Кризис идентичности по эриксону: Кризис идентичности — Психологос

Кризис идентичности » Социология молодежи. Электронная энциклопедия

 

Кризис идентичности – критическое состояние индивида, связанное с осознанием им своего несоответствия желаемой идентичности. Рассмотрение проблемы кризиса идентичности в социологии молодежи во многом опирается на работы Э. Эриксона.

Процесс идентификации начинается с младенчества, но только в период юности развитие идентичности достигает точки, в которой возможно наступление кризиса идентичности а в дальнейшем люди могут испытывать такой кризис в любом возрасте при переходе от одного этапа становления личности к другому. В обществах с обязательными ритуалами перехода к взрослой жизни или жестко определенными ролями для подростков кризис идентичности менее выражен, чем в демократических обществах (Моутет, 2003: 334).

Наиболее распространен нормативный кризис идентичности. Его причины лежат в самом развитии индивида, усилении его потенциала и уязвимости старой формы идентичности (Эриксон, 1996: 25–28).

Такой кризис идентичности, как правило, становится импульсом для актуализации социализационного процесса,  в ходе которого и происходит разрешение кризиса. Успешность разрешения и сроки кризиса варьируются в зависимости от того, какой уровень идентичности (индивидуальный или групповой) он затрагивает, каково содержание (статусная, ролевая, гражданская, этническая, профессиональная и т. д.) и характер неадекватности идентичности (негативная, утраченная, недостигнутая, диффузная, виртуальная и др.), каковы социальные условия и обстоятельства жизни человека и его индивидуальные особенности. Нормативные кризисы идентичности чувствительны к воздействиям институтов и агентов социализации. Молодой человек, включаясь в различные виды деятельности и социальные отношения, обретает новые идентичности, большую уверенность в себе и удовлетворенность жизнью, получает опыт преодоления трудностей взросления и вхождения в самостоятельную жизнь, уточняет критерии оценки себя как личности и свои идентификационные ориентиры.
В молодом возрасте процессы социализации и идентификации, результатом которых становится целостная социальная идентичность, очень насыщены и динамичны. Их сопровождают предшествующие личностной зрелости нормативные кризисы идентичности.

Преодоление кризиса идентичности связано с достижением баланса позитивной идентичности на разных уровнях идентификации с учетом возрастных и психологических особенностей индивида. Обретение желаемой идентичности является трудным делом. Во-первых, это требует значительных волевых усилий и времени на освоение необходимых ценностей, норм, ролей, образцов поведения, убеждений, а также преодоления трудностей личностного роста; во-вторых, принятие некоторых идентичностей является проблематичным для индивида. Например, ситуационная идентичность может вступать в противоречие с ценностями и нормами индивида; в-третьих, идентичность может быть не реальна для индивида, поэтому во избежание длительного и неразрешимого кризиса идентичности человеку лучше пересмотреть свои притязания.

Кризис идентичности может проявляться не только как норма развития личности. Он может стать отклонением в случае затягивания тяжелого переходного состояния или его неразрешимости. Такой кризис сопровождается неудовлетворенностью, опустошенностью, тревожностью индивида, а порой и личностным разломом, утратой смысла жизни.

В ранней юности подвергается сомнению обретенная ранее идентичность. Осознание необходимости решать взрослые задачи вызывает переживание того, как индивид выглядит в глазах других в сравнении с его собственным представлением о себе, а также того, как связать роли и навыки, развитые и ценимые ранее, с профессиональными прототипами дня сегодняшнего. В поисках нового чувства тождественности и преемственности молодым людям приходится вновь вести многие из сражений прошлых лет, привлекая к этому свои внутренние силы, и также реальных значимых других. Эта новая, финальная на этапе перед взрослостью идентичность, есть нечто большее, чем сумма детских идентификаций.

Новая идентичность есть чувство уверенности в том, что внутренняя тождественность и непрерывность сочетается с тождественностью и непрерывностью значения индивидуума для других. Эта идентичность подтверждает готовность индивида интегрировать все свои прежние идентификации (индивидные и личностные) с возможностью выполнять социальные роли взрослого человека (Ковалева А. И., Луков В. А., 1999; Ковалева, Богданова, 2012; Луков, 2012).

 

Лит.: Ковалева, А. И., Богданова, В. В. (2012) Траектория социализации. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 184 с.; Ковалева, А. И., Луков, В. А. (1999) Социология молодежи: Теоретические вопросы. М. : Социум. 351 с.; Луков, Вал. А. (2012) Теории молодежи : Междисциплинарный анализ. М. : Канон + РООИ «Реабилитация». 528 с.; Моутет, Д. (2003) Кризисы идентичности // Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. 2-е изд. СПб. : Питер. С. 334–335; Эриксон, Э. (1996) Идентичность: юность и кризис : пер. с англ. / общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. М. : Издат. группа «Прогресс». 342 с.

А. И. Ковалева

Кризис идентичности в юношеском возрасте и факторы его возникновения



В данной статье рассматривается феномен кризиса идентичности как одного из нормативных кризисов, сопровождающих процесс развития человека в рамках концепции психосоциального развития, созданной

Э. Эриксоном. Проанализированы факторы, влияющие на процесс развития кризиса идентичности у молодых людей. Произведен теоретический обзор исследований идентичности у юношей и девушек, выделены элементы внутреннего конфликта, который и является основой кризиса.

Ключевые слова: кризис, кризис идентичности, периодизация развития, Эрик Эриксон, идентичность.

This article examines the phenomenon of identity crisis as one of the normative crises accompanying the process of human development within the framework of the concept of psychosocial development created by E.

Erickson. The factors influencing the development of the identity crisis among young people are analyzed. A theoretical review of studies of the identity of young men and women, as well as the factors of the emergence and development of this crisis, is carried out.

Keywords: crisis, crisis of identity, periodization of development, Eric Erickson, identity.

На протяжении всей жизни человеку неоднократно приходится сталкиваться с различными ситуациями, которые дестабилизируют его эмоциональное состояние, иногда загоняют в тупик и заставляют искать новые способы и пути разрешения проблемных ситуаций, обретения утраченного душевного равновесия. К подобным ситуациям можно отнести такие события, как увольнение с работы, смена профессиональной сферы деятельности, развод или утрата близкого человека, чрезвычайные происшествия, а также затруднения, связанные с переходом из одного периода развития к другому. Подобные ситуации и связанные с ними последствия можно охарактеризовать как кризисные состояния.

Для того, чтобы дать определение такому явлению, как кризисное состояние, нужно определить, что такое кризис. Некоторые авторы, среди которых В. В. Бочаров, О. В. Гладкова, А. М. Ялов, Л. Н. Юрьева, сходятся во мнении, что понятие кризиса и, соответственно, кризисного состояния не имеют четких дефиниций и являются феноменами, рассматриваемыми в разных отраслях психологической науки: в клинической психологии, педагогической психологии, психологии развития и т. д. Однако ученые, придерживающиеся иных взглядов, дают явлению кризиса следующее определение: под кризисом в психологической литературе понимают неизбежный, но и необходимый жизненный этап, являющийся одной из движущих сил развития личности, предполагающий наличие конфликтной ситуации и выхода из нее путем совершения выбора из нескольких альтернатив [7]. Л. С. Выготский считает, что под кризисом следует понимать время качественных позитивных изменений, результатом которых становится переход на новую стадию развития [1]. Соответственно, кризисные состояния — это состояние, неизбежно сопровождающее процесс становления и развития личности [8].

По мнению сторонников гуманистического направления, успешное разрешение кризисов и преодоление кризисных состояний способствует разрешению жизненно важных проблем, исцелению различных психосоматических расстройств и преодолению нежелательных эмоциональных состояний [2].

Одним из первых научных деятелей, затронувших проблему кризисов как таковых, был выдающийся ученый, психолог и психоаналитик Эрик Эриксон. Эриксон, являющийся последователем психоаналитического направления, уделял большое внимание в своих научных трудах психологии развития и этапам развития личности. В результате им была создана возрастная периодизация развития человека. В отличии от периодизации, разработанной З. Фрейдом, концепция Эриксона стала более расширенной, включив в себя новые этапы. Кроме того, в сущности, она имела под собой другие теоретические основания.

Фрейд, концентрировавшийся главным образом на физических особенностях, происходящих в течение возрастных изменений, уделял большое внимание зонам, в которых, по его мнению, базируется либидо, являющееся главной движущей силой организма. Стадии развития личности по Фрейду носят название стадий психосексуального развития, всего их выделено пять [11].

Эриксон же предполагал, что развитие человека базируется не только на сексуальных аспектах взросления, но и на психологических и социальных ориентирах, позволяющих личности выносить положительные или отрицательные суждения о самой себе, своих поступках и поступках окружающих, а также о своем месте в окружающем мире и об этом мире в целом. Ввиду этого периодизация Эриксона носит название психосоциальной и включает в себя восемь этапов развития, а также указывает, что развитие индивида не прекращается в подростковом возрасте [4]. Более подробно стадии и их содержание указаны в табл. 1.

Таблица 1

Психосоциальная периодизация развития по Э. Эриксону

Название стадии

Содержание стадии

Младенчество

Первый год жизни. Развивается параметр социального взаимодействия «доверие-недоверие», который прямым образом коррелирует с количеством заботы и должного ухода по отношению к ребенку.

Раннее детство

2 и 3 годы жизни. Развитие движений, обучение ходьбе, стремление к самостоятельности, порядку. Развитие фактора «уверенность — неуверенность». Неуверенность, появляющаяся на данной стадии, влияет впоследствии и на взрослого человека.

Возраст игры

4–5 лет. Умение занять себя, фантазировать, придумывать истории, рассказывать их, воплощать замыслы в игре. Социальный фактор взаимодействия — «предприимчивость-чувство вины».

Школьный возраст

С 5–6 лет до 11 лет. Социальный параметр — «умелость — чувство неполноценности». Способность к дедукции, соблюдению регламента и очередности игры. Важное место здесь начинает играть школа и иное окружение, не включающее в себя семью. В рамках школы могут оттачиваться умения и навыки ребенка, формироваться интересы и появляться социальные связи.

Юность

12–18 лет. Лишь косвенное влияние родителей на ребенка в данной фазе, интерес к другим людям, их мыслям, образам, формирование собственных идеалов семьи, религии, общества, а также себя самого. Физические и психические изменения. Осознание себя, своих социальных ролей, объединение их в единое «Я», проекция в будущее. Главным мерилом успешности или не успешности данной стадии выступает положительной или отрицательный полюс Я-идентичности. Для данного этапа характерен кризис идентичности.

Ранняя зрелость

Начало построения семьи, ухаживаний, поиск брачного партнера. Социальный параметр «близость — одиночество».

Средняя зрелость

С социальным параметром «общечеловечность — самопоглощенность». Вырастание детей, пик профессионального развития, способность заботиться о своей семье и об окружающих людях в целом, устройством окружающего мира.

Поздняя зрелость

Параметр «ценность — безнадежность». Время для размышлений, заботы о внуках, ощущение осмысленности и ценности жизни.

Каждая стадия развития, по мысли ученого, сопровождается определенным кризисом. Такие кризисы называют нормативными кризисами, под ними следует понимать этапы развития, неизбежные и закономерные, обусловливающие непрерывность развития личности и актуализации ее потребностей [10].

В нашей работе мы бы хотели более подробно обратиться к периоду юношества и кризису идентичности как явлению, завершающему данную стадию развития человека. Подобный интерес обусловлен тем, что быстрые изменения, происходящие в современном мире во всех сферах, будь то культурные или профессиональные сферы, не могут не оказывать влияния на личность, на способы взаимодействия между людьми и их самоощущение. В современном обществе человек может ощущать себя комплексно, через различные роли, которые ему приходится выполнять, и которые могут не только не дополнять, но даже противоречить друг другу. Безусловно, такая множественность приводит индивида в замешательство и мешает ему дать однозначный ответ на вопрос «Кто я?» [3]. Говоря о молодых людях, нужно понимать, что подобное замешательство мешает как построению образа себя как единой совокупности социальных ролей, так и не позволяет строить определенные планы касаемо своего образования, карьеры, а также может стать преградой в построении адекватных межличностных отношений, поиске партнера и создании семьи. Также, опираясь на предложенную классификацию, можно конкретнее сказать, какой именно возрастной диапазон будет вкладываться в понятие «юность» в этой статье и далее, а именно — 12–18 лет.

В теории уже упомянутого нами Эрика Эриксона идентичность рассматривается как «процесс организации жизненного опыта в индивидуальное Я» [12]. Исходя из такой трактовки идентичности, можно понять, что это динамичное явление, развивающееся и меняющееся на протяжении жизни человека. Еще один ученый, А. Ватерман, считает, что идентичность состоит из определенных элементов, выражающихся в виде целей жизни и ценностных ориентаций, устойчивых убеждений. Данные компоненты формируются в ходе выбора из множества альтернатив в период кризисных состояний, являясь основанием для формирования вектора развития человека, его смысложизненных ориентаций [9].

В исследовании, проведенным Д. И. Савельевым в 2017 году, направленном на диагностику внутреннего конфликта как основного фактора развития кризиса идентичности, участвовало 106 человек. При этом, оценка наличия внутриличностного конфликта велась по показателям самооценки, самообвинения, самопринятия и характера отношений с другими людьми. В результате анализа приведенных шкал и показателей устанавливалось наличие или отсутствие признаков внутреннего конфликта и формировался вывод о наличии у субъекта кризиса идентичности. При этом, автор исследования связывает кризис идентичности с такими сферами жизни, как семья, работа, состояние здоровья, а также оценка своего прошлого и будущего. Очевидно, что кризис идентичности затрагивает практически все сферы жизни человека, но проведенное исследование показывает, что на перечисленные сферы наличие кризиса оказывает наибольшее влияние [9].

В исследовании динамики идентичности у подростков М. Ю. Кузьмина приняли участие 302 ученика 5–8 классов в возрасте 11–15 лет. Для оценки сформированности идентичности у опрошенных автор выделял категории, схожие с выделенными в предыдущем исследовании:

  1. самооценка и оценка субъекта окружающими,
  2. активность,
  3. замкнутость или открытость,
  4. уверенность в своих ценностях и позиции,
  5. устойчивость своего положения относительно окружающего субъекта мира,
  6. уверенность в себе,
  7. умение решать проблемы самостоятельно,
  8. ощущение неоднозначности в восприятии себя и своей позиции. [5]

Для оценки развития перечисленных качеств автор использовал методику «Семантического дифференциала» Чарльза Осгуда. Методика позволяет оценить значимость для испытуемых определенных компонентов, выраженных в понятиях и терминах, демонстрирует их положение в системе ценностей человека, отношение субъекта к самому себе, своему прошлому и будущему и широко применяется при исследованиях различных сторон идентичности человека.

Помимо выделенных факторов, определяющих характер развития идентичности в юношеском возрасте, некоторые авторы считают, что основная причина кризиса идентичности — рассогласование самоидентификации субъекта и того, как его идентифицируют, воспринимают окружающие. Человек не получает возможности адекватно выразить себя, либо же окружающие не могут оценить плоды его самовыражения по достоинству. Порой индивиду трудно самостоятельно определить свое место в окружающем мире, согласовать социальные образы и функции, которые присущи субъекту в данный период времени, оценить свои возможности [6].

Исходя из вышесказанного, можно говорить о кризисе идентичности как о состоянии внутреннего конфликта субъекта, который характеризуется непринятием или смешением социальных ролей, размытостью временных перспектив, а также выбором негативной идентичности. Под негативной идентичностью понимают наиболее опасный или нежелательный тип поведения, характерный для текущей стадии развития человека, но наиболее простой в его усвоении. Кризис идентичности — один из нормативных кризисов, с которыми сталкивается человек в течение своей жизни, зависит от факторов, как личностных, так и социальных, от влияния которых также зависит исход, разрешение кризиса [3]. К таким компонентам относят самооценку и оценку субъекта окружающими, его активность или пассивность, уверенность и самостоятельность, а также положение человека в семье, обществе, в учебном коллективе (так как речь идет о молодых людях 12–18 лет, преобладающей деятельностью на данном этапе является учебная, а не профессиональная занятость).

В наилучшем варианте развития и выхода из кризиса идентичности молодой человек обретает чувство целостности и непрерывности своего существования, тождественности самому себе. Если же кризис идентичности разрешился не так благополучно, велика вероятность развития негативных психических состояний. Среди них — фрустрация, депрессия, замкнутость, высокая агрессивность и недоверие к окружающему миру.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. 1136 с.
  2. Гроф С., Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти / пер. с англ. А. И. Неклесса. М.: Изд-во Трансперсонального Института. 1996 г., 246 с.
  3. Жукова О. И., Жуков В. Д. Кризис идентичности как нормообразующее становление личности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 29–1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/krizis-identichnosti-kak-normoobrazuyuschee-stanovlenie-lichnosti.
  4. Колесов С. Г. Теория Э. Эриксона основных стадий жизненного пути личности и формировaние законопослушного поведения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-e-eriksona-osnovnyh-stadiy-zhiznennogo-puti-lichnosti-i-formirovnie-zakonoposlushnogo-povedeniya.
  5. Кузьмин М. Ю. Динамика идентичности в подростковом возрасте // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Психология». 2015. Т. 13. С. 25–35.
  6. Миронова С. П. Формирование профессиональной идентичности как условие адаптации личности к факторам образовательной среды // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. Серия 12. Выпуск 2. 2012. 7–13 с.
  7. Пантелеева В. В., Арбузенко О. И. Психология кризисных состояний личности / Учебное пособие. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2011. 195 с.
  8. Петросьян С. Н. Кризисное состояние личности как психологический феномен // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2016. № 2 (178). С. 85–92.
  9. Савельев Д. И. Психологическое содержание кризиса идентичности личности // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. № 116. С. 276–283.
  10. Солдатова Е. Л. Нормативные кризисы развития личности взрослого человека: Автореф. дисс. … докт. психол. наук. Екатеринбург, 2007. 43 с.
  11. Трунёва В. А. Сравнительный анализ психологии возрастов Фрейда и Юнга // Вопросы науки и образования. 2017. № 10 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-psihologii-vozrastov-freyda-i-yunga.
  12. Эриксон Э. Детство и общество. Изд. 2-е, перераб. и дополн. / Пер. с англ. СПб.: ООО «Речь», 2000. 416 с.

Основные термины (генерируются автоматически): кризис идентичности, окружающий мир, внутренний конфликт, кризис, социальный параметр, кризисное состояние, негативная идентичность, оценка субъекта, периодизация развития, стадий развития.

Кризис идентичности

Кризис идентичности — это временная нестабильность, которая начинается в подростковом возрасте, когда человек вынужден определить собственную роль в обществе, тем самым вступая во взрослую жизнь. Кто я? Все мы время от времени сталкиваемся с этим вопросом. Мы играем различные роли в обществе, и каждая наша роль помогает нам в дальнейшем развивать личность. Когда мы учимся, мы студенты, затем, работая, мы можем быть врачами, учителями, бухгалтерами, писателями и многими другими. Помимо этих ролей, наши межличностные отношения — мать, сестра, двоюродный брат, супруг и т.д. — также помогают нам сформировать нашу идентичность. Когда мы переходим от одной роли к другой, меняется и наша идентичность; этот временный сдвиг может вызвать тревогу и замешательство. Это состояние растерянности обычно начинается в подростковом возрасте, когда мы выходим из роли ученика и начинаем задаваться вопросом, какова будет наша роль в обществе. Эрик Эриксон описал кризис идентичности в своей теории стадий развития. По его словам, формирование идентичности начинается в детстве, когда человек должен успешно разрешить каждый кризис, такой как автономия, независимость и доверие, прежде чем перейти на следующую стадию развития. Кризис идентичности — это решающий этап формирования идентичности, который становится заметным в подростковом возрасте. Стремление к собственной идентичности и к ее сохранению Эриксон выводит из психоаналитических посылок, стадии личностного развития у него соответствуют в общих чертах фазам психосексуального развития. • Раннее младенчество (до 1 года). Главную роль в жизни ребенка играет мать (кормит, ухаживает, ласкает), в результате у ребенка форми­руется «базовое доверие к миру». Динамика развития доверия зависит от матери. Если женщина тревожна и невротична или ребенку уделяют мало внимания, то формируется базовое недоверие к миру, устойчивый пессимизм. Эмоциональная депривация приводит и к резкому замедлению психического развития. • Позднее младенчество (1-3 года). Связано с формированием ав­тономии и независимости, ребенок начинает ходить, контролировать поход в туалет, приучается к опрятности. Социальное неодобрение от­крывает глаза ребенка на происходящее вокруг него, он чувствует возможность наказания, формируется стыд. В конце стадии должно быть равновесие автоно­мии и стыда. • Раннее детство (3-6 лет). У ребенка возникает убеждение того, что он уже личность. В игре формируются инициативность и предпри­имчивость. Если родители сильно подавляют ребенка, то это замед­ляет формирование инициативности, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувства вины. • Среднее детство (6-12 лет). Возможности развития в рамках семьи исчерпаны, ребенок овладевает знаниями и новыми навыка­ми в школе. Он спокоен и верит в свои силы, но школьные неудачи приводят к появлению или закреплению чувства своей неполноцен­ности, отчаяния, потери интереса к учебе. Если родители лишь руга­ют и наказывают за плохую учебу, чувство неполноценности может закрепиться на всю жизнь. • Отрочество и юность (12-20 лет). У ребенка окончательно формируется «эго-идентичность». Бурный рост и половое созревание создают озабоченность тем, как он выглядит перед другими. Возникает не­обходимость профессионального самоопределения. Если на ран­них стадиях у ребенка сформировались автономия, инициатива, доверие к миру, уверенность в своих силах, то подросток легко на­ходит свое «Я», признание окружающих. В противном случае про­исходит диффузия идентичности, он не может найти свое «Я», не осознает целей и желаний, регрессирует к инфантильным, ижди­венческим реакциям, появляется смутное, но устойчивое чувство тревоги и одиночества. Появляется страх общения, особенно с противоположным полом. • Ранняя взрослость (20-25 лет). Актуальны поиск спутника жизни, укрепление связей со своей социальной группой. Человек не боится обезличивания, появляется чувство близости, сотрудничества, ин­тимности с определенными окружающими людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замы­кается, закрепляются изоляция и одиночество. • Средняя взрослость (25-65 лет). Дальнейшее развитие идентич­ности — идет воздействие со стороны других людей, особенно детей. Они подтверждают, что ты им нужен. Есть любимый труд, есть на кого излить свое «Я». В противном случае — опустошенность, зас­той и косность, психологический и физиологический регресс. • Поздняя взрослость (65 лет и более). Создание завершенной формы эго-идентичности на основе всего пути развития личности, переосмысления всей жизни. Человек должен понять, что жизнь — это неповторимая судьба, и ее надо «принять» такой, какая она есть. Если «принятия себя и жизни» не произошло, то человек чувствует разочарование, теряет вкус к жизни, чувствует, что жизнь прошла зря. Подростковый возраст — это период многих физических, психологических и социальных изменений. Происходит половое созревание, которое влечет за собой множество эмоциональных изменений из-за гормональных сдвигов, выяснение отношений и выбор профессии. Временная нестабильность, которую испытывают подростки, заключается в принятии важных для их жизни решений и попытках попробовать себя в различных идентичностях, чтобы понять, кто они на самом деле и какова их роль в обществе; эта борьба известна как кризис идентичности. Что такое теория идентичности? Согласно Эриксону, идентичность — это сумма «последовательных идентификаций» нашего детства и влияние близких отношений, таких как отношения с родителями. Эрик Эриксон разработал восемь стадий развития, одной из которых является формирование идентичности. Теория идентичности основана на опыте солдат Второй мировой войны, вернувшихся к гражданской жизни и испытавших сильный диссонанс со своей новой идентичностью. Таким образом, теория идентичности была сформирована на основе этого перехода от военной к гражданской жизни, который похож на переход от детства к взрослости для подростков, поскольку и то, и другое требует довольно резкого изменения идентичности. Аналогично тому, как Фрейд придумал психосексуальные стадии развития, Эрик Эриксон объясняет психосоциальный аспект развития. Согласно его восьми стадиям, каждая из них включает в себя проблему или кризис, которые должны быть успешно разрешены, прежде чем переходить на другую стадию для здорового развития. «Идентичность» и «кризис» — это как две стороны одной медали; мы будем испытывать эту непрерывную борьбу на протяжении всей нашей жизни и постоянно менять свою идентичность. Этот кризис, возникающий в подростковом возрасте, называется «путаница между идентичностью и ролью». Путаница между идентичностью и ролью — очень важный этап в жизни человека. Он наступает в возрасте 12-20 лет и преодолевает разрыв между детством и взрослой жизнью. Быстрые телесные изменения в период полового созревания, смена ролей и социальных отношений могут сделать подростков либо более ответственными и готовыми к взрослой жизни, либо более тревожными. Это время в их жизни, когда они готовы раскрыть себя и показать миру свои способности. Значение родителей и учителей в принятии решений снижается, и эту роль начинают брать на себя сверстники. Так, мы иногда видим, как подростки выбирают занятия или карьерный путь только потому, что так делают их друзья, хотя такой путь может и не быть их призванием. Подростки часто экспериментируют с различными социальными ролями, чтобы понять, где они чувствуют себя наиболее комфортно. Половое созревание и подростковый возраст: является ли половое созревание тем же самым, что и подростковый возраст? Кажется, что они означают похожие вещи, не так ли? Однако половое созревание относится строго к физическим изменениям, происходящим в организме в связи с половым созреванием, в то время как подростковый возраст относится к эмоциональным изменениям, происходящим с человеком в связи с физическими изменениями и переходом во взрослую жизнь. Джеймс Э. Марсиа расширил пятую стадию Эриксона — идентичность против ролевой путаницы — на четыре подстадии, варьирующиеся между кризисом и самоотдачей. Идентичность развивается, проходя через такие подстадии, как рассеивание, вытеснение, покой и достижение. Во время рассеивания нет ни кризиса, ни чувства обязательства. Подростки беззаботны и счастливы жить своей жизнью, основываясь на своих импульсах и настроениях, без какого-либо давления при принятии решения о карьере. Проще говоря, они стремятся к счастливой беззаботной жизни. В период временного покоя подростки начинают сталкиваться с кризисом, когда им необходимо принимать решения относительно своей жизни. Однако еще нет никаких обязательств, поскольку они исследуют различные личности и не определились с выбором жизненного пути. В этот момент они открыты для нового опыта. Подростки достигают состояния закрытости, когда они посвящают себя какой-то одной роли, не исследуя различные виды деятельности. Они просто принимают то, что им дают или советуют делать родители. Это может проявляться в согласии присоединиться к семейному бизнесу или посещать ту же школу, что и родители. Подростки достигают успехов, когда они пережили кризис, успешно разрешили его, найдя себя, и приняли свою идентичность. Они понимают, через какие проблемы им пришлось пройти и как эти переживания сформировали их в того человека, которым они являются. Не каждый подросток пройдет через все четыре стадии. Разве вы не знаете некоторых людей, которые никогда не уверены в том, чего хотят от жизни, и при этом остаются беззаботными? С другой стороны, некоторые просто слишком напуганы, чтобы изучать мир, и хотят покорно добиваться всего, что им дают. Тем не менее, важно иметь свою личность, даже если она может быть не самой успешной. Каждому человеку нужен ответ на вопрос «кто я?», и если не удается установить позитивную идентичность путем здорового перехода, то подросток может стремиться к негативной идентичности. Отсутствие идентичности может привести к растерянности и депрессии. Вот почему они могут предпочесть играть роль «преступника», чем вообще не иметь никакой идентичности. Эта делинквентность является результатом неудачного разрешения кризиса идентичности. Поэтому кризис идентичности — очень важный этап развития для каждого человека. Это этап, который может изменить или сломать всю жизнь. Сильное сопротивление родителей тому, что ребенок исследует различные идентичности и отделяется от той, которая ему дана, также может сделать подростков тревожными, что еще больше усложняет разрешение кризиса идентичности.

Определение, причины и способы преодоления

Психоаналитик и психолог Эрик Эриксон разработал концепцию кризиса идентичности, чтобы охарактеризовать фазу экспериментирования и развития идентичности, которую люди переживают в подростковом возрасте.

Период кризиса идентичности приходится на пятую эриксоновскую стадию развития. Во время кризиса человек экспериментирует с разными ролями и идентичностями. В конце этой стадии развития человек либо разрешает кризис и имеет твердую идентичность, либо имеет спутанность идентичности. В теории Эриксона кризис идентичности — нормальная, предсказуемая часть здорового развития.

С тех пор эта концепция стала популярной, и многие люди теперь используют ее для описания любой фазы, на которой человек задает себе вопросы. Например, люди могут сказать, что кризис среднего возраста — это кризис идентичности, что у них кризис идентичности, если они не могут выбрать карьеру, или они могут сообщить о кризисе идентичности после окончания колледжа или другого серьезного изменения в жизни. То есть этот термин теперь имеет два различных значения, и в популярном использовании он значительно изменился по сравнению с его первоначальным значением.

Продолжайте читать, чтобы узнать больше о кризисе идентичности, важности идентичности, причинах и симптомах, советах по преодолению трудностей и советах о том, когда обращаться к врачу.

Согласно восьми стадиям развития Эрика Эриксона, кризис идентичности происходит как часть нормального развития.

Каждый из восьми этапов Эриксона представляет собой конфликт между двумя противоположными ценностями. На пятом этапе, в подростковом возрасте, человек должен выбирать между идентичностью и путаницей идентичности. Этот этап характеризуется кризисом идентичности.

Во время кризиса идентичности человек «примеряет» разные идентичности и способы существования. Они могут подвергнуть сомнению ценности и культурные нормы своей семьи и начать развивать свою собственную систему ценностей и уникальную индивидуальность отдельно от своей семьи.

Термин изменился со временем. В его популярном использовании люди используют его для обозначения любого случая, когда личность человека меняется или когда он ставит под сомнение свою личность. Например, культурные или профессиональные изменения могут спровоцировать кризис профессиональной идентичности.

Чувство идентичности помогает людям взаимодействовать с окружающим миром. Постоянная идентичность может уменьшить замешательство и тревогу, помочь человеку сделать выбор и воспитать значимую самооценку.

Эриксон утверждал, что уверенность в идентичности помогает человеку отвергнуть неконгруэнтную самооценку. Например, человек с сильным чувством идентичности может быть лучше подготовлен к тому, чтобы игнорировать или отвергать травлю. Путаница или неуверенность в идентичности могут привести к проблемам с психическим здоровьем, таким как депрессия и тревога.

Эриксон считал, что важно быть гибким и не стремиться только к сильной идентичности. Это может воспитать фанатизм и негибкость. Вместо этого человек должен быть открыт для изменений в своей идентичности.

В понимании Эриксона развитие сосредоточено вокруг восьми стадий психосоциального развития, которые следуют друг за другом в предсказуемом порядке. Пятая стадия происходит в подростковом возрасте, когда человек сталкивается с кризисом идентичности и должен выбирать между эго-идентичностью и замешательством.

Согласно популярной концепции кризиса идентичности, кризис идентичности может возникнуть после серьезных изменений в жизни или после травмы. Некоторые потенциальные причины могут включать:

  • окончание средней школы или колледжа
  • вступление в брак
  • выход на работу
  • потеря супруга или родителя
  • рождение ребенка

    И в понимании Эриксона, и в популярной концепции кризисы идентичности имеют несколько общих черт. Среди них:

    • изучение новых идентичностей и способов бытия
    • проба различных способов мышления
    • неуверенность в своей идентичности и ценностях
    • размышления о своей роли в мире и в отношениях

    Важно, что в эриксоновском понимании идентичности кризиса такое поведение характерно для подросткового возраста, а не для других стадий развития. Здоровое развитие идентичности требует от подростка разрешения кризиса с чувством идентичности. Это не требует лечения.

    В популярной концепции кризиса идентичности кризис идентичности может иметь дополнительные признаки:

    • серьезное изменение в жизни, такое как окончание колледжа или переживание пандемии COVID-19
    • изменение ценностей или жизненного пути человека
    • изменение в развитии вне подросткового возраста, например, вступление в брак или переход в средний возраст
    • изменение гендерной идентичности

    Как и в понимании Эриксона, это популярное понимание разрешается, когда человек понимает и принимает свою идентичность. Однако, в отличие от эриксоновского понимания, это не обычная часть развития. Человеку может потребоваться лечение для поддержки психического здоровья, чтобы справиться с этим.

    Кризис личности в понимании Эриксона не требует лечения. Эриксон действительно считал, что определенное поведение и эмоции могут быть признаками проблем развития и спутанности личности. Например, депрессия, тревога и другие распространенные проблемы среди молодежи могут быть результатом неразрешенного кризиса идентичности.

    Люди, испытывающие проблемы с самоидентификацией, могут найти поддержку в терапии. Во время терапии человек может прояснить свои ценности, обсудить свою историю, восстановить или развить новую идентичность и получить поддержку при тревоге и стрессе, которые иногда сопровождают кризис идентичности.

    Кризис личности не является диагнозом психического здоровья и не требует лечения. Однако у некоторых людей могут развиться психические расстройства во время кризиса идентичности или обнаружить, что их кризис идентичности усугубляет ранее существовавшее состояние психического здоровья. Лекарства, особенно вместе с терапией, могут помочь.

    Некоторые состояния, похожие на кризис идентичности, включают:

    • Кризис среднего возраста: Кризис идентичности в среднем возрасте.
    • Кризис четверти жизни: Кризис идентичности, который часто случается в возрасте 20 лет, когда человек начинает карьеру или заканчивает колледж.
    • Кризис профессиональной идентичности : Кризис, возникающий, когда человек не уверен в своей карьере.
    • Гендерная дисфория: Чувство дискомфорта из-за пола, присвоенного человеку при рождении, что может включать желание жить как другой пол.
    • Расстройство адаптации: Интенсивная стрессовая реакция на стресс или травму.

    Узнайте больше о расстройстве адаптации здесь.

    Некоторые стратегии преодоления кризиса идентичности включают:

    • Изучение различных идентичностей и способов существования. Чтение новых книг, просмотр телевизора, посещение различных религиозных церемоний и другие стратегии изучения личности могут помочь. Эта стратегия также может сделать различные идентичности более приемлемыми.
    • Взаимодействие с разными людьми. Узнайте об их жизни и спросите об их опыте. Это может помочь в развитии осмысленной идентичности.
    • Рассмотрение того, как культурные и семейные нормы влияют на личность человека. Взвесьте, какие аспекты человек хотел бы принять, а какие отвергнуть.
    • Обращение за поддержкой к близким, которым доверяют, или к терапевту.
    • Понимание того, что никто другой не может и не должен устанавливать личность человека.
    • Воспринимать кризис как шанс развить осмысленное чувство идентичности и цели.

    Кризис идентичности не является диагнозом психического здоровья или медицинской проблемой. В эриксоновском понимании это естественная стадия развития. Лечение не требуется, если у человека разрешается кризис и не развивается спутанность личности.

    Человек может подумать о том, чтобы поговорить с врачом или специалистом в области психического здоровья, если он:

    • испытывает сильную неудовлетворенность или путаницу в отношении своей личности
    • нуждается в поддержке психического здоровья для преодоления кризиса идентичности
    • испытывает сильную тревогу или депрессию
    • есть мысли о членовредительстве

    Профилактика самоубийств

    Если вы знаете кого-то, кто подвергается непосредственному риску членовредительства, самоубийства или причинения вреда другому человеку:

    • Задайте сложный вопрос: «Вы думаете о самоубийстве?»
    • Слушайте человека без осуждения.
    • Позвоните по номеру 911 или по местному номеру службы экстренной помощи, или отправьте текстовое сообщение РАЗГОВОР на номер 741741, чтобы связаться с обученным кризисным консультантом.
    • Оставайтесь с человеком, пока не прибудет профессиональная помощь.
    • Постарайтесь убрать любое оружие, лекарства или другие потенциально опасные предметы.

    Если у вас или у кого-то из ваших знакомых возникают мысли о самоубийстве, вам может помочь горячая линия по профилактике. 988 Suicide and Crisis Lifeline доступен 24 часа в сутки по телефону 988. Во время кризиса слабослышащие люди могут воспользоваться предпочитаемой службой ретрансляции или набрать 711, а затем 988.

    Щелкните здесь, чтобы получить дополнительные ссылки и местные ресурсы.

    Кризис идентичности — типичная стадия развития, с которой, в понимании Эриксона, должен столкнуться каждый. За пределами концепции Эриксона кризисы идентичности остаются обычным явлением, и некоторые люди переживают несколько кризисов в течение жизни.

    Кризис идентичности не обязательно негативен. Это может побудить человека задуматься о своих ценностях и месте в мире, принять новые ценности и понять свои отношения с другими. Однако этот процесс может вызвать стресс, и у людей, которые чувствуют себя застрявшими, может развиться путаница идентичности. Если это произойдет, им следует обратиться за консультацией по психическому здоровью.

    Разговоры с поддерживающими их близкими или терапевтом также могут помочь людям справиться с кризисом идентичности.

    Эрик Эриксон на стадии подросткового возраста, идентичности, кризиса идентичности

    Содержание статьи

    Эрик Эриксон дал психосоциальную теорию развития. Он предположил, что люди мотивированы на достижение компетентности в различных областях жизни. Эриксон объяснил в своей теории, как на нашу личность влияет социальный опыт, который мы получаем на протяжении всей жизни.

    Он описал восемь стадий психосоциального развития. На каждом этапе человек переживает психологический кризис, который может привести к положительным или отрицательным результатам. Человек может полностью раскрыть свой потенциал во время кризиса или потерпеть неудачу.

    Люди проходят ряд стадий по мере того, как они растут и меняются на протяжении всей жизни. На каждом этапе люди сталкиваются с конфликтом развития, который необходимо разрешить, чтобы успешно развить основную добродетель этого этапа.

    Стадии психосоциального развития:

    Подростковый возраст является решающим периодом в развитии.

    На пятой стадии развития Эриксона обсуждается конфликт, с которым сталкиваются подростки — идентичность и смешение ролей. Этот этап наступает примерно в возрасте от 12 до 18 лет. Подростки стремятся исследовать свою личную идентичность и самоощущение.

    «Кто я?»

    Вопрос, который очень часто задают подростки.

    Это период жизни, когда они переходят от детства (когда им говорили, что делать и чего не делать) к взрослой жизни (когда они должны знать, что правильно, а что нет). Это этап, когда им нужно многое понять о себе. Основным элементом является развитие личности. Им нужно исследовать свои идеи, убеждения, мнения об ученых, отношениях и многом другом. Благодаря социальному взаимодействию сознательное ощущение себя также развивается благодаря различным новым переживаниям и повседневным взаимодействиям в жизни. Подростки должны выяснить, какие роли они будут занимать во взрослой жизни.

    На этом этапе может возникнуть одна из двух альтернатив:

     

    Личность:

    Человек может быть сбит с толку, не уверен в жизненных обстоятельствах. Им необходимо определить приоритеты в жизни (карьера, отношения, общество) и поставить цели для их достижения во взрослом возрасте. При соответствующем поощрении и поддержке со стороны социального окружения им удастся понять свою личную идентичность, и у них появится четкое представление о себе.

    Согласно Би (1992), в конце этой стадии должно произойти «реинтегрированное ощущение себя, того, что человек хочет делать или кем он хочет быть, и своей соответствующей половой роли».

     

    Путаница ролей-

    Когда человек остается неуверенным в своих желаниях, убеждениях и ролях, он может остаться с чувством замешательства или неуверенности в себе и в будущем. Они могут не знать, какой путь выбрать и чего избегать. Эта путаница ролей может продолжаться даже во взрослом возрасте. Подростки могут быть нерешительными, могут не активно искать свою личность или могут быть вынуждены родителями соответствовать их идеологиям, такие вещи приводят к более слабому самоощущению. Подростки, которые борются за сознательное принятие положительной роли в своей жизни, борются и в будущем.

     

    Кризис идентичности

    Идентичность была описана Эриксоном как «субъективное ощущение, а также наблюдаемое качество личного тождества и преемственности в сочетании с некоторой верой в тождество и преемственность некоторого общего образа мира. Как качество бессознательной жизни это может быть блестяще очевидным в молодом человеке, который нашел себя, как он нашел свою общность».

    Термин «кризис идентичности» был введен Эриксоном. Развитие чувства идентичности является важной частью подросткового возраста, но он не считал, что формирование и рост идентичности ограничиваются только подростковым возрастом. Вместо этого он считал, что идентичность — это то, что меняется и растет на протяжении всей жизни, когда люди сталкиваются с новыми проблемами и решают разные проблемы.

     

    Некоторые общие вопросы, которые могут задать подростки

    Чем я отличаюсь от своих родителей? Или братья и сестры?

    Верю ли я в Бога?

    Верю ли я в духовность?

    Хочу ли я идентифицировать себя как мальчик/девочка/ни один из них?

    Кто меня привлекает?

    Каковы мои таланты? В чем я хорош?

    Мне больше нравится быть одному или с другими?

    Какие предметы в школе/колледже меня больше всего интересуют?

    Как я буду зарабатывать на жизнь?

    Какова моя роль в мире как человека? Как я буду способствовать?

     

    Заключение

    Поиск себя – необходимость. Если мы не знаем себя, если мы не знаем своих симпатий и антипатий, если мы не понимаем своих мыслей и чувств, как мы можем понять мысли и чувства других и как мы можем ожидать, что другие поймут нас?

    «Будь собой; все остальные уже заняты. » – Оскар Уайльд

    Ссылки

    /what-is-an-identity-crisis-2795948

    https://www.simplypsychology.org/Erik-Erikson.html

     

    Другие важные статьи

    • 3 минуты прочтения: Узнайте о диссоциативном расстройстве личности
    • Творчество – внутренняя сила; Важность творчества
    • Что такое мотивация; Значение, важность
    • Пять распространенных проблем с психическим здоровьем у подростков
    • ДИСОЦИАТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА: определение, симптомы, типы, распространенность
    • Меня лишили личности

    Кризис идентичности (Определение + примеры)

    У вас когда-нибудь был кризис идентичности?

    Если вы думаете, что сами не сталкивались с подобным, возможно, вы видели его в кино или на телевидении. Может быть, звезда вашего любимого телешоу берет эпизод, чтобы «бунтовать» и принять совершенно новый образ. Но кризисы идентичности не только для телевидения. Это настоящее явление в психологии!

    Что такое кризис идентичности?

    Кризис идентичности возникает во время психосоциального развития. Во время кризиса подросток часто борется с ожиданиями, которые возлагают на него родители, учителя или общество. «Кризис» разрешается только после того, как человек почувствует себя более уверенным в том, кто он есть.

    Как долго длится кризис идентичности?

    Кризис идентичности можно красиво осветить в телесериале или двухчасовом фильме, но так бывает не всегда. Кризис личности может длиться годами.

    Кто придумал термин «кризис идентичности?»

    Немецко-американские психологи Джоан и Эрик Эриксон ввели термин «кризис идентичности» и разработали «Этапы психосоциального развития» Эриксона. Работа Эриксона вдохновила многих в области психологии, побудив других глубже изучить кризисы идентичности и типы кризисов, которые они могут испытать.

    Почему возникает кризис идентичности?

    Прежде чем Эриксон написал свою теорию психосоциального развития, он изучал Фрейда. Наряду со «Стадиями психосексуального развития» Фрейд был известен своей теорией эго, суперэго и ид.

    Эриксон переопределил роль эго в своей работе. Он считал, что эго делает гораздо больше, чем просто посредник между внутренним и внешним миром человека. Эго, по Эриксону, имеет решающее значение для самосознания человека и его восприятия окружающего мира. Эго человека помогает сформировать личность человека, когда он исследует и понимает свое место в мире.

    Кризис идентичности на стадиях психосоциального развития

    Так когда же все это происходит? Эриксон считал, что кризис идентичности происходит в подростковом возрасте (12-18 лет). Человек, переживающий кризис идентичности, находится на пятой стадии психосоциального развития и уже пережил четыре «кризиса». Если они успешно завершили эти этапы, они доверяют миру и имеют уверенность, чтобы действовать и принимать решения самостоятельно. Если они не завершили эти этапы успешно… кризис идентичности может ударить немного сильнее.

    Пример кризиса идентичности

    В возрасте от 12 до 18 лет подростки начинают осознавать, что они занимают большее место в мире. Они понимают важность усердной работы и успеха… но ради чего? Роль человека определяет его цели и то, ради чего он готов работать. Если эта роль не определена, подростку может быть трудно принять решение о том, над чем он хочет работать во взрослой жизни и как он хочет вести себя в средней и старшей школе.

    Итак, они вступают в кризис: идентичность и смешение ролей. Эриксон заметил, что на этом этапе подростки, казалось, боролись с двумя идентичностями: профессиональной идентичностью и сексуальной идентичностью.

    Если человек завершит этот этап, он почувствует себя уверенным в том, кто он есть и в своем месте в мире. Однако до тех пор, пока этап не будет завершен, подросток может чувствовать себя некомфортно из-за того, кто он есть, и действовать, чтобы выполнять определенные роли.

    Идентичность, молодежь и кризис: контекст для этой теории 

    Эриксон писал о кризисе идентичности в конце 60-х. Он собрал все свои работы, посвященные кризису идентичности, в книгу под названием «Идентичность, молодость и кризис». Если вам интересно узнать больше о подходе Эриксона к кризису идентичности, я предлагаю посмотреть здесь.

    Это книга, которую вы можете взять и прочитать только одну главу. Книга представляет собой просто сборник его работ на протяжении всей его карьеры. В то время как одни обсуждают идеи психологии эго, другие обсуждают людей, принадлежащих к разным группам, и кризис их идентичности. 1960-е годы стали поворотным моментом в американской истории для женщин и меньшинств. В это время происходили сексуальная революция и Движение за гражданские права. Общество начало менять свое представление о том, кто женщина или афроамериканец в американском обществе.

    С 1960-х годов многое изменилось. То, как женщины, меньшинства, ЛГБТ и т. д. формируют свою идентичность, изменилось. Но хотя общество возлагает на эти группы людей разные ожидания, одно остается неизменным. Все подростки должны изучить и принять идентичность, если они хотят завершить этот этап и двигаться дальше в своем психосоциальном развитии.

    Две стадии кризиса идентичности Эриксона

    Эриксон считал, что кризис идентичности состоит из двух частей: формирование идентичности и интеграция идентичности.

    Формирование идентичности — это процесс, в ходе которого кто-то осознает свою идентичность и начинает навешивать на нее ярлык. Может быть, они сомневаются в своей сексуальности. Может быть, они смотрят на свой биологический пол, и это влияет на то, какую профессию они хотят выбрать. В процессе формирования личности человек может открывать себя. (По крайней мере, они так думают.)

    Интеграция личности пытается подтвердить то, что человек обнаружил. Во время интеграции идентичности подросток включает то, что он обнаружил, в свою повседневную жизнь. Может быть, они начинают встречаться с людьми противоположного или того же пола. Или они отказываются от хобби ради деятельности, которая будет поддерживать их будущую карьеру.

    Будем надеяться, что процессы формирования личности и интеграции пройдут гладко. Подросток обнаруживает свою индивидуальность, включает ее в свою жизнь и чувствует уверенность в своем месте в мире. В других случаях они чувствуют себя некомфортно, и позже им приходится заново исследовать свою личность.

    Джеймс Марсия и теория статуса идентичности

    Джеймс Марсия рассмотрел эту идею и сформулировал собственную теорию, вдохновленную Эриксоном. Теория статуса идентичности Марсии рассматривала четыре стадии формирования идентичности. Эти этапы можно разбить на исследование подростком своей идентичности и на то, насколько уверенно он себя чувствует в этой идентичности.

    Распространение идентичности — это то, с чего начинают большинство людей. Они не исследовали свою идентичность и не уверены в своей идентичности. Здесь предстоит проделать большую работу.

    Возможно, подросток выбирает личность без особых исследований. Они вступают в стадию выкупа личных данных. После интеграции идентичности в свою жизнь они могут обнаружить, что их идентичность не так надежна и что необходимы дополнительные исследования.

    После того, как подросток глубже изучил свою личность, он может войти в стадию моратория на личность. Они еще не привержены и не уверены в своей идентичности, но они провели некоторое исследование и открыты для другого опыта.

    К концу кризиса идентичности подросток должен находиться на стадии достижения идентичности. Они знают, кто они. Они знают, что хотят делать со своей жизнью. Они преданы делу и уверены в себе из-за высокого уровня исследования и опыта, над которым они могут размышлять. По словам Эриксона, на этом этапе завершается этап «Идентификация против смешения ролей», и они готовы перейти к следующему этапу развития.

    Теодор Т.

    Теодор — профессиональный преподаватель психологии с более чем 10-летним опытом создания образовательного контента в Интернете. «Практическая психология» начиналась как полезный сборник статей по психологии, чтобы помочь другим студентам, который расширился до канала Youtube с более чем 2 000 000 подписчиков и онлайн-сайта с более чем 500 сообщениями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *