Кто такие аскеты: АСКЕТ | это… Что такое АСКЕТ?

Содержание

Аскетизм: Что Это? | Понятие, Примеры, Известные Аскеты

Выясним, что такое аскетизм? Это тот образ жизни, который выбирает для себя определённая часть населения. Но с чем связан выбор? Аскет экономит на своём существовании или продлевает собственную жизнь, отказываясь от излишеств? А может, это обязательная составляющая духовного учения, без которой невозможно просветиться, обогатить себя духовно? Поговорим о тонкостях понятия с учётом сфер его использования.

Краткое содержание:

Что такое аскетизм?

Аскетизм – это простыми словами воздержание от удовлетворения своих потребностей, от благ цивилизации. Это осознанное решение человека вести простую, лишённую изысков и излишеств, жизнь.

Термин «аскетизм» с греческого переводится как «упражнение», «задание», «урок». В этом смысле понятие «аскеза» используется, как обет отдельного человека отказаться от какого-либо удовольствия, например, любимого лакомства.

Но аскетичность – это то, что рассматривается гораздо шире. Подразумевается, что личность ведёт скромный образ жизни, ограничивая себя в еде, питье, комфорте. Можно предположить, что аскеты лишены всякого удовольствия. Они не позволяют себе лакомый кусочек и не окружают себя роскошными предметами.

Однако, многие из аскетов довольно обеспеченные люди. Просто они сделали выбор в пользу отказа от того, что считают излишеством и вполне довольны своей жизнью.

Аскетизм в философии

Аскетизм в философии рассматривается только как образ жизни. Это особое течение, направление науки, которое сформировалась благодаря взглядам отдельных философов.

К аскетам принадлежали такие легендарные личности, как Сенека, Марк Аврелий, Диоген Синопский и другие представители философии.

В основе их учений лежали следующие принципы:

1. Дух должен быть сильнее тела, то есть не нужно слушать того, что просит тело, ублажать его. Следует утолять душевный голод, заниматься науками, религией, посвящать время развитию и самообразованию.

2. Следует жить в согласии с законами Вселенной, не нарушать природных законов. Здесь подразумевается использование даров природы. Зачем нужны роскошные наряды, если можно пошить себе кафтан из шкуры животного?

3. Высокая нравственность. Человек – существо разумное. Он не должен жить инстинктами. Голод не повод забить животное, можно насытить желудок растительной едой.

Философы, выбравшие аскетичный образ жизни, полагали, что освобождаются от воздействия внешнего мира, отказываясь от роскоши. Они очищаются духовно, становятся открытыми для знаний.

Аскетизм в психологии

Аскетизм, альтруизм, гедонизм часто рассматриваются психологами как средство достижения цели. То есть, человек ставит перед собой цель и добивается её, выбрав, аскетический образ жизни.

Ярким примером может послужить следующая ситуация. Полная девушка намеренно ограничивает себя в еде. Она выбирает простые продукты, чтобы сбросить вес. Но свои отказы она объясняет тем, что придерживается аскетичного образа жизни. Главное, что цели она достигает, то есть худеет.

Аскетом себя может объявить человек не совсем обеспеченный. Он не в состоянии приобрести необходимую бытовую технику, к примеру. Чтобы как-то возвысить себя в собственных глазах, он скажет о том, что предпочитает жить аскетом.

На самом деле настоящие аскеты самосовершенствуются. Они проделывают огромную внутреннюю работу над собой, избавляются от недостатков, пагубных привычек. Они духовно развиваются. Это положительная сторона аскетизма.

Таким образом, те, кто объявил себя аскетами, должны ограничивать себя не только в еде. Они не допускают негативных мыслей, не ублажают своё тело, не позволяют себе злорадство, сплетни, воровство и т.д.

Как охарактеризовать аскетичного человека?

Говорить о том, кто такой аскет, следует с учётом образа жизни, который выбирает личность. Аскет – это человек, который ведёт скромную, спартанскую жизнь. Но он выбрал её осознанно, а не в связи с обстоятельствами. Она его устраивает. Более того, он не чувствует себя обделённым, несчастным. Аскет достигает гармонии с самим собой.

Аскеты – это те люди, которые обладают нерушимой силой воли, твёрдым характером. Попробуйте отказаться на день от кофе, к примеру, или от сигарет, чтобы понять, что имеется в виду. А аскетичный человек отказывается от удовольствий и привычек намеренно, осознанно.

Факт! Аскетичный образ жизни может быть выбран в качестве наказания. Таким образом, личность очищает себя от какого-либо греха. После того как обет выполнен, такой человек возвращается к привычному для себя существованию. Он как бы снял с себя вину за совершенный проступок.

Современные аскеты придерживаются следующих принципов:

1. Умеренное питание, отказ от дорогих, изысканных продуктов.

2. Предпочтение умственного и культурного развития. Лучше потратить деньги и время на хорошую книгу, посещение театра, выставки. Развлечения в клубах, дорогая мебель, бытовая техника, гаджеты – не приветствуются.

3. Минимум одежды. В гардеробе должны быть только функциональные вещи, предназначенные для того или иного сезона. У аскета вы не найдёте в шкафу два пуховика. Он располагает одной курткой, которую носит не один сезон.

4. Бережное отношение к природе. Аскеты борются за экологию. Они отказываются от использования пластиковых бутылок, пакетов и т.д.

5. Благотворительность. Люди стараются помочь обездоленным, больным, сиротам.

Причины аскетизма самые разные. Кто-то решил вести подобный образ жизни из-за проблем со здоровьем, кто-то хочет облагородить планету, кто-то исследует свои возможности, уделяет время духовному развитию.

Аскетизм проповедуют все религии мира. Истинно верующий человек должен заботиться о своей душе, а не о теле. Аскетов много среди буддистов, православных, католиков, мусульман. К сожалению, высшие чины священнослужителей далеко не всегда можно причислить к данной категории.

Примеры аскетизма

Аскетизм, как образ жизни, выбирают многие люди. Практика показывает, что цель современных аскетов далеко не духовная. Аскетичная жизнь – вынужденная мера.

Приведём простейший пример. Молодые супруги взяли квартиру в ипотеку. Ежемесячно они должны платить по кредиту, иначе они останутся без недвижимости. Отдавать приходится едва ли не все заработанные средства. Конечно, пара ведёт аскетичный образ жизни, отказываясь от всех излишеств, экономя на продуктах, одежде, развлечениях. Как только, они исполнят долговое обязательство, они вернутся к своему прежнему образу жизни. Истинными аскетами назвать их сложно, духовному развитию здесь нет места. Это, скорее, средство выживания. Тем не менее их образ жизни имеет все признаки аскетизма.

Человек, осознавший для себя важность религии или какого-либо другого учения, чаще всего также начинает поститься, ограничивать себя в еде, удовольствиях, привычках. Тут можно говорить о религиозном аскетизме.

Человек может использовать ограничения только в какой-то одной сфере. Например, выбрать аскезу в питании. Это значит, что он будет воздерживаться от излишеств, но все остальные блага цивилизации оставит для себя доступными. В этом случае аскетизм можно трактовать как некий обет, временное или пожизненное ограничение, запрет для самого себя на что-либо.

Примеров аскетизма в жизни – масса. Но нужно понимать, что в идеале – это не только ограничение, но и нравственное обогащение, духовная чистота, избавление от того, что дарит нам цивилизации.

Отличный пример – отшельники. Современные люди покидают города, обжитые квартиры, оставляют работу и отправляются на поселение в глушь. Они живут в землянках, самостоятельно изготовленных домах, добывают себе пропитание, не пользуются электричеством, горячей водой, то есть ведут аскетичный образ жизни.

Возникает вопрос, можно ли назвать жизнь заключённых или бомжей аскетичной? Скорее всего, нет. Ведь это вынужденные условия. Хотя многие люди, когда хотят охарактеризовать человека, лишённого всего самого необходимого, часто употребляют синоним аскетичный. Они не учитывают тех факторов, которые определили свойственный данной личности образ жизни.

Если рассуждать подобным образом, то большая часть россиян вправе назвать себя аскетами. Большая часть населения живёт не роскошно, практически бедствует, но не уделят времени духовному развитию.

Духовный аскетизм

Аскетизм присутствует в разных религиях. Во всех учениях действуют запреты и ограничения. Христианский аскетизм проявляется в отказе мяса, молока во время поста, в воздержании от секса в дни православных праздников, поста.

Аскетизм в христианстве основан на очищении разума от негатива, дьявольских мыслей. Поведение человека должно быть достойным. Многожёнство, связи до брака, прелюбодеяние осуждаются.

Пьянство не допускает ни одна религия в мире. То есть, верующий христианин живёт аскетично, того требуют законы религии, так диктует Священное Писание – Библия.

Жития святых подтверждают данный факт. Старцы отказывались от всего. Жили скромно и уединенно, боролись со своими желаниями. Особенно тяжело им давался обет безбрачия. Это тоже проявление аскетизма.

Аскетизм в христианстве неразрывно связан с образом Христа. Он вёл скромную жизнь. То же самое делали и его последователи.

Мусульманский аскетизм не менее строг. Но всё же мужчинам в этом случае жить проще, комфортнее. Для них делаются исключения. Они могут позволить себе одеваться так, как считают нужным, богатство не осуждается, а содержание нескольких женщин приветствуется. Главное, чтобы мужчина мог их прокормить и обеспечить достойное существование каждой.

Аскетизм в исламе ярко проявляется по отношению к женщинам. Они не могут выйти на улицу в открытой одежде, непокрытой головой. Мусульманки ведут затворнический образ жизни, который можно сравнить с аскетическим.

Запрет на употребление свинины можно рассматривать как проявление аскетизма, особенно если мусульманин отказывается от мяса нечистого животного даже тогда, когда употреблять другой сорт не имеет возможности. Здесь уже можно говорить об истинном мусульманстве.

Считается, что первым проповедником аскетизма в буддизме стал принц Гаутама Сиддхартху. Он отказался от благ и в итоге достиг духовного просветления. Он стал Буддой. Но поначалу принцу пришлось истязать своё тело и плоть аскезами. Он боролся с голодом, сексуальным желанием, Однако он едва не умер от истощения. Этот факт привёл принца к мысли о том, что главное – медитация, духовное очищение, освобождение от негатива.

Буддисты не практикуют отказ от еды. Они сосредотачиваются на мыслях. Каждый помысел контролируется. Происходит внутренняя борьба со своими желаниями. В результате человек достигает нирваны – благостного состояния гармонии с самим собой.

Аскетизм в интерьере

Аскетизм в дизайне представлен стилем «минимализм». Приветствуются строгие, лаконичные формы. Главное – пространство. Ненужные и непрактичные предметы отсутствуют. Аскеты, к примеру, не станут украшать стены картинами или не приобретут мягкое, удобное кресло. Они будут довольствоваться малым: кроватью, столом, стулом и шкафом.

Многие дизайнеры по оформлению интерьеров учитывают бюджет собственника квартиры и предлагают клиенту отдать предпочтение модному направлению – минимализму, что автоматически предполагает скромную и более бюджетную меблировку.

Аскетизм в одежде

Выясним, что такое аскетизм в одежде. Главное предназначение нашей одежды – защищать тело от холода, жары, посторонних взглядом. Если одеяние справляется с данной функцией, то ничего менять не нужно.

Аскеты в одежде, как правило, не обращают внимания на тенденции моды. Главное, чтобы пальто спасало от холода, а то, что человек носит его уже несколько лет, не имеет никакого значения.

Аскеты выбирают практичную одежду, ориентируясь на её функции, а не на вид. Стиль, мода не учитываются. Но аскеты следят за тем, чтобы одежда была не только скромной, но и чистой, опрятной.

Аскетизм в питании

Аскетизм в еде проявляется в ограничении, отказа от обильного питания. Меню должно быть скоромным. Отлично, если все продукты произведены или добыты собственным трудом. Омаров и тортов аскетик себе не позволит. Обычный суп, каши, овощи, фрукты – вот основные блюда аскетов.

Известные представители аскетизма

Известные аскеты выбрали для себя путь очищения, познания Вселенной. Они, отказываясь от благ цивилизации, просветляются, воспитывают в себе те или иные качества, устраняют недостатки.

То есть аскеты самосовершенствуются. Аскетичная жизнь позволила им овладеть знаниями, привела к мудрости, открыла тайны Вселенной. История располагает сведениями о таких личностях. Далеко не все они были последователями религиозных или философских учений. Ярким примером может послужить легендарный полководец А. Суворов. Он жил просто, не гордился богатством, не брезговал солдатской едой.

Известно высказывание Суворова: «Держи голову в холоде, ноги в тепле, а желудок в голоде». Это утверждение давно стало поговоркой и доказательством аскетизма полководца.

Как аскет прославилась и мать Тереза. Она ратовала за милосердие, помогала больным и страждущим, вела скромный образ жизни и не стремилась окружить себя роскошью.

Многие обеспеченные и успешные люди предпочитают вести аскетичный образ жизни. Они не гордятся своими талантами и богатством. Примером послужит Марк Цукерберг – «родитель» социальной сети «Фейсбук». Он и его супруга придерживаются аскетических взглядов на жизнь.

Хосе Кордано – глава Уругвая – перечислял свои сбережения в пользу нуждающихся. Он вёл скромный образ жизни.

Киану Ривз – известный актёр, получатель миллионных гонораров – предпочитает передвигаться на общественном транспорте, отказывается от излишеств. Большую часть заработка жертвует онкологическим больным.

Отметим, что практически все аскеты доживают до преклонных лет жизни. Они ведут не только скромный, но и здоровый образ жизни, не нервничают по пустякам, не злоупотребляют алкоголем, ходят пешком. А это способствует долголетию.

Заключение

Говорить о том, аскетизм – это хорошо или плохо, следует с учётом того, в каком смысле он рассматривается. Если человек вынужден жить в нищенских условиях, отказывая себе и детям даже в необходимом, говорить об аскетизме, трудно. Это скорее, укор нам.

Но если человек имеет средства к существованию, но не тратит их бесполезно, бездумно, удовлетворяя все свои прихоти, то он достоин похвалы. Выбрав скромный образ жизни, он может облегчить существование обездоленных, потратить средства на помощь нуждающимся, на развитие науки и т.д.

В любом случае, аскетизм, как умеренное потребление еды, жизнь без излишеств, приносит несомненную пользу. У человека появляется больше возможностей и времени для своего развития как физического, так и духовного. Но каждый человек, задумывающийся о таком вопросе, должен ответить на него самостоятельно. Напомним, что аскетизм – добровольное и осознанное решение.

Каролина Кораблёва

Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва.  Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни.
В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».

Мы в телеграм канале! Присоединяйся!

Интернет: Интернет и СМИ: Lenta.ru

«База кормит» — популярный мем, возникший благодаря украинскому блогеру Стасу Аскету. С 2019 года мужчина на своем примере показывает, как современный человек может добывать пропитание и одежду, обходясь совершенно без денег. Все, что нужно для удовлетворения бытовых нужд, Аскет находит на большой свалке и несет в свой полуразвалившийся дом. Как 27-летний украинец дошел до такой жизни и почему его ролики смотрят миллионы зрителей — в материале «Ленты.ру».

Дом вверх дном

Если попытаться описать жилище Стаса одним словом, то этим словом скорее всего будет «халупа». Новым зрителям Аскета может показаться, что блогер снимает ролики в какой-то заброшенной деревенской избе. Однако на самом деле в этой избе он живет с рождения, о чем признавался в одном из ранних постов. Когда Стасу исполнилось 18 лет, родители переехали и оставили дом ему. Сейчас Аскету 25 лет, хотя по паспорту — 27. С чем связан такой разрыв, блогер не объясняет. Просто говорит, что вычеркнул два года из своей жизни.

Фото: @stas_asket

Сегодня постройка, в которой живет блогер, выглядит удручающе: крыша постоянно протекает, стены разваливаются, во многих местах зияют огромные трещины. Стас периодически ремонтирует жилище, но проблемы возвращаются. Донимают и другие «жители» — дом кишит мышами и насекомыми, которые постоянно покушаются на еду Аскета. Мышеловки и клейкие ленты ситуацию практически не спасают.

Ни о каких удобствах Стас даже не мечтает. Самодельный туалет находится на улице, горячей воды в доме нет, что, однако, мало беспокоит Аскета. В теплое время года молодой человек моется в речке, а зимой освобождает свою ванну от скопившегося мусора, греет воду в металлических ведрах и выливает ее на себя. Кондиционеров и обогревателей в доме тоже нет — температура внутри регулируется либо форточкой, либо печкой.

Непривычно для жителя современного города выглядят и другие бытовые манипуляции Аскета. Например, грязные вещи Стас раскладывает по ведрам, заливает водой и посыпает тертым хозяйственным мылом. Продукты блогер хранит в погребе — холодильник сломался еще несколько лет назад

«База кормит»

«Можно сказать, что база — это мама, папа, брат и сестра в одном лице», — то ли в шутку, то ли всерьез говорил Аскет в одном из роликов. Подписчики уверены, что базой он называет либо какой-то особенный мусорный полигон, либо все свалки в округе. Так или иначе мужчина добывает пропитание, одежду и технику в местах скопления отходов. Однако ни в одном из видео он так и не показал сам процесс.

«Я вообще боюсь представить, если я обозначу это место и про него узнают подписчики местные, то тогда какое количество людей там будет. Поэтому сейчас я стараюсь это место держать максимально в тайне», — объяснил блогер причины того, что все подробности о базе покрыты завесой тайны.

Стас проводит на базе по несколько часов в день. Добычу он привозит на стареньком велосипеде, который регулярно требует ремонта. Например, когда Аскет доставлял телевизор, у велосипеда отвалилось колесо. Вполне вероятно, что и сам транспорт блогер нашел на базе

Каждый выезд на базу для Аскета становится своеобразной лотереей. При хорошем стечении обстоятельств можно урвать сотню банок просроченной тушенки, а если не повезет — придется довольствоваться раздавленными яблоками и испорченной вареной сгущенкой. Впрочем, мужчина находит применение практически любым продуктам: те же яблоки можно будет пустить на фреш, а сгущенку — на сладкие трубочки.

Фото: @stas_asket

Почти всю свою домашнюю технику Стас нашел на помойке. Он слушает Гарика Сукачева и Игоря Талькова на советских кассетных магнитофонах, а хлеб жарит на стареньком тостере с базы. Для дезинфекции мужчина просто залил внутрь водку и включил питание — жидкость быстро испарилась, и прибор, по мнению Аскета, стал готов к использованию. Такую же процедуру прошла и найденная на свалке советская вафельница.

Вкус, который запоминается надолго

Испорченные колбасы, протухшее мясо, пожелтевшая селедка, просроченная моцарелла — блогер готов съесть буквально все, что найдет на помойке. Его девиз: «Нет несвежей пищи, есть только слабые желудки».

Чтобы оценить силу духа Аскета, достаточно посмотреть его ролик «Жаркое из легких». В начале видео Стас достает из холщового мешка свежедобытое «сокровище» — говяжье легкое, перемешанное с мусором и листьями.

Перед приготовлением мужчина несколько раз промыл субпродукт в ведре с горячей водой, нарезал его, а затем повторил водные процедуры. Во время этого процесса в некоторых кусках легкого Стас обнаружил гнойные язвы.

Фото: @stas_asket

«Да, это уже мне не нравится. Думаю, если проварится, то этот гной скорее всего должен самостоятельно выйти оттуда. Так что не такие уж и идеальные эти легкие. Но все-таки посмотрим, какими они будут на вкус», — беззаботно сказал автор видео, пальцами выдавливая гной из легкого. Блогер сказал, что гнилой продукт — это всего лишь очередной вызов его организму.

В конце ролика Аскет традиционно пробует результаты готовки. В ролике о гнилом легком вкус получившегося блюда он называет «неопровергаемо великолепным». Кроме того, мужчина изрекает философскую мудрость, на которую его натолкнул испорченный продукт.

Не нужно судить по внешнему виду. Внешний вид — это всего лишь оболочка того сокровища, которое скрывается внутри

Стас Аскетблогер

Прошлая жизнь

О детстве и прежней жизни Аскета известно немного: он не дает интервью и лишь изредка проливает свет на свое прошлое. В 2019 году Стас писал, что он «сентиментальный и замкнутый человек». Он не ходил в детский сад, а основную часть времени в детстве проводил на улице. Учеба ему давалась непросто, поэтому подросток ушел из школы после девятого класса.

«После личных потрясений в жизни я начал углубленно заниматься саморазвитием и духовным насыщением. По мере своей осознанности я отказался от всего и оставил это в прошлом. Мой сегодняшний образ жизни — это результат огромного пути моего сознания по дебрям человеческого предназначения. Я не такой, как все, и никогда не стану другим. Я человек из другого времени. Жаль только, что это время еще не настало», — делится своими мыслями блогер.

Фото: @stas_asket

До того как начать вести аскетичный образ жизни, молодой человек работал в фирме по производству тротуарной плитки. Он часто ходил в бары с друзьями за компанию: сам Стас не курил и почти не пил, поэтому ему было непросто находиться в окружении употребляющих алкоголь приятелей. Во время подобных посиделок будущий блогер нередко задумывался о своей «бесцельной, рутинной жизни». В один из таких вечеров он почувствовал, что хочет кардинально измениться, но не знал, с чего начать.

«Все, что у меня было на тот момент, — это примитивная работа, окружение случайных знакомых и бесперспективная дальнейшая жизнь. Сидя молча в смраде табачного дыма, я снова и снова прокручивал в голове эпизоды своих будней. Я чувствовал себя чужим на этом празднике жизни», — вспоминает Стас.

Будущий Аскет погрузился в рефлексию на весь оставшийся вечер, поэтому вернулся домой в крайне подавленном состоянии. Он случайно разбил свой смартфон, но не придал этому никакого значения и просто завалился спать. Стас не вставал с кровати около суток: большую часть этого времени он обдумывал план по изменению образа жизни.

Аскет мысленно «начал отсекать все ненужные элементы из жизни». Сначала он отказался от общения с друзьями и знакомыми, затем уволился с работы. Он решил замкнуться в себе на какой-то период, чтобы получить ответы на терзавшие его вопросы.

Уснув, перечеркнув прошлое, я проснулся совершенно другим человеком. Именно тогда я перестал быть заложником обстоятельств и стал хозяином своих действий. Я понятия не имел, какой путь мне еще предстоит пройти. Это был лишь первый шаг перед началом моего становления…

Стас Аскетблогер

Не верят

Канал украинского блогера быстро растет: с 2019 года Стас набрал более 367 тысяч подписчиков и почти 48 миллионов суммарных просмотров роликов на YouTube. Популярности помогают стримеры и коллеги по цеху: они активно следят за жизнью Аскета, делают нарезки из его роликов и снимают свою реакцию на них.

Фото: @stas_asket

Правда, даже сами зрители не могут объяснить, по какой причине они смотрят подобный контент. «Вы тоже не понимаете, зачем вы это смотрите, но смотрите с интересом?» — написал один из пользователей YouTube под роликом Аскета и получил почти 10 тысяч лайков от других юзеров. «Видимо, энергия Аскета захватила в свой плен», — отвечают фанаты.

Пока одни пытаются разобраться со своими эмоциями по отношению к Стасу и его деятельности, другие ищут подвох в его истории. Некоторые считают видео Аскета постановочными. Они уверены: если бы мужчина действительно питался тем, что он показывает в своих роликах, его бы уже давно не было среди живых. Не все верят и в то, что блогер действительно живет в том доме, который показывает. По их мнению, обшарпанные пыльные комнаты — лишь декорация

В итоге пользователи «Двача» даже провели расследование, чтобы выяснить, действительно ли Аскет ведет подобный образ жизни. Двачеры вычислили дом блогера на окраине Мариуполя. Нашли даже соседа Стаса, который сказал, что живет в доме неподалеку.

На вопрос о том, что довело Аскета до такой жизни, сосед ответил, что в их районе многие ведут похожий образ жизни. «А Стасян кайфует, ему по барабану», — резюмировал знакомый блогера.

Аскетизм Против. Самоотречение

Мы читаем в Бытии, что Бог сотворил небо и землю ex nihilo , из ничего, и что все, что Он сотворил, было хорошо (Бытие 1:4, 10, 12, 18, 21, 25) . Из этой истории сотворения ясно, что Господь наслаждается делом рук Своих.

Бытие 1:31 говорит нам:

И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма.

Мы, созданные по образу Божию, призваны быть сотворцами. Мы не можем создать что-то из ничего, но мы созданы для того, чтобы создавать что-то из чего-то. Через нашу работу мы призваны быть продуктивными. Мы должны наслаждаться не только работой Божьих рук, но и своей собственной.

Однако некоторые христиане считают, что из-за грехопадения этот физический мир больше не является хорошим. Они считают, что наслаждению материальными вещами нет места в жизни верующего. На протяжении всей истории церкви христиане подвергались искушению обесценивать богатство творения, как будто более «духовно» жить жизнью, лишенной красоты, музыки, литературы, живописи и всего прочего, что создал человек. божьей щедрости.

Это не новая идея. Во времена Реформации Жан Кальвин ответил на этот негативный взгляд решительным утверждением красоты этого мира и уместности нашего наслаждения им. Он написал,

Если бы Господь привлек наши глаза к красоте цветов, а наше обоняние к приятным запахам, и было бы тогда грехом пить их?

Философ XVII века Блез Паскаль пишет:

Все люди ищут счастья. Это без исключения. Какие бы различные средства они ни использовали, все они стремятся к этой цели.

Паскаль прав. Мы верим, что Бог специально создал нас, чтобы мы стремились к счастью и наслаждению. Одной из областей, в которых мы должны найти это счастье и радость, является Божье творение и то, что мы делаем из него.

Но Библия призывает к самоотречению тех, кто следует за Христом. Разве Иисус не сказал: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя…» (Мф. 16:24). Как мы можем наслаждаться собой и одновременно отказывать себе?

Мы ошибаемся, если думаем, что самоотречение требует воздержания от всех земных удовольствий. Это не то, чему учит Библия. Библия никогда не предлагает христианину практиковать аскетизм, то есть самоотречение, доведенное до греховной крайности. Напротив, Бог обильно благословил нас «всем для удовольствия», как сказано в 1 Тимофею 6:17.

Апостол Павел пишет в Послании к Титу 2:11-12:

Ибо явилась благодать Божия , спасительная всем людям. Она учит нас говорить «нет» нечестию и мирским страстям и жить воздержанной, честной и благочестивой жизнью в нынешнем веке.

Самоотречение означает сказать «нет» нечестию и мирским страстям и жить в праведных рамках, установленных Богом. Мы должны делать то, что Бог повелел нам делать, и воздерживаться от того, что Бог повелел нам не делать.

Тот, кто руководствуется своими эгоистичными желаниями, будет стремиться удовлетворить эти желания, не обращая внимания на законы Бога. Самоотречение требует, чтобы наше желание повиноваться Богу взяло верх над нашими разрушительными желаниями найти удовлетворение за пределами того, что Бог приготовил для нас.

Иисус требует, чтобы мы отвергли себя, подчинили свои желания и волю воле Бога. Но воля Божья позволяет нам наслаждаться Его творением и законно удовлетворять свои физические желания.

Джон Пайпер называет это «христианским гедонизмом», о котором Элиз Амикс упомянула в недавнем посте, но я напишу больше об этой концепции на следующей неделе.

© 2023 Институт веры, труда и экономики. Все права защищены. Напечатано с http://tifwe. org/how-to-be-productive-in-2014/. Для получения разрешения на перепечатку обращайтесь по адресу [email protected].

Добродетель аскетизма | Thinking Faith: Интернет-журнал иезуитов в Британии

Так от чего вы решили отказаться ради Великого поста? Мы часто слышим, что важно не отказываться от чего-то, а делать что-то позитивное. Но странно, не правда ли, до сих пор держится ощущение, что Великий пост действительно об отказе от вещей? Отказ от шоколада, отказ от алкоголя, отказ от десертов, отказ от сигарет, отказ от телевизора, отказ от мяса по пятницам… К лучшему или к худшему, мы склонны спрашивать себя не «Что я собираюсь сделать хорошего в Великий пост?», а «От чего я собираюсь отказаться?» Так почему же мы так зациклены на посте, воздержании, сдавать вещи?

Путь аскезы

«Есть только две философии жизни, — сказал однажды Фултон Дж. Шин, — одна — это сначала пир, а потом головная боль; другой — сначала пост, а потом пир». Сегодня, как никогда, созрело время для восстановления и обновления этой второй «философии», пути аскезы.

На поверхностном уровне аскетизм (совокупность практик добровольного самоотречения, таких как воздержание от пищи) сегодня не представляет для нас особой привлекательности. В киноверсии Код да Винчи сумасшедший и кровожадный монах-альбинос Сайлас изображен плетью себя и с цепью, обмотанной вокруг его ноги, которую он затягивает, чтобы пролить собственную кровь. Такая картина передает фанатизм, ненависть к себе и религиозную практику, оторванную от всего святого, здорового и доброго.

Однако сегодня в нашей культуре есть многочисленные признаки того, что на более глубоком уровне существует стремление к освобождающему аскетизму, если бы мы только знали, как его практиковать. В эпоху розничной терапии и потребительства мы слышим о людях, которые открыли для себя преимущества сокращения, расхламления и материальной простоты. Пойманные в непрекращающемся и лихорадочном темпе современной жизни, мы ищем способ сойти с конвейерной ленты суеты и найти место, чтобы просто быть, быть с другими, быть с Богом. Тоня в бесконечном море калорий, мы покупаемся на многомиллиардную, но явно неэффективную диетическую индустрию с ее обещаниями «естественного» очищения организма от токсинов, «соковым голоданием» и тысячами разновидностей квазиаскетических практик. Осознавая нашу склонность к непреднамеренному чрезмерному использованию Интернета и других наших коммуникационных гаджетов, мы жаждем свободы, которая приходит от того, что мы «отключены», но не можем заставить себя выдернуть вилку из розетки даже на несколько часов. Есть ли тогда способ извлечь из христианской традиции мудрость для подлинной практики аскезы, которая может привести к свободе и молитвенности, которых мы жаждем сейчас больше, чем когда-либо?

Три искажения

Первое, на что следует обратить внимание, это то, что христианская традиция вполне осознает, что пост и воздержание могут пойти не так по ряду довольно предсказуемых причин. Я отмечу три видных искажения, которым особенно подвержен аскетизм, и средства, предписываемые традицией.

1. Искажение избытка

Первая опасность, которой подвержен аскетизм, это избыток . Например, голодание в течение длительного времени может привести к самовозвеличиванию и гордости за собственные достижения, что в конечном итоге приведет к обратным результатам. Как знает почти каждый, кто когда-либо пробовал сидеть на диете, за чрезмерным голоданием быстро следует переедание. В крайних случаях это может быть даже вредно для здоровья, как это было со святым Игнатием Лойолой вскоре после его обращения. Позже, когда он стал более проницательным и зрелым, он понял, что такой героический пост не был тем, чего желает Бог.

Традиционным исправлением чрезмерного голодания является доктрина «среднего». Среднее — это середина между слишком большим и слишком маленьким. Полезной аналогией может служить музыкальный инструмент: чтобы он оставался настроенным, струны не должны быть ни слишком натянутыми, ни слишком расслабленными, а должны быть средними. Святой Фома Аквинский указывает, что даже пост есть дело среднего: не следует поститься до такой степени, чтобы повредить своему здоровью или стать слишком слабым, чтобы выполнять задачи своего занятия, ибо это было бы излишеством. Следуя философам-стоикам, он рекомендует постепенный подход: начинайте с малого, шаг за шагом приближайтесь к среднему. Лучше быть терпеливым, быть нежным, чем пытаться эффектно и рисковать столь же зрелищным крахом.

Сегодня мы настолько далеки от другой крайности, что чрезмерное голодание вряд ли является нашей главной опасностью. Фома делает вызывающее заявление, которое может удивить нас сегодня, но заслуживает нашего серьезного рассмотрения: пост, по его словам, является не просто церковным законом, но требованием самой человеческой природы. Другими словами, взрослый человек не может надеяться найти правильный баланс в жизни, не может надеяться найти середину, кроме как с помощью регулярной практики голодания. В противном случае наши стремления к вещам, которые хороши сами по себе, переходят границы и в конечном итоге порабощают нас.

Найти середину в сегодняшнем аскетизме, среднюю точку между излишествами и распущенностью — задача, требующая внимания к мудрости традиции, а также упражнения христианского воображения. Новый аскетизм сегодня будет включать в себя не только воздержание от еды, но и от любого аспекта современной жизни, в котором начинает преобладать принуждение, и мы теряем нашу свободу, наше равновесие. Если я покупаю вещи, чтобы чувствовать себя лучше, возможно, мне нужно воздержаться от покупок; если я обнаруживаю, что одержимо проверяю Facebook и Twitter, или проверяю свои сообщения или электронную почту, возможно, мне нужно воздержаться от этого; и так далее. В любом случае, нам нужна творческий верность традиционным практикам поста и воздержания, осознание того, что аскетизм прошлых веков необходимо восстановить, но также адаптировать к новой эпохе потребления, Интернета и ухудшения состояния окружающей среды.

2. Извращение дуализма

Второй способ искажения аскетизма более тонкий, а потому и более коварный. В католической духовности тех, кто стремился к прогрессу в духовной жизни, часто поощряли «умерщвлять» свою плоть, буквально предать ее смерти. Конечно, под «плотью» здесь понимается не само тело, а наша греховная природа. Тем не менее, непреднамеренно создававшееся впечатление, по крайней мере иногда, состояло в том, что духовная жизнь означает отказ от всего, что есть от тела. Другими словами, существует риск дуализм , рассматривающий душу как добро, а тело и материальный мир как зло.

Такой дуализм, конечно, сильно противоречит некоторым основным положениям христианской веры, доктринам Творения, Воплощения и Воскресения. Мы верим, что при сотворении Бог мог посмотреть на сотворенный Им мир и увидеть, что он «хорош весьма» (Бытие 1:31). Мы верим, что в Иисусе Христе Бог стал плотью и таким образом освятил человеческое тело. Мы верим, что в последний день тело и душа будут вознесены в воскресение Христа. Таким образом, в нашей вере нет места отвержению тела и материального мира как нечистых.

Риск, таким образом, заключается в том, что наши аскетические практики бессознательно заражаются пренебрежением к нашим телам, нашим страстям, нашей сексуальности, которые следует рассматривать как драгоценный дар от Бога. Смысл подлинно христианского подвижничества не в том, чтобы освободить душу от тела, и даже не в том, чтобы подавить тело и его порывы, а в том, чтобы поднять их на истинно духовный уровень, интегрировать в духовное путешествие к Богу.

3. Искажение пустой религиозности

Чтобы выявить третье и последнее искажение аскетизма, нам нужно обратить внимание на убедительные слова пророка Исаии (58:5-6):

Это то, что вы называете постом, днем, угодным Господу ?

Не тот ли пост я избрал:
чтобы развязать цепи несправедливости и развязать узы ярма,
чтобы освободить угнетенных и сокрушить всякое ярмо?

Здесь пророк нападает на

пустую религиозность , которая пытается выслужиться перед Богом, не обращая внимания на основной долг справедливости по отношению к бедным. Пустая религиозность, сосредоточенная исключительно на внешней религиозной практике, есть бегство от реального мира: теряется сила религиозной практики открывать сердце для преобразования, ведущего к более глубокой любви к Богу и ближнему.

Тем не менее, мы не должны неверно истолковывать критику Исайи как атаку на практику поста как таковую. Исаия говорил в то время, когда аскетические практики считались чем-то само собой разумеющимся, частью повседневной жизни. Он призывал людей осознать, что их религиозные обряды не имеют смысла, если между ними и тем, как они относятся к другим, не существует единства. Сегодня мы часто испытываем иное искушение предположить, что истинная религия заключается просто в том, как мы относимся к другим, и что нам больше не нужна духовность, воплощенная в конкретных религиозных практиках, таких как пост. В этом отношении мы можем вспомнить памятную критику со стороны антрополога Мэри Дуглас относительно того, что внешняя практика не имеет ничего общего с истинной духовностью или подлинной религией:

Ибо ошибочно полагать, что может быть религия, целиком внутренняя, без правил, без литургии, без внешних признаков внутренних состояний. Как и в случае с обществом, так и с религией внешняя форма является условием его существования.
..
(Мэри Дуглас, Чистота и опасность: анализ концепций загрязнения и табу [Нью-Йорк/Вашингтон: Прегер, 1966], с. .62.)

То, к чему нас призывают пророки, есть не отказ от аскетической практики, а настоящий пост, вовлекающий нас телом и душой. Тогда пост станет не бегством от реального мира, а способом сблизиться с теми, кто практикует, по выражению Ганди, «вечный обязательный пост» просто потому, что им не хватает еды.

Почему быстро?

Как мы уже видели, если мы хотим заниматься здоровым и святым аскетизмом сегодня, нам нужно следовать мудрости, которую мы находим в нашей традиции, которая может помочь нам избежать ловушек избытка , дуализма а из пустая религиозность . Не менее важно и то, что традиция учит нас избегать чрезмерных исправлений, ведущих к бестелесной духовности или слишком расслабленному подходу. Но каковы, в конце концов, причины аскетизма? Какова конечная точка?

Совершенно очевидно, что голодание может помочь нам обрести надлежащую власть над собой.

Сегодня у нас есть тысяча способов поднять себе настроение: я знаю, я съем что-нибудь вкусненькое, или выпью, или посижу в Интернете, или проверю, не написал ли мне друг, или включу телевизор, или послушаю мой iPod, или пойти в магазин за одеждой, или купить что-нибудь на Amazon, или поиграть в компьютерную игру. Все эти вещи могут быть хорошими, но если мы постоянно используем их, чтобы чувствовать себя лучше, мы можем стать рабами того, что нам нравится. Когда у нас их нет, мы жаждем их. Когда их не хватает, мы чувствуем себя подавленными. Когда мы понимаем, что не должны переусердствовать, мы не можем помочь себе. Итак, во время Великого поста, когда мы отказываемся от вещей, мы проявляем власть над это , вместо того, чтобы позволить это управлять нами. Мы пытаемся развязать себя. Мы пытаемся стать свободными.

Но есть и более глубокая причина поститься. «Исполненный Святого Духа, Иисус вернулся с Иордана и был веден Духом в пустыню на сорок дней» (Луки 4:1).

католического рабочего движения. Некоторые люди считают ее современной святой. В книге рассказывается о том, как, став взрослой, она стала атеисткой, но затем постепенно вернулась к молитве и к Богу, так что она обратилась в католицизм и посвятила свою жизнь работе на благо бедных и во имя социальной справедливости. Но она дает название книге, Долгое одиночество . И она описывает, как временами она испытывала ужасное одиночество в своей жизни. Она жаждала быть с людьми, с теми, кого любила, и чувствовала боль разлуки и горя. Но, несмотря на боль одиночества, которую она испытала, она как будто осознала, что ее одиночество не было полностью отрицательным. В этом опыте одиночества она жаждала быть с бедными и жаждала познать Бога.

Поэтому я спросил своих студентов, когда они прочитали книгу: «Можете ли вы рассказать об этом переживании одиночества? Вы когда-нибудь проводите время в одиночестве?» И ответы были поразительными. Одна ученица призналась, что те части книги, посвященные одиночеству, напугали ее.

Другая ученица сказала, что она практически не проводит времени одна, а когда она одна, у нее есть какое-то электронное устройство, к которому она может обратиться: мобильный телефон или компьютер — проверить Facebook или электронную почту. Другой сказал, что начал сознательно проводить время без компьютера или телефона, чтобы у него было время поразмышлять или подумать. А другой сказал, что единственный раз, когда ему действительно удавалось побыть одному, это когда он выходил на пробежку, но это время было для него драгоценно именно потому, что это было его единственное время для размышлений.

Дело в том, что сегодня трудно уйти в пустыню с Иисусом. Мы живем в эпоху отвлечений, когда у нас есть тысячи различных способов заполнить эту пустоту одиночества. И в какой-то степени это означает, что мы что-то упускаем. В недавнем отчете в Соединенных Штатах изучалось использование электронных устройств детьми в возрасте от 8 до 18 лет. В нем хотели узнать, сколько детей подключено к iPod, телевизору, Интернету, мобильному телефону и т.

д.: сколько время, проведенное ребенком в СМИ. Несколько лет назад это было более 6 часов в день; сегодня американский ребенок проводит в среднем 7 часов 28 минут в день, подключенный к какому-либо электронному устройству. Это более 50 часов в неделю.

«Исполненный Духом Святым, Иисус возвратился с Иордана и был веден Духом в пустыню на сорок дней». быть в одиночестве. Особенно когда дела были очень занятыми и требовательными, он развил аскетизм одиночества. Он проводил время в одиночестве, в уединенных местах, чтобы провести время с Богом.

И поэтому я думаю, что этот Великий пост — это приглашение для нас быть ведомыми Святым Духом в пустыню, чтобы сопровождать нашего Господа, когда Он удаляется в уединенное место. Этот Великий пост — время для нас, чтобы немного отключиться, культивировать это внутреннее, используя старомодное, но ценное слово. Прежде всего, этот Великий пост — время для нас, чтобы мы не боялись выбирать одиночество, а верили, что даже в нашем одиночестве, особенно там, Дух Иисуса находится с нами, привлекая нас к Отцу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *