Круг общения подростков и его влияние на формирование поведения: КРУГ ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ

Содержание

беседа- практикум «КРУГ ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ»

Главная / По задаче / Родительские собрания

Скачать

25.89 КБ, 1325914.docx Автор: Курганская Татьяна Александровна, 7 Дек 2015

Специфика общения подростка со сверстниками и взрослы­ми. Окружение подростка, образ его мыслей и поведения.

Психология общения юных. Проблема дружбы и товарище­ства. Истоки конфликтов в семье и школе.

Автор: Курганская Татьяна Александровна

Похожие материалы

ТипНазвание материалаАвторОпубликован
документ беседа- практикум «КРУГ ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ»Курганская Татьяна Александровна7 Дек 2015
документ ВЛИЯНИЕ КРУГА ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯКолобова Елена Николаевна1 Апр 2015
документ ВЛИЯНИЕ КРУГА ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯЛёвина Наталья Викторовна7 Дек 2015
документ Семинар-практикум для родителей «Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребёнка»Стецюк Вера Николаевна31 Мар 2015
разное
Беседа «ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ».
Табакова Светлана Сергеевна1 Апр 2015
документ Этическая беседа для родителей «Формирование и самовоспитание подростков. Руководство со стороны родителей процессом самовоспитания подростков.»Аносова Татьяна Александровна20 Мар 2015
документ «Вредные привычки и их влияние на здоровье подростков» «Вредные привычки и их влияние на здоровье подростков». Классный час для школьников 5–6-х классов «Вредные привычки и их влияние на здоровье подростков». Классный чАлексеева Татьяна Владимировна20 Мар 2015
документ Устный журнал. «Физиологическое взросление и его влияние на формирование личности ребёнка»Явкина Валентина Алексеевна14 Ноя 2015
документ Беседа с родителями «Радость общения. Как понять ребенка и не обидеть его?Юркова Галина Александровна31 Мар 2015
документ «Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в детском коллективе» Мязина Галина Викторовна20 Мар 2015
разное Беседа :»Потребности человека и его воздействие на природу»Степанова Ольга Владимировна3 Апр 2016
документ Беседа «ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ».Табакова Светлана Сергеевна1 Апр 2015
документ Родительский лектории на тему «Режим дня и его влияние на здоровье ребёнка и качество его обучения »Светлана Николаевна Скворцова31 Мар 2015
документ Консультация для воспитателей: «Стиль одежды, его влияние на формирование имиджа педагога»Мокроусова Ольга Анатольевна28 Апр 2015
разное Консультация — практикум «Стресс и его последствия»Тур Ольга Валерьевна8 Мар 2016
документ Классный час «Вредные привычки и их влияние на здоровье подростков»
Самсонова Ирина Леонидовна
20 Мар 2015
разное Реферат «Современные молодежные движения и их влияние на подростков»Ширшова Анастасия Владимировна1 Апр 2015
документ Классный час «Вредные привычки и их влияние на здоровье подростков»Куцобина Галина Ивановна5 Мар 2016
документ Доклад на тему : Влияние СМИ на поведение и формирование нравственной культуры подростков.
Автор Бабенкова П.И.
Бабенкова Полина20 Мар 2015
документ Беседа на родительском собрании Беседа на родительском собрании «Мудрость родительской любви» В поисках новых форм общения с родителями Взаимоотношения учителя с родителями Взаимодействие семьи и школы Беседа на родительском собрании «Не хоКинжигалиева Галина Васильевна20 Мар 2015
документ «Влияние семьи на становление личности подростков»Голикова Татьяна Николаевна20 Мар 2015
документ Анкета «Влияние курения на здоровье подростков» Савраева Светлана Сергеевна20 Июл 2015
документ Анкета «Влияние курения на здоровье подростков»Савраева Светлана Сергеевна20 Июл 2015
документ «Влияние СМИ на подростков»Кузьмина Ирина Витальевна22 Сен 2015
документ «Влияние слухового и зрительного восприятия на формирование личности. »
Суворова Галина
14 Сен 2015
презентация, документ Формирование позитивных навыков общения у дошкольников со сверстниками на основе этикетного поведения Диагностика социально-нравственного развития  детей старшего дошкольного возраста Уровни освоения.Мудрикова Ирина Александровна30 Мар 2015
презентация, документ Формирование позитивных навыков общения у дошкольников со сверстниками на основе этикетного поведения Диагностика социально-нравственного развития  детей старшего дошкольного возраста Уровни освоения.Мудрикова Ирина Александровна30 Мар 2015
документ Семинар-практикум для родителей на тему: » Способы и правила общения с детьми».Антоненко Надежда Владимировна9 Апр 2015
документ Внеклассное мероприятие по программе гражданско-нравственного воспитания детей, подростков и молодежи на семинаре заместителей директоров по учебно-воспитательной работе. Тема: «Богач за неделю — грязные деньги»Хазиева Татьяна Иркинджоновна4 Апр 2015
документ Беседа на тему: «Секреты общения»Гарипова Гульназ Рузиловна21 Мар 2016
документ Консультация для подростков «Влияние алкоголя на организм подростков»Барахтянская Екатерина Владимировна2 Мар 2016
документ «Духовный и материальный прогресс и его влияние на развитие общества» (по роману Е. Замятина «Мы»)Дмитриева Елена Викторовна1 Фев 2016
документ Беседа: «Влияние телевизора и компьютера на здоровье детей»Кузнецова Елена Николаевна1 Апр 2015
документ Беседа для родителей АВТОРИТЕТ РОДИТЕЛЕЙ И ЕГО ВЛИЯНИЕВолкова Наталья Евгеньевна5 Ноя 2015
документ семинар -практикум для педагогов по теме «Семья, её значение и влияние на эмоциональное самочувствие ребёнка».Мяконькая Татьяна Алексеевна5 Апр 2015
документ Влияние трагедии У. Шекспира на формирование взаимоотношений современных подростков.Казанцева Н.В.20 Ноя 2015
документ классный час на тему: «Табакокурение и его влияние на здоровье подростка»Лунегова Елена Вячеславовна20 Мар 2015
презентация Исследовательская работа на тему: «Химический состав зеленого чая и его влияние на организм человека»Подгородниченко Галина Васильевна21 Мар 2015
презентация Презентация «Закаливание организма и его влияние на здоровье чкловека. »Кац Инна Вячеславовна21 Мар 2015
документ Деловая игра для 8 класса ««Научно-технический прогресс и его влияние на здоровье и успеваемость школьника»»Кононученко Ольга Васильевна1 Апр 2015

Роль общения в формировании личности подростка


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023
обратиться к администрации


Круг общения подростка намного расширяется. Оно начинает занимать в его жизни особое место, становится тем полем, на котором разыгрываются главные события жизни подростка, перестраивается вся сфера отношений к другим людям, к обществу, к самому себе.

В период подросткового возраста формируется новый уровень самосознания. Подросток осознает себя, свои качества, достоинства и недостатки в сравнении с другими людьми, оценивает себя, ориентируясь на социально принятые критерии и эталоны. Самосознание всегда социально по своему содержанию, по самой своей сути. Оценка себя, своих возможностей осуществляется подростком на фоне пристального внимания к другим людям: он осознает не только себя, но и других в отношении к себе. Словом, вся сложнейшая система человеческих взаимоотношений, в которую включен подросток, разворачивается перед ним как система его личной жизни, его личных взаимоотношений, чрезвычайно важных и значимых для него.

Таким образом, общение с окружающими людьми и объективно (для формирования личности подростка), и субъективно (для его самочувствия) становится фактором первостепенной важности.
 

Подросток и взрослые


Для подростка характерны две сферы общения — общение со взрослыми и общение со сверстниками. Роль этих сфер в формировании его личности не одинакова. Если в первой сфере подросток выступает в роли ведомого, усваивает общественно значимые критерии оценок, цели и мотивы поведения, способы анализа окружающей действительности и способы действия, то во второй сфере он сталкивается лицом к лицу с проблемами отношений среди равных себе, т. е. с проблемами нравственности и этики. Не следует забывать о том, что в общении со взрослыми подросток всегда — даже при самых товарищеских отношениях — находится в положении младшего, в известной мере подчиненного, а в этом положении далеко не все нравственно-этические нормы могут быть апробированы, т.е. усвоены на практике. И только в отношениях с ровесниками подросток формально и по существу равноправен; объективно взаимоотношения подростков-сверстников содержат в себе возможность проигрывания различных ролей — ведущего и ведомого, командира и исполнителя, участника конфликта или его арбитра, друга — хранителя тайны и друга, доверяющего свою тайну.

Для подростка отношения с товарищами приобретают особую важность. Дети в этом возрасте становятся особенно чуткими к мнению сверстников о них. Друзья, товарищи — это та естественная среда, которая жизненно необходима подростку. Среди товарищей он находит образцы для подражания, стремясь дотянуться до них «делает» сам себя, воспитывает в себе нужные качества. У товарищей он находит так необходимую ему оценку этих качеств, оценку своих знаний и умений, способностей и возможностей, находит сочувствие, сопереживание, отклик на все свои душевные радости и невзгоды, которые нам, взрослым, так часто кажутся незначительными. Роль общения со сверстниками в жизни подростка, безусловно, очень велика. Но в то же время оно само — его формы и содержание, его характер и способы — по существу определяется теми отношениями, которые складываются у подростка со взрослыми.

Подросток стремится поступать и выглядеть как взрослый, он хочет иметь его права и возможности. В конечном итоге развитие подростка — всегда равнение на взрослого. Но последнее может проявляться не непосредственно, а через подражание сверстникам, в чем-то уже более взрослым. Однако влияние сверстников, как бы оно ни было велико и субъективно значимо, не может умалить того значения, которое имеют для развития подростка непосредственные контакты со взрослыми, совместные с ними дела и занятия, совместный с ними труд.

Именно в совместной деятельности взрослый имеет реальные возможности направленного влияния на формирование личности подростка, на процесс его возмужания. Поэтому чрезвычайно важно для него найти правильную позицию в отношениях с подростком.

Родителей волнует вопрос о том, как строить отношения с подростком, как добиться авторитета у своего ребенка. Хорошо известно, что без авторитета невозможно никакое воспитание. «Авторитет необходим в семье, — писал А.С. Макаренко. — Надо отличать настоящий авторитет от авторитета ложного, основанного на искусственных принципах и стремящегося создать послушание любыми средствами. Действительный авторитет основывается на вашей гражданской деятельности, — продолжает Антон Семенович, непосредственно обращаясь к родителям, — на вашем гражданском чувстве, на вашем знании жизни ребенка, на вашей помощи ему и на вашей ответственности за его воспитание».

Мы знаем, что у подростка по сравнению с младшим школьником появляется в отношении к взрослому нечто новое. Подросток начинает оценивать более критично слова и поступки взрослого, у него неизмеримо возрастают требования к поведению и отношению взрослого, к его социальной позиции и гражданскому облику. И наряду с этим должна неизмеримо возрастать ответственность взрослого за свое собственное поведение, за свои нравственные качества и отношения. Требовательность взрослого к себе должна всегда быть выше уровня требований к нему подростка. Это одно из главных оснований родительского авторитета.

Не менее важно и другое — знать своего ребенка. Знать его жизнь, интересы, друзей, характер их взаимоотношений, его радости и обиды, тревоги и заботы. Только зная все это, можно своевременно прийти ему на помощь, когда она понадобится. Знание своего ребенка поможет вам занять правильную позицию во взаимоотношениях с ним. При этом очень важно иметь в виду не только индивидуальное своеобразие, но и общие закономерности, возрастную картину развития.

Давайте посмотрим, какие требования предъявляют к взрослым, к воспитателям сами подростки, каким они хотят видеть наше отношение к ним.

Характер требований подростка к отношению взрослого к нему противоречив. С одной стороны, подросток стремится к самостоятельности, протесту против мелочной опеки, контроля, недоверия. С другой стороны, испытывает тревогу и опасения, сталкиваясь с новыми, трудными для него проблемами и задачами, ждет от взрослого помощи и поддержки, но не всегда хочет открыто признаться в этом.

Большой знаток детской души В.А. Сухомлинский глубоко подметил основное противоречие во взаимоотношении подростка и взрослого: «Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте каждый мой шаг, не свивайте меня пеленками присмотра и недоверия, не напоминайте и словом о моей колыбели. Я самостоятельный человек. Я не хочу, чтобы меня вели за руку. Передо мной высокая гора. Это цель моей жизни. Я вижу ее, думаю о ней, хочу достичь ее, но взойти на эту вершину хочу самостоятельно. Я уже поднимаюсь, делаю первые шаги; и чем выше ступает моя нога, тем более широкий горизонт открывается мне, тем больше я вижу людей, тем больше познаю их, тем больше людей видят меня. От величия и безграничности того, что мне открывается, делается страшно. Мне необходима поддержка старшего друга. Я достигну своей вершины, если буду опираться на плечо сильного и мудрого человека. Но мне стыдно и боязно сказать об этом. Мне хочется, чтобы все считали, что я самостоятельно, своими силами доберусь до вершины». Эту сложность и противоречивость внутреннего мира подростка взрослый должен понять и именно на основе этого понимания строить свои отношения с ним.

Взрослый должен быть другом подростка, но другом особым, отличным от друга-сверстника. Это обусловлено не только различием социальных позиций взрослого и взрослеющего человека (один уже имеет определенный круг обязанностей и вытекающие из них права; другой еще только стремится получить эти права, имея довольно смутные представления об обязанностях), но и той особой психологической функцией, которую должен выполнять взрослый. Взрослый — друг-руководитель. Его задача — помочь подростку познать себя, оценить свои способности и возможности, найти свое место в сложном мире взрослых.

Наличие взрослого друга — важнейшее условие нормального развития, правильного формирования личности ребенка в самый трудный период его жизни. Потребность во взрослом друге очень остра у подростка. В семье, в школе, в каких-то других сферах общения — ведь он ищет такого друга. А где он его найдет, кем тот окажется — во многом зависит от того, какова атмосфера в семье, каков микроклимат отношений, окружающий подростка.

Для развития ребенка условия его жизни значат очень много. Но сами по себе условия не создают личность. Важно то, какое место занимает ребенок в этих условиях, как он к ним относится, как действует в них. Деятельность ребенка в конкретных условиях организуется взрослыми. Они устанавливают круг его прав и обязанностей, формируют отношения, т.е. создают, то; что психологи называют социальной ситуацией развития ребенка, определяющей в целом формирование его личности.

В одной семье подросток не имеет никаких обязанностей, привык к тому, что работают для него и на него, растет иждивенцем. В другой у подростка много забот и обязанностей, с которыми он не всегда успевает справляться, получая за это выговоры и наказания. А в третьей он помощник, но не просто исполнитель приказов взрослых, а равноправный участник семейных дел.

Подростку необходима совместная деятельность со взрослыми. При этом у них должны быть общие интересы, увлечения. Содержание такого сотрудничества может быть самым различным. Подросток может быть помощником родителей в хозяйственных заботах, советчиком в домашних делах. Взрослый может приобщить подростка к своим занятиям и интересам или разделить интересы и увлечения самого подростка. Увлечение искусством, совместное посещение кино и театра, обсуждение литературных новинок, помощь в обслуживании и ремонте автомобиля, освоении компьютерных программ — это далеко не полный перечень тех сфер, в которых взрослый может быть вместе с подростком. Надо подчеркнуть, что именно совместная деятельность подростка и взрослого рождает общность переживаний, чувств, настроений, облегчает контакты с подростком, рождает эмоциональную и духовную близость.

В совместных занятиях не только родителям открывается характер сына или дочери, но и те лучше узнают своих родителей. Подросток постигает сложный духовный мир взрослых, глубину их мыслей и переживаний, учится чуткому и заботливому отношению к людям.

Многое давая ребенку, родители вправе много и спрашивать с него. Он может и должен быть внимателен ко всем членам семьи. Атмосфера в семье должна быть такой, чтобы чуткость и отзывчивость становились у него привычкой, своего рода потребностью. Только в обстановке взаимного уважения, взаимной заботы и помощи, доверия и искренности уважительное отношение к людям станет привычной формой поведения подростка.

Ошибку совершают те родители, которые, боясь перегрузки детей в учении, освобождают их от каких-либо обязанностей в семье. Это крайность, приводящая, как правило, к нежелательным последствиям: развиваются эгоизм, пренебрежение к труду. Расширяя обязанности подростка, нельзя забывать о том, что он должен иметь в семье и определенный, более широкий, чем младший школьник, круг прав. Основанием для этого служат его возросшие возможности. Подросток может участвовать в обсуждении семейных и общественных дел, в разговорах и беседах о литературе, искусстве. Уважительно относитесь к его мнению. Если он заблуждается, поспорьте с ним, но не отмахивайтесь: «Мал еще рассуждать об этом!» Подросток чутко реагирует на отношение к нему взрослых в семье и готов активно отстаивать свое главное право — право на уважение.

В подростковом возрасте возникает повышенный интерес к внутреннему миру человека, к его чувствам и переживаниям. Подросток стремится ответить на вопрос, что значит быть взрослым? Он проводит параллели между своими поступками и поведением взрослых, начинает нетерпимо относиться к тому, на что раньше не всегда обращал внимание: к действительным или мнимым попыткам взрослых ущемить его достоинство или право, к тону приказа или излишнему проявлению родительской нежности. Подростка может обидеть как то, так и другое.

Подростки зорко подмечают отдельные промахи и недостатки взрослых. При этом они непосредственны и искренни; и если мы, взрослые, честно признаемся в своей ошибке, а при надобности и извинимся, то авторитет наш нисколько не пострадает.

Часто предметом критики становится учитель. Нередко приходится слышать от школьников, что учитель «несправедлив» к ним, что у него есть любимые и нелюбимые ученики, что он неверно ставит отметки и т.п. Не следует поощрять такие разговоры, но и уходить от них нельзя. Надо подростка заставить задуматься над собственным поведением, проанализировать свои поступки, и многие упреки в адрес учителя отпадут сами собой.

Подростки задают взрослым множество вопросов, многим хотят с ними поделиться. Равнодушие взрослых для подростков мучительно. Родители должны проявлять постоянный интерес к учебе подростка, к его труду, увлечениям, переживаниям и мечтам и в то же время беседовать с ним о своей работе, друзьях, интересах. Отсутствие взаимного доверия не только обижает подростка, но и наносит значительный ущерб его общему, духовному развитию.

Родителям известно, что у подростка возможна резкая, не всегда объяснимая смена настроений. Например, вы заметили, что сын пришел из школы мрачный, неразговорчивый. Не садится обедать — «нет аппетита». Подходит время — не берется за уроки. Если вы начнете с упреков, повысите тон, то в ответ можете услышать грубость. А кроме того, не узнаете, что же произошло, чем расстроен ваш сын. Все будет по-иному, если, выждав некоторое время, вы дружески побеседуете с ним и сумеете вызвать на откровенный разговор. Он сам расскажет о своих огорчениях и почувствует облегчение от того, что поделился с вами своими бедами, нашел сочувствие. А если при этом вы дадите совет, как лучше поступать в данном затруднительном случае, вы достигнете двойной цели: не только поможете сыну, но и приобретете его доверие.

Когда подросток идет к вам с вопросами или сомнениями, не говорите ему «нет», не ссылайтесь на занятость и отсутствие времени. Стремление ребенка поговорить с родителями по душам надо всячески поддерживать и укреплять. Неудовлетворенная потребность поделиться с отцом или матерью сокровенными мыслями и переживаниями заставляет подростка искать «поверенного» вне семьи. Им может оказаться человек случайный, с сомнительной репутацией, который поведет подростка по неверному пути. В таких случаях задуматься над своими взаимоотношениями с сыном или дочерью заставляют родителей уже какие-либо серьезные проступки детей. Иногда это бывает слишком поздно.

Многие родители считают, что конфликты при воспитании подростка неизбежны. В этом возрасте у детей действительно возникает ряд психологических особенностей, которые ставят перед родителями новые воспитательные задачи. Но эти особенности не обязательно влекут за собой отрицательные формы поведения детей и конфликтность их отношений со взрослыми. Все зависит от конкретных условий жизни и воспитания. При этом нужно помнить, что гораздо легче предупредить появление трудностей, чем потом преодолевать их.

Среди отрицательных форм поведения подростков чаще всего отмечаются грубость, упрямство, негативизм, противопоставление себя взрослым. Как правило, это связано со стремлением к самостоятельности, не встречающим поддержки со стороны воспитателей. Подростки хотят, чтобы считались с их мнениями, желаниями, настроениями. Они не переносят недоверия, пренебрежительного тона, насмешек, нотаций, особенно в присутствии друзей. Подростки восстают против излишней опеки и нежностей, их возмущают частые напоминания: «не забудь шарф», «возьми с собой завтрак», «переходи улицу осторожно». В ответ на усиленную, хотя и искреннюю, заботу родителей нередко можно услышать резкое «отстаньте», «надоело», «не учите», «сам знаю». Для подростка подобная грубость является своеобразной формой борьбы за свою самостоятельность, за утверждение своей взрослости как в собственных глазах, так и в глазах окружающих.

Недочеты и недоработки предшествующего воспитания в подростковом возрасте обнажаются особенно рельефно. Если у ребенка младшего школьного возраста не было выработано, например, ответственное отношение к занятиям, не были развиты познавательные интересы, если он не привык к систематической работе, то в подростковом возрасте неизбежно возникают трудности с учением.

Особое значение в этот период приобретает единство требований к ребенку в семье. Когда этого единства нет, у подростка вырабатывается избирательно-корыстное отношение к членам семьи, привычка лгать и изворачиваться может стать его второй натурой.

Поскольку подростковый возраст — это период интенсивного формирования самооценки, очень важно, чтобы в семье правильно относились к успехам и возможностям ребенка. Если захваливание ведет к самоуверенности и зазнайству, то недооценка возможностей и способностей подростка может привести к развитию пассивности, замкнутости, неуверенности в себе. В том и в другом случае у подростка возникают конфликты со взрослыми, а также и со сверстниками. И в том, и в другом случае перед родителями встает вопрос о перевоспитании подростка.

Для преодоления трудностей в воспитании подростка прежде всего нужна разумная организация жизни семьи. В семье должна быть атмосфера уважения друг к другу, к труду, к правам и обязанностям каждого, в том числе и подростка. Иногда мы требуем от подростка выполнения какой-либо работы, наших поручений, не считаясь с тем, что у него могут быть свои планы на этот день, обязательства по отношению к товарищам. Вашей дочери, например, поручили организовать поход одноклассников в кинотеатр, а вы по ряду соображений ее не отпускаете. Ссоры, слезы, обиды, и девочка все же уходит. Нужно ли наказывать ее за это? Конечно, нет. Надо трезво взвесить все обстоятельства и признать, что виноваты вы сами.

Следует бережно, с пониманием относиться к внутреннему миру подростка, его переживаниям, увлечениям. Умейте выслушать подростка, согласиться с ним, если он прав, переубедить, если ошибается. Требования, предъявляемые подростку, должны быть разумно аргументированы. Выбор воспитательных воздействий, средств поощрения и наказания должен определяться замечательной формулой, предложенной А.С. Макаренко: «Как можно больше требований к человеку, но и как можно больше уважения к нему». Применительно к подростковому возрасту особенно хочется подчеркнуть вторую часть этой формулы, так как родители нередко забывают о ней.

Уважение к личности подростка делает вас действительно нужным своему ребенку. К сожалению, некоторые родители понимают это только так: обеспечить материально, дать образование, оградить от неприятностей. Но быть нужным — это значит и разделить с ним его тревоги и сомнения, его радости и печали; это значит быть всегда «настроенным на его волну», чутко улавливая малейшие, но такие важные перепады его эмоций. Сделайте так, чтобы подросток именно у вас искал ответы на волнующие его вопросы, доверял вам то, в чем не может разобраться и что слишком интимно, чтобы выносить это «на люди», обсуждать даже с друзьями. А добиться этого можно лишь в том случае, если ваши волнения, тревоги и заботы будут тоже открыты подростку.

Откровенность, доверие должны быть взаимными, только тогда между вами и подростком не будет стены недомолвок, тайн, непонимания.

Задача взрослого — быть рядом с подростком. А это значит — вовремя прийти ему на помощь, подсказать, посоветовать, а если возникнет необходимость — более активно вмешаться в жизнь подростка. Взрослый рядом — это значит, что у подростка есть надежный и опытный друг, который умело и тактично поведет его через трудности отрочества и юности. Это значит, что подросток всегда будет чувствовать так необходимую ему в это время свободу и самостоятельность, уважение и доверие. Это значит, что его потребности, желания и интересы встретят понимание и поддержку.

Знание основных тенденций развития подростка, индивидуальных особенностей своего ребенка поможет родителям найти средства и методы конкретного воздействия, выбрать прав ильные формы взаимодействия с ним. Следует помнить, что каждый подросток — личность, складывающаяся под воздействием множества факторов.

Главная воспитательная задача родителей — помочь подростку в преодолении трудностей переходного периода. И здесь взрослый может многое сделать целенаправленно, с учетом основных психологических особенностей этого возраста. Важно создать в семье такие отношения, которые бы поставили подростка в реальные условия жизни по нормам и требованиям, предъявляемым к взрослым.

Помочь подростку взрослеть — это значит заботиться о гармоническом развитии его личности: формировать его познавательные интересы, развивать способности, воспитывать нравственные качества, развивать физически. Психологические исследования показывают, что учебная деятельность подростка во многом становится деятельностью по самообразованию и самосовершенствованию. Помочь подростку овладеть навыками самостоятельной работы с книгой, учебником, справочником, пробудить в нем стремление к овладению знаниями — посильная задача для каждого родителя.

Помочь подростку взрослеть — это значит научить его анализировать поступки и отношения людей, разбираться в мотивах поведения, в причинах и следствиях поступков не только окружающих его людей, но и в своих собственных. Подросток нередко склонен не замечать недостатки в своем поведении. Необходимо научить его критически относиться к себе, к своим поступкам и отношениям.

Надо научить его трудиться, привлекать к труду вместе со взрослыми. Труд рядом и наравне со взрослыми рождает у подростка чувство удовлетворения и гордости, поддерживает и укрепляет чувство собственного достоинства, пробуждает уважение к себе. Эти положительные эмоции чрезвычайно важны для налаживания и закрепления контактов между взрослым и подростком.

Не следует, однако, думать, что взрослый может заменить подростку друзей-сверстников. Надо помнить, что товарищи подростку необходимы. Влияние друга-сверстника на формирование личности подростка очень велико, более того, оно неизбежно, и не надо его бояться. Взрослый должен знать круг общения подростка, понимать его специфику, только при этом условии и можно занять позицию ведущего, «впередсмотрящего» взрослого друга.

Скачать 132.02 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Давление сверстников и влияние сверстников: подростки

О влиянии сверстников и давлении сверстников

Влияние сверстников — это когда вы решаете сделать что-то, чего иначе не стали бы делать , потому что хотите чувствовать, что ваши друзья вас принимают и ценят. Это не просто или всегда о том, чтобы делать что-то против своей воли.

Возможно, вы часто слышали термин «давление со стороны сверстников». Но влияние сверстников — лучший способ описать, как поведение подростков формируется желанием чувствовать, что они принадлежат к группе друзей или сверстников.

Давление и влияние сверстников могут быть положительными . Например, ваш ребенок может стать более настойчивым, попробовать новые виды деятельности или больше участвовать в учебе.

Но может быть и отрицательным. Некоторые подростки могут решить попробовать вещи, которые обычно им не интересны, например, курение или антиобщественное поведение.

Давление и влияние сверстников могут привести к тому, что подростки:

  • будут выбирать ту же одежду, прическу или украшения, что и их друзья
  • слушать ту же музыку или смотреть те же телепередачи, что и их друзья
  • менять манеру разговора или слова, которые они используют
  • совершать рискованные поступки или нарушать правила
  • усердно учиться в школе или меньше работать
  • свидания или участие в сексуальных действиях
  • курение или употребление алкоголя или других наркотиков.

Быть самим собой: баланс между давлением и влиянием сверстников

Вполне нормально беспокоиться о том, что на вашего ребенка слишком сильно влияют сверстники или что он идет на компромисс со своими ценностями (или вашими), чтобы соответствовать своим друзья. Также нормально беспокоиться о том, что ваш ребенок не сможет сказать «нет», если его заставят попробовать рискованные вещи, такие как виляние в школе или курение.

Но если вы слушаете одну и ту же музыку и одеваетесь так же, как друзья, это не обязательно означает, что ваш ребенок также будет совершать антиобщественные или рискованные поступки.

Если ваш ребенок  доволен тем, кто он есть, своим выбором и ценностями , вероятность того, что на него повлияют другие люди, меньше. Ваш ребенок может сделать что-то, что делают его друзья, но не делать что-то другое. И здесь важно ваше влияние — это самый большой фактор, формирующий ценности и долгосрочный выбор вашего ребенка.

С вашим влиянием и сильным чувством собственного достоинства ваш ребенок, скорее всего, будет знать, где провести черту, когда дело доходит до давления и влияния сверстников.

Помощь подросткам и подросткам справляться с давлением и влиянием сверстников

Чтобы хорошо справляться с влиянием сверстников, необходимо найти правильный баланс между тем, чтобы быть самим собой и соответствовать своей группе. Вот несколько идей, которые помогут вашему ребенку в этом.

Развитие уверенности в себе у подростков
Уверенность в себе может помочь подросткам сопротивляться негативному влиянию сверстников. Это потому, что уверенные в себе подростки могут принимать безопасные, обоснованные решения и избегать людей и ситуаций, которые им не подходят.

Вы можете укрепить уверенность своего ребенка, поощряя его пробовать что-то новое, что дает ему шанс на успех, и продолжать попытки, даже когда возникают трудности. Похвалить ребенка за старание также важно для укрепления уверенности в себе.

Вы также можете стать образцом уверенности в себе и показать своему ребенку, как вести себя уверенно, в качестве первого шага к уверенности в себе.

Воспитывать подростковое сострадание к себе
Сострадание к себе — это быть добрым к себе и относиться к себе с той же теплотой, заботой и пониманием, что и к близкому человеку. Когда у подростков есть сострадание к себе, это может помочь им справиться с любым стрессом и тревогой, связанными с влиянием сверстников.

Крепкие отношения с вами помогают вашему ребенку чувствовать себя любимым, принятым и защищенным. Это важно для подросткового сострадания к себе.

Держите линии связи открытыми
Вы можете сделать это, оставаясь на связи со своим ребенком. Это поможет вашему ребенку почувствовать, что он может прийти к вам, чтобы поговорить, если его заставят сделать что-то, что ему неудобно.

Предложите, как сказать «нет»
Вашему ребенку, возможно, понадобится несколько способов сохранить лицо, чтобы сказать «нет», если он чувствует, что его побуждают делать что-то, чего он делать не хочет. Например, друзья могут поощрять вашего ребенка попробовать курить. Вместо того, чтобы просто сказать «Нет, спасибо», ваш ребенок может сказать что-то вроде: «Нет, это усугубляет мою астму» или «Нет, мне не нравится, как от него пахнет».

Дайте подросткам выход
Если ваш ребенок чувствует, что он находится в рискованной ситуации, может помочь, если он может написать или позвонить вам для поддержки. Вы и ваш ребенок можете договориться о закодированном сообщении для тех случаев, когда ваш ребенок не хочет смущаться перед друзьями. Например, они могут сказать, что проверяют больных бабушку и дедушку, но вы будете знать, что на самом деле это означает, что им нужна ваша помощь.

Если ваш ребенок звонит вам, важно сосредоточиться на положительном решении вашего ребенка обратиться к вам за помощью, а не на рискованной ситуации, в которой находится ваш ребенок. Ваш ребенок с большей вероятностью попросит о помощи, если он знает, что выиграет. т попасть в беду.

Поощряйте широкую социальную сеть
Если у вашего ребенка есть возможность завязать дружеские отношения из многих источников, включая спорт, семейные мероприятия или клубы, это будет означать, что у него есть множество вариантов и источников поддержки, если дружба пойдет не так. .

Если вы беспокоитесь о давлении и влиянии сверстников

Поощряйте вашего ребенка заводить друзей старше и предоставляйте им место в вашем доме, это поможет вам познакомиться с друзьями вашего ребенка. Это также дает вам возможность проверить, не является ли отрицательное давление и влияние сверстников проблемой для вашего ребенка.

Хорошее общение и позитивные отношения с ребенком также могут побудить вашего ребенка поговорить с вами, если он чувствует негативное влияние со стороны сверстников.

Если вы беспокоитесь о том, что друзья вашего ребенка оказывают на него негативное влияние, критическое отношение к ним может подтолкнуть вашего ребенка к тому, чтобы увидеть их за вашей спиной. Если ваш ребенок думает, что вы не одобряете его друзей, он может даже захотеть видеться с ними чаще. Поэтому важно говорить и слушать, не осуждая , и мягко помогать ребенку увидеть влияние, которое оказывают его сверстники.

Это может означать разговор с ребенком о поведении, которое вам не нравится , а не о людях, которые вам не нравятся. Например, вы можете сказать: «Когда вы с друзьями, вы часто ссоритесь». Это может быть лучше, чем сказать: «Тебе нужно найти новых друзей».

Это может помочь скомпрометировать вашего ребенка. Например, если вы позволите ребенку носить определенную одежду или подстричься определенным образом, это поможет ему почувствовать связь со сверстниками, даже если вам не нравятся синие волосы или рваные джинсы. Предоставление вашему ребенку некоторой независимости может снизить вероятность более рискованного выбора.

Наличие друзей и чувство принадлежности к группе дает подросткам чувство принадлежности и значимости, что помогает им обрести уверенность. Дружба также помогает подросткам освоить важные социальные и эмоциональные навыки, такие как чувствительность к мыслям, чувствам и благополучию других людей.

Когда следует беспокоиться о влиянии и давлении сверстников

Если вы заметили изменения в настроении, поведении, режиме питания или сне вашего ребенка , которые, по вашему мнению, вызваны их друзьями, возможно, пришло время поговорить с ними. Ваш ребенок.

Некоторые изменения настроения и поведения являются нормальными для подростков и подростков. Но если кажется, что ваш ребенок находится в плохом настроении более 2 недель или его плохое настроение мешает тому, что ему обычно нравится, ему может понадобиться поддержка для его психического здоровья.

Предупреждающие признаки включают:

  • плохое настроение, плаксивость или чувство безнадежности
  • агрессию или антиобщественное поведение, необычное для вашего ребенка
  • внезапные изменения в поведении, часто без видимой причины
  • проблемы с засыпанием, засыпанием или ранним пробуждением
  • потеря аппетита или переедание
  • нежелание ходить в школу
  • отказ от занятий, которые раньше нравились вашему ребенку стоит жить.

Если вы беспокоитесь, начните с разговора с ребенком. Следующий шаг — поговорить с вашим врачом общей практики, который может связать вас с местной командой по охране здоровья детей и подростков или с другим подходящим специалистом.

Важность подростковой дружбы

Время чтения: 6 минут

Дружба невероятно важна в подростковом возрасте. Подростковая дружба помогает молодым людям чувствовать себя принятыми и сопричастными. Они способствуют развитию сострадания, заботы и сопереживания.

Кроме того, подростковая дружба является важной частью формирования чувства идентичности вне семьи. И эта подростковая дружба может оказать невероятную поддержку, помогая подросткам пережить трудные времена.


Основные выводы

  • Подростковая дружба связана с психологическим благополучием во взрослой жизни.
  • Социальные сети могут помочь друзьям оставаться на связи, но они также могут иметь негативные последствия для подростковой дружбы.
  • Родители могут поговорить со своими подростками о том, какой должна быть подростковая дружба, и помочь им понять, как быть хорошим другом.
  • Групповая терапия может помочь подросткам, борющимся с дружбой, понять, что другие дети, которые хорошо выглядят снаружи, чувствуют то же самое, что и они внутри.

Все мы знаем, что время, проведенное с хорошими друзьями, делает нас счастливее. Но ученые проверили это чувство, и данные показывают, что подростковая дружба связана с психологическим благополучием.

Одно исследование с использованием данных более чем 111 000 подростков показало, что подростки, которые были интегрированы в сети друзей, имели лучшее психическое здоровье, о чем свидетельствует ряд симптомов депрессии. Результаты показали, что подростки с большим количеством друзей имели меньше симптомов депрессии и чувствовали более сильное чувство принадлежности.

Кроме того, дружба между подростками дает следующие преимущества:

  • Повышение самооценки
  • Более низкие показатели тревоги
  • Более счастливый и оптимистичный взгляд
  • Увеличенный срок службы
  • Более сильные навыки эмоциональной регуляции
  • Улучшение когнитивных функций
  • Больше сочувствия и чувства доверия к другим.
  • Подростковая дружба помогает подросткам справиться со стрессом

    Дружба со сверстниками в подростковом возрасте также может помочь молодым людям справиться с трудными ситуациями. Исследование 2021 года показало, что подростки, у которых были крепкие подростковые дружеские отношения до пандемии, с меньшей вероятностью усвоили стресс изоляции и социального дистанцирования. Эти связи помогли уменьшить подростковое одиночество, депрессию и тревогу.

    Дружба также помогает подросткам справляться с ежедневными стрессами. Исследование 108 старшеклассников в Австралии показало, что крепкая дружба была особенно полезной для подростков сразу после стрессового события, такого как провал на тесте.

    Исследователи из австралийских университетов Мердока и Гриффита опросили подростков и обнаружили, что они лучше справляются со стрессовым событием, когда находятся со сверстниками, а не со взрослыми. Подростки, которые были с друзьями, сообщали о более низком уровне печали, ревности и беспокойства.

    Подростки созданы для того, чтобы заводить друзей

    По мере того, как дети достигают подросткового возраста и переходят в старшие классы, дружба между подростками становится все более важной. На самом деле, родители иногда чувствуют, что их дети игнорируют или бросают их ради дружбы.

    Но эта стадия развития совершенно естественна, по словам Дэниела Дж. Сигела, клинического профессора психологии и содиректора Исследовательского центра внимательного осознания Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Доктор Сигел считает, что стремление подростков к дружбе заложено биологически.

    «Почему было бы естественно обращаться к своим сверстникам в подростковом возрасте? Потому что это тот, от кого ты будешь зависеть, когда покинешь дом. Часто в дикой природе млекопитающее без группы сверстников-подростков равнозначно мертвому. Поэтому общение с группой сверстников может показаться вопросом выживания».

    — Дэниел Дж. Сигел, MD

    На самом деле важность друзей в подростковой жизни настолько значительна, что расставание без них причиняет боль — в буквальном смысле. Томография мозга предполагает, что те же части мозга активируются социальным отторжением, что и физической болью. Таким образом, дети, оставшиеся в стороне, глубоко переживают отторжение. Следовательно, «я чувствую себя обделенным» — одна из худших вещей, которые может услышать родитель.

    Прочтите «Подростковая изоляция и как родители могут помочь».

    Дружба подростков предсказывает психическое здоровье взрослых

    Подростки, у которых были близкие дружеские отношения в подростковом возрасте, имеют лучшее психическое здоровье в юности. В исследовании, опубликованном в журнале «Развитие ребенка», сравнивались подростки с близкими друзьями с популярными подростками с более многочисленной группой друзей, но менее интенсивными дружескими отношениями.

    Каждый год участникам раздавали анкеты для оценки их уровня тревоги, депрессии и самооценки. Следовательно, исследователи обнаружили, что люди, у которых были близкие друзья в подростковом возрасте, сообщали о более высоком уровне самооценки и более низком уровне социальной тревожности и депрессии в возрасте 25 лет по сравнению с их популярными сверстниками.

    Таким образом, исследование подтвердило то, что родители часто говорят подросткам: популярность не важна. Самые полезные подростковые отношения — это глубокая, близкая дружба, в которой подростки чувствуют, что их видят такими, какие они есть на самом деле.

    «Поскольку технологии упрощают создание социальной сети поверхностных друзей, уделение времени и внимания развитию тесных связей с несколькими людьми должно быть приоритетом».

    — Джозеф Аллен, профессор психологии Университета Вирджинии и соавтор исследования 9.0007

    Социальные сети могут помочь друзьям оставаться на связи. В отчете исследовательского центра Pew Research Center 70 процентов подростков заявили, что социальные сети помогают им оставаться в курсе того, что чувствуют их друзья. Более того, 68 процентов подростков-пользователей социальных сетей заявили, что их онлайн-общение с друзьями помогает им пережить стрессовые времена.

      Однако  социальные сети  также могут иметь негативные последствия для подростковой дружбы. Например, подростки могут узнавать о мероприятиях и мероприятиях, на которые их не приглашали. Социальные сети также предоставляют платформу для киберзапугивания и токсичной подростковой дружбы, создавая конфликты и обиды.

    Вот некоторые статистические данные о подростках и их друзьях из отчета.

    • 42% подростков, пользующихся социальными сетями, сообщали о себе что-то, что они не могли изменить или контролировать.
    • 21 процент сообщают, что их собственная жизнь стала хуже из-за того, что они видят от других друзей в социальных сетях.
    • 40 процентов подростков-пользователей социальных сетей чувствуют необходимость публиковать только тот контент, который заставляет их хорошо выглядеть в глазах других и получать много комментариев или лайков.
    • 68 процентов подростков-пользователей социальных сетей (52 процента всех подростков) сталкивались с драмой среди своих друзей в социальных сетях.

    Вашему подростку нужна помощь?

    Мы здесь для вас!

    Есть вопросы?

    Отправьте нам сообщение.

    Продолжить чтение ▼

    Влияние давления сверстников на поведение подростков

    Родители всегда понимали, что давление сверстников может побудить подростков сделать неверный выбор. И этот выбор часто связан с рискованным поведением, таким как употребление наркотиков, небезопасное сексуальное поведение и небезопасное вождение.

    Теперь у ученых есть конкретные доказательства негативного влияния давления со стороны сверстников. Исследования с использованием технологии визуализации мозга показывают, что подростки, испытывающие давление со стороны сверстников, в раз чаще принимают рискованные решения . Более того, это верно, даже если партнер анонимен и физически не присутствует.

    Но опрос примерно 1500 подростков и их семей дал другие результаты. Это исследование показало, что на подавляющее большинство молодых подростков , а не оказывают давление их друзья, заставляющие их пить, курить, употреблять запрещенные наркотики или заниматься другим рискованным поведением. На самом деле, исследование показало, что друзья гораздо чаще поддерживают друг друга в стремлении преуспеть, а не заставляют друг друга рисковать или делать неверный выбор.

    Разговор с подростками о дружбе

    Родители не могут выбирать друзей своих подростков или контролировать их дружбу. Но они могут и должны говорить со своими подростками о том, какой должна быть подростковая дружба, и помогать им понять, как быть хорошим другом. Вот некоторые из самых важных вещей, которые подростки должны знать о дружбе.

    Authentic Connection

    Лучшая подростковая дружба позволяет подросткам честно и открыто говорить о своих чувствах. Более того, они могут делать это, не опасаясь осуждения или оскорбления. Такая подлинная связь будет поддерживать их в подростковом возрасте и позже.

    Сила умения слушать

    Дружба зависит не только от умения слушать, но и от того, чтобы делиться. Крепкая подростковая дружба зависит от того, внимательно ли вы слушаете и отвечаете сочувствием, ободрением и положительной обратной связью.

    Давление со стороны сверстников

    Когда подростки осознают силу давления со стороны сверстников, они могут принимать более четкие решения. Родители могут помочь им понять, как друзья влияют друг на друга, как в положительном, так и в отрицательном смысле.

    Требуется время

    Как показало вышеприведенное исследование, нужно время, чтобы завести хорошего друга. Иногда подросткам легче заводить друзей вне школы, когда у них общие интересы, — в лагере, в спортивных командах или на внеклассных мероприятиях.

    Изменение дружеских отношений

    Не вся подростковая дружба длится вечно. Люди меняются по мере взросления, и поэтому они могут разойтись. Родители могут поощрять подростков думать о качествах, которые важны для них в отношениях. Дружба с большей вероятностью продлится, когда подростки имеют схожие ценности и приоритеты и хотят одних и тех же вещей от отношений.

    Конфликты естественны

    Для подростков нормально иметь ссоры и разногласия. Но это не значит, что дружба должна закончиться. Подростковая дружба помогает подросткам научиться справляться с конфликтами и распознавать, что они могли бы сделать по-другому. Более того, они узнают, как важно сказать «прости», а также насколько важно простить другого человека.

    В заключение хочу сказать, что подростковая дружба имеет большое значение. Они являются огромной частью взросления. Но, несмотря на важность друзей в подростковой жизни, нельзя недооценивать значение отношений подростков с родителями.

    Как лечение подростков помогает справиться с изоляцией и одиночеством

    Чувство одиночества и непонимания может способствовать подростковой тревоге и депрессии. Следовательно, лечение подростков в Академии Ньюпорта помогает подросткам создать безопасное и поддерживающее сообщество, в котором они могут быть честными друг с другом и устанавливать подлинные связи. В результате они осознают, что другие испытывают те же эмоции, неуверенность, страхи и тревоги, и что они не одиноки.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *