Критерии зрелости личности – DSpace at Saint Petersburg State University: Invalid Identifier

Содержание

Подходы к определению критериев зрелости личности

Библиографическое описание:

Воюшина Е. А. Подходы к определению критериев зрелости личности [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 11-14. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/237/11844/ (дата обращения: 18.10.2019).



В статье освещены подходы отечественных и зарубежных авторов к определению понятия «зрелость личности», выделению его критериев.

Ключевые слова: зрелость, зрелость личности, психологическая зрелость, отечественные и зарубежные подходы

Долгое время в отечественной психологии периоду зрелости практически не уделялось внимания. Большинство исследователей обращались к изучению вопросов детского и юношеского возраста и практически не освещали проблемы изменений личности в зрелом и пожилом возрасте. В отечественной психологии зрелость изучалась в основном с позиций профессионально-личностного развития (А. А. Деркач, Зазыкин В. Г., А. А. Бодалев и др.). Некоторые вопросы развития личности в зрелом возрасте изучались в рамках зарубежной психологии — концепции развития личности (А. Маслоу, К.Холл, Ф. Перлз и др.), возрастные периодизации Г.Олпорта и Э.Эриксона, описание случаев из психотерапевтической практики (К. Юнг, И. Ялом, Дж. Холлис и др.). Однако и зарубежные, и отечественные исследования еще недостаточно полные и обоснованные. Сложности исследования данной проблемы вызваны неопределенностью терминологии, вариативностью взглядов на описание временных границ и характеристик этапов взрослости и конкретно периода середины жизни. В связи с этим можно считать развитие личности в период зрелости одной из самых многоаспектных и недостаточно разработанных проблем.

У авторов встречаются весьма противоречивые взгляды на зрелый возраст. Одни считают, что с началом зрелости развитие прекращается, происходит только простое изменение некоторых психологических характеристик. Так, швейцарский психолог Э. Клапаред считал, что «зрелый возраст равносилен остановке в развитии, окаменелости. В Комитете по развитию человека при Чикагском университете задачи развития никак не сформулированы именно по отношению к зрелой личности» [6, с. 51]. Скорее всего, такие представления связаны с пониманием зрелости как результата развития и одновременно его концом. Другие исследователи (как отечественные, так и зарубежные) придерживаются мнения о том, что процесс развития человека бесконечен, ведь развитие — это основной способ существования личности. Как и любой другой этап развития личности, зрелость имеет свои психологические характеристики — прежде всего это изменения физического здоровья и интеллектуальных показателей, смена семейного окружения (уход детей в самостоятельную жизнь, а зачастую и появление внуков), достижение вершин профессиональной и общественной карьеры.

Современный этап развития общества — период ускоренных социальных трансформаций — повлиял также и на траекторию жизненного пути человека. В прошлом значительную часть жизненно важных выборов (выбор образования, профессиональной деятельности, стиля жизни и др.) личность осуществляла до зрелого возраста, сейчас, чтобы успешно приспособиться к социуму, это приходиться делать постоянно.

В психологии понятие зрелость, как правило, рассматривается с двух точек зрения: как возрастной этап и как уровень развития. Случается и так, что зрелый возраст не является показателем психологической зрелости человека. Отсюда появляется важный вопрос: определение объективных критериев зрелости человека.

В данной работе мы попытаемся сделать анализ подходов к определению критериев зрелости личности с точки зрения отечественных и зарубежных ученых.

Зарубежные психологи рассматривают феномен «зрелость личности» как набор определенных характеристик: способность к саморегуляции, стремление к осознанности, ответственность, независимость, самостоятельность, свобода выбора, стремление к самосовершенствованию, креативность, активная жизненная позиция, понимание и принятие других и себя.

Так, например, по мнению Э. Торндайка, зрелость рассматривается с позиции здоровья личности, адекватной реакции на стимул. В психоаналитической теории З. Фрейда также опора идет на физиологическое состояние: здоровье — нездоровье личности (невроз). Согласно периодизации психического развития по З. Фрейду зрелый человек находится на генитальной стадии — завершающем этапе в биологическом созревании психического и сексуального развития. Основными характеристиками этого периода выступают: активность, самоопределение, планирование и создание своей семьи, конструктивное взаимодействие с окружающим миром. Для Дж. Андерсон — представителя когнитивной психологии — зрелая личности представляет собой осознание и понимание себя, своих положительных и отрицательных качеств, достижение высокого интеллекта, развитие в физическом и психологическом плане [2, с. 89].

В отечественной науке термин «зрелость» впервые употребляется в трудах Б. Г. Ананьева. Он является одним из основоположников комплексного подхода, в котором изучается личность, её особенности, характеристика критерии с позиции зрелости. Исследуя эту проблему, Б. Г. Ананьев указывал, что именно трудности в определении критериев зрелости способствовали в подмене понятий «зрелость» и «взрослость». Сам ученый предлагал разделять физическую, умственную, гражданскую и трудовую зрелость.

Вслед за Б. Г. Ананьевым, А. А. Реан также предлагал выделять составляющие в понятии «личностная зрелость» — интеллектуальную, эмоциональную и личностную. А. А. Реан выделяет четыре критерия личностной зрелости, являющиеся базовыми, фундаментальными, структурообразующими: ответственность, терпимость, саморазвитие, и, интегративный компонент, который охватывает все предыдущие и присутствует в каждом из них — позитивное мышление, позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир [7].

Отдельно стоит акмеология как научное направление, изучающее феноменологию развития человека, его наивысшие личностные и профессиональные достижения на этапе зрелости. Эта наука рассматривает человека не только в психологическом аспекте, но и в социальных и профессиональных аспектах, пытаясь выяснить возможности гармонизации различных его ипостасей. В основе акмеологии лежат идеи об уникальности и ценности человеческой жизни, способности человека к творчеству и саморазвитию.

А. А. Бодалев, как яркий представитель акмеологии, определяет личностную зрелость как комплекс характеристик, образуемых в разные периоды развития человека, и, позволяющую организовать его жизнь таким образом, чтобы он успешно смог проявить себя в период взрослости. Познавательная сфера характеризуется активным отражением действительности и способность хорошо ориентироваться в ней. Продуктивно работающий интеллект, позволяет на высоком уровне объективности фиксировать все основные связи в этой действительности, беспристрастно субординировать по степени важности процессы, которые в ней происходят. При этом личностный потенциал человека определяется по социальной эффективности его поведения и деятельности [1, с. 48].

Е. Б. Штепа указывает на то, что личностная зрелость не всегда связана с хронологическим возрастом, развитие личности и индивида может идти гетерохронно и личностную зрелость необходимо рассматривать как динамическую личностную структуру, содержанием которой являются «черты личности, взаимоактивизирующие друг друга» [4, с. 24–25].

А. Ю. Маленова и Ю. В. Потапова, опираясь на работы Р. В. Овчаровой, Е. С. Штепа, Г. С. Сухобской, С. Л. Братченко, М. Р. Мироновой, А. А. Реана, Б. С. Братуся, И. С. Кона К. Витакера, В. Франкла, Б. Уайнхолд, Дж. Уайнхолд, И. Гринберга, провели теоретический анализ взглядов этих авторов на зрелость личности [4, с. 25]. Обобщив полученные результаты, исследователями были выделены следующие критерии «зрелой личности»:

  1. ответственность
  2. гуманность, социальная направленность
  3. активность (самомотивация, умение ставить цель и следовать ей)
  4. гармоничные взаимоотношения с окружающими
  5. гармоничные отношения с собой, принятие и понимание себя
  6. независимость и свободный выбор личности, умение противостоять влиянию и зависимости
  7. целостность личности.

Подобное исследование было проведено и В. Р. Манукян [3, с. 68]. Она разделяет полученные критерии зрелости личности на интраперсональные (п.п. 1–9) и интерперсональные (п.п. 10–11):

  1. ответственность
  2. осознанность, рефлексивность
  3. направленность на саморазвитие
  4. самопринятие, самоуважение
  5. автономия
  6. жизнестойкость
  7. самоуправление и организация жизни
  8. целостность, конгруэнтность
  9. широта связей с миром
  10. толерантность, нравственное сознание, гуманистические ценности
  11. позитивные межличностные отношения — умение строить межличностные отношения.

Исходя из изучения тех же подходов, мы сформулировали свое видение критериев зрелости личности. На наш взгляд, критерии зрелости личности условно можно разделить на психологические и социальные.

Таблица 1

Критерии зрелости личности

Подразделы

Критерии

Психологическая зрелость

Мотивация

Самооценка (самоотношение)

Рефлексия

Самодостаточность

Способность к адаптации

Толерантность

Жизнестойкость

Социальная зрелость

Экстенсивность-интентивность

Социальный интеллект

Гуманистические ценности

Проведенный анализ теоретических подходов к проблеме зрелости позволяет резюмировать, что, достижение зрелости, как интегративной характеристики личности, является центральным направлением развития в период ранней взрослости. В период ранней взрослости закладывается фундамент для достижения зрелости в последующие периоды развития личности.

Литература:

  1. Брюхова Н. Г. Психология развития и акмеологизация личности зрелого человека // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2011. — № 18. — С. 46–50. (3)
  2. Горбунова О. В. К проблеме определения понятия «зрелость личности» // Вектор науки ТГУ. — 2014. — № 2. — С. 88–91.
  3. Дерманова И. Б., Манукян В. Р. Личностная зрелость: к определению психологического содержания // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология. — 2010 — № 4. — С. 68–73.
  4. Маленова А. Ю., Потапова Ю. В. Зрелость личности и ее критерии как предикторы изучения ситуации сепарации // Вестник Омского университета. Серия «Психология». — 2014. — № 2. — С. 21–29.
  5. Носко И. В. Психология развития и возрастная психология. — Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2003. — 131 с.
  6. Порхачева Л. В., Джус К. Я. Особенности развития личности в период ранней взрослости // Современные проблемы психологии личности: теория и практика. — 2008. — № 3. — С. 51–53.
  7. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. — СПб.: Питер, 2007. — 480с.

Основные термины (генерируются автоматически): зрелый возраст, личностная зрелость, развитие личности, критерий зрелости личности, психологическая зрелость, отечественная психология, Ананьев, зрелая личность, достижение зрелости, ранняя взрослость.

Ключевые слова

зрелость, зрелость личности, психологическая зрелость, отечественные и зарубежные подходы

Похожие статьи

зрелый возраст, личностная зрелость, критерий зрелости

Подходы к определению критериев зрелости личности. зрелый возраст, личностная зрелость, критерий зрелости личности, развитие личности, Ананьев, ранняя взрослость, психологическая зрелость, отечественная психология, зрелая личность, достижение

Основные термины (генерируются автоматически): зрелый

Подходы к определению критериев зрелости личности. Случается и так, что зрелый возраст не является показателем психологической зрелости

Социально-психологические аспекты развития ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте.

О старости как последнем этапе онтогенеза | Статья в журнале…

Возрасты взрослости, зрелости, старости и возраст преклонных лет.

Зрелый возраст (зрелость): 30–32 — 50–55, — ведущей является профессионально-трудовая деятельность.

Развитие личности в период взрослости в концепциях А. Маслоу…

Период зрелости личности иногда рассматривается как некое целевое состояние, к которому направлено социальное и психологическое развитие, а далее происходит простое изменение личностных свойств.

К вопросам о формировании модели психического у взрослых

Обнаружена связь модели психического с личностными характеристиками взрослых, а именно: стратегией

Н. И. Колесникова Развитие модели психического в период юности и зрелости [Текст]: дис. канд

Предпосылки формирования и развития оптимизма личности.

Показатели социальной и нравственной зрелости личности

Ответственность — саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности.

Психология свободы личности: анализ научных трудов XX…

Ключевые слова: выбор, жизненный выбор, ситуации жизненного выбора, взрослость.

Студент вуза как объект психолого-педагогического анализа

В статье представлены результаты психолого-педагогического анализа студента вуза, касающиеся особенностей его личностного развития. Ключевые слова: будущее, идентичность, кризис, личность, молодежь, молодость, ранняя зрелость, ранняя взрослость

Возрастно-психологические особенности познавательных…

Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости. Некоторые специалисты [1] не выделяют этот возраст.

Интеллектуальное развитие в период ранней взрослости происходит в тесной связи с формированием личности.

К проблеме личностного роста | Статья в журнале…

Зрелость чувств

Они являются показателем личностной зрелости и одновременно условием ее достижения.

Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия.

moluch.ru

Зрелость личности | PSYERA

Уровень развития личности часто соотносится со степенью ее социализированности. Критерии зрелости, соответственно, предстают критериями социализации. Вместе с тем вопрос о критериях зрелости личности не является раз и навсегда решенным в отечественной психологии. Среди показателей зрелости:

  • широта социальных связей, представленная на субъектном уровне: Я-другой, Я-другие, Я-общество в целом, Я-человечество;
  • мера развития личности как субъекта;
  • характер деятельности — от присвоения к реализации и сознательному воспроизводству;
  • социальная компетентность.

К. Г. Юнг увязывал достижение зрелости с принятием индивидом ответственности прежде всего за свои проекции, их осознавание и последующую ассимиляцию. К. Роджерс рассматривал ответственность в тесной связи с осознанностью, свободой быть самим собой, управлением собственной жизнью и выбором.

  1. Расширение чувства Я, которое постепенно возникает в младенчестве, не формируется полностью в первые 3-4 года или даже в первые 10 лет жизни, а продолжает расширяться с опытом, по мере увеличения круга того, в чем человек участвует. Здесь важным является активность Я, которая должна быть обязательно целенаправленна.
  2. Теплота в отношениях к другим. Человек должен быть способен на значительную интимность в любви (в крепкой дружбе). И в то же время — избегать праздной, навязчивой собственной вовлеченности в отношения с другими людьми, даже с собственной семьей.
  3. Эмоциональная безопасность (принятие себя). Зрелый человек выражает свои убеждения и чувства, учитывая убеждения и чувства других и не ощущая угрозы вследствие выражения эмоций — собой или другими.
  4. Реалистическое восприятие, умения и задачи. Зрелая личность должна быть сосредоточена на проблеме, на чем-то объективном, что стоит делать. Задача заставляет забыть об удовлетворении влечений, удовольствиях, гордости, защите. Этот критерий, очевидно, связан с ответственностью, которая является экзистенци-листским идеалом зрелости. Вместе с тем зрелая личность тесно соприкасается с реальным миром.
  5. Самообъективация — понимание, юмор. Человек, действующий напоказ, не осознает, что его обман прозрачен, а поза неадекватна. Зрелый человек знает, что «подделать» личность невозможно, можно только намеренно сыграть роль ради развлечения. Чем выше самопонимание, тем ярче выражено у человека чувство юмора. Стоит помнить, что настоящий юмор видит за каким-то серьезным объектом или субъектом (например, собой) контраст между видимостью и сущностью.
  6. Единая философия жизни. У зрелой личности обязательно есть ясное представление о своей цели жизни. Зрелый человек обладает относительно ясным Я-образом. Этот критерий связан с «взрослостью» совести. Зрелая совесть — это ощущение долга поддерживать свой Я-образ в приемлемой форме, продолжать свою выбранную линию проприативных стремлений, создавать собственный стиль бытия. Совесть — разновидность руководства собой.

Важно отметить, что процесс социализации не прекращается и в зрелом возрасте. Более того, он не завершается никогда, но всегда имеет осознанную или неосознанную цель. Таким образом, понятия «зрелость» и «взрослость» не синонимичны. По сути, даже на индивидном уровне понятия «зрелость» и «взрослость» не полностью совпадают. В рамках одной парадигмы проблема зрелости может рассматриваться на уровне соотношения между различными уровнями организации человека: индивида, личности, субъекта деятельности. По мнению А. А. Бодалева, в процессе развития человека существует некая взаимосвязь между проявлениями индивида, личности и субъекта деятельности. Характер этой взаимосвязи можно представить в четырех основных вариантах.

  1. Индивидное развитие человека значительно опережает его личностное и субъектно-деятельностное развитие. Человек физически уже взрослый, но усвоение им основных ценностей жизни, отношение к труду, чувство ответственности недостаточны. Чаще это возникает в тех семьях, где родители «продлевают детство» своим детям.
  2. Личностное развитие человека идет более интенсивно, чем его индивидное и субъектно-деятельностное развитие. Все качества (ценности, отношения) опережают темпы физического созревания, и человек как субъект труда не может выработать привычки к повседневному трудовому усилию, определиться в своем призвании.
  3. Субъектно-деятельностное развитие лидирует по сравнению с двумя другими. Человек может почти фанатически любить трудиться на уровне своих еще небольших физических возможностей и слабо сформированных положительных личностных качеств.
  4. Налицо относительное соответствие темпов индивидного, личностного и субъектно-деятельностного развития. Соотношение, наиболее оптимальное развитию человека на всем протяжении его жизни. Нормальное физическое развитие, хорошее физическое самочувствие является одним из факторов не только более успешного усвоения, но и проявления основных ценностей жизни и культуры, находящих свое выражение в мотивах поведения человека. А положительная мотивация, за которой стоит эмоцио-нально-потребностное ядро личности, выступает одним из непременных компонентов структуры человека как активного субъекта деятельности.

А. А. Реан, пытаясь обобщить известные подходы к психологическому пониманию уровня зрелости личности, выделяет четыре, по его мнению, базовых или основных компонента, которые не являются «рядовыми»:

  • ответственность;
  • терпимость;
  • саморазвитие;
  • позитивное мышление или позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир.

Последний компонент является интегративным, поскольку охватывает все остальные, одновременно присутствуя в них.

Развитие личности не завершается обретением автономности и самостоятельности. Можно сказать, что развитие личности — процесс, который никогда не завершается, что свидетельствует о бесконечности и неограниченности самораскрытия личности. Он проходит длинный путь, одним из этапов которого является достижение самодетерминации, самоуправления, независимости от внешних побуждений, другим — реализация личностью заложенных в нее сил и способностей, третьим — преодоление своего ограниченного Я и активное освоение более общих глобальных ценностей.

На саморазвитие оказывает влияние большая группа факторов: индивидуальные особенности, возраст, отношения с окружающими, профессиональная деятельность, семейные отношения и т. д. Процесс саморазвития взрослого человека неравномерен, изменения отношений личности на определенных отрезках жизни носят прогрессивный характер, поднимают ее до уровня «акме», затем начинаются процессы эволюции, приводящие к «застою» или регрессу личности.

Ступень зрелости и одновременно некая вершина этой зрелости — акме (в переводе с греческого обозначает «вершина», «острие») — это многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни, никогда не является статичным образованием и отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью. Акме показывает, насколько личность состоялась как гражданин, как специалист в определенном виде деятельности, как супруг, как родитель и т. д.

Акмеология — это наука, возникшая на стыке естественных, общественных, гуманитарных, технических дисциплин, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.

Понятие «акмеология» было предложено в 1928 г. Н. А. Рыбниковым, а новую область научных исследований в человекознании начал создавать в 1968 г. Б. Г. Ананьев. Одной из важнейших задач акмеоло-гии является выяснение характеристик, которые должны быть сформированы у человека в дошколном детстве, младшем школьном возрасте, в годы отрочества и юности, чтобы он во всех отношениях смог успешно проявить себя на ступени зрелости.

psyera.ru

2.2. Поиски критериев зрелости человека как личности. Психология взрослости

2.2. Поиски критериев зрелости человека как личности

Понятие зрелости в психологии предполагает выделение двух основных аспектов: зрелость как этап жизни и зрелость как уровень развития. Отсюда одна из важных проблем: определение объективных критериев зрелости человека. Однако этому мешает отнесение понятия «зрелость» к разным ипостасям человека. В рамках одной парадигмы проблема зрелости может рассматриваться на уровнях индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Применительно к другой системе понятий мы можем подразумевать интеллектуальную зрелость, эмоциональную зрелость и личностную зрелость. И в той и в другой системе, как, собственно, и в любой иной парадигме, существует объективная реальность, очерчиваемая понятием «личностная зрелость». Наиболее сложным и неисследованным из всех аспектов зрелости как раз и является личностная зрелость. На сегодняшний день, пожалуй, невозможно описать модель социальной зрелости личности с исчерпывающей полнотой.

В качестве критериев психологической зрелости в психологической литературе выдвигаются различные характеристики и свойства личности. Это может быть и способность личности к рефлексии, и ее готовность аккуратно выполнять предписанные ей социальные роли, и способность личности достигать поставленной цели в соответствующем возрасте. В обществе каждому возрасту приписывается определенный уровень достижений, и если личность соответствует этим социальным ожиданиям, то она считается зрелой. В социальной психологии в качестве критерия психологической зрелости выдвигается понятие адаптации к социальной среде. Личность считается психологически зрелой, если она хорошо адаптирована к социальной среде, если она не конфликтна, если разделяет социальные нормы поведения и принимает социальные ценности. Психосоциальная зрелость личности может быть определена как способность осознавать существующие границы социальной реальности, прогнозировать последствия собственных действий и брать на себя ответственность за собственную жизнь, а также за жизнь окружающих близких людей.

Холл и Линдсей (1997), характеризуя зрелого человека, выделяют следующие его характеристики: широкие границы Я, способность к теплым социальным отношениям, наличие самопринятия, реалистичное восприятие опыта, способность к самопознанию, чувство юмора, наличие определенной жизненной философии. Б. Ливехуд (1994) рассматривает три основных свойства зрелого человека: мудрость; мягкость и снисходительность; самосознание.

Большинство перечисленных критериев отражают какие-то отдельные стороны этого понятия, поэтому каждый из них, являясь, по сути, верным, одновременно является односторонним.

Зрелость и ее критерии исследовались Б. Г. Ананьевым; он рассматривал зрелость на уровнях индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности. А. А. Реан (2000) предлагает рассматривать зрелость интеллектуальную, эмоциональную и личностную. Он выделяет четыре компонента, или критерия, личностной зрелости, которые являются базовыми и вокруг которых формируется множество других. Такими компонентами являются ответственность, терпимость, саморазвитие и четвертый интегративный компонент, который охватывает все предыдущие и присутствует в каждом из них, — это позитивное мышление, позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир. Таким образом, можно сказать, что критерием социальной зрелости является просоциальное поведение.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Психологический возраст и социальная зрелость личности. Подходы к определению критериев социальной зрелости личности


Что имеется в виду под «социальной зрелостью человека»? Единое определение не найдено до сих пор, ученые спорят над объективными критериями — как определить человеческую зрелость. Б.Г. Ананьев считал, что именно эти разногласия и привели к тому, что в психологической литературе понятие «зрелость» постепенно заменяется понятием «взрослость». Однако эта замена, казалось бы, призванная прояснить ситуацию, в действительности создает еще большую терминологическую путаницу.

Совершенно очевидно, что даже на индивидном уровне понятия «зрелость» и «взрослость» — это не полные синонимы. И еще более они расходятся, когда речь идет о взрослости и профессиональной (субъектно-деятельностной) зрелости.

То же самое размежевание имеет место и на личностном уровне рассмотрения человека. Итак, эти термины обозначают разные понятия. Использование термина «взрослость» в значении «зрелость» недопустимо еще и потому, что такая подмена исключает из поля научных исследований проблему «зрелости» как таковую.

В рамках одной парадигмы проблема зрелости может рассматриваться на уровнях индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Применительно к другой системе понятий мы можем подразумевать интеллектуальную зрелость, эмоциональную зрелость и личностную зрелость. И в той и в другой системе, как, собственно, и в любой иной парадигме, существует объективная реальность, очерчиваемая понятием «личностная зрелость». Наиболее сложным и неисследованным из всех аспектов зрелости как раз и является личностная зрелость. На сегодняшний день, пожалуй, невозможно дать исчерпывающей полноты модель социальной зрелости личности.

В представлениях древних людей земля покоилась на трех китах или на трех слонах. У личностной зрелости четыре «кита», четыре основных, базовых составляющих, вокруг которых группируются множество других:

1) ответственность;

2) терпимость;

3) саморазвитие;

4) положительное мышление, положительное отношение к миру (этот компонент присутствует во всех предыдущих).

Возможно, целью человеческого существования является одновременно собственное совершенство и счастье окружающих. Формулирование же в качестве цели «личного счастья» ведет к эгоцентризму, а стремление к «совершенствованию других», как справедливо заметил И. Кант, не может принести ничего, кроме неудовлетворенности.

Понятие зрелости в психологии предполагает выделение двух основных аспектов: зрелость как этап жизни и зрелость как уровень развития. Отсюда одна из важных проблем: определение объективных критериев зрелости человека. Однако этому мешает отнесение понятия «зрелость» к разным ипостасям человека. В рамках одной парадигмы проблема зрелости может рассматриваться на уровнях индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Применительно к другой системе понятий мы можем подразумевать интеллектуальную зрелость, эмоциональную зрелость и личностную зрелость. И в той и в другой системе, как, собственно, и в любой иной парадигме, существует объективная реальность, очерчиваемая понятием «личностная зрелость». Наиболее сложным и неисследованным из всех аспектов зрелости как раз и является личностная зрелость. На сегодняшний день, пожалуй, невозможно описать модель социальной зрелости личности с исчерпывающей полнотой.

В качестве критериев психологической зрелости в психологической литературе выдвигаются различные характеристики и свойства личности. Это может быть и способность личности к рефлексии, и ее готовность аккуратно выполнять предписанные ей социальные роли, и способность личности достигать поставленной цели в соответствующем возрасте. В обществе каждому возрасту приписывается определенный уровень достижений, и если личность соответствует этим социальным ожиданиям, то она считается зрелой. В социальной психологии в качестве критерия психологической зрелости выдвигается понятие адаптации к социальной среде. Личность считается психологически зрелой, если она хорошо адаптирована к социальной среде, если она не конфликтна, если разделяет социальные нормы поведения и принимает социальные ценности. Психосоциальная зрелость личности может быть определена как способность осознавать существующие границы социальной реальности, прогнозировать последствия собственных действий и брать на себя ответственность за собственную жизнь, а также за жизнь окружающих близких людей.

Холл и Линдсей (1997), характеризуя зрелого человека, выделяют следующие его характеристики: широкие границы Я, способность к теплым социальным отношениям, наличие самопринятия, реалистичное восприятие опыта, способность к самопознанию, чувство юмора, наличие определенной жизненной философии. Б. Ливехуд (1994) рассматривает три основных свойства зрелого человека: мудрость; мягкость и снисходительность; самосознание.

Большинство перечисленных критериев отражают какие-то отдельные стороны этого понятия, поэтому каждый из них, являясь, по сути, верным, одновременно является односторонним.

Зрелость и ее критерии исследовались Б. Г. Ананьевым; он рассматривал зрелость на уровнях индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности. А. А. Реан (2000) предлагает рассматривать зрелость интеллектуальную, эмоциональную и личностную. Он выделяет четыре компонента, или критерия, личностной зрелости, которые являются базовыми и вокруг которых формируется множество других. Такими компонентами являются ответственность, терпимость, саморазвитие и четвертый интегративный компонент, который охватывает все предыдущие и присутствует в каждом из них, – это позитивное мышление, позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир. Таким образом, можно сказать, что критерием социальной зрелости является просоциальное поведение.

Итак, зрелую личность характеризуют :

Принятие на себя ответственности за свои чувства, мысли и поступки. Осознание своего выбора. Зрелый человек способен не сваливать вину (или проблему) на кого-то, не искать причин своего равнодушия или агрессии в ком-то другом.

Разумная независимость. Ощущение внутренней свободы («Я имею право сказать “нет” и не чувствовать себя виноватым»).

Способность отличать реальность от вымысла. Трезво оценивать свои возможности и ситуацию. Обещать то, что действительно в состоянии сделать. И жить именно в реальной жизни, «здесь и теперь», а не в области фантазий, как Бальзаминов в пьесе Островского.

Обоснованное чувство целостности собственной личности и наличие моральных норм. Принятие себя целиком. Человек, принимающий себя целиком, не скрывает свои слабые стороны. Он способен извлекать уроки из своих неудач. Несмотря на большую терпимость к себе и окружающим, зрелый человек имеет внутренний «стержень». Он ведет себя нравственно по своему внутреннему побуждению, а не потому, что боится наказания.

Гибкость и способность к адаптации. Это предполагает отказ от форм поведения, которые себя уже исчерпали. У каждого человека в определенный период времени формируется поведенческий стереотип, который помогает ему жить в сложившихся условиях. Но обстоятельства меняются, и старые паттерны поведения будут тормозить его развитие, мешать нормальному существованию. Следовательно, надо найти в себе силы вовремя от них отказаться.

Толерантность. Зрелый человек учитывает, что люди разные как вследствие возрастных особенностей и воспитания, так и природных особенностей (темперамента). Поэтому он терпимо (без отрицательных эмоций и агрессивного противодействия) относится к взглядам другого, особенностям его поведения. Толерантное отношение к иным точкам зрения не означает отказ от своей позиции без особых на то причин. Но такое отношение подразумевает понимание относительности своего мировоззрения, равно как и мировоззрения других людей, а также готовность к изменению своих знаний, своей картины мира.

Самокритичность. Зрелость человека характеризуется умением человека видеть не только свои достоинства, но и свои недостатки. Он способен посмеяться в первую очередь над собой либо над ситуацией, а не над другим человеком.

Духовность. И. Г. Малкина-Пых (2005) пишет о том, что одной из задач периода зрелости является постепенное накопление духовности как необходимого условия развития человека в зрелости, особенно во второй ее половине. Духовность предполагает, с одной стороны, гармоническое взаимодействие с миром, с другой – ориентацию человека на постижение смысла собственной жизни, выполнение жизненной задачи, без чего невозможно ощущение душевного спокойствия и личного счастья.

Духовность не может быть связана только с формированием своего Я или со способностью любить другого человека. Духовность проявляется в единстве способности создать самого себя (свое Я, мировоззрение, мироощущение, систему ценностей), расширить свой внутренний мир в диалоге и объединении с другим человеком и вырасти до осознания сопричастности к мировому пространству. Именно в таком понимании духовности ее можно считать необходимым условием развития человека в зрелости.

Понятие «возраст» весьма многопланово. В современной на­учной литературе выделяют по крайней мере четыре его подви­да: хронологический (паспортный), биологический (функцио­нальный), социальный (гражданский), психологический (психи­ческий). В каждой из этих возрастных категорий отражается соответствующее ей понимание времени жизни человека как физического объекта, как биологического организма, как члена общества, как неповторимой психологической индивидуально­сти. Категории «психологический возраст» и «психологическое время» теоретически и методически наименее разработаны. Вме­сте с тем именно они представляют для психологии наибольший интерес, поскольку личность живет не только в «психологиче­ском поле», но и в «психологическом времени» и вне индивиду­ального временного контекста не может быть исчерпывающе и адекватно понята. На общеметодологическом уровне анализа этот тезис сегодня уже не вызывает сомнения.

 

Следует отметить, что и проблема хронологического возрас­та имеет большое значение для психологии при исследовании жизненного пути личности, выделения его основных этапов, т. е. определения их последовательности и продолжительности во времени жизни. «Стремление выразить в хронологических датах онтогенетической эволюции человека вехи жизненного пути, — писал Б. Г. Ананьев, — оправданы, конечно, тем, что возраст человека всегда есть конвергенция биологического, ис­торического и психологического времени» (1980, с. 226). Вмес­те с тем в современной науке все большее распространение при­обретает полиизмерительный подход к изучению возраста как дифференцированной меры времени человеческой жизни. Та­кой подход предполагает отдельное измерение биологического, социального и психологического возрастов, поскольку хроноло­гический возраст является «скудным индексом каждого из этих трех измерений» (Neugarten В. L., Hagestad G. О., 1976). <..,>

 

^ Самооценка возраста. При постановке проблемы возрас­та, которая принята в психологии, практически неисследован­ным остается вопрос о субъективном отношении человека к собственному возрасту, о том, каким образом объективная хро­нологическая мера времени жизни трансформируется в само­оценку возраста, определяемую в сознании личности на основе обобщенного отражения особенностей жизненного пути в це­лом и его отдельных этапов. Чем, например, может объясняться тот факт, что пожилой человек чувствует себя молодым? «Я бы­ла молода в свои восемьдесят пять лет, — пишет М. Шагинян. — Я была так молода, что казалась сама себе моложе пре­жних двадцати лет» (1980, с. 692). Какой механизм лежит в ос­нове того, что хронологический возраст иногда полностью утрачивает значение во внутреннем мире человека, когда в 60 лет он чувствует себя 30-летним и, живя этим чувством сам, не находит внутренних различии в ощущении возраста между 60-и 30-летними. С другой стороны, мы говорим и о преждевремен­но психологически состарившихся людях, так называемых «мо­лодых стариках», которые и в 30 лет могут ощущать себя 60-летними.

 

Во внутреннем чувстве возраста есть много нюансов, кото­рые связаны с переживанием времени. Время может казаться безвозвратно утраченным, и тогда возникает ощущение, будто «жил меньше своего возраста». И часто мы оцениваем возраст человека, ориентируясь не на количество лет, которые он про­жил, а на собственное внутреннее ощущение, основанное на представлениях о его личностных качествах. Иллюстрацией та­кого рода оценок может служить следующий литературный при­мер: «Похвастал я старостью, а ты, оказывается, старее меня умом на десять лет» (А. П. Чехов).

 

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что наряду с известными измерениями возраста существует также и особый аспект, связанный с его субъективной оценкой, предполагаю­щей действие глубинных механизмов обобщения временных отношений. Можно предположить, что человек оценивает себя моложе или старше хронологического возраста, исходя из бо­лее серьезных оснований, чем просто произвольное желание видеть себя в том возрасте, который кажется ему наиболее привлекательным, хотя и этот фактор необходимо учитывать. Какие же механизмы лежат в основе субъективных оценок воз­раста?

 

Прежде чем ответить на этот вопрос, проведем следующий мысленный эксперимент. Представим себе ситуацию, в которой мы неожиданно для себя узнаем, что возраст, зафиксированный в паспорте, свидетельстве о рождении или каких-либо иных до­кументах, неверен, причем неизвестно, в какую сторону про­изошла ошибка — моложе мы в самом деле или старше. Пред­ставив себя в подобной ситуации, попытаемся (ориентируясь на внутреннее чувство своего возраста) ответить на простой воп­рос: «Сколько нам лет в действительности?» А теперь предста­вим, что, ответив на этот вопрос, мы узнаем истинный кален­дарный возраст. С уверенностью можно предположить, что этот «истинный возраст» далеко не всегда будет совпадать с оцен­кой, подсказанной внутренним чувством.

 

Для подтверждения данного предположения приведем ре­зультаты реального исследования, в котором приняли участие 83 человека (женщин — 40, мужчин — 43) с высшим образова­нием в возрасте от 21 до 44 лет. Все они должны были предста­вить, что не знают своего истинного календарного возраста, и определить его.

 

Результаты показали, что лишь у 24 % опрошенных субъек­тивная оценка возраста полностью совпала с возрастом, опре­деляемым по дате рождения, или отличалась от него с незначи­тельной разностью в ± 1 год. Большинство же опрошенных (55%) считали себя более молодыми, чем это было в действи­тельности; у 21 % опрошенных оценки возраста оказались за­вышенными, т. е. они чувствовали себя старше. Средняя абсо­лютная разность между субъективной оценкой и реальным воз­растом составила 4,2 года при разбросе от 21 года в сторону занижения своего возраста до завышения на 11 лет.

 

Есть определенная доля истины в способе омоложения, пред­ложенном писателем М. Жванецким: «Чтобы помолодеть, надо сделать следующее. Нужно не знать, сколько кому лет. А сде­лать это просто: часы и календари у населения отобрать, сло­жить все это в кучу… Так мы и без старости окажемся… Кто скажет: «Ей двадцать, ему сорок?» Кто считал?»

 

Это шутка. Что же касается серьезного, то в исследовании была обнаружена определенная тенденция, которая может быть обозначена как феномен «консервации возраста», состоящий в следующем. При адекватности самооценок отчетливо прояви­лись различия между испытуемыми, принадлежащими к разным возрастным группам. Во-первых, с возрастом значительно уве­личивается число лиц, оценивающих себя более молодыми, чем в действительности. Так, в группе до 30 лет таких оказалось 47%, а в группе 30 лет и более — 73 %. Во-вторых, степень за­нижения собственного возраста в самооценках также значи­тельно увеличивается: в группе до 30 лет средняя величина за­нижения возраста составила 3,6 года, а в группе свыше 30 лет — 8,3 года.

 

Можно предположить существование у человека некоего «счетчика» годовых циклов психофизиологической активности на основании показаний которого формируются оценки соб­ственного возраста. Идею подобного механизма можно проил­люстрировать таким примером. Если бы существовало дерево, обладающее самосознанием, то оно могло бы определить свой возраст по количеству зафиксированных в его стволе годовых колец. Заметим, однако, что подобная оценка могла бы быть аб­солютно точной только в том парадоксальном случае, когда де­рево уже спилено, но тем не менее еще способно к непосред­ственному подсчету числа колец на собственном срезе. Эта ал­легория позволяет понять, почему, даже в случае наличия у человека некоего биологического счетчика циклов годовой ак­тивности, показания этого счетчика не могли бы осознаваться с абсолютной точностью, ибо такое осознание предполагает при­нятие позиции внешнего наблюдателя по отношению к соб­ственным внутренним процессам — наблюдателя, абсолютно не зависимого от содержания этих процессов. Поскольку это не­возможно, то оценка показаний подобного биосчетчика всегда будет происходить с погрешностью, которая, возможно, и про­является в несовпадении самооценок возраста и его объектив­ной величины.

 

Второе возможное объяснение этого несовпадения может быть найдено в социальных факторах, обусловливающих оцен­ку личностью собственного возраста. Таким фактором может выступить существующая в обществе система возрастно-ролевых ожиданий, предъявляемых к достижению личностью опре­деленного статуса, соответствующего тому или иному возрас­ту1. С этой точки зрения самооценка возраста является резуль­татом сопоставления личностью своих наличных достижений в различных сферах жизнедеятельности с предъявляемыми к ней возрастно-ролевыми ожиданиями. В том случае, если достиже­ния человека опережают социальные ожидания по отношению к нему, он будет чувствовать себя старше истинного возраста; если же человек достиг меньшего, чем от него ждут в данном возрасте, то он будет чувствовать себя моложе.

shpargalum.ru

Критерии зрелости — Pro-Psixology.ru

Созревание личности включает в себя переход от зависимого положения ребенка к самостоятельности, от подчиненного положения в семье — к равенству, от беспечности — к пониманию своей ответственности, от ограниченного числа поведенческих реакций — к разнообразному и богатому поведенческому репертуару, от примитивных интересов — к сложным. Очень важен переход от неглубокой временной перспективы к масштабу лет и десятилетий, от импульсивных поступков, преследующих лишь краткосрочные цели,— к поведению, которое опирается на весь предшествующий опыт и определяется весьма отдаленными задачами.

При этом вырабатывается умение подавить свои побуждения, отказаться от немедленного исполнения желаний ради достижения сознательно намеченных рубежей в грядущем. В процессе созревания личности расширяется ее «поле активности»: от действий, направленных на ближайшее окружение,— к поступкам, затрагивающим все более отдаленные объекты и пространства.

Существенный элемент психологической зрелости — правильное, или, как иногда говорят, адекватное самоотражение, то есть реалистическая оценка своей внешности, своих сил, способностей и возможностей. Это нелегкая задача. Оставим пока в стороне такие сложные параметры, как совокупности черт характера или моральных качеств, интеллектуальный потенциал. Но вот простейший пример. Из двух людей совершенно одинакового роста, скажем 170 см, каждый считает себя выше. (Это наблюдение относится к людям среднего и ниже среднего роста.) Выходит, даже правильная оценка собственного роста — непростое дело.

Нелегко верно оценивать и свой меняющийся внешний облик. Здесь нередко возникает досадный разрыв между самовосприятием и реальностью. Время неумолимо, недаром греки изображали бога Хроноса пожирающим собственных детей. Годы не щадят никого, а самоотражение часто не поспевает за морщинами, редеющей шевелюрой и отяжелевшим животом. Бывает, человек выглядит уже изрядно поблекшим и должен бы вносить необходимые поправки в манеру поведения, но сохраняет обманчивое самоощущение молодости, держит себя игриво «не по летам». 60-летний шекспировский герой Фальстаф вполне искренно говорил о себе: «Мы, молодежь». Стареть с достоинством, не давая повода для иронии над собой,— искусство. Когда неотразимый граф Казанова достиг 40, ему пришлось испытать разочарование, к которому он не был готов и с которым долго не мог смириться: впервые в его жизни коварная девица, назначив свидание, не только обманула его, но и осмеяла, отдав предпочтение мальчишке-парикмахеру.

Увядающие представительницы прекрасного пола тоже не всегда чутки к тому, что их чары слабеют, утрачивают свою силу. Напомним читателю картину Ф. Гойи «До самой смерти». Как часто женщины бывают недовольны и раздражены безупречной работой искусного фотографа; но тот же самый снимок не кажется им неудачным несколько лет спустя, когда изменится вечно запаздывающее представление о своем облике.

Если так часты ошибки самоотражения, связанные с восприятием собственной наружности, то еще труднее трезво отнестись к снижению своих умственных сил. Бывает, что человек лишь в течение короткого срока улавливает свое духовное угасание, но вскоре перестает его ощущать; в этих случаях оно особенно бросается в глаза окружающим.

Л. Н. Толстой говорил, что человеческую личность можно уподобить дроби, у которой числитель — то, что человек собою представляет, а знаменатель — то, что он о себе думает. Невозможно бесконечно увеличивать свой числитель, потому что есть пределы способностям и трудолюбию. Но в силах каждого уменьшить знаменатель и тем поднять свою ценность как личности.

Кому не приходилось наблюдать, как одно и то же высказывание воспринимается по-разному в зависимости от того, каким тоном оно произнесено. Если тон скромный, то слова кажутся вполне разумными и уместными. При самоуверенном, самодовольно-безапелляционном тоне то же самое высказывание может быть воспринято как неумное и претенциозное. Существует даже выражение «благоглупость», которым обозначают глупость, изрекаемую с серьезно-глубокомысленным видом.

Переоценка своих сил и способностей — показатель незрелости. Так же, впрочем, как и недооценка их. Одна из важнейших задач для каждого — научиться трезво судить о своих возможностях. Вероятно, даже лучше чуть-чуть себя переоценить, чем впадать в самоуничижение. Тогда человек ставит перед собой задачи, которые как будто превышают его силы, по в периоды подъема и «взлетов», проявив упорство и настойчивость, может добиться результатов, которых от него не ждали. Этот успех будет способствовать его самоутверждению.

Еще большая степень зрелости требуется, чтобы не просто оценить свои возможности, но и принять в расчет достижимость цели и соотнести предполагаемый результат с затраченными усилиями и принесенными жертвами. Бывают обстоятельства, когда нужно отказаться от цели, смириться с неизбежным, принять неотвратимую реальность, признать свое поражение (с надеждой на будущие успехи). Такое решение может вызвать нарекания и упреки в малодушии, безволии, недостатке твердости и мужества. Приходится пройти и через это, если человек уверен, что продолжение усилий превращается в самоубийственные попытки прошибить лбом стену.

Провести четкую границу между разумным отказом от бессмысленной борьбы и обывательской трусливой осторожностью не всегда легко, и именно в таких случаях оценки поведения отличаются разноречивостью и пестротой. Но ни у кого не повернется язык осудить Дон Кихота. Потому что есть положения, когда в самозабвенном жертвенном безумстве состоит высшая мудрость. Такие чрезвычайные ситуации все же не часты, подобная стратегия поведения скорее относится к исключениям. И порою трудно решить, когда же она уместна. Для этого нужны не только ум и богатый жизненный опыт — достояние седин, но и нравственное чувство, чувство долга, чувство справедливости, чувство добра и зла.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

pro-psixology.ru

Основные критерии зрелости личности.

Основные критерии зрелости личности.

Созревание личности включает в себя переход от зависимого положения ребенка к самостоятельности, от подчиненного положения в семье — к равенству, от беспечности — к пониманию своей ответственности, от ограниченного числа поведенческих реакций — к разнообразному и богатому поведенческому репертуару, от примитивных интересов — к сложным. Очень важен переход от неглубокой временной перспективы к масштабу лет и десятилетий, от импульсивных поступков, преследующих лишь краткосрочные цели,— к поведению, которое опирается на весь предшествующий опыт и определяется весьма отдаленными задачами.

При этом вырабатывается умение подавить свои побуждения, отказаться от немедленного исполнения желаний ради достижения сознательно намеченных рубежей в грядущем. В процессе созревания личности расширяется ее «поле активности»: от действий, направленных на ближайшее окружение,— к поступкам, затрагивающим все более отдаленные объекты и пространства.

Существенный элемент психологической зрелости — правильное, или, как иногда говорят, адекватное самоотражение, то есть реалистическая оценка своей внешности, своих сил, способностей и возможностей. Это нелегкая задача. Оставим пока в стороне такие сложные параметры, как совокупности черт характера или моральных качеств, интеллектуальный потенциал. Но вот простейший пример. Из двух людей совершенно одинакового роста, скажем 170 см, каждый считает себя выше. (Это наблюдение относится к людям среднего и ниже среднего роста.) Выходит, даже правильная оценка собственного роста — непростое дело.

Нелегко верно оценивать и свой меняющийся внешний облик. Здесь нередко возникает досадный разрыв между самовосприятием и реальностью. Время неумолимо, недаром греки изображали бога Хроноса пожирающим собственных детей. Годы не щадят никого, а самоотражение часто не поспевает за морщинами, редеющей шевелюрой и отяжелевшим животом. Бывает, человек выглядит уже изрядно поблекшим и должен бы вносить необходимые поправки в манеру поведения, но сохраняет обманчивое самоощущение молодости, держит себя игриво «не по летам». 60-летний шекспировский герой Фальстаф вполне искренно говорил о себе: «Мы, молодежь». Стареть с достоинством, не давая повода для иронии над собой,— искусство. Когда неотразимый граф Казанова достиг 40, ему пришлось испытать разочарование, к которому он не был готов и с которым долго не мог смириться: впервые в его жизни коварная девица, назначив свидание, не только обманула его, но и осмеяла, отдав предпочтение мальчишке-парикмахеру.

Увядающие представительницы прекрасного пола тоже не всегда чутки к тому, что их чары слабеют, утрачивают свою силу. Напомним читателю картину Ф. Гойи «До самой смерти». Как часто женщины бывают недовольны и раздражены безупречной работой искусного фотографа; но тот же самый снимок не кажется им неудачным несколько лет спустя, когда изменится вечно запаздывающее представление о своем облике.

Если так часты ошибки самоотражения, связанные с восприятием собственной наружности, то еще труднее трезво отнестись к снижению своих умственных сил. Бывает, что человек лишь в течение короткого срока улавливает свое духовное угасание, но вскоре перестает его ощущать; в этих случаях оно особенно бросается в глаза окружающим.

Л. Н. Толстой говорил, что человеческую личность можно уподобить дроби, у которой числитель — то, что человек собою представляет, а знаменатель — то, что он о себе думает. Невозможно бесконечно увеличивать свой числитель, потому что есть пределы способностям и трудолюбию. Но в силах каждого уменьшить знаменатель и тем поднять свою ценность как личности.

Кому не приходилось наблюдать, как одно и то же высказывание воспринимается по-разному в зависимости от того, каким тоном оно произнесено. Если тон скромный, то слова кажутся вполне разумными и уместными. При самоуверенном, самодовольно-безапелляционном тоне то же самое высказывание может быть воспринято как неумное и претенциозное. Существует даже выражение «благоглупость», которым обозначают глупость, изрекаемую с серьезно-глубокомысленным видом.

Переоценка своих сил и способностей — показатель незрелости. Так же, впрочем, как и недооценка их. Одна из важнейших задач для каждого — научиться трезво судить о своих возможностях. Вероятно, даже лучше чуть-чуть себя переоценить, чем впадать в самоуничижение. Тогда человек ставит перед собой задачи, которые как будто превышают его силы, по в периоды подъема и «взлетов», проявив упорство и настойчивость, может добиться результатов, которых от него не ждали. Этот успех будет способствовать его самоутверждению.

Еще большая степень зрелости требуется, чтобы не просто оценить свои возможности, но и принять в расчет достижимость цели и соотнести предполагаемый результат с затраченными усилиями и принесенными жертвами. Бывают обстоятельства, когда нужно отказаться от цели, смириться с неизбежным, принять неотвратимую реальность, признать свое поражение (с надеждой на будущие успехи). Такое решение может вызвать нарекания и упреки в малодушии, безволии, недостатке твердости и мужества. Приходится пройти и через это, если человек уверен, что продолжение усилий превращается в самоубийственные попытки прошибить лбом стену.

Провести четкую границу между разумным отказом от бессмысленной борьбы и обывательской трусливой осторожностью не всегда легко, и именно в таких случаях оценки поведения отличаются разноречивостью и пестротой. Но ни у кого не повернется язык осудить Дон Кихота. Потому что есть положения, когда в самозабвенном жертвенном безумстве состоит высшая мудрость. Такие чрезвычайные ситуации все же не часты, подобная стратегия поведения скорее относится к исключениям. И порою трудно решить, когда же она уместна. Для этого нужны не только ум и богатый жизненный опыт — достояние седин, но и нравственное чувство, чувство долга, чувство справедливости, чувство добра и зла.

multiurok.ru

определение, характеристика, критерии, показатели и этапы социального взросления

Социальная зрелость — это важный параметр, определяющий жизнедеятельность индивида в обществе, его взаимодействие с окружающими, убеждения и мировоззрение. Данная характеристика неоднородна у разных членов социума. На нее влияет возрастной, семейный, психологический и многие другие факторы.

Что это такое

Понятие социальной зрелости подразумевает состояние личности, которое характеризуется целостностью взглядов, предсказуемостью поведения, социальной направленностью жизнедеятельности. Иными словами, можно сказать, что это способность личности правильно воспринимать себя и окружающих. Также речь идет о самостоятельности, которая выражается в способности самостоятельно принимать жизненно важные решения без помощи и одобрения со стороны окружающих.

Тем не менее не стоит заблуждаться по поводу того, что социальная зрелость сопровождается отсутствием нужды в контактах с другими людьми. Более того, зрелый человек умеет сопоставлять свой опыт с опытом окружающих, а также трезво воспринимать оценки своей деятельности. Однако окружающие значимые люди могут быть лишь советчиками или критиками, а не вершителями помыслов и поступков. Можно сказать, что с момента наступления зрелости человек становится полноправным членом общества.

Некоторые исследователи склоняются к такому мнению, что социальная зрелость выражается в неких внутренних установках, которые заставляют личность концентрироваться только на тех ценностях, которые имеют позитивное влияние на развитие человека. В частности, формируется рациональное отношение к материальным средствам. Человек воспринимает деньги как средство удовлетворения потребностей, а не как предмет фетиша.

Структура термина

Социальная зрелость включает в себя такие ключевые виды зрелости:

  • Гражданская. Это осознание своего долга перед страной и обществом. Также сюда включают осознание необходимости труда, а также ответственности за его результаты. К данной категории можно отнести осознание запрещенных и разрешенных действий, а также ответственности, которая может наступить при выходе за пределы определенных государством и обществом рамок.
  • Идейно-политическая. Имеется в виду наличие сформированного представления о том, в каком направлении должно развиваться государство и общество. Также может идти речь об активном участии в гражданско-политических процессах, происходящих в обществе.
  • Моральная. Принятие норм морали и применение их в реальной жизни, наличие совести, способность сопереживать. Также сюда можно включить осознание смысла создания семьи.
  • Эстетическая. Способность чувствовать и воспринимать прекрасное в природе, искусстве и быту.

Показатели социальной зрелости человека

Стоит отметить, что признаки человека как зрелого члена общества достаточно размыты. Разные исследователи оценивают этот параметр по-разному. Тем не менее большинство специалистов соглашается с мнением Сухобской, которая выделяет такие показатели социальной зрелости человека:

  • Умение самостоятельно прогнозировать свое поведение в различных жизненных ситуациях, основываясь на способности добывать и анализировать информацию. Также речь идет о способности увязывать сделанные выводы с конкретной ситуацией и сферой деятельности.
  • Умение мобилизовать внутренние и физические ресурсы на воплощение собственного решения в жизнь. При этом важно иметь способность противостоять как внешним препятствиям, так и внутренним барьерам (лень, усталость, отсутствие мотивации).
  • Умение самостоятельно отслеживать и оценивать ход собственных действий, а также результаты на промежуточных этапах и по итогам работы.
  • Умение непредвзято и объективно оценивать собственные мысли и поступки.
  • Умение извлекать уроки как из собственных поступков, так и из опыта окружающих. Благодаря этому, должно улучшаться качество прогнозирования поведения и его результатов.
  • Умение адекватно реагировать на собственное поведение и окружающие ситуации.

Основные критерии

Исследователи выделяют такие основные критерии социальной зрелости личности:

  • Осознание ответственности. Человек должен осознавать свой выбор, а также брать на себя ответственность за последствия его реализации. То есть зрелый человек должен искать ответы на вопросы в себе, а причины в других людях и внешних обстоятельствах.
  • Независимость в разумных пределах. Человек должен иметь внутреннюю свободу выбора. Тем не менее индивид должен осознавать границы, когда проявление собственной свободы может причинить дискомфорт окружающим.
  • Умение отличать реальность от фантазий. Зрелый человек должен уметь трезво оценивать свои возможности, чтобы жить в состоянии «здесь и сейчас», а не фантазировать беспочвенно. Также индивид не должен давать окружающим несбыточных обещаний.
  • Чувство целостности личности и моральных устоев. Зрелый человек должен принимать себя целиком, не скрывая своих недостатков и слабых сторон. Также он должен воспринимать неудачи как урок, а не как трагедию. При этом нужно вести себя в соответствии с нравственными нормами. Это должно происходить по внутренним убеждениям, а не из страха наказания.
  • Способность адаптироваться. Человек должен уметь отказываться от тех убеждений и форм поведения, которые перестали быть актуальными. Старые устоявшиеся модели могут тормозить развитие, из-за чего могут возникать серьезные разногласия с социумом.
  • Толерантность. Зрелый человек должен понимать, что люди неодинаковы. Разница обусловлена половыми, возрастными, национальными, профессиональными и другими признаками. К этому нужно относиться с терпением и пониманием, не проявляя агрессивных эмоций. Толерантность должна касаться не только личностей, но также их точки зрения.
  • Самокритичность. Зрелый человек должен уметь видеть свои недостатки. Какие-то из них он принимает с юмором, а какие-то побуждают его к работе над собой и самосовершенствованию.
  • Духовность. Это необходимое условие развития человека, которое определяет гармоничное взаимодействие с миром, формирование собственного «Я».

Уровни социальной зрелости

Общество неоднородно. Его члены характеризуются разной направленностью мыслей и действий, а также разной степенью развитости. В связи с этим, справедливо выделяют такие уровни социальной зрелости:

  • Оптимальный. У человека сформированы ценностные ориентации (в общественной, профессиональной и семейной жизни), которые не вступают в противоречие. Присутствует ориентация на развитие интеллектуальных способностей и реализацию креативного потенциала. Как правило, имеются реалистичные представления о жизненных перспективах и направлениях деятельности. При этом имеется устойчивый интерес к познанию событий и явлений окружающего мира.
  • Допустимый. Ситуация социальной зрелости определяется мотивами благополучия и престижа, что выражается в выборе сферы деятельности, круга общения и мировоззренческих ориентаций. Для личности характерна неопределенность и противоречивость выбора, который сильно подвержен влиянию изменяющейся ситуации. В зависимости от того, как меняется настроение в обществе, происходит пересмотр планов и взглядов. Люди, как правило, не готовы к самостоятельной жизни и связывают достижение успеха с внешними обстоятельствами и действиями других людей.
  • Критический. Ситуация социальной зрелости определяется отсутствием мотивации к развитию. Главное жизненное стремление — это избегать неприятностей и дискомфортных ситуаций. Как правило, такие люди не проявляют интереса к событиям, происходящем в обществе и окружающем мире в целом. Они психологически не подготовлены к решению вопросов, касающихся социального становления и жизненного выбора.

Половая зрелость

При изучении социальной ситуации развития в зрелости пристальное внимание уделяется вопросам полового созревания. Было бы неправильно рассматривать данный аспект исключительно с биологической точки зрения. Помимо физиологических процессов, стоит также выделить изменения, происходящие в центральной нервной системе, что накладывает отпечаток на общественную жизнь. Вот о чем идет речь:

  • интенсивное формирование личности;
  • изменение отношения к представителям противоположного пола;
  • потребность в чутком отношении со стороны близкого окружения;
  • проявление инициативности и самостоятельности;
  • потребности в тактичности и уважении со стороны окружающих.

Что же касается социальной половой зрелости, то ее наступление, как правило, разнесено во времени со зрелостью биологической. Речь идет об ответственном отношении к половой жизни, в частности, к зачатию и рождению детей. Человек осознает необходимость создания благоприятных условий для реализации данной функции.

Зрелость детей

Под социальной зрелостью ребенка подразумевается адекватная возрасту способность к коммуникациям со сверстниками, а также людьми старшего возраста. Также речь идет о способности ребенка воспринимать нормы и правила, а также следовать им. Для того чтобы понять, насколько социальное развитие ребенка соответствует его возрасту, достаточно проявить немного наблюдательности. Как правило, самая лучшая возможность есть у воспитателей детских садов или школьных учителей.

Базовый признак зрелости ребенка — это способность ладить со сверстниками, взаимодействовать с ними в процессе игры и обучения, а также умение адекватно защитить себя в случае нападок и агрессии. Также ребенок должен быть способен к изменению стилей коммуникации. То есть поведение в обществе с детьми и взрослыми людьми, со знакомыми и с незнакомцами должно быть соответствующим. Ребенок должен понимать, где можно играть и шутить, а где нужно вести себя спокойно и серьезно.

Еще один критерий социального развития зрелости у ребенка — это способность воспринимать и соблюдать установленные правила и нормы. Большинство детей согласны с тем, что нельзя драться, брать чужие вещи и так далее. Тем не менее соглашаются с этими нормами и следуют им далеко не все. Вот это и есть один из ключевых показателей, по которому можно судить о зрелости.

Зрелость подростков

Подростковый возраст считается одним из самых сложных как в психологии, так и в социологии. Именно в этот период происходит активное формирование личности. Вот основные ценностные показатели социальной зрелости подростков:

  • Моральные нормы. Сдвиги в интеллекте человека, достигшего подросткового возраста, позволяют ему усваивать общепринятые моральные нормы, а также руководствоваться ими в своей деятельности и судить на их основе о поведении других людей. Кроме того, формируются собственные убеждения, которые составляют моральный облик.
  • Мировоззренческие установки. По мере умственного развития происходит расширение кругозора и формирование теоретических интересов. Подросток начинает осознавать себя как часть социума и постепенно подходит к выбору будущего места в нем. Этим определяются основные мотивы деятельности.
  • Коллективизм. Подростки, как правило, стремятся продемонстрировать и доказать свой вес и значимость во взрослом обществе. Тем самым они стремятся к коллективной жизни и деятельности. Формируются навыки сотрудничества с сохранением независимости суждений.
  • Социальная ответственность. Общаясь с окружающими, подростки часто попадают в ситуации, вынуждающие их к самостоятельному принятию решений. Этот процесс сопровождается рассмотрением альтернатив с выбором наилучшей. Причем за сделанный выбор подросток несет индивидуальную ответственность.
  • Самооценка. Для подростка важно объективно оценивать свои достижения в значимых для них видах деятельности. Таким образом происходит переориентация. Внутренняя оценка становится важнее внешней.
  • Смысл жизни. С наступлением подросткового возраста индивид начинает работать над раскрытием своего внутреннего мира. Именно в познании самого себя и поиске своего предназначения кроется смысл жизни индивида в юном возрасте.
  • Семья. С наступлением подросткового возраста отношения с членами семьи начинают выстраиваться по-новому. Как правило, стремление найти свое уникальное «Я» сопровождается осложнением взаимоотношений с родителями. Тем не менее семья продолжает играть определяющую роль в формировании личности.

Типология подростков

Учитывая сложность подросткового периода, неудивительно, что дети развиваются неоднородно и разнонаправленно. По степени социальной зрелости можно выделить такие типы подростков:

  • Ориентированные на взрослых людей и взрослую жизнь. Характер подростков полностью определяется нормами, которые задают и устанавливают старшие (родители, педагоги). Этот тип характеризуется низким уровнем зрелости.
  • Подростки, ориентированные на общество. Они характеризуются высоким уровнем зрелости. Для таких личностей характерен поиск своего места посредством присоединения к коллективу. Несмотря на то что это значительно облегчает их социальную жизнь, это тормозит культурное и интеллектуальное развитие.
  • Подростки, противопоставляющие себя. Они не хотят иметь общих черт и интересов с представителями своего поколения. Это проявляется в нестандартных увлечениях и антисоциальном поведении. Цель такого поведения — самоутверждение.
  • Ориентированные на внеинституциональные нормы. Подростки объединяются в группы, живущие «своей» жизнью, отличной от общепринятой (неформальные течения). Как правило, сообщества формируются по возрастному принципу.
  • Стремящиеся выйти за рамки группы. Такие подростки стремятся к активной деятельности и познанию нового.

Зрелость молодых людей

Становление социальной зрелости молодежи характеризуется такими ключевыми свойствами:

  • Необратимость. Процесс развития характеризуется постоянным накоплением и приумножением знаний и опыта. Количество знаний не уменьшается, но со временем некоторые из них могут утрачивать свою релевантность.
  • Направленность. Развитие молодого человека имеет определенную цель, которая выражается в желаемом состоянии будущего. Это, как правило, положение в обществе и семейное положение.
  • Закономерность. В процессе развития выявляются существенные закономерные связи между процессами и явлениями действительности.

Социальная зрелость молодежи проявляется сразу в нескольких сферах. А именно:

  • Гражданская. Речь идет о законодательных нормах, которые определяют правомочность человека в тех или иных вопросах. Так, гражданская дееспособность наступает в 21 год, а к 30 годам человек получает право на участие в выборах на исполнительные должности. В 35 лет человек уже может претендовать на самый высокий пост в государстве — Президента.
  • Экономическая. Вслед за профессиональным самоопределением идет получение определенного уровня квалификации с последующим трудоустройством. У разных профессионально-социальных групп уровень материального дохода неодинаков. Как правило, он самый низкий у представителей рабочих специальностей. Поэтому большинство молодых людей стремится к получению диплома специалиста высшей квалификации. Это открывает широкий круг возможностей карьерной самореализации и повышения уровня материального благосостояния.
  • Духовная. После завершения подросткового периода происходит завершение становления мировоззрения и жизненных принципов. Человек четко осознает, что хорошо, а что плохо, в своих поступках руководствуется не только выгодой, но и совестью. Тем не менее в возрасте примерно 27-28 лет происходит духовно-мировоззренческий кризис, в ходе которого происходит пересмотр системы ценностей.
  • Семейная. Как правило, основным показателем самостоятельности и ответственности молодых людей является создание семьи и рождение детей. Причем этот процесс должен происходить осознанно, с предварительной подготовкой материальной базы.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *