Креативность это что: Креативность — что это такое и как развивать / Skillbox Media

Содержание

Креативность — Психологос

Креати́вность (от англ. create — создавать, творить) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно американскому психологу Абрахаму Маслоу​ — это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики.

На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. В широком смысле — нетривиальное и остроумное решение проблемы. Причём, как правило, скудными и неспециализированными инструментами или ресурсами, если потребность материальна. И смелому, нестандартному, что называется не штампованному подходу к решению проблемы или удовлетворению потребности находящейся в нематериальной плоскости.

Критерии креативности:
  • беглость — количество идей, возникающих в единицу времени;
  • оригинальность — способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;
  • гибкость. Как отмечает Ранко, важность этого параметра обуславливается двумя обстоятельствами: во-первых, данный параметр позволяет отличать индивидов, которые проявляют гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность в их решении, и во-вторых, позволяет отличать индивидов, которые оригинально решают проблемы, от тех, кто демонстрирует ложную оригинальность.
  • восприимчивость — чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;
  • метафоричность — готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном — простое.
  • удовлетворенность — итог проявления креативности. При негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства.

Существуют психологические инструменты измерения творческого (креативного) мышления; самый известный в мировой психологической практике — Тест Е. Торренса. Этот тест позволяет оценить

  1. вербальную креативность;
  2. образную креативность;
  3. отдельные креативные способности: беглость, гибкость, оригинальность, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться стереотипам.

Креативность и интеллект

Между интеллектом и креативностью — нелинейная связь. Повышение уровня интеллекта повышает креативность, но только до определенного предела… См. Интеллект и креативность


Дмитрий Чернышев, креативный директор, автор книги «Как люди думают». Его блог mi3ch.livejournal.com известен каждому, кто любит задачи на творческое мышление.

Статья из книги Игоря Манна «Номер 1. Как стать лучшим в том, что ты делаешь»

1. Самое главное в творчестве – это вы. И вы должны прекрасно себя знать. Вам с собой придется потом работать. Вы должны знать, когда вам лучше всего думается, чтобы уметь входить в это состояние в нужный момент.

2. Вы должны награждать себя чем‑нибудь всякий раз, когда вам в голову приходит хорошая идея. Это нужно для того, чтобы научиться получать удовольствие от процесса придумывания.

3. Не надо относиться к процессу мышления как к тяжелой работе. Забудьте про звериную серьезность. Превратите это в игру. Тяжелой работой вы можете заниматься очень недолго, а играть можно часами напролет.

4. Не бойтесь совершить ошибку и выглядеть идиотом. Ошибка – это всего лишь действие, не предусмотренное системой, а любое гениальное решение сначала кажется идиотским.

5. Не переставайте читать. Какое бы прекрасное образование вы ни получили, его хватит ненадолго. Законченное высшее образование – это опасная иллюзия. Образование может быть только незаконченным.

6. Старайтесь общаться только с умными людьми. Это как с игрой в шахматы: прогресс возможен лишь при игре с сильным соперником.

7. Интересуйтесь вещами, которые не имеют никакого отношения к вашей работе. Большинство прекрасных идей находятся на стыке разных областей человеческого знания.

8. Не бойтесь заимствовать чужие прекрасные идеи. Они специально предназначены для этого.

9. Внимательно читайте условие задачи. Решение находится именно в условии. Больше ему просто негде находиться. Если решение вас не устраивает – переформулируйте условие.

10. Ничего не бойтесь.

Что такое креативность, для чего она нужна и как ее развить

Приветствуем вас, друзья!

Креативность – очень распространенное понятие сегодня. О нем говорят по телевизору, пишут в умных статьях, указывают в анкетах и резюме, зачастую совсем не разбираясь в тонкостях его смысла.

Давайте вместе простыми словами разберем, что такое креативность, для чего она нужна обычному человеку и как ее развить.

Определение

Креативность – это способность выходить за пределы привычного шаблона, смотреть на мир с разных точек зрения, генерировать качественно новые идеи и воплощать их. Креативность тесно связана с творчеством и воображением, но это не значит, что она применима лишь к сфере искусств.

Креативность – одно из главных качеств, определяющих успешность человека в современном мире. Она повышает адаптационные характеристики человека, т. е. его способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям.

Слово “креативность” происходит от английского creativity, что означает “созидание”. Креативный человек постоянно создает что-то новое: предметы, методы, концепции, подходы. Этим он обогащает наш мир и вносит свой вклад в эволюционное развитие.

Креативные способности опираются на 2 компонента психики: интеллект и воображение.

Интеллект позволяет человеку получать, анализировать и перерабатывать информацию, поступающую от окружающего мира. Он ищет причинно-следственные связи между объектами и явлениями, занимается прогнозированием возможных вариантов развития событий, оценкой перспектив и т. п.

Воображение берет в расчет данные, полученные с помощью интеллекта, и выходит за пределы их стандартного применения. Оно занимается поиском инновационных решений, разломом устаревших шаблонов и стереотипов.

Быть креативным человеком – значит быть способным выйти за рамки стандартного восприятия мира и сгенерировать уникальное и никогда ранее не применявшееся решение задачи. Такие люди – это революционеры и двигатели прогресса. Без них человечество все время топталось бы на месте.

Основные компоненты креативности

Креативность – сложное качество, в состав которого входят сразу несколько показателей. Они были выделены известным экспертом по креативности – американским психологом Эллисом Полом Торренсом. Чтобы понять, креативный ли вы человек, подумайте, в какой степени применимы к вам следующие характеристики личности.

  • Гибкость

Гибкость позволяет корректировать свои планы по ходу решения задачи, если что-то вдруг идет не так. Для гибкого человека не бывает безвыходных ситуаций. Он может приспособиться к любым условиям.

  • Беглость

Умение быстро генерировать большое количество идей. Пока одни люди мучительно размышляют и пытаются выдавить из себя хотя бы парочку оригинальных идей, человек, отличающийся беглостью ума, штампует их как на конвейере. Это ему удается благодаря отсутствию излишней внутренней цензуры. Он не подвергает свои идеи анализу на этапе их генерации.

  • Оригинальность

Умение посмотреть на объект или явление с непривычной точки зрения. Оригинальность позволяет выйти за рамки стандартных шаблонов и стереотипов, выдавая что-то принципиально новое. Необходимым условием развития оригинальности является внутренняя свобода и смелость.

Без них невозможно бросить вызов общепринятым устоям.

  • Разработанность

Это умение доводить до ума свои инновационные идеи. Без этого качества все сгенерированные идеи, скорее всего, окажутся в мусорной корзине. Потому как зачастую они бывают оторванными от реальности и неспособными конкурировать с традиционными способами решения задач.

  • Сопротивление замыканию

Так Торренс называл постоянную открытость новому опыту, способность не зацикливаться на каком-то одном способе решения проблемы и применять максимальное количество вариантов.

Чем креативность отличается от творчества

Творчество – особый вид деятельности, который направлен на создание чего-то нового. Творчество часто связывают с искусством, музыкой, живописью, скульптурой, поэзией, хотя оно и не ограничивается лишь ими.

Креативность же – это особый склад личности, который определяет в людях предрасположенность к творческой деятельности. В него входят природные задатки, приобретенные навыки, желание и готовность творить, совокупность черт характера, определяющих успешность и жизнеспособность генерируемых идей.

Рекомендуем прочитать статью о понятии личности в психологии. Она поможет вам лучше понять себя и свои способности.

Как развить креативность: советы и упражнения

Предлагаем вам простые советы и упражнения, которые помогут развить креативность и перейти на новый уровень восприятия реальности.

Будьте азартны

Мы сейчас не про тот азарт, который вынуждает человека спускать все деньги в казино. Речь идет про позитивный азарт, который помогает относиться к жизни как к увлекательному квесту. Человек, обладающим этим видом азарта, воспринимает жизнь с интересом и любопытством, принимает все ее вызовы, не пасует перед препятствиями. Любая проблема для него – возможность испытать свои силы на прочность.

Вам нужно полюбить сам процесс поиска решения проблем, найти прелесть в этом. Не впадать в уныние от безысходности, а испытывать драйв и приятное возбуждение от возможности принять вызов. Именно такой настрой поможет раскрыться вашей креативности, которая будет расти от каждой встречи с проблемами.

Укротите внутреннего критика

Внутренний критик – главный убийца оригинальных нестандартных идей на пару с ленью и прокрастинацией. Если хотите развивать креативность, вам нужно научиться отключать его или хотя бы сделать менее строгим.

Запомните: любая новая идея поначалу может казаться абсурдной. Так уж устроен наш мозг! Он неисправимый консерватор. Он всегда старается идти путем наименьшего сопротивления и экономить энергию и время.

Первое время просто не обращайте внимания на его сварливое ворчание на каждую вашу попытку сделать что-то нестандартное. Со временем мозг убедится в том, что ваши идеи не так плохи и имеют право на жизнь, и станет ворчать гораздо меньше.

Ищите несколько способов решения проблем

Никогда не ограничивайтесь единственным вариантом решения задач, а старайтесь находить как минимум 2-3. Этот совет относится не только к каким-то интеллектуальным задачам, но и к повседневным бытовым.

Например, вам нужно расставить мебель в комнате так, чтобы было удобно и эстетично. Даже когда вы найдете идеальный, с вашей точки зрения, вариант, не спешите его воплощать. Попробуйте придумать еще несколько, чтобы вам было из чего выбирать.

Эта привычка будет отличным плацдармом для развития креативности. С каждым разом решения будут все более адекватными и продуманными. Ваш мозг избавится от оков критичности, а вы начнете больше доверять ему.

Ищите необычное в обыденных вещах

Научитесь всегда смотреть на мир свежим взглядом. Как будто вы маленький ребенок и только-только знакомитесь с ним. Подмечайте детали, которые раньше скрывались от вашего взгляда, заглядывайте за ширму привычных вещей и ищите в них маленькие секреты, о которых мало кто догадывается.

Не позволяйте рутине поглотить вас и превратить в робота. Прямо сейчас оторвите глаза от экрана и посмотрите вокруг. Остановите свой взор на каком-то конкретном предмете и внимательно осмотрите его. Что интересного вы можете сказать о нем? Может, у него необычная причудливая форма или интересный цвет? Или он напоминает вам какое-то экзотическое животное? Проявите искренний интерес и немного фантазии – вы обязательно найдете то, что зацепит ваш взгляд.

Расширяйте кругозор

Очень полезно наполнять мозг новой информацией.

Знания – это своеобразная пища для креативности. Чтобы слепить что-то качественно новое, нужно иметь необходимый материал. Какими бы революционными ни были идеи и решения, они основываются на накопленном ранее опыте, который нужно обязательно брать в расчет.

Поэтому начните интересоваться чем-то новым.

Это может быть информация, непосредственно связанная с вашей сферой деятельности, а могут быть просто знания, которые вам интересны. Читайте книги, смотрите познавательные передачи, общайтесь с умными, эрудированными людьми. Наполняйте свой интеллектуальный сосуд знаниями, и спустя время он начнет фонтанировать новыми идеями.

Упражнение “Любимая песня”

У каждого из нас есть любимая песня или мелодия. Ваша задача – вспомнить ее и описать. Только описание должно быть не совсем обычным. Сначала постарайтесь использовать только визуальные образы. Какого цвета ваша любимая песня? Если в ней переплетаются несколько цветов, попробуйте воссоздать всю картину целиком. Подумайте, на что она похожа. Может, на холодный горный пейзаж, укутанный снегом? Или на натюрморт из сухих осенних листьев, пропитанных ностальгией по лету?

Когда у вас сформируется четкая и яркая визуальная картина, добавьте кинестетических ощущений. Как ваша любимая песня ощущается на коже? Как соленые морские капли, стекающие вниз? Или как ледяной ветер, пронизывающий до костей? А может, как мягкое касание пушистого хвоста любимой кошки?

Включите свою фантазию на максимум и наслаждайтесь коктейлем из чувств.

Упражнение “Сценарист”

Начните смотреть какой-нибудь фильм, который до этого не смотрели. Когда дойдете до середины, остановите трансляцию и попробуйте придумать несколько вариантов развития сюжета.

Подумайте, что станет с героями, конец будет счастливым или грустным.

Предлагаем вам маленькую шпаргалку, какие варианты можно использовать.

Итак, придумайте:

  1. максимально реалистичный сюжет;
  2. смешной сюжет;
  3. трагический сюжет;
  4. сюжет в стиле фильма ужаса;
  5. максимально абсурдный и бессмысленный сюжет.

А затем досмотрите фильм и сравните свои варианты с оригиналом.

Упражнение “Непонятные фотографии”

Вбейте в поисковике фразу “непонятные фотографии” и выберите несколько самых странных изображений.

Постарайтесь придумать логичное и правдоподобное объяснение тому, что вы видите на картинке. Хорошо, если у вас получится несколько вариантов.

Упражнение “Обратная перемотка”

Учитесь выстраивать логические цепочки не только в прямом, но и в обратном направлении. Например, вы имеете дело с какой-то конкретной ситуацией. Подумайте, какие события, ходы и действия могли привести к ней.

Для тренировки можно использовать шахматную доску. Расставьте фигуры в хаотичном порядке, а потом попробуйте “отмотать” игру назад и представить, какие ходы могли привести к данной расстановке.

Можете также использовать картинки из предыдущего упражнения и тренироваться на них.

Упражнение “Аббревиатуры”

Запишите несколько слов из 3–5 букв. А теперь представьте, что это аббревиатуры, к которым вам нужно подобрать расшифровку. Вот вам несколько примеров:

  1. НОС – научно обоснованный совет;
  2. БОКС – боевой отряд красных сусликов;
  3. ЗАЛ – записки анонимного лектора.

Упражнение “Расфокусировка”

Креативное мышление не терпит никакого насилия и принуждения. Эта область тесно связана со спонтанностью и вдохновением, поэтому прямые методы воздействия на нее не работают. Бывает так, что нужно придумать креативную идею здесь и сейчас, а мозг, как назло, сопротивляется. В этом случае нельзя на него давить, а нужно, наоборот, постараться отпустить.

Как это делается? Примите комфортную расслабленную позу и начните воспринимать сигналы от всех органов чувств одновременно. Прислушайтесь к звукам, принюхайтесь к запахам, осмотритесь вокруг. Мозг будет пытаться сфокусироваться на какой-то одной модальности ощущений – не давайте ему такой возможности.

Через какое-то время он расфокусируется и достигнет состояния, близкого к трансу. Ваша задача – удержаться в нем как можно дольше. В этот момент открывается окно в бессознательное – настоящий кладезь оригинальных революционных идей.

Примеры креативного подхода

Чтобы вам было понятно, как креативность работает в повседневной жизни и в бизнесе, приведу несколько показательных примеров.

Тюбик пасты

В середине XX века всем известная компания по производству зубной пасты Colgate искала способы увеличить прибыль. Рынок был насыщен, оборот достигал миллионов долларов, казалось, что все способы уже исчерпаны.

Проводилось множество круглых столов и мозговых штурмов, где предлагалось увеличить вложения в рекламную кампанию, поглотить мелких конкурентов и т. п. Все эти советы не устраивали руководство компании.

В итоге одному рядовому сотруднику на производстве пришла гениальная идея: увеличить диаметр горлышка тюбика. Что и было сделано. Это позволило сократить использование одного тюбика пасты с двух недель до одной и принесло компании дополнительные 20 % прибыли.

Кроссовки крупным планом

Компания Puma заплатила футболисту Пеле за то, чтобы тот начал завязывать шнурки на своих кроссовках за несколько минут до начала финального матча чемпионата мира 1970 года между Бразилией и Италией.

Этот эпизод, естественно, попал в объективы телекамер, и весь мир увидел, что легендарный футболист играет в кроссовках Puma. Такой трюк обеспечил компании небывалую популярность и успех.

Бром по 27 центов

Американский предприниматель Герберт Дау придумал дешевый способ производства брома и основал свою компанию под названием Dow Chemical. Вскоре его продукция продавалась во всех американских штатах по цене 36 центов за фунт. Однако у Герберта не было возможности расширить бизнес, так как весь мировой рынок тогда контролировался немецким картелем, продававшим свою продукцию по цене 49 центов за фунт.

Пока американские производители держались в стороне от европейского рынка, немецкий химический гигант не совался в Америку – таков был негласный договор.

Но Герберт решил рискнуть и направил в Англию первую партию своего товара, которая разошлась на ура. После этого ему удалось наладить регулярные поставки.

Все шло хорошо, пока не начали поступать угрозы от представителей немецкого картеля. Дау их проигнорировал и продолжил свое рискованное мероприятие. А немцы быстро перешли от слов к действиям. Вскоре на американском рынке появился немецкий бром по цене 12 центов за фунт. Картель задался целью уничтожить бизнес Дау.

Но американец оказался хитрее. Он полностью остановил свое производство в США и стал тайно скупать дешевый немецкий бром. Дау упаковывал его в этикетку своей фирмы и отправлял на продажу в Европу по цене 27 центов за фунт. Так ему удалось получить огромную долю рынка в Европе и разрушить монополию немецкого картеля. Потребители от этого, кстати, только выиграли.

Находчивый сосед

Однажды на просторах интернета нам попалась забавная история. Молодой человек делил комнату в студенческом общежитии с неряшливым и нечистоплотным соседом. Тот мог неделями не убираться, не мыть за собой посуду и т. п. В общем, серьезно омрачал жизнь своим присутствием. Никакие угрозы и уговоры на него не действовали.

Тогда парень придумал гениальный способ решения проблемы. Он зарегистрировался от имени девушки на сайте знакомств, на котором частенько зависал сосед. Разместил красивую фотографию и завязал общение с ничего не подозревающим неряхой. Спустя какое-то время сосед пригласил “новую знакомую” домой, на что та ответила согласием. Вот тут-то сосед взял себя в руки и буквально вылизал комнату до блеска.

Заключение

Теперь вы знаете, что в психологии означает слово “креативность”, и никогда не перепутаете это понятие с чем-то другим.

Надеемся, нам удалось убедить вас в необходимости развития этого качества и вы воспользуетесь советами и упражнениями, представленными в статье. Они помогут вам не только более эффективно справляться с рабочими и жизненными задачами, но и сделают вашу жизнь более интересной, насыщенной и по-хорошему непредсказуемой.

А пока можете заглянуть в нашу подборку профессий для креативных людей и присмотреть себе несколько достойных вариантов.

Желаем удачи и до скорого!

Что для вас значит творчество? » Design.org » Блог о творчестве

Если вы погуглите определение творчества, вы получите следующее: «использование воображения или оригинальных идей, особенно при создании художественного произведения». Это соответствует тому, что большинство людей думают о творчестве: быть изобретательным, уникальным и артистичным. Но как человек, много лет проработавший в творческой сфере и в настоящее время являющийся тренером по креативности, я могу сказать вам, что это определение слишком ограничено. Пришло время освободиться от этого традиционного определения и спросить: что для вас значит творчество?

Что такое креативность (и чем она не является)

Это правда: креативность часто используется в контексте создания искусства. Но творчество не предназначено для художников. Его можно применять к практическим задачам, таким как составление бюджета, планирование и разработка стратегии. Его можно использовать для профессионального развития и личного роста. Здесь есть место для творческого воспитания, организации и ежедневного планирования. Повседневные задачи, такие как приготовление пищи, работа в саду или одевание, могут выиграть от творческого мышления.

Творчество нельзя поместить в коробку. Креативное мышление не предназначено для художников, музыкантов и актеров. Это для всех.

Узнайте, что для вас значит творчество

Вот почему так важно выяснить, что для вас значит творчество. Поскольку его можно применять где угодно и в любом количестве ситуаций, вы должны знать, как лично вы можете использовать творчество, чтобы обогатить и улучшить свою жизнь.

Если вы чувствуете, что вы не творческий человек, или вы не знаете, как задействовать свою творческую сторону, вам может быть трудно понять, с чего начать.

Вот способы, которые помогут вам ответить на вопрос: «Что для вас значит творчество?»

Подумайте о болевых точках

Что в вашей жизни идет не так, как вы хотите? Где вы чувствуете себя неудовлетворенным или сдерживаемым? Эти болевые точки — отличное место для начала, когда вы пытаетесь понять, как творчество может работать в вашей жизни.

Помните: творчество может помочь вам преодолеть болевые точки и превратить их в сильные стороны. Столкновение с этими болевыми точками и признание их может причинить боль, но стоит потрудиться, чтобы добиться прорыва.

Вспомните свое творческое прошлое

Когда в вашей жизни вы чувствовали себя творчески? Какой последний творческий поступок вы помните? Размышление о том, как творчество помогло вам в прошлом, может помочь вам разработать стратегию на будущее.

Чувствуете, что застряли? Подумайте о том, что вам нравилось делать, когда вам было 10 лет. Дети от природы более творческие, и ваше детское чувство удивления, вероятно, сохранилось в 10 лет. как ты провел время? Как вы проявляли себя творчески?

Осознайте, что вы уже используете творческое мышление

Многие из моих клиентов-коучей приходят ко мне, думая, что они совсем не креативны, но после парного разговора они понимают, что используют творческое мышление на регулярной основе. Все мы делаем.

Творчество — это то, что позволяет нам решать проблемы. Это помогает нам справляться с беспрецедентными ситуациями или может помочь нам улучшить нашу повседневную рутину. Каждый раз, когда вы вносите изменения в свою жизнь, вы проявляете свою творческую силу.

Напишите определение

Я бы посоветовал вам использовать данные, которые вы собрали сейчас — ваши болевые точки, ваше творческое прошлое и ваше нынешнее творчество — чтобы написать определение творчества, уникальное для вас. Что для вас значит творчество? Как это применимо к вашей жизни? Или как вы хотите, чтобы это применялось в вашей жизни?

Имейте в виду, что это определение не высечено на камне (ничего не высечено). Вы можете менять его сколько угодно раз, но важно с чего-то начать. Запишите что-нибудь, помните об этом и совершенствуйте со временем. Это поможет вам использовать творческий потенциал более осознанно, поскольку вы применяете его к своим конкретным потребностям и желаниям.

Что для вас может означать творчество

Пока вы решаете, что для вас значит творчество, может быть полезно рассмотреть некоторые идеи о том, что оно может означать. За десятилетия творческой работы я видел, что творчество означает много разных вещей для разных людей. Это может означать:

Лучшее обучение

Творчество открывает ваш разум для новых возможностей и способов мышления. По мере того, как вы избавляетесь от заученных шаблонов мышления, вы лучше понимаете другие точки зрения, мыслите более ясно и объективно и исследуете идеи, которые раньше никогда не исследовали. Креативность и любознательность идут рука об руку, и чем любознательнее вы будете, тем большему вы научитесь.

Больше возможностей

Я не могу сказать вам, сколько людей, которых я видел, улучшились в профессиональном плане благодаря новой приверженности творчеству. Бизнес растет, карьера продвигается или поворачивается к лучшему, а мечты становятся реальностью. Одна из основных причин этого заключается в том, что творчество делает людей более открытыми для риска. Это помогает им преодолеть свои страхи и идти к цели, несмотря на колебания, которые у них могли быть в прошлом. Он открывает двери возможностей.

Крепкие отношения

Каждый хочет иметь лучшие отношения с теми, кого любит. Мы хотим, чтобы нас любили, поддерживали и принимали, и мы хотим, чтобы люди, которых мы любим, чувствовали то же самое. Есть много способов, которыми творчество может помочь вам в этом. Это может помочь вам возродить искру в романтических отношениях. Это может помочь вам создать более значимые моменты с вашими детьми. Или это может помочь вам лучше понять свои эмоции, чтобы вы могли лучше выражать их и использовать в своих интересах.

Счастливая жизнь

Творческие люди счастливее. У них более сильное чувство цели. Они испытывают больше покоя и удовлетворения. Вам не обязательно становиться художником. Используйте творчество так, как вам удобно. Даже небольшие акты творчества в повседневной жизни могут улучшить общее самочувствие.


Что для вас значит творчество? Означает ли это более сильное чувство собственного достоинства? Лучшие отношения? Более перспективная карьера? Означает ли это, что вы, наконец, почувствуете, что ваша жизнь полна радости, смысла и цели? Все, что вы хотите получить от творческой жизни, вы можете получить. Если вы полны решимости расширять и использовать свой творческий потенциал, вы можете создать жизнь, о которой всегда мечтали.

Если вы погуглите определение творчества, вы получите следующее: «использование воображения или оригинальных идей, особенно при создании художественного произведения». Это очень хорошо согласуется с тем, что большинство людей думают о творчестве, то есть о том, что нужно быть изобретательным, уникальным и искусным. Но как человек, много лет проработавший в творческой сфере и в настоящее время работающий тренером по креативности, я могу сказать вам, что это определение слишком ограничено. Пришло время освободиться от этого традиционного определения и спросить: что для вас значит творчество?

Узнайте, как творчество может работать на вас.

Больше творчества поможет вам достичь своих целей и стать тем, кем вы хотите быть. Мы можем помочь. Начните с нашей бесплатной оценки сегодня!

Сдать экзамен

Является ли творчество навыком? | Новости EdSurge

Вы креативны? Как бы вы узнали или убедили своего босса? Согласно новому анализу профилей участников, проведенному LinkedIn, креативность возглавляет список навыков межличностного общения, которые ищут работодатели.

Навык в общих чертах определяется как способность делать что-то хорошо. Слово восходит к древнескандинавскому и означает «сила проницательности». В начале 13 века это слово также использовалось для описания «чувства способностей, сообразительности». Навыкам также можно обучать, улучшать, измерять и определять — и делать это последовательно и надежно.

Креативность отвечает этим требованиям? Является ли творчество навыком? Можно ли отточить его практикой и повторением, как, скажем, отрабатывать штрафные броски? Я задал этот вопрос в офисе — и получил присяжные. Респонденты опроса в Твиттере немного склонились в пользу «да».

По личному опыту, самые творческие моменты редко случаются во время телефонной конференции, на собрании или с маркерами, стикерами и доской. Они неожиданно вспыхивают в самые обыденные моменты — во время поездки на поезде, бега, просмотра футбола или мытья посуды. В спонтанности есть интуиция. (Конечно, не все творческие идеи хороши.)

Творчество — это одна из тех вещей, которые трудно определить, но вы узнаете это, когда увидите.
Хайме Касап, главный образовательный евангелист Google

Чтобы получить более широкое представление, я также задал этот вопрос профессионалам из разных отраслей, работающих в кино, писателях, преподавателях, музеях и технологических компаниях, больших и малых. Вот что они сказали.

Является ли творчество навыком? Почему или почему нет?

Эстер Войжитски, преподаватель журналистики и автор книги «Лунные снимки»: Творчество — это образ мышления. Это способ смотреть на жизнь. Если вы смотрите на жизнь стандартно, то в ней нет творчества. Это копирование.

Творчество означает нестандартное мышление; мышление таким образом, что требует, чтобы вы верили в себя достаточно, чтобы пойти на риск. Это не навык; это образ мышления.

Крис Беннетт, генеральный директор Wonderschool: Да, это навык. Как и большинству вещей, я верю, что этому можно научиться и отточить.

Джордж Андерс, автор книги и старший редактор LinkedIn: Креативность выбрала умную, приводящую в бешенство точку, прямо посередине континуума между очень обучаемыми навыками на одном конце и практически неизменяемыми чертами на другом. Он сочетает в себе элементы обоих.

Линда Вейнман, основательница Lynda.com: Креативность — это навык межличностного общения. Другие мягкие навыки включают критическое мышление, сотрудничество и переговоры. Это навык, потому что ему можно научиться. Его также можно высосать из людей, когда слишком много внимания уделяется механическому заучиванию и стандартизации.

Алекс Дэвис-Лоуренс, режиссер и продюсер: Это навык в том смысле, что ему можно обучать, развивать и оттачивать с течением времени. Но «навык» — не лучший способ думать о творчестве. Творчество лучше всего рассматривать как практику или, возможно, перспективу — способ смотреть, думать, жить, видеть и существовать. Именно контекст и перспектива позволяют вам наилучшим образом использовать свои навыки, а не сами навыки.

Кэрол Танг, исполнительный директор Детского музея творчества: Творчество — это набор навыков, поведения, взглядов и убеждений, больше похожий на мышление, чем на отдельный навык. Например, есть определенные навыки, которые стимулируют творческое мышление — как генерация дивергентных идей, так и конвергентный отбор между идеями. Однако, не имея свободы воли или самоэффективности, вы не сможете применить эти навыки.

Хайме Касап, главный образовательный евангелист Google: Да! Но это не самое главное умение. Я бы поставил его на пятое место в моем списке после решения проблем, критического мышления, сотрудничества и способности учиться.

Творчество поддерживает эти другие навыки. Например, он встроен в решение проблем. Вы должны использовать творческий потенциал, чтобы придумывать новые способы определения и решения проблем. Творчество также отделяет нас от машин или роботов. Например, алгоритм — это предписанный процесс, образец команд, которым следует машина (или технология). Человек может смотреть на проблемы с разных точек зрения — нелинейным образом! Креативность может быть частью «как» решения проблем.

Как можно научить или научиться творчеству?

Линда Вайнман: Творчеству обучают путем решения проблем без вариантов. У задач, которые учат творчеству, нет единственно правильного ответа.

[Креативность] также может быть высосана из людей, если слишком много внимания уделяется зубрежке и стандартизации.
Линда Вайнман, основатель Lynda.com

Хайме Касап: Лучшее творческое решение обычно приходит в результате совместной работы. Таким образом, вы можете развивать два навыка одновременно: сотрудничество и творчество. Одна из моих любимых книг — «Орбита гигантского комка шерсти». Каждый раз, когда я чувствую, что мне нужен творческий толчок, я читаю эту книгу.

Кэрол Танг: Здесь, в Музее детского творчества, наша логическая модель и теория изменений основаны на одном аспекте творчества, «творческой уверенности», которую мы называем творческой самоэффективностью или творческой самодеятельностью. Обладая творческой уверенностью, дети (и взрослые!) больше склонны использовать свой набор творческих навыков и продолжать практиковать и совершенствовать эти навыки.

Крис Беннетт: Методом проб и ошибок — чем моложе, тем лучше. Существуют тактики творческого подхода и фундаментальные вещи, которые вы можете предпринять для развития креативности. Это зависит от того, что вы хотите создать. Для искусства: создайте, презентуйте, попробуйте продать, получите отзывы и повторите. Делайте это много. И чем раньше в жизни, тем лучше. Путешествия, прогулки на свежем воздухе и разговоры о том, что вы создаете, также могут повысить креативность.

Эстер Войжитски: Его нельзя преподавать в традиционном классе, который сосредоточен на том, чтобы все делать правильно. Его можно «усилить» только тогда, когда дети не боятся рисковать и верят в себя. Дети от природы творческие, и это воспитывается в них.

Джордж Андерс: Мы можем научить некоторым элементам, в некоторой степени. Мы можем научить людей рассматривать больше альтернатив, когда они подходят к проблеме. Мы можем сказать им, что иногда полезно переосмыслить фундаментальные предположения, которые могут быть не такими ограничивающими, как кажутся.

Мы можем поощрять людей к совместному мозговому штурму в непринужденной обстановке группы, где преобладает менталитет «да, и», и люди не напрягаются из страха сказать что-то не так.

Но восприимчивость людей к этим сообщениям сильно различается. Некоторым людям едва ли нужно говорить, как быть творческими. Они знали это всю свою жизнь. Для других попытка применить подход рисования по номерам к творческому мышлению ни к чему не приводит.

Алекс Дэвис-Лоуренс: Любой подход к обучению творчеству должен сочетать теорию, практику и время. «Обучающее» творчество должно в определенной степени основываться на опыте — оно неотъемлемо связано с тем, как вы «учитесь» в первую очередь (как вы интерпретируете то, что видите и слышите и т. д.), поэтому оно должно включать в себя типы обучения, которые за пределами классной комнаты.

Чтобы использовать возможно глупую, но я считаю уместную метафору, вспомните классическую сцену «Я знаю кунг-фу» в «Матрице». Навыки кунг-фу можно загрузить в мозг Нео, но только при использовании кунг-фу в бою с Морфеусом — когда он сталкивается с прямым решением проблем, связанных с этим набором навыков, в реальном времени — он начинает учиться. И только когда эти уроки раскрываются с течением времени (в ходе различных эмоциональных состояний, разных противников, разных целей), Нео может полностью реализовать потенциал своих способностей.

Как можно измерить или оценить креативность?

Хайме Касап: Творчество — это одна из тех вещей, которые трудно определить, но вы узнаете это, когда увидите. Это уникальная точка зрения или уникальный способ решения проблемы. Я смотрел на то, что получается в конце процесса решения проблемы — индивидуально или в команде — и оценивал решение по шкале креативности. Я бы также поместил коммуникативные навыки в ведро креативности. Студенты должны быть в состоянии рассказать историю уникальными и творческими способами.

Esther Wojcicki: Оценить креативность сложно, потому что это нужно делать индивидуально, а это дорого. Ключевым моментом является создание условий для расцвета творчества. Я бы отдал должное детям только за то, что они находятся в том, что я называю «20-процентным временем», и я предлагаю изменить школы, включив в них 20-процентное время для всех учащихся, где поощряется творчество. Остальные 80 процентов времени можно посвятить традиционной учебной программе.

Творчество лучше всего рассматривать как практику или, возможно, перспективу — способ смотреть, думать, жить, видеть и существовать. Именно контекст и точка зрения позволяют вам наилучшим образом использовать свои навыки…
Алекс Дэвис-Лоуренс, режиссер

Джордж Андерс: Долгое время мы полагались на субъективные методы. Что такое «творческое письмо»? Мы могли бы попытаться создать рубрики, которые оценивали бы работы Джеймса Джойса по творческому выбору слов, необычной структуре предложений и т. д. Но такие механические системы кажутся очень играбельными. Я мог подражать поверхностным элементам Джойса и создавать что-то довольно туманное, но совсем не креативное.

Если мы полны решимости придумать методы оценки, мы могли бы попытаться использовать методы нейромониторинга для измерения реакции аудитории на творческую и нетворческую работу. Предположительно креативный контент вызывает больше чувства счастливого удивления или «ага!» моменты. Проще всего отследить реакцию людей на творческую музыку и посмотреть, есть ли разница.

Что касается отслеживания креативности на рабочем месте, мы вернулись к принципу «мы узнаём это, когда видим». Стив Джобс был чрезвычайно творческим на протяжении всей своей карьеры. Но трудно разбить это на содействующие, измеримые факторы. А некоторым привычкам Джобса, например ношению черных водолазок, подражали люди, которые хотели бы, чтобы их считали творческими, но на самом деле не прошли тест.

Алекс Дэвис-Лоуренс: Предлагая задачи со строго ограниченным набором инструментов, требуя, таким образом, от учащихся пересмотреть контекст или думать за пределами их ожиданий от инструментов, может быть полезно для понимания творческих способностей ученика. В большинстве отраслей основной формой творчества является решение проблем. Каждая отрасль имеет ограничения в отношении инструментов, технологий, денег, регулирования и ресурсов, и люди, которые лучше всего работают, как правило, это те, кто может найти новые способы работы в пределах или вокруг этих ограничений.

Несмотря на то, что фильм в значительной степени является «формой искусства», я думаю, что вопрос решения проблем по-прежнему перевешивает другие формы творчества, которые люди обычно связывают с искусством (творчество видения, идеи, исполнения и т. д.). скоро). Для меня творческий режиссер — это не просто человек с творческими идеями, но тот, у кого есть творческий потенциал, чтобы воплотить что-то уникальное и мощное в (невероятно гнетущих) рамках среды.

Кэрол Тан: У нас это не получается по многим причинам. Потому что креативность трудно измерить! Потому что дети не умеют формулировать или размышлять о своем отношении и росте. Но родители должны понимать важность открытой и управляемой детьми деятельности, если они хотят продолжать развивать творческую уверенность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *