Методика «фильм-тест» Рене Жиля адаптация И.Н.Гильяшевой, Н.Д.Игнатьевой — Психолог и Я — практическая психология
Методика Р. Жиля предназначена для исследования структуры конкретно-личностных отношений ребенка с окружающими, а также особенностей социальной приспособляемости ребенка, некоторых его поведенческих характеристик и черт личности. Методика «Фильм-тест» была опубликована Р. Жилем в 1959 году и предназначалась для исследования личности ребенка.
Русскоязычная адаптация теста была предложена И. Н. Гильяшевой и Н. Д. Игнатьевой в 1972 году и представляет собой форму, переходную между анкетой и проективными тестами. «Фильм-тест» реализует в себе следующие принципы:
- принцип «проекции» – личностные образования, выступающие прямо или косвенно в виде различных установок и поведенческих проявлений, проецируются в тестовую ситуацию и не вызывают у испытуемого реакций защитного характера;
- принцип «символической линейности» – эмоциональные расстояния между людьми выражаются через линейные расстояния в символической ситуации.
Ограничение по возрасту: от 4–5 лет (особенно – посещающих детский сад), так же до 11–12 лет с разными формами патологии и задержками развития. Однако исследования свидетельствуют о том, что проективность ответов нормальных детей 11–12 лет резко снижается, ответы носят в основном прямой характер. В этой связи предлагается ограничивать диагностический диапазон для нормальных детей до 11 лет, и увеличивать его соответственно для детей с различными видами дефицитарного развития.
Методика особенно эффективна для испытуемых, которые отличаются недостаточным развитием речи, а также для тех, кто вследствие интеллектуальных или эмоциональных нарушений испытывает трудности при интерпретации неоднозначного стимульного материала.
При обследовании от испытуемого не требуется развернутого рассказа, психологу достаточно знать его выбор на картинках: кто выбран и в каких ситуациях, где и на каком расстоянии от определенных лиц помещает себя субъект, какие варианты поведения предпочитает в предлагаемых ему текстовых заданиях.
Методика позволяет описать достаточно широкий круг социально-психологических характеристик ребенка.
- Показатели, характеризующие конкретно-личностные эмоциональные отношения ребенка с другими людьми: матерью, отцом, обоими родителями, братьями и сестрами, бабушкой, дедушкой и другими 14 родственниками, другом (подругой), учителем (воспитателем или другими авторитетами для ребенка взрослыми).
- Показатели, характеризующие особенности самого ребенка, проявляющиеся в различных его взаимоотношениях: степень любознательности ребенка, стремление к общению в больших группах детей, стремление к доминированию (лидерству) в группе, конфликтность, агрессивность, стремление к уединению, отгороженность от других, а также особенности поведенческого реагирования на фрустрацию в ситуациях взаимодействия. Из различных реакций на фрустрацию авторы методики рекомендуют дифференцировать три: активно-агрессивную (кричать, обзывать, смеяться над кем-то, протестовать, пойти куда-то вопреки запрету, злиться, бить и т.
Как общее заключение оценивается степень социальной адекватности поведения ребенка, а также факторы (психологические и социальные), нарушающие эту адекватность.
Всего выделяют 13 показателей и соответствующие им 13 шкал: «Отношение к матери», «Отношение к отцу», «Отношение к обоим родителям» «(Родители как чета)», «Отношение к братьям и сестрам», «Отношение к дедушке и другим родственникам», «Отношение к другу», «Отношение к учителю», «Любознательность», «Стремление к доминированию», «Стремление к общению в больших группах детей», «Конфликтность, агрессивность», «Реакция на фрустрацию» («Социальная адекватность поведения»), «Стремление к уединению, отгороженность».
Таким образом, методика собирает в себе и позволяет оценить широкий круг социально-психологических характеристик ребенка, что, без сомнения, является одним из ее важнейших диагностических плюсов.
Современные исследования указывают на новые диагностические возможности теста применительно к работе не только с детьми, но и со взрослыми людьми в контексте их семейных взаимоотношений. А. К. Осницкий в своей практической работе использует данную методику в индивидуальном консультировании для обнаружения круга проблем, появляющихся как у самого ребенка, так и у его близких. Помимо тестирования ребенка с помощью «Фильм-теста», А. К. Осницкий предлагает предъявлять картинки его маме или папе и просит показать, «на какой из стульев сел бы ваш ребенок», «среди каких ребят он поставил бы себя» и т. д. Иными словами, психолог просит родителей угадать те позиции, которые мог бы выбрать их ребенок. И тогда исследователь получает новую содержательно развернутую картину понимания родителями отношений ребенка с окружающим миром. Иногда родители отмечают расхождение реальных и желательных позиций ребенка. Причины этих расхождений приходится устанавливать психологу. Ситуации, когда ребенок выстраивает свои позиции не в соответствии с ожиданиями взрослых, встречаются чрезвычайно часто.
Оригинальный стимульный материал методики, предложенный Р. Жилем, насчитывает 69 стандартных картинок. Адаптированный И. Н. Гильяшевой и Н. Д.Игнатьевой вариант состоит из 42 заданий, 25 из которых – картинки, где изображены дети и взрослые, а также 17 текстовых заданий. Все 42 ситуации могут быть содержательно разделены на три группы, соответственно объекту взаимодействия: «ребенок – взрослый» и «ребенок – сверстник», а также смешанная.
Таблица 1
1-я группа | ребенок взаимодействует со взрослым | 1, 3, 7, 14, 26, 27, 28, 29, 32, 37, 38, 41 |
2-я группа | ребенок взаимодействует со сверстником | 20, 21, 22, 23, 24, 25, 33, 34, 35, 39 |
3-я группа (смешанная) | ребенок взаимодействует или со взрослым, или со сверстником | 2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 18, 19, 30, 40, 42 |
Методика насчитывает примерно одинаковое количество ситуаций взаимодействия
со взрослым и со сверстником, что существенно облегчает диагностику предпочтения испытуемым взрослого или ребенка в общении.
Скачать стимульный материал к методике «Фильм-тест» Рене Жиля. (в формате .pdf)
Проведение исследования
Вместе с традиционными вопросами «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?» и т. п. ребенку предлагают посмотреть не совсем обычные, но вполне понятные картинки и просят «указать пальчиком» на какой бы стул он, скорее всего, сел, среди каких ребят он находился бы, как бы он повел себя в такой ситуации и т. д. Ребенок рассматривает рисунки, читает сам, либо ему зачитывают текстовые задания, отвечает на поставленные к ним вопросы или показывает психологу, в каком месте, изображенном на картинке, он хотел бы находиться, рассказывает, как он вел бы себя в той или иной, приятной или неприятной для него ситуации.
Методика может использоваться как для индивидуального, так и для группового обследования. Но в отличие от группового, индивидуальное исследование является более информативным, так как позволяет психологу попутно фиксировать эмоциональные и поведенческие реакции ребенка (тон голоса, паузы, спонтанные комментарии и т. д.). Кроме того, ребенку могут быть заданы уточняющие вопросы, важные для качественной интерпретации результатов. Некоторые дети охотно обсуждают со взрослым темы, затрагиваемые в этой методике. Другие предпочитают ответить на все вопросы самостоятельно, в письменном виде, иногда закрывшись от психолога рукой.
Каждая из 42 тестовых ситуаций имеет свою фиксированную инструкцию-задание, на которую ребенку необходимо дать ответ. Однако при определенных объективных обстоятельствах допускается изменение инструкции (перефразирование или объяснение), но делать это надо весьма корректно (например, если тестируемый ребенок не имел опыта посещения детского сада или школы). В любом случае, необходимо сначала все-таки предложить авторский текст инструкции, и изменить его только, если у ребенка начнутся затруднения.
Ответ испытуемого (в виде крестика или другой отметки) может регистрироваться исследователем или самим ребенком непосредственно в бланке стимульного материала методики. Однако после этого стимульный материал становится непригодным для дальнейшего использования.
В каждом задании, в дополнение к инструкциям рекомендуется после выбора, сделанного ребенком, обязательно спросить его, кто другие люди, нарисованные, но не обозначенные на картинках. Важно записать порядок, в котором их называет и показывает испытуемый, а в тех картинках, где он показывает свое место рядом с необозначенными персонажами (например, на картинках 1, 14, 15, 16, 20, 22, 23, 24, 30 и некоторых других) спросить, кто эти, находящиеся рядом с ним люди.
Обработка результатов обследования
После того, как испытуемый в той или иной форме (устно или письменно) ответит на предложенные задания, и они будут зафиксированы в стимульном материале методики или в тестовой тетради, можно приступить к обработке полученных результатов и построению «профиля» системы отношений и личностных особенностей ребенка.
Каждое задание методики представляет собой своеобразный сюжет, который должен быть подробно и творчески изучен исследователем с использованием представления об основных изложенных ранее принципах: «проекции» и «символической линейности».
Все 13 шкал методики условно можно разделить на три блока:
- оценка конкретно-личностных отношений;
- оценка личностных характеристик;
- оценка поведенческих реакций ребенка.
Соответственно, обработка результатов обследования предполагает ряд шагов.
1. Построение профиля межличностных отношений ребенка
Как уже отмечалось ранее, две группы показателей, характеризующих систему отношений ребенка и связанных с нею личностных особенностей, образуют 13 шкал, которые представлены ниже в табл. 2. Помимо этого, в табл. 2 указано количество заданий методики, относящихся к той или иной шкале и номера этих заданий.
Таблица 2
№ шкалы | Название шкал | №№ заданий | Общее кол-во заданий |
1. | Отношение к матери | 1–4, 8–15, 17–19, 27, 38, 40–42 | 20 |
2. | Отношение к отцу | 1–5, 8–15, 17–19, 37, 40–42 | 20 |
3. | Отношение к матери и отцу как родительской чете | 1, 3, 4, 6–8, 13–14, 17, 40–42 | 12 |
4. | Отношение к братьям и сестрам | 2, 4–6, 8–13, 15–19, 30, 40, 42 | 18 |
5. | Отношение к бабушке, дедушке и другим родственникам | 2, 4, 5, 7–13, 17–19, 30, 40, 41 | 16 |
6. | Отношение к другу (подруге) | 4, 5, 8–13, 17–19, 30, 34, 40 | 14 |
7. | Отношение к учителю (или авторитетному взрослому) | 5, 9, 11, 13, 17, 18, 26, 28–30, 32, 40 | 12 |
8. | Любознательность | 8 5, 26, 28 ,29, 31, 32 | 6 |
9. | Общительность в больших группах детей | 4, 8, 17, 22–24, 40 | 7 |
10. | Доминирование, лидерство в группе детей | 20–24, 39 | 6 |
11. | Конфликтность, агрессивность | 22–25, 33–35, 37, 38 | 9 |
12. | Социальная адекватность поведения | 25, 33–38 | 7 |
13. | Стремление к уединению, отгороженность | 7–10, 12, 14–18, 22–24, 29, 30, 40–42 | 18 |
Заполнение шкал положительными выборами производится строго по ключу (Таблица 2).
Каждое задание методики многозначно, то есть выявляет отношение ребенка к нескольким лицам (например, задание № 1 диагностирует отношение к матери, к отцу и к родителям как чете). Выбор испытуемого, его реакция определяет то, на какой из «предложенных» шкал будет отражено решение задания.
Однако, существуют задания, где положительная оценка может ставиться одновременно в несколько шкал.
Для детей 8–10 лет наработаны нормативные оценки по 13 шкалам, что исключает необходимость перевода сырых баллов в проценты. Границы нормы приведены в табл. 4. Интерпретация результатов в данном случае производится исходя из суммарного количества выборов по каждой шкале.
2. Построение профиля личностных характеристик ребенка.
Шкалы № 8–13, исключая шкалу № 12 «Реакция на фрустрацию», позволяют исследователю составить представление о личностных особенностях ребенка, таких как любознательность, общительность, конфликтность, отгороженность. Шкалы личностных особенностей взаимосвязаны со шкалами отношения и шкалой поведенческих характеристик и представляют собой единый «профиль», и в этой связи при обработке результатов нужно учитывать, что существуют задания, где положительная оценка может ставится одновременно в несколько шкал.
Другими словами, большинство заданий методики многозначны, особенно в шкалах личностных отношений, и также многозначно может быть проинтерпретирована позиция, выбранная ребенком.
Здесь же хотелось бы отметить, что задания 22–24 помимо диагностики лидерского потенциала личности ребенка, могут также показывать тип лидерства.
Ниже приведена таблица, в которой указано, на какие шкалы распространяется ответ на то или иное задание.
Таблица 3
№ задания | №№ соответствующих шкал | № задания | №№ соответствующих шкал |
1. | 1, 2, 3 | 22. | 9, 10, 11, 13 |
2. | 1, 2, 4, 5 | 23. | 9, 10, 11 |
3. | 1, 2, 3 | 24. | 9, 10, 11, 13 |
4. | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9 | 25. | 11, 12 |
5. | 2, 3, 4, 5, 6, 8 | 26. | 7, 8 |
6. | 3, 4 | 27. | 1 |
7. | 3, 5, 13 | 28. | 7, 8 |
8. | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 13 | 29. | 7, 8, 13 |
9. | 1, 2, 4, 5, 6, 7, 13 | 30. | 4, 5, 6, 7, 13 |
10. | 1, 2, 4, 5, 6, 13 | 31. | 8 |
11. | 1, 2, 4, 5, 6, 7 | 32. | 7, 8 |
12. | 1, 2, 4, 5, 6, 13 | 33. | 11, 12 |
13. | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 | 34. | 6, 11, 12 |
14. | 1, 2, 3, 13 | 35. | 11, 12 |
15. | 1, 2, 4, 13 | 36. | 12 |
16. | 4, 13 | 37. | 2, 11, 12 |
17. | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 13 | 38. | 1, 11, 12 |
18. | 1, 2, 4, 5, 6, 7, 13 | 39. | 10 |
19. | 1, 2, 4, 5, 6, 13 | 40. | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 13 |
20. | 10 | 41. | 1, 2, 3, 5, 13 |
21. | 10, 13 | 42. | 1, 2, 3, 4, 13 |
3. Анализ типов поведенческого реагирования ребенка
Шкала № 12 «Реакция на фрустрацию» или «Социальная адекватность» предполагает более подробный анализ. Из различных реакций на фрустрацию Гильяшева И. Н. и Игнатьева Н. Д. рекомендуют при использовании этой методики дифференцировать три.
1. Активно-агрессивная реакция, при которой на окружающих выплескивается раздражение, гнев, враждебность. Варианты ответов: кричать; смеяться над кем-то; протестовать; пойти куда-то вопреки запрету; злиться; ударить; обзывать, бить; отобрать.
2. Пассивно-страдательная реакция, к типичным проявлениям которой относят возврат к более примитивным формам поведения (регрессия) и понижение эффективности деятельности: плакать; обидеться; жаловаться; «надуться».
3. Нейтральная, индифферентная реакция – по мнению авторов методики, наиболее адекватная, свидетельствующая о «фрустрационной толерантности» – отсутствии переживания фрустрации или устойчивости к фрустратору. Также в данном случае можно говорить не столько о спокойном состоянии, сколько о напряжении, усилии, сдерживании нежелательных импульсивных реакций: не сказать ничего; не сделать ничего; пожать плечами; продолжать играть дальше; сделать замечание.
И. Н. Гильяшева и Н. Д. Игнатьева полагают, что нейтральная, индифферентная реакция может говорить о том, что ребенок овладел соответствующими нормами поведения, умеет сдерживать нежелательные эмоциональные реакции, что в свою очередь свидетельствует о его социальной адаптированности.
Для того чтобы диагностировать тип реагирования респондента, необходимо шкалу № 12 представить в виде таблицы, куда будут внесены варианты ответов ребенка на соответствующие задания методики.
Важно отметить, что в шкалу № 12 положительным знаком (+) заносят только те ответы ребенка, которые носят нейтрально-индифферентный характер, т. е. реакции «фрустрационной толерантности». Реакции активно-агрессивного типа заносят в шкалу «Конфликтность, агрессивность». Реакции пассивно-страдательного типа в не фиксируются.
В этой связи особое внимание хотелось бы уделить заданию № 35 из шкалы «Реакция на фрустрацию», где ребенку предлагается найти выход из ситуации препятствия:
«Товарищ взял твою ручку без разрешения. Что ты будешь делать?
Плакать? Жаловаться?Попытаешься отобрать? Начнешь его бить?»
В методике эта ситуация является спорной, т. к. перечень возможных вариантов ответов в этом задании не предполагает нейтрально-индифферентного (социально адекватного) ответа.
Здесь можно предположить, что реакцию «отобрать» можно считать социально-нормативной для данного возраста, несмотря на то что эта реакция носит активно-агрессивной характер. Поэтому ребенок-респондент, выбравший в качестве ответа на задание № 35 вариант «попытаюсь отобрать», получает положительный знак (+) и в шкалу № 12 «Реакция на фрустрацию», и в шкалу № 11 «Конфликтность, агрессивность».
Таким образом, количественная обработка данных по шкале № 12 «Реакция на фрустрацию» предполагает предварительное составление таблицы типов реагирования, и только после этого – регистрацию в «профиле».
Нормативные данные получены на выборке младших школьников г. Владивостока 8–10 лет в количестве 100 человек (А. А. Макарец, 2001).
Таблица 4
№ | Название шкал | Границы нормы |
1. | Отношение к матери | 5–10 |
2. | Отношение к отцу | 1–6 |
3. | Отношение к обоим родителям | 1–5 |
4. | Отношение к братьям и сестрам | 1–7 |
5. | Отношение к бабушке, дедушке и др. родственникам | 0–2 |
6. | Отношение к другу (подруге) | 0–3 |
7. | Отношение к учителю | 1–4 |
8. | Любознательность | 1–4 |
9. | Стремление к общению в больших группах детей | 2–3 |
10. | Доминирование, лидерство в группе | 1–2 |
11. | Конфликтность, агрессивность | 1–4 |
12. | Реакция на фрустрацию, социальная адекватность | 2–5 |
13. | Стремление к уединению, отгороженность | 0–3 |
Скачать стимульный материал к методике «Фильм-тест» Рене Жиля. (в формате .pdf)
Источник: ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДИКИ «ФИЛЬМ-ТЕСТ» РЕНЕ ЖИЛЯ. Методические указания для студентов психологического факультета Специальность 020400. Составитель Ю. Ю. Федотова — Владивосток, 2004.
МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИТРУДНЫЙ РЕБЁНОК
Методы исследования психологических свойств и состояний личности
Значительными возможностями в исследовании индивидуальности личности обладают проекционные методики.
Первый шаг в дизайн-мышлении
Как UX-профессионалы, наша работа состоит в том, чтобы выступать от имени пользователя. Однако для этого мы должны не только глубоко понимать наших пользователей , но также помогать нашим коллегам понимать их и расставлять приоритеты в их потребностях. Карты эмпатии, широко используемые в agile-сообществах и сообществах дизайнеров, являются мощным фундаментальным инструментом для достижения обеих целей.
Определение: карта эмпатии — это совместная визуализация, используемая для формулирования того, что мы знаем о конкретном типе пользователей. Он экстернализует знания о пользователях, чтобы 1) создать общее понимание потребностей пользователей и 2) помочь в принятии решений.
Эта статья представляет собой руководство по картированию эмпатии и ее использованию.
Формат
Традиционные карты эмпатии разделены на 4 квадранта ( Говорит , Думает , Делает и Чувствует ), с пользователем или персоной в середине. Карты эмпатии дают представление о том, кем является пользователь в целом, и строятся в хронологическом или последовательном порядке.
Квадрант Говорит содержит то, что пользователь говорит вслух в интервью или другом исследовании юзабилити. В идеале он должен содержать дословные и прямые цитаты из исследований.
- «Я верен Delta, потому что у меня никогда не было плохого опыта».
- «Мне нужно что-то надежное».
- «Я не понимаю, что делать дальше».
Квадрант Думает фиксирует мысли пользователя на протяжении всего опыта. Спросите себя (из собранного качественного исследования): что занимает мысли пользователя? Что важно для пользователя? Один и тот же контент может быть в обоих Говорит и Думает . Тем не менее, обратите особое внимание на то, что думают пользователи, но, возможно, не хотят озвучивать. Попытайтесь понять, почему они не хотят делиться — они неуверенны, застенчивы, вежливы или боятся что-то рассказать другим?
- «Это действительно раздражает».
- «Разве я тупой, что не понимаю этого?»
Квадрант Does охватывает действия, предпринимаемые пользователем. Из исследования, что пользователь делает физически? Как пользователь это делает?
- Несколько раз обновляет страницу.
- Походите по магазинам, чтобы сравнить цены.
Квадрант Чувства — это эмоциональное состояние пользователя, часто представляемое прилагательным и коротким предложением для контекста. Спросите себя: что беспокоит пользователя? Что волнует пользователя? Как пользователь относится к опыту?
- Нетерпение: страницы загружаются слишком медленно
- Запутался: слишком много противоречивых цен
- Обеспокоены: они делают что-то не так
Наши пользователи — сложные люди. Естественно (и чрезвычайно полезно) видеть сопоставление между квадрантами. Вы также столкнетесь с несоответствиями — например, кажущиеся положительными действия, но отрицательные цитаты или эмоции, исходящие от одного и того же пользователя. Это когда карты эмпатии становятся картами сокровищ, которые могут раскрыть самородки понимания нашего пользователя. Наша работа как UX-профессионалов — исследовать причину конфликта и разрешить ее.
Некоторые из этих квадрантов могут показаться двусмысленными или перекрывающимися — например, может быть трудно провести различие между Думает и Чувствует . Не зацикливайтесь на точности: если элемент может вписаться в несколько квадрантов, просто выберите один. Четыре квадранта существуют только для расширения наших знаний о пользователях и для того, чтобы мы не упустили ни одного важного аспекта. (Если вам нечего поместить в определенный квадрант, это явный признак того, что вам нужно больше изучить пользователей, прежде чем приступать к процессу проектирования.)
Карты эмпатии для одного пользователя и нескольких пользователей
Картирование эмпатии может быть основано на любом методе качественного исследования (и может быть набросано, даже если исследования отсутствуют). Они могут помочь UX-специалистам понять, какие аспекты своего пользователя они знают и где им нужно будет собрать больше пользовательских данных.
Карты эмпатии могут отображать одного конкретного пользователя или могут отражать совокупность нескольких пользователей :
- Карты эмпатии для одного пользователя (индивидуальные) обычно основаны на опросе пользователя или журнале пользователя из дневникового исследования.
- Совокупные карты эмпатии представляют сегмент пользователей, а не одного конкретного пользователя. Обычно они создаются путем объединения нескольких отдельных карт эмпатии от пользователей, которые демонстрируют похожее поведение, и могут быть сгруппированы в один сегмент. Агрегированная карта эмпатии синтезирует темы, наблюдаемые в этой группе пользователей, и может стать первым шагом в создании персон. (Однако карты эмпатии не заменяют персоны . Но они могут быть одним из способов визуализировать то, что мы знаем о персоне, в организованной, чуткой форме. )
- Агрегированные карты эмпатии также могут стать способом обобщения других качественных данных, таких как опросы и полевые исследования. Например, карту эмпатии можно использовать для передачи персоны вместо традиционного подхода «визитная карточка». По мере того, как будет собираться больше исследований об этой персоне, вы можете вернуться к карте эмпатии и добавить новые идеи или удалить те, которые были изменены или признаны недействительными.
Зачем использовать карты эмпатии
Карты эмпатии следует использовать в любом процессе UX, чтобы установить точки соприкосновения между членами команды, а также понять и расставить приоритеты в потребностях пользователей. В дизайне, ориентированном на пользователя, карты эмпатии лучше всего использовать с самого начала.0003 начало процесса проектирования .
Как процесс создания карты эмпатии, так и готовый артефакт имеют важные преимущества для организации:
- Зафиксируйте, кем является пользователь или персона. Процесс сопоставления эмпатии помогает собирать и классифицировать ваши знания о пользователе в одном месте. Его можно использовать для:
- Категоризация и осмысление качественных исследований (заметки об исследованиях, ответы на опросы, стенограммы интервью с пользователями)
- Найдите пробелы в ваших текущих знаниях и определите типы исследований, необходимые для их устранения. Разреженная карта эмпатии указывает на то, что необходимо провести дополнительные исследования.
- Создавайте персоны, выравнивая и группируя карты эмпатии, охватывающие отдельных пользователей
- Общение пользователя или персоны с другими: Карта эмпатии — это быстрый и удобный способ проиллюстрировать отношение и поведение пользователей. Однажды созданный, он должен служить источником правды на протяжении всего проекта и защищать его от предвзятости или необоснованных предположений.
Не забывайте поддерживать карты эмпатии «живыми», пересматривая и корректируя их по мере проведения дополнительных исследований.
- Сбор данных непосредственно от пользователя. Когда карты эмпатии заполняются непосредственно пользователями, они могут действовать как вторичный источник данных и представлять собой отправную точку для сводки пользовательского сеанса. Кроме того, интервьюер может узнать чувства и мысли интервьюируемого, которые в противном случае остались бы скрытыми.
Процесс: как построить карту эмпатии
Выполните следующие шаги, чтобы создать действительную и полезную карту эмпатии:
1. Определить объем и целиа. Какого пользователя или персону вы сопоставите? Будете ли вы сопоставлять персону или отдельного пользователя? Всегда начинайте с сопоставления 1:1 (1 пользователь/персонаж на карту эмпатии). Это означает, что если у вас несколько персонажей, для каждого из них должна быть карта эмпатии.
б. Определите свою основную цель картирования эмпатии. Это чтобы настроить команду на своего пользователя? Если это так, убедитесь, что все присутствуют во время картирования эмпатии. Анализ стенограммы интервью? Если это так, установите четкие рамки и сроки своих усилий, чтобы у вас было время для сопоставления нескольких интервью с пользователями.
2. Сбор материаловВаша цель должна определять средство, которое вы используете для создания карты эмпатии. Если вы будете работать всей командой, подготовьте большую доску, стикеры и маркеры. (Результат будет выглядеть примерно так, как показано на рисунке выше.) Если используется только картирование эмпатии, создайте систему, которая будет работать на вас. Чем проще поделиться с остальной командой, тем лучше.
3. Сбор исследованийСоберите результаты исследований, которые вы будете использовать для подпитки своей карты эмпатии. Картирование эмпатии — это качественный метод, поэтому вам потребуются качественные входные данные: интервью с пользователями, полевые исследования, дневниковые исследования, сеансы прослушивания или качественные опросы.
4. Индивидуальное создание стикеров для каждого квадрантаКогда у вас есть данные для исследований, вы можете приступить к картированию всей командой. Вначале каждый должен ознакомиться с исследованием индивидуально. По мере обработки данных каждый член команды может заполнять стикеры, соответствующие четырем квадрантам. Затем члены команды могут добавлять свои заметки к карте на доске.
5. Конвергенция в кластер и синтезНа этом этапе команда совместно перемещается по стикерам на доске и группирует похожие заметки, принадлежащие одному и тому же квадранту. Назовите свои кластеры темами, которые представляют каждую группу (например, «подтверждение от других» или «исследование»). При необходимости повторите темы в каждом квадранте. Деятельность по кластеризации облегчает обсуждение и согласование — цель состоит в том, чтобы прийти к общему пониманию вашего пользователя всеми членами команды.
После того, как ваша карта эмпатии сгруппирована, вы можете начать озвучивать свои выводы и объединяться в команду. Какие выбросы (или точки данных, которые не попадают ни в один кластер) существуют? Какие темы повторялись во всех квадрантах? Какие темы существуют только в одном квадранте? Какие пробелы существуют в нашем понимании?
6. Полировка и планЕсли вы чувствуете, что вам нужно больше деталей или у вас есть уникальные потребности, адаптируйте карту, включив дополнительные квадранты (например, Цели в примере ниже) или увеличив специфичность существующих квадрантов. В зависимости от цели вашей карты эмпатии отполируйте и оцифруйте результат соответствующим образом. Не забудьте указать пользователя, любые нерешенные вопросы, дату и номер версии. Планируйте вернуться к карте эмпатии по мере сбора дополнительных исследований или для принятия решений по UX.
Заключение
Как следует из их названия, карты эмпатии просто помогают нам развивать эмпатию по отношению к нашим конечным пользователям. На основе реальных данных и в сочетании с другими картографическими методами они могут:
- Устранить предвзятость в наших проектах и привести команду к единому общему пониманию пользователя
- Обнаружение слабых мест в нашем исследовании
- Раскройте потребности пользователя, о которых сам пользователь может даже не подозревать
- Понять, что движет поведением пользователей
- Направляйте нас к значимым инновациям
Изучите и попрактикуйтесь в картировании эмпатии на нашем однодневном курсе Генерирование больших идей с помощью дизайн-мышления.
Каталожные номера
Бланд, Д. «Совет по Agile-коучингу — что такое карта эмпатии?» 21 апреля 2016 г. Получено с https://www.solutionsiq.com/resource/blog-post/what-is-an-empathy-map/
.Грей, Д., Браун, С. и Макануфо, Дж. 2010 г. Gamestorming – пособие для новаторов, нарушителей правил и новаторов. Севастополь, Калифорния: O’Reilly Media, Inc.
Грей, Д. «Обновленный холст карты эмпатии». Середина. 15 июля 2017 г. https://medium.com/the-xplane-collection/updated-empathy-map-canvas-46df22df3c8a
.
Как справиться с чувством разочарования и трудными чувствами у одаренных детей
Эта статья «Советы для родителей» взята с семинара, организованного доктором Дейлом Стюартом, чтобы помочь родителям понять сильные и трудные чувства их одаренного ребенка, а также предложить рекомендации, как помочь своим детям справиться с этими трудными чувствами. чувства.
Основной подход к тому, чтобы помочь ребенку справиться с трудными чувствами, состоит в том, чтобы (а) помочь ему развить способность наблюдать за собой, когда он испытывает это чувство, (б) помочь ему составить историю или повествование о их переживания чувства и ситуации, а затем (в) помочь им сделать сознательный выбор в отношении своего поведения и способов выражения своих чувств.
Подтверждение чувств ребенка
Отправной точкой является подтверждение чувств вашего ребенка — какими бы они ни были — и признание и принятие того, что чувства есть (вы можете принять чувство, не прибегая к средствам выражения чувства ). Используйте слова и язык, соответствующие словесной и эмоциональной зрелости вашего ребенка. Вам нужно сообщить, что чувства ребенка понятны и естественны в данных обстоятельствах и в том, как ваш ребенок видит мир.
В процессе подтверждения чувств вашего ребенка вы также моделируете позицию наблюдателя. Вы хотите просто предложить эмпатический рассказ о том, что может происходить в сознании ребенка, и о связи между триггерным событием, интерпретацией или значением, которое оно имело для ребенка, и результирующими чувствами, возникшими у ребенка.
Как справиться с гневом и конфликтами
Гнев (вторичная эмоция) может защитить нас от более уязвимых скрытых чувств обиды, унижения, поражения, боли и печали (основные эмоции). Гнев часто является способом избежать проявления уязвимости, когда небезопасно раскрывать или выражать более мягкие эмоции. Таким образом, это обращение к гневу обычно является автоматическим, бессознательным процессом, но оно может стать сознательным, и мы можем предпринять шаги, чтобы избежать эскалации, когда два человека начинают бодаться друг с другом.
Как родитель в этих взаимодействиях, у вас есть возможность смоделировать здоровые способы борьбы с разочарованием и гневом так, как вы сами реагируете, когда к вам приходят эти чувства. Цель состоит в том, чтобы смоделировать, что за вашими собственными трудными чувствами и трудными чувствами вашего ребенка можно наблюдать, их можно терпеть, не «уничтожая» вас или «не доводя до предела», и что ими можно управлять сознательными, здоровыми способами. Вот некоторые альтернативы, которые вы можете попробовать, чтобы не попасть в ловушку борьбы за власть, дебатов и эскалации споров, которые могут возникнуть у вас с ребенком, и помочь ребенку научиться справляться с трудными чувствами с помощью вашего собственного моделирования здорового образа жизни. способы сделать это самостоятельно:
- Следите за своим уровнем разочарования или гнева. Научитесь распознавать свои собственные внутренние признаки, когда вы приближаетесь к состоянию «не в состоянии больше терпеть» или к «взрыву». Дать себе тайм-аут — это нормально, и это не признак поражения. На самом деле, это моделирующее поведение, которое вы хотите, чтобы ваш ребенок использовал. Вы можете сказать что-то вроде: «Я приближаюсь к тому моменту, когда не могу ясно мыслить, поэтому мне нужно несколько минут, чтобы проветрить голову, а затем мы можем поговорить о том, как мы собираемся справиться с этим». ». Это имеет множество преимуществ: а) вы моделируете самонаблюдение/самоконтроль, что в конечном счете необходимо для способности справляться с трудными чувствами, б) вы моделируете способность делать сознательный и здоровый выбор, чтобы отказаться от ситуации до того, как ситуация выйдет из-под контроля, и в) вы проявляете уважение к своему ребенку, демонстрируя, что вы не хотите продолжать реагировать автоматически, что может в конечном итоге ранить чувства вашего ребенка и о чем вы можете позже пожалеть.
- Помогите ребенку понять чувства, лежащие в основе гнева, и обратитесь к этим чувствам, а не реагируйте на гнев. Однако, чтобы осуществить это, вы должны справляться со своим разочарованием и гневом и не реагировать на них. Вы также должны избегать побуждения возражать и защищать или оправдывать свою позицию. Преимущества заключаются в следующем: а) вы моделируете способность быть в роли наблюдателя за переживаниями и чувствами ребенка, б) вы подтверждаете гнев ребенка как естественную реакцию на его восприятие ситуации, и в) вы сообщая в своей спокойной манере, что это чувство можно терпеть и «пережить».
- Если ваш ребенок возвращается к деструктивному или неприемлемому поведению, когда он расстроен, составьте ЗАРАНЕЕ ВРЕМЯ план того, как вы собираетесь реагировать на это. Вы хотите установить четкие правила приемлемого и неприемлемого поведения, запишите их и опубликуйте, чтобы ваш ребенок мог их увидеть и запомнить. Затем вы хотите сформулировать четкие и точные последствия нарушения правил, записать их и опубликовать, чтобы ваш ребенок мог их увидеть и запомнить. Важнейшими элементами в работе такой системы являются ясность и последовательность.
Помогите ребенку понять, что вызывает чувства
Часть помощи ребенку в понимании его чувств заключается в том, чтобы помочь ему понять, какое событие их вызвало, и помочь ему понять, как он интерпретировал это событие так, как это привело к тому, что он почувствовал он сделал. (Помните, что события сами по себе не имеют значения… наше восприятие или интерпретация их создают значение, на которое мы реагируем.)
Когда ваш ребенок чем-то расстроен или зол, подождите, пока он успокоится настолько, чтобы быть в состоянии чтобы ответить вам и поговорить с вами. Затем спросите: «Что происходило ДО того, как ты расстроился?» или «Что ты делал ДО того, как разозлился?» Помогите ребенку определить, что происходило в те последние несколько мгновений, когда он чувствовал себя хорошо, и повторите ребенку, что он делал в это время и как он себя чувствовал. Затем попросите ребенка прокрутить кассету в очень медленном темпе, чтобы описать, что произошло дальше, в тот момент, когда он почувствовал разочарование/злость/расстроенность. Постарайтесь сосредоточиться на моменте, когда он заметил или столкнулся с чем-то другим. Вы можете спросить: «А потом произошло что-то другое — что-то изменилось совсем немного. Можете ли вы сказать мне, что это было, что изменилось? Можете ли вы описать, что вы видели или слышали, или делали иначе, прямо в тот момент, прежде чем вы отреагировали?»
Затем помогите своему ребенку изучить, какие мысли и реакции мелькали у него в голове, когда он смотрел/переживал новое событие. Обычно это будут внутренние мысли (разговор с самим собой), которые придают смысл событию, и вы хотите, чтобы ваш ребенок начал осознавать эти мысли. Некоторые дети думают о них как о голосах в их головах, которые говорят им, что делать, или, чаще, что они ДОЛЖНЫ или ДОЛЖНЫ делать или кем быть, а также что НЕ ДОЛЖНО быть. Эти внутренние мысли часто приводят к чувствам.
Продолжайте задавать нежные, эмпатические вопросы о том, что это может означать для вашего ребенка, и что он чувствовал в тот момент, прежде чем это переросло в разочарование или гнев. Вы могли бы сказать: «Когда вы услышали этот голос в своем уме, говорящий: «Я не сделаю это правильно, я никогда не решу его», что это значило для вас? Что это говорит о вас?» Как правило, если вы делаете это медленно или достаточно мягко (а это требует практики, так что не ждите чудес с первого раза!), ваш ребенок вернется с чем-то, что выявит более уязвимое чувство. В этом примере это может быть: «Это значит, что я не такой умный, в конце концов. Если я такой умный, все должно получиться легко [обратите внимание на «должен»]. В конце концов, я действительно глуп». (Этот пример не такой уж натяжной… даже дети PG могут задаться вопросом, настолько ли они умны, как думают о них взрослые, и могут сильно сомневаться в себе, смогут ли они и дальше «соответствовать» этому ярлыку. )
Когда ваш ребенок проявляет неуверенность в себе или чувства обиды, унижения или отверженности, которые часто лежат в основе реакций разочарования и гнева, НЕ спешите убеждать его, что «конечно, вы очень умны» или «вы конечно, я люблю тебя так же, как твою младшую сестру», или «конечно, это была просто случайность, что тебя не пригласили». Вот где вы хотите отреагировать полным подтверждением и принятием опыта вашего ребенка, например: «Да, если это заставляет вас чувствовать себя глупо, конечно, вы будете разочарованы. Это ужасное чувство — сомневаться в своих способностях или думать, не разочаруюсь ли я в тебе». Если вы будете делать это неоднократно — помогая ребенку «заморозить» процесс и осознать начало трудных чувств, ваш ребенок начнет более осознанно реагировать на события, которые вызывают трудные чувства. С этим большим осознанием ваш ребенок в конечном итоге сможет сделать более правильный выбор того, как справляться с чувствами, и будет легче их переносить. Ваш ребенок также сможет терпеть более уязвимые внутренние чувства и, следовательно, будет чувствовать меньшую потребность защищать себя или убегать от чувств, действуя из-за разочарования и гнева. Даже если ваш ребенок не приходит к какому-либо ошеломляющему пониманию своих внутренних мыслей и убеждений, просто предлагая возможность проявить любопытство и исследовать их, вы закладываете основу для развития способности к самонаблюдению, которая поможет ему справляться с трудными чувствами. по дороге.
Техника «Остановись, подумай, выбери»
Вы также можете работать с более явным поведенческим процессом, чтобы помочь ребенку выйти из автоматических реакций и неприемлемого поведения. Мне нравится использовать последовательность «Остановись, подумай, выбери» в качестве ключевых слов, которые ребенок может использовать, чтобы приучить себя к более осознанному выбору поведения. Хитрость заключается в том, чтобы развить ассоциацию этой последовательности с началом фрустрации или гнева. Вы будете работать со своим ребенком в спокойное время, чтобы предложить приемлемые способы выражения чувств (я знаю, что многие из вас уже сделали это). Затем помогите ребенку выбрать триггер или определить «переключатель», который информирует ребенка о том, что он начинает достигать своих пределов терпимости. Это может включать в себя то, что ребенок осознает, что он сжимает кулаки или чувствует напряжение в своем теле, способность распознавать и формулировать «Я злюсь» или что-то еще, что поможет ребенку поймать себя в процессе расстраивания. Сначала вам придется помочь ребенку поймать себя, и вы можете сделать это с помощью таких комментариев, как: «Я вижу, что ты начинаешь расстраиваться. Это один из тех случаев, когда вы могли бы использовать свою технику «остановись, подумай, выбери»?» Представление его как выбора дает ребенку возможность узнать, что он может осуществлять контроль над своими реакциями и поведением. Возможно, вам все же придется научить ребенка останавливаться, думать и выбирать, прежде чем ребенок сможет справиться с этим сам.
Разочарование из-за отсутствия контроля
По моему опыту, один из наиболее распространенных источников разочарования одаренных детей связан с их восприятием того, что правила других людей не имеют смысла, нелогичны и вещи, которые другие говорят или делают, не рациональны (и поэтому им не нужно подчиняться). Они верят, что мир должен действовать по ИХ правилам (которые, по их мнению, совершенно логичны), и возмущаются, когда мир им не подчиняется. Их естественное (и, как правило, здоровое) стремление к самоопределению и усилия, направленные на то, чтобы почувствовать контроль над своим миром и установить над ним контроль, часто приводят их к конфликту с «настоящими» правилами. Это может создать глубокое чувство отчаяния и страха, что они никогда не смогут контролировать свой мир. Некоторые дети могут даже чувствовать индивидуальное наказание за то, что им не позволяют контролировать ситуацию, и будут бороться, чтобы защитить свою самооценку и усилия по самоэффективности. Это может объяснить, почему иногда самый незначительный инцидент, который кажется им несправедливым, может вызвать такой сильный стресс. Они реагируют на ощущение, что весь мир кажется им иррациональным, неуправляемым и непредсказуемым. Подумайте, как это было бы страшно!
Один из возможных способов решить эту проблему — найти какое-то занятие или среду, в которой ребенок действительно может устанавливать правила и чувствовать себя под контролем. Это требует от вас, родителя, некоторого творческого мышления, чтобы создать или найти такую среду. По моему опыту, когда ребенок может найти одно место, где он чувствует, что вещи «имеют смысл» и чувствует себя под контролем, тогда большая часть страданий из-за отсутствия контроля в других местах утихает.
Страх оказаться неудачником
Еще один распространенный источник стресса для одаренного ребенка — тот, о котором я упоминал ранее… страх, который может возникнуть у нее, что она на самом деле не так умна, как о ней говорят другие, и что она лишится благодати одаренности, если кто-нибудь когда-нибудь об этом узнает. Поэтому она очень защищает свое представление о себе как о ком-то «умном», но чувствует себя хрупкой, поскольку не верит, что может что-то контролировать. Те из вас, кто знаком с исследованиями Кэрол Дуэк по установкам мышления, узнают, что это установка на данность. У ребенка будет внутренне огромная неуверенность в себе, он будет бояться проблем и будет неохотно сталкиваться с чем-либо, если он не уверен в успехе. Она также может считать, что вы ожидаете от нее только совершенства (дети могут интерпретировать нашу реакцию и поощрение их успехов самым искаженным, крайним образом, иногда… до такой степени, что мы ожидаем от них только высоких достижений). Таким образом, она может быть в ужасе от возможности разочаровать вас и потерять вашу драгоценную любовь. Затем, когда она сталкивается с немного сложной проблемой, весь этот страх и неуверенность в себе могут сработать, и это выливается в приступ гнева или разочарования.
Научите своего ребенка представлять себе точки зрения других
Вот еще один способ, которым вы можете помочь своему ребенку, когда он взрывается из-за предполагаемой несправедливости или не любит следовать правилам, установленным другими. Идея состоит в том, чтобы помочь вашему ребенку осознать, что у других людей разные взгляды на вещи и что их причины что-то делать могут полностью соответствовать их собственным взглядам, даже если они отличаются от его собственных.
Детям младшего возраста особенно трудно осознать, что в сознании других людей могут существовать другие точки зрения. На самом деле способность представить себе другое убеждение, существующее в уме другого человека, — это процесс обучения, часто называемый теорией разума, и обычно он даже не начинает развиваться до трех-четырех лет. Может пройти еще несколько лет, прежде чем способность разовьется до такой степени, что ребенок сможет действительно понимать поведение и реакции другого человека с точки зрения совершенно иных восприятий, существующих в чужом уме. (Некоторые взрослые даже не доходят до этого момента!)
Поскольку это приобретаемый навык, вы можете помочь своему ребенку развить его. Один из способов сделать это — вовлечь его в игры или упражнения, в которых вы просите его представить, что происходит в уме другого человека, когда он был в конфликте с кем-то еще или отказывался делать что-то, о чем его просили. . Вы можете попросить его сначала рассказать историю со своей точки зрения, затем попросить его притвориться, что он другой человек, и снова рассказать историю с другой точки зрения. Поощряйте его объяснять как можно подробнее, каковы, по его мнению, были мотивы другого человека, или что другой человек должен был думать или чувствовать, что заставило его поступить так, как он поступил. Если он спорил с другим человеком, попросите его повторить спор, но аргументировать его с точки зрения другого человека.
Вы можете предложить своему ребенку попытаться представить как можно больше различных мотивов, которые могли быть у другого человека для того, чтобы сделать то, что он сделал. Подойдите к этому как к упражнению мозгового штурма и попросите ребенка проявить творческий подход, какими бы диковинными ни были его ответы. Вы можете помочь, подкинув несколько собственных идей и даже сделав из этого игру, в которой вы по очереди угадываете мотивы и намерения другого человека.
В принципе, любой тип упражнений, который помогает ребенку проявлять любопытство к восприятию и намерениям других и помогает ему принимать различные представления, принесет ему пользу во многих отношениях. Например, если он чувствовал себя обиженным чем-то, что кто-то сделал, вместо того, чтобы предположить, что другой человек, должно быть, имел преднамеренное намерение причинить ему боль, он мог бы увидеть, что другой человек пытался сосредоточиться на задаче и был раздражен. при прерывании. Это может помочь ему воспринимать вещи менее лично в долгосрочной перспективе.