Как правильно ставить цели и добиваться результата? Система SMART — Личный опыт на vc.ru
Всем привет, я, Николай Подолян, основатель IT-компании PMP_TECH. Мы целенаправленно помогаем бизнесу развиваться в цифровой среде. Выстраиваем стратегии, проводим исследования, разрабатываем, развиваем и поддерживаем цифровые продукты.
38 просмотров
Вы, наверное, замечали в лентах социальных сетей много постов с целями на месяц/полгода/год. Я часто встречаю заголовки: 20, 40, 60 и даже 100 целей на год.
Амбициозность — хорошо, но мало кто доходит, действительно, до результата. И дело здесь не в слабой силе воли или не в отсутствие желания человека, а в том, что цели прописаны не корректно и без особого понимания, к чем они приведут.
Конкретика, точность и понимание в постановке целей — ключ к эффективному результату.
Что помогает мне достичь результата? Я опишу на примере целей компании, но Вы можете их адаптировать под себя.
Я действую по системе SMART — эффективная система, которая помогает держать фокус на целях и не уходить в сторону.
Что такое SMART-цели?
SMART — это метод постановки целей. Он позволяет сформулировать реалистичную и измеримую цель, определить сроки и необходимые ресурсы для ее достижения.
Пример цели по SMART:
Сделать редизайн корпоративного сайта с командой к марту 2023 года. Мы, кстати, сейчас делаем шаги в сторону достижения данной цели, но как именно прописать шаги — читайте дальше.
Критерии SMART?
SMART-цель должна быть:
S — Specific — конкретной;
M — Measurable — измеримой;
A — Achievable — достижимой;
R — Relevant — значимой;
T —Time bound — ограниченной во времени.
Давайте, рассмотрим детально каждый критерий SMART.
Specific — конкретная цель:
Цель по SMART должна быть конкретной. Она задает направление работы. Если цель сформулирована не конкретно, то при ее выполнении Вы рискуете прийти не к желаемому результату. Все сотрудники должны одинаково трактовать SMART-цель.
Какие вопросы помогут для постановки конкретной SMART-цели?
— Какого результата хотите достичь с помощью выбранной цели?
— Почему именно эта цель поможет в достижении необходимого результата?
Measurable — измеримая цель:
SMART-цель должна измеряться количественно, чтобы можно было определить, насколько вы приблизились к результату. В противном случае проследить прогресс будет невозможно.
Вопросы для постановки измеримой SMART-цели?
— Как понять, что цель достигнута?
— Над каким показателями необходимо работать, чтобы достигнуть цели?
Achievable or Attainable — достижимая цель:
SMART-цель должна быть достижимой. Должна открывать новые возможности, но при этом SMART-цель должна быть достаточно амбициозной и не слишком простой для достижения. Необходимо соблюдать баланс.
Какие вопросы помогут для постановки достижимой SMART-цели:
— Реально ли добиться этой цели в установленные сроки?
— Что может помешать достижению результата?
— Опыта и знаний команды достаточно для выполнения цели?
Relevant — значимая цель:
SMART-цель должна соответствовать потребностям компании и трендам. Важно понимать, какой вклад решение конкретной задачи внесет в достижение глобальных стратегических задач.
Вопросы для постановки значимой SMART-цели?
— Какие преимущества получит компания после достижения цели?
— Выбранная цель соответствует стратегии компании?
— Что произойдет, если цель не будет достигнута?
Time bound — ограниченная во времени цель:
Оптимальный срок достижения SMART-цели — три месяца, полгода или год. Более длительный срок может расфокусировать команду. Если цель выбрана на три года, часть сотрудников забудет о ней, а сама цель потеряет актуальность.
Цель с конкретным дедлайном помогает определить ход работы команд и спланировать задачи на установленный период.
Поэтому, помните:
Декомпозируйте долгосрочные цели — если дедлайн цели больше трех месяцев, определите промежуточные этапы. Они помогают контролировать прогресс.
Вопросы для постановки ограниченной во времени SMART-цели:
— Сколько понадобится времени, чтобы достигнуть цели?
— На какие промежуточные этапы цель будет разбита?
А как Вы ставите цели? Делитесь своим опытом в комментариях.
Подписывайтесь на мой Telegram-канал. Там я делюсь анонсами своих подкастов, крутыми инсайтами, новостями и фейлами.
классификация, задачи и процессы, обеспечивающие достижение целей
Содержание
- Базовые цели предприятия
- Миссия, или общая задача коллектива фирмы
- Стратегия организации
- Категории
- Типы стратегий
- Способ воплощения стратегии
- Задачи фирмы
- SMART-критерии целей
- Конкретика постановки целей
- Измеримость целей
- Достижимость целей
- Значимость целей организации (Relevant)
- Ограниченность во времени
- Разработка целей организации
- Какие риски учитывать
- Как связаны цели и стратегии организации
- Пример древа целей для оптовой торговой компании
- Где взять готовые решения
- Как оценить изменения и процент достижения цели
Процесс постановки и планомерного достижения целей систематизирован еще в 1954 г. В дальнейшем американские ученые придумали технологию SMART. Эта схема помогает четко определить цели фирмы и методично достигать их.
Ставим цели и идем к ним.Базовые цели предприятия
Без их постановки организация не будет эффективно работать, т.к. не будет слаженной системы менеджмента.
Цели предприятия разделяют на виды по нескольким критериям:
- Времени достижения. Различают кратко-, средне- и долгосрочные, которые реализуют соответственно менее чем за 1 год, 5 или более лет.
- Значению (стратегические, тактические и оперативные). Общие цели разбивают на более мелкие, составляя следующий уровень. Конечный этап планирования указывает, что нужно сделать в установленный промежуток времени.
- Содержанию (технологические, производственные, экономические). Касаются разных сторон деятельности.
- Сложности: легковыполнимые (в 1–2 действия) и более трудновыполнимые.
Есть и другие критерии для формирования намерений:
- Стратегические – цели, которые определяют общее развитие предприятия.
- Тактические – определяют, как этого достичь.
- Оперативные – конкретизируют, что в ближайшее время нужно сделать для выполнения намеченного.
Например, если стратегическая цель – стать самым крупным продавцом спортивных товаров в столице, то тактическая – создать торговую сеть под своим брендом, а оперативная – в первом месяце разработать собственный товарный знак.
Все устремления устанавливают в соответствии с общей задачей предприятия, его миссией.
Миссия, или общая задача коллектива фирмы
Миссия – это то, с чего начинается организация, т.е. причина ее существования.
Общую цель определяют цели, нужды и потребности людей, которые приобретают продукт компании.
Например, миссия сети магазинов “Спортмастер” – сделать спорт доступным для всех, популяризировать его, а также организовать прибыльный бизнес, продавая качественные товары.
В рамках задуманной задачи для каждой цели разрабатывают стратегию. Она определяет пути достижения намеченного.
Стратегия организации
Перед тем как разработать алгоритм воплощения задуманного, проводят тщательный анализ внешней и внутренней сред. Изучают наличие конкурентов, рыночный спрос и потребность в товарах выбранной категории. Уточняют наличие персонала, его обязанности, распределение сил, существование филиалов.
Процесс, обеспечивающий достижение целей организации, меняется с течением времени, в него вносят коррективы согласно появившимся направлениям.
Необходимо проработать стратегию работу предприятия.Категории
Пути осуществления планов разрабатывают не только применительно к развитию фирмы и увеличению объема продукции. Формируют также планы по расширению участия на рынке, полной ликвидации или слиянию с другими предприятиями.
Создание стратегий проводят в несколько этапов:
- Выделяют главные цепочки для последовательного продвижения.
- Определяют факторы, помогающие или мешающие этому процессу.
- Устанавливают мероприятия для выполнения целей в соответствии с выбранной политикой.
Типы стратегий
По уровню разработки все стратегии можно разделить на следующие типы:
- корпоративную;
- хозяйственных подразделений;
- функциональную;
- оперативную.
Общая стратегия, которая определяет направление деятельности организации, способы реализации, составляют главную стратегическую цель компании. Ее разбивают на более мелкие составляющие, которые являются целями для административно-хозяйственных единиц (филиалов).
Функциональная стратегия представляет собой цели в зависимости от их назначения, которые решает каждое подразделение.
Они касаются распределения ресурсов и обязанностей, выстраивания отношений в коллективе в соответствии с выбранными целями.
Более низкий уровень представляет оперативная стратегия. Она определяется менеджерами низшего звена и решает узкие вопросы, касающиеся реализации планов в соответствии с задачами более высокой ступени.
Типы стратегий подразделяют по уровню разработки.Способ воплощения стратегии
В зависимости от способа воплощения, классификация путей реализации планов включает несколько видов:
- Прогрессивный. В этом случае ориентируются на развитие связей между производителями продукции и ее потребителями.
- Регрессивный. Акцент делают на сотрудничестве с партнерами, например поставщиками товаров.
- Горизонтальный. Такая стратегия подразумевает захват предприятий-конкурентов.
Задачи фирмы
Независимо от вида, социально-экономические цели должны удовлетворять обязательным требованиям:
- Иметь четкие временные рамки, т.е. установленный срок выполнения: день, месяц и год.
- Быть понятными всем исполнителям.
- Иметь единицу измерения: число, долю, процент, получение какого-то статуса и т. п.
- Обладать выполнимым планом действий, разбитым на этапы, подлежащие контролю.
SMART-критерии целей
SMART – это аббревиатура английских слов: Specific (конкретный), Measurable (измеримый), Achievable (достижимый), Relevant (значимый), Timed/Timed-bound (ограниченный по времени). Эту методику планирования предложил американский ученый Джордж Т. Доран в 1981 г.
Определение аббревиатуры SMART.Конкретика постановки целей
Цели организации не должны быть расплывчатыми и туманными. Чем более общими фразами они указаны, тем труднее проконтролировать их выполнение. Кроме того, нечеткая постановка цели ведет к непониманию ее сути.
Измеримость целей
Чтобы следить за выполнением цели, ее нужно выразить в каких-то единицах измерения. Это не только граммы, килограммы и штуки. Цель “к 1 октября 2022 г. составить план технического перевооружения производства” тоже измерима, в формате “да” (0) – “нет” (1).
Достижимость целей
Актуально достижимые цели побуждают сотрудников стремиться к действию, тогда как общие фразы, невозможные задачи расхолаживают их и вызывают психологическую неприязнь. Для этого самые трудные из них разбивают на более мелкие, осуществимые в ближайшее время.
Значимость целей организации (Relevant)
Чем больше показателей включено в систему планирования, тем сложнее менеджмент. Поэтому, создавая стратегию компании, важно устанавливать приоритет целей, оставляя только самые важные из них.
Ограниченность во времени
Цель только тогда приобретет конкретные очертания, когда для нее установят сроки достижения. Это стимулирует сотрудников и помогает контролировать ее выполнение.
Разработка целей организации
Определение целей означает планомерное, а не хаотичное развитие, помогает организовать прибыльный бизнес с учетом потребностей людей.
Четко установив ближайшие задачи, предприниматель сможет:
- задать направление деятельности и обозначить основные этапы;
- сплотить сотрудников единым принципом и создать корпоративную культуру;
- распределить обязанности и задачи;
- объективно оценить труд работников в соответствии с их вкладом в общую цель;
- усилить эффективность работы персонала.
Главная исходная база для формирования целей организации – маркетинг и нововведения. Цели формируются в соответствии с миссией компании. Они не должны противоречить друг другу. Долго- и краткосрочные цели тоже должны быть скоординированы между собой.
Разработка целей организации для получения высокой прибыли.Какие риски учитывать
При создании путей реализации планов нужно учитывать изменения, которые могут произойти на рынке. Может измениться спрос на товар или резко возрасти число конкурентов.
Учитывают возможные изменения законодательства, рост инфляции, падение курса валют.
Как связаны цели и стратегии организации
Стратегия предприятия – это совокупность целей, объединенных в одно звено. Она определяет главные пути выполнения миссии.
Пример древа целей для оптовой торговой компании
Дерево целей – это управленческая методика, которая помогает создавать и упорядочивать цели в жизни и бизнесе.
Пример древа целей.Где взять готовые решения
Есть организации, которые с помощью разработанных программ, электронных таблиц, создают стройную систему менеджмента для вашей фирмы. Например, создать бизнес-план можно, используя платформу worktek.ru.
Как оценить изменения и процент достижения цели
Недостаточно учитывать только прибыль фирмы. Это упрощенная методика, которая не отражает продуктивности ее работы в полной мере. Важно учитывать рост объема реализации, оборота или величины активов.
Для оценки желаемого состояния деятельности лучше использовать несколько параметров.
Так, в журнале Forbes была использована система ранжирования 500 компаний США. Она включала следующие оценочные критерии: средний уровень прибыльности, темпы роста объема продаж, доходность акций. Учитывались также значения объемов реализации, чистого дохода и доли прибыли в цене.
Планируете новые цели? Вот как ставить цели S.
M.A.R.T.Многие из нас считают постановку целей само собой разумеющимся повседневным компонентом успеха. Узнайте об истоках общих принципов постановки целей и о том, почему мы ставим цели. Фактически, теория постановки целей считается одной из наиболее действенных и полезных теорий мотивации в производственной и организационной психологии, управлении человеческими ресурсами и организационном поведении.
Статьи по теме
Постановка разумных целей является важным компонентом успешного планирования, но создание достижимых, но амбициозных целей может показаться непосильным. Вам нужно внимательно изучить ресурсы, доступные вам и вашей команде, а также выяснить, какие факторы успеха вы надеетесь привлечь.
Как ставить умные цели?
Если вы похожи на большинство профессионалов, вы хотите настроить себя на успех и максимально эффективно использовать свое время и ресурсы. Но вы когда-нибудь чувствовали себя неуверенными в том, с чего именно начать? Как вы можете поставить значимые цели, которые помогут добиться надежных результатов с точки зрения рентабельности инвестиций? Умная постановка целей поможет вам обрести ясность и сосредоточиться на самом важном!
Мы познакомимся с лучшими стратегиями постановки SMART-целей: конкретными, измеримыми, достижимыми, актуальными и своевременными. Откройте для себя шаги, настолько важные, что они могут просто революционизировать ваши маркетинговые усилия — и все это, отслеживая прогресс с помощью аналитики на этом пути.
Канадский центр управления
Многие из нас научились — благодаря начальству, семинарам и бизнес-статьям — ставить цели S.M.A.R.T. Кажется естественным предположить, что, поставив цель, которая будет конкретной, измеримой, достижимой, актуальной и ограниченной во времени, мы будем на пути к ее достижению.
[S] для конкретного:
Конкретная цель имеет гораздо больше шансов на достижение, чем общая цель. Чтобы поставить конкретную цель, вы должны ответить на шесть вопросов «W»:
*Кто: Кто участвует?
*Что: Чего я хочу достичь?
*Где: Определить местоположение.
*Когда: Установите временные рамки.
*Что: Определить требования и ограничения.
*Почему: Конкретные причины, цель или преимущества достижения цели.
ПРИМЕР. Общая цель — «Привести себя в форму». Но конкретная цель гласила: «Запишитесь в клуб здоровья и тренируйтесь 3 дня в неделю».
[M] для Измеримого:
Установите конкретные критерии для измерения прогресса в достижении каждой поставленной цели. Когда вы измеряете свой прогресс, вы остаетесь на правильном пути, достигаете намеченных сроков и испытываете радость от достижений, которые побуждают вас к постоянным усилиям, необходимым для достижения вашей цели.
Чтобы определить, измерима ли ваша цель, задайте такие вопросы, как……
Сколько? Сколько? Убедитесь, что это всегда набор измеримых целей.
Как я узнаю, когда это будет выполнено?
[A] для Достижимого:
Когда вы определяете наиболее важные для вас цели, вы начинаете выяснять, как их реализовать. Вы развиваете отношения, способности, навыки и финансовые возможности для их достижения. Вы начинаете видеть ранее упущенные возможности приблизить себя к достижению своих целей.
Вы можете достичь практически любой поставленной цели, если будете мудро планировать свои действия и устанавливать временные рамки, позволяющие выполнить эти шаги. Цели, которые, возможно, казались далекими и недостижимыми, в конечном итоге приближаются и становятся достижимыми не потому, что ваши цели уменьшаются, а потому, что вы растете и расширяетесь, чтобы соответствовать им. Когда вы перечисляете свои цели, вы формируете представление о себе. Вы считаете себя достойным этих целей и развиваете черты и личность, которые позволяют вам обладать ими.
[R] для реалистичности
Чтобы быть реалистичной, цель должна представлять собой цель, ради которой вы одновременно готовы и способны работать. Цель может быть и высокой, и реалистичной; только вы можете решить, насколько высокой должна быть ваша цель. Но будьте уверены, что каждая цель представляет собой существенный прогресс.
Высокая цель часто легче достижима, чем низкая, потому что низкая цель обладает низкой мотивационной силой. Некоторые из самых сложных работ, которые вы когда-либо выполняли, на самом деле кажутся легкими просто потому, что они были делом любви.
[T] для своевременности:
Цель должна быть зафиксирована в пределах временных рамок. Без временных рамок, привязанных к нему, нет ощущения срочности. Если вы хотите сбросить 10 фунтов, к какому сроку? «Когда-нибудь» не сработает. Но если вы привязываете его к временным рамкам, «к 1 мая», то вы приводите свое бессознательное в движение, чтобы начать работу над целью.
Ваша цель, вероятно, реалистична, если вы действительно верите , что ее можно достичь. Дополнительный способ узнать, реалистична ли ваша цель, — определить, достигали ли вы чего-то подобного в прошлом, или спросить себя, какие условия должны существовать для достижения этой цели.
T также может означать осязаемость — цель осязаема, когда вы можете испытать ее одним из органов чувств, то есть вкусом, осязанием, обонянием, зрением или слухом.
Когда ваша цель осязаема, у вас больше шансов сделать ее конкретной, измеримой и, следовательно, достижимой.
Читать далее
31 декабря 2022 г.
Для маркетологов: сделайте свой год еще лучше с этими новогодними обещаниями
Статьи по теме
Каковы 5 целей SMART: объясните на примерах
Постановка разумной цели будет отличной стратегией для достижения целей, если вы хотите достичь карьеры, о которой всегда мечтали. Постановка целей и создание четкого и ясного плана того, как вы достигнете своей цели, позволяет вам принимать решения о том, что применить и когда наступит идеальный момент для воплощения ваших блестящих идей в успех. Без SMART Goal невозможно предвидеть и проанализировать, что получится. А пока вы можете узнать больше об этой стратегии и попробовать использовать шаблон, представленный в этом посте.
- Определение цели SMART
- Элементы цели SMART
- Примеры цели SMART от GitMind
- Почему следует использовать цель SMART?
Определение цели SMART
Цели помогут во всех аспектах бизнеса и жизни, потому что они дают ощущение направления, мотивации, четкого направления и проясняют приоритеты. Создавая SMART-цели и примеры, вы можете поставить перед собой цель, которую нужно достичь. Цель SMART — это тип цели, используемый для планирования целей. Конкретный, измеримый, достижимый, реалистичный и временной — это аббревиатура, обозначающая SMART, которая объединит все эти факторы, чтобы помочь сосредоточить ваши усилия и повысить ваши шансы на успех.
Элементы SMART-цели
Каждый компонент профессиональных интеллектуальных целей, обсуждаемых ниже, способствует формированию хорошо спланированной, четкой и количественной цели, которая позволяет вам управлять своим временем таким образом, чтобы гарантировать максимальную отдачу и наибольшая вероятность успеха.
Конкретный – Как можно подробнее и яснее опишите, чего вы хотите достичь. Чем конкретнее ваша цель, тем лучше вы будете понимать методы, необходимые для ее достижения.
Измеримый — цель SMART должна включать критерии для измерения прогресса. Вы не можете определить свой прогресс или находитесь ли вы на правильном пути для достижения своей цели, если нет критериев.
Достижимый — Исходя из примеров умных целей, цель должна быть реалистичной и достижимой. Это также поможет вам решить, как достичь цели и работать над ее достижением. Цели, связанные с возможностью, должны быть достаточно расширены, чтобы вы чувствовали себя подталкиваемыми, и в то же время достаточно конкретизированы, чтобы вы действительно могли ее достичь.
Релевантный номер . Если вы хотите поставить конкретную цель в своей компании или для себя, вы должны рассмотреть возможность согласования всех своих краткосрочных и долгосрочных целей. Если ваш набор целей не связан с вашими целями. Вы должны пересмотреть это.
На основе времени . Профессиональные примеры умных целей должны быть привязаны ко времени, с датой начала и окончания. Если цель не привязана ко времени, не будет чувства отчаяния и, как следствие, меньше стимула к ее достижению.
Примеры целей SMART от GitMind
GitMind поможет в развитии успешной карьеры, реализуя профессионально выглядящую умную цель, что является лишь одной из многих возможностей, которые может предоставить это приложение. Это приложение включает в себя множество диаграмм и графиков и диаграмм. Вы можете быстро начать работу с компонентами в его библиотеке. Эти функции могут быть очень полезны при построении профессиональных примеров умных целей. Кроме того, с помощью этого инструмента вы сможете делиться своими результатами с другими через URL-адреса. и, что наиболее важно, эта технология может помочь улучшить командную работу и инновации.
Изменить этот пример
Зачем вам использовать цели SMART?
Использование цели SMART позволит вам установить границы и определить каждый шаг, который вам необходимо предпринять. Это также может исключить возможность пренебрежения крупными или мелкими фактами, которые помогут или помешают вашим попыткам достичь ваших целей. Кроме того, примеры умных целей — отличный способ психологически подготовиться к тому, что впереди. Вы будете более сконцентрированы и будете осознавать моменты, когда ваше внимание должно быть направлено в другое место, поскольку вы лучше понимаете, что нужно делать.