Критерии личности зрелости – DSpace at Saint Petersburg State University: Invalid Identifier

Содержание

Ответы на вопрос «21. Понятие зрелости личности. Критерии зрелости личности.»

Понятие зрелости в психологии предполагает выделение двух основных аспектов: зрелость как этап жизни и зрелость как уровень развития. Отсюда одна из важных проблем: определение объективных критериев зрелости человека. Однако этому мешает отнесение понятия «зрелость» к разным ипостасям человека. В рамках одной парадигмы проблема зрелости может рассматриваться на уровнях индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Применительно к другой системе понятий мы можем подразумевать интеллектуальную зрелость, эмоциональную зрелость и личностную зрелость. И в той и в другой системе, как, собственно, и в любой иной парадигме, существует объективная реальность, очерчиваемая понятием «личностная зрелость». Наиболее сложным и неисследованным из всех аспектов зрелости как раз и является личностная зрелость. На сегодняшний день, пожалуй, невозможно описать модель социальной зрелости личности с исчерпывающей полнотой.

В качестве критериев психологической зрелости в психологической литературе выдвигаются различные характеристики и свойства личности. Это может быть и способность личности к рефлексии, и ее готовность аккуратно выполнять предписанные ей социальные роли, и способность личности достигать поставленной цели в соответствующем возрасте. В обществе каждому возрасту приписывается определенный уровень достижений, и если личность соответствует этим социальным ожиданиям, то она считается зрелой. В социальной психологии в качестве критерия психологической зрелости выдвигается понятие адаптации к социальной среде. Личность считается психологически зрелой, если она хорошо адаптирована к социальной среде, если она не конфликтна, если разделяет социальные нормы поведения и принимает социальные ценности. Психосоциальная зрелость личности может быть определена как способность осознавать существующие границы социальной реальности, прогнозировать последствия собственных действий и брать на себя ответственность за собственную жизнь, а также за жизнь окружающих близких людей.

Холл и Линдсей (1997), характеризуя зрелого человека, выделяют следующие его характеристики: широкие границы Я, способность к теплым социальным отношениям, наличие самопринятия, реалистичное восприятие опыта, способность к самопознанию, чувство юмора, наличие определенной жизненной философии. Б. Ливехуд (1994) рассматривает три основных свойства зрелого человека: мудрость; мягкость и снисходительность; самосознание.

www.konspektov.net

Статья «Основные критерии зрелости личности» — Разное — Психологу

Основные критерии зрелости личности.

Созревание личности включает в себя переход от зависимого положения ребенка к самостоятельности, от подчиненного положения в семье — к равенству, от беспечности — к пониманию своей ответственности, от ограниченного числа поведенческих реакций — к разнообразному и богатому поведенческому репертуару, от примитивных интересов — к сложным. Очень важен переход от неглубокой временной перспективы к масштабу лет и десятилетий, от импульсивных поступков, преследующих лишь краткосрочные цели,— к поведению, которое опирается на весь предшествующий опыт и определяется весьма отдаленными задачами.

При этом вырабатывается умение подавить свои побуждения, отказаться от немедленного исполнения желаний ради достижения сознательно намеченных рубежей в грядущем. В процессе созревания личности расширяется ее «поле активности»: от действий, направленных на ближайшее окружение,— к поступкам, затрагивающим все более отдаленные объекты и пространства.

Существенный элемент психологической зрелости — правильное, или, как иногда говорят, адекватное самоотражение, то есть реалистическая оценка своей внешности, своих сил, способностей и возможностей. Это нелегкая задача. Оставим пока в стороне такие сложные параметры, как совокупности черт характера или моральных качеств, интеллектуальный потенциал. Но вот простейший пример. Из двух людей совершенно одинакового роста, скажем 170 см, каждый считает себя выше. (Это наблюдение относится к людям среднего и ниже среднего роста.) Выходит, даже правильная оценка собственного роста — непростое дело.

Нелегко верно оценивать и свой меняющийся внешний облик. Здесь нередко возникает досадный разрыв между самовосприятием и реальностью. Время неумолимо, недаром греки изображали бога Хроноса пожирающим собственных детей. Годы не щадят никого, а самоотражение часто не поспевает за морщинами, редеющей шевелюрой и отяжелевшим животом. Бывает, человек выглядит уже изрядно поблекшим и должен бы вносить необходимые поправки в манеру поведения, но сохраняет обманчивое самоощущение молодости, держит себя игриво «не по летам». 60-летний шекспировский герой Фальстаф вполне искренно говорил о себе: «Мы, молодежь». Стареть с достоинством, не давая повода для иронии над собой,— искусство. Когда неотразимый граф Казанова достиг 40, ему пришлось испытать разочарование, к которому он не был готов и с которым долго не мог смириться: впервые в его жизни коварная девица, назначив свидание, не только обманула его, но и осмеяла, отдав предпочтение мальчишке-парикмахеру.

Увядающие представительницы прекрасного пола тоже не всегда чутки к тому, что их чары слабеют, утрачивают свою силу. Напомним читателю картину Ф. Гойи «До самой смерти». Как часто женщины бывают недовольны и раздражены безупречной работой искусного фотографа; но тот же самый снимок не кажется им неудачным несколько лет спустя, когда изменится вечно запаздывающее представление о своем облике.

Если так часты ошибки самоотражения, связанные с восприятием собственной наружности, то еще труднее трезво отнестись к снижению своих умственных сил. Бывает, что человек лишь в течение короткого срока улавливает свое духовное угасание, но вскоре перестает его ощущать; в этих случаях оно особенно бросается в глаза окружающим.

Л. Н. Толстой говорил, что человеческую личность можно уподобить дроби, у которой числитель — то, что человек собою представляет, а знаменатель — то, что он о себе думает. Невозможно бесконечно увеличивать свой числитель, потому что есть пределы способностям и трудолюбию. Но в силах каждого уменьшить знаменатель и тем поднять свою ценность как личности.

Кому не приходилось наблюдать, как одно и то же высказывание воспринимается по-разному в зависимости от того, каким тоном оно произнесено. Если тон скромный, то слова кажутся вполне разумными и уместными. При самоуверенном, самодовольно-безапелляционном тоне то же самое высказывание может быть воспринято как неумное и претенциозное. Существует даже выражение «благоглупость», которым обозначают глупость, изрекаемую с серьезно-глубокомысленным видом.

Переоценка своих сил и способностей — показатель незрелости. Так же, впрочем, как и недооценка их. Одна из важнейших задач для каждого — научиться трезво судить о своих возможностях. Вероятно, даже лучше чуть-чуть себя переоценить, чем впадать в самоуничижение. Тогда человек ставит перед собой задачи, которые как будто превышают его силы, по в периоды подъема и «взлетов», проявив упорство и настойчивость, может добиться результатов, которых от него не ждали. Этот успех будет способствовать его самоутверждению.

Еще большая степень зрелости требуется, чтобы не просто оценить свои возможности, но и принять в расчет достижимость цели и соотнести предполагаемый результат с затраченными усилиями и принесенными жертвами. Бывают обстоятельства, когда нужно отказаться от цели, смириться с неизбежным, принять неотвратимую реальность, признать свое поражение (с надеждой на будущие успехи). Такое решение может вызвать нарекания и упреки в малодушии, безволии, недостатке твердости и мужества. Приходится пройти и через это, если человек уверен, что продолжение усилий превращается в самоубийственные попытки прошибить лбом стену.

Провести четкую границу между разумным отказом от бессмысленной борьбы и обывательской трусливой осторожностью не всегда легко, и именно в таких случаях оценки поведения отличаются разноречивостью и пестротой. Но ни у кого не повернется язык осудить Дон Кихота. Потому что есть положения, когда в самозабвенном жертвенном безумстве состоит высшая мудрость. Такие чрезвычайные ситуации все же не часты, подобная стратегия поведения скорее относится к исключениям. И порою трудно решить, когда же она уместна. Для этого нужны не только ум и богатый жизненный опыт — достояние седин, но и нравственное чувство, чувство долга, чувство справедливости, чувство добра и зла.

 

pedsovet.su

Основные критерии зрелости личности.

Основные критерии зрелости личности.

Созревание личности включает в себя переход от зависимого положения ребенка к самостоятельности, от подчиненного положения в семье — к равенству, от беспечности — к пониманию своей ответственности, от ограниченного числа поведенческих реакций — к разнообразному и богатому поведенческому репертуару, от примитивных интересов — к сложным. Очень важен переход от неглубокой временной перспективы к масштабу лет и десятилетий, от импульсивных поступков, преследующих лишь краткосрочные цели,— к поведению, которое опирается на весь предшествующий опыт и определяется весьма отдаленными задачами.

При этом вырабатывается умение подавить свои побуждения, отказаться от немедленного исполнения желаний ради достижения сознательно намеченных рубежей в грядущем. В процессе созревания личности расширяется ее «поле активности»: от действий, направленных на ближайшее окружение,— к поступкам, затрагивающим все более отдаленные объекты и пространства.

Существенный элемент психологической зрелости — правильное, или, как иногда говорят, адекватное самоотражение, то есть реалистическая оценка своей внешности, своих сил, способностей и возможностей. Это нелегкая задача. Оставим пока в стороне такие сложные параметры, как совокупности черт характера или моральных качеств, интеллектуальный потенциал. Но вот простейший пример. Из двух людей совершенно одинакового роста, скажем 170 см, каждый считает себя выше. (Это наблюдение относится к людям среднего и ниже среднего роста.) Выходит, даже правильная оценка собственного роста — непростое дело.

Нелегко верно оценивать и свой меняющийся внешний облик. Здесь нередко возникает досадный разрыв между самовосприятием и реальностью. Время неумолимо, недаром греки изображали бога Хроноса пожирающим собственных детей. Годы не щадят никого, а самоотражение часто не поспевает за морщинами, редеющей шевелюрой и отяжелевшим животом. Бывает, человек выглядит уже изрядно поблекшим и должен бы вносить необходимые поправки в манеру поведения, но сохраняет обманчивое самоощущение молодости, держит себя игриво «не по летам». 60-летний шекспировский герой Фальстаф вполне искренно говорил о себе: «Мы, молодежь». Стареть с достоинством, не давая повода для иронии над собой,— искусство. Когда неотразимый граф Казанова достиг 40, ему пришлось испытать разочарование, к которому он не был готов и с которым долго не мог смириться: впервые в его жизни коварная девица, назначив свидание, не только обманула его, но и осмеяла, отдав предпочтение мальчишке-парикмахеру.

Увядающие представительницы прекрасного пола тоже не всегда чутки к тому, что их чары слабеют, утрачивают свою силу. Напомним читателю картину Ф. Гойи «До самой смерти». Как часто женщины бывают недовольны и раздражены безупречной работой искусного фотографа; но тот же самый снимок не кажется им неудачным несколько лет спустя, когда изменится вечно запаздывающее представление о своем облике.

Если так часты ошибки самоотражения, связанные с восприятием собственной наружности, то еще труднее трезво отнестись к снижению своих умственных сил. Бывает, что человек лишь в течение короткого срока улавливает свое духовное угасание, но вскоре перестает его ощущать; в этих случаях оно особенно бросается в глаза окружающим.

Л. Н. Толстой говорил, что человеческую личность можно уподобить дроби, у которой числитель — то, что человек собою представляет, а знаменатель — то, что он о себе думает. Невозможно бесконечно увеличивать свой числитель, потому что есть пределы способностям и трудолюбию. Но в силах каждого уменьшить знаменатель и тем поднять свою ценность как личности.

Кому не приходилось наблюдать, как одно и то же высказывание воспринимается по-разному в зависимости от того, каким тоном оно произнесено. Если тон скромный, то слова кажутся вполне разумными и уместными. При самоуверенном, самодовольно-безапелляционном тоне то же самое высказывание может быть воспринято как неумное и претенциозное. Существует даже выражение «благоглупость», которым обозначают глупость, изрекаемую с серьезно-глубокомысленным видом.

Переоценка своих сил и способностей — показатель незрелости. Так же, впрочем, как и недооценка их. Одна из важнейших задач для каждого — научиться трезво судить о своих возможностях. Вероятно, даже лучше чуть-чуть себя переоценить, чем впадать в самоуничижение. Тогда человек ставит перед собой задачи, которые как будто превышают его силы, по в периоды подъема и «взлетов», проявив упорство и настойчивость, может добиться результатов, которых от него не ждали. Этот успех будет способствовать его самоутверждению.

Еще большая степень зрелости требуется, чтобы не просто оценить свои возможности, но и принять в расчет достижимость цели и соотнести предполагаемый результат с затраченными усилиями и принесенными жертвами. Бывают обстоятельства, когда нужно отказаться от цели, смириться с неизбежным, принять неотвратимую реальность, признать свое поражение (с надеждой на будущие успехи). Такое решение может вызвать нарекания и упреки в малодушии, безволии, недостатке твердости и мужества. Приходится пройти и через это, если человек уверен, что продолжение усилий превращается в самоубийственные попытки прошибить лбом стену.

Провести четкую границу между разумным отказом от бессмысленной борьбы и обывательской трусливой осторожностью не всегда легко, и именно в таких случаях оценки поведения отличаются разноречивостью и пестротой. Но ни у кого не повернется язык осудить Дон Кихота. Потому что есть положения, когда в самозабвенном жертвенном безумстве состоит высшая мудрость. Такие чрезвычайные ситуации все же не часты, подобная стратегия поведения скорее относится к исключениям. И порою трудно решить, когда же она уместна. Для этого нужны не только ум и богатый жизненный опыт — достояние седин, но и нравственное чувство, чувство долга, чувство справедливости, чувство добра и зла.

multiurok.ru

Зрелость личности. Психологическая зрелость | ПСИ-ПОРТАЛ

Автор: admin222, 22 Фев 2013

Психологическая зрелость личности

Психологическая зрелость личности лежит в основе глобального процесса интеграции личности, вокруг которого, так или иначе, строится вся наша жизнь, и зрелость личности напрямую выражается в ее интегральности. И можно прямо сказать, что интегрированная личность – это личность, достигшая психологической зрелости. И не будет преувеличением, если мы скажем, что именно психологическая зрелость лежит в основе личной харизмы. Но из чего состоит зрелость личности?

Зрелость личности: основные показатели

Принято выделять несколько показателей зрелости личности:

  • Хронологическая зрелость – достижение того возраста, когда человека принято считать зрелым и состоявшимся;
  • Физиологическая зрелость – физиологическое взросление, достижение стадии формирования взрослой особи;
  • Социальная зрелость – развитие социальных навыков;
  • Интеллектуальная зрелость – развитие интеллекта и способность принимать взвешенные, продуманные решения;
  • Эмоциональная зрелость – способность как контролировать свои эмоции, так и находиться в комфортном эмоциональном состоянии.

Именно эмоциональная зрелость личности является основой личностной интеграции. Но из чего она складывается? Для начала рассмотрим основные симптомы эмоциональной незрелости.

Симптоматика психологической незрелости:

1.      Взрывное поведение;
2.      Вспышки эмоций;
3.      Низкая фрустрационная переносимость;
4.      Неадекватный эмоциональный ответ;
5.      Чрезмерная чувствительность;
6.      Неспособность принимать критику;
7.      Беспричинная ревность;
8.      Неспособность прощать;
9.      Капризное изменение настроения;
10.  Повышенная зависимость;
11.  Боязнь изменить ситуацию;
12.  Требование моментального внимания и постоянного сопереживания;
13.  Повышенная соревновательность и неумение проигрывать;
14.  Неспособность принимать ответственность за свои ошибки.
 

Психологическая зрелость: основные критерии

  • Способность давать и принимать любовь, что возможно только при развитом ощущении безопасности, которое позволяет иметь ранимость. Только так можно позволить себе по-настоящему кого-то любить.
  • Способность реально относиться к жизни – способность встретить реальность и не отворачиваться от нее. Здесь хорошо работает формула «зрелые люди со своими проблемами работают, незрелые их избегают».
  • Готовность отдавать и принимать. Отдавать не с расчетом, а чтобы улучшить качество жизни других людей. И способность принимать, что иногда бывает еще сложнее.
  • Способность положительно принимать жизненный опыт. Это состояние, когда есть уверенность, что «что бы со мной ни случилось, я это переживу и стану сильнее»; отказ от привычки объяснять свои успехи и неудачи стечением обстоятельств.
  • Способность выдерживать фрустрацию – способность решать задачи и сохранять работоспособность в течение необходимого времени, и, при необходимости, находить более эффективный подход.
  • Способность конструктивно выдерживать враждебность – способность искать за враждой проблему, которая может быть решена, и ее решение. Установка на то, что «лучший способ избавиться от врага – сделать его другом».
  • Относительная свобода от симптомов напряженности – расслабленная уверенность в том, что «все свое я получу в любом случае».

Как развить зрелость личности: ключевые шаги

Вильям Глассер, основатель «терапии реальностью», дает ряд по-американски простых, но одновременно внятных и функциональных советов:

  • Постоянная работа над пониманием и улучшением себя;
  • Ищите и принимайте обратную связь от людей;
  • Тренируйте неэгоистичное поведение;
  • Уладьте все нарушенные контакты с социумом: скажите все, что не было сказано, простите всех и попросите у всех прощения, верните все долги или сдайте, наконец, книжки в библиотеку;
  • Полностью завершите все дела, которые откладывались;
  • Приведите в порядок свой дом, и избавьтесь от всего, чем вы не пользуетесь – раздайте ненужные вещи тем, кому они нужнее;
  • Наведите баланс в своей личной бухгалтерии, оплатить все счета и налоги;
  • Найдите в своей жизни что-то; что будет значимее вас самих.

И главное – психологическая зрелость личности основывается на завершенности жизненных выборов, целостности и готовности справляться с возникающими препятствиями. Можно сказать еще короче: зрелость личности – это готовность к будущему.

 

 

Как активизировать глубинный потенциал психики?

Скачай бесплатную книгу

«Резервы человеческой психики: знаковая система коммуникации с бессознательным»

 
Присоединяйтесь в социальных сетях:

Похожие статьи:

  1. Части личности (субличности) в НЛП
  2. Обретение Силы
  3. Резервы человеческой психики: знаковая система коммуникации с бессознательным
  4. НЛП-онлайн
  5. Уверенность человека. Чувство уверенности
  6. Развитие скорочтения: как научиться быстро читать
  7. Упражнения на расслабление. Техники расслабления
  8. Альфа-лидер. Психология социального влияния

Рубрики: Общая психология
Метки: Личная эффективность

portal.psymodelling.ru

Психологическая зрелость — миф или реальность?

«Зрелый человек» — это как? Он ведь не фрукт – его не потрогаешь, не попробуешь… Как понять, является ли ваш партнер или собеседник зрелым человеком – или в нем чрезмерно много инфантильных черт? Да и с собой бы разобраться не помешало, ведь психологическая зрелость – это тот идеал, к которому мы так или иначе стремимся.

Понятие зрелости в психологии подразумевает 2 аспекта: зрелость как этап жизни (недаром говорят о «зрелом» возрасте) и зрелость как уровень развития. Значит, необходимы какие-то объективные критерии зрелости личности, ведь бывает и так, что зрелый возраст не совпадает с психологической зрелостью («Уже и голова поседела, а ума не прибавилось»).

Понятие психологической зрелости

На сегодняшний день существует много подходов к определению личностной зрелости – хотя бы потому, что ни один из них не может дать исчерпывающего ответа на вопрос, в чем же она заключается.

В обществе, на обыденном уровне, для каждого возраста определяется определенный уровень достижений, и личность считается зрелой тогда, когда она соответствует этим ожиданиям (к примеру, в нашей культуре принято после окончания учебы устраиваться на работу, а у некоторых кочевых народов дети 3-х лет уже должны свободно держаться в седле – это свидетельство того, что уровень достижений для каждого возраста определяется общественными нормами).

В социальной психологии основной критерий психологической зрелости – это уровень адаптации человека к его социальной среде: в этом варианте зрелая личность – это человек, который хорошо знаком с правилами своей среды и играет исключительно по ним; неконфликтен; разделяет и принимает существующие нормы поведения. Если же говорить о психосоциальной зрелости личности, то это – способность спрогнозировать последствия своих действий, брать на себя ответственность за собственную жизнь и своих близких людей.

Характеристика психологической зрелости личности

Вопросами зрелости в разное время занимались многие ученые, в том числе знаменитый отечественный психолог Б. Г. Ананьев. Ну, а самое интересное, что было предложено в рамках этой проблемы в последние годы – это теория А. А. Реана (2000 год).

Он выделяет 4 основных компоненты личностной зрелости – они являются базовыми, и все остальные формируются на их основе: ответственность, терпимость, саморазвитие и позитивное мышление (позитивный взгляд на мир). Ничего себе! Получается, что все «нытики» — это психологически незрелые люди! А ведь, по сути, так и есть.

Итак, критерии личностной зрелости человека:

  1. Принятие на себя ответственности за собственные мысли, чувства, поступки. Зрелая личность не станет сваливать свою вину или проблему на окружающих и не ищет вовне причины своих бед.
  2. Разумная внутренняя свобода. Ровно настолько, чтобы не оглядываться постоянно на чужое мнение, и уметь отказывать в неудобных для вас просьбах.
  3. Способность отличать вымысел от реальности. Считаете ее само собой разумеющейся? А ведь это умеют далеко не все – многие принимают за реальность собственные фантазии, иллюзии, установки. Проявления этой способности – трезвая оценка собственных возможностей и ситуации в целом.
  4. Чувство собственной целостности как личности и принятие себя. Такому человеку нет нужды скрывать и прятать свои слабости, он смирился с ними и принимает их.
  5. Гибкость мышления, адаптивность. Новая обстановка? Перестроимся! Чужое мнение? Хм, а в этом что-то есть…
  6. Толерантность. Терпимое отношение к тем, кто выглядит или живет как-то иначе, чем мы. Терпимое – значит без агрессии и отрицательных эмоций. В то же время толерантность не подразумевает отказа от собственных взглядов и позиции.
  7. Самокритичность. Психологическая зрелая личность видит и свои слабые стороны, но не корит себя за них, а работает над ними, а при случае может и посмеяться над собственными слабостями.
  8. Духовность. Предполагает гармоничное взаимодействие с миром и постижение человеком смысла собственной жизни. Известный психолог И. Г. Малкина-Пых считает, что постепенное накопление духовности – это одна из задач периода зрелости, обязательное условие развития человека, особенно во второй половине жизни.

Вот по этим признакам можно попытаться продиагностировать себя или знакомых. Вот увидите, по-настоящему зрелых людей не так уж много, но все же они есть. Ну, а у остальных есть возможность работать над собой! Было бы желание…

А что, если хочется немного отвлечься от всех этих серьезных размышлений и рассуждений? Есть смысл выкроить время и расслабиться. Кто-то захочет почитать книгу и попить чаю, а кто-то – заказать аксессуары для кальяна и позвать к себе друзей! Специально для ценителей: загляните в интернет-магазин http://usahookahshop.ru, такого ассортимента вы еще не видели!

odin-plus-odna.ru

Социальная зрелость личности.


⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 9Следующая ⇒

Определение.

«Социальная зрелость личности — понятие, фиксирующее одно из главных достижений процессов обучения и воспитания, осуществляемых семьей, школой, социальным окружением, социумом в целом. Социальная зрелость рассматривается как устойчивое состояние личности, характеризующееся целостностью, предсказуемостью, социальной направленностью поведения во всех сферах жизнедеятельности. Зрелая личность — это личность, которая активно владеет своим окружением, обладает устойчивым единством личностных черт и ценностных ориентации и способна правильно воспринимать людей и себя» (Кон И.С. Социальная психология. — М.: Воронеж. 1999. — С. 177.)

 

Критерии зрелой личности.

Проблематикой социальной зрелости личности занимаются различные науки. К ним относятся педагогика, психология, социология, криминология и др. Криминология изучает именно «минусы», антиидеал. И потому ее роль в исследовании социализации личности очень велика: вклад криминологии в данную проблематику состоит в том, что эта наука создает модель социально НЕзрелой личности, прогнозирует возможные ошибки воспитания и их последствия.

предмет акмеологии — феномен зрелости человека. В сфере внимания этой науки — процесс и результат достижения человеком вершин как индивидом, личностью, субъектом деятельности (в том числе и профессиональной) и индивидуальностью.

Единое определение не найдено до сих пор, ученые спорят над объективными критериями — как определить человеческую зрелость.

В рамках одной парадигмы проблема зрелости может рассматриваться на уровнях индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Применительно к другой системе понятий мы можем подразумевать интеллектуальную зрелость, эмоциональную зрелость и личностную зрелость. И в той и в другой системе, как, собственно, и в любой иной парадигме, существует объективная реальность, очерчиваемая понятием «личностная зрелость». Наиболее сложным и неисследованным из всех аспектов зрелости как раз и является личностная зрелость. На сегодняшний день, пожалуй, невозможно дать исчерпывающей полноты модель социальной зрелости личности.

В представлениях древних людей земля покоилась на трех китах или на трех слонах. У личностной зрелости четыре «кита», четыре основных, базовых составляющих, вокруг которых группируются множество других: 1) ответствен ность; 2) терпимость; 3) саморазвитие; 4) положительное мышление, положительное отношение к миру (этот компонент присутствует во всех предыдущих).

Рассмотрим эти компоненты более подробно.

 

1.Ответственность — это то, что отличает социально незрелую личность от обычного человека (не говоря уже об образцах зрелости). В настоящее время в психологии личности достаточно распространена концепция двух типов ответственности. Она возникла в русле направления, известного как психология каузальной атрибуции (Дж. Роттер).

Ответственность первого типа — это тот случай, когда личность считает ответственной за все происходящее с ней в жизни саму себя.

Ответственность второго типа связана с ситуацией, когда человек склонен считать ответственным за все происходящее с ним в жизни либо других людей, либо внешние обстоятельства, ситуацию (экстернальный локус контроля).

интернальность (или преобладающая тенденция личной ответственности) соотносится с социальной зрелостью и просоциальным поведением. Экстернальность же связана с недостаточной социальной зрелостью, а при определенных условиях она является фактором риска асоциального поведения. с ответственностью связана не только сущность бытия зрелой личности, но также успешность и способы ее самоактуализации.

2. Терпимость — следующая важнейшая составляющая социальной зрелости личности. Однако терпимость терпимости — рознь. В структуре общего феномена терпимости можно выделить (А.А. Реан) два ее вида:

1) сенсуальная терпимость личности и 2) диспозиционная терпимость личности.

Сенсуальная терпимость связана с устойчивостью к воздействию социальной среды, с ослаблением реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор за счет снижения чувствительности к его воздействию. Сенсуальная терпимость, таким образом, связана с классической (и даже психофизиологической) толерантностью, с повышением порога чувствительности к различным воздействиям социальной среды, в том числе воздействиям субъектов межличностного взаимодействия. Образно говоря, сенсуальная терпимость есть терпимость- черствость, терпимость-крепость, терпимость-стена.

 

В основе диспозиционной терпимости лежит принципиально иной механизм, обеспечивающий терпимость личности при социальных взаимодействиях. В данном случае речь идет о предрасположенности, готовности к определенной «терпимой» реакции личности на среду. За диспозиционной терпимостью стоят определенные установки личности, ее система отношений к действительности: к другим людям, к их поведению, к себе, к воздействию других людей на себя, к жизни вообще. Примерами установок личности, обеспечивающих ее диспозиционную терпимость, являются, скажем, такие: «все люди когда-нибудь ошибаются», «каждый имеет право на свое мнение» (пли ироничное: «где есть двое ученых, там есть три мнения»), «агрессия и раздражительность часто провоцируются особенной ситуацией, в которой оказался человек, а не являются его внутренней сущностью», «человек имеет право на срыв», «опаздывающий сам переживает еще больше, чем те, кто его ждут» и т.п. Принятие стратегии и позиции, известной под названием «альтруистический эгоизм», вероятнее всего, также приводит к существенному повышению терпимости личности. Несомненно, что и в данном случае надо говорить о диспозиционной, а не сенсуальной терпимости. Диспозиционная терпимость, образно говоря, есть терпимость-позиция, терпимость-установка, терпимость-мироощущение.

3. Саморазвитие. Потребность в саморазвитии, самоактуализации — основополагающая составляющая зрелой личности. Идея саморазвития и самореализации является основной или, по крайней мере, чрезвычайно значимой для многих современных концепций о человеке (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко, К.А. Абульханова-Славская и др.). Актуальная потребность в саморазвитии, стремление к самосовершенствованию и самореализации представляют огромную ценность сами по себе. Они — показатель личностной зрелости и одновременно условие ее достижения

4.Позитивное отношение к миру.

 

 

Взрослость и зрелость

Взрослость и зрелость — до сих пор использование этих понятий нередко вызывает трудности у андрагога: можно ли и в каких ситуациях рассматривать их как синонимы или практически невозможно их контекстуальное применение и они всегда несут разные смысловые значения?

С нашей точки зрения, возможны ситуации их одинакового прочтения: если в тексте фиксируется мысль о взрослом человеке как носителе социального менталитета, гражданина, обладающего определенными правами и обязанностями, в этом случае речь идет практически о любом взрослом человеке.

Однако такого понимания зрелости недостаточно, когда речь идет о более конкретных проявлениях личности и индивидуальности взрослого человека, о его поведении в ситуациях принятия решений, выбора, самостоятельности в оценках и т.п. Но именно таким он и предстает в разнообразных сферах своей деятельности, включая образование.

Социальный инфантилизм.

Характерной их чертой является умаление роли авторитета и мудрости старших и исповедание во взрослой жизни подростково-юношеских ценностей. Название «тинэйджеры» («несовершеннолетние») и «бэби-бумас» очень четко подчеркивает их позицию в жизни. Претендуя на взрослость, они живут психологией «бесконечной юности», не отказываясь от ее прекрасных идеалов, которые, кстати, были хорошо подхвачены соответствующей «индустрией» (включая и средства массовой информации). Их рефлексия, естественно, поддерживает сознание социальной зрелой личности, а отнюдь не «взрослых подростков». Таким образом, социальная жизнь общества может породить своеобразные «аберрации сознания» и у психологически зрелой личности (так как трудно предположить такую незрелость у целого поколения).

Понятие малой группы.

«Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов».

«Нижний» и «верхний» пределы, решение вопроса о границах.

В литературе довольно давно идет дискуссия о нижнем и верхнем пределах малой группы. В большинстве исследований число членов малой группы колебалось между 2 и 7 при модальном числе 2 (упомянуто в 71% случаев). Этот подсчет совпадает с представлением, имеющим широкое распространение, о том, что наименьшей малой группой является группа из двух человек — так называемая «диада».

Хотя на уровне здравого смысла представляется резонной мысль о том, что малая группа начинается с диады, с ней соперничает другая точка зрения относительно нижнего предела малой группы, полагающая, что наименьшее число членов малой группы не два, а три человека. И тогда, следовательно, в основе всех разновидностей малых групп лежат так называемые триады.

Спор о том, диада или триада есть наименьший вариант малой группы, может быть также бесконечным, если не привести в пользу какого-то из подходов веских аргументов. Есть попытки привести такие аргументы в пользу триады как наименьшей единицы малой группы (Социально-психологические проблемы руководства и управления коллективами, 1974). Опираясь на экспериментальный опыт исследования малых групп как субъектов и объектов управления, авторы приходят к следующим выводам. В диаде фиксируется лишь самая простейшая, генетически первичная форма общения — чисто эмоциональный контакт.

Однако диаду весьма трудно рассмотреть как подлинный субъект деятельности, поскольку в ней практически невозможно вычленить тот тип общения, который опосредован совместной деятельностью: в диаде в принципе неразрешим конфликт, возникший по поводу деятельности, так как он неизбежно приобретает характер чисто межличностного конфликта. Присутствие в группе третьего лица создает новую позицию — наблюдателя, что добавляет существенно новый момент к возникающей системе взаимоотношений: этот «третий» может добавить нечто к одной из позиций в конфликте, сам, будучи не включен в него и потому представляя именно не межличностное, а деятельное начало. Этим создается основа для разрешения конфликта и снимается его личностная природа, будучи заменена включением в конфликт деятельностных оснований. Эта точка зрения находит определенную поддержку, но нельзя сказать, что вопрос решен окончательно.

Практически все равно приходится считаться с тем фактом, что малая группа «начинается» либо с диады, либо с триады. В пользу диады высказывается до сих большое направление исследований, именуемое теорией «диадического взаимодействия». В нем выбор диады как модели малой группы имеет и более принципиальное значение. Применение аппарата математической теории игр позволяет на диаде проигрывать многочисленные ситуации взаимодействия.

И хотя сами по себе предложенные решения представляют интерес, их ограниченность состоит именно в том, что группа отождествляется с диадой, и допустимое в случае построения модели упрощение оказывается упрощением реальных процессов, происходящих в группе. Естественно, что такой методологический принцип, когда диада, причем лабораторная, объявлена единственным прообразом малой группы, нельзя считать корректным.

Поэтому в литературе иногда высказываются мнения о том, что диаду вообще нельзя считать малой группой. Так, в одном из европейских учебников по социальной психологии введена глава с названием «Диада или малая группа?», где авторы настаивают на том, что диада — это еще не группа. Таким образом, дискуссия по этому вопросу не окончена.

Не менее остро стоит вопрос и о «верхнем» пределе малой группы. Были предложены различные решения этого вопроса. Достаточно стойкими оказались представления, сформированные на основе открытия Дж. Миллером «магического числа» 7±2 при исследованиях объема оперативной памяти (оно означает количество предметов, одновременно удерживаемых в памяти). Для социальной психологии оказалась заманчивой определенность, вносимая введением «магического числа», и долгое время исследователи принимали число 7±2 за верхний предел малой группы. Однако впоследствии появились исследования, которые показали, что если число 7±2 справедливо при характеристике объема оперативной памяти (что тоже, впрочем, спорно), то оно является абсолютно произвольным при определении верхнего предела малой группы. Хотя выдвигались известные аргументы в пользу такого определения (поскольку группа контактна, необходимо, чтобы индивид одновременно удерживал в поле своих контактов всех членов группы, а это, по аналогии с памятью, может быть обеспечено в случае присутствия в группе 7±2 членов), они оказались не подтвержденными экспериментально.

Если обратиться к практике исследований, то там находим самые произвольные числа, определяющие этот верхней предел: 10, 15, 20 человек. В некоторых исследованиях Морено, автора социометрической методики, рассчитанной именно на применение в малых группах, упоминаются группы и по 30—40 человек, когда речь идет о школьных классах.

Представляется, что можно предложить решение на основе принятого нами принципа анализа групп. Если изучаемая малая группа должна быть, прежде всего, реально существующей группой и если она рассматривается как субъект деятельности, то логично не устанавливать какой-то жесткий «верхний» предел ее, а принимать за таковой реально существующий, данный размер исследуемой группы, продиктованный потребностью совместной групповой деятельности. Иными словами, если группа задана в системе общественных отношений в каком-то конкретном размере и если он достаточен для выполнения конкретной деятельности, то именно этот предел и можно принять в исследовании как «верхний»

Это специфическое решение проблемы, но оно не только допустимо, но и наиболее обосновано. Малой группой тогда оказывается такая группа, которая представляет собой некоторую единицу совместной деятельности, ее размер определяется эмпирически: при исследовании семьи как малой группы, например, на равных будут исследоваться и семьи, состоящие из трех человек, и семьи, состоящие из двенадцати человек; при анализе рабочих бригад в качестве малой группы может приниматься и бригада из пяти человек и бригада из сорока человек, если при этом именно она выступает единицей предписанной ей деятельности

 

 

Классификации.

Впервые деление малых групп на первичные и вторичные ввел американский социолог Ч. Кули (1864 — 1929). Он ввел в классификацию малых групп такой признак, как непосредственность контактов. Первичная группа состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются непосредственные взаимоотношения, в которых существенная роль принадлежит их индивидуальным особенностям. Вторичная образуется из людей, между которыми непосредственные эмоционально окрашенные связи относительно редки, а взаимодействие обусловлено стремлением к достижению общих целей . Во вторичной группе роли четко определены, но ее члены не редко мало знают друг о друге, между ними редко устанавливаются эмоциональные отношения, характерные для малых первичных групп. Так, в образовательном учреждении распространенные первичные группы — учебные группы студентов и коллективы кафедр, а общей вторичной группой выступает весь коллектив образовательного учреждения. Практического значения эта классификация в настоящее время не имеет.

 

Деление малых групп на формальные и неформальные впервые предложено американским исследователем Э. Мэйо (1880 — 1949) при проведении им знаменитых Хоторнских экспериментов. Согласно Мэйо, формальная группа отличаеися тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. В соответствии с этим также строго в формальной группе распределены и роли всех членов группы, система подчинения руководству. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкретной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д.

Внутри формальных групп Э. Мэйо обнаружил еще и «неформальные» группы, которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где заданной системы взаимоотношений по вертикали нет. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда, например, в школьном классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом, таким образом, внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений. Но неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри формальной группы, а вне ее: люди, случайно объединившиеся для игр в волейбол где-нибудь на пляже, или более тесная компания друзей, принадлежащих к совершенно различным формальным группам, являются примерами таких неформальных групп. Иногда в рамках такой группы (скажем, в группе туристов, отправившихся в поход на один день), несмотря на ее неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда группа приобретает некоторые черты формальной группы: в ней выделяются определенные, хотя и кратковременные, позиции и роли. Практически было установлено, что в реальной действительности очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные группы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возникали в рамках формальных.

Третья классификация малых групп различает группы членства и референтные группы. Она была введена Г. Хайменом, которому принадлежит открытие самого феномена «референтной группы». В экспериментах Хаймена было показано, что часть членов определенных малых групп (в данном случае это были студенческие группы) разделяет нормы поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают, Хаймен назвал референтными группами. Еще более четко отличие этих групп от реальных групп членства было отмечено в работах М. Шерифа, где понятие референтной группы было связано с «системой отсчета», которую индивид употребляет для сравнения своего статуса со статусом других лиц. В дальнейшем Г. Келли, разрабатывая понятия референтных групп, выделил две их функции: сравнительную и нормативную. Сравнительная функция проявляется в том, что индивид сравнивает поведение с нормами референтной группы как с эталоном, а нормативная — оценивает его с позиции принятых в группе норм. В отечественной социальной психологии ( А.В. Петровский, р. 1924) референтная группа определяется как «значимый круг общения», т.е. как круг лиц, выбранных из всего состава реальной группы и особо значимых для индивида. При этом может возникнуть ситуация, когда нормы, принятые группой, становятся лично приемлемы для индивида лишь тогда, когда они приняты «значимым кругом общения», т.е. появляется еще как бы промежуточный ориентир, на который намерен равняться индивид. И такое толкование имеет определенное значение, но, по-видимому, в данном случае следует говорить не о «референтных группах», а о «референтности» как особом свойстве отношений в группе, когда кто-то из ее членов выбирает в качестве точки отсчета для своего поведения и деятельности определенный круг лиц (Щедрина, 1979).

Кроме рассмотренных, существуют и другие классификации малых групп. Так, А.В. Петровский различает группы по степени их развития, учитывая при этом характер межличностных отношений.

 

 

Параметры описания малой группы: композиция, структура, груп.отношения.

Композиция группы, или ее состав, – это совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения анализа группы как целого. Например, численность группы, ее возрастной или половой состав, национальность или социальное положение членов группы и так далее.

Таких характеристик множество, выбор наиболее значимых производится с учетом конкретных задач, которые ставятся исследователем. Так, если ставится цель проанализировать определенную студенческую группу как малую группу, среди особенностей композиции должны быть указаны: соотношение студентов различного пола, социальные различия между студентами, успешность обучения членов группы и т. д.

Структура группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые выполняют отдельные члены группы, а также с точки зрения межличностных отношений в ней. Выделяют структуры предпочтений (социометрическая структура), власти и коммуникаций.

К групповым процессам относятся, прежде всего, такие показатели динамики группы, как процесс развития и сплочения группы, процесс группового давления, выработки решений.

 

 

Структуры малой группы.

Для понимания малой группы как целого важно прежде всего проанализировать структуры малой группы: социометрическую и коммуникативную, а также структуру власти.

1.Социометрическая структура – это совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе внутригрупповых межличностных предпочтений. Иначе говоря, это система предпочтений и отвержений, эмоциональных симпатий и антипатий между членами группы.

Важнейшие характеристики, описывающие систему внутригрупповых предпочтений:

— это социометрические статусы членов группы (социометрические «звезды», высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные, пренебрегаемые , отверженные («изгои») )

— это взаимность эмоциональных предпочтений членов группы.

— наличие устойчивых групп межличностного предпочтения.

— система отвержений в группе.

2.Коммуникативная структура группы — это совокупность позиций членов группы в системах информационных потоков, связывающих членов группы между собой и внешней средой, а также концентрация у них того или иного объема групповой информации. Владение информацией – важный показатель положения члена группы.

3.Структура социальной власти в малой группе – это система взаиморасположений членов группы в зависимости от их способности оказывать влияние в группе. может осуществляться в различных формах, среди которых наиболее изучены феномены лидерства и руководства.

Лидерство в группе – это процесс межличностного влияния. Лидера порождают не столько личные качества или их особое сочетание, сколько структура взаимоотношений в данной конкретной группе. Эта система межличностных связей формируется и определяется целями группы, ценностями и нормами, в ней сформировавшимися.

 

Виды лидерства. Различают групповые деятельности инструментального и экспрессивного вида. Инструментальные деятельности направлены на выполнение группой ее целевых функций, ради которых она и была создана. Экспрессивные деятельности направлены на поддержание группы как единого целого, ее дальнейшее развитие и сплочение.

Руководство — другая форма реализации социального управления в малой группе. Руководство можно определить как процесс управления группой, осуществляемый руководителем как посредником социального контроля и власти на основе правовых полномочий и норм более широкой, социальной, общности, в которую включена данная малая группа.

 

 

Статусы и роли.

Социальный статус – социальная позиция человека в рамках группы или общества, связанная с определенными его правами и обязанностями.

Типы статусов

1) генеральный (всеобщий, основной)– ключевой статус, определяющий социальное положение и значение человека, связанное с определенными правами и обязанностями. Это может быть статус человека («Человек – это звучит гордо»), члена данного общества, гражданина (гражданин России), статусная позиция личности. Для детей основным статусом является возраст; аналогичным образом во многих обществах основным статусом является пол. Основной статус образует каркас, внутри которого формируются наши цели, и проходит наше обучение.

2) предписанные (аскриптивные)– статусы, унаследованные от рождения, например, национальность, социальное происхождение, место рождения.

3) приобретенные (достигнутые)– статусы, приобретаемые индивидом в обществе, благодаря его собственным усилиям, например, профессор, врач, актер, студент, милиционер, карманный вор и т.п.

Статусы могут быть формализованные(например, директор завода) и неформализованные(лидер компании близких друзей), что зависит от того, в рамках формализованных или неформализованных социальных институтов выполняется та или иная функция.

Явный статус – это статусная позиция, активизированная в определенном социальном контексте, наиболее важная для действий и взаимодействий именно в данной области.

Скрытые статусы – все другие позиции, которые занимает субъект, но которые в данный момент не активизированы.

Именно через явную позицию другие идентифицируют субъекта, представляя его себе как партнера, устанавливая с ним взаимодействие. Более легкому и правильному «опознаванию» субъекта способствуют определенные внешние атрибуты, присущие такой явной позиции (например, ношение униформы).

Жизнь каждого человека складывается из многих социальных позиций, которые он занимает не одновременно, а поочередно (например, младенец – ребенок – подросток – зрелый человек – старик). Во всех подобных случаях мы говорим о последовательной смене статусов. Когда речь идет в профессиональном контексте, о службе, работе, такая последовательность называется карьерой.

Существует иерархия статусов. Выделение главного статуса самоопределяет человека социально. Мы должны уметь сориентироваться, разобраться, решить какие статусы для нас наиболее важные, какие – менее существенные.

Ранжирование статусов определяется социальным престижем. Престиж– это иерархия статусов, разделяемая обществом и закрепленная в культуре, общественным мнением.

В обществе необходимо равновесие статусов, иначе оно не может нормально функционировать.

Социальная роль – (по Р. Мертону) ожидание поведения, типичного для людей данного статуса в данном обществе.

Социальная роль – достаточно полная (но не всеохватывающая) поведенческая характеристика. Например, статус преподавателя вуза – это волне определенные права и обязанности, большинство из которых зафиксированы юридически. Социальная роль преподавателя включает в себя и то, как он должен вести себя со студентами, коллегами, уровень общей культуры и т. д., т. е. это ожидание нормы поведения личности определенного статуса.

К существенным характеристикам социальной роли относятся ее функциональная целесообразность, а также соответствие ролевых ожиданий определенной культуре, системе ценностей. Функциональная целесообразность порождает много общих черт, в частности, в социально-профессиональных ролевых образцах. Учителя, к примеру, повсеместно должны быть интеллигентными людьми, для них должен быть характерен определенный тип поведения, обеспечивающий эффективность воспитания и обучения. Но что касается социокультурного аспекта роли, то здесь часто возникают различия, и причем достаточно серьезные. Это связано с системой ценностей каждой культуры, а также с тем, насколько высок престиж того или иного статуса в данном обществе. Учитель, его статус в некоторых странах всегда стоял высоко, в других странах учитель может восприниматься как неудачник, интеллигент-чернорабочий.

Социальная роль как средство описания взаимосвязи личности и общества позволяет во многом по-новому осмыслить социальную жизнь, установить научно-логическими способами механизмы подключения личности к сложным социальным образованиям.

Типы ролей (по Дж. Морено)

1)«психосоматические» роли, когда поведение связано с основными биологическими потребностями, а проигрывание ролей объективно носить бессознательный характер;

2)«психодраматические» роли, когда поведение личности строится в соответствии с конкретными требованиями данного социального окружения;

3)«социальные» роли, когда личность ведет себя так, как этого ожидают от представителя той или иной социальной категории (матери, рабочего, христианина).

Роль уже статуса. Статус это набор ролей. Ролевой набор– (Р. Мертон) совокупность ролей, вытекающих из данного статуса. Ролевой набор включает формальные и неформальные роли. Многообразие ролей порождает внутренние конфликты личности, т. е. ролевые конфликты или ролевую напряженность.

 

 

Групповые нормы и ценности.

Реальное поведение индивида, выполнение своей роли в группе может соответствовать групповым ожиданиям, но может и противоречить им. Для того, чтобы такое рассогласование было очевидным, система групповых ожиданий должна быть как-то эксплицирована, как-то определена. Необходимую для этого оформленность групповые ожидания приобретают в двух чрезвычайно важных для функционирования группы образованиях: в групповых нормах и санкциях.

Нормы — исторически сложившиеся или установленные стандарты поведения и деятельности, соблюдение которых выступает для индивида и группы необходимым условием их включения в определенное социальное целое. Нормы регулируют отношения между людьми, позволяют индивиду оценивать свои и чужие поступки, ситуацию, партнеров по общению, соотносить оцениваемые явления с эталонами, отбирать, отсеивать, формировать, направлять и регулировать деятельность и общение.

В более узком смысле групповые нормы — это правила, которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна.

Любая группа, существующая достаточно продолжительное время, вырабатывает для себя определенную систему специфических норм.

Формы проявления групповых норм исключительно разнообразны и охватывают широкий диапазон возможных типов поведения: от внешних ритуалов до морального и эстетического выбора.

Толкование слова “ценность” связывают с синонимами: значимость, благо, достоинство, польза, стоимость и т.д. Но независимо от того, обозначает это слово вещь или явление, качество или количество, ценность есть нечто, что внушает людям уважение, подталкивает их к совершению определенных поступков, заставляет с огромным воодушевлением посвящать месяцы и годы жизни какой-нибудь идее и делать все возможное для ее материализации.

Психологи говорят о трех формах существования ценностей. Во-первых, ценности выступают как общественные идеалы, как выработанное общественным сознанием представление о должном и необходимом; во-вторых, ценности предстают в виде конкретных произведений материальной и духовной культуры, либо человеческих поступков, являющихся конкретным, предметным воплощением общественных ценностных идеалов; в-третьих, ценности входят в психологическую структуру личности и группы в форме личностных и групповых ценностей, являющихся одним из главных источников мотивации поведения.

Групповые санкции, сознание и ожидания.

групповые ожидания – ожидаемые образцы поведения, соответствующие каждой роли, статусу и позиции индивида как субъекта группы;

групповые санкции – групповые средства и механизмы управления поведением членов группы. Санкции бывают поощрительные и запретительные.

Сознание группы –это понимание группой социального окружения, своего места в нем, взаимоотношений с другими группами и обществом, целей, задач, функций осуществляемой деятельности и ее результатов.

 

 

Значение различных типов малых групп для детерминации поведения индивида.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Стадии зрелости личности — этапы эволюции

Сегодня я решил поделиться с вами очень ценной информацией, которую не просто найти даже на просторах интернета. Речь пойдет о стадиях зрелости личности. Прочитав этот пост до конца вы сможете определить к какой из 5 стадий зрелости личности вы относитесь и увидите для себя перспективу последующих стадий эволюции.

Для чего это нужно знать? Чтобы лучше понять себя, свою природу и жить исходя из задач соответствующих вашему уровню зрелости.

Узнайте себя ↓

Прочитайте стадии зрелости личности и оцените, на какой находитесь вы. Буду рад, если отпишитесь в комментариях, на какой вы стадии находитесь.

1-ая стадия: Инфантильная личность

(возрастная аналогия — младенец)

Мировоззрение: «есть Я и не я».

«Я есть то, чем я являюсь в данный момент. При этом связи между мной и внешним миром нет. Мир сам по себе, я сам по себе. Жить надо для себя.»

Основное содержание личности — хаотичное блуждание.

Плюсы:

  • легкость и спонтанность в поведении — отвержение по причине безответственности
  • непривязанность к людям и обстоятельствам — неустроенность в социуме
  • устойчивость психики к ударам судьбы — беспорядочная личная жизнь

Минусы:

  • Самооценка напрямую зависит от эмоционального состояния, т.е. если ошибся, то весь плохой.
  • Одинок, ищет себя через выбор кумира.
  • Самоосознание марионеточно-диктаторское, с резкими переходами.
  • Понятие духовности отсутствует.
  • Живет потребностями.
  • Чувства времени нет, поэтому с трудом воспринимает прошлое и будущее. Ясных планов на жизнь нет.

Позиция в социуме:

  • В работе характерна неразборчивость и частые смены, поскольку на этом этапе на длительную целенаправленную программу не способен.
  • В современном социуме это практически низший слой занятости.
  • Как правило, случайно устроены на простую, рутинную работу, не требующую постоянного контроля.

В поведении:

  • Хаос инстинктов, импульсов и увлечений.
  • Основной лозунг во всем — «Мне первому!».
  • Неспособность проанализировать последствия своих действий и считаться с состоянием окружающих приводит к частым конфликтам.
  • При этом чувство стыда испытывает редко.
  • В оправдание можно услышать фразы типа: «А что я должен был делать?», «Ну, что было — то было», «А…, все так делают».
  • В споре легко выворачивает информацию по-своему.
  • Имеет тенденцию к нападению и уничтожению всего, что не понимает.
  • Руководствуется законом самосохранения.
  • Может легко «выскользнуть» из ситуации за счет нестандартного выбора.
  • Комплексы, как осознанное недовольство своим поведением, отсутствуют.
  • Иногда может выглядеть простым и абсолютно свободным.
  • Привлекает непосредственностью, парадоксальностью и легкостью поведения.
  • В компании может играть роль шута или чудика.
  • При-попытке участия в его судьбе «садится на шею».
  • Правильное общение с такими людьми — как с детьми, ориентация на конкретные проявления, поступки.

Отношения:

  • Чувств не понимает, выделяет настроение, поэтому в отношениях характерен эмоциональный хаос.
  • Личные связи спонтанные, случайные: создаются легко, разрываются без последствий.
  • Отношение к знакомым содержит крайности — от обожания до ненависти. Это же проявляется по отношению к нему.
  • В общении — неделикатная непосредственность, циничная откровенность и злорадство.
  • Характерна так называемая «прозрачная скрытность».
  • Не способен на тонкость.
  • Свойственны резкие, категоричные оценки.
  • Ласки грубые.
  • В связи с отсутствием чувствительности может мучить окружающих.

Внешность и прочее:

  • Выражение лица бессмысленное.
  • Взгляд испуганный, словно «стеклянный».
  • Речь содержит отрывистые, не связанные между собой слова и несоразмерные паузы.
  • Неправильно строит предложения.
  • Часто не держит тему разговора.
  • Вкусовые предпочтения: горячее, острое, соленое.
  • Цель еды — насыщение.
  • Редко болеет, поскольку болезнь как реакция на конфликт отсутствует.

Примеры:

  • стрекоза из басни Крылова
  • Шариков

2-ая стадия: Адаптированная личность

(возрастная аналогия — подросток)

Мировоззрение:«Я и мы».

  • Стадия набора опыта, разнообразия программ и гибкого реагирования.
  • Открытые способности развиваются до такого уровня, который ценится окружающими.
  • Рост ощущения собственной независимости.
  • Попытка формировать собственные моральные ценности (при этом могут очень эффективно использовать ложь, фальсификацию, рассматривая их как силу).
  • Собирают свидетельства успеха и предметы гордости (значимые, длительные программы): крутые машины, редкие вещи, антиквариат, свидетельства знакомства со знаменитостями.
  • Иногда из любопытства могут изучать различные культурные традиции и религии.

Позиция в социуме:

  • Социальные контакты соответствуют программам.
  • Легко устанавливаются нужные связи.
  • Жизненная философия основана на принципах развития и конкуренции.
  • Отношение к миру потребительское.
  • Очень ценят общественное положение, респектабельность.
  • Возможен брак по расчету.
  • Распространяют своё влияние на все, что их окружает.
  • Становится важной манера поведения, хотят всеобщего признания, популярности.
  • Характерна демонстрация компетентности во всех вопросах и сферах жизни.
  • Все можно просчитать и организовать.
  • Развивается способность откладывания результата, что позволяет участвовать в длительных программах.
  • Понимание времени грубое, практическое.
  • Считают, что его можно потерять, упустить, его может не хватить, его надо экономить.
  • При хорошо освоенной роли возникает устойчивая мощная связь с ценностями, правилами этой роли («настоящий полковник»).
  • Идентификация с эгрегором не только поддерживает, но и унижает, что является источником внутреннего конфликта и перехода на следующий уровень.

В поведении:

  • Основная цель — достижение и демонстрация успехов.
  • Поэтому типично участие во всевозможных соревнованиях.
  • Способны упорно работать.
  • Стремятся делать что-то своими руками.
  • На этой стадии последовательность и предсказуемость в поведении сочетается с изобретательностью и гибкостью.
  • Характерна напористость, способность просчитывать свои ходы.
  • Могут искусно вести переговоры, ловко аргументировать, навязывать свою точку зрения, подтасовывать факты.
  • Способны поменять взгляды, если это им выгодно.
  • Не откладывают в долгий ящик решения проблем.
  • Обращение за помощью рассматривают как слабость.
  • Не любят обсуждать смерть (воспринимают ее как поражение, проигрыш).

Отношения:

  • Придает большое значение отношениям и контактам (исследование непривычных контактов; сложные, интересные отношения; развивает чувство дипломатии).
  • Карнеги — кумир общения.
  • Делит мир на сильных и слабых, победителей и побежденных (цель оправдывает средства).
  • Отношения с окружающими строятся в рамках иерархии.
  • Не любит обсуждать личную жизнь, смыслы, мораль, этику.
  • Очень напоминает зрелую личность, но при этом нет харизмы (санкции внутреннего я, цельности).
  • Механизм вытеснения работает на этой стадии сильнее, чем на других.
  • Самые сильные маски (как «родные»).
  • Наиболее «крепкие» семьи (правильный муж, правильная жена, правильная семья).
  • Может воспринимать Бога на равных, как партнера по делам (разные формы благотворительности).
  • Девизы: «Каждый сам за себя», «Господь любит победителей», «Стремись к победе — и она будет на твоей стороне», «Жизнь есть борьба».
  • Внутренние качества: упорство, выносливость, адаптивность, изобретательность, творческое начало.

Внешность и прочее:

  • Особая забота о внешности (собственный стиль).
  • Лицо подобно маске.
  • Беспокоятся о здоровье, правильном питании, любой ценой стремятся выглядеть молодыми и бодрыми (лишний вес, морщины, седина и лысина — поражение).
  • Могут прибегать к пластическим операциям.
  • Любят путешествовать (связывают это с освоением новых территорий, уровнем социального статуса).

3-яя стадия: Самоисследование личности

(возрастная аналогия — юноша)

Мировоззрение:« я — ты».

  • Стадия осознания личности, поиска пути и своего места в жизни.
  • Главный вопрос: для чего я живу? почему и как?
  • Качественное изменение — жизнь для других (до этого было: для себя, для своих близких, для дела).

Цитата из мировоззрения на этой стадии:

Оптимистичная часть — «Во мне есть некая глубинная субстанция, которая не зависит от времени, мыслей, эмоций, состояния здоровья… по большому счету не зависит ни от чего. Нечто вечное и абсолютное, что является корнем моего бытия. Оно индивидуально и не требует никакого подтверждения. За него не надо бороться, с ним никто ничего не может сделать. Она принадлежит мне по праву рождения. Я — частица Бога. Эта сущность стоит за талантами, способностями, программами» (настоящего открытия этой сущности не происходит, это следующий за зрелостью этап).

Пессимистичная часть «Жизнь — сложная штука, не такая веселая, как кажется. Мир полон несправедливости. Меня никто толком не понимает. Может, я действительно ненормальный, раз никто не разделяет мою точку зрения. Но где-то должны быть ответы на все эти вопросы. Я буду их искать, пока не найду».

Пытается проникнуть в духовный мир, осознать индивидуальность судьбы, уникальности своей миссии. Возникает представление о том, что внешний мир является символическим отражением внутреннего. Но устойчивых закономерностей и связей не видит. Идентификация себя с чем-то вечным, идеалами любви, красоты, справедливости, свободы. Самооценка очень высокая, но на этой стадии не имеющая внешнего подтверждения. Начинает осознанно вести внутренний диалог. Смерть обесценивается, вплоть до презрения (главное — успеть сделать что-то важное!).

Позиция в социуме:

  • Ощущают себя выше и важнее любого эгрегора, в том числе духовного.
  • Ощущают внутреннюю ответственность за решение мировых проблем и гиперответственность за последствия своих действий.
  • Трудятся во имя идеалов, пытаются реформировать общество.
  • Могут принимать участие в общественных движениях в защиту окружающей среды, прав человека и животных, экологию.
  • Готовы упорно трудиться во имя принципов за скромное вознаграждение.
  • Склонны отрицать материальное — деньги могут вызывать презрение и подозрение.
  • Экспериментируют с образом жизни.
  • В поисках смысла осознают только поверхностные связи.

В поведении:

  • Способен посмотреть на себя со стороны.
  •  Мыслит чувственно, часто попадает в состояние борьбы чувств.
  • Стремится к получению информации о внутреннем мире.
  • Основная область интересов — отношения между людьми.
  • Ищет учителей.
  • Может беспрекословно принимать учителя, а затем засомневаться в нём и бросить, если учитель не попал в его идеал.
  • По-настоящему учителя принять не может.
  • Стремится к независимости от родителей.
  • Склонен к полярным оценкам: либо все в «розовом цвете», либо полный негатив.
  • Эмоциональная жизнь очень интенсивна, часто обращается к психологии, философии, религии в надежде привести свои мысли и чувства в порядок.
  • Может вести жизнь на грани риска, эксперимента, авантюры.
  • Любит ломать рамки, подвергать сомнению традиции, испытывать себя опасностью.
  • Ценит одиночество, пребывание в тишине, медитации.
  • Аскетичен, к телу часто испытывает пренебрежение.
  • Склонен переоценивать или недооценивать свое физическое несовершенство.
  • Беседу ведет в виде вопросов, выясняя суть.

Отношения:

  • Людей судит по их внутренним побуждениям.
  • Отношения отличаются нестабильностью (неспособны точно определить искренность и направленность своих чувств).
  • Референтный круг состоит из единомышленников (которых мало) или из единственного человека — Учителя.
  • Мнение высказывает безапелляционно, жестко.
  • Остро реагирует на несправедливость.
  • Время воспринимает как этапы, вехи.
  • Часто открыт и наивен как ребенок.
  • Могут обладать развитыми способностями, талантами в какой-то области.

Внешностьипрочее:

  • Выражение лица восторженное, устремленный вдаль взгляд.
  • Интересуются метафизикой, астрологией, экстрасенсорикой, магией, измененными состояниями сознания, голоданием, сыроедением, солнцеедением.

4-ая стадия: Зрелость

(возрастная аналогия — взрослый)

Мировоззрение: «я, ты, мы оба — часть чего-то большего».

«Я хочу быть собой, и ты тоже можешь быть собой».

  • Человек на Пути, занят своим делом, находится на своем месте.
  • Исследует закономерности этого мира, ищет жизни в Духе, ищет Бога в себе, готовится к служению. Жизнь воспринимает как этап в духовном развитии.
  • Понимает, что жизнь ценна сама по себе. Все связано со всем.
  • Все занятия наполнены внутренним я, между ними нет противоречий.
  • Есть глубинное чувство своего, которое выражается в интересе.

Вырабатывается индивидуальное мировоззрение, личная этика, которая должна быть свободна от социальной, но в то же время ее учитывать. Она должна опираться на собственную философию. Как правило, она должна научить человека объединять крайности, осознать парадоксы жизни. Понимает: для того, чтобы изменить мир, надо изменить себя.

  • На этом этапе развивается интуиция, учится наблюдать и учитывать знаки и детали.
  • Самооценка высокая, относит себя к некой элите.
  • Ко всему живому относится с уважением, как к части единого целого. Следует принципу: живи и давай жить другому.

Позиция в социуме:

  • Не причисляют себя к той или иной социальной категории.
  • Ощущают способность общаться на равных со всеми.
  • Могут быть бедными или богатыми, известными или нет. В любом случае стремятся к радости.
  • Работа должна приносить, прежде всего, удовлетворение, независимо от уровня оплаты и рентабельности. Работают в удобные часы, стремятся к максимальной независимости от других. Соотношение затраченного времени к результату 20:80. Во время работы собран, мало суеты.
  • Акцент на осознании внутреннего мира может выглядеть как лень.
  • Осознает, что учиться можно у всего. Много развитых способностей.

В поведении:

  • Стремится к единству слова и дела.
  • Подход к делу отличается конкретностью, выявлением сути.
  • Способен принимать точные решения.
  • Поведение отличается стабильностью, раскрепощенностью и конкретностью.
  • Способные ученики. Количество уступает место качеству.
  • Не идет на поводу у трудностей. Стремится к мастерству в своем деле.
  • Изъясняется простым, ясным языком.
  • Учит личным примером.
  • Редко попадает в безвыходное положение.

Отношения:

  • Старается воспринимать мир как отражение себя.
  • Вообще, достаточно тяжелый как личность. Его общество сложно переносить.
  • Референтный круг состоит из людей, знающих свое дело.
  • Ценит устойчивые связи и мастерство.
  • Отношения наполнены теплотой и взаимопониманием, без драматизма мыльных опер.
  • В случае расставания не опускаются до мести, расходятся друзьями.
  • Общение с этим человеком — яркое переживание. В нем ощущается индивидуальная, неповторимая, могущественная личность, в чем-то подавляющая окружающих. При этом жесткость сочетается с толерантностью, уважением к культуре и обычаям других людей и народов.
  • Любит занимательные игры и хороший отдых.
  • Не боится смерти, рассматривает ее как переход в новое качество, трансформацию. Может относиться к смерти как к советчику. Внутренний диалог отличается иронией.

Внешность и прочее:

  • Речь суховатая, акцентированная на главном, ясная, образная, метафоричная. В моменты инсайта напоминает поток.
  • Взгляд острый, проникающий, рассматривающий, ироничный.

5-ая стадия: Интегрированная личность

(возрастная аналогия — старец, мастер)

Мировоззрение:«я-ты-мы все есть».

  • Уровень Дао (см. «Дао дэ дзин).
  • Исследует свое духовное я, живет в благодати.
  • Мастер живет ради самой жизни, ощущает высшие силы, занимается служением.
  • Знание получает из самой жизни (книги — поддержка, помощь, чтобы не изобретать велосипед).
  • Избавляется от иллюзий и страха, наполнен внутренней радостью и тишиной.
  • Обладает истинной мудростью, заинтересован в правде.
  • Парадоксальное мышление, синтетическое (интегрирующее) внимание.

Позиция в социуме:

  • Старец, духовный наставник
  • Способен выполнять любую работу, но обычно — филантропия, наставничество.

В поведении:

  • Взаимодействует со стихиями.
  • В его пространстве нет ничего лишнего.
  • Находится выше происходящего.
  • Восприятие по принципу: настроился — осознал.
  • Баланс между чувствами, разумом и действиями.
  • Восприятие ориентировано на ситуацию, решения принимаются безлично, чрезвычайно точно.

Отношения:

  • Является естественным авторитетом.
  • Способен вводить людей в состояние прямого знания, повышенной осознанности, способен менять судьбы.
  • Исцеляет одним своим присутствием.
  • Слово Мастера имеет силу закона.
  • Взгляд спокойный, глубокий, прямой.

6-ая стадия: Реализованная личность

(учитель, посвященный)

Великие учителя: Будда, Христос.

Мировоззрение:воспринимает все как Я.

  • «Все является единым».
  • Отсутствие двойственности.
  • Стремится к тому, чтобы каждый вспомнил о своей Истинной сути. Занимается просвещением.
  • Меняет мир своим присутствием, живет ради свободы.
  • Не имеет личных дел.
  • Не привязан к имени и форме.
  • Как правило, обладает сиддхами.

Для составления данной статьи использовалась информация из книги

Подводный Авессалом – Эволюция личности

Узнали себя? Оставьте комментарий ↓

Нашли ошибку в тексте? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

jantrish.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *