом конфликта, заслуживающим объяснения, является термин «цели». По сути, цель — это то, к чему вы стремитесь. Интенсивность конфликта связана с тем, насколько цели, лежащие в основе конфликта, значат для вовлеченных сторон. Цели бывают разных типов, включая цели контента, цели процесса, реляционные цели, цели идентичности и цели ценности.
Контентные цели связаны с нашими желаниями распределения ресурсов или исхода события.
Конфликты по поводу целей контента часто связаны с восприятием ограниченных ресурсов и могут включать такие вопросы, как, кто должен получить повышение, что делать со старым складским помещением или где компании следует открыть новый офис.
Люди хотят один и тот же ресурс, но он может быть только у одного; или они хотят разных результатов, но может произойти только один. Например, если два сотрудника хотят получить повышение, но есть только одна вакансия, или один партнер считает, что новый офис должен быть в Далласе, а другой считает, что Хьюстон — лучший выбор, цели контента противоречат друг другу.
Порог конфликта
Происхождение конфликта проистекает из несовместимости, но конфликт не обязательно возникает просто потому, что существуют несовместимости, разногласия или различия внутри или между социальными образованиями. Чтобы конфликт возник, он должен превысить пороговый уровень интенсивности до того, как стороны испытают (или узнают) о каком-либо конфликте.
Другими словами, несовместимости, разногласия или разногласия должны быть достаточно серьезными, прежде чем стороны столкнутся с конфликтом. Существуют различия в пороге осознания конфликта или терпимости среди людей. Таким образом, в аналогичных ситуациях одни люди могут оказаться вовлеченными в конфликт раньше, чем другие.
Типы конфликтов
Конфликты — будь то в коллективе, на работе или в личной жизни — возникают как минимум в двух основных формах: предметной и эмоциональной. Оба типа распространены, всегда присутствуют и сложны. Таким образом, нам нужно узнать о них и, что более важно, как успешно с ними справляться.
1. Конфликт по существу
Конфликт по существу — это фундаментальное разногласие по поводу преследуемых целей и средств их достижения. Спор с начальником или другими членами команды по поводу плана действий, которому необходимо следовать, например маркетинговой стратегии для нового продукта, является примером существенного конфликта.
Когда люди работают вместе каждый день, вполне нормально, что возникают разные точки зрения на различные существенные рабочие вопросы. Иногда люди расходятся во мнениях по таким вещам, как командные и организационные цели, распределение ресурсов, распределение вознаграждений, политики и процедуры, а также распределение задач.
2. Эмоциональный конфликт
Эмоциональный конфликт включает в себя межличностные трудности, возникающие из-за чувств гнева, недоверия, неприязни, страха, обиды и тому подобного.
Этот конфликт широко известен как «столкновение личностей». Сколько раз, например, вы слышали такие комментарии, как «Я терпеть не могу работать с ним» или «Она всегда меня неправильно гладит» или «Я бы не стал делать то, что он просил, если бы вы меня умоляли»?
Когда эмоциональные конфликты закрадываются в рабочие ситуации, они могут истощить энергию и отвлечь людей от приоритетов задач и целей. Тем не менее, они возникают в самых разных условиях и распространены в командах, среди коллег и в отношениях между начальником и подчиненным.
Функциональные и дисфункциональные конфликты
Конфликт всегда возникает в любой интерактивной ситуации. Это может привести к пагубным побочным эффектам для вовлеченных сторон и других лиц, затронутых его возникновением. Например, может быть довольно неудобно работать в среде, в которой два сотрудника постоянно враждебны друг другу или две команды постоянно борются за внимание высшего руководства.
В нашем наблюдении мы признаем, что конфликт может иметь как функциональную или конструктивную сторону, так и дисфункциональную или деструктивную сторону.
Функциональный конфликт
Функциональный конфликт, также называемый конструктивным конфликтом, приносит пользу отдельным лицам, команде или организации. С положительной стороны,
- конфликт может вывести важные проблемы на поверхность, чтобы их можно было решить.
- Это может привести к тому, что решения будут тщательно рассмотрены и, возможно, пересмотрены, чтобы убедиться, что выбран правильный путь действий.
- Это может увеличить количество информации, используемой для принятия решений.
- И это может предложить возможности для творчества, которые могут улучшить производительность.
Действительно, эффективный менеджер или руководитель группы способен стимулировать конструктивный конфликт в ситуациях, когда удовлетворение существующим положением сдерживает необходимые изменения и развитие.
Дисфункциональный конфликт
Дисфункциональный конфликт или деструктивный конфликт работает в ущерб человеку или команде. Это отвлекает энергию, подрывает групповую сплоченность, способствует межличностной враждебности и в целом создает негативную среду для работников.
Этот тип конфликта возникает, например, когда два члена команды не могут работать вместе из-за межличностных разногласий — деструктивный эмоциональный конфликт — или когда члены рабочей группы бездействуют, потому что они не могут договориться о целях задачи — деструктивный конфликт. предметный конфликт.
Деструктивные конфликты этих типов могут снизить производительность и удовлетворенность работой, а также способствовать прогулам Открывается в новом окне и текучести кадров. Менеджеры и руководители групп должны быть готовы к деструктивным конфликтам и быстро принимать меры для их предотвращения или устранения или, по крайней мере, сведения к минимуму причиняемого вреда.
Уровни конфликта
Конфликт — это интерактивный процесс. Таким образом, мы можем думать о конфликте как о чем-то, что происходит между двумя людьми, что является хорошим примером того, что мы называем межличностным конфликтом. Но ученые отмечают, что конфликты в командах и организациях необходимо распознавать и понимать и в других формах.
Весь спектр конфликтов, с которыми мы сталкивались на работе, включает конфликты, возникающие на межличностном, внутриличностном, межгрупповом, внутригрупповом и межорганизационном уровнях. Управление конфликтом на этих различных социальных уровнях включает поддержание умеренного уровня конфликта на любом из этих уровней, как описано ниже.
Внутриличностный конфликт
Внутриличностный конфликтOpens in new window возникает внутри индивидуума и характеризуется когнитивными и/или аффективными аспектами. Обычно это включает в себя два конкурирующих желания или цели, но в этом случае желания или цели конкурируют внутри одного и того же человека.
Например, решение о том, следует ли сообщать о ненадлежащем финансовом поведении коллеги, может привести к внутриличностному конфликту между ценностью справедливости и подотчетности и ценностью лояльности и дружбы по отношению к коллеге.
Внутриличностный конфликт может принимать одну из нескольких форм: приближение-приближение, приближение-избегание и избегание-избегание. Смотрим на центральные особенности каждого по порядку здесь .
Межличностный конфликт
Межличностный конфликтОткрывается в новом окне относится к проявлению несовместимости, непоследовательности или разногласия в социальном контексте между индивидуумами — например, конфликты между сверстниками или между начальниками и подчиненными на рабочем месте.
Контексты межличностных конфликтов могут включать изучение конфликтов при знакомстве, дружбе, свиданиях, супружеских отношениях, семейной социализации, здравоохранении, на рабочем месте, продолжительности жизни и/или межкультурном контексте. Подробнее здесьОткрывается в новом окне
Внутригрупповой конфликт
Внутригрупповой конфликтOpens in new window по определению Рахима (2001) «относится к несовместимости, несоответствию или разногласиям между членами группы или ее подгрупп относительно целей, функций или деятельности группы» (стр. 143).
Некоторые примеры включают конфликты между тренерами на отделении легкой атлетики, конфликты между преподавателями кардиологии в университетской больнице и конфликты между студентами, которые являются членами студенческого сената бакалавриата.
Конфликт сосредоточен внутри группы и может иметь незначительные последствия для тех, кто не является членом этой группы, хотя такие конфликты могут иметь пагубное влияние на общую эффективность организации, если они не регулируются должным образом.
Внутригрупповой конфликт часто связан с тем, как следует решать проблемы и распределять скудные ресурсы. Подробнее здесьОткрывается в новом окне
Межгрупповой конфликт
Межгрупповой конфликтОткрывается в новом окне рассматривает совокупность людей внутри организации (например, рабочие группы, отделы) как стороны конфликта. Например, два подразделения, борющиеся за скудные финансовые ресурсы, вовлечены в межгрупповой конфликт.
Неудивительно, что межгрупповой конфликтOpens in new window может усложниться, если члены одной группы придерживаются разных взглядов на конфликт. Например, в ходе трудовых переговоров между членами профсоюза или членами руководящего состава часто возникают разногласия по поводу того, как следует разрешать конфликт.
Внутриорганизационный конфликт
Внутриорганизационный конфликт связан с разногласиями между организационными подсистемами (а не внутри них). Факультет кардиологии может не согласиться с факультетом педиатрии в отношении приоритетов при заказе нового медицинского оборудования.