Кто является автором теории оперантного научения: Теория оперантного научения Б. Скиннера

Содержание

Теория оперантного научения

Определение 1

Оперантное научение – это теория, основанная на оперантном поведении человека, оказывающем воздействие на окружение, которым управляют непосредственные последствия данного поведения в противоположность ответному поведению, управляющему предшествующим стимулом.

Основные положения теории оперантного научения

В основе теории оперантного научения лежит оперантный бихевиоризм Б.Ф. Скиннера, основной целью которого является предсказание и контроль поведения конкретного индивида.

Основные положения теории оперантного научения являются:

  1. Поведение любого человека можно определить достоверно, предсказать его дальнейшее развитие и осуществить контроль посредством условий его окружения.
  2. Отстаивание и защита функционального анализа поведения организма человека.
  3. Отрицание идеи о самости и личности, стимулирующей и направляющей поведение.
  4. Упор на интенсивный анализ индивидуальных особенностей прошлого жизненного опыта человека и наличия у него уникальных врожденных способностей.
  5. Исследование личности должно обязательно включать в себя изучение и нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением и полученными результатами, подкрепляющими его.
  6. Все люди находятся в зависимости от собственного прошлого опыта.

По мнению Б.Ф. Скиннера организм человека является своеобразным «черным ящиком». Поведение – это функция его правомерных отношений. Личность же является набором форм и реакций, характерных для данного поведения. Личность индивида представляет собой приобретенные в процессе жизнедеятельности, относительно сложные реакции. Для того, чтобы понять причины поведения человека, необходимо изучить его прошлое.

В основе поведения человека, по мнению Б.Ф. Скиннера, заложены оперантные реакции. На основании данных реакций различают два основных типа поведения:

  1. Респондентное – является ответом на знакомый стимул.
  2. Оперантное – определяется и контролируется результатом, следующим за ним.

Оперантное поведение – особый путь образования условных рефлексов человека, которые заключаются в подкреплении спонтанно возникшей реакции, а не стимула.

Б.Ф. Скиннер считал, что не нужно рассматривать мотивационные состояния и внутренние силы человека как основные факторы поведения. Напротив, необходимо сосредоточиться на взаимоотношениях между конкретными явлениями и поведением других людей.

Замечание 1

Таким образом, Б.Ф. Скиннер определял личность как определенные формы поведения, приобретенные человеком посредством оперантного научения.

Практическое применение теории оперантного научения

Теория оперантного научения Б.Ф. Скиннера получал широкое практическое применение в таких научных областях как педагогика, психология, бизнес, медицина и т.д. В России наиболее популярно использование оперантного научения в программированном обучении. Суть данного способа обучения опирается на применение принципов постепенного приближения и подкрепления к процессу обучения.

Именно педагог, являющийся автором программы, а не учащийся, является ответственным за успешность процесса обучения.

Принципы теории оперантного научения:

  1. Скорость обучения и планирование постепенного приближения к поставленной цели поведения для каждого человека устанавливаются индивидуально.
  2. Именно тот (исследователь, педагог, врач и т.д.), кто ставит цель, разрабатывает план, в конечном итоге и несет ответственность за успешность реализованного научения.
  3. Мероприятия (терапевтические, учебные) планируются таким образом, что наиболее сложные задачи стоят после успешно выполненных предыдущих, которые привели к очевидному успеху.
  4. Программа работы с человеком должна постоянно пересматриваться и корректироваться в зависимости от получаемых в ходе мероприятий результатов.

Применение теории оперантного научения в практической деятельности, наиболее ярко представлено в таких сферах как:

  1. В сфере менеджмента – осуществление планирования и последовательной реализации в организациях «моментальной среды подкрепления», наиболее ценных для предприятия действий.
  2. В сфере рекламы – теория оперантного поведения заложена в принцип незначительных подарков и накопительных бонусов.
  3. В правоохранительной деятельности – в настоящее время система штрафов заменяется системой накоплений и подкреплений.
  4. В психотерапии – теория оперантного научения заложена в основу новой ветви психотерапии – модификация и терапия поведения.

Ограничения теории оперантного научения

В теории оперантного научения Б.Ф. Скиннера имеется ряд моментов, которые не уточнены до настоящего времени. Эти моменты ограничивают возможность использования данной теории, а также не позволяет ответить на некоторые вопросы из области психотерапевтической практики.

Так, определенные сомнения продолжает вызывать утверждение, в соответствии с которым наказание может иметь непредсказуемые последствия. Ведь очевидно, что если за определенные проступки, если человека наказать штрафом, то он на некоторое время, либо навсегда поймет неправомерность своего поведения и будет стремиться устранять данное нежелательное поведение.

По мнению Скиннера, некоторым людям может напротив, нравиться наказание, и соответственно, они будут специально формировать негативное поведение, постепенно переводя его в естественное.

Еще одним минусом теории Скиннера является то, что не совсем понятно, как из нее могут появиться совершенно новые формы и поведения.

Так, положительное поведение формируется систематично и не отсрочено. Данный принцип применяется к простым навыкам. В том же случае, если речь идет о более сложных навыках, то не совсем ясно какие конкретно способы и методы использовать для того, чтобы формировать и подкреплять необходимые образцы поведения.

содержание, основные тезисы, специфические особенности

Беррес Фредерик Скиннер был одним из самых известных психологов своего времени. Именно он стоял у истоков направления, которое сегодня в науке называется бихевиоризмом. Даже сегодня его теория научения играет важную роль в психологии, педагогике, менеджменте.

Эксперименты ученого

Теория Скиннера подробно изложена в одном из его основных трудов, который носит название «Поведение организмов». В нем ученый излагает принципы так называемого оперантного обусловливания. Проще всего понять эти принципы, рассмотрев один из наиболее типичных экспериментов ученого. Вес крысы снижали до 80-90 % от обычного. Она помещается в особое устройство, которое носит название скиннеровского ящика. В нем предоставлена возможность совершать только те действия, которые наблюдающий экспериментатор может видеть и контролировать.

У ящика имеется отверстие, через которое животному подается пища. Чтобы получить питание, крыса должна нажать на рычаг. Данное нажимание в теории Скиннера называется оперантной реакцией. Как крысе удается нажать на этот рычаг – посредством лапы, носа, а может быть, хвоста, – не имеет никакого значения. Оператная реакция в эксперименте остается той же, так как она вызывает лишь одно следствие: крыса получает еду. Поощряя животное пищей за определенное число нажиманий, исследователь формирует устойчивые способы реагирования у животного.

Формирование поведения по Скиннеру

Оператная реакция в теории Скиннера является произвольным и целенаправленным действием. Но Скиннер определяет эту целенаправленность в терминах обратной связи. Иными словами, на поведение воздействуют определенные последствия животного.

Скиннер был согласен со взглядами ученых Уотсона и Торнадайка на двоякую природу психического развития. Они считали, что на формирование психики оказывают влияние два типа факторов – социальные и генетические. При оперантном обучении подкрепляются особые операции, которые совершаются субъектом. Иными словами, генетические данные выступают основой, на которой выстраивается социально обусловленное поведение. Поэтому развитие, полагал Скиннер, представляет собой научение, обусловленное определенными стимулами внешней среды.

Скиннер также считал, что оперантное обусловливание может использоваться не только для осуществления контроля за поведением других субъектов, но и в отношении собственного поведения. Самоконтроля можно добиться посредством создания особых условий, в которых желательное поведение будет подкрепляться.

Положительное подкрепление

Оперантное научение в теории подкрепления Скиннера базируется на активных действиях субъекта («операциях»), осуществляемых в определенной среде. Если некое спонтанное действие становится полезным для восполнения определенной потребности или достижения цели, оно подкрепляется позитивным результатом. Например, голубь может научиться комплексному действию – игре в пинг-понг. Но только в том случае, если эта игра становится средством получить пищу. Поощрение в теории Скиннера получило название подкрепления, поскольку именно оно подкрепляет наиболее желаемое поведение.

Последовательное и пропорциональное подкрепление

Но голубь не может научиться игре в пинг-понг, если экспериментатор не будет формировать у него данное поведение путем дискриминационного научения. Это означает что отдельные действия голубя подкрепляются ученым последовательно, избирательно. В теории Б. Ф. Скиннера подкрепление может быть или распределенным случайно, происходя через определенные временные промежутки, или происходить в определенных пропорциях. Поощрение, распределенное случайно в виде периодических денежных выигрышей, провоцирует у людей развитие игровой зависимости. Поощрение, которое происходит через определенные интервалы времени – зарплата – способствует тому, что человек остается на определенной службе.

Пропорциональное поощрение в теории Скиннера представляет собой настолько мощное подкрепление, что животные в его экспериментах практически загоняли себя до смерти, пытаясь заработать побольше вкусной пищи. В отличие от подкрепления поведения, наказание является отрицательным подкреплением. С помощью наказания невозможно научить новой поведенческой модели. Оно только заставляет субъекта постоянно избегать известных операций, за которыми следует наказание.

Наказание

Применение наказания, как правило, имеет негативные побочные эффекты. В теории научения Скиннера обозначены следующие следствия наказания: высокий уровень тревожности, недоброжелательность и агрессивность, уход в себя. Иногда наказание вынуждает индивида прекратить вести себя определенным образом. Но его недостаток заключается в том, что оно не способствует формированию положительного поведения.

Наказание нередко вынуждает субъекта не отказаться от нежелательной модели поведения, а только лишь трансформировать его в скрытую форму, которая не подвергается наказанию (например, это может быть распитие спиртных напитков на работе). Разумеется, есть немало случаев, когда наказание представляется единственным методом подавления социально опасного поведения, которое угрожает жизни или здоровью других людей. Но в обычных ситуациях наказание является малоэффективным средством воздействия, и его необходимо по возможности избегать.

Плюсы и минусы теории оперантного обучения Скиннера

Рассмотрим основные достоинства и недостатки концепции Скиннера. Ее плюсы заключаются в следующем:

  • Строгая проверка гипотез, контроль дополнительных факторов, влияющих на эксперимент.
  • Признание важности ситуативных факторов, параметров внешней среды.
  • Прагматический подход, который позволил создать эффективные психотерапевтические процедуры для преобразования поведения.

Минусы теории Скиннера:

  • Редукционизм. Поведение, демонстрируемое животными, полностью сводится к анализу поведения человека.
  • Низкая валидность по причине проведения опытов в лабораторных условиях. Результаты экспериментов сложно перенести в условия естественной среды.
  • Не уделяется внимание когнитивным процессам в процессе формирования определенного вида поведения.
  • Теория Скиннера не дает стабильных, устойчивых результатов на практике.

Концепция мотивации

Скиннером была также создана и теория мотивации. Ее основная идея заключается в том, что стремление повторить то или иное действие обусловлено последствиями данного действия в прошлом. Наличие определенных стимулов вызывает определенные действия. Если последствия того или иного поведения являются положительными, то субъект будет вести себя в подобной ситуации в будущем аналогично.

Его поведение повторится. Но если последствия определенной стратегии отрицательны, то в будущем он или не будет реагировать на определенные стимулы либо поменяет стратегию. Теория мотивации Скиннера сводится к тому, что многократные повторения определенных результатов приводят к формированию у субъекта конкретной поведенческой установки.

Личность и концепция научения

С точки зрения Скиннера, личность представляет собой тот опыт, который приобретается индивидом в течение жизни. В отличие, к примеру, от Фрейда, сторонники концепции научения не считают необходимым задумываться над психическими процессами, которые скрываются в разуме человека. Личность в теории Скиннера – это продукт, по большей части сформированный внешними факторами. Именно социальное окружение, а не явления внутренней психической жизни, определяют личностные особенности. Человеческую психику Скиннер считал «черным ящиком». Невозможно детально исследовать эмоции, мотивы и инстинкты. Поэтому их необходимо исключить из наблюдений экспериментатора.

Теория оперантного научения Скиннера, над которой ученый работал в течение многих лет, должна была подытоживать его обширные исследования: все, что делает человек, и чем он является в принципе, определено историей полученных им наград и наказаний.

Теория оперантного обусловливания Б.Ф. Скиннера — КиберПедия

Навигация:

Главная Случайная страница Обратная связь ТОП Интересно знать Избранные

Топ:

Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров…

Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства…

Динамика и детерминанты показателей газоанализа юных спортсменов в восстановительном периоде после лабораторных нагрузок до отказа…

Интересное:

Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего…

Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом. ..

Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются…

Дисциплины:

Автоматизация Антропология Археология Архитектура Аудит Биология Бухгалтерия Военная наука Генетика География Геология Демография Журналистика Зоология Иностранные языки Информатика Искусство История Кинематография Компьютеризация Кораблестроение Кулинария Культура Лексикология Лингвистика Литература Логика Маркетинг Математика Машиностроение Медицина Менеджмент Металлургия Метрология Механика Музыкология Науковедение Образование Охрана Труда Педагогика Политология Правоотношение Предпринимательство Приборостроение Программирование Производство Промышленность Психология Радиосвязь Религия Риторика Социология Спорт Стандартизация Статистика Строительство Теология Технологии Торговля Транспорт Фармакология Физика Физиология Философия Финансы Химия Хозяйство Черчение Экология Экономика Электроника Энергетика Юриспруденция

⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 86Следующая ⇒

Основной предмет

исследования Внешне наблюдаемое, доступное наблюдению и из-

мерению поведение человека

 

Методы исследования Наблюдение, экспериментальное научение в проблемном

ящике, экспериментальный анализ поведения

 

 

Основные понятия Поведение, респондентное и оперантное научение,

принципы обусловливания, подкрепление, поощрение

и наказание, режим подкрепления, модификация

поведения

 

Основные идеи Основное внимание — влиянию внешнего окружения.

Велико значение в жизни людей оперантного

научения, при котором поведенческие модели опре-

деляются их последствиями (характером подкрепления),

т.е. поведение объясняется в терминах стимулов

и подкрепляющих последствий. Поведенческие

реакции складываются постепенно и постоянно

 

Факторы развития Социальный фактор, научение

 

Ценное — Раздвигание рамок теории научения до более

сложных моделей оперантного поведения

— Привлечение внимания к условиям социальной

среды, к характеристикам подкрепления поведения

индивида

— Широкое практическое применение (модификация

поведения, оперантные техники для коррекции пове-

денческих проблем, программированное обучение)

 

Направления критики — Приписывание решающей роли в развитии чело-

века воздействиям окружающей среды

— Принципиальный отказ от анализа внутренних

(психологических) факторов поведения, когнитивных

составляющих

 

Идеи Скиннера нашли достаточно широкое практическое применение. Стратегия успешного последовательного приближения и техники позитивного подкрепления составили основу методов модификации поведения индивида, бихевиоралъного тренинга. Среди конкретных областей их приложения — преодоление разнообразных страхов, тревожных и навязчивых состояний, перестройка деструктивного поведения, обучение навыкам общения, тренировка уверенности в себе, тренинг с биологической обратной связью в лечении тревоги, мигрени, мышечного напряжения и гипертензии. Применяются оперантные методики и к детям дошкольного возраста, и к пациентам психиатрических клиник, и к заключенным в тюрьмах. Широкую известность получили методики «жетонного вознаграждения», сенсибилизации и десенсибилизации, «выключенного времени», или «тайм-аута». Программированное обучение с использованием компьютера строится во многом на принципах, разработанных Скиннером. Многие специалисты признают эффективность «технологии строительства поведения», но подчеркивают при этом механистичность метода, авторитарные тенденции руководителя и игнорирование внутренних факторов развития (интересов, чувств, мыслей человека) и предостерегают от чрезмерно широкого применения этого метода.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. Каковы закономерности формирования новых форм поведения (с позиции классического бихевиоризма)?

2. Каково соотношение биогенетических и бихевиористских идей в психологии?

3. Сравните обучение по законам классического обусловливания и оперантного научения.

4. Приведите примеры разных видов подкрепления нормативного поведения ребенка и взрослого.

5. Как решается проблема возрастной периодизации развития в поведенческой психологии?

6. Что такое модификация поведения?

7. В чем специфика бихевиорального подхода к проблеме социализации детей?

ЗАДАНИЕ 1

Прочитайте отрывок из статьи Дж. Уотсона «Бихевиоризм», выделите в тексте специфические для бихевиоризма понятия, ключевые положения, характерные для этого подхода, обращая внимание на их формулировки.

«Другими словами, бихевиоризм полагает стать лабораторией общества. Обстоятельство, затрудняющее работу бихевиориста, заключается в том, что стимулы, первоначально не вызывавшие какой-либо реакции, могут впоследствии вызвать ее.

Мы называем это процессом обусловливания (раньше это называли образованием привычек). Эта трудность заставила бихевиориста прибегнуть к генетическому методу. У новорожденного ребенка он наблюдает так называемую физиологическую систему рефлексов, или, лучше, врожденных реакций. Беря за основу весь инвентарь безусловных, незаученных реакций, он пытается превратить их в условные. При этом обнаруживается, что число сложных незаученных реакций, появляющихся при рождении или вскоре после него, относительно невелико. Это приводит к необходимости совершенно отвергнуть теорию инстинкта. Большинство сложных реакций, которые старые психологи называли инстинктами, например, ползание, лазание, опрятность, драка (можно составить длинный перечень их), в настоящее время считаются надстроенными или условными. Другими словами, бихевиорист не находит больше данных, которые подтверждали бы существование наследственных форм поведения, а также существование наследственных специальных способностей (музыкальных, художественных и т. д.). Он считает, что при наличии сравнительно немногочисленных врожденных реакций, которые приблизительно одинаковы у всех детей, и при условии овладения внешней и внутренней средой возможно направить формирование любого ребенка по строго определенному пути» (Хрестоматия по истории психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х годов — середина 30-х годов XX в.).

Дополнительная литература:

1. Выготский А.С. Предисловие к русскому переводу книги Э. Торндайка «Принципы обучения, основанные на психологии» // Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. С. 177-195.

2. Линде Н.А. Психотерапия в социальной работе. М., 1992.

3. Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1993.

4. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. М., 1993.

 

 

⇐ Предыдущая15161718192021222324Следующая ⇒

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого…

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни. ..

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)…

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций…



Оперантное обусловливание — Psychologist World

Оперантное обусловливание — это теория обучения в поведенческой психологии, которая подчеркивает роль подкрепления в обусловливании. Он подчеркивает влияние, которое поощрения и наказания за определенное поведение могут оказывать на будущие действия человека. Теория была разработана американским психологом Б. Ф. Скиннером после экспериментов, начавшихся в 1930-х годах, в которых использовалась камера оперантного кондиционирования. Оперантное и классическое обусловливание остаются важными теориями в нашем понимании того, как люди и другие животные усваивают новые формы поведения.

Ранние разработки в области условного рефлекса: собаки Павлова

Первые исследования в области условного рефлекса были проведены русским физиологом Иваном Павловым. Во время изучения пищеварения у собак он заметил, что у его испытуемых выделяется слюна, когда исследователь кормит их. После того, как исследователь открыл дверь, вошел в комнату и несколько раз покормил собак, животные начали ассоциировать открытие двери с едой и начинали выделять слюну всякий раз, когда слышали звук двери. Через ассоциативное обучение собаки связали нейтральный стимул (открытие двери) с безусловным стимулом (еда). Повторяющееся классическое обусловливание привело к тому, что дверь превратилась в условный раздражитель, вызывавший у собак выделение слюны.

Кондиционирование
  • Кондиционирование
  • Какие факторы влияют на классическое кондиционирование?
  • Собаки Павлова и классическое обусловливание
  • Импринтинг и отношения

Павлов провел дополнительное исследование, известное как эксперименты с «собакой Павлова», в которых он дополнительно исследовал классическое обусловливание как форму обучения.

Воздействуя на собак различными раздражителями перед кормлением, он обнаружил, что у животных можно заставить выделять слюну в ответ на различные события, такие как звон зуммера или звучание метронома (Павлов, 1927).

Закон эффекта Торндайка

В 1905 году американский психолог Эдвард Торндайк предложил «закон эффекта», который лег в основу нашего современного понимания оперантного обусловливания. Исследования Торндайка были сосредоточены на процессах обучения, и он проводил эксперименты, чтобы выяснить, как кошки усваивают новые формы поведения.

Он поместит кошку в коробку-головоломку, где животное останется, пока они не научатся нажимать на рычаг. Первоначально они будут заперты в коробке на долгое время, блуждая по ней, прежде чем непреднамеренно нажать на рычаг, и дверь откроется, чтобы кошка могла сбежать. Однако как только кошки научились ассоциировать действие рычага с положительным результатом — возможностью покинуть коробку — они тратили все меньше и меньше времени, прежде чем использовать его для побега. Благодаря инструментальному обучению кошки научились ассоциировать нажатие на рычаг с наградой свободой (Thorndike, 189).8).

Торндайк опирался на эти данные при разработке своего закона эффекта. Он утверждал, что эффект действия — вознаграждается оно или наказывается — влияет на вероятность того, что человек повторит такое поведение в будущем.

Б. Ф. Скиннер

Беррус Фредерик Скиннер (1904–1990) был влиятельным американским психологом, писателем и изобретателем. Он родился в Саскуэханне, штат Пенсильвания, учился в Гамильтон-колледже в Нью-Йорке, который окончил в 1926 году, планируя продолжить писательскую карьеру. Однако отсутствие успеха как автора и открытие им теорий Ивана Павлова вызвали интерес к психологии. Он поступил в Гарвардский университет, где получил степень магистра и в 1931 год, докторская степень. Скиннер оставался преподавателем в Гарварде, продолжая свои исследования. В 1938 году он изложил теорию обучения, включающую оперантное обусловливание.

Помимо работы в области психологии, Скиннер также был увлеченным изобретателем. Во время Второй мировой войны он принял участие в проекте «Голубь» — неудачной попытке создать ракету, управляемую голубями. Среди его наиболее успешных изобретений была воздушная кроватка, среда для младенцев с регулируемой температурой, которую он использовал с одним из своих детей.

Скиннер ушел из Гарвардского университета в 1974 году. Он умер от лейкемии в 1990 году.

Камера оперантного кондиционирования

Когда Б. Ф. Скиннер начал изучать психологию, в этой дисциплине доминировали теории и идеи бихевиористской школы. Многие психологи согласились с предложениями Джона Б. Уотсона (1878–1958). В 1913 году он опубликовал «Психологию с точки зрения бихевиориста», статью, которую теперь называют «бихевиористским манифестом». Уотсон утверждал, что человеческий разум можно наиболее эффективно понять, глядя на наблюдаемое поведение человека, а не на его или ее когнитивные процессы, которые, по его мнению, было труднее наблюдать и количественно оценивать.

Будучи коллегой-бихевиористом, Скиннер считал, что обусловливание играет важную роль в процессе обучения. Он изучил закон действия Торндайка , используя часть экспериментального аппарата, теперь известную как камера оперантного кондиционирования, или «ящик Скиннера». Животное помещают в коробку, в которой есть механизм вознаграждения, такой как воронка для раздачи кормовых гранул. Исследователь может наблюдать за животным, раздавая награды. Наказания также могут налагаться с использованием электрифицированного основания коробки для нанесения ударов током. Свет и динамик, встроенные в боковую часть камеры, позволяют передавать сигнал субъекту, в то время как животным дается рычаг для нажатия.

В 1938 году Скиннер опубликовал Поведение организмов , в котором он описал функции оперантного обусловливания. Экспериментируя с камерой оперантного кондиционирования, он обнаружил, что животные, ведущие себя определенным образом, будут либо повторять, либо избегать этого поведения в зависимости от того, будут ли они впоследствии вознаграждены или наказаны.

В одном эксперименте Скиннер (1948) наблюдал за поведением голубей в ящике. Птицы могли свободно перемещаться по ящику, совершая полный оборот и двигая головами. Тем временем воронка кормила испытуемых через равные промежутки времени, независимо от их поведения. Скиннер обнаружил, что когда за конкретным движением птицы случайно, но неоднократно следовала еда, голуби интерпретировали такое поведение как вынуждающее прыгуна предложить награду. Птицы переняли множество суеверных поведений, в том числе изгибы и повороты по кругу, в ожидании, что за ними последует еда.

Скиннер объяснил поведение голубей с точки зрения оперантного обусловливания. Еда служила положительной наградой за поведение птиц, заставляя их чаще повторять определенное движение, когда они обнаруживали, что впоследствии оно было вознаграждено.

Поощрения и наказания, влияющие на поведение, принимают различные формы. Положительное вознаграждение или наказание описывает навязывание стимулов в ситуации. В зависимости от стимулов это может способствовать или препятствовать поведению человека. И наоборот, отрицательные вознаграждения и наказания предполагают устранение конкретной выгоды или наказания. Опять же, эти подкрепления могут повлиять на будущие действия человека.

Положительное подкрепление

Положительное подкрепление — это предоставление вознаграждения или другой выгоды после желаемого действия. Это побуждает человека или животное повторять определенное поведение в будущем в надежде, что подкрепление будет повторяться.

Примеры положительного подкрепления включают:

  • Стоматолог дает мальчику наклейку после того, как он сохраняет спокойствие во время осмотра у стоматолога. Ребенка будут поощрять в будущем вести себя хорошо на приеме у стоматолога, ожидая, что он получит больше наклеек.
  • Поощрение собаки лакомством после того, как она успешно завершила дрессировку во время репетиции перед выставкой собак.
  • В некоторых фуд-кортах электронные мусорные баки оснащены датчиком и динамиком. Когда мусорное ведро обнаруживает, что человек высыпает мусор в контейнер, динамик издает записанный голос, который благодарит пользователя за использование мусорного ведра вместо того, чтобы оставить свой мусор. Эта оценка может привести к тому, что пользователь снова будет искать удовлетворения, используя мусорное ведро в будущем.

Отрицательное подкрепление

Отрицательное подкрепление — удаление нежелательных или неприятных раздражителей из ситуации. Такое подкрепление может включать в себя прекращение наказания, когда поведение человека соответствует требованию. Чтобы избежать наказания в будущем, человек может изменить свое поведение. Например:

  • Девушке, которая регулярно ссорится со своей сестрой, родители говорят, что она должна быть наказана в те дни, когда она плохо себя ведет. В дни, когда девушка меняет свое поведение, наказание снимается, и она учится вести себя по отношению к сестре более дружелюбно.
  • Человек, залезший в горячую ванну, обжигается и быстро вылезает из воды. Впоследствии они учатся ждать, пока ванна остынет, прежде чем войти в воду, чтобы избежать повторного ожога.
  • Мужчина на музыкальном концерте. Группа играет неприятно громко, и он уходит из концертного зала в поисках более тихой обстановки. В будущем он отклоняет приглашения смотреть группы, чтобы избежать громкой музыки, которая действует как негативное подкрепление.

Положительное наказание

Положительное наказание — это стимулы, налагаемые на человека, когда он ведет себя определенным образом. Со временем человек учится избегать положительного наказания, изменяя свое поведение.

Примеры положительного наказания:

  • Ребенка отправляют в его комнату, когда он невежлив с матерью. Мальчик, который хочет играть со своими игрушками внизу, начинает быть более вежливым с родителями.
  • Интернет-провайдер ограничивает использование пользователями установленного объема данных, после чего скорость интернет-пользователя резко снижается до конца месяца. Пользователи учатся избегать медленных скоростей загрузки, используя меньше своего лимита данных.
  • Осужденный нарушает правила тюрьмы. Его помещают в одиночную камеру в качестве положительного наказания, и в конце концов он решает следовать правилам, чтобы избежать дальнейшей изоляции.

Отрицательное наказание

Отрицательное наказание — это лишение льгот или привилегий в ответ на нежелательное поведение. Человек хочет сохранить преимущества, которыми он ранее пользовался, и избегает поведения, которое может привести к аннулированию его прав.

Примеры негативных наказаний:

  • Ребенку не разрешают посещать футбольный матч после того, как он не убрал свою комнату. Угроза дальнейшего наказания заставляет их выполнять возложенные на них обязанности.
  • Владелец собаки кричит на своего питомца после того, как тот убежал в парке. Собака, не желая, чтобы на нее кричали, учится держаться рядом с хозяином в парке.
  • Мужчина напрягает зрение после чтения без очков. Хотя ему не нравится носить очки, он носит их, чтобы не напрягать глаза.

Как и его классический аналог, оперантное обусловливание зависит от повторения стимула, чтобы поддерживать связь между поведением и подкреплением. Первоначальное обусловливание повторяется, чтобы создать ассоциацию, и затем должно периодически повторяться, чтобы связь между ними не была потеряна. Если после начального кондиционирования подкрепление будет удалено (например, собака больше не будет давать угощение, когда она будет себя вести), субъект в конечном итоге «разучится» ассоциации. Вымирание может привести к тому, что человек или животное вернутся к своему первоначальному поведению.

Графики подкрепления

Скиннеру было любопытно узнать, какие переменные влияют на эффективность оперантного обусловливания. Вместе с Чарльзом Б. Ферстером, психологом-бихевиористом, работавшим в Yerkes Laboratories of Primate Biology, он провел исследование влияния времени на кондиционирование. Ферстер и Скиннер (1957) обнаружили, что схемы подкрепления — частота повторения подкрепления — может сильно влиять на оперантное обусловливание.

Ряд типов графиков подкрепления был предложен Скиннером, Ферстером и другими, в том числе:

Графики непрерывного подкрепления (CRF)

Вознаграждение или наказание предоставляется каждый раз, когда человек демонстрирует определенный способ поведения. Благодаря непрерывному подкреплению субъект узнает, что результат его действий всегда будет одним и тем же. Однако надежность непрерывного армирования может привести к тому, что оно станет слишком предсказуемым. Субъект может узнать, что награда всегда будет предоставляться за определенный тип поведения, и выполнять желаемое действие только тогда, когда ему нужна награда. Например, крыса может усвоить, что нажатие на рычаг всегда приводит к получению пищи. Учитывая безопасность, которую обеспечивает этот график подкрепления, крыса может решить сэкономить энергию, нажимая рычаг только тогда, когда она достаточно голодна.

Схемы частичного подкрепления (PR)

Вместо того, чтобы реагировать каждый раз, когда человек ведет себя определенным образом, частичное подкрепление включает поощрение поведения только в некоторых случаях. Затем субъект должен работать усерднее, чтобы получить подкрепление, и может потребоваться больше времени, чтобы научиться использовать этот тип оперантного обусловливания.

Частичное подкрепление можно использовать после периода начального непрерывного подкрепления для продления эффекта оперантного обусловливания. Например, дрессировщик может давать лакомство собаке каждый раз, когда она садится по команде. Как только животное узнает, что за послушание дрессировщику дается вознаграждение, можно использовать частичное подкрепление. Собака может получать лакомство только каждые 5 раз, когда она подчиняется команде, но условное поведение продолжает подкрепляться, и угасание удается избежать.

Частичное подкрепление изменяет соотношение между условной реакцией и подкреплением или интервал между подкреплением:

  • Графики с фиксированным интервалом
    Подкрепление дается только через установленный интервал. Например, работодатель награждает сотрудников компании годовой премией за их работу. Интервал в один год является фиксированным, и сотрудники ежегодно ожидают пополнения.
  • Графики с переменным интервалом
  • Подкрепления предоставляются через промежутки времени, о которых субъект не подозревает. Вместо годовой премии работодатель может выплачивать меньшие премии, иногда ежемесячно, иногда раз в 2, 3 или 4 месяца. Сотрудник не знает, когда будет дано поощрение, и его поощряют работать усерднее, зная, что решение о премиях может быть принято в любое время.
  • Графики с фиксированным соотношением
    Графики с фиксированным соотношением требуют, чтобы субъект давал условный ответ заранее определенное количество раз, прежде чем будет дано подкрепление. Примером расписания с фиксированным соотношением является развлекательная аркадная игра, которая вознаграждает игрока игрушкой за каждую 10-ю попытку.
  • Графики с переменным соотношением
    Расписание с переменным соотношением подкрепляет поведение в зависимости от количества сделанных ответов, но это соотношение постоянно меняется. Описанная выше развлекательная игра вместо этого может вознаграждать 2-ю, 6-ю, 20-ю и 21-ю попытки.

Отличия от классического обусловливания

Хотя классическое и оперантное обусловливание имеют сходство в том, как они влияют на поведение и помогают в процессе обучения, между двумя типами обусловливания есть важные различия.

Во время классического обусловливания человек учится, наблюдая, связывая два стимула друг с другом. Нейтральный раздражитель предъявляется в сочетании с другим, безусловным, раздражителем. Через повторение человек учится ассоциировать первый, казалось бы, несвязанный стимул со вторым.

Напротив, оперантное обусловливание предполагает обучение через последствия своих действий. Это подкрепление, следующее за поведением, которое определяет будущие действия человека. Человек ведет себя определенным образом и впоследствии вознаграждается или наказывается. В конце концов они учатся связывать свое первоначальное поведение с подкреплением и либо усиливают, либо поддерживают, либо избегают своего поведения в будущем, чтобы достичь наиболее желаемого результата.

Оценка

Теория оперантного обусловливания Скиннера сыграла ключевую роль в том, чтобы помочь психологам понять, как научается поведению. Это объясняет, почему подкрепление можно так эффективно использовать в процессе обучения и как режим подкрепления может повлиять на результат обусловливания. В исследовании Скиннера также рассматривалось использование формирующих поведение , посредством которых также усиливаются последовательные приближения к ожидаемой реакции, постепенно приводя субъекта к желаемому типу поведения.

Преимуществом оперантного обусловливания является его способность объяснять обучение в реальных жизненных ситуациях. С раннего возраста родители воспитывают поведение своих детей с помощью наград. Похвала за достижение (например, за ползание или первый шаг) подкрепляет такое поведение. Когда ребенок плохо себя ведет, наказания в виде словесного порицания или лишения привилегий используются, чтобы отговорить его от повторения своих действий.

Оперантное обусловливание также можно наблюдать в его приложениях в различных учебных средах. Учителя награждают учеников высокими оценками, словами поддержки и наклейками в виде звездочек на домашнем задании — все это примеры положительного подкрепления. Положительные наказания — задержание, исключение или заземление родителей своих детей до тех пор, пока их поведение не изменится — служат для дальнейшего влияния на поведение с использованием принципов оперантного обусловливания. И его использование не ограничивается влиянием на поведение человека: дрессировщики собак используют подкрепление, чтобы формировать поведение животных и поощрять послушание.

Теория Скиннера, однако, подвергалась чрезмерному упрощению сложной природы человеческого поведения. Оперантное обусловливание основано на идее, что поведение «усваивается» просто в процессе подкрепления . Однако при этом игнорируются индивидуальные различия и когнитивные процессы, влияющие на поведение. Это привело к тому, что критики назвали идеи Скиннера детерминированными : оперантное обусловливание предполагает, что фактора окружающей среды вне контроля человека несут ответственность за свое поведение. Он не учитывает способность людей рассуждать и решать свои действия в соответствии со своей собственной свободной волей .

Модели и теории учебного дизайна: Теория оперантного обусловливания

Резюме: 1937 г. — Б. Ф. Скиннер представляет теорию оперантного обусловливания. Ознакомьтесь со статьей и презентацией «Модели и теории учебного дизайна: Теория оперантного обусловливания», чтобы узнать больше.

Концепция теории оперантного обусловливания

Б. Ф. Скиннер, известный американский психолог, часто считается основателем Operant Conditioning . Однако настоящим отцом теории был Эдвард Торндайк . Оперантное обусловливание — это метод обучения, который осуществляется путем поощрения определенного поведения или отказа от вознаграждения за нежелательное поведение. Таким образом, устанавливается связь между этим поведением и его последствиями.

Компоненты Оперантного Обусловливания — это Подкрепление и Наказание . Различают положительное и отрицательное подкрепление, а также положительное и отрицательное наказание. Положительное подкрепление, такое как похвала или вознаграждение, усиливает определенное поведение, в то время как отрицательное подкрепление включает удаление результата после демонстрации определенного поведения. В обоих случаях поведение увеличивается. С другой стороны, положительное наказание предполагает представление неблагоприятного события, которое ослабит происходящую реакцию, а отрицательное наказание предполагает устранение благоприятного события после возникновения определенного поведения. В этих случаях поведение снижается.

Три типа реакций теории оперантного обусловливания

Скиннер определил следующие три типа ответов:

  1. Нейтральные операнты
    Ответы, которые не изменяют вероятность повторения поведения.
  2. Поощрения
    Реакции, повышающие вероятность повторения поведения
  3. Каратели
    Реакции, снижающие вероятность повторения поведения.

3 принципа теории оперантного обусловливания

Принципы оперантного обусловливания заключаются в следующем:

  1. Повторится положительно подкрепленное поведение.
  2. Для подкрепления ответов информация должна быть представлена ​​небольшими порциями .
  3. Подкрепление распространяется на схожие стимулы и вызывает вторичное обусловливание.

Теория оперантного обусловливания в обучении

Оперантное обусловливание можно применять в обучении в форме запрограммированной инструкции, если информация предоставляется небольшими порциями , чтобы можно было подкреплять ответы. Модификация поведения как метод терапии интенсивно используется в случае учащихся с трудностями в обучении. Тем не менее, у обычных студентов это может повлиять на их навыки, а также помогает в управлении учениками. Как упоминалось выше, одним из способов обеспечения положительного подкрепления является похвала, поощрение и аплодисменты учеников, чтобы изменить их поведение желаемым образом.

Примеры теории оперантного обусловливания

Присоединяйтесь к нам в путешествии по истории образовательного дизайна
Каждую неделю будет добавляться новая модель образовательного дизайна! Пожалуйста, сообщите нам, если вы хотите, чтобы мы рассмотрели модель и теорию учебного дизайна, которые не включены в  Модели и теории учебного дизайна . Просто оставьте комментарий по номеру Учебные модели дизайна и теории . И последнее, но не менее важное: вы можете разместить Теория оперантного обусловливания презентацию на своем блоге. Если у вас есть вопрос, требующий ответа, касающийся теории схем, не стесняйтесь оставлять комментарии, и я отвечу вам как можно скорее.

Каталожные номера:

  • http://www.ar.cc.mn.us/biederman/courses/p1110/conditioning2.htm
  • http://www.utexas.edu/courses/svinicki/ald320/CCOC.html
  • http://www.simplypsychology.org/operant-conditioning.html
  • Маклеод, С. Просто психология. Скиннер — Оперантное обусловливание (2007). Получено 26 сентября 2013 г. с http://www.simplypsychology.org/operant-conditioning.html
  • .
  • Википедия: Бесплатная энциклопедия. Оперантного кондиционирования. Получено 29 сентября 2013 г. с http://en.wikipedia.org/wiki/Operant_conditioning
  • .
  • http://changeminds.org/explanations/behaviors/conditioning/types_conditioning.htm

Модели и теории учебного дизайна: Теория оперантного обусловливания

Чтобы увидеть этот контент, у вас должны быть включены рекламные файлы cookie.

Здесь вы можете настроить параметры файлов cookie.

Модели и теории учебного дизайна: Теория оперантного обусловливания из Индустрия электронного обучения

Homebase

Облегчение работы. Управлять малым бизнесом никогда не было так сложно. Homebase помогает с бесплатными инструментами для отслеживания времени и управления вашей командой.

Подробнее

Теория оперантного обусловливания (+ Как применять ее в жизни)

Оперантное обусловливание – хорошо известная теория, но как вы применяете ее на практике в повседневной жизни?

Как вы используете свое знание его принципов для создания, изменения или отказа от привычки? Как вы используете его, чтобы заставить своих детей делать то, о чем вы их просите, — с первого раза?

Изучение поведения увлекательно, и тем более увлекательно, когда мы можем связать полученные данные о поведении с нашей жизнью за пределами лаборатории.

Наша цель — сделать именно это; но сначала необходимо сделать исторический обзор.

Прежде чем вы продолжите чтение, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения по позитивной психологии. Эти научно обоснованные упражнения исследуют фундаментальные аспекты позитивной психологии, включая сильные стороны, ценности и сострадание к себе, и дадут вам инструменты для улучшения благополучия ваших клиентов, студентов или сотрудников.

Эта статья содержит:

  • Наши главные герои: Павлов, Торндайк, Ватсон и Скиннер
  • Оперантное обусловливание: определение
  • Принципы оперантного обусловливания
  • 10 примеров оперантного обусловливания
  • Оперантное обусловливание против классического обусловливания
  • Оперантное обусловливание в терапии
  • Применение в повседневной жизни
  • Взгляд на графики подкрепления
  • Полезные техники для практикующих
  • Интересное видео
  • 5 книг по теме
  • Сообщение на вынос
  • Каталожные номера

Наши главные герои: Павлов, Торндайк, Ватсон и Скиннер

Как и все великие истории, мы начнем с действия, которое дало толчок всему остальному. Давным-давно Павлов пытался разгадать тайны слюноотделения у собак. Он предположил, что у собак выделяется слюна в ответ на поднесение пищи. То, что он открыл, подготовило почву для того, что сначала было названо павловским обусловливанием, а затем классическим обусловливанием.

Какое отношение это имеет к оперантному обусловливанию? Другие ученые-бихевиористы сочли работу Павлова интересной, но раскритиковали ее за упор на рефлексивное обучение. Он не ответил на вопросы о том, как окружающая среда может формировать поведение.

Э. Л. Торндайк был психологом, проявлявшим большой интерес к образованию и обучению. Его теория обучения, названная коннекционизмом , доминировала в системе образования Соединенных Штатов. Короче говоря, он считал, что обучение является результатом связи между сенсорным опытом и нейронными реакциями (Schunk, 2016, стр. 74). Когда эти ассоциации возникали, возникало поведение.

Торндайк также установил, что обучение является результатом процесса проб и ошибок. Этот процесс требует времени, но не сознательной мысли. Он изучил и развил наши первоначальные концепции подкрепления оперантным обусловливанием и того, как различные типы влияют на обучение.

Принципы обучения Торндайка включают:

  • Закон Упражнения, который включает в себя Закон Использования и Закон Неиспользования. Они объясняют, как связи укрепляются или ослабевают в зависимости от их использования/неиспользования.
  • Закон Эффекта фокусируется на последствиях поведения. Поведение, которое приводит к вознаграждению, усваивается, но поведение, которое приводит к воспринимаемому наказанию, не усваивается.
  • Закон готовности касается готовности. Если животное готово действовать и делает это, то это награда, а если животное готово и не может действовать, то это наказание.
  • Ассоциативное смещение возникает, когда реакция на определенный стимул в конечном итоге вызывает другой.
  • Идентичные элементы влияют на передачу знаний. Чем больше похожи элементы, тем больше вероятность перехода, потому что ответы тоже очень похожи.

Более поздние исследования не подтвердили Законы Упражнения и Эффекта Торндайка, поэтому он отказался от них. Дальнейшее исследование показало, что наказание не обязательно ослабляет связи (Schunk, 2016, стр. 77). Первоначальный ответ не забыт.

Каждый из нас хоть раз сталкивался с этим. Вы превышаете скорость, вас останавливают и вы получаете штраф. Это на короткое время подавляет ваше поведение, связанное с превышением скорости, но не мешает вам когда-либо снова превышать скорость.

Позже Джон Б. Уотсон, другой бихевиорист, подчеркивал методический, научный подход к изучению поведения и отвергал любые идеи об интроспекции. Бихевиористов интересуют наблюдаемые явления, поэтому изучение внутренних мыслей и их предполагаемой связи с поведением не имеет значения.

Эксперимент «Маленький Альберт», увековеченный в большинстве учебников по психологии, заключался в том, чтобы заставить маленького мальчика бояться белой крысы. Уотсон использовал классическое обусловливание для достижения своей цели. Страх мальчика перед белой крысой перешел на других животных с мехом. Исходя из этого, ученые пришли к выводу, что эмоции могут быть обусловлены (Stangor and Walinga, 2014).

В 1930-х годах Б. Ф. Скиннер, познакомившийся с работами этих и других исследователей, продолжил изучение того, как организмы учатся. Скиннер изучил и разработал популярную сегодня теорию оперантного обусловливания.

После проведения нескольких экспериментов на животных Скиннер (1938) опубликовал свою первую книгу «Поведение организмов» . В издании 1991 года он написал предисловие к седьмому изданию, вновь подтвердив свою позицию в отношении исследования стимула/реакции и самоанализа:

«…нет необходимости обращаться к внутреннему аппарату, будь то ментальный, физиологический или концептуальный».

С его точки зрения, наблюдаемое поведение, основанное на взаимодействии стимула, реакции, подкрепления и лишения, связанного с подкреплением, является единственными элементами, которые необходимо изучить, чтобы понять человеческое поведение. Он назвал эти непредвиденные обстоятельства и сказал, что они « учитывают посещение, запоминание, обучение, забывание, обобщение, абстрагирование и многие другие так называемые когнитивные процессы ».

Скиннер считал, что определение причин поведения является наиболее важным фактором для понимания того, почему организм ведет себя определенным образом.

Шунк (2016, стр. 88) отмечает, что теории обучения Скиннера были дискредитированы более современными теориями, рассматривающими более высокий порядок и более сложные формы обучения. Теория оперантного обусловливания этого не делает, но она по-прежнему полезна во многих образовательных средах и при изучении геймификации.

Теперь, когда у нас есть четкое представление о том, почему и как ведущие бихевиористы открыли и развили свои идеи, мы можем сосредоточить свое внимание на том, как использовать оперантное обусловливание в нашей повседневной жизни. Однако сначала нам нужно определить, что мы подразумеваем под оперантным обусловливанием.

Оперантное обусловливание: определение

Основная концепция оперантного обусловливания заключается в том, что стимул (антецедент) приводит к поведению, которое затем ведет к последствию. Эта форма обусловливания включает подкрепление, как положительное, так и отрицательное, а также первичное, вторичное и обобщенное.

  • Основными подкреплениями являются такие вещи, как еда, кров и вода.
  • Вторичные подкрепления — это стимулы, которые становятся обусловленными из-за их связи с первичным подкреплением.
  • Обобщенные подкрепления возникают, когда вторичное подкрепление сочетается с более чем одним основным подкреплением. Например, работа за деньги может увеличить способность человека покупать различные вещи (телевизоры, автомобили, дом и т. д.)

Поведение является оперантным. Отношения между дискриминационным стимулом, реакцией и подкреплением влияют на вероятность повторения поведения в будущем. Подкрепление — это своего рода вознаграждение или, в случае неблагоприятных исходов, наказание.

Принципы оперантного обусловливания

Подкрепление возникает при усилении реакции. Подкрепление зависит от ситуации. Это означает, что то, что может быть подкрепляющим в одном сценарии, может не быть в другом.

Вас может побудить (побудить) пойти на пробежку, если вы увидите свои кроссовки возле входной двери. Однажды ваши кроссовки окажутся в другом месте, и вы не пойдете на пробежку. Другая обувь у входной двери не производит такого же эффекта, как ваши кроссовки.

Существует четыре типа арматуры, разделенных на две группы. Первая группа действует, чтобы усилить желаемое поведение. Это известно как положительное или отрицательное подкрепление.

Вторая группа направлена ​​на уменьшение нежелательного поведения. Это называется положительным или отрицательным наказанием. Важно понимать, что наказание, хотя и может быть полезным в краткосрочной перспективе, не останавливает нежелательное поведение в долгосрочной или даже постоянной перспективе. Вместо этого он подавляет нежелательное поведение на неопределенное время. Наказание не учит человека правильно себя вести.

Эдвин Гутери (цитируется по Schunk, 2016) считал, что для изменения привычки, которой становятся некоторые негативные формы поведения, необходима новая ассоциация. Он утверждал, что существует три метода изменения негативного поведения:

  1. Порог — ввести слабый стимул, а затем увеличить его с течением времени.
  2. Усталость – Повторяйте нежелательную реакцию на раздражитель до тех пор, пока не устанете
  3. Несовместимый ответ — Соедините стимул с чем-то более желательным.

Другим ключевым аспектом оперантного обусловливания является концепция угасания. Когда подкрепление не происходит, поведение снижается. Если ваш партнер отправляет вам несколько текстовых сообщений в течение дня, а вы не отвечаете, со временем он может перестать отправлять вам текстовые сообщения.

Точно так же, если у вашего ребенка случилась истерика, а вы ее проигнорировали, у вашего ребенка могут прекратиться истерики. Это отличается от забывания. Когда возможности реагировать на стимулы практически отсутствуют, об условном рефлексе можно забыть.

Обобщение реакции является важным элементом оперантного обусловливания. Это происходит, когда человек может обобщить поведение, которому научились в присутствии стимула, а затем обобщить эту реакцию на другой, похожий стимул. Например, если вы умеете водить один тип автомобиля, скорее всего, вы сможете управлять другим подобным автомобилем, минивэном, внедорожником или грузовиком.

Вот еще один пример, предложенный PsychCore.

10 Примеры оперантного обусловливания

Сейчас вы, вероятно, думаете о своих собственных примерах как классического, так и оперантного обусловливания. Пожалуйста, не стесняйтесь поделиться ими в комментариях. Если вам нужно еще несколько, вот 10 для рассмотрения.

Представьте, что вы хотите, чтобы ребенок тихо сидел, пока вы переходите к новой задаче. Когда ребенок это делает, вы подкрепляете это тем, что каким-то образом узнаете ребенка. Многие школы в Соединенных Штатах используют билеты в качестве поощрения. Эти билеты используются студентом или классом для получения будущей награды. Другим подкреплением было бы сказать: « Мне нравится, как Сара спокойно сидит. Она готова выучить ». Если вы когда-либо были в классе с детьми дошкольного возраста и второклассниками, вы знаете, что это работает как волшебство. Это положительное подкрепление.

Примером отрицательного подкрепления может быть удаление чего-то, чего ученики не хотят. Вы видите, что студенты добровольно предлагают ответы во время урока. В конце урока вы могли бы сказать: « Ваше участие в этом уроке было великолепным! Нет домашнего задания! ” Домашнее задание обычно является тем, чего учащиеся предпочитают избегать (отрицательное подкрепление). Они узнают, что если они участвуют во время урока, то учитель с меньшей вероятностью будет задавать домашнее задание.

Ваш ребенок плохо себя ведет, поэтому вы даете ему дополнительные обязанности (негативное наказание – отрицательное подкрепление).

Вы используете лакомство (позитивное подкрепление), чтобы научить собаку выполнять трюк. Вы говорите своей собаке сесть. Когда он это сделает, вы дадите ему лакомство. Со временем собака начинает ассоциировать угощение с поведением.

Вы лидер оркестра. Когда вы встаете перед своей группой, они успокаиваются и кладут свои инструменты в положение готовности. Вы являетесь стимулом, вызывающим конкретную реакцию. Следствием для членов группы является ваше одобрение.

Ваш ребенок не убирает свою комнату, когда ему говорят об этом. Вы решаете отобрать у него любимое устройство (отрицательное наказание — удаление положительного подкрепления). Он начинает уборку. Через несколько дней вы хотите, чтобы он убрал свою комнату, но он не делает этого, пока вы не пригрозите отобрать его устройство. Ему не нравятся ваши угрозы, поэтому он убирает свою комнату. Это повторяется снова и снова. Вы устали от необходимости угрожать ему, чтобы заставить его делать свою работу по дому.

Что делать, если наказание неэффективно?

В предыдущем примере вы могли совместить менее привлекательное занятие (уборка комнаты) с чем-то более привлекательным (дополнительное время за компьютером/устройством). Вы можете сказать: « За каждые десять минут, которые вы тратите на уборку в своей комнате, у вас может быть пять дополнительных минут на вашем устройстве. » Это известно как принцип Премака. Чтобы использовать этот подход, вам нужно знать, что человек ценит больше всего, а что меньше всего. Затем вы используете наиболее ценный элемент, чтобы подкрепить выполнение менее важных задач. Ваш ребенок не ценит уборку своей комнаты, но он ценит время, проведенное за устройством.

Вот еще несколько примеров использования принципа Премака:

Ребенок, который не хочет выполнять математическое задание, но любит читать, может заработать дополнительное время для чтения, поход в библиотеку, чтобы выбрать новую книгу, или один- на одно время чтения с вами после того, как они выполнят свое математическое задание.

За каждые X математических задач, которые решит ребенок, у него может быть X минут использования iPad в конце дня.

За каждые 10 минут тренировки вы получаете 10 минут просмотра любимого шоу в конце дня.

Ваш ребенок может выбирать между тем, чтобы мыть грязную посуду в посудомоечной машине, или мыть посуду вручную.

Какие у вас есть примеры оперантного обусловливания? Когда вы использовали принцип Премака?

Оперантное обусловливание в сравнении с классическим обусловливанием

Классическое обусловливание проще всего рассматривать как рефлексивное. Это поведение, которое организм делает автоматически. Павлов соединил колокольчик с поведением собаки (слюноотделением), когда ему подают еду. После нескольких испытаний Павлов научил собак выделять слюну при звонке колокольчика.

До этого звонок был нейтральным раздражителем. У собак не было слюны, когда они это слышали. Если вы не знакомы с исследованиями Павлова, это видео объясняет его знаменитые эксперименты.

Оперантное обусловливание связано с последствиями поведения; поведение меняется по отношению к окружающей среде. Если среда диктует, что определенное поведение не будет эффективным, то организм меняет поведение. Организму не нужно сознательно осознавать этот процесс, чтобы произошло изменение поведения.

Как мы уже узнали, подкрепление имеет решающее значение для оперантного обусловливания. Поведение, приводящее к приятным результатам (последствиям), повторяется, а поведение, приводящее к неблагоприятным результатам, обычно не повторяется.

Если вы хотите научить свою кошку подходить к вам, чтобы вы могли дать ей лекарство или вылечить блох, вы можете использовать оперантное обусловливание.

Например, если ваша кошка любит жирные продукты, такие как масло, а вам нравится есть попкорн, вы можете научить кошку прыгать на прилавок рядом с раковиной, где вы ставите грязный мерный стакан.

  • Шаг 1: Перелейте масло и зерна из мерного стакана в кастрюлю.
  • Шаг 2: Позвольте кошке лизнуть мерный стаканчик.
  • Шаг 3: Поставьте чашку в раковину.
  • Шаг 4. Выполняйте эти действия каждый раз, когда готовите попкорн.

Кошке не потребуется много времени, чтобы связать звук «зерен в горшке» с «мерным стаканом в раковине», что приводит к их награде (маслу). Кошка может даже ассоциировать звук горшка скользят по плите, получая награду.

После того, как вы научились этому поведению, все, что вам нужно сделать, это двигать кастрюлю по плите или встряхивать пакет с зернами попкорна. Ваша кошка запрыгнет на прилавок в поисках награды, и теперь вы без проблем сможете дать лекарство или средство от блох.

Оперативное обусловливание полезно в учебных и рабочих условиях, для людей, желающих сформировать или изменить привычку, а также для дрессировки животных. Подходит любая среда, в которой есть желание изменить или сформировать поведение.

Оперантное обусловливание в терапии

Кумар, Синха, Датта и Лахири (2019) использовали виртуальную реальность (VR) и оперантное обусловливание, чтобы помочь пациентам, перенесшим инсульт, чаще использовать паретическую ногу.

Пациенты, перенесшие инсульт, склонны переносить больший вес на непаретическую ногу, что обычно является выученной реакцией. Однако иногда это происходит потому, что инсульт повреждает одну сторону их мозга.

Полученное повреждение заставляет человека игнорировать или становиться «слепым» к паретичной стороне тела.

Кумар и др. (2019) разработали систему V2BaT. Он состоит из следующего:

  1. Задача на основе виртуальной реальности
  2. Распределение веса и оценка порога
  3. Балансировочная доска Wii — рукопожатие VR
  4. Обнаружение подъема пятки
  5. Оценка производительности
  6. Модули переключения задач

Используя балансировочные доски Wii для измерения смещения веса, они заставляли участников использовать паретическую ногу, предлагая внутриигровое вознаграждение (звезды и поощрение). Балансировочные доски давали показания, которые подсказывали исследователям, какая нога больше всего использовалась во время переноса веса.

Они провели несколько обычных испытаний с разными уровнями сложности. Промежуточные испытания улова позволили им проанализировать изменения. Когда первое испытание на улов сравнивали с окончательным испытанием на улов, наблюдалось значительное улучшение.

Оперантное и классическое обусловливание являются основой поведенческой терапии. Каждый из них может быть использован для помощи людям, борющимся с обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР).

Люди с ОКР испытывают «повторяющиеся мысли, идеи или ощущения (навязчивые идеи), которые заставляют их постоянно что-то делать» (American Psychiatric Association, n.d.). Оба типа обусловливания также используются для лечения других типов тревоги или фобий.

Применение в повседневной жизни

Мы — смесь наших привычек. Некоторые из них автоматические и рефлекторные, другие более целенаправленные, но, в конце концов, все это привычки, которыми можно манипулировать. Непрофессионалу, пытающемуся изменить привычку или приобрести новую, может помочь оперантное обусловливание.

Это основа петли привычки, ставшей популярной в книге Чарльза Дахигга (2014) Сила привычки .

Сигнал (триггер, антецедент) приводит к рутине (поведению), а затем к награде (последствию).

Все мы знаем, как сложно изменить привычку. Тем не менее, когда вы понимаете основные принципы оперантного обусловливания, вам нужно разбить привычку на составные части. Наша цель — изменить поведение, даже если вознаграждение от первоначального поведения невероятно привлекательно для нас.

Например, если вы хотите выработать привычку заниматься спортом, но в течение нескольких месяцев ведете малоподвижный образ жизни, ваша мотивация не поможет вам. Это одна из причин, почему эта конкретная привычка в качестве новогоднего решения часто терпит неудачу. Людям не терпится пойти в спортзал и сбросить несколько килограммов за праздничный сезон. Затем, примерно через две недели, их стремление сделать это постепенно уступает место дюжине других вещей, которые они могли бы сделать в свое время.

Используя метод оперантного обусловливания, вы можете разработать свою новую привычку к упражнениям. Б. Дж. Фогг, исследователь из Стэнфорда, выступает за то, чтобы начинать с чего-то настолько малого, что это может показаться нелепым.

В своей книге Крошечные привычки: небольшие изменения, которые меняют все, Фогг (2020) рассказывает читателям о том, как добиться долгосрочных изменений. Одна из ключевых вещей, о которой следует помнить, — сделать привычку как можно проще и привлекательнее. Если это привычка, которую вы хотите сломать, то вы сделаете ее труднее и менее привлекательной.

В нашем примере вы можете начать с выбора одного типа упражнений, которые хотите выполнять. После этого выберите наименьшее действие к этому упражнению. Если вы хотите сделать 100 отжиманий, вы можете начать с одного отжимания от стены, одного отжимания на коленях или одного армейского отжимания. Все, что займет у вас менее 30 секунд, будет работать.

Когда закончите, мысленно дайте себе пять, поставьте галочку в настенном календаре или в приложении на телефоне. Вознаграждение может быть любым, что вы выберете, но это важная часть изменения привычки.

Часто, когда вы начинаете с малого, вы будете делать больше, но важно то, что все, что вам нужно сделать, это ваш минимум. Если это одно отжимание, отлично! Ты сделал это! Если это надевание кроссовок, круто! Следование этому подходу помогает остановить умственную гимнастику и чувство вины, которые часто сопровождают привычку заниматься спортом.

Этот же метод полезен для многих различных типов привычек.

Предостережение: если вы имеете дело с зависимостью, вам следует подумать о помощи профессионала. Это не мешает вам использовать этот подход, но он может помочь вам справиться с любыми симптомами отмены, которые могут у вас возникнуть, в зависимости от вашей конкретной зависимости.

Взгляд на графики подкрепления

Время вознаграждения важно, так же как и понимание того, насколько быстрым или медленным является ответ и как быстро вознаграждение теряет свою эффективность. Первое называется скоростью отклика, а второе — скоростью угасания.

Ферстер и Скиннер (цитируется по Schunk, 2016) определили, что существует пять типов подкрепления, и каждый из них по-разному влияет на время отклика и скорость угасания. Schunk (2016) дал объяснение нескольким, но основные схемы подкрепления таковы:

  • Постоянная: Вознаграждение после каждого правильного действия
  • Фиксированное соотношение: Каждый n-й ответ вознаграждается, и n остается постоянным.
  • Фиксированный интервал: Время вознаграждения фиксировано. Это может происходить после каждого пятого правильного ответа.
  • Переменное соотношение: Каждая n-я реакция подкрепляется, но значение колеблется вокруг среднего числа n.
  • Переменный интервал: Интервал времени варьируется от экземпляра к экземпляру вокруг некоторого среднего значения.

Если вы хотите, чтобы какое-то поведение сохранялось в обозримом будущем, наиболее эффективным является график с переменным соотношением. Непредсказуемость поддерживает интерес, а скорость угасания вознаграждения самая низкая. Примерами этого являются игровые автоматы и рыбалка. Незнания того, когда произойдет вознаграждение, обычно достаточно, чтобы заставить человека работать за вознаграждение в течение неопределенного периода времени.

Непрерывное подкрепление (вознаграждение) имеет самую высокую скорость угасания. Интуитивно это имеет смысл, когда объектами являются люди. Мы любим новизну и склонны быстро привыкать к новым вещам. Одна и та же награда, выдаваемая в одно и то же время за одно и то же неоднократно, скучна. Мы также не будем работать усерднее, только достаточно усердно, чтобы получить награду.

Полезные техники для практикующих

Терапевты, консультанты и учителя могут использовать оперантное обусловливание, чтобы помочь клиентам и учащимся лучше управлять своим поведением. Вот несколько предложений:

  • Создайте договор, в котором будут определены обязанности и ожидаемое поведение клиента/учащегося, а также действия практикующего врача.
  • Сосредоточьтесь на подкреплении, а не на наказании.
  • Геймифицируйте процесс.

Интересное видео

PsychCore собрал серию видеороликов об оперантном обусловливании, среди других бихевиористских тем. Вот один из них, объясняющий некоторые основы. Несмотря на то, что вы прочитали всю эту статью, это видео поможет закрепить то, что вы узнали. Различные модальности важны для обучения и удержания.

Если вам интересно узнать больше о классическом обусловливании, на PsychCore также есть видео под названием Обусловливание респондента . В нем кратко обсуждается понятие вымирания.

5 Книг по теме

Доступно несколько учебников, охватывающих как классическое, так и оперантное обусловливание, но если вы ищете практические советы и шаги, не ищите дальше этих пяти книг.

1.

Наука и поведение человека – Б. Ф. Скиннер

Если ваша цель – получить лучшее, чем обычно, понимание человеческого поведения, эта книга – для вас.

Его часто назначают для курсовой работы по прикладному анализу поведения, области, основанной на бихевиористских принципах.

Доступно на Amazon.

 

 


2.

Атомарные привычки: простой и проверенный способ выработать хорошие привычки и избавиться от плохих – Джеймс Клир

использовать.

Джеймс Клир начал свое путешествие по формированию привычек, экспериментируя со своими собственными привычками.

Одним из интересных дополнений является его пересмотренная версия петли привычки, в которую явно включено «тяга». Его версия: сигнал > тяга > реакция > награда. Совет Клира начинать с малого аналогичен подходу Фогга и Маурера.

Доступно на Amazon.


3.

Сила привычки: почему мы делаем то, что делаем в жизни и бизнесе – Чарльз Дахигг

Возможно, книга, которая сделала петлю привычки реальной для каждого неученого, Сила привычки занимательная и практично.

Дахигг приводит несколько примеров предприятий, которые поняли, как использовать привычки для достижения успеха, а затем рассказывает, как это может сделать и обычный человек.

Доступно на Amazon.

 


4.

Крошечные привычки: небольшие изменения, которые меняют все  – Б. Дж. Фогг

Фогг увлечен формированием привычек, и он точно понял, как это сделать.

Исследователь из Стэнфорда работает с крупными и малыми предприятиями, а также с частными лицами.

Вы узнаете о мотивации, способностях и подсказках (MAP) и о том, как использовать MAP для создания устойчивых привычек. Его пошаговое руководство ясно и лаконично, хотя и требует некоторого начального планирования.

Доступно на Amazon.


5.

Один маленький шаг может изменить вашу жизнь: путь кайдзен – Роберт Маурер

Если вы хотите преодолеть страх и прокрастинацию, то эта книга – отправная точка вашего пути. Маурер представляет и объясняет Кайдзен, японскую концепцию, направленную на постоянное совершенствование.

Он разбирает основные страхи людей и объясняет, почему мы откладываем дела на потом. Затем он делится семью маленькими шагами, которые направят нас на новый путь к формированию полезных привычек.

Доступно на Amazon.


Если вы знаете замечательную книгу, которую мы должны добавить в этот список, оставьте ее название в разделе комментариев.

Важная информация

Оперантное и классическое обусловливание — это два способа обучения животных и людей. Если вы хотите тренировать простой стимул/реакцию, то последний подход наиболее эффективен. Если вы собираетесь выработать, изменить или сломать привычку, тогда вам подойдет оперантное обусловливание.

Оперантное обусловливание особенно полезно в образовательной и рабочей среде, но если вы понимаете основные принципы, вы можете использовать их для достижения своих личных привычек.

Подкрепления и графики подкрепления имеют решающее значение для успешного использования оперантного обусловливания. Положительное и отрицательное наказание уменьшает нежелательное поведение, но его последствия недолговечны и могут причинить вред. Положительные и отрицательные подкрепления усиливают желаемое поведение и обычно являются лучшим подходом.

Как вы используете оперантное обусловливание, чтобы добиться устойчивых изменений в своей жизни?

Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать три наших упражнения по позитивной психологии.

  • Американская психиатрическая ассоциация (без даты). Что такое обсессивно-компульсивное расстройство? Получено 26 января 2020 г. с https://www.psychiatry.org/patients-families/ocd/what-is-obsessive-compulsive-disorder
  • .
  • Клир, Дж. (2018). Атомарные привычки: простой и проверенный способ выработать хорошие привычки и избавиться от плохих s. Эйвери.
  • Дахигг, К. (2014). Сила привычки: почему мы делаем то, что делаем в жизни и бизнесе. Рэндом Хаус Торговля в мягкой обложке.
  • Фогг, Би Джей (2020). Крошечные привычки: небольшие изменения, которые меняют все . Хоутон Миффлин Харкорт.
  • Кумар, Д., Синха, Н., Датта, А., и Лахири, У. (2019). Система тренировки баланса на основе виртуальной реальности, дополненная парадигмой оперантного обусловливания. BioMedical Engineering OnLine, 18 , 90.
  • Маурер, Р. (2014). Один маленький шаг может изменить вашу жизнь: путь кайдзен. Рабочий.
  • PsychCore (2018, 9 сентября). Нас спросили об эффектах обобщения ответов [видео]. YouTube. https://youtu.be/9U5xylxV0AE
  • PsychCore (2016, 28 октября). Продолжение оперантного обусловливания [Видео]. YouTube. https://youtu.be/_JDalbCTpVc
  • Шунк, Д. (2016). Теории обучения: образовательная перспектива . Пирсон.
  • Скиннер, Б. Ф. (1991). Поведение организмов: экспериментальный анализ. Копли.
  • Скиннер, Б. Ф. (1953). Наука и поведение человека . Макмиллан.
  • Стангор, К.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *