Глава 11
не всем (отличающееся поведение). Таким образом, в соответствии со шкалой Келли Жан, по-видимому, мог бы объяснить поведение Изабеллы ситуацией (в данном случае-своим присутствием), а не просто складом личности девушки.
Прежде чем сделать окончательный вывод о том, что поведение Изабеллы свидетельствует о ее любви, он должен убедиться в двух вещах. Во-первых, в том, что поведение Изабеллы постоянно — что она улыбается не только тогда, когда хочет получить от него записи лекций (менее обычное поведение, обусловленное специфической внешней причиной) (см. примечание к схеме 11.1). Во-вторых, необходимо правильно расшифровать значение постоянного поведения Изабеллы. Как отмечает Эбби (Abbey, 1982), мужчины часто ошибаются в интерпретации, принимая улыбку или интерес со стороны женщины за попытку обольщения или поиск интимного контакта. Поэтому не исключено, что Изабелла хочет всего-навсего наладить с Жаном прочные дружеские отношения.
Наверное, Жану проще всего было бы выяснить ситуацию, прямо спросив об эгом девушку, пока улыбка не перестала быть избирательной.
Резюме
1. На самых разных уровнях — от атома до Вселенной — элементы объединяются в системы, которые в свою очередь образуют структуры со все более сложной организацией. Человек представляет собой лишь одно из звеньев этого континуума, а его равновесие и выживание возможно лишь в группе — составной части человеческого общества.
2. Размеры и защита территории зависят у человека от культуры, возраста, социального положения и т. п. Межличностная дистанция определяется степенью интимности отношения между людьми.
3. Окружающая среда и такие факторы, как перенаселенность, шум и загрязнение, иногда оказывают на людей пагубное влияние.
4. В каждой из групп, к которым принадлежит гот или иной человек. он занимает определенное социальное положение, с которым связана роль, позволяющая другим членам группы ожидать от него определенного поведения.
5. Существуют разные формы власти. Лидерство, по-видимому, зависит в основном от способности человека выдвинуться в тот момент. когда в группе ощущается в том потребность.
6. Конформизм развивается главным образом под влиянием социального давления; хотя в современном обществе альтруистическое поведение все еще продолжает играть важную роль, конформизм может стать причиной настоящей апатии у свидетелей драматических событий.
7. Влечение одного человека к другому определяется множеством факторов. В первую очередь это такие внешние факторы, как физическая близость, компетентность и взаимное вознаграждение.
8. Важную роль в коммуникации у людей играет невербальный язык. включающий выражение лица, телодвижения, прикосновения и голос.
Человек и другие люди 117
В любой момент сам характер общения между людьми составляет некую метакоммуникацию, указывающую на то, как следует понимать передаваемую во время общения информацию. Метакоммуникация лежит в основе «двойного принуждения».
9. Наше восприятие других людей чаще всего основано на том впечатлении, которое они на нас произвели, а также на объяснении причин их поведения их внутренними склонностями или той ситуацией, в которой они оказались.
10. Стереотипы состоят из зачастую слишком привычных упрощенных представлений о других группах людей, о которых мы располагаем скудной информацией.
11. Установки имеют три измерения: когнитивное, аффективное и поведенческое. Они формируются с детства и «кристаллизуются» в возрасте от 20 до 30 лет.
12. Центральные установки изменяются всегда с большим трудом, чем периферические. Изменение установок зависит от множества факторов, связанных с качествами коммуникатора, характером информации и особенностями реципиента.
13. Когда наши убеждения приходят в противоречие с фактами,’мы оказываемся в ситуации когнитивного диссонанса, ‘выйти из которой можно, либо изменив установки, либо отвергнув факты или преуменьшив их значение, либо, наконец, найдя веские основания для сохранения прежних установок.
14. О предубеждении говорят в тех случаях, когда мы выносим свое суждение о других людях, даже не познакомившись с ними. Предубеждение позволяет человеку успокоиться насчет ценности собственной персоны, а также направить свою агрессивность на «группу-мишень» во время кризиса.
Материал для самопроверки
Заполнить пробелы
1. Животное маркирует.. вокруг гнезда или норы внутри своего жизненного ….. .
2. Дистанция, позволяющая людям находиться друг от друга на расстоянии вытянутой руки, называется . …. ; дистанция, которая устанавливается между людьми на собраниях и в аудиториях, называется ……
3. К внешним факторам, способным вызвать серьезные нарушения психического равновесия человека, относятся ……….. и ….. ……
4. Социальное положение человека связано с его …… на которую рассчитывают другие члены группы и которая позволяет им ….. определенного поведения.
5. Власть ….. обеспечивается доскональным знанием той или иной области человеческой деятельности, что, например, характерно для ….. и вообще ….. .
6. Конформизм особенно сильно развивается в тех случаях, когда велико …..
конформности, а человек испытывает большую потребность в ….. .
7 Хотя человеческая история и изобилует примерами …… недавние наблюдения выявили многочисленные случаи со стороны свидетелей ситуаций
8 Влечение, которое мы испытываем к другим людям, чаще всего связано с такими особенностями как , с нами.
9 Как полагасг Мерабян, смыст слов передает % содержания сообщения, а выражение лица %
10 Невербальный язык включает , , , , ,
11 Метакоммуникация представляет собой «коммуникацию над », т е над тем что буквально означает смысл
12 представляет собой ситуацию, в кс ‘»орой никакой невозможен
13 Наше восприятие других людей основано на впечатлениях, на которые часто влияет эффект , когда доминирует какая-то одна черта личности, или эффект , выражающийся в том, что наши первые впечатления наиболее
14 Каузальная атрибуция состоит в том, что поведение других людей объясняют либо свойственными им , либо , в которых эти тюди оказались
15 Из-за стереотипов мы часто имеем о других людях , сравнительно представление
16 Установка имеет три измерения и
17 Многие из наших установок формируются в результате контакта с , свою форму они, однако, приобретают в возрасте от до
18 Установка легче изменяется в том случае, есчи коммуникатор внушает , если он говорит не слишком , если он , и похож на нас самих
19 Содержание передаваемого сообщения не должно слишком сильно от мнения реципиента и должно показать ему, какие его могут ожидать , если он не свою установку
20 Наша к сообщению тем больше, чем больше оно нас , с учетом сложившейся для нас , наших и нашей
21 Механизм избирав жного позволяет человеку сохранять и своих установок, но и ю же самое время редко делает его более
22 Согласно Фестингеру стремление сохранить своих установок заставляет нас делать все возможное, лишь бы возникающий , и искать доводы, чтобы себя, что сделанный нами выбор-наилучший
23 Чтобы поддерживать высокий уровень с другими людьми, мы скчон ны или даже расхождение между нашими и их установками
24 О предубеждении говорят в том случае, когда мы о человеке или о ipynne людей, даже не с ними и не зная причин их
25 Предубеждение, в частности, позволяет направлять на «группу-ми шень», которой, таким образом, отводится роль
Верно или неверно?
1 Величина межличностной дистанции зависит от культурных традиций
2 Во всех перенаселенных странах жители крупных городов испытывают серьезные проблемы связанные с чувством одиночества, уходом в себя и апатией
3 В большинстве случаев человек выбирает свою социальную роль добровольно
4 Достижение человеком власти чаще всего зависит от обстоятельств или даже от случая, а не от его внутренних качеств
5 Влияние, которое может оказать какое-то меньшинство на остальных людей, очень мало зависит от стиля поведения этого меньшинства
Человек и другие люди 119
6 Взаимное в течение двух людей определяется главным образом внутренними качествами каждого из них
7 Коммуникация основывается на всем поведении человека в целом
8 В отличие от стран с латинской культурой в странах с англо-саксонской культурой прикосновение играет большую роль в коммуникации
9 Метакоммуникация это такая форма коммуникации, которая уже сама по себе является сообщением, указывающим на то, как следует понимать передаваемую информацию
10 Эффект ореола состоит в том, что, усмотрев в человеке какое-то главное (по нашему мнению) качество, мы склонны видеть у него и другие свойства, гармонирующие с этим качеством
11 Мы склонны чаще объяснять поведение другого человека внешними причинами, нежели внутренними
12 Стереотип это сравнительно объективное представление о группе людей, с которой у нас были ограниченные контакты
13 Установки «выкристаллизовываются» в период от 12 до 20 тет и впостед-ствии изменить их очень трудно
14 Если коммуникатор внушает доверие, для изменения установок совсем не требуется, чтобы терминология, которой он пользуется, бьпа доступна реципиенту
15 В сообщении, преследующем цель изменить установку, часто можно с успехом использовать информацию, апеллирующую к страху
16 Сообщение может изменить установку реципиента благодаря механизму избирательного восприятия
17 В случае когнитивного диссонанса мы всячески стараемся обосновать сделанный нами выбор
18 Попытки достичь когнитивного равновесия часто приводят к изменению наших аффективных отношений с другими людьми
19 Предубеждение всегда означает, что суждение о другом человеке или группе людей выносится a priori
20 Авторитарная личность менее подвержена предрассудкам, чем прочие люди
Выбрать правильный ответ
1 Свою территорию животные
а) разделяют с другими сородичами,
б) ожесточенно защищают от всякого вторжения,
в) защищают от сородичей,
г) ограничивают только тем местом, где расположено гнездо или нора
2 Чрезмерная птотность населения чаще всего усиливает у людей
а) чувство одиночества,
б) чувство «анонимности»,
в) уход в себя
г) Все ответы верны
3 Чрезмерный уровень шума может вызвать у людей
а) уменьшение агрессивности,
б) усиление взаимопомощи,
в) ухудшение успеваемости в школе
г) Все ответы верны
4 Социальные роли связаны
а) с социальным положением,
б) с поведением, которого ждут от человека другие члены группы,
в) с фактическим поведением человека.
г) Все ответы верны. . Власть человека, представляющего существующий порядок, называется
а) законной;
б) властью вознаграждения;
в) принудительной;
г) властью эксперта. . Конформизму особенно сильно подвержены
а) очень дисциплинированные люди;
б) сравнительно умные люди;
в) люди, неустойчивые к стрессу,
г) Ни один из ответов не верен.
Апатию свидетелей в критических ситуациях можно объяснить
а) «распылением» ответственности;
б) уменьшением остроты ситуации;
в) боязнью принять решение в присутствии других.
г) Все ответы верны.
Вероятность увлечься другим человеком возражает, если он
а) часто находится поблизости;
б) обладает качествами, противоположными нашим собственным;
в) компетентен в тех областях, в которых мы сами плохо разбираемся.
г) Все ответы верны.
Интерес к другому человеку можно невербально выразить
а) помещенными на бедра руками:
б) пронзительным голосом;
в) пристальным взглядом, устремленным на собеседника.
г) Ни один из ответов не верен. Двойное принуждение
а) мешает людям общаться на уровне метакоммуникации;
б) связано с невозможностью выбора;
в) позволяет избежать шизофренического поведения.
г) Ни один из ответов не верен.
Склонность объяснять все поведение человека на основе тех качеств, которые,
на наш взгляд, являются у него главными, называется эффектом
а) первичности;
б) ореола;
в) плацебо;
г) Пигмалиона.
Согласно Келли, мы объясняем поведение человека внутренними причинами,
если это поведение является
а) постоянным, мало отличающимся и необычным
б) постоянным, отличающимся и обычным:
в) непостоянным, мало отличающимся и необычным.
г) Ни один из ответов не верен. Стереотипы
а) представляют собой результат нашего лично! о опыта;
б) укрепляются при тесном общении с другой группой людей;
в) всегда являются предубеждениями.
г) Ни один из ответов не верен. Установки
а) определяются только нашими мнениями и убеждениями;
б) являются результатом тех влияний, которым мы подвергаемся с детства:
Человек и другие люди 121
в) с большим трудом изменяются после 20-го года жизни.
г) Все ответы верны. 15 Коммуникатору легче воздействовать на наши установки, если он
а) внушает доверие;
б) любезен;
в) похож на нас самих.
г) Все ответы верны.
16. Для того чтобы сообщение звучало убедительно, оно должно
а) не слишком сильно отличаться от мнения реципиента;
б) часто видоизменяться;
в) взывать главным образом к страху.
г) Ни один из ответов не верен.
17. Реципиент сообщения склонен
а) легко менять свои установки;
б) объективно расшифровывать сообщение;
в) проявлять избирательность восприятия.
г) Все ответы верны.
18. Если мы стараемся убедить себя. что сделанный нами выбор-наилучший, мы тем самым пытаемся
а) усилить когнитивный диссонанс;
б) создать когнитивное равновесие между своими чувствами и поведением;
в) увеличить когнитивное расхождение.
г) Ни один ответ не верен.
19. Согласно теории когнитивного равновесия, мы склонны
а) убеждать себя, что другие согласны с нашим мнением;
б) преуменьшать расхождение между собственным мнением и мнением других;
в) избегать установок, нарушающих наши взаимоотношения с другими людьми.
г) Все ответы верны.
20. Предубеждения
а) чаще всего создаются у авторитарной личности;
б) основаны на потребности человека удостовериться в ценности собственной персоны;
в) позволяют направить агрессивность людей на «группу-мишень».
г) Все ответы верны.
Ответы
Заполнить пробелы
1 -территорию, пространства: 2-личной, публичной; 3 — перенаселенность, шум, загрязнение среды; 4-ролью, ожидать; 5 эксперта, ученого, профессионала:
6-давление, одобрении; 7-альтруизма, апатии, критических; 8 — внешними, физическая привлекательность, сходство, комплементарность, компетентность, взаимное вознаграждение; 9-7, 55; 10-выражение лица, взгляд, телодвижения, прикосновения, голос; 11 коммуникацией, сообщения; 12-«Двойное принуждение», выбор; 13 ореола, первичности, стойки; 14 поведение, склонностями, ситуация; 15-расхожее, упрощенное: 16-когнитивное, аффективное, поведенческое; 17 родителями, окончательную. 20, 30 лет; 18 доверие, быстро, привлекателен, любезен: 19 отличаться, последствия, изменит: 20-восприимчивость, касается, ситуации, нужд. цели; 21 восприятия, стабильность, согласованность. объективным; 22-непротиворечивость, ослабить, диссонанс, убедить; 23 -согласия, преуменьшить, отрицать; 24—судим, познакомившись, поведения; 25-агрессивность. «козла отпущения».
Г шва II
Верно или неверно?
I В, 2 Н, 3 Н, 4 В, 5 Н, 6 Н, 7 В, 8 Н, 9 В, 10 В, 11 В, 12 Н, 13 Н, 14 Н, 15 В 16 Н 17 В, 18-Н, 19 В, 20 Н
Выбрать правильный ответ
1 в, 2 г, 3 в, 4 г, 5 а, 6 в, 7 г, 8 а, 9 в, 10 б, 11 б, 12 г, 13 г, 14 б, 15 г, 16 а 17 в 18 г 19-6, 20-г
Литература
Aronson E binder D E (1965) «Gain and loss of esteem as determinants of interpersonal attractiveness», Journal of Experimental Social Psychology, n 1,p 156 171 Afch S E 1951 «Effects of group pressure on the modification and distortion of
Judgments», in H Geutskow (Ed), Groups, leadership and men, Pittsburgh (Pa),
Carnegie Bateson G (1972) Vers une ecologie de 1’espnt, tomes 1 et IT, Pans, Ed du Seuil 1977 et
1980 Beilharz R G Mylrea P J (1963) «Social position and movement orders of dairy
heifers». Bickman L Teger A Gabriele T Mclaiiulilin С Berqer M Sunday E (1973)
«Dormitory density and helping behavior». Environment and behavior, n° 5
p 465 490 Carbone T (1975) «Stylistic variables as related to source of credibility A content
analysis approach», Speech Monographs, n° 42, p 99 106 Cohen S Glass D D Singer J E (1973) «Apartment noise, auditory discrimination,
and reading ability in children», Journal of Experimental Social Psychology, n 9
p 407 422 Constanzo P R (1970) «Conformity and development as function of self-blame ,
Journal of Personality and Social Psychology, n 14, 366 374 Crutihfield R S (1955) «Conformity and Character» American Psychologist, n 10
p 191 198 Donnerste in E Wilvon D W (1976) ‘ Effects of noise and perceived control on ongoing
and subsequent aggressive behavior’, Journal of Personality and Social Psychology,
n 34 (5), p 774 781 Durden-Smith J 1980 «How to win the mating game by a nose». Next, nov-dec,
p 85 89
Festmqer L 1957 A theoly of cognitive dissonance Stanford, Cat Stanford University Press French J R P Jr Raien В 1959 «The basis of social power, in D Cartwnght (Ed )
Studies in social power, Ann Harbor Mich Institute of Social Research, p 150 167 Hall E T 1966 The hidden dimension, New York, Doubleday Heider F 1958 The psychology of interpersonal relations, New York, Wiley Hess EH (1965) ‘The role of pupil size in communication’. Scientific American,
n°223 (5), p 110 119
Hoflmg С К Botzman E Dairy mple S Grace’s N Pierce С М (1966) «An experimental study in nurse-physician relationships», Journal of Nervous and Mental
Disease, n 143, p 171 180 Jones E E Kanduse D E Kcl!\ H H Nisbett R E Vahens S Wemer W 1971
Attribution Perceiving the cause of behavior. New York, General Learning Press
123
Чеювек и другие люди
Kelley Н Н 1967 «Attribution theory in social psychology», in D Levine (Ed)
Nebraska symposium on motivation, Lincoln, Neb University of Nebraska Press Kleinke С L (1977) ‘Compliance to requests made by gazing and touching experimenters in field settings’, Journal of Experimental Social Psychology n° 13
p 218 223 Latane В Dailn J M 1970 The unresponsive bystander Why doesn’t he help9, New
York Appleton-Century-Crofts Le Magnen J 1952 «Phenomenes olfacto-sexuels chez 1’homme», Archives de
Psychologie
Ley en’s J P 1979 Psychologie sociale, Bruxelles, P Mardaga ed Mehrahian A 1972 Nonverbal communication Chicago Aldine Atherton Miller N Maruvama G Beaber R J Valone К (1976) «Speed of speech and persuasion», Journal of Personality and Social Psychology, n 34, P 615 624 Montmolhn G de, 1977 L’mfluence sociale Phenomenes, facteurs et theories, Pans
PUF
Most. oiici S 1979 Psychologie des minonles actives, Pans, PUF Page R A (1977) ‘Noise and helping behavior», Environment and Behavior, n° 9,
p 311 334 Sch/elderup-Ehhe Г (1913) «Social behavior in Birds» Handbook of Social Psychology,
С Murchmson (Ed), Worcester, Mass, dark University Press, 1935, p 947 972 Watzlannk P Веаып J H Jackson D D (1967) Une logique de la communication,
Pans, Ed du Seuil, 1972 Wilder D (1977) Perception of groups, size of opposition and social influence», Journal
of Experimental Social Psychology, n° 13, p 253 268 Zilman D Baron R A Tambonm R (1981) «Social costs of smoking Effects of tobacco
smoke in hostile behavior». Journal of Applied Social Psychology, n 11 (6)
p 548 561
Глава 11. Что такое психология [в двух томах]
Глава 11
Заполнить пробелы
1. Животное маркирует….. вокруг гнезда или норы внутри своего жизненного…..
2. Дистанция, позволяющая людям находиться друг от друга на расстоянии вытянутой руки, называется…..; дистанция, которая устанавливается между людьми на собраниях и в аудиториях, называется…..
3. К внешним факторам, способным вызвать серьезные нарушения психического равновесия человека, относятся………. и………
4. Социальное положение человека связано с его…… на которую рассчитывают другие члены группы и которая позволяет им….. определенного поведения.
5. Власть….. обеспечивается доскональным знанием той или иной области человеческой деятельности, что, например, характерно для….. и вообще…..
6. Конформизм особенно сильно развивается в тех случаях, когда велико….. конформности, а человек испытывает большую потребность в…..
7. Хотя человеческая история и изобилует примерами…… недавние наблюдения выявили многочисленные случаи….. со стороны свидетелей….. ситуаций.
8. Влечение, которое мы испытываем к другим людям, чаще всего связано с такими…. . особенностями, как………….. с нами………., а также………
9. Как полагает Мерабян, смысл слов передает….. % содержания сообщения, а выражение лица —….. %.
10. Невербальный язык включает…………………………
11. Метакоммуникация представляет собой «коммуникацию над…..», т. е. над тем, что буквально означает смысл…..
12……… представляет собой ситуацию, в которой никакой….. невозможен.
13. Наше восприятие других людей основано на впечатлениях, на которые часто влияет эффект…… когда доминирует какая-то одна черта личности, или эффект…… выражающийся в том, что наши первые впечатления наиболее…..
14. Каузальная атрибуция состоит в том, что поведение других людей объясняют либо свойственными им…… либо…… в которых эти люди оказались.
15. Из-за стереотипов мы часто имеем о других людях…… сравнительно….. представление.
16. Установка имеет три измерения:………. и…..
17. Многие из наших установок формируются в результате контакта с…..; свою….. форму они, однако, приобретают в возрасте от…. . до………
18. Установка легче изменяется в том случае, если коммуникатор внушает…… если он говорит не слишком…… если он………. и похож на нас самих.
19. Содержание передаваемого сообщения не должно слишком сильно….. от мнения реципиента и должно показать ему, какие его могут ожидать…… если он не….. свою установку.
20. Наша….. к сообщению тем больше, чем больше оно нас…… с учетом сложившейся для нас…… наших….. и нашей…..
21. Механизм избирательного….. позволяет человеку сохранять….. и….. своих установок, но в то же самое время редко делает его более…..
22. Согласно Фестингеру, стремление сохранить….. своих установок заставляет нас делать все возможное, лишь бы….. возникающий…… и искать доводы, чтобы….. себя, что сделанный нами выбор — наилучший.
23. Чтобы поддерживать высокий уровень….. с другими людьми, мы склонны….. или даже….. расхождение между нашими и их установками.
24. О предубеждении говорят в том случае, когда мы….. о человеке или о группе людей, даже не…. . с ними и не зная причин их…..
25. Предубеждение, в частности, позволяет направлять….. на «группу-мишень», которой, таким образом, отводится роль………
Верно или неверно?
1. Величина межличностной дистанции зависит от культурных традиций.
2. Во всех перенаселенных странах жители крупных городов испытывают серьезные проблемы, связанные с чувством одиночества, уходом в себя и апатией.
3. В большинстве случаев человек выбирает свою социальную роль добровольно.
4. Достижение человеком власти чаще всего зависит от обстоятельств или даже от случая, а не от его внутренних качеств.
5. Влияние, которое может оказать какое-то меньшинство на остальных людей, очень мало зависит от стиля поведения этого меньшинства.
6. Взаимное влечение двух людей определяется главным образом внутренними качествами каждого из них.
7. Коммуникация основывается на всем поведении человека в целом.
8. В отличие от стран с латинской культурой в странах с англо-саксонской культурой прикосновение играет большую роль в коммуникации.
9. Метакоммуникация — это такая форма коммуникации, которая уже сама по себе является сообщением, указывающим на то, как следует понимать передаваемую информацию.
10. Эффект ореола состоит в том, что, усмотрев в человеке какое-то главное (по нашему мнению) качество, мы склонны видеть у него и другие свойства, гармонирующие с этим качеством.
11. Мы склонны чаще объяснять поведение другого человека внешними причинами, нежели внутренними.
12. Стереотип — это сравнительно объективное представление о группе людей, с которой у нас были ограниченные контакты.
13. Установки «выкристаллизовываются» в период от 12 до 20 лет, и впоследствии изменить их очень трудно.
14. Если коммуникатор внушает доверие, для изменения установок совсем не требуется, чтобы терминология, которой он пользуется, была доступна реципиенту.
15. В сообщении, преследующем цель изменить установку, часто можно с успехом использовать информацию, апеллирующую к страху.
16. Сообщение может изменить установку реципиента благодаря механизму избирательного восприятия.
17. В случае когнитивного диссонанса мы всячески стараемся обосновать сделанный нами выбор.
18. Попытки достичь когнитивного равновесия часто приводят к изменению наших аффективных отношений с другими людьми.
19. Предубеждение всегда означает, что суждение о другом человеке или группе людей выносится a priori.
20. Авторитарная личность менее подвержена предрассудкам, чем прочие люди.
Выбрать правильный ответ
1. Свою территорию животные
а) разделяют с другими сородичами;
б) ожесточенно защищают от всякого вторжения;
в) защищают от сородичей;
г) ограничивают только тем местом, где расположено гнездо или нора.
2. Чрезмерная плотность населения чаще всего усиливает у людей
а) чувство одиночества;
б) чувство «анонимности»;
в) уход в себя.
г) Все ответы верны.
3. Чрезмерный уровень шума может вызвать у людей
а) уменьшение агрессивности;
б) усиление взаимопомощи;
в) ухудшение успеваемости в школе.
г) Все ответы верны.
4. Социальные роли связаны
а) с социальным положением;
б) с поведением, которого ждут от человека другие члены группы;
в) с фактическим поведением человека.
г) Все ответы верны.
5. Власть человека, представляющего существующий порядок, называется
а) законной;
б) властью вознаграждения;
в) принудительной;
г) властью эксперта.
6. Конформизму особенно сильно подвержены
а) очень дисциплинированные люди;
б) сравнительно умные люди;
в) люди, неустойчивые к стрессу.
г) Ни один из ответов не верен.
7. Апатию свидетелей в критических ситуациях можно объяснить
а) «распылением» ответственности;
б) уменьшением остроты ситуации;
в) боязнью принять решение в присутствии других.
г) Все ответы верны.
8. Вероятность увлечься другим человеком возрастает, если он
а) часто находится поблизости;
б) обладает качествами, противоположными нашим собственным;
в) компетентен в тех областях, в которых мы сами плохо разбираемся.
г) Все ответы верны.
9. Интерес к другому человеку можно невербально выразить
а) помещенными на бедра руками;
б) пронзительным голосом;
в) пристальным взглядом, устремленным на собеседника.
г) Ни один из ответов не верен.
10. Двойное принуждение
а) мешает людям общаться на уровне метакоммуникации;
б) связано с невозможностью выбора;
в) позволяет избежать шизофренического поведения.
г) Ни один из ответов не верен.
11. Склонность объяснять все поведение человека на основе тех качеств, которые, на наш взгляд, являются у него главными, называется эффектом
а) первичности;
б) ореола;
в) плацебо;
г) Пигмалиона.
12. Согласно Келли, мы объясняем поведение человека внутренними причинами, если это поведение является
а) постоянным, мало отличающимся и необычным;
б) постоянным, отличающимся и обычным;
в) непостоянным, мало отличающимся и необычным.
г) Ни один из ответов не верен.
13. Стереотипы
а) представляют собой результат нашего личного опыта;
б) укрепляются при тесном общении с другой группой людей;
в) всегда являются предубеждениями.
г) Ни один из ответов не верен.
14. Установки
а) определяются только нашими мнениями и убеждениями;
б) являются результатом тех влияний, которым мы подвергаемся с детства;
в) с большим трудом изменяются после 20-го года жизни.
г) Все ответы верны.
15. Коммуникатору легче воздействовать на наши установки, если он
а) внушает доверие;
б) любезен;
в) похож на нас самих.
г) Все ответы верны.
16. Для того чтобы сообщение звучало убедительно, оно должно
а) не слишком сильно отличаться от мнения реципиента;
б) часто видоизменяться;
в) взывать глазным образом к страху.
г) Ни один из ответов не верен.
17. Реципиент сообщения склонен
а) легко менять свои установки;
б) объективно расшифровывать сообщение;
в) проявлять избирательность восприятия.
г) Все ответы верны.
18. Если мы стараемся убедить себя, что сделанный нами выбор — наилучший, мы тем самым пытаемся
а) усилить когнитивный диссонанс;
б) создать когнитивное равновесие между своими чувствами и поведением;
в) увеличить когнитивное расхождение.
г) Ни один ответ не верен.
19. Согласно теории когнитивного равновесия, мы склонны
а) убеждать себя, что другие согласны с нашим мнением;
б) преуменьшать расхождение между собственным мнением и мнением других;
в) избегать установок, нарушающих наши взаимоотношения с другими людьми.
г) Все ответы верны.
20. Предубеждения
а) чаще всего создаются у авторитарной личности;
б) основаны на потребности человека удостовериться в ценности собственной персоны;
в) позволяют направить агрессивность людей на «группу-мишень».
г) Все ответы верны.
Ответы на вопросы
Заполнить пробелы
1 — территорию, пространства; 2 — личной, публичной; 3 — перенаселенность, шум, загрязнение среды; 4 — ролью, ожидать; 5 — эксперта, ученого, профессионала; 6 — давление, одобрении; 7 — альтруизма, апатии, критических; 8 — внешними, физическая привлекательность, сходство, комплементарность, компетентность, взаимное вознаграждение; 9–7, 55; 10 — выражение лица, взгляд, телодвижения, прикосновения, голос; 11 — коммуникацией, сообщения; 12 — «Двойное принуждение», выбор; 13 — ореола, первичности, стойки; 14 — поведение, склонностями, ситуация; 15 — расхожее, упрощенное; 16 — когнитивное, аффективное, поведенческое; 17 — родителями, окончательную, 20, 30 лет; 18 — доверие, быстро, привлекателен, любезен; 19 — отличаться, последствия, изменит; 20 — восприимчивость, касается, ситуации, нужд, цели; 21 — восприятия, стабильность, согласованность, объективным; 22 — непротиворечивость, ослабить, диссонанс, убедить; 23 — согласия, преуменьшить, отрицать; 24 — судим, познакомившись, поведения; 25 — агрессивность, «козла отпущения».
Верно или неверно?
1 — В; 2 — Н; 3 — Н; 4 — В; 5 — Н; 6 — Н; 7 — В; 8 — Н; 9 — В; 10 — В; 11 — В; 12 — Н; 13 — Н; 14 — Н; 15 — В; 16 — Н; 17 — В; 18 — Н; 19 — В; 20 — Н.
Выбрать правильный ответ
1 — в; 2 — г; 3 — в; 4 — г; 5 — а; 6 — в; 7 — г; 8 — а; 9 — в; 10 — б; 11 — б; 12 — г; 13 — г; 14 — б; 15 — г; 16 — а; 17 — в; 18 — г; 19 — б; 20 — г.
Индивидуалистические практики и ценности растут во всем мире — Ассоциация психологических наук — APS
Считается, что индивидуализм находится на подъеме в западных странах, но новые исследования показывают, что усиление индивидуализма на самом деле может быть глобальным явлением. Результаты, опубликованные в Psychological Science , журнале Ассоциации психологических наук, показывают, что ускорение социально-экономического развития является особенно сильным предиктором роста индивидуалистических практик и ценностей в стране с течением времени.
«Большая часть исследований проявлений растущего индивидуализма, показывающих, например, рост нарциссизма и более высокий уровень разводов, была сосредоточена на Соединенных Штатах. Наши результаты показывают, что эта закономерность применима и к другим странам, не являющимся западными или промышленно развитыми», — говорит исследователь психологии Анри С. Сантос из Университета Ватерлоо. «Хотя межнациональные различия в индивидуализме-коллективизме все еще существуют, данные показывают, что в целом большинство стран движутся к большему индивидуализму».
Опираясь на данные национальной переписи населения и данные, собранные для Всемирного обзора ценностей, Сантос, старший автор исследования Игорь Гроссманн (Университет Ватерлоо) и соавтор исследования Майкл Э. У. Варнум (Университет штата Аризона) смогли изучить данные за 51 год. данных, подробно описывающих индивидуалистические практики и ценности в 78 странах.
В целом, индивидуалистические культуры склонны рассматривать людей как самостоятельных и автономных, и они склонны отдавать приоритет независимости и уникальности как культурным ценностям. Коллективистские культуры, с другой стороны, склонны рассматривать людей как связанных с другими и включенных в более широкий социальный контекст — как таковые, они склонны подчеркивать взаимозависимость, семейные отношения и социальное соответствие.
Чтобы измерить индивидуалистические практики в разных культурах, исследователи изучили данные о размере домохозяйства, уровне разводов и доле людей, живущих в одиночестве. Чтобы измерить индивидуалистические ценности, они изучили данные о том, какое значение люди придают друзьям, а не семье, насколько важно, по мнению людей, учить детей быть независимыми, и в какой степени люди отдают приоритет самовыражению в качестве национальной цели.
Сантос, Варнум и Гроссманн также рассмотрели данные о конкретных социально-экологических факторах, включая уровень социально-экономического развития, частоту бедствий, заболеваемость инфекционными заболеваниями и экстремальные температуры в каждой стране, чтобы выяснить, могут ли они объяснить какие-либо сдвиги. в индивидуализме с течением времени.
В целом, результаты показали четкую закономерность: как индивидуалистические практики, так и ценности со временем увеличились по всему миру. В частности, статистические модели показали, что с 1960 года во всем мире индивидуализм увеличился примерно на 12%.
заметное увеличение.
И только пять стран — Армения, Китай, Хорватия, Украина и Уругвай — продемонстрировали существенное снижение индивидуалистических ценностей с течением времени, при этом 39из 53 стран, демонстрирующих значительный рост.
Хотя данные указывают на общую тенденцию к большему индивидуализму, исследователи отметили, что значительные различия между странами сохранялись вплоть до 2011 года. — были связаны с индивидуализмом, но ускорение социально-экономического развития было самым сильным предиктором усиления индивидуализма с течением времени. Различные аспекты развития были связаны с усилением индивидуализма, особенно с увеличением доли рабочих мест, уровня образования и доходов домохозяйств.
«Тот факт, что большинство стран, не показавших роста индивидуалистических ценностей, были одними из самых низких в социально-экономическом развитии за рассматриваемый период времени, согласуется с наблюдением, что социально-экономическое развитие привело к росту индивидуализма», — объясняют исследователи в своей работе. их бумага. «Китай является исключением из этой модели, демонстрируя снижение индивидуалистических ценностей, несмотря на то, что в стране наблюдается экономический рост. Примечательно, что у Китая сложная социально-экономическая история, поэтому будет целесообразно более подробно изучить эту страну в будущих исследованиях».
«Я надеюсь, что эти результаты побудят психологов в разных странах более глубоко изучить рост индивидуализма в своих странах», — говорит Сантос.
Сантос и Гроссманн надеются продолжить это направление исследований, изучая другие предикторы культурных изменений, включая миграцию и сдвиги в этническом разнообразии, а также потенциальные последствия, которые растущий индивидуализм может иметь в глобальном масштабе.
Работа над этой рукописью была поддержана грантом Insight Grant 435-2014-0685 от Совета социальных и гуманитарных исследований Канады И. Гроссманну.
Весь код и данные опубликованы в Open Science Framework. Полная версия Open Practices Disclosure доступна в Интернете. Эта статья получила значок Open Data.
Исследования поколений «Почему и как»
В центре миссии исследовательского центра Pew Research Center лежит обязательство измерять общественное отношение к ключевым вопросам и документировать различия в отношении между демографическими и политическими группами.
Возраст человека является одним из наиболее распространенных предикторов различий в установках и поведении. По самым разным вопросам, от международных отношений до социальной политики, возрастные различия во взглядах могут быть одними из самых широких и показательных. Возраст обозначает две важные характеристики человека: его место в жизненном цикле — будь то молодой взрослый, родитель среднего возраста или пенсионер — и его принадлежность к когорте людей, родившихся в одно и то же время. Природа возраста как переменной позволяет исследователям использовать подход, известный как когортный анализ, для отслеживания группы людей на протяжении их жизни.
Возрастные когорты дают исследователям инструмент для анализа изменений взглядов с течением времени; они могут дать способ понять, как различные формирующие переживания взаимодействуют с жизненным циклом и процессом старения, формируя мировоззрение людей. В то время как более молодые и пожилые люди могут различаться в своих взглядах в данный момент, возрастные когорты позволяют исследователям пойти дальше и изучить, как сегодняшние пожилые люди относились к данной проблеме, когда они сами были молоды, а также описать, как траектория взглядов может измениться. различаются по возрастным когортам.
Поколения — это один из способов группировки возрастных когорт. Поколение обычно относится к группам людей, рожденных в течение 15-20 лет, например, к поколению миллениалов, которое в настоящее время является самым молодым взрослым поколением. Анализ поколений — важный инструмент, используемый Pew Research Center и другими исследователями. Целью этого отчета является описание основного подхода к анализу поколений в Исследовательском центре Пью и некоторых ключевых выводов, которые он дает для понимания общественного мнения и поведения.
Определение поколений
Подход Исследовательского центра Пью к анализу поколений включает в себя отслеживание одних и тех же групп людей по ряду вопросов, поведения и характеристик. Установление границ поколений является необходимым шагом для этого анализа. Это процесс, на который может влиять ряд факторов, включая демографию, отношение, исторические события, популярную культуру и преобладающий консенсус среди исследователей. В результате линии, определяющие поколения, являются полезными инструментами для анализа, но их следует рассматривать как ориентиры, а не как жесткие различия.
Каждое из широко используемых текущих поколений определяется уникальным сочетанием факторов.
Поколение «бэби-бума» — это пример поколения, которое во многом определяется демографией. Его самые старые члены были частью всплеска рождаемости, который начался в 1946 году, сразу после окончания Второй мировой войны. Его самые молодые члены родились в 1964 году, незадолго до значительного снижения рождаемости, которое произошло после появления на рынке противозачаточных таблеток.
Другие поколения менее строго определяются демографией, хотя она играет важную роль в обозначениях, включая «Поколение X» и «Миллениалы» — два поколения, которые последовали за бэби-бумерами.
Поколение X описывает людей, родившихся в период с 1965 по 1980 год. Этикетка заменила первое имя, присвоенное этому поколению: Baby Bust. Отчасти это поколение определяется относительно низкой рождаемостью в эти годы по сравнению с поколением бэби-бума, которое предшествовало им, и поколением миллениалов, которое последовало за ними. Лейбл для этого поколения был популяризирован книгой Дугласа Купленда 1991 года под названием « Generation X: Tales for a Accelerated Culture».
Границы поколения миллениалов, которые иногда называют «эхо-бумом», также определяются демографией. Это поколение в основном состоит из детей поколения бэби-бума. Название этой когорты относится к тем, кто родился после 19 лет.80 – первое поколение, достигшее совершеннолетия в новом тысячелетии. Поскольку это поколение впервые вступало во взрослую жизнь, некоторые использовали термин «поколение Y» для обозначения их, и его границы были немного другими. Это еще один пример того, как имена и промежутки поколений могут меняться с течением времени.
Молчаливое поколение описывает взрослых, родившихся с 1928 по 1945 год. Дети Великой депрессии и Второй мировой войны, их ярлык «Молчаливые» относится к их образу конформистов и граждански мыслящих людей. Журнал Time ввел этот термин в 1951 статья, описывающая новое поколение того времени. Ярлык Silent не получил широкого признания у публики: о нем слышали меньше людей, чем ярлыки любого другого из ныне живущих поколений. (См. здесь наш отчет о поколениях и идентичности.)
Величайшее поколение (те, кто родился до 1928 года) «спасло мир» в молодости, по памятной фразе Рональда Рейгана. Это поколение, которое сражалось и выиграло Вторую мировую войну, стало предметом бестселлера Тома Брокоу. Исследовательский центр Пью больше не публикует текущие данные о величайшем поколении, потому что теперь они представляют такую небольшую долю взрослого населения (примерно 2%), что стандартные опросы общественного мнения не дают достаточно больших размеров выборки для отчетности.
Возрастная когорта, охватывающая 15-20 лет, обязательно будет включать широкий круг людей, и часто внутри этих поколений есть значимые меньшие когорты. Изменения в политических обстоятельствах, общественных нравах и экономических условиях в течение 15-20 лет могут привести к тому, что люди внутри когорты будут иметь различный формирующий опыт. Понимание этих различий внутри когорты является важным компонентом анализа поколений.
Эффекты жизненного цикла, когорты и периода
Факторы, связанные с различиями между поколениями, могут быть сложными и пересекаться. Исследователи часто думают о трех отдельных эффектах, которые могут вызывать различия в отношении между возрастными группами: эффекты жизненного цикла (иногда называемые эффектами возраста), эффекты периода и когортные эффекты. 1
Первый — это жизненный цикл или возраст, эффект . Когда действует эффект жизненного цикла, различия между молодыми и пожилыми людьми в значительной степени обусловлены их положением в жизненном цикле. Например, молодые люди гораздо реже, чем пожилые люди, голосуют и участвуют в политике. Это может быть связано с тем, что они менее информированы о политике или считают, что их ставки меньше зависят от политических или политических дебатов. По мере старения люди голосуют чаще, и уровень их политической активности повышается. Миллениалы сегодня менее вовлечены в политику, чем старшее поколение, но то же самое было и с бэби-бумерами в их юности. Сегодня беби-бумеры чаще всего голосуют и участвуют в политике.
Второй процесс эффект периода . Эффекты периода проявляются, когда события и обстоятельства (например, войны, общественные движения, экономические подъемы или спады, научные или технологические прорывы), а также более широкие социальные силы (такие как рост популярности геев и лесбиянок в обществе) одновременно воздействуют на всех, независимо от возраста. Обычно считается, что эффекты периода оказывают длительное воздействие на все население.
Примером эффекта периода может быть влияние событий с начала до середины 19 века.70-е годы – окончание войны во Вьетнаме и Уотергейтского дела – о взглядах правительства. Это был период в истории США, совпавший с резким падением общественного доверия к правительству из поколения в поколение. Общее доверие к правительству падало и падало с 1970-х годов, но никогда не возвращалось к уровням, наблюдавшимся до этого периода.
Другим примером долговременного эффекта является изменение взглядов общественности на проблему терроризма и приоритет, отдаваемый обороне страны и борьбе с терроризмом во всем мире после террористических атак 11 сентября 2001 года. Однако другие сдвиги во мнении после 9/ 11 оказался менее устойчивым: выражение патриотизма и единства было недолгим, поскольку вскоре в стране начались бурные дебаты по поводу войны в Ираке, и вскоре вновь возникли глубокие партийные разногласия по политическим вопросам.
Наконец, когортный эффект . 2 Различия между поколениями могут быть побочным продуктом уникальных исторических обстоятельств, с которыми сталкиваются члены возрастной когорты, особенно в то время, когда они находятся в процессе формирования мнений. В некоторых случаях это может быть результатом эффекта периода, испытанного старшим поколением, которого не испытали последующие поколения (например, нынешнее молодое поколение не испытало войны во Вьетнаме или других социальных движений 19-го века).60-х и 1970-х, потому что они еще не родились).
В других случаях исторический момент может иметь огромное влияние на представителей одного поколения. Это может быть связано с тем, что это происходит в ключевой момент жизненного цикла, например, в подростковом и юношеском возрасте, когда углубляется осознание более широкого мира и сильно формируются личная идентичность и системы ценностей. Великая депрессия и ее последствия помогли сформировать когорту американцев, которые на десятилетия вперед были решительными сторонниками Демократической партии.
Понимание того, что движет различиями между поколениями, укрепляет наше понимание того, как формируются общественные взгляды. Является ли сдвиг во взглядах широкомасштабным, отражающим фундаментальное изменение взглядов всех поколений на проблему? Или изменения сосредоточены среди определенного поколения, отражая состав и формирующий опыт одной группы, а не общества в целом? Вот некоторые из вопросов, на которые когортный анализ — с использованием поколений — помогает ответить исследователям.
Примеры анализа поколений: однополые браки и легализация марихуаны
Взгляды на проблему однополых браков являются хорошим примером того, как исследователи могут использовать поколения, чтобы понять изменение общественного мнения.
На прилагаемой диаграмме показан процент тех, кто поддерживает разрешение геям и лесбиянкам вступать в законные браки между поколениями с 2005 по 2015 год. За этот период поддержка однополых браков среди населения в целом выросла с 36% до 55%. (См. этот интерактив, чтобы узнать мнение об однополых браках с течением времени.)
Когда дело доходит до однополых браков, уже давно существуют значительные различия между пожилыми и молодыми людьми в отдельные моменты времени. Когортный анализ этих установок показывает, что эти различия сохраняются из поколения в поколение.
Миллениалы и представители поколения X стали более благосклонны к разрешению легальных браков геям и лесбиянкам, чем старшее поколение, и этот более высокий уровень поддержки сохраняется с течением времени. В результате, частичное объяснение общего изменения отношения к однополым бракам можно отнести к «замене поколений» по мере того, как уходят представители более старых, менее благосклонных поколений, они «заменяются» среди взрослого населения членами молодых, более благосклонных поколений, вступающих во взрослую жизнь.
Но в то же время все поколения — как молодые, так и пожилые — стали более склонны поддерживать однополые браки за последнее десятилетие, предполагая эффект периода отдельно от возраста или когорты.
Еще одним примером того, как анализ поколений может помочь в понимании общественного мнения, является отношение к марихуане.
В последние годы произошел фундаментальный сдвиг в отношении к легализации марихуаны. Когда Гэллап впервые задал вопрос об этом в 1969, только 12% населения высказались за легализацию употребления марихуаны, а 84% выступили против. В марте этого года 53% высказались за легализацию употребления марихуаны, а 44% не согласились. Однако изменение отношения с течением времени не было линейным — поддержка легализации марихуаны росла на протяжении 1970-х годов, снижалась в 1980-х, а затем неуклонно росла в течение последней четверти века.
Тенденция мнений о легализации марихуаны подчеркивает, как общее настроение или силы общества ( период ) могут изменить отношение, а также то, как эти силы могут по-разному влиять на людей в разном возрасте ( когорта ). В 1973 году поколение бэби-бума достигло совершеннолетия, и его взрослым членам тогда было от 18 до 27 лет. В то время 43% бумеров выступали за легализацию употребления марихуаны; для сравнения, только 16% представителей молчаливого поколения (которым тогда было от 28 до 45 лет) выступали за легализацию.
В 1980-е годы администрации президентов Рональда Рейгана и Джорджа Буша-старшего. Буш занял жесткую позицию в отношении незаконного употребления наркотиков, поскольку беспокойство по поводу опасности марихуаны возросло. Между 1978 и 1990 годов поддержка легального употребления марихуаны упала на 30 процентных пунктов среди бумеров (с 47% до 17%) и на 11 пунктов среди молчаливых (с 25% до 14%). Хотя одна потенциальная гипотеза состоит в том, что эти сдвиги были связаны с жизненным этапом (что люди могут меньше поддерживать марихуану по мере продвижения к среднему возрасту), мнение самого молодого поколения того времени, поколения X, предполагает важность этого периода. . Среди Иксеров, самым старшим членам которых было от 20 до 20 лет в 1990, только 21% высказались за легализацию в то время; они гораздо меньше поддерживали легализацию, чем бумеры на сопоставимом этапе своей жизни.
С тех пор общая поддержка легализации марихуаны возросла во всех трех поколениях. Но узоры у всех разные. Среди бумеров поддержка легализации марихуаны сейчас превышает уровень, который был в их молодости (50% сегодня против 43% в 1973 году). Но среди молчунов поддержка остается намного ниже, чем среди других поколений: их поддержка легальной марихуаны была низкой с тех пор, как этот вопрос был впервые задан в 1919 году.69 (когда им было тогда 24-41), а сегодня только 29% говорят, что это должно быть законно. Среди представителей поколения X, достигших совершеннолетия в период малой поддержки легализации, поддержка выросла более чем вдвое по сравнению с их юностью (52% говорят, что ее использование сегодня должно быть законным, по сравнению с 21% в 1990 году).
Миллениалы (родившиеся в 1980-х и 1990-х годах и достигшие совершеннолетия в период, когда поддержка легализации росла среди их старшего поколения) больше всего поддерживают легализацию: с 2006 года доля миллениалов, выступающих за легальное использование доля марихуаны удвоилась, с 34% до 68%, что отражает более резкий рост поддержки, чем среди Xers и Boomers.
Несмотря на то, что линза поколения особенно эффективна для таких вопросов, как легализация марихуаны, значимые модели поколений видны не во всех вопросах. Взгляды на контроль над огнестрельным оружием, например, представляют собой область, в которой существуют лишь скромные различия в зависимости от поколения, при этом больший разрыв во мнениях наблюдается по другим переменным, включая пол, образование и плотность населения.
Основные различия между поколениями
Между поколениями существуют фундаментальные различия, начиная от их расового и этнического состава и заканчивая тем, как быстро они достигают определенных вех, таких как брак, и их политической и идеологической ориентацией.
Некоторые из них являются устойчивыми различиями, которые будут формировать поколения на протяжении их жизни. Другие в значительной степени зависят от возраста или жизненного этапа.
Одним из примеров устойчивых различий между нынешними поколениями является их расовый и этнический состав. Миллениалы — самое разнообразное взрослое поколение: 57% — неиспаноязычные белые, 21% — латиноамериканцы, 13% — черные и 6% — азиаты. Каждое старшее поколение менее разнообразно. Белые нелатиноамериканцы составляют 61% поколения X, 72% бэби-бумеров и 78% молчаливого поколения.
Нынешний демографический состав страны гарантирует, что следующее поколение будет еще более разнообразным, чем миллениалы. Уникальные демографические профили поколений вряд ли сильно изменятся со временем и часто лежат в основе динамики мнений по вопросам. 3
В дополнение к своему расовому и этническому составу поколения также различаются формирующим жизнь поведением, таким как брак – поведением, которое определяется не составом когорты, а ценностями и экономическими обстоятельствами.
В 2014 году только 28% миллениалов были женаты. Это делает их заметно отличными от представителей поколения молчаливых на том же этапе их жизни: 64% молчаливых были женаты, когда представители их поколения были в возрасте от 18 до 33 лет. Около половины (49%) бэби-бумеров и 38% представителей поколения X вступили в брак, когда их поколение было в возрасте от 18 до 33 лет. Анализ поколений позволяет сделать эти сравнительные снимки, но он также позволяет исследователям отслеживать, что происходит по мере старения этих когорт.
Например, только 38% представителей поколения X вступили в брак в возрасте от 18 до 33 лет, но многие из тех, кто не состоял в браке в этом возрасте, не отвергали институт брака полностью. Вместо этого большая часть представителей поколения X вступают в брак в более позднем возрасте, чем представители предыдущих поколений. По состоянию на 2014 год 81% поколения X (тогда возраст 34–49 лет) имели 90 003 из 90 004 браков, что привело к сокращению разрыва между представителями X и двумя старшими поколениями — бэби-бумерами (90%) и молчаливыми (96%). ) – в процентах, у которых на тот момент было когда-либо был женат.
Уровень брачности среди миллениалов находится на еще более низком исходном уровне, чем у поколения X. Однако уровень брачности среди миллениалов будет продолжать расти по мере их старения. Однако точная траектория количества браков среди миллениалов неясна. Недавний аналитический центр Pew Research Center прогнозирует, что к тому времени, когда они достигнут среднего возраста, до 25% миллениалов никогда не вступят в брак — это рекордный показатель.
Модель религиозной идентичности – еще одно принципиальное различие между поколениями. Старшие поколения в подавляющем большинстве идентифицируют себя как христиане. Например, 85% молчунов идентифицируют себя как члены христианской конфессии, в то время как только 11% говорят, что они не религиозны (определяются как атеисты, агностики или «ничего особенного»). Напротив, меньшее большинство миллениалов (56%) и представителей поколения X (70%) идентифицируют себя как христиане, в то время как целых 35% миллениалов и 23% представителей поколения X не отождествляют себя с какой-либо организованной религией.
За последние семь лет доля населения США, не идентифицирующего себя с организованной религией, выросла с 2007 года. Большая часть этих изменений произошла из-за смены поколений; самые молодые взрослые, которые стареют в составе населения, с большей вероятностью будут нерелигиозными, чем самые старые взрослые, которых они заменяют.
Хотя ожидается, что уровень брачности среди молодых поколений будет расти по мере их продвижения по жизненному циклу, нет никаких признаков того, что более молодые когорты станут более религиозными с возрастом. Фактически, отчет Pew Research Center «Религиозный ландшафт» за 2015 год показал, что доля тех, кто не идентифицирует себя с религией, росла из поколения в поколение. Например, в период с 2007 по 2014 год доля миллениалов старшего возраста (19 лет рождения)81-1989), которые не отождествляют себя с религией, выросли на девять процентных пунктов, с 25% до 34%. Среди представителей поколения X на четыре пункта увеличилась доля тех, кто не идентифицирует себя с религией (с 19% в 2007 г. до 23% в 2014 г.).
Партизанская принадлежность и идеология
В целом доля политических независимых в обществе в последние годы росла и в 2014 году достигла 39%, что является самым высоким показателем за более чем 75 лет опросов.
Анализ долгосрочных тенденций партийной идентификации, опубликованный в апреле, показал, что миллениалы чаще, чем представители старшего поколения, идентифицируют себя как независимые. Почти половина миллениалов (48%) идентифицируют себя как независимые, по сравнению с 40% представителей поколения X и меньшей долей бумеров (35%) и молчаливых (29%).%).
Если принять во внимание партийные взгляды независимых, то миллениалы — наиболее демократичное поколение, а молчаливые — наиболее республиканцы.
Политический климат раннего взросления может продолжать влиять на политические предпочтения поколения на протяжении всей его жизни, как отмечается в отчете Pew Research Center 2011 года о поколениях. Например, представители Величайшего поколения, достигшие совершеннолетия во время Великой депрессии и администрации Франклина Рузвельта, во взрослом возрасте сохраняли сильные демократические тенденции.
Тем не менее, различия в партийной принадлежности между поколениями рассказывают только часть истории; также существует значительная дисперсия в пределах поколений. А при наличии достаточного количества данных можно использовать когортный анализ для изучения различий внутри поколений путем изучения меньших возрастных промежутков.
Прилагаемый график, показывающий партийные предпочтения взрослых в 2014 году в зависимости от года их рождения, является примером этого. Линия показывает процент идентифицирующих или склоняющихся к демократам минус процентный процент идентифицирующих или склоняющихся к республиканцам. Чем левее линия на графике, тем больше преимущество демократов в этом году; чем правее, тем больше преимущество республиканцев.
Пожилые бэби-бумеры всегда имели более демократический отпечаток, чем младшие. Пожилые бумеры родились в конце 1940-х и начале 1950-х годов и достигли избирательного возраста в конце 1960-х и начале 1970-х годов, во время президентства Ричарда Никсона. Младшие бумеры родились позже (в середине-конце 1950-х и начале 1960-х годов) и в основном достигли совершеннолетия в 1970-х и начале 1980-х годов, во время президентства Джимми Картера и Рональда Рейгана.
Поколение X более старшего возраста более республиканцы (и менее демократичны), чем представители более молодого поколения X, чьи сильные демократические взгляды больше напоминают взгляды миллениалов старшего возраста.
Как и в случае с партийной принадлежностью, существуют существенные различия в идеологических пристрастиях поколений. Основываясь на данных исследования политической поляризации, проведенного исследовательским центром Pew Research Center в 2014 году, миллениалы в настоящее время являются наименее консервативным поколением.
В наборе из 10 вопросов о политических ценностях по таким вопросам, как роль правительства, окружающая среда и бизнес, только 15% миллениалов выражают либо последовательные, либо в основном консервативные взгляды по сравнению с 44% тех, кто придерживается сочетания либеральных и консервативных взглядов и полностью 41%, которые выражают последовательно или в основном либеральные взгляды. Для сравнения, больше представителей поколения X (25%), бэби-бумеров (33%) и молчаливых (39%). %) выражают последовательные или в основном консервативные взгляды на этот набор из 10 вопросов.
Поколение после миллениума
Учитывая все, что мы знаем о поколениях, как нам определить, где провести черту между поколением миллениалов и следующим поколением? Сегодня самыми молодыми взрослыми являются миллениалы, но 16-летний период рождения миллениалов (1981–1997) уже примерно такой же широкий, как и у других ныне живущих поколений. По прогнозам, согласно анализу данных Бюро переписи населения, проведенному исследовательским центром Pew Research Center, к 2015 году миллениалы превзойдут бэби-бумеров и станут самым многочисленным поколением в стране. Так что вполне вероятно, что в ближайшем будущем самые молодые взрослые станут представителями поколения постмиллениалов.
Исторические и демографические маркеры будут учитываться при определении границы между миллениалами и пост-миллениалами. Но маловероятно, что какой-то один индикатор или момент «ага» ознаменует конец поколения миллениалов, если не произойдет какое-то неожиданное событие.