Виды и формы мышления
Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщённого отражения действительности в ходе её анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.
Виды мышления:
Отличительная особенность наглядно-образного вида мышления состоит в том, что мыслительный процесс в нём непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются). 3начение наглядно-образного мышления в том, что оно позволяет человеку более многогранно и разнообразно отражать объективную действительность.
В ряде других случаев схематическое и символическое отражение действительности оказывается весьма продуктивным и позволяет достаточно точно и обобщённо отразить действительность. Можно сослаться на такие примеры, как решение сложных производственных задач методом граф (графики сетевого планирования), различных топографических задач, решение различных конструктивно-технических задач путём их графического изображения и т.д.
Особенность наглядно-действенного мышления заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразованную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае является правильные действия с соответствующими предметами.Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.
Теоретическое понятийное мышление – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Человек обсуждает и решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.
Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением.
Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи.
Оба данных вида мышления – теоретическое понятийное и теоретическое образное – в действительности, как правило, сосуществуют. Они неплохо дополняют друг друга, раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия.
Развитие мышления у детей дошкольного возраста: особенности, виды
Содержание
- 1 Особенности развития мышления в дошкольном возрасте
- 2 Основные формы мышления дошкольников
- 2.1 Наглядно-действенное мышление
- 2.2 Наглядно-образная форма
- 2.3 Словесно-логическое мышление
Любопытно наблюдать, как проходит развитие мышления у детей дошкольного возраста. От 3-х до 7-лет мыслительные способности ребенка делают стремительный скачок от «мышления руками» до умения выстраивать логические цепочки рассуждений. От младшего дошкольного возраста к старшему меняется ведущий вид мышления, усиливается взаимосвязь речи и мышления дошкольника и формируется умение строить умственные заключения.
Особенности развития мышления в дошкольном возрасте
Детскому мышлению присуще качественное своеобразие, отличающее его от мышления взрослых. Развитие мышления в дошкольном возрасте включено в предметную деятельность. Дошкольник приобретает знания и опыт благодаря действиям. Эти действия складываются в готовые схемы, присваиваются ребенком (интериоризируются) и становятся основой интеллектуальной деятельности. Расширяются возможности и повышается уровень задач, что должен уметь ребенок в 5 лет, на 7-м году жизни.
Но ребенок не только использует готовые связи, знакомые ему по действиям с предметами, а нацелен на установление новых для него взаимосвязей. Этому способствует развитие познавательных процессов в комплексе: восприятие приобретает целенаправленность, воображение подсказывает новые идеи и пр.
Дошкольник не просто примеряет детали конструктора; подбирает подходящий предмет, чтобы «покормить» куклу; строит гараж для своей машины – все эти действия требуют анализа, сравнения, обобщения. Т.е., ребенок обдумывает, размышляет.
Колоссальное влияние на процесс мышления оказывает формирование речевых навыков дошкольника. Речь появляется из потребности ребенка общаться и взаимодействовать, а затем она приобретает функции мышления.
В первые годы жизни речь взрослого помогает ребенку организовывать мышление и удерживать его в соответствии с определенной целью. «Какое кольцо в пирамидке будет следующим? Оно подходит?» — задает мама вопросы малышу, и тот в ответ пытается понять, почему одно кольцо подходит, а другие нет.
Формирование активной речи самого дошкольника стремительно меняет условия развития мышления. Теперь ребенок может многое спросить о том, что вызывает его интерес. И появление многочисленных вопросов не заставляет себя ждать.
Получая ответы, малыш выясняет неочевидные для него, скрытые характеристики и связи предметов, а детское мышление приобретает элементы критичности и планирования.
От младшего к старшему дошкольному возрасту меняются внутренние механизмы процесса мышления. Если у маленького ребенка мыслительный процесс запускается действиями, то после 5 лет дошкольник начинает активно оперировать образами.
Основные формы мышления дошкольников
Известнейший исследователь детского интеллекта Жан Пиаже определил весь дошкольный возраст как стадию конкретных операций. Впрочем, данная стадия не завершается поступлением ребенка в школу, а продолжается до 11 лет.
Проживая эту стадию, дети сначала обретают способность строить умственные представления о предметах и явлениях благодаря действиям. Затем они открывают умение представлять образы и действовать с ними во внутреннем плане. И практически на пороге школы у них открывается способность мыслить логически.
Соответственно, от раннего возраста до поступления в школу можно наблюдать, как последовательно развиваются виды мышления у дошкольников с доминированием наиболее свойственного возрасту:
- наглядно-действенное;
- наглядно-образное;
- словесно-логическое.
Каждая последующая форма мышления не вытесняет предыдущую. На каждой возрастной ступени ребенок мыслит и привычным ему способом, и дополняет новыми подходами.
Наглядно-действенное мышление
Еще раз акцентируем внимание, что развитие мышления ребенка запускается действием. «Делаю – наблюдаю за тем, что делаю – кое-что начинаю понимать» — так работает механизм простейших мыслительных процессов. Поэтому он получил название наглядно-действенное мышление.
Мыслительные потуги малыша привязаны к наглядным ситуациям и отражают непосредственные отношения между объектами. Например, черпая кашу ложкой, практически каждый ребенок умышленно, или случайно, переворачивает ложку так, что содержимое падает на стол. Этот простейший эксперимент позволяет ему уяснить, как нужно пользоваться таким столовым прибором.
Следующим открытием станет форма ложки. Оказывается, без вогнутости данного инструмента никак не обойтись, если хочешь съесть суп.
Мыслить для малыша 3-4 лет означает выполнять определенные действия и наблюдать, что происходит, а не вспоминать и размышлять.
Так постепенно наглядно-действенное мышление формируется как открытие предметных связей – между составляющими и характеристиками одного предмета, между разными объектами и пр. Благодаря накапливаемому опыту тип мышления малыша приобретает важные характеристики:
- отвлеченность;
- обобщенность.
Отвлеченность проявляется в том, что ребенок выделяет важный признак и начинает вариативно использовать предметы. Например, только что пластмассовый диск служил рулем воображаемого автомобиля, а вот уже дошкольник применяет его в качестве тарелки, из которой он кормит куклу. В данном случае, форма предмета подсказывает ребенку варианты использования.
Обобщенность мышления заключается в применении одного и того же объекта для разных целей. К примеру, младший дошкольник может сложить в ведерко мелкие игрушки, а затем все вытряхнуть и примерить его в качестве головного убора или использовать как стул.
Наглядно-образная форма
Опыт практических действий является непременной ступенью для развития следующего вида — наглядно образного мышления.
Особенно полезны для развития образного мышления продуктивные виды деятельности. Намереваясь нечто построить, вылепить или нарисовать, ребенок хотя бы отдаленно представляет результат. В этом уже содержится интеллектуальная задача: «Хочу сделать… А как это реализовать?».
На каких признаках нужно сосредоточиться, чтобы нарисовать яблоко? Вероятно, на его круглой форме. А для еще большего сходства с оригиналом стоит добавить хвостик с листочком.
Дошкольник изображает модели тех предметов, которые он видит вокруг. И это возможно только в том случае, если он будет замечать важные характеристики объектов, анализировать, устанавливать различие и сходство с другими предметами.
Важная особенность наглядно образного мышления состоит в том, что ребенок может представлять некий объект и придумывать его образ, используя воспоминания и задействуя воображение.
Отсюда вытекают главные свойства образной формы мышления:
- подвижность;
- структурная организованность.
Благодаря подвижности мышления, дошкольник способен дополнять свои представления. Достаточно показать малышу длинные уши игрушки, и он тут же узнает зайца. Это свойство распространяется на узнавание ребенком любых знакомых ему объектов по видимым элементам.
Структурная организованность мыслительной деятельности ярко проявляется в конструировании. Чтобы соорудить модель из конструктивных деталей, ребенок размышляет о взаимном расположении частей, определяет последовательность соединения. Размышляя, он ищет способы, как создать образ, который соответствовал бы замыслу.
Сюжетно-ролевая игра эффективно развивает образное мышление детей. Именно в подобных играх дошкольники пытаются создавать типичные образы, анализируют и мысленно представляют ситуации, правдиво отражающие реальную жизнь или соответствующие фантастическим сюжетам.
Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление тесно переплетаются. Ребенком движет познавательная активность. Он экспериментирует, и благодаря действиям и образам открывает взаимосвязи, признаки, характеристики, особенности в окружающем мире. Эти виды мышления приближают дошкольника к пониманию объективных логических законов.
Словесно-логическое мышление
Только к концу дошкольного возраста формируется мышление, основанное на активной работе мыслительных операций с подчинением законам логики. Поскольку такая форма умственной деятельности сопровождается у ребенка постоянными речевыми рассуждениями, вид мышления получил название словесно логическое мышление.
Развитие мыслительных операций у дошкольников начинается на стадии наглядно-действенного мышления. Но в 3-4 года ребенок стихийно выделяет только яркие «бросающиеся в глаза» признаки предметов, которые редко оказываются существенными.
Старший же дошкольник пытается обнаружить в окружающих объектах наиболее существенные и постоянные признаки, активно подключая для этого интеллектуальные операции:
- анализ;
- синтез;
- сравнение;
- обобщение;
- классификацию.
Безусловно, детское логическое мышление использует наглядный материал. И в старшем дошкольном возрасте ребенку сложно даются абстрактные понятия. Что касается конкретных образов или отношений, то старший дошкольник способен рассуждать, выделяя причины и следствия, аналогии, характерные признаки.
Все чаще анализ, сравнение, обобщение дошкольник проводит во внутреннем плане и выдает готовое суждение. Всем знакома ситуация, как мальчишка с видом знатока осматривает сломанную машинку или робота и резюмирует, в чем неполадки.
Это свидетельствует о том, что у ребенка происходит перестройка между практическими и умственными действиями. И хотя ведущим видом мышления детей старшего дошкольного возраста все еще остается наглядно-образное, логика прослеживается во многих детских умозаключениях и вопросах.
Иными становятся ожидания ребенка, когда он хочет получить ответ на волнующий его вопрос. Поэтому он обращается к взрослым, которые, по его мнению, обладают экспертным знанием и все аргументировано объяснят. Нередко вопросы звучат в виде гипотезы, благодаря чему любознательные дошкольники пытаются прояснить причинно-следственные связи.
Например, дети интересуются: «Если солнце «садится» с этой стороны, то почему оно утром «поднимается» с другой?», «Кто придумал пингвина птицей называть?» и т.п.Таким образом, мышление дошкольника связано с конкретными операциями. На первой стадии формируется умение мыслить с опорой на действия с конкретными предметами, затем ребенок учится представлять образы и связывать с ними свои размышления. Умственные представления при этом перемещаются во внутренний план, что дает основу логическим рассуждениям и умозаключениям. Но абстрактные понятия дошкольнику все еще не доступны. Они поддадутся усвоению детским умом после 10 лет.
бесполезных стилей мышления | Психологические и консультационные услуги
Когда человек испытывает неприятную эмоцию (например, печаль, тревогу), этой эмоции обычно предшествует одна или несколько бесполезных мыслей.
Эти мысли могут быть иррациональными по своей природе и влиять на ваши эмоции. Каждый в той или иной степени испытывает бесполезные мысли, но когда человек делает это автоматически и постоянно, эти мысли могут привести к эмоциональному дистрессу. Ниже приведены некоторые примеры бесполезных стилей мышления — по мере того, как вы их читаете, вы можете начать замечать некоторые бесполезные мысли, которые у вас есть.
Увеличение и преуменьшение
Преувеличение или преуменьшение важности событий. Вы можете полагать, что ваши достижения не важны или что ваши ошибки слишком важны. Или вы преувеличиваете положительные качества других людей и преуменьшаете свои собственные положительные качества.
Катастрофизация
Видение только наихудшего исхода ситуации. Обозначение ситуации как огромной, ошеломляющей, «самой худшей из когда-либо существовавших». Восприятие ситуации как ужасной, хотя на самом деле проблема совсем небольшая.
Чрезмерное обобщение
Широкое толкование одного события (например, «Я чувствовал себя неловко во время собеседования… Я всегда такой неловкий»). Восприятие одного события как бесконечной картины поражений.
Поспешные выводы
Интерпретация значения ситуации без достаточных доказательств.
Персонализация
Возложение на себя личной ответственности за событие, которое не находится полностью под вашим контролем (например, «Моя мама так расстроена, она была бы в порядке, если бы я сделал больше, чтобы помочь ей»).
Чтение мыслей
Интерпретация мыслей и верований других людей без непосредственного выслушивания этих людей (например, «Она не пойдет со мной на свидание. Она, вероятно, думает, что я уродлив».)
Гадание (предсказание будущего)
Ожидание определенного исхода (т. е. ситуация обернется плохо) без соответствующих доказательств.
Дисквалификация позитива («Ментальный фильтр»)
Признание только негативных аспектов ситуации или обратной связи, игнорируя позитивные. Вы можете получить много комплиментов по поводу оценки, но сосредоточьтесь на единственном отрицательном отзыве.
Эмоциональное мышление
Основание вашего взгляда на ситуации или самого себя на том, как вы себя чувствуете. Например, единственным свидетельством того, что должно произойти что-то плохое, является то, что вы чувствуете, что должно произойти что-то плохое.
Утверждения «должен»
Иногда, говоря «я должен» или «я не должен», вы можете предъявлять к себе необоснованные требования или давить на себя. Эти утверждения не всегда полезны (например, «Я не должен волноваться») и создают нереалистичные ожидания.
Навешивание ярлыков
Описание себя и/или других путем общих заявлений, основанных на ограниченных доказательствах. Вы можете использовать этот ярлык, даже если есть много примеров, которые не согласуются с ним (например, «Я тупой»).
Черно-белое/Все или ничего Мышление
Мыслить абсолютами, видя только одну крайность или другую. Вы либо хороший, либо плохой, неправильный или правильный и т. д., или вы используете такие слова, как «всегда», «никогда» или «каждый». Нет промежуточных или оттенков серого.
Версия для печати в формате pdf
Пять типов творческого мышления.
Это отрывок из моего Мастера… | Адам Джорлен Это отрывок из моей магистерской диссертации о том, какую роль играет творческое мышление, когда мы думаем о будущем. Частью этого исследования было изучение огромного количества литературы по творческому мышлению, которую я разделил на
Между пятью кластерами есть сходства и корреляции, и вместо пяти я мог бы выбрать десять. Еще одна проблема в моем исследовании заключалась в том, что большая часть литературы о творчестве основана на личных историях, что затрудняет любую классификацию, поскольку никогда нельзя доказать, относятся ли разные описания творчества и творческого мышления к одному и тому же опыту разных людей.
«Произведение искусства есть преувеличение идеи».
– Андре Жид
Американский психолог Дж. П. Гилфорд был первым, кто предположил, что в творческий процесс вовлечен элемент дивергенции. Он провел различие между конвергентным и дивергентным производством, которое также назвал конвергентным и дивергентным мышлением.
Дивергентное мышление — это процесс мышления, при котором человек использует гибкость , беглость и оригинальность , чтобы исследовать как можно больше решений или вариантов проблемы или вопроса. Это противоположно конвергентному мышлению, для которого характерно сосредоточение только на одной идее или единственном решении.
Мозговой штурм — типичный пример дивергентного мышления, когда происходит «загрузка» или очистка мозга от определенной темы. Однако этот метод ограничен тем, что он основан на высвобождении идей, которые уже хранятся в мозгу человека, а не на генерации новых идей.
Другими инструментами дивергентного мышления являются, например, предположение, что нечто известное наверняка является ложным, или исследование идей, вызывающих дискомфорт.
«Творчество включает в себя выход за установленные шаблоны, чтобы посмотреть на вещи по-другому».
– Эдвард Де Боно
Исследователь творчества Эдвард Де Боно придумал термин латеральное мышление в 1967 году, чтобы «отличить художественное творчество от творчества идей». Термин был придуман как альтернатива пошаговому мышлению, так называемому вертикальному мышлению, которое обосновывается последовательными шагами, основанными на логике.
Латеральное мышление можно использовать для генерации новых идей и решения проблем, поскольку оно по определению оставляет позади уже использованное и ищет совершенно новые варианты. Этот тип мышления основан на избегании внутренних ограничений мозга, который быстро замечает закономерности и особым образом обрабатывает информацию, при этом длинные последовательности мыслей не разбиваются после того, как сформировались. Вместо этого можно использовать инструменты и методы латерального мышления, чтобы реструктурировать и избежать таких «клише» шаблонов и мыслить «нестандартно».
Латеральное мышление связано с дивергентным мышлением, как обсуждалось выше. Оба имеют цель вырваться из привычного образа мышления. Оба выпадают «за рамки», но дивергентное мышление по-прежнему является последовательным в том смысле, что оно следует за более ранней мыслью, в то время как латеральное мышление не имеет прямой связи с более ранней мыслью.
Если рациональное или вертикальное мышление описывается как следование наиболее вероятному пути; дивергентное мышление идет по экстремальному пути, тогда как латеральное мышление идет по наименее вероятному пути.
«Мне потребовалось четыре года, чтобы рисовать, как Рафаэль, и целая жизнь, чтобы рисовать, как ребенок».
– Пабло Пикассо
Философия эстетики касается создания и оценки искусства и красоты. Вкус также является ключевым понятием здесь, и изучение, например, формы, цвета и формы может усилить эстетическое мышление человека.
Этот тип мышления предполагает создание или открытие вещей, приятных, гармоничных и красивых для наших чувств. Это древняя форма мышления внутри нас, людей, и ее может изучить каждый.
Некоторые из типов эстетического мышления являются визуальными и пространственными, когда знание структуры, композиции, цветовых схем и форм может быть использовано для придания эстетического удовольствия. Многие архитекторы, дизайнеры, художники и другие эстетические мыслители на протяжении веков были очарованы математическими характеристиками эстетики и тем, как закономерности, отношения и пропорции, встречающиеся в природе, могут быть представлены числами, а также в творческих занятиях. Музыка, драма и другие формы культуры также могут считаться эстетическим мышлением, где применяются темп, драматургия, ритм, мелодия и другие структурные элементы, чтобы сделать результат красивым и гармоничным.
Сами по себе научные формулы тоже можно считать красивыми, а многие химики, физики и математики считают свои работы изящными и эстетичными. Многие аспекты рассказывания историй также могут быть включены в эту категорию, так как это «искусство» основано на драматургических элементах, темпе, хорошо продуманном диалоге и т. д.
Однако важно подчеркнуть, что такого типа творческого мышления может быть достаточно. чтобы построить историю, но для того, чтобы создать великое произведение искусства, необходимы и другие типы творческого мышления. То же самое касается любой работы, построенной на эстетическом мышлении. Человек не станет великим художником, только пойдя в художественную школу.
«Творчество — это просто соединение вещей. Когда вы спрашиваете творческих людей, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что на самом деле они этого не делали, они просто что-то увидели. Через некоторое время это показалось им очевидным».
– Стив Джобс
Системное мышление можно описать как способность видеть, как вещи взаимосвязаны и образуют большее «целое». Кажется, что некоторые люди легче воспринимают такие связи, чем другие, «соединяют точки» и понимают, что если изменить что-то одно, изменится вся система.
Существует ряд различных принципов «подхода системного мышления»; некоторыми из них являются взаимозависимость объектов, холизм (возникающие свойства, которые невозможно обнаружить с помощью анализа, но которые можно определить с помощью целостного подхода) и иерархия (сложные целые состоят из более мелких подсистем).
Основополагающим аспектом системного мышления является синтез нескольких элементов в один, который превосходит значение суммы двух независимых элементов.
Системное мышление тесно связано с эстетическим мышлением, как упоминалось выше, в том смысле, что синтез и создание «целостности» и совершенства каким-то образом связано с элегантностью и красотой. Оно также тесно связано со следующим типом мышления — инспиративным мышлением.
«Я жил в маленькой квартирке на верхнем этаже дома, и у моей кровати стояло пианино. Однажды утром я проснулся с мелодией в голове и подумал: «Эй, я не знаю эту мелодию — или знаю?» Это было похоже на джазовую мелодию. Мой папа знал много старых джазовых мелодий; Я подумал, может быть, я просто вспомнил это из прошлого. Я подошел к фортепиано и нашел аккорды к нему, убедился, что запомнил его, а затем раздал его всем своим друзьям, спрашивая, что это такое: «Знаете ли вы это? Это хорошая маленькая мелодия, но я не мог ее написать, потому что она мне приснилась».
— Пол Маккартни рассказывает, как он написал песню «Yesterday» в начале 1964 года
Этот тип творческого мышления касается восприятия получения информации от кого-то или откуда-то еще. Это часто происходит во сне или в других состояниях, но иногда в чрезвычайно мощных, быстрых вспышках ясности и сосредоточенности, известных как моменты озарения или пиковые переживания.
Некоторые исследователи называют эти прорывные идеи высшим творчеством . По сравнению с обычными творческими результатами, они, кажется, совершают квантовый скачок за пределы того, что может быть достигнуто с помощью других типов мышления.