Л с выготский краткая биография: Выготский биография кратко – вклад в психологию, творчество Льва Семеновича и основные идеи трудов

Выготский биография кратко — Kratkoe.com

В

Автор J.G. На чтение 3 мин Обновлено

Биография Льва Выготского, советского психолога, основателя культурно-исторической школы изложена в этой статье.

 Выготский Лев Семенович биография кратко

Лев Выготский краткая биография которого начинается 17 ноября 1896 года. Он родился в городе Орше в многодетной семье банковского служащего. Когда мальчику был всего год, отец основал в городе Гомель публичную библиотеку и перевез сюда свою жену и девятерых детей.

В 1914 году он поступает на медицинский факультет в Московский университет. Проучившись немного на факультете, Выготский переходит на  юридический факультет и параллельно обучается на историко-филологическом факультете в Народном университете им. А. Л. Шанявского. Будучи студентом, он начинает публиковать свои рецензии на книги известных писателей-символистов — В. И. Иванова, А. Белого, Д. С. Мережковского. В это же время он пишет свою большую первую работу на тему «Трагедия о Гамлете Датском У. Шекспира». Хотя свет она увидела только спустя 50 лет  в его сборнике «Психология искусства».

Лев Выготский интересные факты

В 1917 году Лев Семенович возвращается в Гомель и принимает активное участие в процессе создания школы нового типа. Он начинает проводить исследования в специально им же организованном психологическом кабинете при педагогическом техникуме.

В 1924 году его назначили делегатом на II Всероссийском съезде в Петрограде по психоневрологии. На нем он огласил доклад о тех рефлексологических методиках, которые он применил, когда изучал механизмы сознания. После фееричного выступления на данном съезде, Выготского пригласил на работу директор института экспериментальной психологии в Москве Н. К. Корнилов. Спустя 2 года под его руководством создали дефектологический экспериментальный институт, который был переименован позже в Институт коррекционной педагогики Российской академии образования. Благодаря стараниям Льва Выготского был заложен фундамент дефектологии в СССР.

Он проявил себя как талантливый ученый психолог. В 1926 году он выдал книгу «Педагогическая психология», в которой он защищал индивидуальность ребенка. Через год психолог Лев Выготский начинает публиковать статьи, которые анализируют различные направления мировой психологии. Также он разработал новую концепцию в психологии — культурно-историческую. Согласно концепции поведение человека, регулируемое сознанием,  тесно соотносится с разными формами культуры, искусством и языком.

Лев Выготский разработал понятие знака, символа, как особого психологического инструмента, служащего средством для превращения психики из биологической в историческую. В результате в 1960 году был написан труд под названием «История развития высших психических функций».

Свою последнюю монографию под названием «Мышление и речь» он написал в 1936 году и посвятил вопросам структуры сознания. В 30-г годах Льва Семеновича начали обвинять в его отступлении от марксистского ученья. Бесконечные обвинения, работа на износ и недуг туберкулеза, который он подхватил от брата, практически истощили  психолога.  Выготский умер 11 июня 1934 года от обострения болезни.

1. Краткая биография

РЕФЕРАТ

Дисциплина: Психология

Тема: «Русский психолог Л.С.Выгодский: биография, этапы деятельности»

Содержание реферата.

1. Краткая биография Л.С.Выготского – стр.3.

2.Культурно-исторический психолог – стр.5.

3.Учитель и ученик – стр.7.

4.Концепция Выготского – стр.9.

5.Оглядываясь назад – стр.12.

6.Список использованной литературы – стр.12.

Выготский Лев Семенович (1896-1934) — выдающийся отечественный психолог, создатель концепции развития высших психических функций родился 05.11.1896. Родился Лев Семенович в белорусском городке Орше, но уже через год Выгодские переехали в Гомель и надолго обосновались там. Его отец, Семен Львович Выгодский закончил Коммерческий институт в Харькове и был банковским служащим и страховым агентом. Мать, Цецилия Моисеевна, почти всю жизнь посвятила воспитанию своих восьми детей (Лев был вторым ребенком). Семья считалась своеобразным культурным центром города. Например, есть сведения, что Выгодский-отец основал в городе публичную библиотеку. В доме любили и знали литературу, совсем не случайно из семьи Выгодских вышло так много известных филологов. Кроме Льва Семеновича, это его сестры Зинаида и Клавдия; двоюродный брат Давид Исаакович, один из видных представителей «русского формализма» (где-то в начале 20-х годов он стал публиковаться, а поскольку оба они занимались поэтикой, естественно стремление «размежеваться», чтобы их не путали, и поэтому Лев Семенович Выгодский букву «д» в своей фамилии заменил на «т»).

Юный Лев Семенович увлекался литературой и философией. Его любимым философом стал и оставался до конца жизни Бенедикт Спиноза. Юный Выготский учился в основном дома.

Лишь два последних класса он проучился в частной гомельской гимназии Ратнера. По всем предметам он проявлял незаурядные способности. В гимназии он изучал немецкий, французский, латинский языки, дома, кроме того, английский, древнегреческий и древнееврейский.

Окончив гимназию, Л.С.Выготский поступил в Московский университет, где обучался на юридическом факультете в период первой мировой войны (1914-1917 гг.). Тогда же он увлекся литературной критикой, и в нескольких журналах появились его рецензии на книги писателей- символистов — властителей душ тогдашней интеллигенции: А.Белого, В.Иванова, Д.Мережковского.

В эти студенческие годы он пишет свое первое произведение — трактат «Трагедия о Гамлете Датском У.Шекспира». После победы революции Выготский возвратился в Гомель и принял активное участие в строительстве новой школы. На этот период падает начало его научной карьеры в качестве психолога, так как в 1917 г. он начал заниматься исследовательской работой и организовал психологический кабинет при педтехникуме, где и вел исследования.

В 1922-1923 гг. он провел пять исследований, три из которых он потом доложил на II Всероссийском съезде по психоневрологии. Это были: «Методика рефлексологического исследования в применении к изучению психики», «Как надо сейчас преподавать психологию» и «Результаты анкеты о настроениях учащихся в выпускных классах гомельских школ в 1923 г.». В гомельский период Выготскому представлялось, что будущее психологии — в приложении к причинному объяснению явлений сознания рефлексологических методик, достоинство которых в их объективности и естественнонаучной строгости. Содержание и стиль выступлений Выготского, а также его личность буквально потрясли одного из участников съезда — А.Р.Лурия.

Новый директор Московского института психологии Н.К.Корнилов принял предложение Лурия о приглашении Выготского в Москву. Так в 1924 г. начался десятилетний московский этап творчества Выготского. Это десятилетие может быть разделено на три периода. Первый период (1924-1927). Только-только приехав в Москву и сдав экзамены на звание научного сотрудника 2-го разряда, Выготский за полгода выступил с тремя докладами.

В плане дальнейшего развития задуманной в Гомеле новой психологической концепции он строит модель поведения, в основу которой легло понятие о речевой реакции. Термин «реакция» вводился с целью отграничить психологический подход от физиологического. Он вносит в нее признаки, позволяющие соотнести регулируемое сознанием поведение организма с формами культуры — языком и искусством.

С переездом в Москву его привлекает особая сфера практики — работа с детьми, страдающими различными умственными и физическими дефектами. По существу, весь его первый московский год можно назвать «дефектологическим». Занятия в Институте психологии он совмещает с активной деятельностью в Народном комиссариате просвещения.

Проявив блестящие организаторские способности, он заложил основы дефектологической службы, и в дальнейшем стал научным руководителем существующего поныне специального научно — практического института. Важнейшим направлением исследований Выготского в первые годы московского периода стал анализ ситуации в мировой психологии. Он пишет предисловие к русским переводам работ лидеров психоанализа, бихевиоризма, гештальтизма, стремясь определить значимость каждого из направлений для разработки новой картины психической регуляции.

Еще в 1920 г. Выготский заболел туберкулезом, и с тех пор вспышки болезни не один раз ввергали его в «пограничную ситуацию» между жизнью и смертью. Одна из самых тяжелых вспышек обрушилась на него в конце 1926г. Тогда он, попав в больницу, принялся за одно из главных своих исследований, которому дал имя «Смысл психологического кризиса». Эпиграфом к трактату стояли библейские слова: «Камень, который презрели строители, стал во главу угла». Этим камнем он назвал практику и философию.

Второй период творчества Выготского (1927-1931) в его московское десятилетие — инструментальная психология. Он вводит понятие о знаке, выступающем особым психологическим инструментом, применение которого, ничего не меняя в веществе природы, служит могучим средством превращения психики из природной (биологической) в культурную (историческую). Тем самым отвергалась принятая как субъективной, так и объективной психологией дидактическая схема «стимул-реакция». Она заменялась триадической — «стимул — стимул — реакция», где в качестве посредника между внешним объектом (стимулом) и ответным действием организма (психической реакцией) выступает особый стимул — знак. Этот знак представляет собой своего рода инструмент, при оперировании которым у индивида из его первичных природных психических процессов (памяти, внимания, ассоциированного мышления) возникает особая, присущая только человеку система функций второго социокультурного порядка. Выготский назвал их высшими психическими функциями. Наиболее значимое из достигнутого в этот период Выготским и его группой было сведено в пространную рукопись «История развития высших психических функций». Среди публикаций, предваривших указанную обобщающую рукопись, отметим «Инструментальный метод в педологии» (1928 г.), «Проблему культурного развития ребенка» (1928), «Инструментальный метод в психологии» (1930), «Орудие и знак в развитии ребенка» (1931).

Во всех случаях в центре была проблема развития детской психики, трактуемая под одним и тем же углом зрения: созидание из ее биопсихического природного «материала» новых культурных форм. Выготский становится одним из главных педологов страны. Выходит из печати «Педология школьного возраста» (1928), «Педология юношеского возраста» (1929), «Педология подростка» (1930-1931). Выготский стремиться воссоздать общую картину развития психического мира. Он перешел от изучения знаков как детерминант инструментальных актов к изучению эволюции значений этих знаков, прежде всего речевых, в умственной жизни ребенка. Новая исследовательская программа стала главной в его третьем, последнем московском периоде (1931-1934 гг.). Итоги ее разработки запечатлела монография «Мышление и речь». Занявшись глобальными вопросами о соотношении между обучением и воспитанием, Выготский придал ему новаторскую трактовку во введенной им концепции о «зоне ближайшего развития», согласно которой только то обучение является действенным, которое «забегает вперед» развития.

В последний период творчества лейтмотивом исканий Выготского, связывающих в общий узел различные ветви его работы (историю учения об аффектах, изучение возрастной динамики сознания, смыслового подтекста слова), стала проблема взаимосвязи мотивации и познавательных процессов.

Выготский работал на пределе человеческих возможностей. С рассвета допоздна его дни были перенасыщены несчетными лекциями, клинической и лабораторной работой. Он выступал со множеством докладов на различных совещаниях и конференциях, писал тезисы, статьи, введения к материалам, собранным его сотрудниками. Когда Выготского увозили в больницу, он взял с собой любимого «Гамлета». В одной из записей о шекспировской трагедии было помечено, что главное состояние Гамлета — это готовность. «Я готов» — таковы, по свидетельству медицинской сестры, были последние слова Выготского. Хотя ранняя смерть не позволила Выготскому реализовать многие перспективные программы, его идеи, раскрывшие механизмы и законы культурного развития личности, развития ее психических функций (внимания, речи, мышления, аффектов), наметили принципиально новый подход к коренным вопросам формирования личности.

Библиография трудов Л.С. Выготского насчитывает 191 работу. Идеи Выготского получили широкий резонанс во всех науках, исследующих человека, в том числе в лингвистике, психиатрии, этнографии, социологии. Они определили целый этап в развитии гуманитарного знания в России и поныне сохраняют свой эвристический потенциал.

Жан Пиаже | Биография, теория и факты

Jean Piaget

Смотреть все медиа

Год рождения:
9 августа 1896 г. Невшатель Швейцария
Умер:
16 сентября 1980 г. (84 года) Женева Швейцария
Предметы изучения:
конкретный этап эксплуатации развивающая психология формальная операционная стадия сенсомоторная стадия знания

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Что изучал Жан Пиаже?

Жан Пиаже изучал зоологию (докторская степень, 1918 г.) и философию в Невшательском университете, Швейцария, а также психологию в Цюрихском университете (1919 г. ) и в Париже у Пьера Жане и Теодора Симона, среди прочих (1919–21).

Где работал Жан Пиаже?

Жан Пиаже работал научным руководителем в Институте Жан-Жака Руссо в Женеве (1921–25; содиректор после 1933 г.) и занимал должности профессора в Невшательском университете (1925–29) и Женевском университете (1929–71; почетный 1971–80). Он занимал должности профессора в Лозаннском университете (1938–51) и Сорбонне (1952–63).

Что написал Жан Пиаже?

Плодовитый автор, Жан Пиаже написал множество важных работ, в том числе «Язык и мышление ребенка» (1923 г.), «Суждения и рассуждения ребенка» (1924 г.) и Происхождение интеллекта у детей (1948).

Чем знаменит Жан Пиаже?

Жан Пиаже стал пионером в изучении интеллектуального развития детей. Он утверждал, что детское понимание мира проходит четыре стадии: сенсомоторное развитие и самосознание; репрезентативное мышление, в том числе средствами языка; классификация предметов по их сходству и различию и появление элементарных логических способностей; и продвинутое мышление, включая манипулирование абстрактными идеями.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Жан Пиаже (род. 9 августа 1896, Невшатель, Швейцария — умер 16 сентября 1980, Женева), швейцарский психолог, который первым провел систематическое исследование приобретения понимания у детей. Многие считают его главной фигурой в психологии развития 20-го века.

Первые интересы Пиаже были связаны с зоологией; в юности он опубликовал статью о своих наблюдениях за воробьем-альбиносом, а к 15 годам несколько его публикаций о моллюсках снискали ему репутацию среди европейских зоологов. В Невшательском университете он изучал зоологию и философию, получив докторскую степень в первом в 1918. Однако вскоре после этого он увлекся психологией, сочетая свое биологическое образование с интересом к эпистемологии. Сначала он отправился в Цюрих, где учился у Карла Юнга и Ойгена Блейлера, а затем начал двухлетнее обучение в Сорбонне в Париже в 1919 году.

Britannica Quiz

Введение в психологию Quiz

Согласно Britannica, психология — это научная дисциплина, изучающая психические состояния и поведение людей и других животных. Как много вы знаете об этом?

В Париже Пиаже разработал и проводил тесты по чтению для школьников и заинтересовался типами ошибок, которые они совершали, что побудило его исследовать процесс рассуждения у этих маленьких детей. К 1921 году он начал публиковать свои открытия; в том же году он вернулся в Швейцарию, где был назначен директором Institut J.J. Руссо в Женеве. В 1925–29 годах он был профессором Невшательского университета, а в 1929 году поступил на факультет Женевского университета в качестве профессора детской психологии, оставаясь там до самой смерти. В 1955 он основал Международный центр генетической эпистемологии в Женеве и стал его директором. Его интересы включали научную мысль, социологию и экспериментальную психологию. В более чем 50 книгах и монографиях за свою долгую карьеру Пиаже продолжил развивать тему, которую он впервые открыл в Париже, а именно, что разум ребенка развивается через ряд установленных стадий до взрослой жизни.

Пиаже считал, что ребенок постоянно создает и воссоздает свою собственную модель реальности, достигая умственного роста путем интеграции более простых понятий в понятия более высокого уровня на каждом этапе. Он выступал за «генетическую эпистемологию», график, установленный природой для развития способности ребенка мыслить, и проследил четыре стадии этого развития. Он описал ребенка в течение первых двух лет жизни как находящегося на сенсомоторной стадии, в основном озабоченного овладением своими врожденными физическими рефлексами и превращением их в приятные или интересные действия. В этот же период ребенок сначала осознает себя как отдельное физическое существо, а затем осознает, что окружающие его предметы также имеют отдельное и постоянное существование. На втором, или дооперациональном, этапе, примерно в возрасте от двух до шести или семи лет, ребенок учится символически манипулировать своим окружением посредством внутренних представлений или мыслей о внешнем мире. На этом этапе он учится представлять объекты словами и мысленно манипулировать словами, точно так же, как раньше он манипулировал самими физическими объектами. На третьем, конкретно-операциональном, этапе, от 7 до 11—12 лет, происходит зарождение логики в мыслительных процессах ребенка и начало классификации предметов по их сходству и различию. В этот период ребенок также начинает понимать понятия времени и числа. Четвертый этап, период формальных операций, начинается в возрасте 12 лет и продолжается во взрослом возрасте. Он характеризуется упорядоченностью мышления и мастерством логического мышления, что позволяет проводить более гибкий умственный эксперимент. На этом заключительном этапе ребенок учится манипулировать абстрактными идеями, выдвигать гипотезы и видеть последствия своего собственного мышления и мышления других.

Концепция Пиаже этих стадий развития вызвала переоценку старых представлений о ребенке, обучении и образовании. Если развитие определенных мыслительных процессов шло по генетически определенному графику, простого подкрепления было недостаточно для обучения понятиям; умственное развитие ребенка должно быть на надлежащей стадии, чтобы усвоить эти понятия. Таким образом, учитель становился не передатчиком знаний, а проводником в собственном познании ребенком мира.

Пиаже пришел к своим выводам о развитии ребенка, наблюдая и беседуя с собственными и другими детьми. Он задавал им остроумные и откровенные вопросы о придуманных им простых проблемах, а затем формировал картину их взгляда на мир, анализируя их ошибочные ответы.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Среди основных работ Пиаже, доступных на английском языке, Le Langage et la pensée chez l’enfant (1923; Язык и мышление ребенка ), Jugement et le raisonnement chez l’enfant (1924; Суждение и мышление ребенка ) и La Naissance de l’intelligence chez l’enfant (1948; Происхождение интеллекта у детей ). Он также написал серию книг, отдельно посвященных детским представлениям о времени, пространстве, физической причинности, движении и скорости и о мире в целом.

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​Брайаном Дуиньяном.

Лев Выготский — Биография, книги и теории

[Цитировать]

Лев Семёнович Выготский был русским психологом, внесшим большой вклад в области детского развития и когнитивной психологии. Он родился в Западной России (современная Беларусь) в 1896 году, в том же году, что и другой известный психолог Жан Пиаже. Его часто называют «Моцартом психологии», потому что, как и знаменитый композитор, Выготский за короткий промежуток времени выдвинул несколько различных теорий, продемонстрировав свою изобретательность. Однако его жизнь оборвалась из-за туберкулеза, и он умер в возрасте 38 лет, оставив многие из своих теорий незавершенными. Выготский получил диплом юриста в 1917 МГУ. Там он изучал ряд предметов, включая психологию, социологию и философию. Формально Выготский начал свою карьеру в психологии, когда стал научным сотрудником Психологического института в Москве.

Чтобы понять теории Льва Выготского, нам нужно понять политическую ситуацию в России того времени. Когда он начал работать над своими теориями, марксизм только что заменил диктатуру. Ожидалось, что люди пожертвуют своими личными выгодами ради большего блага нации; Успех отдельного человека считался успехом культуры. Именно в этой среде Выготский выступил с социокультурной теорией. Эта теория подчеркивала фундаментальную роль социального взаимодействия в развитии познания. Он считал, что, поскольку на развитие большое влияние оказывает культура, оно варьируется от общества к обществу, что противоречит убеждениям Жана Пиаже, который утверждал, что элементарные шаги в развитии познания универсальны. Двумя основными принципами теорий Выготского были «более знающий другой» (МКО) и «зона ближайшего развития» (ЗБР). MKO относится к тому, кто имеет большее понимание или более высокий уровень навыков, чем учащийся. Это может быть взрослый или учитель, или это может быть сверстник ребенка. В последнее время MKO можно рассматривать как машину или даже программное обеспечение. Концепция Более Знающего Другого интегрирована с Зоной Ближайшего Развития. Есть разница между тем, чего ребенок может достичь самостоятельно, называемым актуальным развитием, и тем, чего он может достичь под руководством взрослого, называемым уровнем потенциального развития. Расстояние между двумя уровнями развития называется ZPD. Он понял, что то, чему человека можно научить, важнее того, что он на самом деле знает. Кроме того, Лев Выготский был первым психологом, задокументировавшим важность разговора с самим собой для когнитивного развития. Хотя психологи в то время соглашались с его существованием, они не придавали познавательной ценности частной беседе или внутренней речи, как ее называли. Выготский, однако, считал, что посредством внутренней речи ребенок регулирует свою деятельность и эти дети социально более дееспособны, чем те, кто ею не занимается.

Лев Выготский считается влиятельным мыслителем в области психологии, и многие его работы открываются и переводятся даже сегодня. Хотя он был современником Пиаже и Фрейда, ему не удалось добиться известности отчасти из-за его ранней смерти и из-за того, что коммунистическая партия пыталась подавить его работы, которые стали доступны на Западе только в 1960-х годах. Тем не менее, его работа считается важным вкладом в области психологии образования и развития.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *