Л берковиц агрессия причины последствия и контроль: Леонард Берковиц. Агрессия: причины, последствия и контроль

Содержание

Леонард Берковиц. «Агрессия: причины, последствия и контроль»: 2academy — LiveJournal

(источник)
Лучший в мире учебник по психологии агрессии
Скачать Леонард Берковиц. Агрессия: причины, последствия и контроль

Санкт-Петербург, Прайм-ЕВРОЗНАК

ОБ АВТОРЕ

Леонард Берковиц, профессор психологии университета Висконсин-Мэдисон, рос и учился в Нью-Йорке. Докторскую степень получил в 1951 году в Мичиганском университете, после службы в воздушных силах Соединенных Штатов Америки. С 1955 года преподает в университете Висконсии-Мэдисон, в то же время принимая участие в деятельности Стэнфордского, Оксфордского, Корнеллского, Кембриджского университетов, Центра продвинутого курса изучения бихевиоральных наук, а также университетов Западной Австралии и Мангейма. Профессор Берковиц был одним из инициаторов экспериментальных исследований проявления альтруизма и содействия, но начиная с 1957 года он практически всецело посвятил себя изучению влияния ситуации на агрессивное поведение, прибегая при этом не только к лабораторным экспериментам, но и к полевым интервью с людьми, совершившими насильственные преступления в США и Англии.

Автор около 170 статей и книг, в которых главным образом говорится об агрессии, Берковиц также был редактором хорошо известной серии книг о социальной психологии Advances in Experimental Social Psychology, начиная с 1964 года и вплоть до своей отставки с этого поста в 1989 году. Он написал большое количество учебников по социальной психологии, являлся членом редакционного совета нескольких журналов, посвященных социальной психологии, возглавлял Издательский совет Американской психологической ассоциации, подразделения Американской психологической ассоциации, занимающиеся проблемами личности и социальной психологии, а также Международное сообщество исследований агрессии. Берковиц удостоен премий Американской психологической ассоциации и Объединения экспериментальной социальной психологии.

В связи с данной работой небезынтересно отметить, что научная карьера Берковица получила первый резкий толчок в 1962 году, после публикации издательством McGraw-Hill его книги Agression: A social Psychological Analysis и символично, что то же самое издательство издает ту же самую работу, когда карьера Берковица близка к завершению.

ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА

В последние годы именно социальная психология стала наиболее бурно развивающейся областью психологической науки, и сегодня она занимает центральное место среди дисциплин, изучающих мышление, чувства и поведение человека. Мы наблюдаем, как социальная психология объединяется с другими областями психологии, образуя такие направления, как социально-когнитивная психология, психология социального развития, психология социального научения и социально-личностная психология. Этот список можно продолжать и продолжать.

Социальные психологи смело и энергично берутся за решение наиболее сложных задач, встающих перед современным обществом. Никакие заботы и проблемы, ни индивидуальные, ни социальные, не кажутся чуждыми интересам социальных психологов, область их исследований простирается от психофизиологии до психологии войны и мира, от того, как студенты объясняют свои неудачи, до просвещения в области борьбы со СПИДом. Политические и экономические сдвиги, происходящие в Европе и Азии в результате крушения социалистической системы, побуждают социальных психологов исследовать новые проблемы, связанные с развитием демократии и свободы в странах, народы которых долгое время жили под гнетом авторитарного режима. С тех самых пор, когда Дж. Миллер, бывший президент Американской психологической ассоциации, призвал своих соратников «вернуть психологию людям», социальные психологи всегда были и остаются на переднем крае.

В серии «Мак Гроу-Хилл» в социальной психологии издаются труды наиболее выдающихся ученых, исследователей, теоретиков и практиков пашей профессии. Каждый из авторов этой серии следует основополагающему принципу: строгая научность должна сочетаться с тем, чтобы информация могла быть донесена до самой широкой аудитории учителей, исследователей, студентов и всех заинтересованных читателей. Серия охватывает весь спектр социальной психологии — от наиболее широкомасштабных концепций до самых узкоспециальных отраслей нашей науки. Преподаватели психологических дисциплин могут использовать эти книги в качестве дополнения к своим основным курсам или комбинированно использовать их для более глубокого изучения той или иной тематики.

Леонард Берковиц пользуется международной известностью как ведущий исследователь в области психологии агрессии. Для целого поколения психологов его лабораторные исследования стали образцом систематического анализа ситуационных факторов, стимулирующих агрессивное поведение. Монография Берковица «Агрессия: причины, последствия и контроль» может служить примером элегантного синтеза научных данных, полученных в лабораторных, полевых и теоретических исследованиях. Тщательно сформулированные выводы позволяют отделять валидные трактовки агрессии от ложных, хотя и кажущихся верными с точки зрения здравого смысла. Автор критически рассматривает все существующие теории агрессии, выявляя достоинства и ограниченность каждой из них. Но ценность этой книги состоит не только в том, что на сегодняшний день она представляет собой наиболее полный источник классических знаний о человеческой агрессии; на основе авторских интерпретаций самых сложных аспектов множества тех процессов, которые обусловливают агрессию, монография Берковица определяет новые научные подходы в изучении человеческого общества.

Коллеги Леонарда Берковица, социальные психологи, будут приветствовать эту книгу как основополагающий труд по психологии агрессии. Она будет полезна и студентам, которые многому научатся благодаря доступному стилю изложения. Но значение книги этим не исчерпывается: важнейшую информацию сможет получить любой критически мыслящий читатель, и хотелось бы думать, что точные знания психологии агрессии и насилия окажут значительное влияние на лидеров нашего общества. В социальной психологии, пожалуй, нет проблем, более злободневных для общества, чем поиск эффективных средств предотвращения и редуцирования деструктивного влияния того множества форм агрессии, с которыми мы сталкиваемся в нашей повседневной жизни. Поистине замечательный труд Берковица поможет нам сконцентрироваться на тех направлениях, где можно искать новые решения этой старой проблемы.

Филип Г. Зимбардо, редактор-консультант

ПРЕДИСЛОВИЕ

Я писал эту книгу, надеясь внести хотя бы скромный вклад в решение одной из серьезнейших проблем современности — проблемы человеческой агрессии. Насилие подтачивает здание нашего общества. Когда родители избивают своих детей, они ослабляют узы уважения и любви, необходимые как в семье, так и для обеспечения социального порядка в целом. Хулиганские действия и преступления на улицах наших городов подрывают доверие граждан к правительству и простых людей друг к другу, доверие, которое так необходимо для социальной гармонии и эффективного сотрудничества в решении общих проблем. Атакуя окружающих да еще и поощряя друг друга к подобному поведению, люди бесчисленными способами делают наш мир более сложным, опасным и доставляющим всевозможные неприятности. Но я надеюсь и верю, что общество будет в силах уменьшить уровень агрессии, если оно лучше поймет основные причины этого деструктивного поведения, условия, которые повышают шансы на то, что одни люди будут атаковать других людей, и наиболее эффективные способы снижения вероятности агрессивного поведения..

Эта книга создана для того, чтобы способствовать такому пониманию, однако она не охватывает все множество факторов, влияющих на агрессию. Мое внимание прежде всего было обращено на внутренние психологические процессы, способствующие агрессивному поведению или ограничивающие его, и на условия в прошлом и настоящем, которые делают агрессивные действия эмоционально возбужденного человека более или менее вероятными.

В книге ничего не говорится о неврологических биохимических механизмах, включенных в реализацию агрессивных действий, И лишь вкратце обсуждается роль гормонов, при том, что, разумеется, я не отрицаю огромное значение биологических влияний. Кроме того, я не рассматриваю психиатрические трактовки наиболее крайних форм насилия, таких, как серийные убийства, хотя в главе, посвященной личностям, склонным к насилию, затрагиваются вопросы, связанные с повелением диагносцированных психопатов. При этом анализируется влияние ряда таких факторов, обычно выделяемых социологами, как бедность, культурные нормы и ценности, по опять-таки не столь обстоятельно, как этого хотелось бы некоторым критикам. Главное внимание в книге сосредоточено на социальной психологии агрессии и насилия.

В соответствии со сложившейся в современной социальной психологии традицией, ядром большинства глав являются научные данные, полученные в экспериментальных исследованиях, и я часто подкрепляю свои аргументы ссылками на результаты лабораторных экспериментов. Разумеется, это не означает, что я пренебрегаю результатами полевых исследований и наблюдениями из повседневной жизни или что я считаю экспериментальное исследование всегда более предпочтительным по сравнению с другими методами исследования, применяемыми в социальных пауках. В других работах я уже отмечал, что лабораторные исследования лучше всего использовать для определенных целей, а именно для проверки конкретных каузальных гипотез. Вполне очевидно также, что из этических и практических соображений хорошо контролируемые эксперименты не могут быть проведены при исследованиях многих важных вопросов, например, могут ли экономические трудности способствовать усилению агрессивных тенденций, или повышает ли систематическое жесткое обращение родителей со своим ребенком вероятность того, что из него получится личность, склонная к насильственным действиям. Лишь полевые исследования в естественных условиях могут дать ответы на подобные вопросы, и в книге рассматривается значительное число таких исследований, проведенных «в реальном мире». Тем не менее для проверки многих идей относительно человеческой агрессии могут быть проведены эксперименты. Как я постараюсь продемонстрировать, для нас важно, например, выяснить, будут ли люди, находясь в крайне неприятных атмосферных условиях, проявлять большую агрессивность сравнительно с теми ситуациями, когда они находятся в более комфортных условиях, и будет ли агрессивное поведение других людей повышать вероятность того, что наблюдающие такое поведение сами станут агрессивными. В подобных случаях только эксперимент дает нам возможность определить, действительно ли именно данный фактор (например, физически неприятные условия), а не другие возможные влияния, обусловил вероятность данного результата (т.е. вызвал более сильную агрессию). Никто не возьмется утверждать, что результаты любого отдельного исследования всегда будут однозначными. Но если данные ряда сходных экспериментальных исследований взаимно согласуются, то мы все же можем полагаться на относительную валидность полученных результатов, и поэтому я стремился, насколько это было возможно, обсуждать эксперименты, результаты которых подтверждаются другими аналогичными данными.

Следует уточнить, что в данной книге не ставится цель дать всеобъемлющий обзор многочисленных экспериментальных исследований и наблюдений в естественных условиях, проводившихся в тех областях, о которых я писал. Я расцениваю настоящий труд скорее как общее введение в исследование и теорию человеческой агрессии, а не как технический и научный обзор соответствующей литературы, и для конкретного анализа мною были отобраны лишь некоторые из релевантных тематике книги исследований, на мой взгляд, наилучших. Я не утверждаю, что любое из приведенных в этой книге исследований является последним словом науки и что на поставленные в них вопросы были получены окончательные ответы. Однако они обеспечивают достаточно надежный фундамент для предлагаемых мной аргументаций и теоретических трактовок. Читатели, желающие узнать о других исследованиях данной тематики, могут найти в тексте ссылки на обсуждаемые мной работы.

Наконец, необходимо сделать еще одно замечание. Многие из обсуждаемых в этой книге вопросов имеют достаточно спорный характер, а некоторым из них присущ политический и идеологический оттенок. У читателя, таким образом, может возникнуть искушение расценить занимаемую мной в этой книге позицию с точки зрения идеологии, посчитав меня, скажем, либералом или консерватором, и затем критиковать мою аргументацию как политически пристрастную. Хотя я довольно строго придерживаюсь определенных социальных и политических взглядов и не могу считать себя свободным от идеологических пристрастий, я хотел бы подчеркнуть, что выражаемые мной взгляды и выводы довольно широко отражают разнообразие социополитического спектра. Как и многие консерваторы, я полагаю, что существенная часть насильственных преступлений обусловливается, помимо прочего, также и неадекватными личными ограничениями, и что обществу необходимы более эффективные механизмы социального контроля, если оно стремится понизить уровень насильственной агрессии. С другой стороны, я считаю минимальной ту пользу, которую в конечном счете получит американское общество, применяя высшую меру наказания с целью уменьшения числа убийств. Кроме того, я убежден, что стрессы и психические напряжения, порождаемые бедностью, существенно способствуют развитию и утверждению агрессивных наклонностей. Имеющиеся эмпирические данные определяют такое смешение позиций. Социополитические убеждения и ценности могли в какой-то степени повлиять на формирование тех или иных конкретных взглядов, но занимаемые мной позиции в значительной мере отражают научные данные, полученные в эмпирических исследованиях. Социальная политика, связанная с задачами контроля и снижения уровня насилия, должна в максимально возможной степени основываться на научных данных, и при работе над своей книгой я стремился использовать самые лучшие из известных мне исследований по данной проблематике.

Эту монографию я рассматриваю со своей стороны как попытку сотрудничества. Ее написание просто было бы невозможным без энтузиазма, мастерства и научных озарений множества замечательных исследователей, таких, как А. Бандура, Р. Бэрон, Э. Доннерстейн, Л. Эрон, Д. Фаррингтон, Р. Гин и Д. Зилманн, которые стремились познать причины и последствия человеческой агрессии, и я рад выразить им свою признательность. Я хочу также поблагодарить Р. Аркина, университет Миссури, Колумбия; А. Каспи, университет Висконсин, Мэдисон; Л. Айрона, университет Иллинойс, Чикаго; Р. Фелдмана, университет Массачусетса, Амхерст; Р. Джонсона, Рамапо-колледж; Ж.-Ф. Лейенса, университет Лювайн, Бельгия; Н. Маламута, университет Калифорнии, Лос-Анджелес; К. Мура, университет Висконсин, Мэдисон; Д. Майерса, университет Алабамы, Тускалооса; С. Прентис-Данна, Хоул-колледж; Д. Сэнна, университет Клемсона, Солт-Лейк-Сити, и Ч. Тернера, университет Юта, которые прочитали и прокомментировали отдельные главы книги; моих студентов и коллег по экспериментальной социальной психологии в Висконсине и других научных центрах, которые многому научили меня в понимании различных граней человеческого поведения; моих редакторов К. Роджерса и Ф. Зимбардо за их поддержку и мудрые рекомендации. И особенно я благодарен моей жене Норме за ее советы, за постоянную помощь в продолжавшейся несколько лет работе над книгой и еще за многое другое, о чем, я надеюсь, она знает.

Леонард Берковиц

[Что ещё интересное в СО-сообществах 3-го круга:]_____________________________________

Что ещё интересное в СО-сообществах 3-го круга:
2 Академия, Марсианский трактор, Мир Полдня, Школа 3. 0, ЗОНА СИНГУЛЯРНОСТИ. +оЗадачник:

прием Махатмы Ганди
Давайте сделаем больше космоса вместе!
Ход конём «Белого ферзя» или о социальном устройстве Островной империи
Обыкновенное чудо: сказочная школа в Йошкар-Оле (Россия). ФОТО
Методы прогнозирования на основе ТРИЗ
Шифрование в условиях древности

Прайм – еврознак, 2001. – 512 с


©dereksiz.org 2023
әкімшілігінің қараңыз

Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2001. – 512 с.

СОДЕРЖАНИЕ

ОБ АВТОРЕ 13

ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА 15

ПРЕДИСЛОВИЕ 17

Глава 1

ПРОБЛЕМА АГРЕССИИ 21

ЧТО ТАКОЕ АГРЕССИЯ? 24

Слишком много значений 24

Следуя значениям обыденной речи 24

Определение агрессии без учета мотивационных предпосылок 25

Агрессия как неправильное поведение 26

Цели агрессии 28

Цели агрессии, не связанные с причинением ущерба 29

Разнообразие агрессивных целей 31

Желание причинить ущерб 31

Определение, принятое в данной книге 32

Всегда ли причинение ущерба является первичной целью? 32

Другие классификации 37

НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПО ПОВОДУ ГНЕВА, ВРАЖДЕБНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ 42

Гнев отличается от агрессии 43

Враждебность 44

Агрессивность 44

РЕЗЮМЕ 44

Часть 1.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ

ЧТО ТАКОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ? 48

Импульсивная (или экспрессивная) эмоциональная агрессия 49

Другие возможные агрессивные цели 49

Они могут также хотеть причинить вред 50

Глава 2

СЛЕДСТВИЯ ФРУСТРАЦИЙ 53

ГИПОТЕЗА «ФРУСТРАЦИЯ — АГРЕССИЯ», 1939 53

Определение и основные положения 54

Применение концепции «фрустрация— агрессия» 57

Все ли виды фрустрации порождают агрессию? 58

Только произвольные (незаконные) фрустрации 59

Фрустрации, приписываемые намеренно плохому поведению другого лица 62

Почему атрибуции могут влиять на агрессивные реакции 63

Даже непреднамеренная фрустрация может привести к агрессии 65

Наблюдения в естественных условиях 65

Экспериментальные данные 67

Некоторые условия, повышающие вероятность агрессивных реакций

на фрустрацию 69

ПЕРЕСМОТР КОНЦЕПЦИИ «ФРУСТРАЦИЯ – АГРЕССИЯ» 70

Влияние атрибуции на интенсивность недовольства 70

Сравнимы ли фрустрации и оскорбления 71

РЕЗЮМЕ 71

Глава 3

МЫ СТАНОВИМСЯ ЗЛЫМИ, КОГДА НАМ ПЛОХО 73

НЕГАТИВНЫЙ АФФЕКТ КАК ИСТОЧНИК ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ АГРЕССИИ 74

Исследования обусловленной болевым воздействием агрессии у животных 74

Тенденции к борьбе и бегству могут действовать одновременно 75

Является ли целью агрессии, которая стимулирована болью, только лишь

прекращение болевого воздействия? 76

Аверсивные события как источник человеческой агрессии 77

Огромное разнообразие негативных условий, способных провоцировать агрессию 77

Агрессия направлена не только на устранение аверсивного события 80

НЕГАТИВНЫЕ АФФЕКТЫ, АГРЕССИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ГНЕВ 82

Негативный аффект, но не стресс 82

Краткое резюме представленной теоретической модели 83

Гнев часто сопровождает другие негативные эмоции 87

Гнев часто сосуществует с другими негативными эмоциями 87

Некоторые ограничения 93

Все ли негативные чувства подобны друг другу? 99

ИМПУЛЬСИВНАЯ АГРЕССИЯ: РОЛЬ АГРЕССИВНЫХ КЛЮЧЕВЫХ

СИГНАЛОВ 99

Реакции на внешние ключевые сигналы 100

«Эффект оружия» как пример реакций на агрессивные ключевые стимулы 100

Ключевые стимулы (сигналы), ассоциированные с аверсивными событиями 106

Связь доступной мишени с неудовольствием 107

РЕЗЮМЕ 110

Глава 4

МЫШЛЕНИЕ, И НЕ ТОЛЬКО 113

ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ 114

Чем определяется эмоциональное состояние? 114

Когнитивные концепции эмоции 114

Какие интерпретации продуцируют гнев? 114

Экспериментальное подтверждение роли атрибуций в детерминировании эмоций 118

Двухфакторная теория эмоций Шехтера — Зингера 119

Эксперименты с ложной атрибуцией 122

Атрибуции при переносе возбуждения 123

Атрибуции и влияние информации о смягчающих обстоятельствах 126

Атрибутивные аффекты с точки зрения концепции ассоциативной сети 128

СВИДЕТЕЛЬСТВА О НЕКОГНИТИВНЫХ ВЛИЯНИЯХ НА ЭМОЦИИ 129

Следствия экспрессивных реакций 129

Теория эмоций Джеймса—Ланге 130

Следствия выражений лица и других мышечных реакций 131

Телесные реакции и когниции: модель ассоциативной сети 134

Проявление признаков гнева 134

Настроения могут влиять на мысли 135

Враждебные мысли могут порождаться неприятными чувствами 137

ЗНАЧЕНИЕ МЫСЛЕЙ 138

Сохранение враждебности: негативные влияния «пережевывания» в мыслях того,

что произошло 138

Заострение и усиление негативной концепции 139

Мысли могут стимулировать чувство гнева и агрессивные побуждения 139

Понятие «прайминга» (priming) 140

Мысли влияют на сдерживание агрессии 142

Анонимность, риск быть пойманным и самоконтроль 142

Почему люди могут придерживаться неагрессивных стандартов поведения и

все же быть агрессивными 148

Вне зоны осознания 148

Игнорирование несовместимостей 149

РЕЗЮМЕ 156

Часть 2. АГРЕССИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ

Глава 5

ИДЕНТИФИКАЦИЯ СКЛОННОСТИ К НАСИЛИЮ 161

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ НЕКОТОРЫЕ ЛЮДИ ИМЕЮТ УСТОЙЧИВУЮ СКЛОННОСТЬ К АГРЕССИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ? 161

Противоречия в вопросе о существовании черт агрессивности 161

Два вида последовательности 162

Примеры различных форм одновременной последовательности 163

Последовательность в лабораторных опытах и в «реальной жизни» 164

Последовательность в формах агрессии (генерализация реакции) в повседневной

жизни 165

Последовательность в различных ситуациях: сочетание генерализации стимула и реакции 165

Стабильность агрессивного поведения в течение нескольких лет: длительная последовательность 169

Обзор исследований длительной стабильности агрессии Ольвеуса 169

Два заслуживающих внимания исследования 170

КАК ДЕЙСТВУЮТ АГРЕССИВНЫЕ ЛИЧНОСТИ 177

Разные типы агрессивных людей 177

Эмоционально-реактивный и инструментальный тип постоянного агрессора 178

Некоторые примеры агрессоров с инструментальной направленностью 178

Эмоционально-реактивные агрессоры 185

Личность А-типа — реактивно-агрессивная 191

РЕЗЮМЕ 195

Глава 6

РАЗВИТИЕ СКЛОННОСТИ К НАСИЛИЮ 198

ОПЫТ ПЕРЕЖИВАНИЙ ДЕТСТВА 200

Семья может влиять на развитие антисоциальных диспозиций 200

Какие способы воспитания детей способствуют развитию антисоциальных наклонностей? 201

ПРЯМЫЕ ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ АГРЕССИВНОСТИ 203

Вознаграждение за агрессию 203

Вознаграждения, получаемые не от жертвы, а от других людей 204

Вознаграждения, исходящие от жертвы 209

Неблагоприятные условия, создаваемые родителями 212

Насколько эффективно применение наказаний в дисциплинировании детей? 217

Интеграция: анализ социального научения Паттерсона 224

НЕПРЯМЫЕ ВЛИЯНИЯ 227

Конфликт в семье 228

Распавшиеся семьи порождают делинквентность? 228

Влияние моделирования 231

«Делай, как я»: предоставление детям примеров для подражания 231

РЕЗЮМЕ 234

Часть 3. НАСИЛИЕ В ОБЩЕСТВЕ

Глава 7


НАСИЛИЕ В МАСС-МЕДИА 238

НАСИЛИЕ НА ЭКРАНАХ И ПЕЧАТНЫХ СТРАНИЦАХ: НЕМЕДЛЕННЫЙ

ЭФФЕКТ 241

Преступления-имитации: заразность насилия 241

«Эпидемия преступлений распространяется по линиям телеграфа» 241

Статистические данные о заразности насилия 242

Исследования Д. Филипса о заразности насилия 243

Экспериментальные исследования кратковременного воздействия сцен насилия

в масс-медиа 246

Увеличивает ли насилие в средствах массовой информации вероятность

проявления агрессии? 246

Насилие в средствах массовой информации под микроскопом: когда и почему «агрессивные» фильмы влияют на агрессивность 250

Растормаживание и десенсибилизация эффектов от наблюдаемой агрессии 266

НАСИЛИЕ В СМИ: ДЛИТЕЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ ПРИ ПОВТОРЯЮЩЕМСЯ ВОЗДЕЙСТВИИ 268

Формирование представлений об обществе у детей 269

Тезис о культивировании 269

Приобретение агрессивных наклонностей 270

Понять «почему?»: формирование социальных сценариев 274

«Сценарная» концепция эффектов от просмотра телепередач со сценами насилия 274

Ослабление вредного влияния насилия, показанного по телевидению 276

РЕЗЮМЕ 278

Глава 8


НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ 281

ОБЪЯСНЕНИЕ ПРИЧИН ПРИМЕНЕНИЯ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ 285

Взгляды на проблему насилия в семье 285

Факторы, толкающие к применению насилия в семье 286

Ссылки на результаты исследований 288

Социальные нормы и общественные ценности 288

Нормы не являются достаточными предпосылками насилия 295

Предыстория семьи и личная предрасположенность 300

Влияние стресса и негативной эмоциональной реакции на применение насилия

в семье 311

Особенности конфликта, способные стать катализаторами насилия 315

РЕЗЮМЕ 317

Глава 9

УБИЙСТВА 320

ВВЕДЕНИЕ 321

Закон, убийство, предумышленное убийство 322

Какие типы убийств чаще всего совершаются в Соединенных Штатах Америки 322

Различные случаи провоцирования убийств 325

УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ СОВЕРШАЮТСЯ УБИЙСТВА 331

Личная предрасположенность 332

Склонны ли убийцы к насилию? 332

Можно ли разделить убийц на категории? 333

Некоторые размышления по поводу предсказания опасности 336

Социальное влияние 338

Социально-экономические факторы, вызывающие стресс 339

Социальная дезорганизация 342

Влияние субкультуры, общих норм и ценностей 344

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИ СОВЕРШЕНИИ НАСИЛИЯ 352

Различные типы взаимодействия при совершении насилия 352

Убийство незнакомого человека: инструментальная агрессия 355

Убийство при конфликте: эмоциональная агрессия 356

РЕЗЮМЕ 358

Часть 4. КОНТРОЛЬ НАД АГРЕССИЕЙ

Различные рекомендации 361

Глава 10

НАКАЗАНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ 365

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАКАЗАНИЯ ЗА ПРОЯВЛЕНИЕ НАСИЛИЯ 365

Наказание: «за» и «против» 365

Аргументы против наказания как сдерживающего средства 365

Наказание может быть сдерживающим средством — иногда 367

Удерживает ли наказание от применения насилия? 369

Пример: аресты, удерживающие от применения физического насилия в семье 369

Строгость и неизбежность наказания 373

Удерживает ли смертная казнь от убийства? 375

СНИЖАЕТ ЛИ КОНТРОЛЬ НАД ПРИМЕНЕНИЕМ ОРУЖИЯ КОЛИЧЕСТВО ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НАСИЛИЕМ? 379

Некоторые возражения против контроля над приобретением оружия 381

Некоторые ответы на возражения 382

РЕЗЮМЕ 389

Глава 11

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ КОНТРОЛИРОВАНИЯ АГРЕССИИ 391

КАТАРСИС; ОСЛАБЛЕНИЕ ПОБУЖДЕНИЙ К НАСИЛИЮ ПУТЕМ АГРЕССИВНЫХ ВЫПЛЕСКОВ 391

Вентилирующие чувства 392

Что следует понимать под проявлением чувств? 393

Гипотеза катарсиса 395

Катарсис через воображаемую агрессию 395

Снижает ли воображаемая агрессия склонность к проявлению реальной агрессии? 397

Эффект последействия реальной агрессии 403

Некоторые факторы, способствующие повышению агрессивности 403

Доказательство снижения агрессивности после совершения нападения 407

Долгосрочные опасности удовлетворения агрессивных чувств 413

Может оказаться полезным поговорить с кем-нибудь о своих проблемах 414

Самосознание и самоконтроль 418

РАЗРАБОТКА НОВЫХ СПОСОБОВ ПОВЕДЕНИЯ 420

Выгоды сотрудничества: совершенствование родительского контроля над проблемными детьми 421

Снижение эмоциональной реактивности 425

Исследование методов контроля раздражительности, выполненное под

руководством Новако 426

Некоторые рекомендации по применению 429

Что может повлиять на правонарушителей, оказавшихся в заключении? 431

Сомнения 431

Есть ли надежда? 433

РЕЗЮМЕ 434

Часть 5. НЕКОТОРЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Глава 12


БИОЛОГИЯ И АГРЕССИЯ 438

ЖАЖДА НЕНАВИСТИ И РАЗРУШЕНИЯ 438

ОДЕРЖИМЫ ЛИ ЛЮДИ ИНСТИНКТОМ НАСИЛИЯ? 440

Что такое инстинкт? 440

Дарвиновская концепция 441

Понятие Фрейда: «инстинкт смерти» 442

Концепция агрессивного инстинкта Лоренца 443

КРИТИКА ТРАДИЦИОННОЙ КОНЦЕПЦИИ ИНСТИНКТА 446

Неадекватная эмпирическая база 447

Сомнительное понятие спонтанно генерируемых инстинктивных драйвов 447

Различные виды агрессии 448

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ГОРМОНЫ 451

«Рожденный пробудить ад»? Влияние наследственности на агрессию 451

Первые генетические концепции: теория Ломброзо 451

Современное обоснование влияния наследственности 452

Датские исследования генетических факторов 453

Половые различия в агрессии 457

Некоторые результаты исследований 458

Влияние гормонов 462

Воздействие мужских гормонов 462

Заключение 467

АЛКОГОЛЬ И АГРЕССИЯ 467

Проблемы воздействия алкоголя 468

РЕЗЮМЕ 473

Глава 13

ИЗУЧЕНИЕ АГРЕССИИ В ЛАБОРАТОРИИ 475

СТАНДАРТНАЯ ПРОЦЕДУРА ЭКСПЕРИМЕНТА 475

Машина агрессии Басса 475

Модификации и варианты 477

НЕКОТОРЫЕ ДОВОДЫ В ПОДДЕРЖКУ ЛАБОРАТОРНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ 480

Проблема валидности 480

О «нерепрезентативности» субъектов экспериментов и лабораторных условий 484

О возможных экспериментальных артефактах 486

РЕЗЮМЕ 492

Глава 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. НЕКОТОРЫЕ ПОЛУЧЕННЫЕ УРОКИ 494

РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ АГРЕССИИ: ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ И

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ 494

НЕИЗБЕЖНО ЛИ НАСИЛИЕ? 497

ФАКТОРЫ РИСКА 499

КОНТРОЛЬ НАСИЛИЯ 500

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 504

Каталог: catal -> sociology
sociology -> Тиглатпаласар III 14 синаххериб 17
sociology -> 80. Рузавин Г. И. Методология научного иссле-дования: Учеб пособие для вузов. – М.: Юнити-дана, 1999. – 317 с
sociology -> Таранов П. С. От Периандра Коринфского до Ван Шоужэня. — М.: Аст, 2001. — 348 с.: ил. —
sociology -> Xii тема Введение в изучение всеобщей истории права и государства
sociology -> Носовский Г. В., Фоменко А. Т
sociology -> Андреева Г. М., Богомолова Н. Н. и др. Зарубежная социальная психология XX столетия
sociology -> Басов Р. А. История древнегреческой философии от Фалеса до Аристотеля. — М.: Изд. Дом «Летопись хх1», 2002. — 415 с
sociology -> Структура индивидуального развития человека 147 Общие вопросы социологической и психологической теории личности 159


жүктеу/скачать 78. 38 Kb.


Достарыңызбен бөлісу:

его причины, последствия и контроль в каталоге SearchWorks

Ответственность
Леонард Берковиц.
Выходные данные
Нью-Йорк: McGraw-Hill, c1993.
Физическое описание
xxiv, 485 стр. : больной. ; 23 см.
Серия
Серия McGraw-Hill по социальной психологии.

Доступно онлайн

В библиотеке

SAL3 (хранилище вне кампуса)

Стеки Запрос (откроется в новой вкладке)

Предметы в стопках
Телефонный номер Примечание Статус
БФ575 . А3 Б43 1993Б Доступный

Описание

Создатели/Соавторы

Автор/Создатель
Берковиц, Леонард, 1926-

Содержание/Обзор

Библиография
Включает библиографические ссылки (стр. 437-462) и указатели.
Содержимое
  • ГЛАВА 1: Проблема агрессииЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ
  • ГЛАВА 2: Последствия разочарования
  • ГЛАВА 3: Мы злые, когда нам плохо
  • ГЛАВА 4. Делает ли это мышление таковым? ЧАСТЬ ВТОРАЯ: АГРЕССИВНЫЕ ЛИЧНОСТИ
  • ГЛАВА 5: Выявление склонных к насилию
  • ГЛАВА 6: Развитие склонности к насилиюЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: НАСИЛИЕ В ОБЩЕСТВЕ
  • ГЛАВА 7: Насилие в СМИ
  • ГЛАВА 8: Насилие в семье
  • ГЛАВА 9: УбийствоЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ: КОНТРОЛЬ АГРЕССИИ
  • ГЛАВА 10: Наказание и общественный контроль
  • ГЛАВА 11: Психологическая процедураЧАСТЬ ПЯТАЯ: НЕКОТОРЫЙ СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВОПРОС
  • ГЛАВА 12: Биология и агрессия
  • ГЛАВА 13: Агрессия в лабораторииЧАСТЬ ШЕСТАЯ: ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • ГЛАВА 14: Несколько уроков для рисования.
  • (источник: данные книги Нильсена)
Резюме издателя
Написанная всемирно признанным лидером в области эмпирических исследований психологии агрессии, книга «Агрессия: ее причины, последствия и контроль» посвящена прежде всего социальной психологии агрессивного поведения. В книге представлены результаты лабораторных, полевых и обзорных исследований в полевых условиях, а также комплексный анализ значимости этих результатов. Нацеленный на интеллигентного неспециалиста, а также на студентов и профессионалов в этой области, автор использует ясный и доступный стиль, чтобы представить критическую оценку множества теорий о «почему» агрессии. «Агрессия» дает читателю важную информацию о причинах и возможном предотвращении одной из самых насущных проблем нашего общества. Это название является частью серии «Макгроу-Хилл» по социальной психологии.
(источник: данные книги Нильсена)
Дополнительные ссылки
Описание издателя
Содержание

Субъекты

Субъекты
Агрессивность.
Насилие.
Агресси.
Психосоциальный аспект.
Насилие > Психологический аспект.
Агрессивность.
Насилие > Социология.
Агрессия.
Насилие — психологический аспект.
Насилие — Социология.
Люди
Агрессия
Местный субъект
Коллекция книг Филипа Дж. Зимбардо.

Просмотр связанных элементов

Начните с номера телефона:

Посмотреть всю страницу

Вид библиотекаря | Кошка: 10215169

Агрессия: ее причины, последствия и контроль title={Агрессия: ее причины, последствия и контроль}, автор = {Леонард Дж. Берковиц}, год = {1993} }

  • Л. Берковиц
  • Опубликовано 14 января 1993 г.
  • Биология, психология

Сделать так? ЧАСТЬ ВТОРАЯ: АГРЕССИВНЫЕ ЛИЧНОСТИГЛАВА 5: Выявление склонности к насилиюГЛАВА 6: Развитие склонности к насилиюЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: НАСИЛИЕ В ОБЩЕСТВЕГЛАВА 7: Насилие в СМИГЛАВА 8: Насилие в семьеГЛАВА 9: Убийство Четыре: Контроль агрессии. психология поведения, причиняющего вред, понимается как агрессия. Отдельного базового направления исследований по насилию нет, хотя иногда бывает высокий уровень агрессии или…

Насилие и агрессия на рабочем месте: когда вы не хотите, чтобы ваша компания была в новостях

  • Джоэл Х. Нойман
  • Психология

  • 2012

В этой главе представлены история и обзор насилия и агрессии на рабочем месте, а также подробное исследование описание характера и распространенности этого явления. Сюда входит обсуждение…

От предшествующих условий к насильственным действиям: модель общей аффективной агрессии

  • Джеймс Дж. Линдсей, К. Андерсон
  • Психология

  • 2000

Модель общей аффективной агрессии (GAAM) постулирует, что переменные, усиливающие агрессию, усиливают агрессивный аффект, агрессивное познание или возбуждение. Последствия враждебности,…

Межличностное неприятие как детерминант гнева и агрессии

  • М. Лири, Дж. Твендж, Эрин Куинливан
  • Психология

    Обзор личности и социальной психологии: официальный журнал Общества Личность и социальная психология, Inc

  • 2006

В этой статье рассматривается литература о взаимосвязи между межличностным неприятием и агрессией, а также исследуются возможные объяснения того, почему неприятие приводит к гневу и агрессии.

Влияние провокации на эмоции и агрессию у мужчин

  • S. Chermack, M. Berman, Stuart P. Taylor
  • Психология

  • 1997

Изучены последствия физической агрессии и провокации человека с использованием эмоций и провокаций человека. парадигма конкурентного времени реакции. В конкурсном задании с… 9 участвовали 54 юноши.0023

АГРЕССИЯ И НАСИЛИЕ В ОТНОШЕНИИ ЛИЦ И ОРГАНИЗАЦИЙ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ: ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ И ВМЕШАТЕЛЬСТВА

  • Л. Снайдер, Питер И. Чен, П. Грабб, Р. Робертс, С. Сотер, Н. Суонсон
  • 2

  • Бизнес
  • 8
  • 2004

Гнев, установки и агрессивное поведение: исследование аффективных и когнитивных основ гневной агрессии

  • Т. Брезина
  • Психология

    3
  • 20058

    0020 Хотя общая теория деформации подчеркивает роль аффективных процессов в развитии оскорбительного поведения, эта теория также признает роль познания. На самом деле, Агнью и другие…

    Прогнозирование агрессии на рабочем месте: метаанализ.

    Мета-анализ 57 эмпирических исследований, касающихся разыгранной агрессии на рабочем месте, показывает, что как индивидуальные, так и ситуационные факторы предсказывают агрессию и что набор предикторов зависит от цели.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *