Лад мажор: Лад в музыке: мажор и минор

что это и зачем они нужны гитаристу?

Юрий Тараненко

Джазовый гитарист. Автор курсов по Теории музыки для гитариста и Джазовой гитаре на PimaSCHOOL

При сочинении музыки и импровизации мы сталкиваемся с системой натуральных ладов, которая вызывает много вопросов у начинающих музыкантов и даже в курсе теории музыкальных училищ занимает недостаточно места.

Интересно, что в курсе гармонии Бостонского колледжа Беркли натуральные лады разбираются в самом начале обучения как основу основ мелодического мышления.

Давайте вместе разберемся, что такое натуральные лады и как можно их использовать.

Натуральные лады: что это?

В настоящее время наиболее распространенным способом организации музыкальной ткани является гомофонно-гармонический склад. Это значит, что мы можем наблюдать четкое разделение мелодии и аккомпанемента в виде аккордов с басом.

В основе такой организации лежит четкое соответствие музыкальной вертикали (аккорда) и музыкальной горизонтали (гамма, лад).

Каждому аккорду в музыке соответствует определенная гамма и наоборот. Здесь и появляется необходимость в ладах, так как натурального мажора и минора недостаточно для покрытия всего разнообразия аккордов.

Сперва давайте разберемся со страшным названием «лад». На самом деле это иное название гаммы и ничего более.

Два самых известных лада — это мажорный лад и минорный лад. Речь о системе звуков, которые следуют друг за другом в пределах октавы. В этой системе существует главный звук — тоника. Главное свойство лада, отличающее его от всех остальных — система интервалов между его ступенями. В натуральном мажоре она представлена в виде «тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон».

Чтобы понять, что такое натуральные лады, вспомним о существовании параллельных тональностей (или ладов).

Параллельными называются лады, состоящие из одинаковых звуков (например, до мажорный лад и ля минорный лад), как следствие они имеют одинаковые ключевые знаки. При этом натуральный мажор является главным, а минор образуется от него, когда мы начинаем играть те же ноты от VI ступени.

VI ступень мажора становится I ступенью параллельного минора. Далее мы используем и остальные ноты мажора по порядку. 


То же самое можно сделать и для других ступеней мажора. Например, построить гамму от II ступени До мажора — это будет нота Ре. Как и в случае с Ля минором, Ре становиться новой тоникой, то есть II = I, и далее мы также используем ноты до мажора по порядку. 

Таким образом мы получаем новый лад, параллельный До мажору, так как оба они состоят из одинаковых нот. По структуре (последовательности интервалов) лад не совпадает ни с натуральным мажором, ни с натуральным минором и имеет свое название — Дорийский лад. Давайте познакомимся с его структурой. Первым делом определяем наклонение: мажорное или минорное? Для этого смотрим на третью ступень, в данном случае это bIII ступень, что указывает на минорный лад.

Обратите внимание: ступени всегда нумеруются относительно одноименного мажора. Далее смотрим остальные ступени и видим, что Ре дорийский также имеет VI ступень вместо bVI в натуральном мажоре. То есть его шестая ступень повышена относительно натурального минора.

Такую же процедуру можно провести и для других ступеней мажора:

  1. От III ступени будет строиться Фригийский лад — минор с bII ступенью.
  2. От IV ступени Лидийский лад — мажор с #IV ступенью.
  3. От V ступени Миксолидийский — мажор с bVII ступенью.
  4. От VI ступени Натуральный минор или Эолийский лад.
  5. От VII ступени Локрийский лад — уменьшенный лад с bII и bV ступенями.

Обратите внимание на расположение полутонов в новых ладах. Именно это определяет их особенность и уникальное звучание. Мажор, от которого мы образуем лады (в том числе и натуральный минор), называется родительской гаммой.

Хорошая новость для гитаристов: поскольку все натуральные лады параллельны натуральному мажору (состоят из его нот), то, зная аппликатуру мажора, мы уже можем сыграть и все остальные лады! Например, если вызнаете гамму до мажор в открытой позиции с тоникой на пятой струне, просто попробуйте играть ее от ноты Ре до ноты Ре под аккомпанемент Ре минорного септаккорда или под минус «ре дорийский».

Так можно сделать с любой аппликатурой мажора, например, с гаммами Сеговии.

Если хотите более подробно и системно разобраться в теории музыки и подготовить себя к сочинительству или импровизации, ждем вас на курсе теории для гитары: здесь вы сможете заложить прочный фундамент своих теоретических знаний и практических навыков.

Лад

Цель урока: Формирование музыкальных понятий “лад”, “мажор”, “минор” на основе работы с народными и авторскими музыкальными произведениями.

Задачи урока:

1. Обучающие:

  • подготовка студентов к усвоению материала и введение новых понятий “лад”, “мажор”, “минор” посредством осознанно-выразительного отношения к музыке;
  • закрепление новых понятий в процессе слушания музыки, интонационно-чистого и эмоционально-выразительного пения, музыкально-ритмической деятельности.

2. Развивающая:

  • развитие музыкального слуха через чувственно-образное восприятие музыкальных произведений.

3. Воспитательная:

  • воспитание любви к музыке посредством постижения её характера в различных видах музыкально-творческой деятельности.

Рекомендуемый музыкальный материал. Е.Д. Кузнецов “Русские танцы для баяна”, Л.В. Бетховен “Веселая. Грустная”, Г.В.Свиридов “Весна. Осень”, “Во поле береза стояла” (рус.нар.песня), С.В.Рахманинов “Итальянская полька”, “Солдатушки” (рус.нар. песня), И.Ивановичи “Вальс”, “Крыжачок” /бел.нар.танец/, М.Блантер “Катюша”, Д.Д. Шостакович “Вальс – шутка”, Л.В. Бетховен “Сурок”,

песни школьного репертуара.

Оборудование: магнитофон, аудиозаписи, карточки, таблицы слов, иллюстрации, музыкальные инструменты (баян, фортепиано, металлофон).

I этап урока. Организация начала урока.

Цель: подготовка студентов к усвоению материала, запланированного по теме.

Звучит музыкальное приветствие: “Здравствуйте, студенты!” — “Здравствуйте!”

Учитель. Сегодня на уроке музыки мы попробуем провести очень интересное исследование. Смотрите, слушайте, думайте и рассуждайте.

II этап. Организация первичного восприятия.

Цель: создание проблемной ситуации.

— Послушайте, пожалуйста, стихотворение.

Учитель эмоционально и выразительно читает с доски текст:

“лая Уны рапо! Ейоч ваньерооча!

ятна При емн ятво наящальпро сакра –
Люблюб я ноепыш дыропри, данье увя,
В рецбаг и толозо тые оде сале

– Вижу, вы удивлены. Почему?

Студенты. Непонятно, что вы прочли…

Учитель. Теперь обратите внимание на нотный текст музыкального произведения. С ним произошли непонятные изменения. Смотрите и слушайте.

Учитель исполняет на музыкальном инструменте диссонирующие, сумбурно звучащие аккорды и различные атональные звуки вне ритма.

– Вижу в ваших глазах опять удивление. Вы не понимаете, что происходит, но подождите ещё немного: всему свое время. Посмотрите на картину. Что на ней изображено?

На доске фрагменты рисунка на тему “Осень”, которые расположены без определённого порядка.

Учитель. Итак, что вы обо всем этом можете сказать?

Студенты. Музыка на музыку не похожа. Какая-то картинка, но непонятно, что на ней. Беспорядок какой-то.

Учитель. Вы правы: беспорядок какой-то! Одним словом, разлад.

Но почему произошел разлад в стихотворении, музыкальной пьесе и рисунке?

Студенты. Не на своём месте слоги, звуки, части рисунка.

Учитель. Значит, что нужно сделать для того, чтобы понять смысл стихотворения, прочувствовать красоту музыкальной пьесы и увидеть художественный образ картины?

Студенты. Нужно упорядочить элементы.

Учитель. Элементы чего? Как это сделать?

Две студентки выходят к доске и “наводят порядок”: расставляют слоги стихотворения, фрагменты рисунка.

Учитель. Теперь посмотрим, что получилось?

Учитель совместно со студентами читает текст отрывка стихотворения А.С.Пушкина “Осень”.

“Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье.
В багрец и золото одетые леса”.

Далее в исполнении учителя звучит пьеса Е.Д.Кузнецова “Топотушки”.

Обращается внимание на художественный образ рисунка на тему “Осень”.

Учитель. Что вы теперь обо всем этом можете сказать? Кто попробует сделать вывод?

Студенты. Для того, чтобы понять стихотворение, услышать музыку, увидеть картину, нужно, чтобы слова, звуки, фрагменты картины были на своих местах, в нужном порядке.

Учитель. Значит, если прежде был разлад, то сейчас явился ЛАД. Следовательно, какой сегодня будет тема урока?

Студенты. Тема нашего урока “Лад”!

III этап. Введение новых музыкальных понятий.

Цель: введение новых понятий “лад”, “мажор”, “минор”.

Учитель. Сейчас я вам дам разные определения слова “ЛАД”, взятые из словарей.

Вам нужно будет прочитать все определения слова “лад” и сказать, какие из них имеют непосредственное отношение к теме нашего урока. Работать будем по группам.

Класс делится на группы по 6 человек.

Справочные материалы

Для 1 группы.

1. Музыка — это искусство, в котором звуки располагаются стройно, согласованно, упорядоченно.

Однако слово лад – не просто стройность и согласие. Это специальный термин, который означает взаимосвязь звуков между собой, их согласованность, слаженность.

2. Лад – славянский бог примирения и согласия (минор).

3.Объединение звуков, различных по высоте и тяготеющих друг к другу, называется ладом.

4. Лад значит ладить – жить мирно, соглашаться, не ссориться.

5. Ладить – налаживать что-то, излаживать, приноравливать, пригонять, поправлять, изготавливать, строить музыкальное орудие.

6. Лад в переводе, со славянского — согласие, мир, порядок.

Для 2 группы.

7. Лад – строй музыкального произведения, сочетание звуков и созвучий.

8. Лад – образец, способ.

9.Лад – основа высотной организации музыкальных звуков.

10. Лад – поперечное деление на грифе струнного инструмента.

11. Лад – клавиши гармоники, духовых инструментов.

12. Лад – мир, согласие, любовь, дружба, отсутствие вражды, порядок.

Для 3 группы.

13. Лад – свет, дружелюбие. Много слов можно привести с корнем “лад”: ладонь, ладошка, ладоша, ладушки, ладонька, ладить, сладить, лада.

14. Лад – это система взамоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками.

15. Лад является организующим началом высотного соотношения звуков в музыке. Лад придает музыке, совместно с другими выразительными средствами, определенный характер, соответствующий ее содержанию.

16. Лад – важнейшая эстетическая категория музыки; система звуковысотных связей, объединенных центральным звуком (созвучием).

17. Хорошее это славянское слово – лад. Хорошо, когда дело ладится, когда в семье лад, когда платье ладно сшито. Недаром лад – это стройность, порядок, мир.

18. Лад – взаимосвязь музыкальных звуков, их слаженность, согласованность между собой.

Для 4 группы.

19. Лад – это средство музыкальной выразительности. Без лада нет мелодии.

20. Лад – система более или менее устойчивых звуков, связанных тяготениями.

21.У каждой мелодии есть “свой” ряд звуков, причем этот обычно небольшой ряд – не просто набор, а определенная система, которая называется ладом.

22.Лад – торг, уговор при купле и продаже.

23.Лад – поперечные порожки на шейке балалайки, бандуры, гитары.

24. Лад – выражение настроения в музыке.

На выполнение работы отводится 3-4 минуты урока.

Учитель. Работа завершена. Какие определения слову “лад”, на ваш взгляд, соответствуют теме нашего урока? Выступления представителей групп.

Учитель. Хочется обобщить ваши ответы. Лад в переводе со славянского означает мир, порядок, согласие, дружбу, любовь. Сердечную теплоту этого слова передают русские пословицы и поговорки: “Сядем рядком да поговорим ладком”, “Где лад, там и клад”, “Не будь складен, а будь ладен”, “С кем мир да лад, так тот мил и брат”, “Что ладно, то ладно, а что ладнее, то еще плотнее”, “И не в лад, да ладно”, “Где мир и лад, там и божья благодать”.

В музыку это слово попало из русского обихода. Значит, лад в музыке – это согласованное сочетание музыкальных звуков. Лад — это согласованность музыкальных звуков между собой. Это определение должно появиться в ваших тетрадях.

— Пока вы работали в группах, я внимательно наблюдала за вами. Мне по душе пришлось, что работали вы с интересом, увлеченно, каждая группа в определенном темпе, настроении, динамике. И сейчас я покажу вам, как вы работали.

  • 1 группа работала так. Учитель исполняет фрагмент мажорной музыки.
  • 2 группа работала вот так. Исполнение минорной пьесы.
  • 3 группа работала так. Исполнение мажорного фрагмента.
  • 4 группа работала вот так. Исполнение минорной пьесы.

Учитель. Можно ли сказать, что вы работали слаженно? Можно ли сказать, что музыка звучала слаженно?

Студенты соглашаются, что слаженности общей работы соответствовала слаженность музыки

Учитель. Прозвучали 4 музыкальных фрагмента. На какие 2 группы их условно можно разделить?

Студенты. Музыка бодрая, весёлая и грустная.

Учитель. Перед вами на доске 2 таблицы со словами, характеризующими разное настроение музыки.

На таблице 1 слова. Грустная, задумчивая, печальная, спокойная, мягкая, ласковая, протяжная, минорная, нежная, хмурая.

На таблице 2 слова. Веселая, задорная, счастливая, добрая, солнечная, бойкая, торжественная, легкая, радостная, мажорная, светлая, бодрая.

Учитель. Какая таблица слов соответствует характеристике этой музыки?

Звучит в исполнении учителя пьеса Е.Д. Кузнецова “Грустиночка”.

Учитель. Какая таблица слов соответствует характеристике этой пьесы?

Учитель исполняет на баяне пьесу “Веселинка” Е.Д. Кузнецова.

Учитель. Еще раз внимательно посмотрите на таблицы слов и скажите, какие 2 слова взяты из музыкальных словарей и имеют непосредственное отношение к теории музыки?

Студенты. Это слова минорный и мажорный.

Учитель. Уберите окончания и суффиксы этих слов и произнесите получившиеся слова вслух.

Мажор и минор – разновидности лада. Запишите это в своих тетрадях.

– Так чем отличаются лады друг от друга?

Студенты. Лады отличаются друг от друга настроением.

Учитель. Правильно, лад – это выражение настроения, значит, различаются настроением. Мажор имеет более светлое настроение, минор – притемненное. Сейчас прозвучит пьеса Л.В. Бетховена. После внимательного и осознанного слушания подготовьтесь ответить на вопрос “Сколько настроений выражено в этой музыке?”

Слушание /Л.В. Бетховен. “Веселая. Грустная”/.

Повторение вопроса. Одни студенты полагают, что в музыке выражено два настроения, а другие считают, что три.

Учитель. Так кто же прав? Из скольких частей состоит произведение? Какие слова, характеризующие музыку, мы можем подобрать к 1 части?

Студенты дают ответ, зачитывая слова второй таблицы.

Учитель. Значит, в каком ладу написана 1 часть? (мажор). Какой лад свойственен второй части? (минор). В чем своеобразие 3 части музыкального произведения? Какой лад ей гармоничен? Кто нарисует ладовую схему этой музыкальной пьесы на доске?

Студентка выполняет работу у доски.

Учитель. Какое название предложили бы вы для каждой части, если бы сами были композиторами?

Студенты предлагают свои варианты названий музыкального произведения и обосновывают своё мнение.

Учитель. Великий немецкий композитор Людвиг ван Бетховен назвал свою пьесу очень просто: “Веселая. Грустная”. А теперь вернемся к вопросу о количестве настроений в музыке. Правы были и те, кто назвал 3 настроения, потому что они услышали характер каждой части произведения. Правы и те, кто сказал, что в произведении 2 настроения, потому что они определили основные настроения пьесы. Но почему Л.В. Бетховен закончил свое произведение не грустью, печалью, а, наоборот, завершил бодрым и жизнеутверждающим звучанием мажора?

Студенты говорят о том, что в жизни часто грусть сменяется радостью, что человек даже в печали живёт надеждой на то, что всё изменится.

Учитель. Вы правы. Жизнь и творчество великого композитора были наполнены неустанной, напряженной борьбой против жестких ударов судьбы, обрушившихся на него буквально с первых дней жизни; борьбой с горем, нуждой, унижениями и несправедливостью, борьбой за жизнь, за счастье, за радость, хоть и через страдания.

И даже в такой маленькой пьесе, как “Веселая. Грустная” Л.в.Бетховен просто и строго, страстно и красиво утверждает добро, справедливость и свободу. На уроках музыки в школе при повторном прослушивании пьесы вы можете использовать музыкально-ритмические движения. /Например, имитацию игры на фортепиано (1-3 части) и скрипке (2 часть) /. Этот прием “имитация игры на музыкальных инструментах” зафиксируйте в отдельной тетради-копилке методических приемов. Цель такого приёма – знакомство детей с музыкально-ритмическими движениями на примере имитационной игры на музыкальных инструментах. /Студенты делают записи в тетрадях./

Учитель. Повторите еще раз, чем отличаются друг от друга лады: мажор и минор?

Студенты делают вывод.

Учитель. Но не только этим. От слова “настроение” уберите приставку, и у вас получится новое слово. Значит, вторым отличительным признаком будет строение, т.е. структура ладов.

Мажор в переводе с латинского означает больший, твердый. Минор – меньший, мягкий. Мажор имеет следующую расположенность звуков ТТПТТТП, где полутон – это расстояние между двумя ближайшими звуками. 2 полутона – тон. Послушайте, как звучит мажор.

Учитель исполняет мажорные гаммы, трезвучия в разных октавах. А потом продолжает:

Минор имеет следующую расположенность звуков ТПТТПТТ и звучит так. (Учитель исполняет минорные гаммы, трезвучия, аккорды.) Значит, понятиям “Мажор” и “Минор” можно дать такие определения:

Мажор – это лад, имеющий следующую расположенность звуков: ТТПТТП”.

Минор – это лад, имеющий следующую расположенность звуков: ТПТТПТ”.

В словарях есть и такие определения: “мажор – это лад, устойчивые звуки которого составляют большое трезвучие или мажорное”, “минор – это лад, устойчивые звуки которого составляют малое трезвучие – минорное”.

Студенты записывают определения музыкальных понятий.

Учитель. А теперь сделаем вывод, что такое лад? Какие разновидности лада вы знаете? Какими признаками отличаются лады друг от друга? Какое строение имеет мажор? Какую структуру имеет минор? Теперь закрепим полученные знания.

IV Этап урока. Воспроизведение знаний.

Цель: закрепить полученные знания.

Учитель. Сейчас прозвучат музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина “Метель” композитора Г.В.Свиридова. Осознанно слушая музыку, обратите внимание на мелодию, проследите, сколько раз она звучит и как она изменяется? /Слушание “Весна. Осень” Г.В.Свиридова/

Учитель. Сколько раз прозвучала основная мелодия? Как она изменялась?

Вывод: сама мелодия не изменялась, а изменялся лад.

— Какой лад звучал в начале и в конце произведения?

Вывод: значит, основная мелодия оставалась неизменной, только во втором её проведении изменилось ладово-гармоническое сопровождение.

Георгий Васильевич Свиридов назвал свое произведение гениально просто. Первая часть ассоциируется со временем года, когда все оживает, это …, вторая часть – со временем года, когда все увядает. Значит, пришла …

В произведении “Весна. Осень”. Г.В.Свиридов использовал прием ладовых изменений. Такой приём в ходе уроков музыки может быть использован с целью развития ладового слуха, внимания в процессе восприятия музыки.

Запишите название приема в тетрадь-копилку методических приемов.

Учитель. Приведу другие примеры музыкальных произведений, определите, сколько их?

Учитель исполняет семь фрагментов музыкальных произведений.

— Сколько музыкальных фрагментов прозвучало? Какими они были по характеру, настроению?

– Возможно ли такую разнообразную палитру чувств, настроений в музыке изобразить только одним цветом в живописи? Почему?

– Например, такое настроение в музыке (учитель исполняет фрагмент первой части “Вальса – шутки” Д.Д.Шостаковича на металлофоне) можно изобразить темно-синим цветом в живописи? Почему?

– Значит, каким цветом на рисунке его лучше изобразить?

– А такое настроение (учитель исполняет фрагмент произведения Л. В. Бетховена “Сурок” на баяне или фортепиано) каким цветом вы передадите?

-Значит, какое из настроений музыки мы можем выразить яркими, сочными оттенками красок?

-А бледными, тусклыми, притемненными тонами?

-Сейчас вам предстоит выполнить следующее задание: вы должны создать из набора разнообразных по цветовой гамме лепестков “цветик – семицветик”.

Каждая группа получит набор из одного белого альбомного листа, 10-ти разнообразных по цветовой насыщенности лепестков, одного фломастера и клея-карандаша.

После того, как прозвучит музыкальный фрагмент (их будет семь), вам нужно за две минуты обсудить лад прозвучавшего произведения, выбрать цвет лепестка, написать фломастером номер прозвучавшего произведения и название лада, после чего приклеить лепесток к альбомному листу. В итоге в каждой группе должен получиться свой “цветик-семицветик”.

Выполнение задания.

Учитель. Получились цветики-семицветики? Представители групп демонстрируют свои работы у доски. Идёт краткое обсуждение ладовой принадлежности каждого произведения.В процессе работы выявляются два несоответствия, два музыкальных парадокса.Первая часть “Итальянской польки” С.В.Рахманинова звучит радостно, празднично, легко, а оказывается, что написана она в миноре.

Учитель. Как могло такое произойти? Студенты высказывают предположение, что это произведение стало лиричным воспоминанием о путешествии по Италии.

А может, оно воплотило в себе разнообразные черты характера композитора: спокойствие, ровный меланхолический голос и при этом мужественная манера поведения, скупость на слова и прямолинейность в обхождении с людьми, скрытость, обособленность и в то же время удивительная романтичность. Противоречивость характера передалась и в музыке.

Другой музыкальный парадокс – песня М. Блантера на слова М.Исаковского “Катюша”.

Учитель. Прослушайте песню еще раз. Вы определили лад как мажор, а написана она в миноре. Как вы думаете, почему?

Выслушав предположения студентов о том, что стало причиной появления грусти в казалось бы радостной песне, учитель добавляет:

-Песня родилась в 1938 году. Время тогда было тревожное: еще пылало пламя войны в Испании, в том же году Красная Армия вынуждена была вести тяжелые бои с японскими самураями у озера Хасан, не очень спокойно было и на западных наших границах. Поэтому звонкая радость, запоминающаяся яркость мелодии песни переплелась с мягким обаянием и лиричным звучанием минорного лада.

Прием “Лад – цвет” отразите в копилке музыкальных приемов. Посредством данного приёма можно развивать ассоциативное мышление и творческое воображение: сочетание звука в музыке и цвета в живописи.

– А сейчас мы распоемся и вспомним песни осенней тематики. Я не буду напоминать вам названий попевок и песен, мы работаем по дирижерскому жесту, используя прием “музыкальных вступлений”.

Звучит музыкальный проигрыш к определенной песне, вы в своих песенниках находите текст и четко, ясно вступаете с первым звуком мелодии. Не забываем о правилах пения.

Вокально-хоровая работа.

После исполнения определяется лад каждой песни и попевки. Название приема записываем в копилку методических приемов. Цель приёма – развитие музыкального слуха и памяти.

Учитель. Вот и подходят к логическому завершению 2 часа музыки, посвящённых теме “ЛАД”. Но мне очень хочется узнать ваше мнение о сегодняшних уроках.

V Этап. Рефлексия.

Цель: подвести итог урока.

– Скажите, пожалуйста, получилось у нас с вами занятие или нет? Почему?

– Что нового вы узнали на уроке? А как это мы узнавали новое?

– Обо всем этом рассказала вам я, или чаще вы сами делали открытия?

– Почему у вас все получилось?

– Скажите, а зачем вам нужно иметь знания по этой теме?

– Можно ли обойтись без знаний о ладе, преподавая музыку?

– А пригодится ли вам это знание в обыденной жизни?

– Можно ли утверждать, что сегодня урок стал развитием вашего кругозора и почему?

Домашнее задание

Учитель. Сегодня задание на дом будет трехуровневым.

Вам нужно будет выбрать и выполнить одно задание любого уровня.

Первый уровень предполагает самое легкое задание: выписать из музыкальных словарей определения слов “мажор” и “минор”.

Второй уровень чуть посложнее: необходимо найти 10 примеров детских песен, написанных в мажоре и миноре. Названия произведений и ладов записать в тетрадях.

Третий уровень – самый сложный.

Выполнить второе задание и дополнительно нарисовать иллюстрации к двум разнохарактерным произведениям.

Учитель. А завершить урок я хочу пожеланиями.

Учитель рисует две плавные линии на доске в форме сердца, помещая в них все опорные слова урока, и продолжает:

– Еще в XVIII веке великий немецкий композитор Людвиг ван Бетховен сказал: “Доброе сердце – прекрасный разум, злое сердце – жестокий ум”.

Я хочу, чтобы ваши сердца были всегда добрыми, чистыми, искренними по отношению ко всем окружающим вас людям. Любите, радуйтесь, мечтайте, творите добро; учитесь ладить друг с другом и никогда не забывайте прекрасные старинные слова “Где мир да лад, там и божья благодать”.

Спасибо за хорошую работу на уроке

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Полное руководство по мажорным гаммам

Как мы говорили в нашем руководстве для начинающих по музыкальным гаммам, гамма — это группа нот, расположенных в порядке возрастания или убывания высоты тона. Есть много разных гамм, некоторые из которых звучат радостно, а некоторые — грустно.

В этом посте мы рассмотрим один тип гаммы, называемый мажорной гаммой, которая, вероятно, является первой гаммой, которую изучают большинство людей.

Содержание

Что такое мажорная гамма?

Мажорный лад — один из наиболее широко используемых типов гаммы в западной музыке.

Вы бы слышали это сотни раз, возможно, даже не осознавая этого.

Когда вы впервые начинаете изучать инструмент, обычно первым делом вы учитесь играть в мажорной гамме.

Если вы не смотрели фильм «Звуки музыки», то песня «До-Ре-Ми» очень хорошо объясняет мажорную гамму!

До-Ре-Ми – Звуки Музыки

Песня До-Ре-Ми построена с использованием системы под названием Сольфа или сольфеджио.

Проще говоря, это просто еще один способ описания ступеней шкалы.

Мажорные гаммы представляют собой тип диатонической гаммы, это означает, что они содержат семь нот и состоят из пяти интервалов тона и двух интервалов полутона.

Как вы формируете мажорную гамму?

Чтобы сделать мажорную гамму, нам просто нужно следовать очень простой формуле полутонов и тонов (целых шагов и полутонов) между каждой нотой.

Эта формула:

T T S T T T S

Или в целых и полушагах, основной шкалой будет эта формула :

Вт W H W W W H

Используя эту комбинацию интервалов, мы можем составить мажорную гамму, начиная с любой ноты. Давай попробуем.

Создание гаммы до мажор

Мы собираемся начать с ноты до и составить мажорную гамму, следуя порядку полутонов и тонов, указанному выше.

Итак, от C нам нужно подняться на один тон (целый шаг) до D:

От D мы поднимемся еще на один тон (целый шаг) до E:

От E,w мы должны подняться на один полутона (полутона) до фа:

Затем мы поднимаемся на тон (целый шаг) вверх до соль:

От соль мы поднимаемся еще на один тон (полутона) до ля:

Почти там, от ля мы поднимитесь на тон (целый тон) до B:

И, наконец, от B мы поднимемся на один полутон (полтона) до C:

Там у нас есть до-мажорная гамма, которая звучит на фортепиано так:

Гамма до-мажор

До-мажор — единственная мажорная гамма, для которой не нужны ни диезы, ни бемоли.

Мажорная гамма против ионийского лада

Музыкальные лады представляют собой ряд гамм, основанных на мажорной гамме.

Первый лад называется ионическим ладом и точно такой же, как мажорный лад.

Никакой разницы, кроме названия!

Обзор всех мажорных гамм

Ниже приведены все различные мажорные гаммы с примерами в скрипичном ключе.

Гамма до мажор

Вот гамма до мажор, в которой используются ноты: C D E F G A B.

До мажор по возрастанию в скрипичном ключе Гамма до мажор по убыванию в скрипичном ключе

Для получения дополнительной информации об этой тональности см. наш подробный пост о гамме до мажор здесь.

Гамма соль мажор

Вот гамма мажор соль, в которой используются ноты: G A B C D E F#.

Гамма соль мажор по возрастанию в скрипичном ключе Гамма соль мажор по убыванию в скрипичном ключе

Для получения дополнительной информации об этой тональности см. наш подробный пост о гамме соль мажор здесь.

Гамма ре мажор

Вот гамма ре мажор, в которой используются ноты: D E F# G A B C#.

Гамма ре мажор по возрастанию в скрипичном ключе Гамма ре мажор по убыванию в скрипичном ключе

Для получения дополнительной информации об этой тональности см. наш подробный пост о гамме ре мажор здесь.

Гамма ля мажор

Вот гамма ля мажор, в которой используются ноты: A B C# D E F# G#.

Мажорная гамма с возрастанием в скрипичном ключе Гамма мажор по убыванию в скрипичном ключе

Для получения дополнительной информации об этой тональности см. наш подробный пост о гамме ля мажор здесь.

Гамма ми мажор

Вот гамма ми мажор, в которой используются ноты: E F# G# A B C# D#.

Гамма ми мажор по возрастанию в скрипичном ключе Гамма ми мажор по убыванию в скрипичном ключе

Для получения дополнительной информации об этой тональности см. наш подробный пост о гамме ми мажор здесь.

Гамма B мажор

Вот гамма B мажор, в которой используются ноты: B C# D# E F# G# A#.

Гамма си мажор по возрастанию в скрипичном ключе Гамма си мажор по убыванию в скрипичном ключе

Для получения дополнительной информации об этой тональности см. наш подробный пост о гамме си мажор здесь.

Гамма фа-диез мажор

Вот мажорная гамма фа-диез, в которой используются ноты: F# G# A# B C# D# E#.

Фа-диез мажор по возрастанию в скрипичном ключе Гамма фа-диез мажор по убыванию в скрипичном ключе

Для получения дополнительной информации об этой тональности см. наш подробный пост о мажорной гамме фа-диез здесь.

Гамма до-диез мажор

Здесь представлена ​​мажорная гамма до-диез, в которой используются ноты: C# D# E# F# G# A# B#.

Гамма до-диез мажор по возрастанию в скрипичном ключе Гамма до-диез мажор по убыванию в скрипичном ключе

Для получения дополнительной информации об этой тональности см. наш подробный пост о мажорной гамме до-диез здесь.

Гамма фа мажор

Вот гамма фа мажор, в которой используются ноты: F G A Bb C D E.

Фа мажор по возрастанию в скрипичном ключе Гамма фа мажор по убыванию в скрипичном ключе

Для получения дополнительной информации об этой тональности см. наш подробный пост о гамме фа мажор здесь.

Гамма си-бемоль мажор

Вот гамма мажор си-бемоль, в которой используются ноты: Bb C D Eb F G A.

Гамма си-бемоль мажор по возрастанию в скрипичном ключе Гамма си-бемоль мажор по убыванию в скрипичном ключе

Для получения дополнительной информации об этой тональности см. наш подробный пост о мажорной гамме си-бемоль здесь.

Гамма ми-бемоль мажор

Вот мажорная гамма ми-бемоль, в которой используются ноты: Eb F G Ab Bb C D.

Гамма ми-бемоль мажор по возрастанию в скрипичном ключе Гамма ми-бемоль мажор по убыванию в скрипичном ключе

Для получения дополнительной информации об этой тональности см. наш подробный пост о мажорной гамме ми-бемоль здесь.

Гамма ля-бемоль мажор

Вот гамма ля-бемоль мажор, в которой используются ноты: Ab Bb C Db Eb F G.

Гамма ля-бемоль мажор с возрастанием в скрипичном ключе Гамма ля-бемоль мажор по убыванию в скрипичном ключе

Для получения дополнительной информации об этой тональности см. наш подробный пост о мажорной гамме ля-бемоль здесь.

Гамма ре-бемоль мажор

Вот гамма мажор ре-бемоль, в которой используются ноты: Db Eb F Gb Ab Bb C.

Гамма ре-бемоль мажор по возрастанию в скрипичном ключе Гамма ре-бемоль мажор по убыванию в скрипичном ключе

Для получения дополнительной информации об этой тональности см. наш подробный пост о мажорной гамме ре-бемоль здесь.

Гамма соль-бемоль мажор

Вот мажорная гамма соль-бемоль, в которой используются ноты: Gb Ab Bb Cb Db Eb F.

Гамма соль-бемоль мажор по возрастанию в скрипичном ключе Гамма соль-бемоль мажор по убыванию в скрипичном ключе

Для получения дополнительной информации об этой тональности см. наш подробный пост о мажорной гамме соль-бемоль здесь.

Гамма до-бемоль мажор

Здесь представлена ​​мажорная гамма до-бемоль, в которой используются ноты: Cb Db Eb Fb Gb Ab Bb.

Гамма до-бемоль мажор по возрастанию в скрипичном ключе Гамма до-бемоль мажор по убыванию в скрипичном ключе

Для получения дополнительной информации об этой тональности см. наш подробный пост о мажорной гамме до-бемоль здесь.

Мажорные гаммы, ступени ладов и тональности – ОТКРЫТАЯ ТЕОРИЯ МУЗЫКИ

I. Основы

Челси Хэмм и Брин Хьюз

  • Мажор — это упорядоченный набор половинных и целых тонов с восходящей последовательностью W-W-H-W-W-W-H.
  • Мажорные гаммы названы по их первой ноте (которая также является их последней нотой), включая любые акциденции, которые относятся к ноте.
  • 90 205 – это слоги, отмеченные значком над ними. Степени шкалы: [латекс]\шляпа1-\шляпа2-\шляпа3-\шляпа4-\шляпа5-\шляпа6-\шляпа7[/латекс]. 90 205 слогов — еще один метод наименования нот в мажорной гамме. Слоги do , re , mi , fa , sol , la и ti .
  • Каждая нота мажорной гаммы также имеет название: тоника, супертоника, медианта, субдоминанта, доминанта, субмедианта и ведущий тон.
  • A , состоящий из одного или , появляется в начале композиции после ключа, но перед тактовым размером.
  • Порядок диезов в тональностях F, C, G, D, A, E, B, а порядок бемолей обратный: B, E, A, D, G, C, F. В тональностях диезов , последний диез на полтона ниже тоники (первая нота гаммы). В плоских тональностях предпоследняя бемоль является тоникой.
  • Удобная визуализация для запоминания основных ключевых знаков. Все знаки основных тональностей размещены на круге в порядке количества знаков альтерации.

A представляет собой упорядоченный набор половинных и целых шагов (для обзора см. Половинные и целые шаги и Случайные числа).

A представляет собой упорядоченный набор полу- (сокращенно H) и целых шагов (сокращенно W) в следующей восходящей последовательности: W-W-H-W-W-W-H. Прослушайте пример 1, чтобы услышать восходящую мажорную гамму. Каждый шаг целиком помечен квадратной скобкой и буквой «W», а каждый полушаг помечен угловой скобкой и буквой «H».

Пример 1. Восходящая мажорная гамма.

Мажорная гамма всегда начинается и заканчивается нотами с одинаковым буквенным названием, разделенными одной буквой, и эта начальная и конечная нота определяет название гаммы. Таким образом, пример 1 изображает гамму до мажор, потому что его первая и последняя нота — до.

Название гаммы включает в себя все альтерации, относящиеся к первой и последней нотам. В примере 2 показана мажорная гамма B♭ (си-бемоль), а не си-мажорная гамма, в которой используется другой набор высоты тона. Обратите внимание, что образец половинных и целых шагов одинаков во всех мажорных гаммах, как показано в Примере 1 и Примере 2.

Пример 2. Гамма си-бемоль мажор.

Музыканты называют ноты мажорных гамм по-разному. слоги, отмеченные с над ними. Первой нотой гаммы является [латекс]\шляпа{1}[/латекс], а числа возрастают до последней ноты гаммы, которая также является [латекс]\шляпа{1}[/латекс] (хотя некоторые инструкторы предпочитаю [латекс]\шляпа{8}[/латекс]). В примере 3 показана гамма ре мажор, где каждая ступень звукоряда помечена арабской цифрой и знаком вставки.

Пример 3. Гамма ре мажор.

Ниже ступеней звукоряда в примере 3 также показан другой способ наименования нот в мажорном звукоряде: слоги сольфеджио сольмизации. (система слогов) — еще один способ обозначения нот в мажорной гамме. Слоги do , re , mi , fa , sol , la и ti могут быть применены к первым семи нотам любой мажорный масштаб; они аналогичны градусам шкалы [латекс]\шляпа{1}[/латекс], [латекс]\шляпа{2}[/латекс], [латекс]\шляпа{3}[/латекс], [латекс]\ шляпа{4}[/латекс], [латекс]\шляпа{5}[/латекс], [латекс]\шляпа{6}[/латекс] и [латекс]\шляпа{7}[/латекс]. Последняя нота сделать ([латекс]\шляпа{1}[/латекс]), потому что это повторение первой ноты. Поскольку делает ([латекс]\шляпа{1}[/латекс]) меняется в зависимости от того, какой является первая нота мажорной гаммы, этот метод сольфеджио называется. Это в отличие от системы сольмизации, в которой делают ([латекс]\шляпа{1}[/латекс]) всегда соответствует классу шага C.

Каждая нота мажорной гаммы также имеет название: тоника, супертоника, медианта, субдоминанта, доминанта, субмедианта, ведущий тон, а затем снова тоника. В примере 4 показано, как эти названия соотносятся с числами ступеней гаммы и системами сольфеджио, описанными выше.

Номер градуса шкалы Сольфеджио Название степени шкалы
[латекс]\шляпа{1}[/латекс] до Тоник
[латекс]\шляпа{2}[/латекс] по Супертоник
[латекс]\шляпа{3}[/латекс] миль Медиант
[латекс]\шляпа{4}[/латекс] ФА Субдоминант
[латекс]\шляпа{5}[/латекс] соль Доминант
[латекс]\шляпа{6}[/латекс] ла Субмедиант
[латекс]\шляпа{7}[/латекс] ти Ведущий тон
[латекс]\шляпа{8}[/латекс] / [латекс]\шляпа{1}[/латекс] до Тоник

Пример 4. Номера ступеней звукоряда, слоги сольфеджио и названия ступеней звукоряда.

В примере 5 показаны эти названия ступеней звукоряда, применяемые к мажорной гамме A♭:

.


Пример 5. Гамма A♭ мажор с названиями ступеней гаммы.

В примере 6 показаны ноты и названия ступеней гаммы ля мажор в порядке, который показывает, как были получены названия ступеней гаммы. Изогнутые линии над нотоносцем показывают интервальное расстояние между каждой ступенью гаммы и тоникой.

  • Слово доминанта унаследовано от средневековой теории музыки и указывает на важность квинты над тоникой в ​​музыке.
  • Слово медиана означает «средний» и относится к тому факту, что медиана находится в середине тоники и доминирующей высоты.
  • Латинская приставка super означает «выше», поэтому супертоник на секунду выше тоники. Это единственный «супер-» интервал.
  • Латинский префикс sub означает «ниже»; субтонический, субмедиантный и субдоминантный являются перевернутыми версиями (т. Е. Ниже тоники) супертонического, медиантного и доминантного соответственно. (Обратите внимание, что в этом тексте мы предпочитаем термин  вместо «субтонический», когда речь идет о ступени гаммы, которая находится на полтона ниже тоники, названной так потому, что ее часто считают «ведущей» к тонике.)
Пример 6. Ноты мажорной гаммы A ♭ расположены так, чтобы показать происхождение названий ступеней гаммы.

A , состоящая из одного или , появляется в начале композиции после ключа, но перед тактовым размером. Вы можете запомнить этот порядок, потому что он в алфавитном порядке: ключ, тональность, время. Пример 7 показывает тональность между басовым ключом и тактовым размером.

Пример 7. Тональность идет после ключа, но перед тактовым размером. Пример 8. Обе си-бемоли, независимо от октавы.

Ключевые подписи собирают знаки альтерации в шкале и помещают их в начало композиции, чтобы было легче отслеживать, к каким нотам применены знаки альтерации. В примере 7 на линиях и пробелах есть бемоли, обозначающие ноты си, ми и ля (читаются слева направо). Следовательно, каждая си, ми и ля в композиции с этой тональностью будут плоскими, независимо от октавы. В примере 8 обе эти B будут плоскими, потому что B♭ находится в ключевой подписи.

Плоские тональные подписи имеют определенный порядок добавления бемолей, и то же самое верно для диезов в диезных тональных подписях. Эти заказы применяются независимо от ключа. В примере 9 показан порядок диезов и бемолей во всех четырех выученных ключах:

. Пример 9. Порядок диезов и бемолей в скрипичном, басовом, альтовом и теноровом ключах.

Порядок диезов всегда F, C, G, D, A, E, B. Это можно запомнить с помощью мнемонического выражения «Толстые коты идут по переулкам (чтобы) есть птиц». Острия образуют зигзагообразный узор, чередуясь опускаясь и поднимаясь. В скрипичном, басовом и альтовом ключах этот паттерн «ломается» после D♯, а затем возобновляется. В теноровом ключе нет перерыва, но F ♯ и G ♯ появляются в нижней октаве вместо верхней октавы.

Порядок бемолей противоположен порядку диезов: B, E, A, D, G, C, F. Это делает порядок бемолей и диезов палиндромами. Порядок квартир можно запомнить с помощью этой мнемоники: «Птицы едят и ныряют, уходя в изобилии далеко». Бемоли всегда образуют идеальный зигзагообразный узор, чередующийся вверх и вниз, независимо от ключа, как показано в примере 9.

Есть простой способ запомнить, какая тональность принадлежит какой мажорной гамме. В диезных тональностях последний диез находится на полтона ниже тоники (первой ноты гаммы). В примере 10 показаны три тональности диезов в разных ключах. Вот как идентифицировать каждый с помощью этого метода:

Пример 10. Три разных диеза в скрипичном, басовом и альтовом ключах.
  1.  Последний диез (в данном случае единственный диез), F♯, находится на полтона ниже ноты G. Следовательно, это тональность соль мажор.
  2. Последний диез, G♯, находится на полтона ниже ноты A. Следовательно, это тональность ля мажор.
  3. Последний диез, E♯, на полтона ниже ноты F♯. Следовательно, это ключевая подпись фа ♯ мажор.

В бемольных тональностях предпоследняя бемоль является тоникой (первой нотой гаммы). В примере 11 показаны три подписи без ключа в разных ключах. Вот как идентифицировать каждый с помощью этого метода:

Пример 11. Три разных плоских тональности в басовом, скрипичном и теноровом ключах.
  1. Предпоследний бемоль в этой тональности — B♭. Следовательно, это ключевая подпись B ♭ мажор.
  2. Предпоследняя квартира — A♭. Следовательно, это тональность ля ♭ мажор.
  3. Предпоследняя квартира — G♭. Следовательно, это ключевая подпись G ♭ мажор.
Пример 12. Тональность до мажор (вверху) и фа мажор (внизу).

Есть две ключевые подписи, у которых нет «приемов», которые вам просто нужно запомнить. Это до мажор, в тональности которого нет ничего (без диезов и бемолей), и фа мажор, в котором есть одна бемоль: B ♭ (пример 12).

В примере 13 показана тональность до мажор (без диезов и бемолей), за которой следуют все ноты диезов по порядку во всех четырех ключах: G, D, A, E, B, F♯ и C♯ мажор.

Пример 13. Основные знаки C, G, D, A, E, B, F♯ и C♯ во всех четырех ключах.

Пример 14  сначала показывает тональность до мажор (без диезов и бемолей), затем все тональности по порядку во всех четырех ключах: F, B♭, E♭, A♭, D♭, G♭ и До ♭ мажор.

Пример 14. Основные знаки C, F, B♭, E♭, A♭, D♭, G♭ и C♭ во всех четырех ключах.

В примере 14 сначала показана тональность до мажор (без диезов и бемолей), а затем тональность F, B♭, E♭, A♭, D♭, G♭ и C♭ во всех четырех ключах.

Есть еще один «трюк», который может облегчить запоминание тональности: до мажор — тональность без диезов и бемолей, до ♭ мажор — тональность с каждой нотой-бемоль (всего 7 бемолей), а до ♯ мажор — ключевая подпись с каждой нотой диез (всего 7 диезов).

Основные ключи называются «настоящими», если они соответствуют одной из подписей ключа в примерах 13 или 14. Если для подписи ключа требуется или , то эта подпись ключа будет «воображаемой». Иногда вы можете встретить музыку в воображаемой тональности. Пример 15 показывает мажорную гамму F ♭; ключевая подпись F ♭ является воображаемой, потому что для нее потребуется B𝄫.

Пример 15. Фа ♭ мажор в скрипичном ключе.

Удобный визуал. В круге квинт все знаки мажорной тональности расположены по кругу в порядке количества знаков альтерации. Квинтовый круг назван так потому, что каждый ключевой знак находится на расстоянии одной пятой от тех, что по обе стороны от него. В примере 16 показан круг квинт для основных ключевых подписей:

. Пример 16. Квинтовый круг для мажорных тональностей.

Если начать с верхней части круга (12 часов), появится тональность до мажор, в которой нет ни диезов, ни бемолей. Если вы продолжите движение по часовой стрелке, появятся знаки диез, и каждый последующий знак тональности будет добавлять еще один. Если вы продолжите против часовой стрелки от до мажор, появятся подписи бемоля, каждая последующая подпись добавляет еще один бемоль. Три нижние ключевые подписи (на 7, 6 и 5 часов) в примере 16 — это . Например, гаммы си мажор и до ♭ мажор имеют разные тональности — пять диезов и семь бемолей соответственно, но звучат одинаково, потому что ноты си и до ♭ энгармонически эквивалентны.

Интернет-ресурсы

  • Учебное пособие по мажорным гаммам (musictheory.net)
  • Мажорные гаммы (практические аккорды и гармонии)
  • Мажорные гаммы (YouTube)
  • Названия ступеней звукоряда (musictheoryfundamentals.com)
  • Названия ступеней звукоряда (musictheory.net)
  • История сольфеджио и учебник (Earlham College)
  • Названия ступеней ладов, сольфеджио и ступеней ладов (YouTube)
  • Major Key Signatures (musictheory.net)
  • Подписи ключей Sharp (YouTube)
  • Подписи Flat Key (YouTube)
  • Флэш-карточки с мажорной тональностью (music-theory-practice.com)
  • Пятый круг (YouTube)
  • Круг пятых (Классический FM)

Задания из Интернета

  1. Написание мажорных гамм (.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *