Красноречивая речь: RHETORICAL MEANS | International Research Journal

RHETORICAL MEANS | International Research Journal

Колесникова Л.Н.

Член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, Почетный работник высшей школы, кандидат филологических наук, доцент, Орловский государственный университет

 РИТОРИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЭФФЕКТИВНОЙ РЕЧИ

 Аннотация

Цель статьи – выявить и описать наиболее важные риторические средства эффективной речи на примере анализа восприятия студентами речи современного российского преподавателя вуза. Практическое применение наше исследование находит на занятиях по риторике и культуре речи, русскому языку как иностранному, деловому общению и паблик рилейшнз на разных факультетах ОГУ.

Ключевые слова: риторика, риторические средства, эффективность речи, риторическая личность, риторическая культура личности

 Kolesnikova L. N.

Corresponding Member of the International Academy of Pedagogical Education, Honorary Worker of Higher Education, PhD in Philology, associate professor, Orel State University

EFFECTIVE SPEECH: RHETORICAL MEANS

            Abstract

Purpose of the article — to identify and describe the most important means of effective rhetorical question on the example of the perception of the students of the speech of the modern Russian university teacher. The practical application of our research is on the lessons of rhetoric and culture of speech, Russian as a foreign language, business communication and public relations in different departments at OSU .

Keywords: rhetoric, rhetorical tools, the effectiveness of speech, rhetorical identity, rhetorical culture of personality

 

Современная риторика разрабатывается на основе синтеза достижений многих гуманитарных наук: лингвистики и психолингвистики, социолингвистики и лингвокультурологии, теории коммуникации, этики, логики, семиотики и рассматривается учеными как учение об эффективной речи и риторической личности.

Риторическая личность – это языковая личность, риторически образованная, эффективно воздействующая и взаимодействующая с аудиторией своим словом, нравом, образом [Колесникова, 1998; 2007; 2013]. Речь представляет собой сложный психолингвопрагмариторический процесс, форму существования человеческого языка. Речь отражает менталитет, социальный статус, характер и культуру личности, индивидуальность человека, «речь – это человек в целом» (Цицерон). Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны, восприятие языковых конструкций, их понимание и
воздействие
на адресата речи, ибо как гласят русские пословицы, «речь – это в другого втечь», «с кем поведешься, от того и наберешься».

Эффективность речи (общения) определяется как коммуникативный успех. «Эффективность (от лат. effectivus – эффективный) речи – это свойство речи, свидетельствующее о том, насколько речь достигла поставленной задачи. Эффективность речи можно оценить лишь после произнесения речи или публикации текста по реакции слушателей или читателей. Воздействие речи направлено непосредственно на сознание адресатов, а ее эффект проявляется в различных формах, таких как изменение эмоционального состояния реципиента, его знаний о мире, отношений к тем или иным событиям и реалиям мира и др.»  [Азимов, Щукин, 2009]. Эффективность речи зависит от говорящего и слушающего, от их симпатий и антипатий, от их настроения в момент речи, поэтому «нам не дано предугадать, как наше слово отзовется…» (Ф.И. Тютчев). Однако оратору полезно учитывать фактор адресата речи, ситуацию общения (ибо все зависит от ситуации), а именно: обстановку общения (официальную/неофициальную), численность и социально-возрастной статус слушателей, цель и задачи речи, тональность общения. Добиться эффективности речи можно, изучая риторику и становясь риторической личностью.

Риторическая личность – видовое понятие языковой личности, и как любая языковая личность всегда этнически, социально, гендерно, профессионально маркирована. В частности, если рассмотреть русскую риторическую личность современного российского преподавателя вуза, то можно отметить следующие риторические средства создания эффективной речи, проанализировав, например, отзывы студентов Орловского государственного университета (более 3700 человек), которые в письменных опросах, проведенных нами с 2000 по 2015 годы на разные темы: «Эффективность речи преподавателя», «Риторический идеал современного преподавателя», «Что бы вы сказали своему любимому преподавателю?», отметили, что их любимые преподаватели всегда производили на них хорошее впечатление, потому что были

интеллигентны, обаятельны, гуманны (далее цитируем отзывы студентов как свидетельства и доказательства): «Преподаватель должен быть, прежде всего, хорошим человеком, Вы хороший человек!». Мнения студентов согласуются с мыслью Квинтилиана о том, что «прежде, чем стать оратором, надо стать сначала хорошим человеком».

Продолжаем анализ студенческих отзывов-комплиментов их любимым преподавателям: «У Вас всегда гармоничный образ!», «Вы всегда производите хорошее впечатление!», «Вы очень умны и интеллигентны», «Вы так обаятельны!», «Вы покоряете нас своей интеллигентностью!», «У Вас отличное отношение к студентам», «На Ваших занятиях у нас стресса», «Мы ходим к Вам на лекции с охотой и удовольствием», «Студенты Вас обожают!».

Следовательно, аудитория активно реагирует на внешний облик оратора, ей нравится его гармоничный образ, студенты тонко чувствуют характер, нрав, культуру преподавателя, его отношение к аудитории. Подтверждается мысль классика о том, что «мы слушаем не речь, а человека, который говорит» (Квинтилиан).

Говорящий творит свою аудиторию: «На Ваших парах всегда теплая атмосфера, и к Вашим словам хочется прислушиваться»; «Вы научили нас не бояться друг друга. С каждой парой прибавлялась уверенность, и выступать перед аудиторией было проще». «Преподаватель наш уважал студентов и общался с нами на равных, беседовал с нами, и мы лучше усваивали материал лекций». «Ваши пары сплотили нас, научили слушать и слышать друг друга». «На парах есть чему научиться, и есть возможность открыть в себе и развить что-то новое». «С Ваших пар не хочется уходить»; «После Ваших занятий еще пару дней отходишь, размышляя о жизни и о себе» и т.д. Важно, когда студенты выходят после лекций обновленными, переживающими, мыслящими.

Таким образом, аудитория ценит умение оратора заинтересовать слушателей темой речи и своей личностью, умением создать доброжелательную атмосферу общения, способствующую самореализации и развитию личности.

Многие отзывы студентов посвящены красноречию преподавателей, эффективности его речи: «Преподаватель умеет говорить так, что заслушаешься, и всегда помнит, что он преподаватель». «Посещая именно Ваши занятия, я как будто попадаю в другое измерение, то есть я слушаю очень внимательно, все запоминаю и улавливаю. Мне нравится слышать Вашу речь, тембр голоса, звук, интонации, я обретаю состояние полного удовлетворения. Сидя два часа, мне порой не хочется идти на другие лекции, так бы и сидела до конца дня

, слушая Вас. Я стараюсь тоже быть культурным, образованным человеком» (Значим личный пример преподавателя-ритора как образец для подражания – Л.К.).

В данных отзывах подмечено ценное качество: «Оратор не тот, кто охотно говорит сам, а тот, кого приятно слушать» (Сенека). Студенты внимательно относятся к личности преподавателя и его риторической культуре.  Риторическая культура личности преподавателя вуза – это нравственно-эстетическая и эмоционально-интеллектуальная культура его речевой деятельности, направленной на постижение истины и гармоничное развитие личности студента. Мы используем факты-отзывы студентов, как доказательства, потому что без позитивных фактов обсуждение любой проблемы не уходит дальше деклараций и отображения мышления самого исследователя.

Итак, мы выяснили, что риторическими средствами эффективной речи являются: 1)

нравственно-этические качества личности оратора: обаяние, интеллигентность, артистизм, ответственность за каждое сказанное слово, доброжелательное и уважительное отношение к аудитории, увлеченность и заинтересованность предметом речи, спокойствие, уверенность; 2) риторическая культура оратора: диалогизированное, т.е. субъект-субъектное общение с аудиторией, демократический стиль общения; красноречивая, умная и эмоциональная речь, создание благоприятного климата общения в аудитории; 3) гармоничный образ оратора – его приятный внешний облик; звучный и красивый голос, его тембр и разнообразные интонации, хорошая дикция, эстетическое исполнение речи, производящие благотворное воздействие на слушателей. Более подробно эта проблема рассмотрена в других наших работах [Колесникова, 1998, 2001, 2007, 2013].

Практическое применение наше исследование находит на занятиях по риторике и культуре речи, по русскому языку как иностранному, деловому общению и паблик рилейшнз на разных факультетах ОГУ. Студенты с удовольствием учатся выступать публично, участвовать в дискуссиях, доказывать свою точку зрения, проигрывать различные диалоги, учатся культурной и эффективной речи (общению).

Литература

  1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР.  2009.
  2. Колесникова Л.Н. Обаяние личности как категория риторики. – Орел, 1998,.
  3. Колесникова Л.Н. Риторическая личность преподавателя-филолога в контексте профессиональной культуры. Монография в 3-х томах. – Орел, ОГУ, 2007.
  4. Колесникова Л.Н. Риторическая культура личности современного российского преподавателя вуза.
    – Орел, ОГУ, 2013.
  5. Колесникова Л.Н. Лингвокультурология. Языковая личность в аспекте диалога культур. Изд. 2-е. Допущено УМО в качестве учебного пособия для студентов вузов. – Орел, ОГУ, 2013.

References

  1. Azimov J.G., Shhukin A.N. Novyj slovar’ metodicheskih terminov i ponjatij (teorija i praktika obuchenija jazykam). — M., IKAR. 2009.
  2. Kolesnikova L.N. Obajanie lichnosti kak kategorija ritoriki. – Orel, 1998.
  3. Kolesnikova L.N. Ritoricheskaja lichnost’ prepodavatelja-filologa v kontekste professional’noj kul’tury. In 3 vol. – Orel, OSU, 2007.
  4. Kolesnikova L.N. Ritoricheskaja kul’tura lichnosti sovremennogo rossijskogo prepodavatelja vuza. – Orel, OSU, 2013.
  5. Kolesnikova L.N. Lingvokul’turologija. Jazykovaja lichnost’ v aspekte dialoga kul’tur. – Orel, OSU, 2013.

                 

Цветочные идиомы

Многие ученики жалуются, то не могут запомнить идиоматические выражения. Более того, это становится для них реальной проблемой. Мы предлагаем вам изучать идиомы, сгруппированные по определенным категориям.

Давайте сегодня рассмотрим идиомы, в составе которых есть названия растений и цветов. Их немало, и они очень различаются по значению. Итак, «растительные» идиомы.

As welcome as (the) flowers in May

Долгожданный, желанный.

The good news was as welcome as flowers in May. – Мы с нетерпение ждем хороших новостей.

The boss said that experienced workers were as welcome as flowers in May. – Начальник сказал, что опытные работники очень востребованы.

The flowers of speech

«Цветистые фразы», красноречивые фразы, фигуры речи, идиомы.

His speech was too long and his flowers of speech were quite strange. – Его речь была слишком долгая, а его фигуры речи – довольно странными.

In formal letters you ought not to use any flowers of speech. –  В деловых письмах избегайте использования  красноречивых идиом.

Flowery speech

Красноречивая, пышная речь, в которой отсутствует смысл.

I don’t like sales representatives for their flowery speech. – Я не люблю торговых представителей за их долгие и бессмысленные речи.

She is good at making flowery speeches but all of them are nonsensical. – У нее хорошо получаются пышные речи, но в них всех отсутствует смысл.

Have roses in one’s cheeks

Дословно: иметь румянец во всю щёку. Используют, когда говорят о человеке, который пышет здоровьем. Мы говорим «кровь с молоком».

Now she is much better. I saw her yesterday and she had roses in her cheeks. – Ей намного лучше. Я встретил ее вчера и она выглядела здоровой.

This child doesn’t look like sick. In fact, he has roses in his cheeks. – Ребенок не похож на больного. Он пышет здоровьем.

Fresh as a daisy/rose

Значение: свежий, как огурчик; привлекательный; цветущий; бодрый.

After a party, he was as fresh as a rose. – После вечеринки он был свеж, как огурчик.

It’s a secret for me how he manages to remain as fresh as a daisy at the end of the day. – Для меня загадка, как он умудряется сохранить бодрость к концу дня.

Under the rose

Как известно, роза была символом молчания в Древнем Риме, поэтому данное выражение имеет значение: по секрету, тайно, тайком.

She told me the secret under the rose. I mustn’t tell anyone. – Она рассказала мне это по секрету. Я не могу рассказать никому.

If you tell something to somebody under the rose, prepare that it will be known by everybody. – Если ты расскажешь кому-то что-то по секрету, приготовься, что все это узнают.

In the flower of life

В расцвете лет, в расцвете сил.

He decided to travel around the world when he is still in the flower of life. – Он решил совершить кругосветное путешествие, пока он еще полон сил.

A lot of people work hard when they are in the flower of life. – Многие люди много работают, когда они в расцвете лет.

Late bloomer

Человек, который совершил что-либо позже, чем большинство людей, с опозданием.

He got married when he was 50. What a late bloomer. – Он женился, когда ему было 50. С опозданием.

She doesn’t think that she is a late bloomer as a lot of women have babies when they are 35. – Она не считает, что она родила ребенка поздно, потому что многие женщины рожают детей в 35.

Gild the lily

Дословный перевод: «позолотить лилию», то есть украшать то, что и без того прекрасно. Делать то, что уже сделано; заниматься ненужным, бесполезным делом; тратить силы и время попусту.

This dress is really beautiful. Don’t wear this belt with it, don’t try to gild the lily. – Это платье прекрасное. Не надевай этот пояс с ним, не старайся украсить то, что уже нарядное.

The story he wrote is fascinating, but he isn’t satisfied and is rewriting it for the fifth time. I don’t see the point in gilding the lily. –  История, которую он написал, очень интересная, но он не доволен и в пятый раз переписывает ее.  Я не вижу смысла в этой пустой трате сил и времени.

Сome up roses

Данное выражение используется, когда ситуация складывается хорошо; удачно складываются обстоятельства.

Everything is coming up roses for our company. – Для нашей компании все складывается благоприятно.

The holiday was great, everything came up roses. – Отпуск прошел прекрасно, все сложилось удачно.

Lead someone up the garden path

Вводить кого-либо в заблуждение, обманывать, давать неточную информацию.

It seems to us that our partners are leading us up the garden path. – Нам кажется, что наши партнеры вводят нас в заблуждение.

They are too smart to lead them up the garden path. – Они слишком умны, чтобы обманывать их. 

Path strewn with roses

Лёгкая, беззаботная жизнь, без проблем и трудностей.

When I was a child, my life was like a path strewn with roses. – Когда я был ребенком, моя жизнь была очень беззаботной.

Don’t expect that after graduation your life will be a path strewn with roses. – Не ожидайте, что после окончания университете ваша жизнь будет легкой.

Life is not all roses

В жизни не одни только удовольствия.

People should understand that life is not all roses and we have to work hard to achieve something. – Людям следует понимать, что в жизни не одни удовольствия и мы должны усердно работать, чтобы чего-нибудь достичь.

Once he will realise that life is not all roses. – Однажды он поймет, что в жизни не одни удовольствия.

Primrose path

Беззаботная жизнь, полная наслаждений, которая приводит к плохим последствиям.

He was so careless and his life was like a primrose path. Then he lost all his money and went broke. – Он был так беззаботен и его жизнь была полна наслаждений. Потом он потерял все деньги и стал банкротом.

A lot of young people, who lack supervision, tend to lead a life like a primrose path. – Много молодых людей, которых не контролируют старшие, живут беззаботной жизнью.

Wallflower

Вы, наверное, не раз наблюдали картину на дискотеках и в клубах, когда девушка остается без кавалера или просто стесняется выйти танцевать. На шумных вечеринках тоже можно заметить таких персонажей, которые не общаются, а жмутся к стене. Таких людей и называют wallflower. Я думаю, понятно, почему.

Jane is too shy to talk to people at parties. She is a wallflower. – Джейн слишком стеснительная и она не общается с людьми на вечеринках. Она всегда жмется к стене.

These girls come to the club every Friday, but they are wallflowers. – Эти девушки приходят в клуб каждую пятницу, но они не танцуют.

Shrinking violet

Застенчивый и неуверенный в себе человек, который избегает общения с окружающими.

Mary is a shrinking violet. She never comes to the parties and doesn’t have friends. – Мери очень неуверенна в себе. Она никогда не ходит на вечеринки и у нее нет друзей.

Don’t be a shrinking violet! Come up to her and introduce yourself! – Не будь таким застенчивым! Подойди к ней и представься!

Если вы вспомнили другие идиомы, которые имеют отношение к цветам – пишите нам! Делайте успехи вместе с нами!

Присоединяйтесь к нам в Facebook, подписывайтесь на нашу рассылку.

Увидели ошибку в тексте? Выделите её и нажмите на появившуюся стрелку или CTRL+Enter.

Не с возвышенной речью | Desiring God

Джеймс Денни (1856–1917), шотландский теолог и проповедник, сделал заявление, которое не дает мне покоя как проповеднику. Говорим ли мы о более высокоинтеллектуальном красноречии ораторского искусства или о более низком, непринужденном, холодном красноречии антиораторского искусства, заявление Денни прорывается к главному вопросу. Он сказал: «Никто не может производить впечатление, что он сам умен и что Христос силен спасти». Это было одно из самых влиятельных предложений, которые я когда-либо читал о том, как проповедовать.

Означает ли это, что любое сознательное ремесло или искусство в письменной или устной форме возвышает себя и затемняет истину, которую Христос силен спасти? Стоит ли вообще говорить о красноречии в христианской проповеди?

«Есть способ проповедовать — способ красноречия, ума или человеческой мудрости, — который сводит на нет крест».

Вопрос актуален прежде всего потому, что апостол Павел, писавший под вдохновением Святого Духа, говорит в 1 Коринфянам 1:17: «Христос послал меня не крестить, но благовествовать, и не словами красноречивой мудрости , чтобы крест Христов не лишился своей силы». Христос послал Павла проповедовать, но не с красноречием, чтобы крест Христа не был выпотрошен. Это делает этот вопрос актуальным.

Есть способ проповедовать — способ красноречия, ума или человеческой мудрости — который сводит крест на нет. Мы должны бояться аннулирования креста. Нам нужно знать, что такое красноречие-сообразительность-мудрость слов — и избегать этого.

Не высокомерно

Обратите внимание на похожее высказывание Павла в 1 Коринфянам 2:1: «Я пришел к вам, братия, не для того, чтобы возвещать вам свидетельство Божие с возвышенной речью или мудростью ». Или НИВ: «Я пришел не с красноречием или человеческой мудростью ». Или NASB: «Я пришел не с превосходством речи или мудрости ». Или KJV: «Я . . . пришел не с превосходством речи или мудрости».

Эти отрывки зловещи для проповедников. Большинство из нас стараются выбирать слова и произносить их так, чтобы это произвело наибольшее впечатление. Можем ли мы?

Должен ли я выбирать слова, или способы соединения слов, или способы их передачи с целью увеличения их животворящего, смиряющего гордыню, возвеличивающего Бога, возвеличивающего Христа, усиливающего радость, пробуждающего любовь, мобилизующие миссии, продвигающие справедливость последствия? Узурпирую ли я роль креста и Духа, когда делаю это? Говорит ли Павел о том, что стремление воздействовать на других с помощью подбора слов, их расположения и передачи слов опережает силу Христа и умаляет славу креста?

Два критерия красноречия

Рассмотрите вместе со мной слова Павла в 1 Коринфянам, чтобы увидеть, дает ли он нам достаточно ключей, чтобы показать, какое красноречие он отвергает, а какое не только не отвергает, но и использует. Павел дает нам двоякую стратегию, позволяющую избегать неправильного красноречия в проповеди.

Подумайте о своем призвании, братья: не многие из вас были мудры по мирским меркам, не многие были сильными, не многие были знатного происхождения. Но Бог избрал неразумное мира, чтобы посрамить мудрых; Бог избрал слабое в мире, чтобы посрамить сильное; Низкое и уничиженное в мире и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, чтобы никто из людей не хвалился пред Богом. (1 Коринфянам 1:26–29)

Первая часть: самоуничижение

Божий замысел как на кресте, так и на избрании заключается в том, «чтобы ни один человек не хвалился пред Богом». Это первая часть нашего критерия для различения хорошего и плохого красноречия: Питает ли оно хвастовство? Исходит ли оно от эго, ищущего возвышения с помощью умной речи? Если это так, Пол отвергает это. Затем он продолжает: «И ради Него вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, так что, как написано: хвалящийся хвались Господом». (1 Коринфянам 1:30–31).

Вторая часть: Вознесение Христа

Второй замысел Божий, не только в кресте и избрании, но и в суверенной благодати возрождения (стих 30, « Из-за него вы во Христе Иисусе») , заключается в том, что всякая похвала есть похвала Господу Иисусу, Который был распят и воскрес. «Хвалящийся хвались Господом» (1 Коринфянам 1:31).

Следовательно, вторая часть нашего критерия различения хорошего и плохого красноречия: Возвышает ли это Христа — особенно распятого Христа?

«Мотив имеет значение для Бога. И люди поймут, что стоит за вашим использованием языка».

Суть обоих аспектов такова: поддерживающее гордость, самовозвеличивающее использование слов для демонстрации человеческой мудрости несовместимо с обретением своей жизни и своей славы на кресте Христовом. Итак, пусть ваше словоупотребление руководствуется этим двойным критерием: самоуничижение и возвеличивание Христа.

Если мы поставим эти два критерия перед всеми нашими усилиями по оказанию воздействия через подбор слов, расположение слов и доставку слов — то есть, если мы поставим их перед нашими попытками на красноречие — мы будем ограждены от злоупотребления красноречием, которое Павел отверг. И теперь я более ясно вижу, что скрывалось за изречением Джеймса Денни; именно эти два критерия: «Никто не может производить впечатление, что он сам умен и что Христос силен спасти». Самовозвеличивание и возвеличивание Христа не могут идти вместе.

Бог одобряет красноречие

Предупредив нас о неправильном красноречии, Бог приглашает нас присоединиться к нему в творчестве красноречия. Он манит нас такими словами, как:

  • «Дать меткий ответ — радость человеку, и слово вовремя, как оно хорошо!» (Притчи 15:23).
  • «Слово, сказанное уместно, подобно золотым яблокам в серебряной оправе» (Притчи 25:11).
  • «Слово ваше да будет всегда благодатно, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому» (Колоссянам 4:6).

Другими словами, подумайте об уместности и своевременности, уместности, своевременности и уместности ваших слов. И сделай так, чтобы все они чтили имя Господа Иисуса.

Четыре надежды на проповедь

Если нам позволено стремиться к красноречию (мощному словесному воздействию) — действительно, если нас к этому приглашают и если мы руководствуемся в своем стремлении к этому воздействию двойными критериями самоуничижения и Христа- возвышение — на что мы надеемся в своей проповеди, если добьемся успеха? Вот начальный список из четырех надежд, которые мы применяем, зная, что в любом месте на этом пути Бог может вмешаться и сделать наши проповеди орудиями спасения с красноречием или без него. В любое воскресенье Бог может взять весть, из-за которой мы чувствовали себя хуже всего, и сделать ее средством чуда. Если да, то зачем уделять внимание максимизации воздействия нашего языка?

1. Поддерживайте интерес

Художественный, удивительный, провокационный или эстетически приятный выбор языка (т. е. красноречие) может держать людей бодрствующими и сосредоточенными, потому что они находят это интересным, необычным или приятным по причинам, которые они не могут сформулировать. Когда ученики заснули в Гефсимании, Иисус сказал: «Дух бодр, но плоть немощна» (Матфея 26:41). Нам нужно помогать слабостям людей.

«В любое воскресенье Бог может взять весть, из-за которой мы чувствовали себя хуже всего, и сделать ее средством чуда».

Это не обращение, и даже не обличение или освящение, но серьезное средство для достижения этих целей. Спящие или рассеянные люди не слышат слова, а вера от слышания и слышание от слова. Поэтому красноречие подобно хорошему сну. Это не спасет вашу душу, но может не дать вам уснуть, чтобы услышать слово, которое может спасти вашу душу. Таким образом, стиль проповедника может поддерживать интерес и пробуждать вас к одной и той же цели.

2. Вызвать сочувствие

Художественный, неожиданный, провокационный или эстетически приятный язык может вызвать у враждебного ума большее сочувствие к говорящему. Если язык интересен и достаточно свеж, препятствия могут быть преодолены — скука, гнев, негодование, подозрение — и заменены уважением, влечением, интересом и концентрацией. Это не обращение, не обличение и не освящение, но они не отталкивают человека, как скука. На самом деле они могут приблизить человека к свету настолько, что Иисус говорит: «Недалеко ты от Царствия Божия» (Марка 12:34).

К. С. Льюис однажды написал письмо ребенку, который просил совета, как правильно писать. Ответ Льюиса настолько актуален для того, чтобы проповедь вызывала сочувствие, что я собираюсь включить здесь пять его предложений:

  1. Всегда старайтесь использовать язык, чтобы ясно дать понять, что вы имеете в виду, и убедитесь, что ваше предложение не может означать что-нибудь еще.
  2. Всегда предпочитай чистое, прямое слово длинному, расплывчатому. Не реализуют обещаний, а сохранить их.
  3. Никогда не используйте абстрактные существительные вместо конкретных. Если вы имеете в виду «Умерло больше людей», не говорите «Смертность выросла».
  4. В письме не используйте прилагательные, которые просто говорят нам, как вы хотите, чтобы мы относились к вещам, которые вы описываете. Я имею в виду, вместо того, чтобы говорить нам, что это «ужасно», опишите это так, чтобы мы были в ужасе. Не говорите, что это было «восхитительно»; заставьте нас сказать «восхитительно», когда мы читаем описание. Видите ли, все эти слова (ужасающие, чудесные, отвратительные, изысканные) всего лишь говорят вашим читателям: «Пожалуйста, вы сделаете за меня мою работу».
  5. Не используйте слишком большие слова для темы. Не говорите «бесконечно», когда имеете в виду «очень»; иначе у вас не останется слов, когда вы захотите поговорить о чем-то действительно бесконечном.

Я думаю, что эти советы для письма точно применимы к проповеди.

3. Пробудить чувствительность

Свежая, удивительная, провокационная, эстетически приятная речь может оказать пробуждающее воздействие на разум и сердце человека, которое не способно возродиться, но все же важно как пробуждение эмоциональной и интеллектуальной чувствительности к более серьезным и прекрасным вещам. . Если поэтический оборот речи может заставить людей заметить великолепие солнца, их следующим шагом может быть то, что они увидят, что небеса возвещают славу Божью (Псалом 19).:1), и тогда они могли исповедовать Христа как великое солнце правды (Малахия 4:2).

Не поэтому ли Давид, великий израильский поэт, сначала говорит: «Небеса возвещают славу Божию» (Пс. солнце, которое выходит, как жених, выходящий из чертога своего, и, как исполин, проходит с радостью» (Пс. 19:4–5)? Зачем сравнивать восходящее солнце с женихом и бегуном? Помочь тупому уму пробудиться к радостной красоте восходящего солнца в надежде, что это естественное пробуждение может привести к духовному видению того, что природа целиком посвящена славе Божией.

4. Повышение мощности

Попытка создать яркий и красивый язык позволяет красоте красноречия соединиться с красотой правды и усилить силу ваших слов. Когда мы заботимся о том, чтобы создать красивый способ говорить или писать о чем-то прекрасном, красноречие — красота формы — отражает и прославляет красоту предмета и, таким образом, прославляет истину.

«Бог будет прославлять Себя иногда вопреки, а иногда благодаря словам, которые мы выбрали».

метод и материя становятся одним целым, и совокупность обоих становится свидетелем истины и красоты послания. Если слава Христа всегда в конечном счете является нашим предметом, и если Он сотворил все и все поддерживает, то приведение красоты формы в гармонию с красотой истины является самым полным способом прославить Его в создании нашей проповеди.

Другой способ думать об этом единстве истины и формы таков: если человек видит и восхищается красотой вашего языка, но еще не видит красоты Господа Иисуса, вы дали человеку не только свидетельство о Красота Христа, но приглашение. Вы сказали: «Это то же самое, только лучше. Красота моих слов — это тень. Христос, сотворивший, поддерживающий и милосердно принимающий несовершенную красоту, есть субстанция. Повернись к нему. Пойти к нему.» Конечно, я предполагаю, что ваша молитвенная, сердечная цель состоит в том, чтобы ваш язык возвеличивал не вас, а Христа. Этот мотив важен для Бога. И люди поймут, что стоит за вашим использованием языка.

Создай красноречие во имя Его

Да, христианская проповедь может быть красноречивой. Это не решающий фактор спасения или освящения; Бог это. Но вера от слышания, а слышание от слова. Это слово в Библии очень красноречиво — слова составлены таким образом, чтобы оказывать большое влияние. И Бог предлагает нам создавать свои собственные красноречивые фразы ради его имени, а не нашего.

В тайне своей суверенной благодати он будет прославлять себя в сердцах других иногда вопреки, а иногда благодаря словам, которые мы выбрали. Таким образом, он будет держать нас в смирении и получит всю славу для себя.

10 Bible verses about Eloquence

  • A
  • B
  • C
  • D
  • E
  • F
  • G
  • H
  • I
  • J
  • K
  • L
  • M
  • N
  • O
  • P
  • Q
  • R
  • S
  • T
  • U
  • V
  • W
  • X
  • Y
  • Z

‹›

Most Relevant Verses

Деяния 18:24

Понятия стиха

Пришел в Ефес Иудей, именем Аполлос, александриец по происхождению, человек красноречивый; и он был силен в Писаниях.

Деяния 6:9-10

Но некоторые люди из так называемой синагоги вольноотпущенников, в том числе и киренийцы, и александрийцы, а также некоторые из Киликии и Азии, встали и спорили со Стефаном. Но они не могли справиться с мудростью и Духом, с которыми он говорил.

1 Коринфянам 1:17

Понятия стиха

Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в хитрости слова, чтобы не упразднить креста Христова.

Исход 4:10

Понятия стиха

Тогда Моисей сказал Господу: «Пожалуйста, Господи, я никогда не был красноречив, ни в последнее время, ни в прошедшее время, ни с тех пор, как Ты говорил с Твоим рабом; ибо я медлен на речь и медлен на язык».

2 Коринфянам 10:10

Понятия стиха

Ибо они говорят: «Его письма весомы и сильны, но его личное присутствие не производит впечатления, а его речь презренна».

2 Коринфянам 11:6

Понятия стиха

Но если я и неискушен в речи, то не таков в знании; на самом деле, мы всеми способами сделали это очевидным для вас во всем.

Исход 6:12

Понятия стиха

Но Моисей говорил пред Господом, говоря: вот, сыны Израилевы не слушали меня; как же тогда фараон будет слушать меня, ведь я неискушен в речи?»

Луки 21:15

Понятия стиха

ибо Я дам тебе слово и мудрость, против которых не сможет ни устоять, ни опровергнуть ни один из твоих противников.

Притчи 7:21

Понятия стиха

Своими многочисленными уговорами она соблазняет его;
Своими льстивыми губами она соблазняет его.

2 Петра 2:18

Понятия стиха

Ибо произнося надменные слова суеты соблазняют плотскими похотями, чувственностью едва спасающихся от живущих в заблуждении,

  • Заманчиво
  • В присутствии мужчин
  • Речь
  • Искушение, Источники
  • Мудрость, Источник Человека
  • Еще 1 тема по Красноречию

    Актуальное согласование библейского слова

    Актуальность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *