Для чего и как используется цветовой тест отношений А.М. Эткинда?
Для выяснения особенностей личности ребёнка важны не только сознательные, но и бессознательные проявления. К последним относятся ассоциации: например, то, как дети соотносят свои отношения с окружающим миром с цветами. Цветовой тест отношений по методике Эткинда поможет понять, о каких проблемах свидетельствует выбор ребёнка того или иного оттенка.
1 Характеристика цветового теста отношений А.М. Эткинда
2 Проведение диагностики среди дошкольников и детей более старшего возраста
3 Обработка и интерпретация результатов ЦТО
Характеристика цветового теста отношений А.М. Эткинда
Для выяснения нюансов взаимоотношений ребёнка с окружающими и не только наиболее информативным и полным является приём «Цветовой тест отношений». Он был представлен в 80-е годы ХХ века британским психологом, культурологом и литературоведом советского происхождения Александром Марковичем Эткиндом. Учёный предложил оценивать близость и принятие окружающих людей и понятий, анализируя то, как испытуемый ассоциирует их с наиболее подходящим и приемлемым для себя цветом. В качестве стимульного материала решено было использовать карточки швейцарского психолога Макса Люшера, который исследовал универсальность цветовых символов.
Благодаря простоте, понятности, а также игровой основе диагностики, тест Эткинда можно проводить с раннего возраста детей — 3–4 лет. Единственное ограничение, при котором методика не применяется: серьёзные нарушения зрения и умственная отсталость испытуемых.
Так выглядит автор методики, начинавший свою карьеру в РоссииЗа счёт возможности многократного повтора тестирования экспериментатор может лучше изучить нюансы внутрисемейных отношений, а значит и эффективнее подобрать подходящую индивидуальную, групповую или семейную форму коррекционной работы.
Проведение диагностики среди дошкольников и детей более старшего возраста
Ребёнку в индивидуальном порядке предоставляется список людей, входящих в его непосредственное окружение, а также перечень важных понятий. Например:
- «мама», «папа», «учительница» (или «воспитательница»), «моё настроение», «каким я хочу вырасти», «игрушки» и так далее — подборка для малышей;
- «учёба», «родители», «друзья», «питомец» и прочее — для ребят 7–11 лет;
- «работа», «семья», «деньги» и другие понятия — для подростков.
Для детей 3–6 лет таких понятий можно придумать около 10, детям 7–8 лет представить 12 штук, а ребятам 9–12 лет и старше подобрать около 14. Как вариант, этот список можно разработать вместе с испытуемым, попросив его ответить на вопрос: что для тебя сейчас важно? Подросткам понятия лучше давать в готовом виде.
Младшим школьникам можно записывать слова-образы, а более старшим испытуемым достаточно восприятия на слух.
Инструкция для детей 3–8 лет (короткий тест):
- Ребёнок пишет (или взрослый делает это за него) концепты.
- Затем экспериментатор на светлом нейтральном фоне на столе раскладывает перед испытуемым 8 цветных карточек Люшера.
- Взрослый просит соединить слова с 1–2 оттенками представленного спектра. Следует оговорить сразу, что тона могут повторяться, а сходства не должны основываться на внешних характеристиках. Например, если мама ходит в красном халате, то не стоит только поэтому присваивать ей соответствующий цвет. А вот сравнение «бабушка» и «жёлтый» вполне приемлемо, так как этот член семьи дарит теплоту (как солнце).
- Экспериментатор фиксирует выбор ребёнка в протоколе.
- Испытуемому даётся время (20–30 минут), чтобы отвлечься, поиграть.
- Затем вновь раскладываются карточки с цветами.
- Малышу предлагается выбрать самый приятный оттенок, после чего карточку соответствующего тона нужно убрать.
- Повторять эти действия со всеми цветами полагается до тех пор, пока не останется последний, самый неприятный оттенок. Карточки Люшера можно сделать вместе с ребёнком
Алгоритм проведения теста среди ребят 9–16 лет (полная диагностика):
- Экспериментатор называет понятие.
- Испытуемый ранжирует все 8 цветов от самого подходяшего до неподходящего (относительно этого понятия).
- Взрослый записывает порядок названных оттенков в протокол.
- Действия повторяются в работе над всеми остальными понятиями.
- Тестируемый отвлекается на посторонние дела (примерно на полчаса).
- Затем ребёнок выбирает самый приятный для себя оттенок из хаотично разложенных перед ним карточек Люшера.
- Экспериментатор убирает выбранный цвет, сделав соответствующую пометку в протоколе, и снова просит определить приятный тон.
- Работа продолжается до последней, самой неприятной для испытуемого карточки.
Обработка и интерпретация результатов ЦТО
Оценка результатов детей разного возраста будет несколько отличаться.
Обрабатывая итог ребёнка 3–8 лет, в графу рядом с каждым цветом записываются выбранные испытуемым слова, ассоциирующиеся с оттенками, и номер выбора (в зависимости от того, в каком порядке были задействованы тона).
Для начала экспериментатор определяет первые 3 цвета в рейтинге самого испытуемого. А затем смотрит на те понятия, которые ассоциируются у ребёнка с каждым из них — отношение к таким концептам считается эмоционально-положительным. Если понятие соединено с цветом, занимающим 4–5 место среди предпочтений малыша, это значит, что испытуемый равнодушен к нему. 6–8 позиция свидетельствует о негативном, практически конфликтном отношении к концепту.
Заполнение и обработка протокола требуют ответственности и внимательностиЕсли цвет, выбранный ребёнком для себя, совпадает с кем-то или чем-то, то это выявляет сильную привязанность испытуемого к тому или иному концепту. А вот в случае, когда, например, «мама» и «я» разного оттенка, отношения испытуемого с ней, вероятно, не близкие, а несколько отстранённые.
Прежде чем приступать к анализу результатов испытуемого 9–16 лет, следует определиться с символическим значением цветов:
- красный — энергичный, общительный, настойчивый;
- зелёный — полагающийся на самого себя, упрямый;
- синий — спокойный, чувствительный, сдержанный;
- жёлтый — весёлый, активный;
- фиолетовый — напряжённый, требующий успокоения;
- коричневый — чуть расслабленный, эмоционально зависимый от близких;
- чёрный — агрессивный, молчун, очень агрессивный;
- серый — безразличный, неуверенный.
Цвет — это всего лишь название. Сказать детям, что деревья зелёные, – значит подготовить их к тому, что они непременно такие, какими вы их видите, и никакие другие. Но ведь их деревья могут оказаться ничуть не хуже ваших, даже куда лучше…
Джером Дэвид Сэлинджер
Цвета-карточки делятся на две категории: основные, связанные с самоидентификацией, и неосновные, обозначающие особенности взаимодействия с окружающими. Согласно разработке Эткинда, норма — это наличие цветов основной группы не ниже пятой позиции, а неосновной, кроме фиолетового, не ниже четвёртой. Когда хотя бы один оттенок из второй группы оказывает в первой тройке, это говорит о личностном конфликте.
По итогам заполнения протокола экспериментатор определяет отношение школьника к понятиям, анализируя образовавшиеся в таблице квадраты:
- I квадрат — позитивно и эмоционально принимаемые;
- II квадрат — вызываемые нейтральные эмоции;
- III квадрат — отвергаемые или несформированные;
- IV квадрат — глубоко отвергаемые.
Цветовой тест отношений — это удобный и быстрый способ диагностики детей всех возрастов. Организовать его несложно, не вызовет особого труда прохождение тестирования и у детей. Ещё одно достоинство такого исследования состоит в том, что использовать его можно неограниченное количество раз.
Психомер — Психологический Портал Аттитюд.рф
Тест Холла на определение эмоционального интеллекта
Методика предложена для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. Она состоит из 30 утверждений. Время тестирования – 15 минут. Тест подходит для подростков старше 16 лет и взрослых.
Цветовой тест М. Люшера
Цветовая диагностика Люшера позволяет измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности. Время тестирования – 10 минут. Методика ориентирована на подростков в возрасте от 14 лет и взрослых.
Тест Леопольда Сонди (Зонди)
Проективная методика «Метод портретных выборов» предназначена для выявления внутренних импульсов и желаний, которые, как правило, подавляются. Методику можно использовать в работе с детьми от 10 лет и взрослыми. Среднее время тестирования – 15-20 минут.
Тест-опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)
Тест-опросник родительского отношения (ОРО) направлен на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Он состоит из 61 вопроса. Среднее время тестирования 20 минут. Методика предназначена для родителей детей в возрасте от 3 до 10 лет.
«Самооценка психических состояний» (Г.Айзенк)
Методика позволяет определить уровень таких психических свойств, как тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность. Опросник содержит 40 утверждений. Среднее врем тестирования – 15-20 минут. Методика предназначена для подростков от 14 до 17 лет и взрослых
Тест-опросник «Аддиктивная склонность» (Юсупов В.В., Корзунин В.А)
Методика предназначена для экспресс-диагностики лиц, склонных к аддиктивному поведению. Аддиктивное поведение (англ. addiction – зависимость, пагубная привычка) – форма девиантного поведения, которая выражается в уходе из реальности посредством изменения психического состояния. Опросник состоит из 30 вопросов. Время тестирования – 15 минут. Методика подходит подростков от 14 лет и старше. А также для взрослых до 30 лет.
Изучение общей самооценки (Г.Н. Казанцева)
Методика предложена Г. Н. Казанцевой и направлена на диагностику уровня самооценки личности. Методика построена в форме опросника. Содержит 20 вопросов. Среднее время тестирования – 10-15 минут. С помощью этой методики можно быстро определить уровень самооценки испытуемого и сразу же начать проводить психокоррекционную работу в случае необходимости. Подходит для тестирования учеников средней школы.
Опросник «Определение адаптации первоклассников» (Л.М. Ковалёва)
Опросник позволяет помочь психологу (учителю) получить полную и систематизированную картину проявления индивидуальных особенностей, как отдельного ребёнка, так и класса в целом. Выявить основные трудности каждого ребёнка и в соответствии с этим построить программу психологической помощи. Состоит из 46 утверждений. Среднее время тестирования – 15 минут.
Шкала явной тревожности CMAS (адаптация А.М. Прихожан)
Шкала явной тревожности для детей (The Children’s Form of Manifest Anxiety Scale – CMAS) предназначена для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей 8-12 лет. Методика состоит из 53 вопросов. Время тестирования — 15 минут.
Диагностика состояния агрессии (А. Басс, Э. Дарки)
Опросник враждебности Басса-Дарки (Buss-Durkee Hostility Inventory, BDHI), впервые опубликованный в 1957 году американскими психологами Бассом и Дарки, предназначен для выявления уровня агрессивности и враждебности. Методика включает в себя 75 вопросов. Время тестирования – 15 минут. Методика предназначена для подростков от 14 лет и взрослых
Диагностика эмоционального выгорания личности (В.В.Бойко)
С помощью данной методики можно выявить степень компонентов «выгорания» как стратегии защитного поведения у представителей коммуникативных профессий. Опросник включает в себя 84 вопроса. Время тестирования – от 15 до 25 минут. Предназначена для испытуемых от 17 лет.
Опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.
Методика выявляет степень адаптированности/дезадаптированности личности в социальной сфере. Опросник содержит 101 вопрос. Время тестирования 20-30 минут. Шкала ориентирована на возраст испытуемых от 14 лет и старше.
Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В. Зунга (Адаптация Т. И. Балашовой)
Опросник разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной, доврачебной диагностики. Опросник состоит из 20 утверждений. Полное тестирование с обработкой занимает 15-20 мин.
Методика выявления склонности к суицидальным реакциям (Ср-45)
Методика предназначена для выявления склонности к суицидальным реакциям. Обследуемому предлагается ответить на 45 вопросов. Ответы фиксируются на бланке. «Да», если ответ положительный, и «нет», если ответ отрицательный.Вопросы являются адекватными суицидальным проявлениям. Время тестирования 15-20 минут. Методика предназначена для лиц от 18 до 25 лет
Склонность к виктимному поведению (О.О. Андронникова)
Опросник состоит из 86 утверждений. Тестирование занимает от 15 до 20 минут. Позволяет определить уровень склонности личности к поведению жертвы (викитимности). Методика подходит для подростков в возрасте от 13 до 18 лет.
Тест «Твоё самочувствие накануне экзаменов»
Экспресс-методика создана для субъективной оценки самочувствия учащихся перед экзаменом. Тест состоит из 10 вопросов. Время тестирования 5-7 минут. Методика подходит для подростков в возрасте от 14 до 17 лет.
Личностный опросник Eysenck Personality Questionnaire (EPQ) (Г. Айзенк)
Опросник предназначен для изучения индивидуально-психологических черт личности с целью диагностики степени нейротизма, экстра/интроверсии и психотизма. Опросник включает в себя 101 вопрос. На вопросы нужно ответить «да» или «нет». Время тестирования – от 30 до 40 минут.
Методика диагностики аддиктивной идентичности
Методика диагностики аддиктивной идентичности — авторская клинико-психологическая тестовая методика, направленная на диагностику общих личностных черт, присущих аддиктам в широком понимании этого термина. Опросник состоит из 116 утверждений. Среднее время тестирования – 30 минут. Методика подходит подростков от 14 лет и старше, а также, для взрослых до 30 лет.
Определение склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) (А.Н. Орел) Мужской вариант
Предлагаемая методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тест-опросником. Его применяют для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Обследуемому предлагается ответить на 98 вопросов. «Да» если ответ положительный, «нет» — если ответ отрицательный. Общее время тестирования – от 25-35 минут. Методика подходит для подростков в возрасте от 13 до 18 лет.
Определение склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) (А.Н. Орел) Женский вариант
Предлагаемая методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тест-опросником. Его применяют для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. А также для выявления уровня принятия девушками своей социальной роли.
Испытуемым предлагается ответить на 107 вопросов. «Да» если ответ положительный, «нет» — если ответ отрицательный. Общее время тестирования – от 25-35 минут. Методика подходит для подростков в возрасте от 13 до 18 лет.
Исследование тревожности Ч.Д.Спилбергер (адаптация Ю.Л.Ханин)
Тест Спилбергера-Ханина позволяет дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство и как состояние, связанное с текущей ситуацией. Методика включает в себя 40 вопросов. Среднее время тестирования – 15-20 минут. Методика подходит для подростков от 16 лет и взрослых.
Опросник «Карта интересов» А.Е. Голомштока
Опросник позволяет определить склонность подростка к каким-либо сферам профессиональной деятельности. Методика содержит 174 вопроса. Среднее время тестирования от 30 до 40 минут. Методика предназначена для подростков от 14 до 17 лет.
Опросник профессиональных склонностей Л.А. Йовайши
Методика Л.А. Йовайши предназначена для определения склонностей личности к различным сферам профессиональной деятельности. Она подходит для профориентации школьников и абитуриентов. Методика состоит из 24 вопросов. Среднее время тестирования 10 минут. Методика подходит для подростков в возрасте от 15 до 17 лет. А также для взрослых в возрасте до 25 лет.
Шкала депрессии Бека (Beck Depression Inventory) (Взрослый вариант)
Методика предназначена для определения состояния пониженного настроения — депрессии с учетом его глубины. Методика включает в себя 21 блок вопросов. Каждая категория состоит из 4-5 утверждений, соответствующих специфическим проявлениям/симптомам депрессии. Среднее время тестирования 15-20 минут.
Шкала депрессии Бека (Beck Depression Inventory) (подростковый вариант)
Методика предназначена для определения состояния пониженного настроения — депрессии с учетом его глубины. Методика включает в себя 13 блоков вопросов. Общее количество утверждений – 53. Среднее время тестирования 20-25 минут. Методика подходит для подростков в возрасте от 14 до 17 лет.
Тест-опросник личностной зрелости Ю.З. Гильбуха
Методика применяется для определения уровня личностной зрелости. Возраст применения: от 15 лет и старше. Содержит 33 вопроса, среднее время тестирования 10-15 минут.
Опросник САН (самочувствие, активность, настроение)
Методика САН является разновидностью опросников состояний и настроений. Предназначена для подростков от 14 лет и взрослых. САН представляет собой карту (таблицу), которая содержит 30 пар противоположных характеристик, отражающих исследуемые особенности психоэмоционального состояния (самочувствие, активность, настроение). Время тестирования – 15 минут. Методика предназначена для подростков от 14 лет и взрослых.
«Мотивация учения и эмоционального отношения к учению» Спилбергера (адаптация Андреевой)
С помощью опросника можно определить ведущий мотив школьников в процессе обучения. А также выяснить какие эмоции возникают у испытуемых в процессе получения знаний. Методика состоит из 40 вопросов. Подходит для детей и подростков от 9 до 14 лет. Время тестирования от 10 до 20 минут.
Методика исследования локуса контроля (Дж. Роттер)
Методика исследования локуса контроля (Rotter’s Internal-External Locus of Control Scale) предложена Джулианом Роттером (Julian B. Rotter) в 1966 году. Диагностирует локализацию контроля над значимыми событиями, другими словами — уровень личной ответственности. Методика состоит из 29 вопросов. Среднее время тестирования 15 минут. Методика подходит для подростков от 16 лет и взрослых.
Функциональное состояние детей 9-10 лет в условиях повышенной информационной нагрузки и физической работоспособности
- «>
Reims, H.M., Sevre, K., Fossum, E., et al., Адреналин во время умственного стресса в связи с фитнесом, метаболическими факторами риска и сердечно-сосудистыми реакциями у молодых мужчин, Кровавый Пресс. , 2005, том. 14, нет. 4, с. 217.
Артикул КАС пабмед Google Scholar
Бодров В.А., Психологический стресс: развитие и преодоление , Москва: ПЕР СЭ, 2006.
Google Scholar
Асеведо, Э.О., Уэбб, Х.Е., Уэлди, М.Л., и др., Кардиореспираторные реакции субъектов с высокой и низкой физической подготовкой на умственную нагрузку во время упражнений, стр. Междунар. Спорт Мед. , 2006, том. 27, нет. 12, с. 1013.
Артикул КАС Google Scholar
Криволапчук И.А. Условно-двигательные возможности и неспецифическая реактивность у детей младшего школьного возраста на различные виды нагрузок // Альманах «Новые исследования» . 4, с. 42.
Google Scholar
Рот, Д. и Холмс, Д., Влияние аэробных упражнений и релаксационных тренировок на физическое и психологическое здоровье после стрессовых жизненных событий, Psychosom. Мед. , 1987, том. 49, с. 355.
КАС пабмед Google Scholar
Грюс, Д. и Ландерс, Д., Метааналитический обзор аэробной подготовки и реакции на психосоциальные стрессоры,
Google Scholar
«>Spalding, T.W., Jeffers, L.S., Porges, S.W., и Hatfield, B.D. Реакция блуждающего нерва и сердца на психологические стрессоры у тренированных и нетренированных мужчин, Мед. науч. Спортивное упражнение. , 2000, том. 32, нет. 3, с. 581.
Артикул КАС пабмед Google Scholar
Грюс, Д.Дж., Лохбаум, М.Р., и Ландерс, Д.М., Влияние аэробной физической активности на психологическое благополучие латиноамериканских детей с низким доходом, Percept. Мот. Навыки , 2004, том. 98, нет. 1, с. 319.
Артикул Google Scholar
«>Криволапчук И.А. Показатели интенсивной информационной нагрузки и аэробных возможностей детей и подростков 5–14 лет, 9 лет0005 Физ. Культ. Восп. Образ. Трен. , 2008, вып. 3, с. 40.
Wipfli, B.M., Rethorst, C.D., и Landers, D.M., Анксиолитические эффекты упражнений: мета-анализ рандомизированных исследований и анализ доза-ответ, J. Sport Exerc. Психол. , 2008, том. 30, нет. 4, с. 392.
ПабМед Google Scholar
Норрис Р., Кэрролл Д. и Кокрейн Р., Влияние аэробных и анаэробных тренировок на физическую форму, артериальное давление, психологический стресс и самочувствие, стр. Дж. Психосом. , 1990, том. 34, №, 4, с. 367.
Артикул КАС Google Scholar
Weyerer, S. и Kupfer, B., Физические упражнения и психологическое здоровье, Sports Med. , 1994, том. 17, нет. 2, с. 108.
Артикул КАС пабмед Google Scholar
Ландерс, Д.М., Физические упражнения и психическое здоровье, Физические упражнения , 1998, том. 7, нет. 2, с. 131.
Google Scholar
Гринберг, Дж. С., Комплексное управление стрессом , McGraw-Hill Higher Education, 2005.
Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты (Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты), Безруких М.М. и Фарбер Д.А., ред. М.: Образование от А до Я, 2000.
Google Scholar
Сонькин В.Д. Физическая работоспособность и энергообеспечение мышечной функции в постнатальном онтогенезе человека // Физиол. Чел. , 2007, том. 33, нет. 3, с. 81 [ Гул. Физиол. (англ. перевод), 2007, том. 33, нет. 3, с. 326].
Google Scholar
Корниенко И.А., Сонькин В.Д., Тамбовцева Р.В. Развитие энергетики мышечных упражнений с возрастом: итоги 30-летнего исследования: I. Структурно-функциональные перестройки, Физиол. Чел. , 2005, том. 31, нет. 4, с. 42 [ Гул. Физиол. (англ. перевод), 2005, том. 31, нет. 4, с. 402].
Google Scholar
Сонькин В.Д. Маслова Г.М. Проблема оценки физической работоспособности детей и подростков. Альманах «Новые исследования» . М.: Вердана, 2008, № 1. 3, с. 43.
Google Scholar
Ильухина В.А. Энергодефицитные состояния здорового и больного человека, Заболоцких И.Б. . СПб.: Институт мозга человека, 1993. Google Scholar
Баевский Р.М., Кириллов О.И., Клецкин С.З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе . Москва: Медицина, 19.84.
Google Scholar
Собчик Л.Н. Метод цветных выборов-модификации цветового теста Люшера . СПб: Речь, 2006.
90 004 Google ScholarСтресс и тревога в спорте . Москва: Физкультура и спорт, 1983.
Рогов В.И. Настольная книга практического психолога в образовании . М.: Владос, 1995.
Google Scholar
«>Лакин Г.Ф., Биометрия (Биометрия), Москва: Высшая школа, 1990.
Google Scholar
Данилова Н.Н., Психофизиологическая диагностика функциональных состояний , Москва: Моск. Гос. ун-т, 1992.
Google Scholar
Ефимова И.В., Будыко Е.В., Проходовская Р.Ф., Психофизиологические основы здоровья студентов . Иркутск: Иркутский университет, 2003.
Google Scholar
Абади, Б.Р., Связь тревожности с воспринимаемой физической подготовкой, Percept. Мот. Навыки , 1988, вып. 67, нет. 2, с. 539.
КАС пабмед Google Scholar
«>Штраус Р.С., Родзильский Д., Бурак Г. и Колин М., Психосоциальные корреляты физической активности у здоровых детей, Arch. Педиатр. Подросток Мед. , 2001, том. 155, нет. 8, с. 897.
КАС пабмед Google Scholar
Каллаган, П., Упражнение: забытое вмешательство в психиатрическую помощь?, J. Psychiatr. Медсестры психического здоровья. , 2004, вып. 11, с. 476.
Максимова Т.М., Белов В.Б., Лушкина Н.П. и др., Состояние здоровья, условия жизни и медицинское обеспечение детей в России . и медицинское обслуживание детей в России ), Москва: PER SE, 2008.
Google Scholar
Крауклис А.А., Саморегуляция высшей нервной деятельности , Рига: Акад. Наук Латв. ССР, 1964.
Google Scholar
Ильин Е.П., Дифференциальная психофизиология , СПб: Питер, 2001.
Google Scholar
Стрелей, Дж., Концепции возбуждения и способности к возбуждению, используемые в исследованиях темперамента, в Индивидуальные различия темперамента на стыке биологии и поведения , Бейтс, Ю.Е. и Wachs, T.D., Eds., Washington, 1994, p. 117.
Стрелец В.Б. 19. В.Голикова Ж.В. Психофизиологические механизмы стресса у субъектов с разной активацией. журн. Высшей нервной деятельности , 2001, т. 1, с. 51, нет. 2, с. 166.
КАС Google Scholar
«>Forcier, K., Stroud, L.R., Papandonatos, G.D., et al., Связь между физической подготовкой и сердечно-сосудистой реактивностью и восстановлением после психологических стрессоров: метаанализ, Health Physiol. , 2006, том. 25, нет. 6, с. 723.
Google Scholar
Феррара, Л.А., Майненти, Г., Фазано, М.Л., и др. Реакция сердечно-сосудистой системы на психическое напряжение и рукопожатие у детей. Роль физической активности, Jpn. Heart J. , 1991, vol. 32, нет. 5, с. 645.
КАС пабмед Google Scholar
Норрис Р., Кэрролл Д. и Кокрейн Р., Влияние физической активности и физических упражнений на психологический стресс и благополучие подростков, стр. Дж. Психосом. Рез. , 1992, том. 36, нет. 1, с. 55.
Артикул КАС пабмед Google Scholar
Ribeiro, M.M., Silva, A.G., Santos, N.S., et al., Диета и физические упражнения, восстановление артериального давления и сосудорасширяющие реакции во время физиологических маневров у детей с ожирением, Circulation , 2005, vol. 111, нет. 15, с. 1915.
Артикул пабмед Google Scholar
Медведев В.И., Адаптация человека , СПб: Институт Мозга, 2003.
Google Scholar
Лурия А.Р., Основы нейропсихологии , Москва: Академия, 2006.
Google Scholar
Мейерсон, Ф.З. и Пшенникова М.Г., Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам (Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам), М. : Медицина, 1988.
Google Scholar
Critchley, H.D., Corfield, D.R., Chandler, M.P., et al., Церебральные корреляты вегетативного сердечно-сосудистого возбуждения: исследование функциональной нейровизуализации у людей, J. Physiol. , 2000, том. 523, нет. 1, с. 259.
Артикул КАС пабмед Google Scholar
Бухгольц, К., Шахингер, Х., Вагнер, М., и др., Снижение активности блуждающего нерва у чувствительных к соли субъектов во время умственной нагрузки, Am. Дж. Гипертензии. , 2003, том. 16, нет. 7, с. 531.
Артикул пабмед Google Scholar
О’Салливан, Ю.Е. и Белл, С., Тренировка снижает вегетативную сердечно-сосудистую реакцию как на физические нагрузки, так и на независимые стимулы у людей, Auton. Неврологи. , 2001, том. 91, нз. 1–2, с. 76.
Артикул пабмед Google Scholar
Сингх А., Петридес Дж. С., Голд П. У. и др., Дифференциальная реакция гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси на психологический и психический стресс, J. Clin. Метаб. , 1999, том. 84, с. 1944.
Артикул КАС Google Scholar
Федоров Б.М., Стресс и система кровообращения (Стресс и система кровообращения), Москва: Медицина, 1990.
Google Scholar
Cacioppo, JT, Malarkey, WB, Kiecolt-Glaser, JK, et al., Неоднородность нейроэндокринных и иммунных реакций на кратковременные психологические стрессоры как функция вегетативной сердечной активации, Psychosom. Мед. , 1995, том. 57, нет. 2, с. 154.
КАС пабмед Google Scholar
«>Jost, J., Weiss, M. и Weiker, H., Симпатоадренергическая регуляция и адренорецепторная система, J. Appl. Физиол. , 1990, том. 68, нет. 3, с. 897.
КАС пабмед Google Scholar
Циркин В.И., Ноздрачев А.Д., Сизова Е.Н. и др. Влияние физических тренировок на уровень эндогенных модуляторов бета-адрено- и М-холинореактивности в крови у больных, перенесших инфаркт миокарда, Бюлл. . Эксп. биол. Мед. , 2003, том. 136, нет. 1, с. 14.
Артикул КАС пабмед Google Scholar
«>Drygas, W., Kostka, T., Jegier, A., и Kunski, H., Долгосрочные эффекты различных уровней физической активности на факторы риска ишемической болезни сердца у мужчин среднего возраста, Междунар. Дж. Спорт Мед. , 2000, том. 21, нет. 4, с. 235.
Артикул КАС пабмед Google Scholar
Велла, Ч.Х., Кравиц, Л., и Джано, Дж., Обзор влияния упражнений на уровень холестерина, Health Fitness Source , 2001, no. 19 (10), с. 48.
Котман, К. В. и Берхтольд, Н. К., Упражнения: поведенческое вмешательство для улучшения здоровья и пластичности мозга, Trends Neurosci.
Бундзен П.В., Евдокимова О.М., Унесталь Л.Е. Современные технологии подкрепления психофизического состояния и психосоциальной Здоровье населения,
Степто, А., Кирсли, Н., и Уолтерс, Н., Сердечно-сосудистая деятельность во время умственного стресса после энергичных упражнений у спортсменов и малоподвижных мужчин, Psychophysiology , 1993, vol. 30, нет. 3, с. 245.
Артикул КАС пабмед Google Scholar
Олдерман Б.Л., Арент С.М., Ландерс Д.М. и Роджерс Т.Дж., Интенсивность аэробных упражнений и время воздействия стрессора влияют на сердечно-сосудистые реакции на психологический стресс, Psychophysiology , 2007, vol. 44, нет. 5, с. 759.
Артикул пабмед Google Scholar
Овчарова Р.В., Практическая психология в начальной школе , Москва: Сфера, 1996.
Google Scholar
Федотова Н.В., Фатеева Н.М., Привычная двигательная активность и психофизиологические особенности подростков, Альманах «Новые исследования» (Обзор последних исследований), М.: Вердана, 2004, № 1, с. 1–2, с. 392.
Google Scholar
Казначеев В.П. и Казначеев С.В., Адаптация и конституция человека . Новосибирск: Наука, 1986.
Google Scholar
Георгиадес, А., Шервуд, А., Гуллетт, Е.С., и др., Влияние физических упражнений и потери веса на вызванные психическим стрессом сердечно-сосудистые реакции у лиц с высоким кровяным давлением, Гипертония , 2000, том. 36, с. 171.
КАС пабмед Google Scholar
Келли Г.А. и Келли, К.С., Прогрессивные упражнения с отягощениями и артериальное давление в покое: метаанализ рандомизированных контролируемых испытаний, , гипертензия, , 2000, vol. 35, нет. 3, с. 838.
КАС пабмед Google Scholar