Кто впервые в психологии использовал понятие сознание: «Кто из ученых впервые в психологии использовал понятие «сознание»?» — Яндекс Кью

общий взгляд — Магистерская программа «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование» — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Психоанализ возник на рубеже XIX—XX столетий. В настоящее время, несмотря на продолжающиеся дискуссии и споры о психоана­лизе, его влияние на индивидуальное и общественное сознание, различные направления естественнонаучных и гуманитарных наук, философию и религию, медицину и искусство оказалось столь значительным, что он стал неотъемлемым элементом со­временной культуры. Поэтому для любого образованного чело­века важно и необходимо знать основные идеи и концепции, составляющие психоаналитическое учение о психической реа­льности, бессознательных влечениях индивида, его внутриличностных конфликтах, ошибочных действиях и сновидениях, не­врозах и возможностях их исцеления, взаимосвязях между лич­ностью и культурой, сексуальностью и нравственностью, фило­генетическим и онтогенетическим развитием.
Зигмунд Фрейд (1856–1939) — австрийский врач, основатель психоанализа. В 1881 году закончил медицинский факультет Венского университета. В 1886 году начал частную практику, используя различные способы лечения нервнобольных и выдвинув свое понимание происхождения неврозов. В начале ХХ столетия развил провозглашенные им психоаналитические идеи. На протяжении последующих двух десятилетий внес существенный вклад в теорию и технику классического психоанализа, написал и опубликовал многочисленные работы, посвященные уточнению его первоначальных представлений о бессознательных влечениях человека и использовании психоаналитических идей в различных отраслях знания.

До того как Фрейд пришел к психоанализу, он провел ряд исследований в области гистологии, физиологии и неврологии, прошел стажировку во Франции и поработал врачом, причем как со взрослыми пациентами, так и с детьми. В 1886 году провел несколько недель в Берлине в детской клинике. На протяжении нескольких лет был заведующим неврологическим отделением в Венском институте детских болезней.
Предыстория возникновения психоанализа начиналась с так называемого катарсического метода, использованного Й.
Брейером при лечении молодой девушки в 1880–1882 годах. Это название происходит от древнегреческого слова «катарсис» (очищение) и восходит к Аристотелю, считавшему, что в процессе восприятия драматического искусства благодаря сопереживанию происходящим на сцене драматическим событиям у человека может произойти душевное очищение. Связанная с катарсисом (очищением души) терапия основывалась на воспоминаниях о переживаниях, вызванных к жизни душевными травмами, их воспроизведением в состоянии гипноза и соответствующим «отреагированием» больного, которое ведет к исчезновению симптомов заболевания. В то время у Фрейда было несколько пациентов, при лечении которых он использовал гипнотическое внушение. Одна из пациенток страдала конвульсивными приступами. Другая, предшествующее лечение которой различными врачам не дало никакого результата, была подвержена истерии. В обоих случаях с помощью гипноза Фрейд добился временного улучшения, что, естественно, льстило его честолюбию. Вместе с тем, будучи трезвомыслящим и критичным по натуре, он не мог успокоиться на достигнутом.
Частичное выздоровление его пациентов, при котором не исключалась возможность повторения болезненных рецидивов, не устраивало Фрейда. Наряду с этим он столкнулся с тем реальным обстоятельством, что далеко не все больные поддавались гипнозу.
История возникновения психоанализа началась с отказа Фрейда от гипноза и использования им техники свободных ассоциаций.  Новая техника — она основывается на том, что пациенту предлагается свободное высказывание всех мыслей, возникших у него в процессе обсуждения с врачом тех или иных вопросов, на рассмотрении сновидений, на построении гипотез, связанных с поиском истоков заболевания. Переход от катарсического метода к психоанализу сопровождался разработкой техники свободных ассоциаций, обоснованием теории вытеснения и сопротивления, восстановлением в правах детской сексуальности и толкованием сновидений в процессе изучения бессознательного. 
На разработку техники свободных ассоциаций повлиял случай из практики с Элизабет фон Р., который открыл Фрейду глаза на необходимость изменения используемой им техники анализа. На протяжении многих сеансов он оказывал на нее давление, стремясь своими вопросами направить пациентку в русло необходимых для анализа воспоминаний. Он убеждал ее в том, что она не только знает, но и должна воскресить в памяти важные события предшествующей жизни. Он настаивал на необходимости вспомнить то, что она забыла. Дело дошло до того, что пациентка выразила свое недовольство по поводу нажима, который Фрейд оказывал на нее. Ей мешали настойчивые требования аналитика, направленные на конкретные воспоминания. Его вопросы не позволяли ей отдаться свободному течению мыслей. Под его напором зарождающиеся у нее ассоциации не получали свободного развития.
Если первоначально Фрейд полагал, что его активность, настойчивость и требовательность являются несомненным благом для анализа, то недовольство по этому поводу, проявленное в случае Элизабет фон Р., заставило его задуматься над используемой им техникой. Реальная трудность в процессе воскрешения воспоминаний состояла, видимо, не только в сопротивлении пациента, что впоследствии стало одним из важных, первостепенных объектов анализа, но и в невозможности пациента в условиях усиленного давления на него аналитика отдаться свободному ассоциированию. В конечном счете у Фрейда хватило мудрости не только прислушаться к доводам его пациентки, но и последовать совету не оказывать на нее излишнее давление.
Важнейшей техникой психоанализа является анализ сновидений. Хотя Фрейд с ранних лет интересовался сновидениями, тем не менее, только в 1895 году произошло знаменательное событие, положившее начало его систематическому толкованию сновидений. Ему приснился сон, который впервые он подверг детальному анализу и который вошел в историю психоанализа под названием «сна об инъекции Ирме». Сновидение, приведенное Фрейдом в работе «Толкование сновидений», занимает чуть меньше книжной страницы. Зато анализ его Фрейдом составляет девять страниц. Имеются еще дополнительные комментарии, следующие сразу же за анализом, а также разбросанные по разным местам текста книги. Это говорит о многом, как, впрочем, и то, что данное сновидение является фактически первым, с разбора которого был введен психоаналитический метод толкования сновидений.
Нельзя сказать, что после приснившегося Фрейду знаменательного сна он с головой окунулся в снотолкование.
Понадобилось два-три года, прежде чем он приступил к работе над своим фундаментальным трудом «Толкование сновидений». Промежуток времени между 1895 и 1898 годами был заполнен интенсивной исследовательской и терапевтической деятельностью, в процессе которой Фрейд многого достиг.
В тот период он ввел в употребление само понятие психоанализа, обратился к рассмотрению сексуальной этиологии неврозов, выдвинул идею о травмирующих ситуациях в детстве, обусловливающих возникновение истерии в более поздний период жизни человека, сконцентрировал внимание на бессознательных процессах, протекающих в глубинах психики. Наряду с этими новациями Фрейд также выступил с такими представлениями о природе психических расстройств, сексуальных сценах и их вытеснении из сознания, периодизации психосексуального развития человека, которые легли в основу многих психоаналитических концепций. В этот же период он пересмотрел ранее выдвинутые им идеи о сексуальных травмах, что фактически предопределило направленность развития психоанализа.
Не последнюю роль в его новых открытиях сыграло эпизодическое исследование самого себя, вскоре переросшее в систематический самоанализ. Без преувеличения можно сказать, что именно самоанализ помог Фрейду выйти на новые рубежи понимания психической реальности.
По словам Фрейда, «главными составными частями учения о психоанализе» являются: учение о вытеснении и сопротивлении, о бессознательном, об этиологическом (связанном с происхождением) значении сексуальной жизни и важности детских переживаний.
З. Фрейд: «Психоанализ начался как терапия, но я хотел бы вам его рекомендовать не в качестве терапии, а из-за содержания в нем истины, из-за разъяснений, которые он дает нам о том, что касается человека ближе всего, его собственной сущности, и из-за связей, которые он вскрывает в самых различных областях его деятельности».
Обычно под практикой психоанализа подразумевается непосредственная работа с пациентами. Речь идет о психоанализе как специфическом виде психотерапии. Все другие аспекты психоанализа остаются, как правило, за пределами внимания практикующих психоаналитиков, апеллирующих к клинике. Между тем существует так называемый прикладной психоанализ, целью которого является использование психоаналитических идей в различных сферах познания и действия людей, будь то экономика, политика, религия, культура. Он включает в себя не столько исследовательскую, сколько практическую деятельность, связанную с маркетингом, бизнесом, рекламой, имиджмейкерством, кинематографией, радио- и телевещанием, системой воспитания и образования, пасторским служением.
На основе текстологического анализа работ Фрейда можно выделить, по меньшей мере, следующие определения психоанализа:

  • Часть психологии как науки
  • Средство научного исследования
  • Наука о психическом бессознательном
  • Любое исследование, признающее факты переноса (трансфера) и сопротивления как исходные положения работы
  • Вспомогательное средство исследования в разнообразных областях духовной жизни
  • Один из видов самопознания
  • Искусство истолкования (интерпретации)
  • Терапевтический прием
  • Метод устранения или облегчения нервных страданий
  • Медицинский метод, направленный на лечение определенных форм нервности (неврозы) посредством психологической техники

Материалы предоставлены ведущим преподавателем магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование», профессором В.

М. Лейбиным.

К списку статей по Коучингу и бизнес-консультированию
К списку статей по Клинической парадигме менеджмента
К списку статей по Истории и теории психоанализа
К списку статей А. В. Россохина в журнале «Psychologies»

Введение в предмет психология Психика


жүктеу/скачать 0,75 Mb.

бет1/73
Дата04.01.2022
өлшемі0,75 Mb.
#109125
түріЛекция

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   73

Байланысты:
psihologiya no 12-2 bak
12.20 Қозғалысқа берілген есептермен жұмыс, оларды шешу жолдары, 12.20 Қозғалысқа берілген есептермен жұмыс, оларды шешу жолдары, 25.03. 12.19 Кері және өзара кері есептер

Азаматтық қорғаныс жоғарғы көпсалалы колледжі

Высший многопрофильный колледж гражданской защиты

Оқу-әдістемелік кешені/Учебно-методический комплекс
Психология (курс лекций)

Кокшетау 2019

Лекция№ 1: Введение в предмет психология

Психика (греч. psychikos – душевный) — форма взаимодействия животного организма с окружающей средой, опосредствованная активным отражением признаков объективной реальности. Активность отражения проявляется, прежде всего, в поиске и опробовании будущих действий в форме психических образов. Психика-это отражение окружающей действительности посредством деятельности мозга.
Психология как самостоятельная наука возникла в середине 19 века. Психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научного знания в XIX в
   Психология (греч. psyche – душа + logos – учение) — научная дисциплина, которая изучает закономерности функционирования и развития психики. Термин психология был введен в 16 веке. Основана на представленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру. Со 2–й половины ХIХ в. произошло отделение психологии от философии, что стало возможным в силу развития объективных экспериментальных методов, пришедших на смену интроспекции, и формирования особого предмета психологии человека, основными признаками которого стали деятельностная активность и присвоение общественно–исторического опыта. Впервые ввел термин «психология» немецкий филосов Х.Вольф.
   Основная философская проблема психологии — является ли психология естественной наукой (объективной, объясняющей, гипотетико–конструктивной, ориентированной на анализ общих закономерностей) или гуманитарной (диалоговой, понимающей, интерпретирующей, реконструирующей, ориентированной на анализ индивидуальных случаев).

Предметом изучения психологии является человек, а предмет психологии наука о душе.

Наука о закономерностях возникновения, формирования, развития, функционирования и проявлений психики людей в различных условиях и на разных этапах их жизни и деятельности – это психология.
Специфической характеристикой тестирования является стандартизация процедуры

   Методы психологии.

   Интроспекция (лат. intro – внутри + skoreo – смотрю) — метод исследования психологических процессов, который представляет собой наблюдение собственных психических процессов, без использования каких–либо инструментов или эталонов. В качестве особого метода интроспекция была обоснована в работах Р. Декарта, который указывал о непосредственном характере познания собственной душевной жизни, и Дж. Локка, разделившего человеческий опыт на внутренний, касающихся деятельности нашего разума, и внешний, ориентированный на окружающий мир.

Основы рефлекторной теории психики заложили работы Р.Декарта, И.М. Сеченова

Виды:
   — аналитическая интроспекция;
   — систематическая интроспекция;
   — феноменологическое самонаблюдение.
   Аналитическая интроспекция разработана в школе Э. Титченера. Характеризуется стремлением полного расчленения чувственного образа на составные „элементы“, не редуцирующиеся к параметрам раздражителя.
   Систематическая интроспекция разработана в Вюрцбургской школе. Характеризуется ориентацией на отслеживание основных стадий процесса мышления на основе ретроспективного отчета.
   Феноменологическое самонаблюдение разработано в гештальтпсихологии. Характеризуется ориентацией на описание психических феноменов в их непосредственности и целостности «наивным испытуемым».

Этот метод, находящий свои истоки в методе „внутреннего восприятия“, разработанном Ф. Брентано, продуктивно применялся в описательной психологии В. Дильтея, а затем в рамках гуманистической психологии.

жүктеу/скачать 0,75 Mb.


Достарыңызбен бөлісу:

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   73


©engime.org 2023
әкімшілігінің қараңыз

Происхождение сознания и за его пределами

  • Список журналов
  • Фронт Психол
  • PMC4245000

Передний психол. 2014; 5: 1385.

Опубликовано в сети 26 ноября 2014 г. doi: 10.3389/fpsyg.2014.01385

PMCID: PMC4245000

Отзыв: 1, 2, 3, *

Грэм Литтл, редактор.
Происхождение сознания.
2014. Northcote: Руководства по самопомощи Limited. 385. ISBN: 978-1-877341-26-7.

Информация об авторе Примечания к статье Информация об авторских правах и лицензиях Отказ от ответственности

Происхождение сознания является одной из самых неразрешимых загадок человеческого разума из-за присущих ему концептуальных и теоретических трудностей. Используя действительно междисциплинарный подход, Грэм Литтл решает эту проблему в оригинальной и доступной книге. Автор поддерживает мнение, что сознание можно обсуждать только в рамках общей теории психологии. Поэтому первую часть своей книги он посвящает разработке надежной методологии, которую можно использовать для создания психологической теории личности. При этом он признает вдохновляющую роль работ Уильяма Росса Эшби в области кибернетики и анализа самокорректирующихся систем. Во второй части книги исследуются последствия психологической теории личности для многогранной природы человечества.

Человеческий мозг определяется как высшее состояние развитой нервной структуры, приспособленной для максимального выживания в окружающей нише дифференцированных полей восприятия. Одним из ключевых шагов в возникновении сознания было развитие нейронной способности записывать и группировать события в соответствии с их свойствами, тем самым генерируя идеи. Все идеи представляют собой знания о прошлых событиях («заимствованные знания» в терминологии Эшби 1960), которые можно связывать в цепочки для описания и предсказания течения изменений в реальности на основе исторического опыта. Таким образом, способность генерировать идеи давала нашему виду определенное преимущество в выживании («выживание через знание»). Диаграмма Эшби используется для описания структуры человеческой психики с полностью определенными переменными (окружающая среда, тело, реагирующая часть, структуры мозга, отношение, эмоции, знания и внимание) и связей между ними как показатель потока изменений через система «человек в своем окружении». Мозг понимается как энтропийное устройство, посредством которого энергия неизбежно течет к низшим энергетическим состояниям/путям, доступным ему, т. е. к тем состояниям, которые возникли из исторического опыта (привычек). Важно отметить, что нейронная эволюция также разработала механизм внимания, предупреждающий человека об опасности. Механизм внимания мозга, позволяющий перенаправлять нервные потоки вопреки энтропии, называется выбором или свободой воли и является единственной системой во Вселенной, не управляемой энтропией. Творческая свобода воли по своей природе непредсказуема и является основной силой, присущей человечеству, позволяющей ему преодолевать энтропию, создавая и принимая новые идеи всякий раз, когда принимается решение приложить усилия.

«Я», т. е. концептуализация человеческого духа, является ядром психики и как таковое занимает особое и центральное место в нашем самосознании. Остальная часть развитой структуры психики, включая знания, эмоции и отношения, определяется как разум. Механизм внимания мозга и ощущение себя, заложенное в «я», объединяются, чтобы создать человеческое сознание. Следовательно, сознание есть функция содержимого мозга, а не механизма мозга. Фундаментальным аспектом человеческого опыта является разрешение противоречия между энтропией и свободой воли. «Я» узнает, что механизм внимания может вмешиваться в работу мозга, заставляя нейронные потоки идти по путям, по которым они иначе не пошли бы. «Я» может либо вмешаться и перенаправить поток нервной энергии, чтобы помешать энтропии (вариант, который требует энергии и усилий), либо согласиться с энтропией, тем самым позволив жизни течь в направлении, продиктованном прошлым. Применение этой теории далеко идущее, поскольку она может объяснить ряд аспектов человеческой жизни, включая интеллект, привычки, выбор, эмоции, знания, природу/воспитание и психическое здоровье/болезнь. Темы, затронутые в книге, отражают широту применения теории. Несколько примеров включают эпистемологию и проблему знания (главы 4, 10 и 34), восприятие (глава 5), психологическую теорию (глава 11), свободную волю (глава 16), сновидение (глава 21), обучение (глава 22). ), интеллект (глава 23), искусственный интеллект (глава 25), духовность (глава 26), психические заболевания (глава 27), причинность (глава 30) и современная физика (глава 33). Принимая во внимание ее объем, эта книга рассчитана на широкую читательскую аудиторию, которая включает психологов, социологов, философов и нейробиологов, но не ограничивается ими.

В плотном приложении к книге, озаглавленном «На пути к лучшему стандарту суждения, чем рецензирование», автор утверждает, что текущий стандарт «рецензирования» для оценки научных работ должен быть заменен «строгой стратегической и концептуальной прозрачностью. ” Это основано на наблюдении, что процесс рецензирования при эмпирической проверке не смог защитить систему от публикации статей низкого и неадекватного интеллектуального качества, как показал Алан Сокал в своей знаменитой мистификации (Sokal and Bricmont, 19).98). Книга завершается короткой главой, описывающей интеллектуальное развитие автора, а также причину сознательного отказа от включения структурированной библиографии («Я не согласен с современным подходом к науке, согласно которому ссылки или, по крайней мере, объем ссылок в той или иной мере предполагает интеллектуальный статус. Я считаю, что нам необходимо вернуться к полной и энергичной оценке идей как таковых; именно качество мышления и целостность идентификации источника определяют ценность»).

При чтении книги Грэма Литтла о происхождении сознания мне на ум пришли два покойных автора. Первый — американский психолог Джулиан Джейнс, который также принял междисциплинарный подход к проблеме происхождения сознания в своей книге 1976 года « Происхождение сознания в распаде двухпалатного разума » (Jaynes, 1976), хотя и с больше внимания уделяйте неврологическим и археологическим находкам (Cavanna et al., 2007). Второй автор — австрийский философ Пауль Фейерабенд, который после публикации своей книги « против метода » (Фейерабенд, 1975) стал одним из современных поборников критического подхода как к научному методу, так и к исследовательской практике. Интересно, что фон Фейерабенда также касался философии разума и исследований сознания (Фейерабенд, 1963). Дает ли заставляющая задуматься книга Грэма Литтла окончательный ответ на вопрос о происхождении сознания? Читатели найдут ответы в конце этого интеллектуального путешествия, которое покажется интересной и оригинальной попыткой подлинно свободного мыслителя.

Автор заявляет, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.

  • Эшби В. Р. (1960). Дизайн для мозга. Лондон: Чепмен-Холл. [Google Scholar]
  • Каванна А. Э., Тримбл М. Р., Синти Ф., Монако Ф. (2007). «Двухпалатный разум» 30 лет спустя: критическая переоценка гипотезы Джулиана Джейнса. Функц. Нейрол. 22, 11–15. [PubMed] [Академия Google]
  • Фейерабенд П.К. (1975). Против метода: очерк анархистской теории познания. Лондон: Новые левые книги. [Google Scholar]
  • Фейерабенд П. К. (1963). Материализм и проблема разума и тела. Преподобный Метафиз. 17, 49–66. [Google Scholar]
  • Джейнс Дж. (1976). Происхождение сознания в распаде двухпалатного разума. Бостон, Массачусетс: Хоутон Миффлин. [Google Scholar]
  • Сокал А. Д., Брикмонт Дж. (1998). Модная чепуха: злоупотребление наукой постмодернистскими интеллектуалами. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пикадор. [Академия Google]

Здесь представлены статьи Frontiers in Psychology, любезно предоставленные Frontiers Media SA


Разум или Материя? — История психологии

Отделив разум от мира, Рене Декарт отделил разум от тела. Как следствие, роль и даже существование разума стали проблематичными. Как связаны разум и тело? Существуют ли разумы? Есть ли другие умы?

Как связаны разум и тело?

Первый заданный вопрос был о том, как могут взаимодействовать разум и тело. Декарт предполагал, что да: тело давало душе окно в мир, а душа осуществляла контроль над телом. Однако он не смог удовлетворительно объяснить, как они взаимодействовали. В девятнадцатом веке большинство психологов приняли психофизический параллелизм Лейбница. Хотя эта позиция удобно предоставила психологам их собственную область, сознание, для изучения, она оставила неотложные проблемы, например, почему разум и тело взаимодействуют, и ценность изучения бессильного разума. К концу века психологи начали заменять кажущееся бессмысленным интроспективное изучение бессильного ума более полезным изучением поведения.

Существуют ли разумы?

Одним из очевидных решений проблемы взаимодействия между разумом и мозгом был материализм, отрицающий существование разума. В течение столетия научные достижения сделали дуализм менее правдоподобным, а материализм — более правдоподобным. Вызов материализма наиболее остро стоял перед психологами лагеря эмпириков. Полагая, что разум более фундаментален, чем материя, идеалисты рассматривали материализм как пагубную ошибку, которую необходимо победить, но для научных перспектив психологии идеализм имел недостаток, заключающийся в том, что трансцендентальное эго оставалось вне исследования. Эмпиризм имел и другой недостаток. Эмпирическая психология отождествляла разум с сознанием, что делало психологию естественной наукой. Однако, поскольку это была поверхность, плавающая над мозгом, а не самость, сознание могло быть просто мозговым процессом, и психология могла бы когда-нибудь раствориться в физиологии. Идеализм предполагал, что психология не является наукой, тогда как эмпиризм и материализм предполагали, что она носит временный характер.

Призрак материализма преследовал психологию на протяжении всего столетия. Когда Галл заявил, что мозг является органом разума, подобно желудку, органом пищеварения, его и его последователей заклеймили опасными материалистами. В конце девятнадцатого века, когда ученые-психологи начали связывать сознание и мозг, они тоже вызывали подозрения в глазах многих. В Соединенных Штатах, например, «старые психологи» (последователи шотландцев) опасались и осуждали «новых психологов» (вдохновленных немцами экспериментальных физиологических психологов) за пренебрежение заботой о душе, которая для них была надлежащей заботой. задача психологии.

Споры вокруг эволюции Дарвина были связаны с материализмом. Происхождение людей от животных предполагало, что мы тоже бездушные машины. Бульдог Дарвина, Томас Г. Хаксли (1825-1895) лихо (или печально известно) заявил, что сознание является бесполезным побочным продуктом деятельности мозга. Джеймс отверг эту автоматную теорию в своих «Принципах психологии» (Нью-Йорк, 1890 г.), утверждая, что адаптивной функцией сознания является выбор. В конце концов, однако, он отказался от психологии ради философии, отчасти потому, что не мог примирить свою веру в свободу воли со своим убеждением, выраженным в «Принципах», что психология как наука должна быть «церебралистской», стремящейся тесно связать разум и мозг. . Позже Джеймс стал активно заниматься психическими исследованиями, парадоксальной попыткой использовать научные средства (эмпирические исследования) для доказательства религиозной точки зрения: существования души.

Большая часть кажущейся угрозы материализма проистекает из господствующей концепции машин. Если принять картезианскую идею о том, что животные — это машины, а затем вместе с Дарвином заключить, что мы — всего лишь животные, то, по-видимому, придется заключить, что мы — машины, не контролирующие свое поведение. Цель (гибкое преследование цели при столкновении с препятствиями) казалось, подобно исчезающему «я» Дэвида Юма, иллюзией, нуждающейся в объяснении. Этой точки зрения придерживалось большинство бихевиористов двадцатого века.

Однако компьютер разрушил представление Декарта о машинах как о часовых механизмах. Шахматная компьютерная программа имеет цель (выигрыш) и генерирует возможные ходы, из которых выбирает наиболее перспективные. Представление о людях как о машинах — как это делает сегодня когнитивная наука — не противоречит представлению о них как о людях, имеющих цели и осуществляющих выбор. Однако компьютерная модель разума не решила проблему сознательного опыта. Остается неясным, как материя порождает сознание. Более радикально некоторые спрашивают, как это сделал Иаков в 1905. «Существует ли сознание?»

Существуют ли другие разумы, кроме моего?

Отделив разум от мира и от тела, Декарт сделал проблематичным существование других разумов. С картезианской точки зрения разум — это частное сознание. Но откуда мне знать, есть ли разум у других существ? Декарт ответил бы: я знаю внутри себя, что я думаю, и что я выражаю свои мысли в языке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *