Леонард Берковиц. «Агрессия: причины, последствия и контроль»: 2academy — LiveJournal
(источник)Лучший в мире учебник по психологии агрессии
Скачать Леонард Берковиц. Агрессия: причины, последствия и контроль
Санкт-Петербург, Прайм-ЕВРОЗНАК
ОБ АВТОРЕ
Леонард Берковиц, профессор психологии университета Висконсин-Мэдисон, рос и учился в Нью-Йорке. Докторскую степень получил в 1951 году в Мичиганском университете, после службы в воздушных силах Соединенных Штатов Америки. С 1955 года преподает в университете Висконсии-Мэдисон, в то же время принимая участие в деятельности Стэнфордского, Оксфордского, Корнеллского, Кембриджского университетов, Центра продвинутого курса изучения бихевиоральных наук, а также университетов Западной Австралии и Мангейма. Профессор Берковиц был одним из инициаторов экспериментальных исследований проявления альтруизма и содействия, но начиная с 1957 года он практически всецело посвятил себя изучению влияния ситуации на агрессивное поведение, прибегая при этом не только к лабораторным экспериментам, но и к полевым интервью с людьми, совершившими насильственные преступления в США и Англии.
Автор около 170 статей и книг, в которых главным образом говорится об агрессии, Берковиц также был редактором хорошо известной серии книг о социальной психологии Advances in Experimental Social Psychology, начиная с 1964 года и вплоть до своей отставки с этого поста в 1989 году. Он написал большое количество учебников по социальной психологии, являлся членом редакционного совета нескольких журналов, посвященных социальной психологии, возглавлял Издательский совет Американской психологической ассоциации, подразделения Американской психологической ассоциации, занимающиеся проблемами личности и социальной психологии, а также Международное сообщество исследований агрессии. Берковиц удостоен премий Американской психологической ассоциации и Объединения экспериментальной социальной психологии.
В связи с данной работой небезынтересно отметить, что научная карьера Берковица получила первый резкий толчок в 1962 году, после публикации издательством McGraw-Hill его книги Agression: A social Psychological Analysis и символично, что то же самое издательство издает ту же самую работу, когда карьера Берковица близка к завершению.
ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА
В последние годы именно социальная психология стала наиболее бурно развивающейся областью психологической науки, и сегодня она занимает центральное место среди дисциплин, изучающих мышление, чувства и поведение человека. Мы наблюдаем, как социальная психология объединяется с другими областями психологии, образуя такие направления, как социально-когнитивная психология, психология социального развития, психология социального научения и социально-личностная психология. Этот список можно продолжать и продолжать.
Социальные психологи смело и энергично берутся за решение наиболее сложных задач, встающих перед современным обществом. Никакие заботы и проблемы, ни индивидуальные, ни социальные, не кажутся чуждыми интересам социальных психологов, область их исследований простирается от психофизиологии до психологии войны и мира, от того, как студенты объясняют свои неудачи, до просвещения в области борьбы со СПИДом. Политические и экономические сдвиги, происходящие в Европе и Азии в результате крушения социалистической системы, побуждают социальных психологов исследовать новые проблемы, связанные с развитием демократии и свободы в странах, народы которых долгое время жили под гнетом авторитарного режима. С тех самых пор, когда Дж. Миллер, бывший президент Американской психологической ассоциации, призвал своих соратников «вернуть психологию людям», социальные психологи всегда были и остаются на переднем крае.
В серии «Мак Гроу-Хилл» в социальной психологии издаются труды наиболее выдающихся ученых, исследователей, теоретиков и практиков пашей профессии. Каждый из авторов этой серии следует основополагающему принципу: строгая научность должна сочетаться с тем, чтобы информация могла быть донесена до самой широкой аудитории учителей, исследователей, студентов и всех заинтересованных читателей. Серия охватывает весь спектр социальной психологии — от наиболее широкомасштабных концепций до самых узкоспециальных отраслей нашей науки. Преподаватели психологических дисциплин могут использовать эти книги в качестве дополнения к своим основным курсам или комбинированно использовать их для более глубокого изучения той или иной тематики.
Леонард Берковиц пользуется международной известностью как ведущий исследователь в области психологии агрессии. Для целого поколения психологов его лабораторные исследования стали образцом систематического анализа ситуационных факторов, стимулирующих агрессивное поведение. Монография Берковица «Агрессия: причины, последствия и контроль» может служить примером элегантного синтеза научных данных, полученных в лабораторных, полевых и теоретических исследованиях. Тщательно сформулированные выводы позволяют отделять валидные трактовки агрессии от ложных, хотя и кажущихся верными с точки зрения здравого смысла. Автор критически рассматривает все существующие теории агрессии, выявляя достоинства и ограниченность каждой из них. Но ценность этой книги состоит не только в том, что на сегодняшний день она представляет собой наиболее полный источник классических знаний о человеческой агрессии; на основе авторских интерпретаций самых сложных аспектов множества тех процессов, которые обусловливают агрессию, монография Берковица определяет новые научные подходы в изучении человеческого общества.
Коллеги Леонарда Берковица, социальные психологи, будут приветствовать эту книгу как основополагающий труд по психологии агрессии. Она будет полезна и студентам, которые многому научатся благодаря доступному стилю изложения. Но значение книги этим не исчерпывается: важнейшую информацию сможет получить любой критически мыслящий читатель, и хотелось бы думать, что точные знания психологии агрессии и насилия окажут значительное влияние на лидеров нашего общества. В социальной психологии, пожалуй, нет проблем, более злободневных для общества, чем поиск эффективных средств предотвращения и редуцирования деструктивного влияния того множества форм агрессии, с которыми мы сталкиваемся в нашей повседневной жизни. Поистине замечательный труд Берковица поможет нам сконцентрироваться на тех направлениях, где можно искать новые решения этой старой проблемы.
Филип Г. Зимбардо, редактор-консультант
ПРЕДИСЛОВИЕ
Я писал эту книгу, надеясь внести хотя бы скромный вклад в решение одной из серьезнейших проблем современности — проблемы человеческой агрессии. Насилие подтачивает здание нашего общества. Когда родители избивают своих детей, они ослабляют узы уважения и любви, необходимые как в семье, так и для обеспечения социального порядка в целом. Хулиганские действия и преступления на улицах наших городов подрывают доверие граждан к правительству и простых людей друг к другу, доверие, которое так необходимо для социальной гармонии и эффективного сотрудничества в решении общих проблем. Атакуя окружающих да еще и поощряя друг друга к подобному поведению, люди бесчисленными способами делают наш мир более сложным, опасным и доставляющим всевозможные неприятности. Но я надеюсь и верю, что общество будет в силах уменьшить уровень агрессии, если оно лучше поймет основные причины этого деструктивного поведения, условия, которые повышают шансы на то, что одни люди будут атаковать других людей, и наиболее эффективные способы снижения вероятности агрессивного поведения..
Эта книга создана для того, чтобы способствовать такому пониманию, однако она не охватывает все множество факторов, влияющих на агрессию. Мое внимание прежде всего было обращено на внутренние психологические процессы, способствующие агрессивному поведению или ограничивающие его, и на условия в прошлом и настоящем, которые делают агрессивные действия эмоционально возбужденного человека более или менее вероятными.
В книге ничего не говорится о неврологических биохимических механизмах, включенных в реализацию агрессивных действий, И лишь вкратце обсуждается роль гормонов, при том, что, разумеется, я не отрицаю огромное значение биологических влияний. Кроме того, я не рассматриваю психиатрические трактовки наиболее крайних форм насилия, таких, как серийные убийства, хотя в главе, посвященной личностям, склонным к насилию, затрагиваются вопросы, связанные с повелением диагносцированных психопатов. При этом анализируется влияние ряда таких факторов, обычно выделяемых социологами, как бедность, культурные нормы и ценности, по опять-таки не столь обстоятельно, как этого хотелось бы некоторым критикам. Главное внимание в книге сосредоточено на социальной психологии агрессии и насилия.
В соответствии со сложившейся в современной социальной психологии традицией, ядром большинства глав являются научные данные, полученные в экспериментальных исследованиях, и я часто подкрепляю свои аргументы ссылками на результаты лабораторных экспериментов. Разумеется, это не означает, что я пренебрегаю результатами полевых исследований и наблюдениями из повседневной жизни или что я считаю экспериментальное исследование всегда более предпочтительным по сравнению с другими методами исследования, применяемыми в социальных пауках. В других работах я уже отмечал, что лабораторные исследования лучше всего использовать для определенных целей, а именно для проверки конкретных каузальных гипотез. Вполне очевидно также, что из этических и практических соображений хорошо контролируемые эксперименты не могут быть проведены при исследованиях многих важных вопросов, например, могут ли экономические трудности способствовать усилению агрессивных тенденций, или повышает ли систематическое жесткое обращение родителей со своим ребенком вероятность того, что из него получится личность, склонная к насильственным действиям. Лишь полевые исследования в естественных условиях могут дать ответы на подобные вопросы, и в книге рассматривается значительное число таких исследований, проведенных «в реальном мире». Тем не менее для проверки многих идей относительно человеческой агрессии могут быть проведены эксперименты. Как я постараюсь продемонстрировать, для нас важно, например, выяснить, будут ли люди, находясь в крайне неприятных атмосферных условиях, проявлять большую агрессивность сравнительно с теми ситуациями, когда они находятся в более комфортных условиях, и будет ли агрессивное поведение других людей повышать вероятность того, что наблюдающие такое поведение сами станут агрессивными. В подобных случаях только эксперимент дает нам возможность определить, действительно ли именно данный фактор (например, физически неприятные условия), а не другие возможные влияния, обусловил вероятность данного результата (т.е. вызвал более сильную агрессию). Никто не возьмется утверждать, что результаты любого отдельного исследования всегда будут однозначными. Но если данные ряда сходных экспериментальных исследований взаимно согласуются, то мы все же можем полагаться на относительную валидность полученных результатов, и поэтому я стремился, насколько это было возможно, обсуждать эксперименты, результаты которых подтверждаются другими аналогичными данными.
Следует уточнить, что в данной книге не ставится цель дать всеобъемлющий обзор многочисленных экспериментальных исследований и наблюдений в естественных условиях, проводившихся в тех областях, о которых я писал. Я расцениваю настоящий труд скорее как общее введение в исследование и теорию человеческой агрессии, а не как технический и научный обзор соответствующей литературы, и для конкретного анализа мною были отобраны лишь некоторые из релевантных тематике книги исследований, на мой взгляд, наилучших. Я не утверждаю, что любое из приведенных в этой книге исследований является последним словом науки и что на поставленные в них вопросы были получены окончательные ответы. Однако они обеспечивают достаточно надежный фундамент для предлагаемых мной аргументаций и теоретических трактовок. Читатели, желающие узнать о других исследованиях данной тематики, могут найти в тексте ссылки на обсуждаемые мной работы.
Наконец, необходимо сделать еще одно замечание. Многие из обсуждаемых в этой книге вопросов имеют достаточно спорный характер, а некоторым из них присущ политический и идеологический оттенок. У читателя, таким образом, может возникнуть искушение расценить занимаемую мной в этой книге позицию с точки зрения идеологии, посчитав меня, скажем, либералом или консерватором, и затем критиковать мою аргументацию как политически пристрастную. Хотя я довольно строго придерживаюсь определенных социальных и политических взглядов и не могу считать себя свободным от идеологических пристрастий, я хотел бы подчеркнуть, что выражаемые мной взгляды и выводы довольно широко отражают разнообразие социополитического спектра. Как и многие консерваторы, я полагаю, что существенная часть насильственных преступлений обусловливается, помимо прочего, также и неадекватными личными ограничениями, и что обществу необходимы более эффективные механизмы социального контроля, если оно стремится понизить уровень насильственной агрессии. С другой стороны, я считаю минимальной ту пользу, которую в конечном счете получит американское общество, применяя высшую меру наказания с целью уменьшения числа убийств. Кроме того, я убежден, что стрессы и психические напряжения, порождаемые бедностью, существенно способствуют развитию и утверждению агрессивных наклонностей. Имеющиеся эмпирические данные определяют такое смешение позиций. Социополитические убеждения и ценности могли в какой-то степени повлиять на формирование тех или иных конкретных взглядов, но занимаемые мной позиции в значительной мере отражают научные данные, полученные в эмпирических исследованиях. Социальная политика, связанная с задачами контроля и снижения уровня насилия, должна в максимально возможной степени основываться на научных данных, и при работе над своей книгой я стремился использовать самые лучшие из известных мне исследований по данной проблематике.
Эту монографию я рассматриваю со своей стороны как попытку сотрудничества. Ее написание просто было бы невозможным без энтузиазма, мастерства и научных озарений множества замечательных исследователей, таких, как А. Бандура, Р. Бэрон, Э. Доннерстейн, Л. Эрон, Д. Фаррингтон, Р. Гин и Д. Зилманн, которые стремились познать причины и последствия человеческой агрессии, и я рад выразить им свою признательность. Я хочу также поблагодарить Р. Аркина, университет Миссури, Колумбия; А. Каспи, университет Висконсин, Мэдисон; Л. Айрона, университет Иллинойс, Чикаго; Р. Фелдмана, университет Массачусетса, Амхерст; Р. Джонсона, Рамапо-колледж; Ж.-Ф. Лейенса, университет Лювайн, Бельгия; Н. Маламута, университет Калифорнии, Лос-Анджелес; К. Мура, университет Висконсин, Мэдисон; Д. Майерса, университет Алабамы, Тускалооса; С. Прентис-Данна, Хоул-колледж; Д. Сэнна, университет Клемсона, Солт-Лейк-Сити, и Ч. Тернера, университет Юта, которые прочитали и прокомментировали отдельные главы книги; моих студентов и коллег по экспериментальной социальной психологии в Висконсине и других научных центрах, которые многому научили меня в понимании различных граней человеческого поведения; моих редакторов К. Роджерса и Ф. Зимбардо за их поддержку и мудрые рекомендации. И особенно я благодарен моей жене Норме за ее советы, за постоянную помощь в продолжавшейся несколько лет работе над книгой и еще за многое другое, о чем, я надеюсь, она знает.
Леонард Берковиц
[Что ещё интересное в СО-сообществах 3-го круга:]_____________________________________
Что ещё интересное в СО-сообществах 3-го круга:
2 Академия, Марсианский трактор, Мир Полдня, Школа 3. 0, ЗОНА СИНГУЛЯРНОСТИ. +оЗадачник:
прием Махатмы Ганди
Давайте сделаем больше космоса вместе!
Ход конём «Белого ферзя» или о социальном устройстве Островной империи
Обыкновенное чудо: сказочная школа в Йошкар-Оле (Россия). ФОТО
Методы прогнозирования на основе ТРИЗ
Шифрование в условиях древности
Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2001. – 512 с. СОДЕРЖАНИЕ ОБ АВТОРЕ 13 ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА 15 ПРЕДИСЛОВИЕ 17 Глава 1 ПРОБЛЕМА АГРЕССИИ 21 ЧТО ТАКОЕ АГРЕССИЯ? 24 Слишком много значений 24 Следуя значениям обыденной речи 24 Определение агрессии без учета мотивационных предпосылок 25 Агрессия как неправильное поведение 26 Цели агрессии 28 Цели агрессии, не связанные с причинением ущерба 29 Разнообразие агрессивных целей 31 Желание причинить ущерб 31 Определение, принятое в данной книге 32 Всегда ли причинение ущерба является первичной целью? 32 Другие классификации 37 НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПО ПОВОДУ ГНЕВА, ВРАЖДЕБНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ 42 Гнев отличается от агрессии 43 Враждебность 44 Агрессивность 44 РЕЗЮМЕ 44 Часть 1. ЧТО ТАКОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ? 48 Импульсивная (или экспрессивная) эмоциональная агрессия 49 Другие возможные агрессивные цели 49 Они могут также хотеть причинить вред 50 Глава 2 СЛЕДСТВИЯ ФРУСТРАЦИЙ 53 ГИПОТЕЗА «ФРУСТРАЦИЯ — АГРЕССИЯ», 1939 53 Определение и основные положения 54 Применение концепции «фрустрация— агрессия» 57 Все ли виды фрустрации порождают агрессию? 58 Только произвольные (незаконные) фрустрации 59 Фрустрации, приписываемые намеренно плохому поведению другого лица 62 Почему атрибуции могут влиять на агрессивные реакции 63 Даже непреднамеренная фрустрация может привести к агрессии 65 Наблюдения в естественных условиях 65 Экспериментальные данные 67 Некоторые условия, повышающие вероятность агрессивных реакций на фрустрацию 69 ПЕРЕСМОТР КОНЦЕПЦИИ «ФРУСТРАЦИЯ – АГРЕССИЯ» 70 Влияние атрибуции на интенсивность недовольства 70 Сравнимы ли фрустрации и оскорбления 71 РЕЗЮМЕ 71 Глава 3 МЫ СТАНОВИМСЯ ЗЛЫМИ, КОГДА НАМ ПЛОХО 73 НЕГАТИВНЫЙ АФФЕКТ КАК ИСТОЧНИК ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ АГРЕССИИ 74 Исследования обусловленной болевым воздействием агрессии у животных 74 Тенденции к борьбе и бегству могут действовать одновременно 75 Является ли целью агрессии, которая стимулирована болью, только лишь прекращение болевого воздействия? 76 Аверсивные события как источник человеческой агрессии 77 Огромное разнообразие негативных условий, способных провоцировать агрессию 77 Агрессия направлена не только на устранение аверсивного события 80 НЕГАТИВНЫЕ АФФЕКТЫ, АГРЕССИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ГНЕВ 82 Негативный аффект, но не стресс 82 Краткое резюме представленной теоретической модели 83 Гнев часто сопровождает другие негативные эмоции 87 Гнев часто сосуществует с другими негативными эмоциями 87 Некоторые ограничения 93 Все ли негативные чувства подобны друг другу? 99 ИМПУЛЬСИВНАЯ АГРЕССИЯ: РОЛЬ АГРЕССИВНЫХ КЛЮЧЕВЫХ СИГНАЛОВ 99 Реакции на внешние ключевые сигналы 100 «Эффект оружия» как пример реакций на агрессивные ключевые стимулы 100 Ключевые стимулы (сигналы), ассоциированные с аверсивными событиями 106 Связь доступной мишени с неудовольствием 107 РЕЗЮМЕ 110 Глава 4 МЫШЛЕНИЕ, И НЕ ТОЛЬКО 113 ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ 114 Чем определяется эмоциональное состояние? 114 Когнитивные концепции эмоции 114 Какие интерпретации продуцируют гнев? 114 Экспериментальное подтверждение роли атрибуций в детерминировании эмоций 118 Двухфакторная теория эмоций Шехтера — Зингера 119 Эксперименты с ложной атрибуцией 122 Атрибуции при переносе возбуждения 123 Атрибуции и влияние информации о смягчающих обстоятельствах 126 Атрибутивные аффекты с точки зрения концепции ассоциативной сети 128 СВИДЕТЕЛЬСТВА О НЕКОГНИТИВНЫХ ВЛИЯНИЯХ НА ЭМОЦИИ 129 Следствия экспрессивных реакций 129 Теория эмоций Джеймса—Ланге 130 Следствия выражений лица и других мышечных реакций 131 Телесные реакции и когниции: модель ассоциативной сети 134 Проявление признаков гнева 134 Настроения могут влиять на мысли 135 Враждебные мысли могут порождаться неприятными чувствами 137 ЗНАЧЕНИЕ МЫСЛЕЙ 138 Сохранение враждебности: негативные влияния «пережевывания» в мыслях того, что произошло 138 Заострение и усиление негативной концепции 139 Мысли могут стимулировать чувство гнева и агрессивные побуждения 139 Понятие «прайминга» (priming) 140 Мысли влияют на сдерживание агрессии 142 Анонимность, риск быть пойманным и самоконтроль 142 Почему люди могут придерживаться неагрессивных стандартов поведения и все же быть агрессивными 148 Вне зоны осознания 148 Игнорирование несовместимостей 149 РЕЗЮМЕ 156 Часть 2. АГРЕССИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ Глава 5 ИДЕНТИФИКАЦИЯ СКЛОННОСТИ К НАСИЛИЮ 161 ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ НЕКОТОРЫЕ ЛЮДИ ИМЕЮТ УСТОЙЧИВУЮ СКЛОННОСТЬ К АГРЕССИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ? 161 Противоречия в вопросе о существовании черт агрессивности 161 Два вида последовательности 162 Примеры различных форм одновременной последовательности 163 Последовательность в лабораторных опытах и в «реальной жизни» 164 Последовательность в формах агрессии (генерализация реакции) в повседневной жизни 165 Последовательность в различных ситуациях: сочетание генерализации стимула и реакции 165 Стабильность агрессивного поведения в течение нескольких лет: длительная последовательность 169 Обзор исследований длительной стабильности агрессии Ольвеуса 169 Два заслуживающих внимания исследования 170 КАК ДЕЙСТВУЮТ АГРЕССИВНЫЕ ЛИЧНОСТИ 177 Разные типы агрессивных людей 177 Эмоционально-реактивный и инструментальный тип постоянного агрессора 178 Некоторые примеры агрессоров с инструментальной направленностью 178 Эмоционально-реактивные агрессоры 185 Личность А-типа — реактивно-агрессивная 191 РЕЗЮМЕ 195 Глава 6 РАЗВИТИЕ СКЛОННОСТИ К НАСИЛИЮ 198 ОПЫТ ПЕРЕЖИВАНИЙ ДЕТСТВА 200 Семья может влиять на развитие антисоциальных диспозиций 200 Какие способы воспитания детей способствуют развитию антисоциальных наклонностей? 201 ПРЯМЫЕ ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ АГРЕССИВНОСТИ 203 Вознаграждение за агрессию 203 Вознаграждения, получаемые не от жертвы, а от других людей 204 Вознаграждения, исходящие от жертвы 209 Неблагоприятные условия, создаваемые родителями 212 Насколько эффективно применение наказаний в дисциплинировании детей? 217 Интеграция: анализ социального научения Паттерсона 224 НЕПРЯМЫЕ ВЛИЯНИЯ 227 Конфликт в семье 228 Распавшиеся семьи порождают делинквентность? 228 Влияние моделирования 231 «Делай, как я»: предоставление детям примеров для подражания 231 РЕЗЮМЕ 234 Часть 3. НАСИЛИЕ В ОБЩЕСТВЕ Глава 7 НАСИЛИЕ В МАСС-МЕДИА 238 НАСИЛИЕ НА ЭКРАНАХ И ПЕЧАТНЫХ СТРАНИЦАХ: НЕМЕДЛЕННЫЙ ЭФФЕКТ 241 Преступления-имитации: заразность насилия 241 «Эпидемия преступлений распространяется по линиям телеграфа» 241 Статистические данные о заразности насилия 242 Исследования Д. Филипса о заразности насилия 243 Экспериментальные исследования кратковременного воздействия сцен насилия в масс-медиа 246 Увеличивает ли насилие в средствах массовой информации вероятность проявления агрессии? 246 Насилие в средствах массовой информации под микроскопом: когда и почему «агрессивные» фильмы влияют на агрессивность 250 Растормаживание и десенсибилизация эффектов от наблюдаемой агрессии 266 НАСИЛИЕ В СМИ: ДЛИТЕЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ ПРИ ПОВТОРЯЮЩЕМСЯ ВОЗДЕЙСТВИИ 268 Формирование представлений об обществе у детей 269 Тезис о культивировании 269 Приобретение агрессивных наклонностей 270 Понять «почему?»: формирование социальных сценариев 274 «Сценарная» концепция эффектов от просмотра телепередач со сценами насилия 274 Ослабление вредного влияния насилия, показанного по телевидению 276 РЕЗЮМЕ 278 Глава 8 НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ 281 ОБЪЯСНЕНИЕ ПРИЧИН ПРИМЕНЕНИЯ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ 285 Взгляды на проблему насилия в семье 285 Факторы, толкающие к применению насилия в семье 286 Социальные нормы и общественные ценности 288 Нормы не являются достаточными предпосылками насилия 295 Предыстория семьи и личная предрасположенность 300 Влияние стресса и негативной эмоциональной реакции на применение насилия в семье 311 Особенности конфликта, способные стать катализаторами насилия 315 РЕЗЮМЕ 317 Глава 9 УБИЙСТВА 320 ВВЕДЕНИЕ 321 Закон, убийство, предумышленное убийство 322 Какие типы убийств чаще всего совершаются в Соединенных Штатах Америки 322 Различные случаи провоцирования убийств 325 УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ СОВЕРШАЮТСЯ УБИЙСТВА 331 Личная предрасположенность 332 Склонны ли убийцы к насилию? 332 Можно ли разделить убийц на категории? 333 Некоторые размышления по поводу предсказания опасности 336 Социальное влияние 338 Социально-экономические факторы, вызывающие стресс 339 Социальная дезорганизация 342 Влияние субкультуры, общих норм и ценностей 344 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИ СОВЕРШЕНИИ НАСИЛИЯ 352 Различные типы взаимодействия при совершении насилия 352 Убийство незнакомого человека: инструментальная агрессия 355 Убийство при конфликте: эмоциональная агрессия 356 РЕЗЮМЕ 358 Часть 4. КОНТРОЛЬ НАД АГРЕССИЕЙ Различные рекомендации 361 Глава 10 НАКАЗАНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ 365 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАКАЗАНИЯ ЗА ПРОЯВЛЕНИЕ НАСИЛИЯ 365 Наказание: «за» и «против» 365 Аргументы против наказания как сдерживающего средства 365 Наказание может быть сдерживающим средством — иногда 367 Удерживает ли наказание от применения насилия? 369 Пример: аресты, удерживающие от применения физического насилия в семье 369 Строгость и неизбежность наказания 373 Удерживает ли смертная казнь от убийства? 375 СНИЖАЕТ ЛИ КОНТРОЛЬ НАД ПРИМЕНЕНИЕМ ОРУЖИЯ КОЛИЧЕСТВО ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НАСИЛИЕМ? 379 Некоторые возражения против контроля над приобретением оружия 381 Некоторые ответы на возражения 382 РЕЗЮМЕ 389 Глава 11 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ КОНТРОЛИРОВАНИЯ АГРЕССИИ 391 КАТАРСИС; ОСЛАБЛЕНИЕ ПОБУЖДЕНИЙ К НАСИЛИЮ ПУТЕМ АГРЕССИВНЫХ ВЫПЛЕСКОВ 391 Вентилирующие чувства 392 Что следует понимать под проявлением чувств? 393 Гипотеза катарсиса 395 Катарсис через воображаемую агрессию 395 Снижает ли воображаемая агрессия склонность к проявлению реальной агрессии? 397 Эффект последействия реальной агрессии 403 Некоторые факторы, способствующие повышению агрессивности 403 Доказательство снижения агрессивности после совершения нападения 407 Долгосрочные опасности удовлетворения агрессивных чувств 413 Может оказаться полезным поговорить с кем-нибудь о своих проблемах 414 Самосознание и самоконтроль 418 РАЗРАБОТКА НОВЫХ СПОСОБОВ ПОВЕДЕНИЯ 420 Выгоды сотрудничества: совершенствование родительского контроля над проблемными детьми 421 Снижение эмоциональной реактивности 425 Исследование методов контроля раздражительности, выполненное под руководством Новако 426 Некоторые рекомендации по применению 429 Что может повлиять на правонарушителей, оказавшихся в заключении? 431 Сомнения 431 Есть ли надежда? 433 РЕЗЮМЕ 434 Часть 5. НЕКОТОРЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ Глава 12 БИОЛОГИЯ И АГРЕССИЯ 438 ЖАЖДА НЕНАВИСТИ И РАЗРУШЕНИЯ 438 ОДЕРЖИМЫ ЛИ ЛЮДИ ИНСТИНКТОМ НАСИЛИЯ? 440 Что такое инстинкт? 440 Дарвиновская концепция 441 Понятие Фрейда: «инстинкт смерти» 442 Концепция агрессивного инстинкта Лоренца 443 КРИТИКА ТРАДИЦИОННОЙ КОНЦЕПЦИИ ИНСТИНКТА 446 Неадекватная эмпирическая база 447 Сомнительное понятие спонтанно генерируемых инстинктивных драйвов 447 Различные виды агрессии 448 НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ГОРМОНЫ 451 «Рожденный пробудить ад»? Влияние наследственности на агрессию 451 Первые генетические концепции: теория Ломброзо 451 Современное обоснование влияния наследственности 452 Датские исследования генетических факторов 453 Половые различия в агрессии 457 Некоторые результаты исследований 458 Влияние гормонов 462 Воздействие мужских гормонов 462 Заключение 467 АЛКОГОЛЬ И АГРЕССИЯ 467 Проблемы воздействия алкоголя 468 РЕЗЮМЕ 473 Глава 13 ИЗУЧЕНИЕ АГРЕССИИ В ЛАБОРАТОРИИ 475 СТАНДАРТНАЯ ПРОЦЕДУРА ЭКСПЕРИМЕНТА 475 Машина агрессии Басса 475 Модификации и варианты 477 НЕКОТОРЫЕ ДОВОДЫ В ПОДДЕРЖКУ ЛАБОРАТОРНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ 480 Проблема валидности 480 О «нерепрезентативности» субъектов экспериментов и лабораторных условий 484 О возможных экспериментальных артефактах 486 РЕЗЮМЕ 492 Глава 14 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. НЕКОТОРЫЕ ПОЛУЧЕННЫЕ УРОКИ 494 РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ АГРЕССИИ: ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ 494 НЕИЗБЕЖНО ЛИ НАСИЛИЕ? 497 ФАКТОРЫ РИСКА 499 КОНТРОЛЬ НАСИЛИЯ 500 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 504 Каталог: catal -> sociology жүктеу/скачать 78. 38 Kb. Достарыңызбен бөлісу: |
его причины, последствия и контроль в каталоге SearchWorks
- Ответственность
- Леонард Берковиц.
- Выходные данные
- Нью-Йорк: McGraw-Hill, c1993.
- Физическое описание
- xxiv, 485 стр. : больной. ; 23 см.
- Серия
- Серия McGraw-Hill по социальной психологии.
Доступно онлайн
В библиотеке
SAL3 (хранилище вне кампуса)
Стеки Запрос (откроется в новой вкладке)
Телефонный номер | Примечание | Статус |
---|---|---|
БФ575 . А3 Б43 1993Б | Доступный |
Описание
Создатели/Соавторы
- Автор/Создатель
- Берковиц, Леонард, 1926-
Содержание/Обзор
- Библиография
- Включает библиографические ссылки (стр. 437-462) и указатели.
- Содержимое
- ГЛАВА 1: Проблема агрессииЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ
- ГЛАВА 2: Последствия разочарования
- ГЛАВА 3: Мы злые, когда нам плохо
- ГЛАВА 4. Делает ли это мышление таковым? ЧАСТЬ ВТОРАЯ: АГРЕССИВНЫЕ ЛИЧНОСТИ
- ГЛАВА 5: Выявление склонных к насилию
- ГЛАВА 6: Развитие склонности к насилиюЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: НАСИЛИЕ В ОБЩЕСТВЕ
- ГЛАВА 7: Насилие в СМИ
- ГЛАВА 8: Насилие в семье
- ГЛАВА 9: УбийствоЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ: КОНТРОЛЬ АГРЕССИИ
- ГЛАВА 10: Наказание и общественный контроль
- ГЛАВА 11: Психологическая процедураЧАСТЬ ПЯТАЯ: НЕКОТОРЫЙ СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВОПРОС
- ГЛАВА 12: Биология и агрессия
- ГЛАВА 13: Агрессия в лабораторииЧАСТЬ ШЕСТАЯ: ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- ГЛАВА 14: Несколько уроков для рисования.
- (источник: данные книги Нильсена)
- Резюме издателя
- Написанная всемирно признанным лидером в области эмпирических исследований психологии агрессии, книга «Агрессия: ее причины, последствия и контроль» посвящена прежде всего социальной психологии агрессивного поведения. В книге представлены результаты лабораторных, полевых и обзорных исследований в полевых условиях, а также комплексный анализ значимости этих результатов. Нацеленный на интеллигентного неспециалиста, а также на студентов и профессионалов в этой области, автор использует ясный и доступный стиль, чтобы представить критическую оценку множества теорий о «почему» агрессии. «Агрессия» дает читателю важную информацию о причинах и возможном предотвращении одной из самых насущных проблем нашего общества. Это название является частью серии «Макгроу-Хилл» по социальной психологии.
(источник: данные книги Нильсена) - Дополнительные ссылки
- Описание издателя
Содержание
Субъекты
- Субъекты
- Агрессивность.
- Насилие.
- Агресси.
- Психосоциальный аспект.
- Насилие > Психологический аспект.
- Агрессивность.
- Насилие > Социология.
- Агрессия.
- Насилие — психологический аспект.
- Насилие — Социология.
- Люди
- Агрессия
- Местный субъект
- Коллекция книг Филипа Дж. Зимбардо.
Просмотр связанных элементов
Начните с номера телефона:
Посмотреть всю страницу
Вид библиотекаря | Кошка: 10215169
Агрессия: ее причины, последствия и контроль title={Агрессия: ее причины, последствия и контроль}, автор = {Леонард Дж. Берковиц}, год = {1993} }
- Л. Берковиц
- Опубликовано 14 января 1993 г.
- Биология, психология
Сделать так? ЧАСТЬ ВТОРАЯ: АГРЕССИВНЫЕ ЛИЧНОСТИГЛАВА 5: Выявление склонности к насилиюГЛАВА 6: Развитие склонности к насилиюЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: НАСИЛИЕ В ОБЩЕСТВЕГЛАВА 7: Насилие в СМИГЛАВА 8: Насилие в семьеГЛАВА 9: Убийство Четыре: Контроль агрессии. психология поведения, причиняющего вред, понимается как агрессия. Отдельного базового направления исследований по насилию нет, хотя иногда бывает высокий уровень агрессии или…
Насилие и агрессия на рабочем месте: когда вы не хотите, чтобы ваша компания была в новостях
- Джоэл Х. Нойман
Психология
- 2012
В этой главе представлены история и обзор насилия и агрессии на рабочем месте, а также подробное исследование описание характера и распространенности этого явления. Сюда входит обсуждение…
От предшествующих условий к насильственным действиям: модель общей аффективной агрессии
- Джеймс Дж. Линдсей, К. Андерсон
Психология
- 2000
Модель общей аффективной агрессии (GAAM) постулирует, что переменные, усиливающие агрессию, усиливают агрессивный аффект, агрессивное познание или возбуждение. Последствия враждебности,…
Межличностное неприятие как детерминант гнева и агрессии
- М. Лири, Дж. Твендж, Эрин Куинливан
Психология
Обзор личности и социальной психологии: официальный журнал Общества Личность и социальная психология, Inc
- 2006
В этой статье рассматривается литература о взаимосвязи между межличностным неприятием и агрессией, а также исследуются возможные объяснения того, почему неприятие приводит к гневу и агрессии.
Влияние провокации на эмоции и агрессию у мужчин
- S. Chermack, M. Berman, Stuart P. Taylor
Психология
- 1997
Изучены последствия физической агрессии и провокации человека с использованием эмоций и провокаций человека. парадигма конкурентного времени реакции. В конкурсном задании с… 9 участвовали 54 юноши.0023
АГРЕССИЯ И НАСИЛИЕ В ОТНОШЕНИИ ЛИЦ И ОРГАНИЗАЦИЙ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ: ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ И ВМЕШАТЕЛЬСТВА
- Л. Снайдер, Питер И. Чен, П. Грабб, Р. Робертс, С. Сотер, Н. Суонсон
- Бизнес 8
- 2004
2
Гнев, установки и агрессивное поведение: исследование аффективных и когнитивных основ гневной агрессии
- Т. Брезина
Психология
- 3
- 20058
0020 Хотя общая теория деформации подчеркивает роль аффективных процессов в развитии оскорбительного поведения, эта теория также признает роль познания. На самом деле, Агнью и другие…
Прогнозирование агрессии на рабочем месте: метаанализ.
Мета-анализ 57 эмпирических исследований, касающихся разыгранной агрессии на рабочем месте, показывает, что как индивидуальные, так и ситуационные факторы предсказывают агрессию и что набор предикторов зависит от цели.
- 3