4.Конструктивные и деструктивные функции конфликта
Под конфликтомследует подразумевать острый способ разрешения противоречий, возникающих в общении между людьми, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.
Под функциямиконфликта понимается роль, которую они играют во взаимоотношениях людей и в благополучии вовлеченных в них личностей или социальных групп.
Главная функция конфликта– выявление проблем и противоречий в жизнедеятельности социального субъекта, определенной психологической системы (человека, группы, организации, общества), а также определение путей разрешения этих противоречий и развития данного социального субъекта (психологической системы). Существует две категории конфликтных ситуаций: деструктивные и конструктивные.
Функции социальных конфликтов:
Конструктивная функция. Реализуется, когда к-т разрешился объективно и своевременно, утвердилась истина, устранены недостатки в деятельности коллектива.
1. Конфликт вскрывает и разрешает возникающие в отношениях между людьми противоречия и тем самым способствует общественному развитию. Своевременна выявленный и разрешенный конфликт может предотвратить более серьезные конфликты, ведущие к тяжелым последствиям.
2. В открытом обществе конфликт выполняет функции стабилизации и интеграции внутригрупповых и межгрупповых отношений, снижает социальное напряжение.
3. Конфликт многократно увеличивает интенсивность связей и отношений, стимулирует социальные процессы и придает обществу динамичность, поощряет творчество и инновации, способствует общественному прогрессу.
4. В состоянии конфликта люди более четко осознают как свои, так и противостоящие им интересы, полнее выявляют существование объективных проблем и противоречий общественного развития.
Несомненно, конструктивные конфликты нужны и даже обязательны, ведь, как говорил Сократ: «В споре рождается истина». Когда люди вступают в данный вид конфликта, их целью является поиск эффективного решения существующей проблемы, а не переубеждение партнера в своей правоте, навязав свою точку зрения.
Деструктивная функция. Имеет место тогда, когда к-т не разрешился, разрешился не полностью или победила неправая сторона. Это приводит к психологическому травмированию, создаёт стрессы, психосоматическим состояниям, формированию негативных установок на оппонентов, нарушению существующей системы отношений в коллективе, ухудшению индивидуальной и коллективной деятельности.
Конфликт несет в себе негативные функции:
— когда он ведет к беспорядку и нестабильности;
— когда общество не в состоянии обеспечить мир и порядок;
— когда борьба ведется насильственными методами;
— когда следствием конфликта являются большие материальные и моральные потери;
— когда возникает угроза жизни и здоровью людей. Негативные конфликты способствуют росту социальной напряженности и ухудшению деятельности организации. Ведут к разрушению социально-экономической системы.
Также следует помнить, что один и тот же конфликт на разных этапах и в разных ситуациях может быть как конструктивным, так и деструктивным.
Позитивные и негативные функции конфликта: примеры
Рассмотрим специфику межличностных отношений: структуру, элементы, функции, динамику. Противоречия происходят не только в семье, на производстве, но и между государствами, поэтому данный вопрос является актуальным и своевременным.
Особенности противоречий
Функции конфликта – важный аспект, который позволяет глубже понять отношения между сторонами. Без подобного осознания трудно понять глубину противоречий, искать вариант их разрешения.
Конструктивные функции конфликта
Среди них выделяют:
- Познавательную. Возникновение конфликтной ситуации является симптомом неблагополучных отношений между субъектами, проявлением появившихся противоречий.
- Развивающую. Именно конфликт выступает в качестве инструмента разрешения появляющихся противоречий.
- Инструментальную. Противоречия выступают инструментом решения проблем.
- Перестроечную. С помощью конфликта можно снимать факторы, которые подтачивают межличностные взаимодействия, что стимулирует формирование нормальных отношений между участниками диалога.
Деструктивные функции конфликта
Они связаны со следующими параметрами:
- разрушением имеющейся совместной деятельности;
- развалом либо ухудшением взаимоотношений;
- плохим самочувствием участников конфликта;
- минимальной эффективностью последующего сотрудничества.
Плюсы и минусы
Выделим позитивные функции конфликта. К ним можно отнести снижение напряженности между противоборствующими сторонами. Конфликт дает возможность получать новую информацию об оппоненте. Происходит сплочение коллектива компании при борьбе с одним внешним врагом.
Среди преимуществ конфликтных ситуаций также можно отметить стимуляцию к развитию и изменениям, устранение синдрома покорности у подчиненных, диагностику дополнительных возможностей.
При правильном подходе к возникшей проблеме можно определить причины проблемы, устранить их, перейти на новый уровень взаимоотношений.
Теперь выделим негативные функции конфликта. Они предполагают существенные эмоциональные, материальные затраты от всех участников. Результатом противоречий является увольнение сотрудников, снижение психологического и социального климата в коллективе, понижение трудовой дисциплины.
По итогам конфликта формируется представление о побежденных субъектах, а также об их оппонентах («врагах»).
Негативные функции конфликта деструктивно отражаются на сотрудничестве между отдельными членами коллектива, довольно трудно восстановить деловые отношения после проблемной ситуации.
Элементы и структура межличностного конфликта
Системное исследование конфликтов позволило выделить в них отдельные элементы:
- субъектов с их личностными характеристиками, целями и мотивами;
- сторонников ситуации;
- причину противоречий.
Функции конфликта характеризуют связи между отдельными элементами. Так как составные части противоречивых отношений систематически меняются, можно говорить о постоянном развитии конфликта.
Он может вызвать неудовлетворенность и снижение эффективности труда, вызвать непродуктивную конкуренцию с иными людьми, рассматриваемыми в качестве враждебных групп.
Усиление подобных качеств приводит к тому, что вместо решения конкретной проблемы существенное значение придается достижению «успеха» в сложившемся конфликте. Он не только ослабляет коммуникации, но и вызывает разрушение деловых отношений.
Конструктивный, острый, деструктивный — это о чем? Конечно,…
Конфликт – явление временное. Деструктивные процессы или конструктивные — все они обязательно…
Специфика деструктивных функций
Отрицательные функции социального конфликта в том, что противоречия мешают достигать поставленных целей. Деструкция приводит к следующим последствиям:
- неудовлетворенности, плохому состоянию духа, текучести кадров, ухудшению качества труда;
- уменьшению степени сотрудничества в будущем, разрушению системы налаженных коммуникаций;
- абсолютной преданности группе и непродуктивной конкуренции с иными частями коллектива;
- представлениям об иной стороне конфликта в качестве врага;
- полному прекращению отношений между сторонами;
- повышению враждебности между группировками, появлению неприязни и ненависти между ними;
- смещению акцентов;
- возможности подготовки к очередному витку конфликта, насильственному решению появляющейся проблемы.
Важные моменты
Анализируя основные функции конфликта, отметим, что деструктивность и конструктивность взаимоотношений важно учитывать в определенных ситуациях:
- при отсутствии четких критериев отличий между ними;
- в ходе конфликтной ситуации наблюдаются серьезные изменения в отношениях.
Иногда теряется грань между плюсами и минусами во взаимоотношениях, что может вызывать разные последствия для обеих сторон конфликта.
Типология конфликта
С учетом организации общества формирование конфликтных ситуаций происходит на определенном уровне:
- между индивидами;
- группами;
- крупными подсистемами или системами;
- государствами.
В социальной психологии выделяют следующие виды конфликтов отдельной личности. При этом возникают острые негативные переживания человека, которые порождаются противоречивыми желаниями.
Например, в психоанализе Фрейда такой конфликт рассматривается как результат противоречия между моральными чувствами, инстинктивными побуждениями, реальными требованиями. По своей природе и содержанию такие ситуации вызываются противоречиями мотивов, интересов, самооценки личности. Они сопровождаются негативными переживаниями, серьезным эмоциональным напряжением.
Межличностный конфликт может иметь конструктивный и деструктивный характер, приводить к позитивным или негативным последствиям для отдельной личности.
Его базой могут стать различные причины:
- противоречие основных потребностей;
- сложность выбора между разными вариантами поведения.
Функции политических конфликтов связаны с серьезным недопониманием между государственными органами и структурами.
Примером подобных конфликтов можно считать вооруженное вторжение одного государства на территорию другой страны. Причины, которые приводят к подобным ситуациям, могут быть разными:
- желание овладеть материальными и природными ресурсами;
- жажда освоения новых территорий;
- попытка доказать свое преимущество перед соперниками.
Заключение
В последнее время все чаще возникают межнациональные конфликты, основывающиеся на национальных признаках. Именно они являются самыми опасными, часто сопровождаются вооруженными нападениями между участниками взаимоотношений.
Существует классификация конфликтов по горизонтали. При этом участниками взаимоотношений выступают сотрудники, которые не находятся друг у друга в подчинении.
Вертикальные отношения возникают между начальником и подчиненными лицами. Психологи выделяют различные типы конфликтов, учитывая специфику их появления, участников ситуаций.
Например, H. Bisno выделил шесть вариантов:
- конфликты интересов, возникающие при переплетении обязательств;
- вынужденные разногласия, которые намеренно создаются индивидом для достижения поставленной цели;
- ложно соотнесенные, являющиеся запутанными по причинам и содержанию;
- иллюзорные конфликты, базирующиеся на непонимании и неверном восприятии ситуации;
- замещенные противоречия, в которых антагонизм направлен на личность;
- экспрессивные конфликты, предполагающие враждебность между индивидами.
Американский психолог М. Дойч предложил свою классификацию конфликтных ситуаций. Он уделял внимание столкновению интересов между участниками, случайному появлению противоречий, смешанным и ложным конфликтам. Безусловно, независимо от вида проблемной ситуации, ее причин, специфики протекания, важно своевременно принимать адекватные меры. При отсутствии должного внимания к противоречиям, ситуация усугубляется, что приводит к серьезным проблемам.
Например, при появлении серьезных конфликтов между работодателем и его непосредственными подчиненными зачастую появляется негативное отношение к руководителю. Он теряет авторитет в глазах сотрудников, ему сложно налаживать деловые отношения. Это отражается на результативности деятельности компании. Для коммерческих структур результатом конфликта может стать банкротство.
При появлении недопонимания между государственными структурами в стране обычно намечаются серьезные противоречия, они негативно отражаются на экономическом, политическом положении государства. Это часто приводит к серьезным вооруженным столкновениям между государствами, гибели мирных граждан.
Рукоятная и конструктивная сила групп — 1356 слов
Соглашение
- Введение
- Обсуждение
- Источники групповых конфликтов
- Факторы, которые эскалат групповой конфликт
- .
Введение
Группа относится к сущности, которая является закрытой, ассоциативной и имеет элементы, определяющие ее идентичность (Franz, 2012). Элемент идентичности группы определяется общими целями и интересами, разделяемыми ее членами. Люди используют группы для удовлетворения таких потребностей, как общение, работа и получение моральной поддержки. Люди в группе часто имеют разные личности, точки зрения и опыт, что приводит к конфликтам из-за непонимания.
Конфликты являются одной из общих характерных черт группы. Конфликты относятся к различиям во мнениях между членами группы. Конфликты возникают и между группами, особенно если у них есть общие интересы (Franz, 2012). Конфликты обычно возникают, когда члены группы имеют несовместимые чувства и точки зрения на что-либо.
Конфликты в группе и между группами возникают из-за различных факторов, связанных с принятием решений, осуществляемой деятельностью и уровнями ответственности. Эксперты утверждают, что стратегии, которые группы применяют для управления изменениями, во многом влияют на их способность справляться с конфликтами. Исследования показали, что людям в группе часто не хватает открытости в отношении внесения изменений. Групповые конфликты одновременно выгодны и невыгодны (Franz, 2012).
Для разрешения групповых конфликтов применяются различные стратегии. Эти стратегии направлены на снижение интенсивности воздействия конфликтов на отдельных лиц и группу в целом. Эксперты по групповой динамике утверждают, что управление групповыми конфликтами состоит из пяти этапов, а именно уровней конкуренции, сотрудничества, компромисса, приспособления и избегания.
Группы могут создать или уничтожить человека в зависимости от применяемой стратегии управления конфликтом. Людям очень трудно все время соглашаться. Поэтому необходимо обеспечить наличие у групп эффективных стратегий управления конфликтами (Franz, 2012). Эффективное управление групповыми конфликтами влечет за собой выявление и понимание всех участников и их потребностей.
Групповые конфликты возникают, когда участники противостоят друг другу из-за факта или восприятия, возникающего из взглядов, интересов, требований или действий других людей. Исследования показали, что конфликты бывают деструктивными или конструктивными в зависимости от способа их разрешения. Деструктивные конфликты относятся к групповым различиям, которые имеют негативные последствия (Franz, 2012).
Они являются результатом плохо поставленных и определенных целей, которые приводят к тому, что затраты превышают выгоды. Деструктивные конфликты часто дестабилизируют группу и ее членов. Люди часто страдают от негативных состояний, таких как депрессия, низкая самооценка и враждебность. Люди часто теряют чувство направления в отношении интересов и целей, которые привели их к присоединению к группе (Franz, 2012).
С другой стороны, конструктивные конфликты относятся к групповым различиям, которые приводят к положительным результатам. Группы выигрывают от конструктивных конфликтов, потому что выгоды превышают понесенные затраты. Управление конструктивными конфликтами включает в себя процесс, столь же важный, как и его результаты. Некоторые из заметных преимуществ конструктивных конфликтов включают укрепление доверия между членами группы и энергичную сплоченность. Конструктивные конфликты помогают людям определить свои сильные и слабые стороны и лучший способ добиться успеха (Franz, 2012).
Источники групповых конфликтов
Конфликты очень распространены в группах. Исследованиями установлено, что несколько факторов вызывают групповые конфликты. На эти факторы влияют как внутренние, так и внешние силы. Одним из основных источников групповых конфликтов являются перемены (Franz, 2012). Изменения в группе часто происходят из-за таких действий, как приобретение, введение новых правил, смена руководства, новые виды деятельности, структурные модификации и переориентация целей, среди прочего.
Предотвратить изменение настроек группы сложно, поскольку динамика операций постоянно меняется. Лидеры групп должны разработать эффективные стратегии управления изменениями, чтобы предотвратить возникновение конфликтов. Члены группы должны быть своевременно уведомлены о любых изменениях, которые необходимо внести, во избежание недоразумений (Franz, 2012).
Вторым источником групповых конфликтов являются межличностные различия. Люди тратят большую часть своего времени на работу или другие виды деятельности, связанные с общением с другими людьми. Некоторые аспекты человеческого взаимодействия, такие как коммуникативные навыки, языковой барьер, отношение и личность, приводят к конфликтам, если они используются ненадлежащим образом. Межличностные различия также возникают из-за таких факторов, как дискриминация, сплетни, травля и сексуальные домогательства внутри группы (Franz, 2012).
Руководителям групп важно убедиться, что они применяют эффективные стратегии для выявления элементов, вызывающих межличностные различия. Третий источник групповых конфликтов — внешние силы. Исследованиями установлено, что силы внешней среды группы могут негативно влиять на ее устойчивость.
Внешние силы приводят к групповым конфликтам, когда люди доверяют кому-то, кто не разделяет те же ценности и интересы, что и их коллеги. Обмен информацией о группе с посторонним дестабилизирует группу (Franz, 2012). Людям важно следить за тем, чтобы они не вступали в какие-либо отношения с внешними субъектами по поводу своих внутренних дел.
Факторы, обостряющие групповой конфликт
Исследования показали, что многочисленные факторы повышают интенсивность групповых конфликтов. Некоторые из факторов, которые повышают уровень групповых конфликтов, включают несовместимость целей, отсутствие компромисса по конкретным убеждениям, враждебность, плохое принятие решений, плохое лидерство, восприятие и авторитет (Franz, 2012). У людей могут возникать недопонимания, когда у них нет общей цели. Несовместимые цели приводят к конкуренции между членами группы. Это часто приводит к развитию соперничества.
Исследования показали, что плохое понимание основных элементов, определяющих идентичность группы, приводит к разобщенности. Это увеличивает интенсивность конфликтов между членами группы. Исследованиями установлено, что отсутствие инклюзивного процесса принятия решений приводит к затяжным конфликтам. Причина этого в том, что некоторые люди всегда склонны чувствовать себя обделенными (Franz, 2012). Плохое руководство и злоупотребление властью также могут усилить интенсивность групповых конфликтов.
С другой стороны, эти факторы также применимы для предотвращения и уменьшения групповых конфликтов. Руководители групп несут ответственность за эффективное общение, общее видение, инклюзивный процесс принятия решений и лучшее понимание элементов, определяющих их идентичность.
Исследования показали, что вовлечение членов группы в такие важные процессы, как принятие решений, помогает свести к минимуму конфликты. Это происходит потому, что у каждого есть возможность выразить себя. Эффективное общение также помогает предотвратить недопонимание между отдельными людьми и группами (Franz, 2012). Маловероятно, что возникнут конфликты, когда у людей есть возможность выразить свои чувства и мысли.
Разрешение конфликтов в группах
При разрешении групповых конфликтов применяются несколько стратегий. Во-первых, это сотрудничество, которое предполагает объединение конфликтующих сторон и предоставление им возможности общаться друг с другом. Это позволяет им понять свои различные точки зрения ради достижения решения (Franz, 2012). Во-вторых, лидеры групп используют авторитетную команду по отношению к лицам, нарушающим групповые правила. В-третьих, выявление и сосредоточение внимания на причинах групповых конфликтов помогает найти долговременные решения.
Важно выявить и устранить настоящий источник групповых конфликтов. Причина этого в том, что это снижает вероятность того, что подобное произойдет в будущем. Конфликты и разрешение конфликтов играют решающую роль во влиянии на развитие группы, содействии сплоченности, повышении продуктивности членов и повышении эффективности групповых функций (Franz, 2012).
Как конструктивные, так и деструктивные конфликты влияют на людей, поскольку они позволяют им обнаружить свои сильные и слабые стороны. Группы помогают влить положительную энергию в своих членов, особенно когда они используются в терапевтических целях. Исследования показывают, что групповая терапия имеет больше преимуществ для пациентов по сравнению с индивидуальной терапией. Люди, участвующие в групповой терапии, имеют больше шансов стать эффективными агентами перемен в обществе.
Причина этого в том, что они могут учиться на опыте других людей. Группы играют решающую роль в оказании людям моральной поддержки, особенно когда речь идет о решении жизненных проблем и управлении изменениями (Franz, 2012). Люди получают многочисленные преимущества от групповых конфликтов, потому что они просвещают их и расширяют их мыслительные способности.
Заключение
Группы играют решающую роль во влиянии на изменения. Люди присоединяются к группам для удовлетворения различных потребностей, включая общение, работу и получение моральной поддержки. Исследования показали, что группы являются хорошим вариантом для терапевтов, поскольку они помогают пациентам восстановить веру в себя и уверенность благодаря моральной поддержке. Конфликты являются одним из характерных элементов группы.
Исследования показали, что конфликты могут быть как конструктивными, так и деструктивными. Эффективное управление и разрешение групповых конфликтов играют решающую роль во влиянии на успех и развитие личности.
Ссылка
Franz, TM (2012). Групповая динамика и взаимодействие команды: понимание и Повышение эффективности команды . Нью-Йорк: Джон Уайли и сыновья.
Конфликт
3.3 Конфликт
Цели обучения
- Объясните, что такое конфликт.
- Объясните, почему позитивный или конструктивный конфликт может быть полезен для семейного бизнеса.
- Объясните, почему негативный или деструктивный конфликт может повредить семейному бизнесу.
- Определите источники негативного конфликта в семейном бизнесе.
- Определите, как можно избежать негативного конфликта.
У всех предприятий есть конфликты. Это может быть хорошо, а может быть плохо. Положительный или конструктивный конфликтКонфликт, выгодный для семейного бизнеса. может быть полезным для семейного бизнеса, когда он увеличивает признание возможностей, способствует принятию высококачественных решений, поощряет рост, укрепляет группы и отдельных лиц, повышает уровень обучения, необходимого для предпринимательского поведения, и повышает уровень приверженности принимаемым решениям. Джордж Амблер, «Конструктивный конфликт необходим для формирования приверженности решениям», 15 мая 2007 г., по состоянию на 8 октября 2011 г.; Кимберли А. Эддлстон, Роберт Ф. Отондо и Франц Вилли Келлерманнс, «Конфликт, совместное принятие решений и распределение прав собственности между поколениями: многоуровневый анализ»,
Напротив, негативный или деструктивный конфликтКонфликт, который может повредить семейному бизнесу. может навредить бизнесу, нарушая гармонию и отношения между членами семьи в семейном бизнесе, препятствуя обучению, причиняя постоянный вред группам и отдельным лицам в бизнесе, мешая адекватному планированию и рациональному принятию решений и приводя к некачественным решениям. Кимберли А. Эддлстон, Роберт Ф.
Отондо и Франц Вилли Келлерманнс, «Конфликт, совместное принятие решений и распределение прав собственности между поколениями: многоуровневый анализ», Журнал управления малым бизнесом 46, вып. 3 (2008): 456–84; и Сьюзи Куиксли, «Понимание конструктивного и деструктивного конфликта», май 2008 г., по состоянию на 1 июня 2012 г., http://www.suziqconsulting.com.au/free_articles_files/CON%20-%20Constructive%20&%20Destructive%20-%20May08 .pdf. «Отсутствие хорошего конфликта значительно усложняет точную оценку бизнес-идей и принятие важных решений… Но конфликт не означает запугивание». к решениям», 15 мая 2007 г., по состоянию на 8 октября 2011 г. Примером негативного конфликта могут быть споры по поводу правопреемника бизнеса. В конечном счете, неспособность адекватно контролировать негативный конфликт может способствовать высокому уровню смертности семейного бизнеса. 8 октября 2011 г., papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=717262.Из-за конфликта между деловыми и эмоциональными заботами в семейном бизнесе вероятность негативного конфликта может быть выше, чем в других предприятиях. «Управление конфликтами в семейных предприятиях», Business Link , 2010, по состоянию на 8 октября 2011 г., www.businesslink.gov.uk/bdotg/action/detail?type=RESOURCES&itemId= 1073792653. Напряжение, существующее между личной жизнью и карьерой членов семьи, создает межролевой конфликт Ситуация, когда член семьи играет одновременные роли с противоречивыми ожиданиями. (происходит, когда член семьи играет одновременные роли с противоречивыми ожиданиями), в которых ролевое давление со стороны работы и дома несовместимо. Найджел Финч, «Выявление и устранение причин конфликта в семейном бизнесе», Серия рабочих документов: Университет Сиднея, май 2005 г., по состоянию на 8 октября 2011 г., papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=717262. Этот конфликт трудно — а в некоторых случаях и вовсе невозможно — разрешить. «Из-за взаимосвязи и частых контактов между членами семьи, работающими в бизнесе, с теми, кто не имеет, но может иметь долю собственности, в семейных фирмах весьма вероятны повторяющиеся конфликты».
Кимберли А. Эддлстон, Роберт Ф. Отондо и Франц. Вилли Келлерманнс, «Конфликт, совместное принятие решений и распределение прав собственности между поколениями: многоуровневый анализ»,Источники конфликтов
Конкретных причин конфликтов в семейном бизнесе много. Поскольку типичным пониманием конфликта в семейном бизнесе является то, что конфликт относится к негативному конфликту, который является нездоровым и разрушительным, негативный конфликт находится в центре внимания этого раздела.
Исследование семейного бизнеса PricewaterhouseCoopers «Изменение мира к лучшему: исследование семейного бизнеса PricewaterhouseCoopers 2007/08», PriceWaterhouseCoopers , ноябрь 2007 г., по состоянию на 8 октября 2011 г., www.pwc.com/en_TH/th/publications/assets/pwc_fbs_survey.pdf. определили основную группу вопросов, которые могут вызвать напряженность.
Проблема, вызывающая напряжение Вызывает некоторое напряжение (%) Вызывает сильное напряжение (%) Обсуждение будущей стратегии бизнеса 25 9 Работа членов семьи, активно участвующих в бизнесе 19 8 Решения о том, кто может и не может работать в бизнесе 19 7 Неспособность членов семьи, активно участвующих в бизнесе, консультироваться с более широкой семьей по ключевым вопросам 16 7 Решения о реинвестировании прибыли в бизнес вместо выплаты дивидендов 7 Установление уровней оплаты труда членов семьи, активно участвующих в бизнесе 14 7 Роль родственников мужа или жены в бизнесе 14 7 Решения о том, кто может и не может владеть акциями в бизнесе 13 6 Обсуждение основы, на которой должны оцениваться доли в бизнесе 12 5 Отказ от выбора преемника другими членами семьи 10 5 Добавьте к этому тот факт, что «семейные фирмы подвержены психодинамическим эффектам, таким как соперничество между братьями и сестрами, желание детей отличаться от своих родителей, разногласия в браке, конфликт идентичности и проблемы преемственности и наследования, от которых не страдают несемейные предприятия. », Кимберли А. Эддлстон, Роберт Ф. Отондо и Франц Вилли Келлерманнс, «Конфликт, совместное принятие решений и распределение прав собственности между поколениями: многоуровневый анализ», Журнал управления малым бизнесом 46, вып. 3 (2008): 456–84. и легко увидеть, как семейный бизнес является благодатной почвой для негативных конфликтов. 4 (1994): 331–348, цитируется у Кимберли А. Эддлстон, Роберта Ф. Отондо и Франца Вилли Келлерманнса, «Конфликт, совместное принятие решений и распределение прав собственности между поколениями: многоуровневый анализ», Journal of Small Business Менеджмент 46, вып. 3 (2008): 456–84.
В семейном бизнесе могут возникать и другие источники конфликтов. Выборка из этих источников обсуждается здесь. Все они потенциально могут негативно повлиять на семейные отношения, деловые операции и результаты бизнеса.
- Соперничество. Гарри Левинсон из Гарвардской школы бизнеса утверждает, что «фундаментальным психологическим конфликтом в семейном бизнесе является соперничество, усугубляемое чувством вины, когда в нем участвует более одного члена семьи». 0080 Harvard Business Review 71 (1971): 90–98. Это соперничество может возникать между отцом и сыном, братьями и сестрами, мужем и женой, отцом и дочерью, а также родственниками родственников, владеющих бизнесом.
- Различное видение. Члены семьи часто не соглашаются с основателем и друг с другом по поводу видения и стратегии бизнеса. Эти различия «могут порождать страх, гнев и деструктивные попытки контролировать решения, которые вызывают разногласия и контрпродуктивны для принятия и реализации разумных решений». «Общие источники дисфункциональных конфликтов в семейном бизнесе», RJW Consulting , по состоянию на 8 октября 2011 г., www.rjweissconsulting.com/businessDevelopmentNewsDetail.asp?ID=2. Соперничество, которое выплескивается на рабочее место, может стать неприятным и привести к деструктивному поведению.
- Ревность. В семейном бизнесе всегда есть место для ревности. Это может возникнуть из-за чувства несправедливости в таких вещах, как компенсация, должностные обязанности, продвижение по службе, «прислушивание» к основателю бизнеса и распределение акций. Он также может возникнуть в отношении планируемого преемника, когда существуют разногласия по поводу того, кем он должен быть. Если ее не решить, ревность может разделить семью и разрушить бизнес. Найджел Финч, «Выявление и устранение причин конфликта в семейном бизнесе», Серия рабочих документов: Сиднейский университет, май 2005 г., по состоянию на 8 октября, 2011 г., papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=717262.
- Преемственность. Преемственность всегда является большим препятствием для семейного бизнеса. В некоторых случаях учредитель может чувствовать, что его или ее дети не способны управлять бизнесом. Это вызовет явное напряжение между родителем и ребенком/детями, так что ребенок или дети могут уйти из бизнеса в разочаровании. Найджел Финч, «Выявление и устранение причин конфликта в семейном бизнесе», Серия рабочих документов: Университет Сиднея. , май 2005 г., по состоянию на 8 октября 2011 г., papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=717262. Это, в свою очередь, становится проблематичным для правопреемства. «Кто получает какую долю, выгоду, титул или роль может быть основным источником явного конфликта или неявного, но деструктивного поведения». «Общие источники дисфункционального конфликта в семейном бизнесе», стр. 9.0080 RJW Consulting , по состоянию на 8 октября 2011 г., www.rjweissconsulting.com/businessDevelopmentNewsDetail.asp?ID=2. Верно также и то, что, хотя основатель бизнеса хочет сохранить семейное владение и руководство бизнесом, это может быть не так в отношении его или ее ближайших родственников или членов семьи более позднего поколения. Питер С. Дэвис и Паула Д. Харвестон, «Феномен существенного конфликта в семейной фирме: межпоколенческое исследование», Journal of Small Business Management 39, вып. 1 (2001): 14–30. Это может создать существенный конфликт во время планирования преемственности.
- Игра по другим правилам. Эта причина негативного конфликта «часто представляет собой форму элитарности или прав, которые существуют просто в силу того, что они принадлежат семье, владеющей бизнесом. Примеры проявляются в разрешении одному или нескольким членам семьи демонстрировать неадекватные стандарты поведения или работы, которые нарушают разумную деловую практику или важные требования, которым должны следовать все другие сотрудники. Такое поведение может вызвать разногласия и деморализовать всех сотрудников и клиентов, а также нанести ущерб репутации компании». «Общие источники дисфункциональных конфликтов в семейных компаниях», RJW Consulting , по состоянию на 8 октября 2011 г., www.rjweissconsulting.com/businessDevelopmentNewsDetail.asp?ID=2.
- Принятие решений. Если роли и обязанности четко не определены, возникнет конфликт из-за того, кто может принимать решения и как их следует принимать. Это приведет к путанице, неопределенности и необдуманным решениям, которые поставят компанию под угрозу.
- Компенсации и льготы. «Это один из самых частых источников конфликтов, особенно среди представителей молодого поколения». Компенсация человека неразрывно связана с его или ее чувством важности и самооценки. Прибавьте к этому эмоции, связанные с тем, что вы член семьи, владеющей бизнесом, и у вас появится потенциал для взрывоопасного негативного конфликта. Очевидно, что это не в интересах бизнеса. Уэйн Риверс, «15 основных источников конфликтов в семейном бизнесе», стр. 9.0080 Институт семейного бизнеса , 2009 г., по состоянию на 8 октября 2011 г., www.familybusinessinstitute.com/index.php/volume-6-articles/top-15-sources-of-conflict-in-family-businesses.html.
Избегание конфликтов
В семейном бизнесе ожидается некоторая доля семейных ссор. Некоторые аргументы будут логичны и необходимы. Однако «важно, чтобы они оставались профессиональными, а не личными, потому что ссоры между членами семьи в рабочей среде могут вызвать у сотрудников и клиентов крайне дискомфортные ощущения и могут дать им основания для судебных исков к бизнесу». Другие сотрудники и клиенты», Национальная федерация независимого бизнеса , 2010 г. , по состоянию на 8 октября 2011 г., www.nfib.com/business-resources/business-resources-item?cmsid=52150. Негативные последствия семейных ссор заключаются в следующем: «Как семейные ссоры влияют на других сотрудников и клиентов», Национальная федерация независимого бизнеса , 2010 г., по состоянию на 8 октября 2011 г., www.nfib.com/business-resources/business- ресурс-элемент?cmsid=52150.
- Непрофессиональное изображение. Семейные ссоры вызывают в воображении образы детей — незрелость и мелочность. Это посылает клиентам и другим сотрудникам сигнал о том, что они не находятся в профессиональной среде, которая фокусируется на правильных вещах.
- Некомфортная обстановка. Неловко быть свидетелем склоки. Никому не нравится находиться в неловкой атмосфере; ссоры могут стоить вам клиентов и сотрудников, а также могут привести к дорогостоящим и неприятным судебным процессам. Это может очень быстро повлиять на вашу прибыль.
- Дискриминация. Непотизм — одна из самых больших опасностей работы в семейном бизнесе. Ссоры с родственниками только укрепят других сотрудников в том, что они занимаются семейным бизнесом. Это может быстро привести к ощущению неодинакового обращения, что, в свою очередь, может привести к обвинениям в дискриминации.
- Проблемы с законом. В худших случаях семейных ссор разногласия по поводу бизнеса могут привести к судебным искам. Если роль одного члена семьи сведена к минимуму, а его полномочия ограничены, то это нарушение прав человека как акционера. Это может привести к иску миноритарных акционеров против семейного бизнеса. Это было бы дорого, это было бы некрасиво и могло привести к краху компании.
Избежать конфликта не так-то просто. Тем не менее, есть несколько вещей, которые следует учитывать семейному бизнесу. Во-первых, есть консультанты, которые зарабатывают на жизнь разрешением конфликтов. Следует проверить возможности. Если бюджет может покрыть расходы на консультанта, это может быть лучшим выбором. Консультант, не имея причин занимать ту или иную сторону, внесет необходимую объективность в разрешение конфликта.
Во-вторых, эмоциональные реакции следует отличать от реакций решения проблем. Члены семьи должны принять профессиональную точку зрения, а не точку зрения раздраженного брата, сестры, родителя, сына или дочери. «Как семейные ссоры влияют на других сотрудников и клиентов», Национальная федерация независимого бизнеса , 2010 г., по состоянию на 8 октября 2011 г. , www.nfib.com/business-resources/business-resources-item?cmsid=52150. Наверное, это будет трудно сделать, но важно, чтобы это было сделано.
В-третьих, сосредоточьтесь на профессиональной роли, а не на семейной. «Удостоверьтесь, что понятно, каковы ожидания и отношение всех ваших сотрудников… Поскольку вы малый бизнес, у вас может быть не такая строгая политика, как у крупной корпорации, но все же было бы полезно изложить ее в письменном виде, например, как в справочнике для сотрудников, который несет юридическую ответственность как перед семьей, так и перед внешними сотрудниками». «Как семейные ссоры влияют на других сотрудников и клиентов», Национальная федерация независимого бизнеса 9.0081 , 2010 г., по состоянию на 8 октября 2011 г., www.nfib.com/business-resources/business-resources-item?cmsid=52150.
В-четвертых, поощряйте честность с самого начала. Когда вы только начинаете работать вместе, важно, чтобы члены семьи сели вместе и обсудили потенциальные конфликты, которые могут возникнуть. Признание того, что работать вместе будет труднее из-за того, что вы семья, — хорошее начало. Уважительное отношение к членам семьи и профессиональной среде и ожидание честности, когда кто-то переступает черту, должно сделать процесс более плавным. «Как семейные ссоры влияют на других сотрудников и клиентов», Национальная федерация независимого бизнеса , 2010 г., по состоянию на 8 октября 2011 г., www.nfib.com/business-resources/business-resources-item?cmsid=52150.
Наконец, основатель должен попытаться сохранить конструктивный конфликт. Это означает стимулирование разногласий и дискуссий, ориентированных на решение задач, при попытке свести к минимуму межличностные конфликты. Джордж Амблер, «Конструктивный конфликт необходим для создания приверженности решениям», 15 мая 2007 г., по состоянию на 8 октября 2011 г. Это потребует справедливого принятия решений. процесс. Чтобы люди поверили, что процесс является справедливым, это означает, что они должны.0004
- «Иметь широкие возможности для выражения своего мнения и обсуждения того, как и почему они не согласны с другими членами [семьи]»;
- «Чувствуется, что процесс принятия решений был прозрачным, т. е. обсуждения проходили относительно свободно от скрытного, закулисного маневрирования»;
- «Считать, что руководитель внимательно выслушал их и вдумчиво и серьезно обдумал их точку зрения, прежде чем принять решение»;
- «Считают, что у них была реальная возможность повлиять на окончательное решение лидера»; и
- «Четкое понимание обоснования окончательного решения».
Ключевые выводы
- Конфликт может быть положительным или отрицательным. Негативный конфликт может нанести вред бизнесу.
- В семейном бизнесе есть много источников негативных конфликтов. Фундаментальным психологическим конфликтом в семейном бизнесе является соперничество.
- Важно избегать негативного конфликта. В частности, семейные ссоры, свидетелями которых являются другие, могут нанести ущерб фирме. Сотрудники и клиенты будут чувствовать себя некомфортно, и в конечном итоге могут появиться основания для судебного иска.
Упражнение
- Основатель компании XYZ решил уйти на пенсию. Он хочет, чтобы один из трех детей возглавил бизнес, и он точно знает, кто это должен быть. У других членов семьи тоже есть свои идеи. Одна часть семьи хочет, чтобы старший сын, Майкл, взял на себя управление, но основатель думает, что Майкл — дыня. Второй сын, Кристофер, является благонамеренной и трудолюбивой частью бизнеса, но у него просто нет того, что нужно, чтобы быть лидером. Тем не менее, его поддерживает другая группа членов семьи.