Ксенофобия: что это, причины, последствия, как бороться
Преступления, мотивированные принадлежностью жертвы к какой-либо социальной группе, выделяют в отдельную категорию. Что приводит к их появлению и можно ли с этим бороться — в материале РБК Трендов
Содержание:
- Что это
- Причины
- Как проявляется
- Последствия
- Профилактика
Что такое ксенофобия
Ксенофобия (греч. ξένος «чужой» и φόβος «страх») — это страх и неприятие всего чужого, перетекающие во враждебное отношение к непривычным обычаям, культурам и людям.
Несмотря на то, что фобии, как правило, относятся к области изучения психиатрии, до сих пор до конца не ясно, можно ли считать ксенофобию ментальным расстройством. Она не признана болезнью, не входит в МКБ ВОЗ и считается социальной проблемой. Однако некоторые эксперты считают, что ксенофобные предрассудки в патологической форме можно рассматривать как признаки бредового расстройства.
В чем отличие ксенофобии от других предрассудков
Ксенофобию можно спутать с расизмом или гомофобией. И хотя объектом ненависти во всех случаях становятся одни и те же люди — например, чернокожие, — разница все же есть. Например, расизм основан на представлении о том, что разные расы принципиально отличаются друг от друга и есть те, что «лучше» остальных.
Причина ксенофобии же — в самом делении на «своих» и «чужих», и объектом неприязни могут становиться не только люди, но и чуждые культурные объекты или символы. Если расист будет смотреть фильмы, снятые только «белыми» режиссерами, а сексист — только фильмы режиссеров-мужчин, то ксенофоб откажется от всего, что он относит ко «враждебной» культуре. В целом же расизм тесно переплетается с ксенофобией, и эти предрассудки часто идут рука об руку.
Причины ксенофобии
Этнические предубеждения формируются, согласно некоторым теориям, из желания идентифицироваться с определенной социальной группой. Прочие сообщества начинают рассматриваться как враждебные, а выпады в их адрес становятся актом самоутверждения. В этом случае человек стремится присоединиться к «успешной» группе, присваивает себе ее коллективные достижения и начинает буллить чужаков. Этот процесс схож с механизмом школьной травли. Развитие ксенофобии у детей тесно связано с влиянием окружения — в первую очередь, семьи.
У людей, которые избрали ксенофобию в качестве модели социализации, могут наблюдаться также психопатия и нарциссизм.
Как проявляется ксенофобия
Нет универсального списка маркеров ксенофобного поведения, для каждого человека проявления будут индивидуальными. Но все же, можно выделить несколько типичных признаков.
- Страх при встрече с «чужими». Например, человек может отказаться от квартиры, устраивающей его по всем показателям, если сосед окажется другой национальности или выйти из вагона метро, когда в него заходит кто-то, кого он идентифицирует как представителя другой веры.
- Отказ от взаимодействия с кем-либо из-за его происхождения или внешнего вида.
- Комментарии по поводу внешности или одежды людей из других культур.
- Избегание столкновения с «чуждой» культурой, например, отказ идти в ресторан с определенной едой или смотреть кино или телешоу иностранного происхождения.
- Уверенность, что «все лучшее — наше», а остальные культуры завидуют.
Последствия ксенофобии
На бытовом уровне ксенофобия может проявляться как раздражающее чудачество. Однако ксенофобия, ставшая общественной нормой, приводит к ужасающим последствиям.
Холокост
Антисемитизм как форма национальной нетерпимости существует с античных времен. Еще до возникновения христианства евреев обвиняли в кознях по отношению к другим народам или даже каннибализме. Примерно во II веке нашей эры набрал обороты религиозный антииудаизм — христиане ненавидели евреев за то, что они не признают Иисуса мессией и обвиняли в причастности к его распятию. В XIX веке в Европе появился расовый антисемитизм, который слился с конспирологией и привел к Холокосту — массовому уничтожению европейских евреев нацистской Германией и ее союзниками в 1933—1945 годах.
В 1903 году в петербургской газете «Знамя» были опубликованы «Протоколы сионских мудрецов». Полный текст состоял из 24 пунктов, описывающих методы, с помощью которых евреи планируют добиться мирового господства. Среди этих методов назывались, например, промывка мозгов и распространение порнографической литературы. Документ оказался фальшивкой, что было неоднократно доказано. Несмотря на это, в первой половине ХХ века сочинение использовалось антисемитами как доказательство существования «заговора», а в нацистской Германии его изучали на уроках истории.
Этнические чистки в Югославии
В начале 1990-х годов в Югославии наблюдался всплеск националистических настроений, правые партии обрели огромную популярность. Это привело к тому, что на несколько лет регион погрузился в кровавую войну между боснийцами, албанцами, сербами и хорватами.
Заключенные сербского лагеря Трнополье (Фото: diletant.
media)В 1995-м случилась резня в Сребренице, в ходе которой военнослужащие армии Республики Сербской убили, как свидетельствуют выводы Международного трибунала по бывшей Югославии около 7-8 тыс. боснийских мусульман, пережидавших в городе войну под защитой миротворцев. После этого НАТО начала бомбардировки Сербии. Эти события до сих пор не получили однозначной оценки от участников конфликта: сербы отрицают факт геноцида, также есть свидетельства, что боснийские мусульмане совершали рейды на сербские деревни и поджигали их.
Ненависть к мигрантам
Вероятно, один из самых ярких примеров современной ксенофобии — антимиграционные настроения в Европе и США. В 2018 году в Германии вспыхнули беспорядки после того, как беженцы из Сирии и Ирака были обвинены в убийстве гражданина страны. Ультраправые начали охоту на иностранцев под лозунгами «Мы — народ», «Защитить Европу» и «Остановить приток беженцев», а к воинственным речам вскоре добавилась и нацистская символика.
Правые демонстранты в Германии (Фото: theguardian. com)
В России всплески ксенофобной активности также происходят после громких происшествий с участием мигрантов. В Москве даже создавали «отряд самообороны», чтобы дать отпор приезжим из Средней Азии — хотя эксперты утверждают, что реальной проблемы с «гетто» и «чудовищным уровнем мигрантской преступности» в столице нет.
Как в России, так и в других странах, ксенофобы склонны делить мигрантов на «хороших» и «плохих». Белые европейцы с большей вероятностью попадут в одобряемую группу, в отличие от кавказцев в России или мексиканцев в США. При этом не обязательно быть иностранцем, чтобы испытать на себе ксенофобию — достаточно вспомнить приписку «только славянам» в объявлениях о сдаче жилья.
Профилактика ксенофобии
Нейробиолог Роберт Сапольски в эссе This Is Your Brain On Nationalism утверждает, что абсолютно все люди автоматически выносят оценочные суждения о социальных группах. Некоторые предрассудки являются приобретенными, однако когнитивные структуры, которые они задействуют, закладываются с рождения.
Так, трехлетние дети предпочитают людей своей расы и гендера. Это не значит, что они сразу рождаются с расистскими установками или что родители намеренно внедряют расовые и гендерные предрассудки, хотя влияние среды может сказываться на них уже в самом раннем возрасте. Дело в том, что им нравится то, что уже знакомо, и поэтому они копируют этнические и языковые категории своих родителей.
Несмотря на свойственную людям склонность к групповой идентичности, ее все же можно осознавать и контролировать, чтобы ее проявления не перетекли в ксенофобию и другие, более агрессивные формы.
Мария Бульцева, психолог, научный сотрудник Центра социокультурных исследований НИУ ВШЭ:
«Борьба с ксенофобией — это длительный процесс, работа с представлениями и укорененными в силу разных причин искаженными убеждениями. И мы ответственны в данной работе не только перед самими собой, но и окружающими нас людьми. В большинстве исследований, посвященных межкультурным отношениями, отмечается, что именно доминирующая группа/этническое большинство задает основной тон в процессе взаимной межкультурной адаптации. Более того, исследования показывают, что дети перенимают установки своих родителей и учителей, а сотрудники во многом ориентируются на своих руководителей с ярко выраженными лидерскими качествами. Поэтому необходимо отслеживать, какие именно сообщения о нашем отношении к представителям других групп мы транслируем в мир».
- В первую очередь важно преодолеть собственные стереотипы и ксенофобские установки через осознанность. Бульцева отмечает, что полезными могут быть рефлексия своего поведения и мыслей: «Часто мы можем даже не замечать, что дискриминируем кого-то. И уж тем более нам не хочется разбираться в том, почему нам этот кто-то не нравится. Но только искренне признавшись самому себе, обнаружив глубинную причину неприятия другого, мы сможем переосмыслить ситуацию и принять на себя ответственность за то, как мы строим свою жизнь в разнообразном обществе».
- Также важно отслеживать у себя так называемые когнитивные искажения и стереотипы. По словам Бульцевой, при необходимости быстро принимать решения мы часто можем полагаться на легкодоступную и непроверенную информацию, что в итоге может вести к формированию негативных стереотипов, предрассудков и ксенофобии. «Очень важно оставаться открытым к новым сведениям и фактам и рассматривать каждого человека не как типичного представителя своей группы, но как уникальную личность, для которой тем не менее важна ее культура», — подчеркивает психолог.
Мария Бульцева, психолог, научный сотрудник Центра социокультурных исследований НИУ ВШЭ:
«Навыки критического мышления могут помочь в выработке более реалистичных представлений о других группах. На практике их можно «прокачать», если вести дневник мыслей и подробно анализировать свои размышления и опыт. На преодоление стереотипов и изменение установок хорошо работает когнитивный диссонанс. То есть, если мы сталкиваемся с новым опытом или информацией, которая противоречит тому, что мы знали, одна из возможных стратегий совладания с этим — изменение своих старых представлений.
В этом смысле в борьбе с ксенофобией может помочь поиск и анализ информации, противоречащей негативным стереотипам о представителях других групп. Необходимо не только понимать, что все мы различны, и это нормально, но и видеть то, что нас объединяет. Представители других групп не только относятся к такому-то народу, но и разделяют с нами, например, профессию, любовь к спорту, посещение клуба садоводов и т. п.».- Следующим шагом в преодолении ксенофобии может быть борьба со страхами через познание. Стереотипы и ксенофобия уменьшаются, когда мы узнаем больше о других группах и лучше понимаем их. Развитие собственной межкультурной компетентности поможет увидеть мир более полно во всем его разнообразии.
Мария Бульцева, психолог, научный сотрудник Центра социокультурных исследований НИУ ВШЭ:
«Помимо холодного рассудка помочь в решении проблемы ксенофобии может и «горячее сердце». Эмпатия — это важный механизм в выстраивании взаимопонимания и уменьшении негативного отношения к другому.
- Наконец, наиболее эффективно на человека влияет личный опыт общения с представителями других групп и погружение в новую культуру во время путешествий, обучения и работы в другой стране и т. д. Согласно теории контакта Гордона Оллпорта и его учеников и последователей Томаса Петтигрю и Майлза Хьюстона, межгрупповой контакт может привести к улучшению отношения к представителям другой группы. «Конечно, сам человек должен быть готов к совместной деятельности — вступать в общение с открытым сердцем, желанием учиться новому и справляться с возможным культурным шоком. Однако критически важную роль играет и то, как контакт будет построен. Для того, чтобы контакт имел позитивные последствия, необходимо выполнение ряда условий: равный статус участников, общая задача, нацеленность на кооперацию и поддержка со стороны системы», — подчеркивает Мария Бульцева.
КСЕНОФОБИЯ | Энциклопедия Кругосвет
КСЕНОФОБИЯ (от греч. хenos – чужой, посторонний, и phobos – страх) – негативная установка, иррациональный страх и ненависть к чужакам. Объектами ксенофобии могут быть как конкретные группы – представители чужой религии (иноверцы), расы, племени или нации (иноплеменники, инородцы), государства (иностранцы) и т.п., так и вообще все «чужие» («обобщенный Чужой»), по выражению известного российского социолога Ю.Левады). В современной социологии и социальной психологии эти явления описываются в более четких аналитических терминах (межгрупповой конфликт, этноцентризм, этнические стереотипы и предубеждения, социальная нетерпимость и т.д), однако они имеют ряд общих черт.
Подобно другим социально-психологическим явлениям, ксенофобия коренится как в общественном, так и в индивидуальном сознании. Люди всегда склонны воспринимать и оценивать жизненные явления сквозь призму традиций и ценностей собственной группы, выступающей в качестве эталона или оптимума: «Мы» (свои) лучше, чем «Они» (чужие).
В древнейших обществах подозрительно-враждебное отношение к чужакам было необходимым условием формирования и поддержания единства и идентичности собственной родоплеменной группы. По мере расширения, усложнения и интенсификации межгруппового общения, образы
«Других» дифференцируются, окрашиваясь разными эмоциями, в зависимости от характера конкретных межгрупповых отношений. Непохожесть может вызывать не только отрицательные чувства, но и интерес, потребность во взаимодействии и обмене. Группа-конкурент вызывает к себе враждебность и зависть. Отношение к людям, с которыми мы сотрудничаем, может быть окрашено положительными чувствами, а к тем, на кого мы смотрим со стороны, – чувством любопытства. Понятия «Другой», «Чужой», «Посторонний» предполагают разное социальное расстояние и имеют неодинаковую эмоциональную окрашенность.
Несмотря на интернационализацию и глобализацию жизни и культуры, а отчасти благодаря этим процессам, ксенофобия в современном мире очень сильна. Она проявляется в многочисленных конфессиональных, расовых и этнокультурных конфликтах и актах насилия.
Носителями и проводниками ксенофобии являются прежде всего те слои и группы, которые чувствуют угрозу своей социальной идентичности и боятся подчинения и поглощения более мощными силами. В развивающихся странах главным объектом вражды и одновременно зависти является «Запад», «вестернизации» противопоставляется идеология возвращения к собственному идеализированному патриархальному, зачастую воображаемому, прошлому. Западные же традиционалисты видят угрозу в интернационализации мира и наплыве иммигрантов из Азии и Африки.
Борьба развертывается как на мировом уровне, так и в рамках каждой отдельно взятой страны. Ксенофобия выступает, с одной стороны, как проявление трайбализма, желания любой ценой сохранить свои «исконные» свойства, а с другой – как специфическая идеология, с помощью которой господствующие классы мобилизуют на борьбу с «чужаками» социально уязвимые слои населения. Образ символического врага при этом демонизируется и наделяется всевозможными пороками. Ксенофобия, будь то расизм или антисемитизм, – имманентная черта любой разновидности фашизма и национального экстремизма. Этнические фобии дополняются сексуальными (гомофобия) и культурными (неприязнь к любым нетрадиционным формам поведения, искусства и т.д.). Какой именно символ выдвигается на авансцену – часто дело политического расчета.
Эти проблемы чрезвычайно актуальны и для России. Официальный советской идеологией был интернационализм, казалось бы, несовместимый с ксенофобией. Однако принцип идеологической исключительности, наложившийся на старую идею «Москва – третий Рим», и образ СССР как осажденной врагами крепости, порождали прямо противоположные чувства. После Второй мировой войны, чтобы обеспечить идеологическую монополию и преодолеть западные влияния, И.Сталин развернул широкую кампанию по созданию образа глобального врага. Борьба с космополитизмом, влиянием «растленного Запада» и «низкопоклонством перед иностранщиной» внедряли в массовое сознание недоверие ко всему чужому. Контакты с иностранцами всячески ограничивались, браки с ними были запрещены.
Внутри страны «дружба народов» также была проблематичной. Декларативная любовь и уважение к другим народам покоились на молчаливой предпосылке, что «они» ничем существенным не отличаются от «нас». Советские люди искренне сочувствовали абстрактным американским неграм, но стоило появиться конкретным черным студентам, как в СССР обнаружились ростки расизма. Степень этнокультурного своеобразия и несовпадения интересов разных народов недооценивали. В стране существовала негласная, но вполне реальная этнонациональная иерархия, с которой были связаны определенные права и привилегии: русский народ в роли «старшего брата», «титульные нации», именем которых назывались республики, «коренные» и некоренные народы, национальные и иные меньшинства и, наконец, нежелательные и подозрительные «перемещенные народы», вроде чеченцев и крымских татар. Важную роль в культурной и кадровой политике играл антисемитизм. Получалось, что все народы были равны, но одни были более равны, чем другие. Связанная с этим взаимная неприязнь усугублялась памятью о прошлых этнонациональных конфликтах.
После распада СССР, не в последнюю очередь – вследствие межнациональных противоречий, ксенофобия усилилась. Первым объектом ее стал «старший брат». Некоторые лидеры бывших советских республик возложили ответственность за все свои прошлые, настоящие и будущие трудности на Россию и русских. По данным Левада-центра, в 1989 признаки открытой ксенофобии обнаруживали примерно 20 % населения СССР, в зонах этнических конфликтов показатели были гораздо выше. В начале 1990-х показатели национальных антипатий выросли до 35–40 %, особенно там, где происходила национальная консолидация (Балтия, Украина, Молдавия, Закавказье). Резко усилилась ксенофобия и среди русского населения. Идеологи русского национализма восприняли крушение советской империи не как закономерный исторический процесс, а как результат происков внешних и внутренних врагов, угрожающих выживанию русской нации. Сильный толчок ксенофобии дала война в Чечне и опасность международного терроризма. Объектами ксенофобии стали многочисленные мигранты, которых часто воспринимают как нежелательных конкурентов и носителей чуждой культуры (см. МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ).
В ноябре 2005 55% опрошенных Левада-центром россиян сказали, что за последние годы число русских, разделяющих крайние националистические взгляды, увеличилось, и только 8% – что таких людей стало меньше. Лозунг «Россия для русских» полностью поддержали 16% опрошенных, а с оговорками («осуществить, но в разумных пределах») – еще 37%; отрицательно относятся к нему – «это настоящий фашизм» – 23% (в 1998 так думали 30 %). Причинами роста ксенофобии 18% опрошенных считают террористические акты, 13% – плохие условия жизни в России, 12% – «вызывающие действия, поведение национальных меньшинств», 3% – нежелание или неспособность властей бороться с национализмом, 2% – национальные предрассудки русского населения. Характерно, что ответственность за ксенофобию, как и за все прочие негативные явления, часто возлагается на других.
Ксенофобия тесно связана с имперским сознанием, изоляционизмом, с мнением, что «нам никто не желает добра, а только плохое», традиционализмом и страхом перед Западом. Совместный эффект многолетней антиамериканской пропаганды и фрустраций, обусловленных распадом СССР, привели к росту антиамериканизма, причем негативное отношение к политике США переносится на рядовых американцев. Доля россиян, относящихся к американцам с симпатией и интересом, в 2005 по сравнению с 1996 уменьшилась с 16 до 7%, а число относящихся с раздражением и неприязнью выросло с 5 до 13% (плюс 6% – «с недоверием и страхом»). Из народов, населяющих Россию, наибольшую враждебность, по данным массовых опросов, вызывают чеченцы и цыгане.
Ксенофобия особенно характерна для тех социальных слоев, положение которых ухудшилось или неустойчиво. Она сильно выражена у учащихся ПТУ, рабочей молодежи и школьников, проживающих в малых, кризисных городах, а также в мегаполисах, где все социальные конфликты наиболее обнажены. Ее культивируют экстремистские ультранационалистические группы, организации скинхедов и т.п., причем за спонтанным молодежным экстремизмом часто стоят определенные политические силы. Характерно, что с 1991 по 1997 почти удвоилась доля ксенофобских ответов среди респондентов с высшим образованием.
Враждебность к «чужакам» проявляется не только на словах. В 2003–2005 участились нападения и убийства иностранных студентов, антифашистов и правозащитников. На улицах городов можно видеть нацистские графитти. Хотя большинство россиян это осуждает, понимая, что такие действия ухудшают международный имидж России, мешают развитию туризма, ухудшают инвестиционный климат и в итоге тормозят как внутреннее, так и внешнее развитие страны в современном мире.
Ненависть, аккумулированная в общественном сознании, закрепляется в психике конкретного индивида. В основе ксенофобии часто лежит бессознательная потребность повысить собственное самоуважение путем негативной идентификации, когда содержание «Мы» определяется не через какие-то положительные ценности, а через отрицание «чужого». Негативная идентичность конституируется образом врага, когда весь мир разделяется на «наших» и «не-наших», а собственные неудачи воспринимаются как результат происков внешних и внутренних врагов. Конкретные объекты ксенофобии у разных групп и индивидов могут варьироваться. Выбор символа ненависти обусловлен, с одной стороны, собственной принадлежностью субъекта и его воспитанием в детстве и юности, когда усваиваются главные социальные установки и стереотипы, а с другой – ситуативными факторами, включая пропаганду. Однако разные виды ксенофобии, как правило, пересекаются, сливаясь в единое целое. По данным социолога Л.Гудкова, вероятность пересечения разных ксенофобских установок составляет 75–80%. Ксенофобу подчас все равно, кого убивать – «черных», евреев, китайцев, перуанцев или представителей иной молодежной культуры, достаточно того, что перед ним – чужой.
Определенный свет на ксенофобию бросает психоаналитическая теория «авторитарной личности», согласно которой предубежденный субъект проецирует на другого, приписывает ему свои собственные морально неприемлемые чувства и влечения (агрессивность, зависть, расчетливость и т. п.). В экстремальных, крайних случаях, ксенофобия действительно становится неконтролируемой фобией, напоминающей манию преследования, когда человеку всюду мерещатся враги, и он нуждается в помощи психиатра.
Ксенофобия – опасное социально-психологическое явление, подрывающее общественный порядок и наносящее серьезный ущерб как своим жертвам, так и носителям. Превращение враждебного и опасного «Чужого» в «Другого», который может быть не только соперником и конкурентом, но и Собеседником и Партнером, – одно из условий выживания человечества. Борьба с ксенофобией должна быть комплексной. Хотя российское законодательство запрещает пропаганду расовой и национальной ненависти, до суда такие дела доводятся редко, а наказания часто бывают символическими. Нельзя предоставлять ксенофобии публичную трибуну в СМИ. Преодоление ксенофобии требует последовательного воспитания и самовоспитания в духе толерантности (терпимости), начиная с раннего детства. Толерантность означает самокритичное отношение к себе и терпимость к другим.
И.С.Кон
Понимание психологии ксенофобии и ее последствий
Ксенофобия происходит от греческого слова «ксенос», что означает «чужой» в наиболее стандартном определении, хотя в зависимости от контекста оно также может быть истолковано как «гость». Оно также происходит от слова «Фобос», что означает фобия.
Содержание
Что такое ксенофобия?
Ксенофобия — это страх или ненависть к людям, которые воспринимаются как отличные от вас. Это может быть связано с расой, этнической принадлежностью, национальностью, религией или другими отличительными характеристиками человека. Ксенофобия часто может привести к дискриминационному поведению и отношению, таким как предрассудки, расизм и даже насилие. Важно распознавать ксенофобию и бороться с ней, поскольку она может иметь пагубные последствия для отдельных лиц и общества в целом.
Обычно это происходит из-за глубоко укоренившегося убеждения, что существует конфликт между ингруппой человека и аутгруппами.
Человек-ксенофоб может чувствовать себя некомфортно в присутствии людей из другой группы, отказываться дружить или общаться с этими людьми, может не воспринимать всерьез представителей чужой группы или может полагать, что их внутренняя группа превосходит чужую.
В то время как расизм — это вера в то, что одна раса превосходит другую, ксенофобия — это ненависть к чужакам, основанная на страхе, которая затем может привести к чувству превосходства над этими чужаками.
Ксенофобия является проблемой, поскольку этот тип мышления разделяет людей на своих и чужих, что в конечном итоге может вызвать такие отношения, как страх, ненависть и унижение.
Ксенофобия также может привести к тому, что люди будут чувствовать себя исключенными из культуры, в которой они хотят жить, или даже к насилию в самых крайних случаях. Таким образом, ксенофобия может привести к негативным переживаниям на индивидуальном и социальном уровне.
Это психическое расстройство?
Ксенофобия не признается психическим заболеванием, поскольку в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам (DSM-5) отсутствуют критерии для нее.
Некоторые исследователи спорят о том, следует ли выделить ксенофобии собственные критерии или сделать ее подтипом другого состояния. Poussaint (2002) предположил, что крайние ксенофобские установки следует рассматривать как подтип бредового расстройства.
Это объясняется тем, что крайнее насилие из-за ксенофобии должно свидетельствовать о состоянии психического здоровья, и отказ от рассмотрения крайней ксенофобии как патологии может нормализовать и узаконить эти взгляды.
Исследователь, таким образом, предполагает наличие «типа предрассудков» в соответствии с критериями бредового расстройства, который может объяснить крайние ксенофобские взгляды и поведение.
Другие, напротив, утверждали, что крайнюю ксенофобию не следует относить к психическим расстройствам, поскольку они утверждают, что это социальная проблема, а не проблема со здоровьем (Bell, 2004).
Хотя ксенофобия содержит слово «фобия», поддающееся диагностике состояние психического здоровья, предполагается, что оно не является столь экстремальным, как другие клинические фобии, которые могут испытывать люди, такие как агорафобия или клаустрофобия.
Хотя вполне возможно испытывать клинический страх перед незнакомцами, эти люди будут бояться всех незнакомцев, включая тех, кто принадлежит к той же расе, национальности и культуре, что и они. Люди со страхом перед всеми незнакомцами будут испытывать тревожные симптомы, связанные с фобиями, даже если они думают только о незнакомцах.
Они также старались избегать всех незнакомцев, насколько это возможно. Таким образом, состояние будет значительно пагубно для их жизни.
Хотя ксенофобия не является диагностируемым психическим заболеванием, она может стать симптомом других психических заболеваний. Например, крайние расистские взгляды, проистекающие из ксенофобии, могут быть симптомом психотических расстройств, таких как шизофрения.
Аналогичным образом ксенофобия может быть вызвана посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР). Если у кого-то развивается посттравматическое стрессовое расстройство после того, как он пережил терроризм и насилие в другой стране, у него может развиться ксенофобия из-за этого опыта.
Типы ксенофобии
Существует два основных типа ксенофобии:
Культурная ксенофобия
Лица, придерживающиеся культурно-ксенофобных взглядов, могут отвергать предметы, традиции или символы, связанные с другой группой.
Например, это может быть одежда, традиционная для другой культуры, другого языка или традиционная музыка другой культуры.
Культурно-ксенофобные люди могут полагать, что их собственная культура и традиции превосходят те, что принадлежат другим группам.
Этот тип ксенофобии может проявляться в том, что люди делают негативные замечания по поводу традиционной в культурном отношении одежды или делают уничижительные комментарии, когда люди вокруг них говорят на другом языке.
Ксенофобия иммигрантов
Лица, выражающие иммигрантскую ксенофобию, могут отвергать людей или группы людей, которые, по их мнению, не вписываются в их общество.
Это может включать неприятие людей, принадлежащих к разным религиям или национальностям, и избегание людей с другим цветом кожи.
Люди с этим типом ксенофобии могут считать людей из своей социальной или культурной группы выше других, избегать мест, густонаселенных иммигрантами, или негативно отзываться о людях, принадлежащих к другим культурам или странам.
Причина ксенофобии может быть сложной. Эволюционные психологи могут утверждать, что ксенофобия может быть частью генетического поведенческого наследия, потому что страх перед внешними группами защищал предков людей от угроз.
Из-за этого у нас все еще может быть предрасположенность к настороженности по отношению к чужим группам, и мы можем чувствовать себя более склонными проводить время с теми, кто похож на нас. Это также было продемонстрировано в экспериментах с использованием «странной ситуации». кто-то знакомый.
Факторы, влияющие на ксенофобские настроения, в основном считаются внутренними и внешними. К внутренним факторам относятся генетика и особенности личности, тогда как факторы среды находятся в пределах межгрупповых отношений и воспитания.
В исследовании Kocaturk and Bozdag (2020) изучалась взаимосвязь между личностными чертами и ксенофобскими настроениями. Они обнаружили, что у тех, кто имел высокие показатели «приятности», связанной с состраданием и добротой, был более низкий уровень ксенофобии.
Для сравнения, те, у кого были высокие баллы по нарциссизму и психопатии, были связаны с более высоким уровнем ксенофобии.
В то время как некоторые люди могут быть более предрасположены к ксенофобии, многие из этих взглядов являются выученной реакцией. Например, если люди растут в ксенофобных семьях, они, скорее всего, передадут эти убеждения своим детям.
Точно так же, если люди выросли в районах с небольшим разнообразием или ходили в школу в основном с людьми, которые принадлежали к той же культуре и расе или говорили на том же языке, что и они, они могут быть не так хорошо осведомлены о людях, не принадлежащих к их собственной культуре. или национальность.
Недостаток знаний может также повлиять на толерантность кого-то к другим людям, и может быть более сильное чувство своей и чужой группы.
Социальные сети и новостные агентства также могут подпитывать ксенофобские настроения, например, когда политики используют политическую пропаганду для превращения ксенофобии в оружие, чтобы манипулировать эмоциональной напряженностью в сообществе для продвижения своих планов. Социальные сети могут упростить поиск единомышленников и сообществ, придерживающихся таких же ксенофобских взглядов.
Кроме того, социальные сети могут влиять на мнение людей, если что-то представляется им таким образом, что это может повлиять на взгляды.
Ранее толерантные люди могут столкнуться с нетерпимыми взглядами, что может изменить их мнение так же, как люди с нетерпимыми взглядами могут найти информацию, которая сделает их взгляды более экстремальными (Bursztyn et al., 2019).
Влияние
Ксенофобия может иметь более широкое влияние на общество, включая культурные отношения, экономику, политику и историю.
Ксенофобия связана со следующим:
Война и геноцид
Враждебность по отношению к «другим».
Снижение социального и экономического роста для аутгрупп
Дискриминация
Преступления на почве ненависти
Распространение ложной информации о некоторых культурах
Изоляция
Спорная политика
Тем, кто испытывает к себе ксенофобное отношение, может быть трудно жить в их обществе. У них может быть меньше возможностей трудоустройства, доступа к жилью и прав, чем у других.
Это может негативно повлиять на их психическое здоровье, заставляя их чувствовать себя изолированными от общества или в депрессии.
Они также могут чувствовать себя в опасности, быть отвергнутыми, оторванными от жизни и постоянно чувствовать, что им угрожают.
Исследование опыта ксенофобии среди пожилых людей китайского происхождения в США показало, что у них повышенный уровень депрессии, более слабое здоровье, повышенный риск изоляции и более высокая вероятность суицидальных мыслей (Dong, Chen, & Simon, 2014).
С другой стороны, те, кто выражает ксенофобские взгляды, также могут столкнуться с негативными последствиями. Они могут потерять друзей с людьми, не разделяющими их взглядов, или даже лишиться работы, в крайнем случае, если об их ксенофобных действиях станет известно. Это также может привести к тому, что эти люди будут чувствовать себя социально изолированными или подавленными.
Текущие проблемы также могут усиливать ксенофобские настроения и вызывать негативные последствия. Например, рост иммиграции в течение многих лет в глобальном масштабе мог усилить ксенофобские настроения (Якушко, 2009).).
За терактом 11 сентября в Нью-Йорке последовала антимусульманская ксенофобия. Аналогичным образом, референдум Европейского союза в Великобритании в 2016 г. также показал значительный рост ксенофобского отношения к иммигрантам: в июне 2016 г. по сравнению с июнем 2015 г. на 41% респондентов было сообщено об увеличении числа правонарушений на расовой почве (Home Office, 2016).
Совсем недавно вспышка COVID-19 спровоцировала усиление ксенофобского отношения к азиатским сообществам: в период с марта по май 2020 г. в Соединенных Штатах было зарегистрировано более 1700 случаев ненависти к азиатам (Le, Cha, Han, & Tseng, 2020).
Борьба с ксенофобией
Для тех, кто настроен ксенофобно, может быть полезно пройти курс терапии, который изменит неправильное и вредное восприятие других людей.
Во многом ксенофобия могла быть вызвана глубоко укоренившимися убеждениями, которые трудно изменить. Если кто-то с такими убеждениями хочет пройти терапию, терапевты должны обеспечить непредвзятый подход, чтобы помочь человеку.
Когнитивно-поведенческая терапия
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) использует методы, чтобы бросить вызов бесполезным мыслям и убеждениям и направлена на то, чтобы скорректировать их до более реалистичных или полезных.
Это также может сработать, если человек с ксенофобией испытывает тревогу или иррациональный страх перед другими людьми.
Управление гневом
Кроме того, управление гневом может быть вариантом для тех, кто более склонен к вспышкам насилия или угроз по отношению к тем, кто не является частью их внутренней группы.
С помощью управления гневом люди могут научиться управлять своими негативными эмоциями, такими как страх и тревога, чтобы преодолеть их.
Расширьте свой опыт
В противном случае, те, кто осознает и хочет изменить свои ксенофобские взгляды, могут получить пользу от расширения своего опыта. Они могли бы поехать в другие части своей страны или в другую страну, где культура и язык отличаются, чтобы помочь им проявить терпимость к людям, которых они считают отличными от них.
Это может быть связано с экспозиционной терапией, обычной практикой, используемой для людей, страдающих фобиями, с идеей о том, что чем больше человек подвергается воздействию чего-то пугающего, тем меньше он будет бояться со временем.
Образование
Люди могут также получать образование другими способами, например, смотреть документальные фильмы, в которых обсуждаются другие культуры, читать познавательные книги, посещать беседы или присоединяться к социальным группам для тех, кто хочет больше узнать о других культурах, этнических группах, языках и т. д.
Рассмотрите сходство с «чужой группой»
Кроме того, при разговоре с людьми, которых можно было бы считать частью «чужой группы», может быть полезно искать сходство с этим человеком, например общие интересы.
Это может повысить их отношение к другим, поскольку они могут заметить, что между людьми гораздо больше общего, чем они думали изначально.
Они также могут попытаться научиться чему-то у людей, с которыми они сталкиваются, например, понять ситуацию с точки зрения другого человека.
Чем менее неизвестными становятся люди, тем меньше шансов, что человек будет чувствовать себя рядом с ними некомфортно.
Как справиться с ксенофобией
Если кто-то столкнулся с ксенофобными комментариями в свой адрес и это влияет на его психическое здоровье, он также может рассмотреть возможность терапии в зависимости от того, насколько сильно он себя чувствует.
Если люди испытывают депрессию или тревогу из-за ксенофобии, им могут быть назначены антидепрессанты для борьбы с некоторыми симптомами. Хотя это не всегда может быть рекомендовано в качестве первого ответа на проблемы с психическим здоровьем.
Они также могут обратиться за консультацией или групповой терапией, чтобы обсудить свои чувства и найти способы справиться со своими негативными чувствами.
Интернет-сообщества и группы поддержки — еще один способ найти единомышленников, у которых может быть похожий опыт. Эти группы могут обеспечить безопасное место, где их выслушают и напомнят, что они не одиноки.
Для всех, кто замечает ксенофобию в обществе, может быть полезно вызвать ксенофобные комментарии или вмешаться, если это безопасно. Это может проинформировать человека, проявляющего ксенофобию, о том, что его поведение проблематично, и вероятность того, что он повторит свое поведение, снизится.
Поскольку ксенофобия может зародиться в детстве, может быть полезно обучать детей в раннем возрасте, чтобы предотвратить формирование глубоко укоренившейся ксенофобии.
Честный разговор с детьми о ксенофобии может помочь им научиться бороться с этим поведением, если они его заметят, например, заступиться за ребенка в своем классе, который может стать мишенью.
Наконец, другими способами борьбы с ксенофобией являются: сообщать об инцидентах, если это безопасно, как публично, так и в Интернете, делиться историями о ксенофобном опыте для повышения осведомленности, обращаться к новостным агентствам, если они используют ксенофобский язык, и поддерживать правозащитные организации. .
Дополнительная информация
Чоан, М., Шулика, Л.С., и Мтомбени, М. (2011). Анализ причин, последствий и разветвлений ксенофобии в Южной Африке. Взгляд на Африку, 3 (2), 129–142. Баумейстер, Р.Ф., и Лири, М.Р. (1995). Потребность в принадлежности: желание межличностных привязанностей как фундаментальная человеческая мотивация. Психологический бюллетень, 117(3), 497.
Литература
Белл, К. (2004). Расизм: психическое заболевание? Психиатрические службы, 55 (12), 1343-1343. Бурштын Л., Егоров Г., Ениколопов Р. и Петрова М. (2019 г.). Социальные сети и ксенофобия: доказательства из России (№ w26567). Национальное бюро экономических исследований. Коркоран, Х., Ладер, Д., и Смит, К. (2016). Преступление на почве ненависти, Англия и Уэльс . Статистический бюллетень, 5, 15. Донг, X., Чен, Р., и Саймон, Массачусетс (2014). Опыт дискриминации среди пожилых людей китайского происхождения в США. Журналы геронтологии, серия A: биомедицинские науки и медицинские науки, 69 (Suppl_2), S76-S81. Коцатюрк, М., и Боздаг, Ф. (2020). Ксенофобия среди студентов университетов: ее связь с пятифакторной моделью и личностными чертами темной триады. Международный журнал методологии образования, 6 (3), 545-554. Ле, Т.К., Ча, Л., Хан, Х.Р., и Ценг, В. (2020). Антиазиатская ксенофобия и азиатско-американское неравенство в связи с COVID-19 . Пуссен, А.Ф. (2002). Да: это может быть бредовым симптомом психотических расстройств. Западный медицинский журнал, 176 (1), 4-4.
Ксенофобия | Страх, дискриминация, факты и описание
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- В этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.