Психологическая характеристика конфликта | Диплом по психологии
Одной из наиболее часто встречающихся проблем супружеских отношений, а также своего рода индикатором, отражающим наличие других проблем в супружеских отношениях, являются конфликты.
Конфликт – это «такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т.п.)» [11, с.24].
Конфликт возникает на основе конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация является разновидностью трудной ситуации. Ситуация – это «сложная субъективно-объективная реальность, где объективные составляющие представлены в виде субъективного восприятия и личностной значимости для участников ситуации» [3, с.192]. Трудная ситуация характеризуется, во-первых, наличием препятствия на пути достижения личностью каких-либо целей, реализации мотивов; во-вторых, состоянием психической напряженности субъекта как реакцией на данное препятствие; в-третьих, изменением обычных параметров деятельности, поведения и общения субъекта [3, с. 193].
Различают трудные ситуации деятельности, трудные ситуации внутриличностного плана и трудные ситуации социального взаимодействия. В свою очередь, трудные ситуации социального взаимодействия классифицируются на проблемные, предконфликтные и конфликтные ситуации. Характеристики перечисленных ситуаций представлены в таблице 1.1 [3, с.195-196].
Таблица 1.1.
Характеристики трудных ситуаций социального взаимодействия
№ | Ситуация | Характеристика |
---|---|---|
1 | Проблемная | Характеризуется наличием противоречия и положительным или нейтральным отношением субъектов взаимодействия друг к другу. Межличностная напряженность невелика. Рациональная составляющая является основой поведения и общения. Угроза со стороны другого оценивается как потенциальная. |
2 | Предконфликтная | Отличается от проблемной более высокой степенью психической напряженности. Сторонами или одной из сторон допущены действия, которые рассматриваются оппонентом как нанесение морального или физического ущерба. Характеризуется началом формирования негативного отношения к другому, готовностью противодействовать. Высока вероятность перерастания в конфликт. |
3 | Конфликтная | Свойственно противодействие в виде общения, поведения или деятельности, направленных на защиту своих интересов путем ограничения активности оппонента, нанесения ему морального или материального ущерба, а также негативное отношение друг к другу (негативные эмоции и формирование «образа врага»). Преобладает мотивация «на себя». Эмоции доминируют в определении поведения и манеры общения. В результате стресса все ресурсы индивида мобилизуются для достижения победы над оппонентом. |
Таким образом, конфликтная ситуация возникает на основе предконфликтной, предконфликтная – на основе проблемной. При этом переход от проблемной ситуации к предконфликтной, и от предконфликтной к конфликтной не является неизбежным и зависит от поведения субъектов.
Причины межличностных конфликтов могут быть объективными и субъективными. К объективным причинам конфликтов относятся «те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений установок и т.п.» [3, с.213]. Объективные причины, как правило, определяют возникновение проблемной ситуации, преобразование которой в предконфликтную и затем в конфликтную ситуацию обусловлено субъективными причинами. Субъективные причины конфликтов «связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к тому, что они выбирают именно конфликтный, а не какой-либо другой способ разрешения создавшегося объективного противоречия. Человек не идет на компромиссное решение проблемы, не уступает, не избегает конфликта, не пытается обсудить и совместно с оппонентом обоюдовыгодно разрешить возникшее противоречие, а выбирает стратегию противодействия» [3, с.214].
Субъективные причины конфликтов могут быть социально-психологическими и личностными.
Типичные социально-психологические причины конфликтов:
- Неправильное понимание людьми друг друга вследствие значительных потерь и искажений информации в процессе межличностной коммуникации: «Значительная часть информации содержится на уровне бессознательного и словами вообще не выражается. Часть информации теряется из-за ограниченности словарного запаса конкретного человека. Из-за недостатка времени не высказывается многое из того, что могло быть сказано. Часть информации утаивается говорящим, если ему сообщать эту информацию не выгодно. Из того, что сказано, многое не усваивается собеседником в силу невнимательности или трудностей быстрого понимания. Услышанное человек обычно не воспринимает на веру, а оценивает, делая выводы, отличающиеся (а иногда противоположные) от того, что сказал собеседник» [3, с.221].
- Несбалансированное ролевое взаимодействие, т.е. несоответствие поведения одного или обоих субъектов взаимодействия ролевым ожиданием партнера.
- Различие подходов к предмету спора, вызывающее видимость несовпадения мнений (как правило, сочетается с болезненным восприятием критики собственной точки зрения), в том числе различие критериев оценки результатов деятельности и личности друг друга.
- Феномен ингруппового фаворитизма и аутгрупповой дискриминации – тенденция воспринимать членов своей социальной группы как в большей степени обладающих позитивными характеристиками, а членов других социальных групп как в большей степени обладающих негативными качествами.
- Склонность человека к поддержанию «когнитивного баланса» – тенденция отвергать информацию, не соответствующую существующей у человека картине мира.
- Мотив власти – стремление к господству и подчинению других людей своей воле вопреки сопротивлению с их стороны.
- Психологическая несовместимость субъектов.
Типичные личностные причины конфликтов:
- Индивидуально-психологические особенности субъектов – наличие у одного или обоих партнеров свойств личности, способствующих возникновению конфликтов (импульсивность, вспыльчивость, неумение эффективно реагировать на трудные и конфликтные ситуации, низкая конфликтоустойчивость, недостаточное развитие эмпатии, завышенный или заниженный уровень притязаний, некоторые акцентуации характера и т.д.).
- Психическое состояние субъектов – актуальное для одного или обоих партнеров эмоциональное состояние, способствующее реализации неадекватных и иррациональных форм поведения. В отличие от устойчивых индивидуально-психологических особенностей, психическое состояние носит ситуативный характер.
Возникший по тем или иным причинам на основе той или иной трудной ситуации конфликт имеет конкретную структуру. Структура конфликта – это «совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс» [3, с.230]. В структуре конфликта выделяются следующие составляющие [3, с.231-250; 11, с.25-26]:
- Объективное содержание.
- Участники конфликта – люди, действующие лица конфликта, осуществляющие конфликтные действия различной степени.
- Основные участники конфликта – стороны конфликта, оппоненты, или противоборствующие силы, – субъекты конфликта, непосредственно совершающие активные (наступательные или защитные) действия друг против друга.
- Группы поддержки – индивиды или группы, составляющие силу, стоящую за основными участниками конфликта, которые либо активным участием, либо только присутствием могут коренным образом влиять на течение и исход конфликта.
- Другие участники – лица, осуществляющие эпизодическое влияние на исход конфликта.
- Предмет конфликта – объективно существующее или воображаемое противоречие, служащее основой («ядром») конфликта. В нем отражается столкновение интересов и целей сторон; борьба, ведущаяся в конфликте, имеет своей целью разрешение данного противоречия. Предмет конфликта, как правило, является более поверхностным, чем его объект.
- Объект конфликта – находящаяся на пересечении личных интересов субъектов материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента. Необходимым условием для конфликта является желание полностью владеть объектом в сочетании с реальной неделимостью объекта или притязанием хотя бы одной из противоборствующих сторон на его неделимость. Чаще всего действительный объект конфликта скрыт за предметом конфликта.
- Микро- и макросреда – ближайшее окружение субъектов конфликта и те социальные группы, представителями которых они являются.
- Участники конфликта – люди, действующие лица конфликта, осуществляющие конфликтные действия различной степени.
- Субъективное содержание (психологические составляющие конфликта).
- Мотивы сторон – внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов к конфликту. Чаще всего истинные мотивы конфликта скрыты за мотивировкой участия в конфликте. Мотивы представляют собой сложные психологические образования, имеющие многоуровневую структуру:
- Потребности – состояния субъекта, создаваемые испытываемой оппонентом нуждой в объектах (ресурсы, власть, духовные ценности), необходимых для его существования и развития, выступающих источником его активности.
- Интересы – осознанные потребности, которые обеспечивают направленность субъекта на объект конфликта, и способствуют реализации его конфликтного поведения.
- Ценности – отстаиваемые субъектом в конфликте общечеловеческие ценности (например, истинность суждения, идеи, справедливость решения), ценности, выраженные в каком-то конкретном произведении культуры, а также личностные ценности (чувство собственного достоинства, честь, самооценка и т. п.).
- Цели – осознанные образы предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены действия человека. Целью субъекта в конфликте является его представление о конечном результате конфликта, его предвосхищаемый полезный (с точки зрения личности или общественной, групповой значимости) результат.
- Позиция – система отношений оппонента к элементам конфликтной ситуации, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках. Позиция участников конфликта является наиболее видимым структурным компонентом их мотивации.
- Конфликтное поведение – составляющая видимую реальность конфликта совокупность противоположно направленных – направленных на реализацию интересов каждой стороны и ограничение интересов оппонента – действий участников конфликта, в ходе которых реализуются скрытые от внешнего восприятия процессы в мыслительной, эмоциональной и волевой сферах оппонентов. Конфликтное поведение анализируется с учетом стратегии и тактики оппонентов.
- Стратегия конфликтного поведения – это ориентация личности по отношению к конфликту, установка на определенные формы конфликтного поведения. Различают следующие стратегии конфликтного поведения:
- Соперничество (конкуренция) – навязывание другой стороне предпочтительного для себя решения.
- Сотрудничество (проблемно-решающая стратегия) – поиск такого решения, которое удовлетворяло бы обе стороны.
- Компромисс – взаимные уступки в чем-то важном и принципиальном для каждой из сторон.
- Приспособление (уступка) – понижение своих стремлений и принятии позиции оппонента.
- Избегание (бездействие) – участник находится в ситуации конфликта, не принимая активных действий по его разрешению.
- Тактика конфликтного поведения – совокупность приемов воздействия на оппонента, через которые реализуются стратегии конфликтного поведения.
- Информационные модели (образы) конфликтной ситуации – восприятие оппонентами конфликта – субъективная картина конфликтной ситуации, складывающаяся в психике каждого участника. Образ конфликтной ситуации характеризуется значительной степенью искажения и неадекватности, однако именно информационная модель, а не объективная реальность, определяет конфликтное поведение сторон.
- Мотивы сторон – внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов к конфликту. Чаще всего истинные мотивы конфликта скрыты за мотивировкой участия в конфликте. Мотивы представляют собой сложные психологические образования, имеющие многоуровневую структуру:
Конфликт как процесс может быть рассмотрен с динамической точки зрения. В динамике конфликта выделяют следующие этапы [3, с.263-271; 11, с.30-32]:
- Латентный период (предконфликт).
- Возникновение объективной проблемной ситуации – зарождение противоречия между мотивами субъектов.
- Осознание проблемной ситуации – субъективное восприятие ситуации как проблемной хотя бы одним из субъектов взаимодействия, осознание необходимости предпринять какие-либо действия для разрешения возникших противоречий.
- Попытки сторон разрешить проблемную ситуацию неконфликтными способами.
- Возникновение предконфликтной ситуации – характеризуется возникновением ощущения непосредственной угрозы собственным мотивам хотя бы у одного из субъектов взаимодействия. Как правило, именно предконфликтная ситуация закладывает начало активным действиям оппонентов.
- Открытый период (собственно конфликт).
- Инцидент – первое столкновение сторон.
- Эскалация – прогрессирующее развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие.
- Сбалансированное противодействие – продолжение противодействия при снижении интенсивности борьбы оппонентов.
- Завершение конфликта – переход к другим формам взаимодействия (разрешение, урегулирование, затухание или устранение конфликта, иногда – перерастание в другой конфликт).
- Послеконфликтный период.
- Частичная нормализация отношений – переосмысление и коррекция участниками конфликта собственной позиции, самооценок, притязаний, отношения к партнеру; при этом сохраняются негативные установки и эмоции, имевшие место в конфликте.
- Полная нормализация отношений – преодоление негативных установок, установление доверия, понимание необходимости дальнейшего конструктивного взаимодействия.
Следует отметить, что не все конфликты в своем развитии проходят все перечисленные этапы. Некоторые потенциальные конфликты разрешаются еще на этапе предконфликта, многие конфликты не проходят послеконфликтный период и завершаются, как правило, разрывом отношений между оппонентами и т.п.
В зависимости от структурных и динамических особенностей конфликта его последствия для каждого из участников и их взаимоотношений могут быть различными. Поэтому принято разделять функции конфликта на конструктивные и деструктивные. Наиболее значимой конструктивной функцией конфликта является возможность полностью или частично выявить и разрешить противоречия между субъектами взаимодействия; к негативным результатам конфликтов относятся ухудшение психического состояния и деструкция взаимоотношений между оппонентами. Конфликты, имеющие преимущественно позитивные последствия, называются функциональными, негативные – дисфункциональными.
Таким образом, конфликты играют двойственную роль в процессе общения и взаимодействия людей.
Далее: Супружеские конфликты по объективным причинам
Материалы к рабочей тетради по дисциплине «Психология управления». Тема «Конфликты в трудовом коллективе» — Социосфера — 2010. № 4
Аннотация
In development are set to the workbook for the subject «Psychology of Management» for students majoring in vocational training. Assignments include quizzes and crossword puzzles.
Ключевые слова: management, terminology, tests, crossword puzzles
Рубрика издания: В помощь преподавателю
Для цитаты: Ионова Т. А. Материалы к рабочей тетради по дисциплине «Психология управления». Тема «Конфликты в трудовом коллективе» // Социосфера. 2010. № 4. С. 161–164.
Фрагмент статьи
1. Составьте психологический словарь из терминов.
Конфликтная ситуация; инцидент; конфликт.
Ответы:
Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта. Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта. Конфликт – это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.
2. Для какой стратегии поведения в конфликте (по Томасу) характерно низкое внимание и к интересам другого и к собственным интересам.
а) компромисс; б) приспособление; в) избегание. Ответ: в.
3. По какому основанию выделяют политические, социальные, организационные, экономические конфликты.
а) по направлению воздействия; б) по количеству участников; в) по природе возникновения.
Ответ: в.Полный текст
1. Составьте психологический словарь из терминов.
Конфликтная ситуация; инцидент; конфликт.
Ответы:
Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта. Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта. Конфликт – это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.
2. Для какой стратегии поведения в конфликте (по Томасу) характерно низкое внимание и к интересам другого и к собственным интересам.
а) компромисс; б) приспособление; в) избегание. Ответ: в.
3. По какому основанию выделяют политические, социальные, организационные, экономические конфликты.
а) по направлению воздействия; б) по количеству участников; в) по природе возникновения. Ответ: в.
4. Восстановите определение.
Внутриличностный конфликт – стремлений, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, порождающих аффекты и стрессы, состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, потребностей.
5. Для какой стратегии поведения в конфликте (по Томасу) характерно низкое внимание к интересам другого и высокое внимание к собственным интересам.
а) соревнование; б) приспособление; в) избегание. Ответы: а
6. Расположите стадии протекания конфликта по порядку.
1) стадия потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей, норм; 2) стадия снятия или разрешения конфликта; 3) стадия конфликтных действий; 4) стадия перехода потенциального конфликта в реальный или осознание участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов. Ответы: 1, 4, 3, 2.
7. По какому основанию выделяют внутриличностные, межличностные конфликты, личности с группой, межгрупповые.
а) по природе возникновения; б) по затронутым потребностям; в) по количеству участников. Ответы: в.
8. Из перечисленных утверждений выберите те, которые отражают основные функциональные последствия конфликтов для организации:
1) проблема решается таким путем, который устраивает все стороны, и в результате люди чувствуют себя причастными к решению важной для них проблемы; 2) отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям; 3) совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь; 4) непродуктивные, конкурентные отношения между людьми; 5) убеждение, что «победа» в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы; 6) стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов и могут использовать его в будущем; 7) эффективное разрешение конфликтов между руководителем и подчиненными разрушает так называемый «синдром покорности» – страх открыто высказывать свое мнение, отличное от мнения старших по должности; 8) сворачивание или полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной, препятствующее решению производственных задач;
9) чувство обиды, неудовлетворенности, плохое настроение, текучесть кадров; 10) представление о противоположной стороне как о «враге», о своей позиции – как об исключительно положительной, о позиции оппонента – только как об отрицательной; 11) улучшаются отношения между людьми; 12) люди перестают рассматривать наличие разногласий как «зло», всегда приводящее к дурным последствиям.
Ответы: 1, 3, 6, 7, 11, 12.9. Заполните кроссворд:
По вертикали:
1. Боязнь конфликтов.
2. Состояние беспокойства, волнения, заботы, смятения.
3. Главенствование, господствование, первенство.
4. Способ отношений между отдельными людьми, социальными группами, коллективами, при котором максимально осмысливаются и учитываются точки зрения, позиции, интересы общающихся сторон.
5. Преследования, притеснения, стеснение, угнетение, ограничение (в правах), неблагоприятная оценка, указание на недостатки; порицание.
6. Высшая точка конфликта, после которой происходит ослабление или прекращение конфронтации.
7. Резкое обострение противоречий и столкновение (инцидент) двух или более участников в процессе решения проблемы, имеющий деловую или личную значимость для каждой из сторон.
8. Отрицательное суждение, указание на недостатки в работе и поведении субъекта.
9. Человек как субъект отношений и сознательной деятельности.
По горизонтали:
1. Участник конфликтной ситуации, имеющий точку зрения, взгляды, убеждения, аргументы, которые противоположны, отличны от основных, исходных или по сравнению с вашими.
2. Побуждение к деятельности, совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности и придающих этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.
3. Сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследования.
4. Практические (конфликтные) действия участников конфликтной ситуации, которые характеризуются бескомпромиссностью поступков и направлены на обязательное овладение объектом обостренного встречного интереса.
5. Нарушение соответствия целей, задач, ценностей, отсутствие единого мнения по поводу чего-либо у сторон.
6. Антагонизм, вражда, отвращение нерасположение, антипатия.
7. Поставленные задачи, определенные намерения. То, к чему стремятся и хотят достигнуть.
8. Состояние вялости, безразличия ко всему окружающему, отсутствия побуждения к деятельности.
9. Расширение, нарастание, распространение (конфликта и т. п.), обострение положения.
10. Человек, совершающий поступки, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе.
11. Поведение, ориентированное на нанесение вреда объектам, в качестве которых могут выступать живые существа или неодушевленные предметы.
12. Состояние психического напряжения, обусловленного выполнением деятельности в особенно сложных условиях.
Ответы:
По вертикали: 1 – конфликтофобия, 2 – тревожность, 3 – доминирование, 4 – взаимопонимание, 5 – гонения, 6 – разрядка, 7 – конфликт, 8 – критика, 9 – личность. По горизонтали: 1 – оппонент, 2 – мотивация, 3 – проблема, 4 – инцидент, 5 – рассогласование, 6 – неприязнь, 7 – цели, 8 – апатия, 9 – эскалация, 10 – девиант, 11 – агрессия, 12 – стресс.
Ионова Т.А., Пензенская государственная технологическая академия, Пенза, Россия
Психология конфликтного общения — 3500 слов
Конфликт — явление, играющее особую роль в психической жизни людей, их развитии, самореализации, взаимоотношениях с другими людьми и, наконец, в жизни общества в целом. Конфликт как одно из значимых явлений психической жизни человека имеет прямое отношение к проблеме психологического благополучия – фундаментальной проблеме психологической науки. Хотя исследования конфликта оказались несколько «разделенными» между разными психологическими дисциплинами — прежде всего, общей психологией, психологией личности, социальной психологией, — понятие конфликта принадлежит всей психологической науке и относится к ее фундаментальным основаниям. Для осуществления конфликтной деятельности необходимо понимание основных детерминант и закономерностей конфликтного поведения и деятельности, при этом они не так просты и очевидны, как может показаться. Многое в конфликтах скрыто, далеко не всегда декларируемое соответствует действительности; образ конфликта часто не совсем совпадает с его сущностью, поэтому конфликт следует рассматривать как очень сложное социально-психологическое явление. Одним из наиболее актуальных вопросов на сегодняшний день является поиск механизмов разрешения конфликтов в организационной среде конфликта, поскольку конфликт оказывает решающее влияние на организационное поведение любой организации – от коммерческих компаний до полиции, учреждений здравоохранения и т. д.
Психология конфликтного поведения
Конфликты, независимо от их степени, сложности, вида и содержания, отличаются тем, что подавляющее большинство их участников воспринимают данное явление как крайне негативное явление, связанное с сильными отрицательными эмоциями, стрессами, переживаниями, разочарованиями и потери. Те, кто вовлечен в конфликтное противостояние, как правило, находятся в сложных психических состояниях, поэтому вполне справедливо считается, что конфликты имеют очень высокую психологическую «цену». Цели и мотивы конфликтного противостояния вытесняют все остальные и становятся наиболее важными. Вся информация, люди и их отношения начинают рассматриваться исключительно исходя из их полезности для «победы» в конфликте.
Конфликтующие стороны, независимо от вида конфликта, количества его участников и их интеллектуального статуса, действуют практически по одним и тем же лекалам, используют одни и те же тактики и приемы конфликтного противостояния, и, что самое интересное, в строго определенном последовательность. Это связано с тем, что негативные психические состояния, доминирующие у участников конфликта (главным образом, тяжелые стрессы), специфически «однонаправленно» влияют на течение психических процессов, механизмы сравнения и даже интеллектуальную деятельность. Отсюда известное стереотипное поведение; однако это часто не осознается многими сторонами в конфликтах. В то же время эта стереотипизация имеет свою индивидуальную окраску, которая обязательно сказывается на конфликтном поведении и деятельности.
Анализ литературы по конфликтам и конфликтному общению выявляет одну важную особенность. При рассмотрении конфликтов авторы, как правило, уже используют имеющиеся типологии личностей и рассматривают тенденции их проявления в конфликтах. Черты личности, проявляющиеся в сфере общения, могут оказывать определенное влияние на специфику возникновения и разрешения конфликтов. Связь конфликтности личности и ее индивидуально-типических особенностей не прямая, а опосредована различными факторами общественного порядка, а в ряде случаев рассматривается как непосредственная причина. В то же время типологический подход характеризуется тем, что личность в нем рассматривается как представитель определенной группы людей, условно объединенных определенным, в основном эмпирическим, признаком. Если при понимании личности с позиции черт, функций она как бы рассматривается изнутри, то при типологическом подходе в ней ищут наиболее вероятностные критерии одного или нескольких заданных типов.
Второй подход, известный и широко применяемый в организационном контексте, заключается в изучении конфликтогенных явлений в группах: предрасположенность к агрессивному поведению индивидов, наличие микросеток с негативной направленностью и т. п. Для этого используются анкеты и тесты, а также варианты социометрии. Однако информация, полученная таким образом, представляет собой данные о том, как человек оценивает свое поведение в типичных конфликтных ситуациях, а не о конкретном поведении в конкретном конфликте. Кроме того, ситуативному изменению подвергаются закрепленные черты личности, характеризующие склонность к жесткому или агрессивному поведению в отношениях с другими людьми; очевидно, это требует дополнительных исследований в конкретных ситуациях.
Третье направление сосредоточено на методах истории («анамнеза») и самооценки. Он заключается в описании конкретных конфликтов или конфликтных ситуаций, которые уже имели место в прошлом. Детальному анализу подвергаются участники конфликта, причины, поведение, завершение. Однако такой подход не лишен недостатков, ведь очень важно, кто описывает конфликт, так как вольно или невольно он занимает определенную позицию. Перечисленные проблемы в применении методов привели к необходимости комплексного использования психологами различных методов, которые бы дополняли друг друга и устраняли недостатки в применении того или иного метода.
В данном контексте хорошим стабилизирующим фактором, препятствующим возникновению конфликтов в группе, а, следовательно, влияющим на проявления конфликтности, является наличие в ней высокой организационной культуры как системы осознанных и неосознанных представлений, ценностей , запреты, традиции, разделяемые всеми членами организации. Организационная культура многогранна в своих проявлениях, но в контексте обсуждаемой проблемы особое внимание следует уделить одному аспекту – наличию позитивных традиций как важных ограничительных рамок для конфликтующих личностей. Позитивные традиции выступают дополнительными нормами социальной регуляции поведения. Их надо всячески поощрять. Группы с высокой организационной культурой отличаются сформированным общим мнением, которое также является мощным регулятором поведения человека.
Основы обоснованного анализа психологической природы конфликта
В настоящее время в конфликтологии разрабатывается понятийный аппарат и определяется научный статус категорий «конфликт» и «конфликтное поведение». Следуя логике системного подхода, представляется целесообразным опираться на модель конфликта, включающую «переменные – пространство – время». Данная модель позволяет учитывать такие дихотомические показатели социальных явлений, как стабильные – изменчивые, статичные – динамические, одномерные – многомерные. На основе этого подхода конфликт определяется как форма проявления неразрешенного в прошлом или разрешающегося в настоящем противоречия, которое возникает в ситуации непосредственного взаимодействия субъекта и обусловлено противоположно выбранными целями, образами. конфликтной ситуации, представления, сознательные или неосознанные действия участников ситуации, направленные на разрешение или снятие противоречия. Это определение позволяет перевести конфликтную проблему на оперативный уровень ее изучения.
По особенностям рассмотрения причин и факторов, обуславливающих возникновение конфликтов, исследователей конфликтного поведения условно относят к представителям диспозиционного и ситуативного подходов. В частности, на основе диспозиционного подхода выделяют два утверждения, источником которых является повседневный социальный опыт. Согласно первому из них, в большинстве социальных ситуаций поведение различных людей различно. Второй говорит о том, что поведение конкретного человека в различных ситуациях можно предсказать достаточно точно. Эти высказывания способствовали возникновению различных объяснительных моделей конфликтного поведения. Анализируя психологическую литературу, в которой рассматриваются субъективные детерминанты конфликта, целесообразно выделить следующие моменты:
- Важным моментом в понимании социально-психологического конфликта в настоящее время является положение об объективно-субъективном характере возникновения социальных явлений.
- Основными детерминантами межличностных конфликтов является социальная сфера, в которой взаимодействуют участники конфликта, с их индивидуально-психологическими особенностями.
- В качестве субъективной детерминанты разные авторы называют различные аспекты целостной личности: личность, мотивы, психические состояния.
Ситуационный подход направлен на анализ индивидуальных стратегий, не связанных напрямую с личностью. Это позволяет учитывать легкость изменения поведения в зависимости от ситуации и в большей степени ориентироваться на адекватность и эффективность той или иной тактики и стратегии. Ситуационный подход к изучению конфликтов реализовывался, прежде всего, в бихевиористской традиции, делавшей акцент на внешних детерминантах их возникновения. Предметом изучения ситуационных подходов в исследовании конфликтов были внешне наблюдаемые конфликты и их поведенческие параметры. В рамках ситуативных представлений конфликт является формой реакции на внешнюю ситуацию. Наибольший вклад в изучение ситуативной детерминации конфликта внес Дойч, в работах которого конфликт описывается как следствие объективного конфликта интересов сторон.
В настоящее время в объяснении социального поведения доминирует подход, стремящийся понять его законы с точки зрения взаимодействия, взаимного влияния, вклада ситуационных и диспозиционных детерминант. Эта более сложная модель взаимовлияния, взаимодействующих вкладов ситуативных и диспозиционных детерминант социального поведения предполагает постоянное взаимовлияние внутренних состояний и характеристик участников конфликта и их внешнего конфликта. Таким образом, причинно-следственная связь действует в обоих направлениях между внутренними характеристиками и внешним конфликтом, а не просто между внутренними характеристиками и характером конфликтного процесса. Вот почему участники длительного конфликтного процесса, сотрудничающие или конкурирующие, часто склонны в некоторых отношениях становиться зеркальным отражением друг друга.
Признание взаимодействия человека и окружающей среды требует новой теории и метода оценки окружающей среды и взаимоотношений людей и окружающей среды. На сегодняшний день идеи топологической психологии, высказанные Левиным, являются наиболее актуальными. Левин снял противопоставление «внешнего» и «внутреннего»; он сосредоточился на изучении ситуационных детерминант поведения. В дальнейшем схема Левина была развита Магнуссоном и Эдлером и приняла следующий вид: поведение есть результат непрерывного взаимодействия индивида и ситуаций, в которые он вовлечен; с личностной стороны существенны когнитивные и мотивационные факторы, со стороны ситуации – психологическое значение, которое имеет ситуация для личности.
Таким образом, актуализируется проблема онтологического подхода к изучению конфликтного поведения личности, под которым понимается пространственно-временная организация деятельности субъекта, регуляция которой опосредована образом конфликтной ситуации . Большинство исследователей считают субъективный фактор обязательным в возникновении конфликта. Именно восприятие ситуации как конфликта порождает конфликт — «запускает» реакцию субъекта в виде выбора соответствующей стратегии конфликтного взаимодействия и его последующего развития. С помощью процессов категоризации и интерпретации человек так или иначе «детерминирует» ситуацию. Следствием этого является его поведение, которое он строит в соответствии со своим «определением».
Онтологически ориентированный субъективный подход, который Рубинштейн пытался обосновать и внедрить в психологию, сегодня способствует решению проблемы комплексного и многоуровневого выявления закономерностей и механизмов внутреннего мира и его влияния на реальное поведение человека, особенно в конфликтная ситуация. Это означает, что открываются новые перспективы для изучения конфликтов и конфликтного поведения как в теоретическом, так и в практическом направлениях.
Внутригрупповой конфликт представляет собой не просто сумму межличностных конфликтов, а столкновение между частями или всеми членами группы, влияющее на групповую динамику и результаты деятельности группы в целом. Производственные, социальные и эмоциональные процессы внутри группы влияют на возникновение причин и способов разрешения внутригрупповых конфликтов. Часто внутригрупповой конфликт возникает в результате изменения баланса сил в группе: смены руководства, появления неформального лидера и т. д.
Важное влияние на развитие конфликтных отношений оказывает окружающая среда, определяющая условия, в которых протекают конфликтные процессы. Среда может быть как источником внешней поддержки сторон конфликта, так и сдерживающим или нейтральным фактором. Первая фаза конфликтного поведения порождает тенденцию к обострению конфликта, но может стимулировать его участников к поиску путей разрешения конфликта. Возникновение перелома в развитии конфликта характерно для второй фазы конфликтного поведения.
На этом этапе происходит «переоценка ценностей». Дело в том, что до начала конфликта стороны имели определенный образ конфликтной ситуации, представления о противнике, его намерениях и ресурсах, реакции внешней среды и т. д. Именно этот образ, т. е. идеальная картина конфликтная ситуация, а не сама реальность есть непосредственная психологическая реальность конфликтного поведения сторон. Однако ход конфликтного взаимодействия мог существенно изменить представления сторон о себе, друг о друге и о внешней среде. Возможно также, что конфликтующие стороны или одна из них исчерпали свой ресурс. Все это служит стимулом для принятия решения о стратегии и тактике дальнейшего поведения.
Организационная среда конфликта. Принципы конфликтного поведения в организациях и механизмы разрешения споров
Ведущий элемент (внешний стимул) определяет тип ситуации. В соответствии с характеристиками задач, компонентов и ресурсов можно выделить следующие ситуации: решения основных задач; решения каждой из неспецифических задач; отсутствие каждого вида ресурса; включение новых людей в команду; связанные с особенностями личности. Соответственно, для таких типов ситуаций формируются структуры. Их особенности и общие особенности соответственно влияют на возникновение и течение межличностных конфликтов. Следует отметить, что существуют конфликтные ситуации и роли, более или менее чувствительные к изменениям различных психологических элементов этих ситуаций в силу своего функционального назначения, а, следовательно, более или менее конфликтные.
Анализируя неформальные ролевые отношения и характер межличностного ролевого конфликта, можно сделать вывод, что этот конфликт возникает, когда сложившиеся в группе ролевые отношения не соответствуют требованиям новой ситуации. Это выражается в противоречиях:
- Функциональных (противоречие в распределении власти, обязанностей и прав)
- Оперативных (противоречие в способах поведения в новой ролевой структуре, определяющих качество коммуникативных процессов, стиль лидерство, коммуникация и взаимодействие)
- Внутриличностный (противоречие в ролевом наборе одного из участников группы). Новая роль, освоенная человеком, может оказаться несовместимой с ролями, которые он выполнял ранее и продолжает выполнять в других ситуациях.
Следует подчеркнуть, что ролевые отношения в группе развиваются дискретно, под влиянием среды. Каждый цикл развития начинается с нарушения ролевого равновесия под влиянием внешнего стимула и заканчивается его восстановлением за счет указания другого неспецифического стимула и межличностного конфликта. Пока не произошло распределение ролей в простейших ситуациях, возможно возникновение функциональных противоречий и соответствующих им конфликтов по любому, даже малозначительному поводу.
Причины конфликтов столь же разнообразны, как и сами конфликты. Они возникают из-за многих проблем, прямо и часто косвенно связанных с ситуацией. Физические, эмоциональные, интеллектуальные характеристики участников конфликтного противодействия – все играет роль. При этом скрытые конфликты затрагивают не только участников, но и тех, кто так или иначе попадает в зону конфликтного взаимодействия. Если такие ситуации оставить нерешенными, это приведет к ухудшению психологического климата в коллективе, падению дисциплины, снижению организационной эффективности.
Основными стратегиями разрешения конфликта являются соперничество, сотрудничество, компромисс, адаптация и уход от решения проблемы. В зависимости от выбранных стратегий возможно разрешение конфликта силовым подавлением («капитуляция» противника) или путем переговоров (компромисс или сотрудничество). Компромисс может быть достигнут с помощью техники открытой беседы, а сотрудничество – с помощью метода принципиальных переговоров.
Стили поведения в конфликтных ситуациях оказывают непосредственное влияние на психологический климат в коллективе и сплоченность членов коллектива. Эмпирические исследования показывают, что в группах с наиболее комфортным климатом для их членов при возникновении конфликтов преобладают стили поведения сотрудничества, соперничества и компромисса. Именно эти тактики положительно влияют на зрелость группы, на степень ее групповой сплоченности и на рост положительного опыта от взаимодействия в группе. Такие тактики поведения в конфликте, как приспособление и избегание, способствуют ухудшению социально-психологического климата в коллективе. Если в группах начинают преобладать три других стиля, то климат начинает улучшаться, и группа становится более сплоченной и организованной. Можно предположить, что чем больше члены группы заинтересованы в успехе, стремятся к общим ценностям, с симпатией относятся к коллегам, желают достижения группового результата, испытывают гордость за группу, способны к компромиссу и сотрудничеству, не стремятся к индивидуализации и умеют отстаивать собственное мнение, тем скорее вероятность конфликтов будет ниже.
Для многих конфликт в организации связан с нарушением взаимоотношений, потерей психологического равновесия, эмоциональной неуравновешенностью. Однако конфликт может быть полезен как конфликтующим сторонам, так и компании. Задача состоит в том, чтобы конфликт не переместился из делового контекста в сферу личных отношений, не перешел во взаимную дискредитацию, не разрушил сложившуюся годами совместимость.
Примером «полезного» для компании конфликта может быть так называемый позиционный конфликт, когда в структуре организации по подразделениям сознательно формируются противоположные цели, в результате чего возникает объективное противостояние. Позиционный конфликт дает возможность руководству более объективно оценивать действия подразделений, так как в противостоянии они ищут более совершенные аргументы своей состоятельности и осваивают новые технологии. Другими словами, позиционный конфликт создает полезный для организации конструктивный стресс. Поэтому на практике часто это специально предусмотрено в целевой структуре организации. Патология позиционных конфликтов возникает, когда целевое напряжение, вызванное чисто позиционными причинами, насыщается эмоциями, переходит в межличностное напряжение и именно межличностный конфликт.
Кроме того, полное отсутствие конфликтов в организации выглядит неестественно, гармония в управлении всегда дает фальшь, ведь, как выразился основоположник современной конфликтологии Георг Зиммель, враждебность, наряду с симпатией, составляет основу человеческих отношений. Очевидно, поэтому два известных в США лидера — Дж. Берк из Johnson & Johnson Corporation и Э. Грун из Inep — настаивают на важности такого фактора, как «творческая конфронтация» в управлении организациями. Они не только поощряют расходящиеся взгляды менеджеров — они просто требуют от них этого. Они окружают себя людьми, достаточно обученными, чтобы знать правду, и достаточно независимыми в своих суждениях, чтобы высказывать их открыто, особенно в тех случаях, когда правда не совпадает со взглядами высших руководителей.
Конечно, организационными конфликтами необходимо управлять, и здесь важна не столько форма действия, сколько их функциональные или дисфункциональные последствия. Таким образом, управленческое действие во многих вариациях не только допустимо, но и должно восприниматься как конфликтное. А именно конфликтные ситуации могут быть точками роста и развития организации, могут давать существенный толчок к формированию в ней новых отношений.
Кроме того, на выбор стратегии конфликтного взаимодействия влияет и то, что этапы конфликта и этапы его управления находятся в определенном соответствии. Учет этого соответствия позволяет определить приоритетные направления работы руководителя с конфликтами и выбрать адекватную стратегию. Например, на этапе возникновения и развития конфликтной ситуации в процессе прогнозирования или предотвращения конфликта основные усилия должны быть направлены на работу с акторами, создающими конфликтные ситуации или склонными к созданию таких ситуаций, а предотвращение здесь применима стратегия. На этапе осознания конфликтной ситуации в ходе профилактики конфликтов важно не упускать работу с субъектами, осведомленными о возникших конфликтных ситуациях. В этом случае необходимо удержать их от перехода к активным действиям по предотвращению деструктивных конфликтов или направить свои действия в «законное» русло, стимулируя конструктивные конфликты (стратегии компромисса и сотрудничества).
Разумеется, все эти и некоторые другие правила и рекомендации по управлению конфликтами в организации не являются универсальными. Их необходимо применять творчески, учитывая все факторы конфликтной ситуации. Однако их хорошее знание расширяет конфликтологический кругозор руководителя, помогает ему находить правильные решения и направлять конфликты в безопасное русло.
Ссылки
Dreu, C. (2013). Психология конфликтов и управление конфликтами в организациях . Рутледж.
Эрбе, Н., и Сингх, С. (2017). Разрешение организационных конфликтов: интеллектуальное руководство по преобразованию проблемных организаций. Сервисы Amazon.com.
Хоффманн, Э. А. (2016). Совместное разрешение споров на рабочем месте . Рутледж.
Миллер, Р., и Постал, Г. (2015). Конфликтная коммуникация: новая парадигма сознательной коммуникации. Публикационный центр YMAA.
Омисор, Б.О., и Абиодун, А.Р. (2014). Организационные конфликты: причины, последствия и способы устранения. Международный журнал академических исследований в области экономики и управления, 3 (6), 118-137.
Они-Оджо, Б., Ийола, О.О., и Осибанджо, А. (2014). Управление конфликтами на рабочем месте в бизнес-среде: роль альтернативного разрешения споров (ADR). Европейский журнал бизнеса и менеджмента, 6 (36), 74-82.
Стоун, Д., Паттон, Б., и Хин, С. (2010). Сложные разговоры: как обсудить самое важное. Книги о пингвинах.
Психологическая динамика неразрешимых конфликтов
Автор
Даниэль Бар-Тал
Первоначально опубликовано в сентябре 2004 г. ; Текущие последствия добавлены Хайди Берджесс в июле 2017 года.
Введение
|
Нынешнее тысячелетие началось с опасных конфликтов, бушующих в разных уголках земного шара. Неразрешимые конфликты[1] в Шри-Ланке, Кашмире и на Ближнем Востоке являются примерами серьезных насильственных столкновений, которые угрожают благополучию вовлеченных народов и международного сообщества. Эти конфликты реальны. Они связаны с территориями, природными ресурсами, самоопределением и/или базовыми ценностями — реальными проблемами, которые необходимо решать путем разрешения конфликтов. Но эти реальные проблемы еще более усложняются интенсивной психологической динамикой, которая делает конфликты еще более трудными для разрешения. Хотя эти конфликты могут различаться по конкретным требованиям, образам или интенсивности, их психологическая динамика схожа. Таким образом, понимание психологических основ является важнейшей задачей ввиду поведенческих последствий, которые эти основы имеют в ситуациях затяжного конфликта, приводящего к насилию, в том числе к гибели людей, этническим чисткам и даже геноциду.
Неразрешимые конфликты влекут за собой угрозу, стресс, боль, истощение и высокие человеческие и материальные затраты. Также во время неразрешимого конфликта жизнь характеризуется постоянным противостоянием, требующим длительных жертв и мобилизации членов группы. Таким образом, члены должны адаптироваться к ситуации как в их индивидуальной, так и в социальной жизни. С психологической точки зрения эта адаптация требует решения трех основных задач.
Во-первых, необходимо удовлетворить базовые потребности, которые лишаются во время неразрешимого конфликта: например, потребности в господстве, безопасности, положительной идентичности и так далее. Эти потребности имеют первостепенное значение для людей, и они должны быть удовлетворены, чтобы люди могли нормально функционировать как личности и члены общества.
Во-вторых, необходимо научиться справляться со стрессом, страхом и другими негативными психологическими состояниями, постоянно присутствующими в ситуациях затяжного конфликта.
Наконец, адаптация требует развития психологических условий (например, готовности к личной жертве, единству, солидарности), которые будут способствовать успешному противостоянию соперничающей группе, т. е. попытке победить в конфликте или, по крайней мере, не потерять его.
Чтобы справиться с этими проблемами, конфликтующие общества вырабатывают соответствующий психологический репертуар, который включает общие социальные убеждения, отношения и эмоции, которые отражаются в трех основных элементах:
- коллективная память,
- этос конфликтов и
- коллективная эмоциональная направленность.
Этот психологический репертуар влияет на динамику неразрешимых конфликтов, поскольку придает смысл противоположным социальным идентичностям в этот период (Ashmore, Jussim, & Wilder, 2001). Это также позволяет вовлеченным обществам адаптироваться к конфликтной ситуации и в конечном итоге становится вкладом в конфликт, который подпитывает его продолжение.
Коллективная памятьКоллективная память каждой стороны развивает историю конфликта, отвечающую потребностям каждого общества (Cairns, & Roe, 2003; Halbwachs, 1992). В этом нарративе описывается, как конфликт начинался и развивался с течением времени. Хотя каждый нарратив уникален, в целом они затрагивают как минимум четыре важные темы, влияющие на восприятие конфликта и его управление.
- Во-первых, он оправдывает начало конфликта и ход его развития.
- Во-вторых, создает положительный образ группы.
- В-третьих, делегитимация противника.
- В-четвертых, он представляет свою группу как жертву противника.
В дополнение к нарративу коллективной памяти общества вырабатывают также нарратив о настоящем, который называется этос. Этос — это конфигурация центральных общественных убеждений, которые обеспечивают особую доминирующую ориентация на общество (Бар-Таль, 2000). Этот дух придает смысл социальной жизни людей и, наряду с их целями и стремлениями, связывает членов общества воедино.
Кластеры убеждений, составляющих этос:
Проблемы неразрешимых конфликтов приводят к развитию по крайней мере восьми кластеров социальных убеждений, составляющих этос конфликта (Bar-Tal, 1998). К ним относятся:
- Общественные представления о справедливости собственных целей, которые
- обрисовать цели в конфликте,
- указывают на их исключительную важность, а
- предоставить свои объяснения и обоснования.
- Представления общества о безопасности
- подчеркивает важность личной безопасности и национального выживания,
- и наметить условия их достижения.
- Социальные представления о положительном коллективном образе себя связаны с этноцентрической тенденцией приписывать положительные черты, ценности и поведение своему собственному обществу.
- Социальные представления о собственной виктимизации касаются представления себя жертвой, особенно в контексте неразрешимого конфликта.
- Общественные убеждения, делающие оппонента нелегитимным. Эти убеждения отрицают человечность противника.
- Социальные представления о патриотизме порождают привязанность к стране и обществу, пропагандируя верность, любовь, заботу и самопожертвование.
- Социальные убеждения в единстве относятся к важности игнорирования внутренних конфликтов и разногласий во время неразрешимых конфликтов, чтобы объединить силы перед лицом внешней угрозы.
- Наконец, социальные представления о мире относятся к миру как к высшему желанию общества.
В дополнение к таким социальным убеждениям психологический репертуар в ситуациях неразрешимого конфликта включает коллективные эмоциональные ориентации, которые относятся к эмоциям, разделяемым членами общества (Kemper, 1990; Mackie & Smith, 2002). Наиболее заметной является коллективная ориентация страха (Бар-Тал, 2001). Кроме того, в обществах, находящихся в затяжном конфликте, могут доминировать ненависть к сопернику (Yanay, 2002) и гнев (Kressel, 2002; White, 19).84).
Институционализация психологического репертуара
Ввиду важных функций, которые психологический репертуар выполняет во время трудноразрешимого конфликта, предпринимаются специальные попытки его институционализации. Такая институционализация характеризуется тем, что репертуар широко разделяется членами общества, активно ими используется, выражается в продуктах культуры (книги, газеты, телевидение и радио) и распространяется через систему образования (Ross, 1993). Таким образом, социально-психологический репертуар становится частью политического, социального, культурного и образовательного контекста, в котором живут члены общества. Это гарантирует, что репертуар стабилен и легко доступен в обществе. Институционализация также консолидирует психологический репертуар и способствует его стойкости и долговечности — даже перед лицом противоречивой информации. Противоречивая информация отвергается, и действуют механизмы социального контроля, чтобы отбить у людей желание даже придерживаться альтернативных убеждений и взглядов.
По сути, психологический репертуар становится призмой, через которую члены общества конструируют свою реальность, собирают новую информацию, интерпретируют свой опыт и затем принимают решения о своем образе действий.[2] Этот общий психологический репертуар имеет важные когнитивные, аффективные и поведенческие последствия как для членов общества как отдельных лиц, так и для общества в целом. Например, репертуар влияет
- на то, как участники спора воспринимают социальную реальность конфликта,
- как они вовлекаются и мобилизуются для противостояния конфликту,
- чувство солидарности и единства, которое они испытывают,
- соответствие, ожидаемое от членов общества,
- давление на лидеров, а
- направление действий принятое руководством.
В конце концов, психологический репертуар становится жестким репертуаром, который сопротивляется изменениям во время конфликта и, таким образом, препятствует деэскалации и мирному урегулированию. Скорее репертуар служит катализатором продолжения конфликта, способствуя возникновению порочного круга, поскольку обе стороны ведут себя негативным, враждебным образом. Таким образом, по мере развития конфликта у каждого из противников вырабатывается негативный психологический репертуар, который играет важную роль как на индивидуальном, так и на коллективном уровне. Со временем этот репертуар служит для мотивации, оправдания и рационализации негативных действий и политики по отношению к другой стороне (сторонам). Другой (другие) затем видят в этих действиях оправдание своего собственного негативного психологического репертуара, и цикл усиливается снова и снова. Поведение каждой стороны усиливает негативный психологический репертуар и оправдывает причинение вреда сопернику (соперникам).
Изменение психологического репертуараЭти порочные круги неразрешимого конфликта наносят ущерб благополучию как отдельных людей, так и общества, а также представляют опасность для мира в целом. Поскольку в этих циклах важную роль играют негативные психологические репертуары сторон, жизненно необходимо изменить эти репертуары, чтобы изменить характер отношений между соперничающими группами. Изменение психологического репертуара, выработанного и укрепленного обществами, вовлеченными в затяжной конфликт, является необходимым условием продвижения вперед мирного процесса и прекращения насилия.
Точно так же, как психологический репертуар, который поддерживает конфликт, разделяется вовлеченными членами общества, изменение не может происходить только среди лидеров или узких социальных сегментов, но должно охватывать подавляющее большинство общества в целом. Для установления прочного мира между бывшими противниками необходимо общественное примирение, выходящее за рамки формального разрешения конфликта и направленное на изменение мотивов, целей, убеждений, установок и эмоций подавляющего большинства членов общества (Бар-Симан-Тов). , Ю. 2004 г. Ротштейн, 19 лет99). В частности, прочный мир требует реконструкции общих убеждений коллективной памяти, а также изменения убеждений относительно национальных целей, своего взгляда на противника, своих отношений с ним, взгляда на свою собственную группу и взгляда на мир. Эти изменения, формирующиеся в процессе примирения, поддерживают мир как новую форму межгрупповых отношений и служат прочной основой для совместных и дружеских действий, символизирующих эти отношения.
Текущие последствияЭта статья и три следующих за ней представляют собой подборку, подготовленную Дэном Бар-Талем, израильтянином и ведущим исследователем социально-психологических причин и последствий неразрешимых конфликтов. Они предлагают еще один взгляд на важность психологии и эмоций в сложных и неразрешимых конфликтах, который дополняет идеи, представленные до сих пор на семинаре по основам конфликта.
В 2013 году Бар-Таль опубликовал книгу под названием Неразрешимые конфликты: социально-психологические основы и динамика , который более подробно излагает идеи, представленные здесь и в следующих трех эссе. Поскольку Дэн — израильтянин, я ожидал, что в этих эссе и книге он в первую очередь сосредоточится на израильско-палестинском конфликте. Но, как можно отметить в этих эссе и даже больше в его книге, он применяет эти идеи гораздо шире.
Действительно, все его теории применимы к трудноразрешимым конфликтам по всему миру и во времени. Здесь нет ничего, что больше не было бы правдой… все эти динамики все еще происходят, и они разрушают жизни так же сильно, как и в 2004 году.
Кажется, единственное, что изменилось, это одно место, которое он описывает как неподатливое: Шри-Ланка. Хотя там все еще есть проблемы, затянувшаяся гражданская война закончилась в 2009 году поражением повстанцев «Тамильские тигры». Большая часть страны ушла; большинство оставшихся тамильских тигров отказались от борьбы, и, хотя поначалу с ними обращались очень жестко, со временем отношения улучшились.
Но конфликты в Кашмире и на Ближнем Востоке продолжаются, и мы можем добавить к этому списку еще много… в том числе, к моему удивлению, Соединенные Штаты, хотя, к счастью, наши еще не стали широко жестокими.
Я перечитал это эссе, думая о сторонниках Трампа и противниках Трампа (что примерно соответствует противостоянию республиканцев и демократов, но не полностью). Каждое из этих наблюдений о природе конфликта и отношении людей к нему казалось мне верным! У нас разная история нашей социальной, экономической и политической деятельности за последние несколько десятилетий, и у нас разные цели на будущее. Мы делегитимизируем другую сторону и считаем свою сторону жертвой.
Вопрос без ответа: можем ли мы выполнить какой-либо из предложенных ответов на эту разрушительную психологическую динамику? Можем ли мы разработать общие цели на будущее? Можем ли мы изменить наше чувство жертвы и образ врага другого? Могут ли сторонники Трампа и противники Трампа примириться каким-либо значимым образом? И если ответ отрицательный… что нам остается?
— Хайди Берджесс. July, 2017.
Вернуться к началу эссе
[1] Я определяю неразрешимые конфликты как «конфликты из-за существенных и экзистенциально противоречивых целей, которые являются длительными, непримиримыми, насильственными, носят характер нулевой суммы и являются центральными, в которые вовлеченные стороны вкладывают средства».