Культурно исторический подход в психологии кратко: Культурно-исторический подход

Содержание

Культурно-исторический подход

2.05.2011

Культурно-исторический подход изучает личность как продукт освоения индивидом ценностей культуры. Автор подхода Л. С. Выготский увидел «ключ ко всей психологии», позволяющий проводить объективный анализ высших психических функций личности, в значении слома. По его мнению, именно слово-знак первично как относительно практического действия, так и относительно мышления. Он даже повторил чей-то афоризм: «Речь думает за человека». Оперируя с этими «культурными» знаками-словами, индивид строит свою личность.

Вначале человек был неотделимой частью окружающей природы, которая «шлифовала», по выражению автора, его «натуральные» (врожденные, не требующие волевых осознанных усилий) свойства, дающие ему возможность просто выживать, приспосабливаться к среде. Затем он сам стал воздействовать па природу через орудия труда, вырабатывая у себя высшие психические функции («культурные»), позволяющие ему осуществлять осознанные действия (например, осознанно запоминать какую-то ситуацию, ШШение, предмет), полезные с точки зрения создания благоприятных условий своего существования.

В качестве орудий воздействия данный подход рассматривал не те, которые имеют материальную основу (камень, палка, топор и т.п.), а так называемые психологические знаки. Знаком могла служить палка, воткнутая в землю и указывающая направление движения. Это могли быть зарубки на деревьях или сложенные определенным образом камни, напоминающие о чем-то важном, и т.д.

Исторические корни подобных знаков находятся в совместном труде. На первых порах это были звуки-команды, исходящие от другого человека и носящие условно сигнальный характер. С течением времени человек научился давать подобные команды для себя и с их помощью управлять своим поведением. В процессе дальнейшего культурного развития человека звуки-знаки вытеснялись словами-знаками. Человек овладевал собственной психикой. Этот процесс трансформаций внешних средств — знаков (палок-указателей, зарубок, чужих звуков) во внутренние (внутренняя речь, образы представления, образы воображения) получил название интериоризации.

Таким образом, в деятельностном подходе личность изучается через призму активности человека в совокупности деятельностей, в которые он включен. Культурно-исторический подход в качестве «производящей причины» выбрал знак, слова, символ, речь, труд. Термин же «деятельность» в этом подходе хотя и использовался, но не был наполнен тем психологическим содержанием, которое характерно для деятельностного подхода.

Ключевые слова: Выготский

Материалы по теме

Личность с точки зрения Выготского

Петровский А.В., Психология в России. XX век

Л. С. Выготский в истории возрастной психологии

Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология

Л. С. Выготский о личности

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В двух томах. Том 2

Л. С. Выготский — Проблема возраста

Дубровина И. В., Возрастная и педагогическая психология

Выготский Л.С. — Кризис семи лет

Дубровина И.В., Младший школьник

Л. С. Выготский — О подростковом кризисе

Дубровина И. В., Возрастная и педагогическая психология

Происхождение и развитие высших психических функций

Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология

Культурно-историческая теория Л.С. Выготского

Саенко Ю.В., Общая психология. Часть 3

Культурно-исторический подход к пониманию психологического развития человека. Понятие высших психических функций, их строение, свойства, закон развития. Понятие интериоризации (л.С. Выготский).

Культурно-исторический опыт формируется только у человека, а не у животных.

Сознание – особая форма отражения и бытия. В нем высшие психические функции. Они опосредованы, произвольны, социальны по происхождению, сознательны, системны, взаимосвязаны. ВПФ формируются постепенно к подростковому возрасту. В обучении. Образование забегает вперед в зону ближайшего развития. Все ВПФ возникают дважды: как интерпсихические (между людьми) и как интропсихические. Опосредованные извне, и, интериоризуясь, опосредованные внутренне.

Выготский предположил существование двух линий развития психики: натуральной и культурно опосредствованной. В соответствии с этими двумя линиями развития выделяются «низшие» и «высшие» психические функции.Примеры низшихестественных психических функций: непроизвольная память или непроизвольное внимание ребенка. Низшие психические функции – это своего рода зачатки, из которых в процессе воспитания вырастают высшие психические функции (в данном примере – произвольное внимание и произвольная память). Превращение низших психических функций в высшие происходит через овладение особыми орудиями психики – знаками и носит культурный характер. «Культурное развитие заключается в усвоении таких приемов поведения, которые основываются на использовании знаков в качестве средств для осуществления той или иной психологической операции, в овладении такими вспомогательными средствами поведения, которые человечество создало в процессе его исторического развития и какими являются язык, письмо, система счисления и т.п.» — пишет Выготский.

Как ребенок осваивает знаковые системы? Роль взрослого. Взрослый показывает ему что-то и ребенок по воле взрослого обращает внимание на тот или иной предмет. Потом ребенок начинает сам регулировать свои психические функции с помощью тех средств, которые раньше применял к нему взрослый. Затем происходит интериоризация – превращение внешнего средства во внутреннее. В результате из непосредственных, натуральных, непроизвольных психические функции становятся опосредствованными знаковыми системами, социальными и произвольными.

Культурно-историческая концепция психики человека.

Исторической она явл., т.к. имеющиеся в сознании псих. процессы необходимо рассматривать в истории их становления и качественного развития (появление новообразований). Культурная, сознание ребенка спец. особенностей его ВПФ формируется в общении со взрослым, в к-ом происходит усвоение ребенком систем культурных знаков.

Схема ВПФ

Имеется некий стимул А (содержание, которое надо запомнить) и на него требуется дать ответ Б (воспроизведение данного содержания через некоторое время). Мы кодируем содержание А с помощью каких-то средств, например узелка на память (Х). Х – это дополнительный стимул, который связан с содержанием стимула А, является его знаком. Таким образом, мы опосредуем свой ответ с помощью знака Х. Х выступает как средство запоминания и воспроизведения, или как психол. орудие, с помощью к-ого я овладеваю процессами собственной памяти.

Откуда берутся эти средства-знаки?

Труд создал человека, общение в процессе труда – произвело речь. Первые слова обеспечивали организованную совместную деятельность – это были слова-приказы. Потом слова-приказы начали обращаться на самого человека. Таким образом, возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека из внешних отношений приказа-подчинения. Сначала функции приказывающего и исполнителя были разделены, и весь процесс был – интерпсихологическим. Затем эти же отношения превратились в отношения с самим собой – интрапсихологические отношения. Превращение интерпсихологических отношений в интрапсихологические – интериоризация. В ходе этого процесса происходит превращение внешних средств-знаков (зарубки, узелки) во внутренние (образ, элемент внутренней речи). Знак изначально средство соц. связи, средство воздействия на других, далее становится средством воздействия на себя. В онтогенезе происходит тоже самое.

3 этапа. Интерпсихологический (взрослый действует словом, побуждая ребенка что-то сделать), экстрапсихологический (ребенок перенимает от взрослого способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого), интрапсихологический (ребенок начинает воздействовать словом на самого себя).

Свойства ВПФ:

1) Высшая психическая функции социальны по существу (по природе) — это не ново.

2) Высшие психические функции опосредствованные по характеру.

3) Высшие психические функции произвольны по формированию.

4) Высшие психические функция системны по строению.

Все высшие психические функции суть интериоризованные отношения социального порядка, основа социальной структуры личности.

Интериоризацией называют переход, в результате которого внешние по своей форме процессы с внешними же, вещественными предметами преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания; при этом они подвергаются специфической трансформации — обобщаются, вербализуются, сокращаются и, главное, становятся способными к дальнейшему развитию, которое переходит границы возможностей внешней деятельности (пример с обучением счету с помощью грибков).

Высшие специфические человеческие психологические процессы могут родиться только во взаимодействии человека с человеком, т. е. как интрапсихологические, и лишь затем начинают выполняться индивидом самостоятельно; при этом некоторые из них утрачивают далее свою исходную внешнюю форму, превращаясь в процессы интерпсихологические.

Процесс интериоризации состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается в предсуществующий внутренний «план сознания»; это — процесс, в котором этот внутренний план формируется.

Общие положения Л. С. Выготского

1. В поведении человека встречается целый ряд искусственных приспособлений, направленных на овладение собственными психическими процессами, которые могут быть условно названы психологическими орудиями или инструментами.

2. Психологические орудия — искусственные образования; по своей природе они суть социальные, а не органические или индивидуальные приспособления.

3. Примерами психологических орудий и их сложных систем могут служить язык, различные формы нумерации и счисления, мнемотехнические приспособления.

4. Искусственные акты суть те же естественные, они могут быть без остатка, до самого конца разложены и сведены к этим последним. Искусственной является комбинация и направленность, замещение и использование этих естественных процессов.

5. Включение орудия в процесс поведения, во-первых, вызывает к деятельности целый ряд новых функций, связанных с использованием данного орудия и с управлением им; во-вторых, отменяет и делает ненужным целый ряд естественных процессов, работу которых выполняет орудие; в-третьих, видоизменяет протекание и отдельные моменты (интенсивность, длительность, последовательность и т. п.) всех входящих в состав инструментального акта психических процессов.

6. Естественные акты и процессы поведения общие у человека и высших животных; искусственные составляют позднее приобретение человечества, продукт исторического развития и специфически человеческую форму поведения.

7. Воспитание есть искусственное овладение естественными процессами развития, оно не только влияет на те или иные процессы развития, но перестраивает самым существенным образом все функции поведения.

8. Различие в детских типах развития (одаренность, дефективность) в большой степени оказывается связанным с типом и характером инструментального развития. Неумение использовать свои естественные функции и овладение психологическими орудиями существенно определяют весь тип детского развития.

Закон развития высших психических функций.Высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка. Отличительные признаки высших психических функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность. Они формируются прижизненно и образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития.

Л.С.Выготскимобосновывается основной закон развития высших психических функций человека: «Мы можем сформулировать общий генетический закон культурного развития в следующем виде: всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва – социальном, потом – психологическом, сперва – между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая. Это относится одинаково к произвольному вниманию, к логической памяти, к образованию понятий, к развитию воли».

А.Н.Леонтьев: Параллелограмм развития. Исследование развития высших форм запоминания проводилось с использованием методики двойной стимуляции. Два ряда стимулов. Запоминание одного ряда является прямой задачей (стимулы-объекты), второй ряд – стимулы-средства, с помощью которых должно осуществиться запоминание. Детям предлагался список из 15 слов и набор карточек с картинками для запоминания. В контрольных сериях эксперимента карточки не предоставлялись.

Зависимость эффективности воспроизведения от способа запоминания.

Начиная с дошкольного возраста темп развития запоминания с помощью внешних средств (карточек) значительно превышает темп непосредственного запоминания (график имеет крутую форму). Начиная со школьного возраста, повышение показателей внешне непосредственного запоминания идет быстрее, чем возрастание внешне опосредствованного. По мысли Леонтьева, за внешним пренебрежением к карточкам на фоне возрастающей эффективности запоминания стоит скрытый процесс «вращивания» внешнего средства, превращение его во внутреннее, психологическое средство. Развитие высших знаковых форм памяти идет по линии превращения внешне опосредствованного запоминания в запоминание внутренне опосредствованное.

Основные положение общепсихологической теории деятельности. Уровни строения деятельности как уровни её анализа. Определение действия. Операции и их виды. Общая характеристика операционально-технического слоя деятельности.

Потребности и мотивы в деятельности человека. Специфика потребностей человека. Виды и функции мотивов в деятельности.

Теория деятельности — система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20-е гг. ХХ в. В 1930-е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии — С.Л. Рубинштейна (1889-1960), который сформулировал принцип единства сознания и деятельности, и А.Н. Леонтьева (1903-1979), который совместно с другими представителями Харьковской психологической школы, разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности.

В теории деятельности С.Л. Рубинштейна, ведущей начало с его статьи «Принцип творческой самодеятельности», написанной в 1922 г. и в окончательном виде оформившейся в 1930-е гг., в качестве предмета анализа здесь рассматривается психика через раскрытие ее существенных объективных связей и опосредствований, в частности через деятельность. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, принимается положение, что нельзя считать «внутреннюю» психическую деятельность как формирующуюся в результате свертывания «внешней» практической. В его формулировке принципа детерминированности психического внешние причины действуют посредством внутренних условий. При такой трактовке деятельность и сознание рассматриваются не как две формы проявления чего-то единого, различающиеся по средствам эмпирического анализа, а как две инстанции, образующие нерасторжимое единство.

В теории деятельности А.Н. Леонтьева в качестве предмета анализа здесь рассматривается деятельность. Поскольку сама психика не может быть отделена от порождающих и опосредствующих ее моментов деятельности, и сама психика является формой предметной деятельности. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, принимается положение, что внутренний план сознания формируется в процессе свертывания изначально практических действий. При такой трактовке сознание и деятельность различаются как образ и процесс его формирования, образ при этом является „накопленным движением“, свернутыми действиями. Этот постулат был реализован во многих исследованиях.

А.Н.Леонтьеврасширил принцип единства сознания и деятельности, выдвинувпринцип единства психики и деятельности.

Деятельность состоит из трех структурных единиц: деятельности – действия – операции. Деятельность определяетсямотивом, действие –целью, а операции – конкретнымиусловиямиеё протекания. Например, учебная деятельность студента может направляться мотивом подготовки к профессиональному труду или мотивом общения со сверстниками, или мотивом самосовершенствования и т.д.Цельпредставляет собой образ потребного будущего, для достижения которого требуется осуществить действие, которое заключает в себе ряд операций. Операцией в рамках действия подготовки к экзамену может быть чтение учебника, употребление кофе, чтобы не заснуть и т. п. Способ, которым выполняютсяоперации, определяется условиями– есть ли нужная книга, какое время суток и т.п.

Структурные единицы деятельностиподвижны. То, что вчера было действием, сегодня может перерасти в самостоятельную деятельность. Пример, читаете учебник, чтобы ответить преподавателю, впоследствии увлеклись, прочитали всю доступную психологическую литературу (она интересна сама по себе вне связи с учебной деятельностью). Происходитсдвиг мотива на цель.

Деятельность различают по направленности: на объект внешнего мира, на другого человека и самого себя. Деятельность различают по предмету, например: игровая деятельность, учебная деятельность, трудовая деятельность и т.д. Эльконин ввел понятие «ведущей деятельности», т.е. деятельности, которая соответствует наиболее значимому мотиву в тот или иной возрастной период или в той или иной личностно значимой ситуации.

Трехаспектная структура сознания:чувственная ткань, значение, личностный смысл. Чувственная тканьсознания заключает в себе чувственные впечатления, чувственные образы. Основная функция чувственной ткани сознания заключается в создании «чувства реальности» внешнего мира: благодаря ей мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его.Значение – в универсальных значениях, с которыми оперирует сознание, в свернутой форме представлен весь опыт культуры, важные для всех людей («общественные») свойства предметов. Различия коренятся в несовпадении культурного опыта.Личностный смысл – фиксирует, что то или иное событие значит для человека лично, как относится к его системе мотивов. Личностный смысл задает пристрастность сознанию и делает его «моим», поскольку личностные смыслы отражают опыт индивидуальной деятельности.

Основные положения теории деятельности

1. Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть выведено в деятельность субъекта («размыкание» круга сознания)

2. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека. При рассмотрении поведения сознание должно быть не только сохранено, но и определено в своей фундаментальной функции (принцип единства со¬знания и поведения)

3. Деятельность – это активный, целенаправленный, процесс (принцип активности)

4. Действия человека предметны; они реализуют социальные – производственные и культурные – цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности)

Психология – наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных

Предметом психологии является психически управляемая деятельность. Более узкая точка зрения состоит в выделении в качестве предмета психологии ориентировочной деятельности, т. е. системы психического управления деятельностью

Деятельностный подход (по Леонтьеву). Деятельность есть малярная, неаддитивная единица жизни телесного материального субъекта, опосредствованная психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном виде. Жизнь – это деятельность.

Предмет психологии (по Леонтьеву)– деятельность, опосредствованная психическим отражением.

Деятельность– внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность, порожденная потребностями и направленная на преобразование себя и окружающей действительности. От импульсивной активности отличается целенаправленностью и осознанностью.

Деятельностьможно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности. Для удовлетворения своих потребностей животные пользуются только тем, что им предоставила природа. Иными словами, деятельность человека проявляется и продолжается в творениях, она носит продуктивный, а не только потребительский характер.

Побудители человеческой деятельности– потребности, мотивы.

Потребность – всегда субъективное состояние нужды. Само состояние нужды не является потребностью. Потребность возникает, когда состояние нужды начинает связываться с каким-либо предметом.

Потребность – субъективно переживамое состояние нужды в конкретном предмете, которое может удовлетворить потребность.

Цель – изменить, преобразовать. В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).

Задача – применить действие.

Мотив – предмет потребности, зависит от целей и задач, удовлетворяет различные потребности, побуждает и направляет деятельность субъекта. Виды мотива: мотивы по степени адекватности их осознания. Это мотивы цели. Если осознаются неадекватно, то называются мотиверонтными. Функции мотивов:1) побудительная. Присутствует в любой деятельности. 2)смыслообразующая. Есть мотивы, которые одновременно побуждают и придают смысл человеческой деятельности.

Оценка – влияет на последующую деятельность.

Виды деятельности:Игра (направлена на процесс, в опосредованной форме представляющий особенности жизнедеятельности человека), учение (направлена на приобретения знаний о действительности и взаимодействии с ней), труд (направлен на создание материальных и духовных ценностей)

Структура:ориентирование, планирование, исполнение, контроль (цели, мотивы, действия).

Предметом деятельностиназывается то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности — знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности — создаваемый материальный продукт.

Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности.

Действие– процессы, подчиненные сознательно-поставленной цели, где цель – сознательное представление о результате, который надо достичь.

Операции – способы осуществления действий, которые соотносятся с условиями.

Операции – способы осуществления действий, которые соотносятся с условиями.

В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции.

Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. К внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, свя¬занные с практическим выполнением деятельности.

В процессе развития деятельности происходит ее внутренние преобразования. Во-первых, деятельность обогащается новым предметным содержанием. Во-вторых, у деятельности появляются новые средства реализации, которые ускоряют ее течение и совершенствуют результаты. В-третьих, в процессе развития деятельности происходит автоматизация отдельных операций и других компонентов деятельности, они превращаются в умения и навыки. Наконец, в-четвертых, в результате развития деятельности из нее могут выделяться, обособляться и дальше самостоятельно развиваться новые виды деятельности.

Учение – следует за игрой и предваряет труд. В учении, как и в труде, нужно выполнять задания – готовить уроки, соблюдать дисциплину; учебная работа строится на обязанностях. Общая установка личности в учении уже не игровая, а трудовая. Включает в себя: восприятие материала, овладение, осмысление, закрепление.

Основная цель учения, заключается в подготовке к будущей самостоятельной трудовой деятельности; основное средство – освоение обобщенных результатов того, что создано предшествующим трудом человечества.

Уровни строение деятельности: социальный, физиологический.

Мотивационно-потребностный слой

Мотив – предмет потребности. Мотив – то, ради чего осуществляется деятельность. Мотив деятельности имеет несколько функций:

 Направляющая

 Побуждающая, или стимулирующая.

Любая деятельность полимотивирована. Здесь можно выделить несколько мотивов, участвующих в нормальном протекании деятельности. Мотивы находятся в самоподчинении.

Иерархия мотивов.

1) Смыслообразующие мотивы, главные мотивы

2) Мотивы нижележащие, мотивы-стимулы

Мотивы-стимулыне осуществляют направляющую функцию, выполняя только побуждающую функцию. Они участвуют в регуляции деятельности, подпитывая и стимулируя ее. Если мотив переходит на другой уровень, то меняется деятельность. Иерархия мотивов есть ключ к пониманию личности. Первый параметр определения личности по Леонтьеву: широта мотивационной сферы. В процессе социализации ребенок знакомится с различными видами деятельности. Второй параметр: степень иерархизации мотивов в сфере личности. Третий параметр: мотивационная сфера человека находится в постоянном движении. Она динамична, что связано с развитием личности. Мотивы могут осознаваться, а могут и не осознаваться, но в любом случае они отправляют, реализуют свои функции, направляя и побуждая деятельность.

Деятельность представляет собой последовательность действий, каждое из которых может дробиться на действия более низкого порядка. Опыт относительно состава последовательности действий обычно передается в ходе обучения в форме правил, советов, инструкций, программ.

Операционально-технический слой

Операции характеризуют техническую сторону выполнения действий. Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие. Условия – это и внешние обстоятельства, и внутренние средства. Цель, данная в определенных условиях – задача.

Операции мало осознаются или не осознаются вообще. Это автоматические действия и навыки. Иногда операции превращаются в действие (когда нарушаются обычные условия осуществления операции). Например, ручка стала плохо писать – контроль сознания.

Любая операция есть автоматизированное действие. Одновременное совершение действий должно базироваться на том, что одно из этих действий должно быть основано на автоматизме. То есть существует некая кажущаяся одновременность, в то время как одно из действий на другом уровне. Автоматизироваться могут любые действия, кроме действия планирования будущего действия. Действие планирования всегда требует сознательного контроля. Действие планирования состоит в понимании конкретных условий постановки цели. Учитываются технологические и социальные условия.

Различают два вида операций: первичные и вторичные по происхождению. Вторичные операции – автоматизированные действия. Первичные операции – психофизиологические функции, смысл которых состоит в средствах и способах осуществления действий. Это натуральные психические функции. Они могут формироваться на самых первых этапах онтогенеза. Обычно они не осознаются. Но, в принципе, можно осознать психофизиологические функции. Один из приемов состоит в биологической обратной связи. С помощью приборов можно вывести вовне показатели процессов. То есть можно сосредоточиться на работе любого внутреннего органа.

Психофизиологические функции составляют органический фундамент процесс деятельности.

Биокультурно-исторический подход к изучению развития | Справочник достижений в области культуры и психологии, том 6

Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический справочник достижений в области культуры и психологии, том 6Психология развитияСоциальная психологияКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический справочник достижений в области культуры и психологии, том 6Психология развитияСоциальная психологияКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Укажите

Коул, Майкл и Мартин Пакер, «Биокультурно-исторический подход к изучению развития», Мишель Дж. Гельфанд, Чи-Юэ Чиу и Ин-и Хонг (ред.), Справочник достижений в области культуры и Psychology, Volume 6 , Advances in Culture and Psychology (

New York

, 2016; онлайн-издание, Oxford Academic, 19 мая 2016 г.), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780190458850.003.0001, по состоянию на 26 марта 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический справочник достижений в области культуры и психологии, том 6Психология развитияСоциальная психологияКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический справочник достижений в области культуры и психологии, том 6Психология развитияСоциальная психологияКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

В этой главе отмечается формирующийся консенсус среди ученых, занимающихся культурным развитием, относительно связи между культурой и человеческим онтогенезом. Затем он основывается на областях этого консенсуса, чтобы представить подход, теорию культурно-исторической деятельности (ЧАТ), вдохновленный Л. С. Выготским. В основной части главы рассматривается ряд примеров, иллюстрирующих различные онтогенетические явления, имеющие отношение к формулированию метатеории, которая может дополнительно организовать науку о культурном развитии. В заключение рассматриваются проблемы, которые предстоит решить, если такая метатеория будет достигнута, и предлагается предварительное предложение относительно возможных новых направлений конвергенции.

Ключевые слова: деятельность, коэволюция, когнитивный стиль, культурная практика, культурный путь, экокультура, метатеория, построение ниши, онтогенез, филогенез

Предмет

Психология развитияСоциальная психология

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или купить в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

викторианской эпохи | История, общество и культура

Королева Виктория

Смотреть все СМИ

Дата:
1820 — 1914
Местонахождение:
Великобритания
Контекст:
британская империя история Соединенного Королевства

Просмотреть весь связанный контент →

викторианская эпоха , в британской истории, период примерно между 1820 и 1914 годами, примерно, но не точно соответствующий периоду правления королевы Виктории (1837–1901) и характеризующийся классовым обществом, растущим числом людей. возможность голосовать, растущее государство и экономика, а также статус Британии как самой могущественной империи в мире.

В Викторианский период Великобритания была могущественной страной с богатой культурой. У него было стабильное правительство, растущее государство и расширяющееся право голоса. Она также контролировала большую империю и была богата отчасти из-за своей степени индустриализации и своих имперских владений, а также несмотря на то, что три четверти или более ее населения составляли представители рабочего класса. В конце этого периода Великобритания начала снижаться как глобальная политическая и экономическая сила по сравнению с другими крупными державами, особенно с Соединенными Штатами, но это снижение не было остро заметным до окончания Второй мировой войны.

Викторина «Британника»

История: правда или вымысел?

Викторианский стереотип и двойной стандарт

Сегодня «викторианский» означает ханжеский отказ признать существование секса, лицемерно сочетающийся с постоянными дискуссиями о сексе, тонко завуалированными как ряд предупреждений. В обеих сторонах этого стереотипа есть доля правды. Несколько образованных викторианцев действительно много писали о сексе, включая порнографию, медицинские трактаты и психологические исследования. Большинство других никогда не говорили о сексе; респектабельные женщины из среднего класса особенно гордились тем, как мало они знали о собственном теле и родах. Кроме того, викторианцы жили с двойными сексуальными стандартами, которые мало кто когда-либо подвергал сомнению до конца периода. Согласно этому двойному стандарту, мужчины хотели и нуждались в сексе, а женщины были свободны от сексуального желания и предавались сексу только для того, чтобы доставить удовольствие своим мужьям. Эти стандарты не соответствовали реальности общества, в котором существовали проституция, венерические заболевания, женщины с сексуальными желаниями и мужчины и женщины, испытывающие однополые желания, но, тем не менее, они были важны.

Пол и класс в викторианском обществе

Викторианское общество было организовано иерархически. В то время как раса, религия, регион и род занятий были значимыми аспектами идентичности и статуса, основными принципами организации викторианского общества были пол и класс. Как следует из двойного сексуального стандарта, пол считался биологически обоснованным и определяющим почти для каждого аспекта потенциала и характера человека. Викторианская гендерная идеология основывалась на «доктрине отдельных сфер». В нем говорилось, что мужчины и женщины разные и предназначены для разных целей. Мужчины были физически сильными, а женщины слабыми. Для мужчин центральным был секс, а для женщин — репродукция. Мужчины были независимы, а женщины зависимы. Мужчины принадлежали к общественной сфере, а женщины принадлежали к частной сфере. Мужчины должны были участвовать в политике и на оплачиваемой работе, а женщины должны были вести домашнее хозяйство и создавать семьи. Считалось также, что женщины по своей природе более религиозны и морально более совершенны, чем мужчины (которые отвлекались на сексуальные страсти, которые якобы не беспокоили женщин). В то время как большинство семей рабочего класса не могли жить в соответствии с доктриной отдельных сфер, потому что они не могли выжить на единую мужскую заработную плату, эта идеология имела влияние на все классы.

Класс был как экономическим, так и культурным и включал доход, профессию, образование, структуру семьи, сексуальное поведение, политику и досуг. Рабочий класс, составлявший от 70 до 80 процентов населения, получал доход от заработной платы, при этом семейный доход обычно не превышал 100 фунтов стерлингов в год. Многие наблюдатели за средним классом думали, что люди из рабочего класса подражают представителям среднего класса, насколько это возможно, но они ошибались; культуры рабочего класса (которые различались в зависимости от местности и других факторов) были сильными, специфическими и основывались на собственных ценностях. Средний класс, получавший свой доход (от 100 до 1000 фунтов стерлингов в год) за счет заработной платы и прибыли, быстро рос в течение XIX в. го века, от 15 до более чем 25 процентов населения. В 19 веке представители среднего класса были моральными лидерами общества (они также добились некоторой политической власти). Очень небольшой и очень богатый высший класс получал свой доход (1000 фунтов стерлингов в год, а часто и намного больше) от собственности, ренты и процентов. Высший класс имел титулы, богатство, землю или все вместе; владел большей частью земли в Британии; и контролировал местную, национальную и имперскую политику.

Большинство викторианских британцев были христианами. Англиканские церкви Англии, Уэльса и Ирландии были государственными церквями (номинальным главой которых был монарх) и доминировали в религиозном ландшафте (хотя большинство валлийцев и ирландцев были членами других церквей). Церковь Шотландии была пресвитерианская. Было некоторое религиозное разнообразие, поскольку Британия также была домом для других неангликанских протестантов (особенно методистов), католиков, евреев, мусульман, индуистов и других (в конце периода было даже несколько атеистов).

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Наряду со своей верой викторианцы делали и ценили достижения в науке. Самая известная викторианская научная разработка — это теория эволюции. Обычно ее приписывают Чарльзу Дарвину, но ее версии разрабатывались и более ранними мыслителями, а псевдонаука евгеники была уродливым порождением викторианской эволюционной теории. Викторианцы также были очарованы зарождающейся психологией и физикой энергии.

Правительство и политика в викторианскую эпоху

Формальной политической системой была конституционная монархия. На практике в нем доминировали аристократы. Британская конституция была (и остается) неписаной и состоит из комбинации писаных законов и неписаных конвенций. На национальном уровне правительство состояло из монарха и двух палат парламента, Палаты лордов и Палаты общин. Монархами в этот период были королева Виктория (1837–1901), которой предшествовали король Георг IV (1820–30) и король Вильгельм IV (1830–37), а затем король Эдуард VII (1901–10) и короля Георга V (1910–36). В викторианский период Палата общин стала центром правительства, Палата лордов утратила власть (хотя и оставалась влиятельной до принятия Закона о парламенте 1911 г.), а монархия превратилась в символ нации. Палата общин состояла из около 600 человек, называемых членами парламента (депутатами), которые были избраны представлять графства и районы Англии, Шотландии, Уэльса и Ирландии. У Англии было намного больше представителей, чем у трех других наций, благодаря ее статусу первой среди этих четырех равных, продукту традиции, а также ее большей политической власти и богатству. Верхняя палата, Палата лордов, была населена в основном несколькими сотнями дворян с пожизненным сроком владения. Члены обоих домов были состоятельными людьми. В формальной национальной политике доминировали две основные партии: Либеральная партия и Консервативная (или тори) партия.

В начале периода депутаты избирались полумиллионом мужчин-собственников (при населении в 21 миллион), имевших право голоса. В 1829 г. право голоса было предоставлено мужчинам-католикам, а в 1832 г. — большинству представителей среднего класса; в 1867 и 1884 годах избирательное право было распространено на мужчин рабочего класса. Большинство женщин старше 30 лет получили право голоса в 1918 году. Полное избирательное право взрослых без требований к собственности было достигнуто вторым Законом о народном представительстве (1928). Эта история расширения национального электората важна, но политическое участие — это нечто большее, чем голосование на национальном уровне. Местная политика также была важна. И лишение права голоса и доступа к институтам, конечно же, не делало неизбирателей равнодушными к политике или к тому, как осуществляется власть; они высказали свое мнение об этом посредством демонстраций, петиций и брошюр.

Важные политические события этого периода включали отмену рабства в Британской империи; расширение франшизы; политическая активность рабочего класса, прежде всего чартизм; рост либерализма как доминирующей политической идеологии, особенно среднего класса; и национализация консервативной и либеральной партий (и появление Британской лейбористской партии в 1906 г. ). Рост государства и государственного вмешательства был замечен в крупных законах, ограничивающих часы работы фабричных рабочих и горняков, в законах об общественном здравоохранении и в предоставлении государством начального образования. Политические конфликты между Ирландией и Великобританией и рост ирландского национализма также были отличительными чертами той эпохи, равно как и активность в защиту прав женщин, которая привела к принятию законов о собственности замужних женщин, отмене законов об инфекционных заболеваниях и росту возможностей образования и трудоустройства. для женщин.

Викторианская Британская империя

Викторианская Британская империя господствовала на земном шаре, хотя формы ее правления и влияния были неравномерными и разнообразными. Движение людей и товаров между Великобританией и ее колониями было постоянным, сложным и разнонаправленным. Британия формировала империю, империя формировала Британию, а колонии формировали друг друга. Работа британцев за границей включала гражданскую и военную службу, миссионерскую работу и развитие инфраструктуры. Люди из разных имперских мест путешествовали, учились и поселились в Британии. Деньги также текли в обе стороны — империя была источником прибыли, а эмигранты отправляли деньги домой в Британию — как и такие товары, как джут, ситцевая ткань и чай.

Резкое расширение империи означало, что такие товары поступали в Британию со всего мира. Между 1820 и 1870 годами империя росла, сместила свою ориентацию на восток и увеличила количество небелых людей, над которыми она осуществляла контроль. Большая часть этого расширения была связана с насилием, включая восстание в Индии (1857–1859 гг.), восстание в заливе Морант (1865 г.) на Ямайке, опиумные войны (1839–42, 1856–60) в Китае и войну Таранаки (1860–61 гг.). ) в Новой Зеландии. Индия стала центром имперского статуса и богатства. Произошла значительная миграция в колонии поселенцев в Австралии и Новой Зеландии, а затем в Канаду и Южную Африку. С 1870 по 19 гг.Продолжающейся агрессивной экспансии (включая участие Великобритании в так называемой борьбе за Африку) способствовали новые технологии, в том числе железные дороги и телеграфия. Великобритания взяла под свой контроль большую часть Африки (включая Египет, Судан и Кению), в которых вместе проживало около 30 процентов африканского населения. В тот же период также зародились антиколониальные движения, требовавшие свободы от британского господства в Индии и других местах. Это в конечном итоге привело бы к деколонизации после Второй мировой войны.

Викторианская британская экономика

Статус Британии как мировой политической державы был подкреплен сильной экономикой, которая быстро росла в период с 1820 по 1873 год. За этим полувековым ростом последовала экономическая депрессия, а с 1896 по 1914 год — умеренное восстановление. Примерно к 1840 году, когда самые ранние фазы индустриализации завершились, британская экономика расширилась. Великобритания стала самой богатой страной в мире, но многие люди работали долгие часы в суровых условиях. Но в целом уровень жизни рос. Хотя 1840-е годы были плохим временем для рабочих и бедняков — их окрестили «голодными сороковыми», — в целом тенденция была к менее опасной жизни. У большинства семей был не только дом и достаточно еды, но и остатки алкоголя, табака и даже поездки в деревню или на море. Конечно, одни десятилетия были временем изобилия, другие – нужды. Относительное процветание означало, что Британия была нацией не только владельцев магазинов, но и покупателей (с появлением универмагов в середине века процесс совершения покупок изменился). Увеличение благосостояния, в том числе более высокая реальная заработная плата с 1870-х годов, означало, что даже люди из рабочего класса могли покупать предметы по своему усмотрению. Массовое производство означало, что одежда, сувениры, газеты и многое другое были доступны почти каждому.

Викторианская культура и искусство

Более широкий доступ сделал британские культурные продукты более важными. Они не только многое рассказали об обществе, из которого вышли, но и в викторианский период Британия была культурной столицей англоязычного мира (включая США, Канаду, Австралию и Новую Зеландию). Викторианская культура перформанса и печати была богатой и разнообразной и представляла собой смесь мелодрамы, зрелища и морали.

Театр процветал. Мелодрама, в которой фигурировали злые злодеи, добродетельные героини и запутанные сюжеты, изначально была самым важным и популярным жанром; позже стала популярной драма-сенсация. Еще более популярными были мюзик-холлы с разнообразными программами пения, танцев, скетчей и т. д.; они появились в 1850-х годах, а к 1870-м годам по всей Британии их было сотни, некоторые из них вмещали тысячи человек. Мюзик-холлы привлекали людей всех сословий.

Культура печати также была обширной и разнообразной, чему способствовал относительно высокий уровень грамотности. Были сотни журналов и газет, доступных по все более низким ценам. В 1880-х годах появилась «Новая журналистика», которая привлекала читателей статьями о насильственных преступлениях и скандалах в высшем обществе. Романы были еще одной ключевой особенностью викторианской печатной культуры. К середине века британцы всех классов могли позволить себе читать романы. Одни предназначались для высокообразованных и состоятельных людей, другие — для менее образованных читателей, ищущих привлекательные и захватывающие истории.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *