Конгруэнтность в общении это – Конгруэнтность — психология

Содержание

Конгруэнтность – это что такое? Конгруэнтность в психологии :: SYL.ru

В последнее время очень много люди говорят о конгруэнтности. И это действительно хорошее состояние, когда человек чувствует себя свободно и является уверенным в себе. Понятие конгруэнтности должно присутствовать в жизни каждого человека, который хотел бы добиться успеха.

Без этого невозможно достичь поставленной цели, так как одним из основных факторов, которые определяют успешность, является убедительность. А последней без конгруэнтности не может быть. Давайте более детально разберемся в этом вопросе. Что такое конгруэнтность в психологии и ряде других наук? Ведь данное понятие является мультидисциплинарным, хоть и имеет свои оттенки в определениях.

Что такое конгруэнтность?

Мы уже поняли, что данное свойство личности очень важно. В дальнейшем мы рассмотрим по сферам жизни, где оно может пригодиться. А сейчас давайте выясним само значение такого понятия. Когруэнтность – это состояние полной свободы, сопровождаемое отсутствием страха показать свои эмоции и стыда за них, а также полным соответствием вербальных, паравербальных и невербальных составляющих коммуникативного процесса.

Немного сложное определение, поэтому рассмотрим его более детально. Первая часть, в принципе, понятна. Если человек конгруэнтный, то он не боится высказывать свои эмоции, так как ценит себя. А вот что касается второй части определения, то следует более детально разобраться с теми тремя непонятными словами, которые там прозвучали.

  1. Вербальная речь – это та, которая состоит из слов. То есть текст, который наговаривает человек, является вербальной составляющей его коммуникации.
  2. Паравербальная речь – это все то, что связано непосредственно с умением человека говорить, но при этом данные средства общения выражаются с помощью других составляющих, например, интонации.
  3. Невербальная речь – это то, что никоим образом не относится к речи. Например, в качестве невербальной речи можно привести язык тела.

Получается, что конгруэнтность в психологии — это полное соответствие речи, интонации и языку тела человека. Достаточно сложно поверить субъекту, у которого глаза выпученные, а сам он весь зацепеневший. Что в его душе – царит мир и спокойствие, или присутствует полная сумятица и неуверенность? Такой человек некогруэнтный.

Насколько видна конгруэнтность со стороны?

Конгруэнтность – это такое состояние, которое видно почти всегда другими людьми в той или иной степени. Но здесь все зависит еще от эмпатии. В бытовом понимании этого термина она является умением сопереживать. В психологическом разрезе эмпатия — это способность человека понимать эмоции другого. Соответственно, чем более развито у человека данное качество, тем хуже видна конгруэнтность другому человеку или наоборот, ее отсутствие. Таким образом, можно сделать вывод, что конгруэнтность — это состояние человека, которое видно всем, но мера этого видения разная.

Конгруэнтность в бизнесе

Конгруэнтность является очень важным качеством для предпринимателя. В большинстве случаев человеку нужно общаться со своими партнерами и в чем-то их убеждать. Вернее, в данном случае речь будет идти не о партнерах, а о конкурентах. Человек нервничает. Разве это будет хорошо отражаться на нем? В принципе, конгруэнтность – это не столько отсутствие тревожности, сколько умение принять себя со всеми эмоциями, которые терзают душу в определенный момент.

Конгруэнтность в данном случае имеет место быть, если человек смог обернуть свое волнение себе на пользу. Впрочем, тут может быть и полное отсутствие эмоций. В данном случае человек себя чувствует свободным на переговорах. Это также можно называть конгруэнтностью. В бизнесе важность этого качества очень важна не только для душевного благополучия, но и для успешности. Ведь конгруэнтность – это не только душевное состояние, но и то, как человек выглядит.

Конгруэнтность в публичных выступлениях

В принципе, конгруэнтность – это качество, которое будет полезно во всех случаях, когда нужно в чем-то людей убедить. И публичные выступления не являются исключением. Какой бы плохой персоной не считался Гитлер, он бы никогда не добился успехов в ораторском искусстве, если бы не был конгруэнтным.

Ведь его задачей является убеждение людей в том, что Германия действительно имеет перспективное будущее. И без конгруэнтного поведения ему никогда бы не поверили. Согласитесь, достаточно тяжело поверить человеку, который что-то неуверенно говорит о величии арийской расы.

Конгруэнтность в личной жизни

Слово «конгруэнтность» очень любят использовать пикаперы. Да, к этим людям отношение тоже неоднозначное, но что касается некоторых теоретических моментов, то они правы. Конгруэнтность оказывает очень большое влияние на человека во время знакомства с противоположным полом. Ведь если человек уверен в том, что у него получится задуманное, то, возможно, он собой тоже что-то представляет.

Если парень уверен в том, что девушка его полюбит, то вероятность положительного исхода его признания существенно увеличится. Ведь подсознание молодой представительницы женского пола обязательно уловит конгруэнтность и подумает что-то вроде: «Ага, раз он ведет себя так уверенно, то, возможно, он действительно нравится женщинам!»

И после этого у девушки может включиться стадное чувство, после чего парень действительно начнет нравиться. Что касается этого инстинкта, то мы порой сами не замечаем, какое влияние он оказывает на нас. И одним из его стимуляторов является конгруэнтность значимого человека.

Конгруэнтность в отношениях

В отношениях между людьми вообще конгруэнтность является средством создания атмосферы беседы. Когда один человек напряженный, закрытый, то его состояние также может передаться собеседнику. Поэтому очень важно получать коммуникативные навыки, чтобы учиться правильно взаимодействовать с людьми. В контексте межличностных отношений конгруэнтность – это открытость. Вы, наверно, сами замечали, что открытые люди больше нравятся другим, и с ними легче общаться.

Как стать конгруэнтным?

Именно поэтому первым шагом к тому, как стать конгруэнтным, является общение с такими людьми и подражание им в этом аспекте. Но при этом не забывайте о своей личности, так как конгруэнтность – это принятие себя, а не попытки подражать кому-то. Ничего в этом плохого нет, если это умеренно. Если же человек начинает подражать другим в самых крохотных мелочах, то это уже проблема. А вот основные моменты проигрывать можно и даже нужно, чтобы научиться чему-то.

Конгруэнтность в других науках

Рассматриваемое нами понятие не только психологическое. Есть, например, конгруэнтность в геометрии. Что это такое? В данной науке конгруэнтным можно назвать тот объект, который при наложении на другой полностью ему совпадает по всем параметрам, но при этом он находится совершенно в другом месте.

Конгруэнтность суставных поверхностей в медицине – это, когда форма соприкасающихся суставов полностью совпадает. Как видим, в любом случае, независимо от науки, конгруэнтность – это синоним соответствия. Исходя из этого, можно сделать вывод, что данное слово можно использовать в своей речи как универсальный словесный инструмент.

Выводы

Мы разобрались в том, что такое конгруэнтность, где она может применяться. Важно понимать, что спектр сфер, где она может быть полезной, значительно шире, чем приведенные здесь. Вы можете самостоятельно определить, где еще данное понятие может быть полезным. Но понятно одно, что только конгруэнтная личность может считаться гармоничной и приятной в общении.

www.syl.ru

Конгруэнтность. Мастерство коммуникации

Конгруэнтность

Давайте еще поговорим о конгруэнтности. Я напоминаю, что конгруэнтность – это уровень внутренней гармонии, внутренней согласованности человека.

Чем выше эта внутренняя гармония, тем выше конгруэнтность. Если же кто-то одновременно посылает сигналы, противоположные по значению, то говорят о неконгруэнтности.

Один вариант – когда различается то, ЧТО человек говорит и то, КАК он говорит. А так же может различаться информация посылаемая правой и левой половинами тела.

– Получается, что не все равно, какой рукой махать?

Возможность человека быть неконгруэнтным связана с тем, что у него два полушария (это вы еще в школе проходили) – правое (эмоциональное, аналоговое) и левое (логическое, дискретное).

Правое полушарие отвечает за левую половину тела, левое – за правую.

Крест накрест.

Условно, всю невербальную информацию, которую может передать человек (а это, как вы помните, 5/6 от общего количества) можно разделить на две части.

МКАИ – МоноКанальная Аналоговая Информация. Это то, что человек может продемонстрировать только всем телом: дыхание, потоотделение, голос, поза, покраснение и т. д.

СКАИ – СтереоКанальная Аналоговая Информация. Это та невербальная информация, которая может передаваться правой и левой сторонами человека (соответственно левым и правым полушарием): движения рук, ног, искривленная поза (в одну сторону), наклон головы, несимметричность улыбки, большее напряжение мышц только с одной стороны…

То есть СКАИ может быть правой и левой. Вот когда информация, передаваемая по правому и левому СКАИ совпадает, тогда говорят о симметричности.

Калибровка конгруэнтности

Для того, чтобы определить, насколько конгруэнтен человек калибруют: соответствие между МКАИ и содержанием; симметричность.

Конгруэнтность показывает, насколько согласуется между собой то, что человек хочет сообщить другим из соображений логики, и исходя из чувств.

Например, если вы улыбнетесь ребенку только правой стороной лица, то он, скорее всего, не отреагирует, если левой – обратит внимание, если симметрично – то, скорее всего, улыбнется в ответ.

– А почему?

Дети еще не успели полностью постичь принципов цивилизации, и потому достаточно гармоничны. И совершенно бессознательно прекрасно калибруют различия между тем, что родители им сообщают «по долгу службы», а что искренне. Конгруэнтность – это же, в каком-то смысле, уровень искренности человека.

Когда вы улыбаетесь только правой стороной лица, это идет больше от сознания, от логики (за правую половину тела отвечает левое (логическое) полушарие). И к реальным чувствам имеет мало отношения.

Кстати, правосторонняя улыбка обычно достаточно кривая. И ее ребенок игнорирует, потому что прекрасно понимает, что это ложная информация.

Когда же вы улыбаетесь только левой стороной, это уже более правдиво и непосредственно. Но это же и сообщает, что сознательно вы улыбаться не хотите. И только симметричная, достаточно конгруэнтная улыбка является свидетельством того, что вы и думаете, и чувствуете одинаково.

Кстати, для тренировки улыбки зеркало плохо подходит. В нем вы видите все перевернуто – правое становится левым, левое – правым. Вы думаете, что улыбаетесь совершенно замечательно, а окружающим так совсем не кажется. Искажение. Для такой тренировки лучше работать либо с видеокамерой (но это не всем по карману), либо с людьми, которые могут дать качественную обратную связь.

Хотя тренироваться можно где угодно – самое главное аккуратно калибровать реакцию окружающих. Это самая замечательная обратная связь – с людьми, не знающими, что нужно как-то специально реагировать.

– А симметричная улыбка тоже может быть неконгруэнтной?

Вообще говоря, да. Знаете, как улыбаются американцы – улыбка широкая, симметричная. НО! Она застывшая. Когда вы ее видите, то сравниваете с вашим представлением о том, как улыбка должна выглядеть, со своей картой. Русские улыбаются немного иначе.

Правда, намного реже.

Если вы улыбаетесь спонтанно, то мышцы работают по-другому. «Сознательная» улыбка более жесткая, резкая, в ней обычно не задействованы мышцы у внешней стороны глаз.

Поэтому, если вы хотите научиться улыбаться действительно конгруэнтно, то старайтесь идти от собственного состояния – найдите у себя внутри чувства, которые и вызывают эту улыбку. И когда захотите улыбаться «специально», вспоминайте эти чувства, а не «правильное напряжение мышц губ». Улыбается ведь человек всем телом – меняется дыхание, голос, мимика, движения. И все это можно заметить…

– А как насчет рекомендации Карнеги постоянно улыбаться людям?

Если быть честным, я против правил на поведенческом уровне: делайте так и так. Если человеку предложить только один вариант поведения, это лишает его гибкости, лишает выбора. И он превращается в автомат. Только раньше этот автомат, например, грустил, а теперь искренне радуется. Человек гораздо шире, чем ширпотребовский набор эмоций.

Хотя мне было бы гораздо приятнее ехать в метро с людьми улыбающимися, пусть даже не совсем естественно, чем с людьми с тем выражением лица, которое выражает что-то среднее между бесконечной усталостью и омерзением ко всему на свете, как у нас. Скорее всего это культуральное – в России принято, по крайней мере в определенных кругах, всем видом показывать недовольство жизнью. В Штатах, например, больше принято улыбаться (той самой неестественной улыбкой), показывая радость и силу. И если вы появитесь на улице с «российским» выражением лица, то к вам, возможно, подойдут выяснить: «не случилось ли чего?». Так принято, что у нас веселыми в общественном месте позволено быть только в состоянии опьянения.

Наверно, именно поэтому в этом состоянии в метро и не пускают – чтобы не портить общей картины.

На мой взгляд, дело не в том, чтобы все время находиться в одном состоянии, пусть даже достаточно комфортном, сколько в соответствии вашего состояния ситуации и вашим желаниям. Не совсем уместно появиться с открытой милой улыбкой на похоронах.

Впрочем, как и с выражением тоски и страдания на чьем-то дне рождения.

Научитесь соответствовать. Это что-то вроде замка и ключа: ситуация – это замок, а ваше состояние – ключ от этого замка. В этом, наверное, и состоит поведенческая гибкость – выбрать наиболее подходящее поведение к текущему моменту, подобрать ключ к замку. И мы здесь будем заниматься даже не столько нахождением наиболее подходящих способов действий, сколько расширением своего поведенческого арсенала.

Ну ладно, вернемся к конгруэнтности. В более широком смысле – это соответствие, и не только внутреннее, но и внешнее. Можно говорить о том, достаточно ли вы соответствуете ситуации, ваши идеи – вашим поступкам и т. д. Правда в русском языке для этого употребляют другое не менее иностранное слово – адекватность.

– А конгруэнтный человек не имеет проблем?

Когда у человека есть проблема, то это будет проявляться в его неконгруэнтности. Например, один из важных признаков того, что вы достигли результата в работе с клиентом – это его повышение симметрии. Правда, обычно неконгруэнтность проявляется, только когда человек об этой проблеме думает или говорит. Так что конгруэнтность сообщает только о том, что в данный момент «по данной теме» внутренних противоречий нет.

Вот попросите кого-нибудь рассказать о любой его проблеме – скорее всего его тут же перекособочит.

Проблема – это ведь неразрешимое (пока) противоречие. Есть одно, а хочется чего-то иного. И это противоречие и будет проявляться в некогруэнтности. У кого-то больше, у кого-то меньше…

– Желание получить больше, чем имеешь, всегда приводит к проблеме.

Нет, конечно. Противоречие – это то, что движет человеком. Не было бы противоречий, мы бы ничего и не делали. Мир меняется.

Помните: «Единство и борьба противоположностей»?

Противоречия – тот двигатель, который заставляет нас меняться вслед за изменением мира. Просто для одних противоречие – это стена, через которую невозможно перелезть, а для других – необходимое горючее.

Вот сравните, один говорит: «Я не умею знакомиться с девушками. Это у меня никогда не получится. Меня никто никогда не полюбит». Другой же: «Вы знаете, у меня пока не получается знакомиться с девушками. Но я хочу научиться делать это!»

Ситуация, о которой говорят оба этих человека, одна и та же – они не умеют знакомиться с девушками.

Но для одного это ПРОБЛЕМА!!!

Для другого – возможность научиться чему-то новому, тренировка на препятствиях.

Разница только в отношении.

– А как все это использовать в общении?

А тут как минимум две возможности.

С одной стороны, вы можете использовать это для калибровки. Уровень конгруэнтности сообщает о степени искренности человека. Насколько отличается то, что он чувствует, от того, что он вам говорит.

– Калибровка «правда – ложь»?

В том числе.

С другой стороны – чем выше ваша собственная конгруэнтность, тем больше вас слушают, тем выше доверие к вам.

Упражнение «Конгруэнтность»

В группах по 5 человек. Один из вас выступает и что-то рассказывает о себе. Немного, одну-две минуты. Остальные калибруют. Причем одна пара калибрует соответствие содержания и МКАИ, а вторая – симметричность.

Только, если вы калибруете соответствие МКАИ и содержания, вам придется больше ориентироваться на собственный опыт – на то, как обычно проявляются данные переживания у людей. Ну, и если есть возможность, попробовать откалибровать этого конкретного человека в нужном состоянии.

Когда же вы калибруете симметричность, то здесь проще – вы просто сравниваете между собой явно заметные вещи: движения правой и левой рукой, покраснение правой и левой сторон лица…

Симметрия не означает, что они двигаются совершенно синхронно. Пошла правая, одновременно с ней левая… Нет. Просто количество движений и их тип должны быть относительно одинаковы. Например – если правая рука постоянно движется, а левая висит, как плеть – это несимметрично. Но и если правая движется плавно, а левая рывками, и при этом напряжена – это тоже несимметрично.

Когда Выступающий закончит, ему дают обратную связь – что и где, с точки зрения зала, было неконгруэнтно. После этого Выступающему дается еще одна попытка, потом опять обратная связь. Потом последняя, третья попытка, и в конце ее тоже очень короткий ответ из зала, об уровне конгруэнтности. Итого, всего три попытки.

Потом меняетесь ролями.

– А зачем так много калибрующих?

Чем больше обратной связи, тем лучше. Оптимально, чтобы работали 7–9 человек, но это будет очень долго, поэтому пока только четверо.

– Когда человек говорит о своих проблемах, он действительно резко теряет конгруэнтность. Причем достаточно даже просто вспомнить о проблеме.

– Обычно была одновременная потеря симметрии и конгруэнтности по МКАИ и содержанию.

Да, хорошо что вы это заметили. Ведь МКАИ с СКАИ – это условное разделение для того, чтобы было проще калибровать.

– А что, у человека может не быть проблем?

Вполне. Если он не хочет более того, что у него есть, или не относится к этому противоречию, как к проблеме. Из-за этого могут возникнуть трудности, например, в тех психологических направлениях, где просто заранее определяется, что должно являться проблемой, а что нет. И если терапевт убежден в истинности этой модели, он может убедить в этом и своего клиента. Человек достаточно гибок, и если ему достаточно конгруэнтно и убедительно доказывать, что он болен и с головой у него «что-то не то», то он с большой долей вероятности может себе эту проблему организовать.

Пока не знал, что это патология – все было нормально…

Вас мучают эротические сны?

Ну, почему же мучают….

С точки зрения НЛП только сам человек может определить, является ли что-то для него проблемой, или не является. Ему можно помочь это осознать, но решает он самостоятельно. Потому что больше некому.

– В чем разница между тем, что проблему помогают осознать, или тем, что человека убеждают в ее наличии?

Просто в первом случае есть явные внешние признаки наличия проблемы (например, неконгруэнтность), и человек на определенном уровне знает о наличии конфликта, во втором же проблему создают искусственно, просто потому, что в этом убежден терапевт.

– То есть вопрос только в том, чья карта берется за основу – терапевта или клиента.

Можно сказать и так.

Телеграмма: «Доктор, я себя отлично чувствую! Немедленно объясните, почему?»

– Как быть в том случае, когда человек вредит другим, но не воспринимает это как проблему?

Как я понимаю, это проблема тех, кому он «вредит». Другое дело, что он может просто не знать о том, что его действия кому-то мешают. И тогда можно ему об этом сообщить. В результате проблема будет и у него тоже.

Если кратко…

1. Доверие = Подстройка + Конгруэнтность.

2. Конгруэнтность – это уровень внутренней гармонии, согласованности разных сторон личности человека.

3. Всю невербальную информацию, можно разделить на две части: то, что человек может продемонстрировать только всем телом (МКАИ), и то, что может передаваться правой и левой сторонами человека раздельно (СКАИ).

4. Для того, чтобы определить, насколько конгруэнтен человек, калибруют соответствие между МКАИ и содержанием, а также симметричность.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

staff.wikireading.ru

Конгруэнтность – в психологии, математике, общении

В различных областях жизни применяется термин «конгруэнтность», который подразумевает слаженность различных объектов для дополнения друг друга с целью функционирования целой системы. В психологии, математике, общении и других областях можно использовать данное понятие, поскольку он является одним из принципов существования всего мира.

Одним из примеров конгруэнтности можно привести человеческий организм. Каждый орган, железа являются отделом целой системы. А система в свою очередь согласуется с деятельностью других систем, чтобы в целом обеспечивать нормальное функционирование всего организма.

Достаточно важно, чтобы каждый отдельный элемент сохранял свои функции и структуру, несмотря на то, что другие элементы обладают другими функциями и структурами. Сохранение каждым элементом своей «индивидуальности», позволяет ему выполнять уникальную работу, которая является дополнением к тем работам, которые выполняются другими элементами. Если различные элементы и виды работ согласовываются, тогда достигается общая цель.

Организация по выполнению определенной работы или предоставлению услуги тоже можно назвать единым организмом. Каждый отдельный человек занимает определенную должность и выполняет конкретную работу. Его работу дополняют или используют другие сотрудники компании, чтобы достигать общей цели.

Таким образом, конгруэнтность важна в любой сфере жизни. И чтобы это понять, необходимо рассмотреть саму суть данного явления на сайте психологической помощи psymedcare.ru.

Что такое конгруэнтность?

Синонимами конгруэнтности можно назвать согласованность, сравнимость, соразмерность, соответствие, совпадение. Понятие конгруэнтности подразумевает соответствие или согласованность различных объектов, которые схожи в своей структуре, каких-то понятиях или работе, из-за чего достигается общая целостность или гармоничная работа.

Достаточно часто термин конгруэнтности используется в психологии, где отдельные функции, сферы жизни и качества личности объединяются в одном человеке, что делает его целостным индивидом. Так, конгруэнтность подразумевает совпадение:

  1. Невербальной и вербальной информации.
  2. Обещаний и поступков.
  3. Жизненных целей и деятельности человека.
  4. Внешнего мироощущения и внешних проявлений.

Чаще всего речь идет о соответствии внутренних ощущений с внешними проявлениями человека. Однако в данной области все намного сложнее. Ведь человек живет в социуме, где он не всегда может проявлять то, что ему хочется, особенно под влиянием отрицательных эмоций.

Конгруэнтность подразумевает способность человека понимать собственные эмоции и выражать их соответствующим образом. Также конгруэнтность проявляется в ситуации, когда два человека совпадают во мнениях.

Поскольку конгруэнтность неизбежно приводит к восстановлению целостности и гармонии человека, необходимо понимать, что этому способствует. Многие люди не ощущают себя гармоничными и полноценными. Эту проблему нужно устранять.

Задайте себе такие вопросы:

  • «Куда подевалась ваша целостность?».
  • «Откуда берется ваша нервозность и неуверенность в себе при разговоре с другими людьми?».
  • «Почему человек волнуется, пытается быть кем-то другим, обманывает?».

И к вам, возможно, придет следующий ответ: все это происходит потому, что вы концентрируетесь на другом человеке, а не на себе.

Целостность, уверенность и любовь теряются, когда человек концентрируется на других людях!

Почему? Целостность теряется из-за того, что вас волнует мнение других людей. Заботясь об уважительном отношении к себе, об одобрении со стороны других, об их мнениях, мыслях и чувствах, о морали и культуре, вы стараетесь показать себя с выгодной позиции, отчего возникает желание приукрасить или обмануть. А нервозность и неуверенность возникают в тот момент, когда человек ищет пути того, как себя показать с положительной стороны, и когда «обманка» запущена, человек нервно ожидает ответную реакцию собеседника(-ов).

Следует сменить концентрацию внимания с других людей и перенести ее на себя. Очутитесь здесь и сейчас! Сознанием вернитесь в свое тело, прочувствуйте себя, свои желания и т. д. При общении следует перенести фокус своего сознания с собеседника на самого себя. Необходимо заботиться не о том, что подумают о вас другие или как отнесутся к вашей новости, а о том, что вы об этом думаете, нравится ли вам то, что вы говорите.

Пока вы сфокусированы на чужих реакциях и мыслях, вы не замечаете свои собственные ощущения, мысли и не контролируете реакции. Вы не знаете, что испытываете, а также не способны почувствовать себя счастливым и любимым, пока концентрируетесь на других людях своими мыслями и вниманием.

Вспомните, когда вы ощущаете свою целостность? Когда вами интересуются, любят или кто-то симпатизирует. Вы начинаете светиться счастьем от того, что понимаете, что вы кого-то искренне привлекаете. Поэтому вам необходимо развить в себе чувство любви, независимо от того, есть рядом любящие люди или нет.

  • Начните чувствовать, что мир вас любит, и вы почувствуете прилив энергии.
  • Начните сами любить и отдавать любовь, ничего не ожидая взамен.
  • Поставьте перед собой четкие цели и начните идти к ним. Это также способствует достижению целостности, так как вы снова концентрируетесь на себе, а не на окружающих.

Не занимайтесь другими людьми – занимайтесь собой! Верните свои мысли, желания, действия, ощущения к себе в настоящее время. Ощутите себя, прочувствуйте свое состояние и начните идти к тому будущему, которое вы хотите иметь, независимо от тех людей, которые там могут оказаться. Займитесь собой: своими мыслями и желаниями. Оставьте других в покое – не думайте о них! «Светитесь любовью и счастьем» для себя и мира в целом. Не требуйте и не надейтесь, чтобы окружающие люди начали вас любить и становились счастливыми. Пусть они сами делают себя любимыми и счастливыми! Вы же просто любите и будьте счастливы сами по себе, не для кого-то, а для себя самого и для мира в целом. И тогда к вам потянутся люди, которые действительно вас полюбят и примут.

Совпадение, пропорциональность, соответственность и сообразность являются синонимами конгруэнтности, которая в каждой сфере носит свое определение:

  1. В математике обозначает равенство отрезков, углов, фигур и пр.
  2. В геометрии применяется как аксиома в конгруэнтности фигур: они могут быть конгруэнтными, если при движении они могут перейти друг в друга.
  3. В физике понимается как количественная равнозначность качеств состояний или явлений.

Обращая конгруэнтность к психологии, речь будет идти об аутентичности, когда индивид правдив или какое-то явление истинное. Так, человек конгруэнтен, когда то, что он говорит, соответствует его истинным мыслям и намерениям. Его душа спокойна, а мысли он выражает в прямом смысле слова. Человек действует, говорит и живет в соответствии со своими ценностями, моралью и мыслями.

Таким образом, конгруэнтность подразумевает, что человек правдив и свободен, поскольку он не прячется, не защищается, не притворяется. Его внутренний мир полностью реализовывается через его слова и поступки. Его можно воспринимать таким, каков он есть, без додумываний и домысливаний, поиска скрытого смысла.

перейти наверх

Конгруэнтность в общении

В общении понятие конгруэнтности носит обширный смысл, поскольку заключается не только в том, что человек говорит все, что думает, то есть говорит правду. Под конгруэнтностью в общении также понимается:

  • Делание общения понятным и ясным.
  • Отсутствие защитных реакций из-за наличия доверия между партнерами.
  • Внимательное слушание партнера и понимание его.
  • Наличие открытого общения за счет доверия и понимания партнера.

Такое общение способствует открытию личности. Она перестает защищаться и ограждаться, а наоборот, становится активной, целостной и желающей решать все возникающие вопросы.

Общение является частым явлением в жизни любого человека. Достаточно редко человек может открыться другим людям, поскольку чувствует, что его не понимают, не поддерживают, желают манипулировать и давить, переубеждать. Однако психологи отмечают, что достаточно всего лишь одному собеседнику обладать конгруэнтностью, чтобы настроить на доверительный и открытый разговор другого человека.

Противоположным поведением называется не конгруэнтность – когда человек думает одно, а говорит другое, чувствует одно, а выражает другое. Достаточно часто людям приходится притворяться, то есть что-то скрывать, говорить то, что приемлемо и нужно, а не то, что на самом деле думается, обещать и не выполнять обещанного, и т. д. Почему человек себя ведет не конгруэнтно, то есть не в соответствии с истинными мыслями, чувствами и ситуацией?

Психологи объясняют это тем, что человек желает всегда превосходить тех, с кем общается. Он пытается показать свой статус, успешность, достижения. Однако для наличия всего этого человеку нужно постараться, приложить много усилий и потратить немало времени. Если человек понимает, что он не статусен, у него ничего нет, он этим недоволен и сопротивляется этому, тогда он просто начинает играть. На словах и в поведении он может демонстрировать одно, а в действительности дела будут обстоять по-другому.

Для преодоления данного дисбаланса предлагается изменение своего отношения к:

  1. Собеседнику, то есть перестать его считать личностью, перед которой нужно что-то показать.
  2. Предмету обсуждаемой темы, например, не считать ее важной целью всех людей, которую нужно достигать.
перейти наверх

Конгруэнтность в психологии

В психологии под конгруэнтностью понимается соответствие внутренних переживаний и внешних проявлений. Это понимается по тому, что человек чувствует прилив сил, положительных эмоций, приподнятого настроения и влечения. На внешнем уровне это проявляется в том, что человек мимикой, жестами и поступками подтверждает то, о чем говорит.

Немного неоднозначно люди могут относиться к конгруэнтности по той причине, что в обществе запрещается проявлять все свои эмоции и мысли в открытую. Существующие рамки, нормы, правила и этикет заставляют людей следовать им, а не проявлять свои эмоции и идеи в том виде, в котором они возникают.

С одной стороны, это правильно, поскольку обеспечивает миру порядок и спокойствие. С другой стороны, человек может проявлять свои эмоции и мысли, но более мирными способами. Конгруэнтность не предполагает выражение агрессии путем вступление в драку. Агрессию можно выразить словами либо выплеснуть на предметы, таким образом никому не навредив.

перейти наверх

Итог

Конгруэнтность предполагает умение человека быть самим собой, при этом существовать в том мире, в котором он живет. Если человек способен различными способами выражать свои эмоции и желания, тогда он может быть конгруэнтным, при этом целостным и гармоничным.

 

psymedcare.ru

Что такое конгруэнтность, или чем вредны хорошие манеры — T&P

«Теории и практики» продолжают объяснять смысл часто употребляемых выражений, которые зачастую используются в разговорной речи в абсолютно неправильном значении. В очередном выпуске рубрики — что думал Ларошфуко о дураках, в чем опасность неправильных подарков и почему пикапер должен быть конгруэнтным.

«Конгруэнтность» — слово, которое мы знаем из школьной программы по геометрии. Геометрические фигуры (или тела) конгруэнтны, если одна из них может быть переведена в другую с помощью движения — сдвига, вращения или зеркального отображения. Но, закончив школу, мы узнаем, что этот термин может иметь и другие значения, в том числе и в сфере человеческих отношений. Попробуем в них разобраться.

Латинское слово congruō означает «я совпадаю, я соглашаюсь». И в естественных науках, как и в точных, конгруэнтность означает эквивалентность предметов друг другу. Но перейдя в гуманитарные науки буквальное «совпадение» начинает приобретать новое, метафорическое значение. Так появилось психологическое определение конгруэнтности.

Эту закономерность сформулировал еще Ларошфуко: «Стоит дураку нас похвалить, как он уже не кажется так глуп».

Его история началась в 1955 году, когда была опубликована «Теория конгруэнтности» американских психологов Осгуда и Танненбаума. Основной ее тезис заключался в том, что для того, чтобы побороть когнитивный диссонанс (конфликт идей и представлений в сознании индивида), человек одновременно изменяет свое отношение к двум противоречивым источникам информации.

Например, у вас есть приятель N, к которому вы прекрасно относитесь и считаете его умным и хорошим человеком. И тут он хвалит какое-то явление, которое вам совершенно не нравится — например, новый законопроект. Это создает противоречие: вы привыкли позитивно оценивать суждения N, но его позиция перестала совпадать с вашей. Чтобы восстановить гармонию, можно решить, что а) N дурак и вы в нем разочаровались б) N умный, а вашу позицию надо пересмотреть в) N в чем-то ошибается, но и ваша позиция не так уж правильна. Последний вариант — лучший способ гармонично восстановить баланс оценок, который авторы теории и назвали конгруэнтностью.

Этот пример работает и в обратную сторону — допустим, вам неприятен какой-то человек и вдруг случайно обнаруживается, что он сходит с ума по вашему любимому художнику или высоко оценивает ваши достижения. И вроде он уже не так неприятен, не правда ли? Эту закономерность сформулировал еще в XVII веке писатель Франсуа де Ларошфуко: «Стоит дураку нас похвалить, как он уже не кажется так глуп».

Другой американский психолог Карл Роджерс разработал теорию личности, в которой понятие конгруэнтности имеет совсем иной смысл, чем в социальной психологии. Для него «конгруэнтность»— «термин, который мы используем для обозначения точного соответствия нашего опыта (переживания) и его осознания».

И снова приведем пример. Представим себе, что вы выясняете отношения с близким человеком и чувствуете явное раздражение и гнев, который вы неспособны скрыть. Но поскольку стать субъективным и «потерять лицо», поддаваясь эмоциям, означает проявить слабость, вы не хотите признавать свою злость и продолжаете верить в то, что всего лишь логично отстаиваете свою точку зрения. В такой момент вы неконгруэнтны — вы потеряли соответствие переживания, его осознания и выражения.

Занятно, что из психологии конгруэнтность перекочевала в НЛП, а оттуда — в теории пикаперов. Разработчики планов покорения женщин уверены, что конгруэнтность — необходимое качество для уверенного в себе альфа-самца.

Или, допустим, вы мечтали получить на день рождения самокат, а друзья неожиданно вручают вам набор для покера. Вы не хотите расстраивать друзей и, кисло улыбаясь, благодарите за замечательный подарок. В данном случае вы понимаете, что чувствуете, но не можете это выразить — неконгруэнтность налицо.

И тут возникает серьезное противоречие между этикой и психологией. Роджерс считал, что конгруэнтность — залог внутренней гармонии личности: человек ничего в себе не подавляет, ни в чем себя не обманывает, а значит, становится самим собой и лучше понимает свои желания. С другой стороны, если мы начнем выражать все, что думаем и ощущаем, мы доставим много дискомфорта окружающим и наверняка нарушим ряд светских условностей. И точку баланса тут каждый выбирает сам.

Занятно, что из психологии конгруэнтность перекочевала в НЛП, а оттуда — в теории пикаперов. Разработчики планов покорения женщин уверены, что конгруэнтность — необходимое качество для уверенного в себе альфа-самца. Но, в отличие от теории Роджерса просто быть собой тут все-таки недостаточно для счастья.

« Если вы слабак, и неинтересная серая мышь, то вы можете быть суперконгруэнтным, демонстрируя кто вы есть, но вы не будете клевым» — говорится в одном из пикаперских руководств. — Если вы клевый, но не конгруэнтный — значит вы слишком стараетесь (пытаетесь быть тем, кем в действительности вы не являетесь). Снова мимо. Для того, что бы вас считали привлекательным, вы должны обладать обеими характеристиками». Надо отдать должное автору — определенная логика в этом есть.

Как говорить


Неправильно: «Почему ты на меня кричишь? Что за неконгруэнтная реакция?». Правильно: «неадекватная»

Правильно: «Тебе надо стремиться к конгруэнтности и признавать свои настоящие чувства»

Правильно: «Эти два силуэта конгруэнтны — один является зеркальным отражением другого»

theoryandpractice.ru

Понятие конгруэнтности. СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ.ВЗГЛЯД НА ПСИХОТЕРАПИЮ

Понятие конгруэнтности

Основополагающим для многих положений, которые я хочу изложить, служит термин «конгруэнтность» (согласованность, соответствие). Это понятие было разработано для описания группы явлений, которые важны в психотерапии и во всех межличностных взаимодействиях. Я хотел бы попробовать дать его определение.

Конгруэнтность – термин, который мы используем для обозначения согласованности нашего переживания и его сознавания. Термин может употребляться и в расширенном смысле, обозначая согласованность переживания, сознавания и сообщения о нем другим (поведенческих проявлений). Возможно, самой простой иллюстрацией конгруэнтности служит младенец. Если он ощущает голод на физиологическом и висцеральном уровне, то, вероятно, его сознавание согласуется с этим ощущением и сообщаемое им также согласуется с его внутренним переживанием. Он испытывает голод и дискомфорт, и это наблюдается на всех уровнях. В этот момент он как бы объединен с ощущением голода и составляет с ним одно целое. С другой стороны, если он сыт и доволен, это также цельное чувство: то, что происходит на висцеральном уровне, согласуется с происходящим на уровне сознания и на уровне сообщения. Он остается цельным, одним и тем же существом независимо от того, рассматриваем ли мы его переживание на висцеральном уровне, уровне сознания или уровне сообщения. Возможно, одна из причин того, что большинство людей столь отзывчивы к малым детям, состоит в том, что последние абсолютно искренни, цельны или конгруэнтны. Если младенец проявляет любовь, гнев, презрение или страх, нам не приходит в голову сомневаться, испытывает ли он именно эти чувства на всех уровнях. Он явно проявляет страх, или любовь, или что-либо еще.

Для иллюстрации неконгруэнтности нам нужно обратиться к кому-нибудь, кто уже миновал стадию детства. Возьмем в качестве примера человека, который испытывает гнев, участвуя в групповой дискуссии. Его лицо раскраснелось, в его тоне слышен гнев, он грозит оппоненту пальцем. Тем не менее, когда его приятель говорит: «Ладно, не стоит из-за этого так сердиться», он отвечает с искренним удивлением: «А я и не сержусь! Да меня это вообще не колышет! Я просто логично рассуждал». Услышав это, остальные члены группы начинают смеяться.

Что здесь происходит? Кажется, ясно, что на физиологическом уровне он испытывает гнев. Но это не согласуется с его сознаванием. На уровне сознания он не находит гнева и не сообщает о нем (поскольку он его не сознает). Налицо несогласованность между переживанием и сознаванием и между переживанием и сообщением.

Следует также отметить, что в действительности сообщаемая им информация двойственна и нечетка. По его словам, она состоит в изложении логики и фактов. Но судя по его тону и сопровождающим жестам она имеет совсем другой смысл: «Я на вас сержусь». Я думаю, что такая двойственность или противоречивость сообщения имеет место всегда, когда человек, который в данный момент неконгруэнтен, пытается вступить в общение.

Приведенный пример иллюстрирует еще один аспект концепции неконгруэнтности. Сам индивид не может правильно судить о степени своей конгруэнтности. Поэтому смех группы четко и единодушно свидетельствует о том, что человек испытывает гнев, независимо от того, что он думает на сей счет. Но в его собственном сознании это не соответствует истине. Другими словами, оказывается, что степень конгруэнтности в данный момент не может быть оценена самим индивидом. Мы можем научиться успешно измерять ее, принимая во внимание точку зрения других людей. Мы также многое сможем узнать о конгруэнтности, когда человек признает свою неконгруэнтность в прошлом. Так, если бы человек, о котором шла речь в нашем примере, проходил курсы психотерапии, он смог бы расценить этот случай, находясь в принимающих безопасных отношениях во время психотерапевтического сеанса, следующим образом: «Теперь я понимаю, что ужасно сердился на него, хотя тогда я думал, что не сержусь». Мы скажем, что он пришел к признанию того, что его защитная реакция в тот момент мешала ему осознать свой гнев.

Еще один пример раскроет другой аспект неконгруэнтности. Миссис Браун, которая едва сдерживала зевоту и все время поглядывала на часы, прощаясь, говорит хозяйке: «Я прекрасно провела время. Это был чудесный вечер». Здесь между переживанием и сознаванием несогласованности нет. Миссис Браун хорошо сознает, что она скучала. Несогласованность имеет место между сознаванием и сообщением. Таким образом, можно отметить, что, когда существует несогласованность между переживанием и сознаванием, обычно говорят о защитной реакции, об отказе что-то сознавать. Когда же несогласованность имеет место между сознаванием и сообщением, это расценивается как фальшь или лживость.

Понятие неконгруэнтности имеет одно важное следствие, которое не вполне очевидно. Оно может быть сформулировано следующим образом. Если индивид в данный момент полностью конгруэнтен, – то есть его физиологические ощущения точно сознаются, а сообщение о них абсолютно соответствует их осознанию, – его сообщение не может содержать высказываний о внешних фактах. Если он конгруэнтен, он никогда не скажет: «Этот камень твердый», «Он глуп», «Ты плохой» или «Она умна». Причина этого в том, что мы никогда не ощущаем такие «факты». Точное осознание ощущений всегда выражается как чувство, восприятие, значение с точки зрения кого-то. Я никогда не знаю, что он глуп, а вы плохи. Я могу только воспринимать вас такими. Точно так же, строго говоря, я не знаю, что камень твердый, хотя я могу быть абсолютно уверен, что я ощущаю его твердым, когда падаю на него. (И даже в этом случае я могу допустить, что физик воспринимает его как проницаемую массу атомов и молекул, движущихся с огромной скоростью.) Если человек в высокой степени конгруэнтен, ясно, что все его сообщения обязательно будут включены в контекст его личного восприятия. Это имеет важные последствия.

Отметим, однако, что если человек всегда высказывается, исходя из контекста личного восприятия, это не обязательно свидетельствует о его конгруэнтности. Любая манера высказываться может быть использована в качестве защитной реакции. Таким образом, можно сказать, что будучи конгруэнтным человек в общении обязательно выражает свои чувства и ощущения как таковые, а не как факты, приписываемые другому человеку или внешнему миру. Обратное, однако, не обязательно верно.

Вероятно, я сказал достаточно, чтобы показать, что конгруэнтность – довольно сложное понятие и имеет ряд особенностей, из которых вытекают определенные следствия. Ему не так легко дать операциональное определение, хотя некоторые исследования уже завершены, а другие продолжаются. Выдвигаются приближенные операциональные показатели того, что переживается, в отличие от того, что сознается. Мы верим, что возможны дальнейшие уточнения.

Завершая определение этого понятия на уровне здравого смысла, я хочу отметить, что все мы узнаем конгруэнтность или неконгруэнтность в людях, с которыми имеем дело. Общаясь с некоторыми людьми, мы понимаем, что в основном данный человек не только сознательно подразумевает именно то, что говорит, но что его глубинные чувства также соответствуют тому, о чем он говорит, будь то гнев, чувство соперничества, симпатия или стремление к сотрудничеству. Мы чувствуем, что «его позиция нам полностью ясна». С другими людьми мы понимаем, что их слова – это только маска, фасад. Мы пытаемся сообразить, что они чувствуют на самом деле. Мы пытаемся сообразить, знают ли они сами, что они чувствуют. С такими людьми мы стараемся быть осмотрительными и осторожными.

Теперь очевидно, что разные люди различаются по степени конгруэнтности и что один и тот же человек может обладать разной степенью конгруэнтности в разное время в зависимости от того, что он испытывает, и от того, в состоянии ли он сознавать то, что испытывает, или должен защищать себя от него.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

ВАЖНОЕ о близких и не близких нам людях

Конгруэнтность — каким образом с её помощью определять близких и не близких для себя людей. Как наши негативные чувства могут помочь определить степень нашего соответствия с другими людьми. Вопросы, помогающие в самопознании и построении взаимодействия с окружающими.

В доме повешенного не говорят о веревке.

Что русскому хорошо, то немцу – смерть.

В ком правды нет, в том добра мало.

И ещё ряд поговорок можно было бы привести, чтобы начать разговор о конгруэнтности.

Развернутое определение этому понятию дам чуть ниже, а пока скажу просто:

конгруэнтность – это соответствие чего-то одного чему-то другому.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Допустим, если один человек плачет, то конгруэнтно будет не смеяться рядом с ним в это время.

Плакать вместе не обязательно.

Но желательно – если у вас есть стремление посочувствовать — хотя бы не веселиться там, где другие грустят.

Это самый просто пример соответствия.

В случае, когда соответствия нет, можно делать выводы о не-конгруэнтности поведения человека ситуации, либо одного человека — другим людям.

С одной стороны, всё достаточно ясно:

хочешь научиться быть конгруэнтным, интересуйся другими людьми, вступай во взаимодействие, озвучивай свои намерения и мысли, спрашивай, верно ли ты понимаешь то, что сказал или сделал другой человек.

С другой стороны,

именно это ясное осуществить по своим внутренним причинам людям бывает довольно сложно.

Поэтому, очень часто мы имеем возможность либо наблюдать со стороны примеры не-конгруэнтного поведения других людей, либо вступать во взаимодействие с такими людьми, получая при этом немало негативных эмоций и чувств.

Каковы же эти «внутренние причины», по которым поведение некоторых людей бывает не-конгруэнтным?

Одна из главных, на мой взгляд, это внутренняя рассогласованность, отсутствие цельности внутри самого человека.

Другая причина (из которой рождается первая) – «произрастание» человека в среде манипуляторов: тех, кто каждый раз заставлял убеждаться в том, что слово и дело на практике расходятся, а значит – не бывает соответствий, а значит, и воспроизводить их человек не учится.

Именно такие люди могут говорить одно, при этом по их лицу обычно «читаются» другие эмоции, не соответствующие сказанному, а в поведении они могут придерживаться вообще третьей линии.

Есть причины не-конгруэнтного поведения, связанные с «застреванием» человека в определённом образе своего Я, который не применим к разным жизненным ситуациям.

Если у человека нет других собственных «ипостасей», кроме той, в которой он «застрял», то он может всю жизнь вести себя, например, как «Пава, изобрази!», и не видеть при этом, что вносит своим поведением жёсткий диссонанс в атмосферу других людей, особенно если они не настроены ничего «изображать» или наблюдать представление.

Есть причины, связанные с нежеланием или неумением одного человека задумываться о том, что чувствует в данный момент другой, подменяя его чувства своими (часто вполне благими) устремлениями.

«Я же любя» — так могут говорить люди, которые посмеиваются над вами, а вы в это время корчитесь от чувства дискомфорта=неуютности или даже боли внутри себя.

А если вы вдруг скажете этим людям, что не нужно так себя вести по отношению к вам, то в ответ получите обиду – для вас старались, любя, а вы не оценили.

Хотя вам и старания не требовались (лучше уж вообще ничего, чем то, о чём вы не просили), и понимания бы хотелось.

Такого понимания, чтобы именно вас послушали и поняли по-вашему, а не толковали по-своему, как будет лучше вам, любя…

Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru. Подписывайтесь! 

Так или иначе, все эти (и другие) причины порождают не-конгруэнтное поведение одних людей по отношению к другим, и даже по отношению к самим себе. Но, самим с собой страдать от своей неконгруэнтности людям может быть необходимо; чтобы научиться чему-то иному.

А вот страдать от неконгруэнтности других вовсе не обязательно.

Для этого нужно научиться её распознавать, и верить себе – своим эмоциям и чувствам, которые рождаются в нас, когда мы взаимодействуем с человеком такого рода поведения (и личности).

Поэтому, теперь – немного теории, а затем ещё несколько примеров не-конгруэнтного  поведения.

Для распознавания.

Ну, и резюме по итогу статьи тоже будет.

Конгруэнтность в теории (информация из справочников) означает следующее:

«Конгруэ́нтность ( лат.congruens,-ntis – соразмерный, соответствующий; согласованность слов и жестов, не противоречащих друг другу) в широком смысле – равенство, адекватность друг другу различных экземпляров чего-либо (обычно: содержания, выраженного в различных формах и представлениях) или согласованность элементов системы между собой.

В психологии – это согласованность информации, одновременно передаваемой человеком вербальным и невербальным способом (или различными невербальными способами), а также непротиворечивость его речи, представлений, убеждений между собой; в более широком смысле — целостность, само-согласованность личности вообще.

Применительно к Я-концепции выражает меру соответствия Я-реального Я-идеальному, конструируемому в процессе самооценки.

Иногда в близком к конгруэнтности значении используется понятие аутентичности.

Конгруэнтность или её отсутствие в собственном поведении не всегда осознаётся индивидом, но практически всегда ощущается в поведении другого (сознательно или нет).

Термин конгруэнтности введён Карлом Роджерсом.

Примерами неконгруэнтного поведения являются лесть, ложь, ситуации, когда кто-то с грустным видом говорит о том, как ему весело, и т.п.

Более общее понимание конгруэнтности: состояние целостности и полной искренности, когда все части личности работают вместе, преследуя единую цель.»

Наверняка каждый из нас может вспомнить примеры из своей жизни на тему конгруэнтного и не-конгруэнтного поведения других людей относительно себя.

Например, у меня в своё время был знакомый, который избегал близости во взаимоотношениях (здесь под понятием близость я имею в виду искренность и умение говорить о своих чувствах, умение спрашивать о них другого человека, а также умение и желание не «давить на болячки» другого, идти навстречу и быть внимательным к важному другого – близкого — человека).

Способом избегания подобной близости для него была манера делать вид, что ничего не было (например, задаешь человеку вопрос, а он на него не отвечает, а когда его переспрашиваешь, он удивленно говорит тебе, что не видел вопроса, или вообще утверждает, что вопроса не было, хотя ты-то знаешь, что вопрос был), или отшучиваться, задавая – к месту, а чаще не к месту – вопрос:

Ты хочешь об этом поговорить?

Или отвечать вопросами на вопрос, интерпретируя семантику, но не вникая в содержание по сути, и таким образом избегая ведения прямого диалога.

Меня утомляет подобное взаимодействие (а часто просто злит: ведь если тебе не отвечают, то тебя игнорируют=тебя для другого человека как бы не существует).

Точнее, утомляет взаимодействие с людьми такого «уходящего» и избегающего поведения, не конгруэнтного моему (при моем желании достичь взаимопонимания).

Иногда людей с таким поведением ещё называют газлайтерами, потому что они подспудно, своими действиями, создают у вас впечатление о собственной неадекватности. Особенно если вы – эмпат, и склонны ориентироваться на отклик окружающих относительно своих слов или действий.

Причем, часто сами «газлайтеры» делают это не намеренно и не имея стремления вас дезориентировать.

По вышеуказанным (их внутренним) причинам.

И только здоровая самооценка с уверенностью в себе спасают от того, чтобы не начать считать себя каким-то «не таким» в общении с подобными не-конгруэнтными товарищами.

Хотя встречаются люди, кому такое взаимодействие даже нравится.

Значит, эти люди конгруэнтны друг другу (как минимум, в способах подобного «игривого взаимодействия»).

Или встречаются люди, которым по каким-то (опять же своим внутренним) причинам очень хочется высказывать обо всём собственное мнение.

Допустим, один человек что-то сказал или написал, и, будучи живым и желающим получить равнозначный отклик сказанному, ожидает отклика по смыслу того, о чем была его речь.

Однако получает нечто совсем не по содержанию озвученной темы. А то и ещё с критикой того, как озвученное понял другой.

Или просто другому человеку захотелось покрасоваться и для него совсем неважно, что там написал или сказал первый: это сказанное понимается как повод для собственного «выступления». Это тоже – примеры не-конгруэнтности.

И тут важно кое-что понимать обеим сторонам взаимодействия.

С точки зрения первого, который ожидает отклика, важно понимать, что людей на свете очень много, и все они разные, что их ответ-отклик «невпопад» следует понимать не как игнор или критику, а как самовыражение другого.

Очень часто за высказываниями не по теме сообщения стоит либо неумение, либо откровенное нежелание другого человека вступать во взаимодействие.

Чаще – желание спорить.

И это – личная проблема отвечающего, которая не имеет никакого отношения к тому человеку, который что-либо сообщил и ждет отклика. Поэтому первому важно понимать, что ответная реакция на его поведение и сообщение никак не равняется ему как личности и никак не характеризует качество сказанного или написанного им.

Ему важно делать только одно: следить за ясностью изложения своей мысли.

И конечно, если есть желание понимать других, то вступать в диалог (диалог, но не спор!) с целью договориться и понять другого человека. Опять же, четко осознавая при этом, что, если другой человек на диалог не настроен, то соответствия с ним не выйдет, и это не вина первого.

Это – урок, который поможет научиться как можно скорее распознавать людей, желающих идти навстречу, либо желающих спорить и ругаться. И расставаться с последними, дабы не тратить собственных сил.

С точки зрения второго, который даёт ответ, не-конгруэнтный содержанию, полученному от первого (конечно, если второй будет заинтересован в построении взаимодействия), важно учиться определять не семантику вопроса, а уточнять его суть.

И если вы (находясь в роли второго) видите по каким-то признакам (удивленное лицо вашего собеседника, его внезапное желание завершить разговор и уйти поскорее), что попали в несоответствие или явный диссонанс, узнайте, верно ли вы поняли сказанное.

Расскажите, что имели в виду вы, отвечая.

Спросите, какое впечатление произвел ваш ответ на собеседника, и почему такое.

Заодно можно учиться определять внутри себя – что движет вами, когда вы даете тот или иной отклик на речи и поступки окружающих?

Движет ли вами желание осуществлять взаимодействие, а может и не оно, и, возможно, стоит признаться себе, что вы вовсе и не думали в момент ответа о другом человеке и содержании его слов, а думали о чем-то своём?

Попробуйте в таком случае научиться осуществлять свои желания без привлечения других людей, ведь они не отвечают за ваши внутренние устремления.

То есть, второй стороне (точно так же, как и во всех случаях, когда требуется прийти к согласию) нужно учиться вести диалог и вступать во взаимодействие.

Либо, если вы взаимодействовать пока не желаете, учитесь проживать свои чувства самостоятельно и оставляйте в это время окружающих в покое. Тогда не будет возникать не-конгруэнтности с вашей стороны.

В диалоге люди задают вопросы с целью (нет, не разоблачить «противника») достичь взаимопонимания, а также высказывают свои мнения с целью (нет, не доказать свою правоту) пояснить своё понимание вопроса. Цель диалога – достижение конгруэнтности и на её основе взаимопонимания, цель спора – доказывание собственной правоты, и тут уже не идет никакой речи о согласии и конгруэнтности.

То есть,

диалог – это почти всё, что требуется для достижения конгруэнтности во взаимодействии.

Однако для этого первоначально необходимо ещё одно важное условие – желание идти навстречу другому человеку.

Оно появляется, и реализация его происходит без проблем тогда, когда внутри себя человек не испытывает противоречий между собственными желаниями и пониманием способа их осуществления.

Когда человек осознаёт себя, свои возможности, личные границы и не нарушает границ других.

Когда он умеет решать свои проблемы и не перекладывает ответственность за них на других людей.

Тогда и складываются пазлы конгруэнтности, а вместе с ним – взаимодействия.

Вопросы для желающих научиться понимать себя и других, чтобы достигать унисона, а не диссонанса во взаимоотношениях:

  1. Что движет мной, когда я даю обратную связь другому человеку? (какие желания и чувства)
  2. Вызвано ли моё «внутреннее движущее» поведением другого человека или это нечто моё (моя типичная реакция в подобных ситуациях) и мне стоит разобраться в этом самостоятельно?
  3. Хочу ли я понять другого человека или хочу доказать ему что-то своё, что считаю очень важным?
  4. Так ли значимо моё важное?
  5. Является ли моё «важное» ценностью для меня и не вступает ли моя ценность в противоречие с ценностями другого?
  6. Есть ли у другого ценности, которые соответствуют (противоречат) моим? И, соответственно, имеем ли мы шансы договориться сейчас и в перспективе?
  7. Хочу ли я пересматривать свои ценности с учетом того, что они могут устареть и не вполне соответствовать реальности, либо с учетом того, что другой человек для меня дороже моих ценностей? (что я выбираю на данном этапе своей жизни)
  8. Грозит ли моё желание идти навстречу другому человеку тем, что он станет этим пользоваться, не отвечая на моё движение навстречу с тем же желанием и радостью, как это делаю я? (осознаю ли я последствия своего выбора)
  9. Умею ли я ясно высказывать свои мысли и обозначать желания, не задевая при этом чувств и интересов другого человека и не занимаясь манипулированием?
  10. Умею ли я просить о помощи?
  11. Знаю ли я границы собственной личности и своих возможностей?
  12. Если есть что-то, что мешает мне прямо говорить о своих чувствах, мыслях, просить о помощи, налаживать взаимодействие, готов ли я понять, ЧТО мне мешает и начать с этим работать, чтобы убрать свои внутренние препятствия?
  13. Стремлюсь я к взаимодействию или к чему-то другому в общении с людьми?
  14. Есть ли у меня желание и силы принимать чувства и мнения другого человека? Или я пока не имею достаточного внутреннего «контейнера», чтобы просто принять, а не скатиться в споры, давание ненужных советов и оказание помощи, о которой меня не просили?
  15. Осознаю ли я себя и то, насколько конгруэнтным я являюсь по отношению к другим?
  16. Что я делаю или не делаю, чтобы быть таким, каким я являюсь и выгляжу со стороны? Что мне нужно перестать (и начать) делать, чтобы улучшить качество конгруэнтности и взаимодействие с теми людьми, с кем я хотел бы его улучшить?
  17. Знаю ли я, что моя личность не равна отношению ко мне других людей, и что отклик других не следует принимать как оценку, но следует ориентироваться на него, чтобы лучше понимать себя?
  18. Как я отношусь к себе – как критик или как помощник?
  19. Готов ли я согласиться с тем, что другой человек имеет право на своё понимание и собственное развитие?
  20. Могу ли я быть рядом с другим человеком и осознавать его право быть собой, не переделывая его (даже если буду видеть, что так для него лучше), поскольку понимаю, что я не имею права влиять и навязывать ему своё вИдение?

Этот ряд вопросов можно было бы продолжить. Однако пока, в рамках предложенной темы, достаточно будет всерьез и вдумчиво ответить на эти, чтобы начать получать со временем (а кому-то и сразу) удовольствие от собственной жизнедеятельности, а также от взаимодействия с теми людьми, с кем вы сможете быть подлинно близки и конгруэнтны.

А кроме вопросов и понимания на уровне ума (логики) хорошими помощниками в определении людей, с которыми мы конгруэнтны или нет, являются наши эмоции и чувства.

Причем, лучше всего помогают чувства негативного характера, которые так не нравится переживать людям.

Именно они указывают нам, куда не следует идти и с кем находиться рядом, тогда, когда умом мы ещё не поняли, что произошло, но уже испытываем дискомфорт и не-уют в душе.

Кстати, именно для этого (а не для отношений, как мы думаем поначалу) нам в жизни встречаются люди, рядом с которыми находиться дискомфортно и плохо.

Рядом с такими людьми нам следует учиться чувствовать себя в разные моменты жизни и запоминать эти чувства, чтобы потом иметь возможность ориентироваться по ним, как по безошибочному маркеру, отбирающему для нас близких и не-близких.

Лично я сейчас очень благодарна тем людям, которые устраивали в моей жизни клоунаду тогда, когда мне хотелось близости и спокойствия, и тем, которые «говорили со мной о верёвке» (пользуясь языком пословицы), когда мне хотелось об этом забыть, и многим, кто научил меня очень хорошо слышать себя не только в радости, но и в печали, и в других моих чувствах и состояниях.

Теперь я верю себе, и эта вера помогает мне в жизни.

А ещё эти знания и вера помогли мне создать алгоритмы работы, которые я использую в работе с другими людьми, и помогаю им жить там и так, где и как им будет комфортно и радостно.

Конгруэнтно самим себе и своему окружению.Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь

Автор: Марина Александровна Сергеева, специально для эконет.ру

Иллюстрации ©Nikolina Petolas

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

Что такое конгруэнтность?

Конгруэнтность является центральным термином в клиент-центрированной психотерапии, разработанным К.Роджерсом в 1961 г.

Раскрывая это термин, К.Роджерс пишет так: «конгруэнтный» я обычно обозначаю определенный способ самопрезентации. Под этим я понимаю следующее: какие бы чувства или установки я ни переживал, они должны пройти через мое сознание. В этот момент я являюсь целостным, или интегрированным, человеком и, таким образом, действительно могу быть тем, кем на самом деле являюсь. Это такая реальность, которую, согласно моему опыту, другие люди воспринимают как достоверную» (Rogers, 1961, ),(Г.Литаер).

Термин «конгруэнтность» введён Карлом Роджерсом:

может употребляться и в расширенном смысле, обозначая согласованность переживания, сознавания и сообщения о нем другим (поведенческих проявлений). Если человек в высокой степени конгруэнтен, ясно, что все его сообщения обязательно будут включены в контекст его личного восприятия. (Роджерс, 1994)
В теории К. Роджерса подразумеваются два проявления конгруэнтности-неконгруэнтности. Одно из них – конгруэнтность или ее отсутствие между субъективной реальностью (феноменальным полем) и внешней реальностью (миром как он есть). Другое – степень соответствия между Я и идеальным Я. Если расхождение между Я и идеальным Я значительны, человек неудовлетворен и плохо приспособлен. (Холл, Линдсей)

Конгруэнтность «применительно к Я-концепции выражает меру соответствия Я-реального Я-идеальному, конструируемому в процессе самооценки. Примерами неконгруэнтного поведения являются лесть, ложь. Более общее понимание конгруэнтности: состояние целостности и полной искренности, когда все части личности работают вместе, преследуя единую цель. Например, если личность чувствует, думает, говорит и делает одно и то же, в этот момент времени такую личность можно назвать «конгруэнтной» (Энциклопедия).

Такая согласованность является значимой, когда мысли, чувства и действия человека в процессе выздоровления, гармонизации межличностных отношений не конфликтуют друг с другом.

Другими словами, конгруэнтность подразумевает бытие самим собой, в первую очередь – открытость терапевта своим переживаниям, даже в случае, если они не являются идеальными для терапии. В этом условии Роджерс не имеет в виду конгруэнтность как постоянное свойство личности терапевта, проявляемое во всех аспектах его жизни. Достаточно, чтобы терапевт был конгруэнтен в течение терапевтического часа (Некрылова, 2012).

Неконгруэнтность – один из основных теоретических конструктов, разработанных Роджерсом, подразумевает расхождение между текущим организмическим опытом и Я-концепцией клиента. Другими словами, неконгруэнтность проявляется как противоречие между реальным переживанием и тем, как человек себя воспринимает. Не осознавая свою неконгруэнтность, человек подвержен тревогам и расстройствам, может быть крайне уязвимым в ситуациях, где отрицание неконгруэнтности становится невозможным.

Состояние неконгруэнтности может быть осознанным (страх) или неосознанным (размытая тревога, общее напряжение). Психотерапия показана, если клиент, по крайней мере, смутно догадывается о своей неконгруэнтности (Некрылова, 2012).

В практической психологии, конгруэнтность — согласованность тех или иных элементов жизни человека, в первую очередь соответствие внешнего выражения внутреннему содержанию.

В этом смысле говорят о конгруэнтности (или неконгруэнтности) вербальной или невербальной информации, конгруэнтности его слов и его дел, конгруэнтности его состояния и того, что он показывает окружающим, соответствия его жизненных ценностей и того, как человек живет в реальности. У человека все спокойно внутри, он спокоен внешне — налицо конгруэнтность. У человека не расходятся его слова и дела — это конгруэнтность. Соответствие того, что говорится, и того как говорится — это конгруэнтность (http://www.psychologos.ru/articles/view/kongruentnost).

О правильном обозначении опыта человека и роли конгруэнтности пишет Джендлин Ю.Т.:

конгруэнтность, или подлинность, также означает необходимость правильной символизации человеком его собственного опыта. Под опытом понимаются как неосознаваемые события, так и феномены, представленные в сознании и относящиеся к определенному моменту. При этом важно быть открытым опыту, осознавать его без искажений. (Джендлин,2009)

Например, если рассматривать ситуацию болезни, то правильная символизация опыта позволяет точно отслеживать актуальное самочувствие и во время оказывать необходимую помощь в случае рецидива заболевания: обращение в поликлинику, стационар, проведение необходимых обследований, реанимационных мероприятий. Точное восприятие ситуации важно не только для больного, но и для его родственников в целях оказания медицинской помощи.

У конгруэнтной личности снижается риск развития психосоматических заболеваний, невротических и пограничных расстройств.

Многие люди отказываются от общения, «кажущееся нежелание общаться обычно является следствием недостатка самоконтроля и отсутствия самосознания. Человек неспособен выражать свои реальные эмоции и восприятия или из страха, или в силу старых привычек к скрытности, которые трудно преодолеть. Возможны также случаи, когда человек не вполне понимает, о чем его спрашивают» (Колпащикова,2012).

Поэтому в формировании конгруэнтности важно общение, искренность и выражение своих чувств. Важна также конгруэнтость по отношению к самому себе. Конгруэнтность бывает трудно реализовать в повседневном общении с близкими, в профессиональном общении. В современном мире люди многое привыкли скрывать, но формирование конгруэнтности в близких межличностных отношениях и в психотерапии несомненно приводит к внутренней свободе, а значит позволяет ощущать комфорт и успешность в отношениях.

www.all-psy.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *