Экзистенциальное направление в психологии
Экзистенциальное направление в психологии возникло в Европе в первой половине ХХ в. на стыке двух тенденций. С одной стороны, появление его было продиктовано неудовлетворенностью многих психологов и терапевтов господствовавшими тогда детерминистскими взглядами и установкой на объективный, научный анализ человека. С другой — мощным развитием экзистенциальной философии, которая проявляла большой интерес к психологии и психиатрии. В результате в психологии появилось новое течение, представленное такими именами, как К. Ясперс, Л. Бинсвангер, М. Босс, В. Франкл и др. Важно отметить, что влияние экзистенциализма на психологию не ограничилось появлением собственно экзистенциального направления — очень многие психологические школы в той или иной мере ассимилировали эти идеи. Особенно сильны экзистенциальные мотивы у Э. Фромма, Ф. Перлса, К. Хорни, С. Л. Рубинштейна и др.
Экзистенциальная психология (терапия) в узком смысле выступает как хорошо осознаваемая и последовательно реализуемая принципиальная позиция.
Экзистенциалистский взгляд на человека берет свое начало из конкретного и специфического осознания уникальности бытия отдельного человека, существующего в конкретный момент времени и пространства. Экзистенция («существование») происходит от латинского existere — «выделяться, появляться». Этим подчеркивается, что существование — не прозябание, не статистический процесс, а динамический. Внимание экзистенциалистов, в отличие от представителей других направлений, переключается с объекта на процесс.
Таким образом, сущность — это некая фикция, а существование — это постоянно изменяющийся процесс. Тогда понятно, что разница в понятиях «сущность» и «существование» в данном случае раскрывается несколько иначе.Впервые термин был употреблен датским философом и теологом С. Кьеркегором, прожившим короткую и трагическую жизнь в мучительных попытках философского и теологического самопознания. Идейным истоком экзистенциализма стала феноменология Гуссерля. Философско-методологическими предпосылками развития экзистенциального направления в психологии явились труды М. Бубера, Ж. П. Сартра, М. Хайдегге-ра. Среди экзистенциалистов можно провести четкую разграничительную линию: одни из них (Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов) являются истинно религиозными, другие (Хайдеггер, Сартр, Камю) считали себя атеистами. Деление это можно считать принципиальным, поскольку одни из них видели смысл всего в Боге, другие же находили его в самой жизни, в ее процессе. До сих пор попытки изложить полный обзор теории экзистенциализма не увенчались успехом.
Экзистенциальная психология — наука о том, как человеческая судьба зависит от отношения человека к жизни и смерти, а следовательно, и к смыслу своей жизни, поскольку первые две категории неминуемо приводят к третьей.
Основные проблемы, интересовавшие экзистенциалистов, — это проблема жизни и смерти, проблема свободы и ответственности, проблема общения и одиночества, а также проблема смысла жизни. Они выполняют динамическую функцию по отношению к человеку — побуждают развитие его личности. Но столкновение с ними болезненно, поэтому люди склонны защищаться от них, что зачастую приводит к иллюзорному решению проблемы. Люди должны начать переоценивать ценности, стараться не совершать тривиальных, типичных, лишенных оригинальности, бессмысленных поступков, глубже понимать смысл жизни в настоящем, стать свободными от внешних и внутренних обстоятельств.
Экзистенциалисты в свою теоретическую основу вкладывали основные принципы гуманистической психологии, произведения таких авторов, как Гегель, Достоевский, Ницше, Сартр и др. Особое влияние на развитие экзистенциальной идеи оказал постулат Гегеля о том, что обстоятельства и влечения управляют человеком ровно настолько, насколько он им позволяет. Отсюда было сделано два очень важных вывода.
2. Человек может им не позволить сделать этого.
Воля является одним из ключевых понятий экзистенциализма. А. Шопенгауэр одним из первых экзистенциалистов обращается к этому понятию, утверждая, что человек может наделить жизнь смыслом и представить ее так, как ему нужно, если у него есть воля. Получается, что, признавая неуловимость реального бытия, в то же время признается реальность воздействия наших представлений и возможность волевого управления ими.
Представители данного направления критикуют Фрейда, Юнга, Адлера за то, что у них человек зависим от влечений, а Уотсона, Торндайка — за зависимость от окружающей среды и несвободу. В рамках экзистенциального направления, наоборот, личность обладает свободой выбора, а каждая ситуация открывает для человека возможность найти свое наилучшее применение, и это является для человека смыслом.
Особо рассматривается проблема связи человека с миром. С точки зрения этой теории попытка понять человека отдельно от его мира — онтологическая ошибка. Не существует человека без мира (бытия), точно так же не существует и мира без человека.
Основным постулатом экзистенциальной теории стали слова Гёте:
Принимая человека какой он есть, мы делаем его хуже;
принимая его таким, каким он должен быть,
мы помогаем ему стать таким, каким он может быть.
Экзистенциалисты понимают природу «бытия» таким образом, что бытие включает в себя «бытие в будущем». Мы не запираем человека в настоящем, а даем ему возможность для изменения и динамики. Все свойства человеческой личности понимаются экзистенциалистами как процессы, а не как «состояния» или «черты».
Не менее важно с точки зрения данного направления и осознание своего способа существования.
Особое отношение сложилось у экзистенциалистов к кризисным жизненным ситуациям, которые помогают человеку переосмыслить свою жизнь. Хорошей иллюстрацией данного утверждения будет отрывок из произведения В. Г. Короленко «Дети подземелья», в котором главный герой впервые сталкивается с «загадкой жизни и смерти». «О да, я помнил ее (о матери. — С. Т.)!.. Когда она, вся покрытая цветами, молодая и прекрасная, лежала с печатью смерти на бледном лице, я, как зверек, забился в угол и смотрел на нее горящими глазами, перед которыми впервые открылся весь ужас загадки о жизни и смерти».
На уровне инстинкта мы боимся смерти. Но по существу мы боимся не смерти вообще, а ранней смерти, когда чувствуем, что жизненная программа неестественно прервана, гештальт не завершен.
Еще одно принципиальное положение экзистенциализма — единство объекта и субъекта. Б. В. Зейгарник полагает, что объектом науки, по мнению экзистенциалистов, должен стать субъект, который выступает не как продукт социальных отношений или биологического развития, а как неповторимая личность, познание которой достигается только через интуитивное переживание. Между воспринимающим и воспринимаемым нет резкой границы, объект и субъект как бы вливаются друг в друга, и объективного восприятия быть не может, оно всегда искажено.
Таким образом, отправной точкой экзистенциализма является человек как личность. От остальных его обособляют свобода, ответственность, право выбора, смысл жизни.
Яркий представитель данного направления — Виктор Франкл (1905-1997), автор логотерапии и экзистенциального анализа, объединенных общим названием Третья венская школа психотерапии. Пройдя первую (психоанализ Фрейда) и вторую (индивидуальную психологию Адлера) венские школы, Франкл встал на путь создания собственной. Термин «логотерапия» Виктором Франклом был предложен еще в 20-е гг., впоследствии в качестве равноценного использовался термин «экзистенциальный анализ». Стоит отметить, что сам термин «логос» для Франкла — не просто «слово», не просто вербальный акт, а квинтэссенция идеи, смысла, т. е., по сути, это и есть сам смысл.
Особое внимание Франкл уделяет «пограничным» ситуациям и положениям, когда человек оказывается перед лицом неизвестного заболевания или в концентрационном лагере, — так он получает возможность познать смысл и ценность своего существования. Слова Ницше: «Если есть ЗАЧЕМ жить, можно вынести почти любое КАК», стали своеобразным девизом экзистенциальной психологии.
Сам В. Франкл прошел с 1942 по 1945 г. пять концлагерей, в которых потерял родителей, жену и брата. Трагические события его жизни, несомненно, обогатили его как психолога: «Когда человек перестает видеть конец какого-то временного отрезка своей жизни, он не может поставить себе никакой дальнейшей цели, никакой задачи; жизнь тогда теряет в его глазах всякое содержание и всякий смысл. И наоборот, стремление к какой-либо цели в будущем составляет ту духовную опору, которая так нужна узнику лагеря, так как только эта духовная опора в состоянии уберечь человека от падения под влиянием отрицательных сил социальной среды, уберечь его от полного отказа от самого себя».1 По мнению В. Франкла, «латинское слово «finis» означает как «конец», так и «цель»».
Именно смысл и ответственность определяют психическое здоровье человека и гармонию между составляющими человеческого естества, считает Франкл. Личность должна быть сосредоточена на проблеме, на чем-то объективном, что стоит делать. Задача заставляет забыть об удовлетворении влечений, удовольствиях, гордости, защите. Здесь и очевидна связь с ответственностью.
Франкл вводит термин экзистенциальный вакуум, обозначающий пустоту, отсутствие смысла жизни, переживаемое человеком. Следствием экзистенциального вакуума является массовая невротическая триада: депрессия, наркомания, агрессия. Самое главное, что помогает жить, — это смысл жизни. Осознание неизбежности смерти меняет жизнь человека. Когда он осознает это, он становится более ответственным за свою жизнь, считает Виктор Франкл. При этом человек обладает определенной свободой, которую не может отнять у него никто.
Одним из ярких представителей экзистенциальной терапии является Дж. Бюдженталь, который назвал свою терапию жизнеизменяющей. Важнейшие положения его подхода заключаются в следующем.
1. За любыми частными психологическими трудностями в жизни человека лежат более глубокие (и не всегда ясно осознаваемые) экзистенциальные проблемы свободы выбора и ответственности, изолированности и взаимосвязанности с другими людьми, поиска смысла жизни и ответов на вопросы: что я есть? что есть этот мир? и т. д. Терапевт проявляет особый экзистенциальный слух, позволяющий ему за фасадом заявленных проблем и жалоб клиента уловить эти скрытые экзистенциальные проблемы и призывы. В этом и состоит смысл жизнеизменяющей терапии: клиент и терапевт совместными усилиями пытаются помочь первому понять способ, которым он отвечал на экзистенциальные вопросы своей жизни, и пересмотреть некоторые из ответов таким образом, чтобы сделать жизнь клиента более аутентичной и более полноценной.
2. Данный подход основывается на признании человеческого в каждом человеке и изначальном уважении к его уникальности и автономии. Это также означает осознание терапевтом того, что человек в глубинах своей сущности безжалостно непредсказуем и не может быть познан до конца, так как сам может выступать источником изменений в собственном бытии, разрушающих объективные предсказания и ожидаемые результаты.
3. В центре внимания терапевта находится субъективность человека, та, как говорит Дж. Бюдженталь, внутренняя автономная и интимная реальность, в которой мы живем наиболее искренне. Субъективность — это наши переживания, стремления, мысли, тревоги и все, происходящее внутри нас и определяющее то, что мы делаем вовне, а главное — что мы делаем из того, что там с нами случается. Субъективность клиента — главное место приложения усилий терапевта, а его собственная субъективность — главное средство помощи клиенту.
4. Не отрицая большого значения прошлого и будущего, данное направление ведущую роль отводит работе в настоящем с тем, что в данный момент действительно живет в субъективности человека, что актуально «здесь и теперь». Именно в процессе непосредственного переживания, в том числе и событий прошлого или будущего, могут быть услышаны и полноценно осознаны экзистенциальные проблемы.
5. Экзистенциальный подход задает скорее определенную направленность, локус осмысления терапевтом происходящего в терапии, нежели определенный набор техник и предписаний. По отношению к любой ситуации можно занять (или не занять) экзистенциальную позицию. Поэтому этот подход отличается удивительным разнообразием и богатством используемых психотехник, включая даже такие, казалось бы, «нетерапевтичные» действия, как совет, требование, инструктаж и т. д.
Центральную позицию Бюджентала можно сформулировать следующим образом: при определенных условиях почти любое действие может вести клиента к усилению работы с субъективностью; искусство терапевта как раз и состоит в способности адекватно применять весь богатый арсенал, не переходя при этом к манипулированию.
Именно для становления этого искусства психотерапевта Бюджен-тал описал 13 основных параметров терапевтической работы и разработал методику развития каждого из них.
Теоретическим и идейным лидером экзистенциальной психотерапии принято считать выдающегося американского психолога и психотерапевта Ролло Мэя (1909-1994).
В юные годы он увлекался искусством и литературой, и это увлечение не оставляло Мэя на протяжении всей жизни (его работы написаны великолепным литературным языком). Поначалу Мэй специализировался в области языков, учился в семинарии Теологического общества. Вскоре будущий психотерапевт увлекается идеями А. Адлера, изучает психоанализ, знакомится с Г. Салливеном и Э. Фроммом. Затем, открыв собственную практику, Мэй заболевает туберкулезом, и сознание полной невозможности противостоять болезни (эффективных способов лечения в то время еще не существовало) сильно изменило мировоззрение Ролло Мэя. Тогда он попытался сформировать у себя отношение к болезни как к части своего бытия в данный отрезок времени. Он понял, что беспомощная и пассивная позиция усугубляет течение болезни. Именно на основании собственного опыта борьбы с недугом Мэй делает вывод о необходимости активного вмешательства личности в «порядок вещей», в свою судьбу. Эта установка стала одним из главных принципов его психотерапии.
Мэй уделял особое внимание изучению феноменов страха и тревоги, первым указав, что высокая тревожность не обязательно является признаком невроза. Он разделял тревожность на нормальную и невротичную. Причем нормальная тревожность нужна человеку, так как держит его в состоянии бдительности и ответственности. Вслед за Кьер-кегором Мэй считает, что осознание человеком свободы выбора повышает у него чувство ответственности, которое, в свою очередь, неизбежно вызывает тревожность — озабоченность за эту ответственность выбора. Невротическая тревожность связана же со страхом личной ответственности и стремлением уйти от нее, а значит, и от свободы выбора.
Мэй также рассматривал два вида вины, связанных с удовлетворением или неудовлетворением потребности в свободе. Вслед за К. Роджерсом он внес решающий теоретический и практический вклад в становление психологического консультирования как полноправной специальности. Здесь ученый органично объединяет подходы двух своих основных профессий — пастора и психотерапевта.
Завершая раздел, в котором нами рассматривались концепции личности зарубежных авторов, отметим, что в 1970-х гг. теоретики в области персонологии начали исследовать влияние полового фактора на психологическое развитие женщины. Долгое время изучение жизненного опыта женщин фактически игнорировалось в психологии. Авторы данного подхода — Миллер (1976), Гиллиган (1982) и Джордан (1989, 1991) — выяснили, что главной движущей силой в жизни женщины является стремление к общению, взаимности и отзывчивости. Общение с людьми играет ведущую роль в жизни женщины любого возраста, а уединение и изоляция являются основной причиной страданий. Представители данного направления создали новую схему изучения жизненного опыта человека в контексте его отношений с другими людьми.
Ядром человеческих отношений, по мнению представителей данного направления, являются эмпатия и взаимное доверие. Эмпатия, в свою очередь, включает в себя: мотивацию (стремление узнать другого человека), восприятие (способность воспринимать вербальную и невербальную информацию), эмоции (возможность понимать чувства другого) и познание (способность вынести из общения смысл).
Взаимность подразумевает уважение к жизненному опыту другого, открытость, искренность, которые необходимы для личностного роста людей. Джордан пишет, что развитие происходит благодаря тому, что, пытаясь понять другого, человек расширяет свое сознание и утверждает в себе нечто новое.
Взаимность — это такое отношение к другому человеку, которое предполагает полноту уважения к его жизненному опыту.
Очевидно в связи с этим явное продолжение идей гуманистических психотерапевтов, и прежде всего К. Роджерса.
Итак, каждый крупный теоретик выделил и прояснил отдельные аспекты человеческой личности, каждый из них, по сути, прав в той области, которую он рассматривает наиболее внимательно. Вместе с тем, возможно, их общей ошибкой было предположение, что они обладают единственно правильным и всеохватывающим ответом.
Экзистенциальная психология — Психологос
Экзистенциальная психология возникла как последовательный, целостный подход к пониманию человеческого поведения и к влиянию на него.
Несмотря на то, что экзистенциальную психологию обычно относят к гуманистической традиции, она обладает выраженными отличительными чертами, позволяющими ей объявить о своей независимости. Гуманистические подходы отбирают качества функционирования, которые выглядят положительными, так сказать, по их нарицательной стоимости, и используют их для понимания достижения совершенства в жизни через постоянное углубление сознания и развитие. Экзистенциальная психология также содержит уникальные элементы, которые можно уяснить при более тонкой классификации моделей актуализации и достижения.
Теории актуализации исходят из того, что если в процессе взаимодействия со значимыми другими человек систематически получает безусловное положительное вознаграждение, то заложенные в нем от рождения потенциалы будут выражаться в его поведении, под действием врожденных тенденций к актуализации. Актуализация врожденных потенциалов ведет к развитию на протяжении всей жизни, формированию индивидуальности и достижению совершенства и — при наличии поддержки и одобрения со стороны окружающих — представляет собой автоматический, телеологический и относительно легкий процесс. Развитие человека прекращается или направляется по ложному пути только тогда, когда поддержка людей, с которыми он считается, может быть скорее признана обусловленной их собственными (эгоистичными) интересами, нежели безусловной и бескорыстной.
В противоположность этому, теории достижения совершенства (парадигматическим образцом которых и является экзистенциальная психология) делают допущения, отдаляющие их от теорий актуализации. Согласно теориям достижения совершенства, человек развивается в течение всей своей жизни независимо от того, получает ли он от окружающих безусловную поддержку или нет. Для экзистенциалистов развитие определяется скорее личным решением человека, нежели дарованными ему природой потенциалами. Хотя экзистенциалисты и соглашаются с тем, что важны и глубокий ум, и сформированная индивидуальность, их понимание процессов, благодаря которым достигается и то, и другое, отличается от понимания этих процессов сторонниками теорий актуализации.
Экзистенциальная психология исходит из того, что склонность человека символически осмыслять, воображать и оценивать непрерывный поток своего социального, биологического и физического опыта является врожденной, чисто человеческой способностью. Использование этой когнитивной способности придает опыту индивидуализированный (Субъективный) смысл и углубляет осознание того, что характер и направление жизни складываются из многочисленных решений, принимаемых индивидуумом. Каждое решение приводит в будущем либо к новому опыту, либо к повторению того же опыта, который уже был у человека в прошлом. Экзистенциальная психология не акцентирует ничего настолько телеологически специфического и директивного, как врожденные потенциалы. Для экзистенциалистов, каким бы ни было последовательное движение и развитие, которое имеет место у конкретных людей, оно строится на текущей основе, пополняемой их отдельными решениями.
С точки зрения экзистенциальной психологии, в процессе развития предпочтительнее выбирать будущее, а не прошлое, поскольку приобретение нового опыта может привести — через стимуляцию символизации, воображения и оценки — к более глубокому пониманию смысла, чем простое повторение того, что уже знакомо. Однако обдумывание или реальный выбор будущего в точке принятия решения обычно несет с собой онтологическую тревогу (страх неопределенности) по поводу того, что именно принесет это будущее. Альтернативный выбор, т. е. выбор в пользу прошлого, тоже эмоционально болезнен, поскольку приносит с собой онтологическое чувство вины по поводу упущенной возможности приобрести новый опыт. Людям, привыкающим делать выбор в пользу прошлого, приходится бороться с накоплением онтологической вины, приобретающим форму отчаяния, вызванного бессмысленностью происходящего. Сказанное выше подтверждает, что взгляд экзистенциальных психологов на развитие отличается от взгляда сторонников теории актуализации: по мнению экзистенциальных психологов, развитие — в силу его природы — весьма трудный и болезненный процесс.
Что же касается вопроса о конкретных стадиях развития, ведущего к усваиваемым стилям жизни, то экзистенциальная психология отвечает на него несколько туманно. Однако она проводит четкую границу между ранним и дальнейшим (более поздним) развитием. Основная задача раннего развития ребенка — научиться воспринимать самого себя как выносливого и смелого человека. Чтобы облегчить ребенку подобное научение, родители и значимые другие — в идеале — должны принять его самовыражение и создать обстановку, которая предлагала бы ребенку разнообразие, поддержку и возможности прикладывать усилия для достижения успеха, а также определенные ограничения. В подобной обстановке ребенок научится воспринимать себя как личность, способную держать слово, контролировать себя, и готовую принять вызов, что приведет к развитию смелости. Дальнейшее развитие — более самостоятельное, поскольку подростки, постепенно отдаляясь от родителей, начинает больше полагаться на собственные решения и интерпретацию их последствий. Они проходят стадии эстетизма и идеализма, когда освобождаются от родительской опеки и отстаивают ценности, которые должны определить их собственную жизнь. Наученные не бояться трудностей, они, скорее всего, способны извлекать уроки из своих неудач, а это составляет основу идеала дальнейшего развития. Познав пределы эстетизма и идеализма, такие люди входят в пору зрелости, или время аутентичного стиля жизни.
Индивидуумы, живущие аутентичной (подлинной) жизнью, проявляют свои сугубо личные, неповторимые качества в своих определениях:
- себя как людей, которые способны — через принятие решений и интерпретацию их последствий — влиять на собственный социальный и биологический опыт;
- общества, как создаваемого поступками отдельных людей и, следовательно, поддающегося изменению усилиями этих людей.
Аутентичный стиль жизнь характеризуется гармонией и новаторством. Биологический и социальный опыт людей, чья жизнь аутентична, отмечены утонченностью, вкусом, интимностью и любовью. Мужество помогает им воспринимать сомнения как неизбежных «спутников» выработки собственного мнения, и они не позволяют сомнениям влиять на принятие ими тех или иных решений. Хотя аутентичные люди могут заблуждаться на свой счет, им — благодаря пристальному вниманию к себе и общей рефлексивности — свойственна тенденция к быстрому исправлению положения. Поэтому-то у них и не накапливается онтологическая вина за упущенные возможности или по поводу кажущейся собственной поверхностности.
Напротив, молодые люди, раннее развитие которых прошло в условиях, далеких от идеальных, никогда не обретают смелости и, в буквальном смысле, остаются зависимыми и аморфными до конца своих дней. Принимая решения, они не способны полагаться на собственные силы и не могут использовать свои когнитивные способности для формирования аутентичности на основании собственного жизненного опыта. Сказанное прежде всего относится к их неумению учиться на ошибках; такие люди спешат откреститься от них, вместо того чтобы понять, что же они сделали не так. Вместо того чтобы вступить в подлинный период позднего развития, они копируют поведение окружающих их людей, проявляя конформистский, незрелый стиль жизни.
Люди с конформистским стилем жизни определяют себя исключительно как исполнителей социальных ролей. Выражение символизации, воображения и оценки у них заторможено, что приводит к стереотипному, фрагментарному функционированию. Их биологический и социальный опыт далек от утонченности и скорее похож на договорные отношения, чем на отношения, основанные на чувствах. Накопление онтологической вины, являющееся результатом того, что конформисты отдают предпочтение прошлому, а не будущему, приводит к возникновению у них чувства неуверенности и собственной никчемности. В их мировоззрении преобладают материализм и прагматизм.
Экзистенциальная терапия – Введение в экзистенциально-гуманистическую психологию и терапию
Автопортрет в красном Рича Баргдилла
Основное внимание на этом веб-сайте уделяется экзистенциально-гуманистической психологии и терапии. Основополагающий текст Мика Купера (2016; первоначальная версия опубликована в 2003 г.) Экзистенциальная терапия определил пять основных подходов к экзистенциальной терапии: 1) дазайн-анализ, 2) смыслоцентрированные терапии (включая логотерапию Франкла), 3) экзистенциально-гуманистическую терапию, 4) лайнгианские подходы, основанные на работах Р. Д. Лэнга, и 5) экзистенциально-феноменологическая терапия. Эти подходы во многом пересекаются, а также различаются внутри каждой школы экзистенциальной мысли. Классификация Купера сосредоточена на экзистенциальном терапии . Если бы кто-то хотел выйти за рамки экзистенциальной терапии, можно было бы добавить несколько дополнительных подходов, таких как теория управления терроризмом.
Краткая история экзистенциально-гуманистической терапии
Экзистенциально-гуманистический подход к психологии и терапии зародился в трудах Ролло Мэя, которого принято считать отцом американской экзистенциальной психологии. На Мэя повлияли экзистенциальные психологи в Европе (т. Е. Традиция дазайн-анализа), а также экзистенциальные философы; однако разработанный им подход также имел некоторые уникальные особенности. Одним из уникальных аспектов подхода Мэя к экзистенциальной психологии была интеграция идей гуманистической психологии, которая параллельно развивалась в Соединенных Штатах. Однако ярлык «экзистенциально-гуманистический» исходил не от Мэя, а скорее от Джеймса Ф. Т. Бьюгенталя. Наряду с Мэй Бюгенталь стал одной из влиятельных фигур в развитии экзистенциальной психологии и терапии в США.
Как и все традиции экзистенциальной психологии, экзистенциально-гуманистическая психология находилась под сильным влиянием философии. Различные экзистенциальные традиции часто отражают другие философские влияния. В то время как экзистенциально-феноменологическая традиция, например, во многом опирается на Хайдеггера, на экзистенциально-гуманистическую традицию большее влияние оказали Ницше, Кьеркегор, Ясперс, Бубер и Тиллих. Это не отрицание влияния Хайдеггера на экзистенциально-гуманистическую традицию; однако его влияние не столь доминирует в экзистенциально-гуманистическом подходе и уравновешивается другими точками зрения.
Ряд новых ученых и клиницистов продолжали опираться на раннее влияние Мэя и Бюгенталя, включая Кирка Шнайдера, Миртл Хири, Стивена А. Даймонда, Ораха Круга, Эда Менделовица и других. В последние годы я (Луи Хоффман) вместе с несколькими коллегами, такими как Марк Ян, Натаниэль Грейнджер, Сюефу Ван, Лиза Сочитл Вальехос, Вероника Лак и другими, работали над дальнейшим продвижением экзистенциально-гуманистической психологии, в частности с в отношении многокультурности и социальной справедливости.
Ирвин Ялом также оказал сильное влияние на развитие экзистенциально-гуманистической психологии и терапии; однако неясно, правильно ли он классифицируется как экзистенциально-гуманистический практик. Во многом Ялом разработал свой собственный подход. Кроме того, Ялом (1980) не рассматривал экзистенциальную терапию как отдельный подход к терапии, который отличается от большинства, придерживающихся экзистенциально-гуманистической традиции. Таким образом, хотя Ялом является уважаемой и влиятельной фигурой в экзистенциально-гуманистической традиции и чрезвычайно важным вкладчиком в экзистенциальную психологию в более широком смысле, я не думаю, что определение его как части традиции было бы точным.
Краткое изложение Экзистенциально-гуманистическая психология
Трудно дать краткую историю такой обширной и сложной традиции. Кроме того, важно признать, что среди тех, кто идентифицирует себя как экзистенциально-гуманистический, существуют различия. В первой главе книги « Экзистенциальная психология Восток-Запад » я выступал за мозаичный подход (Hoffman, 2009). Другими словами, люди, идентифицирующие себя как экзистенциально-гуманистические, склонны соглашаться со многими, хотя и не со всеми, различными постулатами, часто с ним связанными. Было бы совершенно нереально требовать соблюдения какого-либо предписанного набора принципов. Кроме того, экзистенциально-гуманистические ученые и практики могут интерпретировать каждый из принципов по-разному. Я бы определил основные принципы экзистенциально-гуманистической психологии, включая:
- Экзистенциально-гуманистическая психология стремится быть честным в отношении человеческого состояния, включая присущие ему проблемы, потенциал и ограничения.
- Экзистенциально-гуманистическая психология признает индивидуальные, реляционные и культурные аспекты бытия человека и его идентичности, включая возможности и ограничения.
- Экзистенциально-гуманистическая психология признает парадоксальность человеческого бытия.
- Экзистенциально-гуманистическая психология ценит экзистенциальные данности, по-разному определяемые и понимаемые. Экзистенциальные данности включают смерть/конечность, свободу/ответственность, изоляцию/связь, смысл и эмоции/воплощение. Данные иногда рассматриваются как универсальные проблемы; однако я рассматриваю их как универсальные проблемы, с которыми сталкиваются все люди. Они могут или не могут быть восприняты как вызов. Реакция на экзистенциальные данности зависит от личных и культурных аспектов. Экзистенциально-гуманистическая психология не утверждает, что существует единственный правильный способ реагирования на данность.
- Экзистенциально-гуманистическая психология признает то, что Мэй (1969) называл даймоническим. Согласно Мэю, даймоническое относится к любому естественному импульсу или склонности, которые потенциально могут овладеть всей личностью.
- Экзистенциально-гуманистическая психология, особенно в отношении терапии, представляет собой реляционный подход. Однако то, что подразумевается под реляционными, варьируется. С экзистенциально-гуманистической точки зрения отношения основаны на оценке человека и его потенциала, личной свободы воли, сочувствия и сострадания.
- Экзистенциально-гуманистическая психология ценит сознательное сознание. Хотя в экзистенциально-гуманистической мысли существуют различные взгляды на бессознательное или, как иногда предпочитают, подсознательное, существует общая ценность стремления к более сознательному осознанию себя и того, что на нас влияет.
Луи Хоффман, доктор философии
Первоначально опубликовано на главной странице в 2004 г.
Пересмотр опубликован на домашней странице в апреле 2017 г.
СохранитьСохранить
Экзистенциальный подход | NSPC
Экзистенциальный подход прежде всего философский. Он связан с пониманием положения людей в мире и с прояснением того, что значит быть живым. Он также стремится исследовать эти вопросы с восприимчивой, а не догматической позицией: целью является поиск истины с открытым разумом и удивлением, а не подгонка клиента под заранее установленные категории и интерпретации.
Экзистенциальный подход рассматривает человеческую природу как открытую, гибкую и способную к огромному диапазону опыта. Человек находится в постоянном процессе становления. Я создаю себя, как я существую. Нет сущностного, прочного «я», нет заданного определения личности и способностей.
Экзистенциальные мыслители избегают ограничительных моделей, которые классифицируют или навешивают на людей ярлыки. Вместо этого они ищут универсалии, которые можно наблюдать транскультурно. Не существует экзистенциальной теории личности, которая делит человечество на типы или сводит людей к составным частям. Вместо этого есть описание различных уровней опыта и существования, с которыми неизбежно сталкиваются люди.
Выдержки взяты из «Экзистенциальной терапии» (глава 8) Эмми ван Деурзен, изд. The Dryden Handbook of Individual Therapy, London, Sage Publications, 2008.
Экзистенциальная терапия
Всемирная конфедерация экзистенциальной терапии
Предисловие
В 2014–2016 г. в совместных усилиях по созданию этого широкого определения. Он был написан в духе инклюзивности и разнообразия, которые характеризуют эту уникальную ориентацию на достижение доступного, краткого, «достаточно хорошего» рабочего определения экзистенциальной терапии. Это определение признает и уважает общую и объединяющую позицию, которая лежит в основе и информирует различные способы понимания и практики экзистенциальной терапии сегодня, не нарушая присущей ей спонтанности, гибкости, творчества и таинственности. Далее следует текущая версия продолжающегося, постоянно развивающегося коллективного квеста.
- Что такое экзистенциальная терапия?
Экзистенциальная терапия – это философски обоснованный подход к консультированию или психотерапии. Он включает в себя очень разнообразный спектр теорий и практик. Экзистенциальную терапию нелегко определить отчасти из-за ее растущего разнообразия. Например, некоторые экзистенциальные терапевты считают этот подход не отдельной и отдельной «школой» консультирования или психотерапии, а скорее отношением, ориентацией или позицией по отношению к терапии в целом. Однако в последние годы экзистенциальная терапия все чаще рассматривается другими как особый и специфический подход к самой себе. В любом случае можно сказать, что, хотя ее трудно формализовать и определить, по своей сути экзистенциальная терапия представляет собой глубоко философский подход, на практике характеризующийся упором на связанность, спонтанность, гибкость и свободу от жесткой доктрины или догмы. Действительно, из-за этих основных качеств многим экзистенциальным терапевтам попытка дать определение кажется противоречащей самой ее природе.
Как и другие терапевтические подходы, экзистенциальная терапия в первую очередь (но не исключительно) касается людей, которые страдают и находятся в кризисе. Некоторые экзистенциальные терапевты вмешиваются таким образом, чтобы облегчить или смягчить такое страдание, когда это возможно, и помочь людям бороться с неизбежными жизненными проблемами более осмысленным, полноценным, аутентичным и конструктивным образом. Другие экзистенциальные терапевты менее ориентированы на симптомы или проблемы и вовлекают своих клиентов в широкомасштабное исследование существования, не предполагая каких-либо конкретных терапевтических целей или результатов, направленных на исправление когниций и поведения, смягчение симптомов или устранение недостатков. Тем не менее, несмотря на их значительные теоретические, идеологические и практические различия, экзистенциальные терапевты разделяют особое мировоззрение, основанное на философии, которое отличает их от большинства других современных практиков.
Экзистенциальная терапия обычно состоит из поддерживающего и совместного исследования жизни и опыта пациентов или клиентов. Он придает первостепенное значение характеру и качеству терапевтических отношений здесь и сейчас, а также исследованию отношений между клиентами и их контекстуальными жизненными мирами за пределами консультационной комнаты. В соответствии со своим сильным философским основанием, экзистенциальная терапия берет само состояние человека – во всех его бесчисленных аспектах, от трагического до чудесного, ужасающего и прекрасного, материального и духовного – в качестве своего центрального фокуса. Кроме того, он рассматривает весь человеческий опыт как внутренне неотделимый от основы существования или «бытия-в-мире», в котором каждый из нас постоянно и неизбежно участвует.
Экзистенциальная терапия призвана осветить способ, которым каждый уникальный человек — в определенных неизбежных пределах и сдерживающих факторах — выбирает, создает и увековечивает свой собственный способ существования в мире. Как в своей теоретической ориентации, так и в практическом подходе экзистенциальная терапия подчеркивает и чтит постоянно возникающую, раскрывающуюся и парадоксальную природу человеческого опыта и вызывает неутолимое любопытство к тому, что на самом деле означает быть человеком. В конечном счете, можно сказать, что экзистенциальная терапия сталкивается с некоторыми из самых фундаментальных и вечных вопросов, касающихся человеческого существования: «Кто я?» «Какова моя цель в жизни?» «Я свободен или полон решимости?» «Как мне справиться с собственной смертностью?» «Имеет ли мое существование какой-либо смысл или значение?» «Как мне прожить свою жизнь?» - Почему это называется «экзистенциальной» терапией?
Экзистенциальная терапия основана на широком спектре идей, ценностей и принципов, полученных из феноменологической и экзистенциальной философий. Эти философии существования подчеркивают определенные «последние заботы» — часто находящиеся в диалектическом напряжении друг с другом, — такие как свобода выбора, поиск смысла или цели, а также проблемы зла, изоляции, страдания, вины, беспокойства, отчаяния, и смерть. Для экзистенциальных терапевтов «феноменология» относится к дисциплинированному философскому методу, с помощью которого обращаются к этим конечным интересам или «данностям» и с помощью которого лучше всего может быть освещено или раскрыто основное переживание человеком бытия-в-мире, и, таким образом, более точно понял. Этот феноменологический метод начинается с сознательной попытки отложить в сторону свои предположения, чтобы быть более открытым и восприимчивым к исследованию субъективной реальности другого человека.
Хотя может быть много разных мотивов для людей, решивших участвовать в этом исследовательском процессе, как и в большинстве форм консультирования, психотерапии или психологического и психиатрического лечения, экзистенциальной терапии обычно ищут люди, переживающие экзистенциальный кризис: некоторые конкретные обстоятельство, в котором мы ощущаем, что наше основное чувство выживания, безопасности, идентичности или значимости находится под угрозой. Такие экзистенциальные угрозы могут иметь физическую, социальную, эмоциональную или духовную природу и могут быть направлены на самого себя, других, мир в целом или на идеи и представления, которыми мы живем. Они шокируют и лишают нас чувства безопасности и самодовольства, заставляя нас подвергать сомнению наши самые глубокие убеждения или ценности. Поскольку, согласно экзистенциальным терапевтам, человеческое существование по самой своей природе постоянно меняется или становится, мы естественным образом склонны испытывать такие экзистенциальные вызовы или кризисы на протяжении всей жизни. В экзистенциальной терапии эти дезориентирующие и вызывающие беспокойство периоды кризиса воспринимаются как опасный переход и как возможность для трансформации и роста. - Как работает экзистенциальная терапия?
Экзистенциальные терапевты рассматривают свою практику как взаимный, совместный, ободряющий и исследовательский диалог между двумя борющимися людьми, один из которых ищет помощи у другого, профессионально подготовленного для ее оказания. Экзистенциальная терапия уделяет особое внимание развитию заботливых, честных, поддерживающих, эмпатичных, но сложных отношений между терапевтом и клиентом, признавая жизненно важную роль этих отношений в терапевтическом процессе.
На практике экзистенциальная терапия исследует, как чувства, мысли и динамические взаимодействия клиентов в рамках этих отношений и с другими могут освещать их более широкий мир прошлого опыта, текущих событий и будущих ожиданий. Эта уважительная, сострадательная, поддерживающая, но, тем не менее, очень реальная встреча — в сочетании с феноменологической позицией — позволяет экзистенциальным терапевтам более точно понять и описать способ существования человека в мире. Прилагая большие усилия, чтобы избежать навязывания своего собственного мировоззрения и системы ценностей клиентам или пациентам, экзистенциальные терапевты могут стремиться раскрыть и указать на определенные несоответствия, противоречия или несоответствия в чьем-то избранном, но привычном образе жизни. Поступая таким образом, некоторые экзистенциальные терапевты, когда это необходимо, конструктивно противостоят иногда саморазрушительным или разрушительным способам существования человека в мире. Другие преднамеренно избегают рассмотрения или обращения к какому-либо опыту или выражению человека в мире с точки зрения, которая истолковывает его как положительное/отрицательное, конструктивное/деструктивное, здоровое/нездоровое и т. д. В любом случае терапевтическая цель осветить, прояснить и поместить эти проблемы в более широкую перспективу, чтобы способствовать способности клиентов признавать, принимать и активно осуществлять свою ответственность и свободу: выбирать, как быть или действовать по-другому, если такие изменения так желательны; или, если нет, терпеть, подтверждать и принимать выбранные ими способы существования в мире.
Чтобы облегчить этот потенциально освобождающий процесс, экзистенциальная терапия фокусируется в первую очередь на улучшении осознания человеком своего «внутреннего» переживания, «субъективности» или бытия: временного, преходящего, жизненно важного потока мыслей, ощущений и чувств от момента к моменту. . В то же время экзистенциальная терапия признает неизбежное взаимодействие между прошлым, настоящим и будущим. В этом отношении экзистенциальные терапевты уважают впечатляющую силу прошлого и будущего и напрямую обращаются к ней, когда она влияет на настоящее. - Чем экзистенциальная терапия отличается от других видов терапии?
В дополнение к своему уникальному сочетанию философского мировоззрения, феноменологической позиции и основного акцента как на терапевтических отношениях, так и на реальном опыте, экзистенциальная терапия, как правило, менее сосредоточена на диагностике психопатологии и обеспечении быстрого облегчения симптомов как таковых, чем другие формы терапии. Вместо этого тревожные «симптомы», такие как тревога, депрессия или ярость, признаются потенциально значимыми и понятными реакциями на текущие обстоятельства и личную контекстуальную историю. Таким образом, экзистенциальная терапия в первую очередь связана с переживанием и исследованием этих тревожных явлений на глубине: прямой борьбой с ними, а не попыткой немедленно подавить или искоренить их. В соответствии с этим экзистенциальная терапия имеет тенденцию быть более исследовательской, чем целенаправленной или поведенческой. Его основная цель состоит в том, чтобы прояснить, понять, описать и исследовать, а не анализировать, объяснять, лечить или «исцелять» чье-то субъективное переживание страдания. - Какие приемы или методы используют экзистенциальные терапевты?
Экзистенциальная терапия не определяется преимущественно на основе какой-либо конкретной предопределенной техники. Действительно, некоторые экзистенциальные терапевты вообще избегают использования любых технических вмешательств, опасаясь, что такие надуманные методы могут снизить основные человеческие качества, целостность и честность терапевтических отношений. Однако единственной терапевтической практикой, общей практически для всех экзистенциальных работ, является феноменологический метод. Здесь терапевт старается максимально полно присутствовать, быть вовлеченным и свободным от ожиданий во время каждой терапевтической встречи, пытаясь временно отбросить в сторону все предубеждения относительно процесса. Цель состоит в том, чтобы получить более четкое контекстуальное глубокое понимание и принятие того, что определенный опыт может означать для этого конкретного человека в данный конкретный период его или ее жизни.
Многие экзистенциальные терапевты также используют базовые навыки, такие как эмпатическое размышление, сократовское вопрошание и активное слушание. Некоторые из них могут также опираться на широкий спектр методов, полученных из других методов лечения, таких как психоанализ, когнитивно-поведенческая терапия, личностно-ориентированная, соматическая и гештальт-терапия. Эта техническая гибкость позволяет некоторым экзистенциальным практикам свободно адаптировать конкретный ответ или вмешательство к конкретным потребностям отдельного клиента и постоянно развивающемуся терапевтическому процессу. Однако какие бы методы ни использовались или не использовались в экзистенциальной терапии, они, как правило, намеренно выбираются, чтобы помочь осветить существо человека в данный конкретный момент его или ее истории. - Каковы цели экзистенциальной терапии?
Общая цель экзистенциальной терапии – позволить клиентам честно, открыто и всесторонне исследовать свой жизненный опыт. Благодаря этому спонтанному, совместному процессу открытия клиентам помогают получить более четкое представление о своем опыте и субъективных значениях, которые они могут иметь. Это самоисследование дает людям возможность противостоять и бороться с глубокими философскими, духовными и экзистенциальными вопросами каждого рода, а также с более приземленными проблемами повседневной жизни. Полное участие в этом поддерживающем, исследовательском и сложном процессе может помочь клиентам смириться со своим существованием и взять на себя ответственность за то, как они решили жить. Следовательно, это также может побудить их выбирать способы существования в настоящем и будущем, которые они сами считают более глубоко удовлетворяющими, значимыми и подлинными. - Кому потенциально может быть полезна экзистенциальная терапия?
Экзистенциальный подход может быть полезен людям, сталкивающимся с широким кругом проблем, симптомов или проблем. Его можно использовать с широким кругом клиентов, от детей до пожилых людей, пар, семей или групп, и практически в любых условиях, включая клиники, больницы, частные практики, рабочие места, организации и в более широком социальном сообществе. Поскольку экзистенциальная терапия признает, что мы всегда существуем во взаимосвязи с миром, она может быть особенно полезна для работы с клиентами из разных демографических и культурных слоев.
Хотя экзистенциальная терапия особенно хорошо подходит для людей, стремящихся исследовать свою собственную философскую позицию по отношению к жизни, в некоторых случаях она может быть менее подходящим выбором для пациентов, нуждающихся в быстром устранении болезненных, угрожающих жизни или изнурительных состояний. психические симптомы. Тем не менее, именно благодаря тому, что экзистенциальная терапия сосредоточена на существовании человека в целом, а не исключительно на психопатологии и симптомах, потенциально она может быть эффективным подходом к решению даже самых тяжелых реакций на разрушительные психологические, духовные или экзистенциальные нарушения или потрясения в их жизни. , будь то в сочетании с психиатрическими препаратами, когда это необходимо, или отдельно. - Какие существуют научные доказательства эффективности экзистенциальной терапии?
Ряд хорошо контролируемых исследований показывает, что определенные формы экзистенциальной терапии для определенных групп клиентов могут привести к улучшению самочувствия и чувства смысла (Vos, Craig & Cooper, 2014). Эта совокупность доказательств растет, и новые исследования показывают, что экзистенциальная терапия может привести к таким же улучшениям, как и другие терапевтические подходы (например, Rayner & Vitali, в печати). Этот вывод согласуется с десятилетиями научных исследований, которые показывают, что в целом все формы психотерапии эффективны и что в среднем большинство методов более или менее одинаково полезны (Seligman, 19).95; Wampold & Imel, 2015), с конкретными характеристиками и предпочтениями клиентов, определяющими наилучший терапевтический подход для любого конкретного человека. Существует также большое количество доказательств, указывающих на то, что одно из основных качеств, связанных с экзистенциальной терапией, — теплые, ценящие и эмпатические отношения клиента или пациента и терапевта — предсказывают положительные терапевтические результаты (Norcross & Lambert, 2011). Кроме того, было показано, что центральный акцент экзистенциальной терапии на поиске или создании смысла в целом является важным фактором эффективного лечения (Wampold & Imel, 2015). - Где я могу узнать больше об экзистенциальной терапии и/или профессиональной подготовке, чтобы стать экзистенциальным терапевтом?
До недавнего времени формальных программ обучения для экзистенциальных терапевтов практически не существовало. В последние годы эта ситуация изменилась с созданием различных программ обучения в США, Великобритании, Бельгии, Австрии, Германии, Швейцарии, Италии, Португалии, России, Канаде, Скандинавии, Израиле, Аргентине, Мексике, Чили. , Перу, Колумбия, Бразилия, Литва, Греция, Австралия и многие другие страны.
Полный список учебных курсов доступен на веб-сайте.
Подробнее об экзистенциальном подходе
Выдержка из устава Федерации экзистенциальных терапевтов Европы (FETE), которую можно найти по адресу: Терапия ценит интерактивную, реляционную и телесную природу человеческого сознания и человеческого существования. Она считает, что люди свободны вносить изменения в свою жизнь ответственным, обдуманным, этичным и вдумчивым образом, понимая свои трудности и соглашаясь с ними. возможности и ограничения человеческого состояния в целом и их собственной жизни в частности. Он подчеркивает важность поиска смысла и цели путем участия в жизни на многих уровнях, физическом, социальном, личном и духовном. Он не предписывает определенного мировоззрения. но исследует напряженность и противоречия в образе жизни человека. Это будет включать рассмотрение экзистенциального ограничения, такие как смерть, неудача, слабость, вина, тревога и отчаяние.
Как работает экзистенциальная терапия?
Существует много форм экзистенциальной терапии, и у каждой есть свои особые методы и способы исследования трудностей и изменений, но все формы экзистенциальной терапии работают с диалогом, чтобы дать человеку возможность обрести собственный авторитет в исследовании своей жизни и пути. они хотят жить этим. Это часто будет включать философское и этическое исследование больших вопросов человеческого существования, таких как истина, смысл, справедливость, красота, свобода, сознание, выбор, ответственность, дружба и любовь.
Экзистенциальная терапия — это прагматический и основанный на опыте подход, который способствует воплощению, эмоциональной глубине, ясности и прямоте и использует среди других методов принципы логики, парадокса, диалектики, феноменологии и герменевтического исследования.
На что он нацелен?
Экзистенциальные терапевты стремятся подойти к беспокойству или страданию человека феноменологическим, целостным образом. Симптомы не рассматриваются как определяющий аспект проблем человека, а скорее как выражение оторванности человека от реальности или искаженной реальности.
Следовательно, экзистенциальные терапевты рассматривают симптомы как способ справиться с трудностью, проблемой или экзистенциальным кризисом. Опыт человека будет учитываться на всех уровнях.
Прошлому, настоящему и будущему человека будет уделено одинаковое внимание. Экзистенциальные терапевты способствуют лучшему осознанию человеком своего способа существования в мире, помогая ему лучше соприкоснуться со своей конкретной телесностью, своими взаимодействиями и отношениями, своей вовлеченностью в собственную идентичность или ее отсутствием, своим представлением о том, что лежит в основе их жизни. бытие и способы, которыми они могут вернуть к жизни поток и свою способность к трансцендентности, обучению и приятному движению вперед. Это помогает людям терпеть и принимать страдания и трудности, чтобы конструктивно с ними справляться.
Как мы обучаем людей?
Экзистенциальные терапевты обучаются по специализированным программам обучения, которые требуют обучения на последипломном уровне и включают теоретическое обучение, обучение навыкам, практическое обучение под наблюдением, процесс личной терапии, чтобы научиться применять экзистенциальные принципы на практике и завершение той или иной формы феноменологического исследовательского проекта или окончательного проекта, включающего теорию и практику».