Креативная личность это: управление собственной креативностью — Студопедия

10 качеств креативной личности

Лидерство

Время на чтение: 6 минут

Что делает человека креативным? Это от рождения или приобретается? Рассмотрим, что думает об этом психолог Михай Чиксентмихайи.

Известный исследователь, психолог, автор «теории потока», Михай Чиксентмихайи в своей книге «Креативность: работа и жизнь 91 известного человека» размышляет о значении, происхождении и развитии креативности. Несмотря на то, что книга 1996 года, мысли актуальны как никогда. Давайте рассмотрим их.

Творчество дает полноту жизни


Если собрать все лучшие ожидания людей от жизни, окажется, что именно творчество способно дать то, что ближе всего к идеалу. Творчество расширяет мировоззрение, позволяет познавать увлекательнейшие вещи, раскрывает наш потенциал, что крайне важно для человека.

Креативность, творчество – это то, что мы получаем от природы или можем развить? На этот вопрос Чиксентмихайи дает ответ: творческие черты присутствуют от рождения, но потенциал креативности можно раскрывать. Чиксентмихайи исследовал качества, которые присущи творческим личностям и поддаются развитию. Берем на вооружение.

Энергичны, но сосредоточены


Креативные люди энергичны, но способны направлять свою энергию в нужное русло.

Энергия творческим людям нужна: как физическая, так и умственная. Это позволяет им часами работать над текущей задачей, которая их заинтересовала, не теряя при этом энтузиазма. Это не гиперактивность и не маниакальность – творческие люди могут проводить много времени и в спокойном состоянии, размышляя о предмете своего интереса и о своей идее.

Умны и наивны

Исследования не нашли связи между творчеством и IQ. Исследование, проводимое Льюисом Терманом, показало, что среди творческих гениев нет людей с очень высоким IQ. Это подтвердили и исследования Чиксентмихайи, который даже определил порог IQ творческого человека – ориентировочно 120.

Показатель интеллекта может приводить к увеличению креативности, пока он не выше 120, дальше зависимость увеличения IQ и креативности обнаружена не была. Чиксентмихайи предполагает, что креативность – это сочетание мудрости и детская наивность. Креативные люди немного дети – они сохранили наивность и свежий взгляд на вещи.

Игривы, но дисциплинированы


Креативные люди игривы. По мнению Чиксентмихайи, игривое поведение – один из отличительных признаков креативности, однако некоторая легкомысленность и быстрое возбуждение интереса удивительным образом сочетается с основательностью и настойчивостью. Легкость, но не легкомыслие – так можно сказать о творческих людях. При этом они достаточно дисциплинированы и трудоспособны.

Работая над проектом, креативные люди способны проявлять решительность и упорство – они способны работать по много часов в день, не переключаясь, сосредоточено и скрупулезно, до тех пор, пока не будут довольны сделанным.

Вам приходилось встречаться с творческим, креативным человеком? Первое впечатление – романтик, что-то волнующее. Часто быть артистом – это испытывать волнение. Но вместе с тем, успех артиста стоит огромного труда, тяжелого, для многих неподъемного, изматывающего. Каждый творческий человек понимает, что реальное творчество, а не пустое мечтательство – это сочетание удовольствия и труда.

Реалисты-мечтатели


Похоже, творческие люди – те, которые сочетают несочетаемое. Еще одна черта креативного человека – быть одновременно реалистом и мечтателем.

Творчества не может быть без мечты, без воображения и ощущения чудес. Мечты и фантазии – привычный мир для творческих людей. Но вместе с тем они умеют реализовать свою мечту, а для этого нужно не просто витать в облаках, но и уметь отличить реальное от нереального, реализуемое от фантазии. Искусство – это прыжок воображения в мир, отличающийся от настоящего. Важно уметь создавать новые идеи, выходящие за рамки постижимого, но способные создать новую реальность.

Экстравертированы и интровертированы


Людей принято делить на экстравертов и интровертов, однако творчество требует объединения обоих типов личности, считает Чиксентмихайи. Каждый творческий человек находит свое решение этой дилемме. Творческие личности демонстрируют признаки обоих типов одновременно. Их можно назвать в равной степени общительными и тихими, социализированными и скрытными.

Им необходимо взаимодействие с другими, чтобы черпать идеи и вдохновение, и вместе с тем им необходимо уединение, чтобы обдумать и реализовать свои творческие идеи.

Горды, но скромны

Креативные люди гордятся результатом своих трудов, но сами часто любят оставаться в тени. Они знают себе цену, но не переоценивают себя – они уважают коллег, которые трудятся в той же области, поэтому творческие люди любят объединяться и делиться идеями. Творческие люди обычно благодарны своим учителям и тем, кто помог им достичь успеха.

Чиксентмихайи обратил внимание также на то, что творческие личности иногда так сосредоточены на своей следующей идее, что могут забывать о своих предыдущих достижениях и не уделяют им значения, иногда даже смущаясь, когда их превозносят.

Креативные люди не отягощены жесткими гендерными ролями


Творческих людей не волнуют стереотипы, связанные с общественными и другими ролями. Можно сказать, чти они не фокусируются на таких вопросах. Мужчины могут быть более ранимыми, чем принято в обществе, женщины более мужественными, чем общество ожидает от женщин – но это их не тяготит.

Консервативны, но мятежны


Творческий человек по определению «вне рамок». Такие часто выступают неконформистами или даже мятежниками. Но творческому человеку невозможно творить, не принимая текущих устоев и традиций. Поэтому они демонстрируют как консерватизм, так и выход «за рамки».

Взгляд без предрассудков помогает предложить традиционному миру новые свежие решения. Инновации – это выход за рамки и риск, но реализация нового происходит в текущем, а не в будущем мире.

Страстные и целеустремленные


Страстная натура – это обычно увлекающаяся личность, не чувствующая берегов и рамок, времени и обязанности. Но творческие люди способны увлекаться и при этом не уходить от ответственности и не отклоняться от цели. Страсть нужна, чтобы черпать эмоции и идеи, целеустремленность – чтобы воплотить их в жизнь.

Креативные люди не просто наслаждаются своей деятельностью, они горячо и страстно любят свое занятие. Но простое увлечение не всегда приводит к результатам, а творческий человек способен ответственно доводить дело до конца и готов к такой рутине в доведении до идеала своего детища, что позавидует любой представитель самой рутинной работы.

Чувствительны и открыты для нового опыта


Несмотря на постоянный опыт, чувствительность и впечатлительность, которые могут обычных людей приводить к грусти, унынию и боли, креативные люди счастливы и радостны.

Чиксентмихайи отмечает, что рождение нового может принести и критику, это может быть болезненным, даже разрушительным. Скорее всего каждый творческий человек переживал непринятие. Однако требуется мужество, чтобы решаться представлять свои произведения на суд общества, осознавая, что люди могут не понять, высмеять и отвергнуть, или просто проигнорировать их творчество.

И все же рождение нового сопряжено с таким мощным источником радости, что сам факт созидания приносит создателю счастье, которое стоит любой возможной боли.

Контакты

Телефон

+7 915 388 33 96

[email protected]

Оставить мне сообщение

Что такое креативность и как ее развить у ребенка

В психологии под креативностью (от англ. creative – «создавать») понимают способность нестандартно мыслить, находить новые решения в привычных ситуациях. Креативная личность – это та, которая может решить проблему абсолютно новым методом либо путем добавления всего одной детали. Причем наличие творческого мышления не коррелирует с интеллектом – даже если человек умен, это совершенно не значит, что он является такой личностью. А вот с чем есть прямая связь, так это со способностями индивида быстро находить разное применение полученной им информации.

Креативность начали изучать в связи с творческим потенциалом человека, без учета его интеллектуальных способностей. Сейчас творческое мышление изучают в связи с личностью и в связи с интеллектом. Были выделены более десятка интеллектуальных особенностей, каждая из которых характеризует способность нестандартно мыслить – в их числе быстрота мысли, гибкость мышления, возможность разрабатывать гипотезы, мышление без стереотипов и т.п. Сколько бы исследований креативности не проводили ученые, им так и не удалось сойтись в едином мнении относительно того есть ли связь между интеллектуальным развитием и способностью творить.

Лучше всего креативность развивается в юном возрасте. Кроме того было установлено, что на развитие творческого начала влияет среда, в которой растет ребенок, его личностные особенности и способности. Ни один мальчик или девочка не рождается творцом, этому во многом способствуют родители и педагоги, помогая раскрывать заложенной природой таланты. Если позволить этим талантам раскрыться, то ребенок вырастет незаурядной личностью. И напротив, если среда не способствует развитию творческих способностей, то результат будет плачевным.

Наличие способностей выявляют специальные тесты, однако использовать только их недостаточно. У некоторых специалистов есть мнение, что измерять способности нужно, еще и анализируя то, что может создавать данный индивид.

Развитие креативности делится на две фазы. Первая фаза – это возраст 3-5 лет, когда ребенок подражает взрослому, наделенному способностями, и в этом проявляется механизм формирования творческого начала. Далее в подростковом возрасте, начиная с 13 и до 20 лет, у подрастающего ребенка появляются и закрепляются навыки «специализированной креативности» – он уже способен развивать имеющийся талант в какой-либо определенной сфере. По итогам своей деятельности во второй фазе ребенок либо начинает творить самостоятельно, отказавшись от подражания, либо так и останутся подражателями на всю жизнь.

Как развивать творческие способности

Как известно, развивать детей лучше всего во время игр, чтобы ребенку было интересно учиться, и он получал удовольствие от самого процесса, не думая о конечном результате. Но для достижения этого результата важно обеспечить определенные условия:

  • создать нужную атмосферу – педагог, помогающий взращивать талант, должен иметь правильный подход к детям, принципы его общения с ребенком – доброжелательность и открытость;
  • учитывать особенности ребенка – следует понимать, что все дети разные, и кто-то может тут же переключаться между задачами, а кому-то это не под силу, тогда ребенку нужно дать больше времени и применять способы, которые будут развивать креативность с ускорением мыслительных реакций;
  • поддерживать интерес – скучное занятие это плохое занятие, потому стоит задуматься о том, как привносить элемент новизны в каждый урок;
  • не ждать быстрых результатов – на то, чтобы творческие способности ребенка раскрылись, потребуется время и торопить процесс нельзя;
  • показывать личный пример – педагог для развития креативности у ребенка сам должен быть таковым.

Упражнения для развития творческих способностей

Сделать ребенка креативнее и развить его интеллект помогут несложные упражнения:

  • придумать историю на основе взятых наугад двух слов или словосочетаний, связав их единым сюжетом;
  • нарисовать то, чего не существует – например, животное, дав ему свое название;
  • построить дом на бумаге, выбрав самую необычную конструкцию и представить, как бы это смотрелось, если бы этот дом на самом деле построили;
  • дать новое название привычным вещам, еде или любому другому предмету;

Развивая креативность при общении с кем-либо, не бойтесь озвучивать самые невероятные идеи, придумывайте все время что-то новое. А наедине с собой можно поразмышлять над какой-нибудь проблемой, сосредоточившись на своих мыслях и ощущениях. Подобных упражнений, которые помогут развить творческие способности, очень много – выбирайте те, которые придутся по душе.

 

Запишите Вашего ребенка на занятия

Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с условиями

Creative People — Creatively, LLC: Live Life Creatively

Creative People

Кто такие Creative People?

пройти ТВОРЧЕСКИЕ КУРСЫ

пройти ТВОРЧЕСКИЕ КУРСЫ

Творческие люди

Творческие люди слишком часто не подозревают, что они творческие личности. Что в их личности есть данные природой черты, которые «связываются» с другими творчески мыслящими людьми в популяции. Творческая личность обладает особыми способностями, потребностями и вызовами. Творческая личность включает в себя потребность творить, но это гораздо больше. Я обнаружил, и как Творческий Человек, и в своей работе с Творческими Людьми абсолютный императив понимания себя как творческого человека, чтобы жить здоровым образом. Я открыл и испытал безграничность, доступную вам, когда вы наделены силой своей творческой личности. К сожалению, чаще Творческие Люди оказываются разочарованными, замалчиваемыми, маргинальными, неудовлетворенными и несчастными, никогда полностью не выражая, не осознавая и не реализуя свои природные дарования. Можно жить по-другому, используя все свои природные силы. Все начинается с того, что вы смело даете себе разрешение делать что-то другое.

Творческая жизнь

 Жить творчески означает полностью реализовать себя, в которой вы используете сильные стороны своей творческой личности.

Он начинается с понимания и, вероятно, переосмысления того, что вы узнали о себе, новым и другим способом. Это позволяет себе чувствовать и мечтать, делать смелый и смелый выбор, стремиться к подлинности и усердно работать. Иногда он идет по более сложному пути просто потому, что оно того стоит. Это изучение того, что вам нужно для процветания, и выделение времени для этого. Это наблюдение за тем, как ваша жизнь процветает, когда вы заботитесь о себе так, как вам нужно. Хотите верьте, хотите нет, но она основана на психологии и исследованиях (некоторые из них мои собственные), которым почти 100 лет. Сегодня, когда наш мир вокруг нас меняется так быстро, самое подходящее время посвятить себя творческой, подлинной жизни.

Теории творчества

Исследования творчества все еще находятся в зачаточном состоянии, начиная с 1950-х годов, и с тех пор количество исследований ограничено (Kaufman and Sternberg, 2007). Первоначально в рамках школьной системы проводилось много исследований в области творчества с упором на образование. Сегодня, когда эта область начинает набирать обороты, существуют три традиционно признанных способа думать о Творчестве: когнитивные процессы, социальные влияния и теория личности (Штернберг, 19).99). Теория когнитивных процессов говорит, что творчество — это необычные творческие процессы, создающие необычные творческие продукты. Теория социальных влияний рассматривает творчество с точки зрения наличия образцов для подражания, ресурсов, культурного разнообразия и духа времени. Теория личности рассматривает творчество с точки зрения сочетания несоциальных и социальных черт личности в творческой личности.

Творческая личность

Теория личности может быть наиболее распространенной теорией творчества. С этой точки зрения Креативность представляет собой ряд личностных черт и особенностей, которые чаще встречаются у Творческих Людей. Некоторые измеряемые черты личности: чувствительность к окружающей среде, инициатива, самоуверенность, интеллектуальность, индивидуальность и артистизм. Другие исследованные личностные черты творческих людей включают легкость в скуке, независимость, страсть, сильные эмоции, симптомы СДВГ и креативность, создание смысла, подлинность, непредубежденность, гибкость, склонность к риску и амбициозность. Хотя креативность обычно рассматривается в континууме, тесты креативности также можно использовать для категориальной классификации участника как «творческого» или «нетворческого». Объяснение этому состоит в том, что уровни креативности в континууме производят качественно разные проявления креативности. Это часто описывается с помощью анализа лошади на беговой дорожке. Скорость увеличивается на континууме в милях в час на беговой дорожке. Однако, как только континуум скорости достигает определенного предела, движение лошади на беговой дорожке станет качественно отличным от шага к рыси, от рыси к галопе и так далее. Таким образом, творчество одновременно находится в континууме и описывается в терминах качественно различных стадий, таких как творческий и нетворческий.

пройти ТВОРЧЕСКИЕ КУРСЫ

Творческий ум

Многие творческие люди на протяжении всей своей жизни обращаются к системе здравоохранения или психиатрической помощи для «лечения» одной из этих черт личности. Они могут быть «белой вороной», преследующей свою индивидуальность, и члены семьи беспокоятся, что они «разыгрывают». Они могут испытывать сильные эмоции и обращаться к психиатру, чтобы лучше «контролировать» их. Проблема в том, что эти Творческие Люди не поддерживают и не признают свою Творческую Личность в целом, тем самым не давая себе того, что им в конечном счете нужно. Ваша творческая личность сильна, и, когда вы направляете ее на такие важные для вас вещи, как создание смысла, подлинность и занятия, проблемные места, в которых «застряли» ваши страсти, могут разрешиться. Знание и признание своей творческой личности такой, какая она есть во всей ее полноте, и поддержка ее как таковой – одна из двух самых важных вещей, которые вы можете сделать, чтобы сохранить свою творческую личность в хорошем состоянии. Второе самое важное, что вы можете сделать, это регулярно практиковать творческое самовыражение. Это самый важный защитный фактор от стресса в вашей жизни. Другими словами, делать что-то творческое — это самое важное здоровое, что вы можете сделать, чтобы быть здоровым. Но для большинства из нас в некотором роде нас обескуражили против творческих занятий и посоветовали быть более мейнстримными или практичными в наше время. Подробнее о практике творчества можно узнать здесь.

Креативный художник

Кауфман и Штернберг (2007) определяют модель творчества «четыре П»: Человек, Продукт, Процесс и Пресса. В творческом коучинге и творческом консультировании мы больше всего сосредоточены на аспектах личности и процесса Кауфмана и Штернберга в творчестве: человек с точки зрения личностных черт, характерных для творческих личностей, и процесс как творческий метод и движение, которые человек использует для творчества. Эти два фактора являются фундаментальными источниками, к которым вам, как творческому человеку, необходимо обращаться, чтобы быть здоровым.


Создание хорошего самочувствия

Если вы определили себя или начали задаваться вопросом, творческая ли ваша личность, это замечательно! У вас есть мощный набор характеристик, благодаря которым вы сможете процветать. Здесь, в Creatively, вы нашли прекрасное место, где можно сделать именно это! Вот несколько шагов, которые вы можете предпринять прямо сейчас, чтобы начать свой путь в качестве здоровой и успешной творческой личности:

  1. Пройдите онлайн-курсы по креативности
    Итак, вы думаете, что у вас может быть творческая личность, и вам интересно узнать больше о творческой практике. , а наука о творчестве? Узнайте больше здесь!
  2. Запись на бесплатную консультацию
    Всем новым клиентам Creatively, LLC гарантируется одна бесплатная 15-минутная виртуальная консультация. У вас есть доступ к моему календарю здесь, чтобы забронировать свой собственный, и мы скоро увидимся, чтобы обсудить, как начать свое собственное путешествие, которое изменит вашу жизнь!
  3. Забронировать пакет коучинга
    Хотите ознакомиться с готовыми вариантами коучинга по творчеству? Выберите один из 3 вариантов, чтобы начать работу сегодня — зарезервируйте полный пакет выбранных услуг без промедления!

Ссылки

Кауфман, Дж. К. и Штернберг, Р. Дж. (2007). Творчество, Смена, 55-58.
Штернберг, Р. Дж. (1999). Справочник творчества. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
Сойер, РК (2006). Объяснение творчества: наука о человеческих инновациях. Нью-Йорк
: Oxford University Press Inc.
Scholastic Testing Service Inc. (1998). Опросник творческого восприятия Хатены Торранс 
(KTCPI) [Психометрический тест]. Хатена, Дж. и Э.П. Торранс: Авторы

(c) Creatively, LLC 2023
www.creativelyllc.com

Творческая личность, по мнению Михая Чиксентмихайи

4 минуты

Михай Чиксентмихайи был одним из самых известных психологов мира. Его исследования включали в себя изучение десяти основных личностных качеств творческой личности.

Автор Эдит Санчес

Последнее обновление: 13 ноября 2022 г.

Одной из центральных тем творчества Михая Чиксентмихайи было творчество. Он подробно опросил 91 человека, которые выделялись своим творчеством. Это позволило ему составить подробное описание творческой личности на основе десяти черт.

Когда Михая Чиксентмихайи спросили об определении творческой личности , он ответил, что может резюмировать его одним словом: сложность . Он имел в виду тот факт, что создатели склонны иметь большие контрасты в своем образе жизни. Обычно это «экстремальные» люди: агрессивные и готовые к сотрудничеству, интроверты и экстраверты и т. д. одновременно. Однако они ведут себя так или иначе только в зависимости от обстоятельств.

Чиксентмихайи известен как создатель теории потока. Он предположил, что творческая личность характеризуется своей многомерностью . Он сказал, что внутри этого типа личности как бы не один человек, а множество. Фактически, он предложил существование десяти основных черт.

» Если бы мне нужно было выразить одним словом, что отличает их личности от других, это была бы сложность. »

Михай Чиксентмихайи

Роль физической энергии в творческой личности

Физическая энергия не входит в число характеристик, которые приходят на ум, когда говорят о творческой личности. Однако Чиксентмихайи обнаружил, что эти люди способны проходить стадии сильного физического истощения , особенно когда этого требуют их проекты. Они также испытывают периоды полного покоя и спокойствия.

Они умны и наивны одновременно

Еще одна парадоксальная черта творческих личностей заключается в том, что они могут быть достаточно острыми и умными в одних аспектах, но и чрезвычайно наивными в других. Эта идея воплощена в стереотипе гения, который творит чудеса, но не знает, как правильно одевать и завязывать шнурки.

Веселье и дисциплина одновременно

Чиксентмихайи нашел эскапистские черты в творческой личности . Он обнаружил, что создатели, как правило, применяют большую дисциплину к своей работе, но в то же время делают периодические перерывы, чтобы заняться тривиальными делами. Они могут даже использовать это время для удовлетворения нездоровых привычек или зависимостей.

Фэнтези и реализм

Творческие люди чрезвычайно очень строги и методичны при подходе к определенным аспектам своей работы . Тем не менее, иногда они также выбирают пути, которые совершенно безумны. Поэтому они оба очень изобретательны и рациональны. Обе черты трудно сбалансировать.

Экстраверты и интроверты

Творческие люди обычно становятся чрезвычайно болтливыми и ликующими, когда они находятся на завершающей стадии своих проектов. Тем не менее, если они находятся в стадии формирования или столкнулись с препятствиями, они, кажется, полностью отдаляются от мира, и от них действительно трудно добиться хоть слова.

Слишком много смирения и гордости одновременно

Они часто проявляют черты крайнего смирения при формировании или проверке своих идей. На самом деле, они всегда сомневаются, смогут ли они добиться результата и часто очень строги к себе. Если они получают то, что хотят, они впадают в противоположную крайность. Они думают, что лучше их никого нет, и поддаются своей гордыне.

Они избегают сексуальных стереотипов

Еще одна черта творческой личности состоит в том, что они проявляют большую независимость перед лицом стереотипов о том, какими «должны» быть женщина или мужчина . Действительно, они часто нарушают модели поведения, которые им навязывает окружающая среда. Это означает, что они часто выражают себя без гендерных связей.

Консерваторы и бунтари

Чаще всего творческие люди сначала стремятся познать и освоить установленные параметры в данной области искусства или знания. Они пытаются придерживаться их. Позже делают наоборот. Они сосредотачиваются на том, чтобы разрушить выученные схемы.

Чрезвычайно страстный, но не вовлеченный

Творческая личность — одна из крайностей. Часто они прилагают все усилия к тому, что делают. На самом деле, они, как правило, увлечены этим. Однако, как только они закончили, кажется, что они больше не заинтересованы. Они могут даже критиковать свою работу и в конечном итоге выбросить ее, если их никто не остановит.

Они испытывают боль и удовольствие с одинаковой интенсивностью

Страдают творческие личности. Они обычно добровольно подвергают себя боли, а также очень чувствительны к боли других . Они живут этим, наслаждаются этим и воссоздают его. В то же время они стремятся к удовольствиям с большим рвением. На самом деле, они способны доходить до крайностей в своих поисках. Следовательно, им трудно достичь золотой середины.

Михай Чиксентмихайи даже сказал, что в каждом человеке есть зародыш творческой личности. Тем не менее образование обычно побуждает нас развивать только один из полюсов наших способностей и нашего образа жизни. Чиксентмихайи считал, что все эти другие измерения остаются на заднем плане, ожидая возможности выразить себя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *