Скептицизм, что это простыми словами?
Значение слова «скептицизм» в 9 словарях
Сущность скептицизма и его принципы
Определение 1
Скептицизм – это философская концепция, базирующаяся на сомнении, выступающем принципом функционирования мыслительного процесса.
Сомнение необходимо в процессе размышления, чтобы подтвердить истинность суждения.
Скептицизм зиждется на требовании убежденности в познании. Данное направление характеризуется терпимостью и отсутствием противостояния иным философским мыслям и направлениям. Все идеологии, по мнению последователей скептицизма, имеют место быть, но при этом, верить без реального обоснования и подтверждения истины всему, что прописано в идеологии нельзя. Все познанное должно ставится под сомнение, проверяться и подтверждаться.
Скептицизм считает человеческие знания относительными и, не являющимися истинно верными. Это положительно влияет на противостояние данного течения догматизму. Однако, нельзя сказать, что скептицизм имеет только положительные черты. Он отрицательно сказывается на развитии асоциального поведения, поскольку способствует развитию плюрализма во взглядах и знаниях, что подвергает их большому сомнению, углубляя его.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Скептицизм 430 грн.
- Реферат Скептицизм 270 грн.
- Контрольная работа Скептицизм 250 грн.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Выделяют несколько разновидностей скептицизма:
- Методологический.
- Религиозный.
- Научный.
- Философский.
Существует также понятие обыденного скептицизма. Оно отражает уход от формулирования выводов и суждений, если имеются какие-то сомнения.
Скептицизм опирается на следующие определяющие принципы:
- Чувства не способны предоставить истинное представление о реальности;
- Невозможность рассмотрения индукции в качестве надежного вывода;
- Дедукция не может способствовать развитию нового знания;
- Дедукция не способна доказать свою собственную точку зрения, свои мысли;
- У каждого суждения имеется противоположное, которое является таким же сильным и значимым;
- Согласованность экспертного мнения открывает возможности не учитывать иные точки зрения и считать их неверными;
- Если мнение не имеет экспертной оценки, причем согласованной, то другие люди не могут считать верным какою-либо точку зрения;
- Если на совете экспертов было принято решение о том, что оснований для поддержания определенного мнения не имеется, то людям не имеет смысла выражать какие-то суждения.
Появились вопросы по этой теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Замечание 1
Кроме того, психологами выделяется феномен избирательного скептицизма, проявляющегося в использовании критического мышления по отношению к некоторым утверждениям, а именно к тем, которые нам категорически не нравятся.
Научный скептицизм
В науке скептицизм проявляется в отношении к недоказанным фактам с позиции сомнения. Наука занимается изучением конкретных вещей, поэтому не может считать истинным непроверенное знание о реальности. Любое научное утверждение должно иметь эмпирическое доказательство, в противном случае не может претендовать на научность. А философия имеет дело с абстракциями.
Ученые, стоящие на позициях скептицизма, опираются на позитивистские методы определения истинности знания – верификации и фальсификации. Первый означает, что научное знание должно быть подтверждено на опыте, другой исходит из того, что знание считается истинным, пока достоверно не доказана его ложность (то есть пока оно не сфальсифицировано). На основе такой методологической позиции скептики ставят под сомнение всевозможные сенсационные утверждения, возникающие в научной среде.
Всевозможные околонаучные теории, в большом количестве возникшие в ХХ веке, попадают под пристальное внимание
Древнегреческий скептицизм
В период античности, в частности во времена Древней Греции, течение скептицизма развивалось под влиянием идей философа Ксенофона. Далее, идеи скептицизма были дополнены и развиты Пирроном. Им предлагался уход от метафизического догматизма и постановка вопросов о природе вещей, отношении к ним представителей человеческого рода и значимости этого отношения, а также итогов этого отношения.
После Пиррона, течение скептицизма было продолжено Аркесилаем. Он придерживался тех же воззрений и направлений, что и Пиррон.
Впоследствии, скептицизм развивался следующими мыслителями: Энексидемом, Агриппом, Секстом Эмпириком. Так, Энесидем сформулировал несколько определяющих принципов скептицизма. Они отражали неоспоримые суждения о животном мире, человеке, его органах чувств и явлениях окружающей среды, а также затрагивали вопросы смешанного бытия, особенности восприятия, его относительность и значимость.
Краткий словарь по эстетике
СКЕПТИЦИЗМ — философское направление, проповедующее сомнение в возможности познания объективной действительности. Слово «скептицизм» произошло от греч. глагола, который в первоначальном смысле означает «озираюсь», «осматриваюсь», а в переносном — «взвешиваю», «обдумываю», «сомневаюсь». Последнее значение легло в основу наименования школы скептицизма, т. к. для античного скептицизма характерно не прямое отрицание возможности познания, но лишь возведённое в принцип воздержание от определённых суждений.
Скептицизм как философское направление возник в Древней Греции. Его родоначальником был Пиррон. После Пиррона главными представителями античного скептицизма были Энезидем (точное время жизни неизвестно) и Секст-Эмпирик (2 в. до н. э.). Последователи Пиррона, а также Аркесилай (315— 241 до н. э.) и Карнеад (р. ок. 214—212—ум. ок. 129— 128 до н. э.) — представители более умеренного скептицизма. С точки зрения скептиков, убеждение в невозможности познания вещей должно привести в теории к «воздержанию от суждения», а в практике — создать бесстрастное, безразличное отношение к предметам, «безмятежность» души [атараксия, греч., буквально — невозмутимость]. К. Маркс высоко ценил древних скептиков за их образованность и критичность суждений и вместе с тем отмечал, что в их учении сказалось вырождение некогда сильной философской мысли.С развитием науки и философии в различные исторические эпохи изменялись содержание и роль скептицизма.
В эпоху Возрождения скептицизм сыграл прогрессивную роль в борьбе со средневековой идеологией и церковью. В 17 в. вслед за М. Монтенем («Опыты»,1580) и П. Шарроном («О мудрости», 1601) Пьер Бейль («Исторический и критический словарь») «разрушил метафизику с помощью скептицизма, подготовив тем самым почву для усвоения материализма и философии здравого смысла» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, стр. 141). Б. Паскаль («Мысли о религии», 1669), напротив, из скептицизма делал вывод в пользу теологии, ставя религиозное чувство выше колеблющегося в своём познании разума. В 18 в. крайнюю форму скептицизма — агностицизм — проповедовали Д. Юм (1711—76) и И. Кант. (1724—1804). Они пытались доказать, что наука якобы но раскрывает истинной природы вещей. По Юму, важнейшие философские категории — субстанция, причинность — не имеют объективного значения. По Канту, хотя «вещь в себе» и существует, однако она принципиально непознаваема.
Скептицизм опровергается теми же аргументами, что и агностицизм. Материальная практика человека убеждает нас в том, что, познавая явления, мы тем самым познаём и их сущность. Диалектич. материализм исходит из того, что нет в мире непознаваемых вещей, а есть только вещи, еще не познанные, которые будут раскрыты и познаны силами науки и практики. Широкая пропаганда в современной буржуазной философии скептицизма и агностицизма является одной из форм борьбы против науки и диалектического материализма.
Древнеримский скептицизм
Развитие скептицизма в Древнем Риме связано с именем Энесидема из города Кносса. Его идеи были сформированы на основе философии Древней Греции, в частности, скептицизма Пиррона. Он активно противопоставлял учение о скептицизме ранним догматическим течениям философии.
Энесидем акцентировал внимание на том, что все учения и теории других философов содержат большой объем противоречивых сведений. Он говорил о том, что реальность невозможно определить путем восприятия и ощущений. Такие суждения являются сомнительными. Все влиятельные теории античной философии были поставлены под сомнение этим философом.
Далее, теории скептицизма развивались Секстом Эмпириком. Он ставил под сомнение не только философские концепции Древней Греции, но и учения по риторике, математические положения, грамматические конструкции.
Развитие скептицизма в Древнем Риме основывалось на попытках доказать его мощное влияние и определить его нестандартной философской концепцией, которая отстранена от иных тенденций развития философии и ее теорий.
Философский скептицизм
«Философия – не наука» — это высказывание олицетворяет сущность философского скептицизма. Скептики от философии сомневаются в том, что достоверное знание вообще возможно, так как объективные доказательства чего бы то ни было отсутствуют. Все знания человечества базируются исключительно на субъективном восприятии тех людей, которые пытались понять или объяснить то или иное явление, а раз их восприятие субъективно, то есть зависит от индивидуальных особенностей человека, то этому восприятию нельзя полностью доверять.
Средневековый скептицизм
16-17 – е века характеризуются новыми веяниями в скептицизме. Ученые начинают интересоваться этим направлением и его античными концепциями. Стало обращаться внимание на труды ранних скептиков – философов Древней Греции.
Таким образом получило развитие новое направление Пирронизма, базирующееся на его ведущих идеях. Затем они были развиты в новоевропейском агностицизме. Его последователями были: Эразм Роттердамский По данной теме мы уже выполнили доклад
Гуманизм Эразма Роттердамского подробнее , Николай из Ортрекура.
Кто такой скептик простыми словами?
Человек, проявляющий бдительность и осторожность в принятии решений, боится совершить непоправимую ошибку. Чтобы объяснить, кто такой скептик простыми словами, отметим: этот субъект всегда стремится проверить истинность каждого заявления. Если ему интуитивно не нравится чьё-то утверждение, то он будет собирать факты и анализировать их. Сторонник здравого смысла – это и есть скептик (значение слова указывает на то, что он стремится устранить все сомнения). На греческом языке «skepsis» означает «рассматривание».
Скептицизм Нового времени
В это время происходит пересмотр концепции скептицизма. Он стал рассматриваться в качестве направления, помогающего расширить возможности в познании и учении, устранить все существующие противоречия. Это желание к приобретению возможности получения информации о том, к чему нужно стремиться и что можно узнать. Внимание акцентировалось на причинно-следственных связях, отражающих понимание того, как нужно вести себя и действовать или, напротив, бездействовать, для достижения или не достижения какого-то результата.
Представителями Нового скептицизма были:
- Ф. Санчес Ф.;
- М. Монтень М.;
- П. Бриль П;
- Д. Юм.
Направления скептицизма
Скептицизм классифицируется на:
- Обыденный
- Методологический
- Научный
- Религиозный
- Философский
Обыденный скептицизм – самая безобидная форма этого течения, характеризуется воздержанием от каких бы то ни было суждений, но в этой форме у индивида, либо группы лиц обязательно присутствуют сомнения. Философский скептицизм опровергает фактор достоверности какого либо знания в принципе. Научный скептицизм – составляет оппозицию гипотезам не имеющим эмпирических подтверждений и доказательств.
Скептицизм: Что Это Простыми Словами
Скептицизм – это, в узком смысле, направление в философии, в котором основополагающим образом мышления является сомнение в отношении утверждений о каких-либо знаниях, даже тех, что являются бездоказательной истиной.
Термин скептицизм произошёл от древнегреческого слова «skeptomai», что в переводе означает рассматривать, изучать, искать.
Краткое содержание:
Что такое скептицизм?
Скептицизм, простыми словами, – это отношение с сомнением к какому-либо положению вещей, знанию, ситуации, обстоятельствам, которые не подкреплены чёткими безапелляционными доказательствами. То есть, если кратко и по существу: кто-то не верит, что утверждение верное, и выражает своё скептическое отношение по этому поводу.
Скептицизм – это не простое неверие, как в последнее время искажается смысл понятия в обиходе, а жажда познания истины через поиски ответов на вопросы в результате возникающего сомнения. Также в современном мире понятие скептицизма или скепсиса сильно утрируется и приравнивается к нигилистическому отрицанию всего: любых тезисов, теорий и идей, что является совершенно неверным.
То есть скептицизм и нигилизм – это абсолютно разные вещи.
Скептик – это тот, если принимать во внимание философский смысл, кто стремится к расширению своего опыта познания через такой способ мышления. В обыденной же жизни значение слова попросту характеризует сомневающегося человека.
Для людей со скептическим типом мышлением свойственны такие признаки, как:
- отсутствие открытого проявления эмоций, чтобы те не мешали анализу информации;
- резкая манера общения, ведь он считает, что проявление честности и прямоты важнее сдержанности;
- в большинстве случаев по складу психики это флегматики или меланхолики.
- философский скептицизм – колебание относительно того, что можно что-то точно и достоверно знать;
- научный – неверие и отрицание учений, не имеющих эмпирических доказательств, то есть тех, что сложились без полученного опыта посредством органов чувств, наблюдений или экспериментов;
- религиозный – сомнение в некоторых утверждениях в религии, которые принято считать общепринятыми и воспринимать как данность;
- обыденный – неверие чему-либо или касаемо чего-либо;
- методологический скептицизм Рене Декарта – согласно этому принципу, сомневаться следует во всём, используя сомнение как средство познания процессов мироздания.
Теоретики выделяют также умеренный скептицизм и радикальный. Первый соответствует желанию получить какие-либо доказательства, прежде чем подтвердить или опровергнуть что-либо; второй – просто выражает уход от обсуждения темы на неопределённое время.
Следует отметить, что скептицизм и агностицизм иногда приравниваются, как и релятивизм. Но между ними существуют различия в определениях. Агностицизм видит мир как что-то непостижимое и относится больше к религиозной области. Релятивизм считает, что истина существует относительно восприятия каждого человека индивидуально, а не как общая догма. Ведь способности познания и формирования принципов, идей и знаний у всех отличаются.
Противоположной скептицизму системой взглядов является догматизм.
Скептицизм в философии
Философский скептицизм как идейное течение возник в конце IV века до н. э. Скептики критиковали любые теории, ничего не принимая за достоверные факты, но и не делали никаких истинных утверждений со своей стороны.
Принципы скептицизма, сформировавшиеся за тысячелетия, обозначены в тезисах:
- если какое-либо знание можно получить и оно является достоверным, оно всё равно не признаётся таковым;
- эмпирическое познание не может быть правдивым источником информации, следовательно, любое знание недоступно для человека;
- иметь достоверные знания в области метафизики человек не может;
- любое предположение нуждается в проверке, причём одна проверка не может являться исчерпывающей и окончательной;
- объективная реальность не может быть изучена никакими научными методами;
- все знания человека – лишь предположения, их невозможно доказать;
- философ не может что-либо утверждать окончательно и достоверно.
- Какова сущность вещей, каковы их свойства?
- Какое отношение должно у нас при этом возникать к ним?
- Каков результат нашего отношения?
Парадоксально то, что сам же философ утверждал, что невозможно найти исчерпывающие ответы. Поэтому предлагал рассуждать так:
- Нам не дано достоверно об этом знать.
- Судить о вещах нам вовсе не нужно.
- Избегая размышлений, можно уйти от тревожных мыслей.
Фактически идеей учения был отказ от знаний. Состояние спокойствия, возникающее при отсутствии жажды познания, он считал высшей точкой блаженства и называл «атараксией».
Представители скептицизма
Концепция античного скептицизма дошла до нас благодаря Сексту Эмпирику, который в своих трудах отразил развитие идей Пиррона, Энесидема, Тимона, Карнеада и других приверженцев учения. Некоторые философы того времени были оппонентами этой школы, например, Аристотель и Платон, которые больше были догматиками.
Античным скептицизмом отрицалась возможность познания. Он носил мировоззренческий и практический характер. В более позднее время учение перестало быть таким масштабным и глобальным. Оно стало охватывать только область философских знаний. Абсолютный скепсис сменился на восприятие скептицизма как методологического приёма познания.
Наиболее известные представители скептицизма Средневековой философии, оставившие после себя ряд трудов, – это:
- Франциско Санчес (1550-1623 гг.) – французский и португальский врач и философ. В своём трактате «О том, что ничего не известно» сделал выводы о важности экспериментальных исследований.
- Мишель де Монтень (1533-1592 гг.) – французский писатель и философ. Скептицизм Монтеня, частично отражённый в его работе «Опыты», является симбиозом жизненного и философского скепсиса. Первый представлен как результат разочарования в людях и итог отрицательного жизненного опыта, а в основе второго – утверждение о невозможности познания: все абсолютные истины – лишь относительные и не более.
- Пьер Бейль (1647-1706 гг.) – французский мыслитель и философ-богослов. Он боролся против ограниченного церковного догматизма. Просветительские стремления объединяли в его работах веру и науку. Вследствие чего многие его современники считали философа еретиком.
- Дэвид Юм (1711-1776 гг.) – шотландский писатель, историк, философ и экономист. В своих работах, в частности, в «Исследовании о человеческом познании» (1848 г.) философ сомневался в существовании объективного мира и отрицал возможность его достоверного познания вследствие субъективных факторов человека. Каждая личность принимает и воспроизводит информацию, поступившую извне по-своему. Что не может являться абсолютной истиной.
Примеры скептицизма
В обыденной жизни людей скептицизм – это проявление сомнения в чём-либо, которое может основываться на отсутствии научных доказательств или религиозных верованиях. Иногда скептически можно относиться к тому, что попросту не вызывает доверия в силу личных убеждений и мировоззрения.
Рассмотрим проявление скептицизма в наиболее распространённых областях: науке, медицине, религии и философии в современной жизни.
Если говорить о науке, то идея рационального скептицизма заключается в том, что любая истинность знаний должна быть доказана исследованиями. Примеры утверждений, порождающих научный скептицизм:
- Согласно астрологии, небесные тела оказывают влияние на жизнь человека в его настоящем и будущем.
- Бермудский Треугольник – область, где происходят необъяснимые исчезновения морских и воздушных судов и другие аномальные явления.
- По «теории пришельцев» инопланетяне существуют, посещали и посещают землю посредством НЛО.
- Цикл Луны и её фазы влияют на психологическое состояние человека.
Скептицизм в медицине может проявляться, к примеру, в таких сомнениях:
- Ценность биологических добавок для организма человека подтверждена.
- Ароматерапия способствует укреплению здоровья.
- Исцеление кристаллами – лечение с помощью драгоценных и полудрагоценных камней.
- Скептицизм в религии:
- События, описанные в библии, являются правдивыми историями.
- Рай существует.
- Люди возрождаются, проходя процесс реинкарнации после смерти.
- Проклятие может быть создано человеком и способно вызвать неудачу того, на кого было обращено.
- Мир был создан Богом.
- Часто у человека есть ангел-хранитель.
- У Марии сложилось скептическое отношение к рекламе моющего средства, которое способно вывести даже сложные пятна.
- Контракт был слишком удачным, поэтому у ряда менеджеров вызывал скептическое отношение к законности получения такой прибыли.
- Я настроена скептически к заявлению, что эти продукты были выращены без применения химических веществ, как, например, удобрения.
- Учитель усомнился в том, что Саша выполнил домашнее задание и просто забыл взять тетрадь.
- Я сомневаюсь, что мне идёт этот цвет, хотя все окружающие говорят обратное.
- Благодаря этому, порой противоречивому, философскому течению были сделаны многие открытия в области науки.
Каролина Кораблёва
Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни.
В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».
Мы в телеграм канале! Присоединяйся!
Этимология, происхождение и значение слова скептик по этимонлайну
Рекламатакже скептик, 1580-е гг. , «член древнегреческой школы, сомневавшейся в возможности реального знания», от французского sceptique и непосредственно от латинского scepticus «секта скептиков», от греческого skeptikos (множественное число Skeptikoi «скептики»). , последователи Пиррона»), существительное с прилагательным, означающим «вопрошающий, размышляющий». Это связано со skeptesthai «отражать, смотреть, смотреть» (от метатезисной формы корня PIE * spek- «наблюдать»). Имя было взято учениками греческого философа Пиррона, жившего ок. 360-с. 270 г. до н. э.
Расширенное значение «человека с сомнительным отношением, того, кто воздерживается от суждений и считает, что известные факты не дают оснований для вывода» записано 1610s. К 1630-м годам он засвидетельствован как «тот, кто сомневается или не верит в христианскую религию», если не считать полного ее отрицания. Ск-орфография относится к началу 17 в. Греческое возрождение и предпочтительнее в США
Скептик не означает того, кто сомневается, но того, кто исследует или исследует, в отличие от того, кто утверждает и думает, что он нашел. [Мигель де Унамуно, «Очерки и монологи», 1924]
Прилагательное в значении «скептический» засвидетельствовано с 1570-х гг. Как глагол скептически (1690-е) не прижился.
also from 1580s
Trends of
skepticAdvertisement
updated on December 01, 2022
Advertisement
AdvertisementTrending words
- 1. bookmaker
- 2. mortgage
- 3. cow
- 4. pot
- 5. dumb
- 6. bird
- 7. zydeco
- 8. матрица
- 9. мудрость
- 10. америка
Словарные статьи рядом с
скептикскелет 9000 3
скелет
скелет
скене
скеп
скептик
скептик
скептицизм
*sker-
шхера
эскиз
- A
- B
- C
- D
- E
- F
- G 900 30
- H
- I
- J
- K
- L
- M
- N
- O
- P
- Q 9 0030
- R
- S
- T
- U
- V
- W
- X
- Y
- Z 9 0049
- Дайте определение скептицизму, как он используется в философии.
- Сравните и противопоставьте глобальный и локальный скептицизм.
- Предложите и объясните скептическую гипотезу.
- Опишите общую структуру аргументов в пользу глобального скептицизма.
- Если я не могу исключить возможность того, что меня обманывает злой демон, значит, я ничего не знаю о внешнем мире.
- Я не исключаю, что меня обманывает злой демон.
- Следовательно, у меня нет знаний о внешнем мире.
- Если я не могу исключить возможность СХ, то у меня нет оснований полагать, что стр.
- Я не могу исключить возможность SH.
- Следовательно, я не могу с полным основанием полагать, что P.
- Если я не могу исключить возможность SH, то у меня нет оснований полагать, что P.
- Я имею полное право полагать, что P.
- Таким образом, я могу исключить возможность SH.
7.
4 Скептицизм – Введение в философиюЦели обучения
К концу этого раздела вы сможете:
Философский скептицизм — это точка зрения, согласно которой некоторые или все знания невозможны. Скептик подвергает сомнению возможность знания — особенно обоснования — в какой-то области. Глобальный скептик отвергает возможность познания вообще. Но не нужно отвергать возможность всякого знания. Местный скептик ставит под сомнение возможность познания только в отдельных областях изучения. Можно быть местным скептиком в отношении морального знания или научного знания. В этом разделе сначала будет рассмотрен глобальный скептицизм и аргументы в его поддержку, а затем кратко рассмотрен локальный скептицизм.
Глобальный скептицизм
Глобальный скептицизм — это точка зрения, ставящая под сомнение возможность всякого знания. Чтобы доказать свою правоту, глобальные скептики указывают на отсутствие уверенности в наших убеждениях. Поскольку мы не можем знать, что наши убеждения верны, мы не можем знать вообще. Обычно глобальный скептицизм пытается подорвать возможность формирования обоснованных убеждений. Глобальные скептики нацелены на все убеждения или все убеждения о внешнем мире (что составляет большинство убеждений). Большинство верований молчаливо или явно предполагают существование внешнего мира. Когда я вижу птицу на дереве и думаю: «На этом дереве есть птица», я предполагаю, что есть реально существующая физическая птица на реально существующем физическом дереве в реально существующем реальном мире вне меня. Есть означает «существует». Я верю, что птица, дерево и мир существуют независимо от моих мыслей. Глобальный скептик подвергает сомнению подобные убеждения.
Аргумент мечты
Сколько раз вы понимали, что вам снилось , в то время как вы видели сон? Большинство людей верят, что все, что они видят во сне, реально во сне. Действительно, тот факт, что люди во сне думают, что сны реальны, делает кошмары такими ужасными. Если бы вы знали, что содержание кошмара — это сон, то это было бы не так страшно. Чжуан Чжоу (ок. 369 г.–286 г. до н.э.) был китайским философом-даосом, который утверждал, что, насколько нам известно, в настоящее время мы можем видеть сны, думая, что бодрствуем. Представьте во сне, что вы бабочка, радостно порхающая на цветах. Когда вы просыпаетесь, как вы можете определить, проснулись ли вы только что от того, что вам приснилось, что вы бабочка, или вы бабочка, которой только что начало сниться, что вы человек? Чжуан Чжоу объясняет:
Во сне он не знает, что это сон, и во сне может даже попытаться истолковать сон. Только проснувшись, он понимает, что это был сон. И однажды произойдет великое пробуждение, когда мы узнаем, что все это великий сон. А глупцы верят, что они бодрствуют, деловито и ясно полагая, что понимают вещи, называя того правителем, того пастухом — как глупо! Конфуций и вы оба мечтаете! И когда я говорю, что ты спишь, я тоже сплю. (Чжуанцзы 2003, 43)
Чжаунг Чжоу предполагает, что все, что мы принимаем за сознательный опыт, на самом деле является сном. А если мы спим, то все наши убеждения о внешнем мире ложны, потому что эти убеждения считают само собой разумеющимся, что наш текущий опыт реален.
Рисунок 7,8 Это изображение человека, мечтающего о бабочке, или это изображение бабочки, мечтающей о человеке? Китайский философ Чжуан Чжоу просит нас рассмотреть возможность того, что все, что мы воспринимаем как опыт бодрствования, на самом деле может быть сном. (кредит: «Zhuangzi-Butterfly-Dream», автор Ike no Taiga/Wikipedia, Public Domain)
Аргумент злого демона
Почти через два тысячелетия после Чжуан Чжоу Рене Декарт также выдвинул гипотезу сновидений. Декарт утверждал, что, поскольку сны часто включают в себя опыт, который мы имеем в реальной жизни, невозможно провести различие между сновидениями и бодрствованием (Descartes 2008). Но Декарт в конце концов приходит к выводу, что даже если бы он мог видеть сон, он все же может знать некоторые убеждения, в частности, арифметические. Даже во сне 1+1=2, а у квадрата всегда будет четыре стороны. Итак, Декарт выдвигает еще более сильную скептическую гипотезу: что, если нас обманывает злой демон?
Злой демон Декарта силен. Он может заставить вас поверить во что-то, а может обмануть вас, контролируя ваш опыт. Злой демон может заставить вас поверить, что вы в данный момент едите бутерброд, напрямую передавая вам сенсорный опыт поедания бутерброда (вид, запах, вкус, ощущение). По этому сценарию вы не можете отличить то, что действительно едите бутерброд, и то, что вы просто верите, что едите его, потому что злой демон вас обманывает. Если мы не можем достоверно отличить переживания, вызванные реальностью, от переживаний, вызванных злым демоном, то мы ничего не можем знать. Мы можем представить аргумент Декарта следующим образом:
Почему Декарт утверждает, что у нас не может быть знания, если мы не можем исключить гипотезу о злом демоне? Если нас обманывает злой демон, значит, все наши убеждения ошибочны. И если мы не можем исключить возможность того, что мы не правы, то мы не оправданы. И если мы не оправданы в наших убеждениях, то мы не можем знать о них.
Мозг Патнэма в чане
Если вам не нравятся злые демоны, то рассмотрите более современную версию скептической гипотезы: «мозг в бочке», придуманную американским философом и математиком Хилари Патнэм (1926–2016). Представьте, что прошлой ночью, когда вы спали, группа ученых похитила вас и забрала в свою лабораторию. Там они хирургическим путем удалили ваш мозг и поместили его в чан с питательными веществами. Затем ученые подключили ваш мозг к сложной новой компьютерной системе. Они смогли загрузить ваши воспоминания, чтобы создать новые впечатления. Результатом является бесшовный опыт сознания между вчера и сегодня. Когда вы проснулись этим утром, ваша жизнь, казалось, текла без помех. Ты можешь доказать, что ты не мозг в бочке? Нет, ты не можешь. Сценарий предусматривает, что ваш опыт будет казаться одинаковым, независимо от того, являетесь ли вы мозгом в бочке или нет. Легко придумать и другие подобные скептические сценарии. Подумайте о том, что вы попали в мир виртуальной реальности или попали в ловушку Матрицы.
Рисунок 7,9 Сценарий «мозг в бочке» предлагает нам рассмотреть возможность того, что наши переживания являются результатом преднамеренного манипулирования нашими психическими процессами. (кредит: «Мозг в чане», автор Was a bee/Wikimedia, Public Domain)
Общая структура глобальных скептических аргументов
Скептические гипотезы и аргументы, которые они вдохновляют, имеют схожую структуру:
SH — скептическая гипотеза. P — любое суждение о внешнем мире. Посылка 1 — вызов скептику: вы должны исключать скептические гипотезы. Посылка 2 опирается на ограничения вашей точки зрения. Скептик утверждает, что вы можете исключить возможность любой имеющейся скептической гипотезы только в том случае, если вы сможете построить аргумент, опровергающий эту гипотезу, используя имеющиеся у вас доказательства (и априорные знания). Как показано, сделать это непросто. Природа скептических гипотез, используемых для глобального скептицизма, ограничивает ваши доказательства содержанием ваших мыслей. То, что вы принимаете за свидетельство внешнего мира (то, что вы воспринимаете вещи, которые кажутся отдельными от вас), эффективно нейтрализуется возможностью скептической гипотезы.
Ответы на глобальный скептицизм
Философ, желающий преодолеть философский скептицизм, должен найти разумные основания отвергнуть аргумент скептика. Различные скептические аргументы раскрывают специфическую концепцию уровня обоснования, необходимого для знания. Скептические аргументы полагаются на существование сомнения. Сомнение существует, когда мы не можем исключить возможность. Если у нас есть сомнения, мы не уверены. Мы не можем быть уверены, что мы не являемся, скажем, мозгом в бочке. А если мы не можем быть уверены, то мы не можем знать ничего, что подразумевает, что мы не мозг в бочке. Уверенность — очень строгая мера оправдания. Один очевидный возможный ответ — просто отрицать, что человеку нужна определенность, чтобы считаться оправданным. В этом разделе рассматриваются некоторые классические ответы на аргумент скептиков о том, что мы ничего не можем знать.
Мур
Британский философ Г. Э. Мур (1873–1958) представил аргумент против скептицизма, опирающийся на здравый смысл. В своей знаменитой статье «Доказательство внешнего мира» Мур начинает с того, что поднимает правую руку и заявляет: «Вот одна рука», затем поднимает левую руку и заявляет: «Вот еще одна рука» (Moore 1939). Поэтому он заключает, что скептицизм ложен. На первый взгляд, этот аргумент может показаться легкомысленным. Это не. Мур имеет в виду заменить вторую посылку в скептическом аргументе своей собственной посылкой: Я знаю, что у меня есть руки . Скептический аргумент начинается с предпосылки, что если вы не можете исключить скептическую гипотезу, то у вас нет знаний о каком-то утверждении, относящемся к внешнему миру. Мур использует «у меня две руки» как свое утверждение о внешнем мире. По сути, он принимает первую предпосылку скептика, а затем использует свою веру здравого смысла в истину «у меня две руки», чтобы опровергнуть скептическую гипотезу. Вот структура аргумента:
Утверждая, что у него две руки, Мур утверждает, что он имеет право верить утверждениям о внешнем мире. И если он оправдан, то может исключить скептическую гипотезу. Аргумент скептика принимает форму так называемого modus ponens 9.0152 , что означает действительный вывод, в котором подтверждается антецедент условного предложения. Аргумент Мура принимает форму того, что известно как modus tollens , что означает верный вывод, в котором отрицается последствие условного предложения.
Но обратите внимание, что два аргумента противоречат друг другу. Если мы принимаем первую посылку, то вторая посылка Мура или скептика должна быть ложной. Так почему же Мур решил, что его вторая предпосылка лучше? Выбор состоит в том, чтобы думать, что у вас есть основания полагать, что у вас есть две руки, и думать, что вы имеете право полагать, что скептическая гипотеза может быть верной. Мур считает, что у него есть больше оснований полагать, что у него две руки, чем для того, чтобы верить в истинность скептической гипотезы. Для Мура это просто здравый смысл. У вас есть основания полагать, что у вас есть две руки — вы можете их видеть и чувствовать, — в то время как у вас нет оснований полагать, что скептическая гипотеза верна.
Аргумент Мура не убедил многих философов. Любой человек, допускающий возможность скептической гипотезы, не согласится с его предпосылкой 2. Возможность скептической гипотезы фактически подрывает обоснованность веры в то, что у вас две руки.
Контекстуализм
Как мы только что видели, некоторые теоретики отвергают представление о том, что вы должны быть уверены в убеждении, то есть исключать всех возможных проигравших, чтобы иметь знание. Мур считает, что у него больше оснований верить в то, что у него две руки, чем в то, что его обманывает злой демон. И определяя, имею ли я право верить в птицу за окном моего офиса, я редко рассматриваю возможность того, что я мог бы быть мозгом в бочке. Я, скорее всего, сосредоточусь на своем плохом зрении как на проигрыше. В контексте идентификации птиц дикие скептические гипотезы кажутся неуместными. Действительно, мы часто приспосабливаем то, сколько обоснований, по нашему мнению, необходимо для убеждения, к стоящей перед нами задаче. Контекстуализм — это точка зрения, согласно которой истинность атрибуции знаний зависит от контекста. Контекстуализм — это теория о знании и обосновании. Когда мы приписываем знание субъекту S, истинность утверждения о знании зависит от контекста, в котором находится S. Контекст S определяет уровень обоснования, необходимого для того, чтобы истинное убеждение считалось знанием. Контекстуализм исходит из наблюдения, что уровень уверенности, необходимый для обоснования, меняется в зависимости от того, что представляет собой убеждение, а также от его цели и важности, среди прочего. Мы ожидаем высокой степени обоснованности от врачей, когда они диагностируют болезнь, но меньше оправдания от друзей, вспоминающих название фильма, потому что в медицинских диагнозах на карту поставлено гораздо больше.
Контекстуализм имеет дело со скептицизмом уникальным образом. Мы редко оказываемся в ситуациях, когда мы должны исключить скептические гипотезы, чтобы считать себя оправданными. В самом деле, как правило, только тогда, когда явно выдвигается скептическая гипотеза, мы думаем, что должны ее исключить, чтобы быть обоснованной. А в нашей повседневной жизни скептическая гипотеза просто не кажется актуальной. Да, возможность того, что мы — мозги в бочке, технически все еще существует; мы просто не думаем об этом.
Скептицизм в определенных областях
Как объяснялось выше, локальный скептицизм ставит под сомнение возможность познания только в определенных областях исследования. Люди могут признать, что знание внешнего мира возможно, но при этом задаваться вопросом, достижимо ли знание в более конкретных областях. Распространенная форма местного скептицизма сосредоточена на религиозных убеждениях, особенно на знании существования Бога. Другая форма местного скептицизма касается способности когда-либо иметь моральное знание. Скептицизм в этих областях не означает, что Бога нет или что все моральные утверждения ложны. Скорее, скептицизм означает, что мы никогда не сможем иметь достаточных оснований верить в существование Бога или в истинность моральных утверждений. Мы просто никогда не сможем узнать, существует ли, например, Бог.
Скептицизм в отношении морали возникает из-за природы ее предмета. Моральные требования являются нормативными, что означает, что они утверждают утверждения о том, что должно быть, а не о том, что имеет место. Но моральные утверждения трудно доказать, учитывая их нормативный характер. Как вы можете доказать, что должно быть ? Обычно моральные претензии основаны на ценностных претензиях. Специалист по этике может сказать, что мы должны помочь незнакомцу, потому что благополучие имеет моральную ценность. Но скептик укажет, что мы не можем доказать , что что-то ценно. У нас нет датчиков, которые могут подтвердить моральную ценность. Вместо этого моральные претензии опираются на аргументы. Проблема, как объяснял шотландский философ эпохи Просвещения Дэвид Юм (1711–1776), состоит в том, что никакое количество описаний никогда не поможет нам логически вывести нормативное утверждение (Hume 1985). Это оставляет место для сомнений и, следовательно, скептицизма.
Скептические взгляды на Бога также сосредоточены на отсутствии достаточных доказательств. Скептик может резонно спросить: какие доказательства могут показать существование Бога? Конечно, если бы Бог однозначно явился прямо сейчас всем в мире одновременно, то у нас были бы достоверные доказательства. Но Бог этого не сделал. Максимум, что у нас есть, это свидетельство в виде религиозных текстов. А показания, особенно цепочка свидетельств, насчитывающая сотни и сотни лет, не обязательно надежны. Зачем верить, например, христианской Библии? Блез Паскаль (1623–1662), сам преданный католик, утверждал, что сама природа Бога — не имеющая границ и существующая вне времени — исключает возможность когда-либо постичь всю истинную природу Бога или существование Бога.