Кто такой идеал: ИДЕАЛ | это… Что такое ИДЕАЛ?

Содержание

Идеал (Философская энциклопедия)

Идеал

Философская энциклопедия, т. 2, с. 195‑199

(от греч. ίδέα) — образец, норма, идеальный образ, определяющий способ и характер поведения человека или общественного класса. Творчество по идеалу, формирование вещества природы на основе идеала представляют собой специфически человеческую форму жизнедеятельности, отличающую ее от деятельности животных. В качестве всеобщей формы целеполагающей деятельности идеал выступает во всех областях общественной жизни — социальной, политической, нравственной, эстетической и т.д. Категория идеала обладает глубоким социальным значением. На протяжении веков прогрессивные классы в борьбе против отживших форм общественных отношений черпали свой энтузиазм в высоких идеалах свободы, равенства, братства. В наше время идеалом трудящихся всего мира является коммунизм, построение коммунистического общества, осуществляемое в СССР. «Каждый новый шаг к сияющим вершинам коммунизма, — говорится в Программе КПСС, — воодушевляет трудящиеся массы всех стран, служит огромной моральной поддержкой в борьбе за освобождение всех народов от социального и национального гнета, ускоряет торжество идей марксизма-ленинизма во всемирном масштабе» 1.

Наиболее остро проблема идеала была поставлена в немецкой классической философии. Кант, связав проблему идеала с проблемой внутренней цели, рассмотрел ее в анализе эстетической способности суждения. Согласно Канту, явления, не имеющие цели, которая могла бы быть представлена образно, не имеют и идеала, например естественно-природные ландшафты. Также не могут иметь идеала и предметы, имеющие свою цель «вне себя», как, например, орудия труда, инструменты и пр. Единственным из известных нам явлений, — говорил Кант, — действующих по внутренней целесообразности, является человек как представитель рода, составляющего его цель. В животном внутренняя целесообразность осуществляется, как и в растении, без сознания и воли, лишь инстинктивно.

Для человека характерно свободное, т.е. сознательно совершаемое действие в согласии с универсальной, всеобщей целью рода человеческого. Идеал и есть это представление об итоговом совершенстве человеческого рода. Он включает в себя, таким образом, осознание того, что человек есть самоцель собственной деятельности, и ни в коем случае не средство для кого-то или для чего-то, будь то бог или вещь в себе.

Согласно Канту, идеал как состояние достигнутого совершенства человеческого рода, представляемое нами уже сегодня, характеризуется полным преодолением всех противоречий между индивидом и обществом, т.е. между индивидами, составляющими общество (род). Внутри индивида, внутри его сознания, это состояние выразилось бы как полное преодоление противоречий между всеобщим и единичным, между целым и частью, между умопостигаемым и чувственно-эмпирическим миром, между долгом и влечением и т.д. Каждый шаг по пути прогресса есть поэтому шаг на пути реализации этого идеала, который люди всегда смутно чувствовали, но не умели теоретически сформулировать его состав. Кант считал свою миссию в истории состоящей в том, что он в своих сочинениях впервые осознал этот идеал и теоретически.

Однако при таком толковании этот идеал оказывается как раз чем-то абсолютно недостижимым или достижимым лишь в бесконечности. Идеал, как горизонт, все время отодвигается в будущее по мере приближения к нему. Между каждой наличной, данной ступенью «совершенствования» человеческого рода и идеалом всегда лежит бесконечность — бесконечность эмпирического многообразия явлений в пространстве и времени. Как только человек начинает мнить, что он достиг конца пути (в науке, в политическом строе, в морали и т.д.), так мнимость эта сейчас же обнаруживается для него в виде антиномий, в виде противоречий, раздирающих его сознание. В науке это положение выражается в том, что по поводу каждого предмета всегда возможны по крайней мере две взаимоисключающие теории, равно оправданные и с точки зрения «чистой логики», и с точки зрения опыта. Эти антиномии — индикаторы вечной незавершенности познания и нравственной сферы («практики») — Кант анализирует в «Критике чистого разума» и в «Критике практического разума».

Согласно Канту, ни теоретический, ни практический идеал невозможно задать в виде образа — в виде чувственно созерцаемой картины «совершенного» и «завершенного» состояния, ибо в науке это было бы претензией на изображение «вещи в себе», а в «практическом разуме» — на изображение бога. Но ни «вещь в себе», ни бога чувственно представить себе нельзя. Их можно только мыслить как условия возможности и науки, и нравственности, как гарантии «теоретического» и «практического» разума, всегда остающиеся «по ту сторону» рассудка и опыта, как необходимые априорные допущения, делающие возможными и опыт, и рассудок. Иными словами, в теоретическом разуме (в науке) идеал может выступать только в виде постулата «запрета противоречия», а в «практическом разуме» — в виде категорического императива. Эти постулаты никогда не могут быть реализованы в реальной деятельности человека (в науке и практике). Они действуют здесь лишь как априорно принимаемые «регулятивные принципы» деятельности. Единственно, где идеал как непосредственно созерцаемый образ «совершенства» и «завершенности» может быть дан, это — в искусстве, в художественном творении гения. Здесь достигается «примирение» всеобщего (нормативного) и индивидуального (характеристичного), целого и частей, морального и легального, должного и сущего и пр.

Поэтому идеал выступает как прекрасное. Если «характеристичное» (индивидуальное) преувеличено за счет «нормального» (абстрактно-всеобщей нормы), то красота исчезает и возникает карикатура. Если же, наоборот, на первый план выпячивается «нормальное» (средне-общее), то возникает безжизненная абстрактная фигура, чертеж, не прекрасный, а лишь правильный, не художественно-эстетический, а лишь школьно-академический образ. Из этого понимания идеала развились эстетические и философско-теоретические концепции Фихте, Шеллинга и Шиллера. Фихте, расшифровывая учение Канта об идеале на непосредственно-политической проблематике, ясно показал, что под категорическим императивом на самом деле скрывалось требование абсолютного равенства всех индивидов перед лицом закона, а под «эмпирическими» условиями его осуществления — реальное сословное неравенство, расцененное как «безнравственное» состояние общества и индивида.

И Кант, и Фихте полагали, что идеал этот есть высшая, конечная цель на пути постепенного «нравственного самоусовершенствования», на пути постепенного осознания «достоинства человека» (индивида) как высшего и единственного принципа «идеального» законодательства.

Они исходили из того, что абсолютное формально-правовое равенство любого индивида любому другому индивиду само по себе обеспечит полное раскрытие всех «естественных» задатков и способностей каждого индивида. Таким образом, в виде идеала, в виде постулата и императива ими был сформулирован принцип буржуазного права, идеального буржуазного общества. Фихте изобразил этот идеал в виде всемирного содружества абсолютно равноправных «Я», добровольно установленного ими самими. Но при таком толковании идеал кантовско-фихтевской философии начинал казаться чем-то очень трудно достижимым, чем-то очень далеким. Обращаясь к «притеснителям» нравственного человека (т.е. к сторонникам сословного неравенства и феодальной раздробленности страны), Фихте восклицал: «Стесняйте, расстраивайте его планы! Вы можете задержать их, но что значит тысяча и паки тысяча лет в летописи человечества?» 2 Толкуя этот идеал как абсолютное равенство всех индивидов «…во Едином великом Единстве чистого духа…» 3, он констатировал: «Единство чистого духа есть для меня
недосягаемый идеал
, последняя цель, которая никогда не будет осуществлена в действительности» 4. Это — неизбежный вывод из представления, согласно которому полное раскрытие личности, гармония, развитие индивида, может быть лишь результатом постепенного нравственного самоусовершенствования всех людей, всех «эмпирических» (т.е. нравственно-испорченных сословным строем) индивидов, в том числе князей, попов, чиновников всей Земли.

Впоследствии эта идея «нравственного самоусовершенствования» как единственного пути человечества к идеальному состоянию вошла в арсенал всех антиреволюционных концепций (например, религиозно-этического учения Л. Толстого, Ф. Достоевского, Ганди и далее — вплоть до учений современных правых социалистов). Этот идеал направлен одним острием против всякой формы «неравенства» человека человеку, другим — против революционного пути упразднения этого неравенства. Революция, как акт насилия, с точки зрения этого идеала выглядит так же, как «безнравственно-кровавый» акт; с точки зрения нравственного императива он ничуть не лучше того состояния, против которого он направлен.

Гегель, глубоко понявший бессилие этого «прекраснодушного» идеала, сравнил последователей идеи нравственного самоусовершенствования с благороднейшим человеком, который боится обнажить меч в борьбе против порока, опасаясь, что он может быть «испачкан» кровью врага. В итоге меч остается, правда, чистым, но только потому, что он никому не грозит… Абсолютное бессилие абстрактного нравственного императива перед лицом эмпирических условий его осуществления (непосредственно перед лицом сословно-феодального неравенства и всей его культуры — теоретической, эстетической, моральной, бытовой и т.д.) заставило Гегеля искать другой путь решения проблемы идеала. Прежде всего Гегель позаботился о том, чтобы разрушить логический фундамент этой концепции — теорию «чистого разума».

Для Канта идеал теоретического разума, т.е. всеобщая форма и условие истины, состоит в полной и абсолютной непротиворечивости знания, т.е. в полном тождестве научных представлений всех людей об одной и той же вещи «в одно и то же время и в одном и том же отношении». Этот идеал науки и выступает у Канта в виде категорического императива рассудка, т.е. в виде запрета логического противоречия. Неосуществимость этого постулата в науке, развивающейся именно через выявление и разрешение противоречий, является, согласно Канту, показателем того, что истина не достигнута и никогда в течение «конечного времени» достигнута не будет. Поэтому появление противоречия в науке Кант расценивает как индикатор незавершенности знания, указывающий теоретическому разуму, что его претензия «объять необъятное» (т.е. вещь в себе) обречена на вечную неудачу.

Идеал, однако (как и в нравственной сфере), — полный теоретический синтез всех эмпирических сведений, их «единство в духе» (т.е. в мышлении) — составляет неустранимую потребность этого разума, его «регулятивный принцип» и идеал, к которому он стремится и никогда не достигает. Тем самым непротиворечивое единство знания выступает у Канта как «необходимая иллюзия разума». Таким образом, запрет противоречия выступает как высший априорный закон рассудка, а наличие противоречия – как вечное «эмпирическое» состояние разума, гоняющегося за полным синтезом, за своим идеалом. Запрет противоречия — должное, а наличие необходимо возникающего противоречия — сущее, действительное и необходимое состояние разума, его форма и закон. Так почему же, — спрашивает Гегель, — неосуществимое должное мы обязаны считать и почитать за высший и непререкаемый закон мышления, а реальную форму и закон развития человеческой научной культуры — за «иллюзию», хотя бы и необходимую, за «фикцию» разума, гоняющегося за синей птицей «полного синтеза знания», за познанием «вещи в себе?».

Не разумнее ли рассудить как раз наоборот?

Гегель разрушает оба постулата кантовской философии (запрет противоречия и категорический императив) с позиции историзма. Против них он заставляет свидетельствовать историю науки и нравственности. При этом нравственность понимается Гегелем широко, включая, по словам Энгельса, «…1) абстрактное право, 2) мораль, 3) нравственность, к которой, в свою очередь, относятся: семья, гражданское общество, государство» 5.

История показывает, что вовсе не запрет противоречия и не категорический императив были тем идеалом, к которому изначально стремилась история человечества. Напротив, движущей силой развития духа в теории всегда было противоречие. Стало быть, не запрет, а наличие противоречия является формой и законом реального развивающегося духа (мышления). Диалектическое противоречие, т.е. столкновение двух взаимоисключающих и одновременно взаимопредполагающих тезисов есть поэтому не «фикция», не «иллюзия», не показатель заблуждения разума, не индикатор тщетности его попыток понять «вещь в себе», а его «естественная», имманентная ему форма и закономерность развития, а потому и форма постижения «вещи в себе».

Действительный идеал науки — это понимание вещи в себе как единства противоположностей, как живого развивающегося процесса, снимающего силой противоречия все «конечные», зафиксированные свои состояния.

Идеал знания и нравственности, который выдвигает Гегель против Канта, — это не застывшая мертвая «вещь», а «суть дела» — категория, диалектически противоречивая природа духа.

Вечное, никогда не завершаемое обновление духовной культуры человечества, происходящее через выявление противоречия в составе наличной стадии знания и нравственности и через разрешение этого противоречия — в рождении новой стадии, в свою очередь чреватой противоречием и потому также подлежащей «снятию», — таков идеал Гегеля. Это и было главной заслугой Гегеля в истории мысли. Однако это огромное завоевание было нейтрализовано идеализмом гегелевской философии. Гегель исходил из того, что именно мышление, саморазвивающееся через противоречие тезиса и антитезиса, есть причина развития и науки, и нравственности (т.е. истории). Поэтому идеал в его чистом виде вырисовывается перед человеком не в образах искусства и не в образе «идеального строя» жизни и нравственности, а только в «Науке логики», в виде системы диалектически развивающихся категорий. Всё же остальное — и искусство, и политическая история человечества, и промышленность, — короче говоря, все предметное тело цивилизации, — есть только «побочный продукт», издержки производства «чистой логики», сами по себе не имеющие значения. Таким образом, все другие (кроме логики) формы сознания и самосознания человечества — конкретные науки, право, искусство и т.д. — суть только «несовершенные воплощения» творческой силы диалектического мышления, земные воплощения идеала, представленного в «Науке логики».

В результате гегелевское учение об идеале оказалось в общем и целом крайне консервативным. Мышление, идеальный образ которого задан в «Науке логики», диалектично. Но когда это идеальное мышление обрабатывает естественно-природный материал, оно вынуждено с ним считаться. В итоге продукт всегда выглядит как идеал, преломленный через упрямую антидиалектичность земного, вещественно-человеческого материала.

Поэтому Гегель под видом единственно-возможного в земных условиях «воплощения» идеала и увековечивает (обожествляет) всю ту наличную эмпирию, которая ему исторически была дана. В том числе экономическую (хозяйственную) структуру «гражданского» — буржуазного общества, а далее, ее надстройку — конституционную монархию по образцу Англии или империи Наполеона. Прусская же монархия была им истолкована как весьма близкая к этому идеалу форма государства или как система, воплощающая этот идеал единственно-возможным в национально-немецких условиях способом.

Этот образ мысли вовсе не был личной изменой Гегеля принципам диалектики. Это было абсолютно-необходимым последствием и выводом из идеалистической диалектики. Соответственно идеал человека для Гегеля — это уже не всесторонне и гармонически развитая личность, а только личность, умеющая мыслить диалектически. При этом совершенно безразлично, кем эта личность является во всем остальном — чиновником или монархом, предпринимателем или даже лакеем. Таким образом, в качестве эмпирической предпосылки идеального (т.е. диалектически-мыслящего) человека эта теория идеала увековечивает наличную форму разделения труда в обществе, в частности товарно-капиталистическую. Разумеется, что ближе всего к идеалу, с этой точки зрения, стоит представитель диалектической логики. Таким образом, эта точка зрения идеализирует профессиональный кретинизм, возводит уродство в добродетель.

Условия же, обеспечивающие всесторонне-гармоническое развитие личности в современном (а тем более в грядущем) мире, согласно этому пониманию, абсолютно невозможны. Они были возможны лишь в младенческом состоянии мира, в рамках маленького античного полиса с его демократией. Большие размеры «современных» государств и сложность системы разделения труда делают невозможной и демократическую организацию общества, и всестороннее развитие способностей личности. Здесь, по Гегелю, естественной, т.е. соответствующей идеалу формой, является только иерархически-бюрократическая система управления общественными делами. Против этой стороны гегелевской философии государственного права прежде всего и была направлена критика Гегеля «слева», левогегельянская версия диалектики и учения об идеале. С этого же начал и Маркс. Именно в силу идеализма гегелевского учения об идеале гегелевский идеал органически враждебен коммунистическому идеалу, принципиально несовместим с ним. В силу этого выход из тупика, в который неумолимо попадала идеалистическая концепция идеала, был найден только тогда, когда диалектика связала свою судьбу с революционной борьбой пролетариата и порвала с формально-юридическим представлением о «равенстве» и об условиях развития личности.

Рассмотрев буржуазную ограниченность как кантовско-фихтеанского, так и гегелевского понимания идеала и подвергнув их критике с позиций пролетариата, Маркс и Энгельс материалистически переработали и использовали классические идеалистические учения об идеале. Человек отличается от животного не «мышлением» и не «моральностью», а трудом. Он деятельно преобразует природу и самого себя. В этом и заключается его «подлинная природа». Этим исторически определяется и высшая цель, т.е. идеал человеческой деятельности. Человек является самоцелью только как субъект предметно-практического преобразования природы и общественных отношений, а не как мыслящая или моральная личность. В понимании этого факта и был найден ключ к проблеме идеала.

Формально-правовое равенство человека человеку есть классовый идеал буржуазии. Его реальным субстратом оказывается конкретно-историческая форма экономического неравенства — капиталиста и наемного рабочего. Свобода в сфере мысли и морали здесь рассматривается в отчуждении от экономических отношений и предполагает абсолютное рабство человека в сфере реальной жизни, и прежде всего в экономике, и ведет к превращению человека в частичную деталь частичной машины, в раба вещей. Для пролетариата и вообще для большинства рода человеческого этот идеал вовсе не так заманчив, как для философа — идеолога буржуазии.

Первой формой преодоления буржуазного идеала в истории оказались учения социалистов-утопистов — Фурье, Сен-Симона, Оуэна. В противоположность реальному положению человека внутри буржуазного общества утописты провозгласили социалистический идеал общественного устройства, основанного на принципах общественной собственности на средства производства и обеспечивающего всесторонне-гармоническое развитие каждого человека. Однако, будучи оторванными от реальной борьбы пролетариата, они апеллировали при обосновании своего идеала к абстрактным принципам разума и справедливости, хотя по существу их идеал был отражением интересов пролетариата в буржуазном обществе.

Пролетариат силой реально-бесчеловечных условий своего существования внутри буржуазного мира оказывается естественным врагом этого общества и его идеала. Но только теоретики пролетариата приходят к выводу, что подлинная свобода человека может быть достигнута лишь на основе коммунистического обобществления материальных средств и условий жизни и прежде всего — средств производства. Иными словами, социалистический идеал может быть осуществлен только через коммунистическую революцию. Этот акт в силах совершить только класс, и никогда — не индивидуум, каким бы он ни был нравственно или интеллектуально совершенным. А класс поднимается на борьбу не силой идеала, как бы заманчив тот ни был, а только силой реальной жизни, т.е. когда идеал совпадает с назревшей в общественном организме массовой потребностью, с массовым материальным интересом класса. Только при условии такого совпадения идеал и вызывает в массах отклик и вдохновляет их на действие. В этом смысле Маркс и Энгельс категорически возражали против толкования коммунизма как идеала: «Коммунизм для нас не состояние, которое должно быть установлено, не идеал, с которым должна сообразоваться действительность. Мы называем коммунизмом действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние» 6.

В этой форме выражения мысли отчетливо видна полемическая направленность против кантовско-фихтеанского и левогегельянского понимания идеала и его отношения к «теперешнему состоянию», к совокупности налично-эмпирических условий борьбы.

Реальное движение вызывается давлением реальных же, и прежде всего экономических противоречий, и направляется на их разрешение путем действия, путем установления нового состояния, в котором прежние противоречия «снимаются». Это новое состояние, единственно способное разрешить существующие противоречия, и есть тот образ, который называется идеалом. В мышлении он рождается раньше, чем противоречия будут разрешены реально, т.е. раньше его собственного предметного осуществления. Это оригинальное положение, когда образ предмета рождается раньше того предмета, который он отражает, и создает всю трудность проблемы идеала, неразрешимую для метафизического материализма с его вариантом теории отражения. Предмета как непосредственно-созерцаемой вещи еще нет, а его образ уже есть. Этот образ — коммунизм как единственно-возможная форма разрешения противоречий буржуазной, капиталистической системы производства.

Именно поэтому контуры идеала как образа необходимо наступающего будущего есть не что иное, как вывод из анализа существующих противоречий, разрушающих наличное состояние. В этом — вся суть диалектико-материалистического понимания идеала.

Это ни в коем случае не нравственный или интеллектуальный образ желаемого, но не реального состояния, — не императив, который противостоит эмпирической действительности и условиям места и времени, как что-то вне их и против них стоящее. Это — сама действительность в полном теоретическом синтезе ее имманентных противоречий, т.е. с точки зрения тех перспектив, которые ей же самой имманентны. Из этого ясно видно, как глубоко было усвоено Марксом и Энгельсом рациональное зерно гегелевской критики кантовско-фихтеанского понимания идеала как должного, как априорного императива и постулата. Вместе с тем ясно видно и принципиальное отличие материалистического толкования диалектики идеала и действительности — от идеалистически-гегелевского толкования этой диалектики. Отличие подлинной революционности от консерватизма под маской ультрареволюционности левой гегелевской школы.

Конкретный состав идеала дается, таким образом, только научным анализом действительности, эмпирически данной картины развития, с точки зрения тех противоречий, которые нагнетаются и властно требуют своего разрешения. В чем и как может быть найдено это разрешение? Ответ на этот вопрос и совпадает с выработкой правильного, жизненного, конкретного идеала.

Идеал, который был выведен Марксом и Энгельсом из анализа противоречий буржуазного общества и хода классовой борьбы, был четко обрисован в ряде произведений и, в частности, в «Критике Готской программы» в виде контурного изображения (образа) коммунистического строя. Этот теоретически выверенный идеал совпадает с художественно-эстетическим идеалом, вызревшим внутри искусства. И в данном случае выступает как теоретическое и художественно-эстетическое выражение реального, происходящего у нас на глазах движения, с необходимостью ведущего к установлению строя, обеспечивающего всесторонне-гармоническое развитие каждого человека. Такой идеал не имеет ровно ничего общего с априорно постулированным императивом, нравственным постулатом, как это пытаются изобразить правые социалисты, базирующие свою социологию и политику на неокантианских схемах, идеалах. Теоретики и лидеры правого социализма (например, К. Реннер, Б. Каутский, А. Стрейчи и др.), прикладывая к реальным событиям свой абстрактный масштаб императива, с необходимостью приходят к выводу, что революция и революционная борьба противоречат высшим идеалам человечности, поскольку связаны с насилием и т.д. Но тот же самый императив приводит их к лакейской позиции по отношению к империалистическому, так называем «свободному миру». Этот мир под их идеал подходит. И не случайно, ибо сам императив уже у Канта был скроен по мерке «совершенного» буржуазного строя с его иллюзиями «свободы личности», «свободы мысли» и т.д. и т.п.

В противоположность кантовско-фихтеанскому представлению об идеале, марксистско-ленинское понимание идеала и его отношения к действительному развитию общества предполагает осуществимость идеала — при условии, разумеется, его адекватности действительному развитию. В противоположность Гегелю, марксистско-ленинское учение об идеале отнюдь не связывается с фетишизацией одной, и именно наличной, ступени общественно-человеческого развития. По мере приближения к этапу развития, обрисованному в идеале, этот идеал вовсе не отодвигается, подобно горизонту, снова и снова вдаль, в грядущее. Напротив, сам состав идеала вырабатывается по ходу развития общественной деятельности, т.е. является исторически творимым, т.е. творимым историей.

Этот процесс конкретизации идеала (коммунистического строя) очень ясно прослеживается на эволюции теоретических и практических представлений об образе коммунистического строя — от Готской программы до Программы КПСС, принятой на XXII съезде. Чем ближе к коммунизму, тем более рельефными и зримыми, более конкретными, становятся черты его образа, складывающегося уже сегодня в труде миллионов. Идеал коммунизма, сформулированный в Программе, включает в себя представление не только о конечной цели, но и о средствах, о путях ее достижения. Именно в этом — конкретность и жизненная сила этого идеала.

Идеал теоретического познания (науки) излагается в диалектико-материалистической теории познания, в диалектике, как логике и теории познания марксизма-ленинизма. Эстетически-художественный идеал разрабатывается мировым искусством и задается индивиду через его эстетическое развитие, через потребление сокровищ мирового искусства. Можно говорить о политическом идеале, о нравственном идеале и т.д. Деятельность индивида, а потому и форма его продукта, всегда «отклоняется» от абстрактно-всеобщего теоретического норматива. Но это отклонение и есть единственно возможная форма и способ реализации всеобщего идеала, это и есть сам идеал, скорректированный условиями места и времени, характером материала, в котором он осуществляется, особенностями личности индивидуума и т.д. То же самое относится и к реализации идеала в специфически-национальных условиях развития целых стран, народов и т.д. В этом в полной мере сказывается диалектика всеобщего, особенного и индивидуального.

Такое отклонение ни в коем случае нельзя толковать как отказ от идеала, как признание его неосуществимости. Наоборот, только полный учет конкретных условий места и времени и позволяет осуществить через деятельность теоретически или эстетически выверенный идеал. Иначе этот идеал так и остается неосуществимым «благим намерением», разбивающимся о неодолимое упрямство «грубой» реальности. В марксистско-ленинском понимании идеал выступает как активная форма общественного сознания, организующая массу индивидуальных сознаний и воли вокруг решения одной, исторически назревшей задачи, проблемы. Таков в наши дни идеал коммунизма.

Э. Ильенков


1 Программа КПСС. Москва, 1961, с. 141.
2 Фихте И.Г. Избранные сочинения, т. 1. [М.], 1916, с. 403.
3 Там же, с. 405.
4 Там же, прим.
5 Маркс К., Энгельс К. Сочинения, 2 изд., т. 21, с. 295.
6 Там же, т. 3, с. 34.

Стремиться к идеалу | PSYCHOLOGIES

Можно ли сказать, что идеалы делают нашу жизнь лучше? Конечно, нам нравится думать, что у нас есть представления об идеальном мире, идеальном обществе, идеальных отношениях, к которым мы в глубине души стремимся. Словом, идеал украшает жизнь и придает ей направление, но он же накладывает на нас ответственность. Если есть идеал, надо работать над тем, чтобы он реализовался. Но велик соблазн требовать, чтобы наши идеалы воплотили для нас другие. Мы знаем по опыту, что многие из нас не готовы ни за что отвечать, рассчитывая, что им «сделают хорошо». «Избалованный ребенок безусловно счастлив, но его счастье неустойчиво, потому что он не знает, что сделать, чтобы быть счастливым. Он своим счастьем обязан обстоятельствам», — поясняет Дмитрий Леонтьев. Вот, значит, в чем польза идеала: «если мы будем отвечать за свою жизнь, наше счастье будет больше зависеть от нас самих». Так продолжился наш диалог, в котором мы задали простые вопросы и получили на них неочевидные ответы…

Дмитрий Леонтьев, доктор психологических наук, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова

Psychologies: Что такое идеал?

Дмитрий Леонтьев Модель должного. Необязательно цель, скорее критерий сравнения. Мы сравниваем сущее с должным, реальное с желаемым и в зависимости от этого корректируем свои действия. Кроме того, идеал — это то, что, по нашему глубокому убеждению, могут оценить, поддержать и разделить с нами другие люди.

Идеал — это нечто недосягаемое?

Это вектор, направление. Идеалы задают направление, но не конечную точку. Как горизонт: мы идем к нему, а он отодвигается.

Как возникают идеалы?

Идеалы формируются сами по себе просто потому, что мы живем в обществе. Любая социальная группа вырабатывает коллективное представление о том, что такое хорошо и что такое плохо. Как надо и как не надо. Это и есть идеалы, именно их мы берем из разных групп. Сначала в семье, затем в других референтных группах, маленьких и больших, вплоть до человечества в целом.

Как понять, что у меня есть идеал?

Идеалы есть у всех, но не все в этом признаются и не все их осознают. Некоторые идеалы предполагают отрицание идеалов, к примеру, «я настоящий мужик, твердо стою на земле, и все эти глупости не для меня». Или желание иметь очень много денег — тоже идеал, а не потребность, как можно было бы подумать.

Если я чувствую, что у меня есть идеалы, что мне дает это ощущение?

Точку опоры. Возможность не плыть по течению, меньше зависеть от ситуации, не подчиняться внешним стимулам. Однако кроме идеала нужны еще и «нравственные мускулы», как называл их философ Мераб Мамардашвили.

Идеалы меняются в течение жизни?

Идеалы довольно устойчивы, и, если они рушатся, это ощутимый и болезненный процесс. Такие кризисы, конечно, случаются, но не каждый месяц. К примеру, кто-то верит в вечную любовь, но с течением времени убеждается, что ее нет. В результате кризиса идеалы могут поменяться. Но надо понимать, что диалог между людьми, у которых разные жизненные ценности, труден. С другой стороны, все международные отношения на этом строятся, дипломаты и политики ищут способы договариваться.

А в личных отношениях? Можем ли мы быть близки с теми, у кого другие идеалы?

«Идеал — это точка опоры, он дает мне возможность быть независимым от внешней ситуации, не плыть по течению, не подчиняться обстоятельствам»

У близких людей не может быть разных идеалов. Именно сходство идеалов объединяет нас в группы и противопоставляет другим общностям. Другие ценности могут возникать по мере того, как человек выходит из рамок группы. Например, дети, взрослея, начинают включаться в другие социальные группы, и их идеалы трансформируются: они пытаются самоопределиться, противопоставляют и сравнивают другие ценности с теми, которые имеют вес в семье, ищут свой путь. В результате они могут обрести что-то свое, предпочесть родительские ценности, найти компромисс.

В чем опасность идеалов?

Есть риск, что ради идеала мы откажемся от реальности. Зачастую она представляется настолько тоскливой и отталкивающей, что мы отворачиваемся от нее и попадаем в серьезную ловушку идеализации, рискуя своим душевным здоровьем. Здоровое развитие личности — это реализация реального «Я». Но может реализоваться и невротическое «Я»: не то, что мы есть на самом деле, а то, чем мы бы хотели быть. Уход в пространство идеалов делает невозможным самое важное — проложить путь от нынешней несовершенной реальности к тому, что хотелось бы получить.

То есть задача в том, чтобы соединить идеал и реальность?

Безусловно. Многие проблемы нашего общества, культуры связаны с противопоставлением идеала и реальности. Мы сильны в формировании идеалов, но слабы в прокладывании пути к ним. Вот знакомый говорит о своем настоящем, о том, как все плохо, уныло, беспросветно, но вдруг лицо его проясняется, в глазах зажигается огонь — «Но как подумаю, что будет лет через десять, так сразу жить хочется!» Вроде бы у него есть идеал, но он никак не связан с тем, что есть у него на данный момент. Его идеал — это другая, отдельная жизнь. Но нельзя исходить из того, что идеалы реализуются сами по себе. Необходим путь к желаемому. Идея «по щучьему велению» казалась очень мощным элементом нашего менталитета, как и установка «сидеть на печи тридцать лет и три года». В 1960-х годах ученые изучали, как фольклор различных стран соотносится с их экономическими успехами. Выяснилось, что связь очень четкая: в тех странах, где дети читали книжки, мотивирующие к достижениям, через 10–20 лет начинался экономический подъем. Это не обязательно сказки: книга «Властелин колец», к примеру, тоже очень полезна для развития ребенка. В ней много потрясающих экзистенциальных открытий и прозрений. Одно из главных заключается в том, что нет прямой связи между добрыми намерениями и добрыми поступками, и между злыми намерениями и злыми поступками. Добрые намерения необязательно приводят к добру и наоборот. Вы же помните, что кольцо всевластия уничтожил вовсе не Фродо…

Как проложить путь к идеалу?

Изменить отношение к реальности, перестать противопоставлять ее идеалу. Осознать, что, только трансформируя реальность, можно приблизиться к идеалу. Каждый человек может выбраться из среды, в которой преобладают неблизкие ему ценности. Попадая в разные социальные группы с разными идеалами, он может подобрать себе то, что ему нравится. Начать, к примеру, хорошо учиться вопреки тому, что в семье или близком кругу сверстников это не принято…

Не начинает ли раздражать со временем, что идеал неосуществим?

Надо учиться получать удовольствие от процесса. Жизнь — это процесс, и вся прелесть в процессе, а не в конечной точке, потому что эта точка у всех одна и та же. Даже лучше, чтобы она отодвигалась подольше.

Текст:Елена Шевченко

Новое на сайте

Как признаться партнеру в своих сексуальных фантазиях

«Постоянно срываюсь на детей, часто тревожусь и раздражаюсь. Как обрести спокойствие?»

Провокация в ссоре. Что такое реактивный абьюз и как ему противостоять?

Ком в горле: как эмоции связаны с телом

Изгнание бесов, электрошок и лоботомия: темное прошлое психиатрии

«Выгорела на фрилансе: как вернуться к продуктивному образу жизни?»

«Что нужно сделать, чтобы мужчины начали знакомиться со мной на улице?»

Психологи выяснили, почему жены не хотят секса

Кто ваш идеальный клиент? 20+ вопросов, которые нужно задать

Узнали бы вы своего идеального клиента, если бы он зашел на ваш сайт, скачал приложение или зашел в физическое место прямо сейчас?

Изучение типа человека, который превратится в вашего идеального клиента, требует небольшого исследования и рыночной смекалки, но это то, что может оказаться полезным для любого бизнеса, от тех, кто продает потребительские товары и услуги до онлайн-продуктов.

Большинство элементов, составляющих идеального клиента или целевой рынок, одинаковы независимо от типа или размера бизнеса. Все дело в том, чтобы сделать правильную домашнюю работу, чтобы вы могли связаться с нужными людьми в то время, когда они будут готовы к продукту или услуге, которую вы предлагаете.

Это руководство поможет вам научиться определять своего идеального клиента, создавать профиль клиента, который вы сможете использовать для создания большего количества похожих клиентов, и вопросы, которые вы можете задать, чтобы найти все, что вам нужно знать об этих очень ценных клиентах или покупателях.

Что такое идеальный покупатель?

Forbes описал это лучше всего: «Чем больше вы узнаете своего идеального клиента, тем легче вам будет создавать контент, который напрямую обращается к ним. Вы становитесь магнитным. Когда потенциальный клиент чувствует, что вы его «добились», ваше предложение становится намного привлекательнее».

И это, в двух словах, суть идеального клиента: Тот, кто видит ваш бренд или продукт и думает, что «вы их понимаете». Их привлекает то, что вы делаете, и они получают удовольствие от общения с вашим бизнесом.

Покупки могут даже показаться им менее транзакционными, и это то, что им действительно нравится делать. С точки зрения пользователя, это то чувство, которое вы испытываете, когда идете в свой любимый магазин (лично или в Интернете), и вам кажется, что каждый предмет именно то, что вам нужно. Это магия отличного похода по магазинам, который оставляет вас счастливыми и довольными своей покупкой.

Идеальный клиент покидает вашу компанию чаще всего с таким чувством. У идеальных клиентов также есть несколько общих качеств:

  • Они считают, что цена, которую вы просите, соответствует ценности продукта или услуги, которую они получают.
  • Они ценят ваш бренд и то, что вы для них делаете.
  • Они являются постоянными клиентами и направляют друзей и родственников в ваш бизнес.
  • С ними легко общаться и отвечать на ваши запросы об обратной связи.

Как вы определяете своего идеального клиента?

Это сложный вопрос: как понять, как выглядит идеальный клиент?

Forbes выделил семь ключевых характеристик. Но вы можете пойти еще дальше и превратить эти характеристики в вопросы, которые вы можете задать, чтобы помочь создать профиль идеального клиента (в следующем разделе).

Вот с чего начать:

  • Посмотрите на свою клиентскую базу и обязательно соберите демографическую информацию.
  • Обратите внимание на известные привычки – как часто они делают покупки, что покупают, поисковые запросы на сайте.
  • Знайте цели и желаемые ценности вашей клиентской базы.
  • Понять их страхи и болевые точки.
  • Узнайте, что заставляет покупателя принять окончательное решение о покупке.
  • Профилируйте тип клиента, с которым вы хотите работать. (Можно также «опросить» их.)
  • Поймите желания и потребности людей, которые покупают у вас.

Как определить идеального клиента

Как только вы выясните, кто является идеальным клиентом, вашей целью будет привлечь их как можно больше. Это люди, которые будут наиболее лояльны к вашему бренду, продуктам или услугам. Они порекомендуют друзей и станут вашими лучшими послами.

Но знаете ли вы, как определить идеального клиента? (Скорее всего, некоторые из них уже есть в вашей аудитории.)

Часто есть несколько ключевых подарков, которые могут помочь вам понять, как отделить этих клиентов от остальных, чтобы вы могли начать создавать персону аудитории, которая поможет генерировать больше интерес со стороны подобных людей.

Определение вашего идеального клиента состоит из двух частей. Во-первых, это внутренний анализ вашего продукта, услуги или предложения. Проверьте себя, ответив на следующие вопросы:

  • Что особенного в предлагаемом нами продукте или услуге? Создайте уникальное торговое предложение.
  • Каковы ваши цели продаж? Помогает ли ваша текущая клиентская база достичь этих целей или вам нужно охватить больше или разных людей?
  • Как выглядят прошлые взаимодействия с клиентами? Являются ли они положительными или отрицательными? Что вы можете сделать, чтобы улучшить их, если это необходимо? Обслуживание клиентов является неотъемлемой частью взаимодействия с клиентами, опыта и лояльности к бренду.

Вторая часть определения вашего идеального клиента — это взгляд на вашу аудиторию. Используйте эти вопросы, чтобы направить свой мыслительный процесс о том, как ваши лучшие нынешние клиенты могут помочь вам создать «персону идеального клиента».

  • Кто входит в вашу текущую клиентскую базу? Подумайте о демографии, привычках и частоте расходов, а также об уровне доходов. Соответствует ли эта база типу клиентов, который вы определили в ходе внутреннего анализа? Здесь должна быть логическая связь.
  • Каковы привычки ваших нынешних клиентов? Если вы собираете данные из интернет-магазинов, электронной почты и аналитики веб-сайтов, вы, вероятно, имеете представление о том, какие привычки есть у ваших нынешних клиентов. Все, от типа устройства, которое они используют — Apple или Andriod — до посещений рефералов (они перешли на ваш сайт с Facebook), может повлиять на то, как вы привлечете больше людей, таких как эти клиенты. Чем больше вы знаете, тем больше вы можете работать над подобными вещами, чтобы охватить больше людей, которые соответствуют этому идеальному профилю.
  • Каковы цели ваших лучших нынешних клиентов? Это может быть немного сложнее понять, но если вы сможете понять образ идеального клиента, вам будет легче понять, как привлечь больше из них. Цели клиентов часто начинаются с их привычек. Какие страницы и контент на вашем сайте люди просматривают чаще всего? Это может дать ценную информацию об этих целях.
  • Что беспокоит клиентов? Есть ли у вас высокие показатели отказа от корзины, когда заполняется стоимость доставки? Это может быть индикатором беспокойства клиента. Используйте эту информацию, чтобы сформировать впечатления посетителей, чтобы облегчить как можно больше забот этой ключевой группы. (В этом примере бесплатная доставка может помочь увеличить продажи.) 
  • Что нужно клиентам? Опять же, это глубокое погружение в аналитику с вашего сайта и прямую обратную связь. Если вы можете предоставить то, о чем клиенты просят больше всего, вы превратите этих людей в клиентов с большим количеством идей, потому что вы удовлетворяете их потребности.
  • С кем тебе нравится работать? Есть определенные клиенты и профили клиентов, с которыми вам, вероятно, нравится работать больше, чем с другими. Эти приятные взаимодействия — это те, от которых вы хотите больше, и они являются идентификатором идеального клиента. Подумайте, что общего у этих клиентов.

После того, как вы провели внутренний анализ и анализ клиентов, пришло время превратить эту информацию в портрет идеального клиента, который может помочь формировать решения в области маркетинга и продаж.

Этот образ представляет собой профиль, который вы используете и описывает, как выглядит идеальный покупатель. Он может включать такую ​​информацию, как демографический профиль, способы идентификации этого клиента, справочную информацию, цели клиента, потребности клиента, страхи и проблемы клиентов, а также общие черты этих клиентов.

Это сборник всех данных, которые вы собрали в ходе анализа. Возможно, вы обнаружите, что у вас есть пара «идеальных клиентов». Все нормально. Создайте образ покупателя для каждого из них, чтобы сформировать процесс принятия решений о продажах и маркетинге. После того, как вы создали одну или две персоны, вы можете еще глубже погрузиться в создание еще более целевых профилей идеальных клиентов.

Получите бонусный контент: Как получить контент веб-сайта от клиентов

Что составляет профиль идеального клиента? (вопросы)

Создание профиля идеального клиента — это игра из 20 вопросов. Вы хотите собрать информацию и данные о хороших клиентах, их привычках, целях и потребностях, чтобы вы могли продвигать и продавать большему количеству людей, таких же, как они на некоторые другие вы можете найти ответы, просмотрев существующие данные.

Соберите ответы на следующие вопросы:

1. Каков их пол и возраст?

2. Каково их образование и уровень дохода? (Диапазоны в порядке.)

3. Где они живут?

4. Какие устройства они используют?

5. Кто направляет этих клиентов к вам? (реклама, сайты социальных сетей, электронная почта и т.

д.)

6. Кем стремится стать хороший покупатель? На кого они равняются?

7. Что вас пугает или пугает? (Посмотрите на количество отказов, страницы выхода или вопросы поддержки клиентов.)

8. Что может сделать наш продукт или услуга, чтобы сделать вашу жизнь проще?

9. Вы купили этот товар импульсивно? Если да, то почему вы этого хотите?

10. Как долго вы делали покупки, прежде чем принять решение?

11. Какой тип клиента или покупки вдохновляет вас на работу, которую делает ваша компания?

12. Что привлекло их к этому продукту или услуге?

13. Какую проблему он решает?

14. Как скоро вы планируете его использовать?

15. Купил ли клиент другие сопутствующие товары? (Или планируют?)

16. Направляли ли они кого-то еще в вашу компанию?

17. Видели ли вы их раньше (во время покупки) с взаимодействием на вашем веб-сайте, в социальных сетях или в физическом месте?

18.

Использовали ли они промо-код или купон?

19. Подписывались ли они на связь от вашей компании?

20. Взаимодействовали ли они со службой поддержки или обслуживания клиентов после продажи?

Характеристики идеального клиента

Как только вы начнете искать, вашего идеального клиента, вероятно, будет довольно легко определить.

  • Они делают регулярные покупки.
  • Они часто являются амбассадорами онлайн и лично, продвигая ваш бренд или продукт.
  • Они направляют других в ваш бизнес.
  • Они предлагают обратную связь, но не истощают ваши ресурсы поддержки.
  • Это именно тот человек, которому вы рекламируете.

Получите бонусный контент: Электронная книга WPprosper: Советы по бизнес-стратегии для владельцев веб-сайтов

Ключевые выводы

Для большинства компаний существует не один тип идеального клиента. Может быть два или три различных типа портретов клиентов, которые нужно создать в зависимости от того, является ли клиент новым или постоянным, и какой тип продукта или услуги они покупают.

Вот почему это так важно: с помощью маркетинга и продаж идеальной клиентской базе вы можете увеличить продажи и прибыль, потенциально тратя меньше средств на привлечение каждого клиента. В этом ценность таргетинга.

Также нормально менять свое отношение к внешнему виду идеального клиента с течением времени. По мере развития вашего бизнеса определение того, с кем вы хотите вести дела, также может измениться. Хорошей практикой является выполнение некоторых из этих упражнений для идеальных клиентов каждые несколько лет, чтобы убедиться, что вы и соответствующая целевая аудитория устанавливаете правильные связи.

Кэрри Казинс

Кэрри Казинс имеет более чем 15-летний опыт работы в области медиа, дизайна и контент-маркетинга. Она работает в области цифрового маркетинга, а также является внештатным писателем и дизайнером, специализирующимся на создании удивительных онлайн-приложений для малого бизнеса. Ее работы были представлены в таких изданиях, как Design Shack, Webdesigner Depot, The Next Web и Fast Company. Она заядлый бегун, что очень удобно для австралийских овчарок дома.

  • Фейсбук
  • Твиттер
  • LinkedIn
  • Более

7 шагов для определения вашего идеального покупателя или клиента — Ким Гарст

Позвольте задать вам вопрос: кто ваш идеальный покупатель или клиент?

Если ваш ответ «Все!», вам НУЖНО прочитать это!

Неспособность определить, КОМУ вы служите, является распространенной и дорогостоящей ошибкой, которую совершают многие предприниматели, поэтому не думайте, что вы одиноки в этой ошибке!

Хотя заманчиво думать, что ваш продукт или услуга нужны всем, на самом деле, работая над этим предположением, вы неизбежно приведете вас к тому, что я называю путем «не зарабатывать деньги».

Пытаясь услужить всем, вы в конечном итоге окажете серьезную услугу тем, кто в вас больше всего нуждается. Продукты, услуги и контент, которые вы создаете, не придутся по вкусу вашей аудитории, и вы будете постоянно обнаруживать, что привлекаете не тех людей.

Другими словами, в ваших усилиях служить всем вы в конечном итоге не будете служить никому!

Если вы пытаетесь служить всем, в конечном итоге вы не будете служить никому! Нажмите, чтобы твитнуть

Эта статья поможет вам точно определить, кому вы служите. Таким образом, вы можете быть уверены, что создаете, продаете и продвигаете правильные продукты, услуги и контент, которые привлекут вашего идеального клиента.

7 шагов, чтобы определить вашего идеального покупателя или клиента

Используйте следующие семь стратегий, чтобы выяснить, кого вы обслуживаете, или кого вы должны служить!

Как вы увидите ниже, существует множество отличных стратегий и инструментов для определения вашей целевой аудитории. Однако ни один из них не может заменить этот важный первый шаг.

Если ваш продукт или услуга будут успешными, они должны решить ключевую проблему, с которой сталкивается ваша аудитория. Итак, прежде чем идти дальше, задайте себе очень важный вопрос:

Какую конкретную проблему я пытаюсь решить?

Допустим, вы бизнес-тренер. В частности, вы любите помогать владельцам малого бизнеса изучать эффективные стратегии и методы продаж.

В этой ситуации основными проблемами, с которыми сталкиваются ваши потенциальные клиенты, может быть неспособность найти или привлечь клиентов, знания или навыки для онлайн-маркетинга или, возможно, бюджет для аутсорсинга определенных ключевых задач.

Мозговой штурм проблем, с которыми сталкивается ваш идеальный клиент, — это первый шаг в определении того, кого вы обслуживаете. Нажмите, чтобы твитнуть

После того, как вы определили основную проблему, которую решают ваши услуги, покопайтесь и подумайте об основных демографических характеристиках людям, которым вы пытаетесь помочь, включая их:

  • Пол
  • Возраст
  • Интересы и хобби
  • Род занятий
  • Местоположение
  • Релевантное поведение (например, как и где они делают покупки, сколько они готовы платить и т. д.)
  • Средний доход
  • Уровень образования

Хотя мозговой штурм не является точной наукой (при любом натяжении воображения), он даст вам хорошую основу, когда вы будете работать над оставшимися шестью шагами ниже.

Опрос может быть отличным способом получить информацию от тех, кто покупал у вас в прошлом. Затем вы можете использовать эти данные, чтобы точно определить, кто, скорее всего, купит ваши продукты или услуги или будет взаимодействовать с вашим контентом в будущем.

При создании опроса начните с вопросов об основных демографических данных, как указано выше. В зависимости от того, какое программное обеспечение для опросов вы используете, вы даже можете использовать шаблоны демографических опросов, подобные тем, которые предлагаются Survey Monkey и Typeform.

Помимо демографической информации, обязательно задавайте наводящие вопросы о ключевых вопросах и проблемах, с которыми они сталкиваются, чтобы вы могли лучше определить свое ценностное предложение.

Я бы также рекомендовал спросить, КАК и ОТКУДА ваши существующие клиенты узнали о вас, чтобы вы знали, что вам нужно делать и куда вам нужно идти, чтобы привлечь еще единомышленников или клиентов.

Спросить, как и/или где существующий клиент нашел вас, — это идеальный способ узнать больше о них! Нажмите, чтобы твитнуть

Аналитика вашего веб-сайта может предоставить множество ценной информации, которая поможет вам точно определить вашу целевую аудиторию. На самом деле, это, вероятно, способ № 1, которым вы можете ТОЧНО определить, кому вы служите и кому вы должны служить в будущем.

Есть несколько ключевых разделов, на которых я хотел бы сосредоточиться, в зависимости от ваших целей:

Чтобы узнать, кто покупал у вас в прошлом: В зависимости от того, как вы в настоящее время отслеживаете продажи или конверсии, вы будете искать в разделе Поведение ⇒ События, Конверсии ⇒ Цели, или Конверсии ⇒ Электронная коммерция.

Узнайте, какие темы или типы контента больше всего нравятся вашей целевой аудитории: Перейдите в раздел «Поведение» ⇒ «Контент сайта» и отсортируйте по просмотрам страниц.

Как узнать, как большая часть вашей целевой аудитории узнала о вашем сайте: Перейдите в раздел «Приобретение» ⇒ «Обзор» и изучите каждый канал, чтобы найти конкретную информацию.

Если вам нужна базовая демографическая информация о вашей аудитории: Перейдите в Аудитория ⇒ Обзор, чтобы найти такую ​​информацию, как страна, город, язык и даже используемая операционная система.

Приведенные выше стратегии хороши, но в основном они дадут вам информацию о клиентах или посетителях сайта, которые уже нашли вас.

Если вы хотите узнать немного больше о людях, которые в настоящее время ищут ваши продукты, услуги или контент , подслушивание разговоров в социальных сетях — это то, что вам нужно!

Используя такие инструменты, как Mention, AgoraPulse или даже Google Alerts, вы можете следить за общими вопросами или проблемами, возникающими в вашей отрасли. Это также даст вам хорошее представление о том, ГДЕ ваша целевая аудитория тусуется в Интернете.

Присоединяйтесь к отраслевым группам в Facebook и LinkedIn, чтобы узнать, кто и какие вопросы задает, — это отличный способ «послушать» своего идеального клиента». цитата = «Присоединение к отраслевым группам на Facebook и LinkedIn, чтобы узнать, кто и какие вопросы задает, — это отличный способ «послушать» своего идеального клиента.

Присоединяйтесь к отраслевым группам на Facebook и LinkedIn, чтобы узнать, кто задает вопросы и какие вопросы они задают, — это отличный способ «послушать» своего идеального клиента. Нажмите, чтобы твитнуть : субреддиты, относящиеся к вашей нише, и сайты вопросов и ответов, такие как Quora и Answers.com.

Большинство основных сайтов социальных сетей позволяют анализировать существующую аудиторию с помощью встроенных инструментов аналитики: Статистика страницы Facebook, Статистика группы Facebook (новинка!), Twitter Analytics, Instagram Insights  (для бизнес-аккаунтов), Pinterest Analytics, и т. д.

Чтобы узнать, кому вы служите сейчас и как привлечь единомышленников в будущем, обратите особое внимание на:

  • Демографию вашей аудитории
  • Контент форматов которые получают наибольший охват и вовлеченность (т.е. текст, изображения, видео или ссылки)
  • Самые популярные темы
  • Самые популярные сайты социальных сетей для вашей аудитории

Понимание этих ключевых особенностей вашей аудитории, таких как КТО они, ЧТО им нравится и ГДЕ они проводят время, не только поможет вам узнать больше о тех, кого вы обслуживаете, но и поможет вам выбрать идеальную аудиторию для вашей рекламы в социальных сетях!

Если вы хотите поднять аналитику своего веб-сайта на ступеньку выше (или на две, или на три!), вам следует проверить Quantcast Measure (примечание: Quantcast предлагает премиум-инструменты для компаний и издателей, однако Measure БЕСПЛАТНО!).

После размещения фрагмента кода на вашем сайте Quantcast сможет дать вам ключевую информацию о демографии вашей аудитории, включая возраст, пол, доход семьи, уровень образования и этническую принадлежность.

Уже одна эта информация имеет ценность для определения тех, кому вы служите. НО, Quantcast предлагает гораздо больше!

Некоторые другие сведения, которые вы можете получить:

  • Интересы покупателей (например, тип автомобиля или электроники, которые они обычно покупают)
  • Ваша аудитория разбита на «прохожих», «завсегдатаев» или «фанатов»
  • Политические интересы
  • Возможность группировать вашу аудиторию по сегментам для получения сверхдетальной информации о ваших посетителях

Иногда бывает полезно дополнить всю информацию, которую вы собрали выше, информацией о клиентах или клиентах ваших конкурентов.

Очевидно, что вы не можете получить доступ к аналитике ваших конкурентов или отправлять опросы их клиентов. Итак, как узнать, кто именно является их целевым рынком?

Я бы начал с настройки предупреждений об упоминании их имен в социальных сетях (см. № 4 выше). Это даст вам очень общее представление о том, кто говорит о них в Интернете.

Затем я бы посмотрел на их свойства в социальных сетях и на веб-сайте, чтобы увидеть, кого ОНИ считают своей аудиторией. Один из лучших способов сделать это — посмотреть на их бесплатные лид-магниты и сделать вывод, кого они пытаются привлечь (например, бесплатная кулинарная книга для «занятых мам» даст вам довольно хорошее представление об их целевой аудитории!) .

Наконец, если вы хотите быть ДЕЙСТВИТЕЛЬНО скрытным, используйте недорогой инструмент, такой как Owletter, для отслеживания и управления всеми информационными бюллетенями ваших конкурентов по электронной почте. Этот инструмент позволяет вам зарегистрироваться и получать их электронные письма, даже если они не знают, что вы подписаны! Owletter также будет хранить все эти информационные бюллетени в одном месте и предоставит вам доступ к аналитике конкурентов.

Это здорово… но что мне делать с этой информацией?

Это может быть вопрос, который вы задаете прямо сейчас. Вам удалось получить всю эту удивительную информацию о том, кому вы служите и почему вы служите им.

Но если вы не используете эту информацию стратегически, вы никогда не сможете привлечь эту целевую аудиторию на свой веб-сайт, продукты или услуги.

Вот несколько способов использовать полученные знания для привлечения клиентов и посетителей, которым действительно нужно то, что вы предлагаете.

Образ покупателя — это просто вымышленный профиль вашего идеального покупателя или клиента. Используя всю информацию, которую вы собрали выше, вы можете создать этот профиль и использовать его для информирования обо всех ваших маркетинговых мероприятиях.

Некоторая информация, которую вы будете использовать для создания своих персонажей, включает основные демографические данные (возраст, пол, семейное положение и т. д.), мотивы, интересы и хобби, покупательские привычки, ценности и цели.

Также обязательно ответьте на вопрос: «Какую основную проблему он или она пытается решить?». Это будет основой каждого продукта или контента, который вы создаете.

Вы уже определили основные проблемы, с которыми сталкивается ваша целевая аудитория. Один из наиболее ценных способов использования этой информации — создание контента, который решает эти проблемы.

Например, если вы знаете, что ваш идеальный клиент — мама двоих детей старше 30 лет с высшим образованием, которая любит искать выгодные предложения в Интернете, вы можете адаптировать свои продукты, услуги или контент к тому, что она, вероятно, захочет прочитать или прочитать. купить (например, бесплатный путеводитель по лучшим местам, где можно найти предложения Черной пятницы).

Это не только гарантирует, что вы действительно обслуживаете свою текущую аудиторию, но и означает, что ваш контент с гораздо большей вероятностью привлечет нужную аудиторию в будущем.

Используйте полученные знания для создания новых продуктов, улучшения существующих или добавления новых услуг в свой портфель.

Например, если вы тренер по фитнесу и в ходе исследования обнаружили, что ваш идеальный клиент испытывает трудности с планированием питания, вы можете адаптировать свои предложения к этой потребности.

Несколько идей, как это сделать: индивидуальная служба планирования питания, электронная книга с полезными рецептами, загружаемое руководство по планированию и приготовлению еды на целый месяц за один день и т. д.

Ваше исследование должно выявить, где ваша целевая аудитория проводит время в Интернете и какие типы маркетингового контента они предпочитают. Это поможет вам оптимизировать ваши маркетинговые усилия, давая вам наилучшие шансы выйти на целевой рынок.

Например, если вы знаете, что ваш идеальный клиент в основном находится на Facebook, вы можете сосредоточить свои усилия на нем.

Или, если вы обнаружили, что они предпочитают видео тексту или изображению, вы можете создать видеообъявления, а не тратить все свое время на текстовые объявления.

Заключительные мысли

Когда вы пытаетесь служить всем, вы в конечном итоге не служите никому.

Не позволяйте этому случиться с вами!

Существует уникальная группа людей, которые отчаянно нуждаются в том, что ВЫ можете предложить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *