Роды и виды красноречия
Законы риторики — приёмы, используемые в речи для достижения общериторического идеала.
Его реализации способствует выполнение принципов:
Внимания к адресату
Близости содержания речи интересам адресатов
Конкретности в изложении материала
Принцип движения — аудитория должна почувстовать, что речь происходит во времени и в пространстве
|
Роды и виды красноречия выделяются в зависимости от сферы коммуникации, соответствующей одной из основных функций речи: общению, сообщению и воздействию.
В современной практике публичного общения выделяют следующие роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (церковно-богословское)
Род красноречия — это область ораторского искусства, характеризующаяся наличием определенного объекта речи, специфической системой его разбора и оценки. Результатом дальнейшей дифференциации на основании более конкретных признаков, являются виды или жанры.
Эта классификация носит ситуативно-тематический характер, так как, во-первых, учитывается ситуация выступления, во-вторых, тема и цель выступления.К социально-политическому красноречию относятся выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, этико-нравственные темы, выступления по вопросам научно-технического прогресса, отчетные доклады на съездах, собраниях, конференциях, дипломатические, политические, военно-патриотические, митинговые, агитаторские, парламентские речи.
Академическое красноречие — род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой. К этому роду относятся вузовская лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция. Конечно, академическое красноречие близко научному стилю речи, но в то же время в нем нередко используются выразительные, изобразительные средства.
Судебное красноречие — это род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан. Обычно выделяют прокурорскую, или обвинительную, речь и адвокатскую, или защитительную, речь.
К социально-бытовому красноречию относится юбилейная речь, посвященная знаменательной дате или произнесенная в честь отдельной личности, носящая торжественный характер; приветственная речь; застольная речь, произносимая на официальных, например дипломатических, приемах, а также речь бытовая; надгробная речь, посвященная ушедшему из жизни.
Духовное (церковно-богословское) красноречие — древний род красноречия, имеющий богатый опыт и традиции. Выделяют проповедь (слово), которую произносят с церковного амвона или в другом месте для прихожан и которая соединяется с церковным действием, и речь официальную, адресованную самим служителям церкви или другим лицам, связанным с официальным действием.
Читать книгу «Удивительная риторика» онлайн полностью📖 — М. В. Климовой — MyBook.
Введение
Мы общаемся каждый день, говорим и слушаем, выступаем перед публикой, внимаем чужим речам, смотрим по телевизору передачи, рекламу, слушаем радио, читаем газеты. В нашей жизни речь занимает одно из самых важных мест, поэтому она, как любое явление жизни людей, подвергается изучению и систематизации.
Изучением человеческой речи занимается риторика. В общем смысле риторика – это наука об отношении мысли к слову. Иными словами, она изучает, как мы выражаем словами то, о чем думаем. В более узком понимании риторика – это наука об ораторском искусстве, теория красноречия. Эта наука изучает законы речи, направленной на убеждение.
Не все при рождении получают талант красноречия. Однако овладеть секретами искусной речи может каждый, развивая в себе способность излагать свои мысли, эмоциональность, интеллект, память, внимание.
Цель настоящего издания – рассказать о риторике, о науке, предметом которой является устная речь во всем ее многообразии. Грамотная речь – это неотъемлемая составляющая образа цивилизованного, воспитанного, умного человека. Научившись выступать публично, можно завоевать симпатии множества людей, создать хорошее впечатление о себе, добиться успеха.
Искусство красиво и убедительно говорить ценилось во все времена. Убедительное выступление может менять взгляды слушателей, их мнение и даже жизнь. Знаменитые речи признанных ораторов не раз изменяли ход истории целых стран.
Впрочем, умение говорить пригодится и в повседневной жизни: человек, умеющий убеждать своих собеседников, обладающий ясным умом и многими знаниями, легче достигает поставленных целей на работе, в общественной и личной жизни. Поэтому умение красиво и выразительно говорить очень важно.
В книге мы расскажем о том, как правильно составить речь, как грамотно вести дискуссию, как произвести хорошее впечатление на публику, как удержать внимание слушателей. Увлекательные истории из жизни признанных ораторов помогут читателю лучше разобраться в предмете.
Книга будет интересна школьникам, студентам, а также всем тем, кто хотел бы научиться убедительно и красиво говорить.
Наука говорить
Риторика вчера, сегодня, завтра
Зарождение искусства красноречия
Красноречие, то есть искусство красиво и убедительно говорить, появилось очень давно. В древних государствах, таких как Вавилон, Египет, Ассирия и др., изящная словесность использовалась чаще всего для восхваления царей и прекрасных цариц. Пламенные речи произносили и сами государи, к примеру, чтобы убедить своих политических союзников выступить против их врагов в очередной военной кампании. А главнокомандующие произносили краткие, но емкие речи, чтобы вдохновить храбрых воинов перед началом битвы.
Однако как наука риторика зародилась в Древней Греции. Эллада в V веке до н. э. переживала расцвет нового политического строя – демократии, для которой была характерна относительная гласность. Каждый гражданин мог принимать участие в решении социально-политических проблем, обращаясь с выступлением непосредственно к народному собранию. Демократическим путем решались и судебные споры: любой мог выступить в роли обвинителя или защитника обвиняемого.
Естественно, в выгодном положении находился тот, кто мог пламенной речью привлечь народ на свою сторону. Так красноречие стало необходимым практически каждому человеку и появилась потребность в обучении ораторскому искусству.
Первыми учителями стали те, кто обладал талантом искусно говорить. Таких знатоков стали называть софистами (от греч. sophistes — «мастер, мудрец, изобретатель»).
Софисты разработали основы теории красноречия, определили содержание обучения риторике. Они учили своих подопечных выбирать оптимальную длину речи и фразы, заботиться о благозвучии, пользоваться специальной лексикой, украшать речь при помощи разных приемов и т. п. Речи учителей-софистов Горгия (485–380 до н. э.), автора одного из первых учебников красноречия, Продика (465–395 до н. э.), Протагора (490–420 до н. э.) и других являются образцами и в наше время.
Однако софисты слишком увлекались поиском хитроумных уловок в речи и не особенно заботились об истине. За это их школу подверг критике Сократ (470–399 до н. э.), считавший истину божественной мерой всех вещей. Того же мнения придерживался и ученик Сократа Платон (427–347 до н. э.), по мнению которого, подлинное красноречие основано на знании истины, которую надо постичь и составить о ней мнение.
Особое значение в развитии риторики принадлежит Аристотелю (384–322 до н. э.), который изложил свои взгляды в книге «Риторика». Цель этой науки он определял как способность «находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета…». Аристотель уделял большое внимание технической стороне речи: происхождению способов убеждения, сущности и особенностям стиля речи, ее композиции.
Под влиянием греческой культуры искусство красноречия стало развиваться и в Древнем Риме. Римляне также высоко ценили умение человека красиво и ясно излагать свои мысли. Государственные дела здесь решались в народном собрании, сенате и суде, где мог выступить любой свободный гражданин. В таких общественных условиях ораторское мастерство было широко распространенным явлением.
В Древнем Риме вершиной развития ораторского искусства считается творчество Марка Туллия Цицерона (106—43 до н. э.). В своих книгах он разработал целую программу подготовки настоящего оратора. Он полагал, что начинать обучение надо с усвоения общеизвестных правил, к которым относятся знания о цели выступления и задачах оратора, общих местах, родах красноречия, композиции речи, средствах ее украшения и т. д. Особо Цицерон подчеркивал важность заранее подготовленных речей: «…хоть и полезно говорить часто без приготовления, однако же гораздо полезнее дать себе время на размышление и зато уж говорить тщательней и старательней».
Преподаватель риторики и судебный адвокат Марк Фабий Квинтилиан (36–96 н. э.) создал даже целый труд под названием «Риторические наставления», который содержит серьезный анализ теоретического и практического красноречия, мысли о воспитании оратора, рекомендации для чтения произведений. Особой заслугой Квинтилиана стало повышенное внимание к логике выступления, к улучшению техники речи, к жестам и мимике в ораторской практике.
В Средние века риторика, воспринявшая основные нормы античной теории красноречия, приобрела новые черты. Господствующим жанром стало церковное красноречие, и задачи оратора заключались в основном в разъяснении и иллюстрировании известных положений Священного Писания. Цитирование и ссылка на авторитеты стали основными элементами выступлений.
Эпоха Возрождения ознаменовалась бурным ростом культуры во всех областях. Красноречие приобрело более широкое распространение и получило социально-политическую направленность. С этого времени риторика заняла прочное место в программе школ и университетов по всему миру и стала частью гуманитарного образования.
В России первая книга по риторике появилась в начале XVII века. Это был перевод учебника немецкого гуманиста Филиппа Меланхтона (1497–1560), содержащий начальные сведения о риторике, ее частях, видах речей и украшении речи.
В начале XVIII века Феофан Прокопович (1681–1736) написал (на латыни) риторическое сочинение, составленное по материалам лекционного курса, прочитанного им в 1706–1707 годах в Киево-Могилянской академии. Значительный вклад в развитие риторики в России внес и М. В. Ломоносов (1711–1765), написав «Краткое руководство к красноречию». Ученый определял риторику как науку о письменной и устной речи на государственные, общественные и религиозно-философские темы. Ломоносовский учебник был первой российской хрестоматией, содержавшей образцы из произведений античных, европейских и отечественных риторов.
В XIX веке расцвет риторики был связан с судебной реформой 1860-х годов. Прения сторон в суде привели к развитию судебного красноречия. Среди блестящих ораторов были прокурор и судья А. Ф. Кони, адвокаты Ф. Н. Плевако, П. А. Александров, С. А. Андреевский, Н. П. Карабчевский, А. И. Урусов и многие другие.
В XX веке активизация геополитических процессов вызвала подъем интереса к политической ораторской речи. Большой вклад в развитие риторики внесли выдающиеся ученые и общественные деятели: В. Э. Мейерхольд, А. В. Луначарский, Л. В. Щерба, Н. А. Энгельгардт, Б. М. Эйхенбаум, Л. П. Якубинский и др.
Бурное развитие средств массовой информации не могло не сказаться на возрастании интереса к риторике. Поэтому роль риторики в XXI веке, который все чаще называют веком информационного общения, становится все более важной.
Такая разная риторика
Принято различать общую и частную риторики. Общая риторика представляет собой науку об универсальных принципах и правилах построения хорошей речи, не зависящих от конкретной сферы ее применения. Частная риторика рассматривает особенности отдельных видов речи в связи с условиями ее произнесения, функциями речи и сферами деятельности человека.
В составе риторики выделяют теорию и историю красноречия. История изучает, как изменялось красноречие в зависимости от временного периода у разных народов. Теория красноречия исследует его неизменные или меняющиеся законы. Именно теория красноречия как раз и делится на общую риторику и частную риторику. Общая изучает законы, которые можно применить ко всем речам, а частная – такие законы, которые свойственны отдельным видам речи.
Главным образом риторика изучает следующие виды речи – академическую, социально-политическую, судебную, духовную (церковно-богословскую) и социально-бытовую.
Академическое красноречие также называют лекционным. Это важный и довольно объемный раздел риторики, ведь в нем рассматривается красноречие, направленное на обучение, а учеба – один из самых важных этапов в жизни каждого человека. Виды академической речи – научная лекция, научно-популярная лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение. Культуру академической речи в России проповедовали такие великие ученые и преподаватели, как В. О. Ключевский, С. М. Соловьев, В. В. Виноградов, А. А. Ухтомский.
Социально-политическое красноречие хорошо известно всем нам. Это речи политических деятелей, которые они произносят с трибун. Примером такого выступления является ежегодное Послание президента России Федеральному собранию. Общение президента с простыми гражданами в рамках «Прямой линии» также строится с использованием приемов политического искусства речи. Примеров социально-политического красноречия история знает множество. Это высказывания знаменитых полководцев Суворова и Кутузова, речи вождей мировых революций: Робеспьера – во Франции, Ленина – в России. Многие политики делали блестящую карьеру только благодаря силе слова и умению с его помощью «вести за собой массы».
Судебное красноречие получило свое логическое развитие еще на заседаниях суда Древней Греции. Этот вид речи имеет смысл только в том случае, когда суд – гласный, то есть проходит в условиях свободы слова, на нем присутствуют адвокат и прокурор, судья и присяжные заседатели (непрофессиональные судьи). Судебная риторика имеет смысл лишь там, где у обвиняемого есть возможность оправдать себя.
Особую роль публичная речь играла в религии. Библия – не что иное, как один из первых источников риторической речи, ведь она построена особым образом и призвана воздействовать на верующих, привить им особые взгляды. А Иисус Христос с помощью речей убеждал своих учеников и последователей принять Бога и следовать заповедям. Можно сказать, что проповеди Иисуса Христа – один из первых примеров риторической речи.
Духовное (церковно-богословское) красноречие – это главным образом проповеди. Все священнослужители в духовных семинариях получают уроки церковной риторики, так как впоследствии должны сами составлять и читать проповеди перед прихожанами.
К социально-бытовому красноречию относятся юбилейная речь (посвященная знаменательной дате или произнесенная в честь отдельной личности, носящая торжественный характер), приветственная речь, застольная речь (произносимая на официальных, в том числе и дипломатических, приемах), надгробная речь (посвященная ушедшему из жизни), а также речь бытовая. Одним из видов социально-бытового красноречия было придворное. Для него характерно пристрастие к высокому слогу, пышным искусственным метафорам и сравнениям.
Различают виды речи и в зависимости от цели. Так, если целью является передача информации, речь называют информирующей. Эмоционально-оценочная речь направлена на восхваление или порицание, то есть на выражение оценки предмету речи, а аргументирующая речь призвана доказать какое-либо утверждение.
Реклама – отрасль риторики
В XX веке реклама стала двигателем торговли. Имеет ли она отношение к риторике? Да, причем самое непосредственное!
Красноречие — Wikiquote
Взято из Wikiquote
Перейти к навигацииПерейти к поиску
Действие — это красноречие. ~ Уильям Шекспир в Кориолан Правильно ли художник имитирует тело, если он направляет свою кисть без какого-либо метода, и если его рука двигается наугад и линии не рисуются с искусством? Точно так же вы не сможете показать чувства своего ума перед глазами других, если не будете использовать подходящие и четкие слова, подходящее расположение слов и правильный порядок предложений. Ибо подобно тому, как мы представляем тела посредством цветов, мы представляем чувства нашего ума посредством речи. ~ Филипп МеланхтонКрасноречие (от латыни eloquentia ) беглое, убедительное, элегантное или убедительное выступление на публике. В первую очередь это способность выражать сильные эмоции ярким и подходящим языком, тем самым вызывая убеждение или убеждение. Этот термин также используется для письма беглым стилем.
Содержание
- 1 Цитаты
- 1.1 Шестнадцатый век
- 1.2 Семнадцатый век
- 1.3 Восемнадцатый век
- 1.4 Девятнадцатый век
- 1,5 ХХ век
- 1.6 Новая энциклопедия практических цитат Хойта
- 2 Внешние ссылки
Шестнадцатый век[править]
- Правильно ли художник имитирует тело, если он направляет свою кисть без какого-либо метода, и если его рука двигается наугад и линии проведены неискусно? Точно так же вы не сможете показать чувства своего ума перед глазами других, если не будете использовать подходящие и четкие слова, подходящее расположение слов и правильный порядок предложений. Ибо подобно тому, как мы представляем тела посредством цветов, мы представляем чувства нашего ума посредством речи.
- Филипп Меланхтон, «Похвала красноречию» (1523), Речи о философии и образовании , К. Салазар, пер. (1999), с. 63
- Видите ли, по какой причине я рекомендую вам изучение красноречия — потому что мы не можем ни объяснить, чего хотим сами, ни понять сохранившиеся письмена, написанные нашими предками, если мы тщательно не изучим твердое правило для разговора. Со своей стороны, я не вижу, как могут быть другие, которые не хотят ни объяснить, что они думают, ни понять то, что превосходно сказано.
- Филипп Меланхтон, «Похвала красноречию» (1523), Речи о философии и образовании , К. Салазар, пер. (1999), с. 64
- Тень следует за телом не ближе, чем красноречие сопровождает проницательность.
- Филипп Меланхтон, «Похвала красноречию» (1523), Речи о философии и образовании , К. Салазар, пер. (1999), с. 65
- Как вы думаете, что, по вашему мнению, было у древних римлян в том, что они называли искусством речи человечества? Они рассудили, что, бесспорно, изучением этих дисциплин не только утончается язык, но и исправляются дикость и варварство умов людей.
- Филипп Меланхтон, «Похвала красноречию» (1523), Речи о философии и образовании , К. Салазар, пер. (1999), с. 66
- Человек во всем мире новой моды посажен,
У которого в голове целая куча фраз.- Уильям Шекспир, Потерянный труд любви (ок. 1595-6), действие I, сцена 1, строка 165.
Так сладка и многословна его речь.- Уильям Шекспир, Потерянный труд любви (ок. 1595-6), акт II, сцена 1, строка 74.
- Уильям Шекспир, Ромео и Джульетта (1597), действие III, сцена 2, строка 32.
Тогда я похвалю ее болтливость,
И скажу, что она изрекает пронзительное красноречие.- Уильям Шекспир, Укрощение строптивой (ок. 1593-1594), Акт II, сцена 1, строка 175.
Семнадцатый век
- Уильям Шекспир, Кориолан (ок. 1607-08), Акт III, сцена 2, строка 76.
- Уильям Шекспир, Ромео и Джульетта (1597), действие III, сцена 2, строка 32.
Восемнадцатый век мир, предупреждающий клич против «англосаксонской заразы».
- Мэтью Арнольд, Очерк критики (1709), вторая серия. Очерк о Мильтоне. Первый пар. («Самый красноречивый голос», как говорят, принадлежит Эмерсону; утверждается, что это Кольридж и Хьюго).
- Уильям Шекспир, Потерянный труд любви (ок. 1595-6), акт II, сцена 1, строка 74.
- В дискурсе может потребоваться анимированное «Нет»
Чтобы очистить поверхность и заставить ее течь;
Но все же помните, если хотите угодить,
Скромно и непринужденно отстаивать свою точку зрения.- Уильям Каупер, Conversation (1782), линия 101.
- Но пока слушаешь, Сенаты висят на твоем языке,
Спускаясь по лабиринту красноречия
Свиток периодов, слаще ее песни.- Джеймс Томсон, Времена года , Осень (17:30).
Девятнадцатый век[править]
- Но до высшей отметки, чем может достичь песня,
Поднялось это чистое красноречие.- Уильям Вордсворт, Экскурсия (1814 г.), Книга VII.
Двадцатый век[править]
- Отрицание лучшего себя запечатывает губы или оскверняет их. Их открывает верность убеждениям, и истина расцветает красноречием. … Тот, кто стремится овладеть искусством выражения, должен прежде всего полностью посвятить себя какому-то великому делу.
- Юджин В. Дебс, «Секрет эффективного выражения» (1911)
- Недоверие, которое крестьяне и дети проявляют к бойким людям, всегда поддерживало представление о той несправедливости, которая делала язык слугой наживы.
- Макс Хоркхаймер, «Конец разума», The Essential Frankfurt School Reader (1982), стр. 38-39 .
- Бертран Рассел, Власть: новый социальный анализ (1938), гл. 18: Укрощение силы.
- Красноречие — искусство республиканское, а разговор — искусство аристократическое.
- Джордж Сантаяна, Характер и мнение в США (1920), с. 7
- Любую тему, о которой он говорил или писал, он украшал самым блестящим красноречием.
- Филип Стэнхоуп, 4-й граф Честерфилд, Персонаж Болингброка .
- Is enim est eloquens qui et humilia subtiliter, et magna graviter, et mediocria умеренный potest dicere.
- Он красноречивый человек, который может относиться к скромным предметам с деликатностью, к возвышенным вещам впечатляюще, а к умеренным вещам сдержанно.
- Цицерон, Де Ораторе , XXIX.
- Il embellit tout qu’il touche.
- Он украшал все, к чему прикасался.
- François Fénelon, Lettre sur les Occupations de l’Académie Française , Раздел IV.
- Хорошая речь та, из которой ничего нельзя вырвать, не врезавшись в самое сердце.
- Святой Франциск Сальский, Письмо о красноречии .
- L’éloquence est au sublime ce que le tout est à sa party.
- Красноречие для возвышенного то же, что целое для своей части.
- Jean de La Bruyère, Les Caractères , Глава I.
- Красноречие можно найти в разговорах и во всех видах письма; его редко находят при поиске, а иногда обнаруживают там, где его меньше всего ожидают.
- Жан де Ла Брюйер, Персонажи , Глава I’ 55.
- Нечестивое красноречие перенесено из бара, где Лемэтр, Пюсель и Фуркруа раньше практиковали его и где оно устарело, к кафедре, где это неуместно.
- Жан де Ла Брюйер, Персонажи , Глава XVI. 2.
- В тоне голоса, в глазах и в воздухе говорящего столько же красноречия, сколько в его выборе слов.
- Франсуа де Ларошфуко, Правила и моральные изречения , № 261.
- Истинное красноречие состоит в том, чтобы говорить все, что необходимо, и ничего, кроме того, что необходимо.
- Франсуа де Ларошфуко, Максимы и моральные приговоры , № 262.
- Когда толпа служителей так громко аплодирует тебе, Помпоний, красноречиво не ты, а твой пир.
- Боевой, Эпиграммы (ок. 80-104 н.э.), Книга VI, Послание 48.
- * * как та нечестная победа ,
[Исократ, знаменитый оратор Греции.]- Джон Мильтон, Sonnet X.
- In causa facili cuivis licet esse diserto.
- В легком деле любой человек может быть красноречивым.
- Овидий, Тристиум , III. 11. 21.
- L’éloquence est une peinture de la pensée.
- Красноречие — это картина мыслей.
- Блез Паскаль, Мысли, XXIV. 88.
- Он с красноречием, как с пламенем; ему нужно топливо, чтобы питать его, движение, чтобы возбуждать его, и он становится ярче, когда горит.
- Уильям Питт Младший, Парафраз Тацита .
- Излей весь поток красноречия,
Безмятежно чистый, но в то же время божественно сильный.- Александр Поуп, Подражание Горацию , Книга II, Послание II, строка 171.
- Omnium artium domina [eloquentia].
- [Красноречие] владычица всех искусств.
- Тацит, De Oratoribus , XXXII.
- Magna eloquentia, sicut flamma, materia alitur, et motibus excitatur et urendo clarescit.
- Это красноречие пламени; ему нужна материя, чтобы питать его, движение, чтобы возбуждать его, и он становится ярче, когда горит.
- Тацит, De Oratoribus , XXXVI.
Внешние ссылки[править]
ВикипедияВ Википедии есть статья о:
Красноречие
ВикисловарьИщите красноречие в Викисловаре, бесплатном словаре
Поиск подходящего стиля во Франции раннего Нового времени
Красноречие не напрасно: поиск подходящего стиля во Франции раннего Нового времени теории красноречия во Франции начала шестнадцатого века. Красноречие — это заветное общее место, унаследованное гуманистами от Древней Греции и Рима. Оно обозначает мощное сочетание элегантной речи и непреодолимой убедительной силы, будь то в устной или письменной форме. Ранние современные писатели стремились перевести эту лингвистическую силу на свой родной язык, чтобы укрепить как свой язык, так и свою литературу. Двойные проекты формирования французского красноречия и сильного французского языка — другими словами, «сделать красноречие французским» и «сделать французский красноречивым» — участвуют в растущем чувстве национализма, опосредованном дискурсами о национальном языке и литературе. В то же время, однако, образное письмо проявляет меньше интереса к историям успеха красноречивой Франции и больше к неудачам красноречия. Процесс приручения красноречия вызывает идеологический разрыв между творческим письмом и предписывающими текстами, такими как трактаты по риторике и поэзии. Авторы моего корпуса в основном ссылаются на традицию риторической теории, чтобы подорвать ее, и тем самым разоблачают тщеславие красноречия. Каковы ставки за репрезентацией такого провала в более широком масштабе гуманистического проекта, в основе которого лежит такой язык? Что говорит нам недостаток красноречия о народном литературном произведении раннего Нового времени?
Взяв эти вопросы за отправную точку, эта диссертация исследует, как классические и ренессансные концепции красноречия анализируются в трех основных прозаических произведениях, опубликованных до публикации «Защиты и иллюстрации французского языка» Иоахима Дю Белле в 1549 году. определяются одним, единственным жанром: вместо этого они представляют собой текстовые гибриды, заимствующие дискурсивные практики из истории, басни, хроники, автобиографии, романа и романа. Утверждение этой диссертации заключается в том, что авторы моего корпуса полностью используют многообразие возможностей гибридного воображаемого письма, чтобы подвергнуть сомнению красноречие и, более конкретно, разоблачить невозможность совершенного красноречия. Такое письмо обеспечивает как ущербное, так и идеальное пространство для этого исследования. Его недостаток в том, что образное письмо не может учесть традиционные требования устной красноречивой речи, а именно: убеждать, адаптируясь к потребностям момента и используя близость к аудитории, чтобы воздействовать на их аффективную реакцию. Красноречивая речь, напечатанная на бумаге, не может воссоздать речевой акт оратора. Однако образное письмо использует свою неподвижность именно для создания ситуаций, в которых красноречие может быть тщательно изучено. Становится важным расположить читающую аудиторию на безопасном расстоянии от чтения красноречия, поскольку красноречие часто изображается как вредная зараза. Идеальный читатель письменного красноречия — это тот, кто знает, как работает красноречие, и поэтому невосприимчив к его последствиям.
Диссертация состоит из трех глав, каждая из которых посвящена крупным прозаикам начала шестнадцатого века во Франции: Жану Лемеру де Бельжу, Франсуа Рабле и Элизенн де Кренн. Анализу предшествует историческая и концептуальная вводная глава, и я заканчиваю заключением, которое предвосхищает более поздние стилистические эксперименты Мишеля де Монтеня.
- Макс Хоркхаймер, «Конец разума», The Essential Frankfurt School Reader (1982), стр. 38-39 .
- Уильям Шекспир, Потерянный труд любви (ок. 1595-6), действие I, сцена 1, строка 165.