Кризис в психологии это – Психологический кризис — это… Что такое Психологический кризис?

Кризис это в психологии. Кризис

Кризис это в психологии. Кризис

от греч. krisis — решение, поворотный пункт, исход) — 1) тяжелое переходное состояние, вызванное болезнью, стрессом, травмой и т. п.; 2) эмоционально значимое событие или радикальное изменение статуса в персональной жизни. К. различаются по длительности и интенсивности кризисного состояния. В психологии встречаются упоминания трех типов: невротические, кризисы развития и травматические. Невротические К., предпосылки которых складываются, как правило, в детстве (см. Возраст), могут прогрессировать даже без изменения внешних условий. Типичным является образование порочного круга внутренних защитных конфликтов, производных от основного конфликта, которые создают субъективное ощущение безвыходности и тупика, а объективно приводят к дезадаптации личности (З. Фрейд, К. Хорни). К. развития или возрастные К. возникают при переходе от одной возрастной ступени к другой и связаны с системными преобразованиями в сфере социальных отношений, деятельности и сознания (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Это относительно небольшие по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Форма, длительность и острота К. может значительно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей ребенка, социальных и микросоциальных условий, педагогической системы в целом. Ряд исследователей считают возрастные К. нормативным процессом, обусловленным логикой личностного развития и необходимостью разрешения основного возрастного противоречия (З. Фрейд, Э. Эриксон, Л. Выготский, Л. Божович). Другие — видят в К. девиантное, злокачественное проявление (С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец). Значительно менее изучены К. зрелых периодов жизни и старости. Известно, что такие поворотные пункты возникают значительно реже: перестройки смысловых структур сознания и переориентация на новые жизненные задачи, ведущие к смене характера деятельности, происходят, как правило, более скрыто (Э. Эриксон, Ш. Бюллер, П. Жанэ, Б. Ливерхуд). К. травматические возникают в ответ на психотравмирующую ситуацию (см. Психическая травма) и зависят от ее личностной оценки и степени субъективной значимости. Личность и событие взаимно преломляются (К. Левин). Существуют также определенные личностные предиспозиции к кризисным реакциям (А. Амбрумова, Н. Кфир). Кризисы этого типа могут проявляться в форме острой реакции на непредвиденное несчастье, трагическую потерю или невосполнимый ущерб, горесть. Как психологический феномен К. рассматривается: 1) как социально-психологическая ситуация; 2) как особое состояние, имеющее свои субъективные и объективные характеристики; 3) как процесс переживания. Как социально-психологическая ситуация К. рассматривается в ряду таких явлений, как «временное отклонение», «хроническое отклонение» и «слом». Как особое состояние К. проходит 3—4 стадии: шок и оцепенение (игнорирование травмирующих событий), осознание действительности и поиск смысла (гнев, чувство несправедливости, попытки «разрушить реальность»), острое горе и отчаянье (душевная боль, трудности концентрации, утрата энергии), реорганизация и рождение нового (создание образа памяти). К. как процесс переживания понимается как поворотный пункт в реализации своего жизненного пути, внутреннего замысла своей жизни (Ф. Василюк). Он начинается с развертывания борьбы мотивов в процессе осуществления жизненного замысла и достигает апогея, когда индивид все так же остро ощущает актуальность своего сорвавшегося замысла и уверен в невозможности его реализации. Можно выделить две формы К.: в первом случае К. — это испытание, выйдя из которого человек сохраняет свой жизненный замысел, во втором — такая возможность утрачена и требуется метаморфоза личности, принятие нового жизненного замысла. Проблема оценки тяжести критической жизненной ситуации может получить разрешение при подходе к внутреннему миру человека как иерархическому соотношению «жизненных миров», в каждом из которых «К.» приобретает различный вес и глубину.

Кризис это поворотный момент развития из которого человек может выйти. Основные понятия теории Эриксона

Представления Эриксона о развитии Эго в основном изложены в книгах «Детство и общество» (1950), «Идентичность: кризис юности» (1968), «Идентичность и жизненный цикл» (1979), «Зрелость» (1979), «Жизненная вовлеченность в старости» (1986) и др. Уже из названий книг явствует, что центральное понятие для Э. Эриксона – «идентичность». Приобретение идентичности, становление Я-концепции, образа Я в современном мире более важны для молодежи, чем проблема сексуальности в фрейдовском понимании.

Личностная идентичность – набор черт или индивидуальных характеристик (постоянных или хотя бы преемственных во времени и пространстве), который делает человека подобным самому себе и отличным от других людей, это «самая сердцевина, ядро» личности. Эго-идентичность – это субъективное чувство целостности собственной личности, непрерывности и устойчивости собственного Я.

Групповая идентичность – чувство принадлежности к данной социальной группе. Эго-идентичность и групповая идентичность формируются прижизненно и согласованно.

Одним из важных механизмов формирования идентичности Эриксон считает ритуализации) – повторяющиеся формы поведения, осуществляющие взаимосвязь людей, обмен сообщениями. Ритуализация имеет врожденную основу, постепенно усложняется и обогащается на протяжении жизни.

Центральное положение теории Эриксона состоит в том, что каждый человек на протяжении жизни проходит восемь стадий, на каждой из которых ему выдвигается социальное требование. Проблема, встающая перед индивидом в его социальном развитии, создает кризисную ситуацию. Кризис – это поворотный момент развития, из которого человек может выйти как более адаптированным, сильным, так и ослабленным, не справившимся с решением конфликта. Успешное разрешение кризиса связано с установлением определенного компромисса между крайностями, между противоположными состояниями сознания, баланса в пользу позитивного компонента. Благоприятный результат – включение в Эго нового позитивного качества (например, инициативности или трудолюбия). Но исход конфликта может оказаться и неудачным, и тогда в структуру Эго встраивается негативный компонент (базовое недоверие или вина). Неразрешенная задача переносится на следующую стадию, где справиться с ней тоже возможно, но это гораздо труднее и требует большего напряжения сил. Таким образом, люди преодолевают характерные противоречия стадий с разным успехом и с разной скоростью – в этом состоит эпигенетический принцип концепции Эриксона.

Основные признаки которыми характеризуется метод воспитания. Процесс воспитания и его результаты

Воспитание — процесс целенаправленного и систематического воздействия на развитие человека. Наряду с обучением категория воспитания является одной из основных в педагогике.

Выделяют:

  • воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействия наличность со стороны общества в целом, т.е. отождествляя воспитание с социализацией;
  • воспитание в педагогическом смысле как существующая наряду с обучением разновидность педагогической деятельности, специально направленная на формирование качеств личности: убеждений, умений, навыков и т.п.;
  • воспитание, трактуемое еще более локально, как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи, например: умственное воспитание, нравственное, эстетическое и т.п.

Факторы воспитания — представление, утвердившееся в современной педагогике, согласно которому процесс воспитания представляет собой не только прямое воздействие воспитателя на воспитанника, но и взаимодействие различных факторов: индивидов, конкретных людей, воспитанников; микрогрупп, трудовых и учебных коллективов; опосредованно различных социальных институтов.

В качестве важнейшего результата воспитания признается готовность и способность к самовоспитанию.

Умение — способность выполнять какие-либо действия по определенным правилам и с хорошим качеством. Причем эти действия не достигли еще уровня автоматизма, когда умения превращаются в навыки.

Навык — способность к автоматически выполняемому действию, не требующему сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.

Убеждение — это:

  • прием воспитания, состоящий в эффективной передаче сообщения, точки зрения одного человека другому;
  • осознанная потребность личности, побуждающая се действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями;
  • совокупность убеждений в виде философских, религиозных, этических взглядов, образующих мировоззрение человека.

Основа убеждения — знания, но они не переходят в убеждения автоматически. Для их формирования необходимо единство знаний и особого отношения к ним, как к тому, что бесспорно отражает действительность и должно определять поведение. Убеждение связано с прочувствованием знаний. Убеждения делают поведение человека последовательным, логичным, целеустремленным.

Поведение — совокупность реальных действий, внешних проявлений жизнедеятельности живого существа, в том числе человека. Поведение человека обычно оценивается с точки зрения его соответствия общепринятым правилам и нормам как удовлетворительное, неудовлетворительное, примерное. Поведение человека выступает как внешнее выражение его внутреннего мира, всей системы его жизненных установок, ценностей, идеалов. Задача преподавателя, руководителя состоит в коррекции нежелательного поведения с учетом особенностей формирования внутреннего мира конкретного человека, его индивидуальных черт.

Метод воспитания — система взаимосвязанных действий воспитателя и воспитуемых, обеспечивающих усвоение содержания воспитания. Метод воспитания характеризуется тремя признаками: конкретным содержанием воспитательной деятельности; определенным способом его усвоения; специфической формой взаимодействия участников воспитательного процесса. В каждом методе выражается своеобразие этих признаков, их совокупность обеспечивает достижение всех целей и задач воспитания.

В отличие от методов обучения воспитательные методы способствуют не столько усвоению знаний, сколько приобретению опыта использования уже полученных в процессе обучения знаний, формированию на их основе соответствующих умений, навыков, привычек, форм поведения, ценностных ориентаций.

Выбор наиболее эффективных методов воспитания определяется содержанием воспитания, особенностями воспитанников, способностями и возможностями воспитателя.

Система воспитания — целостный комплекс, образуемый совокупностью средств и факторов воспитания, в состав которого входят цели воспитания, его содержание, методы. Существует две основные системы воспитания: гуманная и авторитарная. Установками гуманной системы воспитания является формирование творческих способностей личности, ее критического отношения к себе и другим. Авторитарная система воспитания ориентирована на подавление творческих способностей, обеспечение слепого подчинения людей авторитетам. Гуманистическая система воспитания является продуктом демократических режимов, утверждающих идеалы приоритета личности над обществом, укрепления ее прав и свобод. Авторитарная система воспитания является продуктом авторитарных режимов, утверждающих идеал приоритета общества, государства над личностью, ограничения ее прав и свобод.

psihologiyaotnoshenij.com

Возрастные кризисы в психологии. Смысл кризисов

Кризисные периоды жизни могут совпадать с кризисными периодами в развитии человека. Возрастные кризисы


Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу…

Природа человека устроена так, что каждый из нас на своем жизненном пути проходит через целый ряд возрастных кризисов. Определенные этапы нашей жизни, как времена года последовательно сменяют друг друга, и в соответствии с ними мы претерпеваем изменения — то наполняемся, то иссякаем, то оживляемся, то затихаем. Эти этапы и переходы, связанные с ними, есть проявление пульсации жизни в нас.

Мы проходим жизненные вехи — рождаемся, расцветаем, наполняемся жизненной силой, которая постепенно ослабевает и угасает. Это естественные процессы, естественные циклы — взросление, развитие, увядание, которым все подчиняется.

Подчиняемся ли мы этому естественному порядку? Готовы ли мы принимать его вызовы, насколько мы расширяем свое сознание, чтобы вместить в себя то новое, что приносит нам переменчивая жизнь. Чем острее мы сопротивляемся этому естественному порядку, тем болезненнее проходит кризис середины жизни.

Возрастные кризисы в психологии — смысл кризисов — стабильные и кризисные периоды развития

Кризис развития — особый момент в человеческой жизни, момент выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и отставанием, он не обязательно осознается, лишь спустя некоторое время человек осознает, что этот этап пройден. Кризис несет некоторую опасность для нас, но дарует также и возможности. И сухой остаток кризиса в очень большой степени определяется нашим внутренним выбором, осознанным или нет.

Все возрастные кризисные этапы, начиная с детского возраста и до периода зрелости, приносят неудобства и выводят нас из привычной зоны комфорта, побуждая двигаться в неизвестное, а это всегда страшно и неудобно. До этого мы освоили какое-то жизненное пространство, мы развили какие-то качества, научились получать удовольствие от каких-то вещей, наработали необходимые ресурсы. Наступление кризисного периода заставляет нас менять привычное существование, покинуть насиженное место, осваивать новые пространства и цели. Кризисный период становится проблемой тогда, когда мы не хотим выходить из зоны комфорта.

Наши биологические часы тикают неустанно, на пути от детства к старости мы меняемся год от года. Когда-то эти перемены происходят почти незаметно и постепенно, когда-то — резко и интенсивно. В стабильные периоды (литические) изменения, происходящие с нами постепенны и умеренны. Критические периоды характеризуются резкими качественными скачками. Т.е. развитие человека происходит через качественно различные стадии, которые можно сгруппировать в два типа: критические и стабильные периоды.

Стабильный период развития характеризуется медленным накоплением, мы накапливали необходимые ресурсы, осваивали жизненное пространство, до которого могли дотянуться, выгораживали свою зону комфорта, т.е. определяли, что для нас комфортно, а что — нет, и в соответствии с этим организовывали свою жизнь. До кризиса мы что-то получали от жизни, в нас что-то вкладывали, мы жили в определенности и стабильности, и теперь, с наступлением кризиса, приходит пора реализовать накопленный потенциал, семя должно расцвести в цветах.

Кризис характеризуется резким качественным скачком в развитии, т.к. происходит важный момент в жизни человека — смена качественной стадии развития, переход на следующий этап жизни, который требует от человека нового понимания себя, расширения аспектов собственной идентичности, переформулирования жизненных задач, стоящих перед ним.

Любой возрастной кризис обеспечивает возможность перехода на новый этап развития. И как было уже отмечено, кризис — это всегда дискомфорт, но таковы законы развития — развитие возможно только через боль и преодоление дискомфорта, иначе мы не развиваемся. Мы знаем закон, что если нет сопротивления, нет и движения. При благополучном прохождении кризиса у нас формируется новое самосознание, мы строим новые взаимоотношения с окружающим миром.

Чем же так неудобен кризисный период? Так как социальная ситуация, в которой мы находимся, ставит перед нами новые усложняющиеся на каждом возрастном этапе задачи, мы сталкиваемся с потребностью в новых ресурсах, которыми пока не обладаем, от нас требуется то, чего пока у нас нет. Это является причиной того, что в каждом критическом периоде наша самооценка становится неустойчивой. Плюс ко всему еще, в целом, современная ситуация характерна тем, что возросла сложность мира, и от нас требуется развитие разноплановых качеств, конкурентоспособность, выносливость нервной системы, в то же время гибкость и хорошая адаптивность. На кризисе мы оказываемся уязвимыми.

В кризисный период должны быть сформированы психологические новообразования, которые позже станут завоеваниями стабильной фазы развития, войдя в структуру психики человека, т.е. когда человек их полностью ассимилирует и освоит как инструмент. Момент, пока эти новообразования еще не вошли в структуру психики, но их надо в себе удерживать, психологически сложен. Он требует больших психоэнергетических затрат и усилий. Этим и отличается сложность всех кризисных периодов.

Начиная с младенческих лет и до самой старости, человек в определенные моменты сталкивается с накоплением неких противоречий текущего этапа развития, которые прорываются через кризис и должны быть преодолены, человек вырастает из коротких штанишек предыдущего этапа жизни. Кризис знаменует собой новое рождение, в процессе которого осуществляется преемственность идей, движение, раскрытие новых аспектов идентичности, рост, формирование новых взаимоотношений с окружающим миром. Мы должны выносить новые идеи, которые помогут нам понимать себя и жить дальше.

Когда ребенок появляется на свет, он переживает первый в своей жизни кризис — кризис новорожденности. Т.е. уже в момент рождения ребенок проходит через кризис, смысл которого — возможность индивидуального существования, индивидуальной психической жизни, основой которой является психофизиологическая готовность ребенка к существованию в этом мире. Из медицинской статистики известно, что пик детской смертности приходится именно на кризис новорожденности.

Цикличность жизни. Кризисы детского и подросткового возраста

Существуют определенные общие закономерности в развитии людей. Развитие происходит на протяжении всего жизненного цикла человека и имеет сложную организацию во времени. Каждый жизненный этап (т.е. этап в нашем развитии) ставит перед нами свои особенные задачи.

Любой критический период имеет свою специфичность и сензитивен к формированию того или иного психологического новообразования, т.е. когда человек обладает максимальной способностью к освоению тех или иных знаний, навыков, способностей.

Для более объемного понимания феномена развития мы рассмотрим кризисы, характерные для детских возрастов.

Кризис одного года. Ребенок еще в коконе, в диаде — мать-дитя. Если к этому времени сформировано чувство базовой безопасности, доверие к миру ребенок все больше исследует окружающий мир, может уже побыть без мамы. Важность освоения предметного мира и окружающего пространства. Это критический период для развития речи, в рамках овладения предметом ребенок осваивает речь, поэтому очень важна ситуация общения ребенка с мамой. Эмоции еще на уровне аффекта — все надо немедленно, с этим связан дебют воли — гипобулические реакции, резкие проявления.

Кризис трех лет. Первый опыт сепарации/индивидуации. У ребенка формируется ощущение собственной отдельности, внутренней структуры самоощущения собственного «я». Теперь мое «я» отдельно от «я» матери. В этот период развивается гордость за достижения, он гордится тем, что может делать что-то сам — «Я сам». Позже это новообразование включается в очень сложную структуру — «Я-концепцию» человека, в систему формирования мотивационной сферы, способствуя развитию чувства собственного достоинства. Если такое самоощущение у ребенка не сформировано, он будет ощущать себя пустым, неинтересным самому себе, ущербным, недостойным уважения, тотально зависимым.

Кризис семи лет. Сглаженный в проявлениях, но очень значимый. Начинается процесс социализации ребенка. Ребенок приступает к учебной деятельности, т.к. в этот период происходит формирование лобных долей головного мозга, что дает возможность развития способности к произвольности и самоконтролю. Готовность к обучению определяется также способностью к интеллектуализации аффекта и обобщению переживаний, что дает возможность управлять эмоциями, с этого момента ребенок может переосмыслять эмоции, способен скрывать чувства, тайно переживать.

Подростковый кризис. В подростковом возрасте человек вступает в принципиально иную фазу жизни. Это супер кризис. Здесь обостряются противоречия всех предыдущих стадий развития — причем все сразу. Подросток должен выполнить массу задач: справиться с недоработанными задачами предыдущих периодов, выкристаллизовать свое собственное Я, отделиться от родителей, найти свой коллектив, стать автономным и при этом сохранить отношения. Это время между двумя мирами — миром детства и миром взрослых, мир детства уже выталкивает подростка, а мир взрослых еще не принимает, в этом заключается драма этого периода. Главная задача — завоевать автономию и сделать выбор — выбрать дорогу, по которой он пойдет по жизни. Формируются его ценности и взгляды, «я-концепция» — представление о себе, своих талантах и способностях, негативных сторонах, самооценка. Для решения этих очень сложных задач подростку важно понять, в чем его уникальность.

Выход из детства, взросление не означает то, что мы полностью сформированы и кризисы нам не грозят. Во взрослой жизни также есть критические периоды, в которых определяется наше дальнейшее развитие. И кризис среднего возраста — наиболее яркий и кардинальным образом влияющий на дальнейшую жизнь человека, определяющий его приоритеты и направление. Это кризис аутентичности, т.е. соответствия самому себе, т.е. насколько мой образ жизни, мои цели, профессия, семья, отношения соответствуют моим самым глубинным запросам и потребностям.

Читать далее о возрастных кризисах (кризис среднего возраста):

Кризис среднего возраста как поиск себя. Как преодолеть этот кризис

Выход из кризиса среднего возраста — возможность быть собой

golenevalada.ru

Личностный кризис — Психология Дома Солнца

Поэтому личностные кризисы — нормальные, неминуемые этапы развития. Смена устаревшего редактора реальности.

К сожалению, иногда случается так, что личность не может справиться с грядущими изменениями, никак не может перейти в новое качество, которого требует от неё собственный внутренний мир или обстоятельства внешней жизни. Часто это связано с так называемыми «деформациями личности», которые затрудняют переформатирование внутреннего редактора реальности. Тогда говорят о патологическом течении кризиса, и в этом случае требуется экстренная помощь психолога: кризис сам по себе – период крайне непростой, который при наличии осложняющих обстоятельств, увы, может стать смертельным.

В психологии выделяют несколько видов кризисов: ситуативные, возрастные, экзистенциальные и духовный.

Ситуативные кризисы

С ситуативными всё наиболее понятно, у них есть четкий объективный критерий: это когда человека внезапно настигает жопа по нескольким фронтам. Прохождение этого кризиса очевидно: жалобами делу не поможешь, нужны практические действия, из кризиса нужно выбираться. Не требуется быть психологом, чтобы до этого додуматься: «Когда говорят пушки – музы молчат».

Помощь психолога иногда становится необходимой уже после того, как кризисная ситуация миновала: для интеграции полученного опыта, — то есть, проще говоря, для того, чтобы нормально жить дальше, усвоив, что «и так бывает тоже». Особенно трудной задачей это становится, когда полученный опыт выходит за рамки нормального. В этом случае у человека нередко «разрушается весь мир», и тут помощь психолога просто необходима.

Возрастные кризисы

У возрастных кризисов, подобно ситуативным, есть объективные причины. По большей части они определяются возрастом, соответствующими физиологическими изменениями и сменой социальных ролей. К возрастным кризисам относятся детские (их много), подростковый, вступления во взрослую жизнь, среднего возраста и старения.

Из всех из них только кризис среднего возраста не сопровождается выраженными гормональными изменениями и достаточно опосредованно связан с изменением социальных ролей. Поэтому что-то экзистенциальное в нём определенно есть, хотя формально он экзистенциальным не является.

Экзистенциальные кризисы

С экзистенциальными, в отличие от предыдущих, отнюдь не всё так уж понятно: объективных причин у них нет, случаются они не со всеми, хотя те экзистенциальные данности, которые служат их темами – эти данности касаются каждого:

1. Смерть
2. Свобода
3. Изоляция
4. Бессмысленность жизни.

Эти четыре экзистенциальные данности способны ввергнуть человека в пучину кризиса в любом возрасте. Подобные проблемы на объективном уровне принципиально не решаемы – потому и называются экзистенциальными, ибо всем нам с этим жить. Тем не менее, осознание подобной данности во всей её полноте часто как бы выводит человека на новый уровень. Говоря шершавым языком психологического протокола, повышается зрелость используемых психологических защит, что благотворно сказывается не только на осмыслении самих этих конечных данностей, но и на общем уровне жизни.

Духовный кризис

В отличие от предыдущих, чётко классифицированных и подробно описанных в литературе, с духовным кризисом, строго говоря, вообще ничего не понятно. Нет никакой общепринятой концепции и доказательной базы. Это связано с тем, что именно в духовном кризисе человек сталкивается на собственном опыте с ощущением недуальности, единства и отсутствия противоположностей, – вербальные описания которого, в нашем дуальном мире, не могут не быть противоречивыми и расплывчатыми.

Духовный кризис нередко является следствием интенсивных духовных практик, — когда у человека недостаточно возможностей по интеграции полученного опыта в обычную жизнь. Но с этим соприкосновением с недуальностью не всё так просто. Вполне ожидаемо, каузальные причинно-следственные связи в этой области не работают: иногда духовный кризис настигает человека без объективных причин, без всяких духовных практик, нипочему. Я, как человек, испорченный каузальностью, всё же отыскиваю причины субъективные: бессознательный запрос, когда психике для функционирования нужны всё более и более сильные ресурсы, в какой-то момент даёт обращение к наиболее сильному ресурсу из всех. Иначе говоря, по потребностям и воздастся вам: кому нужен ресурс — тот получит ресурс. А удастся ли ему его прожевать — это вопрос такой. Как пойдет.

Опыт нуминозного переживания недуальности, данный нам в ощущениях, — наиболее ресурсный опыт из всех возможных. Практически, это бесконечный ресурс коллективного бессознательного – оно же Святой дух, оно же Атман, оно же Дао, и т.п. Умения обходиться с этим ресурсом человеку часто не хватает, и эта сила иногда переживается настолько мучительно, что вероятность погибнуть становится достаточно явной.

Впрочем, большинство кризисов в их патологическом течении альтернативой выходу из кризиса имеют смерть: наиболее привлекательная альтернатива «жить по-прежнему» в кризисе, увы, длится очень недолго. Кризисы, собственно, потому и называются кризисами: в них соединяются не только возможности, но и опасности. К счастью, опасности не настолько страшны, как ощущается. Зато возможности – непредставимы.

Главное помнить, что они есть.

www.sunhome.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *