Красноречие это что: Красноречие это

Роды и виды красноречия

Законы риторики — приёмы, используемые в речи для достижения общериторического идеала.

Его реализации способствует выполнение принципов:

  1. Внимания к адресату

  2. Близости содержания речи интересам адресатов

  3. Конкретности в изложении материала

  4. Принцип движения — аудитория должна почувстовать, что речь происходит во времени и в пространстве

Ораторское искусство никогда не было однородным. В зависимости от конкретной сферы применения оно подразделялось на различные роды и виды.

Роды и виды красноречия выделяются в зависимости от сферы коммуникации, соответствующей одной из основных функций речи: общению, сообщению и воздействию.

Существует несколько сфер коммуникации: научная (лекция, научный доклад), деловая (дипломатическая речь, выступление на съезде), информационно-пропагандистская (митинговая речь) и социально-бытовая (юбилейная речь, тост). Конечно, такое деление не имеет абсолютного характера. Например, выступление на социально-экономическую тему может обслуживать научную сферу (научный доклад), деловую сферу (доклад на съезде), информационно-пропагандистскую сферу (выступление пропагандиста в группе слушателей). По форме они также будут иметь общие черты.

В современной практике публичного общения выделяют следующие роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (церковно-богословское)

Род красноречия — это область ораторского искусства, характеризующаяся наличием определенного объекта речи, специфической системой его разбора и оценки. Результатом дальнейшей дифференциации на основании более конкретных признаков, являются виды или жанры.

Эта классификация носит ситуативно-тематический характер, так как, во-первых, учитывается ситуация выступления, во-вторых, тема и цель выступления.

К социально-политическому красноречию относятся выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, этико-нравственные темы, выступления по вопросам научно-технического прогресса, отчетные доклады на съездах, собраниях, конференциях, дипломатические, политические, военно-патриотические, митинговые, агитаторские, парламентские речи.

Академическое красноречие — род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой. К этому роду относятся вузовская лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция. Конечно, академическое красноречие близко научному стилю речи, но в то же время в нем нередко используются выразительные, изобразительные средства.

Судебное красноречие — это род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан. Обычно выделяют прокурорскую, или обвинительную, речь и адвокатскую, или защитительную, речь.

К социально-бытовому красноречию относится юбилейная речь, посвященная знаменательной дате или произнесенная в честь отдельной личности, носящая торжественный характер; приветственная речь; застольная речь, произносимая на официальных, например дипломатических, приемах, а также речь бытовая; надгробная речь, посвященная ушедшему из жизни.

Духовное (церковно-богословское) красноречие — древний род красноречия, имеющий богатый опыт и традиции. Выделяют проповедь (слово), которую произносят с церковного амвона или в другом месте для прихожан и которая соединяется с церковным действием, и речь официальную, адресованную самим служителям церкви или другим лицам, связанным с официальным действием.

Читать книгу «Удивительная риторика» онлайн полностью📖 — М. В. Климовой — MyBook.

Введение

Мы общаемся каждый день, говорим и слушаем, выступаем перед публикой, внимаем чужим речам, смотрим по телевизору передачи, рекламу, слушаем радио, читаем газеты. В нашей жизни речь занимает одно из самых важных мест, поэтому она, как любое явление жизни людей, подвергается изучению и систематизации.

Изучением человеческой речи занимается риторика. В общем смысле риторика – это наука об отношении мысли к слову. Иными словами, она изучает, как мы выражаем словами то, о чем думаем. В более узком понимании риторика – это наука об ораторском искусстве, теория красноречия. Эта наука изучает законы речи, направленной на убеждение.

Не все при рождении получают талант красноречия. Однако овладеть секретами искусной речи может каждый, развивая в себе способность излагать свои мысли, эмоциональность, интеллект, память, внимание.

Цель настоящего издания – рассказать о риторике, о науке, предметом которой является устная речь во всем ее многообразии. Грамотная речь – это неотъемлемая составляющая образа цивилизованного, воспитанного, умного человека. Научившись выступать публично, можно завоевать симпатии множества людей, создать хорошее впечатление о себе, добиться успеха.

Искусство красиво и убедительно говорить ценилось во все времена. Убедительное выступление может менять взгляды слушателей, их мнение и даже жизнь. Знаменитые речи признанных ораторов не раз изменяли ход истории целых стран.

Впрочем, умение говорить пригодится и в повседневной жизни: человек, умеющий убеждать своих собеседников, обладающий ясным умом и многими знаниями, легче достигает поставленных целей на работе, в общественной и личной жизни. Поэтому умение красиво и выразительно говорить очень важно.

В книге мы расскажем о том, как правильно составить речь, как грамотно вести дискуссию, как произвести хорошее впечатление на публику, как удержать внимание слушателей. Увлекательные истории из жизни признанных ораторов помогут читателю лучше разобраться в предмете.

Книга будет интересна школьникам, студентам, а также всем тем, кто хотел бы научиться убедительно и красиво говорить.

Наука говорить

Риторика вчера, сегодня, завтра

Зарождение искусства красноречия

Красноречие, то есть искусство красиво и убедительно говорить, появилось очень давно. В древних государствах, таких как Вавилон, Египет, Ассирия и др., изящная словесность использовалась чаще всего для восхваления царей и прекрасных цариц. Пламенные речи произносили и сами государи, к примеру, чтобы убедить своих политических союзников выступить против их врагов в очередной военной кампании. А главнокомандующие произносили краткие, но емкие речи, чтобы вдохновить храбрых воинов перед началом битвы.

Однако как наука риторика зародилась в Древней Греции. Эллада в V веке до н. э. переживала расцвет нового политического строя – демократии, для которой была характерна относительная гласность. Каждый гражданин мог принимать участие в решении социально-политических проблем, обращаясь с выступлением непосредственно к народному собранию. Демократическим путем решались и судебные споры: любой мог выступить в роли обвинителя или защитника обвиняемого.

Естественно, в выгодном положении находился тот, кто мог пламенной речью привлечь народ на свою сторону. Так красноречие стало необходимым практически каждому человеку и появилась потребность в обучении ораторскому искусству.

Первыми учителями стали те, кто обладал талантом искусно говорить. Таких знатоков стали называть софистами (от греч. sophistes — «мастер, мудрец, изобретатель»).

Софисты разработали основы теории красноречия, определили содержание обучения риторике. Они учили своих подопечных выбирать оптимальную длину речи и фразы, заботиться о благозвучии, пользоваться специальной лексикой, украшать речь при помощи разных приемов и т. п. Речи учителей-софистов Горгия (485–380 до н. э.), автора одного из первых учебников красноречия, Продика (465–395 до н. э.), Протагора (490–420 до н. э.) и других являются образцами и в наше время.

Однако софисты слишком увлекались поиском хитроумных уловок в речи и не особенно заботились об истине. За это их школу подверг критике Сократ (470–399 до н. э.), считавший истину божественной мерой всех вещей. Того же мнения придерживался и ученик Сократа Платон (427–347 до н. э.), по мнению которого, подлинное красноречие основано на знании истины, которую надо постичь и составить о ней мнение.

Особое значение в развитии риторики принадлежит Аристотелю (384–322 до н. э.), который изложил свои взгляды в книге «Риторика». Цель этой науки он определял как способность «находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета…». Аристотель уделял большое внимание технической стороне речи: происхождению способов убеждения, сущности и особенностям стиля речи, ее композиции.

Под влиянием греческой культуры искусство красноречия стало развиваться и в Древнем Риме. Римляне также высоко ценили умение человека красиво и ясно излагать свои мысли. Государственные дела здесь решались в народном собрании, сенате и суде, где мог выступить любой свободный гражданин. В таких общественных условиях ораторское мастерство было широко распространенным явлением.

В Древнем Риме вершиной развития ораторского искусства считается творчество Марка Туллия Цицерона (106—43 до н. э.). В своих книгах он разработал целую программу подготовки настоящего оратора. Он полагал, что начинать обучение надо с усвоения общеизвестных правил, к которым относятся знания о цели выступления и задачах оратора, общих местах, родах красноречия, композиции речи, средствах ее украшения и т.  д. Особо Цицерон подчеркивал важность заранее подготовленных речей: «…хоть и полезно говорить часто без приготовления, однако же гораздо полезнее дать себе время на размышление и зато уж говорить тщательней и старательней».

Преподаватель риторики и судебный адвокат Марк Фабий Квинтилиан (36–96 н. э.) создал даже целый труд под названием «Риторические наставления», который содержит серьезный анализ теоретического и практического красноречия, мысли о воспитании оратора, рекомендации для чтения произведений. Особой заслугой Квинтилиана стало повышенное внимание к логике выступления, к улучшению техники речи, к жестам и мимике в ораторской практике.

В Средние века риторика, воспринявшая основные нормы античной теории красноречия, приобрела новые черты. Господствующим жанром стало церковное красноречие, и задачи оратора заключались в основном в разъяснении и иллюстрировании известных положений Священного Писания. Цитирование и ссылка на авторитеты стали основными элементами выступлений.

Эпоха Возрождения ознаменовалась бурным ростом культуры во всех областях. Красноречие приобрело более широкое распространение и получило социально-политическую направленность. С этого времени риторика заняла прочное место в программе школ и университетов по всему миру и стала частью гуманитарного образования.

В России первая книга по риторике появилась в начале XVII века. Это был перевод учебника немецкого гуманиста Филиппа Меланхтона (1497–1560), содержащий начальные сведения о риторике, ее частях, видах речей и украшении речи.

В начале XVIII века Феофан Прокопович (1681–1736) написал (на латыни) риторическое сочинение, составленное по материалам лекционного курса, прочитанного им в 1706–1707 годах в Киево-Могилянской академии. Значительный вклад в развитие риторики в России внес и М. В. Ломоносов (1711–1765), написав «Краткое руководство к красноречию». Ученый определял риторику как науку о письменной и устной речи на государственные, общественные и религиозно-философские темы. Ломоносовский учебник был первой российской хрестоматией, содержавшей образцы из произведений античных, европейских и отечественных риторов.

В XIX веке расцвет риторики был связан с судебной реформой 1860-х годов. Прения сторон в суде привели к развитию судебного красноречия. Среди блестящих ораторов были прокурор и судья А. Ф. Кони, адвокаты Ф. Н. Плевако, П. А. Александров, С. А. Андреевский, Н. П. Карабчевский, А. И. Урусов и многие другие.

В XX веке активизация геополитических процессов вызвала подъем интереса к политической ораторской речи. Большой вклад в развитие риторики внесли выдающиеся ученые и общественные деятели: В. Э. Мейерхольд, А. В. Луначарский, Л. В. Щерба, Н. А. Энгельгардт, Б. М. Эйхенбаум, Л. П. Якубинский и др.

Бурное развитие средств массовой информации не могло не сказаться на возрастании интереса к риторике. Поэтому роль риторики в XXI веке, который все чаще называют веком информационного общения, становится все более важной.

Такая разная риторика

Принято различать общую и частную риторики. Общая риторика представляет собой науку об универсальных принципах и правилах построения хорошей речи, не зависящих от конкретной сферы ее применения. Частная риторика рассматривает особенности отдельных видов речи в связи с условиями ее произнесения, функциями речи и сферами деятельности человека.

В составе риторики выделяют теорию и историю красноречия. История изучает, как изменялось красноречие в зависимости от временного периода у разных народов. Теория красноречия исследует его неизменные или меняющиеся законы. Именно теория красноречия как раз и делится на общую риторику и частную риторику. Общая изучает законы, которые можно применить ко всем речам, а частная – такие законы, которые свойственны отдельным видам речи.

Главным образом риторика изучает следующие виды речи – академическую, социально-политическую, судебную, духовную (церковно-богословскую) и социально-бытовую.

Академическое красноречие также называют лекционным. Это важный и довольно объемный раздел риторики, ведь в нем рассматривается красноречие, направленное на обучение, а учеба – один из самых важных этапов в жизни каждого человека. Виды академической речи – научная лекция, научно-популярная лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение. Культуру академической речи в России проповедовали такие великие ученые и преподаватели, как В. О. Ключевский, С. М. Соловьев, В. В. Виноградов, А. А. Ухтомский.

Социально-политическое красноречие хорошо известно всем нам. Это речи политических деятелей, которые они произносят с трибун. Примером такого выступления является ежегодное Послание президента России Федеральному собранию. Общение президента с простыми гражданами в рамках «Прямой линии» также строится с использованием приемов политического искусства речи. Примеров социально-политического красноречия история знает множество. Это высказывания знаменитых полководцев Суворова и Кутузова, речи вождей мировых революций: Робеспьера – во Франции, Ленина – в России. Многие политики делали блестящую карьеру только благодаря силе слова и умению с его помощью «вести за собой массы».

Судебное красноречие получило свое логическое развитие еще на заседаниях суда Древней Греции. Этот вид речи имеет смысл только в том случае, когда суд – гласный, то есть проходит в условиях свободы слова, на нем присутствуют адвокат и прокурор, судья и присяжные заседатели (непрофессиональные судьи). Судебная риторика имеет смысл лишь там, где у обвиняемого есть возможность оправдать себя.

Особую роль публичная речь играла в религии. Библия – не что иное, как один из первых источников риторической речи, ведь она построена особым образом и призвана воздействовать на верующих, привить им особые взгляды. А Иисус Христос с помощью речей убеждал своих учеников и последователей принять Бога и следовать заповедям. Можно сказать, что проповеди Иисуса Христа – один из первых примеров риторической речи.

Духовное (церковно-богословское) красноречие – это главным образом проповеди. Все священнослужители в духовных семинариях получают уроки церковной риторики, так как впоследствии должны сами составлять и читать проповеди перед прихожанами.

К социально-бытовому красноречию относятся юбилейная речь (посвященная знаменательной дате или произнесенная в честь отдельной личности, носящая торжественный характер), приветственная речь, застольная речь (произносимая на официальных, в том числе и дипломатических, приемах), надгробная речь (посвященная ушедшему из жизни), а также речь бытовая. Одним из видов социально-бытового красноречия было придворное. Для него характерно пристрастие к высокому слогу, пышным искусственным метафорам и сравнениям.

Различают виды речи и в зависимости от цели. Так, если целью является передача информации, речь называют информирующей. Эмоционально-оценочная речь направлена на восхваление или порицание, то есть на выражение оценки предмету речи, а аргументирующая речь призвана доказать какое-либо утверждение.

Реклама – отрасль риторики

В XX веке реклама стала двигателем торговли. Имеет ли она отношение к риторике? Да, причем самое непосредственное!

Красноречие — Wikiquote

Взято из Wikiquote

Перейти к навигацииПерейти к поиску

Действие — это красноречие. ~ Уильям Шекспир в Кориолан Правильно ли художник имитирует тело, если он направляет свою кисть без какого-либо метода, и если его рука двигается наугад и линии не рисуются с искусством? Точно так же вы не сможете показать чувства своего ума перед глазами других, если не будете использовать подходящие и четкие слова, подходящее расположение слов и правильный порядок предложений. Ибо подобно тому, как мы представляем тела посредством цветов, мы представляем чувства нашего ума посредством речи. ~ Филипп Меланхтон

Красноречие (от латыни eloquentia ) беглое, убедительное, элегантное или убедительное выступление на публике. В первую очередь это способность выражать сильные эмоции ярким и подходящим языком, тем самым вызывая убеждение или убеждение. Этот термин также используется для письма беглым стилем.

Содержание

  • 1 Цитаты
    • 1.1 Шестнадцатый век
    • 1.2 Семнадцатый век
    • 1.3 Восемнадцатый век
    • 1.4 Девятнадцатый век
    • 1,5 ХХ век
    • 1.6 Новая энциклопедия практических цитат Хойта
  • 2 Внешние ссылки

Шестнадцатый век[править]

  • Правильно ли художник имитирует тело, если он направляет свою кисть без какого-либо метода, и если его рука двигается наугад и линии проведены неискусно? Точно так же вы не сможете показать чувства своего ума перед глазами других, если не будете использовать подходящие и четкие слова, подходящее расположение слов и правильный порядок предложений. Ибо подобно тому, как мы представляем тела посредством цветов, мы представляем чувства нашего ума посредством речи.
    • Филипп Меланхтон, «Похвала красноречию» (1523), Речи о философии и образовании , К. Салазар, пер. (1999), с. 63
  • Видите ли, по какой причине я рекомендую вам изучение красноречия — потому что мы не можем ни объяснить, чего хотим сами, ни понять сохранившиеся письмена, написанные нашими предками, если мы тщательно не изучим твердое правило для разговора. Со своей стороны, я не вижу, как могут быть другие, которые не хотят ни объяснить, что они думают, ни понять то, что превосходно сказано.
    • Филипп Меланхтон, «Похвала красноречию» (1523), Речи о философии и образовании , К. Салазар, пер. (1999), с. 64
  • Тень следует за телом не ближе, чем красноречие сопровождает проницательность.
    • Филипп Меланхтон, «Похвала красноречию» (1523), Речи о философии и образовании , К. Салазар, пер. (1999), с. 65
  • Как вы думаете, что, по вашему мнению, было у древних римлян в том, что они называли искусством речи человечества? Они рассудили, что, бесспорно, изучением этих дисциплин не только утончается язык, но и исправляются дикость и варварство умов людей.
    • Филипп Меланхтон, «Похвала красноречию» (1523), Речи о философии и образовании , К. Салазар, пер. (1999), с. 66
  • Человек во всем мире новой моды посажен,
    У которого в голове целая куча фраз.
    • Уильям Шекспир, Потерянный труд любви (ок. 1595-6), действие I, сцена 1, строка 165.
      Так сладка и многословна его речь.
      • Уильям Шекспир, Потерянный труд любви (ок. 1595-6), акт II, сцена 1, строка 74.
        • Уильям Шекспир, Ромео и Джульетта (1597), действие III, сцена 2, строка 32.
          Тогда я похвалю ее болтливость,
          И скажу, что она изрекает пронзительное красноречие.
          • Уильям Шекспир, Укрощение строптивой (ок. 1593-1594), Акт II, сцена 1, строка 175.

        Семнадцатый век

        • Уильям Шекспир, Кориолан (ок. 1607-08), Акт III, сцена 2, строка 76.

      Восемнадцатый век мир, предупреждающий клич против «англосаксонской заразы».

      • Мэтью Арнольд, Очерк критики (1709), вторая серия. Очерк о Мильтоне. Первый пар. («Самый красноречивый голос», как говорят, принадлежит Эмерсону; утверждается, что это Кольридж и Хьюго).
    • В дискурсе может потребоваться анимированное «Нет»
      Чтобы очистить поверхность и заставить ее течь;
      Но все же помните, если хотите угодить,
      Скромно и непринужденно отстаивать свою точку зрения.
      • Уильям Каупер, Conversation (1782), линия 101.
    • Но пока слушаешь, Сенаты висят на твоем языке,
      Спускаясь по лабиринту красноречия
      Свиток периодов, слаще ее песни.
      • Джеймс Томсон, Времена года , Осень (17:30).

    Девятнадцатый век[править]

    • Но до высшей отметки, чем может достичь песня,
      Поднялось это чистое красноречие.
      • Уильям Вордсворт, Экскурсия (1814 г.), Книга VII.

    Двадцатый век[править]

    • Отрицание лучшего себя запечатывает губы или оскверняет их. Их открывает верность убеждениям, и истина расцветает красноречием. … Тот, кто стремится овладеть искусством выражения, должен прежде всего полностью посвятить себя какому-то великому делу.
      • Юджин В. Дебс, «Секрет эффективного выражения» (1911)
    • Недоверие, которое крестьяне и дети проявляют к бойким людям, всегда поддерживало представление о той несправедливости, которая делала язык слугой наживы.
      • Макс Хоркхаймер, «Конец разума», The Essential Frankfurt School Reader (1982), стр. 38-39 .
        • Бертран Рассел, Власть: новый социальный анализ (1938), гл. 18: Укрощение силы.
      • Красноречие — искусство республиканское, а разговор — искусство аристократическое.
        • Джордж Сантаяна, Характер и мнение в США (1920), с. 7

      Новая энциклопедия практических цитат Хойта 219-20.
      • Любую тему, о которой он говорил или писал, он украшал самым блестящим красноречием.
        • Филип Стэнхоуп, 4-й граф Честерфилд, Персонаж Болингброка .
      • Is enim est eloquens qui et humilia subtiliter, et magna graviter, et mediocria умеренный potest dicere.
        • Он красноречивый человек, который может относиться к скромным предметам с деликатностью, к возвышенным вещам впечатляюще, а к умеренным вещам сдержанно.
        • Цицерон, Де Ораторе , XXIX.
      • Il embellit tout qu’il touche.
        • Он украшал все, к чему прикасался.
        • François Fénelon, Lettre sur les Occupations de l’Académie Française , Раздел IV.
      • Хорошая речь та, из которой ничего нельзя вырвать, не врезавшись в самое сердце.
        • Святой Франциск Сальский, Письмо о красноречии .
      • L’éloquence est au sublime ce que le tout est à sa party.
        • Красноречие для возвышенного то же, что целое для своей части.
        • Jean de La Bruyère, Les Caractères , Глава I.
      • Красноречие можно найти в разговорах и во всех видах письма; его редко находят при поиске, а иногда обнаруживают там, где его меньше всего ожидают.
        • Жан де Ла Брюйер, Персонажи , Глава I’ 55.
      • Нечестивое красноречие перенесено из бара, где Лемэтр, Пюсель и Фуркруа раньше практиковали его и где оно устарело, к кафедре, где это неуместно.
        • Жан де Ла Брюйер, Персонажи , Глава XVI. 2.
      • В тоне голоса, в глазах и в воздухе говорящего столько же красноречия, сколько в его выборе слов.
        • Франсуа де Ларошфуко, Правила и моральные изречения , № 261.
      • Истинное красноречие состоит в том, чтобы говорить все, что необходимо, и ничего, кроме того, что необходимо.
        • Франсуа де Ларошфуко, Максимы и моральные приговоры , № 262.
      • Когда толпа служителей так громко аплодирует тебе, Помпоний, красноречиво не ты, а твой пир.
        • Боевой, Эпиграммы (ок. 80-104 н.э.), Книга VI, Послание 48.
      • * * как та нечестная победа ,
        [Исократ, знаменитый оратор Греции.]
        • Джон Мильтон, Sonnet X.
      • In causa facili cuivis licet esse diserto.
        • В легком деле любой человек может быть красноречивым.
        • Овидий, Тристиум , III. 11. 21.
      • L’éloquence est une peinture de la pensée.
        • Красноречие — это картина мыслей.
        • Блез Паскаль, Мысли, XXIV. 88.
      • Он с красноречием, как с пламенем; ему нужно топливо, чтобы питать его, движение, чтобы возбуждать его, и он становится ярче, когда горит.
        • Уильям Питт Младший, Парафраз Тацита .
      • Излей весь поток красноречия,
        Безмятежно чистый, но в то же время божественно сильный.
        • Александр Поуп, Подражание Горацию , Книга II, Послание II, строка 171.
      • Omnium artium domina [eloquentia].
        • [Красноречие] владычица всех искусств.
        • Тацит, De Oratoribus , XXXII.
      • Magna eloquentia, sicut flamma, materia alitur, et motibus excitatur et urendo clarescit.
        • Это красноречие пламени; ему нужна материя, чтобы питать его, движение, чтобы возбуждать его, и он становится ярче, когда горит.
        • Тацит, De Oratoribus , XXXVI.

      Внешние ссылки[править]

      Википедия

      В Википедии есть статья о:

      Красноречие

      Викисловарь

      Ищите красноречие в Викисловаре, бесплатном словаре

      Поиск подходящего стиля во Франции раннего Нового времени

      Красноречие не напрасно: поиск подходящего стиля во Франции раннего Нового времени теории красноречия во Франции начала шестнадцатого века. Красноречие — это заветное общее место, унаследованное гуманистами от Древней Греции и Рима. Оно обозначает мощное сочетание элегантной речи и непреодолимой убедительной силы, будь то в устной или письменной форме. Ранние современные писатели стремились перевести эту лингвистическую силу на свой родной язык, чтобы укрепить как свой язык, так и свою литературу. Двойные проекты формирования французского красноречия и сильного французского языка — другими словами, «сделать красноречие французским» и «сделать французский красноречивым» — участвуют в растущем чувстве национализма, опосредованном дискурсами о национальном языке и литературе. В то же время, однако, образное письмо проявляет меньше интереса к историям успеха красноречивой Франции и больше к неудачам красноречия. Процесс приручения красноречия вызывает идеологический разрыв между творческим письмом и предписывающими текстами, такими как трактаты по риторике и поэзии. Авторы моего корпуса в основном ссылаются на традицию риторической теории, чтобы подорвать ее, и тем самым разоблачают тщеславие красноречия. Каковы ставки за репрезентацией такого провала в более широком масштабе гуманистического проекта, в основе которого лежит такой язык? Что говорит нам недостаток красноречия о народном литературном произведении раннего Нового времени?

      Взяв эти вопросы за отправную точку, эта диссертация исследует, как классические и ренессансные концепции красноречия анализируются в трех основных прозаических произведениях, опубликованных до публикации «Защиты и иллюстрации французского языка» Иоахима Дю Белле в 1549 году. определяются одним, единственным жанром: вместо этого они представляют собой текстовые гибриды, заимствующие дискурсивные практики из истории, басни, хроники, автобиографии, романа и романа. Утверждение этой диссертации заключается в том, что авторы моего корпуса полностью используют многообразие возможностей гибридного воображаемого письма, чтобы подвергнуть сомнению красноречие и, более конкретно, разоблачить невозможность совершенного красноречия. Такое письмо обеспечивает как ущербное, так и идеальное пространство для этого исследования. Его недостаток в том, что образное письмо не может учесть традиционные требования устной красноречивой речи, а именно: убеждать, адаптируясь к потребностям момента и используя близость к аудитории, чтобы воздействовать на их аффективную реакцию. Красноречивая речь, напечатанная на бумаге, не может воссоздать речевой акт оратора. Однако образное письмо использует свою неподвижность именно для создания ситуаций, в которых красноречие может быть тщательно изучено. Становится важным расположить читающую аудиторию на безопасном расстоянии от чтения красноречия, поскольку красноречие часто изображается как вредная зараза. Идеальный читатель письменного красноречия — это тот, кто знает, как работает красноречие, и поэтому невосприимчив к его последствиям.

      Диссертация состоит из трех глав, каждая из которых посвящена крупным прозаикам начала шестнадцатого века во Франции: Жану Лемеру де Бельжу, Франсуа Рабле и Элизенн де Кренн. Анализу предшествует историческая и концептуальная вводная глава, и я заканчиваю заключением, которое предвосхищает более поздние стилистические эксперименты Мишеля де Монтеня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *