Контекстуальное оформление это в психологии: Манипуляции и способы защиты от них

Содержание

Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации


www.koob.ru


Доценко Е. Л.

Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита.— М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997. — 344 с. ISBN 5-88711-038-4

Научная монография посвящена межличностной манипуляции. Проблема психологического воздействия разрабатывается на пересечении таких разделов психологии как психология общения и психология личности.

Будет интересна не только для психологов, но и для психотерапевтов, политологов, философов. Окажется полезной также для учителей, менеджеров и представителей других профессий, имеющих дело с людьми.

ISBN 5-88711-088-4

© Е. Л. Доценко, 1997 © ЧеРо, 1997

Оглавление

МАНИПУЛЯЦИЯ С РАЗНЫХ СТОРОН ……….7

Глава 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ….. 15

1.1. Выбор парадигмы …………… 16

1.1.1. Парадигмальные координаты……… 17

1.1.2. Соотношение парадигм… ……… 22

1.1.3. Почему герменевтика? ………… 24

1.2. Герменевтика действия…………. 29

1.2.1. Действие как текст…………. 30

1.2.2. Доступность контекстов……….. 32

1.2.3. Квалификация толкователя……… 35

1.2.4. Проблема языка описания………. 37

Глава 2. ЧТО ТАКОЕ МАНИПУЛЯЦИЯ……… 42

2.1. Феноменологическое описание ……… 42

2.1.1. Феноменологическая представленность

или усмотрение?…………… 43

2.1.2. Происхождение термина «манипуляция» … 44

2.1.3. Метафора манипуляции……….. 47

2.2. Психологическое определение манипуляции … 48

2.2.1. Исходные рубежи………….. 49

2.2.2. Выделение признаков………… 60

2.2.3. Формирование критериев ………. 62

2.2.4. Определение манипуляции………. 68

2.3. Психологическое воздействие………. 60

Глава 3. ПРЕДПОСЫЛКИ МАНИПУЛЯЦИИ……. 63

3.1. Культурные предпосылки манипуляции.

…. 65

3.2. Манипулятивная природа социума……. 68

3.3. Межличностные основания……….. 73

3.3.1. Межличностная общность………. 74

3.3.2. Деформации общения………… 77

3.3.3. Манипулятивные уклонения……… 79

3.4. Имя ему — легион (Манипулятор

в каждом из нас)……………. 84

3.4.1. Множественная природа личности…… 86

3.4.2. Внутриличностное взаимодействие…… 88

3.4.3. Внутренний мир манипулятора

и его жертвы……………. 92

3.5. Технологические требования………. 97

3.6. Место манипуляции в системе человеческих

отношений……………… 100

Предчувствие прокуратора, или Исполнительность начальника

тайной стражи……………. 105

3

Глава 4. МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ….. 108

4.1. Основные составляющие манипулятивного воздействия …………….. 109

4.1.1. Целенаправленное преобразование информации. …………… 109

4.1.2. Сокрытие воздействия……….. 113

4.1.3. Средства принуждения……….. 114

4.1.4. Мишени воздействия……….. 114

4.1.6. Роботизация…………… 116

4.2. Подготовительные старания манипулятора 117

4.2.1. Контекстуальное оформление…….. 117

4.2.2. Выбор мишеней воздействия…….. 122

4.2.3. Установление контакта ………. 126

4.3. Управление переменными взаимодействия … 128

4.3.1. Межличностное пространство ……. 129

4.3.2. Инициатива……………. 131

4.3.3. Направленность воздействия…….. 132

4.3.4. Динамика…………….. 136

4.4. Информационно-силовое обеспечение….. 137

4.4.1. Психологическое давление……… 137

4.4.2. Информационное оформление……. 140

Глава 5. МЕХАНИЗМЫ МАНИПУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ …………… 146

5.1. «Технология» и психологические «механизмы» — совпадение реальности и метафоры. ….. 146

5.2. Механизмы психологического воздействия . . . 148

6.2.1. Удержание контакта………… 148

5.2.2. Психические автоматизмы……… 150

5.2.3. Мотивационное обеспечение…….. 163

5.3. Виды и процессы манипулятивного

воздействия…………….. 156

5.3.1. Перцептивные марионетки……… 157

5.3.2. Конвенциональные роботы……… 160

5.3.3. Живые орудия………….. 162

5.3.4. Управляемое умозаключение…….. 163

5.3.5. Эксплуатация личности адресата…… 165

5.3.6. Духовное помыкание ……….. 168

5.3.7. Приведение в состояние повышенной покорности……………. 169

5.3.8. Комбинирование………….. 170

5.4. Обобщение модели

психологической манипуляции…….. 172

5.5. Деструктивность манипулятивного

воздействия…………….. 175

Опыт «изготовления»

трагического Моцарта ………… 178

4

Глава 6. ЗАЩИТА ОТ МАНИПУЛЯЦИИ ……. 185

6.1. Понятие психологических защит……. 186

6.1.1. Психологическая защита

в разных теоретических контекстах …. 187

6.1.2. Семантическое поле и определение

понятия «психологическая защита» …. 191

6.2. Виды психологических защит……… 194

6.2.1. Межличностные защиты и

защиты внутриличностные……… 195

6.2.2. Базовые защитные установки……. 199

6.2.3. Специфические и неспецифические

защиты……………… 204

6.3. Механизмы психологических защит…… 208

6.3.1. Неспецифические защитные действия . . . 209

6.3.2- Протекция личностных структур…… 210

6.3.3. Защита психических процессов …… 213

6.3.4. Навстречу манипулятивной технологии . . . 215

6.4. Проблема распознавания угрозы

манипулятивного вторжения……… 217

6.4.1. Возможные индикаторы………. 219

6.4.2. Распознавание манипуляции

в живом общении. ………… 223

6.5. Надо ли защищаться от манипуляции? …. 227

Начальник тайной стражи

при Понтии Пилате защищается…….. 228

Глава 7. ИССЛЕДОВАНИЕ МАНИПУЛЯТИВНОГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ…………. 231

7.1. Защитные действия

в условиях манипулятивного воздействия . . . 232

7.1.1. Планирование…………… 232

7.1.2. Процедура…………….. 238

7.1.3. Результаты……………. 240

7.1.4. Обсуждение……………. 242

7.1.5. Свободное истолкование

видеофрагмента………….. 244

7.2. Мошенник и жертва:

кому больше досталось? ……….. 252

7.2.1. История о том, как великий комбинатор прибирал к рукам бывшего предводителя дворянства ……………. 252

7.2.2. Был ли великий комбинатор

великим манипулятором?……… 260

7.3. Диалог как метод исследования…….. 262

Глава 8. ОБУЧЕНИЕ ЗАЩИТЕ

ОТ МАНИПУЛЯЦИИ…………. 265

8. 1. Нужна ли защита?………….. 266

5

8.2. Создание «радара»………….. 270

8.2.1. Чувственный уровень……….. 271

8.2.2. Рациональный уровень……….. 272

8.3. Расширение мирного арсенала…….. 275

8.4. Психотехники совладания ………. 278

8.5. Личностный потенциал………… 281

Глава 9. МОЖНО ЛИ НАУЧИТЬСЯ

НЕ МАНИПУЛИРОВАТЬ?………. 286

9.1. Управление или помыкание?……… 288

9.2. Образование или развитие?………. 295

9.3. Коррекция или нормирование?…….. 303

Заключение…………………. 315

Приложения…………………. 318

Литература…………………. 328

Предметный указатель…………….. 335

Summary………………….. 342

МАНИПУЛЯЦИЯ С РАЗНЫХ СТОРОН

(вместо введения)

«Я работаю главным редактором регионального телевидения. Недавно мне срочно понадобилась одна из уже прошедших в эфире передач: хотелось освежить в памяти некоторые детали, чтобы не получилось разночтений. .. Захожу в студию и объясняю, что мне требуется, режиссеру, которая в это время занималась личными делами. Понятно, что ей не хотелось разыскивать нужную мне пленку, поэтому она сделала вид, что ничего подобного не помнит. Я пробую объяснить, о чем была та передача. Режиссер все так же продолжает «не понимать». Не сдержался — что-то грубое сказал ей и вышел.

В коридоре злость отхлынула и мне в голову пришла великолепная идея. Захожу в отдел редакторов и как бы ни к кому не обращаясь, говорю, что недавно у нас в эфире прошла неплохая передача о… Надо посмотреть, можно ли ее на конкурс представить. Автор этой передачи чуть не срывается с места: «Это моя передача. Сейчас принесу.» Не успел кофе себе приготовить — пленка уже была у меня на столе.»

История, описанная работником телевидения, примечательна тем, что в ней один и тот же человек в течение короткого времени побывал в двух ситуациях, содержащих успешную манипуляцию. Разница лишь в том, что в первой он оказался потерпевшей стороной, а во второй сам превратился в манипулятора.

Манипулятор и его жертва — основные роли, без которых манипуляция не состоится. Соответственно, и подходы к манипуляции у этих двоих будут различны… Однако, если для реализации манипулятивного воздействия достаточно указанных двух позиций, то при рассмотрении манипуляции количество точек зрения увеличивается. К позициям манипулятора и жертвы, включенных в процесс взаимодействия, добавляется множество внешних. В рассматриваемом контексте выделим позицию психолога-исследователя, психотехника и философа-моралиста.

Предоставляю слово всем, чьи позиции только что были упомянуты. Каждый из них по-своему сможет объяснить, зачем написана данная книга.

7

Итак, психолог-исследователь.

Начиная с В. Вундта, разрабатывавшего раздельно физиологическую психологию и психологию народов, психологическая наука развивалась с двух платформ: со стороны отдельной человеческой психики — в индивидуальном аспекте, и со стороны культуры — в социальном аспекте.

Одновременно происходило их постепенное сближение, а стык между ними нередко оказывался одной из точек роста психологии. Современное состояние интересующей нас области подтверждает эту мысль: в последние годы интенсивно разрабатывались как психология общения, так и психология личности, а на их стыке обнажилась малоисследованная зона, содержащая тайну психологического взаимодействия. Соответственно, можно выделить три возможных точки рассмотрения.

Во-первых, манипуляция может быть рассмотрена как социально-психологический феномен. Основные проблемы проистекают из вопросов: что такое манипуляция, когда она возникает, для каких целей используется, при каких условиях наиболее действенна, каковы производимые ею эффекты, возможна ли защита от манипуляции, как последняя может быть организована?

Во-вторых, манипуляция представляет собой узел, в котором сплелись важнейшие проблемы психологии воздействия: преобразование информации, наличие силовой борьбы, проблемы истина-ложь и тайное-явное, динамика перемещения ответственности, изменения баланса интересов и другие. Литература по психологическому воздействию содержит множество интересных эмпирических исследований и наблюдений, еще ждущих своего теоретического осмысления, вскрытия закономерностей, стоящих за этим многообразием. Есть надежда, что решение пакета проблем применительно к ма-нипулятивному воздействию даст средства решения подобных задач и для всего круга проблем психологии воздействия.

И в-третьих, интерес к механизмам защиты от манипуляции перемещает нас в область психологии личности, поскольку предполагает пристальное внимание к внутрипсихи-ческой динамике, связанной с процессами принятия решений, внутриличностной коммуникацией, интеграцией и диссоциацией. Изучение манипуляции в данном аспекте высвечивает новые грани проблемы взаимопереходов между внешней и

8

внутренней активностью, смещая предмет исследования в плоскость общей психологии.

Таким образом, изучение манипуляции затрагивает широкий спектр проблем, начиная от фундаментальных теоретических и завершая прикладными и описательными.

Практический психолог (часто как психотехник).

Уже более десяти лет мы являемся свидетелями ранее невиданного для отечественной психологии процесса активного участия психологов в выполнении прямых заказов «со стороны». В дополнение к трудноуловимому социальному заказу психологи стали получать вполне конкретные финансово подкрепленные заявки на выполнение работ, отличительная черта которых — организованное воздействие на людей: групповые тренинги, групповая психотерапия, деловые игры, обучение методам управления, делового общения и т. п. Наличие готовых технологий такого воздействия создает возможность использования их и неспециалистами. Производимый этими технологиями психотехнический эффект создает у заказчика впечатление высокой профессиональной подготовки исполнителя-технолога. В результате технология, начав самостоятельную жизнь по законам рынка, допускает возможность своего употребления как средства достижения и негуманных целей. При каких условиях технология психологического воздействия становится манипулятивной — вопрос, поиск ответа на который составляет одну из задач настоящей работы.

Нередко и сам психолог — хочет он того или нет — становится наемным манипулятором. Это случается, например, когда ему заказывают психодиагностическое обследование с тем, чтобы уже принятому администрацией решению придать вид научно (или психологически) обоснованного. Подобное порой наблюдается и при аттестации кадров или формировании резерва на руководящие должности — обследование становится средством оказания давления на подчиненных или даже сведения счетов с неугодными. Манипулятивные нотки довольно часто слышатся уже в самом запросе заказчиков: научи управлять, скажи как воздействовать, посоветуй, что мне/нам с ним/ней/ними сделать и т. п. В большинстве случаев психолог находится в сложной ситуации выбора: с одной стороны, нельзя становиться инструментом в чужой игре, а

9

с другой, отказать — значит самоустраниться, уступив место непрофессионалу, потерять возможность изменить представления заказчика на более конструктивные и гуманные. Знание закономерностей манипулирования позволяет специалисту более грамотно выстраивать свою линию поведения в подобных условиях.

Немало случаев, когда сами клиенты ожидают от психолога манипулирования ими, а иногда и прямо ставят его в позицию манипулятора по отношению к себе. Несколько образцов типичных манипуляций по отношению к психологу-консультанту описаны у Э. Берна. Иногда психолога просят научить или помочь защититься от чьих-либо манипуляций. Примером может послужить жалоба клиентки на то, что муж запугивает ее, делает жизнь несносной. Находясь в формальном разводе, не уходит, более того — намерен переселиться к ней в получаемую ею квартиру. Выяснилось, что все сцены начинаются с его «особого взгляда», приводящего эту женщину в состояние страха и готовности снести все издевательства. Довольно часто проблема защиты от манипуляции является составной частью других, комплексных проблем. Поэтому знание закономерностей манипулирования поможет практическому психологу повысить свой профессионализм.

Философ-моралист.

Волшебная сила слов проявляется в их «живучести» и « напористости ».

Первое означает, что раз появившееся понятие нельзя уничтожить — можно лишь видоизменить. С одной стороны, понятие задает бытие обозначаемого явления — порождает его «жизнь» в представлениях людей. Как только широкой публике становится известно, что в мире существует, скажем, манипуляция, то эту манипуляцию начинают замечать везде. И тогда возникает соблазн — особенно у заинтересованных исследователей или политиков от науки — растянуть это понятие на возможно больший класс явлений. При желании манипуляцию — или по меньшей мере ее элементы — можно обнаружить практически в любом фрагменте взаимодействия. Но так ли это на самом деле — вопрос, требующий ответа.

С другой стороны, содержание понятия гибко подстраивается под запросы новых поколений и задачи нового времени. С манипуляцией, первоначально обозначавшей лишь ловкость

10

и квалифицированные действия, случилось то же самое — сейчас этот термин употребляется по отношению к взаимодействию людей. Смена поразительна тем, что в первом значении к манипуляциям (например, медицинским или инженерным) относились с почтением к мастерству выполнявших их людей. Во втором же значении манипуляция обозначает нечто предосудительное.

Это относительно «живучести». «Напористость» слов отражает их поразительную активность и действенность. Практика использования какого-либо термина со временем ведет к видоизменению других понятий, особенно смежных. Как только одно и то же явление из «макиавеллианизма» перекрасилось в «манипуляцию», оно начало придавать новые оттенки таким понятиям как «управление», «контроль», «программирование» и т. п.

Кроме того, понятие, обозначившее какое-нибудь явление, требует, чтобы с этим явлением что-то делали. В случае с манипуляцией нередко возникает желание испытать ее силу в чистом виде — и это не может не настораживать. Вместе с тем параллельно разговорам о манипуляции возникает и проблема того, как от нее можно защититься — а это уже следует признать позитивным результатом появления термина «манипуляция» в данном значении. Исследовать отмеченные моменты — также в ряду задач настоящей монографии.

Манипулятор.

Почему-то принято считать, что манипуляция — это плохо. Вы помните, зачем красавица Шехерезада рассказывала сказки своему грозному повелителю Шахриару? С помощью манипуляции она в течение почти трех лет (!) спасала от смерти не только себя, но и самых красивых девушек своей страны. Таких примеров только в фольклоре можно найти десятки. Не только во времена сказок «1001 ночи», но и в нашей обыденной жизни манипуляция выполняет роль средства мягкой защиты от самодурства правителей, перегибов руководителей, дурного характера коллег или родственников, недружественных выпадов со стороны тех, с кем случайно Довелось общаться.

В значительной степени поэтому манипуляция вызывает интерес не только исследователей, но и широкой публики. Еще одна причина такого интереса заключается в том, что

11

многим людям, управленцам в частности, пока еще трудно представить себе эффективное управление без использования манипуляции. Взгляды как идейных так и стихийных манипуляторов устремляются за помощью к психологии в надежде найти подсказки. Армия заинтересованных читателей перерывает массу литературы в поисках сведений о том, как влиять на людей. Неудивительно, что появление книг, специально посвященных данному вопросу, неизменно встречает и внимание, и поддержку.

Психологические знания действительно помогают эффективней управлять людьми. Например, если известно, что толстяки как правило добродушны и любят поесть, то имеет смысл учесть это, чтобы в случае необходимости суметь настроить такого человека на благосклонное отношение к себе. Или наоборот — привести его в дурное расположение духа, если то необходимо. Другой пример. Если, скажем, принять положение К. Юнга о том, что род души человека и его биологический пол не совпадают, то становится понятно, как можно помыкать мужчиной, мужественность которого вне всяких сомнений. Достаточно в нужный момент ставить эту мужественность под сомнение — и мужчина снова и снова будет бросаться доказывать свою мужественность.

Короче, почти любая книга по психологии — пока последняя находится в нынешнем своем состоянии — помогает эффективней манипулировать людьми. Тем более это справедливо по отношению к данной книге о манипуляции. Поскольку многие манипуляторы — всего лишь самоучки, то несомненна польза в книгах, которые помогли бы манипуляторам повысить свое мастерство. Вопрос ведь не в том манипулировать или нет — все люди регулярно делают это. Важно научиться манипулировать аккуратно, не вызывая подозрений со стороны своих жертв — зачем рубить сук, на котором сидишь…

Жертва манипуляции.

Почти вся академическая психология строится на мани-пулятивных основаниях. Человек в ней мыслится как испытуемый, нередко вообще как объект — восприятия, получения информации, воздействия, образования, воспитания и т. п. Примеров много: стремление разделить людей на типы, выявить корреляционные связи, позволяющие прогнозиро-

12

вать поведение человека в зависимости от тех или иных условий, стремление установить всеобщие (верные для всех людей) закономерности и т. п. Все это ведет к стереотипному подходу, к унификации знаний о человеке. Психология индивидуальных различий в таком контексте выглядит как слабое исключение, подтверждающее Большое Правило.

Спору нет — получаемые академической наукой сведения полезны и нужны. Сейчас же речь о том, что эти знания и подходы — великолепный подарок манипуляторам. А раз уж так получилось, то, возможно, психологии пора заняться еще и тем, как от обученных ею манипуляторов защищаться.

С одной стороны, важно выяснить, что происходит в душе человека, на которого оказывается манипулятивное давление. Бывает ни сейчас, ни потом, когда тебя уже одурачат, не удается понять, откуда появляется та или иная эмоциональная реакция, почему возникает желание взорваться и наговорить глупостей, хотя внешне все выглядит так мирно… Детальный анализ внутренних процессов, как известно, способствует овладению ими.

С другой стороны, не менее важно также изучить опыт успешной защиты: как происходит совладание с внешним давлением, откуда черпается сила для отпора, какими средствами и приемами люди при этом пользуются и т. д. Все это поможет нам научиться решать задачу защиты от манипуляции практически: в чем можно найти опору для организации отпора агрессору, какие для этого средства могут быть использованы, каким образом такие средства могут быть созданы, какие тактики могут быть употреблены и т. п.?

Не менее важна также проблема создания условий, в которых необходимость защиты от манипуляции была бы снижена. Такая проблема возникает там, где создаются психологические службы. Известно, что всякая психологическая служба, если она стремится стать полноценной, развивается в сторону тотального охвата людей, для воздействия на которых она создается. Как сделать, чтобы служба обслуживала, а не подавляла — пусть и несколько утопический, но не лишенный смысла (особенно здравого) вопрос.

* См., например, [Ковалев 1987, 1989; Гроф С. 1993].

13

* * *

Итак, уважаемые читатели, теперь вам известен круг проблем, относящихся к теме межличностной манипуляции. Решающим соображением, которое подтолкнуло меня к работе над данной темой, было то, что хорошая манипуляция, имеющая точно намечавшийся и достаточное время сохраняющийся эффект, является произведением искусства — искусства влиять на людей. В манипулятивном спектакле восхитительным образом сбалансированы самые различные элементы, иногда в довольно причудливом сочетании. Разрушить столь искусственную (сколь и искусную) конструкцию в большинстве случаев несложно, тогда как придумать и успешно воплотить хорошую манипуляцию труднее, чем от нее защититься. Поэтому защита от манипуляции — это в значительной степени технология. А как известно, технологией (или ремеслом) овладевать легче, чем искусством. Поэтому пристальное рассмотрение проблемы манипуляции, как мне представляется, дает больше преимуществ жертвам манипулятив-ного вторжения, а не манипуляторам.
Глава 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Рефлексия способов порождения знаний, средств их преобразования и путей использования составляет предмет методологической заботы исследователя в любой отрасли знания. Психология особенно чувствительна к методологическим проблемам. Объяснить эту особенность можно ее двойственным положением в статусе то ли естественной, то ли гуманитарной. Спор о том, относить психологию к гуманитарным или естественным наукам, похоже, все еще не завершен. Оснований для вынесения как одного решения, так и другого можно, как и во всяком длительном споре, привести множество. По-видимому, как это часто бывает, спор ведется исходя из разных, до сих пор не отрефлексированных, оснований. Психологам в силу такого положения нашей науки достается немало хлопот в том, чтобы определиться в собственной логике работы. Проблема встает с особенной остротой, когда предметом психологических исследований становится общение людей, глубинные или вершинные внутриличностные процессы. «В результате приходится констатировать, что живая реальность человеческих отношений либо недоступна научно-психологическому анализу вообще, либо требует другой методологии» [Смирнова 1994, с. 8].

Стремление определиться в собственной логике исследования и вызвало к жизни эту главу. Сфера действия заявленных положений и сделанных выводов при этом ограничена только настоящим исследованием. Речь идет не о предложении новой методологии и не о призыве к коллегам изменить логику психологических исследований, а лишь о прояснении — удобства в работе ради — собственной позиции. Начало настоящей главы посвящено поиску оснований, позволяющих объяснить выбор методологической платформы, в рамках которой выполнена данная работа. Затем внимание читателей будет при-

15

влечено к обоснованию адекватности избранной методологической парадигмы применительно к поставленным исследовательским задачам.

1.1. Выбор парадигмы

Трудность, с которой сталкивается психолог-исследователь, заключается в том, что ему приходится лавировать между общенаучными нормами и внутренней сущностью изучаемой реальности.

С одной стороны стоят традиции университетского психологического образования, которые (в части программ) отражают ценности и требования экспериментальной науки, явно ориентирующие на физику как «образцовую» науку. Примеры постулатов естественнонаучного способа мышления:

• факты — превыше всего,

• законы природы — это обнаруживаемые исследователями устойчивые тенденции или факторы, действительно существующие там, где мы их обнаруживаем — в природе,

• истина — одна для всех,

• любое суждение является или истинным, или ложным — третьего не дано и т. п.

С другой стороны психолог соприкасается с несколькими классами психических феноменов, которые упрямо отказываются подчиняться естественнонаучной логике: факты возникают в результате желания их иметь; почти каждое утверждение оказывается относительным и допускает множественность истолкований; как факты, так и суждения видоизменяются при смене контекста; взаимосвязанность всего со всем столь велика, что «установить наличие зависимости» можно между всем, что угодно…

Научные нормы предписывают проводить подробный анализ, который, препарируя и умерщвляя живую ткань жизни, ведет к более детальному описанию — ив этом смысле пониманию — изучаемой реальности. Но платить за это приходится потерей целостности понимания [Гадамер 1988; Хёйзинга 1992; Гроф 1993; Крипнер и де Карвало 1993; Бейтсон и Бейтсон 1994; Федоров 1992, 1995]. Прогрессирующее дробление предмета исследования ведет к узкой спе-

16

циализации, в результате — к утрате контекста. Сущность психологической феноменологии, наоборот, требует умения восстанавливать этот контекст, более того, включать его в работу, буквально «держать под рукой». В противном случае от нас ускользает само качество психического.

В естественнонаучной логике идеалом является умение предсказать некое явление, основываясь на законе, которому это явление подчиняется. Психическая же реальность такова, что основную свою сущность выражает в непредсказуемости [Налимов 1990]. Стремление предсказывать неизбежно сдвигает исследователя на изучение следствий из этой сущности, более поверхностных ее проявлений.

Психологам приходится отказываться также и от привычки мыслить в рамках дихотомии «или верно, или неверно». Взамен приходит суждение «все верно и все неверно одновременно», которое предполагает проводить тщательную рефлексию исходных оснований при вынесении оценочных суждений.

Каталог: media -> uploads
uploads -> Департамент образования и молодежной политики
uploads -> Технология кейс-стади Обзор Существуют различные обозначения этой технологии обучения. В зару­бежных публикациях можно встретить «метод изучения ситуаций»
uploads -> Баразгова Елена Станиславоана
uploads -> Образовательная программа высшего образования направление подготовки 38. 03. 01 «Экономика» Профиль
uploads -> Образовательная программа высшего образования направление подготовки 38. 03. 01 «Экономика» Профиль
uploads -> Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
uploads -> Методические рекомендации по организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях и работы пунктов временного
uploads -> Методические рекомендации для подготовки к экзамену. Программа вступительного экзамена адресована абитуриентам, поступающим на обучение по образовательным программам магистратуры направления подготовки 44


Скачать 1,56 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Спекуляция на позитивной основе. Как распознать манипулятора?


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023
обратиться к администрации

Тема: Спекуляция на позитивной основе. Как распознать манипулятора?

Содержание

Введение………………………………………………………………………. .3

Глава I. Манипуляция………………………………………………………….4

1.1 Определение Манипуляции……………………………………………….4

1.2 Виды манипуляции…………………………………………………………5

1.3 Сказки и повести как примеры манипуляций……………………………8

Глава II. Как распознать манипулятора?…………………………………………………12

2.1 Манипулятор………………………………………………………………12

2.2 Причины манипуляции……………………………………………………15

2.3 Типа манипулятивных схем ………………………………………………17

2.4Основные характеристики манипуляторов ………………………………19

2.5Как распознать манипулятора?…………………………………………………………..19

Глава III. Манипулирование………………………………………………….22

3.1 Способы манипуляции…………………………………………………….22

3.2 Распознавание эго-состояний……………………………………………. 23

3.3 Способы влияния………………………………………………………….. 24

Роботизация…………………………………………………………………… 26

Заключение …………………………………………………………………….30

Список литературы ……………………………………………………………32
Введение

«Никогда не поздно поумнеть»

Даниель Дефо

Спекуляция на позитивной основе? Что это? Как это использовать? С чем это едят и для чего? Как распознать манипулятора? Кто такой манипулятор? Приемы, используемые манипулятором и прочее. На все эти вопросы я постарался найти ответы в своей курсовой работе.

Спекуляция на позитивной основе – это манипуляция, которую использует манипулятор, что бы заставить работать человека для его и своего блага. В такой манипуляции нет ничего плохого, так как эта манипуляция выгодна обоим. Почти все руководители используют манипулирование для управления своим персоналом. Цель одна – заставить работать.

Цель моей курсовой разобрать некоторые аспекты связанные с манипулирование, но в первую очередь саму манипуляцию. Следующая глава будет посвящена манипуляторам, через функции, виды и основные признаки мы сможем представить себе манипулятора и конечно же научимся использовать эту информация.

Третья глава посвящена непосредственно манипулированию. Разобраны методы и приемы манипулирования. Их влияние, позитивные и негативные оттенки.

В завершение я хочу сказать, что я выбрал эту тему, потому что манипулирование, так же как и конфликты, появились с первым разумным человеком и постоянно преследуют нас. Прошло много времени, и способов манипулирования стало больше. Моя цель – узнать для себя, кто манипулятор и как с ними бороться. Найти манипулятора в себе и в других людях, узнать приемы таких людей. Я не сказал бы, что я хочу защититься от манипуляторов. Один человек из тренинг центра сказал «70% приходят к нам для защиты от манипулирования, 20% что бы научиться манипулировать, а 10% из любопытства». Я взял эту тему потому что она любопытна сама по себе и я смогу продолжить развивать её в реальной жизни, я вижу её выгоду в будущем. Кто знает, может я пойду дальше этой курсовой? Время покажет.

Глава I. Манипуляция


    1. Определение Манипуляции

«Истинно знать что-либо — значит знать его причины»

Фрэнсис Бэкон

Одним из интереснейших разделов психологии является раздел изучающий такой психологический феномен, как манипулирование сознанием. Поверхностное изучение самого понятия манипуляция дает только приблизительное определение и не отражает более глубокое трактование этого слова с точки зрения психологии. Согласно “Словарю иностранных слов” МАНИПУЛЯЦИЯ (фр.manipulationлат.manipulatiomanipulus горсть)- 1) движение рук, связанное с выполнением определенной задачи. 2) Демонстрирование фокусов, основанное на ловкости рук, умение отвлечь внимание зрителей от того, что должно быть от них скрыто. 3) махинация, мошенническая проделка. К сожалению, точного определения с точки зрения психологии выражения манипуляция, мне найти не удалось. Вместе с тем, за отправную точку можно взять часть определения и “Словаря” …умение отвлечь внимание … от того, что должно быть скрыто. Можно добавить, что манипуляция — это способность, по усмотрению манипулирующего, воздействовать на сознание либо одного человека, либо группы людей с целью достижения определенной цели установленной самим манипулирующим.

Рассмотрение этого феномена психологии, по-моему, интересно еще тем, что он подразумевает воздействие как на сознание (психику) одного человека, так и на сознание (психику) коллектива. Стремясь изучить этот феномен психологической науки, я преследую, прежде всего, определенную цель: научится практически использовать манипуляцию сознанием, как личности, так и коллектива при овладении искусством управления коллективами. В своей курсовой я хотел бы постараться уделить достаточно внимания как теоретическим, так и практическим аспектам психологического манипулирования.

Так как манипуляции можно дать очень много определений, то вот основые из них:



  1. Манипуляция — это вид психологического воздействия при котором мастерство манипулятора используется для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата в данный момент.

  2. Манипуляция — это психологическое воздействие, наце­ленное на изменение направления активности другого чело­века, выполненное настолько искусно, что остается незаме­ченным им.

  3. Манипуляция — это психологическое воздействие, на­правленное на неявное побуждение другого к совершению определенных манипулятором действий.

  4. Манипуляция — это искусное побуждение другого к до­стижению (преследованию) косвенно вложенной манипулято­ром цели.

А вот какие определения манипуляции дают хорошо известные люди:



Авторы

1

Бессонов Б. Н.

Форма духовного воздействия скрытого господства, осуществляемая насильственным путем.

2

Волкогонов Д. А.

Господство над духовным состоянием, управление изменением внутреннего мира.

3

Гудин Р.

Скрытое применение власти (силы) вразрез с предполагаемой волей другого.

4

Йокояма О. Т.

Обманное косвенное воздействие в интересах манипулятора.

5

Прото Л.

Скрытое влияние на совершение выбора.

6

Рикер У.

Такое структурирование мира, которое позволяет выигрывать.

7

Рудинов Дж.

Побуждение поведения посредством обмана или игрой на предполагаемых слабостях другого.

8

Сагатовский В. Н.

Отношение к другому как к средству, объекту, орудию.

9

Шиллер Г.

Скрытое принуждение, программирование мыслей, намерений, чувств, отношений, установок, поведения.

10

Шостром Э.

Управление и контроль, эксплуатация другого, использование в качестве объектов, вещей.

11

Робинсон П. У.

Мастерское управление или использование.

Каталог: wp-content -> uploads -> 2015
2015 -> Методическте рекомендации для студентов по дисциплине «психология журналистики» цели и задачи дисциплины дисциплина «Психология журналистики»
2015 -> Агрессивное поведение детей дошкольного возраста
2015 -> —
2015 -> «влияние компьютерных игр на проявление агрессивности у подростков»
2015 -> Причины появления агрессии у детей Телевизионные программы и компьютерные игры
2015 -> Программа коррекционно-профилактических мероприятий по снижению агрессивности у молодежи
2015 -> Лекция «Адаптация убд лвк к мирной жизни»
2015 -> Адаптация первоклассников
2015 -> Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы
2015 -> Зависимости


Скачать 421. 89 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Контекстуализация профессиональной психологии — ANU

См. https://www.anu.edu.au/covid-19-advice. В 2023 году этот курс проводится полностью в кампусе / лично.

В этом курсе вы рассмотрите важные контекстуальные факторы психологической этики, теории, исследований и практики с различными группами населения на протяжении всей жизни.

Курс будет посвящен ключевым детерминантам (например, социальным, структурным, экономическим и межличностным факторам) и контекстуальным факторам (например, географическим и культурным) здоровья.

Курс включает в себя акцент на применении ваших знаний для развития ваших профессиональных практических навыков для поддержки надлежащего взаимодействия с людьми из разных слоев общества.

Результаты обучения

После успешного завершения студенты будут иметь знания и навыки, чтобы:

  1. Критически анализировать практику психологии для людей из разных слоев общества.
  2. Объясните ключевые подходы к контекстуализации психологических оценок и вмешательств.
  3. Демонстрировать навыки общения, оценки и консультирования, относящиеся к работе с людьми из разных слоев общества на протяжении всей жизни.

Этот курс оценивается на основании требований к курсу «удовлетворено» (CRS) или «неудовлетворительно». Студенты должны удовлетворительно выполнить все оценочные задания, чтобы пройти курс.

Ориентировочное оценивание

  1. Экзамен (проблемный) (40) [LO 1,2]
  2. Отчет (трудный) (40) [LO 1,2]
  3. Оценка навыков межличностного общения (трудный) (20) [LO 3]

ANU использует Turnitin для усовершенствования методов цитирования и ссылок студентов, а также для оценки представленных заданий в рамках подхода университета к управлению академической честностью. Хотя использование Turnitin не является обязательным, ANU настоятельно рекомендует использовать Turnitin как преподавателям, так и студентам. Для получения дополнительной информации о Turnitin посетите веб-сайт ANU Online.

Рабочая нагрузка

Ожидаемая рабочая нагрузка будет составлять примерно 130 часов в течение семестра, включая:

  • Очный компонент, который может состоять из 3 часов личных занятий, включая лекции и/или семинары в неделю.
  • Приблизительно 94 часа самостоятельной работы, включая подготовку к лекциям, презентациям и другим оценочным заданиям.

Неотъемлемые требования

В этом курсе студенты должны участвовать в ролевых играх, имитирующих взаимодействие между психологом и клиентом, а также в других занятиях в классе, таких как анализ тематических исследований, обсуждение соответствующих исследований и представление своих идей коллегам. . Эти мероприятия поддерживают развитие и оценку основных профессиональных компетенций. Для развития этих компетенций учащиеся должны уметь:

  • Эффективно общаться на английском языке, в том числе понимать и передавать нюансы и адаптировать свой стиль общения к предпочтениям и потребностям других.
  • Используйте подсказки, отличные от буквального значения произносимых слов, для интерпретации мыслей, эмоций и мотивов других.
  • Поразмышляйте над тем, как их вербальное и невербальное общение интерпретируется другими, и используйте эти идеи для развития позитивных профессиональных отношений.
  • Контролировать, размышлять и брать на себя ответственность за собственное психическое благополучие, предположения, убеждения и реакции, чтобы убедиться, что они способны оказывать эффективные психологические услуги клиентам.
  • Профессионально работать с сотрудниками и сокурсниками и эффективно учиться на отзывах руководителей.

Студенты, которые не соответствуют этим требованиям, не смогут пройти курс и, следовательно, не смогут получить степень.

Требования и несовместимость

Чтобы записаться на этот курс, вы должны быть активными в магистратуре профессиональной психологии и пройти или одновременно быть зачисленным в PSYC8410.

Вам необходимо связаться со Школой медицины и психологии, чтобы запросить код разрешения для записи на этот курс.

Предписанные тексты

TBC

Предполагаемые знания

Высшее образование, аккредитованное в Азиатско-Тихоокеанском регионе или эквивалентное ему

Плата за обучение

Стоимость обучения указана за учебный год, указанный в верхней части страницы.

Студенты программы Commonwealth Support (CSP)
Если вам предложили место в программе Commonwealth Support (CSP), плата за каждый курс устанавливается правительством Австралии. В ANU 1 EFTSL составляет 48 единиц (обычно 8 курсов по 6 единиц). Дополнительную информацию о сумме взноса учащегося для каждого курса см. на Сборы .

Студенческий вклад:
1
Стоимость единицы:
6 шт.

Если вы являетесь местным студентом-выпускником с платным обучением (DTF) с местом или иностранным студентом , вам необходимо будет оплатить обучение (см. ниже). Стоимость обучения на курсах ежегодно индексируется. Дополнительную информацию для местных и иностранных студентов об обучении и других сборах можно найти по адресу  Сборы .

Если для этого курса отображается диапазон единиц, не все параметры единиц ниже могут быть доступны.

Единицы EFSL
6,00 0,12500
Студенты на платной основе
Год Плата
2023 $4560
Международные платные студенты

Год Плата
2023 6540 $

Примечание: Обратите внимание, что информация о сборах указана только за текущий год.


Предложения, даты и ссылки на сводку классов

ANU использует MyTimetable, чтобы позволить учащимся просматривать расписание своих зачисленных курсов, просматривать, а затем самостоятельно распределять небольшие учебные мероприятия / учебные пособия, чтобы они могли лучше планировать свое время. Узнайте больше на странице Расписание.

Список предложений на будущие годы является ориентировочным.
Доступ к сводкам классов, если они доступны, можно получить, щелкнув ссылку «Просмотр» для соответствующего номера класса.

Второй семестр

Номер класса Дата начала занятий Последний день регистрации Дата переписи Дата окончания класса Способ доставки Сводка класса
7548 24 июл 2023 31 июл 2023 31 августа 2023 27 окт 2023 Лично Н/Д

Введение: Контекстуализация развития ребенка | Социальные контексты детского развития: пути влияния и последствия для практики и политики

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСоциальные контексты детского развития: пути влияния и последствия для практики и политикиКлиническая психологияПсихология развитияКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСоциальные контексты детского развития: пути влияния и последствия для практики и политикиКлиническая психологияПсихология развитияКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Укажите

«Введение: контекстуализация развития ребенка», Элизабет Т. Гершофф, Рашмита С. Мистри и Даниэль А. Кросби (редакторы), Societal Contexts of Child Development: Pathways of Influence and Implications for Practice and Policy (

New York

, 2013; онлайн-издание, Oxford Academic, 26 сентября 2013 г.), https://doi.org/10.1093/acprof:oso /9780199943913.002.0009, по состоянию на 13 марта 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСоциальные контексты детского развития: пути влияния и последствия для практики и политикиКлиническая психологияПсихология развитияКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСоциальные контексты детского развития: пути влияния и последствия для практики и политикиКлиническая психологияПсихология развитияКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

Извлечение

Тема

Клиническая психологияПсихология развития

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Войти через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр ваших зарегистрированных учетных записей

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *