Мысли ум вывод разум – 35. Как мы думаем? Структура мышления (ум, разум, рассудок, вероятностное мышление). Как мы думаем?

разум мысли ум вывод — Ум и разум. — 2 ответа



В разделе Психология на вопрос Ум и разум. заданный автором эллочка петрова лучший ответ это Есть. Ум — это резервуар знаний, мыслей. Разум — способность правильно судить о вещах и, как следствие, адекватно реагировать на среду обитания. «Разум должен направлять ум, но тот настолько силен и упрям, что иногда даже подчиняет себе разум человека. «

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Ум и разум.

Ответ от Bell A Morr[гуру]
для не имеющих ум разница есть.

Ответ от Клерик[гуру]
Разум более общее, а ум конкретное понятие. Например: внеземной разум, трезвый ум.

Ответ от Константин Липенко[гуру]
абсолютно ни какой разницы

Ответ от Галина Довбыш (Сафарова)[новичек]
зная значение слога «ра» — старославянского происхождения как понятие «Бог», можно сделать вывод. что РАзум — это «ум с Богом». В древности все делали с Богом, на Славу)))

Ответ от ANONYMOUS[гуру]
Практической разницы на данный момент нет. Слова практически являются синонимами друг-друга.

Ответ от CHUDO[гуру]
Ум-Разум-Маразм в каком ухе у меня жужжит?
Ра+ум это творение БОГА руками человека в совокупности а просто мёртвый ум в черепной коробке студента это его единоличный онанизм не приносящий пользы ни кому

Ответ от ЛОТОС[гуру]
Разница довольно заметная.
— Ум или интеллект — это способности к познанию, обучению на основе предыдущего опыта, адаптации к новым ситуациям, пониманию и решению проблем, манипуляции абстрактными понятиями, комбинированию полученных знаний и созданию новых.. .
— Разум — способность воспринимать, рассматривать, оценивать и решать. . Он как мыслительная деятельность, приобретенная опытом, учением.. .
Короче говоря, Ум — духовные способности человека, а Разум относится к рациональному мышлению.


Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

 

Ответить на вопрос:

22oa.ru

Способности мышления

Подробности
Категория: Лекции МИП по философии

К способностям мышления относятся ум, разум, рассудок, вероятностное мышление. Этим способностям соответствуют четыре вида мыслей:

интуитивная мысль (догадка) — произведение Ума;

логическая мысль (вывод, заключение) — произведение Рассудка;

предположение — вероятностная мысль;

идея — мысль разума.

Если Ум способен вырабатывать, генерировать новые мысли из немыслительного материала, то Рассудок способен организовывать мысли, выводить одни мысли из других. Рассудочное мышление не рождает новых мыслей. Оно только перерабатывает, организует имеющиеся в наличии. В противоположность рассудку ум переменчив и даже анархичен. Он — низвергатель всех канонов, правил, традиций. Ум и Рассудок — односторонние и потому низшие способности мышления. Разум включает в себя то, что присуще уму и рассудку, и потому лишен их односторонности. Он — высшая способность мышления. Разум с одинаковым успехом умеет вырабатывать новые мысли и организовывать их.

Если Рассудок — консервативное мышление, а Ум — импульсивное, скачкообразное мышление, то Разум — развивающееся мышление.

Ум есть способность мышления извлекать многое из немногого.

Напротив, рассудок есть способность мышления извлекать немногое из многого.

Если благодаря уму человек может довольствоваться малым, тем, что есть, — то благодаря рассудку он умело ориентируется в океане знания, мыслительного материала.

Рассудок и ум опираются на разные психические способности. Рассудок — на память; ум — на воображение. Это подметил еще Р. Декарт. Сопоставляя рассудок и ум как дедукцию и интуицию, он писал: дедукция — ум памяти; интуиция — ум воображения.

Орудием деятельности ума является интуиция. Орудием деятельности рассудка — (дедуктивная) логика. Если механизм интуиции лежит, в сфере интимно психологического, то механизм логики лежит в сфере родового, общечеловеческого, исторического. Ум и рассудок, интуиция и логика так относятся друг к другу как неповторимое, индивидуальное и общее, родовое, повторяющееся, как случайное и необходимое, явление и закон.

Логическое мышление — мышление по правилам. Интуитивное мышление — мышление без правил.

Существуют различные типы человеческого мышления в зависимости от того, какая способность преобладает. Если преобладает рассудок, то это рассудочное, дискурсивное мышление. Если преобладает ум, то это — афористическое, фрагментарное, интуитивистское мышление. Если в мышлении одинаково сильны позиции ума и рассудка, то это — разумное, диалектическое мышление. Если в мышлении одинаково слабы позиции ума и рассудка, то это — эмпирическое, вероятностное мышление.

Различие между Рассудком и Разумом проявляется в их отношении к чувствам, эмоциям.

В отличие от разума ум и рассудок безотчетны. Человек, живущий умом или рассудком, может думать о себе, давать отчет в своих действиях, но при этом он не задумывается над тем, как он думает, не анализирует ход своего мышления и т. д. и т. п.

studfilosed.ru

УМ, РАЗУМ, РАССУДОК — Реферати статті публікації

К способностям мышления относятсяум, разум, рас-
судок. Этим способностям соответствуют три вида мыс-
лей:
интуитивная мысль (догадка) — произведение УМА;

406
логическая мысль (вывод, заключение) —
произведение РАССУДКА;
идея — мысль РАЗУМА.
1
Ум и рассудок — противоположные способности
мышления.
В естественном языке между ними, как правило, про-
водится разграничение и порой весьма существенное. К
слову “ум” присоединяются эпитеты: “живой”, “яркий”,
“острый”, “блестящий”, “пытливый”, “оригинальный”,
“необыкновенный”, “парадоксальный”. К слову “рассу-
док” такие эпитеты неприложимы. Деятельность рассудка
понимается как нечто сухое, схематичное, неживое.
Весьма точно передает характер ума, его отличие от
рассудка следующий фрагмент стихотворения
А. Ф. Лосева:
Ум не рассудок, не скелет
Сознанья, духа и природы.
Ум — средоточие свободы,
Сердечных таинств ясный свет.
Ум — вечно юная весна.

Он — утро новых откровений,
Игра бессменных удивлений.
Ум не стареет никогда.1
О важном значении дистинкции ума и рассудка гово-
рил наш замечательный философ П. Я. Чаадаев. Он назы-
вал “воображение и рассудок” двумя “великими началами
духовной природы”.
Если Ум способен вырабатывать, генерировать новые
мысли из немыслительного материала, то Рассудок спо-
собен организовывать мысли, выводить одни мысли из
других. Ум отвергает готовые, устоявшиеся мыслитель-
ные штампы. Он — поклонник вечно меняющегося живо-
го опыта общения с реальной действительностью. Он
черпает мысли из этого опыта, а не высасывает их из
пальца и не заботится при этом об их соответствии преж-
ним мыслям. Рассудок же подобно пауку ткет паутину
мыслей из самого себя. Он консервативен, сам себе ста-
вит границы и не пытается выйти за их пределы. Рассу-
1 Цит. по: А.Ф. Лосев. Бытие—имя—космос. М.: Мысль, 1993.
С. 30.

407
дочное мышление не рождает новых мыслей. Оно только
перерабатывает, организует имеющиеся в наличии. В
противоположность рассудку ум переменчив и даже
анархичен. Он — низвергатель всех канонов, правил,
традиций. В своем крайнем выражении живой ум алоги-
чен и парадоксален.
2
Ум и Рассудок — односторонние и потому низшие
способности мышления. Разум включает в себя то, что
присуще уму и рассудку, и потому лишен их односто-
ронности. Он — высшая способность мышления. Разум с
одинаковым успехом умеетвырабатыватьновые мысли
иорганизовывать их.
Если Рассудок — консервативное мышление, а Ум —
импульсивное, скачкообразное мышление, то Разум —
развивающееся мышление.
ВЕРОЯТ-
НОСТНОЕ
МЫШЛЕНИЕ
(индукция,
многозначная
логика,
умозаключения
по аналогии)
РАССУДОК Р А З У М У М
(ЛОГИКА) {КАТЕГОРИАЛЬНАЯ [ИНТУИЦИЯ]
(ДЕДУКТИВНАЯ ЛОГИКА}
ЛОГИКА) {И Д Е Я}

(УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ,{МУДРОСТЬ}[ДОГАДКА]
ДЕДУКЦИЯ) {глубина мысли}[ЧУТЬЕ, НАИТИЕ,
ОЗАРЕНИЕ]
(РАССУДИТЕЛЬНОСТЬ
БЛАГОРАЗУМИЕ)ПРОНИЦАТЕЛЬНОСТЬ
ОСТРОУМИЕ]
(ясность [яркость
мысли) мысли]
Выше данадиаграмма (структурная схема) мышле-
ния. На диаграмме в наглядно-логической форме пред-
ставлено соотношение трех различных способностей
мышления. Между рассудком и умом расположено про-

408
межуточное “пространство” мышления, отделенное от
них вертикальными линиями. В этом “пространстве”, ко-
торое справедливо назватьвероятностным мышлением,
рассудок и ум плавно переходят, перетекают друг в дру-
га. В центральном круге, залезающем на “территории”
рассудка и ума, расположен Разум. Он осуществляет ор-
ганический синтез, взаимоопосредствование Рассудка и
Ума. Чем шире круг охватывает “территории” Рассудка и
Ума, тем величественнее и глубже сам Разум.
3
Вероятностное мышление или промежуточное “про-

странство”, способность мышления. Если рассудок упо-
добить твердому кристаллу, а ум — газу, то вероятност-
ное мышление — это как бы жидкое состояние мышле-
ния.
(Разум в таком случае можно уподобить живому орга-
низму, в котором присутствуют все три агрегатные со-
стояния вещества).
Промежуточная способность — это то, чем занимают-
ся индуктивная, многозначная, вероятностная логики.
Умозаключения, основанные на таких логиках, являются
вероятностными, не носят категорического характера
(как дедуктивные умозаключения) и в то же время они, в
отличие от чисто интуитивных мыслей, строятся по оп-
ределенным правилам, т. е. в известном смысле логичны.
4
Ум есть способность мышления извлекать многое из
немногого.(“Особенностью живого ума является то, что
ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того,
чтобы он мог потом долго размышлять и многое по-
нять”1).
Напротив, рассудок есть способность мышления из-
влекать немногое из многого (из всей массы материала
быстро находить то, что нужно). Это можно сравнить с
таким бытовым примером. Если в жилой комнате много
разных вещей и все они лежат в беспорядке, то очень
трудно отыскать нужную вещь. И, наоборот, если вещи
лежат в определенном порядке, то нужную вещь найти
значительно легче. Так обстоит дело и с мышлением. По-
1 Дж. Бруно. Диалоги. М., 1949. С. 448.

409
скольку рассудок организует мыслительный материал, то
благодаря ему из многого можно быстро извлечь то, что
нужно в данный момент.
Если благодаря уму человек может довольствоваться
малым, тем, что есть, — то благодаря рассудку он умело
ориентируется в океане знания, мыслительного материа-
ла.
Известный афоризм Гераклита гласит: многознание
уму не научает. Если сопоставить афоризм с тем, что бы-
ло сказано об уме и рассудке, то можно увидеть, что в
нем неявно проводится разграничение этих двух спосо-
бов мышления. Рассудок зиждется на многознании. Умом
же человек может обладать вопреки многознанию, эру-
диции. Особенность ума и состоит в том, что он проявля-
ет свою силу наиболее полно как раз в тех случаях, когда
мало знаний, не хватает информации.
Умным мы называем не того, кто много знает, а того,
кто до всего (или, во всяком случае, до многого) доходит
своим умом1. Рассудок же необходимо предполагает эру-
дицию, многознание. Без этого он не может командовать
мыслями, сдерживать их своевольное течение. Если зна-
ний мало, то они свободно плавают в океане мышления,
не поддаваясь, так сказать, кристаллизации, упорядочи-
ванию. Если же знаний много, то им становится тесно;
сталкиваясь, взаимодействуя, они постепенно образуют
кристаллическую решетку мышления.
Рассудок и ум опираются на разные психические спо-
собности. Рассудок — на память; ум — на воображение.
Это подметил еще Р. Декарт. Сопоставляя рассудок и ум
как дедукцию и интуицию, он писал: дедукция — ум па-
мяти; интуиция — ум воображения.
5
Орудием деятельности ума являетсяинтуиция. Ору-
дием деятельности рассудка — (дедуктивная)логика.
А. Пуанкаре писал: “Одни прежде всего заняты логикой;
читая их работы, думаешь, что они продвигались вперед
шаг за шагом с методичностью Вобана, который готовит
штурм крепости, ничего не оставляя на волю случая.
1 Всякий своим умом живет. “Чужим умом жить — добра не
нажить” — говорит пословица.

410
Другие руководствуются интуицией и с первого удара
добиваются побед, но иногда ненадежных, так же, как
отчаянные кавалеристы авангарда”1.
Если механизм интуиции лежит, по выражению
А. Я. Пономарева, в сфере “интимно психологического”2,
то механизм логики лежит в сфере родового, общечело-
веческого, исторического. Ум и рассудок, интуиция и ло-
гика так относятся друг к другу как неповторимое, инди-
видуальное и общее, родовое, повторяющееся, как слу-
чайное и необходимое, явление и закон.
Логическое рассуждение игнорирует случайности
психического процесса. Более того, они — его враги. На-
против, интуитивная мысль возникает именно на гребне
таких случайностей, аномалий. Нельзя, конечно, сказать,
что интуитивная мысль всецело случайна, но ей все же
присущ элемент случайности, чего не скажешь о логиче-
ской мысли, необходимо (однозначно) вытекающей по
строго определенным правилам из исходных посылок.
Логическое мышление — мышление по правилам3. Ин-
туитивное мышление — мышление без правил.
Ум — это гибкость мышления, своевольная игра мыс-
лей. Рассудок — это жесткость мышления, упорядочен-
ность мыслей, их строго направленное течение. В этом
плане ум и рассудок, интуицию и логику можно рассмат-
ривать какслучайностныйинеобходимостный“меха-
низмы” мышления. Поскольку разум соединяет то и дру-
гое, он —свободноемышление.
6
В рассудочной деятельности мышления заложена тен-
денция кдогматическому пониманию действительности,
к абсолютизации определенности, устойчивости, неиз-
менности, к абсолютизации законосообразности, порядка.
Напротив, в интуитивной деятельности мышления зало-
жена возможностьрелятивистского понимания действи-
тельности, абсолютизации неопределенности, изменчи-
1 Цит. по: Ж. Адамар. Исследование психологического процес-
са изобретения в области математики. М., 1970, С. 101.2
См.: сб. ”Научное творчество”, М., 1969. С. 310.3
Основными правилами логического мышления являются так
называемые законы логики: тождества, запрета противоречия,
исключенного третьего, достаточного основания.

411
вости, случайности, беспорядка.
Если интуиция и логика — совместимые противопо-
ложности, то рассудочность и алогизм — несовместимые
противоположности, крайности. Рассудочность — абсо-
лютизация логики; алогизм — абсолютизация интуиции.
Существуют различные типы человеческого мышле-
ния в зависимости от того, какая способность преоблада-
ет. Если преобладает рассудок, то это рассудочное, дис-
курсивное мышление. Если преобладает ум, то это —
афористическое, фрагментарное, интуитивистское мыш-
ление1. Если в мышлении одинаково сильны позиции ума
и рассудка, то это — разумное, диалектическое мышле-
ние. Если в мышлении одинаково слабы позиции ума и
рассудка, то это — эмпирическое, вероятностное мышле-
ние.
Можно привести примеры философов, для которых
характерен какой-то один тип мышления. Например, в
мышлении Спинозы, Лейбница, Х. Вольфа явно преобла-
1 Разновидностью такого мышления является мистическое
мышление (умонастроение). Своеобразную патографию по-
следнего дают авторы книги “Экспедиция в гениальность”.
Вот что они пишут: “Известно, что особенность мистического
мышления заключается в недостатке внимания. Между тем
именно внимание вносит порядок в хаос явлений и группирует
их так, что они уясняют нам мысль, преобладающую в уме на-
блюдателя. когда внимание отсутствует, мировая картина
представляется наблюдателю однообразным сцеплением зага-
дочных явлений, то возникающих, то исчезающих, ничего не
говоря ни уму, ни сознанию. Необходимо постоянно иметь в
виду этот основной факт душевной жизни. Возбуждаемость,
достигающая патологического уровня, заставляет мистически
ориентированного субъекта также делать выбор между явле-
ниями, но руководствуется он при этом не сознательным вни-
манием, а влечениями бессознательной возбуждаемости. Он
воспринимает только то, что согласуется с его настроением;
наоборот, то, что не согласуется с его настроением, для него
вовсе не существует.
…мистическое мышление, мышление легко возбуждаемых на-
тур, лишенных способности быть внимательными, позволяет
им иногда схватить очень ясно тот или другой образ, находя-
щийся в связи с их возбуждением, но не позволяет им уяснить
себе разумную связь между отдельными образами именно по-
тому, что необходимое для этого внимание у них отсутствует.”
(Г.П. Колупаев и др. Экспедиция в гениальность. М., 1999. С.
265, 296).

412
дала рассудочность, для Л. Фейербаха, Ф. Ницше или
нашего Н. А. Бердяева характерно живое, интуитивно-
афористическое мышление. Философами-эмпириками
рационалистического толка были Гоббс, Локк. Филосо-
фами-эмпириками иррационалистического толка —
Беркли, Юм.
7
Рационализм ииррационализм — это рассудочность и
алогизм, возведенные в ранг философской концепции или
сознательно принятые в качестве методологических ус-
тановок, парадигм.
Эмпиризм— абсолютизация промежуточной способ-
ности мышления, вероятностного подхода1.
Рационалисты склонны к порядку, любят его и абсо-
лютизируют его. Соответственно они абсолютизируют
знание, всё непознанное пытаются истолковать с позиций
познанного, наличного знания.
Иррационалисты, наоборот, не любят обычный поря-
док вещей, склонны к беспорядку, готовы допустить все,
что угодно. Иррационалисты — это любители парадок-
сов, загадок, мистики, и т. п. Они абсолютизируют незна-
ние, сферу неизведанного, непознанного, тайну.
Различие между рационализмом и иррационализмом
не только в их отношении к порядку и беспорядку. Слово
“рационализм” происходит от французского
“rationalisme”, которое в свою очередь происходит от ла-
тинского “rationalis”, а последнее от латинского же
“ratio”. Одно из основных значений слова “ratio” — ра-
1 Вот как говорит об этой абсолютизации Б. Рассел: “Эти две
части (юмовской — Л.Б.) доктрины можно изложить следую-
щим образом: 1) в причинности нет неопределяемого отноше-
ния, за исключением совпадения или последовательности; 2)
индукция через перечисление не является действенной формой
доказательства. Эмпиристы в общем принимали первый из
этих тезисов и отвергали второй. Когда я говорю, что они от-
вергали второй, я имею в виду, что они верили, что при доста-
точно большом количестве примеров совпадений вероятность
обнаружения совпадения в следующем примере будет больше
половины, или если они не придерживались в точности этого,
то выдвигали какую-то теорию, имеющую те же следствия.” —
Б. Рассел. История западной философии. Т. 2, Новосибирск,
1994. С. 166.

413
зум. Соответственно рационализм часто понимают как
концепцию, утверждающую верховенство разума, мыш-
ления в жизни человека. А иррационализм методом от
противного рассматривается как концепция, отвергающая
верховенство разума-мышления в жизни человека. Кто
же прав?
Кажется очевидным авторитет разума1 и, напротив,
странным, почему люди, философы вновь и вновь атаку-
ют разум, отвергают его притязания на верховенство и
т. д. и т. п.
В том, что разум управляет человеком, его поведени-
ем, естьпротиворечие. С одной стороны понятно, что в
разуме сосредоточены основные нити управления чело-
веческим поведением. Но, с другой, как может “часть” (а
разум лишь “часть” человека, пусть главная, но всё же
“часть”) управлять, “вертеть” целым?
Да, действительно, разум лишь ”часть”, но такая, ко-
торая делает целое целым. Разум — интегральное “свой-
ство” человека, делающее его целым, т. е. он в известном
смысле и часть, и целое, является связующим звеном ме-
жду “частями” человека и человеком как целым.
Рационалисты любят декартовское “я мыслю, следо-
вательно, существую”. Иррационалистам ближе шекспи-
ровские слова: “есть много, друг Гораций, на свете тако-
го, что и не снилось нашим мудрецам”.
Рационалисты акцентируют внимание на верховенст-
ве разума, а иррационалисты — на его ограниченности,
на том, что разум меньше самого человека, меньше жиз-
ни, и поэтому не может быть верховным руководителем
жизни. И те и другие правы по-своему. Истина, как все-
гда, где-то посередине. Человек, с одной стороны, стара-
ется руководствоваться в своем поведении доводами ра-
зума, а, с другой, ведет себя порой как существовнера-
зумное, лишенное разума, а то и просто безумное, как
чувствующее2, наслаждающееся или страдающее, как во-
лящее или безвольное и т. д.
1 Здесь и далее в п. 6 слово “разум” употребляется в значении
“мышление вообще”.2
Некоторые люди на полном серьезе утверждают, что они жи-
вут чувствами, а не разумом. Так порой говорят женщины.

414
Теперь обэмпиризме. Почему он занимает промежу-
точное положение между рационализмом и иррациона-
лизмом? Это видно из следующего.
Первое. Ясно, что между рационализмом и иррацио-
нализмом более глубокое различие, чем между рациона-
лизмом и эмпиризмом. И если располагать указанные
философские-методологические позиции-установки в
один ряд, то рационализм и иррационализм будут край-
ними членами этого ряда, а эмпиризм — средним членом.
Второе. На промежуточный характер эмпиризма ука-
зывает и то, что он может тяготеть к рационализму, быть,
так сказать, рационалистическим и к иррационализму,
быть иррационалистическим.
Третье. Эмпирики отвергают крайности рационализма
и иррационализма. Они достаточно скромно оценивают и
рассудочную, дедуктивную логику, и интуицию, фанта-
зию. Вспомним, как Ф. Бэкон, эмпирически ориентиро-
ванный философ, выступал против дедуктивной логики
Аристотеля. Органону Аристотеля он противопоставил
свой “Новый Органон”, в котором пытался обосновать
универсальное значение индукции как научного метода.
С другой стороны, эмпирики не жалуют интуицию (до-
гадку, фантазию, воображение). В частности, они высту-
пают против мистицизма.
Вообще эмпирики слишком скромно оценивают чело-
веческое мышление и разум, в частности. Они отдают
предпочтение чувственному опыту. Их наиболее яркий
представитель — Д. Локк — утверждал: “Нет ничего в
разуме, чего прежде не было бы в чувствах”. Вдумайтесь
в эти слова: какое, в сущности, уничижение разума! (За-
чем тогда разум, если в нем нет ничего, чего не было бы в
чувствах?)
Такая скромная оценка мышления и разума вполне
корреспондируется с вероятностным характером эмпири-
ческого мышления. Ведь на основе опыта можно полу-
чить только вероятные выводы. В этом случае нет места
ни дедукции, ни интуиции. А где нет дедукции и интуи-
ции, там нет и Разума как высшей способности мышле-
ния, объединяющей то и другое. Да и о мышлении в це-
лом приходится говорить как о некоторой условности,

415
как о каком-то непонятном довеске к чувственности. В
самом деле, что такое мышление без Разума, т. е. без Си-
лы и Глубины?! Да и вообще,
ЭМПИ-
РИЗМ
РАЦИО- РАЗУМИЗМ ИРРАЦИО-
НАЛИЗМКРИТИЧЕСКИЙ НАЛИЗМРАЦИОНАЛИЗМ)
возможно ли мыш-
ление без взаимодейст-
вия (в широком смыс-
ле) логики и интуи-
ции?!
Рядом приводится
схема соотношения ра-
ционализма, эмпириз-
ма, иррационализма и
“разумизма”. Как ви-
дим, она аналогична
структурной схеме
мышления. Это позволяет не просто говорить о разли-
чии или противоположности указанных подходов, а клас-
сифицировать их, уточнить их место и роль в человече-
ской культуре. Из схемы можно видеть, что наиболее
сбалансированная позиция — это позиция “разумизма”.
Она охватывает все типы мышления (логику, интуицию,
вероятностное мышление) и избегаеткрайностей-
односторонностей рационализма, иррационализма, эмпи-
ризма. Я вынужден придумать для обозначения этой сба-
лансированной позиции новый термин — “разумизм”,
поскольку не нашел ничего подходящего в существую-
щем арсенале терминов. Термин “рационализм” не под-
ходит для обозначения указанной позиции, так как по-
русски он может пониматься и как “разумизм”, и как
“рассудизм”. Эта неопределенность в понимании термина
создает постоянную опасность истолкования его в одно-
стороннем смысле (как “рассудизм”). Это — во-первых.
Во-вторых, односторонность рационализма как бы про-
дуцируется-задается фактом существования противопо-
ложной позиции — иррационализма. Спор между рацио-
нализмом и иррационализмом — это, в сущности, ситуа-
ция позиционного конфликта, как в суде: между обвине-
нием и защитой. Соответственно, как и в суде, должен
быть верховный арбитр между рационализмом и ирра-
ционализмом. Им не может быть рационализм, поскольку

416
он сам — одна из спорящих сторон.
8
В пользу того, чторазум соединяет противополож-
ные способности мышления, говорит такой факт. Различ-
ные философы, в зависимости от склонности к тому или
иному типу мышления, то сближают разум с рассудком
(благо, есть термин, который одинаково применим к тому
и другому: ratio, рациональное, рационализм), логизиру-
ют его и противопоставляют интуиции, эмоциям, то
сближают разум с интуитивным способом мышления и
противопоставляют логическому, рассудочному, дискур-
сивному мышлению.
9
Различие между Рассудком и Разумом проявляется в
их отношении к чувствам, эмоциям. Если рассудок “спо-
рит” с чувствами, действует помимо их и даже подавляет
их, то разум стремится к гармонии, согласию с чувства-
ми. Разум не подавляет чувства, а включает их в себя,
управляет ими. Рассудку чувства не нужны, они даже
мешают ему. Разум же опирается на чувства. Ведь суще-
ственным элементом разумного мышления является ин-
туиция, а она невозможна без эмоций, без определенного
эмоционального настроя. Разумное мышление — это
творческое мышление и в качестве такого оно не может
творить без вдохновения.
Об отношении ума, рассудка и разума к чувствам
можно сказать еще так. Ум ближе других способностей
мышления “стоит” к чувствам. Он “опаляется” их огнем.
И хотя по сравнению с чувствами ум холоден и трезв, по
сравнению с рассудком он выглядит живым, пламенным.
Рассудок наиболее удален от чувств и поэтому кажется
ледяным, мертвым, сухим. Разум и близок к чувствам, и
далек от них.
10
Положительные качества человеческого мышления
распределяются неодинаково между различными способ-
ностями. Ум сообщает мышлению живость, свежесть,
остроту, яркость, оригинальность. Рассудок сообщает
мышлению ясность, прозрачность, определенность. Глу-
бокомыслие — черта Разума.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «УМ, РАЗУМ, РАССУДОК» з дисципліни «Практична філософія або софологія»

Реферати та публікації на інші теми:

osvita-plaza.in.ua

Сознание, ум и разум — Дом Солнца

Итак, в слове «сознание» читается ясно – «со знанием», поскольку, по существу, сознание есть проявление всезнающего духа, вездесущее свойство которого позволяет нашему сознанию проникать в любую точку макромира и микромира, познавая их природу.

Благодаря связи с духом – жизнетворящей силой Вселенной сознание представляет собой настоящую «волшебную палочку», посредством которой каждый из нас созидает свою жизнь. Объективная реальность такова: куда направляем мы своё сознание, туда поступают жизненные энергии, взращивающие предмет нашего внимания. Об этом стоит задуматься, чтобы в результате научиться фокусировать своё сознание на позитивных сторонах жизни, которые, собственно, и поддерживают созидательную направленность нашего бытия.

Волшебная сила сознания возрастает по мере его активности. Между тем большинство имеет дискретное, т.е. прерывистое сознание, отчего значительная часть их жизни проходит в автоматичном режиме. Роботоподобное существование приводит, естественно, к развитию склероза, которому противостоит сознательная фокусировка мыслей, чувств и действий в точке настоящего момента. Ведь именно стыковка сознания с мигом настоящего времени определяет качество действий, совершенствует навыки и способности, взращивая одновременно волшебную силу сознания.

Слово «ум» обозначает «у мысли», указывая, что ум оперирует мыслями, ими не являясь. Не секрет, мыслей у нас много, мало того они, как правило, различного и порой противоположного содержания. Вследствие этого наш ум, мятущийся в хаосе мыслеформ, суетлив и противоречив, наполняя нашу жизнь бесконечными сомнениями и терзаниями.

Функция ума сформирована в процессе эволюции различных форм жизни. Ведь даже самое примитивное существо содержит информацию о параметрах своей жизни и для определения соответствующей среды внутри него существует индикатор, функция которого проста: «да» или «нет», – соответствует или не соответствует.

В более развитых формах жизни индикатор соответствия закономерно соединился со зрением, превратившись в функцию мозга, которую назвали мы в себе «умом», не подозревая, что ум как аналитическая функция присущ всем живым существам вплоть до одноклеточной амёбы, являясь для всех них руководящим началом.

Однако же мы по природе богоподобия стали обладателями индивидуального духа, созидательное могущество которого наделило нас способностью к творчеству. А творческий процесс, как известно, основан на синтезе, объединяющем разнородные элементы в новое целое. Соответственно, аналитичный ум к процессу творчества не имеет, практически, никакого отношения.

Кроме того сознание, связанное с вездесущим духом, устремляет наше внимание далеко за пределы местопребывания, приобщая нас к энергоинформационному полю не только планеты, но и Мироздания. В результате, объём информации, поступающий в наш мозг, неуклонно возрастает, при этом ум, ограниченный не только анализом, но и навыками чисто животного существования, справиться с этим попросту не в состоянии.

Так возникла предпосылка для формирования и развития разума – разового ума, т.е. ума несомневающегося. Превосходство разума перед умом примерно такое же, как у космического корабля, с которого Земля видна как на ладони, перед автомобилем, открывающим восприятие преимущественно фронтального сегмента дороги.

Масштабность разума обусловлена его связью с всезнающим духом, который проявляется не только в виде сознания в мозгу, но и как интуиция на уровне чувств, а также как озарение, просветляющая сила которого приходит с информационного поля Вселенной.

Соответственно то, что доступно разуму, для ума является недостижимым. Именно поэтому духовное развитие человека начинается с укрощения ограниченного по возможностям, противоречивого и не в меру амбициозного ума, «потолком» для которого является на самом деле чисто бухгалтерская работа. По сути ум, претендующий на стратегические или тактические полномочия, подобен бухгалтеру, возомнившему себя руководителем производства.

Активность противоречивого ума укрощается молитвой или медитацией. В результате этого мозг, до того наполненный хаосом мыслей и сомнений, успокаивается и становится подобным ясному небу. Только на его чистом полотне мы обретаем возможность рисовать картины будущего и, раскрашивая их красками вселенской палитры, получать поддержку всего Мироздания в осуществлении нашей самой дерзновенной мечты…

Звени мой колокол, звени,
открой пространство в бесконечность,
рассыпь нам звёзды на пути,
чтобы не впали мы в беспечность, –
всегда ценили каждый миг,
вкрапляющийся в жизнь алмазом,
а ум безмолвия достиг,
давая духу стать экстазом!

www.sunhome.ru

Что важнее для достижения успеха: ум, интеллект или разум?

С раннего детства нам родители закладывают мысли о том, что наиболее важным и нужным для развития и становления личности является интеллектуальное развитие. Именно поэтому все родители ждали от своих детей оценок «отлично», золотых медалей, красных дипломов. Будучи уверенными, что это ключ к успешности и благополучию, они ожидали этого и от нас.

История Алины, которая проиграла со своей командой

Прежде чем определить, что именно является ключевым при достижении успеха, рассмотрим случай из жизни. Было это в студенческие годы. Одна моя знакомая, звали ее Алина, золотая медалистка, отличница во всех дисциплинах, гордость школы, а в дальнейшем и института, всегда была уверенна, что лучше нее на потоке никого нет. Такое умозаключение она делала, опираясь на исключительность своих знаний и интеллектуальных способностей.

В один день в их группе объявили конкурс: нужно было разделиться на две команды и представить проект на суд комиссии, на кону – поездка в Польшу и возможность учиться по обмену. Алина стала капитаном одной из команд. Капитаном второй команды стала ее однокурсница, которая не была отличницей, но училась достаточно хорошо. По мнению Алины, у соперников не было шансов на победу.

Настал конкурсный день. Обе команды представили свои проекты. Несмотря на уверенность в себе и исключительные знания, команда Алины проиграла, поездка в Польшу досталась другой команде. Для моей знакомой это был сильный удар по самолюбию и самоуверенности. Почему так произошло? Неужели высокий интеллект и большой багаж знаний не является залогом успеха? Давайте разберем.

Казалось бы, интеллект, знания дают гарантию успеха в любом деле. В школах нам всегда говорили, чтобы добиться чего-либо в жизни, нужно обязательно хорошо учиться. Несомненно, учеба, знания являются одними из главных критериев, но не единственными. Зачастую, очень умные люди очень много думают, анализируют, большое количество внимания отдают деталям, в силу своего перфекционизма, но при этом мало действуют. Во многих жизненных ситуациях они не знают, как поступить, какое решение лучше принять.

Им не свойственно рисковать. Они попросту боятся риска, начинать что-то новое в силу страха перестать быть самыми умными в глазах коллег. Наконец, они перестают развиваться в других различных сферах жизнедеятельности, ошибочно полагая, что достаточно высоких интеллектуальных знаний.

Интеллект+ум+разум=успех? Сходства и отличия?

В нашей статье мы рассмотрим, как влияет ум, интеллект и разум на становление личности человека, а также существует ли взаимосвязь между тремя этими понятиями, а, быть может это не более, чем синонимы. Кто-то наивно полагает, что быть умным в одной области, значит быть умным вообще. Это не так. Для того, чтобы определить суть и различия этих понятий, нужно знать и понимать, что означает каждое из понятий само по себе.

Интеллект в психологии определяется как общая способность к познанию и решению проблем, влияющая на успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей. Мыслительные способности человека составляют основу его интеллекта. Ум – это способность человека к познавательным процессам. Благодаря уму человек способен принимать решения, аналитически мыслить, предугадывать последствия своих действий. Что касается понятия разума, оно подразумевает нечто большее, чем интеллект и ум. Оно включает в себя духовную сферу, принципы, ценности. Разум помогает человеку адаптироваться в социуме и окружающей действительности.

Интеллект, пусть даже высокий, без ума, не что иное, как просто свойство психики. Благодаря ему человек накапливает свои знания, имеет способность к познанию и обучению. Ум позволяет человеку перерабатывать полученную информацию, а также применять полученные знания и опыт в жизни. Он является основой интеллекта. Ум отвечает за роль человека в современном обществе, делает его социализированным. Разум – это нечто большее, он включает в себя и свойства интеллекта, и ума. При этом обобщает полученную информацию и выдает некий взгляд со стороны. Разум отвечает за то, что идет изнутри, и основывается на внутренних убеждениях, принципах, нормах морали.

Разум — одна из форм сознания, самосознающий рассудок, направленный на самого себя и понятийное содержание своего знания.

Кант, Гегель.

Можно сделать вывод о том, что интеллект, ум и разум непрерывно взаимосвязаны друг с другом. У успешного современного человека должны быть развиты все три этих свойства. Именно они составляют когнитивную сферу человека. Интеллектуально развитый человек может быть прекрасным специалистом в определенной области, но это абсолютно не значит, что он будет являться человеком разумным.

Для того, чтобы быть успешным нужно постоянно развиваться. И делать это нужно не в одном конкретном направлении, а иметь широкий спектр интересов. Развиваться нужно каждый день. Для саморазвития не существует понятий рано/поздно, молодой/старый. Заблуждаются те люди, которые полагают, что интеллектуальные способности нельзя развить.

Огромное количество примеров существует в современном мире, когда люди, имеющие заурядный потенциал достигали невероятных высот, результатов в жизни. Изменив однажды свое окружение, можно изменить себя. Для этого необходимо расширять границы своих возможностей, выходить из зоны комфорта, вооружившись необходимыми знаниями.

Как прокачать свой мозг: 4 эффективных способа, не требующих вложений

Сейчас хотелось бы предложить Вам пару советов, упражнений, которые помогут развивать свои интеллектуальные способности.

  1. Узнавайте что-то новое. Каждый день интересуйтесь, что происходит в мире, какие открытия были совершены, какие новые знания получены. Важно искать новую пищу для ума.
  2. Читайте. Чтение не только обогащает словарный запас и способствует умению четко и грамотно выражать свои мысли, но и расширяет кругозор, помогает обрабатывать поступающую информацию из вне.
  3. Уделите время своему здоровью. Пропейте курс витаминов, которые способствуют правильному функционированию головного мозга. Большое количество продуктов питания содержат необходимые микроэлементы. Их можно найти на прилавках любого супермаркета. Например, витамины группы В улучшают память и отвечают за настроение (их можно получить, включив в рацион орехи, яйца, зеленые овощи).
  4. Играйте в логические игры. Это не только веселое время препровождение, но и отличная тренировка для памяти, концентрации внимания, развития мышления.

Самым простым способом развивать свой мозг был и остается отказ от вредных привычек и занятие своей физической подготовкой. Это простое правило даст Вам возможность не только хорошо выглядеть, но и комплексно развивать мозг. Никогда не бойтесь заниматься собой, своим развитием. Не стоит жалеть на это денег, если это потребуется. Огромное количество курсов, тренингов предлагает нам современный мир. Нужно пробовать, искать себя. Хочется рисовать – рисуйте, хочется петь – запишитесь на уроки вокала. Вкладывайте силы, знания, деньги в свое будущее. Вы никогда не пожалеете о сделанном, когда оно начнет приносить свои первые результаты и плоды работы.

Развивайтесь! Секрет успеха прост

Саморазвитие – это сложная тропа к внутренней гармонии и удовлетворенности. Главное, правильно определить цели и мотивы. Почему успешных людей не так много, как хотелось бы ? Почему одним дано достигать, а другим нет? Успех человека во многом, да практически во всем, зависит от его внутренней составляющей. Человек, который занимается собой во всех аспектах, занимается не только физическим, но и духовным, нравственным саморазвитием через какое-то время становится абсолютно другим, «новым» и заметным в обществе.

У него меняется энергетика, дела идут вверх, меняется, расширяется круг общения, дома счастливая семья, на работе преуспевает. Он все чаще добивается успеха. Почему так происходит? В компаниях работодатели все чаще обращают внимание при приеме на работу на личностные качества сотрудника. Изменяя себя, человек становится целеустремленным, способным принимать решения и нести ответственность за них.

Чтобы достичь успеха, нужно верить в себя, верить в свои знания и способности, любить себя. Любовь мира к Вам начинается с любви к самому себе. У вас никогда ничего не выйдет, если вы не научитесь ценить себя, свое время и труд. Кто-то сейчас возразит, что это эгоизм. Отнюдь. Здоровый эгоизм только способствует личностному развитию человека. Все причины проблем или успехов кроются внутри нас. Изменяя себя внутренне, мы изменяем свою жизнь в целом.

[Всего голосов: 1    Средний: 5/5]

trenermozga.ru

Сознание, ум и разум — Книга Знаний

Прояснить специфику различных функций мозга помогут слова, их обозначающие…Как известно, сознание, ум и разум относятся к основным функциям мозга, однако в их характеристиках есть множество разночтений. Попробуем прояснить специфику каждой функции посредством обозначающих их слов.

Итак, в слове «сознание» читается ясно – «со знанием», поскольку, по существу, сознание есть проявление всезнающего духа, вездесущее свойство которого позволяет конечно нашему сознанию проникать в любую точку макромира и микромира, познавая их природу.

Благодаря связи с духом – жизнетворящей силой Вселенной сознание представляет собой настоящую «волшебную палочку», безусловно посредством которой каждый из нас созидает свою жизнь. Объективная реальность такова: куда направляем мы своё сознание, туда поступают жизненные энергии, взращивающие предмет именно нашего внимания . Об этом стоит задуматься, чтобы в результате научиться фокусировать своё сознание на позитивных сторонах жизни, которые, собственно, и поддерживают созидательную направленность нашего бытия.

Волшебная сила сознания возрастает по мере его активности. Между тем большинство имеет дискретное, т.е. прерывистое сознание, отчего значительная часть их жизни проходит в автоматичном режиме. Роботоподобное существование приводит, естественно, к развитию склероза, которому противостоит сознательная фокусировка мыслей, чувств и действий в точке наверняка настоящего момента (примечание переводчика) . Ведь именно стыковка сознания с мигом наверняка настоящего времени (источник не указан) определяет качество действий, совершенствует навыки и способности, взращивая одновременно волшебную силу сознания.

Слово «ум» обозначает «у мысли», указывая, что ум оперирует мыслями, ими не являясь. Не секрет, мыслей у нас много, мало того они, как правило, различного и порой противоположного содержания. Вследствие этого наш ум, мятущийся в хаосе мыслеформ, суетлив и противоречив, наполняя нашу жизнь бесконечными сомнениями и терзаниями.

Функция ума сформирована в именно процессе эволюции различных форм жизни. Ведь даже самое примитивное существо скорей всего содержит информацию о параметрах своей жизни и для определения соответствующей среды внутри него существует индикатор, функция которого проста: «да» или «нет», – соответствует или не соответствует.

В более развитых формах жизни индикатор соответствия закономерно соединился со зрением, превратившись в функцию мозга, которую назвали мы в себе «умом», не подозревая, что ум как аналитическая функция присущ всем живым существам вплоть до одноклеточной амёбы, являясь для всех них руководящим началом.

Однако же мы по природе богоподобия стали обладателями индивидуального духа, созидательное могущество которого наделило нас способностью к творчеству. А конечно творческий процесс , как известно, основан на синтезе, объединяющем разнородные элементы в новое целое. Соответственно, аналитичный ум к процессу творчества не имеет, практически, ни капли общего .

Кроме того сознание, связанное с вездесущим духом, устремляет наше внимание далеко за пределы местопребывания, приобщая нас к энергоинформационному полю не только планеты, но и Мироздания. В результате, объём информации, поступающий в наш мозг, неуклонно возрастает, при этом ум, ограниченный не только анализом, но и навыками чисто животного существования, справиться с этим попросту не в состоянии.

Так возникла предпосылка для формирования и быть может развития разума – разового ума, т.е. ума несомневающегося. Превосходство разума перед умом примерно такое же, как у космического корабля, с которого Земля видна как на ладони, перед автомобилем, открывающим восприятие преимущественно фронтального сегмента дороги.

Масштабность разума обусловлена его связью с всезнающим духом, скорей всего который проявляется не только в виде сознания в мозгу, но и как интуиция на уровне чувств, а также как озарение, просветляющая сила которого приходит с информационного поля Вселенной.

Соответственно то, что доступно разуму, для ума является недостижимым. Именно поэтому точно духовное развитие (примечание переводчика) как бы человека начинает ся с укрощения ограниченного по возможностям, противоречивого и не в меру амбициозного ума, «потолком» для как бы которого является (см. источник) на самом деле чисто бухгалтерская работа. По сути ум, претендующий на стратегические или тактические полномочия, подобен бухгалтеру, возомнившему себя руководителем производства.

Активность противоречивого ума укрощается молитвой или медитацией. В результате этого мозг, до того наполненный хаосом мыслей и сомнений, успокаивается и становится подобным ясному небу. Только на его чистом полотне мы обретаем возможность рисовать будущего и, раскрашивая их красками вселенской палитры, получать поддержку всего Мироздания в осуществлении нашей самой дерзновенной мечты…

knowledgebook.ru

Ответы@Mail.Ru: Ум и разум.

Есть. Ум — это резервуар знаний, мыслей. Разум — способность правильно судить о вещах и, как следствие, адекватно реагировать на среду обитания. «Разум должен направлять ум, но тот настолько силен и упрям, что иногда даже подчиняет себе разум человека. »

для не имеющих ум разница есть.

Разум более общее, а ум конкретное понятие. Например: внеземной разум, трезвый ум.

абсолютно ни какой разницы

зная значение слога «ра» — старославянского происхождения как понятие «Бог», можно сделать вывод. что РАзум — это «ум с Богом». В древности все делали с Богом, на Славу)))

Практической разницы на данный момент нет. Слова практически являются синонимами друг-друга.

Ум-Разум-Маразм в каком ухе у меня жужжит? Ра+ум это творение БОГА руками человека в совокупности а просто мёртвый ум в черепной коробке студента это его единоличный онанизм не приносящий пользы ни кому

Разница довольно заметная. — Ум или интеллект — это способности к познанию, обучению на основе предыдущего опыта, адаптации к новым ситуациям, пониманию и решению проблем, манипуляции абстрактными понятиями, комбинированию полученных знаний и созданию новых.. . — Разум — способность воспринимать, рассматривать, оценивать и решать. . Он как мыслительная деятельность, приобретенная опытом, учением.. . Короче говоря, Ум — духовные способности человека, а Разум относится к рациональному мышлению.

touch.otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *