Креативность в психологии: Креативность личности

Содержание

Креативность личности

1.05.2011

Креативность (от лат creatio — созидание) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора. По мнению П. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. Для содействия развитию творческого мышления могут использоваться ученые ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью к интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют задавать множество вопросов.


Возраст 3-5 лет является наиболее сензитивным для развития творческих способностей, а в 6 лет уже наблюдается спад. Спад творческих проявлений к 6 годам, при активизации интеллектуальной активности, считается следствием уменьшения роли бессознательного в регуляции поведения и возрастания свойств критичности и рассудочности в сознании ребенка.

Креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда; для ребенка важно, чтобы среда содержала образцы креативного поведения, его результаты и предметно-информационную обогащенность. Для формирования креативности необходим определенный (оптимальный) уровень социализации, предполагающий овладение элементарными навыками коммуникации, но при этом — минимальную представленность поведенческих стереотипов (пятилетние дети). Формирование креативности как личностной характеристики в онтогенезе проявляется сначала на мотивационно- личностном, затем — на продуктивном (поведенческом) уровне.

В результате огромной работы исследователи креативности установили, что она проявляется неравномерно, с интервалом в четыре года (5, 9, 13, 17 лет).

Процесс развития креативности проходит как минимум две фазы:

  1. развитие «первичной» креативности как общей творческой способности, неспециализированной по отношению к определенной области человеческой жизнедеятельности. Сензитивный период (3-5 лет). В это время подражание значимому взрослому как креативному образцу, возможно, является основным механизмом формирования креативности;
  2. подростковый и юношеский возраст (то 13 до 20). В этот период на основе «общей» креативности формируется «специализированная» креативность: способность к творчеству, связанная с определенной сферой деятельности, как ее дополнение и альтернатива.

Вторая фаза заканчивается отрицанием собственной подражательной продукции и отрицательным отношением к бывшему идеалу. ИНДИВИД либо задерживается на фазе подражания навсегда, либо переходит к оригинальному творчеству.

Креативность более, чем интеллект, определяющийся факторами среды. Творцом и интеллектуалом не рождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени присущ каждому из нас. В первую очередь на эту способность влияет, конечно же, общение со взрослыми, обладающими развитыми способностями, общение же с низкоинтеллектуальными людьми, приводит к противоположному результату. Интересно, что к развитию креативности могут приводить и неблагоприятные общие факторы, к примеру, разлад семейных отношений: необходимость общаться с родителями, неладящами между собой, требует недюжинных проявлений интеллекта, в том числе и креативности. Этим объясняется то, почему в неблагоприятных семьях бывают на удивление развитые дети. Несомненно, что в таких случаях очень важен генотип ребенка.

Большинство психологов согласны, что креативность — это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации; креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, необходимых для становления способности к творчеству.

Сегодня, разработано множество подходов к определению природы креативности. Поэтому невозможно привести единое обобщающее определение, которое удовлетворяло бы всех исследователей.

Креативность часто рассматривают как нечто противоположное обыденности, предполагающее нестандартные подходы. Ч. Спирмен считал, что это — «сила человеческого ума, создающая новое содержание путем изменения и создания новых связей». У. Симпсон определял креативность как «способность к разрушению общепринятого, обычного порядка следования идей в процессе мышления».

По мнению Е. Торренса, креативность — это не специальная, а общая способность, которая базируется на констелляции общего интеллекта, личностных характеристик и способностей к продуктивному мышлению.

Дж. Гилфорд выделил основные параметры креативности:

  1. беглость — способность генерировать большое количество идей за некоторую единицу времени;
  2. гибкость — способность применять разнообразные стратегии при решении проблем, переключаться с одной идеи на другую;
  3. оригинальность — способность продуцировать необычные, нестандартные, отличающиеся от общепринятых идеи;
  4. разработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи;

Существуют психологические инструменты измерения творческого (креативного) мышления; самый известный в мировой психологической практике —

тест Е. Торренса. Этот тест позволяет оценить:

  • вербальную креативность;
  • образную креативность;
  • отдельные креативные способности: беглость, гибкость, оригинальность, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться стереотипам

По мнению Е. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления личностные опросники, анализ результативности деятельности С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.

Экспертные и экспериментальные оценки способности человека к производству знаний показывают, что его креативные способности не очень велики. Путем вовлечения всех работников в непрерывное совершенствование организации (метод Кайдзена) креативность организации резко возрастает.

Ключевые слова: Креативность, Личность

Материалы по теме

Особенности личности креативных людей

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009

Личностные черты и креативность

Т. Любарт, К. Муширу, С. Торджман, Ф. Зенасни. Психология креативности»: Когито-Центр»;…

Роль обучения в развитии личности

Сластенин В.А. — «Педагогика»

Общество, личность, государство

Теория государства и права — Учебник (под ред. М.Н. Марченко)

Методы (методики) для исследования личности

Блейхер В. М., Крук И.В., Боков С.Н. — Клиническая патопсихология

Предмет психологии личности

Мельник С.Н., Психология личности

Формирование личности и ее социализация в обществе

Социология в схемах и комментариях : учеб, пособие для СПО / Б. А. Исаев. — 2-е изд., испр….

Категория «личность» в психологии

Константинов В.В., Методологические основы психологии

Креативность – что это такое. Упражнения для развития креативности

Креативность – это одно из самых востребованных качеств личности в современном мире. Наличие этого качества приветствуется у молодых специалистов, с ним связывают надежды на успех и карьеру. Креативность требуется и в бизнесе, и в учебе, и в любой сфере профессиональной деятельности.

Однако, постоянно оперируя этим понятием, люди часто смутно понимают его значение, зная только, что креативность как-то связана с творчеством. Давайте разберемся в этом явлении и в возможностях его развития.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Креативность с точки зрения психологии
    • 1.1 Креативность и творчество: в чем их различие
    • 1.2 Креативность и интеллект
  • 2 Структура креативности
    • 2.1 Когнитивный компонент
      • 2.1.1 Творческое мышление
      • 2.1.2 Воображение
      • 2.1.3 Восприятие, внимание и память
    • 2.2 Эмоциональный компонент
    • 2.3 Волевой компонент
  • 3 Развитие креативности
    • 3.1 Упражнение «Увидеть необычное»
    • 3.2 Упражнение «Дизайнер»
    • 3.3 Упражнение «Любимая мелодия»

Креативность с точки зрения психологии

Явление это психическое, и психология давно и успешно его изучает. Начнем с того, что понятие «креативность» дословно можно перевести несколько корявым русским словом «творческость». Но креативность, хоть и связана с творчеством, не является его синонимом.

Под творчеством обычно понимают особый вид активности, направленной на создание чего-либо нового: новых вещей, идей, способов деятельности и т. д. Термин «креативность» ввел известный психолог, исследователь творчества Дж. Гилфорд в 50-х годах XX века. Он объединил под этим понятием качества личности, обеспечивающие человеку возможность создавать новое, оригинальное, нестандартное.

Креативность и творчество: в чем их различие

Если говорить кратко, то творчество – это особый вид деятельности, а креативность – способность к этой деятельности. Причем не только некий внутренний потенциал и готовность творить, но и совокупность психических качеств, обеспечивающих внешнюю активность, целеустремленность, решительность, потребность в креативной деятельности.

Поэтому далеко не всех людей, обладающих высоким творческим потенциалом, можно отнести к креативам, а только тех, кто достаточно активен, чтобы воплощать свои идеи в жизнь, организовывать и вести проекты, отстаивать свою точку зрения.

Креативность включает в себя не только качества личности, связанные непосредственно с творческим процессом, но и такие особенности, которые обеспечивают человеку высокий уровень активности: уверенность в себе, высокую самооценку и позитивный настрой.

Креативность и интеллект

Интеллект долгое время считался (да и сейчас считается) важнейшим качеством профессионала. Как способность к умственной деятельности, он необходим в любой сфере, но его недостаточно для успеха и тем более для творчества. Довольно долго коэффициент интеллекта – IQ – был определяющим фактором при приеме на работу специалиста. Иметь высокий IQ было престижно, и это открывало перед человеком широкие возможности.

Но к 50-м годам прошлого века стало ясно, что в тех сферах, которые требуют творческого подхода, специалисты-интеллектуалы далеко не всегда эффективны. Психологи Дж. Гилфорд и Э. Торренс (США) провели масштабные многолетние исследования, которые продемонстрировали, что, оказывается, способность к творчеству напрямую не связана с уровнем интеллекта. И нередко люди с высоким IQ (более 150 %) оказывались слишком рациональны для творчества, слишком прагматичны, расчетливы и… логичны. Но и низкий уровень интеллекта — менее 100 % — тоже не способствовал креативности.

Чтобы установить критерии креативности и связь этого качества с интеллектом, Дж. Гилфорд и Э. Торренс разработали специальные тесты, определяющие уровень творческой активности, и ввели понятие «коэффициента креативности» (Cr), аналогичного IQ. Как показали исследования, в которых принимали участие более 150 тыс. человек, наиболее оптимальным для творчества является уровень интеллекта чуть выше среднего. Но обязательное условие креативности – склонность человека к особому типу мышления, которое Дж. Гилфорд назвал дивергентным – разнонаправленным.

Структура креативности

Как и любая другая способность, креативность представляет собой совокупность качеств личности. Можно выделить три группы индивидуально-психологических особенностей, которые обеспечивают успех в творческой деятельности: когнитивные, эмоциональные и волевые.

Когнитивный компонент

Cognito с латинского переводится как «познание», а когнитивные способности связаны с развитием познавательных процессов, которые в структуре креативности занимают основное место. К ним в первую очередь относится особый тип мышления, характерный для творческих людей.

Творческое мышление

Дж. Гилфорд называл мышление, лежащее в основе творческих способностей, дивергентным (направленным в разные стороны), Э. де Боно – латеральным (боковым) или нешаблонным, Т. Бьюзен – радиантным. Несмотря на различие терминов, суть этого типа мышления одна – оно нелинейное, в отличие от однонаправленного, строгого и упорядоченного логического.

Творческое мышление отличается также рядом особенностей, которые позволяют обладающим им людям принимать нестандартные решения и рождать оригинальные идеи.

  • Оригинальность – не просто способность находить новые решения и создавать новые образы, но и потребность в этом, а также спонтанность нестандартного мышления.
  • Дивергентность – умение видеть разные варианты развития событий и пути решения задач.
  • Гибкость – способность переключаться с одной проблемы на другую, искать ответы в разных областях знания, тем самым делая мыслительный процесс более эффективным.
  • Быстрота – высокая скорость мышления и психических реакций в целом.
  • Ассоциативность – способность создавать связи-ассоциации между различными блоками информации и сферами знаний, включать в мыслительный процесс неожиданно возникающие образы и идеи.
  • Образность – преобладание и развитость образного мышления; в творчестве доминируют не логические понятия, а образы, именно в такой форме возникают новые идеи.

Сочетание этих качеств создает совершенно особый тип мышления, который присущ креативам. Оно кажется странным, нелогичным, но эффективно, когда стоит сложная проблема, требующая творческого подхода. Именно поэтому творческие люди часто затрудняются в решении тестовых заданий на уровень интеллекта, так как эти задания предполагают одно, единственно верное решения. А креатив видит несколько вариантов решения и сталкивается с проблемой выбора.

Воображение

Другим важным познавательным процессом в структуре когнитивного компонента творческих способностей является воображение. Как процесс создания новых образов, оно считается основой творчества, его внутренним ядром. Воображение позволяет человеку комбинировать элементы своего опыта, создавая совершенно новые конструкции, наделенные оригинальными свойствами и качествами. Ни один вид творческой деятельности невозможен без хорошо развитого воображения.

Восприятие, внимание и память

Другие познавательные процессы также играют важную роль, потому что они обеспечивают получение и сохранение информации – необходимого материала для творчества. Можно говорить даже об особом типе творческого восприятия, которое позволяет креативу видеть в окружающем мире то, что не замечают люди с низким уровнем креативности.

В психологии есть такое понятие, как сензитивность, то есть чувствительность к внешним раздражителям или воздействиям. Высокий уровень сензитивности является частью творческих способностей. Креативы способны почувствовать мельчайшие изменения в окружающем мире – они видят множество оттенков цвета, слышат нюансы звуков, замечают смену настроения окружающих людей. Творческие люди открыты любому новому знанию, поступающему из внешнего мира или рожденному собственным мышлением. Такая чувствительность во многом врожденная и связана с особенностями процессов высшей нервной деятельности. Но при желании сензитивность можно развить, если знать, что и как развивать.

Эмоциональный компонент

Творческие способности не ограничиваются познавательной сферой. Креативность – это не только творческое мышление, особое восприятие мира и развитое воображение. Когнитивные процессы создают потенциал, возможность для творчества, а вот добьется ли человек успеха в каком-то виде творческой деятельности, во многом зависит от его эмоциональных и волевых качеств.

С точки зрения эмоциональной сферы творческих людей отличают следующие индивидуальные особенности:

  • высокий эмоциональный тонус и позитивный настрой;
  • яркость и сила эмоций, что позволяет говорить о креативах как о людях с горящими сердцами;
  • принятие мира и себя в этом мире, что в свою очередь обуславливает высокую самооценку;
  • способность использовать творческую деятельность как «лекарство» от плохого настроения, хандры и упадка сил;
  • активная жизненная позиция, непримиримость в отстаивании своей точки зрения, упорство и даже упрямство.

Сильные эмоции поддерживают высокий уровень активности творческих личностей, позволяют им выделяться на фоне толпы, делают их жизнь яркой, живой, разнообразной. Но с другой стороны, постоянная высокая активность и накал эмоций создают опасность «выгорания», перегрузки нервной системы и своеобразного отката, который нередко выражается в апатии и даже депрессии. Такое, увы, случается с творческими личностями, если они не владеют методами релаксации, снятия эмоционального напряжения.

Очень важно и развитие волевых качеств, которые играют значительную роль в регуляции творческой активности.

Волевой компонент

Волевые качества личности в структуре креативности выполняю две функции: побуждающую и тормозящую. Побуждающая проявляется в поддержании активности, которая необходима для реализации творческого замысла. Недостаточно найти оригинальное решение, нужно его еще воплотить в жизнь.

Какой бы «шедевральной» ни была задумка художника или скульптора, она станет произведением искусства только в результате упорной работы творца. Гениальная книга рождается в голове, но она станет доступна читателям только после многих дней и ночей напряженной работы, после того, как писатель докажет издателю необходимость публикации своего шедевра и книга будет отредактирована, сверстана, а тираж отпечатан. Как бы ни было важно изобретение, оно не станет реальностью и не будет доступно людям, если ученый или конструктор не приложит к этому усилий.

Никто никогда не узнает, сколько великих изобретений и гениальных произведений искусства так и остались «на диване», не став реальностью, потому что их творец был для этого слишком ленив.

Вот для активизации продуктивной деятельности, направленной на реализацию замысла, и необходимы волевые качества:

  • самостоятельность;
  • инициативность;
  • решительность;
  • уверенность в себе;
  • упорство;
  • настойчивость.

Способность и желание идти к успеху, невзирая на трудности, недоверие и скептицизм окружающих – это то, что отличает креативов и без чего невозможна продуктивная творческая деятельность. Ведь творчество – это создание нового, а новое всегда воспринимается с недоверием. Такова консервативная природа общества, и этот консерватизм и косность вполне обоснованы, так как не всегда новое безопасно.

Развитие креативности

Вопрос развития творческих способностей долгое время вообще не рассматривался, так как эти способности считались особым даром, врожденным или данным Богом. И действительно, в силу особенностей психики есть люди, в большей степени предрасположенные к творчеству. Однако в настоящее время психологи доказали, что креативность в той или иной мере присуща всем людям. Можно сказать, что способность к творчеству – одна из базовых характеристик человека как вида. И именно она обеспечивает поступательное развитие цивилизации.

Но все же творческий потенциал у всех разный, да и не все оказались в детстве в благоприятных условиях для его реализации. Поэтому развитие креативности является довольно актуальной проблемой.

Начиная с середины XX века, в психологии активно разрабатываются методики развития творческих способностей. Большинство тренингов направлены на формирование творческого мышления, развитие воображения и способности поиска оригинальных решений.

Нестандартность, нешаблонность творческого мышления обусловила и своеобразие упражнений по его развитию, которые часто напоминают игры. С несколькими подобными упражнениями я вас познакомлю. Приступая к их выполнению, помните, что творчество лежит за пределами строгой классической логики. Задача этих упражнений — освободить наши мысли, направить их в сторону от проторенной дороги обыденности.

Упражнение «Увидеть необычное»

Это упражнение можно выполнять дома на диване, у компьютера, по дороге на работу и в свободную минутку в офисе – где угодно. Посмотрите вокруг. На первый взгляд, вас окружают привычные вещи, примелькавшиеся люди и обычные детали интерьера. А на второй или на третий?

Сосредоточьтесь, посмотрите внимательнее и обязательно заметите что-то необычное или интересное. Вот на рабочем столе небрежно брошенные ручки и карандаши сложились в какую-то букву, знак, руну. Что она значит, как вы думаете? А вот по луже плывет осенний лист. Куда он плывет, какие приключения его ждут?

Вы считаете, что ничего необычного вокруг вас не происходит? Зря. Отпустите свои мысли, запертые в клетке рационального, дайте свободу фантазии, присмотритесь — и вы обязательно увидите много удивительного.

Упражнение «Дизайнер»

Представьте, что вам нужно оригинально оформить интерьер квартиры. Где взять идеи? Они буквально разбросаны вокруг нас, только нужно отпустить на свободу мысли, сойти с протоптанной и скучной тропы логического мышления.

Выберите несколько самых обычных предметов, например, лимон, карандаш, веточка сосны, мобильный телефон. А теперь вычлените из этих объектов их свойства — цвет, материал, запах, функции и т. д. Затем подумайте, как эти свойства можно использовать в оформлении интерьера.

Например, стены детской можно окрасить в лимонно-желтый цвет, а в гостиной – в зеленый цвет сосновой хвои. Стеновые панели кухни сделать деревянными и ребристыми, как рубашка карандаша, а в гостиной разместить сенсорную панель, с помощью которой можно регулировать освещение и включать музыку (мобильный телефон). Подумайте, какие еще свойства этих предметов можно использовать, или выберите другие предметы.

Упражнение «Любимая мелодия»

Думаю, у всех нас есть музыка, которая нам нравится, которую мы слушаем в минуты грусти или радости. Вспомните эту мелодию и опишите ее. Проще всего описывать музыку языком эмоций, ведь она передает настроение в чистом виде. Есть веселые мелодии и грустные, бодрые и спокойные.

Но мы же хотим развить нестандартное мышление, поэтому будем описывать мелодию другим языком. Например, скажите какого цвета ваша любимая мелодия. Наверное, в ней много оттенков. Какие они? Как сливаются, переплетаются, создавая цветовое полотно. Полотно… Из какого материала создана ваша мелодия. Возможно, это весенняя трава и струйки талой воды? Или серое полотно дороги, ведущей в сказочную страну? Или разноцветная новогодняя мишура?

Не бойтесь фантазировать, фантазия освобождает наше мышление, позволяет видеть мир шире, многообразнее, фееричнее.

Попробуйте выполнить эти упражнения, а затем придумайте свои, и вы поймете, что развитие креативности — не только полезное, но и очень увлекательное занятие, позволяющее расслабиться, отдохнуть от повседневной рутины и слишком рациональных дел.

Как воспитать творческий мозг

Некоторые из нас просто рождаются более творческими, чем другие? Является ли творчество навыком, который может развивать каждый? Что такое «творческий мозг»? Подобные вопросы ставили психологов в тупик на протяжении десятилетий. Несмотря на то, что есть свидетельства аргументов как о природе, так и о воспитании, на креативность явно влияют внутренние и внешние факторы.

Однако творческие инстинкты со временем ослабевают. Психологи Джордж Лэнд и Бет Джарман провели знаменательное исследование в 1919 году.68, в котором тестировались творческие способности 16 000 детей. Тест был разработан для НАСА для выявления инновационных инженеров и ученых в молодом возрасте. Что было особенно интересно, так это то, как резко менялись результаты с возрастом. Пятилетние дети были самой творческой группой, 90% из них набрали высокие баллы. Взрослые были наименее креативной группой: только 2% набрали высокие баллы по творчеству .

Креативность, сложная для измерения черта, сильно зависит от когнитивного развития и подпитывается окружающей средой человека.

Креативность в понимании психологов

Психологи определяют креативность как «способность создавать или развивать оригинальные работы, теории, техники или мысли». Его также часто определяют как наличие идеи, которая по своей сути является новой и ценной.

Творческие люди часто показывают, что они более склонны к таким качествам, как сильное воображение и выразительность.

Одно научное исследование, посвященное сравнению близнецов, опубликованное в журнале Behavioral Genetics, показало, что креативность в большей степени передается по наследству. Они измерили творческую наследственность примерно на 70% из-за генетики. Это по-прежнему оставляет много места для того, чтобы окружающая среда могла влиять на уровень творчества.

Независимо от того, насколько сильно наши гены влияют на творчество, мы все равно можем лелеять эту искру.

Тренировка мозга, чтобы быть более творческим

Для многих предприятий поощрение творчества и инноваций имеет решающее значение для долгосрочного успеха. Кабина уступила место концепции открытого офиса, внутренним стенам для скалолазания и креслам-мешкам.

С научной точки зрения существуют способы повысить вашу креативность. Вот несколько различных способов улучшить свои творческие способности с помощью психологии.

Получите больше сна

Забота о психическом и физическом здоровье — это первое, что нужно сделать. Достаточное количество сна, вероятно, является самым основным и важным средством улучшения вашего творчества.

Кажется, это частично зависит от типа сна. Например, быстрый сон («фаза сновидений») способствует творческому решению проблем. Исследователи полагают, что это происходит потому, что мозг воспроизводит воспоминания, чтобы учиться, и перемещает эти мысли в долговременную память.

Некоторые исследования показали, что творческие люди склонны больше спать. Даже если они не всегда высыпаются наилучшего качества, продолжительность рабочего дня все равно положительно влияет на их творческий потенциал.

В некоторых случаях сами сны привели к научным открытиям. Джеймсу Уотсону, например, приснились две переплетенные змеи. Этот сон в конце концов привел его к открытию двойной спирали ДНК.

Пять других интересных творческих прорывов, которые люди совершили во сне:

  • Пол Маккартни проснулся, напевая мелодию Yesterday.
  • Идея Терминатора принадлежит Джеймсу Кэмерону.
  • Дмитрий Менделеев работал три дня, потом заснул на двадцать минут – и придумал периодическую таблицу элементов.
  • Джек Никлаус придумал новый способ махать своей клюшкой для гольфа.
  • Элиасу Хоу приснилось, что его должны обезглавить, если он не изобретет швейную иглу. Он проснулся и сделал это за несколько часов.

Не используйте систему поощрений

Часто люди думают, что поощрения или положительное подкрепление — это хороший способ повысить производительность. И хотя это помогает формировать новые постоянные привычки, это не всегда помогает повысить креативность.

Согласно психологии творчества, это происходит из-за явления, известного как Эффект сверхоправдания. Эффект возникает, когда вознаграждение за поведение имеет неприятные последствия, а дополнительный стимул вместо этого заставляет вас больше не хотеть выполнять эту задачу.

Чтобы проиллюстрировать это, представьте, что ваша команда работает над новым логотипом для бренда. Вы, вероятно, занялись графическим дизайном, потому что творческий акт проектирования двигал вами. Однако ваш отдел неожиданно предлагает награду, например, бесплатный обед за лучший дизайн. Награда — это не сам акт творения; это бесплатный обед. Если вы не заинтересованы в обеде, у вас меньше стимулов к выступлению.

Урок здесь заключается в том, что если вы застряли на творческой задаче и упираетесь в стену, не полагайтесь слишком сильно на систему вознаграждений, чтобы мотивировать себя или свою команду. Вместо этого ищите мотиваторы в других формах признания.

Найдите свою творческую среду

Позитивный психолог Михай Чиксентмихайи известен своими теориями изучения психического состояния потока. Краеугольным камнем его концепции является представление о том, что наше окружение играет решающую роль в творческом процессе.

«Творчество происходит не в головах людей, а во взаимодействии мыслей человека с социокультурными мыслями и социокультурным контекстом». — Творчество, Михай Чиксентмихайи

Стимулирующая и хорошо продуманная среда способствует творчеству. Работа в пространстве с элементами, которые вас вдохновляют, может помочь, если вы находитесь в творческом застое или ищете необычный сеанс мозгового штурма.

Для мозгового штурма, разработки идей и других творческих задач вам может понадобиться веселое, увлекательное и энергичное рабочее место. Однако, когда вам действительно нужно выполнить свой творческий проект, избегайте работы в слишком стимулирующем пространстве. Вы не хотите находиться в среде, которая отвлекает вас от текущей задачи.

Креативность — особенно на этапе исполнения — часто должна проявляться в менее чем захватывающих местах. Итак, когда дело доходит до выполнения ваших творческих задач, найдите или создайте пространство, где вы сможете сосредоточиться.

Известно, что Агата Кристи писала свои книги, останавливаясь в отелях. Майя Энджелоу была известна той же творческой привычкой. Они сделали это, потому что в отеле было меньше отвлекающих факторов, чем дома, поэтому они могли сосредоточиться на письме и ни на чем другом.

В зависимости от того, на каком этапе творческого процесса вы находитесь, убедитесь, что ваше окружение ему соответствует.

Работа с ограничениями

Что проще: начать с пустой страницы или почти пустой страницы с одной подсказкой?

Многие художники и писатели уже знают, что пустая страница пугает. Открытый характер затрудняет начало работы из-за бесконечных возможностей. Вот почему многие начинают с подсказок, чтобы дать отправную точку и вдохновение.

Удивительно, но творчество процветает, когда вы помещаете его в коробку.

Успех ограниченного творчества отчасти объясняется теорией нелинейного мышления. Нелинейное мышление — это когда человек связывает обычно несвязанные между собой идеи. Ограничения могут помочь связать эти идеи, потому что вы идете по другому пути, чем обычно. Ограничение может дать вам более линейную отправную точку, но оно также облегчит расширение проблемы новым и нелинейным способом.

Многие из величайших творений нашего времени родились из-за ограничений. Возьмите культовую музыку из видеоигр, созданную Кодзи Кондо для игры Nintendo Super Mario. При создании музыки для игры он мог использовать только шесть нот из-за ограничений технологии того времени. И все же он сочинил запоминающуюся мелодию, которая станет узнаваемой для геймеров всего мира.

Одна из самых успешных книг доктора Сьюза вышла из-под ограничений. За выпивкой его друг предложил ему написать рассказ, используя всего пятьдесят разных слов — ни больше, ни меньше. Это в конечном итоге превратилось в самый успешный рассказ, который он когда-либо публиковал — Зеленые яйца и ветчина .

Для справки, вся книга написана одними словами: а, я, и, где угодно, есть, быть, лодка, ящик, машина, может, темный, делать, есть, яйца, лиса, коза, хорошо, зеленый, ветчина, здесь, дом, я, если, в, пусть, например, может, мне, мышь, не, на, или, дождь, Сэм, скажи, видишь, так что, спасибо, что, те, их, там, они, поезд, дерево, попробуй, будет, с, будет, ты.

Креативные дизайнерские пространства для совместной работы

Как говорится, две головы лучше, чем одна. Работа с другими людьми — это фантастический способ проявить больше творчества. Но помогает не только обмен идеями с другими людьми, но и пространство вокруг вас.

В 2015 году одно исследование изучало, как физическое пространство влияет на наше творчество, и исследователи обнаружили, что физическая среда, в которой пользователи могут общаться и делиться идеями, повышает результаты творчества.

Некоторые предприятия уже применяют это в своих офисах. В 2017 году Apple анонсировала свой «Apple Park», который был разработан с учетом сотрудничества и творчества. Они сделали это, чтобы способствовать инновациям и новым идеям для своих 12 000 сотрудников.

Подумайте об этом по-другому

«Мы не можем решить наши проблемы с тем же мышлением, которое мы использовали, когда создавали их». – Альберт Эйнштейн

Если вы чувствуете творческий застой, попробуйте подойти к проблеме с другой стороны. Большинство творческих людей склонны относиться к вещам по-разному. Здесь мы возвращаемся к тому нелинейному мышлению, о котором я упоминал ранее.

Другим распространенным методом является Техника Шести Шляп, придуманная доктором Эдвардом де Боно. Эта стратегия пытается бросить вызов вашему мозгу, чтобы подойти к проблеме с 6 разных точек зрения. По сути, вы надеваете разные шляпы, и каждая из них предлагает уникальную перспективу.

Техника разбивки «Шесть шляп»:

  • Факты
  • Новые идеи/Творчество
  • Позитив/Преимущества
  • Негатив/Предупреждения
  • Чувства
  • Общая картина/Процесс

Направляя свои мысли по этим разным направлениям, вы можете подойти к своим идеям с новой точки зрения, о которой раньше никогда не задумывались.

Принять скуку

Еще один интересный и, казалось бы, нелогичный совет — выполнять повторяющиеся или монотонные задачи, чтобы повысить свою креативность.

В ходе одного исследования британские исследователи дали участникам два условия для проверки скуки и креативности. Во-первых, участников просили выполнить скучное задание (например, копирование чисел) или не выполнять задание, а затем попытаться выполнить творческое задание. Группа, которая выполняла скучную задачу, показала лучшие результаты по измерениям креативности, чем контрольная группа, которая не выполняла скучную задачу.

Одна из теорий, почему скука способствует творчеству, заключается в том, что она позволяет нам помечтать. Кто не отключался время от времени, делая что-то повторяющееся?

Весь фокус в том, чтобы сознательно использовать это скучное и повторяющееся задание для развития своего творчества.

Творческий мозг: ваша лучшая творческая работа

Хотя творчество имеет естественный компонент, ясно, что вашу лучшую творческую работу можно улучшить, если мыслить нестандартно (или внутри коробки). В следующий раз, когда вы столкнетесь с творческим кризисом, подумайте о науке, подтверждающей психологию творчества. Попробуйте добавить ограничения, выполнить скучные задачи или поработать в пространстве для совместной работы, чтобы зажечь новые концепции.

Креативность — это навык, который каждый может развить и усовершенствовать. Некоторым из нас просто нужна небольшая помощь и, конечно же, немного практики.

Для получения более качественных отзывов и более быстрого утверждения

Упростите свои творческие рабочие процессы с помощью быстрого и интуитивно понятного способа сбора и консолидации отзывов о широком спектре цифрового медиаконтента. Размечайте файлы, ставьте задачи, отслеживайте согласования, сравнивайте версии и многое другое.

Оксфордская исследовательская энциклопедия психологии

Выделите поисковый запрос
  • Сохранять
  • Цитировать
  • Отправить этот контент по электронной почте

    Поделиться ссылкой


    Скопируйте эту ссылку или нажмите ниже, чтобы отправить ее другу по электронной почте

    Отправить этот контент по электронной почте

    или скопируйте ссылку напрямую:

    https://oxfordre.com/psychology/view/10.1093/acrefore/97801

  • 557.001.0001/acrefore-97801
  • 557-e-608

    Ссылка не скопирована. Ваш текущий браузер может не поддерживать копирование с помощью этой кнопки.

    Ссылка успешно скопирована


  • Поделись этим

Войти Навигация по статье

Войти

Имя пользователя

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя

Пароль

Пожалуйста, введите ваш пароль

Забыли пароль?
Нет учетной записи?

Содержание статьи

Показать сводную информацию

  • https://doi.org/10.1093/acrefore/97801
  • 557.013.608
  • Опубликовано в сети: 29 мая 2020 г.

Резюме

Творчество, пожалуй, больше всего отличает людей от других видов. Понимание творчества особенно важно во времена ускоренных культурных и экологических изменений, таких как настоящее, когда необходимы новые подходы и перспективы. Изучение креативности — это захватывающая область, которая объединяет множество различных направлений исследований: когнитивную психологию, социальную психологию, психологию личности, психологию развития, организационную психологию, клиническую психологию, неврологию, математические модели и компьютерное моделирование. Считается, что творческий процесс включает в себя способность переключаться между расходящимся и конвергентным способами мышления в ответ на требования задачи. Дивергентное мышление обычно характеризуется как тип мышления, необходимый для открытых задач, и измеряется способностью генерировать несколько решений, в то время как конвергентное мышление обычно характеризуется как тип мышления, необходимый для задач, в которых есть только одно правильное решение. решение. Совсем недавно дивергентное мышление рассматривалось как размышление о задаче с нетрадиционных контекстов или точек зрения, в то время как конвергентное мышление рассматривалось как отражение ее с общепринятых контекстов или точек зрения. Черты личности, связанные с творчеством, включают открытость опыту, терпимость к двусмысленности, импульсивность и уверенность в себе. Доказательства того, что креативность связана с аффективными расстройствами, неоднозначны. Нейронаучные исследования креативности с использованием электроэнцефалографии (ЭЭГ) или функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) показывают, что креативность связана с ослаблением когнитивного контроля и снижением возбуждения. Было показано, что распределенная структура ассоциативной памяти с адресацией по содержанию способствует запоминанию важных для задачи элементов без необходимости явного поиска. Реальные свидетельства человеческого творчества восходят к самым ранним каменным орудиям, изобретенным более трех миллионов лет назад, а средний-верхний палеолит ознаменовал начало искусства, науки и религии, а также новый всплеск творчества в настоящее время. Прошлые и текущие области разногласий касаются относительного вклада опыта, случая и интуиции, следует ли делать акцент на процессе, а не на продукте, является ли творчество функцией, специфичной для предметной области или общей для предметной области, степенью, в которой творчество коррелирует с аффективные расстройства, а также то, влечет ли за собой дивергентное мышление генерирование множественных идей или оттачивание одного изначально двусмысленного ментального представления, которое может проявляться как разные внешние результаты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *