Джон локк направление: Локк, Джон | это… Что такое Локк, Джон?

Содержание

Джон Локк



Джон Локк

1632-1704

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Джон Локк

IGDA. ДЖОН ЛОКК

Основоположник социально-политической доктрины либерализма

Локк (Locke) Джон (1632-1704) — английский философ-просветитель, политический деятель, основоположник социально-политической доктрины либерализма. Работы Л. относятся к эпохе Реставрации в Англии. Он стал непосредственным участником политической жизни и борьбы против феодального абсолютизма, занимал некоторое время высокие административные должности. В процессе этой борьбы неоднократно был вынужден покидать Англию, эмигрируя на континент (во Францию и Нидерланды). Вскоре после «славной революции» 1688 Л. возвращается в Англию и выпускает один за другим свои философские и политические труды, написанные им ранее. Важнейший из них — «

Опыт о человеческом разуме» (1690), написанию которого он посвятил в общей сложности около 20 лет. Почти одновременно были опубликованы «Письма о веротерпимости», «Трактаты о государственном правлении» и др. К названным примыкают следующие значительные произведения: «О пользовании разумом» (1706), «Исследования мнения отца Мальбранша о видении всех вещей и Боге» (1694).

В своем основном труде Л. развил теорию познания, базирующуюся на принципах эмпиризма и сенсуализма, осложненных влиянием номинализма Гоббса и рационализмом Декарта. Исходный пункт учения Л. о познании и его концепции человека — отрицание теории врожденных идей, включая идею Бога. Все знание приобретается нами из опыта, который понимается философом как сугубо индивидуальный, а не результирующий из социального взаимодействия. Опыт по своей структуре состоит из идей, которыми Л. обозначает ощущения и чувственные образы памяти. Эти составляющие — т.наз. «простые идеи», которые входят в состав либо внешнего (external), либо обращенного внутрь (inward) опыта. Внешний опыт состоит из ощущений свойств и восприятий тел, а опыт внутренний, который Л. называет рефлексией, представляет собой познания души о своей собственной деятельности, получаемые через самонаблюдение. Приобретенные из опыта идеи — еще не само знание, а только материал для него. Чтобы стать знанием, все это должно быть переработано деятельностью рассудка (абстракции).

Посредством данной деятельности простые идеи преобразуются в сложные. Процесс познания, по Л., и характеризуется как восхождение от простых идей к сложным.

Простые идеи внешнего опыта делятся на две группы, различные по их содержанию, — идеи первичных и идеи вторичных качеств. Только идеи первичных качеств, с точки зрения Л., дают нам истинное познание реальных сущностей, а идеи вторичных качеств, если их группировать соответствующим образом, позволяют нам, самое большее, различать в настоящем вещи по их номинальным сущностям. Познание истинно лишь постольку, поскольку идеи сообразны с действительностью. Реальная сущность вещей, с его точки зрения, остается неизвестной, а ум имеет дело с номинальными сущностями. Однако Л. нельзя считать агностиком. По Л., наша задача — знать не все, а только то, что важно для нашего поведения и практической жизни, а такое знание вполне обеспечено нашими способностями. Он обратил также внимание на активность субъекта в познавательном процессе.

Познание делится, по Л., на интуитивное (высшее), демонстративное и сенситивное, последнее при этом оценивается им как наименее достоверное (низшее), что вносит в концепцию Л. рационалистический элемент. В основе социальной философии Л. лежит учение, во многом предвосхищающее просветительские идеи о «естественном праве» и «общественном договоре», согласующееся с его теорией познания. Политическая теория, изложенная им в «Двух трактатах о государственном правлении» (1690), направлена против патриархального абсолютизма и рассматривает социально-политический процесс как развитие человеческого общежития от естественного состояния до гражданского самоуправления. В изначальном естественном состоянии люди взаимно доброжелательны, свободны и равны между собой и перед Богом.

Следование разумным естественным законам позволяет достичь согласия при сохранении индивидуальной свободы. Данная концепция подводит Л. к созданию теории разделения властей, где власть делится на: 1) законодательную, 2) исполнительную и 3) федеральную.

Отсюда вытекает, что основной целью правительства является защита естественного права граждан на жизнь, свободу и собственность. Правительство не имеет права действовать произвольным образом, оно само обязано подчиняться законам, по сути дела, не им первоначально сформулированным. Народ остается при этом безусловным сувереном и имеет право не поддерживать и даже ниспровергать безответственное правительство. Однако сопротивление также ограничивается разумными пределами и заканчивается с установлением прочного политического баланса. Л. развивает идею буржуазного конституционного правления. Конституционная парламентская монархия, с его точки зрения, выступает как наиболее оптимальная форма такого баланса. Он отрицал абсолютный политический приоритет королевской власти. Л. не создал последовательного этического учения. Его этика имеет своим отправным пунктом отрицание существования каких-либо врожденных моральных принципов. На этой основе он развивает концепцию буржуазного здравого смысла.
Морально благим он именует то, что ведет к длительному, непреходящему удовольствию человека, т.е. то, что полезно. Морально злым является, наоборот, то, что ведет к длительным страданиям, т.е. вредно. Всеобщий закон нравственности, считал Л., должен иметь основание в Божественном откровении.

Представление о Боге у каждого сугубо индивидуально и уникально. Отсюда следует, что невозможно установить единых норм морали и требовать единообразия в решении вопросов совести и вероисповедания. Поэтому веротерпимость — одно из условий законного правления. Защите религиозной свободы Л. посвятил четыре письма «о веротерпимости». Философия Л. была вершиной в развитии британского материализма нового времени. Его идеи положили начало эмпиризму как одному из направлений французского материализма и ассоцианизму в психологии; использовались в теориях Беркли и Юма. В различной степени, и подчас очень противоречиво, теория познания Л. оказала влияние на деиста А. Коллинза, моралистов Д.

Шэфтсбери и Б. Мандевиля, естествоиспытателя Д. Гартли. Этические и политические взгляды Л. во многом были восприняты Толандом, Монтескье. Его политическая философия нашла отражение в политических декларациях французской и американской буржуазных революций.

И.Н. Андреева

Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998.


Вернуться на главную страницу Локка.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

Джон Локк и его философия : neznakomka_18 — LiveJournal

.

Мой комментарий:

Я уже писала об этом чуть раньше, комментируя фильм «Лок», но повторюсь: интерес к философии Джона Локка возник у меня в тот момент, когда я увидела параллель с главным героем этого фильма, Айваном Локом. Некоторые зрители отметили сходство имен и решили, что это неспроста. Меня заинтересовала эта взаимосвязь и мне захотелось узнать больше о взглядах реального Локка, тем более, что на протяжении всего фильма экранный герой Лок только тем и занимается, что решает проблему выбора. И не между главными и второстепенными вещами, а между одним главным делом, другим главным и третьим главным. Да, и такое бывает. И когда говорят некоторые, что всегда можно выстроить приоритетную оценочную шкалу, на которую можно ориентироваться, чтобы сделать правильный выбор, то вот этот самый фильм — наглядное пособие, показывающее, что иногда одинаково важным бывает все, и тогда единственно правильного выбора не существует. И при любом выборе платится очень высокая цена.

Все это очень любопытно, но я не очень понимала, причем здесь настоящий Локк и его философия, если он и правда имеет отношение к нашему герою.

Рассказывая на днях своим домашним об этом фильме, я задала им вопрос:» Кто знает что-то о Локке и кто может в трех словах сформулировать его философию применимо к данному фильму?» И тут мой сын, от которого я меньше всего ожидала какой-либо реакции, моментально дал мне ответ (по-английски из трех слов, по-русски будет из двух) : » Свобода выбора (freedom of choice)». ( Кстати, спасибо классу философии, который берет сейчас мой сын в колледже, за эти знания, хотя и учится он на программиста!)

После этого мне стало стыдно, но и интересно вдвойне. И я стала искать информацию. Но выкладывать, как и читать, целиком любую статью о Локке — это непростое занятие. Без подготовки разбираться в его философии очень трудно. Поэтому я из десятка прочитанных мной статей, посвященных ему, отобрала несколько относительно не сложных для понимания цитат, которые могут помочь познакомиться ближе и с ним, и с его взглядами. А также определить, существует ли  взаимосвязь двух Лок(к)ов или это не более чем совпадение имен.

***********************************************************************************************************

Английский философ, общественный и государственный деятель, представитель эмпиризма и либерализма. Критиковал религиозную нетерпимость и понятие субстанции, отвергал теорию врожденных идей, а также божественное право королей. Сформировал собственную теорию идей, государственного устройства и теорию познания.


ЛОКК, ДЖОН (Locke, John) (1632–1704), Выдающийся английский философ, педагог, ученый, врач и политик родился в семье состоятельного адвоката. Джон Локк окончил Оксфордский университет, в котором позже стал профессором греческого языка и риторики. Кроме стационарного обучения он усердно занялся самообразованием, благодаря чему стал наиболее образованным человеком своего времени. Его иногда называли  «интеллектуальным вождем 18 в.» и первым философом эпохи Просвещения.

***
Локк оказал огромное влияние на европейских мыслителей последующего поколения. … На его работы опирались идеологи Северных Штатов Америки, в том числе Джордж Вашингтон и автор «Декларации независимости» Томас Джефферсон. Таким образом, в лице Локка мы имеем философа, чьи работы стали поворотной вехой в развитии экономических, политических, этических идей в Европе и Америке. Его теория познания и социальная философия оказали глубокое воздействие в частности на разработку американской конституции.

Идеи Локка по достоинству оценили уже в конце его жизни. В последние годы Локк издал практически все свои труды, которые так или иначе впоследствии повлияли на Вольтера, Жан-Жака Руссо, Давида Юма и других умнейших представителей человечества.

***
Мировую культуру Джон Локк обогатил рядом важнейших научных открытий социально-политических учений, педагогических разработок.
Так он обосновал необходимость разделения власти на законодательную и исполнительную.

В годы жестоких религиозный воен он доказывал необходимость свободы совести и веротерпимости («Письма о веротерпимости»), заложил основы педагогики («Мысли о воспитании»). Значительным философским достижением философа было его учение о познании, которому он посвятил свое главное произведение: «Очерки о человеческом разуме».

***
В свое работе Два трактата о государственном правлении (Two Treatises of Government, 1689, в книге проставлен год издания 1690) Локк изложил теорию революционного либерализма.  В этой книге он выдвинул концепцию общественного договора, по которой единственным истинным основанием власти суверена является согласие народа. Если правитель не оправдывает доверия, люди имеют право и даже обязаны перестать ему подчиняться. Иначе говоря, люди имеют право на восстание. Но как решить, когда именно правитель перестает служить народу? Согласно Локку, такой момент наступает, когда правитель переходит от правления, основанного на твердом принципе, к «переменчивому, неопределенному и произвольному» правлению.

***
В Письме о веротерпимости Локк выступил против традиционного взгляда, согласно которому светская власть вправе насаждать истинную веру и истинную мораль. Он писал, что силой можно заставить людей только притворяться, но никак не верить. А укрепление нравственности (в том, что не затрагивает безопасность страны и сохранение мира) – это обязанность не государства, а церкви. Локк признавал религию неотъемлемой частью государственной машины и считал, что она выполняет важные социальные функции, которые не способны выполнять другие общественные институты, в частности мораль и право.

Сам Локк был христианином и придерживался англиканства. Но его личный символ веры был удивительно краток и состоял из одного-единственного суждения: Христос – Мессия. В этике он был гедонистом и верил, что естественной целью человека в жизни является счастье, а также что Новый завет указал людям путь к счастью в этой жизни и жизни вечной. Свою задачу Локк видел в том, чтобы предостеречь людей, ищущих счастье в кратковременных удовольствиях, за которые впоследствии приходится платить страданием.

***
Вера, в его понимании, есть проявление креативной силы Господа. … и никакими гносеологическими потребностями человека невозможно объяснить ее появление. Следует отметить, что Локк выдвинул свой вариант космологического доказательства бытия Божьего, правда, повторив во многом схему рассуждений Ньютона, который считал, что помимо Бога невозможно найти никакого источника активности материи и сознания. Локк резко отрицательно относился к атеистам и даже предлагал лишить их гражданских прав, ибо атеисты с его точки зрения, будучи прирожденными скептиками, утрачивают способность к повиновению, ни во что не ставят государство и, в конечном счете, морально деградируют, становясь опасными для других, законопослушных и богобоязненных, индивидов.

Справедливости ради необходимо сказать, что, будучи деистом по своим религиозным убеждениям, Локк не считал, что вера обладает Правом приоритета перед научной мыслью. Более того, он настаивал, что все непонятное разуму должно быть отвергнуто. … (Деизм — религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение Им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений, Божественное откровение и религиозный догматизм — мое дополнение)

***

Можно без преувеличения сказать, что Локк был первым современным мыслителем. Его способ рассуждения резко отличался от мышления средневековых философов. Сознание средневекового человека было наполнено мыслями о нездешнем мире. Ум Локка отличался практичностью, эмпиризмом, это ум предприимчивого человека, даже обывателя: «Какова польза, – спрашивал он, – от поэзии?» Ему не хватало терпения разбираться в тонкостях христианской религии. Он не верил в чудеса и с отвращением относился к мистике. Не верил людям, которым являлись святые, а также тем, кто постоянно думал о рае и аде. Локк полагал, что человек должен выполнять свои обязанности в том мире, где он живет. «Наша доля, – писал он, – здесь, в этом маленьком местечке на Земле, и ни нам, ни нашим заботам не суждено покинуть его пределы».

***
Главная философская заслуга Локка в истории философской мысли заключается в развитии и обосновании им сенсуалистической теории познания. Прежде всего Локк выступил с опровержением платоновско-картезианского учения о врожденных идеях. Он доказывал, что в разуме нет ничего такого, чего не было бы в ощущениях. Разум новорожденного, говорил философ и педагог, — это “Tabula rasa” (Чистая доска), на которой опыт записывает свои чувствования. Все знания, по Локку, приобретаются из опыта. Отсюда Локка вслед за его предшественников Френсисом Беконом называют эмпириком.

***
Локк переосмыслил понятие «идеал человека». Конечной целью воспитания, «окулътуренности» индивида, с его точки зрения, должна быть не всесторонне и гармонически развитая личность, а человек, обладающий безупречными манерами, практичный по складу характера, умеющий властвовать над своими страстями и эмоциями. Говоря другими словами, человеческий идеал — это английский джентльмен со всеми присущими ему личностными характеристиками.

Локк в двух своих трактатах о воспитании самым подробным образом рассказывает о том, что должен есть и пить ребенок, в какую одежду его предпочтительнее одевать, как надо развивать его таланты и способности и препятствовать проявлению дурных наклонностей, как уберечь его от тлетворного влияния слуг, в какие игры он должен играть и какие книги он должен читать и т.д. Стоит отметить, что педагогические воззрения Локка явно опережают его время. Например, он резко возражает против постоянного применения телесных наказаний, считая, что «этот метод поддержания дисциплины, который широко применяется воспитателями и доступен их пониманию, является наименее пригодным из всех мыслимых» . Применение порки в качестве средства убеждения, по его мнению, «порождает в ребенке отвращение к тому, что воспитатель должен заставить его полюбить» , исподволь превращает его в скрытное, злобное, неискреннее существо, чья душа оказывается, в конечном счете, недоступна доброму слову и позитивному примеру.

Возражает Локк и против широко распространенной в те времена практики мелочной регламентации поведения ребенка. Он считает, что юное существо просто не в состоянии запомнить многочисленные правила, которые предписывает этикет, а потому добиваться от него их запоминания с помощью телесных наказаний просто неразумно и предосудительно с этической точки зрения. Локк убежден, что ребенок должен быть естественен в своих проявлениях, что ему не нужно копировать в своем поведении взрослых, для которых соблюдение этикета есть необходимость, а знание норм поведения в той или иной ситуации представляет своеобразный показатель, отличающий воспитанного человека от невоспитанного. «Пока дети малы, — пишет Локк, — отсутствие в них светской учтивости в обращении, если им только свойственна внутренняя деликатность,… должно меньше всего заботить родителей» . Главное, к чему должен стремиться воспитатель, утверждает Локк, — это сформировать у ребенка представление о чести и стыде. «Если вам удалось, — пишет он, — научить детей дорожить доброй репутацией и страшиться стыда и позора, значит, вы вложили в них правильное начало, которое всегда будет проявлять свое действие и склонять их к добру. .. В этом я вижу великий секрет воспитания» .

Говоря о методах, Локк подчеркивает, что усилия воспитателя тогда приносят успех, если между ним и воспитуемым существует, доверие и уважение друг к другу. Он пишет: «Кто желает, чтобы его сын относился с уважением к нему и его предписаниям, тот должен сам относиться с большим уважением к своему сыну». Подобная постановка вопроса о взаимоотношениях воспитателя и воспитуемого была чрезвычайно радикальна для того времени, и многие упрекали Локка в том, что своими рассуждениями он крушит традиции и подрывает авторитет учителей.

***
Локк стоял у истоков трудовой теории стоимости, которую использовал для апологетики буржуазного общества и доказательства незыблемости права частной собственности. Он первым провозгласил, что «собственность, возникшая благодаря труду, может перевесить общность владения землей, ведь именно труд создает различия в стоимости всех вещей».

***
Локк отмечает весьма значительную роль страдания и удовольствия среди идей, получаемых от ощущения и рефлексии. Добро и зло также выводятся из удовольствия и страдания: «Добром мы называем то, что способно вызвать или увеличить наше удовольствие либо уменьшить наше страдание или же обеспечить либо сохранить нам обладание каким-нибудь другим благом или же отсутствие какого-нибудь зла. Злом, напротив, мы называем то, что способно причинить нам или увеличить какое-нибудь страдание, либо уменьшить какое-нибудь удовольствие, или же доставить нам какое-нибудь неудовольствие, либо лишить нас какого-нибудь блага» . Все человеческие страсти вращаются одного стержня – это «удовольствие и страдание и то, что их вызывает, – добро и зло». Однако удовольствие и страдание воздействую на поведение человека не непосредственно. Опосредствующим звеном является беспокойство.

Определяет волю не само благо или зло, «а некоторое беспокойство (и по большей части наиболее гнетущее), которое человек испытывает в данный момент» из-за отсутствия (недостатка) блага, либо в целях избавления от страдания. «Всякий человек всякий жаждет счастья», т.е. наивысшего удовольствия,  а «устранение беспокойства есть первый шаг к счастью». Беспокойство по поводу ожидаемого зла оказывает на человека более непосредственное воздействие, определяя его поведение, чего не скажешь об ожидании блага.

***
Итак, человек действует свободно, когда он руководствуется решением разума: «свобода человека и свобода поступать по его собственной воле основываются на том, что он обладает разумом, который в состоянии научить его тому закону, по которому он должен собой управлять, и дать ему понять, в какой степени у него остается свобода его собственной воли». Если отвести вопрос о том, может ли ошибаться разум (как не имеющий ответа в теории Локка), то, тем не менее, остаётся другой не менее важный вопрос – всегда ли человек способен (настроен) руководствоваться разумом? (Хороший вопрос!) На данный вопрос Локк отвечает отрицательно.

Поведение человека определяется не только разумно понятым благом или даже высшим положительным благом (иначе «бесконечно большее возможное благо регулярно и постоянно определяло волю во всех… действиях и не было бы необходимости в иных регуляторах поведения человека). Однозначно рационалистическая трактовка сущности человека оказывается не в состоянии объяснить многообразие человеческого поведения. Разрешение противоречия – разумная природа человека и его не всегда разумное поведение – осуществляется Локком по пути, намеченному его старшим соотечественником Гоббсом. Локк вынужден признать, что «беспокойство желания» может определять волю, невзирая на соображения разума. «Правда, добро и зло, наличествуют они или отсутствуют, действуют на ум. Но то, что время от времени непосредственно определяет волю на совершение каждого произвольного действия, есть беспокойство желания, направленного на какое-нибудь отсутствующее благо – или отрицательное, какова безболезненность для страдающего, или положительное, каково наслаждение от удовольствия».

В каждый «… момент мы способны принять лишь одно решение воли к действию, поэтому беспокойство, переживаемое нами в данный момент, естественно, определяет волю для того, чтобы достичь того счастья, к которому мы стремимся…» . Несмотря на провозглашение активной способности ума определять своё содержание и свой выбор, Локк вынужден отступить. Он указывает: «наиболее важное и сильное беспокойство, испытываемое нами в данный момент, есть то, что обыкновенно определяет волю к последовательному ряду произвольных действий».
Человек, будучи существом разумным, способен следовать велениям разума для достижения блага или даже высшего блага, но делает это, по крайней мере, непоследовательно. Но что есть благо (счастье), и что есть высшее благо? Если каждый решает этот вопрос для себя, руководствуясь соображениями пользы (удовольствия или страдания), то исчезает всякая основа для общих для всех законов нравственности.  Следовательно, необходимо сделать вывод о наличии неких объективных, вне и помимо человека существующих законов, которые должны определять его поведение.

Нравственные отношения состоят «в согласии или несогласии сознательных действий людей с правилами, к которым эти действия относятся и по которым судят о них». Локк называет их «нравственными отношениями, потому что они дают наименование нашим нравственным действиям…». Независимо от того, что мы определим в качестве нормы (божественный закон, обычаи страны или волю законодателя), указывает Локк, «понятие нравственного добра или зла, которое есть сообразность или несообразность какого-нибудь действия с правилом или нормой и потому называется часто нравственной справедливостью».

В таком случае нравственное добро и зло есть «лишь согласие или несогласие наших сознательных действий с некоторым законом, по которому, согласно воле и власти законодателя, нам делают добро или причиняют зло, причем эти добро и зло, удовольствие или страдание, которые по велению законодателя ожидают нас за соблюдение или нарушение закона, мы называем наградой и наказанием» .

***
Свобода рассматривается Локком как отсутствие подчинения, несвязанность человека. Однако любая свобода предусматривает подчинение закону. «Естественная свобода человека заключается в том, что он свободен от какой бы то ни было стоящей выше его власти на земле и не подчиняется воле или законодательной власти другого человека, но руководствуется только законом природы». Аналогичным образом свобода в обществе и государстве («в условиях существования системы правления») определяется как подчинение только лишь законодательной власти, установленной «по согласию в государстве», и её законам. Другими словами, «это – свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от непостоянной… воли другого человека».

Вот она, связь с Айваном Локом! И фильм этот — не столько о проблеме выбора, получается. Он о свободе делать собственный выбор. Ведь герой, на самом деле, сделал свой выбор в первую же минуту фильма, а потом только тем и занимался, что защищал его от давления других людей. Спасибо Локку, сейчас, как мне кажется, я поняла фильм и его героя гораздо глубже.
Спасибо и экранному Локу  — за жизненный урок и за удовольствие от знакомства с его тезкой!

Джон Локк и новый курс Просвещения Разум: эмпиризм

Мир вряд ли нуждается в еще одном кратком введении к гиганту английской философии Джону Локку. Его можно было бы назвать автором западного ума. И был назван типичным человеком Просвещения, «отцом истинного либерализма» и пионером эмпиризма в науке. Джордж Вашингтон более лаконично описал его как «величайшего человека, который… . . когда-либо жил».

Его вклад в философию был обширен и разнообразен, но в основе его лежит важный разрыв с прошлым, хотя и не приписываемый только Локку. Людей, задавших новое направление философии по мере выхода Европы из Средневековья и схоластики, стали называть «рационалистами». Рассуждение означало выявление первых посылок (например, «я мыслю, следовательно, существую») и логический вывод из них всей философской структуры. Рене Декарт, Бенедикт Спиноза и Вильгельм Лейбниц были выдающимися фигурами рационалистической школы — в основе истории западной философии.

 

Возможно, не случайно Джон Локк рассматривал себя в первую очередь не как философа, математика или теолога, а как врача и исследователя в области медицины. Естественные науки не исходят и не могут исходить из принятых предпосылок путем логического вывода. Он предупреждал: «Ни одно знание здесь не может выйти за пределы его опыта».

Исаак Ньютон, физик, и Локк, врач-ученый, подошли к знаниям как наблюдатели — как эмпирики — и оказали решающее влияние на появление эмпиризма в отличие от рационализма. Научная революция, конечно, уже ввела и преуспела в методах наблюдения и эксперимента. Но Локк повернул западную философию в сторону эмпиризма, навсегда изменив мир. Если бы философия Локка была написана на знамени, это могло бы быть: «В интеллекте нет ничего, что не было бы сначала в чувствах».

Его Два трактата о правительстве (1689) излагает аргументы в пользу естественного права и то, что оно говорит нам о морали и правах человека, естественном состоянии и общественном договоре, законной организации общества и правительства, а также природе и оправдание собственности — среди прочего. Каждый принцип и аргумент является частью интеллектуального капитала западной культуры (и не только), начиная с вдохновения Локка конституции и правительства новой американской республики.

Его Эссе о человеческом понимании (1689), столь же амбициозное по своему охвату, оказало не меньшее влияние в своей области, чем Трактаты . Локк строит теорию, основанную на наблюдении за способностью человека к пониманию и знанию и тому, как они достигаются. Его опровержение существования врожденных идей; его понятие об «идеях» и о том, как разум их создает и использует; его концепция первичных и вторичных качеств, известных человеческим чувствам; его теория личной идентичности; его обсуждение роли языка; и его определение природы, стандартов и объема человеческого знания: все это изменило курс философии и определило ее направление на будущее.

Пример: «Действия ума, в которых он проявляет свою власть над простыми идеями, суть главным образом эти три: 1. Объединение нескольких простых идей в одну сложную, и таким образом образуются все сложные идеи. 2. Вторая состоит в том, чтобы свести вместе две идеи, простые или сложные, и расположить их одну рядом с другой, чтобы рассматривать их сразу, не объединяя их в одну, благодаря чему она получает все свои идеи отношений. 3. Третий отделяет их от всех других идей, которые сопровождают их в их реальном существовании: это называется абстракцией, и таким образом создаются все ее общие идеи».

Это эмпирические выводы, полностью полученные из наблюдений, в частности, из самонаблюдения. Из лаборатории собственного разума Локка. Он делает выводы в эпистемологии, как и в медицине, наблюдая реальность.

Обратите внимание, во-первых, что Локк (1632-1704) закончил свою работу и умер всего через два десятилетия после начала периода, который историки определяют как Просвещение. Исаак Ньютон и Джон Толанд, ирландский деист, также попадают в эту допросветительскую категорию. Ньютон и Локк установили условия Просвещения в науке, естественном праве, политике, теории познания, религии и многом другом.

Локк родился в Сомерсете (юго-запад Англии, на границе с Бристольским проливом) в преуспевающей профессиональной семье и вырос в самые неспокойные политические времена Англии. Его семья симпатизировала пуританству, но осталась в официальной англиканской церкви Англии. Джону было всего десять лет, когда началась английская гражданская война между Карлом I и парламентом, силы которого перешли под диктовку Оливера Кромвеля. Отец Локка, юрист и ярый пуританин, служил в парламентских войсках Кромвеля в качестве капитана кавалерии.

В четырнадцать лет Локк поступил в престижную Вестминстерскую школу, которую теперь захватили силы Кромвеля. В 1649 году он был среди мальчиков в школе, которым отказали в посещении казни Карла I, всего в полумиле от него. Локк оставался политическим деятелем всю свою жизнь, как в государственных делах, так и в своей философии, вдохновившей Американскую революцию 1776 года и Французскую революцию 1789 года.

В 1652 году Локк поступил в крупнейший колледж Оксфордского университета, Крайст-Черч. был базой Карла I во время войны, но теперь в нем доминировали кромвельцы. Как и Адам Смит, поступив столетие спустя в Баллиол-колледж, Локк нашел Оксфорд скучным и скучным. В то время он оставался средневековым университетом, преподававшим философию Аристотеля, с небольшим вниманием к новым идеям о знании таких мыслителей, как Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт. И, подобно Адаму Смиту, Локк проводил время в библиотеке, самостоятельно изучая новый эмпиризм научных исследований.

Локк получил степень бакалавра в 1656 году, а два года спустя степень магистра и стал членом Крайст-Черч. Там он познакомился с великими защитниками науки эпохи Просвещения, но, прежде всего, наибольшее влияние оказал ученый (тогда его называли «философом и теологом») Роберт Бойль, который стал его научным сотрудником. Это сотрудничество направило Локка в медицину, которая стала его карьерой, которую он практиковал даже тогда, когда писал о философии.

В 1660 году восстановление английской монархии снова потрясло жизнь Локка. Его оксфордские научные сотрудники уехали в Лондон, где они основали Королевское общество, и в Оксфорде свобода от пуританского контроля высвободила среди студентов все излишества, включая религиозный «энтузиазм». Это оставило Локка с пожизненным предупреждением о резких социальных изменениях. Это был еще один урок социальных и политических потрясений. Локк вплотную занялся этим вопросом в своей первой основательной работе 9 .0013 Два трактата о правительстве , которые он закончил в 1660 году, но которые не публиковались целых три столетия (в 1967 году). Следовательно, это нельзя считать частью его влияния на Просвещение.

Теперь мы знаем, что эта первая систематическая формулировка идей Локка защищала консерватизм во имя политической стабильности, что неудивительно, учитывая его опыт с детства. Например, он рационализировал государственное законодательство о религии (в рамках христианских верований), чтобы противостоять анархии, возникающей в результате межконфессионального конфликта. Но когда он опубликовал Два трактата о правительстве десятилетий спустя (1689 г.) он развернулся на 180 градусов в противоположность своей прежней позиции.

Теперь возникает закономерность. Локк стал старшим цензором (своего рода академическим администратором) в Крайст-Черч, контролируя и дисциплинируя студентов и читая лекции. Из его лекций вышли «Очерков о законе природы» , написанных в 1663 г., но, опять же, не опубликованных до 1954 г. Хотя Локк не изменил сформулированных там взглядов, представляется вероятным, что он писал как способ мышления [ личное в сторону: какой еще есть путь?], но не готовы подавать, возможно, полусырые идеи публике. Это свидетельствует о редкой зрелости и сдержанности для человека возраста Локка.

В этом эссе Локк сформулировал свои взгляды на «закон природы» — естественный моральный закон, по которому мы можем судить о правильности или неправильности человеческого выбора и действий. Он также сформулировал здесь «эмпирический принцип», согласно которому все знания (включая моральный кодекс) выводятся из опыта. Джону Локку больше, чем любому другому философу, приписывают изгнание учения о врожденных (врожденных) идеях из философии.

Хотя это эссе не было опубликовано, идеи, высказанные Локком, — естественное право с его значением для политической теории (например, естественных прав) и эмпиризм с его значением для эпистемологии — лежат в основе зрелой философии Локка.

В Крайст-Черч Локк привлек внимание влиятельного политического деятеля того времени, лорда Энтони Эшли Купера, ставшего первым графом Шефтсбери. Локк стал членом семьи Шефтсбери в Эксетере в качестве его личного секретаря и врача. Направление причинности здесь неопределенно. Убеждения Шефтсбери были за конституционную монархию, протестантское правопреемство, гражданскую свободу, религиозную терпимость, верховенство парламента и национальный экономический рост. Прибыл ли уже Локк, разделяя эти взгляды, или он перенял их из Шефтсбери? Выбор не является взаимоисключающим. В любом случае между мужчинами установилась глубокая взаимность.

Шефтсбери — политическая сила в Англии, лидер вигов. Локк, кажется, готовил для него позиционные заявления и речи. И, как врач, Локк задумал и провел удивительно успешную новую операцию в Шефтсбери, чтобы навсегда уменьшить давление и боль опухоли. Получив образование, закрепив положение врача и политического сотрудника графа Шефтсбери, Локк приступил к написанию и публикации книг по эпистемологии, морали и политике, которые вместе изменили ход идей и истории на века вперед.

Цель закона — свобода. Исповедь либерала со стороны предложения Трактат о правительстве: «О гражданском правительстве»

 ( Глава VI. Об отцовской власти).

Во-первых, Джон Локк утверждает, что естественный закон рационален:

Закон, который должен был управлять Адамом, был тем же, что должен был управлять всем его потомством,0013 закон разума.  Но его потомки, имеющие другой способ входа в мир, отличный от него, естественным рождением, что произвело их невежественными и без использования разума,  в настоящее время они не были под этим законом;  ибо никто не может быть под законом, который ему не обнародован; и поскольку этот закон обнародован или обнародован только по разуму  , тот, кто не пришёл к использованию своего разума, , не может считаться согласно этому закону;

Затем он делает поразительное заявление, что, поскольку дети не могут полностью понять естественный закон, они не полностью свободны: 

. .. и дети Адама, еще не родившиеся в соответствии с этим законом разума,  в настоящее время не были свободны:  

Затем Джон Локк предполагает, что право имеет утилитарную (если не анахронистически утилитарную) цель:

… ибо закон,  в его истинном понятии, есть  не столько ограничение как направление свободного и разумного агента  в его надлежащих интересах и предписывает не дальше, чем для общего блага тех, кто подпадает под этот закон:

Как хороший протоэкономист, Джон Локк затем предполагает, что если закон сделать людей лучше, он был бы отброшен:

… могли бы они быть счастливее без него, закон,  как бесполезная вещь, исчез бы сам собою;

Одна из его лучших строк — это пример того, что ограничения не всегда означают ограничение свободы:

… и это зло заслуживает названия заточения, которое ограждает нас только от болот и пропастей.

Свобода — это не просто делать то, что ты хочешь, это другие люди не делать то, чего ты отчаянно хочешь, чтобы они не делали:

Так что, как бы это ни было ошибочно,  конец закона  не делать отменить или ограничить, но сохранить и расширить свободу:  ибо во всех состояниях сотворенных существ, способных к законам, где нет закона, нет свободы:  для свобода  это свобода от ограничений и насилия со стороны других; чего не может быть там, где нет закона:

Одним из самых сложных вопросов для либертарианцев является автократическая власть работодателей над своими работниками. Крис Бертрам, Кори Робин и Алекс Гуревич резко подчеркивают этот момент в книге «Let It Bleed: Libertarianism and the Workplace». (Я также немного борюсь с этим в своем посте «Работа».) В таких ситуациях босс делает все, что хочет, но у сотрудников мало свободы. То, что говорит Джон Локк, кажется уместным здесь:

… но свобода не есть, как нам говорят, свобода каждого человека делать то, что он перечисляет:  (ибо кто может быть свободен, когда над ним может господствовать юмор любого другого человека?)

Свобода есть

… но свобода  распоряжаться и распоряжаться своим лицо, действия, имущество и все его имущество, в пределах допущения тех законов, под которыми он находится, и в этом не подчиняться произвольной воле другого, но свободно следовать своей собственной.

На мой взгляд, самая интересная новая идея заключается в том, что для того, чтобы считаться свободой, должно быть достаточно правил, чтобы никто не мог доминировать. Это жесткий стандарт для общества, но достойная цель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *