разработать точную теорию соотношения между психическим и физическим,душой и телом?
а) Г. Фехнер; б) Г. Гельмгольц; в) Э. Вебер. 11. Кто из ученых обратился к измерению скорости реакции субъекта на воспринимаемые им объекты? а) Г. Фехнер; б) Г. Гельмгольц; в) Ф. Дондерс. 12. Предметом какой области психологического познания стало измерение скорости протекания психических процессов: простейших ассоциаций, ощущений и восприятий? а) психофизики; б) психометрии; в) психофизиологии. 13. Кто из ученых ввел термин «время реакции»? а) Ф. Дондерс; б) 3. Экснер; в) Л. Ланге. 14. Кто из ученых в конце XIX в. исследовал различие между сенсорной и моторной реакциями? а) Ф. Дондерс; б) 3. Экснер; в) Л. Ланге.
ТЕМА 8: «ВЫДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ НАУКУ» 1. В каком году В. Вундт организовал в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии?
б) структура сознания и наблюдение;
в) функции сознания и интроспекция. 3. Книга, в которой В. Вундт описал опыт психологического истолкования мифа, религии, искусства и других явлений культуры: а) «Лекции о душе человека и животных»;
б) «Основания физиологической психологии»;
в) «Психология народов». 4. Какой термин ввел В. Вундт для обозначения «внутренней силы сознания», которая проявляется в мыслительной активности субъекта? а) психический контраст; б) апперцепция; в) творческий синтез. 5. На какой основе была разработана В. Вундтом трехмерная модель чувств? а) на основе данных сеансов самоанализа; б) на основе экспериментальных данных; в) на основе наблюдения за испытуемыми. 6. Для экспериментального изучения процессов сохранения и воспроизведения выученного материала Г. Эббингауз изобрел особый объект:
а) набор слов; б) бессмысленные слоги; в) набор словосочетаний. 7. Система Э. Титченера, согласно которой психология имеет дело с сознательным , зависимым от индивида опытом: а) культурно-историческая концепция; б) структурализм; в) функционализм. 8. Э. Титченер выделил три категории элементов в структуре сознания: а) ощущение, образ, чувство;б) ощущение, представление, чувствительность;
в) ощущение, эмоциональный образ, убеждение.
9. Научное направление в психологии, занимающееся проблемами, связанными с ролью психики в адаптации организма к условиям окружающей среды: а) культурно-историческая концепция; б) структурализм; в) функционализм. 10. Кто является автором книги «Наследственный гений» (1869)?
а) Г. Спенсер; б) Ф. Гальтон; в) Р. Вудвортс. 11. Какой термин ввел У. Джеймс, рассматривая сознание как средство приспособления к среде?
Тестовые задания 1. 1. Каково основное отличие французской эмпирической психологии от английского асспианизма?
a) Отсутствует понятие ассоциации. b) Гораздо больше внимания уделяется активности субъекта в процессе восприятия окружающего мира. c) Исследования носят более описательный характер. d) Более механистична. 2. Первым понятие потребности в психологию ввелa)
Ж. Ламетри. b) Э. Кондильяк. c) Д. Локк. d)
К.А. Гельвеции. 3.
В теории
познания Э. Кондильяка
душа имеет только одну первичную
способность, а все остальные развиваются
на ее основе. Какая это способность? a)
Мышление. b) Память. c) Восприятие. d)
Ощущение. 4. В
чем основное отличие теории Э.Б. Кондильяка
от теории Дж. Локка? a)
Теория Дж. Локка основана на
материалистических началах, а Кондильяка
на идеалистических.
b) Теория Дж. Локка
основана на идеалистических началах,
а Кондильяка на материалистических. c) Дж.Локк доказывает происхождение
содержания сознания из опыта, а Кондильяк
делает это по отношению к психическим
функциям.
d) Дж. Локк делит весь наш
опыт в зависимости от происхождения на
внутренний и внешний, а в теории Кондильяка
весь опыт внешний.
Тестовые задания 2. 1. Скорость прохождения нервного импульса впервые была измерена a) Г. Гельмгольцем. b) Э. Вебером. c) Г.Т. Фехнером. d) Ф. Гальюном. 2. Из перечисленных разработок, оказавших большое влияние на дальнейшее развитие психологии, отметьте то, которое не принадлежит Г. Гельмгольиу. a) Определение скорости прохождения нервного импульса. b) Наличие двухточечного порога тактильных ощущений. c) Теория бессознательных умозаключений. d) Учение о слуховых ощущениях. 3. Г.Фехнер определял психофизику как a) Область знаний, изучающую соотношение физиологии и психики и для работы в этой области создал экспериментальные методы. b) Область знаний, изучающую соотношение между физическим и психическим мирами. c) Совокупность внутренней (соотношение физиологии и психики) и внешней (соотношение физического и психического) психофизики. Разработал внешнюю. d) Область знаний, изучающую время реакции человека на внешний раздражитель. 4. Для проведения психофизических измерений Фехнер разработал тр. метода. Отметьте лишнее:
a) Метод едва заметных различий. b) Метод средних ошибок. c) Метод удаления. d) Метод постоянных раздражителей.
разработать точную теорию соотношения между психическим и физическим,душой и телом?
а) Г. Фехнер; б) Г. Гельмгольц; в) Э. Вебер. 11. Кто из ученых обратился к измерению скорости реакции субъекта на воспринимаемые им объекты? а) Г. Фехнер; б) Г. Гельмгольц; в) Ф. Дондерс. 12. Предметом какой области психологического познания стало измерение скорости протекания психических процессов: простейших ассоциаций, ощущений и восприятий? а) психофизики; б) психометрии; в) психофизиологии. 13. Кто из ученых ввел термин «время реакции»? а) Ф. Дондерс; б) 3. Экснер; в) Л. Ланге. 14. Кто из ученых в конце XIX в. исследовал различие между сенсорной и моторной реакциями? а) Ф. Дондерс; б) 3. Экснер; в) Л. Ланге.
ТЕМА 8: «ВЫДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ НАУКУ» 1. В каком году В. Вундт организовал в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии?
а) 1867 г.; б) 1879 г.; в) 1897 г. 2. Предметом и методом экспериментальной психологии стали: а) сознание, эксперимент и интроспекция;б) структура сознания и наблюдение;
в) функции сознания и интроспекция. 3. Книга, в которой В. Вундт описал опыт психологического истолкования мифа, религии, искусства и других явлений культуры: а) «Лекции о душе человека и животных»;
б) «Основания физиологической психологии»;
в)
«Психология народов». 4.
Какой термин ввел В. Вундт для обозначения
«внутренней силы сознания», которая
проявляется в мыслительной активности
субъекта? а) психический контраст; б) апперцепция;
в) творческий синтез. 5.
На какой основе была разработана В.
Вундтом трехмерная модель чувств? а) на основе данных сеансов самоанализа; б) на основе экспериментальных данных; в) на основе наблюдения за испытуемыми.
б) ощущение, представление, чувствительность;
в) ощущение, эмоциональный образ, убеждение.
9. Научное направление в психологии, занимающееся проблемами, связанными с ролью психики в адаптации организма к условиям окружающей среды: а) культурно-историческая концепция; б) структурализм; в) функционализм. 10. Кто является автором книги «Наследственный гений» (1869)?
а) Г. Спенсер; б) Ф. Гальтон; в) Р. Вудвортс. 11. Какой термин ввел У. Джеймс, рассматривая сознание как средство приспособления к среде? а) поток сознания; б) структура сознания; в) элемент сознания. 12. Кто из ученых в 20-х гг. XX в. ввел в формулу «стимул — реакция» переменную — организм? а) Г. Спенсер; б) Ф. Гальтон; в) Р. Вудвортс. 13. Кто из ученых понятие «коэффициент интеллекта» соотносил с «умственным» и хронологическим возрастом человека? а) Г. Спенсер; б) Ф. Гальтон; в) А. Бинэ. 14. Какой термин предложил О. Кюльпе для выявления зависимости процесса решения задачи от возникающего предварительно состояния? а) суггестия; б) установка сознания; в) убеждение. 15. Научная школа, в которой был разработан метод «систематической экспериментальной интроспекции»: а) Вюрцбургская школа психологии; б) Французская школа психологии; в) Немецкая школа структурализма.
Тестовые задания 1. 1. Каково основное отличие французской эмпирической психологии от английского асспианизма? a) Отсутствует понятие ассоциации. b) Гораздо больше внимания уделяется активности субъекта в процессе восприятия окружающего мира. c) Исследования носят более описательный характер. d) Более механистична. 2. Первым понятие потребности в психологию ввел
a) Ж. Ламетри. b) Э. Кондильяк. c) Д. Локк. d) К.А. Гельвеции. 3. В теории познания Э. Кондильяка душа имеет только одну первичную способность, а все остальные развиваются на ее основе. Какая это способность? a) Мышление. b) Память. c) Восприятие. d) Ощущение. 4. В чем основное отличие теории Э.Б. Кондильяка от теории Дж. Локка? a) Теория Дж. Локка основана на материалистических началах, а Кондильяка на идеалистических. b) Теория Дж. Локка основана на идеалистических началах, а Кондильяка на материалистических. c) Дж.Локк доказывает происхождение содержания сознания из опыта, а Кондильяк делает это по отношению к психическим функциям. d) Дж. Локк делит весь наш опыт в зависимости от происхождения на внутренний и внешний, а в теории Кондильяка весь опыт внешний. 5. Кто из французских материалистов оказал значительное влияние на развитие ассоциативной психологии? a) Ж. Ламетри. b) Ш. Бонне. c) П. Кабанис. d) Д.Дидро. 6. Теория разумного эгоизма Чернышевского во многом была основана« мыслях: a) К. Гельвеция. b) Д.Дидро. c) Э. Кондильяка. d) Ж. Ламетри. 7. Говоря о природосообразном характере воспитания ребенка Ж.Ж.Руссо имел ввиду a) Внешнее подражание природе. b) Воспитание, основанное на принципе следования естественному ходу развития внутренней природы ребенка. c) Воспитание на лоне природы. d) Воспитание призванное активизировать природные процессы развития ребенка. 8. Кто из французских материалистов выделил внимание как отдельный психический процесс? a) К. Гельвеция. b) Д.Дидро. c) Ж. Ламетри. d) Э. Кондильяка. 9. В своей психологической концепции К.А. Гельвеции рассматривает ум, дарование и добродетель как a) Продукт воспитания и развития врожденных способностей, которые одинаковы у всех здоровых людей. b) Только результат работы человека над собой. c) Прирожденные качества человека, присущие разным людям в разной степени. d) He придерживался ни одной из этих точек зрения. 10. Предметом дискуссии между К.А. Гельвецием и Д.Дидро являлся вопрос a) О происхождении содержания сознания. b) О человеческих способностях и роли в их развитии природных задатков, с одной стороны, и воспитания, с другой. c) О первичности материального и идеального в психике человека. d) О существовании бессознательного в психике человека. 11. Cточки зрения Ж. Ламетри порядок в процесс познания вносит а) Внимание.Ь) Память. c) Мышление. d) Ощущение. 12. Трактат «Человек-машина» был написан Ж. Ламетри в a) 1747 г. b) 1783 г. c) 1772 г. d) 1758 г. 13. Труд А.К. Гельвеция «Об уме» вышел в свет в a) 1772 г. b) 1783 г. c) 1758 г. d) 1808 г. 14 . Шоте Бонне написал свою работу «Опыт психологии» в a) 1783 г. b) 1797 г. c) 1715 г. d) 1754 г.
Тестовые задания 2. 1. Скорость прохождения нервного импульса впервые была измерена a) Г. Гельмгольцем. b) Э. Вебером. c) Г.Т. Фехнером. d) Ф. Гальюном. 2. Из перечисленных разработок, оказавших большое влияние на дальнейшее развитие психологии, отметьте то, которое не принадлежит Г. Гельмгольиу. a) Определение скорости прохождения нервного импульса. b) Наличие двухточечного порога тактильных ощущений. c) Теория бессознательных умозаключений. d) Учение о слуховых ощущениях. 3. Г.Фехнер определял психофизику как a) Область знаний, изучающую соотношение физиологии и психики и для работы в этой области создал экспериментальные методы. b) Область знаний, изучающую соотношение между физическим и психическим мирами. c) Совокупность внутренней (соотношение физиологии и психики) и внешней (соотношение физического и психического) психофизики. Разработал внешнюю. d) Область знаний, изучающую время реакции человека на внешний раздражитель. 4. Для проведения психофизических измерений Фехнер разработал тр. метода. Отметьте лишнее:
a) Метод едва заметных различий. b) Метод средних ошибок. c) Метод удаления. d) Метод постоянных раздражителей.
studfiles.net
23. Возникновение психофизики, психометрии, психофизиологии.
важнейшим источником, на базе которого формировалась экспериментальная психология, явилась психофизика. Фехнер (1801—1887) в работе «Элементы психофизики» (T86D) сформулировал основную задачу психофизики: разработать точную теорию соотношения между физическим и психическим мирами, а также между душой и телом. Соответственно он различал две психофизики: внутреннюю (она должна разрешить вопрос о соотношении между душой и телом, между психическим и физиологическим) и внешнюю (ее задача — соотношение между психическим и физическим). Фехнер разработал только внешнюю психофизику.
Для работы в этой области Фехнер создал экспериментальные методы. Он сформулировал основной психофизический закон. Все это составило новую самостоятельную область знания — психофизику. Целью Фехне-ра было измерение ощущений. Фехнер принял допущение, что все едва заметные разницы в ощущениях равны между собой, если равны приросты между раздражителями, которые происходят в геометрической прогрессии.
Для психофизических измерений Фехнер разработал три метода: метод едва заметных различий, метод средних ошибок и метод постоянных раздражителей, или метод истинных и ложных случаев. Эти классические методы измерения используются до настоящего времени.
психометрия. Ее предметом является измерение скорости протекания психических процессов: ощущений и восприятий, простейших ассоциаций.
Началось измерение времени личного уравнения. Оказалось, что даже у одного человека оно может быть различным. Выяснилось, что одним из условий, существенно влияющим на это время, является то обстоятельство, ожидается или не ожидается сигнал. Большой толчок для исследований в этой области был дан изобретением тоже астрономами специального аппарата для измерения времени реакции — хроноскопа.
Настоящее развитие психометрия получила в исследованиях голландского физиолога Ф. Дондерса.
Дондерс (1818—1889) изобрел методику исследования времени сложных психических процессов (1869). Сначала измерялось время простой реакции, т. е. время, протекающее с момента появления какого-нибудь простого слухового или зрительного раздражителя до момента ответного на него движения. Потом задание усложнялось и получало форму реакций выбора, реакций различения.
Измерялось время этих более сложных реакций. Затем из времени сложных реакций вычиталось время, затрачиваемое на простую реакцию, остаток приписывался тому психическому процессу, который требуется для операции выбора, различения или решения других задач.
В настоящее время работа Дондерса получила новое прочтение в рамках когнитивной психологии в связи с проблемой нахождения экспертного критерия для суждения об уровневой организации психики. В 1969 г. она была переиздана.
Большой вклад в психометрию внес австрийский физиолог 3. Экснер. Ему принадлежит термин «время реакции». Немецкий физиолог Л. Ланге произвел различение сенсорной и моторной реакций и показал, что в зависимости от того, настроен ли испытуемый на сенсорную сторону процесса или он имеет установку на его моторный аспект, время реакции существенно менялось. С этого времени начинается исследование установки.
Исследования количественных аспектов психических процессов открывали возможность объективного подхода к психическим явлениям. В этом заключается принципиальное значение работ в области психофизики и психометрии. Их результаты способствовали материалистическому пониманию психики. Сама постановка вопроса о протекании психических процессов во времени встретила резкую критику со стороны идеалистов.
24. В. Вундт, программа развития психологии.
В.Вундт – ассистент Гельмгольца. Вначале работал в рамках философии. В 1879 открывает лабораторию «экспериментальной психологии».
Основные положения его концепции: Основное внимание уделял сознанию – предмет психологии. Рассматривал сознание с точки зрения его структуры. Выделял 2 уровня сознания:
· Низший состоит из первоэлементов, мельчайших единиц, первоощущений и элементарное рациональное чувствование – «строительные кирпичики» более сложных систем. Важнейшая задача – систематизация этих первоэлементов (подобно системе Менделеева)
· Первоэлементы по закону ассоциаций соединяются в более сложные. Этим процессом управляет апперцепция, носит волевой характер, определяет движение соединения первоэлементов. (память, мышление) ? 2 части психологии:
— физиологическая психология – первоэлементы сознания. Основной метод – эксперимент.
— Психология народов – высшие психические проявления.
Предмет психологии – непосредственный опыт, неопосредованный не физиологическими процессами, не внешними объектами. Основной метод психологии – интроспекция. Объективный контроль методами психофизиологии: измерение порогов чувствительности, времени реакции, метод свободных ассоциаций – средства уточнения данных интроспекции. Экспериментатор проводит эксперимент на самом себе, для того чтоб интроспекция была аналитичной. Интроспективный отчет должен содержать только данные об ощущения, без предметной соотнесенности.
3 составляющих эмоций:
1. из компонента интенсивности
2. из компонента активности
3. из оценочного компонента
Идеи Вундта легли в основу структурализма. 1881 – институт экспериментальной психологии.
Задачи же, стоящие перед психологией, он видел в том, чтобы: а) выделить путем анализа исходные элементы; б) установить характер связи между ними и в) найти законы этой связи.
25. Интенциональная психология Ф. Брентано.
Практически одновременно с положениями Вундта идея о том, что каждый психический акт имеет определенную направленность (интенцию) на объекты внешнего мира, была высказана австрийским ученым Ф.Брентано (1838-1917).
Главной для новой психологии он считал проблему сознания, необходимость определить, чем отличается сознание от всех других явлений бытия. Только ответив на этот вопрос, подчеркивал Брентано, можно определить область психологии. Отвергая подход Вундта к определению содержания сознания, он утверждал, что позиция Вундта игнорирует активность сознания, его постоянную направленность на объект. Для обозначения этого непременного признака сознания Брентано предложил термин интенция. Она изначально присуща каждому психическому явлению и благодаря этому позволяет отграничить психические явления от физических.
Интенция — это не просто активность. В ней совместно с актом сознания всегда существует какой-либо объект. В психологии используется, в частности, слово «представление», под ним понимается восстановление в памяти отпечатков виденного или слышанного. Согласно же Брентано, следует говорить не о представлении, а о «представливании». т. е. о специальной духовной деятельности, благодаря которой осознается прежний образ. Это же относится и к другим психическим феноменам. Говоря, допустим, о восприятии, забывают, что в этом случае не просто происходит «всплывание» чувственного образа, а совершается акт «воспринимания» этого содержания. Следует решительно разграничить акт и содержание, не смешивать их, и тогда станет совершенно ясно, что психология является наукой об актах сознания. Никакая другая наука, кроме нее, изучением особых интенциональных актов не занимается.
Описав и классифицировав формы этих актов, Брентано пришел к выводу о том, что существуют три основные формы: акты «представливания» чего-либо, акты суждения о чем-либо как истинном или ложном и акты эмоциональной оценки чего-либо в качестве желаемого или отвергаемого. Вне акта объект не существует, но и акт, в свою очередь, возникает только при направленности на объект. Когда человек слышит слово, его сознание устремляется сквозь звуковую, материальную оболочку к предмету, о котором идет речь. Понимание значения слова есть акт, и потому это психический феномен. Он разрушается, если рассматривать порознь акустический раздражитель (звук) и обозначаемую им физическую вещь. Раздражитель и вещь сами по себе к области психологии не относятся.
Считая, что при обычном самонаблюдении, так же как и при использовании тех видов эксперимента, которые предложил Вундт, можно изучить лишь результат, но не сам психический акт, Брентано решительно отвергал принятую в лабораториях экспериментальной психологии процедуру анализа, считая, что она извращает реальные психические процессы и феномены, которые следует изучать путем тщательного внутреннего наблюдения за их естественным течением. Скептически относился он и к возможности объективного наблюдения, лишь ограниченно допуская этот метод в психологию, так как безусловно очевидными считал только психические феномены, данные во внутреннем опыте. Он подчеркивал, что знание о внешнем мире носит вероятный характер.
studfiles.net
Предмет и задачи психофизики — КиберПедия
Психофизическая проблематика традиционно является составной частью курса «Ощущения и восприятия», поскольку непосредственно связана с измерением ощущений человека. Как область научного знания психофизика была основана немецким ученым Густавом Фехнером (С.Т.Гескпег, 1801 — 1887), который в своем фундаментальном труде «Элементы психофизики» не только поставил задачу измерения психических явлений, но и, решая ее, разработал используемые до сих пор психофизические методы
и сформулировал основной психофизический закон. Г.Т.Фехнер определил психофизику как точную науку о функциональных отношениях души и тела, или, в самом общем виде, физического и психологического миров [150].
Понимаемая в узком смысле, психофизика изучает соотношение между величинами физических раздражителей (стимулов) и интенсивностью вызываемых ими ощущений. Традиционно выделяются два раздела психофизики: проблемы, связанные с измерением сенсорной чувствительности (Психофизика I), и проблемы построения психофизических шкал, или психологическое шкалирование (Психофизика II). Фактически традиционные психофизические исследования укладываются в известную формулу: К =Д8), где К обозначает ответную реакцию наблюдателя, как правило, словесную (частота ответа) или моторную (скорость ответа), а 5 — физическую величину стимула. В более широком смысле современная психофизика занимается методологией психологических измерений в целом. Такой выход за пределы классической психофизической проблематики обусловлен двумя причинами. Во-первых, в современной психологии используются преимущественно не простые (физически одномерные) стимулы, описываемые каким-либо одним физическим параметром (например, для ощущения тяжести — это вес поднимаемого предмета), а сложные (многомерные) стимулы, качества которых невозможно описать через набор определенных физических параметров (например, задача оценки предпочтения формы предмета в принципе не предполагает выделение какого-либо физического параметра стимула). Во-вторых, для психофизической оценки воздействия стимулов используются не только произвольные вербальные ответы человека, характеризующие его осознанный опыт, но также моторные реакции и разнообразные произвольно неконтролируемые физиологические реакции. В отличие от психофизиологии психофизика, как правило, абстрагируется от тех физиологических механизмов, которые обеспечивают порождение наших ощущений и суждений.
В исторической перспективе можно выделить классическую (фехнеровскую) и современную (начиная с 1940-х гг.) психофизику. Общий предмет психофизических исследований менялся незначительно — это пороговые и надпороговые измерения интенсивности ощущений, а также процедуры психологического шкалирования. Предметом современной психофизики является широкий круг психологических измерений, а ее задачами явля-
ются разработка и применение методов психологических измерений, отнюдь не ограниченных спецификой сенсорных процессов. Проблемы классической сенсорной психофизики все больше соприкасаются с проблемами психофизиологии, поскольку появляются новые методы исследования, приходящие из нейронауки, которые позволяют, перефразируя Г. Фехнера, соотносить «внешнюю» и «внутреннюю» психофизику, или физические, физиологические и психологические миры.
Психофизика I: измерение сенсорной чувствительности и пороговые проблемы
Пороги и пороговая проблема
Одна из важных психофизических задач — изучение предельных сенсорных способностей человека, или чувствительности его органов чувств. В классической психофизике абсолютный порог {КЬХ) — это та минимальная величина раздражителя, которая вызывает едва заметное ощущение. Например, минимальное давление на кожу руки, которое ощущается как прикосновение. Величина абсолютного порога является мерой нижнего предела сенсорной чувствительности и характеризует способность человека ощущать сигналы очень низкой интенсивности. Таким образом, понятие сенсорной чувствительности определяется как величина, обратная абсолютному порогу: чем выше порог, тем ниже чувствительность, и наоборот. Наши органы чувств обладают очень высокой чувствительностью, сравнимой с чувствительностью самых современных измерительных приборов. Например, абсолютную световую чувствительность характеризует следующий показатель: в ясную и темную ночь мы способны увидеть пламя свечи на расстоянии более 40 км. Мы начинаем ощущать горечь хинина, если всего несколько сотых миллиграмма этого вещества растворить в литре воды.
Разностный, или дифференциальный, порог (йЬ2)— это минимальное различие между двумя раздражителями в интенсивности некоторого физического параметра, которое вызывает едва заметное различие ощущений. Разностный порог характеризует предельную различительную способность человека, или его различительную чувствительность. Она различна для разных сенсорных модальностей, изменяясь от 1 — 2 % — для зрения до 10 —20 % — для обоняния. В современной психофизике чаще говорят не об абсолютном или разностном порогах, а о решении пороговых задач по обнаружению или различению сенсорных сигналов.
1 Сокращение КЬ от нем. Аек Ытеп — порог раздражения.
2 Сокращение йЬ от нем. й^егет Ытеп — порог различения.
Диапазон ощущаемых стимулов имеет и свой верхний предел — верхний, или терминальный абсолютный, порог. Это максимально допустимая величина раздражителя, при которой он еще ощущается как стимул определенной модальности, при ее превышении ощущение данной модальности переходит в ощущение другой модальности — тактильное, болевое. Например, воздействие короткого звука высокой интенсивности (120—125 дБ) ощущается не как звук, а как болезненный укол в барабанную перепонку, вспышка слепящей яркости воспринимается как боль в глазах. При предельно высоких интенсивностях раздражителя происходит разрушение рецепторного аппарата органов чувств. Для слуха — это звук свыше 125—130 дБ (УЗД)1. Диапазон нормальной чувствительности наших органов чувств огромен, например самый тихий и самый громкий звук, воспринимаемый человеком, отличается по уровню звукового давления на барабанную перепонку более чем в 10 миллионов раз.
Подходы к измерению сенсорной чувствительности, разработанные как в рамках классической, так и современной психофизики, связаны с разными представлениями о том, что такое сенсорный порог. Классическое представление о пороге, идущее от Иоганна ГербартаЦ.СегЬаПк, 1776—1841) и Г.Фехнера, как границе, разделяющей ощущаемые и неощущаемые раздражители, отражает фундаментальный принцип работы органов чувств. Абсолютный порог — это нулевая точка, точка разрыва на сенсорной шкале. В ряде современных психофизических подходов пороговый принцип работы сенсорных систем отрицается, а формулируется иной, вероятностный, принцип. Эти идеи, восходящие к критическим замечаниям в адрес Г.Фехнера со стороны современника и оппонента Г. Мюллера, сводятся к следующей мысли: наши ощущения — непрерывны, на сенсорном континууме нет разрыва в виде пороговой точки, поэтому любой, даже очень слабый, стимул может с некоторой вероятностью вызвать осознанное ощущение. В современных психофизических теориях представлены оба этих подхода [10; 72]. Из этих двух подходов следуют различные теоретические представления о дискретности — непрерывности сенсорного ряда (разрываются ли наши ощущения пороговой точкой на осознаваемые и неосознаваемые или нет?) и их воплощение в разработанных в рамках каждого подхода психофизических методах. Мы рассмотрим классические фехнеровские методы измерения порога (они основаны на идее дискретности) и методы современной психофизики, разработанные в рамках психофизической теории обнаружения сигнала (они основаны на идее непрерывности).
1 Интенсивность звука измеряется в уровнях звукового давления (УЗД) по логарифмической шкале децибел (дБ), где нулевому уровню соответствует среднее значение абсолютного порога для звука частотой 1 000 Гц.
В упомянутом выше труде Г.Фехнера были предложены три метода измерения абсолютного и разностного порогов, которые получили название классических психофизических методов. Измерение порогов не было самоцелью, а служило средством решения более глобальной задачи — построения конкретной психофизической зависимости, или шкалы, отражающей соотношение души и тела. Согласно Г. Фехнеру, через абсолютный порог на этой шкале задается начальная или нулевая точка, а через разностный порог вводится единица измерения на ней.
Характерной чертой трех классических пороговых методов, отличающих их от методов современной психофизики, является то, что в них особое внимание уделяется стимульным переменным и недостаточно учитываются влияния самого субъекта или так называемые несенсорные факторы, которые практически всегда включены в процедуру психологических измерений. Те статистические показатели, которые приняты в этих методах в качестве пороговых мер, на самом деле являются, строго говоря, мерами исполнения сенсорной задачи, так как определяются не только уровнем чувствительности испытуемого, но и теми несенсорными факторами, которые управляют выбором его ответа (например: ожидание появления стимула, предрасположенность к определенному типу ответа и др.). Несмотря на это, такие качества пороговых методов, как простота, меньшие затраты времени на измерение, а также удобство выражения пороговых мер в физических единицах, обеспечивают этим методам широкое применение в современной исследовательской практике.
Метод минимальных изменений
Данный метод выражает собой прямой, непосредственный подход к психологическим измерениям, поскольку дает знание величины порога в ходе самого измерения. В процедуре этого метода наиболее ярко отразилось понимание порога как барьера, разделяющего стимульный ряд на два класса ощущаемых и не-ощущаемых стимулов, или их разностей.
Процедура определения абсолютного порога (КЬ) следующая. Каждая проба начинается сигналом «Внимание», после которого с небольшим интервалом предъявляется стимул, например: пятно света при определении абсолютной световой чувствительности в полной темноте или очень слабый звук при определении абсолютной слуховой чувствительности. Как правило, испытуемому разрешается только две категории ответов («да», «нет», «вижу», «не вижу», «слышу», «не слышу»). Испытуемый отвечает — его ответ регистрируется. Предъявление стимулов осуществляется нисходящими и восходящими рядами — это принципиальное отличие данного метода от других. В первом случае степень выраженности
определенного параметра стимула, чувствительность к которому измеряется, постепенно уменьшается от максимума до минимума, во втором — наоборот. Обычно измерение абсолютного порога начинается с нисходящего ряда стимулов, т.е. с отчетливо воспринимаемого стимула, изменяемый параметр которого с каждым шагом последовательно уменьшается. За порог в этом ряду принимается значение стимула, находящегося в середине меж-стимульного интервала, между тем стимулом, который еще воспринимается, и тем, который впервые не воспринимается, т.е. середина того интервала, в котором произошла первая смена категории ответа испытуемого. В нисходящем ряду определяется порог исчезновения ощущения — Ь1, в восходящем — порог появления — ХТ. Надежность определения абсолютного порога обеспечивается предъявлением нескольких восходящих и нисходящих рядов, обычно от 10 до 50. Из этого следует, что мера порога рассчитывается как величина статистическая. За абсолютный порог принимается среднее арифметическое всех найденных в течение опыта порогов появления и исчезновения:
1 ^
КЬ = —УЦ, (1)
где КЬ — средний абсолютный порог; Ц — значение единичного порога в каждом стимульном ряду, как в восходящем, так и в нисходящем; ТУ — общее число рядов.
Процедура измерения разностного порога (йЬ) мало отличается от процедуры определения абсолютного порога. Единственное изменение состоит в том, что одновременно с переменным стимулом испытуемому предъявляется эталон, или стандартный стимул, — 55„ который задает ту величину исходного раздражителя, относительно которого определяется величина разностного порога. Поскольку ощущения разности различия стимулов у испытуемого могут быть различны, испытуемому, как правило, разрешают давать три категории ответов («больше», «меньше», «равно» или «сомневаюсь»). За порог принимается значение стимула, соответствующее середине межстимульного интервала, где впервые произошла смена категории ответа: от «больше» к «равно» и от «равно» к «меньше» в нисходящем ряду, а в восходящем ряду от ответа «меньше» к ответу «равно» и от ответа «равно» к ответу «больше». Таким образом, при измерении разностного порога определяются четыре значения порога (по два в каждом ряду). Это верхний порог Ьив восходящем и нисходящем рядах (2,Д и Ьн1) и нижний порог Ь{в восходящем и нисходящем рядах (Х/Г и Ь^). Таким образом, в каждом ряду мы находим две пороговые точки: верхний и нижний разностные пороги. На рис. 25 они помечены точками в каждом ряду. Этот рисунок иллюстрирует правило уста-
+
+ = | ^ | |||
Ьы + = | ш | |||
II II ‘ II II | $-Р5Е | |||
.V, ^ — — - | 1*—СЕ | |||
•— | Ц | В1 |
Ьц —
Рис. 25. Нахождение пороговых показателей методом минимальных изменений. Ситуация измерения разностного порога
новления пороговой точки в нисходящих и восходящих рядах на основании ответов испытуемого.
При обработке полученных данных сначала находят значения верхнего разностного порога путем усреднения всех верхних порогов (Ьи), в каком бы ряду они не стояли, и аналогичным образом — нижнего разностного порога (Ц). Верхний и нижний пороги ограничивают интервал неопределенности — Я/(от англ. 1п1егуа1 о/ШсеПтп1у)9т.е. ту зону стимульного ряда, где преобладают ответы равенства. Иначе говоря, интервал неопределенности — это та зона стимулов, которая сверху ограничена стимулом, который в среднем едва заметно отличается от эталонного как больший, а снизу — тем стимулом, который в среднем едва заметно отличается от эталонного как меньший. Понятно поэтому, что Шсодержит два едва заметных различия, т.е. равен двум ЬЬ\
т^ц-ц,
(2)
2 2
(3)
Стимул, находящийся в средней точке интервала неопределенности, всегда оценивается как равный эталону, т.е. является субъективным эквивалентом эталона и потому получил название тонки субъективного равенства Р5Е (от англ. «Рот! оГ ЗиЪдес!: ЕяиаШу»):
р8Е=Ьи±]±
(4)
Ш, как правило, несимметричен, поэтому довольно часто Р8Е не совпадает со значением эталона. Степень несовпадения эталона Р8Е характеризуется так называемой константной ошибкой СЕ (от
англ. «Соп81ап1: Еггог»), которая определяется следующим равенством:
СЕ = Р8Е-85Г(5)
Если константная ошибка больше нуля, то эталон переоценивается, если она меньше нуля, то эталон недооценивается. Таким образом, СЕ характеризует величину и направление смещения зоны субъективного равенства относительно объективного равенства. Соотношение этих основных психофизических понятий, которые используются и в других методах, также иллюстрируется на рис. 25.
Современный вариант этого порогового метода, предложенный Т. Корнсвитом, получил название метода «лестницы». Он предполагает использование двух вариантов ответов. Суть его состоит в том, что как только происходит смена категории ответа, допустим смена ответа «слышу» на ответ «не слышу», так сразу же происходит смена направления изменения стимула, т.е. переход от нисходящего ряда к восходящему до следующей смены категории ответа. Этот вариант метода относится к так называемым адаптивным методам пороговых измерений и, как правило, реализуется с помощью компьютера, который отслеживает ответы испытуемого и соответствующим образом регулирует изменение сти-
Стимул | |||||||||||||||||||
+ | |||||||||||||||||||
+ | |||||||||||||||||||
+ | |||||||||||||||||||
+ | |||||||||||||||||||
+ | + | ||||||||||||||||||
+ | |||||||||||||||||||
+ | + | + | - | + | + | ||||||||||||||
- | |||||||||||||||||||
- | — | + | |||||||||||||||||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Номер пробы
Рис. 26. Запись ответов испытуемого при изменении интенсивности стимуляции в опыте по измерению абсолютного порога методом «лестница». При ответах <+> («да») интенсивность стимула уменьшается, при ответах <-> («нет») — увеличивается. В итоге значение абсолютного порога соответствует стимулу 4
муляции. В таких методах процедура тестирования строится таким образом, что предъявление стимулов подстраивается (адаптируется) под ответы испытуемого, и изменение стимуляции происходит в достаточно узком околопороговом диапазоне (рис. 26). Достоинством подобных процедур является их экономичность.
Метод «лестницы» очень похож на метод «слежения Бекеши», реализованный в так называемом аудиометре Бекеши и используемый во многих странах для клинических измерений абсолютной слуховой чувствительности. Метод «слежения» нередко используют для исследования сенсорной чувствительности у животных, обучая их нажимать на специальную клавишу или педаль, когда они начинают чувствовать целевой стимул.
Метод средней ошибки
Метод средней ошибки (это его оригинальное название, данное самим Г. Фехнером) также имеет название метода установки, или метода подравнивания. Этот метод отличается от других пороговых методов важной процедурной особенностью — испытуемый сам регулирует величину изменяемого параметра стимула. Он часто применяется в исследованиях восприятия, поскольку эта довольно естественная процедура позволяет определить субъективный эквивалент некого эталонного стимула непосредственно в ходе процедуры измерения. Общепризнанно, что метод средней ошибки дает наиболее низкие значения порога по сравнению с другими методами. Это объясняется, по-видимому, возможностью регулировки самим испытуемым стимуляции и связанным с этим привлечением других источников информации (кинестезии) для решения стоящей перед ним сенсорной задачи, а также большим, как правило, временем действия стимула, а следовательно, возможностью более полного извлечения информации из стимуляции.
Г. Фехнером этот метод предназначался преимущественно для измерения дифференциальной чувствительности. Для этого испытуемому предъявляется одновременно два стимула, эталон — 55, и переменный 81Ш, величину которого может плавно изменять сам испытуемый. Задача испытуемого состоит в подравнивании величины переменного стимула к эталону (то от большего, чем эталон, значения, то от меньшего, чем эталон), никаких ограничений на свободу движений при регулировке стимула в процессе подравнивания не вводится.
В качестве статистической меры для оценки работы испытуемого в методе средней ошибки чаще всего используется среднее арифметическое нескольких подравниваний. По смыслу введенных выше понятий этот показатель является точкой субъективного равенства (Р8Е) или субъективным эквивалентом эталона. Для
оценки разностного порога используется величина отстояния Р8Е от эталона, или, что то же самое, величина константной ошибки:
В1 = 55, — Р8Е. (6)
Многие авторы указывают на то, что величина стандартного отклонения произведенных подравниваний (а) также может служить надежной мерой различительной чувствительности испытуемого.
При измерении абсолютного порога^ испытуемый регулирует величину стимула, первоначально вызвавшего отчетливое ощущение, до тех пор, пока не установит такое его значение, при котором он впервые утрачивает ощущение воздействия стимула. Как правило, экспериментатор предлагает испытуемому попеременно осуществлять подравнивания, начиная то со стимула явно подпорогового уровня, то надпорогового. Если установка начинается с явно неощущаемой величины стимула, то испытуемый должен найти его значение, при котором ощущение впервые появляется. При подравнивании от надпорогового стимула испытуемый воспроизводит величину стимула, при котором ощущение впервые исчезает. Итоговая величина абсолютного порога оценивается путем усреднения всех установок, выполненных испытуемым. Обычно для этого используется среднее арифметическое.
cyberpedia.su
2. Возникновение психофизики и психометрии. Работы г. Фехнера и Дондерса
Психофизика – один из важнейших источников, на базе которого формировалась экспериментальная психология.
Фехнерв работе «Элементы психофизики» сформулировал основную задачу психофизики: разработать точную теорию соотношения между физическим и психическим мирами, а также между душой и телом. Соответственно он различал две психофизики: внутреннюю (она должна разрешить вопрос о соотношении между душой и телом, между психическим и физиологическим) и внешнюю (ее задача — соотношение между психическим и физическим). Фехнер разработал только внешнюю психофизику.
Для работы в этой области Фехнер создал экспериментальные методы. Он сформулировал основной психофизический закон. Все это составило новую самостоятельную область знания — психофизику. Целью Фехнера было измерение ощущений. Поскольку раздражитель, который вызывает ощущения, может быть измерен, Фехнер предположил, что средством измерения ощущения может быть измерение интенсивности физического раздражителя. Точкой отсчета при этом выступала та минимальная величина раздражителя, при которой возникает первое, едва заметное ощущение. Это нижний абсолютный порог. Фехнер принял допущение, что все едва заметные разницы в ощущениях равны между собой, если равны приросты между раздражителями, которые происходят в геометрической прогрессии. Разностный порог Фехнер избрал в качестве меры измерения ощущения. Таким образом, интенсивность ощущения равна сумме разностных порогов. Эти рассуждения и конкретные математические вычисления привели Фехнера к известному уравнению, в соответствии с которым интенсивность ощущения пропорциональна логарифму раздражителя.
Для психофизических измерений Фехнер разработал три метода: метод едва заметных различий, метод средних ошибок и метод постоянных раздражителей, или метод истинных и ложных случаев. Эти классические методы измерения используются до настоящего времени.
Фехнер впервые осуществил приложение математики к психологии.
Психометрия. Предмет — измерение скорости протекания психических процессов: ощущений и восприятий, простейших ассоциаций. Эта новая линия в психологии началась в астрономии.
Настоящее развитие психометрия получила в исследованиях голландского физиолога Ф. Дондерса.
Дондерс изобрел методику исследования времени сложных психических процессов (1869). Сначала измерялось время простой реакции, т. е. время, протекающее с момента появления какого-нибудь простого слухового или зрительного раздражителя до момента ответного на него движения. Потом задание усложнялось и получало форму реакций выбора, реакций различения.
Измерялось время этих более сложных реакций. Затем из времени сложных реакций вычиталось время, затрачиваемое на простую реакцию, остаток приписывался тому психическому процессу, который требуется для операции выбора, различения или решения других задач.
В настоящее время работа Дондерса получила новое прочтение в рамках когнитивной психологии в связи с проблемой нахождения экспертного критерия для суждения об уровневой организации психики. В 1969 г. она была переиздана.
Большой вклад в психометрию внес австрийский физиолог 3. Экснер. Ему принадлежит термин «время реакции». Немецкий физиолог Л. Ланге произвел различение сенсорной и моторной реакций и показал, что в зависимости от того, настроен ли испытуемый на сенсорную сторону процесса или он имеет установку на его моторный аспект, время реакции существенно менялось. С этого времени начинается исследование установки.
Исследования количественных аспектов психических процессов открывали возможность объективного подхода к психическим явлениям. В этом заключается принципиальное значение работ в области психофизики и психометрии. Их результаты способствовали материалистическому пониманию психики.
studfiles.net
10. Основание психофизики и психометрии
Психофизика – классический раздел общей психологии, объясняющий многообразие наблюдаемых форм поведения и психических состояний различиями вызывающих их физических ситуаций. Выделяет два круга проблем: измерение порога ощущений и построение психофизических шкал.
К открытиям в психофизике пришел профессор анатомии и физиологии Лейпцигского университета Эрнст Вебер (1795-1878). Он задался вопросом: насколько следует изменять силу раздражения, чтобы субъект уловил едва заметное различие в ощущении. В работе «Об осязании» Вебер сформулировал закон различительной чувствительности: открыл определенную, математически формулируемую корреляцию между физическими стимулами и сенсорными реакциями. Он обнаружил, что добавочный раздражитель должен находиться в постоянном для каждой модальности отношении к уже воздействующему раздражителю, чтобы возникло едва заметное различение. Э.Вебер различал в кожных ощущениях три их разновидности: давления, температурные и локализации. Для изучения последнего изобрел эстезиометр (циркуль Вебера). Экспериментально установил, что кожа обладает разной чувствительностью в зависимости от локализации прикосновения.
Основоположником психофизики выступил немецкий ученый Густав Фехнер (1801-1887). В работе «Элементы психофизики» (1860) Г.Фехнер сформулировал основную задачу психофизики: разработать точную теорию соотношения между психическим и физическим, душой и телом. Он различал психофизиологии: внутреннюю (соотношение тело – душа, психическое – физиологическое) и внешнюю (соотношение психическое и физическое), Э.Фехнер разрабатывал внешнюю психофизику, которую возвел в ранг науки: сформулировал цель (измерение ощущений), создал экспериментальные методы, сформулировал основной психофизический закон. Он вывел формулу, согласно которой интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя (первое приложение математики в психологии).
Голландский физиолог Франс Дондерс (1818-1889) занялся экспериментами по изучению скорости протекания психических процессов. До него Г.Гельмгольц открыл скорость прохождения импульса по нерву. Это относилось к процессу в организме. Ф.Дондерс же обратился к измерению скорости реакции субъекта на воспринимаемые им объекты. Испытуемый выполнял задания, требовавшие от него возможно быстрой реакции на один из нескольких раздражителей, выбора различных ответов на разные раздражители и т.д. Эти опыты разрушали веру во мгновенно действующую душу, доказывали, что психический процесс, подобно физическому, м.б. измерен. И, хотя, как в психофизике, знание о нервной системе не вносило даже малой толики в объяснение новых данных, считалось само собой разумеющимся. Что психические процессы совершаются именно в ней.
Т.о., складывалась новая область психологического познания – психометрия, которая первоначально означала измерение временных характеристик психических процессов; а в настоящее время – круг вопросов, связанных с измерением в психологии.
studfiles.net
Возникновение психофизики и психометрии
Возникновение психофизики и психометрии
Важнейшим источником, на базе которого формировалась экспериментальная психология, явилась психофизика. Г.T. Фехнер (1801—1887) в работе «Элементы психофизики» сформулировал основную задачу психофизики: разработать точную теорию соотношения между физическим и психическим мирами, а также между душой и телом. Соответственно он различал две психофизики: внутреннюю (она должна разрешить вопрос о соотношении между душой и телом, между психическим и физиологическим) и внешнюю (ее задача — соотношение между психическим и физическим). Фехнер разработал только внешнюю психофизику.
Для работы в этой области Фехнер создал экспериментальные методы. Он сформулировал основной психофизический закон. Все это составило новую самостоятельную область знания — психофизику. Целью Фехнера было измерение ощущений. Поскольку раздражитель, который вызывает ощущения, может быть измерен, Фехнер предположил, что средством измерения ощущения может быть измерение интенсивности физического раздражителя. Точкой отсчета при этом выступала та минимальная величина раздражителя, при которой возникает первое, едва заметное ощущение. Это нижний абсолютный порог. Фехнер принял допущение, что все едва заметные разницы в ощущениях равны между собой, если равны приросты между раздражителями, которые происходят в геометрической прогрессии. Разностный порог Фехнер избрал в качестве меры измерения ощущения. Таким образом, интенсивность ощущения равна сумме разностных порогов. Эти рассуждения и конкретные математические вычисления привели Фехнера к известному уравнению, в соответствии с которым интенсивность ощущения пропорциональна логарифму раздражителя.
Для психофизических измерений Фехнер разработал три метода: метод едва заметных различий, метод средних ошибок и метод постоянных раздражителей, или метод истинных и ложных случаев. Эти классические методы измерения используются до настоящего времени.
Фехнер впервые осуществил приложение математики к психологии. Это возбудило огромный интерес и, конечно, критику. Было замечено, что закон верен лишь в известных пределах, т. е. если интенсивность раздражителя возрастает, то в конце концов наступает такая величина этого раздражителя, после которой любое его увеличение уже не приводит к увеличению ощущения. Это и ряд других критических замечаний не поколебали уверенности Фехнера в своем законе. Соглашаясь с критиками в деталях, он говорил: «Вавилонская башня не была достроена потому, что работники не могли столковаться относительно способа ее постройки; мой психофизический монумент уцелеет, потому что работники не могут столковаться относительно способа его разрушения».
Третьей областью, на базе которой выросла экспериментальная психология, явилась психометрия. Ее предметом является измерение скорости протекания психических процессов: ощущений и восприятий, простейших ассоциаций. Эта новая линия в психологии началась в астрономии. Астрономами было замечено, что реакция на воздействие никогда не происходит немедленно, всегда есть некоторое запаздывание ответа на сигнал. Был установлен факт индивидуальных различий в скорости восприятия. Разница в показаниях между отдельными наблюдателями была названа Бесселем «личным уравнением».
Началось измерение времени личного уравнения. Оказалось, что даже у одного человека оно может быть различным. Выяснилось, что одним из условий, существенно влияющим на это время, является то обстоятельство, ожидается или не ожидается сигнал. Большой толчок для исследований в этой области был дан изобретением тоже астрономами специального аппарата для измерения времени реакции — хроноскопа.
Настоящее развитие психометрия получила в исследованиях голландского физиолога Ф. Дондерса.
Дондерс (1818—1889) изобрел методику исследования времени сложных психических процессов (1869). Сначала измерялось время простой реакции, т. е. время, протекающее с момента появления какого-нибудь простого слухового или зрительного раздражителя до момента ответного на него движения. Потом задание усложнялось и получало форму реакций выбора, реакций различения.
Измерялось время этих более сложных реакций. Затем из времени сложных реакций вычиталось время, затрачиваемое на простую реакцию, остаток приписывался тому психическому процессу, который требуется для операции выбора, различения или решения других задач.
В настоящее время работа Дондерса получила новое прочтение в рамках когнитивной психологии в связи с проблемой нахождения экспертного критерия для суждения об уровневой организации психики. В 1969 г. она была переиздана.
Большой вклад в психометрию внес австрийский физиолог 3. Экснер. Ему принадлежит термин «время реакции». Немецкий физиолог Л. Ланге произвел различение сенсорной и моторной реакций и показал, что в зависимости от того, настроен ли испытуемый на сенсорную сторону процесса или он имеет установку на его моторный аспект, время реакции существенно менялось. С этого времени начинается исследование установки.
Исследования количественных аспектов психических процессов открывали возможность объективного подхода к психическим явлениям. В этом заключается принципиальное значение работ в области психофизики и психометрии. Их результаты способствовали материалистическому пониманию психики. Сама постановка вопроса о протекании психических процессов во времени встретила резкую критику со стороны идеалистов.
mirznanii.com