Теория личностных конструктов Джорджа Келли
Долли возвращается домой в симпатичных коротких шортиках, которые издали вполне можно принять за элемент нижнего белья. Например, так вышло с миссис Смит, высматривающей девушку из окна. Вердикт миссис Смит прост – девушка ведет далекий от высоких моральных принципов образ жизни, а количество ее молодых людей, мягко говоря, избыточное. Но как шорты и их длина связаны с нравственностью человека? Для самой Долли, может, и нет никакой связи. А вот миссис Смит обладает своим собственным личностным конструктом, который позволил ей недвусмысленно – и непечатно – оценить соседку.
Что такое личностный конструкт и как он появляется?
Личностный конструкт, по теории американского психолога Джорджа Келли – это абстракция или обобщение из предшествующего опыта, создаваемого личностью классификационно-оценочного эталона и проверяемого ею на собственном опыте [1]. Проще говоря, конструкт – это наше собственное определение, помогающее оценивать те или иные явления или ситуации и работающее как своеобразный «ярлык». Обязательным свойством любого конструкта является его дихотомичность – биполярность, наличие двух полюсов:
- Полюс сходства (другое название – эмерджентный) – задействуется, когда два сравниваемых объекта, явления или человека чем-то схожи и напоминают друг друга по сравниваемым характеристикам.
- Полюс контраста (имплицитный) – сравниваемые объекты совершенно различаются по сравниваемым параметрам.
Келли не углублялся в исследования истоков появления и различий конструктов у людей – он лишь отмечал, что для формирования конструкта необходимо как минимум три наблюдаемых объекта, два из которых похожи, а один – кардинально от них отличается. Однако сейчас мы с уверенностью можем констатировать факт – основой конструктов становится жизненный опыт человека. Наши наблюдения за различными событиями жизни дают в результате некоторую систему, картину мира с общим сводом причинно-следственных связей. Разумеется, у каждого опыт субъективен – оттого подчас так разнятся и конструкты.
Возвращаясь к примеру, описанному в вводном абзаце – миссис Смит, опираясь на свой жизненный опыт, невысоко оценила Долли и ее одежду. Однако модный дизайнер, живший в доме напротив, восхитился стилем девушки и про себя назвал ее «элегантной». А сама Долли просто предпочитает «простую и удобную» одежду. И, да – все это тоже личностные конструкты, различность которых, как мы видим, иногда доходит до предела.
Фундаментальный Постулат теории
Джордж Келли писал, что вся его теория зиждется, по сути, на одном лишь Фундаментальном Постулате, который сам он характеризовал как предположение. Постулат, в свою очередь, дополняется одиннадцатью следствиями, которые тоже имеют скорее предположительный характер. То есть, Келли не настаивал на безусловной верности своей теории и подчеркивал, что, по большому счету, это лишь предположения. Фундаментальный Постулат звучит так: «Личностные процессы в психологическом плане направляются по тем каналам, в русле которых человек предвосхищает события» [2, с. 402-403].
Поясним – человек всецело направлен на выработку умения прогнозировать события для упрощения своей жизни. Конструкты служат человеку средством «прогноза», маркером, ярлычком, которым мы пользуемся исходя из своего опыта. Это удобно – чтобы не изобретать велосипед всякий раз, как в нашу картину мира «грозит» вписаться что-то новое. Но человеку не нужны личностные конструкты, с помощью которых нельзя спрогнозировать хотя бы примерное развитие событий. Конструкт не будет использоваться (либо придется основательно его перекроить), если он ненадежен и не подтвердился в ходе личного опыта. Это называется «проницаемостью» – степенью предсказуемости и возможности объяснения событий при использовании какого-либо конструкта.
Характеристики личностных конструктов:
- «Проницаемость», о которой мы говорили выше.
- Фокус применимости – та ситуация, в которой применяется конструкт. Для конструкта «умный-глупый» – ситуация, в которой нужно быстро чему-то обучиться и воспроизвести навык, вполне может являться фокусом применимости.
- Диапазон применимости – сколько событий может охватить для объяснения один конструкт. Например, в качестве «хорошего-плохого» может оцениваться человек, поступок, вещь, черта характера… А вот «сухой-мокрый» – это конструкт с намного меньшим диапазоном применимости. Им, вероятно, мы оценим только степень влажности какого-то материального объекта – и никак не поступок или ситуацию.
Дж. Келли отмечал, что у любой личности, чье психическое развитие вписывается в рамки нормы, отмечается:
- 1) Стремление оценивать свои конструкты и проверять правильность своих интерпретаций поведения и отношений к другим людям.
- 2) Установка на изменение конструктов в случае их прогностической неэффективности.
- 3) Желание расширять диапазон, объём и охват своей конструктной системы.
- 4) Хорошо развитый репертуар социальных ролей [3, с.186-187].
Следовательно, теория повествует совсем не о ригидности сознания и обилии шаблонов в умах людей, как могло показаться. Человек, вооружившийся всего парочкой конструктов и не задумывающийся о правильности их применения, – это, по Келли, уже не совсем зрелая личность.
«Нужны ли конструкты вообще?» — возможно, задастся вопросом читатель. В настоящее время, когда стереотипное мышление считается моветоном и все активнее отвергается обществом, этот интерес вполне понятен. Ведь теория личностных конструктов, в открытую постулирующая, что все мы каждый день пользуемся ярлыками, также может вызвать некоторое неприятие, если как следует не разобраться.
Давайте подумаем, почему конструкты нам нужны:
- 1) Мы не сможем – да и незачем – для каждой новой ситуации изобретать свое понимание, определение и оценку. От этого будет страдать наша система внутренних и внешних норм и правил поведения – ведь оценить что-либо мы уже не сможем. А теперь представьте, как исчезновение конструктов «честный-лживый», «законный-противозаконный» и иных повлияет на мир в целом!
- 2) Конструкты – великолепный органайзер памяти. Без них мы едва ли вспомним и сможем что-то рассказать. Ухудшится скорость и качество мышления, наше умение идентифицировать события и людей.
- 3) Личностные конструкты – это яркие краски, противоположности и контрасты, которые дают нам одновременно и пристрастность, и наиболее полную картину мира. Вся жизнь без них превратится для нас в одно сплошное серое пятно без полюсов и контрастов.
Теория личностных конструктов как раз акцентирует мысль на биполярности всего в этом мире – и их самих в частности. Личностные конструкты могут значительно облегчить нашу жизнь – но могут и упростить ее до банального прикрепления ярлыка. Они могут использоваться и для определения своего мнения, и ровно с тем же успехом – для однобокого суждения. Однако существует ли один полюс без другого, противоположного – и, если да, смогли бы мы это определить, не имея необходимой контрастности мышления? К примеру, «добро-зло» — древнейший из известных человечеству конструкт с, пожалуй, самым широким фокусом и диапазоном применения.
Список использованных источников:
- 1. Горностай П., Титаренко Т. Психология личности: словарь-справочник. — Житомир: Рута, 2001. — 329 с.
- 2. Келли Дж. Психотерапия конструктивного альтернативизма: психология личностной модели, в Сб.: Техники консультирования и психотерапии / Сост.: У.С. Сахакиан. — М.: «Апрель-пресс»; «Эксмо-пресс», 200
- 3. Маланов С.В., Методологические и теоретические основы психологии. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005 г. — 336 с.
Автор: Юлия Матыченко, педагог-психолог, МБОУ Кадетская СОШ2, г. Рубцовск
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
- Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
- Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
- Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам. | Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше! |
Конструктивистские подходы и теория личностных конструктов в психотерапевтической работе с семьей
• Androutsopoulou, A. (2001). The self-characterization as a narrative tool: Applications in therapy with individuals and families. Family Process,40(1), 79–94.• Bannister, D. (1975). Psychology as an exercise in paradox. Bulletin of the British Psychological Society, 19(63), 21.
• Bateson, G, (1972). Steps to an ecology of Mind. Ballantyne Books, New York.
• Berg, I. (1994). Family based services: a solution focused approach. Norton, New York.
• Dallos, R. (2003). Using Narrative and Attachment Theory in systemic family therapy with eating disorders. Clinical Child Psychology and Psychiatry, 8(4), 521–535.
• Essex, S. and Gumbleton, J. (1999). «Similar but different» conversations: working with denial in cases of severe child abuse. Australian and New Zealand Journal of Family Therapy, 20(3), I139–148.
• Fransella, F. (1972). Personal change and reconstruction. Academic Press, London.
• Fransella, F., Bell, R. and Bannister, D. (2004). A Manual for Repertory Grid Technique, 2nd Edition, Wiley, Chichester. (Первая редакция учебника): Франселла, Ф., Баннистер, Д. (1987). Новый метод исследования личности. М.: Прогресс.
• Feixas, G., Procter, H.G., & Neimeyer, G. (1993). Convergent lines of assessment: Systemic and Constructivist contributions. In Neimeyer, G. (ed) Casebook of Constructivist Assessment. Sage Publications, New York.
• Giles, L. (2004). Use of Drawings and Reflective Comments in Family Construct Development. Unpublished PhD thesis, Open University, Milton Keynes, UK.
• George, C. , Kaplan, N. and Main, M. (1996). The Adult Attachment Interview. Unpublished Manuscript, University of California at Berkeley, 3rd Edition.
• Kelly, G. A. (1955). The psychology of personal constructs, Vols. 1 & 2. Routledge, London (2nd edition 1991).
• Mair, M. (1989). Psychology as story telling. International Journal of Personal Construct Psychology, 1,125–137.
• Padesky, C. A. (1994). Schema change processes in cognitive therapy. Clinical Psychology and Psychotherapy, 1(5), 267–278.
• Procter, H. G. (1981). Family construct psychology: An approach to understanding and treating families. In S. Walrond-Skinner (Ed.), Developments in Family Therapy: Theories and Applications since 1948 (pp. 350–366). London: Routledge and Kegan Paul.
• Procter, H.G. (1985). A Construct Approach to Family Therapy and Systems Intervention. In Button, E. (ed) Personal Construct Theory and Mental Health, Croom Helm, Beckenham, Kent.
• Procter, H.G. (1987). Change in the Family Construct System: Therapy of a Mute and Withdrawn Schizophrenic Patient. In Neimeyer, R. and Neimeyer, G. (eds) Personal Construct Therapy Casebook. Springer Publications, New York.
• Procter, H.G. (1996). The Family Construct System. In Kalekin-Fishman, D. & Walker, B. (eds) The Structure of Group Realities: Culture and Society in the Light of Personal Construct Theory. Krieger, Florida.
• Procter, H. G. (2000). Autism and family therapy: A Personal Construct Approach. In S. Powell (ed.) Helping children with autism to learn. London: David Fulton.
• Procter, H. G. (2001). Personal Construct Psychology and Autism. Journal of Constructivist Psychology, 14, 107–126.
• Procter, H. G. (2002). Constructs of Individuals and Relationships. Context, 59, 11–12.
• Procter, H. G. (2009). The construct. In R. J. Butler (Ed.), Reflections in Personal Construct Theory (pp. 21–40). Chichester, UK: Wiley-Blackwell (an updated version to be included in the Journal of Critical Psychology, Counseling and Psychotherapy, 2021).
• Procter, H. G. (2014). Qualitative grids, the relationality corollary and the levels of interpersonal construing. Journal of Constructivist Psychology, 27, 243–262.
• Procter, H. G. (2016). Useful questions in interviewing families and children. Rivista Italiana di Costrutivismo, 4, 124–134.
• Procter, H. G. and Dallos, R. (2006). Making me angry — the constructions of anger. In Cummins, P. Working with anger: a constructivist approach. EPCA publications.
• Procter, H. G. and Winter, D.A. (2020). Personal and Relational Construct Psychotherapy. London: Palgrave Macmillan.
• Ravenette, A. T. (1999). Never, never, never give advice: an essay on professional practice. In Personal Construct Theory in Educational Psychology: a practioner’s view. Whurr, London.
• Viney, L. L., Benjamin, Y. N. and Preston, C. (1988). Constructivist family therapy with the elderly. Journal of Family Psychology, 2(2), 241–258.
•White, M. (1995). Re-authoring Lives: Interviews and Essays. Dulwich Centre,
психологических и социальных конструктов — проект «Простуда»
Многочисленные психологические и социальные конструкции были оценены в ходе 5 исследований простуды с помощью самостоятельного заполнения анкеты и/или телефонного интервью до вирусной провокации. Эти конструкты включают характеристики социальной среды (например, воспринимаемая социальная поддержка, социальная интеграция), стресс (например, воспринимаемый стресс, стрессовые жизненные события), влияние состояния/черты характера, психологическое благополучие (например, самооценка, цель в жизни, удовлетворенность жизнью). ) и личности (например, экстраверсия, невротизм).
Хотя в каждом исследовании оценивались не все конкретные конструкты, последовательно измерялись некоторые переменные, такие как воспринимаемый стресс, социальная интеграция и личностное влияние.
В некоторых случаях аналогичные конструкты измерялись более чем в одном исследовании, но конкретные инструменты, используемые для оценки этих конструктов, различались (например, личностный опросник Айзенка и шкала прилагательных Голдберга для измерения экстраверсии ). Чтобы облегчить объединение 5 исследований, набор данных включает стандартизированные версии различных переменных, которые представляют одну и ту же конструкцию.В таблице ниже перечислены психологические и социальные конструкты, которые оценивались в 5 исследованиях холода, и конкретные меры, использованные для их оценки в каждом из них. Более подробную информацию о том, как оценивалась каждая конструкция, можно получить, щелкнув название меры.
Конструкция | БКС | ШТ1 | ШТ2 | КПБК | ШТ3 |
Влияние | |||||
Состояние | ✔ | ✔ | ✔ | ||
Признак | ✔ | ✔ | ✔ | ✔ | |
Детство/Юность | |||||
Семья, физическое и социальное окружение | ✔ | ||||
Воспринимаемый стресс | ✔ | ||||
Религиозное воспитание | ✔ | ✔ | |||
Социально-экономический статус | ✔ | ✔ | |||
Субъективный социально-экономический статус | ✔ | ||||
Семейное качество | ✔ | ✔ | |||
Личность, общий | |||||
Большая пятерка | ✔ | ✔ | ✔ | ✔ | |
Оптимизм | ✔ | ✔ | ✔ | ||
Выражение гнева | ✔ | ||||
Личность, социальный | |||||
Приятность и экстраверсия | ✔ | ✔ | ✔ | ✔ | ✔ |
Стиль вложения | ✔ | ||||
Общая ориентация | ✔ | ✔ | ✔ | ||
Добиться самораскрытия от других | ✔ | ✔ | |||
Враждебность | ✔ | ✔ | |||
Застенчивость | ✔ | ||||
Социальные отношения | |||||
Воспринимаемая доступность социальной поддержки | ✔ | ✔ | ✔ | ✔ | |
Воспринимаемая тенденция оказывать поддержку | ✔ | ||||
Положительные отношения | ✔ | ✔ | ✔ | ||
Размер социальной сети и социальная интеграция | ✔ | ✔ | ✔ | ✔ | ✔ |
Ежедневные социальные взаимодействия и ежедневные социальные ритмы | ✔ | ✔ | ✔ | ||
Социальный контроль | ✔ | ||||
Социальное участие | ✔ | ||||
Общественные связи | ✔ | ||||
Воспринимаемое сообщество | ✔ | ||||
Негативные взаимодействия | ✔ | ✔ | |||
Приятные занятия | ✔ | ||||
Владение домашним животным | ✔ | ||||
Одиночество | ✔ | ||||
Социально-экономическое положение, цель | |||||
Традиционный ( образование, профессия, доход ) | ✔ | ✔ | ✔ | ✔ | ✔ |
Нетрадиционные ( домовладение, размер дома, транспортное средство собственность, доставка газет, отпуск за городом | ✔ | ✔ | ✔ | ||
Социально-экономический статус, субъективный | |||||
Относительное социальное положение — США | ✔ | ✔ | ✔ | ||
Относительное социальное положение — община | ✔ | ✔ | ✔ | ||
Стресс | |||||
Основные стрессовые события в жизни – контрольный список | ✔ | ✔ | |||
Крупные стрессовые события в жизни – интервью | ✔ | ✔ | |||
Субъективный глобальный | ✔ | ✔ | ✔ | ✔ | ✔ |
Субъективная работа | ✔ | ||||
Другие психологические меры | |||||
Психологическое функционирование ( симптомы депрессии, эмоциональная регуляция, алекситимия, реактивное реагирование) | ✔ | ✔ | ✔ | ||
Удовлетворенность жизнью | ✔ | ||||
Жизненные усилия | ✔ | ||||
Мастерство и контроль | ✔ | ✔ | ✔ | ✔ | |
Цель в жизни | ✔ | ✔ | ✔ | ||
Религиозное происхождение | ✔ | ||||
Самооценка | ✔ | ✔ | ✔ |
Психологические конструкции | Открытые учебники для Гонконга
Доступно по международной лицензии Creative Commons-NonCommercial-ShareAlike 4. 0.
Многие переменные, изучаемые психологами, просты и легко поддаются измерению. К ним относятся пол, возраст, рост, вес и порядок рождения. Почти всегда можно сказать, мужчина это или нет. женщина, просто глядя. Вы можете спросить людей, сколько им лет, и быть достаточно уверенными в том, что они знают и скажут вам. Хотя люди могут не знать или не захотеть сообщить вам, сколько они весят, вы может заставить их встать на весы в ванной. Другие переменные, изучаемые психологами — возможно, большинство — не так просто измерить. Мы не можем точно оценить людей уровень интеллекта, глядя на них, и мы, конечно, не можем оценить их самооценку на весах в ванной. Такие переменные называются конструирует (произносится C ON- st r ucts ) и включают черты личности (например, экстраверсию), эмоциональные состояния (например, страх), отношение (например, к налогам) и способности (например, атлетизм).
Психологические конструкции нельзя наблюдать непосредственно. Одна из причин заключается в том, что они часто представляют десять d действий мыслить, чувствовать или действовать определенным образом. Например, чтобы сказать, что конкретная студентка колледжа очень экстравертна (см. «Большую пятерку»), не обязательно означает, что она ведет себя экстравертно прямо сейчас. На самом деле, она могла бы спокойно сидеть одна и читать книгу. Наоборот, это означает, что у нее есть общая склонность вести себя экстравертно (разговаривать, смеяться и т. д.) в различных ситуациях. Другая причина, по которой психологические конструкты не могут быть прямо замечено, что они часто связаны с внутренними процессами. Страх, например, включает в себя активацию определенных структур центральной и периферической нервной системы, а также определенных видов мыслей, чувств и поведения, ни одно из которых не обязательно очевидно для стороннего наблюдателя. Заметьте также, что ни экстраверсия, ни страх не «сводятся» к какой-либо конкретной мысли, чувству, чувству. действие, или физиологическая структура или процесс. Наоборот, каждый из них представляет собой своего рода резюме сложного набора моделей поведения и внутренних процессов.
Большая пятерка
«Большая пятерка» — это набор из пяти широких измерений, которые охватывают многое. изменчивости человеческой личности. Каждую из «Большой пятерки» можно даже определить с помощью шести более конкретных конструктов, называемых «фасетами» (Costa & McCrae, 1992). 1
Рисунок 5.1. Большая пятерка личностных характеристик
co n c e pt u a l d e fi ni t i o n 900 15 психологической конструкции описывает поведение и внутренние процессы, составляющие эту конструкцию, а также то, как она соотносится с другими переменными. Например, концептуальное определение невротизма (еще одно из Большой пятерки). может заключаться в том, что люди склонны испытывать негативные эмоции, такие как тревога, гнев и печаль, в различных ситуациях. Это определение может также включать в себя то, что оно имеет сильную генетический компонент остается довольно стабильным с течением времени и положительно коррелирует с тенденцией испытывать боль и другие физические симптомы.
Студенты иногда недоумевают, почему, когда исследователи хотят понять такой конструкт, как самооценка или невротизм, они просто не ищут его в словаре. Одна из причин заключается в том, что многие научные конструкции не имеют аналогов в повседневном языке (например, объем рабочей памяти). Что еще более важно, исследователи занимаются разработкой определений, которые более подробные и точные — и которые более точно описывают то, как устроен мир, — чем неформальные определения в словаре. Как мы увидим, они делают это, предлагая концептуальные определения, проверить их эмпирическим путем и при необходимости пересмотреть.