Авторитарная личность по Фромму — Психологос
Авторитарная личность (от лат. autoritas — власть) — конкретный психологический тип, обладающий такими чертами, как реакционность, консерватизм, агрессивность, жажда власти. Понятие введено Э. Фроммом, который с его помощью пытался истолковать истоки нацизма.
Авторитарность личности характеризует комплекс личностных характеристик, включающий, с одной стороны, переменные когнитивного стиля (ригидность, нетерпимость к неопределенности и когнитивной сложности, догматизм) и социально-политические установки — с другой (конформизм, консерватизм, этноцентризм, антидемократизм, предубеждения к меньшинствам, расистские взгляды). Концепция разрабатывалась философами, социологами и психологами франкфуртской школы (сотрудники Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне), перед которыми были поставлены задачи выяснения психологических корней антисемитских и профашистских настроений. Ее главными теоретиками были Хоркхаймер, Адорно, Фромм, Маркузе, Хабермас.
По мнению Фромма, данный тип прослеживается в истории задолго до возникновения фашизма. Типичной авторитарной личностью Фромм считал главу бюргерской Реформации в Германии Мартина Лютера. Фромм также считает, что в сознании авторитарной личности отсутствует понятие равенства. Мир для нее состоит из людей, имеющих или не имеющих силу и власть, т.
е. высших и низших. Типичной иллюстрацией авторитарной личности может служить биография А. Гитлера.В 1950 г. вышла книга «Авторитарная личность», написанная Т. Адорно с соавторами. Эта работа получила широкую известность, в силу чего авторство термина «авторитарная личность» иногда приписывается Адорно. В ней Адорно описывал данный феномен, исходя из взглядов 3. Фрейда на роль ранней социализации. По его мнению, в результате слишком строгого воспитания, когда подавляются чувство обиды ребенка и его агрессия по отношению к родителям, возникает тенденция к их идеализации, с одной стороны, и к переориентации враждебности на замещающие объекты, с другой. Этот феномен был положен им в основу объяснения предубеждений в отношении национальных меньшинств.
Положенные в основу книги исследования Адорно начались в Германии, а завершились в США. Предполагалось, что эмпирические данные должны завершить представление об авторитарной личности, благодаря которой в Германии сложился фашизм.
Питательная почва для фашизма здесь просто устранена посредством демократических механизмов. В предисловии к книге «Авторитарная личность» немецкий философ Макс Хокхаймер писал, что авторитарная личность — это новый антропологический тип человека, который сложился в XX в.
Развитие социальной психологии на западе в ХХ столетии. (Тема 4)
Похожие презентации:
Создание сети центров по подбору гувернеров пенсионного возраста «Бюро бабушкиных услуг»
Усиление московского княжества
Темперамент. Типы темперамента
Воображение и его виды
Первая Мировая война (1914-1918)
Россия в системе международных отношений в XVII веке
Гражданская война́ в России (1917- 1922)
Февральская революция 1917 года
Первая русская революция 1905-1907 гг
Русская культура во второй половине XIX века
1. Продолжение темы 4
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙПСИХОЛОГИИ НА ЗАПАДЕ
В XX СТОЛЕТИИ
2.
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ НА ЗАПАДЕ В XX СТОЛЕТИИВопросы для обсуждения:4. Социально-психологические теории
психоаналитической ориентации
5. Социально-психологические теории
интеракционистской ориентации
3. Значение психоанализа для социальной психологии
З. Фрейд (1856-1939)Без учета влияния
психоанализа
невозможно понять весь
облик зарубежной
социальной психологии
Социальная психология
заимствовала отдельные
положения психоанализа
для интерпретации
различных социальнопсихологических проблем
4. 4. Социально-психологические теории психоаналитической ориентации
4. Социальнопсихологические теориипсихоаналитической
ориентации
Динамическая теория группового
функционирования Байона
Теория группового развития
Бенниса и Шепарда
Трехмерная теория
интерперсонального поведения
Шутца
Исследование авторитарной личности
Т. Адорно
5. Трехмерная теория интерперсонального поведения Шутца
Основное положениефрейдизма, которое является
теоретической базой теории
Шутца:
социальная жизнь взрослого
человека фатально
предопределена опытом его
детства.
6. Трехмерная теория интерперсонального поведения Шутца
Основные постулаты теории:I. Постулат межличностных
потребностей
II. Постулат непрерывности
отношений
III. Постулат совместимости
IV. Постулат развития группы
7. Трехмерная теория интерперсонального поведения Шутца
I. Постулат межличностныхпотребностей
Каждый человек имеет три
межличностные потребности:
Потребность во включении в группу
Потребность в контроле
Потребность в эмоциональной
привязанности (в любви)
8. Трехмерная теория интерперсонального поведения Шутца
II. Постулат непрерывностиотношений
Конкретной сферой продолжения
опыта детства являются
межличностные отношения во
взрослом возрасте
9. Трехмерная теория интерперсонального поведения Шутца
II. Постулат непрерывности отношенийПотребность во включении в группу
Социальное
поведение
Сверхсоциальное
поведение
Недостаточно социальное
поведение
10.
Трехмерная теория интерперсонального поведения ШутцаII. Постулат непрерывностиотношений
Потребность в контроле
Демократическое
поведение
Автократическое
поведение
Отказывающееся
поведение
11. Трехмерная теория интерперсонального поведения Шутца
II. Постулат непрерывностиотношений
Потребность в эмоциональной
привязанности (в любви)
Личностное
поведение
Сверхличностное
поведение
Недостаточно личностное
поведение
12. Трехмерная теория интерперсонального поведения Шутца
III. Постулат совместимостиДве личности совместимы, если они
могут работать в гармонии
Типы совместимости:
Совместимость, основанная на
взаимном обмене
Инициирующая совместимость
Реципроктная совместимость
13. Трехмерная теория интерперсонального поведения Шутца
IV. Постулат развития группыКаждая группа в своем становлении
проходит этапы:
включения
контроля.
эмоциональной привязанности
При распаде группы движение идет
в обратном порядке
14.
Трехмерная теория интерперсонального поведения ШутцаКак у Фрейда, в теории Шутцанеизменной системе внешних
социальных условий противостоит
статичная система внутреннего
мира личности в форме изначально
заданных потребностей,
реализуемых в сфере
межличностных отношений
15. Концепция авторитарной личности Т.Адорно
Исследование было выполнено после окончания Второймировой войны.
Цель исследования: найти социальнопсихологические предпосылки появления
фашизма.
Теоретическим основанием концепции явилось
основное положение ортодоксального
фрейдизма о фатальной
предопределенности личности взрослого
человека опытом его детства.
16. Концепция авторитарной личности Т.Адорно
Основное положение концепции:Именно в семейном воспитании кроются истоки
формирования типа личности (авторитарной
личности), разделяющей установки
фашистской идеологии.
Авторитарная личность формируется родителями,
которые используют суровые и жесткие формы
дисциплины по отношению к ребенку.
Ребенок вынужден подчиниться суровой власти
родителей, но в результате у него развивается
враждебность, которая не может вылиться на
фрустрирующий его объект.
Подавленная враждебность ведет к идентификации с
фрустрирующей властью с сопутствующим смещением
враждебности на аут-группы, имеющие низкий статус.
17. Концепция авторитарной личности Т.Адорно
Боязнь собственных импульсов ипотребность жестко их подавлять ведут к
ригидной организации личности, к
стереотипному мышлению.
Черты авторитарной личности:
негибкое «черно-белое» мышление
почитание внутригрупповых
авторитетов
нетерпимость к неопределенности
установка на наказание
18. Исследования авторитарной личности Т.Адорно
Т. Адорно и его соавторы разработали шкалу«этноцентризма» и шкалу, которая выявляет
предрасположенность к фашизму — «Фшкалу».
В исследовании использовались также
проективные тесты и клинические интервью.
Критика.
Фашизм как социальное явление изучался
вне объективных социально-экономических
процессов, учитывался только социальнопсихологический контекст.
19. Социально-психологические теории психоаналитической ориентации
Социально-психологические теориипсихоаналитической ориентации
оставляют неизменными
исходные посылки фрейдизма,
разделяя его ограничения.
20. 5. Социально-психологические теории интеракционистской ориентации
Интеракционистское направлениеоформилось в русле социологического знания.
Интеракция – социальное взаимодействие,
т.е. взаимодействие людей в группе, в
обществе.
Теоретическим источником социальнопсихологических теорий интеракционистской
ориентации является социальнопсихологическая концепция Джорджа Мида.
21. Интеракционистское направление
Объектом анализа является не отдельныйиндивид, а социальный процесс, понимаемый
как процесс интеракции индивида в группе
Процесс взаимодействия индивидов в
обществе интеракционистами понимается
как система коммуникации и
межличностных отношений
Коммуникация – смысловой аспект
социального взаимодействия
22.
Социально-психологические теории интеракционистской ориентацииI. Символическийинтеракционизм
II. Ролевые теории
III. Теории референтной группы
23. I. Символический интеракционизм
Основы символического интеракционизмабыли заложены Дж. Мидом. Затем
символический интеракционизм
разрабатывался Г. Блумером.
Основные понятия:
символическая коммуникация
значимые жесты или символы
принятие роли другого
обобщенный другой
24. I. Символический интеракционизм
Основные положения:1.
2.
3.
Личность формируется с помощью символов,
которые приобретаются в процессе социализации
и взаимно подтверждаются и изменяются в
процесс социального взаимодействия его
участников.
Личность всегда социальна, личность не
может сформироваться вне общества.
Поведение индивида определяется тремя
переменными:
структурой личности
социальной ролью
референтной группой.
25. I. Символический интеракционизм
Первое положение:Личность формируется с помощью
символов.
Символ – это предмет или действие, служащее
условным обозначением какого-либо
понятия, идеи или образа.
Взаимодействие – непрерывный диалог, в
процессе которого люди наблюдают,
осмысляют (расшифровывают)
символические значения и реагируют на них.
Человек осваивает мир через символические
значения.
26. I. Символический интеракционизм
Второе положение:Личность всегда социальна.
Личность формируется в процессе
межличностной коммуникации.
Все социальные отношения сводятся к
социально-психологическим
межличностным отношениям.
27. I. Символический интеракционизм
Третье положение:Поведение индивида
детерминировано структурой личности,
социальной ролью и референтной
группой
Структура личности
I
Me
Self
28. Научные школы в символическом интеракционизме:
Чикагская школа (Г. Блумер)Айовская школа (М. Кун)
29. Символический интеракционизм
Сферы различий между Чикагской иАйовской школами:
различное отношение к проблемам
определения понятий;
использования в социальнопсихологических исследований
тестов и экспериментов;
детерминации социального
поведения.
30. II. Ролевые теории
Теория ролей опирается на социальнопсихологическую концепцию Дж. Мида.Известные представители направления:
И. Гоффман, Р. Линтон, Р. Мертон, Т.
Сарбин,
В ролевых теориях разрабатываются
следующие вопросы:
специфика социальных ролей
классификация ролей
взаимовлияние личности и социальной роли
ролевые конфликты.
31. Ролевые теории
Роль – нормативно одобренный образецповедения.
Социальная роль — функция разноуровневых
явлений объективного и субъективного
порядка.
Объективный аспект ролевого поведения
задается стандартом поведения, принятым в
данном обществе.
Субъективная сторона роли определяется
особенностями личности исполнителя роли.
32. Содержательные составляющие роли:
Система ожиданий относительноповедения индивида, занимающего
определенное положение, в его
взаимодействии с другими индивидами.
Система специфических ожиданий по
отношению к себе индивида,
занимающего определенное положение.
Наблюдаемое поведение индивида,
занимающего определенное положение.
33. Успешность выполнения роли индивидом зависит от ряда факторов:
знание роли или представления оправилах и обязанностях,
связанных с данной ролью;
значимость выполняемой роли;
умение выполнять данную роль;
способность рефлексировать свое
ролевое поведение.
34. Неуспешное исполнение той или иной роли может вызвать конфликт.
Под ролевым конфликтом обычнопонимается ситуация, в которой
индивид, имеющий определенный
статус, сталкивается с
несовместимыми ожиданиями.
Различают два типа ролевых
конфликтов: межролевые и
внутриролевые.
Теории интеракционионистского
направления могут дать
представление о том, как происходит
взаимодействие, но не объясняют,
почему человек поступает тем или
иным образом.
В качестве существенного
недостатка концепций
интеракционистской ориентации
является игнорирование роли эмоций
в человеческом поведении.
English Русский Правила
Объяснение концепции авторитарной личности Адорно
Вкратце: Концепция авторитарной личности Теодора Адорно стремилась объяснить психологические склонности и характеристики людей, которые с большей вероятностью примут и поддержат авторитарные идеологии, такие как фашизм или тоталитаризм. Хотя эта концепция подвергалась критике и спорам, она по-прежнему влияет на понимание психологических основ авторитаризма и его проявлений в обществе.
Адорно и вопрос авторитаризма
Как и многие мыслители после Второй мировой войны, Теодор Адорно стремился объяснить, почему так много людей добровольно последовали за такими ужасными диктаторами. Его концепция авторитарной личности определяется набором черт, которые предрасполагают людей к авторитаризму, включая авторитарное подчинение, авторитарную агрессию, конвенционализм и антиинтеллектуализм. Адорно утверждал, что эти черты формируются в результате сочетания опыта раннего детства и социальных факторов, особенно тех, которые связаны с суровым или авторитарным стилем воспитания. Кроме того, социальные и экономические факторы, такие как экономическая нестабильность или социальное неравенство, могут способствовать формированию авторитарных взглядов, поскольку люди стремятся к безопасности и стабильности в нестабильные времена.
Критики концепции авторитарной личности Адорно утверждают, что она игнорирует влияние других факторов, таких как политический, экономический и исторический контекст, и может быть предвзятой с точки зрения культуры, поскольку она была в основном разработана на основе исследований, проведенных в западных обществах. Тем не менее, эта концепция остается влиятельной для понимания психологических основ авторитаризма и его проявлений в обществе.
Почему авторитарные режимы набирают силу?
Чтобы лучше понять авторитарную личность, важно рассмотреть более широкий социальный и исторический контекст, в котором она возникает. Например, появление авторитарных лидеров и движений в 21 веке можно рассматривать как реакцию на такие факторы, как экономическая глобализация, социальное неравенство и культурные изменения. Изучая психологические факторы, способствующие авторитаризму, исследователи могут лучше понять привлекательность таких идеологий и разработать стратегии противодействия их влиянию.
Более того, исследование авторитарной личности может дать нам понимание политической поляризации и конфликтов. Изучая психологические различия между людьми с авторитарным и неавторитарным характером, исследователи могут разработать стратегии преодоления идеологических разногласий и содействия конструктивному диалогу.
Характеристики авторитарной личности
Адорно утверждал, что этот тип личности характеризуется набором взаимосвязанных черт, в том числе:
- Авторитарное подчинение: Тенденция подчиняться авторитетным фигурам, часто с желанием сильного лидерства и жесткой приверженностью социальным условностям и традиционным ценностям. Люди с авторитарным характером, как правило, послушны и почтительны по отношению к тем, кто находится у власти.
- Авторитарная агрессия: Тенденция к выражению агрессии и враждебности по отношению к отдельным лицам или группам, воспринимаемым как отличающиеся или отклоняющиеся. Эта агрессия часто направлена на тех, кто бросает вызов или подвергает сомнению установленный социальный порядок, нормы или авторитет.
- Конвенционализм: сильное предпочтение конформизму, приверженности социальным нормам и жесткому черно-белому мировоззрению. Люди с авторитарной личностью склонны видеть мир в упрощенном виде и имеют ограниченную терпимость к двусмысленности или сложности.
- Антиинтеллектуализм: недоверие или игнорирование интеллектуальных занятий, критического мышления и независимого суждения. Адорно утверждал, что люди с авторитарным характером чаще полагаются на стереотипы, предрассудки и упрощенные объяснения, а не на детальное и непредубежденное мышление.
Важно отметить, что концепция авторитарной личности Адорно подвергалась критике и спорам. Некоторые утверждают, что он чрезмерно детерминистский и редукционистский, пренебрегая влиянием других факторов, таких как политические, экономические и исторические контексты. Другие предполагают, что эта концепция может иметь культурную предвзятость, поскольку она была в первую очередь разработана на основе исследований, проведенных в западных обществах.
Вы фашист?: Пройдите тест авторитарной личности Теодора Адорно, созданный для борьбы с фашизмом (1947)
в История, политика | 25 февраля 2022 г. Комментарии к записи «Вы фашист?»: пройдите тест авторитарной личности Теодора Адорно, созданный для борьбы с фашизмом (1947 г.)
9,6k
АКЦИИЧеловек различных достижений, Теодор Адорно, пожалуй, наиболее широко известен как воплощение европейского интеллектуала середины века в изгнании. После того, как его еврейское происхождение заставило его покинуть нацистскую Германию, он провел пятнадцать лет в Англии и Соединенных Штатах. Несмотря на его географическую удаленность от проблем континента — и даже после окончания Второй мировой войны — он по понятным причинам оставался очень озабоченным характером не только самого Гитлера, но и всех тех, кто его поддерживал.
Это привело к таким исследованиям, как его 1947 эссе «Вагнер, Ницше и Гитлер», а также (в сотрудничестве с исследователями Беркли Эльзой Френкель-Брунсвик, Дэниелом Левинсоном и Невиттом Сэнфордом) книга 1950 года «Авторитарная личность».Авторитарная личность Самый известный инструмент для диагностики титульного личного и социального состояния — это количественная система, называемая «Калифорнийской F-шкалой» (F означает фашизм), которая выдает оценку на основе ответа субъекта. к набору предложений. «Чтобы создать личностный тест, который действительно выявил скрытый авторитаризм, исследователям пришлось отказаться от идеи о тесной связи между антисемитизмом и авторитаризмом», — пишет Аннали Ньюитц из Ars Technica. «Хотя их опыт, связанный с Холокостом, предполагал причинно-следственную связь между ненавистью к евреям и подъемом фашизма, оказалось, что людей с авторитарными наклонностями правильнее было бы назвать этноцентричными».
Эти потенциальные авторитаристы также, как показало исследование Адорно и его сотрудников, «склонны не доверять науке и крайне не одобряют идею использования воображения для решения проблем. Они предпочитали придерживаться проверенных традиционных методов организации общества». Другие тенденции включали «суеверие, агрессию, цинизм, консерватизм и чрезмерный интерес к частной сексуальной жизни других». Все эти результаты были использованы для теста F-шкалы, который состоял из утверждений, приведенных ниже. Для каждого утверждения участники должны были выбрать один из следующих вариантов: «Совершенно не согласен», «В основном не согласен», «Частично не согласен», «Частично согласен», «Согласен» или «В основном согласен».
- Послушание и уважение к авторитетам — самые важные добродетели, которым должны учиться дети.
- Человек с плохими манерами, привычками и воспитанием вряд ли может рассчитывать на то, что поладит с порядочными людьми.
- Если бы люди меньше говорили и больше работали, всем было бы лучше.
- Деловой человек и промышленник гораздо важнее для общества, чем художник и профессор.
- Наука имеет свое место, но есть много важных вещей, которые человеческий разум никогда не сможет понять.
- Каждый человек должен полностью верить в некую сверхъестественную силу, решениям которой он беспрекословно подчиняется.
- У молодых людей иногда возникают бунтарские идеи, но по мере взросления они должны преодолеть их и успокоиться.
- Больше всего, чем законы и политические программы, эта страна нуждается в нескольких смелых, неутомимых, преданных лидерах, которым народ может доверять.
- Ни одному здравомыслящему, нормальному, порядочному человеку и в голову не придет причинить боль близкому другу или родственнику.
- Никто никогда не узнавал ничего действительно важного, кроме как через страдания.
- Больше всего молодежи нужна строгая дисциплина, твердая решимость и желание работать и бороться за семью и страну.
- Оскорбление нашей чести всегда должно быть наказано.
- Преступления на сексуальной почве, такие как изнасилование и нападения на детей, заслуживают большего, чем просто тюремное заключение; таких преступников следует публично выпороть, или того хуже.
- Вряд ли есть что-то ниже человека, не испытывающего к своим родителям большой любви, благодарности и уважения.
- Большинство наших социальных проблем было бы решено, если бы мы могли каким-то образом избавиться от аморальных, нечестных и слабоумных людей.
- гомосексуалы едва ли лучше преступников и должны быть строго наказаны.
- Когда у человека есть проблема или тревога, ему лучше не думать об этом, а заняться более веселыми делами.
- В настоящее время все больше и больше людей вникают в дела, которые должны оставаться личными и частными.
- Некоторые люди рождаются с желанием прыгать с высоты.
- Людей можно разделить на два различных класса: слабые и сильные.
- Когда-нибудь, вероятно, будет показано, что астрология может многое объяснить.
- Войны и социальные неурядицы могут когда-нибудь закончиться землетрясением или наводнением, которое уничтожит весь мир.
- Никакая слабость или трудности не могут нас удержать, если у нас достаточно силы воли.
- Лучше всего использовать некоторые довоенные авторитеты в Германии для поддержания порядка и предотвращения хаоса.
- Большинство людей не осознают, насколько наша жизнь зависит от заговоров, вынашиваемых в тайных местах.
- Человеческая природа такова, что всегда будут войны и конфликты.
- Знакомство порождает презрение.
- В наше время, когда столько разных людей передвигаются и так много смешиваются между собой, человек должен особенно тщательно защищать себя от того, чтобы не подхватить от них заразу или болезнь.
- Бурная сексуальная жизнь древних греков и римлян была спокойна по сравнению с некоторыми событиями в этой стране, даже там, где люди меньше всего этого ожидали.
- Настоящий американский образ жизни исчезает так быстро, что для его сохранения может потребоваться сила.
Вы можете сами пройти тест здесь. Но не относитесь к этому слишком серьезно: шкала F «подвергалась резкой критике со стороны многих психологов, потому что она является лучшим показателем консерватизма, старомодного мировоззрения и склонности говорить «да» чему угодно, а не как мера авторитаризма», — пишут Фердинанд А.