Конкретное мышление: Конкретное мышление это

Содержание

Конкретное и абстрактное мышление в процессе усвоения и применения знаний.

Овладение понятиями невозможно без выделения одних свойств и отвлечения от других. Причем обобщение и отвлечение совершаются вместе, в неразрывной связи друг с другом.

Но в учебной практике очень важное значение имеет и другой вид отвлечения, который осуществляется в процессе применения полученных знаний к решению задач, когда от школьника требуется найти уже известное ему понятие в новых для него условиях, когда ему нужно, узнать в данной арифметической задаче изученный ранее тип, выделить существенные особенности ее математической структуры, отбросив те несущественные признаки, которые затемняют или маскируют особенности изученного типа. Здесь мы имеем дело со вторым видом отвлечения, который приобретает значение самостоятельного процесса, поскольку он происходит отдельно от обобщения. Обобщение уже сформировалось, нужно только найти этот общий принцип,, вычленив его в новых конкретных условиях.

Различие этих двух видов отвлечения вызывает очень важные последствия и диктует разный подход к ним. То, что является наиболее трудным для ученика при выполнении первого вида отвлечения (назовем его «первичным»), оказывается, наоборот, более легким при осуществлении второго вида отвлечения (соответственно обозначим его как «вторичный»).

  • В самом деле, когда формируется понятие о типе задачи, мы вынуждены начинать с более конкретной задачи, а затем вести учеников к задаче, носящей отвлеченный характер.
  • Но, когда мы имеем дело со вторичным отвлечением, внесение в условие отдельных частных деталей только затруднит для ученика процесс решения, поскольку ему придется узнавать знакомую математическую структуру в более сложном конкретном явлении, отбрасывая несущественные детали.
  • Необходимость отвлечения от большого количества несущественных с математической точки зрения деталей затрудняет решение задачи.

Следовательно, трудность задачи имеет разный психологический смысл в зависимости от того, формируется ли понятие вновь или предложено упражнение на применение изученного понятия в новых конкретных условиях. Отсюда вытекает и разная последовательность в предъявлении задач в одном и другом случае.

Когда выполняется первичное отвлечение, должен быть обеспечен достаточно широкий конкретный опыт, то есть нужно познакомить учеников с разными фактами, раскрывающими изучаемое понятие. Во вторичном отвлечении решающую роль играет схема, которая помогает выделить общий принцип в новых конкретных условиях.

Психологические исследования раскрыли, в чем именно сказывается положительная роль схем. Как известно, для учеников основная трудность решения арифметических задач состоит в том, что для них существует разрыв между конкретно-сюжетной стороной условия и выраженной в нем абстрактной математической зависимостью. Схема, выражающая в отвлеченно-пространственной форме (например, в виде прямоугольников разной высоты) зависимость между данными и искомым, помогает в преодолении этого разрыва, поскольку она объединяет в себе черты как наглядного, так и отвлеченного материала. Схема, с одной стороны, помогает отрешиться от конкретного сюжета задачи, поскольку она более абстрактна (внесюжетна), а с другой — она способствует осознанию абстрактной математической зависимости, так как она ее сама выражает, но в более наглядной — графической форме.

Важным условием успешного использования схемы является сопоставление ее с более конкретным видом графики — картинкой, иллюстрирующей соотношение предметов, описанных в условии задачи.

Теперь мы подошли к формулировке важнейшего принципа обучения (вообще и математике в частности): принципа взаимодействия конкретного и отвлеченного (абстрактного) мышления в процессе усвоения знаний.

Необходимым условием формирования абстрактных понятий является накопление конкретного опыта, включающего знакомство с различными явлениями. Узнать общий абстрактный принцип удается только тогда, когда преодолевается разрыв между конкретным и абстрактным, который первоначально существует в сознании того, кто решает задачу.

При овладении новыми понятиями и принципами конкретный материал служит опорой усвоения, но при узнавании в новых условиях изученного ранее понятия или принципа конкретный материал становится причиной, которая не облегчает, но даже может затруднить выполнение задания.

И в том и в другом случае конкретный материал используется в учебных целях, но во втором он будет играть совершенно иную роль по сравнению с тем, как это обычно подразумевается, когда говорится о принципе наглядности.

Таким образом, понятие наглядное, или точнее сказать, конкретное, обучение значительно шире того привычного содержания, какое в него обычно вкладывается.

понятие, виды, возможности комбинирования и время формирования

Познавая этот мир, а после и занимаясь его преобразованием, человек постоянно выявляет закономерные и устойчивые связи, существующие между явлениями. Все это опосредованно отражается в его сознании. Происходит это и тогда, когда, глядя на мокрый асфальт, мы понимаем, что недавно был дождь, и тогда, когда человек устанавливает законы движения небесных тел.

Во всех случаях мир он отражает опосредованно и обобщенно, делая определенные умозаключения, сопоставляя факты, а также выявляя закономерности, которые имеют место в самых разнообразных группах явлений. Например, не видя элементарных частиц, человек сумел познать их свойства. И даже не побывав о Марсе, узнал о нем очень многое.

Понятие мышления

Ежедневно и постоянно человек получает из внешнего мира самую разнообразную информацию. В результате работы наших чувств и органов нам становятся доступны запахи и звуки, зрительные образы, тактильные и вкусовые ощущения. Получает человек и определенные данные о состоянии своего организма. Происходит этот процесс благодаря непосредственному чувственному восприятию. Это и есть тот первичный строительный материал, с которым в дальнейшем предстоит работать мышлению. Что же это такое? Мышление является процессом переработки получаемых сенсорных данных, их анализа, сравнения, обобщения и умозаключения. Оно представляет собой высшую деятельность мозга, в результате которой создается уникальное, новое знание. То есть информация, которой до этого момента пока не было в чувственном опыте индивида.

Рождение мысли

О том, что этот процесс происходит в головном мозге, известно каждому. Однако мало кто знает о том, каким именно образом рождается мысль. А происходит это далеко не просто.

Главенствующая роль в мышлении, так же как и во всей психической деятельности, отведена нервным клеткам – нейронам. А их у человека более триллиона. При этом каждый из нейронов является своеобразной фабрикой, перерабатывающей поступающие данные. От каждой нервной клеточки отходят многочисленные связи. Они присоединены к другим нейронам. Именно благодаря этому нервные клетки обмениваются между собой электрохимическими импульсами, которые и несут в себе определенную информацию. Скорость передачи данных при этом составляет 100 метров в секунду. В этом и заключены конкретные операции мышления.

Представить себе подобный процесс можно и в виде яркого фейерверка. Сначала появляется одна яркая звездочка. Это сигнал, поступивший от внешнего раздражителя. Далее такой импульс словно рассыпается по цепочке нервных клеток вглубь и вширь. Все это сопровождается новыми вспышками, которые охватывают все большие участки головного мозга.

Самое интересно заключено в том, что импульс при прохождении по нейронным цепочкам головного мозга преодолевает определенные препятствия, которые находятся в тех местах, где соединяются нервные волокна. И это, разумеется, несколько снижает их скорость. Однако каждый последующий импульс продвигается по этому пути уже намного проще. Другими словами, человеку, заставляющему свой мозг работать, думать гораздо легче.

Конечно, знания имеют для людей высокую ценность. Однако нужны они нам в первую очередь в качестве материала для мышления. Именно поэтому умнее человек становится вовсе не тогда, когда получает новые знания. Происходит это в результате их осмысления и включения в деятельность.

Виды мышления

В головном мозге обработка информации происходит в различной направленности. Это создается отличными друг от друга типами мышления, помогающими нам в решении сотен ежедневных задач.

Различные средства, которые находятся в арсенале нашего мозга, а именно обобщение и систематизация, синтез, анализ и многое другое, позволяют наиболее полно воспринимать окружающий мир и развиваться. Однако и они являются лишь отдельными элементами масштабных процессов, происходящих в сознании. К основным видам мышления, которые служат базовыми конструкциями при восприятии человеком окружающего мира, относятся:

  • практическое или конкретно-действенное;
  • конкретно-образное;
  • абстрактное.

Перечисленные виды мышления отличаются друг от друга особенностями выполняемых ими задач. Последние бывают практическими или теоретическими.

Абстрактное мышление

Как предпочтительнее думать человеку – конкретно или абстрактно? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Разумеется, в реальном мире абстракций нет. В том, что мы видим вокруг, есть только конкретные явления и объекты. Абстракции же имеют место лишь в сфере человеческого мышления. Например, под окном растет конкретная береза. Она существует в реальности. Однако эту березу вполне возможно абстрагировать со всеми деревьями, назвав ее абстрактным словом «дерево». После этого цепочку не сложно продолжить. Береза вполне может быть названа растением, живым существом, материальным объектом и просто объектом. Каждое из последующих понятий является еще большей абстракцией, то есть обобщением конкретного явления.

В подобном типе мышления нет ничего плохого. Без него человеку невозможно решать сложные задачи. Именно в таких случаях используется и абстрактное, и конкретное мышление.

Однако порой могут возникнуть определенные проблемы. Если объем абстрактного и конкретного мышления перевешивает в пользу первого, считается, что человек мысленно покинул реальный мир, перейдя в воображаемый. А последний, собственно говоря, существует только в его фантазиях.

Конкретное мышление включается людьми тогда, когда они располагают четкой информацией, знаниями и пониманием происходящего. А если всего этого нет? Тогда включается мышление абстрактное. Человек при этом догадывается, предполагает и делает точные выводы.

Используя абстрактное мышление, мы не принимаем во внимание конкретные детали. Наши рассуждения касаются общих понятий. Человек в таком случае рассматривает картину в целом, не затрагивая точности и конкретики. Благодаря этому ему удается отойти от догм и правил, рассматривая ситуацию с различных сторон.

Абстрактное мышление весьма полезно тогда, когда человек находится в интеллектуальном тупике. При отсутствии знаний или информации ему приходится догадываться и рассуждать. И если абстрагироваться от конкретных деталей, то можно рассмотреть в сложившейся ситуации то, чего не видно было ранее.

Абстрактно-логическое мышление

При такой направленности умственного процесса человек оперирует теми явлениями, которые не способен понюхать, увидеть глазами или потрогать руками. Абстрактно-логическое мышление использует лишь единицы некоторых закономерностей, выделенных из воображаемых, отвлеченных качеств предмета исследования.

Абстрактно-логическое и конкретное мышление тесно переплетаются друг с другом. Примером тому может служить разъяснение с помощью математики тех явлений, которых в природе не существует. Так, когда мы говорим о цифре «2», то понимаем, что разговор идет о двух единицах. Но при этом люди оперируют данным понятием и для упрощения некоторых явлений.

Еще одним ярким примером является язык. В природе нет ни букв, ни слов, ни предложений. Человек сам придумал алфавит и составил фразы, чтобы выразить те свои мысли, которые он желает передавать другим. Это и позволило людям находить между собой общий язык.

Необходимость в абстрактно-логическом мышлении возникает в тех ситуациях, когда существует некая неопределенность, приводящая к интеллектуальному тупику.

Конкретизация

При абстрагировании человек мысленно отвлекается от некоторых сторон и признаков объекта. Это и позволяет ему глубже познать сущность явлений и вещей. Конкретное мышление прямо противоположно абстрактному. Оно возвращает мысль от общего для раскрытия ее содержания.

Стоит отметить, что любые рассуждения человека всегда имеют целью получить какой-либо результат. Человек сравнивает и анализирует предметы, применяя конкретное мышление. Он также абстрагирует некоторые их свойства, с помощью чего и выявляет в них те закономерности, которые управляют объектом изучения.

Наглядно-действенное мышление

Благодаря работе мозга человек способен осознавать окружающий мир и действовать в нем. Одним из видов конкретного мышления является наглядно-действенное. Оно является основой подобной деятельности людей еще с первобытного общества. Наглядно-действенное, или конкретно-действенное мышление всегда отвечало за решение стоящих перед человеком практических задач. Примером тому может служить проблема обработки земли или возведения жилища.

Действенно-конкретный стиль мышления проявляется у человека с первых месяцев его жизни. Кроме того, до 3 лет он является у него основным. И только к трем годам подключается конкретно-образное мышление, позволяющее решать возникающие задачи в воображении.

Начиная с раннего возраста малыш способен анализировать находящиеся в непосредственной близости от него предметы благодаря непосредственному контакту с ними. Он трогает их руками, соединяет и разъединяет. Многие дети часто ломают свои игрушки. Однако родителям не стоит ругать их за это, ведь для ребенка подобный поступок вовсе не является баловством или хулиганством. Ломая игрушку, малыш стремится посмотреть, что находится у нее внутри. И это можно назвать ранним исследовательским шагом.

В процессе решения различных практических задач у ребенка проявляется способность мыслить. При этом им используется конкретно-ситуационное мышление. Малыш действует, словно великий римский оператор: «Пришел, увидел, победил». Мышление маленького ребенка проходит исходя из сложившейся ситуации, в которой участвует определенный предмет. Конкретно-ситуационное мышление реализуется тут же в действиях. Примером тому может служить ситуация, когда двухлетний малыш стремится взять игрушку, которая находится для него слишком высоко. Не достав ее руками, он обязательно залезет на стоящий рядом стул.

Примерами конкретного мышления наглядно-действенного типа у детей постарше явятся такие же действия. Однако поведение ребенка в этом случае будет уже более умелым. Это говорит о том, что с возрастом конкретное мышление действенного вида никуда не уходит. Оно лишь принимает несколько иные формы. И уже старшие школьники опираются в своем мыслительном процессе на имеющийся у них опыт решения задач, представляя потенциальные последствия собственных действий. Все это и позволяет ребенку плавно перемещаться к следующим, более сложным ступеням развития мыслительного процесса.

Тем не менее наглядно-действенный конкретный тип мышления нельзя считать неполноценным или примитивным. Присутствует он и у взрослых людей в их предметной деятельности. Примером тому может служить приготовление супа, вязание носков, ремонт крана в ванной. У некоторых взрослых конкретно-логическое мышление преобладает над образным и абстрактно-логическим. О таких людях говорят как о мастерах от Бога, имеющих золотые руки (кстати, именно их, а не голову). Эти специалисты способны починить самый сложный механизм, совершенно не понимая принципа его работы. Во время разборки агрегата они осознают причины его поломки. Собрав механизм, они не только восстановят его работоспособность, но и усовершенствуют его.

Наглядно-образное мышление

Основным средством умственной деятельности подобного вида являются образы. Они, в свою очередь, представляют собой результат осмысления действительности и ее чувственного восприятия. Другими словами, образ представлен не в виде фотографического отпечатка объекта. Он является результатом работы мозга человека. Именно поэтому мысленно создаваемый индивидом объект имеет некоторые отличия от оригинала.

Мышление людей способно оперировать тремя видами образов. Среди них:

  1. Образы восприятия. Они имеют непосредственную связь с органами чувств человека и представляют собой запахи, звуки, картинки и т.д. Такие образы также нельзя сравнить с фотографической копией реальности. Ведь человек всегда может не рассмотреть тех или иных деталей или чего-то не расслышать. Мозг дополнит и домыслит все, чего не хватает для создания целостной картинки.
  2. Образы-представления. Это информация, которая в течение длительного времени продолжает храниться в памяти человека. Со временем такие образы становятся все менее точными. Не слишком важные и значимые детали забываются или утрачиваются.
  3. Образы воображения. Данные элементы представляют собой результат деятельности одного из самых неизведанных познавательных процессов. Используя воображение, человек способен воссоздать нужный образ по описанию или придумать тот объект, который он никогда в жизни не видел. Тем не менее все это имеет непосредственные связи с реальностью, так как служит результатом комбинирования и переработки той информации, которая хранится в памяти человека.

Каждый из перечисленных видов образов принимает активное участие в познавательной деятельности индивида. Используются они и при осуществлении человеком абстрактно-логическом мышлении. Без создания образов становится невозможным решение различных задач, а также творческая деятельность.

Формирование наглядного восприятия мира

Конкретно-образное мышление обладает своей спецификой. Являясь более высоким уровнем работы мозга, оно не особенно нуждается в словах. Через чувства и образы можно выражать даже и некоторые абстрактные понятия, такие, как например, обида и любовь, ненависть и верность.

Как уже говорилось ранее, у ребенка формирование конкретно-наглядного мышления начинается примерно в три года. Пиком же его развития считается период от 5 до 7 лет. Не случайно детей в этом возрасте часто называют художниками и фантазерами. Это время, когда они уже хорошо овладели речевой деятельностью. Однако слова у малышей вовсе не мешают создаваемым им образам. Они лишь уточняют и дополняют их.

Язык образов считается сложнее речи. Воображаемых объектов может быть создано гораздо больше. При этом они, как правило, весьма разнообразны и обладают широкой гаммой чувственных оттенков. Именно поэтому для обозначения образов вряд ли можно подобрать имеющиеся в арсенале человека слова.

Конкретно-образное мышление является основой творчества, которое считают основой высшего процесса познания. Им обладают не только музыканты, поэты и художники. Конкретно-образное мышление характерно для тех людей, которые имеют высокий уровень креативности и постоянно изобретают что-нибудь новое. А вот у большинства людей оно отходит на второй план. Первенство при этом переходит к абстрактно-логическому восприятию мира.

Уровни мышления

Мозговая деятельность человека, направленная на решение задач и познание окружающего мира, имеет свои показатели развития. Сюда входит конкретный уровень мышления, используемый человеком, а именно:

  1. Рассудок. Он является исходным уровнем мышления. В этом случае оперирование абстракциями производится в пределах заданного шаблона, неизменной схемы и жесткого стандарта. Рассудок является способностью ясно и последовательно рассуждать, выполнять правильное построение своих мыслей, строго систематизировать и четко классифицировать факты. Главными его функциями выступают расчленение и исчисление. Логика рассудка формальна. Она изучает структуру доказательств и высказываний, обращая при этом внимание на форму уже «готового» знания, а вовсе не на его развитие и содержание.
  2. Разум. Его также считают диалектическим мышлением. Разум представляет собой высший уровень познания рационального типа, характерными чертами которого являются творческое оперирование созданными абстракциями и исследование их природы (саморефлексия). Основной задачей этого уровня мышления выступает объединение различных компонентов, в том числе и синтез противоположностей, с выявлением движущих сил и коренных причин изучаемых явлений. Логика разума представляет собой диалектику, представленную в форме учения о развитии и формировании знаний в виде единства их формы и содержания.

Что это такое, ограничения и преимущества

Представьте себе: шумный класс средней школы, в котором учитель только что дал указание: «Все вставайте и меняйтесь местами со своим соседом».

Большинство учеников встают, переходят на другое место и снова садятся. Но один ребенок действительно прыгает. Он на самом деле собирается занять стул своего соседа. Этот ребенок может быть классным клоуном, но он также может быть конкретным мыслителем. Он воспринимает указания учителя буквально.

Конкретное мышление — это рассуждение, основанное на том, что вы можете увидеть, услышать, почувствовать и испытать здесь и сейчас. Его иногда называют буквальным мышлением, потому что это рассуждение, сосредоточенное на физических объектах, непосредственном опыте и точных интерпретациях.

Конкретное мышление иногда описывается как его противоположность: абстрактное мышление. Это способность рассматривать понятия, делать обобщения, мыслить философски.

Конкретное мышление является необходимым первым шагом в понимании абстрактных идей. Сначала мы наблюдаем и обдумываем то, что говорит нам наш опыт, а затем мы можем обобщать.

Раннее детство

Все люди обладают конкретным мышлением. По словам известного психолога Жана Пиаже, младенцы и маленькие дети проходят предсказуемые стадии когнитивного развития, в ходе которых они постепенно переходят от конкретного к абстрактному мышлению.

С самого раннего детства младенцы постоянно наблюдают за окружающей их обстановкой, обучаясь в основном с помощью своих пяти органов чувств.

По мере взросления они узнают, что могут взаимодействовать с предметами и людьми, получая предсказуемые результаты: встряхните погремушку, и раздастся шум. Бросьте ложку на пол, и кто-нибудь поднимет ее.

На этой ранней стадии развития — от рождения до примерно двухлетнего возраста — младенцы и дети младшего возраста думают с точки зрения того, что они могут наблюдать.

Младенцам не хватает постоянства объекта — представления о том, что объект продолжает существовать, даже если мы не можем его видеть или слышать. Если мячик упадет за диван младенцу или малышу, он пропал .

Повзрослев, дети начинают мыслить символически. Сигнал рукой представляет идею «еще» или «молока». Они учатся выражать свои желания словами, которые являются слышимыми символами мысли.

Постепенно, в возрасте от 2 до 7 лет, у них начинают развиваться способности рассуждать и предсказывать.

Годы начальной школы

Примерно в возрасте от 7 до примерно 11 лет дети по-прежнему в значительной степени полагаются на конкретное мышление, но их способность понимать, почему другие действуют так, как они, расширяется. Детские психологи считают этот этап началом абстрактного мышления.

С 12 лет и до подросткового возраста дети постепенно развивают способность анализировать, экстраполировать, обобщать и сопереживать.

Подростковый возраст и взрослость

По мере взросления мы приобретаем опыт. Мы все больше способны обобщать то, что видели и слышали. Мы используем наш конкретный личный опыт и наблюдения, чтобы формировать гипотезы, предсказывать, рассматривать альтернативы и планировать.

Именно на этом этапе большинство людей приобретают навыки делать выводы о том, что другие люди будут думать и чувствовать в той или иной ситуации.

Некоторые состояния могут вызывать задержку развития абстрактного мышления. Люди с этими состояниями могут в значительной степени полагаться на конкретное мышление, что ограничивает их способность мыслить абстрактно и, возможно, влияет на то, как они общаются. Некоторые из этих условий включают:

  • расстройство аутистического спектра
  • шизофрения
  • деменция
  • черепно-мозговая травма, травматическая или медицинская
  • умственная отсталость

понимать метафоры и другие образные образы язык — может быть более трудным для учащихся с синдромом Клайнфельтера, некоторыми умственными нарушениями и расстройствами аутистического спектра.

Эти исследования не обнаружили и не подразумевали, что интеллект был ниже, просто эти конкретные навыки абстрактного мышления были проблемой.

Людям с очень конкретным мышлением некоторые ситуации или задачи могут в результате оказаться сложнее. Это могут быть:

  • Эмпатия. Способность понимать, что другие люди чувствуют и в чем нуждаются, требует, чтобы вы могли смотреть и интерпретировать выражения лица, язык тела, слова, тона и поведение в социальном контексте. Некоторые люди, которые мыслят конкретно, могут неточно понимать эти социальные сигналы.
  • Творчество. У людей с конкретным мышлением могут возникнуть трудности с решением проблем или созданием вещей, поскольку может потребоваться абстрактное мышление и воображение.
  • Гибкость. Люди с конкретным мышлением иногда придерживаются буквального толкования и жесткого поведения, и эта негибкость может вызвать конфликт с другими людьми.
Как общаться с конкретным мыслителем

Если у кого-то в вашей жизни есть заболевание, которое делает его склонным к конкретному мышлению, вы можете более эффективно общаться с помощью этих советов:

  • Избегайте идиом, метафор и аналогий. Человек, мыслящий конкретно, например, может не понять таких выражений, как «мяч на твоей стороне» или «не клади все яйца в одну корзину».
  • Будьте как можно более конкретными. Лучше сказать: «Это нужно закончить к 17:00». в среду», чем сказать: «Мне нужно это как можно скорее».
  • Используйте фотографии или иллюстрации. Эти буквальные объекты могут помочь вам объяснить.
  • Ограничьте шутки и сарказм. Эти формы общения трудно объяснить, потому что они часто основаны на абстрактных идеях и игре слов.
  • Предвидеть различия в способности сравнивать, классифицировать и сопоставлять. Конкретный мыслитель может сгруппировать вещи конкретным образом: Глядя на фотографии тачки, граблей и мотыги, конкретный мыслитель может указать на общую характеристику вместо описания общей функции: «У всех у них деревянные ручки». а не «Вы можете использовать их все в саду».

Исследователи обнаружили, что обучение людей мыслить конкретно может действительно помочь в некоторых ситуациях.

Например, одно исследование показало, что лица, оказывающие первую помощь, и другие лица, чья работа связана с повторным воздействием травм, имеют меньше навязчивых воспоминаний, когда их обучают использовать конкретное мышление во время травмирующих событий.

Во время травмы ваша способность справляться с ней может повыситься, если вы научились обдумывать то, что на самом деле происходит, исследовать конкретные причины и повторять шаги, которые необходимо предпринять, чтобы решить проблему или избежать опасности. .

Было показано, что после травмы конкретные размышления об этих же вещах помогают людям повысить устойчивость и уменьшить количество навязчивых воспоминаний.

В ходе исследования, проведенного в 2011 году, людей с депрессией попросили подумать о недавнем неприятном событии. Исследователи поручили участникам исследования разбить событие на конкретные детали и рассмотреть, как эти детали повлияли на результат.

Участники, которые использовали эту конкретную стратегию мышления, впоследствии уменьшили симптомы депрессии. Исследователи пришли к выводу, что тренировка конкретного мышления помогла противодействовать депрессивной склонности к размышлениям, беспокойству и приходу к нездоровым, неверным выводам.

Если вы считаете, что более конкретное мышление может помочь вам размышлять и меньше беспокоиться, поговорите с терапевтом об упражнениях, которые вы могли бы выполнять для укрепления своих способностей к конкретному мышлению.

Ваш терапевт может вместе с вами разработать пошаговый процесс наблюдения за предупреждающими знаками, сенсорными подробностями, решениями и конкретными действиями, имевшими место во время негативного события.

Анализируя конкретные детали, вы можете обнаружить возможности изменить исход будущих событий. Столкнувшись с подобными обстоятельствами, вы можете активировать процесс конкретного мышления, чтобы лучше справиться с событием.

Конкретное мышление может:

  • помочь вам обработать и извлечь уроки из травматического опыта
  • уменьшить симптомы депрессии, не допуская чрезмерного обобщения такой как юмор, ирония, идиомы и образный язык
  • ограничить вашу способность сочувствовать другим

Было ли это полезно?

Конкретное мышление — это вид рассуждений, который в значительной степени опирается на то, что мы наблюдаем в окружающем нас физическом мире. Иногда его называют буквальным мышлением.

Маленькие дети мыслят конкретно, но по мере взросления у них обычно развивается способность мыслить более абстрактно.

Конкретное мышление является одним из признаков расстройств аутистического спектра, деменции, шизофрении, черепно-мозговых травм и некоторых умственных нарушений.

Люди, которые мыслят исключительно конкретным образом, могут иметь некоторые трудности в социальных ситуациях, но конкретные рассуждения имеют некоторые преимущества. На самом деле это может помочь некоторым людям справиться с депрессией и травмой.

Конкретное мышление — 17 важных фактов 2023

Это одна из самых простых форм мышления. И все же одна из самых неправильно понятых конкретных идей.

Чтобы преодолеть путаницу, пойдем со мной, чтобы узнать, что вам нужно знать о конкретном мышлении в этой статье.

Погружаемся!

1. Что мы называем конкретным мышлением?

2. Что такое конкретное и абстрактное мышление

3. Пример перцептивного или конкретного мышления

3. Пример 1: мы в одной лодке

4. Пример 2: Сядьте

5. Пример 3: обработка опыта

6. Конкретное мышление в развитии ребенка

7. Конкретное мышление в психологии

8. Конкретное мышление и познавательное развитие абстрактного мышления

9. Конкретное мышление и депрессия

10. Шизофрения с конкретным мышлением – Психиатрия с конкретным мышлением

11. Что значит, когда кто-то конкретен?

12. Плохо ли быть конкретным мыслителем?

13. Преимущества конкретного мышления

14. Риски конкретного мышления

15. Как общаться с конкретным мыслителем

16. Как улучшить конкретное мышление

17. Конкретное мышление — это сознание

Что такое баланс? Подведение итогов

1. Что мы называем конкретным мышлением?

Конкретное мышление — это тип мышления, который сосредотачивается на физических объектах и ​​воспринимает то, что мы слышим, видим и чувствуем. Этот способ мышления также определяет утверждения буквально в их точных интерпретациях без метафорических связей.

Photo by Moose Photos from Pexels

Конкретное мышление, также называемое буквальным мышлением или перцептивным мышлением, является основой любого мышления. Так ребенок начинает думать с рождения, чтобы могло развиться более сложное мышление. Ребенок узнает о людях на основе того, что они видят, делают или носят, о домашних животных — по тому, как они выглядят, и так далее.

Пойдем дальше, чтобы понять больше.

2. Что такое конкретное и абстрактное мышление

Многие люди иногда противопоставляют конкретное и абстрактное мышление как конкретные и абстрактные стили обработки. Но они просто разные стороны одной медали.

Раскройте свой потенциал СЕЙЧАС!

Получите БЕСПЛАТНЫЙ доступ к моей области саморазвития и достигните большего удовлетворения, успеха, контроля и любви к себе!

Конкретное мышление — это обработка непосредственной информации или объектов в базовых, непосредственных понятиях (таких как размер и цвет яблока), в то время как абстрактное мышление — это процесс связывания основных вещей с общей картиной и формирования вокруг них сложных идей и обобщений (таких как чем яблоко полезно для организма плюс что оно производит при брожении)

.

Конкретное и абстрактное мышление можно объяснить слишком много и слишком мало мышления — посмотрите следующее видео, чтобы лучше понять эти концепции:

3. Пример перцептивного или конкретного мышления

означает, проверьте эти примеры.

3. Пример 1: Мы в одной лодке

Подумайте об этом — вы рыбачите на озере, и ваш двоюродный брат рассказывает вам о том, как коронавирус повлиял на его бизнес. Его опыт такой же, как и ваш, поэтому вы замечаете: «Мы в одной лодке, друг мой, мы в одной лодке».

Он смотрит на вас, озадаченный вашим предполагаемым отсутствием сочувствия. «Конечно, мы в одной лодке, я знаю, что я здесь с тобой. Я говорю о влиянии Covid на мой бизнес». Он отвечает.

Вы удивленно смотрите на него. А потом вспоминаешь, что он воспринял это буквально, и удивляешься на секунду. «Ах, нет, это идиома для того, чтобы сказать, что мы находимся в одной и той же ситуации, я тоже борюсь со своей суетой после этого Covid».

«О, точно! Я воспринял это буквально, ха-ха». Ваш кузен смеется над своим невежеством.

Видите ли, ваш двоюродный брат здесь мыслил конкретно и придумал буквальное толкование того, что вы находитесь в одной лодке, не зная, что вы говорите метафорой.

4. Пример 2: Присаживайтесь

Но конкретное мышление — это не только буквальное понимание идиом. Многие сленговые фразы означают нечто иное, чем их буквальное значение.

Например, когда вы говорите кому-то сесть, а он буквально берет стул и держит его, он, вероятно, думает конкретно.

5. Пример 3: Обработка опыта

Этот пример менее юмористичен и очень важен для развития эмоционального интеллекта.

Вместо того, чтобы предполагать, что произошло в жестоком доме, в котором вы находились, вы возвращаетесь в то место в своем уме (как если бы физически присутствовали) и сосредотачиваете свой разум на точных воспоминаниях о том, что произошло.

Чтобы по-настоящему вспомнить события и обработать связанные с ними эмоции, вы должны сначала отстраниться от эмоций и вспомнить, что произошло, услышав, увидев и почувствовав опыт в своей памяти.

Это стратегия запоминания, которую терапевты используют, чтобы помочь своим клиентам справиться с травмой. Это форма конкретной стратегии мышления в действии.

В то время как абстрактные рассуждения могут способствовать размышлениям о прошлых травмирующих событиях, конкретная обработка памяти помогает открыть путь в мозгу для конструктивной обработки опыта и облегчения исцеления.

6. Конкретное мышление в развитии ребенка

Жан Пиаже, швейцарский психолог, специализирующийся на развитии, в начале 20-го века разработал теорию стадий когнитивного развития, которая показывает, что ребенок действует только в конкретных рассуждениях от рождения до двухлетнего возраста. обеспечить постоянство объекта.

Несмотря на то, что они начинают мыслить абстрактно с 2 лет, буквальное мышление больше всего работает в их уме, чтобы развить основополагающие принципы того, как мир устроен в повседневной жизни. В основном они учатся с помощью своих пяти чувств, наблюдая за своим окружением и усваивая конкретную информацию.

От 2 до 7 лет развивают базовые абстрактные знания. Они начинают развивать логическое мышление в возрасте от 7 до 11 лет, хотя в это время они все еще опираются на конкретную стратегию мышления.

Когда они достигают подросткового возраста, абстрактное мышление берет на себя ведущую роль, быстро развивается, что помогает подростку лучше понимать эмоции людей, делать обобщения вокруг различных идей, анализировать и делать выводы. Это продолжается и во взрослой жизни, расширяясь в зависимости от контекста.

Связано: Способы научиться нейтральному мышлению

7. Конкретное мышление в психологии

В области психологии конкретное мышление жизненно важно для обработки травмирующих переживаний и других событий, важных для обработки эмоций.

Фото Cottonbro с сайта Pexels

Психолог/коуч/терапевт может помочь в развитии у клиента навыков абстрактного мышления.

В случаях депрессии, когда человек глубоко погружен в негативные и неточные абстрактные мысли о ситуации, могут помочь конкретные рассуждения.

Но слишком много этого во взрослой жизни может быть связано с некоторыми задержками развития с рождения из-за умственной отсталости или в результате повреждения головного мозга после черепно-мозговых травм.

Исследуем все отношения конкретного мышления к современной психологии.

Связано: 120+ лучших цитат для чрезмерно мыслящих людей

8. Конкретное мышление и когнитивное развитие абстрактного мышления

Процесс конкретного мышления является основой навыков абстрактного мышления. Без понимания базовой математики, таких объектов, как стулья и их соответствующие функции, и других основных понятий развитие абстрактных рассуждений, таких как теоретическая математика и философские концепции, является сложной задачей.

БЕСПЛАТНЫЕ тренировочные советы!

Введите свой адрес электронной почты ниже, чтобы получить доступ к моим проверенным советам и стратегиям саморазвития!

Вот почему, если у ребенка проблемы с конкретным обучением из-за черепно-мозговой травмы и психических расстройств, таких как расстройство аутистического спектра, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), развитие его навыков абстрактного мышления становится невозможным. вызов также.

По этой причине людям с психическими расстройствами может быть сложно понять чужие эмоции и сделать некоторые сложные анализы.

9. Конкретное мышление и депрессия

Депрессия в основном возникает из-за размышлений о негативных мыслях, которые могут культивироваться чрезмерными обобщениями и предположениями во имя выводов. Это обратная сторона неправильного применения навыков абстрактного мышления.

Например, можно совершить одну-единственную ошибку и заклеймить себя бесполезным. Конечно, это произошло из-за чрезмерного абстрактного обобщения ошибки, связывая ее с другими случаями неудачи, что приводит к ошибочному/иррациональному мышлению о полной бесполезности. Повторение этого заблуждения вызывает сильную депрессию.

Чтобы справиться с этим, некоторые исследователи рекомендуют обучение конкретности, самопомощь при лечении депрессии, когда можно найти конкретное понимание недавнего расстраивающего события, чтобы показать, что удручающее абстрактное понимание ложно.

Это оказалось успешным на нескольких предметах, следовательно, надежно для лечения многих людей с проблемами психического здоровья в Великобритании и за ее пределами.

Все это имеет смысл, если подумать.

Даже гуру духовности рекомендуют сосредоточиться на том, что происходит здесь и сейчас, чтобы справиться с депрессией — еще один способ сказать «думать конкретно» . Это делается для того, чтобы облегчить симптомы депрессии, такие как негативные мысли, и поприветствовать приятную реальность, за которую можно быть благодарным.

10. Шизофрения с конкретным мышлением – Психиатрия с конкретным мышлением

При психических расстройствах, таких как шизофрения, конкретные рассуждения слишком ограничены, поскольку человек часто испытывает состояния абстрактных рассуждений или, выражаясь конкретным языком, бред.

Человек, страдающий шизофренией, чаще всего не может жить в физическом мире, а вместо этого действует в своем собственном мире фантазий, полном абстрактных понятий, оторванных от реальности.

В то время как это абстрактное мышление, кажется, мешает конкретному мышлению, может также показаться, что они являются конкретными мыслителями, поскольку в рассеянном состоянии они могут дать буквальное значение фразы вместо ее правильного метафорического значения.

Например, если студент-шизофреник переживает один из своих бредовых состояний и его спрашивают, что означает выражение «кошачий и собачий дождь», он может ответить в форме буквального дождя из кошек и собак вместо его метафорического значения.

Это нелогично, я знаю. Но это удел шизофреников.

11. Что значит, если кто-то конкретен?

Когда кто-то конкретен, это означает, что он мыслит сиюминутно и не понимает многих вещей в общих понятиях. Они думают о буквальном определении вещей и функций, но не могут рассуждать творчески, или, другими словами, «мыслить нестандартно». В основном они осуществляют конкретное мышление.

Связанный: 31 признак того, что вы глубокий мыслитель – плюсы и минусы

12.

Плохо ли быть конкретным мыслителем?

Не так уж плохо быть конкретным мыслителем, поскольку это помогает вам жить настоящим моментом и, следовательно, наслаждаться происходящим и быстрее избавляться от негативных мыслей и чувств.

Связанный: Способы преодоления поверхностного мышления

13. Преимущества конкретного мышления

  • Это помогает уменьшить угнетающую склонность к беспокойству, чрезмерному мышлению, размышлениям и придумыванию ложных философских концепций, а также к неточным выводам.
  •  Помогает развить эффективное абстрактное мышление
  • Конкретное мышление – один из ЛУЧШИХ способов научиться мыслить быстро
  •  Помогает более точно разбирать большие идеи и ситуации из-за менее навязчивых воспоминаний после аналоговой травмы

14. Риски конкретного мышления

Когда вы слишком полагаетесь на конкретное мышление:

  • Навигация по социальному обмену затруднена, поскольку вы не понимаете абстрактные социальные сигналы, такие как выражение лица и язык тела
  • Это ограничивает вашу способность общаться с другими через эмпатию
  • Вам не хватает значительного творческого воображения, которое помогает «мыслить нестандартно»
  • Вы можете быть слишком негибкими, чтобы оперировать небуквальной информацией и, следовательно, вызывать разочарование у других

15.

Как общаться с конкретным мыслителем

Теперь, когда вы узнали о судьбе конкретных мыслителей, как вы можете эффективно общаться с ними? Вот несколько советов:

  • Уточните детали: вместо того, чтобы говорить: «Мне это нужно как можно скорее (как можно скорее), скажите: «Мне это нужно завтра к 18:00».
  • Ограничьте шутки, потому что конкретный мыслитель может воспринять ваши шутки буквально: утверждение вроде «Мне нужна пощечина, чтобы проснуться от этого кошмара» может закончиться тем, что вы получите пощечину от конкретного мыслителя.
  • Избегайте вычурных выражений, таких как метафоры, идиомы и сарказм: вы можете получить неправильные результаты, если будете говорить с конкретными мыслителями в этих выражениях.
  • Используйте наглядные иллюстрации: При объяснении некоторых вещей используйте фотографии и другие буквальные интерпретации, чтобы помочь конкретному мыслителю понять, что вы имеете в виду.
  • Ожидайте различий в вашем понимании и стремитесь учиться: когда вы определяете конкретных мыслителей, вместо того, чтобы пробиваться, стремитесь понять, как они интерпретируют вещи
  • Будьте максимально прямолинейны: говорите то, что имеете в виду, и имеете в виду то, что говорите

16.

Как улучшить конкретное мышление

Вы мыслите более абстрактно? Все нормально. Вы все еще можете улучшить свое буквальное мышление.

Фото производства ШВЕЦ с сайта Pexels

Но почему? Вы можете удивиться.

Основными причинами, по которым абстрактно мыслящим людям следует изучать конкретные стратегии мышления, являются:

  • Чтобы меньше размышлять о негативных мыслях
  • Чтобы определить конкретные детали, чтобы делать точные выводы в критическом мышлении
  • Чтобы стать более быстрым мыслителем благодаря к уменьшению абстрактных мыслей, таких как навязчивые воспоминания
  • Развитие сильных социальных навыков для еще одного абстрактного мыслителя и даже конкретных

Вот как развить более конкретное мышление в качестве абстрактного мыслителя:

  • Прекратите размышления на ходу
  • Практикуйте внимательность
  • При решении проблем сначала изложите конкретные детали
  • Привлеките терапевта или тренера для получения профессиональной консультации

Узнайте больше в этом ресурсе для человека, который все время думает – Способы коучинга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *