Конфликты детей в школе
Отгремел первый звонок, и у родителей появляется новая головная боль, их чадо конфликтует в школе. Кто-то сразу же обращается к профессионалам, школьному социальному педагогу или психологу, а кто-то не замечает проблему и пускает ситуацию на самотёк.
Сам по себе конфликт – не всегда плохо, он говорит о противоречии, это часто даёт толчок к развитию и поиску причины инцидента, но иногда обида застилает глаза и приводит к серьёзным последствиям. В статье представлены основные причины и способы преодоления конфликтов в школе, даны рекомендации, как их избежать.
Причины конфликтов между детьми в школе
Прежде чем становиться на путь разрешения школьного конфликта, нужно определить его причины.
Детский коллектив мало чем отличается от взрослого, поэтому и перечень получается сходным:
- гонка за лидерством, соперничество за авторитет среди одноклассников,
- неприязнь между школьниками,
- личные безответные симпатии к противоположному полу,
- сплетни,
- ответная реакция на выделение отдельных учеников в учительские «любимчики».
Как избежать конфликтных ситуаций
Хороший психолог знает, что следует уделить достаточно внимания профилактике негативного явления, что в будущем позволит избежать конфликта между детьми в школе.
Семья не должна перекладывать это на специалиста, лучший способ – согласованно работать над проблемным учеником.
Хороший способ – наладить работу в школьном коллективе, сплотить его, объединив общей целью. Между младшими школьниками конфликты часто неизбежны в силу возрастных особенностей и неумений налаживать правильный диалог, поэтому стоит внимательно наблюдать детьми в школе.
Работа специалиста заключается в том, чтобы выслушать, если у воспитанника есть проблема, иногда этого достаточно, иначе нерешённая ситуация начинает «давить» на газ и запускает раздор на пустом месте.
Причины конфликтов
Говоря об особенностях деятельности учителя, стоит заметить, что он ежедневно наблюдает причины конфликтных ситуаций, которые не всегда доходят до прямых конфликтов между детьми в школе.
Основным фактором для их учёта можно определить возраст.
Младшие школьники не всегда достаточно социализированы для того, чтобы видеть границы других. Некоторые вообще пропускают фазу дошкольных учреждений и только на уроке начинают учиться тому, как ведут себя в обществе.
Подросток становится более осознанным, но гормональные бури и поиск своего места в сложном мире запускает процесс разногласий. Тут и борьба за лидерство в классе и школе, и собственные проблемы, недостатки внешности, соперничество за избранника или избранницу – мотивы варьируются.
Особенности конфликтов
Конфликты между школьниками сопровождают личность на протяжении всего срока обучения, как и противостояния с одноклассниками.
К особенностям их протекания можно отнести их групповой и межгрупповой характер, дети редко конфликтуют один на один, им понятнее способ «стенка на стенку», как часто бывает с противостояниями параллельных классов или мальчиков и девочек в школе.
Учитывая, что в этом возрасте только формируются нормы морали и способы этической и нравственной оценки поступков у ребенка, довольно часто проявляется неконтролируемое чувство агрессии и враждебности по отношению к тем, кто становиться в позицию «врага».
Что делать если у ребенка конфликт с учителем
Причины школьного конфликта на уровне ребёнка с учителем наиболее широко исследованы в педагогической литературе и практике.
Иногда родители думают, как определить, стоит ли беспокоиться, что у детей наблюдается конфликт с учителем в школе. Конфронтация в этом случае может происходить по комплексу составляющих:
- недостаточная успеваемость детей по учебному предмету,
- поведение за рамками школьного Устава и соответствующая реакция учителя,
- личное плохое отношение педагога, которое проявляется в грубости, раздражительности, придирках и пр.
Инициатором разрешения спора должен выступать взрослый, который предложит единую стратегию, позволяющую учесть интересы обоих сторон.
Предупреждение конфликтов — как избежать рекомендации
Для решения задачи профилактики неприятных ситуаций и разногласий между детьми в школе существует единый алгоритм, следуя которому можно избежать неприятных последствий:
- сохранять спокойствие,
- объективно оценить сложившуюся ситуацию,
- создать условия для открытого максимально диалога,
- выработать общую цель и сформировать промежуточный итог,
- сделать выводы.
Что делать если ребенок конфликтует в школе советы родителям
Само по себе учебное заведение не всегда способно справиться с нарастающими проблемами, поэтому выяснение отношений детьми должно порождать ответные воспитательные действия родителей.
Вмешательство родителей не должно быть грубым, к нему следует прибегать, только если очевидно, что самостоятельно участники спора не справятся с его разрешением. Нужно разобраться, хватит ли у ребёнка сил и возможностей справиться самому, если нет, следует тактично взять ситуацию под контроль.
При этом допустимы советы, убеждения и увещевания, но нежелательны авторитарные и грубые методы.
Школьные годы неповторимы и прекрасны, разногласия их неотъемлемая часть, поэтому научиться их предотвращать и разрешать – задача посильная для школьников, их родителей и учителей. Стоит помнить, что столкновение интересов и ценностей побуждает развиваться, поэтому этого пути вперёд и нужно держаться.
mentallab.ru
Школьные конфликты. Пути решения | Социальная сеть работников образования
В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями.
При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Да и нужно ли? Ведь правильно разрешив напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах.
Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций
Что такое конфликт? Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.
Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.
В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные. Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.
Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.
Разнообразие школьных конфликтов. Причины возникновения и способы решения
Конфликт в школе явление многоплановое. При общении с участниками школьной жизни, учителю приходится быть еще и психологом. Нижеприведенный «разбор полетов» столкновений с каждой группой участников может стать для педагога «шпаргалкой» на экзаменах по предмету «Школьный конфликт».
Конфликт «Ученик — ученик»
Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.
Причины конфликтов между учениками
- борьба за авторитет
- соперничество
- обман, сплетни
- оскорбления
- обиды
- враждебность к любимым ученикам учителя
- личная неприязнь к человеку
- симпатия без взаимности
- борьба за девочку (мальчика)
Способы решения конфликтов между учениками.
Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.
После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».
Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.
Конфликт «Учитель — родитель ученика»
Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.
Причины конфликта между учителем и родителями
- разные представления сторон о средствах воспитания
- недовольство родителя методами обучения педагога
- личная неприязнь
- мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку
Способы решения конфликта с родителями ученика.
Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.
Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.
Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.
После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.
Пример:
Антон — самоуверенный старшеклассник, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет.
Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями, отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки.
Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям.
Вулкан конфликта взрывается, когда родительница в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на нее остывающего воздействия. Конфликт не прекращается, пока ребенок не заканчивает школу. Очевидно, что эта ситуация деструктивна.
Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы?
Используя приведенные выше рекомендации, можно предположить, что классный руководитель Антона мог провести анализ сложившейся ситуации примерно так: «Конфликт матери со школьными учителями спровоцировал Антон. Это говорит о внутренней неудовлетворенности мальчика своими отношениями с ребятами в классе. Мать подлила масла в огонь, не разобравшись в ситуации, увеличив враждебность и недоверие сына к окружающим его в школе людям. Что вызвало отдачу, которая выразилась прохладным отношением ребят к Антону».
Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом.
Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику. Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят.
Конфликт «Учитель — ученик»
Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.
Причины конфликтов между учителем и учениками
- отсутствие единства в требованиях учителей
- чрезмерное количество требований к ученику
- непостоянство требований учителя
- невыполнение требований самим учителем
- ученик считает себя недооцененным
- учитель не может примириться с недостатками ученика
- личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)
Решение конфликта учителя и ученика
Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.
Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.
Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.
Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.
Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка.
При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.
Пример
Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.
Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.
Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом. После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Оксана сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше.
После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.
Единый алгоритм решения любого школьного конфликта
Изучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно проследить схожесть их конструктивного разрешения. Обозначим его еще раз.
- Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
- Второй момент — анализ ситуации без превратности.
- Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
- Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.
- Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.
Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.
nsportal.ru
Статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему: решение конфликтов в школе
Решение конфликтов в школе
Конфликт в школе явление многоплановое. При общении с участниками школьной жизни, учителю приходится быть еще и психологом. Нижеприведенный «разбор полетов» столкновений с каждой группой участников может стать для педагога «шпаргалкой» на экзаменах по предмету «Школьный конфликт».
Конфликт «Ученик — ученик»
Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.
Причины конфликтов между учениками:
1. борьба за авторитет
2. соперничество
3. обман, сплетни
4. оскорбления
5. обиды
6. враждебность к любимым ученикам учителя
7. личная неприязнь к человеку
8. симпатия без взаимности
9. борьба за девочку (мальчика)
Способы решения конфликтов между учениками
Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.
После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».
Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.
Конфликт «Учитель — родитель ученика»
Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.
Причины конфликта между учителем и родителями:
1. разные представления сторон о средствах воспитания
2. недовольство родителя методами обучения педагога
3. личная неприязнь
4. мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку
Способы решения конфликта с родителями ученика
Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.
Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.
Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.
После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.
Конфликт «Учитель — ученик»
Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.
Причины конфликтов между учителем и учениками:
1. отсутствие единства в требованиях учителей
2. чрезмерное количество требований к ученику
3. непостоянство требований учителя
4. невыполнение требований самим учителем
5. ученик считает себя недооцененным
6. учитель не может примириться с недостатками ученика
7. личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)
Решение конфликта учителя и ученика
Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.
Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.
Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.
Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.
Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка.
При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.
Единый алгоритм решения любого школьного конфликта
Изучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно проследить схожесть их конструктивного разрешения. Обозначим его еще раз.
Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
Второй момент — анализ ситуации без превратности.
Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.
Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.
Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.
nsportal.ru
Конфликты в классе: как избежать и устранить?
Отчего возникают конфликты между одноклассниками? Причин может быть несколько:борьба за авторитет,
соперничество,
обман, сплетни,
оскорбления,
обиды,
враждебность к любимым ученикам учителя,
личная неприязнь к человеку,
симпатия без взаимности,
борьба за девочку (мальчика).
Таких причин десятки и даже сотни. Необходимо еще в самом начале конфликта правильно определить причины противостояния, чтобы найти нужное конструктивное решение.
Важно также понимать, что не все детские конфликты нуждаются в участии взрослых. Часть из них ребята вполне способны разрешить сами. Учителю в подобных случаях лучше не вмешиваться в ход событий и не оказывать давления, а занять наблюдательную позицию, лишь иногда выступая в роли советчика. Опыт самостоятельного решения конфликтов поможет подросткам в формировании социальных навыков, необходимых им во взрослой жизни.
Если все же конфликт достиг стадии, когда вмешательство учителя необходимо, важно сделать это тактично и аккуратно, чтобы не задеть детскую гордость и не вызвать агрессию. Необходимо терпеливо и очень внимательно выслушать обе стороны, попутно задавая вопросы-подсказки, которые дадут возможность участникам конфликта задуматься и более взвешенно проанализировать ситуацию.
1) Необходимо сохранить спокойную обстановку. Она позволит не дойти до уровня оскорблений и обид.
2) Постарайтесь оценить ситуацию как можно более объективно.
3) Необходимо создать условия, в которых конфликтующие стороны смогли бы вести открытый и конструктивный диалог.
4) Нужно помочь ученикам прийти к единому итогу и выявить общую цель.
5) Нужно подвести итоги и сделать выводы, которые помогут детям в дальнейшем лучше взаимодействовать.
В разрешении любого конфликта очень важен открытый диалог между его участниками. Дайте возможность ребятам спокойно и без истерик изложить друг другу свой взгляд на ситуацию, проговорив самые важные для них моменты. Умение слушать — важный навык, который в дальнейшем очень поможет детям в решении сложных взрослых проблем. Выслушав друг друга, ребята смогут гораздо быстрее прийти к общему знаменателю и найти решение, которое устроит обе стороны.
После того как конфликт будет полностью исчерпан, необходимо побеседовать с каждой из сторон. Не требуйте публичных извинений, это может уязвить гордость ребенка. Важно, чтобы подросток доверял взрослому, поэтому для создания доброжелательной атмосферы рекомендуется называть ребенка по имени и позиционировать его как равного себе. Нужно объяснить, что конфликт не повод для переживаний, это определенный жизненный опыт, которого будет еще много. И что куда лучше решать все ссоры мирно, без взаимных упреков и оскорблений, а также делать выводы и работать над ошибками.
Часто подросток проявляет агрессию в том случае, если у него недостаток общения и увлечений. Учитель может попробовать исправить ситуацию, побеседовав с родителями ученика насчет времяпрепровождения их ребенка. Можно предоставить информацию о кружках или секциях, об общественной работе, которая проводится в школе, и посоветовать привлечь ребенка к подобной деятельности. С новым занятием он получит большое количество положительных эмоций и новых знакомств, у него не останется времени на ссоры и сплетни.
Конфликты всегда будут присутствовать между учениками, и решать их (и учить решать) тоже необходимо всегда. Ведь доверительные отношения поддерживают мирную атмосферу в классе, а деструктивные влекут за собой обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынули негативные эмоции, — вот что самое важное в разрешении конфликтных ситуаций.
Лина МАКАРОВА, эксперт по психологии
www.ug.ru
Родительское собрание «Конфликты в школе. Как реагировать»
— Добрый день, уважаемые родители! Тема нашего собрании «Конфликты в школе как реагировать».
Сейчас я предлагаю встать тем, кто ни разу в жизни не был в конфликте, кто не знает и не представляет себе, что такое конфликт… Никто из нас не встал. Это подтверждает то, что каждый из нас был участником конфликта. Конфликты это неизбежная часть нашей жизни. И школьную жизнь они не обходят стороной. Изжить конфликт в школе практически невозможно, можно лишь попытаться повлиять на конфликтную ситуацию или выйти из нее. В решении различных проблем важно умение вести переговоры, достигать согласия в условиях совместной жизни и деятельности, во взаимодействии учеников, учителей и родителей. Участниками конфликта становятся одновременно и классный руководитель, и родители, и учитель, и ученик.
Задача нашего собрания:
Научиться предупреждать конфликт, а если он возник — разрешить его быстро и спокойно, без взаимных унижений и обид.
— (мягко и спокойно): Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ
Я уверена, что вы по-разному отреагировали на эту ситуацию, доказав что мы разные и по-разному ведём себя в конфликтах.
Есть 5 способов разрешения конфликтных ситуаций: компромисс, приспособление, избегание, сотрудничество, соперничество.
- стиль конкуренции – один из участников конфликта достигает своей цели путём подавления другого. Результат – конфликт «загоняется» вглубь: психологическое напряжение, дискомфорт, неблагоприятное эмоциональное состояние соперника;
- стиль уклонения – один из участников уходит от конфликта, избегает его. Это происходит в следующих ситуациях : когда он чувствует себя неправым, ощущает безнадёжность ситуации, не хочет тратить силы. Уклоняющийся не получает полного удовлетворения от такого разрешения конфликта;
- стиль приспособления – участник конфликта подчиняется другому, делает то, что он требует, перестаёт отстаивать свои интересы. Человек жертвует иногда не только своими интересами, но и достоинством;
- стиль компромисса – участники конфликта частично уступают друг другу, заключают как бы временное перемирие. Это поверхностный уровень решения проблемы, так как конфликт не разрешается полностью, а лишь откладывается;
- стиль сотрудничества – происходит открытое обсуждение возникшей конфликтной ситуации, нужд и желаний каждого человека, поиск решения, позволяющего удовлетворить каждого.
А сейчас вернёмся к вашим ответам, которые вы записали, по ним определите, какой способ выхода из конфликтной ситуации вы предпочитаете.
Конкуренция: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!»
Избегание: «Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!»
Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!»
Приспособление: Такая, видимо, у меня доля тяжкая!»
Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!»
— Как вы думаете, какие способы наиболее эффективные, при решении конфликта? Аргументируйте свой ответ.
Высказывания родителей
- Стиль сотрудничества – это наиболее оптимальный стиль поведения в конфликтной ситуации, так как конструктивное разрешение конфликта предполагает достижение совместной цели при условии удовлетворённости партнёров.
— Таким образом, при избегании ни одна из сторон не достигает успеха. При соперничестве и приспособлении одна сторона оказывается в выигрыше, а другая проигрывает. И только при сотрудничестве и компромиссе в выигрыше оказываются обе стороны.
Но какой бы способ разрешения конфликта вы не выбрали, помните о правилах поведения в конфликте.
Правила эффективного поведения в конфликте: ЭКРАН
1. Дайте оппоненту выпустить пар
2. Потребуйте от него спокойно обосновать претензии
3. Не давайте своему оппоненту отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах
4. Предложите ему высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения
5. В любом случае дайте оппоненту “сохранить свое лицо”
6. Отражайте как эхо смысл его высказываний и претензий
7. Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину
8. Ничего не надо доказывать
9. Замолчите первым
10. Говорите, когда оппонент остыл
11. Независимо от результата разрешения противоречия старайтесь не разрушать отношения
(Упражнение «Если бы моего ребёнка обижал одноклассник, я бы …»)
А сейчас
уважаемые родители давайте с вами проведём упражнение. Упражнение выполняется по кругу. Я начну предложение, а вы по кругу заканчиваете его. Если бы моего ребёнка обижал одноклассник, я бы…………
Высказывания родителей.
Каждый родитель сталкивается с проблемой детских конфликтов. Каждая мама и каждый папа ищут свою собственную стратегию поведения в случае ссор между детьми. Остановимся на стиле поведения, которого должен придерживаться взрослый, наблюдающий ситуацию ссоры между детьми.
Правило 1. Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Не мешайте детям получать такой жизненно важный опыт. Однако бывают ситуации, когда вмешательство взрослого необходимо.
Правило 2. Вмешиваясь в детский конфликт, никогда не занимайте сразу позицию своего ребёнка, старайтесь вникнуть в суть конфликта.
Правило 3. Попробуйте приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое. Поэтому, вмешиваясь в общение детей, старайтесь показать им, как можно найти способ выхода из трудной ситуации, который устроил бы их обоих, делайте акцент не на «кто виноват?», а на «что делать?».
Правило 4. Помогая детям выйти из конфликта и освободиться от накопившейся обиды и злости, следите за тем, чтобы они не переходили на личности.
В конфликте учитель-родитель. Виноват может быть как учитель, так и родитель. Каждая сторона должна разобраться в истинных причинах конфликта и на том как его разрешит без нанесения вреда ребёнку.
Участвуя в конфликте учитель-родитель используйте эффективные способы выхода из него.
1. Установите причину конфликта, стараясь услышать друг друга, и правильно понять друг друга.
2. Будьте тактичны
3. Ведите разговор по существу.
4. Ищите компромисс
5. Умейте признавать свои ошибки;
6. Умейте слушать и слышать друг друга
ТЕСТ КОНФЛИКТНЫЙ ЧЕЛОВЕК
Тренинг. Когда ты очень раздражен, разгневан…
1. Дай себе минуту на размышление и, что бы ни произошло, не бросайся сразу «в бой».
2. Сосчитай до десяти, сконцентрируй внимание на своем дыхании.
3. Попробуй улыбнуться и удержи улыбку несколько минут.
4. Если не удается справиться с раздражением, уйди и побудь наедине с собой некоторое время.
Выполнение антистрессового упражнения (под музыку)
В школах верховой езды не хвалят наездника, который может удержаться на вздыбленной лошади, как вы думаете почему? (Под опытным жокеем лошадь никогда не встанет на дыбы.) Так же и с конфликтами. Конечно, умным, знающий человек найдет выход из любого положения, но мудрый человек в него не попадет. А значит, мудрый не доведет отношения до конфликта.
Я приготовила вам советы психолога, памятки, которые надеюсь помогут вам не доводить дело до конфликта.
Наше собрание подходит к концу нам необходимо принять решения. Какие будут предложения.
Решение
1.В школьной жизни не доводить дело до конфликта
2.Если возник конфликт, решить его путём компромисса и сотрудничества.
Хочется пожелать всем: не конфликтуйте по пустякам; будьте терпимей друг к другу; старайтесь понимать и прощать друг друга; внимательней относиться, быть милосердными; уметь слушать друг друга и, конечно, самое важное любить друг друга. Воспитание детей – тонкое искусство, требующее величайшей мудрости, терпения и преданности.
Пусть в нашей школе
воцарятся мир и счастье,
Пусть мы все почувствуем
стремление к пониманию,
Пусть уважение друг к другу
наполнит нас!
Пусть свет добра и свет любви
наполнит наши сердца!
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Статья на тему: Конфликты в начальной школе — большие проблемы маленьких людей
Конфликты в начальной школе — большие проблемы маленьких людей.
Шумилова Т.М., педагог-психолог МБОУ «Гимназия №3», г. Чистополя, РТ
Конфликты в школе могут возникнуть уже с первых дней пребывания ребенка в школе. Надо сказать, что конфликты в начальной школе между учениками стоят очень остро. Это обусловлено несколькими причинами:
- Во-первых, дети уже с пятилетнего возраста начинают очень хорошо чувствовать социальные различия между своими сверстниками;
- Во-вторых, в младших классах сложные межличностные ситуации возникают из-за гендерного аспекта. Он заключается в том, что до определенного возраста, а именно лет до 11, мальчики и девочки развиваются по-разному, и дети это замечают. Кроме того, в начальной школе девочки учатся гораздо лучше мальчиков.
Новейшие исследования психологов показали, что конфликты в начальной школе сегодня оказываются преобладающими: именно младшеклассники, а вовсе не подростки, как по привычке думают родители, конфликтуют чаще всего. Вчерашние малыши по большому счету пока еще только учатся общаться. И это не может не повлечь за собой напряжения отношений, вплоть до открытых конфликтов. При этом младшие школьники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым.
Детям важно получить оценку кто прав, кто виноват, чтобы справедливость восторжествовала. Ведь в их детском коллективе постоянно вырабатываются, меняются, возникают новые свои детские законы и правила, на основе которых ребята и выстраивают отношения с одноклассниками, которые перенесут и во взрослую жизнь. Если у малыша не получается постоять за себя – над ним начинают подтрунивать, не хотят с ним сидеть за одной партой и т.п. Это очень больно ранит душу ребенка и может нанести серьезную психологическую травму. Вот почему от психолога требуется своевременная коррекция данных видов поведения. Иногда возникает конфликт между учителем и учеником. И даже если ребенок пытается отстоять свою точку зрения или позицию, у учителя все равно больше ресурсов настоять на своем. Из-за этого внутренне состояние ребенка очень дисгармонично, что может сказаться на его успеваемости, поведении с одноклассниками, родителями, формировании закрытых, агрессивных или наоборот пассивных и безучастных шаблонов поведения.
Младшему школьнику справляться с конфликтами очень сложно, так как он не обладает необходимым набором качеств и способностей для правильного разрешения ссоры. Это и неудивительно, ведь они сталкиваются с новой, еще неизведанной средой, новым большим коллективом и проходят сложный период адаптации к непривычному режиму дня и большим нагрузкам. Многие дети реагируют на этот процесс негативно и проявляют агрессию.
Фиксируются следующие часто встречающиеся конфликтные ситуации среди учащихся начальных классов:
- Грубый отказ одного ребенка другому
- Вовлечение в игру без согласия
- Случайный толчок или удар в игре
- Месть за обиду с задержкой во времени
- Непринятие в игру
- Случайно или намеренно испорченная чужая вещь
- «Обзывалки», нецензурные оскорбления, насмешки.
- Борьба или игра перерастает в драку
- Мало места на парте
- Загораживание возможности пройти, достать вещь
- Желание быть первым в чем-либо
- Трудности дружбы втроем
- Желание руководить другими детьми без договоренности
- Выполнение функций учителя
Чтобы научить детей разрешать споры ненасильственными методами, в гимназии проводятся занятия психологического развития, где решаются данные проблемы. Так у детей постепенно формируется навык, как это делать самим.
На данных занятиях учащиеся получают представление о себе, о других, при этом вырабатываются навыки взаимодействия в коллективе. Если совершают ошибки, они учатся их понимать и исправлять.
Дети должны узнать, что такое конфликт. Они должны понимать и оценивать свое собственное поведение в конфликтных ситуациях, а так же поведение других, они должны выработать и натренировать конкретные методы ненасильственного разрешения конфликтов.
С трудностями детям полезно сталкиваться, чтобы их успешно преодолеть и стать уверенней в своих силах, стать сильнее. Результат занятий в значительной мере зависит от того, как они протекают. Доверительная обстановка и непредвзятость в обсуждении помогут ребенку осмыслить происшедшее и развивать осознание, понимание и контроль своего поведения.
Хочется закончить выступление следующими словами:
Давайте радоваться успехам своих учеников
и сопереживать их неудачам.
И они всегда будут открыты для нас.
Мы станем им друзьями и наставниками.
Будьте вместе с ними в поиске.
Постарайтесь вселить в ученика веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми
nsportal.ru
Конфликты в средней школе отличаются от конфликтов в младшей школе. Это связано с возрастными особенностями учеников. Для младших школьников характерна недолговечность, кратковременность эмоциональных переживаний и свойственна потребность в защите со стороны взрослых. Общение младшего школьника носит непосредственный эмоциональный характер. Очень часто дети бурно реагируют на простые замечания или требования, на любые не стандартные ситуации и некоторые действия других детей. Непонимание со стороны взрослых и одноклассников, неудовлетворенность своим положением в обществе могут приводить к возникновению ярких негативных эмоций. Такие эмоции могут стать причинами глубокого и длительного расстройства всего поведения. Находясь в состоянии волнения, ребёнок не может последовательно думать, последовательно и планомерно действовать, контролировать своё поведение. В свою очередь это приводит к возникновению конфликтов. Поведение младших школьников импульсивно, самоконтроль развит не у всех, и не всегда он способен сдерживать повышенную эмоциональность данного возраста. Межличностные конфликты есть и бывают в младших классах, но вспыхивают и гаснут они легко. Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. Следует различать объективные причины и их восприятие индивидами. Конфликты могут быть разными. В частности: — конфликты с учителем. Пожалуй, это наиболее сложный вариант конфликта, ведь ребенок изначально в меньшей весовой категории против педагога. Независимо от того, кто прав, а кто виноват (а ведь учитель тоже может быть не прав), все равно ребенок будет под давлением. А если в конфликте изначально виновен ребенок, то, дорогие родители, не спешите тут же принимать меры, публично унижая своего ребенка, попутно еще оскорбляя его. Разберитесь в ситуации, выслушав обе стороны, а вот меры применяйте дома по отношению к нарушителю. — предвзятость в отношении к ребенку со стороны педагога. Однозначно, родителям нужно будет вмешаться в данном случае. Первоначально стоит мирно поговорить с педагогом, выяснить причину такого отношения к ребенку, словом, проявить деликатность. Кто знает, может быть на этом конфликт будет исчерпан? — конфликты с одноклассниками. Часто малыш, будучи изначально домашним ребенком, среди сверстников превращается в жертву насмешек. Он может не успевать за коллективом на уроках, его одежда не столь модная, а мобильный телефон не последней модели выпуска. Словом, он не такой, как большинство. И тут очень важно вмешаться, но вмешаться правильно. Стоит поговорить с классным руководителем, попросить пресекать травлю. А вам, как родителям, нужно найти подход к своему ребенку, выстроить такие отношения, чтобы малыш стал более уверенным в себе, понимал, что его любят и всегда помогут. Не стоит все пускать на самотек по принципу: «Сам выплывет». Зачем усугублять стрессовое состояние ребенка, да еще и способствовать формированию комплексов? Ситуация 1. Ребенок в доме подавляется авторитарными родителями. Он уже изначально в конфликте: ему не дают возможность принимать самостоятельные решения, однако при этом требуют выполнения поставленных задач, где нужно таки проявлять ее. От малыша требуется беспрекословное подчинение, выполнение поставленных задач, а если есть замечание – молчаливо выслушивать, не смея возразить. При всем при этом, такой ребенок одет, обут, у него есть все, что нужно, его водят на кружки или в секции. Только вот механизма самозащиты у такого ребенка уже фактически нет – он подавлен «на корню» родителями. Такой ребенок просто обречен на роль жертвы в классе. Ситуация 2. Она фактически зеркальна той, что описана в первом примере: ребенку разрешено все. Ему все покупается по первому требованию, он ни в чем не знает отказа. В школьном коллективе такому малышу будет сложно найти общий язык со сверстниками. Однако, винить он будет других в таком конфликте, но только не себя. Дети, особенно младшего школьного возраста, решают для себя конфликты достаточно просто: они перестают общаться с неприятными им детьми. Отстраняются и все, а вряд ли к такому привык ребенок из описываемой ситуации. Родителям нужно обязательно принимать меры и менять тактику своего воспитания. Ситуация 3. Не дают дома – возьму в школе. Речь пойдет о детях, которые дома не дополучают ласку и внимание от родителей. Вечно занятые, уставшие, издерганные родители, которые часто срывают свою неудовлетворенность жизнью на ребенке, сами того не подозревая вгоняют своего малыша в жуткий внутренний конфликт. И как результат: в коллективе это агрессивный, неуравновешенный ребенок, который может и телефон отобрать, и стукнуть одноклассника. Словом, через насилие компенсировать тепло и ласку, а также внимание, которого ему не хватает дома. Разберем основные конфликтные ситуации подробнее. Ученик – ученик Конфликты между детьми, как внутривозрастные, так и межвозрастные – дело обыденное. Учитель в данном случае выступает в роли наблюдателя, он же может помочь в разрешении спорной ситуации. Почему возникают Первая причина возникновения конфликтных ситуаций между учащимися – это возраст. Агрессия в младшей школе – это результат недостаточной социализации. Дети еще не понимают, как поступать по отношению к другим людям, не осознают разницы между «можно» и «нельзя». Конфликты в средней школе – более осознанны. Ученик понимает разницу между добром и злом. Здесь многое зависит от воспитания, авторитета учителя, как наблюдающей стороны. Усложняются и непосредственные причины разногласий. Наряду с обычными детскими обидами появляются борьба за лидерство в группе, борьба между группами, личное соперничество. Один из самых опасных видов конфликтов – социальный. Дети из полных семей часто конфликтуют детьми из неполных. Результатом может быть как неконтролируемая агрессия с любой стороны, так и попытка замкнуться. Очень важно своевременно выявить проблему и разрешить оптимальным способом. Также нередки этнические конфликты, когда в классе обучаются представители различных этнических групп. Подчиненный коллектив постоянно находит поводы для конфронтаций? Узнай об управлении конфликтами на предприятии. Когда уход от конфликта может быть разумным шагом? Читай статью. Пути решения В ряде случаев конфликтная ситуация разрешается внутри группы, без вмешательства посторонних. Однако важно за ней следить, направлять и контролировать: Роль учителя. Грамотный педагог может разрешить конфликт на начальной стадии, исключив его дальнейшее развитие. Одна из профилактических мер – максимальная сплоченность детского коллектива. В школах устраиваются различные мероприятия, конкурсы. При этом важно следить, чтобы не возник межклассовый конфликт. Роль родителя. Однако не всегда педагог в современной школе имеет достаточный авторитет у учеников. Свою роль в разрешении конфликтных ситуаций играют и родители. Способ урегулирования в данном случае зависит от отношений в семье. К примеру, если отношения родителей с детьми натянутые, не стоит разговаривать по душам, родители просто не смогут вызвать ребенка на откровенность. В таком случае лучше подобрать соответствующую историю «из жизни» и изложить в «подходящий момент». Ученик – учитель Конфликтная ситуация между учеником и учителем – одна из самых распространенных в школьной среде. Условно такие ситуации можно разделить следующим образом: Конфликты, возникшие в связи с плохой успеваемостью или неуспеваемостью учащегося, а также при выполнении различных внеучебных заданий. Чаще всего он возникает из-за утомления ученика, слишком трудного материала, отсутствия помощи со стороны учителя. Сегодня такие ситуации возникают, в том числе, потому, что учитель предъявляет чрезмерные требования к учащимся и использует отметки по предмету, как средство наказания. Реакция педагога на нарушение учащимся определенных правил поведения в учебном заведении и за его пределами. Чаще всего причина – в неумении педагога оценить сложившуюся ситуацию и правильно проанализировать поведение ученика. Как следствие – неправильные выводы о произошедшем. Ученик с такими выводами не согласен, в результате возникает конфликтная ситуация. Эмоциональные и личностные конфликты. Обычно являются результатом недостаточной квалификации педагога и неверного разрешения прежних предконфликтных ситуаций. Имеют личный характер, нередко длятся годами. Почему возникают Среди общих причин конфликтов можно выделить: Недостаток ответственности педагога за грамотное разрешение конфликтных ситуаций. Различный статус и жизненный опыт участников проблемной ситуации, что определяет их поведение. Невозможность взглянуть на конфликт «со стороны». Одна проблема глазами педагога и ученика видится по-разному. Пути решения Чаще всего конфликт с учителем – результат его неправоты. Ученик только начинает социализироваться, учитель уже прошел определенный путь: Не допускается повышение голоса на учащихся. Это может привести лишь к обострению проблемной ситуации. На любую реакцию со стороны ученика необходимо реагировать спокойно, контролируя эмоции. Нужно тщательно продумывать серьезные психологические разговоры с учениками. Если нужно кого-то наказать, это необходимо сделать максимально корректно, не ставя «на вид». Если источником конфликта является проблемный ученик, его можно дополнительно стимулировать, например, дав важное задание. Учитель – родитель ученика Конфликтная ситуация между родителями и учителями – явление относительно новое, но набирающее обороты. Она возникает из-за взаимного недоверия и разного отношения к ребенку. Трудовые споры выходят за рамки приличия? Узнай, как уладить конфликт на работе. Тему конфликта и его морально-нравственной структуры читай в статье. А есть ли польза от конфликта? Читай здесь. Почему возникают Есть два взгляда на проблему: учительский и родительский. С точки зрения родителя, проблема в следующем: Недостаток компетентности преподавателя: неправильно учит, не общается с родителями. Педагог не умеет найти подход. Необоснованное занижение оценок, чрезмерные требования к ученику. Учитель выдвигает свои претензии: Родители не уделяют внимания правильному воспитанию ребенка. Необоснованные требования родителей к учителю, нередко превышающие его служебные обязанности. Непосредственной причиной конфликта может стать что угодно: неосторожное замечание, плохая отметка, агрессия, придирки. Пути решения Пострадавшей стороной в любом случае останется ребенок, потому разрешать конфликтную ситуацию следует быстро. При необходимости привлекается неформальный лидер – в каждом родительском коллективе такой есть. Прежде всего, необходимо признать наличие конфликта и необходимость его разрешения. Обе стороны должны зафиксировать свой взгляд на проблему, полностью сознательно и добровольно. В переговорах участвуют лишь непосредственные участники конфликта плюс «судья», максимально отстраненный человек, который разрабатывает варианты разрешения. Непосредственных путей решения конфликта может быть много. Радикальные варианты – уход учителя или ученика из школы. Менее радикальные пути заключаются в поиске компромиссов. Учитель и родитель должны видеть друг в друге не конкурентов, а соратников и использовать основной принцип семьи и школы – «не навреди». Способы профилактики школьных споров. Во многих случаях предотвратить конфликт поможет правильная диагностика ситуации. Каждому обострению проблемы предшествует предконфликтная ситуация, проработав которую можно избежать агрессии. Один из способов предотвращения конфликтов – наблюдение за учениками, поиск общих интересов, целей. Если ученики будут объединены какой-то целью, многие проблемы попросту снимаются. Другие проблемы (ревность, личные мотивы) решаются индивидуально. В некоторых случаях достаточно просто поговорить, в других – необходима помощь профессионального детского психолога. В любом случае очень важно не упустить момент. Если конфликт вошел в активную стадию, предпринимать меры по его предотвращению бессмысленно.
Читайте также: Рекомендуемые страницы: Поиск по сайту |
Поиск по сайту: |
poisk-ru.ru