Критическое слушание – Из общей теории общения. Слушание.

Из общей теории общения. Слушание.

В продолжение темы о умных словах. Предлагаю кратко (ха-ха!) пройтись по такому естественному и привычному для нас действию, как слушание. Ниже описанные виды вклёченного слушания (т.е. внимательного, когда вам интересна эта тема и/или собеседник в данную конкретную минуту, а не «слышу-в-пол-уха» или «вообще-не-слышу-но-головой-киваю»). Все они естественны и обычны, присущи каждому человеку, произвольно и непринуждённо сменяют друг друга порой на протяжении одного и того же разговора или иного акта общения. Они меняются автоматически сообразно нуждам и состоянию организма или произвольно по желанию слушающего. Всеми ими вы обладаете и прекрасно умеете бессознательно пользоваться.

Но тем не менее назовём их поимённо:
Текст исправленный и дополненный =)

1. Критическое слушаниеслушание при имеющейся заранее критической установке к говорящему, теме или тому и другому вместе. При этой предустановке вся информация оценивается как сомнительная и основной задача слушающего — найти в ней уязвимые, слабые места.

Если такой способ слушания используется в простой беседе, то что не слушай – всё бред выходит. Если видишь, что собеседник слушает тебя таким образом – можешь смело замолкать, никакого толку тут не будет. Выдернуть собеседника из этого вида слушания крайне трудно.
Активнейшим образом критическое слушание используется в интернет, особенно на женских сайтах. Знаю один такой, где только так и слушают =)
А так же при общении супругов со стажем брака больше пары лет. Чем больше стаж, тем увы чаще этот вид включается.

Но есть и много положительных примеров использования критического слушаня. В некоторых профессиях, например, оно просто необходимо. А порой именно с помощью него можно оказать помощь другому человеку.

2. Эмпатическое слушаниеслушание при котором большее внимание уделяется не информационной составляющей послания, а эмоциональной, как позитивной так и негативной, а так же собственным эмоцианальным реакциям на говорящего и/или тему.
Информационная составляющая отодвигается на второй план и либо оценивается в соответствии с эмоциональным восприятием или не воспринимается вовсе
.

При таком слушании информация, которую, отправил говорящий и которую воспринял слушающий наибольшим образом искажается, по сравнению с другими видами слушания. Типичный пример – разговор свежевлюблённой пары. Оба целиком в эмпатическом слушании, что там собеседник говорит – не важно, это всё равно звучит мило, смещно, гениально крайне умно. Помните эпизод из Хауса с ФБРовской докторицей? Вот это было оно в чистом виде.
Но есть и отрицательные эмоции, соответственно отрицательное восприятие при эмпатическом слушании. Прошло 2 месяца, у наших свежевлюблённых спала волна гормонов, зачастили ссоры и недопонимание и вот уже самое простое безэмоциональное её высказывание воспринимается им как наезд, а ничуть не обидное его замечание – как жесточайшая оскорбительная критика.

3. Пассивное (нерефлексивное) слушаниевнимательное слушание собеседника, сосредоточение на восприятии информационной части его послания и трезвом анализе его эмоциональной составляющей и своей реакции. Это слушание проводится без какого либо корректирующего вмешательства в речь говорящего, но с сохранением и демонстрацией своего полного внимания. При таком слушании информация имеет наименьшее количество искажений, слушающий наиболее объективен.

Считается что это самый сложный вид слушания при беседе (напоминаю мы сейчас говорим о включённом слушании, а не «в пол уха», при последнем как раз таки очень просто не прерывать собеседника =))). И считается оправданно – каждый слушающий на самом деле мечтает стать говорящим, что бы говорить о себе-любимом. Даже высказывая своё мнение по какому-то вопросу, свою поддержку другу в беде, своё участие, своё сочувствие… высказывая что? СВОЁ. Вот тот же. Так что да, сосредоточиться на получаемой от другого человека информации, заткнуться и искренне внимательно слушать в беседе кого либо хотя бы 5 минут не встревая с чем-нибудь своим – очень трудно.

Но на лекции, докладе, слушании устного увлекательного рассказа – это другое дело, тут куда проще молча внимать.

4. Активное (рефлексивное) слушаниевнимательное слушание собеседника при активном личном интересе к теме и/или говорящему. Восприятие информации идёт параллельно с её активной обработкой в результате акт общения приобретает черты совместной работы над некой задачей. Характеризуется наличием обратной связи: уточняющие вопросы, парафразы (повторяющие последнюю фразу говорящего с перефразировкой или без, утвердительно или вопросительно), резюмирование.

Ага, вот оно, модное слово! — «активное слушание», преподносящееся как отдельная техника общения во всяком коучинге и педагогике. А на самом деле простой и естественный, давным-давно вами освоенный акт.

Конечно есть и другие классификации, но мне нравится эта =)
И конечно в чистом виде, без примесей других видов какой то один вид слушания используется крайне редко и в основном при патологических нарушениях личности =) В основном же у здорового человека это соло с оркестром (реже дует с подпевкой) – один ведущий вид и остальные в меньшей степени.

Любой из этих видов слушания в некоторых ситуациях бывает полезен и оптимален, а в других – вреден и губителен. И любой вы применяете по сто раз на дню непринуждённо переходя между ними. Вот вам задачка – найдите из своей жизни примеры когда бы вам было полезно, а когда вредно применить каждый из видов слушания (а может и без «бы», а реально оказалось полезным или вредит вам?).

tehhi-karamir.livejournal.com

Аналитическое слушание, критическое слушание (или: слушание без доверия): langobard — LiveJournal

Я уже давно решил для себя, что «идеальных начальников» не бывает. По крайней мере, мне их не встретить. Я надо же — случилось. Я довольно долго внимательно наблюдал за этим человеком, пытаясь понять, в чем его сила (ну кроме весьма относительной и далеко не на каждого действующей харизмы). Я долго пытался понять, чем он отличается от всех остальных.
И как-то до меня дошло. Кто-то удивится, почему так долго доходило, ведь это должно бросаться в глаза сразу. Говорю ответственно: нет, не бросается, не сразу замечаешь это.

Он отличается от всех тем, что всегда и очень много СЛУШАЕТ других. Нет, он не доверяет людям по определению (это чувствуется сразу и он явно специально — дает это людям понять). Но он всегда в первую очередь слушает их, а не говорит сам. Не боясь, что кто-то увидит в этом его, как начальника, слабость. А врожденный и отточенный жизнью ум позволяет ему правильно фильтровать услышанное: отбрасывать лишнее, ненужное, выделять полезное, перспективное.
При этом он убивает двух зайцев сразу. Во-первых, осуществляет тончайшую манипуляцию — располагает людей к себе. Они просто расплываются от того, что их кто-то, облаченный властью, так внимательно их слушает. Во-вторых, он вытаскивает идеи, предложения (еще раз подчеркну — ни грамма превентивного доверия к сказанному, он просто умеет отделять правильное от неправильного), экономит время на собственное их изобретение. Видимо этот человек когда-то внутри себя отказался от идеи собственного величия, от уверенности в том, что он всегда прав (большинство начальничков не могут сделать этого, думают: а как же иначе — разве я достиг бы того, что достиг, не будь я по определению самый крутой?). Он понял, что умея слушать и умея быстро анализировать услышанное, он добьется минимальными усилиями такой правоты и таких успехов, что были бы в принципе недостижимы, предпочтя он известную схему «я — начальник, ты — дурак».

Я примерно представляю, как устроено управленческое образование. Как там учат говорить, влиять, принимать решения.
А учить-то надо в первую очередь — слушать. Не просто в манипулятивных целях (киваешь для вежливости, сам думаешь о своем), не просто слушать, а СЛЫШАТЬ, уметь видеть и вытаскивать все полезное, что в разных пропорциях, но разбросано в головах других людей. Искусство слушания в каком-то смысле важнее искусства говорения.

Тут не могу написать, но знакомым при случае скажу, ГДЕ (в какой сфере) был обнаружен мною такой «идеальный менеджер». Представляю, как они удивятся. Впрочем, это все не имеет значения. Будущим и нынешним управленцам я рекомендую сей постинг к внимательному прочтению. Портрет реального человека тут нарисован довольно точно. И путь к управленческому успеху (и карьерному и реальному — в виде каких-то «результатов») надо искать где-то в описанном направлении. Умейте слушать и слышать так, как это здесь описано. И вас просто порвет от того, как все у вас будет получаться.

Не знаю, как это искусство лучше назвать: аналитическое слушание? критическое слушание? Это, кстати (забыл об этом сказать), не диалог (вовсе нет, ничего сократовского в этом нет), это что-то другое.

Ну и еще. Это стиль управления, в основе которого лежит «работа», а не самопрезентация.

langobard.livejournal.com

Приведите примеры !!!:))) Приведите примеры слушания: содержательное критическое импатическое активное

1.Эмпатическое слушание — слушание от сердца к сердцу, активное слушание по женскому типу. Эмпатическое слушание ориентировано на чувства и отношения.
мпатическое слушание пеззоляет переживать те же чувства, которые переживает собеседник, отражать эти чувства, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его. При эмпатическом слушании не дают советов, не стремятся оценить говорящего, не морализуют, не критикуют, не поучают.
Что ты почувствовала? Ты расстроилась.. . Тебе было тяжело это слышать? Ты к нему привязалась.. . Как ты пережила то, что он тебе сделал? Я тебя так понимаю! — все эти реплики выражает мягкую поддержку, душевное понимание и сочувствие.
2. Вид слушания, в котором на первый план выступает отражение информации, называют активным слушанием. Наиболее общепринятыми приемами, характеризующими активное слушание, являются постоянные уточнения правильности понимания информации, которую хочет донести до вас собеседник путем задания уточняющих вопросов типа: «Правильно я вас понял, то…?» , «Таким образом, ты хочешь сказать… » или «Другими ловами, ты имел в виду…» .

Правила активного слушания:
1. Доброжелательный настрой. Спокойно реагировать на все, что говорит собеседник. Никаких личных оценок и замечаний к сказанному.
2. Не устраивать распросы. Строить предложения в утвердительной форме.
3. Делать паузу. Давать собеседнику время подумать.
4. Не бойтесь делать ошибочные предположения насчет испытываемых собеседником чувств. Если что не так, собеседник поправит вас.
5. Зрительный контакт: глаза собеседников находятся на одном уровне.
6. Если вы понимаете, что собеседник не настроен на разговоры и откровенность, то оставьте его в покое. http://www.syntone.ru/library/psychology_dict/aktivnoje_slushanije.php
3. Критическое слушание требует от участника общения первоначально анализа сообщения, затем — его понимания. Такое слушание приемлемое во время делового совещания, конференции, дискуссии, на которых обсуждаются проблемы, мысли, идеи, касающиеся новых проектов, опыта и др. . Однако в процессе сообщения новой информации, например на лекции, критическое слушание непродуктивное, потому отторжение информации не позволяет почерпнуть из нее ценное
Подробнее: http://mednurse.ru/bolezni/slushaniya-umenie-slushat-vidy-slushaniya
4. Учитывая поведение участников коммуникативного процесса, различают нерефлексивное, рефлексивное, критическое и эмпатийны слушания.
Признак нерефлексивного слушания состоит в минимальном вмешательстве в речь собеседника (условно-пассивное слушание) . Во время нерефлексивного слушания могут проявляться поддержка, одобрение, понимание с помощью лаконичных ответов, которые помогают продолжить беседу (реплики «да» , «понимаю» и т. п.) . Эффективное оно в ситуациях, когда собеседник высказывает свое отношение к событию, стремится обсудить актуальные вопросы, чувствует себя обиженным или решает важную проблему.
Подробнее: http://mednurse.ru/bolezni/slushaniya-umenie-slushat-vidy-slushaniya
5. Рефлексивное слушание цель регулярное использование обратной связи для достижения большей точности в понимании партнера
Подробнее: http://mednurse.ru/bolezni/slushaniya-umenie-slushat-vidy-slushaniya

sprashivalka.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *