Критерии сформировавшейся личности: Критерии сформировавшейся личности — Психологос

Критерии сформировавшейся личности — Психологос

Автор: Ю.Б. Гиппенрейтер

Каковы необходимые и достаточные критерии сформировавшейся личности?

Я воспользуюсь соображениями на этот счет автора монографии о развитии личности у детей Л. И. Божович (16). По существу, она выделяет два основных критерия.

Первый критерий: человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, т. е. заданы обществом, воспитаны в человеке.

Второй необходимый критерий личности – способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов.

От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредствованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже «стихийную нравственность»: человек может не отдавать себе отчета в том, что? именно заставило его поступить определенным образом, тем не менее продействовать вполне нравственно. Итак, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредствованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредствование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.

Фильм «Сотворившая чудо»

Чтобы лучше понять названные критерии, разберем для контраста один пример – облик человека (ребенка) с очень сильной задержкой развития личности.

Это довольно уникальный случай, он касается знаменитой (как и наша Ольга Скороходова) слепоглухонемой американки Элен Келлер. Взрослой Элен стала вполне культурным и очень образованным человеком.

А вот в возрасте 6 лет, когда молодая учительница Анна Салливан приехала в дом ее родителей, чтобы начать обучение девочки, она представляла собой совершенно необычное существо.

К этому моменту Элен была довольно хорошо психически развита. Ее родители были состоятельными людьми, и Элен, их единственному ребенку, оказывалось всяческое внимание. В результате она вела активную жизнь, хорошо ориентировалась в доме, бегала по саду и огороду, знала домашних животных, умела пользоваться многими предметами обихода. Она дружила с девочкой-негритянкой, дочкой кухарки, и даже общалась с ней на понятном только им языке знаков.

И вместе с тем поведение Элен представляло собой страшную картину. В семье девочку очень жалели, потакали ей во всем и всегда уступали ее требованиям. В результате она превратилась в тирана семьи. Если ей не удавалось чего-нибудь добиться или даже быть просто понятой, она приходила в бешенство, начинала брыкаться, царапаться и кусаться. Ко времени приезда учительницы такие припадки бешенства повторялись уже по несколько раз в день.

Анна Салливан описывает, как произошла их первая встреча. Девочка ждала ее, так как была предупреждена о приезде гостьи. Заслышав шаги, вернее, почувствовав вибрацию от шагов, она, нагнув голову, бросилась в атаку. Анна попыталась ее обнять, но пинками и щипками девочка освободилась от нее. За обедом учительницу посадили рядом с Элен. Но девочка обычно не сидела на своем месте, а обходила стол, запуская руки в чужие тарелки и выбирая то, что ей понравится. Когда ее рука оказалась в тарелке гостьи, она получила удар, и ее насильно усадили на стул. Соскочив со стула, девочка бросилась к близким, но нашла стулья пустыми. Учительница твердо потребовала временного отделения Элен от семьи, которая полностью подчинялась ее прихотям. Так девочка была отдана во власть «врага», схватки с которым продолжались еще долгое время. Всякое совместное действие – одевание, умывание и проч. – вызывало в ней приступы агрессии. Однажды ударом в лицо она выбила у учительницы два передних зуба. Ни о каком обучении не могло быть и речи.

«Надо было сначала обуздать ее нрав», – пишет А. Салливан (цит. по: 77, с. 48—50).

Итак, используя разобранные выше представления и признаки, можно сказать, что у Элен Келлер до 6-летнего возраста развития личности почти не происходило, так как ее непосредственные побуждения не только не преодолевались, но даже в какой-то мере культивировались потакающими взрослыми. Цель учительницы – «обуздать нрав» девочки – и означала приступить к формированию ее личности.

Критерии сформировавшейся личности

1.11.2014

Л. И. Божович выделяет два основных критерия, которые определяют человека, как личность. Во-первых, человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия, т. е. если он способен преодолеть собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. Это говорит о том, что человек способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы.

Во-вторых, человек является личностью, если он способен к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов — целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Человек не просто поступает «стихийно нравственно», потому что такое поведение заложено в нем общественными нормами, а поступает так осознанно. Именно наличие самосознания, как особой инстанции, характеризует человека как личность.

В. В. Петухов выделяет три критерия развитой (сформировавшейся) личности:

  • личность по определению является творческой, потому что творчество необходимо в неопределенной ситуации и всегда преобразует уже присвоенные стереотипные способы поведения и мышления. Иными словами, личность устремляется к возможности своего развития, «к последнему пределу нашей собственной души», и тем самым, конечно, устремляется к Абсолюту, выходящему за ее пределы;
  • личность является множественной, сохраняя при этом целостность. В человеке много сторон, и некоторые даже могут противоречить друг другу. Этот факт можно объяснить тем, что личности приходится учитывать сразу несколько возможностей своего развития, и это является условием ее внутреннего продуктивного диалога. Отвергнутые части сохраняются как неиспользованные возможности, и в каждом данном поступке личность свободна в выборе дальнейшего развития;
  • личность существует только в развитии. Пока личность свободно развивается, ее нельзя определять по какому-то моментальному срезу (поступку, действию), поскольку она может измениться уже в следующий момент. Развитие совершается как во внутреннем пространстве личности, так и в пространстве связей индивида с другими людьми. Согласно А. В. Петровскому, человек «включен» в другого и через эту «включенность» развивается как личность.

Ключевые слова: Личность

Источник: Тертель А.Л., Психология. Курс лекций

Материалы по теме

Теория личности Адлера

Григорович Л.

А., Педагогика и психология

Нарушение личностного компонента мышления

Т. П. Пушкина Медицинская психология

Основные сферы жизнедеятельности личности

И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В….

Психологические аспекты социализации личности

Основы психологии и педагогики: учеб.-метод. пособие для студентов 2 курса всех факультетов…

Общение и социальные отношения личности

Руденский Е.В., Социальная психология

Расстройства личности и поведения вследствие болезни, повреждения или дисфункции головного мозга

Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия

Темперамент как свойство личности

. ..

Личность в концепции гуманистического воспитания

Сластенин В.А. — «Педагогика»

Критерий расстройства личности раздела III DSM-5 a в отношении как патологических, так и общих черт личности

. 2020 май; 11(3):202-212.

doi: 10.1037/per0000383. Epub 2019 5 декабря.

Челси Э Сон 1 , Брэндон Вайс 1 , Дональд Р. Линам 2 , Джошуа Д. Миллер 1

Принадлежности

  • 1 Кафедра психологии.
  • 2 Кафедра психологических наук.
  • PMID: 31804130
  • DOI: 10.1037/per0000383

Chelsea E Sleep et al. Личное расстройство. 2020 май.

. 2020 май; 11(3):202-212.

doi: 10.1037/per0000383. Epub 2019 5 декабря.

Авторы

Челси Э Сон 1 , Брэндон Вайс 1 , Дональд Р. Лайнам 2 , Джошуа Д. Миллер 1

Принадлежности

  • 1 Кафедра психологии.
  • 2 Кафедра психологических наук.
  • PMID: 31804130
  • DOI: 10.1037/per0000383

Абстрактный

После введения Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам, пятое издание (DSM-5) , раздел III, альтернативная модель расстройства личности, большая часть эмпирического внимания была направлена ​​на проверку выполнения критерия B (т.е. черты). Гораздо позже, с развитием инструментов оценки, связанных с критерием А (т. е. нарушением личности), для него также формируется растущая литературная база. Однако более пристальный взгляд на компонент Критерий А выявляет разногласия по поводу его структуры, дискриминантной валидности, способности различать личностно-ориентированные и неличностно-ориентированные формы психопатологии, частичное совпадение двух критериев и возрастающую валидность. Цель настоящего исследования ( N = 365 студентов) должен был проверить Критерий А в отношении как патологических черт личности, как указано в DSM-5, , так и общих черт личности, как некоторые ученые предположили, что это может быть более подходящим. Результаты показывают, что домены нарушений в значительной степени перекрываются с патологическими и общими признаками, и эти признаки объясняют значительные различия в доменах нарушений. Что наиболее важно, результаты показывают, что общие и патологические черты функционируют почти одинаково, о чем свидетельствуют сходные отношения, которые они обнаруживают с традиционными DSM-5 конструкции расстройства личности. В соответствии с предыдущей работой, настоящие результаты демонстрируют ограниченную дискриминантную валидность среди доменов нарушений и неспособность различать симптомы осей I и II. Необходимы дальнейшие исследования альтернативной модели расстройства личности для проверки необходимости и достаточности составляющих ее компонентов. (Запись базы данных PsycInfo (c) 2020 APA, все права защищены).

Похожие статьи

  • Оценка критерия A расстройства личности раздела III DSM-5 (нарушение) при учете психопатологии.

    Sleep CE, Lynam DR, Widiger TA, Crowe ML, Miller JD. Сон CE и др. Психологическая оценка. 2019 Окт;31(10):1181-1191. doi: 10.1037/pas0000620. Психологическая оценка. 2019. PMID: 31580131

  • Альтернативная модель расстройства личности DSM-5: проверка перспективы черт, отраженных в критерии B.

    Миллер Д.Д., Слип С., Линам Д.Р. Миллер Дж. Д. и соавт. Curr Opin Psychol. 2018 июнь;21:50-54. doi: 10.1016/j.copsyc.2017.09.012. Epub 2017 23 сентября. Curr Opin Psychol. 2018. PMID: 28985629 Обзор.

  • Связь черт личности раздела III DSM-5 с диагнозами расстройства личности раздела II.

    Морей Л.С., Бенсон К.Т., Скодол А.Э. Морей Л.С. и соавт. Психомед. 2016 фев; 46 (3): 647-55. дои: 10.1017/S0033291715002226. Epub 2015, 30 октября. Психомед. 2016. PMID: 26515656

  • Оценка критериев ухудшения расстройства личности раздела III DSM-5.

    Андерсон Дж. Л., Селбом М. Андерсон Дж.Л. и соавт. Личное расстройство. 2018 Янв;9(1):51-61. doi: 10.1037/per0000217. Epub 2016 12 сентября. Личное расстройство. 2018. PMID: 27618341

  • Критерий А: Уровень функционирования личности в альтернативной модели расстройств личности DSM-5.

    Мори Л.С., МакКреди М.Н., Бендер Д.С., Скодол А.Е. Морей Л.С. и соавт. Личное расстройство. 2022 июль; 13 (4): 305-315. doi: 10.1037/per0000551. Личное расстройство. 2022. PMID: 35787111 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Персоноцентрированный взгляд на комбинированную модель личности DSM-5 AMPD/ICD-11: полезность, взаимосвязь с моделью категориального расстройства личности и способность различать уровни функционирования личности.

    Бастианс Т., Богартс А., Люйкс К., Смитс Д., Клас Л. Бастианс Т. и др. Фронтовая психиатрия. 2022 17 октября; 13:1006842. doi: 10.3389/fpsyt.2022.1006842. Электронная коллекция 2022. Фронтовая психиатрия. 2022. PMID: 36325527 Бесплатная статья ЧВК.

  • Предварительное исследование связей между моделью расстройства личности по МКБ-11 и патологией пищевого поведения.

    Стрикер Дж., Бартелс Ф., Мюллер Р., Петровски Р. Стрикер Дж. и др. J Ешьте расстройство. 2022 31 августа; 10 (1): 130. doi: 10.1186/s40337-022-00658-y. J Ешьте расстройство. 2022. PMID: 36045403 Бесплатная статья ЧВК.

  • Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, пятое издание, концептуализация альтернативной модели пограничного расстройства личности: обзор доказательств.

    Ванвурден С., Степп С.Д. Ванворден С. и др. Личное расстройство. 2022 июль; 13 (4): 402-406. doi: 10.1037/per0000563. Личное расстройство. 2022. PMID: 35787130 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Критерии A и B альтернативной модели DSM-5 для расстройств личности (AMPD) охватывают пограничные черты личности подростков.

    Баркаускене Р., Гаудиешюте Э., Адлер А., Гервинскайте-Паулейтене Л., Лауринавичюс А., Скабейките-Норкене Г. Barkauskienė R, et al. Фронтовая психиатрия. 2022 11 апр; 13:828301. дои: 10.3389/fpsyt.2022.828301. Электронная коллекция 2022. Фронтовая психиатрия. 2022. PMID: 35479485 Бесплатная статья ЧВК.

  • Постройте проверку согласованности повествования: изучение связей с функционированием личности и психопатологией.

    Димитрова Дж., Симмс Л.Дж. Димитрова Дж. и соавт. Личное расстройство. 2022 сен; 13 (5): 482-493. doi: 10.1037/per0000508. Epub 2021 27 сентября. Личное расстройство. 2022. PMID: 34570521

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

термины MeSH

Истерическое расстройство личности — PsychDB

Содержание
  • Истерическое расстройство личности

    • Грунтовка

    • Диагностические критерии DSM-5

    • Психопатология

    • Дифференциальная диагностика

    • Лечение

    • Указания

    • Ресурсы

Грунтовка

Истерическое расстройство личности — это расстройство личности, характеризующееся яркими людьми, требующими внимания и демонстрирующими чрезмерную эмоциональность. Эмоции поверхностны и быстро меняются. Как правило, они привлекательны и соблазнительны и, подобно нарциссическим личностям, чрезмерно озабочены своей внешностью. Люди часто используют свою внешность, чтобы привлечь внимание других, и могут вести себя сексуально провокационно. Они склонны преувеличивать и драматизировать свои эмоции, которым иначе не хватает глубины.

Эпидемиология
  • Распространенность оценивается в 1,8%

  • Чаще диагностируется у женщин, чем у мужчин

Прогноз
  • У людей могут быть нарушены отношения с однополыми друзьями, потому что их сексуально провокационный стиль общения может представлять угрозу для отношений их друзей.

  • Люди могут подвергаться повышенному риску суицидальных жестов и угроз как поведения, направленного на привлечение внимания.

Сопутствующая патология
  • Коморбидные расстройства включают расстройство соматических симптомов, конверсионное расстройство (расстройство с функциональными неврологическими симптомами) и большое депрессивное расстройство

  • Коморбидные расстройства личности включают пограничные, нарциссические, антисоциальные и зависимые расстройства личности, которые часто возникают одновременно.

Факторы риска

Диагностические критерии DSM-5

Повсеместный паттерн чрезмерной эмоциональности и поиска внимания, начинающийся в раннем взрослом возрасте и присутствующий в различных контекстах, как показано 5 (или больше) из следующего:

  1. Неудобно в ситуациях, когда он или она не находится в центре внимания

  2. Взаимодействие с другими людьми часто характеризуется неуместным сексуально соблазнительным или провокационным поведением

  3. Демонстрирует быстро меняющееся и поверхностное выражение эмоций

  4. Постоянно использует внешний вид, чтобы привлечь внимание к себе

  5. Стиль речи чрезмерно импрессионистичен и лишен деталей

  6. Самодраматизация, театральность и преувеличенное выражение эмоций

  7. Поддается внушению (т.е. легко поддается влиянию других людей или обстоятельств)

  8. Считает отношения более близкими, чем они есть на самом деле

Психопатология

Дифференциальная диагностика

  • Пограничное расстройство личности (ПРЛ)

    • Хотя расстройство ПРЛ также может характеризоваться стремлением к вниманию, манипулятивным поведением и эмоциональной дисрегуляцией, оно отличается саморазрушительным поведением, хрупкими отношениями, хронической пустотой и нарушением личности.

  • Антисоциальное расстройство личности (АСРЛ)

    • РАСЛ и истерическое расстройство личности имеют общие черты, включая импульсивность, поверхностное поведение, поиск острых ощущений, безрассудство, обольстительное поведение и манипулятивные действия. Однако при истерическом расстройстве личности люди склонны к более преувеличенным эмоциям и не проявляют антиобщественного поведения. При истерическом расстройстве личности манипулятивное поведение направлено на установление отношений, тогда как при ASPD манипулирование направлено на получение прибыли, власти или другой материальной выгоды.

  • Нарциссическое расстройство личности

    • При нарциссическом расстройстве личности люди будут хотеть внимания и похвалы за свое «превосходство» над другими, тогда как при истерическом расстройстве личности люди хотят, чтобы их считали хрупкими или зависимыми, если это помогает привлечь к себе внимание. При нарциссическом расстройстве личности они могут преувеличивать близость своих отношений с другими людьми и с большей вероятностью будут подчеркивать «VIP-статус» или богатство своих друзей.

  • Зависимое расстройство личности

    • При зависимом расстройстве личности человек чрезмерно зависит от других в плане похвалы и руководства. Важно отметить, что нет связанных ярких, преувеличенных или эмоциональных черт, наблюдаемых при истерическом расстройстве личности.

  • Изменение личности в связи с другим заболеванием

    • Истерическое расстройство личности следует отличать от изменений личности, вызванных другим заболеванием (например, черепно-мозговой травмой), когда проявляющиеся черты обусловлены воздействием другого заболевания на центральную нервную систему.

  • Расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ

    • Истерическое расстройство личности также следует отличать от симптомов, которые могут развиться в связи с постоянным употреблением психоактивных веществ.

Лечение

Психотерапия — это лечение выбора, при котором особое внимание уделяется терапевтическому альянсу.

Рекомендуемое чтение

Купить на Амазоне

PsychDB является партнером Amazon и зарабатывает на соответствующих покупках. Спасибо за поддержку нашего сайта!

Руководства

Ресурсы

для пациентов

для поставщиков

Статьи

Исследования
  • 6666, J. F. F., S., S., S., S., S. FarTerRER. Является ли Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам категории истерического расстройства личности действительной конструкцией? Комплексная психиатрия, 51(5), 462-470.

  • (2007). Расстройства личности DSM-IV в репликации национального обследования сопутствующих заболеваний. Биологическая психиатрия, 62(6), 553-564.

    2) Хасин, Д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *