Кризис возрастного развития это в психологии: Кризис возрастного развития это

ВОЗРАСТНОЙ КРИЗИС • Большая российская энциклопедия

ВОЗРАСТНО́Й КРИ́ЗИС (кри­зис раз­ви­тия), пе­ре­ход к ка­че­ст­вен­но но­во­му эта­пу жиз­ни, свя­зан­ный с оп­ре­де­лён­ным воз­рас­том че­ло­ве­ка. В. к. – мо­мент на­ру­ше­ния рав­но­ве­сия, по­яв­ле­ния но­вых по­треб­но­стей, пе­ре­строй­ки мо­ти­ва­ци­он­ной сфе­ры лич­но­сти и воз­ник­но­ве­ния свя­зан­ных с лич­но­ст­ны­ми но­во­об­ра­зо­ва­ния­ми про­блем адап­та­ции. Вы­де­ля­ют кри­зис но­во­ро­ж­дён­но­сти (до 1 мес), кри­зис од­но­го го­да, кри­зис 3 лет, кри­зис 7 лет, под­ро­ст­ко­вый кри­зис (11–12 лет), юно­ше­ский кри­зис, кри­зис се­ре­ди­ны жиз­ни (35–45 лет) и др.

Со­глас­но Л. С. Вы­гот­ско­му, у ре­бён­ка В. к. воз­ни­ка­ют при сме­не од­но­го ста­биль­но­го воз­рас­тно­го пе­рио­да дру­гим и обу­слов­ле­ны пре­ж­де все­го раз­ру­ше­ни­ем при­выч­ной со­ци­аль­ной си­туа­ции раз­ви­тия и воз­ник­но­ве­ни­ем но­вой си­туа­ции, со­от­вет­ст­вую­щей но­во­му уров­ню пси­хич. раз­ви­тия ре­бён­ка. В.  к. про­яв­ля­ют­ся в по­ве­де­нии как не­по­слу­ша­ние, уп­рям­ст­во, не­га­ти­визм. По Э. Эрик­со­ну, пе­ре­ход к но­вой фа­зе раз­ви­тия воз­мо­жен толь­ко на ос­но­ве раз­ре­ше­ния гл. про­ти­во­ре­чия, свой­ст­вен­но­го пре­ды­ду­щей фа­зе, и про­те­кает в фор­ме «нор­ма­тив­но­го кри­зи­са», ко­то­рый внеш­не на­по­ми­на­ет па­то­ло­гич. яв­ле­ния, но фак­ти­че­ски вы­ра­жа­ет нор­маль­ные труд­но­сти рос­та. Эрик­сон раз­де­лил че­ло­ве­че­скую жизнь на 8 эта­пов, ка­ж­до­му из ко­то­рых со­от­вет­ст­ву­ет свой нор­ма­тив­ный кри­зис.

Пси­хо­ло­гия раз­ви­тия 1-й пол. 20 в., за­ни­мав­шая­ся пре­им. дет­ст­вом и юно­стью, обыч­но мо­де­ли­ро­ва­ла про­цесс раз­ви­тия по об­раз­цу он­то­ге­не­за, счи­тая его фа­зы и В. к. бо­лее или ме­нее все­об­щи­ми, ин­ва­ри­ант­ны­ми. Изу­че­ние со­ци­аль­ных фак­то­ров раз­ви­тия и воз­ник­но­ве­ние пси­хо­ло­гии взрос­ло­сти вне­сло в эту схе­му су­ще­ст­вен­ные кор­рек­ти­вы. Напр., кри­зис се­ре­ди­ны жиз­ни, изу­чен­ный Д. Ле­вин­со­ном и Г.  Ши­хи, ко­ре­нит­ся не в пси­хо­фи­зио­ло­гии, а в из­ме­не­нии ро­ле­вой сис­те­мы лич­но­сти, свя­зан­ном с дос­ти­же­ни­ем пи­ка профессиональной карь­е­ры, воз­ник­но­ве­ни­ем но­вых про­блем в се­мей­ной жиз­ни, пе­ре­смот­ром жиз­нен­ных це­лей и др.

По­ня­тие В. к. в совр. пси­хо­ло­гии раз­ви­тия свя­за­но с по­ня­ти­ем сен­зи­тив­но­го пе­рио­да, ко­гда че­ло­век от­ли­ча­ет­ся по­вы­шен­ной чув­ст­ви­тель­но­стью (сен­зи­тив­но­стью) к фак­то­рам, воз­дей­ст­вие ко­то­рых имен­но в дан­ный мо­мент раз­ви­тия име­ет важ­ные не­об­ра­ти­мые по­след­ст­вия, а так­же с по­ня­ти­ем «со­ци­аль­но­го пе­ре­хо­да» ин­ди­ви­да или груп­пы лю­дей из од­но­го со­ци­аль­но­го со­стоя­ния в дру­гое (напр., из уча­щих­ся в ра­бо­таю­щих). Не­ред­ко это оформ­ля­ет­ся спе­ци­аль­ны­ми «об­ря­да­ми пе­ре­хо­да». Струк­ту­ра жиз­нен­но­го пу­ти и вре­мя на­сту­п­ле­ния важ­ней­ших жиз­нен­ных со­бы­тий и со­от­вет­ст­вую­щих им со­ци­аль­ных пе­ре­хо­дов, а сле­до­ва­тель­но и В. к., ме­ня­ют­ся из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние, от куль­ту­ры к куль­ту­ре. В. к. кон­крет­но­го че­ло­ве­ка не за­да­ны жё­ст­ко, а за­ви­сят от его жиз­нен­но­го пу­ти, по­во­рот­ных со­бы­тий в раз­ви­тии лич­но­сти.

Кризис 17 лет (возрастная психология): кратко и по сути

Кризис 17 лет – это один из периодов скачкообразного и бурного развития человека, когда вся его жизнь становится совершенно не такой, как раньше. Он связан с глобальными изменениями круга интересов, общения, деятельности. Юноши и девушки постоянно стоят перед выбором, в связи с чем – напряжены и испытывают стресс.

Этому кризису присущи такие признаки, как упрямство, юношеский максимализм, временные нарушения со стороны вегетативной и центральной нервной системы. После преодоления кризиса подросток превращается в юношу (девушку): становится более вдумчивым, целенаправленным, логичным и адекватным.

Содержание

  • Определение понятия
  • Причины кризиса юности
    • ЕГЭ
    • Ситуация выбора
    • Ожидания ближайшего окружения
    • Изменение привычной жизни
  • Признаки кризиса юношеского возраста
    • Возникновение страхов
    • Нарушения работы нервной системы
    • Юношеский максимализм
  • Особенности кризиса
  • Риски кризиса юношеского возраста
  • Мои советы родителям
  • Заключение

Определение понятия

Если говорить кратко, то кризис 17 лет в возрастной психологии – это очередной период бурного развития человека, в который он начинает поиск себя, изменяет взаимоотношения с окружающими, приобретает новые цели в жизни и вырабатывает новые для себя стратегии поведения. Несмотря на название, возрастные границы юношеского кризиса – от 16 до 18 лет, в зависимости от жизненной ситуации и развития ребенка.

Причины кризиса юности

Главная причина кризиса юношеского возраста – потребность и необходимость в самоопределении. Юношам и девушкам постоянно приходится сталкиваться с выбором: с кем общаться, чем заниматься, какую выбрать профессию, куда пойти учиться. Такая ситуация – стрессовая для ребенка, поэтому в этот период он находится в напряжении. Наиболее часто старшеклассники и выпускники школы встречаются с проблемами:

ЕГЭ

Выпускные экзамены доставляют школьникам немало хлопот, связанных с выбором предметов и подготовкой к аттестации. Наиболее неприятный момент – неизвестность до самого начала экзамена. Человек готовится по пробным вариантам, но никогда не знает, какой попадется ему в экзаменационной аудитории. Кроме того, на проверку работы требуется 7-14 дней, и все это время выпускнику приходится переживать за свои результаты.

Ситуация выбора

Старший подросток выбирает дальнейший путь после школы, от этого выбора, на его взгляд, зависит вся оставшаяся жизнь. Поэтому его нервная система перевозбуждается при размышлениях о том, куда пойти учиться, кем стать, уезжать ли из родного города или оставаться, какую выбрать форму обучения, совмещать ли учебу с работой или сделать акцент на чем-то одном.

Ожидания ближайшего окружения

Практически от любого ребенка, даже почти взрослого, родители, близкие и друзья чего-то ожидают. Например, что он будет хорошо учиться, сможет успешно сдать экзамены, поступит в престижный вуз. Также общество предъявляет свои требования, которым не так-то легко соответствовать. Выпускника постоянно спрашивают о том, чем он будет заниматься, готов ли к экзаменам, куда собирается поступать, кем хочет работать. Большинство девушек и юношей в кризисе 17 лет еще сами находятся в состоянии неопределенности, поэтому подобные вопросы вызывают у них некоторое напряжение и раздражение.

Изменение привычной жизни

Поступая в учебное заведение после школы или устраиваясь на работу, юноша сталкивается с совершенно новыми для него условиями. Приходится брать на себя больше ответственности, вливаться в новый коллектив, принимать собственные решения, возможно, учиться жить отдельно от родителей, решать свои финансовые вопросы и жилищные проблемы. Период адаптации также оказывается весьма стрессовым.

Все эти ситуации обостряют проявления юношеского кризиса.

Признаки кризиса юношеского возраста

У большинства детей старшего школьного возраста кризис 17 лет проявляется достаточно ярко, поэтому родители вполне могут заметить его самостоятельно, без специальных диагностик. Он характеризуется следующими признаками:

Возникновение страхов

Подросток начинает часто высказывать свои переживания о том, что с ним будет дальше. Его тревожит будущее и все, что с ним связано. Он боится оступиться, ошибиться с выбором пути, не оправдать надежд близких людей, переживает за появление новой ответственности и обязанностей. Если некоторые из страхов реализуются, например, недостаточно высокий балл по ЕГЭ, то ребенок может уйти в глубокую депрессию.

Нарушения работы нервной системы

К ним относятся проблемы вегетативной системы: головокружения, учащенное сердцебиение, нервные тики, скачки давления, диспепсические расстройства, боли в груди и усиление работы потовых желез. Также к невротическим реакциям относятся эмоциональные нарушения: неустойчивое настроение, раздражительность, вспыльчивость, плаксивость, понижение работоспособности, повышение тревожности, усиление самокритики, снижение концентрации внимания, неуверенность в собственных силах и возможностях, пессимизм.

Юношеский максимализм

Так называется симптом кризиса 17 лет, при котором подросток видит мир в черно-белом цвете: для него или все хорошо, или все плохо, ему нужно или все, или ничего. Связан он с нормальной для возраста ригидностью мышления, эгоизмом и недостатком жизненного опыта. К признакам юношеского максимализма относятся:

  • высокая категоричность суждений;
  • упрямство;
  • избыточная самоуверенность;
  • стремление как можно сильнее выделяться среди других людей;
  • завышенные требования к окружающим людям и к самому себе;
  • отсутствие желания идти на компромисс;
  • чрезмерная эмоциональность при спорах и доказательстве своей точки зрения.

Особенности кризиса

Согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского, особенности протекания кризиса юношеского возраста выражаются в изменении трех составляющие личности:

  1. Ведущая деятельность. Из интимно-личностной, бывшей в подростковом возрасте, она превращается в учебно-профессиональную. Человеку в этот период необходимо определиться в жизни, получить профессию, поэтому в норме большинство его личностных ресурсов направляется на обучение и познание нового. Общение со сверстниками отходит на второй план, но не исчезает из жизни юноши полностью.
  2. Социальная ситуация развития. Здесь в период кризиса также происходит огромное количество изменений: круг общения, качество, цели, способы взаимодействий, появляются новые стратегии поведения в конфликтах и спорах, человек учится аргументировать свою точку зрения и успешно работать в команде для решения общих задач. Отношение старших окружающих к юношам и девушкам также становится другим: на них все чаще смотрят не как на детей, а как на взрослых, обращаются на «Вы», больше уважают и позволяют проявить себя.
  3. Возникновение возрастных новообразований ранней юности. Кризис 17 лет завершается новыми качествами личности, среди которых:
  • профессиональное самоопределение;
  • формирование индивидуального стиля мышления;
  • регуляция собственного поведения на основе ценностей и смыслов;
  • формирование логического интеллекта;
  • осознание собственной ценности и индивидуальности;
  • личностное самоопределение.

Противоречием кризиса 17 лет, по концепции Л.С. Выготского является противостояние двух противоположных желаний: общаться и изолироваться. Человеку по-прежнему хочется общения, но для самореализации у него также есть потребность в уединении. Главная его задача – найти баланс между этими явлениями, не потеряв при этом связь с обществом и не отодвинув на задний план реализацию собственных возможностей.

Риски кризиса юношеского возраста

Кризис юношеского возраста в психологии – это нормальный период развития человека, но от того, как юноша или девушка из него выйдет, зависит их дальнейшая жизнь. Иногда кризис оказывается весьма рискованным явлением, причиной чего часто является отсутствие понимающих и здравомыслящих людей рядом, способных адекватно воспринимать происходящее с ребенком и помочь ему с этим справиться.

Одним из неприятных последствий кризиса юношеского возраста может быть неправильное профессиональнее самоопределение. Причины бывают разные: ошибка с выбором, настаивание со стороны родителей; поступление не куда хотелось, а куда взяли или куда пришел без реальной мотивации; поступление «за компанию». Независимо от причин, через 1-3 года обучения человек осознает, что он пошел не по той дороге, по которой ему хотелось. При этом есть два пути: бросить и начать все сначала, или продолжать учиться по специальности, которая не приносит морального удовлетворения. В первом случае зря теряется время и ресурсы на ненужное, как оказалось, обучение, во втором – человек всю жизнь ощущает себя не на своем месте и испытывает постоянный дискомфорт в профессиональной сфере.

Другой риск – возникновение девиаций. В результате постоянного стресса некоторые старшие подростки, по примеру старших родственников или сверстников, могут начать «снимать напряжение» посредством курения, употребления алкоголя и психоактивных веществ.

При проблемах с самооценкой и налаживанием контактов есть риск возникновения трудностей в адаптации к новым условиям: коллективу, преподавателям, формам аттестации и проверки знаний.

Мои советы родителям

Главное, чем могут помочь родители в кризисе юности – дать ребенку больше самостоятельности и ответственности. В этот период человек ждет от родителей понимания, поддержки, доверия и, главное, уважения. Ему идет на пользу прислушивание родителей к его мнению, обсуждение с ним ключевых семейных вопросов, доброжелательные высказывания в правильности выбранного им пути.

Стать ребенку другом в этот период не получится: приятелей он найдет в кругу сверстников. Роль родителя – наставническая, но без навязчивости, чрезмерной требовательности и упреков. Юноша ждет от родителей, что они будут страховать его на случай неудачи, но не станут вмешиваться в его дела без просьбы. К старшим старшеклассники и первокурсники относятся с уважением в том случае, если чувствуют то же самое по отношению к себе. В ином случае в период кризиса 17 лет можно окончательно испортить отношения со своим выросшим чадом.

Заключение

Иногда кажется, что юноша слишком вспыльчивый и агрессивный, плаксивый и депрессивный, неустойчивый и не определившийся, но кризисный период 17 лет – это нормальный этап развития, который обязательно завершится через некоторое время. Это произойдет, когда человек сдаст экзамены, поступит в учебное заведение и адаптируется к новым условиям. В результате успешного выхода из кризиса он сможет более адекватно воспринимать мир, успешно взаимодействовать с окружающими и качественно заниматься своей профессиональной деятельностью.

Психосоциальное развитие в среднем возрасте | Продолжительность жизни Развитие

Результаты обучения

  • Опишите Эриксоновскую стадию продуктивности и стагнации
  • Оцените понятие кризиса среднего возраста Левинсона
  • Изучение основных теорий старения, включая теорию социально-эмоциональной избирательности (SSC) и теорию отбора, оптимизации и компенсации (SOC)

Какой этап жизни вы считаете самым счастливым? А как насчет самых грустных этапов? Удивительно, но Бланчфлауэр и Освальд (2008) обнаружили, что зарегистрированные уровни несчастья и депрессивных симптомов достигают пика в начале 50-х годов для мужчин в США и, что интересно, в конце 30-х годов для женщин. В Западной Европе минимальное счастье отмечается примерно в середине 40-х годов как для мужчин, так и для женщин, хотя и с некоторыми значительными национальными различиями. Стоун, Шнайдер и Брадок (2017) сообщили о резком снижении воспринимаемого стресса у мужчин в США с начала 50-летнего возраста. В настоящее время существует мнение, что «пожилые люди» (50+) могут быть «счастливее» молодых людей, несмотря на некоторые когнитивные и функциональные потери. Это часто называют «парадоксом старения». Позитивное отношение к продолжению когнитивной и поведенческой деятельности, межличностному взаимодействию и их оживляющему влиянию на нейронную пластичность человека может привести не только к увеличению продолжительности жизни, но и к продолжительному периоду как самоудовлетворения, так и продолжительного участия в жизни общества.

[1]

Теория Эриксона

Как вы уже знаете, теория Эриксона основана на идее, называемой эпигенезом, означающей, что развитие является прогрессивным и что каждый человек должен пройти через восемь различных стадий жизни, все время находясь под влиянием по контексту и окружению.

Каждый этап формирует основу для следующего этапа, и каждый переход к следующему отмечен кризисом, который необходимо разрешить. Самоощущение, каждое «сезонное время» вырывалось из этого конфликта и благодаря ему. Возраст 40-65 лет ничем не отличается. Человек по-прежнему стремится продуктивно заниматься, но воспитание детей и получение дохода приобретают меньшее функциональное значение. Откуда человек будет черпать свое чувство собственного достоинства и собственного достоинства?

Генерация против стагнации — так Эриксон характеризует фундаментальный конфликт взрослой жизни. Это седьмой конфликт его знаменитых «8 сезонов человека» (1950), и преодоление этого конфликта приводит к добродетели осторожности. Генерация — это «в первую очередь забота о создании и руководстве следующим поколением» (Эриксон, 1950, стр. 267). Генеративность — это забота об обобщенном другом (а также о близких человеку) и возникает, когда человек может направить свою энергию на заботу о следующем поколении и наставничество.

Одним из очевидных мотивов такого генеративного мышления может быть отцовство, но другие предполагают намеки на собственную смертность. Джон Котре (1984) предположил, что генеративность — это эгоистичный акт, заявив, что его основная задача — пережить себя. Он рассматривал генеративность как форму инвестиций. Тем не менее приверженность «вере в вид» можно развивать по многим направлениям, и, вероятно, правильно будет сказать, что большинство современных трактовок генеративности рассматривают ее как совокупность граней или аспектов, включая творчество, продуктивность, приверженность, межличностную заботу. , и так далее.

По ту сторону генеративности застой . Это чувство вялости, отсутствия энтузиазма и участия как в личных, так и в общественных делах. Это может также означать недоразвитое чувство собственного достоинства или некоторую форму раздутого нарциссизма. Эриксон иногда использовал слово «неприятие», говоря о серьезном застое. глубокого кризиса, лежащего в основе середины взрослой жизни.

Концепция кризиса среднего возраста настолько распространена, что более 9 лет0% американцев знакомы с этим термином, хотя тех, кто действительно сообщает о таком кризисе, значительно меньше (Wethington, 2000).

Левинсон основывал свои выводы о кризисе среднего возраста на биографических интервью с ограниченной выборкой из 40 мужчин (без женщин!), причем полностью американской выборки. Несмотря на эти серьезные методологические ограничения, его выводы оказались чрезвычайно влиятельными. Левинсон (1986) определил пять основных стадий или «сезонов» жизни человека следующим образом:

  1. Предвзрослый возраст: от 0 до 22 лет (с 17 до 22 лет — переходный возраст)
  2. Ранняя взрослость: 17–45 лет (40–45 лет — переходный возраст)
  3. Средняя взрослость: возраст 40–65 лет (60–65 лет — поздний переходный возраст)
  4. Поздняя взрослость: 60–85 лет
  5. Поздняя поздняя взрослость: возраст 85+

Рисунок 1 . По словам Левинсона, мы переживаем кризис среднего возраста. В то время как большинство людей слышали о кризисе среднего возраста и часто ассоциируют его со спортивными автомобилями, присоединением к группе или поиском новых отношений, теория, предложенная Левинсоном, очень мало поддерживает.

Теория Левинсона известна как стадийно-кризисный взгляд. Он утверждал, что каждый этап перекрывается и состоит из двух отдельных фаз — стабильной фазы и переходной фазы к следующему периоду. Последняя фаза может включать в себя вопросы и изменения, и Левинсон считал, что 40-45 лет были периодом глубоких изменений, кульминацией которых может быть только переоценка или, возможно, переутверждение целей, обязательств и предыдущего выбора — время для подведения итогов и перекалибровки. что было важно в жизни. Важно отметить, что Левинсон утверждал, что гораздо более широкий спектр факторов, включая, в первую очередь, работу и семью, повлияет на эту оценку — чего он добился, а чего нет; то, что он считал важным, но принесло лишь ограниченное удовлетворение.

В 1996 году, через два года после его смерти, было опубликовано исследование, которое он проводил со своим соавтором и женой Джуди Левинсон, о «сезонах жизни», переживаемых женщинами. Опять же, это было небольшое исследование с участием 45 женщин, которые были профессионалами / деловыми женщинами, учеными и домохозяйками в равной пропорции. Изменение места женщины в обществе Левинсон считал важным моментом в социальной эволюции человеческого вида, однако оно привело к фундаментальной полярности в том, как женщины формировали и понимали свою социальную идентичность. Левинсон называл это «мечтой». У мужчин «мечта» формировалась в возрастной период 22-28 лет и во многом была связана с профессиональной ролью и профессиональными амбициями. Левинсон понимал женскую «мечту» как фундаментально расколотую между этой ориентированной на работу ориентацией и желанием/императивом замужества/семьи; полярность, которая предвещала как новые возможности, так и фундаментальную тревогу.

Левинсон обнаружил, что мужчинам и женщинам, с которыми он беседовал, иногда было трудно примирить свои «мечты» о будущем с реальностью, которую они переживали в настоящее время. «Что я действительно получаю и даю своей жене, детям, друзьям, работе, сообществу и себе?» — может спросить мужчина (Левинсон, 1978, с. 192). Задачи перехода среднего возраста включают:

  1. окончание раннего взросления;
  2. переоценка жизни в настоящем и внесение изменений при необходимости; и
  3. примирение «полярностей» или противоречий в самоощущении.

Возможно, ранняя взрослость заканчивается, когда человек больше не стремится к взрослому статусу, а чувствует себя полноценным взрослым в глазах окружающих. Это «разрешение» может привести к другому выбору в жизни — выбору, который делается для самореализации, а не для общественного признания. В то время как люди в возрасте 20 лет могут подчеркивать, насколько они стары (чтобы заслужить уважение, чтобы их считали опытными), к тому времени, когда люди достигают 40 лет, они, как правило, подчеркивают, насколько они молоды (немногие 40-летние режут друг друга за то, что они такой молодой: «Тебе всего 43? Мне 48!!»).

Этот новый взгляд на время вызывает новое ощущение безотлагательности жизни. Человек становится сосредоточенным больше на настоящем, чем на будущем или прошлом. Человеку становится не терпится оказаться в «зале ожидания жизни», откладывая дела, которые он всегда хотел сделать. «Если это когда-нибудь произойдет, то лучше сделать это сейчас». Прежняя сосредоточенность на будущем уступает место акценту на настоящем. Neugarten (1968) отмечает, что в среднем возрасте люди больше не думают о своей жизни с точки зрения того, как долго они прожили. Скорее, жизнь мыслится с точки зрения того, сколько лет осталось. Если взрослый человек не удовлетворен в среднем возрасте, у него появляется новое чувство срочности, чтобы начать вносить изменения сейчас.

Изменения могут включать прекращение отношений или изменение ожиданий от партнера. Эти модификации легче, чем изменение себя (Levinson, 1978). Средний возраст — это переходный период, когда человек сохраняет прежние образы себя, формируя новые представления о себе будущего. Ощущение молодости сопровождает более глубокое осознание старения, и вред, который мог быть нанесен ранее в отношениях, преследует новые мечты о содействии благополучию других. Эти полярности представляют собой более тихую борьбу, которая продолжается после исчезновения внешних признаков «кризиса».

Левинсон охарактеризовал средний возраст как время кризиса развития. Однако, как и любое произведение, оно подвергалось критике. Во-первых, размер выборки населения, на котором он основывал свои первичные выводы, слишком мал. По какому праву мы обобщаем результаты интервью с 40 мужчинами и 45 женщинами, какими бы продуманными и хорошо проведенными они ни были? Во-вторых, Chiriboga (1989) не смог найти каких-либо существенных доказательств кризиса среднего возраста, и можно утверждать, что это, а также дальнейшие неудачные попытки воспроизведения указывают на когортный эффект. Выводы населения Левинсона указывают на общую историческую и культурную принадлежность, а не на кросс-культурную универсальность, с которой сталкиваются все или даже большинство людей. Середина жизни — это время переоценки и перемен, которые могут ускользать от точного определения как во времени, так и в географическом пространстве, но люди выходят из него и, похоже, наслаждаются периодом удовлетворенности, примирения и принятия себя.

Смотреть

В этом видео рассказывается об исследованиях и дискуссиях вокруг концепции кризиса среднего возраста.

Вы можете просмотреть стенограмму выступления «У всех ли бывает «кризис среднего возраста»?» здесь (откроется в новом окне).

Попробуйте

Теория социально-эмоциональной избирательности (SST)

Неотвратимая судьба человека — знать, что его жизнь ограничена. По мере того, как люди движутся по жизни, цели и ценности имеют тенденцию меняться. То, что мы считаем приоритетами, целями и устремлениями, подлежит пересмотру. Привязанность к другим, текущим и будущим, ничем не отличается. Время не является неограниченным благом, как его воспринимает ребенок в нормальных социальных условиях; это очень ценный товар, требующий тщательного рассмотрения с точки зрения вложения ресурсов. Это стало известно в академической литературе как значимость смертности.

Mortality salience утверждает, что напоминания о смерти или конечности (на сознательном или подсознательном уровне) наполняют нас ужасом. Мы пытаемся отрицать его реальность, но осознание растущей близости смерти может иметь сильное влияние на человеческое суждение и поведение. Это стало очень важным понятием в современной социальной науке. Именно с таким пониманием Лаура Карстенсен разработала теорию теории социально-эмоциональной избирательности , или СТП. Теория утверждает, что по мере сокращения временных горизонтов, как это обычно происходит с возрастом, люди становятся все более избирательными, вкладывая больше ресурсов в эмоционально значимые цели и действия. Согласно теории, мотивационные сдвиги также влияют на когнитивную обработку. Старение связано с относительным предпочтением позитивной информации негативной. Это избирательное сужение социального взаимодействия максимизирует положительный эмоциональный опыт и минимизирует эмоциональные риски по мере взросления человека. Они систематически оттачивают свои социальные сети, чтобы доступные социальные партнеры удовлетворяли их эмоциональные потребности. Адаптивный способ поддержания положительного аффекта может состоять в том, чтобы уменьшить контакты с теми, кто, как мы знаем, может негативно повлиять на нас, и избегать тех, кто может.

SST — это теория, которая делает акцент на временной перспективе, а не на хронологическом возрасте. Когда люди воспринимают свое будущее как бесконечное, они, как правило, сосредотачиваются на перспективном развитии или целях, связанных со знаниями. Когда они чувствуют, что время уходит, а возможность пожинать плоды реализации целей, ориентированных на будущее, сокращается, их внимание, как правило, смещается в сторону целей, ориентированных на настоящее, эмоций или удовольствия. Исследования по этой теории часто сравнивают возрастные группы (90–100, например, 9 лет).0101, юношеская взрослость по сравнению с пожилой взрослостью), но изменение приоритетов целей — это постепенный процесс, который начинается в раннем взрослом возрасте. Важно отметить, что теория утверждает, что причиной этих сдвигов целей является не сам возраст, , т. е. , не само течение времени, а скорее связанный с возрастом сдвиг во временной перспективе. Теория также фокусируется на типах целей, которые люди мотивированы для достижения. Цели, связанные со знаниями, направлены на приобретение знаний, планирование карьеры, развитие новых социальных отношений и другие усилия, которые окупятся в будущем. Цели, связанные с эмоциями, направлены на регулирование эмоций, стремление к эмоционально приятному взаимодействию с социальными партнерами и другие занятия, преимущества которых могут быть реализованы в настоящем.

Это смещение акцента с долгосрочных целей на краткосрочное эмоциональное удовлетворение может помочь объяснить отмеченный ранее «парадокс старения». То есть, несмотря на заметные физиологические ухудшения и некоторые заметные самоотчеты о снижении удовлетворенности жизнью в это время, после 50 лет, по-видимому, наблюдается значительное увеличение субъективного благополучия. SST не защищает социальную изоляцию, которая вредна для здоровья человека, но показывает, что повышенная избирательность в человеческих отношениях, а не воздержание, приводит к более позитивному влиянию. Возможно, «кризис среднего возраста и выздоровление» может быть более подходящим описанием периода 40–65 лет.

Смотреть

Смотреть Лаура Карстенсен в этом выступлении TED объясняет, как счастье на самом деле увеличивается с возрастом.

Стенограмму выступления «Пожилые люди стали счастливее — Лаура Карстенсен» можно посмотреть здесь (откроется в новом окне).

Рисунок 2. Итальянский футболист Пауло Мальдини в 2008 году, всего за год до ухода на пенсию в возрасте 41 года. За свою 25-летнюю карьеру он участвовал в невероятных 8 финалах лиги чемпионов. Защитные игроки, такие как Мальдини, как правило, имеют более долгую карьеру из-за их опыта, компенсирующего снижение темпа, в то время как нападающие обычно пользуются спросом за их ловкость и скорость.

Отбор, оптимизация, компенсация (SOC) 

Немецкие психологи развития Пол и Маргрет Балтес определили другой взгляд на старение. Их текст Successful Aging (1990) ознаменовал сейсмический сдвиг в движении социальных исследований старения от точки зрения, в основном основанной на недостатках, к более новому пониманию, основанному на целостном взгляде на сам жизненный путь. Первые, как правило, сосредотачивались исключительно на том, что было утрачено в процессе старения, а не рассматривали это как баланс между потерями и приобретениями в таких областях, как регуляция эмоций, опыта и мудрости.

Модель успешного старения Балтес утверждает, что на протяжении всей жизни люди сталкиваются с различными возможностями или проблемами, такими как работа, возможности получения образования и болезни. Согласно модели SOC, человек может выбирать определенные цели или опыт, или обстоятельства могут навязывать им себя. В любом случае процесс выбора включает в себя сдвиг или изменение целей в зависимости от выбора или обстоятельств в ответ на эти обстоятельства. Изменение направления может происходить на подсознательном уровне. Эта модель подчеркивает, что постановка целей и направление усилий на достижение конкретной цели благотворно влияют на здоровое старение. Оптимизация заключается в том, чтобы наилучшим образом использовать имеющиеся у нас ресурсы для достижения целей. Компенсация, как следует из ее названия, заключается в использовании альтернативных стратегий для достижения этих целей. [2]

Процессы отбора, оптимизации и компенсации можно обнаружить на протяжении всей жизни. С возрастом мы выбираем области, в которые размещаем ресурсы, надеясь, что этот выбор оптимизирует имеющиеся у нас ресурсы и компенсирует любые дефекты, возникающие в результате физиологических или когнитивных изменений. Предыдущие описания старения недооценивали степень, в которой возможности, из которых мы выбираем, были устранены, а не уменьшены или даже просто изменены. Когда мы выбираем области для инвестиций, всегда есть альтернативные издержки. Мы хозяева своей судьбы, и наша индивидуальная ориентация на процессы SOC будет диктовать «успешное старение». Вместо того, чтобы рассматривать старение как процесс постепенного отказа от социальных и общественных ролей, выполняемых группой, Балтес утверждал, что «успешное старение» — это вопрос постоянной индивидуальной вовлеченности, сопровождаемой верой в индивидуальную самоэффективность и мастерство.

Модель SOC охватывает ряд функциональных областей — мотивацию, эмоции и познание. Мы могли бы стать более искусными в игре SOC с течением времени, поскольку мы работаем, чтобы компенсировать и приспосабливаться к меняющимся способностям на протяжении всей жизни. Например, у футболиста в 35 лет уже может не быть той сосудистой и мышечной подготовленности, которая была у него в 20, но ее «чтение» игры может компенсировать это снижение. Она вполне может быть лучшим игроком, чем в 20 лет, даже с меньшим количеством физических ресурсов в игре, которая якобы отдает им приоритет. Работа Пола и Маргарет Балтес оказала большое влияние на формирование очень широкой перспективы развития, которая объединилась вокруг центральной идеи устойчивости. [3]

Попробуйте

Глоссарий

Генерация:
способность выйти за рамки личных интересов и мотивировать себя заботиться о благополучии следующего поколения и способствовать его благополучию
теория социально-эмоциональной избирательности:
теория, связанная со специалистом по развитию Лаурой Карестенсен, которая постулирует сдвиг в жизненном пути в это время, вызванный сдвигом временных горизонтов. Время, оставшееся в нашей жизни, теперь короче, чем время, потраченное ранее. Сознательно или подсознательно это влияет на большее нежелание «с удовольствием терпеть дураков» или терпеть неудовлетворительные ситуации на работе или в другом месте. Эмоциональная регуляция и удовлетворение, которое она дает, становятся все более важными и требуют реализации в настоящем.0143
теория выбора, оптимизации, компенсации (SOC):
, которая утверждает, что наблюдаемые в настоящее время спады не являются простыми или абсолютными потерями. Или, скорее, они не должны быть. Балтес утверждает, что жизнь представляет собой серию адаптаций и что выбор меньшего количества целей, оптимизация наших личных и социальных ресурсов для их достижения, а затем компенсация любой потери жизненным опытом должны компенсировать эти потери. Они не отрицают их полностью, но позитивный настрой может привести и приводит к успешному старению
сцена-кризис вид:
теория, связанная с Левинсоном (и Эриксоном раньше), что каждая стадия жизни характеризуется фундаментальным конфликтом (конфликтами), который необходимо разрешить, прежде чем переходить к следующему. На каждом этапе есть свои проблемы, которые решаются, инициируя переходный период, который готовит почву для следующего
.
застой:
чувство оторванности от более широкого общественного опыта у тех 40-65 лет, которые не могут развить отношение заботы, связанное с генеративностью

Поддержите!

У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.

Улучшить эту страницуПодробнее


  1. Бланчфлауэр, Д. Г., и Освальд, А. Дж. (2008, апрель). Является ли благополучие U-образным на протяжении жизненного цикла? Получено с https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/18316146 ↵
  2. Стефани Р., Марджи Л. и Элизабет Р. (2015). Стратегии саморегуляции в повседневной жизни: выбор, оптимизация и компенсация и повседневные проблемы с памятью. Международный журнал поведенческого развития, 40(2), 126-136. ↵
  3. Вайс, Л. А., Вестерхоф, Г. Дж., и Болмейер, Э. Т. (2016). Можем ли мы улучшить психологическое благополучие? Влияние вмешательств на психологическое благополучие: метаанализ рандомизированных контролируемых испытаний. PloS 1, 11(6), e0158092. doi:10.1371/journal.pone.0158092 ↵

Кризис среднего возраста – возраст, старение, развитие, социальные, социальные и жизненные аспекты

Кризис здоровья, возникающий в среднем возрасте. В 1965, Эллиот Жак предложил кризис среднего возраста как нормативный кризис раннего среднего взросления на основе психоаналитического подхода к осознанию смерти в раннем среднем возрасте (середина тридцатых годов). Хотя понятие кризиса среднего возраста получило широкое признание как в научных, так и в общественных дебатах, оно постоянно не получало эмпирической поддержки. Эмпирические исследования показали существование паттернов непрерывного развития среднего возраста, поддержания благополучия, а также адаптивности и устойчивости на протяжении всего среднего возраста; и они не раскрыли кризис психического здоровья среднего возраста как универсальный или даже общий опыт развития.

Адаптация к потенциалу роста и устойчивость в управлении потерями являются двумя основными компонентами регулирования развития. Средний возраст более чем какой-либо другой период жизни требует совместного овладения обоими этими составляющими регуляции собственного развития. Именно в среднем возрасте взрослые могут ожидать радикального увеличения изменений, связанных с потерей, в том числе превышения некоторых предельных сроков развития, которые требуют отказа от важной жизненной цели, такой как рождение детей. В то же время некоторые области жизни и функционирования (например, профессиональные знания, социальные навыки) достигают своего расцвета в среднем возрасте.

Тем не менее, регуляторная проблема, связанная с манипулированием как прибылью, так и потерей, не подавляет большинство взрослых людей среднего возраста. Вместо этого эти проблемы решаются с помощью богатого и сложного набора ресурсов, которыми большинство взрослых владеет на данном этапе жизни. Люди среднего возраста обычно находятся на пике своей профессиональной карьеры, способности зарабатывать, социального статуса и социального влияния. Более того, и, что, возможно, даже более важно, взрослые люди среднего возраста накопили знания о взрослом развитии и жизненных путях, а также имеют опыт преодоления трудностей, преодоления потерь и регулирования эмоциональных реакций. Кроме того, многие взрослые среднего возраста придерживаются оптимистичных убеждений в отношении собственной эффективности, занимают несколько социальных ролей, которые могут компенсировать потери, и наслаждаются поддерживающими социальными сетями. Наконец, взрослые люди среднего возраста могут самостоятельно регулировать свою заинтересованность и отказ от цели, основываясь на своих знаниях и ожидании окончательных сроков достижения определенных целей (например, деторождения, продвижения по службе). Так они смогут избежать разочарования и отчаяния, когда время для достижения заветных жизненных целей истекает.

Несмотря на доказательства, противоречащие ему, понятие кризиса среднего возраста сохранилось как общедоступный миф о развитии в течение четвертого и пятого десятилетий жизни. Это сохранение мифа о кризисе среднего возраста — интригующее явление, требующее научного объяснения. Представляется вероятным, что сам миф выполняет адаптивную функцию, которая придает ему достоверность и устойчивость. В поперечном исследовании взрослых от раннего взросления до старости (Heckhausen and Brim, 1997) восприятие себя и «большинства других моего возраста» отражало мнение, что большинство других обременены проблемами, тогда как каждый человек считает себя быть благоприятным исключением. Эта тенденция проявлялась у взрослых всех возрастов и была особенно ярко выражена в тех сферах деятельности, в которых соответствующий взрослый испытывал угрозу (например, здоровье, карьера, застой, конфликты с детьми). Таким образом получается, что социальная деградация (недооценка качеств других), основанная на негативных стереотипах, связанных с возрастом (например, пожилые люди, кризис среднего возраста), является компенсаторной интерпретацией, используемой взрослыми, которые переживают утрату или угрозу. Такие возрастные стереотипы существуют не только в отношении пожилого возраста, но и в среднем возрасте. Миф о кризисе среднего возраста может выполнять эту функцию, организуя социальный стереотип о среднем возрасте, допускающий социальное принижение сверстников и, тем самым, относительное самоутверждение. Таким образом, миф о кризисе среднего возраста является адаптивным стереотипом, как и негативные стереотипы о старении.

Другим адаптивным следствием мифа о кризисе среднего возраста является тот факт, что он делает определенные проблемы предсказуемыми, такие как повышенная склонность к чувствам сожаления, разочарования и отсутствия цели и смысла, которые, вероятно, чаще всего возникают в среднем возрасте, потому что растущей значимости конечной продолжительности жизни. Таким образом, исходя из ожиданий, подразумеваемых понятием кризиса среднего возраста, люди могут переходить в средний возраст, предвосхищая и готовые отказаться от определенных целей, которые устарели.

C HIRIBOGA , DA «Стресс и потеря в среднем возрасте». В книге «Потеря среднего возраста: стратегии преодоления». Под редакцией Р. А. Калиша. Ньюбери-Парк, Калифорния: Sage, 1989. Страницы 42–88.

F ARRELL , MP, и R OSENBERG , SD Мужчины в Средний возраст. Бостон, Нью-Джерси: Auburn House, 1981.

H ARRIS , L., and Associates. Старение в восьмидесятых: Америка в переходный период. Вашингтон, округ Колумбия: Национальный совет по делам старения, 1981.

H ECKHAUSEN , J. Регуляция развития во взрослом возрасте: возрастно-нормативные и социоструктурные ограничения как адаптивные вызовы. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1999.

H ЭКХАУЗЕН , Дж. «Адаптация и устойчивость в среднем возрасте». В Справочнике по развитию среднего возраста. Под редакцией М. Э. Лахмана. Нью-Йорк: Джон Уайли, 2001. Страницы 345–394.

H ECKHAUSEN , J. и B RIM . OG «Воспринимаемые проблемы для себя и других: самозащита путем социального понижения в зрелом возрасте». Психология и старение 12 (1997): 610–619.

H ECKHAUSEN , J.; W РОЩ , С.; и F LEESON , W. «Регулирование развития до и после крайнего срока развития: пример «биологических часов» для деторождения». Психология и старение 16 (2001): 400–413.

H UNTER , S., и S UNDEL , M. «Исследование ключевых вопросов, касающихся среднего возраста». В мифах среднего возраста: проблемы, выводы и практические последствия. Под редакцией С. Хантера и М. Сандела. Ньюбери-Парк, Калифорния: Sage, 1989. Страницы 8–28.

J ACQUES , E. «Смерть и кризис среднего возраста». Международный журнал психоанализа 46 (1965): 502–514.

O’G ОРМАН , HJ «Ложное сознание вида: плюралистическое невежество среди пожилых людей». Research on Aging 2 (1980): 105–128.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *