Кто из ученых сформулировал основную задачу психофизики – разработать точную теорию соотношения между психическим и физическим,душой и телом?

разработать точную теорию соотношения между психическим и физическим,душой и телом?

а) Г. Фехнер; б) Г. Гельмгольц; в) Э. Вебер. 11. Кто из ученых обратился к измерению скорости реакции субъекта на воспринимаемые им объекты? а) Г. Фехнер; б) Г. Гельмгольц; в) Ф. Дондерс. 12. Предметом какой области психологического познания стало измерение скорости протекания психических процессов: простейших ассоциаций, ощущений и восприятий? а) психофизики; б) психометрии; в) психофизиологии. 13. Кто из ученых ввел термин «время реакции»? а) Ф. Дондерс; б) 3. Экснер; в) Л. Ланге. 14. Кто из ученых в конце XIX в. исследовал различие между сенсорной и моторной реакциями? а) Ф. Дондерс; б) 3. Экснер; в) Л. Ланге.

ТЕМА 8: «ВЫДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ НАУКУ» 1. В каком году В. Вундт организовал в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии?

а) 1867 г.; б) 1879 г.; в) 1897 г. 2. Предметом и методом экспериментальной психологии стали: а) сознание, эксперимент и интроспекция;

б) структура сознания и наблюдение;

в) функции сознания и интроспекция. 3. Книга, в которой В. Вундт описал опыт психологического истолкования мифа, религии, искусства и других явлений культуры: а) «Лекции о душе человека и животных»;

б) «Основания физиологической психологии»;

в) «Психология народов». 4. Какой термин ввел В. Вундт для обозначения «внутренней силы сознания», которая проявляется в мыслительной активности субъекта? а) психический контраст; б) апперцепция; в) творческий синтез. 5. На какой основе была разработана В. Вундтом трехмерная модель чувств? а) на основе данных сеансов самоанализа; б) на основе экспериментальных данных; в) на основе наблюдения за испытуемыми. 6. Для экспериментального изучения процессов сохранения и воспроизведения выученного материала Г. Эббингауз изобрел особый объект:

а) набор слов; б) бессмысленные слоги; в) набор словосочетаний. 7. Система Э. Титченера, согласно которой психология имеет дело с сознательным , зависимым от индивида опытом: а) культурно-историческая концепция; б) структурализм; в) функционализм. 8. Э. Титченер выделил три категории элементов в структуре сознания: а) ощущение, образ, чувство;

б) ощущение, представление, чувствительность;

в) ощущение, эмоциональный образ, убеждение.

9. Научное направление в психологии, занимающееся проблемами, связанными с ролью психики в адаптации организма к условиям окружающей среды: а) культурно-историческая концепция; б) структурализм; в) функционализм. 10. Кто является автором книги «Наследственный гений» (1869)?

а) Г. Спенсер; б) Ф. Гальтон; в) Р. Вудвортс. 11. Какой термин ввел У. Джеймс, рассматривая сознание как средство приспособления к среде?

а) поток сознания; б) структура сознания; в) элемент сознания. 12. Кто из ученых в 20-х гг. XX в. ввел в формулу «стимул — реакция» переменную — организм? а) Г. Спенсер; б) Ф. Гальтон; в) Р. Вудвортс. 13. Кто из ученых понятие «коэффициент интеллекта» соотносил с «умственным» и хронологическим возрастом человека? а) Г. Спенсер; б) Ф. Гальтон; в) А. Бинэ. 14. Какой термин предложил О. Кюльпе для выявления зависимости процесса решения задачи от возникающего предварительно состояния? а) суггестия; б) установка сознания; в) убеждение. 15. Научная школа, в которой был разработан метод «систематической экспериментальной интроспекции»: а) Вюрцбургская школа психологии; б) Французская школа психологии; в) Немецкая школа структурализма.

Тестовые задания 1. 1. Каково основное отличие французской эмпирической психологии от английского асспианизма?

a) Отсутствует понятие ассоциации. b) Гораздо больше внимания уделяется активности субъекта в процессе восприятия окружающего мира. c) Исследования носят более описательный характер. d) Более механистична. 2. Первым понятие потребности в психологию ввел

a) Ж. Ламетри. b) Э. Кондильяк. c) Д. Локк. d) К.А. Гельвеции. 3. В теории познания Э. Кондильяка душа имеет только одну первичную способность, а все остальные развиваются на ее основе. Какая это способность? a) Мышление. b) Память. c) Восприятие. d) Ощущение. 4. В чем основное отличие теории Э.Б. Кондильяка от теории Дж. Локка? a) Теория Дж. Локка основана на материалистических началах, а Кондильяка на идеалистических. b) Теория Дж. Локка основана на идеалистических началах, а Кондильяка на материалистических. c) Дж.Локк доказывает происхождение содержания сознания из опыта, а Кондильяк делает это по отношению к психическим функциям. d) Дж. Локк делит весь наш опыт в зависимости от происхождения на внутренний и внешний, а в теории Кондильяка весь опыт внешний.

5. Кто из французских материалистов оказал значительное влияние на развитие ассоциативной психологии? a) Ж. Ламетри. b) Ш. Бонне. c) П. Кабанис. d) Д.Дидро. 6. Теория разумного эгоизма Чернышевского во многом была основана« мыслях: a) К. Гельвеция. b) Д.Дидро. c) Э. Кондильяка. d) Ж. Ламетри. 7. Говоря о природосообразном характере воспитания ребенка Ж.Ж.Руссо имел ввиду a) Внешнее подражание природе. b) Воспитание, основанное на принципе следования естественному ходу развития внутренней природы ребенка. c) Воспитание на лоне природы. d) Воспитание призванное активизировать природные процессы развития ребенка.
8.
Кто из французских материалистов выделил внимание как отдельный психический процесс? a) К. Гельвеция. b) Д.Дидро. c) Ж. Ламетри. d) Э. Кондильяка. 9. В своей психологической концепции К.А. Гельвеции рассматривает ум, дарование и добродетель как a) Продукт воспитания и развития врожденных способностей, которые одинаковы у всех здоровых людей. b) Только результат работы человека над собой. c) Прирожденные качества человека, присущие разным людям в разной степени. d) He придерживался ни одной из этих точек зрения. 10. Предметом дискуссии между К.А. Гельвецием и Д.Дидро являлся вопрос a) О происхождении содержания сознания. b) О человеческих способностях и роли в их развитии природных задатков, с одной стороны, и воспитания, с другой. c) О первичности материального и идеального в психике человека. d) О существовании бессознательного в психике человека. 11. Cточки зрения Ж. Ламетри порядок в процесс познания вносит
а) Внимание.Ь) Память. c) Мышление. d) Ощущение. 12. Трактат «Человек-машина» был написан Ж. Ламетри в a) 1747 г. b) 1783 г. c) 1772 г. d) 1758 г. 13. Труд А.К. Гельвеция «Об уме» вышел в свет в a) 1772 г. b) 1783 г. c) 1758 г. d) 1808 г. 14 . Шоте Бонне написал свою работу «Опыт психологии» в a) 1783 г. b) 1797 г. c) 1715 г. d) 1754 г.

Тестовые задания 2. 1. Скорость прохождения нервного импульса впервые была измерена a) Г. Гельмгольцем. b) Э. Вебером. c) Г.Т. Фехнером. d) Ф. Гальюном. 2. Из перечисленных разработок, оказавших большое влияние на дальнейшее развитие психологии, отметьте то, которое не принадлежит Г. Гельмгольиу. a) Определение скорости прохождения нервного импульса. b) Наличие двухточечного порога тактильных ощущений. c) Теория бессознательных умозаключений. d) Учение о слуховых ощущениях.

3. Г.Фехнер определял психофизику как a) Область знаний, изучающую соотношение физиологии и психики и для работы в этой области создал экспериментальные методы. b) Область знаний, изучающую соотношение между физическим и психическим мирами. c) Совокупность внутренней (соотношение физиологии и психики) и внешней (соотношение физического и психического) психофизики. Разработал внешнюю. d) Область знаний, изучающую время реакции человека на внешний раздражитель. 4. Для проведения психофизических измерений Фехнер разработал тр. метода. Отметьте лишнее:

a) Метод едва заметных различий. b) Метод средних ошибок. c) Метод удаления. d) Метод постоянных раздражителей.

studfiles.net

разработать точную теорию соотношения между психическим и физическим,душой и телом?

а) Г. Фехнер; б) Г. Гельмгольц; в) Э. Вебер. 11. Кто из ученых обратился к измерению скорости реакции субъекта на воспринимаемые им объекты? а) Г. Фехнер; б) Г. Гельмгольц; в) Ф. Дондерс. 12. Предметом какой области психологического познания стало измерение скорости протекания психических процессов: простейших ассоциаций, ощущений и восприятий? а) психофизики; б) психометрии; в) психофизиологии. 13. Кто из ученых ввел термин «время реакции»? а) Ф. Дондерс; б) 3. Экснер; в) Л. Ланге. 14. Кто из ученых в конце XIX в. исследовал различие между сенсорной и моторной реакциями? а) Ф. Дондерс; б) 3. Экснер; в) Л. Ланге.

ТЕМА 8: «ВЫДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ НАУКУ» 1. В каком году В. Вундт организовал в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии?

а) 1867 г.; б) 1879 г.; в) 1897 г. 2. Предметом и методом экспериментальной психологии стали: а) сознание, эксперимент и интроспекция;

б) структура сознания и наблюдение;

в) функции сознания и интроспекция. 3. Книга, в которой В. Вундт описал опыт психологического истолкования мифа, религии, искусства и других явлений культуры: а) «Лекции о душе человека и животных»;

б) «Основания физиологической психологии»;

в) «Психология народов». 4. Какой термин ввел В. Вундт для обозначения «внутренней силы сознания», которая проявляется в мыслительной активности субъекта? а) психический контраст; б) апперцепция; в) творческий синтез. 5. На какой основе была разработана В. Вундтом трехмерная модель чувств? а) на основе данных сеансов самоанализа; б) на основе экспериментальных данных; в) на основе наблюдения за испытуемыми.

6. Для экспериментального изучения процессов сохранения и воспроизведения выученного материала Г. Эббингауз изобрел особый объект: а) набор слов; б) бессмысленные слоги; в) набор словосочетаний. 7. Система Э. Титченера, согласно которой психология имеет дело с сознательным , зависимым от индивида опытом: а) культурно-историческая концепция; б) структурализм; в) функционализм. 8. Э. Титченер выделил три категории элементов в структуре сознания: а) ощущение, образ, чувство;

б) ощущение, представление, чувствительность;

в) ощущение, эмоциональный образ, убеждение.

9. Научное направление в психологии, занимающееся проблемами, связанными с ролью психики в адаптации организма к условиям окружающей среды: а) культурно-историческая концепция; б) структурализм; в) функционализм. 10. Кто является автором книги «Наследственный гений» (1869)?

а) Г. Спенсер; б) Ф. Гальтон; в) Р. Вудвортс. 11. Какой термин ввел У. Джеймс, рассматривая сознание как средство приспособления к среде? а) поток сознания; б) структура сознания; в) элемент сознания. 12. Кто из ученых в 20-х гг. XX в. ввел в формулу «стимул — реакция» переменную — организм? а) Г. Спенсер; б) Ф. Гальтон; в) Р. Вудвортс. 13. Кто из ученых понятие «коэффициент интеллекта» соотносил с «умственным» и хронологическим возрастом человека? а) Г. Спенсер; б) Ф. Гальтон; в) А. Бинэ. 14. Какой термин предложил О. Кюльпе для выявления зависимости процесса решения задачи от возникающего предварительно состояния? а) суггестия; б) установка сознания; в) убеждение. 15. Научная школа, в которой был разработан метод «систематической экспериментальной интроспекции»: а) Вюрцбургская школа психологии; б) Французская школа психологии; в) Немецкая школа структурализма.

Тестовые задания 1. 1. Каково основное отличие французской эмпирической психологии от английского асспианизма? a) Отсутствует понятие ассоциации. b) Гораздо больше внимания уделяется активности субъекта в процессе восприятия окружающего мира. c) Исследования носят более описательный характер. d) Более механистична. 2. Первым понятие потребности в психологию ввел

a) Ж. Ламетри. b) Э. Кондильяк. c) Д. Локк. d) К.А. Гельвеции. 3. В теории познания Э. Кондильяка душа имеет только одну первичную способность, а все остальные развиваются на ее основе. Какая это способность? a) Мышление. b) Память. c) Восприятие. d) Ощущение. 4. В чем основное отличие теории Э.Б. Кондильяка от теории Дж. Локка? a) Теория Дж. Локка основана на материалистических началах, а Кондильяка на идеалистических. b) Теория Дж. Локка основана на идеалистических началах, а Кондильяка на материалистических. c) Дж.Локк доказывает происхождение содержания сознания из опыта, а Кондильяк делает это по отношению к психическим функциям. d) Дж. Локк делит весь наш опыт в зависимости от происхождения на внутренний и внешний, а в теории Кондильяка весь опыт внешний. 5. Кто из французских материалистов оказал значительное влияние на развитие ассоциативной психологии? a) Ж. Ламетри. b) Ш. Бонне. c) П. Кабанис. d) Д.Дидро. 6. Теория разумного эгоизма Чернышевского во многом была основана« мыслях: a) К. Гельвеция. b) Д.Дидро. c) Э. Кондильяка. d) Ж. Ламетри. 7. Говоря о природосообразном характере воспитания ребенка Ж.Ж.Руссо имел ввиду a) Внешнее подражание природе. b) Воспитание, основанное на принципе следования естественному ходу развития внутренней природы ребенка. c) Воспитание на лоне природы. d) Воспитание призванное активизировать природные процессы развития ребенка. 8. Кто из французских материалистов выделил внимание как отдельный психический процесс? a) К. Гельвеция. b) Д.Дидро. c) Ж. Ламетри. d) Э. Кондильяка. 9. В своей психологической концепции К.А. Гельвеции рассматривает ум, дарование и добродетель как a) Продукт воспитания и развития врожденных способностей, которые одинаковы у всех здоровых людей. b) Только результат работы человека над собой. c) Прирожденные качества человека, присущие разным людям в разной степени. d) He придерживался ни одной из этих точек зрения. 10. Предметом дискуссии между К.А. Гельвецием и Д.Дидро являлся вопрос a) О происхождении содержания сознания. b) О человеческих способностях и роли в их развитии природных задатков, с одной стороны, и воспитания, с другой. c) О первичности материального и идеального в психике человека. d) О существовании бессознательного в психике человека. 11. Cточки зрения Ж. Ламетри порядок в процесс познания вносит а) Внимание.Ь) Память. c) Мышление. d) Ощущение. 12. Трактат «Человек-машина» был написан Ж. Ламетри в a) 1747 г. b) 1783 г. c) 1772 г. d) 1758 г. 13. Труд А.К. Гельвеция «Об уме» вышел в свет в a) 1772 г. b) 1783 г. c) 1758 г. d) 1808 г. 14 . Шоте Бонне написал свою работу «Опыт психологии» в a) 1783 г. b) 1797 г. c) 1715 г. d) 1754 г.

Тестовые задания 2. 1. Скорость прохождения нервного импульса впервые была измерена a) Г. Гельмгольцем. b) Э. Вебером. c) Г.Т. Фехнером. d) Ф. Гальюном. 2. Из перечисленных разработок, оказавших большое влияние на дальнейшее развитие психологии, отметьте то, которое не принадлежит Г. Гельмгольиу. a) Определение скорости прохождения нервного импульса. b) Наличие двухточечного порога тактильных ощущений. c) Теория бессознательных умозаключений. d) Учение о слуховых ощущениях. 3. Г.Фехнер определял психофизику как a) Область знаний, изучающую соотношение физиологии и психики и для работы в этой области создал экспериментальные методы. b) Область знаний, изучающую соотношение между физическим и психическим мирами. c) Совокупность внутренней (соотношение физиологии и психики) и внешней (соотношение физического и психического) психофизики. Разработал внешнюю. d) Область знаний, изучающую время реакции человека на внешний раздражитель. 4. Для проведения психофизических измерений Фехнер разработал тр. метода. Отметьте лишнее:

a) Метод едва заметных различий. b) Метод средних ошибок. c) Метод удаления. d) Метод постоянных раздражителей.

studfiles.net

23. Возникновение психофизики, психометрии, психофизиологии.

важнейшим источником, на базе которого формировалась экспериментальная психология, явилась психофизика. Фехнер (1801—1887) в работе «Элементы психофизики» (T86D) сформулировал основную задачу психофизики: разработать точную теорию соотношения между физическим и психическим мирами, а также между душой и телом. Соответственно он различал две психофизики: внутреннюю (она должна разрешить вопрос о соотношении между душой и телом, между психическим и физиологическим) и внешнюю (ее задача — соотношение между психическим и физическим). Фехнер разработал только внешнюю психофизику.

Для работы в этой области Фехнер создал экспериментальные методы. Он сформулировал основной психофизический закон. Все это составило новую самостоятельную область знания — психофизику. Целью Фехне-ра было измерение ощущений. Фехнер принял допущение, что все едва заметные разницы в ощущениях равны между собой, если равны приросты между раздражителями, которые происходят в геометрической прогрессии.

Для психофизических измерений Фехнер разработал три метода: метод едва заметных различий, метод средних ошибок и метод постоянных раздражителей, или метод истинных и ложных случаев. Эти классические методы измерения используются до настоящего времени.

психометрия. Ее предметом является измерение скорости протекания психических процессов: ощущений и восприятий, простейших ассоциаций.

Началось измерение времени личного уравнения. Оказалось, что даже у одного человека оно может быть различным. Выяснилось, что одним из условий, существенно влияющим на это время, является то обстоятельство, ожидается или не ожидается сигнал. Большой толчок для исследований в этой области был дан изобретением тоже астрономами специального аппарата для измерения времени реакции — хроноскопа.

Настоящее развитие психометрия получила в исследованиях голландского физиолога Ф. Дондерса.

Дондерс (1818—1889) изобрел методику исследования времени сложных психических процессов (1869). Сначала измерялось время простой реакции, т. е. время, протекающее с момента появления какого-нибудь простого слухового или зрительного раздражителя до момента ответного на него движения. Потом задание усложнялось и получало форму реакций выбора, реакций различения.

Измерялось время этих более сложных реакций. Затем из времени сложных реакций вычиталось время, затрачиваемое на простую реакцию, остаток приписывался тому психическому процессу, который требуется для операции выбора, различения или решения других задач.

В настоящее время работа Дондерса получила новое прочтение в рамках когнитивной психологии в связи с проблемой нахождения экспертного критерия для суждения об уровневой организации психики. В 1969 г. она была переиздана.

Большой вклад в психометрию внес австрийский физиолог 3. Экснер. Ему принадлежит термин «время реакции». Немецкий физиолог Л. Ланге произвел различение сенсорной и моторной реакций и показал, что в зависимости от того, настроен ли испытуемый на сенсорную сторону процесса или он имеет установку на его моторный аспект, время реакции существенно менялось. С этого времени начинается исследование установки.

Исследования количественных аспектов психических процессов открывали возможность объективного подхода к психическим явлениям. В этом заключается принципиальное значение работ в области психофизики и психометрии. Их результаты способствовали материалистическому пониманию психики. Сама постановка вопроса о протекании психических процессов во времени встретила резкую критику со стороны идеалистов.

24. В. Вундт, программа развития психологии.

В.Вундт – ассистент Гельмгольца. Вначале работал в рамках философии. В 1879 открывает лабораторию «экспериментальной психологии».

Основные положения его концепции: Основное внимание уделял сознанию – предмет психологии. Рассматривал сознание с точки зрения его структуры. Выделял 2 уровня сознания:

· Низший состоит из первоэлементов, мельчайших единиц, первоощущений и элементарное рациональное чувствование – «строительные кирпичики» более сложных систем. Важнейшая задача – систематизация этих первоэлементов (подобно системе Менделеева)

· Первоэлементы по закону ассоциаций соединяются в более сложные. Этим процессом управляет апперцепция, носит волевой характер, определяет движение соединения первоэлементов. (память, мышление) ? 2 части психологии:

— физиологическая психология – первоэлементы сознания. Основной метод – эксперимент.

— Психология народов – высшие психические проявления.

Предмет психологии – непосредственный опыт, неопосредованный не физиологическими процессами, не внешними объектами. Основной метод психологии – интроспекция. Объективный контроль методами психофизиологии: измерение порогов чувствительности, времени реакции, метод свободных ассоциаций – средства уточнения данных интроспекции. Экспериментатор проводит эксперимент на самом себе, для того чтоб интроспекция была аналитичной. Интроспективный отчет должен содержать только данные об ощущения, без предметной соотнесенности.

3 составляющих эмоций:

1. из компонента интенсивности

2. из компонента активности

3. из оценочного компонента

Идеи Вундта легли в основу структурализма. 1881 – институт экспериментальной психологии.

Задачи же, стоящие перед психологией, он видел в том, чтобы: а) выделить путем анализа исходные элементы; б) установить характер связи между ними и в) найти законы этой связи.

25. Интенциональная психология Ф. Брентано.

Практически одновременно с положениями Вундта идея о том, что каждый психический акт имеет определенную направленность (интенцию) на объекты внешнего мира, была высказана австрийским ученым Ф.Брентано (1838-1917).

Главной для новой психологии он считал проблему сознания, необходимость определить, чем отличается сознание от всех других явлений бытия. Только ответив на этот вопрос, подчеркивал Брентано, можно определить область психологии. Отвергая подход Вундта к определению содержания сознания, он утверждал, что позиция Вундта игнорирует активность сознания, его постоянную направленность на объект. Для обозначения этого непременного признака сознания Брентано предложил термин интенция. Она изначально присуща каждому психическому явлению и благодаря этому позволяет отграничить психические явления от физических.

Интенция — это не просто активность. В ней совместно с актом сознания всегда существует какой-либо объект. В психологии используется, в частности, слово «представление», под ним понимается восстановление в памяти отпечатков виденного или слышанного. Согласно же Брентано, следует говорить не о представлении, а о «представливании». т. е. о специальной духовной деятельности, благодаря которой осознается прежний образ. Это же относится и к другим психическим феноменам. Говоря, допустим, о восприятии, забывают, что в этом случае не просто происходит «всплывание» чувственного образа, а совершается акт «воспринимания» этого содержания. Следует решительно разграничить акт и содержание, не смешивать их, и тогда станет совершенно ясно, что психология является наукой об актах сознания. Никакая другая наука, кроме нее, изучением особых интенциональных актов не занимается.

Описав и классифицировав формы этих актов, Брентано пришел к выводу о том, что существуют три основные формы: акты «представливания» чего-либо, акты суждения о чем-либо как истинном или ложном и акты эмоциональной оценки чего-либо в качестве желаемого или отвергаемого. Вне акта объект не существует, но и акт, в свою очередь, возникает только при направленности на объект. Когда человек слышит слово, его сознание устремляется сквозь звуковую, материальную оболочку к предмету, о котором идет речь. Понимание значения слова есть акт, и потому это психический феномен. Он разрушается, если рассматривать порознь акустический раздражитель (звук) и обозначаемую им физическую вещь. Раздражитель и вещь сами по себе к области психологии не относятся.

Считая, что при обычном самонаблюдении, так же как и при использовании тех видов эксперимента, которые предложил Вундт, можно изучить лишь результат, но не сам психический акт, Брентано решительно отвергал принятую в лабораториях экспериментальной психологии процедуру анализа, считая, что она извращает реальные психические процессы и феномены, которые следует изучать путем тщательного внутреннего наблюдения за их естественным течением. Скептически относился он и к возможности объективного наблюдения, лишь ограниченно допуская этот метод в психологию, так как безусловно очевидными считал только психические феномены, данные во внутреннем опыте. Он подчеркивал, что знание о внешнем мире носит вероятный характер.

studfiles.net

Предмет и задачи психофизики — КиберПедия

Психофизическая проблематика традиционно является состав­ной частью курса «Ощущения и восприятия», поскольку непо­средственно связана с измерением ощущений человека. Как об­ласть научного знания психофизика была основана немецким уче­ным Густавом Фехнером (С.Т.Гескпег, 1801 — 1887), который в своем фундаментальном труде «Элементы психофизики» не толь­ко поставил задачу измерения психических явлений, но и, решая ее, разработал используемые до сих пор психофизические методы


и сформулировал основной психофизический закон. Г.Т.Фехнер определил психофизи­ку как точную науку о функциональных отношениях души и тела, или, в самом общем виде, физического и психологичес­кого миров [150].

Понимаемая в узком смысле, психофи­зика изучает соотношение между величи­нами физических раздражителей (стиму­лов) и интенсивностью вызываемых ими ощущений. Традиционно выделяются два раздела психофизики: проблемы, связан­ные с измерением сенсорной чувствитель­ности (Психофизика I), и проблемы по­строения психофизических шкал, или психологическое шкалирование (Психофизика II). Фактически традиционные психофизические исследования укладываются в известную формулу: К =Д8), где К обозначает ответную реакцию наблюдателя, как правило, словесную (частота ответа) или мо­торную (скорость ответа), а 5 — физическую величину стимула. В более широком смысле современная психофизика занимает­ся методологией психологических измерений в целом. Такой вы­ход за пределы классической психофизической проблематики обус­ловлен двумя причинами. Во-первых, в современной психологии используются преимущественно не простые (физически одномер­ные) стимулы, описываемые каким-либо одним физическим пара­метром (например, для ощущения тяжести — это вес поднимае­мого предмета), а сложные (многомерные) стимулы, качества которых невозможно описать через набор определенных физиче­ских параметров (например, задача оценки предпочтения формы предмета в принципе не предполагает выделение какого-либо физического параметра стимула). Во-вторых, для психофизиче­ской оценки воздействия стимулов используются не только про­извольные вербальные ответы человека, характеризующие его осоз­нанный опыт, но также моторные реакции и разнообразные про­извольно неконтролируемые физиологические реакции. В отличие от психофизиологии психофизика, как правило, абстрагируется от тех физиологических механизмов, которые обеспечивают по­рождение наших ощущений и суждений.



В исторической перспективе можно выделить классическую (фехнеровскую) и современную (начиная с 1940-х гг.) психофи­зику. Общий предмет психофизических исследований менялся незначительно — это пороговые и надпороговые измерения ин­тенсивности ощущений, а также процедуры психологического шкалирования. Предметом современной психофизики является широкий круг психологических измерений, а ее задачами явля-

ются разработка и применение методов психологических измере­ний, отнюдь не ограниченных спецификой сенсорных процессов. Проблемы классической сенсорной психофизики все больше со­прикасаются с проблемами психофизиологии, поскольку появ­ляются новые методы исследования, приходящие из нейронауки, которые позволяют, перефразируя Г. Фехнера, соотносить «внеш­нюю» и «внутреннюю» психофизику, или физические, физиоло­гические и психологические миры.

Психофизика I: измерение сенсорной чувствительности и пороговые проблемы

Пороги и пороговая проблема

Одна из важных психофизических задач — изучение предель­ных сенсорных способностей человека, или чувствительности его органов чувств. В классической психофизике абсолютный порог {КЬХ) — это та минимальная величина раздражителя, которая вызывает едва заметное ощущение. Например, минимальное дав­ление на кожу руки, которое ощущается как прикосновение. Ве­личина абсолютного порога является мерой нижнего предела сен­сорной чувствительности и характеризует способность человека ощущать сигналы очень низкой интенсивности. Таким образом, понятие сенсорной чувствительности определяется как величина, обратная абсолютному порогу: чем выше порог, тем ниже чув­ствительность, и наоборот. Наши органы чувств обладают очень высокой чувствительностью, сравнимой с чувствительностью са­мых современных измерительных приборов. Например, абсолют­ную световую чувствительность характеризует следующий показа­тель: в ясную и темную ночь мы способны увидеть пламя свечи на расстоянии более 40 км. Мы начинаем ощущать горечь хинина, если всего несколько сотых миллиграмма этого вещества раство­рить в литре воды.



Разностный, или дифференциальный, порог (йЬ2)— это мини­мальное различие между двумя раздражителями в интенсивности некоторого физического параметра, которое вызывает едва замет­ное различие ощущений. Разностный порог характеризует предель­ную различительную способность человека, или его различитель­ную чувствительность. Она различна для разных сенсорных мо­дальностей, изменяясь от 1 — 2 % — для зрения до 10 —20 % — для обоняния. В современной психофизике чаще говорят не об абсо­лютном или разностном порогах, а о решении пороговых задач по обнаружению или различению сенсорных сигналов.

1 Сокращение КЬ от нем. Аек Ытеп — порог раздражения.

2 Сокращение йЬ от нем. й^егет Ытеп — порог различения.

Диапазон ощущаемых стимулов имеет и свой верхний предел — верхний, или терминальный абсолютный, порог. Это максимально до­пустимая величина раздражителя, при которой он еще ощущает­ся как стимул определенной модальности, при ее превышении ощущение данной модальности переходит в ощущение другой модальности — тактильное, болевое. Например, воздействие ко­роткого звука высокой интенсивности (120—125 дБ) ощущается не как звук, а как болезненный укол в барабанную перепонку, вспышка слепящей яркости воспринимается как боль в глазах. При предельно высоких интенсивностях раздражителя происходит раз­рушение рецепторного аппарата органов чувств. Для слуха — это звук свыше 125—130 дБ (УЗД)1. Диапазон нормальной чувстви­тельности наших органов чувств огромен, например самый тихий и самый громкий звук, воспринимаемый человеком, отличается по уровню звукового давления на барабанную перепонку более чем в 10 миллионов раз.

Подходы к измерению сенсорной чувствительности, разрабо­танные как в рамках классической, так и современной психофи­зики, связаны с разными представлениями о том, что такое сен­сорный порог. Классическое представление о пороге, идущее от Иоганна ГербартаЦ.СегЬаПк, 1776—1841) и Г.Фехнера, как гра­нице, разделяющей ощущаемые и неощущаемые раздражители, отражает фундаментальный принцип работы органов чувств. Аб­солютный порог — это нулевая точка, точка разрыва на сенсор­ной шкале. В ряде современных психофизических подходов поро­говый принцип работы сенсорных систем отрицается, а формули­руется иной, вероятностный, принцип. Эти идеи, восходящие к критическим замечаниям в адрес Г.Фехнера со стороны совре­менника и оппонента Г. Мюллера, сводятся к следующей мысли: наши ощущения — непрерывны, на сенсорном континууме нет разрыва в виде пороговой точки, поэтому любой, даже очень сла­бый, стимул может с некоторой вероятностью вызвать осознан­ное ощущение. В современных психофизических теориях представ­лены оба этих подхода [10; 72]. Из этих двух подходов следуют различные теоретические представления о дискретности — непре­рывности сенсорного ряда (разрываются ли наши ощущения по­роговой точкой на осознаваемые и неосознаваемые или нет?) и их воплощение в разработанных в рамках каждого подхода психо­физических методах. Мы рассмотрим классические фехнеровские методы измерения порога (они основаны на идее дискретности) и методы современной психофизики, разработанные в рамках пси­хофизической теории обнаружения сигнала (они основаны на идее непрерывности).

1 Интенсивность звука измеряется в уровнях звукового давления (УЗД) по логарифмической шкале децибел (дБ), где нулевому уровню соответствует сред­нее значение абсолютного порога для звука частотой 1 000 Гц.

В упомянутом выше труде Г.Фехнера были предложены три метода измерения абсолютного и разностного порогов, которые получили название классических психофизических методов. Изме­рение порогов не было самоцелью, а служило средством решения более глобальной задачи — построения конкретной психофизи­ческой зависимости, или шкалы, отражающей соотношение души и тела. Согласно Г. Фехнеру, через абсолютный порог на этой шкале задается начальная или нулевая точка, а через разностный порог вводится единица измерения на ней.

Характерной чертой трех классических пороговых методов, от­личающих их от методов современной психофизики, является то, что в них особое внимание уделяется стимульным переменным и недостаточно учитываются влияния самого субъекта или так на­зываемые несенсорные факторы, которые практически всегда включены в процедуру психологических измерений. Те статисти­ческие показатели, которые приняты в этих методах в качестве пороговых мер, на самом деле являются, строго говоря, мерами исполнения сенсорной задачи, так как определяются не только уровнем чувствительности испытуемого, но и теми несенсорны­ми факторами, которые управляют выбором его ответа (напри­мер: ожидание появления стимула, предрасположенность к опре­деленному типу ответа и др.). Несмотря на это, такие качества пороговых методов, как простота, меньшие затраты времени на измерение, а также удобство выражения пороговых мер в физи­ческих единицах, обеспечивают этим методам широкое примене­ние в современной исследовательской практике.

Метод минимальных изменений

Данный метод выражает собой прямой, непосредственный подход к психологическим измерениям, поскольку дает знание величины порога в ходе самого измерения. В процедуре этого ме­тода наиболее ярко отразилось понимание порога как барьера, разделяющего стимульный ряд на два класса ощущаемых и не-ощущаемых стимулов, или их разностей.

Процедура определения абсолютного порога (КЬ) следующая. Каждая проба начинается сигналом «Внимание», после которого с небольшим интервалом предъявляется стимул, например: пят­но света при определении абсолютной световой чувствительности в полной темноте или очень слабый звук при определении абсо­лютной слуховой чувствительности. Как правило, испытуемому разрешается только две категории ответов («да», «нет», «вижу», «не вижу», «слышу», «не слышу»). Испытуемый отвечает — его ответ регистрируется. Предъявление стимулов осуществляется ни­сходящими и восходящими рядами — это принципиальное отличие данного метода от других. В первом случае степень выраженности

определенного параметра стимула, чувствительность к которому измеряется, постепенно уменьшается от максимума до миниму­ма, во втором — наоборот. Обычно измерение абсолютного поро­га начинается с нисходящего ряда стимулов, т.е. с отчетливо вос­принимаемого стимула, изменяемый параметр которого с каж­дым шагом последовательно уменьшается. За порог в этом ряду принимается значение стимула, находящегося в середине меж-стимульного интервала, между тем стимулом, который еще вос­принимается, и тем, который впервые не воспринимается, т.е. середина того интервала, в котором произошла первая смена ка­тегории ответа испытуемого. В нисходящем ряду определяется по­рог исчезновения ощущения — Ь1, в восходящем — порог появ­ления — ХТ. Надежность определения абсолютного порога обеспе­чивается предъявлением нескольких восходящих и нисходящих рядов, обычно от 10 до 50. Из этого следует, что мера порога рассчитывается как величина статистическая. За абсолютный по­рог принимается среднее арифметическое всех найденных в тече­ние опыта порогов появления и исчезновения:

1 ^
КЬ = —УЦ, (1)

где КЬ — средний абсолютный порог; Ц — значение единичного порога в каждом стимульном ряду, как в восходящем, так и в нисходящем; ТУ — общее число рядов.

Процедура измерения разностного порога (йЬ) мало отличает­ся от процедуры определения абсолютного порога. Единственное изменение состоит в том, что одновременно с переменным сти­мулом испытуемому предъявляется эталон, или стандартный сти­мул, — 55„ который задает ту величину исходного раздражителя, относительно которого определяется величина разностного поро­га. Поскольку ощущения разности различия стимулов у испытуе­мого могут быть различны, испытуемому, как правило, разреша­ют давать три категории ответов («больше», «меньше», «равно» или «сомневаюсь»). За порог принимается значение стимула, со­ответствующее середине межстимульного интервала, где впервые произошла смена категории ответа: от «больше» к «равно» и от «равно» к «меньше» в нисходящем ряду, а в восходящем ряду от ответа «меньше» к ответу «равно» и от ответа «равно» к ответу «больше». Таким образом, при измерении разностного порога определяются четыре значения порога (по два в каждом ряду). Это верхний порог Ьив восходящем и нисходящем рядах (2,Д и Ьн1) и нижний порог Ь{в восходящем и нисходящем рядах (Х/Г и Ь^). Таким образом, в каждом ряду мы находим две пороговые точки: верхний и нижний разностные пороги. На рис. 25 они помечены точ­ками в каждом ряду. Этот рисунок иллюстрирует правило уста-

+

 

 

 

 

 

 

+ =   ^    
Ьы + =   ш  
II II ‘ II II   $-Р5Е
.V, ^ — — -   1*СЕ
•—   Ц   В1

Ьц —

Рис. 25. Нахождение пороговых показателей методом минимальных изме­нений. Ситуация измерения разностного порога

новления пороговой точки в нисходящих и восходящих рядах на основании ответов испытуемого.

При обработке полученных данных сначала находят значения верхнего разностного порога путем усреднения всех верхних по­рогов и), в каком бы ряду они не стояли, и аналогичным обра­зом — нижнего разностного порога (Ц). Верхний и нижний поро­ги ограничивают интервал неопределенности — Я/(от англ. 1п1егуа1 о/ШсеПтп1у)9т.е. ту зону стимульного ряда, где преобладают от­веты равенства. Иначе говоря, интервал неопределенности — это та зона стимулов, которая сверху ограничена стимулом, который в среднем едва заметно отличается от эталонного как больший, а снизу — тем стимулом, который в среднем едва заметно отлича­ется от эталонного как меньший. Понятно поэтому, что Шсодер­жит два едва заметных различия, т.е. равен двум ЬЬ\

т^ц-ц,

(2)

 

2 2

(3)

Стимул, находящийся в средней точке интервала неопреде­ленности, всегда оценивается как равный эталону, т.е. является субъективным эквивалентом эталона и потому получил название тонки субъективного равенства Р5Е (от англ. «Рот! оГ ЗиЪдес!: ЕяиаШу»):

р8Е=Ьи±]±

(4)

Ш, как правило, несимметричен, поэтому довольно часто Р8Е не совпадает со значением эталона. Степень несовпадения эталона Р8Е характеризуется так называемой константной ошибкой СЕ (от

англ. «Соп81ап1: Еггог»), которая определяется следующим равен­ством:

СЕ = Р8Е-8(5)

Если константная ошибка больше нуля, то эталон переоцени­вается, если она меньше нуля, то эталон недооценивается. Таким образом, СЕ характеризует величину и направление смещения зоны субъективного равенства относительно объективного равен­ства. Соотношение этих основных психофизических понятий, ко­торые используются и в других методах, также иллюстрируется на рис. 25.

Современный вариант этого порогового метода, предложен­ный Т. Корнсвитом, получил название метода «лестницы». Он пред­полагает использование двух вариантов ответов. Суть его состоит в том, что как только происходит смена категории ответа, допу­стим смена ответа «слышу» на ответ «не слышу», так сразу же происходит смена направления изменения стимула, т.е. переход от нисходящего ряда к восходящему до следующей смены катего­рии ответа. Этот вариант метода относится к так называемым адап­тивным методам пороговых измерений и, как правило, реализу­ется с помощью компьютера, который отслеживает ответы испы­туемого и соответствующим образом регулирует изменение сти-

 

Стимул                                      
+                                    
  +                                  
    +                                
      +                              
        +       +                    
          +                          
            +     +   +   -   +     +
                                  -  
              -       +            
                                     

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Номер пробы

Рис. 26. Запись ответов испытуемого при изменении интенсивности сти­муляции в опыте по измерению абсолютного порога методом «лестни­ца». При ответах <+> («да») интенсивность стимула уменьшается, при ответах <-> («нет») — увеличивается. В итоге значение абсолютного по­рога соответствует стимулу 4

муляции. В таких методах процедура тестирования строится таким образом, что предъявление стимулов подстраивается (адаптиру­ется) под ответы испытуемого, и изменение стимуляции проис­ходит в достаточно узком околопороговом диапазоне (рис. 26). Достоинством подобных процедур является их экономичность.

Метод «лестницы» очень похож на метод «слежения Бекеши», реализованный в так называемом аудиометре Бекеши и использу­емый во многих странах для клинических измерений абсолютной слуховой чувствительности. Метод «слежения» нередко использу­ют для исследования сенсорной чувствительности у животных, обучая их нажимать на специальную клавишу или педаль, когда они начинают чувствовать целевой стимул.

Метод средней ошибки

Метод средней ошибки (это его оригинальное название, данное самим Г. Фехнером) также имеет название метода установки, или метода подравнивания. Этот метод отличается от других пороговых методов важной процедурной особенностью — испытуемый сам регулирует величину изменяемого параметра стимула. Он часто применяется в исследованиях восприятия, поскольку эта доволь­но естественная процедура позволяет определить субъективный эквивалент некого эталонного стимула непосредственно в ходе процедуры измерения. Общепризнанно, что метод средней ошиб­ки дает наиболее низкие значения порога по сравнению с други­ми методами. Это объясняется, по-видимому, возможностью ре­гулировки самим испытуемым стимуляции и связанным с этим привлечением других источников информации (кинестезии) для решения стоящей перед ним сенсорной задачи, а также большим, как правило, временем действия стимула, а следовательно, воз­можностью более полного извлечения информации из стимуля­ции.

Г. Фехнером этот метод предназначался преимущественно для измерения дифференциальной чувствительности. Для этого испы­туемому предъявляется одновременно два стимула, эталон — 55, и переменный 8, величину которого может плавно изменять сам испытуемый. Задача испытуемого состоит в подравнивании вели­чины переменного стимула к эталону (то от большего, чем эта­лон, значения, то от меньшего, чем эталон), никаких ограниче­ний на свободу движений при регулировке стимула в процессе подравнивания не вводится.

В качестве статистической меры для оценки работы испытуе­мого в методе средней ошибки чаще всего используется среднее арифметическое нескольких подравниваний. По смыслу введен­ных выше понятий этот показатель является точкой субъективно­го равенства (Р8Е) или субъективным эквивалентом эталона. Для

оценки разностного порога используется величина отстояния Р8Е от эталона, или, что то же самое, величина константной ошибки:

В1 = 55, — Р8Е. (6)

Многие авторы указывают на то, что величина стандартного от­клонения произведенных подравниваний (а) также может служить надежной мерой различительной чувствительности испытуемого.

При измерении абсолютного порога^ испытуемый регулирует величину стимула, первоначально вызвавшего отчетливое ощу­щение, до тех пор, пока не установит такое его значение, при котором он впервые утрачивает ощущение воздействия стимула. Как правило, экспериментатор предлагает испытуемому попере­менно осуществлять подравнивания, начиная то со стимула явно подпорогового уровня, то надпорогового. Если установка начина­ется с явно неощущаемой величины стимула, то испытуемый дол­жен найти его значение, при котором ощущение впервые появ­ляется. При подравнивании от надпорогового стимула испытуе­мый воспроизводит величину стимула, при котором ощущение впервые исчезает. Итоговая величина абсолютного порога оцени­вается путем усреднения всех установок, выполненных испытуе­мым. Обычно для этого используется среднее арифметическое.

cyberpedia.su

2. Возникновение психофизики и психометрии. Работы г. Фехнера и Дондерса

Психофизика – один из важнейших источников, на базе которого формировалась экспериментальная психология.

Фехнерв работе «Элементы психофизики» сформулировал основную задачу психофизики: разработать точную теорию соотношения между физическим и психическим мирами, а также между душой и телом. Соответственно он различал две психофизики: внутреннюю (она должна разрешить вопрос о соотношении между душой и телом, между психическим и физиологическим) и внешнюю (ее задача — соотношение между психическим и физическим). Фехнер разработал только внешнюю психофизику.

Для работы в этой области Фехнер создал экспериментальные методы. Он сформулировал основной психофизический закон. Все это составило новую самостоятельную область знания — психофизику. Целью Фехнера было измерение ощущений. Поскольку раздражитель, который вызывает ощущения, может быть измерен, Фехнер предположил, что средством измерения ощущения может быть измерение интенсивности физического раздражителя. Точкой отсчета при этом выступала та минимальная величина раздражителя, при которой возникает первое, едва заметное ощущение. Это нижний абсолютный порог. Фехнер принял допущение, что все едва заметные разницы в ощущениях равны между собой, если равны приросты между раздражителями, которые происходят в геометрической прогрессии. Разностный порог Фехнер избрал в качестве меры измерения ощущения. Таким образом, интенсивность ощущения равна сумме разностных порогов. Эти рассуждения и конкретные математические вычисления привели Фехнера к известному уравнению, в соответствии с которым интенсивность ощущения пропорциональна логарифму раздражителя.

Для психофизических измерений Фехнер разработал три метода: метод едва заметных различий, метод средних ошибок и метод постоянных раздражителей, или метод истинных и ложных случаев. Эти классические методы измерения используются до настоящего времени.

Фехнер впервые осуществил приложение математики к психологии.

Психометрия. Предмет — измерение скорости протекания психических процессов: ощущений и восприятий, простейших ассоциаций. Эта новая линия в психологии началась в астрономии.

Настоящее развитие психометрия получила в исследованиях голландского физиолога Ф. Дондерса.

Дондерс изобрел методику исследования времени сложных психических процессов (1869). Сначала измерялось время простой реакции, т. е. время, протекающее с момента появления какого-нибудь простого слухового или зрительного раздражителя до момента ответного на него движения. Потом задание усложнялось и получало форму реакций выбора, реакций различения.

Измерялось время этих более сложных реакций. Затем из времени сложных реакций вычиталось время, затрачиваемое на простую реакцию, остаток приписывался тому психическому процессу, который требуется для операции выбора, различения или решения других задач.

В настоящее время работа Дондерса получила новое прочтение в рамках когнитивной психологии в связи с проблемой нахождения экспертного критерия для суждения об уровневой организации психики. В 1969 г. она была переиздана.

Большой вклад в психометрию внес австрийский физиолог 3. Экснер. Ему принадлежит термин «время реакции». Немецкий физиолог Л. Ланге произвел различение сенсорной и моторной реакций и показал, что в зависимости от того, настроен ли испытуемый на сенсорную сторону процесса или он имеет установку на его моторный аспект, время реакции существенно менялось. С этого времени начинается исследование установки.

Исследования количественных аспектов психических процессов открывали возможность объективного подхода к психическим явлениям. В этом заключается принципиальное значение работ в области психофизики и психометрии. Их результаты способствовали материалистическому пониманию психики.

studfiles.net

10. Основание психофизики и психометрии

Психофизика – классический раздел общей психологии, объясняющий многообразие наблюдаемых форм поведения и психических состояний различиями вызывающих их физических ситуаций. Выделяет два круга проблем: измерение порога ощущений и построение психофизических шкал.

К открытиям в психофизике пришел профессор анатомии и физиологии Лейпцигского университета Эрнст Вебер (1795-1878). Он задался вопросом: насколько следует изменять силу раздражения, чтобы субъект уловил едва заметное различие в ощущении. В работе «Об осязании» Вебер сформулировал закон различительной чувствительности: открыл определенную, математически формулируемую корреляцию между физическими стимулами и сенсорными реакциями. Он обнаружил, что добавочный раздражитель должен находиться в постоянном для каждой модальности отношении к уже воздействующему раздражителю, чтобы возникло едва заметное различение. Э.Вебер различал в кожных ощущениях три их разновидности: давления, температурные и локализации. Для изучения последнего изобрел эстезиометр (циркуль Вебера). Экспериментально установил, что кожа обладает разной чувствительностью в зависимости от локализации прикосновения.

Основоположником психофизики выступил немецкий ученый Густав Фехнер (1801-1887). В работе «Элементы психофизики» (1860) Г.Фехнер сформулировал основную задачу психофизики: разработать точную теорию соотношения между психическим и физическим, душой и телом. Он различал психофизиологии: внутреннюю (соотношение тело – душа, психическое – физиологическое) и внешнюю (соотношение психическое и физическое), Э.Фехнер разрабатывал внешнюю психофизику, которую возвел в ранг науки: сформулировал цель (измерение ощущений), создал экспериментальные методы, сформулировал основной психофизический закон. Он вывел формулу, согласно которой интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя (первое приложение математики в психологии).

Голландский физиолог Франс Дондерс (1818-1889) занялся экспериментами по изучению скорости протекания психических процессов. До него Г.Гельмгольц открыл скорость прохождения импульса по нерву. Это относилось к процессу в организме. Ф.Дондерс же обратился к измерению скорости реакции субъекта на воспринимаемые им объекты. Испытуемый выполнял задания, требовавшие от него возможно быстрой реакции на один из нескольких раздражителей, выбора различных ответов на разные раздражители и т.д. Эти опыты разрушали веру во мгновенно действующую душу, доказывали, что психический процесс, подобно физическому, м.б. измерен. И, хотя, как в психофизике, знание о нервной системе не вносило даже малой толики в объяснение новых данных, считалось само собой разумеющимся. Что психические процессы совершаются именно в ней.

Т.о., складывалась новая область психологического познания – психометрия, которая первоначально означала измерение временных характеристик психических процессов; а в настоящее время – круг вопросов, связанных с измерением в психологии.

studfiles.net

Возникновение психофизики и психометрии

Возникновение психофизики и психометрии

Важнейшим источником, на базе которого формировалась экспериментальная психология, явилась психофизика. Г.T. Фехнер (1801—1887) в работе «Элементы психофизики» сформулировал основную задачу психофизики: разработать точную теорию соотношения между физическим и психическим мирами, а также между душой и телом. Соответственно он различал две психофизики: внутреннюю (она должна разрешить вопрос о соотношении между душой и телом, между психическим и физиологическим) и внешнюю (ее задача — соотношение между психическим и физическим). Фехнер разработал только внешнюю психофизику.

Для работы в этой области Фехнер создал экспериментальные методы. Он сформулировал основной психофизический закон. Все это составило новую самостоятельную область знания — психофизику. Целью Фехнера было измерение ощущений. Поскольку раздражитель, который вызывает ощущения, может быть измерен, Фехнер предположил, что средством измерения ощущения может быть измерение интенсивности физического раздражителя. Точкой отсчета при этом выступала та минимальная величина раздражителя, при которой возникает первое, едва заметное ощущение. Это нижний абсолютный порог. Фехнер принял допущение, что все едва заметные разницы в ощущениях равны между собой, если равны приросты между раздражителями, которые происходят в геометрической прогрессии. Разностный порог Фехнер избрал в качестве меры измерения ощущения. Таким образом, интенсивность ощущения равна сумме разностных порогов. Эти рассуждения и конкретные математические вычисления привели Фехнера к известному уравнению, в соответствии с которым интенсивность ощущения пропорциональна логарифму раздражителя.

Для психофизических измерений Фехнер разработал три метода: метод едва заметных различий, метод средних ошибок и метод постоянных раздражителей, или метод истинных и ложных случаев. Эти классические методы измерения используются до настоящего времени.

Фехнер впервые осуществил приложение математики к психологии. Это возбудило огромный интерес и, конечно, критику. Было замечено, что закон верен лишь в известных пределах, т. е. если интенсивность раздражителя возрастает, то в конце концов наступает такая величина этого раздражителя, после которой любое его увеличение уже не приводит к увеличению ощущения. Это и ряд других критических замечаний не поколебали уверенности Фехнера в своем законе. Соглашаясь с критиками в деталях, он говорил: «Вавилонская башня не была достроена потому, что работники не могли столковаться относительно способа ее постройки; мой психофизический монумент уцелеет, потому что работники не могут столковаться относительно способа его разрушения».

Третьей областью, на базе которой выросла экспериментальная психология, явилась психометрия. Ее предметом является измерение скорости протекания психических процессов: ощущений и восприятий, простейших ассоциаций. Эта новая линия в психологии началась в астрономии. Астрономами было замечено, что реакция на воздействие никогда не происходит немедленно, всегда есть некоторое запаздывание ответа на сигнал. Был установлен факт индивидуальных различий в скорости восприятия. Разница в показаниях между отдельными наблюдателями была названа Бесселем «личным уравнением».

Началось измерение времени личного уравнения. Оказалось, что даже у одного человека оно может быть различным. Выяснилось, что одним из условий, существенно влияющим на это время, является то обстоятельство, ожидается или не ожидается сигнал. Большой толчок для исследований в этой области был дан изобретением тоже астрономами специального аппарата для измерения времени реакции — хроноскопа.

Настоящее развитие психометрия получила в исследованиях голландского физиолога Ф. Дондерса.

Дондерс (1818—1889) изобрел методику исследования времени сложных психических процессов (1869). Сначала измерялось время простой реакции, т. е. время, протекающее с момента появления какого-нибудь простого слухового или зрительного раздражителя до момента ответного на него движения. Потом задание усложнялось и получало форму реакций выбора, реакций различения.

Измерялось время этих более сложных реакций. Затем из времени сложных реакций вычиталось время, затрачиваемое на простую реакцию, остаток приписывался тому психическому процессу, который требуется для операции выбора, различения или решения других задач.

В настоящее время работа Дондерса получила новое прочтение в рамках когнитивной психологии в связи с проблемой нахождения экспертного критерия для суждения об уровневой организации психики. В 1969 г. она была переиздана.

Большой вклад в психометрию внес австрийский физиолог 3. Экснер. Ему принадлежит термин «время реакции». Немецкий физиолог Л. Ланге произвел различение сенсорной и моторной реакций и показал, что в зависимости от того, настроен ли испытуемый на сенсорную сторону процесса или он имеет установку на его моторный аспект, время реакции существенно менялось. С этого времени начинается исследование установки.

Исследования количественных аспектов психических процессов открывали возможность объективного подхода к психическим явлениям. В этом заключается принципиальное значение работ в области психофизики и психометрии. Их результаты способствовали материалистическому пониманию психики. Сама постановка вопроса о протекании психических процессов во времени встретила резкую критику со стороны идеалистов.

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *