Конфликты в межличностных отношениях
Тема урока: «Конфликты в межличностных отношениях» (2 урока)
Цель: способствовать формированию представлений о возникновении межличностных конфликтов и путях их разрешения.
Задачи урока:
предметные: сформировать представление о конфликтах, их разновидностях и способах разрешения;
метапредметные: на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию; приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
личностные: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;
проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся сохранять достоинство в конфликте. Получат возможность научиться допускать существования различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.
Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно, оценивают способную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.
Личностные УУД: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания
Тест по теме: «Общение»
Определение темы урока.
Демонстрируется фрагмент выпуска №4 киножурнала «Ералаш»
Какая ситуация возникла между ребятами?(драка, ссора, конфликт)
Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить на уроке? Какова тема урока?
Правильно, тема нашего урока – «Конфликты в межличностных отношениях». Запишите ее в тетради
Актуализация знаний
При каком виде деятельности могут возникать конфликты?(при общении)
Что мы называем «общением»?(это взаимодействие между людьми, в процессе которого происходит обмен информацией, деятельностью и результатами деятельности)
Какие средства общения вам известны? (речь, невербальное общение)
Могут ли неправильно выбранные средства общения спровоцировать конфликт?(конечно, могут)
Изучение нового материала
Так что же мы можем назвать конфликтом? Назовите не менее 5 слов, словосочетаний с которыми у вас ассоциируется понятие конфликт.
Примерный ответ: Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушение семьи, потеря работы, тюрьма и т.п.
Вывод учителя:под конфликтом обычно считают противоречия интересов, взглядов, установок, стремлений. Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир друг друга. Иногда это трудно, потому что не всегда люди видят проблемы одинаково.
В переводе с латинского конфликт означает «столкновение».
В словаре Ожегова С.И. конфликт — это столкновение, серьёзное разногласие, спор.
Конфликт – это столкновение целей, интересов, мнений, взглядов партнёров по общению, отсутствие согласия между ними.
Проявляются эти столкновения в изменении межличностных отношений. Вместо спокойных, ровных, взаимоприятных, они могут стать нетерпимыми.
Межличностный конфликт – это всегда столкновение нескольких участников (от 2 и более), каждый из которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов, мнений остальных участников события.
В своём развитии конфликт проходит целый ряд стадий. Давайте представим их в виде ступенек лестницы.
Самая первая ступенька – это возникновение конфликтной ситуации. На ней конфликта пока что нет, есть только причина, которая способна его начать.
Например, у вас с братом один телевизор на двоих. И вы никак не можете договориться между собой, какой канал вы будете смотреть.
Естественно, вы попытаетесь выразить своё недовольство друг другу, так как каждый считает, что правда на его стороне и не собирается соглашаться с мнением другого. Вот вам и повод для взаимного недовольства, раздражения, спора и, в конечном итоге, начала конфликта.
Вторая ступенька – осознание конфликта. На этой ступеньке вы с братом, каждый по отдельности, начинаете осмысливать, анализировать причины конфликта и вырабатывать возможную линию вашего дальнейшего поведения.
Например, младший из вас может заявить: «Если ты не включишь мне мультики, то я расскажу родителям». И, скорее всего, в ответ на это он услышит: «Только попробуй, ты у меня получишь».
Следующая ступенька – это проявление конфликтного поведения. На этой стадии участники конфликта переходят к активным действиям. Например, ваш младший брат действительно бежит жаловаться родителям, ну а вы придумываете, чтобы такое сделать с младшим братом.
Таким образом вы переходите на следующую ступень – углубление конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Например, ваш брат заявляет родителям, что вы не даёте ему не только смотреть мультики, но и постоянно обижаете, на что вы с удовольствием отвечаете, что именно он разбил любимую мамину вазу, поэтому он должен быть наказан и лишён любимых мультфильмов.
Но любому, даже очень серьёзному конфликту, рано или поздно приходит конец, который наступает после его разрешения – это и есть последняя ступенька нашей лестницы. На этой стадии происходит практическая ликвидация противоречий. Например, в нашем случае родители могут пообещать вам купить второй телевизор или предложат брату посмотреть мультики в записи.
Завершение конфликта возможно по разным причинам. Это возможно благодаря желанию сторон или в результате несущественности причины. Конфликтная ситуация может быть прервана и из-за разделения конфликтующих. Например, ваш конфликт с одноклассниками был прерван, так как вы переехали в другой город и пошли в новую школу.
Наилучшим исходом для конфликта считается такая ситуация, при которой стороны конфликта сделали для себя определённые выводы, которые привели к изменению их первоначальной позиции, в результате чего у всех сформировалось единое мнение. Согласитесь, что такой исход можно считать оптимальным. Но, к сожалению, так бывает не всегда.
Послушайте притчу.
Однажды привели как-то в один город слона. Поскольку раньше жители города никогда не видели это животное, многие захотели посмотреть на неизвестного им зверя. Среди любопытных были и известные на всю округу слепые мудрецы. Но как увидеть слона, если ты слеп?
«Я знаю, – сказал один мудрец, — мы ощупаем его».
Хорошая идея, – согласились другие. – Так мы сможем узнать, какой он, этот СЛОН.
И мудрецы пошли “смотреть” на слона, а вернее, щупать.
Первый мудрец нащупал большое плоское ухо, которое медленно двигалось вперёд и назад.
Второй мудрец стоял возле ноги слона и трогал её. Нога была круглой и могучей.
М-м-м… Это что-то круглое и толстое… Слон похож на дерево! – воскликнул он.
«Вы оба не правы», —сказал третий. – Да, он круглый, но не толстый, и к тому же очень гибкий! Он похож на верёвку! Этот мудрец нащупал хвост слона.
Ну нет! Слон похож на копьё! Да — круглый, да — тонкий, но не гибкий! – воскликнул четвёртый, который ощупывал бивни.
Нет, нет, – закричал пятый, – слон, как высокая стена. Большая, широкая и шершавая, – говорил тот, ощупывая бок слона.
Шестой мудрец в руках держал хобот слона.
«Все вы не правы, – сказал он, — слон похож на змею».
Нет, на верёвку!
Нет, змею!
Стену!
Вы ошибаетесь!
Я прав!
Шестеро слепых мудрецов безудержно кричали друг на друга. Их спор продолжался целый день. Потом ещё один, затем неделю, а к единому мнению они так и не пришли. Каждый мудрец представлял себе лишь то, что могли чувствовать его руки, и верил он только себе.
В результате каждый думал, что только он прав и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать то, что говорят ему другие.
Поэтому они никогда так и не узнали, как выглядит слон.
А договорись они между собой, история имела бы совершенно другой финал.
Подведение итогов 1 урока
Что мы называем конфликтом?
Межличностным конфликтом?
Каковы стадии развития конфликта?
Можно ли избегать конфликтов, как вы думаете?
2 урок
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Что мы называем конфликтом?
Назовите основные стадии развития конфликта. Приведите примеры.
Изучение нового материала.
Конфликты бывают конструктивными и неконструктивными.
При конструктивном конфликте стороны спора не выходят за рамки приличий и аргументов. Конфликтующие не опускаются до взаимных оскорблений и грубости.
При неконструктивном конфликте спорящие стороны считают, что для победы все средства хороши. Следовательно, последствия неконструктивного конфликта для межличностных отношений могут быть самими драматическими.
Наверное, самым известным неконструктивным конфликтом можно назвать конфликт между семьями Ромео и Джульетты, Монтекки и Капулетти, который привёл к смерти влюблённых.
Наиболее частыми причинами конфликтов служат различные барьеры:
барьер чужого желания;
смысловой барьер в общении;
эмоциональный барьер;
моральный барьер.
Барьер чужого желания связан с тем, что в основе конфликта лежат определённые противоположные желания и интересы. Например, вы можете поспорить с другом из-за того, что кто-то из вас хочет идти пешком, а кто-то поехать на автобусе.
Смысловой барьер в общении может быть связан с тем, что одно и тоже слово, фраза или событие имеют разное значение для разных людей. Например, для одних болельщиков победа команды в матче – это настоящий праздник, но для болельщиков проигравшей команды – это трагедия, и многим из них может не понравиться веселье болельщиков победителей.
Кстати, однажды такое вот непонимание между футбольными фанатами привело к самой настоящей войне между двумя соседними странами – Сальвадором и Гондурасом. После победы сборной Сальвадора в матчах плей-офф отборочного этапа Чемпионата мира по футболу в 1969 году. В обоих странах прокатилась волна беспорядков. В итоге обе страны взялись за оружие.
Несмотря на скоротечность конфликта – война продолжалась всего шесть дней – он дорого обошёлся обеим сторонам; общие потери составили несколько тысяч человек, а мирный договор между странами был подписан только через десять лет после окончания войны.
Эмоциональный барьер, заключается в разнице чувств и вызванных ими состояний, которые приводят к непониманию. Например, играя на улице зимой, вы с друзьями закидали снежками проходящую мимо одноклассницу. Вам в этот момент было весело, а девочка обиделась и начала кричать на вас.
Наиболее острые конфликты возникают из-за моральных барьеров. Это случается из-за различного представления о правилах или нормах поведения.Пример: полночь, а за стеной у соседей всё ещё слышна громкая музыка, заливистый смех. Наши действия?
Мы уже говорили, что конфликт – это столкновение интересов. И как любое столкновение, конфликт может принести и радость победы, и горечь поражения.
Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает наука конфликтология.
Становясь участником конфликта, возможно, сами того, не осознавая мы выбираем определённый вариант поведения. С точки зрения этой науки, есть 4 стратегии поведения в конфликтах: приспособление, избегание, сотрудничество, соперничество. Их характеристики вы найдёте на стр. 79. Давайте прочитаем и заполним табличку.
Приспособление | Избегание | Компромисс | Сотрудничество |
В этом случае одна из сторон стремится сгладить конфликтную ситуацию путём односторонних уступок, то есть готова поступиться своими интересами, приспособиться под вторую сторону конфликта. | Такой вариант поведения заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации не решая её, не уступая, но и не настаивая на своём немедленно. Избегание только замораживает конфликт, но не решает его. Следовательно, рано или поздно конфликт может разгореться вновь. | Этот вариант поведения похож на сотрудничество с той лишь разницей, что для решения спора стороны идут на некоторые уступки. | Усилия участников конфликта будут направлены на поиск такого решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны. |
Сотрудничество.
Например, в случае с нашими братьями и телевизором. Братья могли бы ещё на самой первой ступеньке договориться о том, кто и когда будет смотреть телевизор.
Компромисс.
Например, старший брат может дать посмотреть мультики, если младший согласится вместо него пропылесосить квартиру.
Приспособление.
Например, старший брат может сказать младшему: «Ладно, смотри свои мультфильмы, мне всё равно есть чем заняться».
В конце нашего урока давайте вспомним основные моменты. Сегодня мы узнали с вами о том, что такое межличностный конфликт. Познакомились с его стадиями и вариантами поведения участников конфликта.
Послушайте притчу и попытайтесь ответить на этот вопрос.
Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз когда ты потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо»
В первый день он забил 37 гвоздей. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая их изо-дня в день: Понял проще контролировать себя, чем забивать гвозди.
Наконец наступил тот день, когда он не забил ни единого гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и сообщил эту новость.
Тогда отец сказал ему: «Вынимай один гвоздь из ворот каждый раз, когда ты не потеряешь терпение». И вот настал день, когда юноша смог сказать, что вытащил все гвозди.
Отец отвёл сына к садовым воротам: «Сын, ты прекрасно вел себя, но посмотри сколько дырок осталось в воротах! Никогда они уже не будут такими же как раньше.»
Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах. Можешь воткнуть в человека нож и вынуть его, но всегда остается рана. И будет неважно сколько раз ты попросишь прощение. Рана, нанесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая.
Когда ты с кем –то ругаешься и говоришь ему что-нибудь неприятное, злое, ты оставляешь ему раны. И будет неважно, насколько искренне ты попросишь прощения. Рана остается. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что физическая.
Возможно, в ходе уроков некоторые из вас мысленно не раз спросили себя: «А я конфликтный человек или нет? Что окружающие думают обо мне. Комфортно ли им рядом со мной?»
Подведение итогов
Выполнение заданий в презентации
Чему научил вас урок?
Что такое конфликт?
Почему возникают конфликты?
Как ведут себя люди во время конфликта?
Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке?
Домашнее задание.
§ 9 прочитать, ответить на вопросы.
Вспомнить литературные произведения, в которых описываются конфликты.
Рефлексия
Оцените свою работу в группе смайликом:
активно работал
делал то, о чем просили
внимательно наблюдал за работой других
Известно, что время, потраченное на сам конфликт, во много раз меньше времени постконфликтных переживаний. Поэтому конфликты разумнее предупреждать, а это возможно, если люди будут уважать друг друга, будут толерантны друг к другу. Как говорил известный кот Леопольд: «Ребята, давайте жить дружно!» А если уж и попадёте в конфликтную ситуацию, нужно достойно выйти из неё. Для этого я даю вам на память памятки «Формула успешного решения школьных конфликтов»
Конфликты в межличностных отношениях | Обществознание 6 класс
Конфликты в межличностных отношениях
Один известный актёр сказал однажды: «Счастье этой жизни — в общении». Как ты уже знаешь, человек не может жить без общения, но оно приносит не только удовольствие. Бывает, и не редко, что общение заканчивается конфликтной ситуацией, то есть возникает конфликт.
План урока
- Что такое конфликт
- Способы поведения и основные этапы конфликта
- Виды конфликтов
Цели урока
- способствовать формированию понятий «конфликт, «межличностный конфликт», объяснять причины возникновения конфликтов, рассмотреть варианты поведения в конфликтной ситуации
- знать понятия: конфликт, межличностный конфликт
- уметь определять связь между разными стадиями конфликта, понимать, как можно предотвратить конфликт, представлять формы цивилизованного поведения в межличностных конфликтах
Конфликт в переводе с латинского означает столкновение, удар, борьбу. Конфликт — это столкновение целей, интересов, мнений, взглядов партнёров по общению, отсутствие согласия между ними.
Если вы, общаясь, нарушаете правила взаимности, то, как правило, возникают конфликты. В результате столкновений происходит изменение межличностных отношений. Некогда дружественные отношения внезапно становятся нетерпимыми и часто грозят полным разрывом.
Межличностный конфликт
— это всегда столкновение нескольких участников, каждый из которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов и мнений остальных участников события.
Частыми причинами конфликтов служат различные барьеры:
- Барьер чужого желания. Например, у вас оказались разные взгляды по поводу проведения мероприятия в классе. Часть ребят показывает своё недовольство. Зарождается повод для взаимного спора, разногласий и раздражения.
- Смысловой барьер, основанный на том, что одно и то же событие при абсолютно одинаковом значении имеет разный смысл. Например, учитель поставил плохую оценку ученику, не учитывая усилия, которые им были потрачены на выполнение работы. Учитель хотел побудить ученика лучше учиться, а ученик считает оценку как несправедливую, так как для него главный смысл заключается в том, что он старался. И оценка теряет свою побудительную силу.
- Эмоциональный барьер возникает на фоне разницы чувств, что ведёт к непониманию. Эмоции распределяются так: страх, гнев, стыд, обида, вина. Под влиянием каждой из этих эмоций общение может стать полем битвы или бегства.
- Моральный барьер является причиной самых острых конфликтов. Если у вас разное представление о правилах или нормах поведения, то конфликт неизбежен, потому что в основе чаще всего лежат противоречия в оценке происходящего события.
Иногда существующие причины не осознаются участниками отношений. Таким образом создаётся конфликтная ситуация. В данном случае можно конфликта не допустить. Необходимо выяснить, что именно вызывает скрытое недовольство другого участника, стать на его позицию, чтобы избежать разгорания конфликта.
Способы поведения и основные этапы конфликта
Если всё же конфликтная ситуация осталась не разрешённой и конфликт произошёл, то здесь важно знать, какие есть способы поведения. У участников конфликтной ситуации есть разные варианты поведения: сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление.
В любой конфликтной ситуации вы вполне можете найти такое решение, которое приведёт вас к примирению без ущерба для каждой из сторон. Прежде всего нужно понять причину конфликта, выяснить, к каким последствиям он может привести в своём развитии и что нужно сделать, чтобы с ним покончить. Если у вас возникнет желание понять другого, то такое поведение называется сотрудничество.
Компромисс, как один из вариантов поведения, близок к сотрудничеству. Но отличие лишь в том, что для решения противоречий необходимы уступки обеих сторон. Возможно участники конфликта не получат желаемого в полной мере, но зато сохранят общение.
Если же в сложившейся конфликтной ситуации одна из сторон стремится сгладить противоречия, а другая не готова поступиться своими интересами, тогда говорят о приспособлении. Конечно же хорошо, что конфликт будет разрешён, но в подобной ситуации важно сохранить меру и достоинство.
Стоит отметить, что позицию приспособления могут занимать люди с низкой самооценкой, которые считают, что их цели и интересы могут не приниматься во внимание.
Часто люди стараются избежать обсуждения конфликтных вопросов и отложить принятие сложного решения «на потом». В этом случае человек не отстаивает собственные интересы, но при этом не учитывает и интересы других — такое поведение называется избегание. Такая ситуации отодвинет конфликт, но не решит проблему, поскольку причина останется и конфликт может возникнуть снова.
А теперь давай разберём основные этапы (стадии) конфликта. Для этого давай обратим внимание на рисунок 1.
Рисунок 1. Основные этапы (стадии) конфликта
Как видишь, конфликтная ситуация стоит в самом начале — это самая первая стадия конфликта. В любой конфликтной ситуации, перерастающей в открытое противостояние, есть закономерное начало и такой же финал.
Но прежде чем это произойдёт, конфликт всегда находится в определённой стадии, а на пути к завершению проходит несколько характерных этапов. Они определяются интенсивностью и длительностью конфликта, а также его последствиями:- осознание конфликта — предпосылка к конфликту, скрытая и неопределённая, когда стороны его ещё не вступили в открытое противостояние, но в то же время не видят мирного решения проблемы. Эта ситуация выступает прочным фундаментом, на котором строятся враждебные отношения, на фоне неудовлетворённого положения в коллективе или обществе, зависти, невосприятия личных качеств окружающими. На этой стадии зреет внутренний конфликт, готовый выплеснуться наружу в любой момент;
- проявление конфликтного поведения — когда, не остаётся даже призрачных надежд на урегулирование назревающего конфликта мирным путём, он наконец, вырывается на поверхность, причём в наихудшем проявлении. В этот момент происходит личная оценка ситуации каждой из сторон, формирование и определение собственной позиции, а также рассматриваются все варианты возможности снизить уровень напряжения или наоборот усилить его;
- углубление конфликта — когда ситуация накаляется до предела и противостояние переходит от затаённых обид к ничем не прикрытой, беспощадной борьбе между участниками конфликта. По мере усугубления ситуации параллельно усиливается антагонизм в личной позиции каждой из сторон и чувство собственной правоты. Отношения конфликтующих на этой стадии ухудшаются всё больше благодаря активным действиям и окончательно заходят в тупик;
- разрешение конфликта — в большинстве случаев наступает только тогда, когда ни у одной из сторон конфликта не остаётся аргументов ни в свою пользу, ни в чужую. На этой стадии происходит или полюбовное разрешение ситуации путём конструктивного диалога между участниками или частичное примирение, когда каждый остаётся при своём мнении, но напряжение снижается. Как вариант — конфликт заканчивается полным разрывом отношений, после чего конфликтующие стороны демонстративно не замечают друг друга.
Виды конфликтов
Конфликты бывают конструктивными и неконструктивными. При конструктивном конфликте стороны не выходят за рамки деловых аргументов, а отношения не переходят границы приличия, нет оскорблений или грубости. Неконструктивное разрешение конфликта приводит к тому, что обе стороны не выслушивают друг друга, в итоге конфликт не приводит к положительному результату. Поэтому последствия этого конфликта могут быть самыми драматическими.
Но конфликт в любом случае когда-то заканчивается. Наступает последняя его стадия — полное или частичное разрешение. На заключительной стадии также есть четыре варианта исхода: подчинение, компромисс, прерывание конфликтных действий, интеграция.
При подчинении одна сторона полностью или частично принимает правила другой стороны. Такой конфликт может возобновиться снова, потому что уступившая сторона постарается взять реванш.
Древнеримский политик и философ Марк Туллий Цицерон сказал: «Худой мир лучше доброй войны». Это компромисс, при нём обоюдные поступки смягчают причины конфликта. Такое положение устроит конфликтующие стороны больше, чем стычка и противостояние.
Но бывает, что в процессе конфликта обе стороны сделали для себя какие-то выводы и, изменив позиции, сформировали единое мнение. Конфликт исчерпан, наступило «объединение каких-либо элементов в единое целое», т. е. интеграция. Это самый лучший исход конфликта, хотя в жизни он встречается очень редко.
Любой конфликт всегда оставляет неприятный осадок. Особенно в острой его стадии, когда люди не отдают отчёт своим действиям и неправильно оценивают действия других. Поэтому «учитесь властвовать собой». Помните, что конфликты — это всегда проблема и, если вы не хотите превратить свою жизнь в постоянную борьбу, лучше научиться мирному урегулированию ситуаций.
Практическое задание
Установите соответствие между понятиями и определениями.
Контрольные вопросы:
- Что такое конфликт?
- Какие стадии конфликта тебе известны?
- Какие бывают конфликты?
Ответы
1 — Б, 2 — В, 3 — А
О конфликте | DoDEA
- CEDR Домашний
- О CEDR
- О конфликте
- Почему CEDR
- Услуги CEDR
- Получить помощь
- Часто задаваемые вопросы
- Ресурсы
Наш премьер-министр CEDR, г-жа Эллен Уэйн, вышла на пенсию. Тем временем и до дальнейшего уведомления все запросы можно направлять в почтовый ящик CDER.
Конфликт — это ситуация, в которой люди или группы действуют, полагая, что у них несовместимые и противоположные цели, ценности или интересы.
Конфликт — нормальная и естественная часть жизни. Он возникает во всех сферах жизни, потому что у людей разные цели, приоритеты, обязанности, ценности и происхождение.
Конфликт неизбежен.
Конфликт имеет как деструктивные, так и созидательные стороны и последствия. Конструктивный конфликт является творческим и может привести к улучшению отношений и принятию более качественных решений.
Разрушительный конфликт разрушает отношения, подрывает уважение и доверие и отнимает время и внимание от нашей миссии по обеспечению образцового образования. Узнать больше:
- Характеристики конструктивного и деструктивного конфликта
- Издержки деструктивного конфликта
- CEDR’s Conflict Management Toolbox — Как можно более конструктивно разрешать конфликты?
- Научитесь эффективно слушать.
- Узнайте о переговорах на основе интересов.
- Научитесь вести беседы на сложные темы.
- Обратитесь в CEDR, чтобы поговорить о помощи в повышении ваших навыков или проведении беседы, встречи или другого сеанса решения проблем.
Деструктивный конфликт | Конструктивный конфликт |
---|---|
Каждая сторона пытается «выиграть» | Стороны пытаются найти решение |
Спорная тактика | Творческое совместное решение проблем |
Антагонизм между сторонами усиливается | Рассматривает особые мнения |
Отношения портятся | Отношения остаются уважительными, могут улучшиться |
Все более осуждающий | Непредвзятые, исследовательские обсуждения |
Высокий уровень гнева, разочарование | Маленькая отрицательная эмоция |
Эффективное общение снижается | Общение открытое и честное |
Реальные проблемы часто не решаются | Результаты высокого качества, принимая все информация и потребности по возможности учитываются |
Конфликта удалось избежать и оставить гноиться |
Наверх
Плохо урегулированный деструктивный конфликт дорого обходится вам и работе вашей школы, округа и района.
ТИПИЧНЫЕ ИЗДЕРЖКИ РАЗРУШИТЕЛЬНОГО КОНФЛИКТА:
Финансовые затраты
- Время, затраченное на конфликт работниками, руководителями, родителями, др.
- Судебные издержки
Эмоциональные затраты:
- Низкий моральный дух
- Повышенный стресс
Нарушение рабочих отношений
Снижение доверия
Сокращение связи, что приводит к:
- низкий поток информации
- постоянные конфликты из-за плохого общения и понимания
- решения более низкого качества
и ЭНЕРГИЯ И ФОКУС ОТВЛЕКАЮТСЯ ОТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МИССИИ ДОДЕА
Наверх
Разница между конструктивным и деструктивным конфликтом
Конструктивный и деструктивный конфликтРазница между конструктивным и деструктивным конфликтом в основном заключается в результате. Конфликт – это серьезное разногласие между двумя сторонами. Внутри организации конфликты возникают между сотрудниками, отделами и самими организациями. Это приводит к негативному климату внутри организации. Конфликты могут возникать из-за взаимозависимости задач, проблем со статусом, индивидуальных особенностей, нехватки ресурсов, проблем с зарплатой и т. д. Если говорить о конфликтах, то в основном они бывают двух типов. Это конструктивные конфликты и деструктивные конфликты. Как следует из названий, исход этих двух типов конфликтов сильно различается. Конструктивный конфликт приводит к положительному результату, который в основном связан с разрешением конфликта. Однако деструктивные конфликты обычно заканчиваются негативными последствиями. Это не обязательно должно происходить внутри организации; это может происходить и в других условиях, таких как семья, среди друзей или даже в штатах. В этой статье давайте рассмотрим различия между двумя типами конфликтов; а именно конструктивный конфликт и деструктивный конфликт.
Что такое конструктивный конфликт?
Конфликт обычно рассматривается как нечто негативное, поскольку он порождает антагонизм и разочарование между вовлеченными сторонами. Однако конфликт не обязательно должен быть деструктивным. В конструктивном конфликте, даже несмотря на то, что между двумя сторонами возникает разногласие, его можно разрешить в позитивном ключе так, чтобы это было выгодно обеим сторонам. Это часто называют беспроигрышной ситуацией , потому что от этого выигрывают обе стороны. Кроме того, общение, которое происходит между двумя сторонами, часто честное и открытое общение . Они не предполагают эмоциональных, импульсивных реакций и сосредоточены на поиске решения. Обе стороны осознают необходимость разрешения конфликта таким образом, чтобы требования каждой из сторон могли быть удовлетворены.
Предположим, что конфликт возник в группе сотрудников, которым поручена конкретная задача. Оба сотрудника чувствуют необходимость достижения цели, но имеют разные стратегии. Через конструктивный конфликт два сотрудника могут найти решение, работая в команде. Это также улучшает командную работу отдельных лиц. Однако деструктивный конфликт приводит к другим результатам, чем конструктивный конфликт.
Конструктивный конфликт является беспроигрышной ситуацией для обеих сторон
Что такое деструктивный конфликт?
В отличие от конструктивного конфликта, деструктивный конфликт характеризуется чувством разочарования и антагонизма . Деструктивные конфликты не приводят к положительным результатам и наносят ущерб производительности организации. В такой ситуации обе стороны прилагают усилия, чтобы выиграть любой ценой . Они отказываются общаться честно и открыто и отвергают решения, предложенные другой стороной. В отличие от конструктивного конфликта, где есть уважение к другим сотрудникам, в деструктивном конфликте этого не видно.
В деструктивном конфликте требования обеих сторон не выполняются . Это порождает дальнейшее разочарование и импульсивные действия. Обе стороны могут даже участвовать в действиях, которые портят имидж другой стороны. Такие конфликты обычно не укрепляют отношения, а наносят ущерб рабочим отношениям. Это подчеркивает, что, хотя конструктивные конфликты могут быть полезны для организаций, деструктивные конфликты — нет.
В чем разница между конструктивным и деструктивным конфликтом?
• Определения конструктивного и деструктивного конфликтов:
• Даже если в конструктивном конфликте между двумя сторонами возникает разногласие, его можно разрешить в позитивном ключе так, чтобы это было выгодно обеим сторонам.
• В деструктивном конфликте разногласия приводят к негативным последствиям, вызывая чувство разочарования и антагонизма.
• Результат:
• Конструктивный конфликт имеет положительный результат.
• Деструктивный конфликт имеет негативные последствия.
• Влияние на отношения:
• Конструктивный конфликт укрепляет отношения между двумя сторонами.