Конфликт в психологии определение: общее понятие, причины возникновения и стадии конфликта

Понятие конфликта

21.05.2011

Слово «конфликт» означает столкновение. Причинами столкновений могут быть самые разные проблемы нашей жизни. Конфликт по сути является одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы. Однако конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон, т. е. действия, направленные друг против друга.

В основе конфликта лежат субъективно-объективные противоречия, но эти два явления (противоречия и конфликт) не следует отождествлять. Противоречия могут перерастать в конфликт. Поэтому необходимо иметь в виду, что в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности. Такие противоречия, как правило, трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство.

Противоборство может быть более или менее интенсивным.

Интенсивность, по мнению Р. Дарендорфа, означает вкладываемую участниками энергию и вместе с тем социальную важность отдельных конфликтов. Форма столкновений — насильственная или ненасильственная — зависит от множества факторов, в том числе и от того, имеются ли реальные условия ненасильственного разрешения конфликта и какие цели преследуют субъекты противоборства.

Итак, конфликт — это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.

Также в психологии конфликт определяют как «столкновение противоположно направленных, не совместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями».

Бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное, что его необходимо по возможности избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникнет.

Такое отношение четко прослеживается в трудах авторов, принадлежащих к школе научного управления, административной школе и разделяющих концепцию бюрократии по Веберу. Эти подходы к эффективности организации в большей степени опирались на определение задач, процедур, правил, взаимодействий должностных лиц и разработку рациональной организационной структуры. Считалось, что такие механизмы в основном устраняют условия, способствующие появлению конфликта, и могут быть использованы для решения возникающих проблем.

Ключевые слова: Конфликт

Источник: И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В. Старовойтова. Основы психологии и педагогики — Минск.: Изд-во МИУ, 2010

Материалы по теме

Стадии протекания социального конфликта

Фролов С.С., Основы социологии

Особенности восприятия конфликтной ситуации

Анцупов А. Я., Конфликтология

Сущность, содержание, особенности межличностного конфликта, конфликтные типы личностей

Н. А. Лобан. Конфликтология УМК — Минск.: Изд-во МИУ, 2008

Производственный конфликт: анализ мотивации

Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное…

Причины социальных конфликтов

Соколов С.В., Социальная конфликтология

Конфликт между личностью и группой

И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В….

Поведение мужчин и женщин в конфликтных и фрустрирующих ситуациях

Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии…

Управление конфликтом в организации

Козлов В. В., Козлова А.А., Конфликт — участвовать или создавать

§ 1. Понятие конфликта и его социальная роль

Жизнь в обществе невозможна без взаимных уступок.

Джонсон Сэмюэль

Понятие конфликта имеет множество определений и толкований, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.

Деловое общение – это прежде всего взаимодействие партнеров, обмен информацией, согласование позиций и точек зрения, и здесь Мы также сталкиваемся с конфликтами и конфликтными ситуациями.

Как определить конфликт, как вести себя в конфликтных ситуациях, как научиться выявлять причины и разрешать конфликты – этому и будет посвящена данная глава.

Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была ее точка зрения и цель, и мешает другой стороне делать то же самое.

Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью и т.п.

В результате бытует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное, что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем.

Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т.д. Однако, как уже отмечалось, не всегда выражается в форме явного столкновения конфликта.

Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей.

В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия и вступают в открытое конфликтное взаимодействие.

Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют конструктивными.

Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию 

решений, называют деструктивными.

80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения.

Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликте гены.

Конфликтогены – это слова, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту.

Слово «могущие»является здесь ключевым. Оно раскрывает причину опасности конфликтогена. То, что он не всегда приводит к конфликту, уменьшает нашу бдительность по отношению к нему. Например, неучтивое обращение не всегда приводит к конфликту, поэтому и допускается многими с мыслью о том, что «сойдет». Однако часто не «сходит» и приводит к конфликту.

Еще большая опасность проистекает из игнорирования очень важной закономерности – эскалации конфликтогенов. Состоит она в следующем: на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных.

Очень важно знать формулу конфликта и эффективно ею владеть.. Она выглядит следующим образом:

Конфликт + Конфликтная ситуация + Инцидент

Конфликт – это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.

Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Из формулы видно, что конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, т.е. ни одно из них не является следствием или проявлением другого.

Разрешить конфликт – значит устранить конфликтную ситуацию и исчерпать инцидент. Понятно, что первое сделать сложнее, но и более важно. К сожалению, на практике в большинстве случаев дело ограничивается лишь исчерпанием инцидента.

Конфликт между людьми можно уподобить сорнякам в огороде: конфликтная ситуация – это корень сорняка, а инцидент – та часть, что на поверхности. Оборвав ботву сорняка, но не тронув корень, мы только усилим его работу по вытягиванию из почвы питательных веществ, так необходимых культурным растениям. Да и найти корень после этого труднее. Так же и с конфликтом: не устранив конфликтную ситуацию, мы создаем условия для углубления конфликта.

Во многих конфликтах можно найти не одну конфликтную ситуацию или сформулировать ее многими способами. Назовем правила, делающие эту процедуру наиболее полезной для разрешения конфликта.

Правило 1. Конфликтная ситуация – это то, что надо устранить.

Правило 2. Конфликтная ситуация всегда возникает раньше конфликта. Конфликт же возникает одновременно с инцидентом.

Таким образом, конфликтная ситуация предшествует и конфликту, и инциденту.

Правило 3. Формулировка должна подсказывать, что делать.

Правило 4. Задавайте вопрос «Почему?» до тех пор, пока не докопаетесь до первопричины, из которой проистекают другие. Если вспомнить аналогию с сорняком, то это означает: не вырывайте часть корня, оставшаяся часть все равно воспроизведет сорняк.

Правило 5. Сформулируйте конфликтную ситуацию своими словами, по возможности не повторяя слов из описания конфликта.

Дело в том, что в рассказе о конфликте обычно много говорится о видимых сторонах конфликта, т.е. о самом конфликте и об инциденте. К пониманию конфликтной ситуации мы приходим после некоторых умозаключений и обобщения разнородных составляющих. Так и появляются в ее формулировке слова, которых не было в первоначальном описании.

Правило 6. В формулировке обойдитесь минимумом слов. И все-таки нужно помнить, что конфликты могут обладать не только разрушительной, но и созидательной силой, когда их разрешение ведет к улучшению условий труда, технологий, управленческих отношений.

Положительная роль конфликта может также заключаться в росте самосознания участников конфликта, если последний преследует социально значимую цель; во многих случаях конфликт формирует и утверждает определенные ценности, объединяет единомышленников, играет роль предохранительного клапана для безопасного и даже конструктивного выхода эмоций.

Психологический конфликт | Мировые проблемы и глобальные проблемы

Проблема


Экспериментальная визуализация более узких проблем

Другие названия:

Поведенческий конфликт
Диссоциативные расстройства
Психологическое расстройство
Психологический дистресс

Природа:

Личный или психологический конфликт относится к ситуации, в которой человек мотивирован участвовать в двух или более взаимоисключающие или несовместимые виды деятельности. Это происходит, когда явные, вербальные, символические или эмоциональные реакции, необходимые для реализации одного мотива, несовместимы с теми, которые необходимы для реализации другого. Социальное существование включает в себя множество конфликтов. Индивид в обществе, подверженный давлению групп, к которым он принадлежит, и требованиям ролей, которые он должен играть, часто испытывает личный конфликт. Весь процесс социализации ребенка можно рассматривать как конфликт между личностью и обществом. Клинические исследования показывают, что концепция конфликта особенно важна в области личностной адаптации и психических расстройств.

Broader Problems:

ConflictFrustrationPsychological alienation

Narrower Problems:

ManiaSadismHostilityAddictionConvulsionsHomophobiaphobiaParaphilia Emotional crisesPsychic conflictGanser’s syndromeDepersonalizationDepersonalizationDepersonalizationDissociative fugueEmotional disordersEmotional disordersDissociative amnesiaPersonality disordersHuman sexual inadequacyHuman sexual inadequacyHuman sexual inadequacyDisorders of consciousnessDissociative motor disordersMultiple personality disorderTrance and possession disordersDisordered behaviour in childrenAnti-social personality disordersPhysiological malnutrition arising от психических факторовАпофенияАпофения

Related Problems:

AnaesthesiaSocial conflictSexual repressionPolitical conflictPolitical conflictInhibited grief processDisharmony of Wood in the body

Aggravates:

FatigueNeurosisNeurosisConduct disorderMental confusionSelf-defeating behaviourSelf-defeating behaviour

Strategies:

ConfusingClarifying mental confusionTreating mental illnessCausing psychological distressCorrecting psychological disturbance

Каталожные номера:

Линтон, Ральф: Культура и психические расстройстваРогоу, Арнольд А. : ПсихиатрыСалливан, Гарри С.: Шизофрения как человеческий процессСнайдер, Соломон Х.: Биологические аспекты психического расстройстваСас, Томас С.: Миф о психических заболеванияхОсимата, Тана: Терапия психических расстройств : индекс медицинского анализа с исследованиями.0003

Тема(ы):

Защита → Конфликт
Здравоохранение → Психическое здоровье
Медицина → Патология
Психология → Поведение
Психология → Психология

Связанные цели ООН в области устойчивого развития:

Cross-Cross-93 Тип проблемы:

3

отраслевые проблемы

Дата последнего обновления

04.10.2020 – 22:48 CEST

Определение конфликта – VIACONFLICT

Опубликовано Категории Разрешение конфликтов

Существует множество определений конфликта, и поиск единственного всеобъемлющего определения конфликта представляет собой трудную задачу. В целях обучения людей навыкам управления конфликтами и ведения переговоров такие усилия не только трудны, но и не нужны.

При обучении управлению конфликтами важно, чтобы участники понимали элементы, которые объединяются, чтобы определить конфликт с их собственной точки зрения и опыта. Следовательно, подходящее определение конфликта во многом зависит от личного опыта и контекста. Для одного человека конфликт может проявляться как состояние или ситуация, а для другого конфликт может пониматься как поведение или процесс. Когда задача состоит в том, чтобы помочь людям лучше понять и разрешить конфликт, что-то, что глубоко и запутанно вплетено в ткань человеческого опыта, не имеет большого смысла превозносить обоснованность одного определения над другим. Что имеет наибольшую ценность, так это создание смысла для учащегося.

В конечном счете, большинство определений конфликта имеют много общего и различаются в значительной степени контекстуальными деталями. Эффективное преподавание значения конфликта требует представления нескольких достоверных определений, из которых учащийся может выбрать определение, которое резонирует с его или ее опытом и точкой зрения.

Когда учащиеся овладевают техническим определением конфликта, которое имеет отношение к ним, они приобретают свой первый инструмент в процессе анализа конфликта. Люди могут использовать определение конфликта, которое имеет для них наибольшее значение, для общего описания конфликта (конфликтов), который они в настоящее время решают. Сам по себе этот инструмент представляет небольшую ценность, но в качестве отправной точки для понимания динамики конфликта он может быть очень полезным.

КОНФЛИКТ (ˈKÄNˌFLIKT/)

  1. «Социальный конфликт — это борьба между противниками за ценности и претензии на скудный статус, власть и ресурсы». (Л. Козер, Функции социального конфликта , 1956)

  2. «Конфликт — это сбой в стандартных механизмах принятия решений, при котором индивидууму или группе людей трудно выбрать альтернативу».

    (Дж. Г. Марч и Х. А. Саймон, Организации , 1958)

  3. «Конфликты, которые являются стратегическими, — это, по сути, ситуации торга, в которых способность одного участника добиться своих целей зависит от выбора или решений, которые примет другой участник». (Т. Шеллинг, Стратегия конфликта , 1960)

  4. «Конфликт — это ситуация, в которой условия, практика или цели различных участников по своей сути несовместимы». (К. Г. Смит, Административная наука Ежеквартально , 1966)

  5. «Конфликты связаны с борьбой между двумя или более людьми из-за ценностей или соперничеством за статус, власть или ограниченные ресурсы (Л. Козер, Continuities in the Study of Social Conflict , 1967)

  6. «Конфликт — это тип поведения, который возникает, когда две или более сторон противостоят друг другу или сражаются в результате воспринимаемой относительной лишенности действий или взаимодействия с другим человеком или группой». (Дж. А. Литтерер, Журнал Академии управления , 1966)

  7. «Конфликт возникает в любой социальной ситуации или процессе, в котором два или более социальных субъекта связаны по крайней мере одной формой антагонистического психологического отношения или по крайней мере одной формой антагонистического взаимодействия». (CF Fink, Journal of Conflict Resolution , 1968)

  8. «Конфликт возникает всякий раз, когда происходят несовместимые действия. . . одна сторона вмешивается, мешает, препятствует или иным образом делает действия другой стороны менее эффективными». (М. Дойч, Разрешение конфликта , 1973)

  9. «Конфликт — это интерактивное состояние, в котором поведение или цели одного актора в некоторой степени несовместимы с поведением или целями какого-либо другого актора или акторов». (Дж. Т. Тедески, Б. Р. Шленкер и Т. В. Бонома, Conflict, Power and Games , 1973)

  10. «Конфликт — это процесс, в котором две или более сторон пытаются помешать друг другу в достижении цели. . . факторы, лежащие в основе конфликта, тройственны: взаимозависимость, различия в целях и различия в восприятии». (Дж. А. Уолл, Переговоры , 1985)

  11. «Конфликт есть противостояние сил». (Л. С. Кан, Миротворчество , 1988)

  12. Конфликт — это «процесс социального взаимодействия, включающий борьбу за претензии на ресурсы, власть и статус, убеждения и другие предпочтения и желания. Цели сторон в конфликте могут простираться от простой попытки получить согласие на предпочтение или обеспечить преимущество в ресурсах до крайностей нанесения ущерба или устранения противников». (Х. Бисно, Управление конфликтами , 1988)

  13. «Конфликт означает предполагаемое расхождение интересов или уверенность в том, что текущие устремления сторон не могут быть достигнуты одновременно». (Д. Прюитт и Дж. Рубин, Социальный конфликт , 1986)

  14. «Конфликты — это коммуникативные взаимодействия между людьми, которые взаимозависимы и понимают, что их интересы несовместимы, непоследовательны или находятся в противоречии». (К. Конрад, Коммуникационные монографии , 1991)

  15. «Конфликт возникает, когда два человека желают совершить действия, которые несовместимы друг с другом. Они оба могут хотеть делать одно и то же… или они могут хотеть делать разные вещи, когда разные вещи взаимно несовместимы… Конфликт разрешается, когда вырабатывается некоторый взаимно совместимый набор действий. Определение конфликта может быть расширено от отдельных лиц до групп (таких как государства или нации), и в конфликт могут быть вовлечены более двух сторон. Принципы остаются прежними». (М. Николсон, Рациональность и анализ международного конфликта , 1992)

  16. «Конфликт — несовместимые виды деятельности — возникает как в контексте сотрудничества, так и в контексте конкуренции. . . конфликтующие стороны могут иметь цели сотрудничества или соперничества». (Д. Тьосволд и Э. ван де Влиерт, Ежеквартальный выпуск медиации , 1994 г.)

  17. «В организационном контексте конфликт — это выражение неудовлетворенности или несогласия с взаимодействием, процессом, продуктом или услугой». (К. А. Константино и К. Мерчант-Сиклз, Проектирование систем управления конфликтами , 1996)

  18. «Конфликт – это взаимодействие взаимозависимых людей, воспринимающих несовместимые цели и помехи друг другу в достижении этих целей». (Дж. П. Фолгер, М. С. Пул и Р. К. Статман, Работа через конфликт , 1997)

  19. «Конфликт имеет место, когда две или более стороны считают, что их интересы несовместимы, выражают враждебное отношение или… преследуют свои интересы посредством действий, наносящих ущерб другим сторонам. Этими сторонами могут быть отдельные лица, малые или большие группы и страны». (А. П. Шмид, цитируя Лунда в Тезаурус и глоссарий терминов раннего предупреждения и предотвращения конфликтов , 1998)

  20. Конфликт – это «социально-фактическая ситуация, в которую вовлечены по крайней мере две стороны (индивидуумы, группы, государства), и которые: i) стремятся к изначально несовместимым целям или стремятся к одной и той же цели, которая может быть только достигнут одной стороной; и/или ii) хотят использовать несовместимые средства для достижения определенной цели». (А. П. Шмид, Цитата Васмута из Тезауруса и Глоссария терминов раннего предупреждения и предотвращения конфликтов , 1998)

  21. «Конфликт — это восприятие различий интересов между людьми». (Л. Томпсон, Разум и сердце переговорщика , 1998)

  22. «Конфликт — это соперничество между взаимозависимыми сторонами, которые считают, что у них несовместимые потребности, цели, желания или идеи». (Э. Дж. Ван Слайк, Прослушивание конфликта , 1999)

  23. «Конфликт — это интерактивный процесс, проявляющийся в несовместимости, несогласии или диссонансе внутри или между социальными субъектами (т. е. отдельными лицами, группами, организациями и т. д.)». (М. А. Рахим, Управление конфликтами в организациях , 2001)

  24. «Процесс, в котором одна сторона считает, что ее интересам противостоит другая сторона или что на нее негативно влияет другая сторона». (Р. Крейтнер и А. Киницки, Организационное поведение , 2004)

  25. «Конфликт возникает, когда граница и ее нормы оспариваются, им угрожают или их обходят». (Г. Т. Ферлонг, Набор инструментов для разрешения конфликтов , 2005)

  26. Конфликт – это «столкновение интересов (позиционных разногласий) по поводу национальных ценностей определенной продолжительности и масштаба между как минимум двумя сторонами (организованными группами, государствами, группами государств, организациями), которые полны решимости отстаивать свои интересы и выигрывать свои дела». (А. Хайнц-Юрген, А. Милошоски и О. Шварц, Конфликт – Обзор литературы , 2006)

  27. «Процесс, который начинается, когда одна сторона понимает, что другая сторона негативно повлияла или собирается негативно повлиять на то, что волнует первую сторону». (С. П. Роббинс и Т. А. Джадж, Основы организационного поведения , 2008 г.)

  28. «Как набор восприятий, конфликт — это убеждение или понимание того, что собственные потребности, интересы, желания или ценности несовместимы с чьими-то еще… Конфликт также включает эмоциональную реакцию на ситуацию или взаимодействие, которое сигнализирует о несогласии какого-либо рода… Конфликт также состоит из действий, которые мы предпринимаем, чтобы выразить наши чувства, сформулировать наше восприятие и удовлетворить наши потребности таким образом, который потенциально может помешать чьей-либо способности удовлетворить свои потребности». (Б. Майер, Динамика конфликта , 2012)

  29. «Конфликт — это процесс, в ходе которого люди или группы воспринимают, что другие предприняли какие-то действия, отрицательно влияющие на их интересы». (Д. Дж. Леви, Групповая динамика для команд , 2013)

  30. «Конфликт относится к некоторой форме трений, разногласий или разногласий, возникающих внутри группы, когда убеждения или действия одного или нескольких членов группы либо отвергаются, либо неприемлемы для одного или нескольких членов другой группы. Конфликт может возникнуть между членами одной и той же группы, известный как внутригрупповой конфликт, или он может возникнуть между членами двух или более групп и включать насилие, межличностные разногласия и психологическое напряжение, известный как межгрупповой конфликт. Конфликт в группах часто протекает по определенному сценарию. Рутинное групповое взаимодействие сначала нарушается первоначальным конфликтом, часто вызванным разногласиями, разногласиями между членами или нехваткой ресурсов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *