Профессиональный статус лидера определяется преимущественно качествами: Параграф 25. Политическая элита и политическое лидерство

Параграф 25. Политическая элита и политическое лидерство



Вопрос 1. Элиты — реальность или миф? Есть ли различие понятий «руководитель» и «политический лидер»? Лидером рождаются или становятся?

Элита — в социологии и политологии — совокупность людей, занимающих высокие посты в управлении государством и экономике. Элита представляет собой устойчивую общность с глубокими связями входящих в неё людей, имеющих общие интересы и доступ к рычагам реальной власти.

Всякая элита осуществляет функции управления социумом, а также регламентирует выработку новых моделей (стереотипов) поведения в условиях смены парадигм общественной жизни, что позволяет данному социуму адаптироваться к изменениям в окружающей среде либо в этническом ландшафте. При этом структурно элита может быть открытой для влияния извне («власть демократии») или же оказаться полностью закрытой от постороннего вмешательства («авторитарное общество»).

Руководитель – это должностной статус (положение) человека, который обязан влиять на других (подчиненных) таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную им.

Политический лидер – любой участник политического процесса, активно воздействующий на него, стимулирующий социальную группу или общество в целом на достижение определенных целей.

Лидерами не рождаются, а становятся.

Вопросы и задания к документу

Изучение множества методов определения лидерства позволяет выделить четыре подхода.

Первый подход заключается в том, что лидер определяет цели и указывает направление своим сторонникам, даёт им обещания и увлекает за собой. В этом подходе к лидерству центром внимания является лидер и его характерные черты. Зная, что представляет собой данный лидер, каковы цели его стратегии, мы можем охарактеризовать и то, как он выполняет свою руководящую роль. Именно из такого имиджа лидера выросло представление о «великом человеке» и особый подход к его руководящей роли.

Сторонники второго подхода воспринимают лидера как «коммивояжёра». В этом случае лидерство подразумевает внимательное отношение к потребностям людей и помощь им в удовлетворении этих потребностей. Чуткое реагирование на потребности и желания людей столь же важны, как и способность убедить людей в том, что вы можете помочь им. Согласно этой точке зрения, всё, что происходит, зависит от взаимоотношений между лидером и его последователями.

Третий подход к лидерству заключается в том, что в лидере видят «марионетку», то есть лидером руководят и придают ему силу его сторонники, которые дёргают за ниточки и заставляют лидера двигаться. Лидер является агентом группы, отражающим её цели и работающим от её имени. Чтобы понять, как в данном случае осуществляется руководящая роль, необходимо изучать ожидания и цели последователей.

Четвёртый подход к лидерству состоит в том, что лидер рассматривается в качестве «пожарника». В данном случае Руководящая роль возникает в ответ на то, что происходит в окружающей действительности. Поэтому, изучая окружающую действительность, в которой возникает феномен лидерства, мы можем понять его природу. Окружающая действительность создаёт спрос, препятствия и открывает возможности для лидера и его последователей.

Если провести опрос на улице, то, вероятно, можно… обнаружить, что ожидания в отношении сильного политического лидера включали бы в себя все четыре подхода к нему. Такой лидер должен был бы обладать даром предвидения, но в то же время должен был бы чутко реагировать на желания своих последователей и быть способным заставить работать их ради убеждений в подходящее для действий время.

Вопрос 1. Какие качества характеризуют лидера как «великого человека»?

Лидер определяет цели и указывает направление своим сторонникам, даёт им обещания и увлекает за собой. В этом подходе к лидерству центром внимания является лидер и его характерные черты. Зная, что представляет собой данный лидер, каковы цели его стратегии, мы можем охарактеризовать и то, как он выполняет свою руководящую роль.

Вопрос 2. Назовите черты, которые отметила автор документа, свойственные лидеру, воспринимаемому как «коммивояжёр».

В этом случае лидерство подразумевает внимательное отношение к потребностям людей и помощь им в удовлетворении этих потребностей. Чуткое реагирование на потребности и желания людей столь же важны, как и способность убедить людей в том, что вы можете помочь им.

Вопрос 3. Что характеризует лидера, в котором видят «марионетку»?

Третий подход к лидерству заключается в том, что в лидере видят «марионетку», то есть лидером руководят и придают ему силу его сторонники, которые дёргают за ниточки и заставляют лидера двигаться. Лидер является агентом группы, отражающим её цели и работающим от её имени.

Вопрос 4. Чем отличается деятельность лидера, названного «пожарником»?

В данном случае Руководящая роль возникает в ответ на то, что происходит в окружающей действительности. Поэтому, изучая окружающую действительность, в которой возникает феномен лидерства, мы можем понять его природу. Окружающая действительность создаёт спрос, препятствия и открывает возможности для лидера и его последователей.

Вопрос 5. Какой тип политического лидера из числа охарактеризованных М. Ж. Херманн, с вашей точки зрения, является предпочтительным? Почему?

Ожидания в отношении сильного политического лидера включали бы в себя все четыре подхода к нему. Такой лидер должен был бы обладать даром предвидения, но в то же время должен был бы чутко реагировать на желания своих последователей и быть способным заставить работать их ради убеждений в подходящее для действий время.

Вопрос 6. Согласны ли вы с тем, что ожидания простых людей включали бы все четыре подхода? Свою точку зрения аргументируйте.

Конечно, у каждой позиции есть свои плюсы и минусы в отношении к понятию лидер. Поэтому если соединить черты всех типов лидерства, то получится совершенно новая концепция лидерства, и модель человека, за которым опрошенные хотели бы следовать с какой-то идеей или убеждением.

Вопрос 7. Сравните приведённую в документе классификацию с теми, которые представлены в параграфе. Какая классификация наиболее существенна для понимания политического лидерства? Аргументируйте свой ответ.

В принципе классификация лидерств по Веберу и Херманн очень похожи по своему составу. В наше время, типология лидерств Херманн больше соответствует действительности.

Во-первых, это бурные политические процессы и изменения, происходящие в обществе. Современный лидер должен быстро ориентироваться в бурно изменяющейся обстановке в обществе и предсказывать течение проблемы в ближайшем будущем.

Во-вторых, это различия в идейной и политической сфере как отдельных групп, так и целых государств. В этой обстановке не столько важны идейные качества лидера, сколько его харизма и способность завладеть умами людей. Такие качества чаще соответствуют лидерам-пожарным и первым из описанных в данном тексте.

Таким образом, типология Херманн дает более точною и разностороннюю оценку качеств политических лидеров, нежели какая-либо другая.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. Что представляет собой политическая элита?

Слово «элита» французского происхождения, означающее в буквальном переводе «лучший», «отборный». В широком смысле употребляется, когда имеют в виду лучших представителей общества или какой-либо его части.

В политическом языке используется понятие политическая элита, обозначающее группу или совокупность групп, выделяющихся из остального общества влиянием, привилегированным положением и престижем, непосредственно и систематически участвующих в принятии решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на неё.

Большинство учёных-политологов, несмотря на различия в подходах, обращают внимание на главный признак политической элиты — принадлежность к той группе людей, которая оказывает постоянное влияние на принятие политических решений. Считается, что в разных странах в политическую элиту входят главы государства и правительства, министры, руководители палат парламента, руководители парламентских фракций и комитетов, лидеры политических партий, региональные руководители (главы администраций, председатели законодательных собраний, партийные лидеры региона), руководители крупных общественно-политических организаций, центров политического анализа и т.

п. В стране с населением, исчисляемым десятками миллионов граждан, политическая элита может насчитывать несколько сотен или (при использовании других признаков принадлежности к ней) несколько тысяч человек.

Вопрос 2. Какие элитные группы оказывают влияние на принятие политических решений?

При этом признаётся существование, кроме политической, и иных элит, которые в различных условиях также могут влиять на политику. Это прежде всего экономическая элита (владельцы крупнейших корпораций, банков, руководители объединений предпринимателей и др.). При определённых обстоятельствах соединение экономической и политической власти ведёт к олигархическому правлению. В обстановке обострения международной напряжённости возрастает влияние военной элиты. А в случае военного переворота военная элита берёт власть.

В определённые периоды усиливается влияние информационной элиты (владельцев и редакторов многотиражных газет и журналов, радио и особенно электронных средств массовой информации, ведущих политических обозревателей). Возможности влиять на принятие политических решений имеет и административная элита (чиновники, занимающие высокие должности в государственном аппарате), которая отвечает за подготовку документов для политических руководителей. На решение определённых вопросов может повлиять и научная элита (ведущие учёные, руководители крупных научных центров), обладающая знаниями по соответствующим проблемам.

При существовании различных подходов политическая наука признаёт реальность и активную роль правящей элиты, влияющей на принятие властных решений. Учёные-политологи объясняют это:

— психологическим, социальным и интеллектуальным неравенством людей;

— политической пассивностью широких слоёв населения;

— общественной значимостью профессионального управленческого труда;

— возможностями для получения привилегий, открываемых управленческой деятельностью.

Подчёркивая ценность профессиональных деловых качеств современной политической элиты, исследователи отмечают, что эти качества необязательно сочетаются с другими достоинствами, в том числе и с моральными. Если для одних людей вхождение во власть связано со стремлением служить общему благу, то для других на первом плане нередко оказываются эгоистические мотивы.

Вопрос 3. Как рекрутируется политическая элита?

В политологии различают закрытую и открытую системы отбора. При закрытой системе, характерной для традиционных, авторитарно-диктаторских и тоталитарных политических систем, отбор осуществляется узким кругом высших руководителей. При этом учитываются возраст рекрутируемых, образование, их успешная карьера на нижних этажах государственного аппарата. Такая система ведёт к отрыву элиты от народа, превращению её в привилегированную касту. Открытая система, присущая демократическим государствам, характеризуется большим значением выборов в различные органы власти, возможностью продвижения на них выходцев из любых общественных слоёв, высокой конкурентностью и значимостью личных качеств рекрутируемых.

На начальном этапе разработки теории элит она противопоставлялась идеям демократии («либо власть меньшинства, либо власть большинства»). Впоследствии предпринимались попытки их совместить. Эти попытки проявились в признании наличия множества элит, которые являются различными группами правящего класса; в положении о конкуренции элит, выбор из которых делает избиратель; в идее взаимного контроля, осуществляемого элитами; в указании на обновление состава элит через демократические выборы.

Вопрос 4. Кто такой политический лидер? Каковы основные признаки политического лидерства?

Лидер воздействует на поведение других людей. Но ведь все люди, взаимодействуя, оказывают в той или иной степени влияние друг на друга. Политическое лидерство — это не любое влияние, а влияние, во-первых, постоянное; во-вторых, однонаправленное от лидера на объект; в-третьих, широкое, охватывающее всё общество или большие группы людей; в-четвертых, опирающееся на авторитет лидера. Последнее отличие подводит нас к вопросу о соотношении понятий «политический лидер» и «политический руководитель».

В современных условиях политический лидер является, как правило, руководителем организации (обычно политической партии) или государства, т. е. политическим руководителем.

Ведь политика осуществляется в масштабе всего общества и связана с использованием государственной власти. В отличие от лидерства в небольшом коллективе современное политическое лидерство невозможно представить себе без опоры на политическую организацию.

Статус политического руководителя связан с формальным закреплением его положения, прав и полномочий: руководитель влияет на людей не только в силу личного авторитета, но и благодаря своему положению, содержащимся в официальных документах нормам, дающим ему право принимать обязательные для других решения.

Итак, политическое лидерство выражается во влиянии на большие группы людей, связанном, во-первых, с личными качествами лидера, его авторитетом, способностью вести за собой сторонников, а во-вторых, с формально-должностным статусом, предполагающим обладание властью.

Вопрос 5. Перечислите основные функции политического лидера.

Политический лидер является ведущей политической фигурой: главой государства, руководителем политической партии, общественной организации, движения. Каковы же его ролевые функции?

1. Лидер анализирует политическую обстановку, верно оценивает состояние общества. Он чутко улавливает запросы и потребности различных групп в обществе, обобщает их и учитывает в своей деятельности. Важно также своевременно замечать изменения в политических настроениях масс и корректировать политику.

2. На основе анализа обстановки, ожиданий и запросов различных групп и в соответствии со своими идеалами лидер формулирует цели, определяет средства их достижения, разрабатывает программу действий. Он заботится о том, чтобы цели и намеченные действия отвечали запросам заинтересованных групп населения, соответствовали реальным возможностям, и находит оптимальные политические решения.

3. Политический лидер стремится укреплять связь власти и народа, разъяснять свою политическую позицию, обеспечивая её массовую поддержку. Политический лидер считает необходимым раскрыть обществу мотивы своих действий, обеспечить понимание разработанной программы. Он принимает меры, направляющие активность масс на выполнение программных задач. При этом большое значение приобретает координация деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, различных групп последователей, налаживание взаимодействия между ними в процессе движения к намеченной цели.

4. Политический лидер заботится о единстве своей организации, о сплочении сторонников. Призвание общенационального лидера — охранять общество от раскола, гражданской конфронтации, направлять усилия на интеграцию, противостоять центробежным тенденциям, угрозам распада основ социальной жизни. Он должен регулировать отношения внутри общества, выполнять функцию арбитра в столкновении различных групп, организаций, звеньев государственной власти. Его задача — поддерживать законность и общественный порядок, защищать граждан от произвола и беззакония.

5. Политический лидер, лидер партии представляет интересы определённой общественной группы в отношениях с другими группами, ведёт политическую дискуссию с оппонентами, осуществляет внешние связи с партиями, организациями, движениями. Лидер страны выступает от имени государства внутри её и представляет страну на международной арене.

Вопрос 6. Какими качествами должен обладать политический лидер?

Политический лидер должен обладать многими качествами, при отсутствии которых его деятельность не будет успешной. Он должен иметь острый ум, аналитические способности, твёрдую волю, смелость и решительность. Последователи ждут от лидера честности, верности общественному долгу, заботы об общественном благе. Названные качества украсили бы любого человека, а не только лидера. Но от политического лидера требуется большее. Он должен быть общительным, обладать способностью быстро и точно ориентироваться в обстановке, политической интуицией, нестандартным мышлением.

Ему должна быть присуща способность улавливать тенденции развития общества, безошибочно выбирать оптимальный вариант из предлагаемых ему советниками.

Необходимы управленческие способности, образованность и компетентность, способность аргументированно противостоять другим мнениям, политическая мудрость, большая гибкость, умение маневрировать между полярными силами.

Большое значение имеют также качества, вызывающие эмоциональную поддержку людей: умение хорошо держаться, талант привлекать к себе других, способность убеждать, ораторское искусство, чувство юмора.

Вопрос 7. Сравните традиционное, легальное (на основе закона) и харизматическое лидерство. Что общего и что различного у этих типов лидерства?

Широкое признание получила типология немецкого учёного М. Вебера. Он выделил три типа лидерства: традиционное, легальное (на основе закона), харизматическое.

Традиционное лидерство основано на сложившихся традициях, например на вере в незыблемость порядка наследования власти от отца к сыну в монархических государствах. Однако не всякий монарх, получивший власть на основе традиций, становится настоящим политическим лидером нации. И вообще этот тип лидерства принадлежит преимущественно истории.

Лидерство на основе закона (легальное) во многих странах пришло на смену традиционному. Лидером становится политик, избранный на основе определённых законных процедур. Его авторитет опирается на уверенность в том, что избрание произошло по демократическим правилам в условиях соревновательности и конкуренции.

Следующий тип — харизматическое лидерство. Харизматический лидер наделён экстраординарными, т. е. исключительными, качествами, которые отсутствуют или слабо выражены у других людей. Как правило, лидеры харизматического типа появляются в кризисные периоды, в условиях крутых общественных перемен — революций, войн, крупных социальных реформ, когда необходима мобилизация всех сил общества на решение задач социального обновления. Авторитет и влияние харизматического лидера основаны на вере народа в его особый дар, особые способности Управлять, эффективно решать все проблемы.

Сравнение этих трёх типов лидерства позволяет отметить, что первый из них основан на привычке, второй — на разуме, а третий — на вере. Лидеры двух первых типов эффективны при решении обычных, повседневных задач в спокойные периоды развития общества. Лидеры харизматического типа являются катализаторами перемен, им присущи отрицание прошлого, новаторство.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Какой политический лидер прошлого или современности вам интересен больше других? Попытайтесь, опираясь на комплекс факторов, перечисленных М. Ж. Херманн, охарактеризовать его.

Владимир Ильич Ульянов (псевдоним Ленин; 22 апреля 1870, Симбирск — 21 января 1924, усадьба Горки, Московская губерния) — российский революционер, советский политический и государственный деятель, создатель Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков), один из главных организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года в России, председатель Совета Народных Комиссаров (правительства) РСФСР, создатель первого в мировой истории социалистического государства.

Харизматическое лидерство основывается на вере в необыкновенные, выдающиеся качества вождя. Это лидеры по призванию, народные вожди «от Бога». Этот тип лидерства вызывает наибольший интерес у исследователей.

В. И. Ленин – лидер, у которого и агитаторское, и организаторское, и теоретическое в лидерстве было выражено одинаково ярко.

Вопрос 2. У. Черчилль говорил: «Отличие государственного деятеля от политика в том, что политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель — на следующие поколения». Согласны ли вы с этим утверждением? Аргументируйте свой ответ.

Согласен. Политик ведет свою игру, его цель пробиться и засветиться везде где только можно, а государственный деятель, если он патриот своей страны, то делает все, чтобы жизнь в государстве стала лучше.

Политическое лидерство

Феноменологическая, структурная, функциональная сложность и полиаспектность феномена политического лидерства предопределяет внимание к изучению этого феномена целого ряда научных дисциплин – политологии, социологии, социальной и политической психологии, культурологии, психиатрии. Теоретический анализ феномена политического лидерства в методологической парадигме политической науки предполагает характеристику следующих его важнейших параметров – функций, уровней, типов, стилей, этапов, процесса, способов реализации.

Характеризуя сущность политического лидерства, известный французский политолог Ж. Блондель справедливо констатировал, что по сути и по форме политическое лидерство есть феномен власти. «Лидерство – это власть, потому что оно состоит в способности одного лица (или нескольких лиц), находящегося на вершине, заставлять других делать то позитивное или негативное, что они не делали бы… Власть – это главная составляющая часть лидерства», а политическую власть, в свою очередь, Ж. Блондель определяет как власть, осуществляемую одним или несколькими индивидуумами с тем, «чтобы побудить членов нации к действиям». Таким образом, базовой интерпретацией политического лидерства является его представление в качестве специфической формы взаимоотношения политической власти и общества. В основе характеристики политического лидерства используется понимание власти как способности влиять на лица и на принятие политических решений. Если принять во внимание формулу Т. Парсонса «Недостаточно знать – кто находится у власти, надо знать – что такое власть», то очевидно, что сущностная характеристика политического лидерства во многом определена специфическими особенностями политической власти. Поэтому одним из определяющих системных качеств политического лидерства можно считать то, которое определяется содержанием и направленностью политической деятельности, суть которой М. Вебер определил следующим образом: «Кто занимается политикой, тот стремится к власти». Важнейшей составляющей власти, по Веберу, является способность лидера к ее реализации, преодолевающая сопротивления среды.

Другое определение власти как сути лидерства предложено Р. Далем, который полагал, что власть тождественна контролю за поведением. Впрочем, не всякий контроль за поведением можно определить в качестве политического лидерства, а только тот, который охватывает своим влиянием всю подчиненную ему общность, осуществляется постоянно и по интенсивности влияния перекрывает иные, альтернативные источники влияния. Существуют и иные подходы к определению сущности власти как основы лидерства. Так, анализ позиции Х. Арендт показал, что Арендт отвергает постулат о том, что «вопрос власти» является вопросом «кто правит кем?» (по существу являющимся общим знаменателем позиций М. Вебера и Р. Даля), поскольку этот вопрос сосредоточен на взаимоотношении «команды-подчинения». Между тем, по мнению Арендт, интерпретации власти не должны быть сосредоточены на взаимоотношениях «команда-подчинение»; инструментом проявления и осуществления власти являются политические институты. В понимании Арендт власть не является собственностью личности, власти «корреспондируется с человеческой способностью не только совершать действие, но совершать действие в согласии». В этом связи Арендт обоснованно настаивает на разведении понятий «власть» и «насилие»: очевидно, что отнюдь не всякая власть сопряжена с насилием.

Принципиально иную трактовку политического лидерства предложил Р. Такер: согласно его концепции, политическое лидерство есть производная политической культуры. По мнению Такера, специфика политической культуры является ведущей характеристикой для тех, кто имеет отношение к политике и правительству. Поэтому изучение политического лидерства он осуществляет через призму базовых характеристик политической культуры. В интерпретации Такера политическое лидерство является носителем желаний и мотивов тех людей, которые приобретают политическую власть или влияние в качестве лидеров.

Однако, несмотря на существенные различия в определениях политического лидерства, можно выделить инвариантные параметры этого феномена: политическое лидерство – это обусловленная системой социально-политических и психологических отношений способность оказывать влияние на политическую деятельность отдельных лиц или социальных общностей с целью реализации политических задач.

Можно отметить два основных подхода в выявлении основополагающих качеств политического лидерства. В рамках первого подхода лидерство предстает одной из форм проявления лидерства как такового, и поэтому анализ феномена политического лидерства сводится к определению особенностей его проявления в политической сфере. Здесь феномен политического лидерства рассматривается как однородный таким явлениям, как лидерство в малой группе, лидерство в экономической, производственной, культурной жизни общества, религиозное, духовное лидерство.

При втором подходе политическое лидерство воспринимается как уникальный феномен социальной действительности, а понимание его лишь как специфической формы проявления некоего всеобщего лидерства считается неправомерным. Эту точку зрения разделяет, например, Ж. Блондель: политическое лидерство, «безусловно, шире, чем любая другая форма лидерства», — пишет он. В этом случае принято считать, что, хотя политическому лидерству присущи некоторые качественные характеристики, свойственные другим проявлениям лидерства, с большинством из них политическое лидерство имеет больше существенных различий, чем сходства. С нашей точки зрения, истина, как это часто бывает, находится между крайними точками зрения: политическое лидерство, хотя и выступает специфической формой проявлений лидерских качеств, тем не менее, подчиняется общим базовым закономерностям, свойственным лидерству в целом. Это определяет возможность использования эвристического потенциала лидерства в различных социальных группах применительно к изучению особенностей политического лидерства.

Функции политического лидерства имеют отчетливую специфику. Важнейшими социально значимыми функциями политического лидерства являются следующие: политическая, организационная, воспитательная, экономическая, адаптивная, ценностно-ориентационная, гуманистическая.

Политическая функция является основной, интегративной, объединяющей под свое начало все остальные функции. Это обусловлено тем, что базовым механизмом реализации всех других функций политического лидерства является механизм политического управления. Сам факт лидерства может быть инструментом реализации определенной политики в отношении различных социальных групп общества. В этом смысле социальная направленность любого лидерства может выполнять политическую функцию. Политическая функция может проявляться и путем обязательного (или нормативного) введения в систему политических институтов социального лидерства в качестве политического компонента.

В связи со специфичностью политического лидерства, его уровни определяются масштабом той социальной общности, которая выступает в качестве объекта управления. На наш взгляд, целесообразно выделение четырех уровней: глобальный; национальный; региональный; местный.

Следует отметить, что каждый уровень реализации политического лидерства характеризуется спецификой реализации лидерских функций, существенными различиями в степени институционализации лидерства и особенностями восприятия лидера той социальной общностью, которая выступает объектом управления соответствующего уровня. Так, например, американский политолог Л. Селигман отмечал следующие особенности лидерства на национальном уровне: а) общенациональное лидерства – это лидерство на расстояния; б) оно, как правило, имеет многоролевой характер; в) характеризуется корпоративностью; г) функционирует в институциональных рамках.

 Отражением специфики восприятия политического лидера различного уровня являются существенные различия моделей голосования на выборах национального, регионального и муниципального уровня.

Типология лидерства является одним из важнейших направлений в изучении лидерства и одновременно наиболее разноречивым с точки зрения характеристики этого параметра лидерства. Разночтения в типологиях лидерства, на наш взгляд, обусловлены, прежде всего, различием оснований, на которых основаны классификации типов лидерства (в качестве оснований выступают масштаб лидерства; длительность пребывания в роли лидера; отношение лидера к существующей системе и т.д.), а также смешением в использовании понятий тип и стиль лидерства. Что касается оснований типологизации лидерства, то в качестве таковых действительно могут выступать различные критерии; продуктивность использования того или иного критерия определяется, как правило, конкретными задачами исследования. Что касается соотношения понятий тип и стиль лидерства, на наш взгляд, смешение этих понятий нецелесообразно. Понятие «тип лидерства» является конструкцией для характеристики функции (задачи), которую призван реализовать лидер. Стиль лидерства характеризует особенности (технологии) воплощения лидером его замысла.

Одной из первых попыток типологии политического лидерства стала позиция М. Вебера. Он полагал, что профессия политика в Европе появилась в ходе борьбы князей с сословиями на службе у первых. В ходе изменения форм политического правления происходило изменение и типов политиков-профессионалов. Если в условиях средневековых городов-государств Европы преобладающим типом политического вождизма была фигура демагога, то на почве конституционного государства возникает фигура «партийного вождя». Вебер выделял следующие исторические типы “профессиональных политиков” в доиндустриальную эпоху: слои несословного характера, грамматики, придворная знать, «джентри», юристы. С образованием конституционного государства и формированием демократических форм правления преобладающим типом политика-вождя становится “демагог”, а ведущими представителями данного типа – журналист и партийный чиновник. Если журналист как тип профессионального политика сформировался еще в XIX в., то фигура партийного чиновника выдвинулась на волне характерного для первой четверти ХХ в. укрепления влияния политических партий и создания партийных машин, что дало основание Веберу определить этот период как этап плебисцитарной демократии. В условиях профессионализации политики Вебер предложил получившую широкую известность и ставшую классической типологию лидерства: харизматический, традиционный и рационально-законный. Однако на наш взгляд, технологические возможности этой классической типологии в современных условиях пост-классического развития ограничены.

Классическим примером типологии лидерства на основе анализа задач лидера является типология Р. Такера. Он различает следующие типы лидеров в зависимости от преследуемых целей политической деятельности: консерваторы; реформаторы; революционеры. Если консерватор ставит своей целью стабилизацию существующей ситуации, то реформатор нацелен на ее коррекцию с сохранением важнейших несущих конструкций, а революционер стремится к тотальному разрушению существующих порядков. При этом, по мнению Такера, наибольшие противоречия разделяют не консерваторов и революционеров, а революционеров и реформаторов: «Истинные революционеры почти всегда опасаются реформаторов как тех, кто, кроме всего, есть консервативный враг революционного дела».

Известный американский политолог МакГрегор Бернс проводит различие между соглашательским (компромиссным) и преобразующим (трансформирующим) типами лидерства. «Компромиссные» лидеры ориентированы на отношения взаимовыгодного обмена со своим окружением, тогда как «преобразующие» лидеры находятся со своими сторонниками в «отношениях взаимного возбуждения и роста, что превращает последователей в лидеров и может превратить лидеров в моральных деятелей».

В качестве разновидности типологий лидерства можно рассматривать классификации, основанные не только на анализе задачи, которую призван решить лидер, но также учитывают его личностно-психологические особенности и психологические мотивы стремления к власти. Психологические интерпретации лидерства являются весьма влиятельными в политической теории и практике, соответственно, весьма распространены и типологии «психологического профиля». В качестве примера можно привести предложенную Г. Лассуэллом. Предложив конструкцию базового политического типа, с помощью метода психобиографии, Лассуэл разработал подтипы политической личности. В качестве основных он выделил три подтипа: агитатор, администратор, теоретик. Что касается оценки практической эффективности подобной типологии, то известный отечественный политический психолог Е. Шестопал высказывает сомнения в возможностях широкого использования этой типологии в качестве эффективного эвристического инструмента.

Эмоциональный аспект лидерства стал основанием типологии лидеров по С. Джиббу. На основании характеристики эмоционального отношения последователей к лидеру Джибб выделил три типа лидеров: идеальный лидер, пользующийся уважением и любимый окружением; лидер-патриарх, по отношению к которому подчиненные испытывают смешанное чувство любви и страха; лидер-тиран, доминирование которого основано преимущественно на страхе.

Функционально-ролевой подход к типологии лидерства в американской политической психологии представляет четыре разновидности типов лидерства: «лидер-вождь», «лидер-пожарник», «лидер-коммивояжер», «лидер-марионетка». Определения говорят сами за себя: “лидер-вождь” возглавляет массы с целью реализации масштабных замыслов; характеристика этого типа лидерства во многом определяется личными качествами личности, возглавляющей процесс. Этот тип лидерства формируется в ситуации переломных эпох. «Лидер-марионетка» максимально ориентирован на потребности выдвинувшей их общности; он подчинен воле членов группы, является выдвиженцем своего окружения в целях достижения его целей. «Лидер-коммивояжер» эффективен в решении сиюминутных задач; он идеален в качестве медиатора и организатора взаимодействия между различными силами. Условием успеха лидера подобного типа является способность убеждать и свое окружение, и внешний круг в собственной способности быть связующим звеном, а доминирующим элементом стиля лидерства является убеждение. «Лидер-пожарник» призван оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации; здесь востребованы способность к мобилизации и самомобилизации; предельная собранность, организаторский талант.

В литературе известны типологии лидерства на основе дуалистического подхода. Так, вышеупомянутый Ж. Блондель в основание типологии лидерства положил два критерия – направленность действия лидера (сохранение status-quo; умеренные изменения; широкомасштабные изменения) и масштаб сферы деятельности. И хотя идея «наложения» критериев типологии представляется нам эвристически плодотворной, эта конкретная схема нуждается в доработке.

Что касается стиля политического лидерства, то, несмотря на инструментальную роль конструкции «стиль лидерства» — она характеризует лишь манеру, технологию исполнения лидерских функций, — этот параметр весьма значим и многое может сообщить о политическом лидере – недаром говорят: человек – это стиль. Какие методы руководства предпочитает лидер и на какие источники информации опирается; каковы принципа подбора кадров и как строятся отношения с вышестоящими инстанциями; отдает ли руководитель предпочтение скрытым механизмам влияния или ориентирован на массированную пропаганду – эти характеристики могут стать основой политико-психологического портрета, важнейшим методом которого является анализ взаимосвязи особенностей психоэмоционального склада, темперамента, стиля мышления лидера — с одной стороны, и фактологической информации о его политической карьере лидера – с другой, подобно тому, как диагностика статуса, анализ жизненного пути, идеологических позиций, потенциальных возможного и круга приверженцев составляет основу политико-идеологического портрета. Таким образом, стиль политического лидерства рождается на пересечении объективных параметров политического процесса и субъективных характеристик лидера.

Одной из исторически первых классификаций стилей лидерства являются образы льва и лисы в произведениях Макиавелли. «Львы» предпочитают прямолинейные, жесткие, авторитарные методы управления, в то время как «лисы» — мастера политических комбинаций, пропаганды, манипуляций. Правление «лис» характеризует демократические режимы, которые Парето называет плутодемократическими; семейство львов правит бал в условиях, близких к диктатуре. «Львы» и «лисы» избирают различные стратегии экономического поведения, условно обозначаемые Парето как спекулянт и рантье. Если «лисы» приобретают состояние посредством использования колебаний экономической конъюнктуры и финансовых комбинаций, то «львы» предпочитают стабильный гарантированный доход путем надежного размещения капитала с целью получения процентов.

Этапы лидерства. Главная задача первого этапа – выявление проблемной ситуации и формулировка проблемы. Решение этой задачи, несложной на первый взгляд, в действительности представляет собой один из ключевых и весьма непростых элементов процесса лидерства. Сложность задачи обусловлена, во-первых, тем, что отнюдь не всегда проблема «лежит» на поверхности: зрелость лидера во многом определяется его способностью выявить проблему на возможно более ранних стадиях ее формирования, желательно выявить проблему, существующую в латентном виде. Вторая сложность обусловлена необходимостью адекватной интерпретации сущности проблемы, определения ее истоков, причин и природы, ибо от этого во многом зависит ее успешное решение: «судьба политических режимов, как и судьба политических лидеров, определяется в конечном счете, их поведением на этой стадии, отделяющей благодушие рутинного существования от момента, где необходимы мобилизация и творчество».

Содержанием второго этапа является накопление возможно большего и адекватного объема информации из возможно более диверсифицированных источников по принципу полноты. Задачей третьего этапа становится разработка предложений, способных стать концептуальным направлением решения проблемы и в случае практики коллегиального стиля руководства – обсуждение ее в кругу экспертов. Принятие политического решения лидером составляет содержание четвертого этапа – самого сложного из всех. Ключевыми критериями успешного решения выступают его адекватность ситуации; оптимальность с точки зрения технологий и ресурсного обеспечения; своевременность принятия – отложенные решения имеют свойство усугублять проблему. Успешному решению существенно способствуют нестандартность мышления лидера, способность к системному видению проблемы и способность предвидеть близкие и отдаленные последствия. На пятом этапе главной задачей лидера становится мобилизация сторонников, привлечение колеблющихся и нейтрализация противников с целью обеспечения социально-политической базы реализации поставленных целей. На этом этапе велико значение тактических способностей лидера – умения маневрировать между различными социальными и политическими силами, убеждать оппонентов, разрабатывать политические технологии и поведенческие алгоритмы, способные стать эффективным инструментом реализации принятых решений. Содержание шестого этапа составляет анализ хода выполнения принятого решения и при необходимости – его коррекция.

Автор:  О. В. Гаман-Голутвина

Источник:  ЦПМИ\РАПН

Теории и стили лидерства

Каждой компании, независимо от того, в какой отрасли она работает и насколько велика, для достижения успеха необходимо хорошее руководство. Хорошие лидеры являются жизненно важной частью эффективной деловой практики. И для большинства быть хорошим лидером не обязательно. Вот почему существуют целые программы на получение степени, посвященные менеджменту и помогающие студентам стать великими лидерами в своем бизнесе.

В мире лидерства существует множество теорий о том, как работает лидерство, что делает его хорошим лидером и как быть эффективным. Есть много стилей лидерства, которые могут использовать менеджеры, и их влияние варьируется в зависимости от группы, которую они возглавляют, и отрасли, в которой они работают. Эти теории лидерства объясняют, как стили лидерства работают в компании для достижения успеха. Если вы учитесь, чтобы стать бизнес-лидером или менеджером, важно понимать эти различные теории лидерства и то, как они влияют на ваш стиль лидерства и управления.

Теории лидерства объясняют, как и почему определенные люди становятся лидерами. Они сосредоточены на чертах и ​​поведении, которые люди могут использовать для повышения своих лидерских способностей. Вот некоторые из основных качеств, которые, по словам лидеров, жизненно важны для хорошего лидерства:

  • Сильная этика и высокие моральные стандарты

  • Отличные навыки самоорганизации

  • Эффективный ученик

  • Способствует росту сотрудников

  • Поощряет связь и принадлежность

Исследования показывают, что эти качества считаются наиболее важными для лидеров во всем мире. А теории лидерства помогают объяснить, как лидеры используют и развивают эти качества. В последнее время теории лидерства стали более формализованными, что упрощает их понимание, обсуждение и анализ в действии.

Ральф Нейдер говорит: «Функция лидерства состоит в том, чтобы производить больше лидеров, а не последователей». Это считается трансформационным лидерством — лидер может изменить точку зрения или психологию последователя и заставить его тоже захотеть стать лидером. Это говорит о том, что в конце концов лидерство должно возвышать и вдохновлять. Лидеры должны подталкивать людей, которых они ведут, к новым высотам, помогая им стать теми, кем, как они знают, они могут стать. Трансформационное лидерство — важная психологическая перспектива, которую лидеры должны изучить и понять, хотят ли они действительно влиять на других и воздействовать на них. Различные теории лидерства направлены на создание более сильного и эффективного лидерства, помогая последователям самим становиться лидерами.

Подпишитесь, чтобы получать больше подобных статей на ваш почтовый ящик.

Хотя существуют десятки теорий лидерства и психологии, есть несколько наиболее известных. Эти более распространенные теории лидерства важно понять и признать, особенно если вы в настоящее время являетесь или учитесь быть бизнес-лидером в будущем. Понимание психологических и социальных последствий эффективного лидерства поможет вам определить, каким лидером вы хотите быть.

—Поведенческая теория. Теория поведенческого лидерства фокусируется на том, как ведут себя лидеры, и предполагает, что эти черты могут быть скопированы другими лидерами. Иногда называемая теорией стиля, она предполагает, что лидеры не рождаются успешными, их можно создать на основе поведения, которому можно научиться. Поведенческие теории лидерства в значительной степени сосредотачиваются на действиях лидера — эта теория предполагает, что лучший предсказатель успеха лидерства — наблюдение за тем, как действует лидер. Действие, а не качества, является фокусом теории поведенческого обучения. Модели поведения наблюдаются и классифицируются как «стили лидерства» в этой теории. Некоторые из стилей лидерства включают лидеров, ориентированных на задачу, лидеров, ориентированных на людей, лидеров загородных клубов, лидеров статус-кво, диктаторских лидеров и т. д. В конце концов, действия и фактическое поведение лидера определяют успех в этой теории.

Поведенческая теория имеет много преимуществ, в первую очередь то, что лидеры могут учиться и решать, какие действия они хотят предпринять, чтобы стать тем лидером, которым они хотят быть. Это позволяет лидерам быть гибкими и адаптироваться в зависимости от обстоятельств. Еще одно большое преимущество этого стиля лидерства заключается в том, что он предполагает, что любой может стать лидером. Некоторые недостатки поведенческой теории заключаются в том, что, хотя она допускает гибкость, она прямо не предлагает, как вести себя в определенных обстоятельствах. Существуют десятки стилей лидерства, вытекающих из поведенческой теории, но нет подходящего для всех обстоятельств.

Отличным примером поведенческой теории является сравнение лидера, ориентированного на задачу, и лидера, ориентированного на людей. Если есть проблема с командой, руководитель, ориентированный на задачу, посмотрит на процесс, чтобы увидеть, нужно ли что-то скорректировать в рабочем процессе. Лидер, ориентированный на людей, будет смотреть на людей и идти прямо к ним, спрашивая, в чем проблема. Какое бы поведение вы ни выбрали, теория поведенческого лидерства помогает лидерам сосредоточиться на своих действиях и использовать свои решения, чтобы стать великим лидером.

— Теория непредвиденных обстоятельств. Теория непредвиденного лидерства, иногда называемая ситуационной теорией, фокусируется на контексте лидера. Эти теории рассматривают ситуационные эффекты успеха или неудачи лидера. Эффективность лидера напрямую определяется ситуационным контекстом. В то время как личность лидера является небольшим фактором их успеха, наиболее важным фактором является контекст и положение лидера. Эта теория рассматривает конкретные стили лидерства и предполагает, что хорошие лидеры могут корректировать свой стиль лидерства в зависимости от ситуации. Это также говорит о том, что лучше всего найти подходящего лидера для конкретной ситуации. Типы теорий непредвиденных обстоятельств включают ситуационную теорию Херши и Бланшара, теорию пути-цели Эванса и Хауса и теорию непредвиденных обстоятельств Фидлера.

Теория непредвиденных обстоятельств имеет большие преимущества, в том числе то, что лидеры могут быть эффективными независимо от контекста своей ситуации. Однако у этой теории есть критика, предполагающая, что не хватает деталей, которые входят в контекст любой ситуации. Теория непредвиденных обстоятельств фокусируется на важности ситуации, но может не уделять достаточного внимания психологии сотрудников или самой компании. Также может быть недостаточно внимания к тому, как стили руководства могут меняться с течением времени.

Существуют внутренние и внешние факторы, влияющие на лидера и его положение. Тип компании, размер команды и врожденный стиль руководства человека являются внутренними факторами. Внешние факторы могут включать в себя чувства клиентов и рынок. Все эти ситуации играют важную роль в теории непредвиденных обстоятельств.

—Теория Великого Человека. Теория лидерства великих людей, которую иногда называют теорией черт, предполагает, что хорошими лидерами рождаются. У них есть врожденные черты и навыки, которые делают их великими, и этим вещам нельзя научить или научиться. Теория черт предполагает, что лидеры заслуживают занимать свое место из-за своих особых качеств.

Существует множество критических замечаний по поводу теории черт, в основном за то, что лидерами либо рождаются, либо нет, что для того, чтобы стать лидером, не требуется труда или усилий. Это говорит о том, что социальные или психологические лидеры предопределены и что лидеры не могут выйти из тени — их либо выбирают, либо нет. Также критикуют за то, что большинство черт, связанных с этой теорией, по своей сути мужские и не соответствуют реальной психологии хороших лидеров.

Люди цитируют Авраама Линкольна, Александра Македонского, королеву Елизавету I и многих других в качестве примеров теории великого человека. Эти социальные гиганты использовали свои навыки, чтобы вести нации. Высокий уровень амбиций и решимости обычно наблюдается у лидеров, которые воплощают эту теорию в жизнь. Сегодня лидеры, достигшие вершины, могут рассматривать свои черты и способности как часть теории «великого человека». Таким образом, может показаться, что лидеры достигают своего положения благодаря своим наследственным дарам.

— Теория менеджмента. Теорию управления иногда называют транзакционным лидерством, и она фокусируется на надзоре, организации и эффективности группы. Трансакционное лидерство — это система вознаграждений и наказаний, и транзакционное лидерство регулярно используется в бизнесе. Когда сотрудники делают что-то успешное, менеджеры вознаграждают их. В случае неудачи они могут быть наказаны. Транзакционные вознаграждения и наказания основаны на идее, что люди действительно делают что-то только ради вознаграждения. Их психология не позволяет людям делать что-то из добра, а скорее из обещания награды.

Стиль руководства может быть чрезвычайно эффективным. Известно, что положительное подкрепление творит чудеса с сотрудниками, поощряя и мотивируя их на успех. Но есть много критических замечаний по поводу лидерства, которое также строго транзакционно. Последствия и наказания могут снизить моральный дух в организации, что негативно скажется на сотрудниках. Его также можно рассматривать как ленивый стиль руководства — поощрения и наказания — относительно простой способ вести за собой сотрудников.

Типичным примером этого стиля управления является руководитель, который предлагает денежную премию сотрудникам, достигшим поставленной цели. Или руководитель, который заставляет сотрудников заниматься дополнительной бумажной работой, если они срывают сроки.

— Теория участия. Совместное лидерство не так распространено в корпоративном мире. Эта теория лидерства, которую иногда называют демократическим лидерством, предполагает, что сотрудники принимают непосредственное участие в принятии решений в своей организации. Лидер просто поддерживает беседу, а затем принимает все предложения и предлагает наилучшие возможные действия. В этой теории все очень вовлечены в принятие решений для команды и организации, а лидер просто помогает направлять заряд.

У этой теории много преимуществ. Сотрудники чувствуют себя более вовлеченными и мотивированными, когда они непосредственно вовлечены в решения и результаты для своей компании. Однако эта теория не лишена критики: некоторые предполагают, что такой стиль заставляет лидеров казаться слабыми или ненужными. Критика также заключается в том, что лидеры в этой теории на самом деле не достигают лучших результатов, потому что они слишком заняты тем, чего хотят люди, а не тем, что нужно компании.

Билл Гейтс — хорошо известный пример теории участия. Хотя эта теория до сих пор горячо обсуждается, есть много примеров компаний, которые работают над тем, чтобы больше вовлекать сотрудников в процесс принятия решений. В этой теории руководитель может собраться, чтобы спросить сотрудников, как решить конкретную проблему. Они поощряют сотрудников быть открытыми и честными в своих мыслях. Они принимают все предложения и встречаются с другими лидерами, чтобы обсудить их. Затем руководители принимают решение на основе информации от сотрудников и собственного принятия решений. Сотрудники, как правило, ценят этот стиль, хотя в целом он может быть менее эффективным.

—Теория власти. Эта теория рассматривает то, как лидер использует свою власть и влияние для достижения цели. «Пять форм власти» Френча и Рэйвена — широко известная силовая теория лидерства. В нем рассматривается позиционная власть и личная власть, а также то, как они влияют на выбор и результаты лидеров.

Эта теория может показаться очень эффективной — лидеры с большой властью могут казаться очень эффективными и быстро выполнять задачи. Однако большинство сотрудников не ценят властное лидерство. Им нужен лидер, который не имеет над ними власти, но работает с ними и поощряет их. Таким образом, самая большая критика этой теории заключается в том, что она не достигает конечной цели вдохновения и поощрения сотрудников, а скорее заставляет их чувствовать себя подчиненными.

Теорию власти можно увидеть в организациях, где иерархия и продвижение по службе являются ключом к успеху. Сотрудники компаний, занимающихся теорией власти, видят, что их единственный способ повлиять на изменения или повлиять на компанию — это получить собственную власть. Это может привести к низкому моральному духу, политическому и кликабельному климату в офисе.

—Теория взаимоотношений. Теория отношений лидерства фокусируется на лидерах, которые в основном озабочены своим взаимодействием с другими. Они часто являются наставниками для сотрудников, планируя время, чтобы поговорить с ними и работать, чтобы удовлетворить их потребности. Лидеры такого типа сосредоточены на том, чтобы сделать работу приятной для как можно большего числа людей, и они хотят создать позитивную рабочую атмосферу. Исследования показывают, что такое поведение руководства может быть наиболее эффективным для многих сотрудников. Менеджеры, ориентированные на отношения, часто добиваются лучших результатов от своих сотрудников.

У такого лидерства много преимуществ. Сотрудники чувствуют себя уверенно в своем лидере и хотят следовать за ним. Они также вдохновлены быть хорошими лидерами для других. Наставничество предоставляет прекрасные возможности для стимулирования роста сотрудников и побуждает их оставаться в организации в течение более длительного периода времени. Однако есть некоторые критики такого типа лидерства, в том числе мысли о том, что лидеры, ориентированные на отношения, могут не желать рассматривать сотрудников, которые создают проблемы, за чистую монету, они могут позволить отношениям мешать работе, и их можно направить в пользу людей. над производительностью. Тем не менее, большинство экспертов сходятся во мнении, что лидеры, ориентированные на отношения, на самом деле более эффективны в конце дня.

Примером теории отношений может быть менеджер, который берет нового сотрудника под свое крыло. Она работает, чтобы помочь этому сотруднику понять, как он вписывается в организацию, побудить его открыто говорить о вопросах и проблемах и создать позитивные рабочие отношения. Затем этого сотрудника поощряют усердно работать, указывать на проблемы и помогать решать проблемы для компании.

 

Если вы стремитесь стать бизнес-лидером и посещаете школу, важно понимать теории лидерства и то, как они влияют на вас и ваш стиль руководства. Понимание того, к какому стилю руководства вы тяготеете, или какую теорию лидерства вы хотели бы использовать, может помочь вам определить, как стать максимально эффективным лидером. Очень важно знать теории и стили лидерства в компании, в которой вы работаете, и понимать, что вы можете сделать, чтобы продолжить эту теорию лидерства или улучшить ее.

Лидерство Определено

Лидерство устанавливает направление и влияет на других, чтобы они следовали этому направлению. Но это определение не так просто, как кажется, потому что у лидерства есть много вариаций и разных областей внимания.

Общим для всех определений лидерства является представление о том, что лидеры — это люди, которые своими действиями облегчают движение группы людей к общей или разделяемой цели. Это определение подразумевает, что лидерство представляет собой процесс влияния.

Различие между лидером и лидерством важно, но может привести к путанице. Лидер – это личность; лидерство — это функция или деятельность, которую выполняет этот человек. Слово «лидер» часто используется взаимозаменяемо со словом «менеджер» для описания тех лиц в организации, которые имеют формальные полномочия, независимо от того, как они на самом деле действуют на этих должностях. Но только потому, что менеджер должен быть формальным лидером в организации, не означает, что он или она осуществляет лидерство.

Профессионалы бизнеса часто обсуждают вопрос о том, является ли лидерство функцией и деятельностью, отличной от управления. Джон Коттер из Гарварда говорит, что менеджмент — это умение справляться со сложностями, а лидерство, напротив, — справляться с изменениями. Он также утверждает, что лидерство является важной частью управления, но только частью; управление также требует планирования, организации, кадрового обеспечения и контроля. Менеджмент создает определенную степень предсказуемости и порядка. Лидерство производит изменения. Коттер считает, что большинство организаций находятся под чрезмерным управлением. Он считает, что и сильное лидерство, и сильное управление необходимы для оптимальной организационной эффективности.

Черты лидерства

Существует множество теорий, объясняющих, что делает лидера эффективным. Самые старые теории пытаются определить общие черты или навыки, которые делают эффективного лидера. Современные теоретики и теории концентрируются на действиях лидеров, а не на характеристиках.

Ряд черт, которые регулярно проявляются у лидеров, включают амбиции, энергию, стремление к лидерству, уверенность в себе и интеллект. Хотя некоторые черты полезны, они не дают гарантий того, что человек, обладающий ими, является эффективным лидером. В основе подхода, основанного на чертах, лежит предположение, что некоторые люди являются прирожденными лидерами и наделены определенными чертами, которыми не обладают другие люди. В этом исследовании сравнивались успешные и неуспешные лидеры, чтобы увидеть, как они различаются по физическим характеристикам, личности и способностям.

Недавно опубликованный анализ лидерских качеств (Киркпатрик С.А. и Локк Э.А., «Лидерство: действительно ли важны черты?» Academy of Management Executive 5 [1991]) определил шесть основных характеристик, которыми обладает большинство эффективных лидеров:

  • Драйв. Лидеры амбициозны и инициативны.

  • Мотивация. Лидеры хотят руководить и готовы взять на себя ответственность.

  • Честность и порядочность. Лидеры правдивы и делают то, что обещали.

  • Уверенность в себе. Лидеры настойчивы и решительны и любят рисковать. Они признают ошибки и укрепляют доверие и приверженность видению. Лидеры эмоционально стабильны, а не безрассудно авантюрны.
  • Познавательные способности. Лидеры умны, проницательны и концептуально развиты, но не обязательно гении. Они демонстрируют аналитические способности, здравый смысл и способность мыслить стратегически.

  • Деловые знания. Лидеры, как правило, обладают техническими знаниями в своем бизнесе.

Черты лучше подходят для предсказания того, что менеджер может быть эффективным лидером, чем для фактического различия между эффективным и неэффективным лидером. Поскольку ситуации на рабочем месте различаются, требования к лидерству также различаются. В результате исследователи начали изучать, что делают эффективные лидеры, а не то, что они собой представляют.

Лидерские качества

Принимая во внимание, что черты — это характеристики лидеров, навыки — это знания и способности, или компетенции, лидеров. Компетенции, необходимые лидеру, зависят от ситуации.

  • Эти компетенции зависят от множества факторов:
  • Количество людей, следующих за лидером
  • Степень лидерских качеств лидера
  • Характер и ценности лидера
  • Предыстория группы или организации, например, является ли она коммерческой или некоммерческой, новой или давно созданной, крупной или малой
  • Особая культура (или ценности и связанное с ними поведение) того, кем руководит

Чтобы помочь менеджерам усовершенствовать эти навыки, программы обучения лидерству обычно предлагают рекомендации по принятию решений, решению проблем, использованию власти и влияния и построению доверия.

Питер Друкер, один из самых известных современных теоретиков менеджмента, предлагает прагматический подход к лидерству на рабочем месте. Он считает, что последовательность является ключом к хорошему лидерству, и что успешные лидеры обладают следующими тремя способностями, которые основаны на том, что он называет старым добрым упорным трудом:0003

  • Чтобы определить и установить смысл миссии. Хорошие лидеры устанавливают цели, приоритеты и стандарты, следя за тем, чтобы эти цели не только сообщались, но и поддерживались.

  • Воспринимать лидерство как обязанность, а не как звание. Хорошие лидеры не боятся окружать себя талантливыми, способными людьми; они не винят других, когда что-то идет не так.

  • Заслужить и сохранить доверие других. Хорошие лидеры честны и внушают доверие своим последователям; их действия соответствуют тому, что они говорят.

По словам Друкера, «эффективное лидерство основано не на умении, а на последовательности».

Проще говоря, лидерство — это установление направления и влияние на других, чтобы они следовали этому направлению. Имейте в виду, что ни один список лидерских качеств и навыков не является окончательным, потому что нет двух одинаковых успешных лидеров. Важно то, что лидеры обладают некоторыми положительными характеристиками, которые делают их эффективными менеджерами на любом уровне в организации.

Стили руководства

Лидеры, какими бы ни были их черты или навыки, выполняют свои роли в самых разных стилях. Некоторые лидеры автократичны. Остальные демократичны. Некоторые из них участвуют, а другие молчат. Часто стиль руководства зависит от ситуации, в том числе от того, на каком этапе своего жизненного цикла находится организация.

Ниже приведены распространенные стили руководства:

  • Самодержец. Менеджер принимает все решения и доминирует над членами команды. Такой подход обычно приводит к пассивному сопротивлению со стороны членов команды и требует постоянного давления и руководства со стороны лидера, чтобы добиться цели. Как правило, такой подход не является хорошим способом добиться от команды максимальной производительности. Однако этот стиль может быть уместным, когда необходимы срочные действия или когда подчиненные действительно предпочитают этот стиль.

  • Участие. Менеджер вовлекает подчиненных в процесс принятия решений, консультируя членов команды (при сохранении контроля), что поощряет ответственность сотрудников за решения.

Хороший руководитель поощряет участие и мудро делегирует полномочия, но никогда не упускает из виду тот факт, что он или она несет важнейшую ответственность за лидерство. Лидер ценит групповые обсуждения и вклад членов команды; он или она максимально использует сильные стороны участников, чтобы добиться наилучших результатов от всей команды. Участвующий лидер мотивирует членов команды, давая им возможность управлять собой; он или она направляет их с распущенными поводьями. Обратной стороной, однако, является то, что активно участвующий лидер может показаться неуверенным, а члены команды могут решить, что все является предметом группового обсуждения и принятия решения.

  • Laissez-faire (также называемая свободой действий). При таком подходе невмешательства лидер поощряет членов команды действовать независимо и решать свои проблемы самостоятельно, хотя он или она всегда доступен для совета и помощи. Лидер обычно мало контролирует членов команды, позволяя им распределять свои роли и выполнять рабочие задания, не участвуя лично в этих процессах. В общем, такой подход заставляет команду барахтаться, имея мало направления или мотивации. Laissez-faire обычно уместно только тогда, когда команда высоко мотивирована и квалифицирована, и имеет опыт выполнения отличной работы.

Многие эксперты считают, что общий стиль руководства во многом зависит от убеждений, ценностей и предположений менеджера. То, как менеджеры подходят к следующим трем элементам — мотивации, принятию решений и ориентации на задачу — влияет на их стили руководства:

  • Мотивация. Лидеры влияют на других для достижения целей посредством своего подхода к мотивации. Они могут использовать как положительную, так и отрицательную мотивацию. Позитивный стиль использует похвалу, признание и вознаграждение, а также повышает безопасность и ответственность сотрудников. Негативный стиль использует наказания, штрафы, возможную потерю работы, отстранение от работы, угрозы и выговоры.

  • Принятие решений. Вторым элементом стиля лидерства менеджера является степень полномочий по принятию решений, которую менеджер предоставляет своим сотрудникам — от полного отсутствия участия до группового принятия решений.

  • Ориентация на задачи и сотрудников. Последним элементом стиля руководства является взгляд менеджера на наиболее эффективный способ выполнения работы. Менеджеры, предпочитающие ориентацию на задачи, делают упор на выполнение работы за счет использования лучших методов или оборудования, контроля рабочей среды, назначения и организации работы и контроля за производительностью. Менеджеры, предпочитающие ориентацию на сотрудников, делают акцент на том, что работа должна выполняться за счет удовлетворения человеческих потребностей подчиненных. Командная работа, позитивные отношения, доверие и решение проблем — вот основные задачи менеджера, ориентированного на сотрудников.

Имейте в виду, что менеджеры могут до некоторой степени демонстрировать ориентацию как на задачи, так и на сотрудников.

Модель управленческой сетки, показанная на рисунке и разработанная Робертом Блейком и Джейн Мутон, определяет пять стилей лидерства с различной заботой о людях и производстве:


  • Бедный стиль , , расположенный в левом нижнем углу сетки, точка (1, 1), характеризуется низкой заботой как о людях, так и о производстве; его основная цель состоит в том, чтобы менеджеры держались подальше от неприятностей.
  • Стиль загородного клуба , , расположенный в верхнем левом углу сетки, точка (1, 9), отличается высокой заботой о людях и низкой заботой о производстве; его основная цель — создать безопасную и комфортную атмосферу, в которой руководители уверены, что подчиненные отреагируют положительно.
  • Авторитарный стиль , , расположенный в нижнем правом углу сетки, точка (9,1), определяется высокой заботой о производстве и низкой заботой о людях; его основная цель — достижение целей организации, и потребности сотрудников не имеют значения в этом процессе.
  • Средний стиль , , расположенный в середине сетки, точка (5, 5), поддерживает баланс между потребностями работников и целями организации в отношении производительности; его основная цель — поддерживать моральный дух сотрудников на уровне, достаточном для выполнения работы организации.
  • Командный стиль , , расположенный в верхней правой части сетки, точка (9, 9), характеризуется высокой заботой о людях и производстве; его основная цель состоит в том, чтобы установить сплоченность и укрепить чувство приверженности среди рабочих.

Модель управленческой сетки предполагает, что компетентные лидеры должны использовать стиль, отражающий наивысшую заботу как о людях, так и о производстве — пункт (9, 9), стиль, ориентированный на команду.

Сила против авторитета

Эффективные лидеры развивают и используют власть или способность влиять на других. Власть традиционного менеджера исходит из его или ее положения в организации. Законные, поощрительные и принудительные формы власти, используемые менеджерами для изменения поведения сотрудников, определяются следующим образом:

  • Легитимная власть проистекает из формальной руководящей должности в организации и предоставленных ей полномочий. Подчиненные принимают это как законный источник власти и подчиняются ему.

  • Сила вознаграждения проистекает из права вознаграждать других. Менеджеры могут давать формальные вознаграждения, такие как повышение заработной платы или продвижение по службе, а также могут использовать похвалу, внимание и признание, чтобы влиять на поведение.

  • Сила принуждения противоположна власти вознаграждения и проистекает из власти наказывать или рекомендовать наказание. Руководители обладают силой принуждения, когда они имеют право увольнять или понижать в должности сотрудников, критиковать их, отказывать в повышении заработной платы, делать выговоры, делать отрицательные записи в личных делах сотрудников и так далее.

Имейте в виду, что разные типы силы позиции вызывают разные отклики у последователей. Легитимная власть и власть вознаграждения, скорее всего, порождают уступчивость, когда работники подчиняются приказам, даже если лично они могут с ними не соглашаться. Сила принуждения чаще всего порождает сопротивление, которое может привести к тому, что работники преднамеренно избегают выполнения инструкций или не подчиняются приказам.

В отличие от внешних источников позиционной власти, личная власть чаще всего исходит из внутренних источников, таких как особые знания человека или личностные характеристики. Личная власть – инструмент лидера. Подчиненные следуют за лидером из-за уважения, восхищения или заботы, которые они испытывают к этому человеку и его или ее идеям. Существуют следующие два типа личной силы:

  • Экспертная сила является результатом особых знаний или навыков лидера в отношении задач, выполняемых последователями. Когда руководитель является настоящим экспертом, подчиненные, как правило, быстро соглашаются с его или ее рекомендациями.
  • Референтная сила является результатом характеристик лидера, которые вызывают признание, уважение и восхищение со стороны подчиненных, которые затем желают подражать лидеру. Когда работники восхищаются руководителем из-за того, как он или она обращается с ними, это влияние основано на референтной силе. Референтная власть зависит от личных характеристик лидера, а не от его или ее формального титула или положения, и наиболее заметна в сфере харизматического лидерства.

Самая распространенная реакция последователей на экспертную власть и референтную власть — приверженность. Приверженность означает, что работники разделяют точку зрения лидера и с энтузиазмом выполняют инструкции. Излишне говорить, что приверженность предпочтительнее уступчивости или сопротивления. Приверженность помогает последователям преодолеть страх перед переменами, и в таких случаях это особенно важно.

Имейте в виду, что различные типы питания, описанные в этом разделе, взаимосвязаны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *