Лад мажорный и минорный – Лад в музыке: мажор и минор

Глава VI. Интервалы мажорного и минорного ладов

§ 60. Интервалы натурального мажора и натурального минора

На основных ступенях натуральных видов мажорного и минорного ладов встречаются только диатонические интервалы (к коим, как известно, принадлежат и обе разновидности тритона — ув. 4 и ум, 5), причем все они являются взаимообращающимися. Общее количество интервалов с одинаковой ступеневой величиной всегда соответствует количеству основных ступеней лада (7), так как на каждой из них можно построить любой из диатонических интервалов: приму, секунду, терцию, кварту и т.д.

Интервальный состав параллельных тональностей, взятых в натуральном виде, всегда одинаков, только ступени, на которых строятся те или иные интервалы, будут разными. Это ясно видно из приведенной ниже таблицы:

Наименования интервалов

Основные виды интервалов

На каких ступенях встречаются

Количество

интервалов

данного вида

в натуральном

мажоре

в натуральном

миноре

прима

чистая

на любой ступени

на любой ступени

7

секунда

малая

III, VII

II, V

2

— »—

большая

I, II, IV, V, VI

I, III, IV, VI, VII

5

терция

малая

II, III, VI, VII

I, II, IV, V

4

— »—

большая

I, IV, V

III, VI, VII

3

кварта

чистая

I, II, III, V, VI, VII

I, II, III. IV, V, VII

6

— »—

увеличенная (тритон)

IV

VI

1

квинта

уменьшенная (тритон)

VII

II

1

— »—

чистая

I, II, III, IV, V, VI

I, III, IV, V, VI, VII

6

секста

малая

III, VI, VII

I, II. V

3

—» —

большая

I, II, IV, V

III, IV, VI, VII

4

септима

малая

II, III, V, VI. VII

I, II, IV, V, VII

5

— »—

большая

I, IV

III, VI

2

октава

чистая

на любой ступени

на любой ступени

7

Знание ступеней лада, на которых строятся те или иные интервалы, разумеется, необходимо для более полного усвоения каждого из видов мажора и минора. Находить же тональности, в которых встречаются определенные интервалы, легче и удобнее по квинтовому кругу, руководствуясь при этом следующей системой. Например, нужно определить, в каких тональностях встречается большая секста ля — фа-диез. В этом случае прежде всего надо обратить внимание на то, что один из звуков интервала дан с диезом, следовательно, ни в одной бемольной тональности, а также в тональностях, не имеющих ключевых знаков альтерации, этот интервал встретиться не может. Таким образом, сразу отпадают 16 из 30 употребительных в музыке тональностей (напомним, что пока речь идет только о натуральных видах лада). Второй звук-

ля — дан без знаков альтерации. Поскольку в диатоническом интервале не могут быть выставлены одновременно разнородные знаки альтерации (диез и бемоль), то следует обратить внимание на то, что у ноты ля нет диеза, который был бы пятым по счету. А это обстоятельство, в свою очередь, говорит о том, что уже в тональностях с пятью диезами (и более) данный интервал встретиться не может.

Следовательно, большую сексту ля — фа-диез мы можем найти только в мажорных и минорных тональностях, имеющих при ключе 1, 2, 3, 4 диеза. Конкретно это будут следующие тональности (в скобках указаны ступени, на которых встречается данный интервал):

соль мажор (II)

ми минор (IV)

ре мажор (V)

си минор (VII)

ля мажор (I)

фа-диез минор (III)

ми мажор (IV)

до-диез минор (VI)

Аналогичным образом следует подходить и к интервалам, вообще не имеющим знаков альтерации. Только в этом случае сначала надо определить, какой из звуков интервала первым появится со знаком альтерации (и каким именно), а далее действовать согласно описанному выше способу. Например, надо найти тональности, в которых встретится малая терция ми — соль. Если идти по квинтовому кругу в сторону диезов, то в этом интервале диез появился бы сначала у ноты соль (третий по счету). Но так как его нет, то, следовательно, уже в тональностях с тремя (и более) диезами малая терция ми — соль не встретится. Если же двигаться по квинтовому кругу в сторону бемолей, то сперва бемоль возник бы у ноты ми. Но так как он отсутствует, то, следовательно, данный интервал в тональностях с двумя (и более) бемолями быть не может. В итоге же получается, что малая терция

ми — соль встречается в следующих восьми тональностях мажора и минора:

а) без ключевых знаков альтерации,

б) имеющих при ключе 1 и 2 диеза,

в) имеющих при ключе 1 бемоль.

После этого остается лишь конкретизировать наименования самих тональностей и порядковые номера ступеней, на которых строится искомый интервал.

Наличие разновидностей основных интервалов одного и того же наименования и их количество в данной тональности определяется весьма просто. В ладе имеется только семь основных ступеней, и на каждой из них может быть построен любой из диатонических интервалов, встречающихся в данной мажорной или минорной тональности. Следовательно, в ладе может быть 7 секунд, 7 терций, 7 кварт и т.д., но они могут иметь различную тоновую величину — в зависимости от того, на какой ступени будут строиться. Так, например, в натуральном мажоре и в натуральном миноре малая секунда встречается только дважды: в мажоре — на III и на VII ступенях, а в миноре — на II и V ступенях; значит, на остальных пяти (7 – 2 – 5) ступенях будут строиться большие секунды.

studfiles.net

Лады народной музыки мажорного и минорного наклонения. Пентатоника.

Лады мажорного наклонения

1. Ионийский – совпадает с натуральным мажором.

2. Лидийский – отличается от натурального мажора повышением IV ступени.

3. Миксолидийский – отличается от натурального мажора понижением VII ступени.

 

Лады минорного наклонения

1. Эолийский– совпадает с натуральным минором.

2. Дорийский – отличается от натурального минора повышением VI ступени.

3. Фригийский – отличается от натурального минора понижением II ступени.

 

Пентатоника– это звукоряд, состоящий из пяти звуков. Она отличается от натурального мажора отсутствием IV и VII ступеней. От натурального минора отличается отсутствием II и VI ступеней. В пентатонике нет звуков, образующих тритон. В построении звукоряда пентатоники отсутствуют малые секунды.

 

Билет №5

Родственные тональности. Понятие о модуляции и отклонении.

Модуляция(от латинского Modylatio – мерность) – переход из одной тональности в другую с ее закреплением. Модуляция, при которой изменяется только лад – называется ладовой. (До-мажор – до-минор). Модуляция, при которой изменяется тоника – называется тональной (До-мажор – Соль-мажор).

Отклонение – кратковременный переход из одной тональности в другую, который вводится внутри построения и не совпадает с его окончанием.

Если на ступенях гаммы какой-то тональности построить трезвучия, то они будут тоническими для родственных тональностей.

Тональности, родственные мажорным тональностям:

1. Параллельный минор.

2. Тональность доминанты и ее параллель.

3. Тональность субдоминанты и ее параллель.

4. Тональность минорной субдоминанты.

Например, тональности, родственные До-мажору: ля-минор, Соль-мажор, ми-минор, Фа-мажор, ре-минор, фа-минор.

Тональности, родственные минорным тональностям:

1. Параллельный мажор.

2. Тональность доминанты и ее параллель.

3. Тональность субдоминанты и ее параллель.

4. Тональность мажорной доминанты.

Например, тональности, родственные ля-минору: До-мажор, ми-минор, Соль-мажор, ре-минор, Фа-мажор, Ми-мажор.

 

 

Билет №6

Характерные интервалы.

Кроме интервалов, имеющихся в натуральных видах мажора и минора, в гармоническом виде возникают новые четыре взаимообращающихся интервала – ув2, ум7, ув5, ум4. Их принято называть характерными интервалами, так как они свойственны гармоническим видам мажора и минора.

Характерные интервалы гармонического мажора образуются от понижения VI ступени.

Расположение характерных интервалов в мажоре:

ув 2 – VI пониженная ст., ум 7 – VII ступень,

ув 5 – VI пониженная ст., ум 4 – III ступень.

Вывод: От VI пониженной ступени в мажоре образуются увеличенные интервалы.

Характерные интервалы гармонического минора образуются от повышения VII ступени.

Расположение характерных интервалов в миноре:

ум 7 – VII повышенная ст., ув2 – VI ступень,

ум4 – VII повышенная ст., ум5 – III ступень.

Вывод: От повышения VII ступени в миноре образуется уменьшенные интервалы.

 

Билет №7

Интервалы.

Сочетание двух звуков различной или одинаковой высоты называется интервалом. Это сочетание может быть последовательным или одновременным. Интервалы, в которых звуки берутся последовательно, называются мелодическими. Интервалы, в которых звуки берутся одновременно, называются гармоническими. Количество ступеней в интервале образуют его ступеневую величину. Количество ступеней определяет название интервалов, образованных латинскими порядковыми числительными: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава.

В то же время каждый интервал содержит определенное количество тонов, его тоновую величину. Исходя из тоновой величины, интервалы могут быть чистыми, малыми, большими, уменьшенными и увеличенными.

Интервалы могут быть консонирующими (благозвучие) и диссонирующими (резкое звучание). К консонирующим относятся все чистые интервалы, а также терция и секста. К диссонирующим относятся увеличенные, уменьшенные интервалы, а также секунда и септима.

Интервалы могут быть диатоническими (т.е. образованными между основными ступенями лада, все чистые, большие, малые интервалы, тритоны) и хроматические (т.е. образованными с участием видоизмененных ступеней лада, увеличенные, уменьшенные, дважды увеличенные, дважды уменьшенные интервалы).

Обращением интервала называется перенесение его основания на октаву вверх или его вершины на октаву вниз. В результате обращения большие интервалы становятся малыми, малые – большими, увеличенными – уменьшенными, чистые переходят в чистые.

Интервалы, не выходящие за пределы октавы, называются простыми. Например, прима, секунда, терция и т.д.

Интервалы шире октавы называются составными. Количество ступеней составных интервалов образуются из суммы ступеней октавы и простого интервала. Составные интервалы как и простые бывают чистыми, большими и малыми.

Нона – 9 ступеней, секунда через октаву.

Децима – 10 ступеней, терция через октаву.

Ундецима – 11 ступеней, кварта через октаву.

Дуодецима – 12 ступеней, квинта через октаву.

Терцдецима – 13 ступеней, секста через октаву.

Квартдецима – 14 ступеней, септима через октаву.

Квинтдецима – 15 ступеней, октава через октаву.

 

Билет №8




infopedia.su

МИНОРНЫЙ ЛАД. ПОНЯТИЕ ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ.

⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 12Следующая ⇒

Минорным (минор, в буквальном смысле слова, означает меньший) называется лад, устойчивые звуки которого (в последовательном или одновременном звучании) образуют малое или минорное трезвучие. Предлагаю послушать мажорный и минорный аккорды. Сравните на слух их звучание и различие. Мажорный аккорд звучит более «бодро», а минорный более лирически (помните выражение: «минорное настроение»?). Интервальный состав минорного трезвучия: м3+б3 (малая терция + большая терция). Не будем утруждаться строением минорного лада, потому что можно обойтись понятием параллельные тональности.Возьмем к примеру привычную тональность До-мажор (любимая тональность начинающих музыкантов, потому что при ключе нет ни одного знака). Построим от тоники (звук — До) вниз малую терцию. Получим ноту Ля. Как только что я говорил, при ключе не наблюдается ни диезов, ни бемолей. Лихо пробежим по клавиатуре (струнам) от ноты Ля до следующей ноты Ля вверх. Вот мы и получили гамму натурального минора. Теперь запомним: параллельными называются тональности, имеющие ОДИНАКОВЫЕ знаки при ключе. Для каждого мажора имеется один и только один параллельный минор — и наоборот. Все тональности в мире, таким образом, существуют парами «мажор-минор», как бы две гаммы, движущиеся параллельно по тем же самым клавишам, но с отставанием на терцию. Отсюда и название «параллельных». В частности, параллельной тональностью для До-мажора является Ля-минор (тоже любимая тональность начинающих, т.к. и здесь нет ни одного ключевого знака) Тоническое трезвучие в Ля-миноре. От ноты Ля вверх сроим малую терцию, получаем ноту До, а потом еще большую терцию уже от ноты До, в итоге зазвучит Ми. Итак, минорное трезвучие ля миноре: Ля — До — Ми.

Постарайтесь найти сами параллельные тональности для всех мажорных ладов, которые мы проходили выше. Главное запомните, что 1. надо строить от тоники (главный устойчивый звук) вниз малую терцию, чтобы найти новую тонику; 2. ключевые знаки в параллельной тональности остаются теми же.

Коротко, для тренировки, посмотрим еще один пример. Тональность — Фа-мажор. При ключе — один знак (си-бемоль). От ноты Фа строим вниз малую терцию — нота Ре. Значит, Ре-минор является параллельной тональностью Фа-мажору и имеет ключевой знак — си-бемоль. Тоническое трезвучие в Ре-миноре: Ре — Фа — Ля.

Итак, в параллельных тональностях натурального звукоряда, ключевые знаки одни и те же. Это мы уже усвоили. А как быть с гармоническим ладом? Несколько иначе. Гармонический минор отличается от натурального повышенной VII ступенью, что было вызвано необходимостью обострить тяготение восходящего вводного звука. Если присмотреться или прислушаться, то Вы легко обнаружите, что гармонический мажор и гармонический же минор, построенные от одной и той же клавиши, полностью совпадают в верхней половине гаммы — та же самая увеличенная секунда на VI ступени гаммы. Просто для того, чтобы этот интервал получить в мажоре, приходится понижать VI ступень. А вот в миноре эта ступень и без того низкая, зато VII ступень можно повысить.

Давайте договоримся, что количество ключевых знаков для всех тональностей надо помнить наизусть. Исходя из этого, допустим, в ре-миноре (ключевой знак — си-бемоль) повышенная VII ступень — До-диез.

Выше на рисунке Вы можете посмотреть визуально. А теперь давайте послушаем (хотя Вы можете и сами проиграть), как это будет звучать. a-moll и d-moll. Если немного внимательней отнестись к просмотру и прослушиванию, то можно увидеть, что трезвучие доминанты в гармоническом миноре — мажорное. Я вот сейчас Вам проиграю три аккорда: Тонику, Субдоминанту, Доминанту и Тонику в гармоническом Ля-миноре. Слышите? Вот и позанимайтесь строением этих трех аккордов во всех минорных тональностях. Этим Вы добьетесь автоматизма определения основных трезвучий в любой тональности. Строить мажорные и минорные трезвучия мы с Вами уже умеем, если забыли — давайте повторим и уточним.

Строим тоническое трезвучие: определяем лад (мажор, минор), из этого и исходим. Строим мажорное (минорное) трезвучие. Мажорное: б.3 + м.3, минорное — м.3 + б.3. Теперь надо найти субдоминанту. От тоники строим кварту вверх — получаем основной звук, от которого и будем строить трезвучие. В F-dur — это си-бемоль. А от си-бемоля уже и строим мажорное трезвучие. Ищем теперь доминанту. От тоники — квинту вверх. В этой же тональности Доминанта — До. Ну, а уж трезвучие До-мажор построить, — это нам уже нетрудно. Параллельная тональность Фа-мажору — Ре-минор. Строим в минорной тональности тонику (Т), субдоминанту (S) и доминанту (D). Напоминаю, что в гармоническом и мелодическом миноре доминанта — мажорное трезвучие. Мелодический минор отличается от натурального минора повышенными и VI, и VII ступенями (проиграйте на фортепиано или гитаре, в крайнем случае в MIDI-редакторе). А в мелодическом мажоре происходит, наоборот, понижение тех же ступеней.

Мажор и минор, имеющие одинаковую тонику, называются одноименными (одноименная тональность До-мажора — До-минор, Ля-мажора — Ля-минор и т.п.).

Как было уже сказано, выразительные возможности музыки складываются из взаимодействия различных средств, которыми она располагает. Среди них большое значение в передаче музыкой определенного содержания и характера имеет лад. Помните, я приводил пример звучания мажорного трезвучия и минорного. Напомню, по случаю, что мажор, так сказать, более бодр, а минор — более печален, драматичен, лиричен. Поэтому — можете сами поэкспериментировать — мажорная мелодия, сыгранная от той же клавиши, но с использованием минорного звукоряда (или наоборот), приобретает совершенно другую окраску, хотя остается при этом той же мелодией.

АККОРДЫ

Леонид Гурулев, Дмитрий Низяев

Для помощи в изучении аккордов публикуется программа «Аккорды«,
присланная Сергеем Антонюком. Это не первая его программа.
Хочется выразить искреннюю благодарность Сергею за помощь сайту.

АККОРД, ТРЕЗВУЧИЕ, ВИДЫ ТРЕЗВУЧИЙ.
КОНСОНИРУЮЩИЕ И ДИССОНИРУЮЩИЕ ТРЕЗВУЧИЯ.
ОБРАЩЕНИЯ ТРЕЗВУЧИЙ.

Аккордом называется одновременное сочетание трех или более звуков, которые расположены (или могут быть расположены) по терциям.

Аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям, называется трезвучием.

Аккорд (в своем исходном виде) строится от нижнего звука вверх.

От того, какие терции участвуют в образовании трезвучия и каков порядок их расположения, зависит вид трезвучия.

Из больших и малых терций образуются четыре вида трезвучий:

1. Мажорное или большое трезвучие состоит из большой терции внизу и малой — вверху, между крайними звуками образуется интервал чистой квинты.
2. Минорное или малое трезвучие состоит из малой терции внизу и большой — вверху, между крайними звуками также чистая квинта.
3. Увеличенноетрезвучие состоит из двух больших терций, поэтому между крайними звуками образуется интервал увеличенной квинты.
4. Уменьшенное трезвучие состоит из двух малых терций, между крайними звуками образуется уменьшенная квинта.

Все интервалы, составляющие мажорное и минорное трезвучия, являются консонирующими(благозвучными) интервалами. В число интервалов, составляющих увеличенное и уменьшенное трезвучия, входят диссонирующие (неблагозвучные) интервалы (ув.5 и ум.5).

Поскольку присутствие хотя бы одного диссонанса в аккорде оказывает влияние на его окраску в целом, мажорное и минорное трезвучия являются консонирующими, а увеличенное и уменьшенное — диссонирующими.

Основной вид трезвучия подразумевает, что его звуки расположены по терциям, как показано на рисунке выше.

Звуки аккорда имеют названия в его контексте. Эти названия образуются из интервалов между каждой нотой аккорда и его основным тоном. А именно: основной тон (звук), от которого Вы начинали построение аккорда, называется примой этого аккорда; второй звук, терцией выше примы — терция этого аккорда, и так далее. Эти названия, пока речь идет о данном аккорде, присущи нотам независимо от их взаимного расположения. Например, если некое трезвучие в исходном виде оказалось состоящим из нот «фа», «ля» и «до», то в контексте этого аккорда можно (и нужно) заменять названия нот: «фа» называть «примой» данного аккорда, «ля» — терцией, и «до» — квинтой. Эти названия остаются законными для каждой из трех нот, независимо от того, как эти ноты будут взяты на инструменте. Мы можем, например, взять «фа» нижним звуком аккорда, затем, выше него — «до», и на самом верху — «ля» в другой октаве. Несмотря на изменение порядка звуков в аккорде, их имена остаются прежними: «фа» — прима, «ля» — терция, и «до» — квинта:

Следует понимать, что ни эмоциональная окраска, ни гармоническая функция аккорда никак не изменяется при таких перестановках, поэтому такой аккорд продолжает оставаться трезвучием, и имена его отдельных звуков сохраняются. И это действует до тех пор, пока звучит данный аккорд. Разумеется, окажись нота «фа» в составе такого терзвучия:

она должна будет называться уже не «примой», а «терцией». Эти названия отражают не столько высоту ноты, сколько ее смысловую роль в аккорде. В дальнейших занятиях Вы убедитесь, что это сделано разумно.

Обращения

Если взять аккорд в его основном виде и переместить его нижний звук на октаву вверх, то получившееся созвучие будет обращениемисходного — так же, как мы это делали с интервалами. Если снова взять нижний звук нового аккорда (это будет уже его терция) и тоже переместить на октаву вверх, — еще одно обращение. Если проделать это еще раз (теперь двигаться будет квинтовый тон), то в итоге получится снова исходное трезвучие, но октавой выше. И разумеется, чем больше нот в составе исходного созвучия, тем больше обращений оно может иметь. Иными словами, «обращение» — это способ расположения звуков аккорда по высоте таким образом, что в роли его нижнего звука выступает какой-либо другой звук, кроме примы. Здесь имеет значение именно нижний звук — от расположения остальных звуков обращение не зависит. Обращения трезвучий тоже имеют собственные имена: первое обращение называется секстаккордом и обозначается добавлением цифры 6 к имени трезвучия, второе — квартсекстаккордом— обозначается двумя цифрами 6 и 4 (или 4 и 6).
Просьба не путать с буквенно-цифровыми обозначениями для гитары.

Ниже на рисунке приведены обращения в До-мажоре.

Цифры около нотных головок напоминают Вам имена этих нот в аккорде.

Названия обращений образуются от интервалов между крайними звуками и между нижним звуком и примой аккорда. Секстаккорд обозначается цифрой «шесть», так как в нем интервал сексты образуется между нижним звуком и примой (да и между крайними звуками тоже). Квартсекстаккорд обозначается цифрами «4/6» или «6/4», так как от нижнего голоса до примы в нем интервал кварты, а между крайними звуками — сексты.

Для того, чтобы построить тонический секстаккорд или квартсекстаккорд в определенной тональности, необходимо исходить из основного вида трезвучия, и затем при помощи обращения находить требуемый аккорд.

Например, требуется построить тонический секстаккорд в Ре-мажоре или квартсекстаккорд в Си-миноре:

Для того чтобы уметь быстро строить обращения мажорного и минорного трезвучий от любого звука и определять их тональности, рекомендуется знать: 1) какие интервалы образуются между соседними звуками аккорда и 2) что в секстаккорде нижним звуком выступает терцовый тон, а в квартсекстаккорде — квинтовый.

Таблица интервального строения обращений мажорного и минорного трезвучий.

мажорный секстаккорд минорный секстаккорд мажорный квартсекстаккорд минорный квартсекстаккорд   м. 3 + ч. 4 б. 3 + ч. 4 ч. 4 + б. 3 ч. 4 + м. 3

Зная интервальное строение обращений мажорного и минорного трезвучий и положение в них основного звука, легко построить заданный аккорд.

Например, требуется построить от звука ре мажорный секстаккорд

получили секстаккорд Си-бемоль мажора.

Требуется от звука ре построить минорный квартсекстаккорд:

получили квартсекстаккорд соль минора и т.п.

Другая технология, возможно, помедленнее, но основывается не на вызубривании таблицы выше, а на полном понимании происходящего. Если Вы заставите себя следовать ей с самого начала, то в последствии будете намного легче ориентироваться в сложной гармонии. Эта технология пошаговая.На этом же примере (построение мажорного секстаккорда от ноты «ре») шаги будут такие:
1. Если «ре» — нижний звук искомого секстаккорда, то «ре» — его терция;
2. Если «ре» — терция, то прима того же аккорда находится большой терцией ниже (большая — потому что требуется мажор). Следовательно, прима будущего аккорда — нота «си-бемоль»;
3. Прима и терция нам уже известны, находим тон квинты: то есть, отмеряем чистую квинту вверх от примы. Получаем ноту «фа»;
4. Полученные три ноты — «си-бемоль», «ре» и «фа» располагаем на линейках в любом порядке, только чтобы нота «ре» была самой нижней в аккорде. секстаккорд построен. Повторим, эта технология поначалу выполняется медленнее — сначала мы находим ноты, из которых аккорд должен состоять, а только потом эти ноты располагаем на линейках в нужном порядке. Но при этом мы полагаемся не на заученную таблицу (которую нетрудно и забыть!), а на полное понимание сути. Это надежнее, и в итоге — все равно эффективнее, поверьте!




infopedia.su

Главные ступени лада: тоника, субдоминанта и доминанта

В мажорном или минорном ладу есть три особые ступени – первая, четвёртая и пятая. Эти ступени считаются главными, и даже по-особому называются: первая называется тоникой, четвёртая – субдоминантой, а пятая – доминантой.

В мажоре эти ступени сокращённо обозначаются большими, то есть заглавными буквами T, S и D. В миноре они записываются теми же буквами, только строчными, маленькими: t, s и d.

Например, в тональности До мажор такими главными ступенями будут являться звуки ДО (тоника), ФА (субдоминанта) и СОЛЬ (доминанта). В тональности ре минор тоникой будет звук РЕ, субдоминантой – звук СОЛЬ, а доминантой – звук ЛЯ.

УПРАЖНЕНИЕ: определите главные ступени в тональностях Ля мажор, Си-бемоль мажор, ми минор, фа минор. Не забывайте что в каждой тональности свои ключевые знаки – диезы и бемоли, и их нужно обязательно учитывать, когда вы называете звук, соответствующий нужной ступени.

ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ:

  • Ля мажор – тональность с тремя диезами (фа, до, соль), по буквенному способу обозначения – A-dur. Главные ступени – ЛЯ (T), РЕ (S), МИ (D).
  • Тональность Си-бемоль мажор – бемольная (B-dur), в ней два знака (си-бемоль и ми-бемоль). Тоника – звук СИ-БЕМОЛЬ, субдоминанта – МИ-БЕМОЛЬ, доминанта – ФА.
  • Ми минор (e-moll) – гамма с одним диезом (фа-диез). Главными ступенями здесь являются звуки МИ (t), ЛЯ (s) и СИ (d).
  • Наконец, фа минор (f-moll) – это звукоряд с четырьмя бемолями (си, ми, ля, ре). Главные ступени – ФА (t), СИ-БЕМОЛЬ (s) и ДО (d).

Почему эти ступени называются главными?

Звуки в ладу делятся как бы на три команды или, если сказать по-другому, они делятся на три группы. Каждая команда звуков выполняет свою строго определённую функцию, то есть роль в процессе развития музыкального произведения.

Тоника, субдоминанта и доминанта – «главари» или «капитаны» этих трёх команд. Всех участников каждой группы мы можем легко определить, если построим трезвучие на каждой из главных ступеней – первой, четвёртой или пятой.

Если мы для примера построим нужные нам трезвучия в До мажоре, то получим следующее: трезвучие от тоники – ДО, МИ, СОЛЬ; трезвучие от субдоминанты – ФА, ЛЯ, ДО; трезвучие от доминанты – СОЛЬ, СИ, РЕ. Теперь посмотрим, какие конкретно ступени вошли в каждую из команд.

Так, в тоническую «команду» или, правильнее, в тоническую группу входят первая, третья и пятая ступень. Возможно, вы помните, что эти ступени также называются устойчивыми ступенями и вместе составляют тоническое трезвучие.

В субдоминантовой группе или в команде субдоминанты оказались такие ступени: четвёртая, шестая и первая. Это трезвучие будет называться субдоминантовым. Кстати, возможно вы заметили, что первая ступень входит сразу в две команды – в тоническую (она там главарь) и в субдоминантовую. Этому не стоит удивляться, просто данная ступень является бифункциональной (двойственной), то есть может по очереди играть то одну роль, то другую, в зависимости от того, в каком окружении она находится.

В доминантовую группу мы включим пятую, седьмую и вторую ступени. Трезвучие этой команды также называется доминантовым. И в нём тоже есть бифункциональная ступень – пятая, то есть сама доминанта, которая может как работать в своей группе, так и помогать тонике, в зависимости от того, что ей предпишет композитор.

Трезвучия на главных ступенях, которые мы с вами построили, называются главными трезвучиями лада. В них есть все звуки тональности. А ещё одна интересная их особенность заключается в том, что в мажорных тональностях главные трезвучия – большие, то есть мажорные; в минорных тональностях они малые, то есть минорные. Таким образом, главные трезвучия не только концентрируют в себе основные силы тональности, но ещё и прекрасно характеризуют её лад – мажорный или минорный.

Какие же функции выполняют эти группы и ступени?

Тоника выполняет функцию устойчивости, спокойствия. Звуки тонического трезвучия подходят для того, чтобы заканчивать ими песню или пьесу для какого-нибудь инструмента. Это очень важная функция, потому что без неё мы бы никогда не поняли, что произведение закончилось, и наступил конец, мы бы сидели в концертном зале дальше, ожидая продолжения. Кроме того, тоника всегда снимает напряжение, которое исходит от других функций.

Субдоминанту можно назвать двигателем музыкального развития. Её применение всегда связано с движением, с уходом от тоники. Очень часто через субдоминанту совершаются переходы в другие тональности, то есть модуляции. Движением по звукам субдоминанты накапливает напряжение.

Доминанта – сила, которая противоположна субдоминанте. Она тоже очень подвижна, но её напряжение гораздо больше субдоминанты, оно настолько обостряет ситуацию, что непременно требуется срочный «поиск выхода», срочное разрешение. Таким образом, если субдоминанта нас всё время уводит от тоники, то доминанта, наоборот, к ней приводит.

Как называются все остальные ступени?

Все остальные ступени, которые не относятся к главным, называются побочными. Это второй, третий, шестой и седьмой звуки в гамме. И да, они тоже имеют свои особые названия.

Начнём со ступеней, которые ближе всего находятся к тонике. Это седьмая и вторая. Их именуют вводными ступенями. Дело в том, что они неустойчивы, и очень тянутся к тонике, как правило, в неё разрешаются и потому как бы вводят нас в самый главный звук тональности, служат своеобразными проводниками. Седьмая ступень называется нижним вводным звуком, а вторая – верхним вводным.

Третья и шестая ступени называются медиантами. С латинского языка слово «media» переводится как «средний». Эти ступени являются промежуточным звеном, средней точкой по пути от тоники к доминанте или к субдоминанте. Третья ступень называется верхней медиантой (обозначается как M), а шестая – нижней медиантой или субмедиантой (ее сокращённое обозначение – Sm).

Знание главных ступеней и их функций, а также понятие о том, как звучат побочные ступени, очень помогает ориентироваться в тональности – слышать в ней построенные аккорды, интервалы, быстро подбирать аккомпанемент, правильно выстраивать фразировку и динамику во время исполнения.

Напоследок хочется ещё раз обратить ваше внимание на то, что главные ступени и устойчивые ступени – это разные вещи. Главные ступени – это первая, четвёртая, пятая, а устойчивые – первая, третья и пятая. Постарайтесь их не путать!

Видео: как звучат главные ступени в тональностях До мажор и ля минор

muz-teoretik.ru

Лады, тоника лада, тоническое трезвучие, тональность, гамма, мажор, минор, мажорная и минорная пентатоники, хроматический лад.

 

Говоря научным языком, лад- это взаимосвязь музыкальных звуков, одни из которых (неустойчивые) тяготеют к другим (устойчивым). В каждом ладу есть один, самый устойчивый звук, к которому тяготеют остальные. Он называется тоникой лада(не путать с тоникой аккорда). Звуки, отстоящие от тоники на терцию и квинту, относительно устойчивы. Вместе эти три звука образуют тоническое трезвучие. Остальные звуки лада стремятся перейти (разрешиться) в ближайший из них.

От вида тонического трезвучия зависит характер звучания лада: мажорное — жизнеутверждающее, светлое; минорное — грустное, меланхоличное.

По высоте основного тона и виду тонического трезвучия определяют тональностьмузыкального произведения, например: основной тон- Фа, тоническое трезвучие- мажорное, следовательно тональность- Фа мажор (сокращенно Fdur), или основной тон- Си, тоническое трезвучие- минорное, тональность- Си минор (Bmoll)

Если сыграть все звуки лада от тоники до ее октавного повторения, получится гамма. В большинстве случаев слова гамма и лад- синонимы. Ступени лада обозначаются римскими цифрами, или именуются в зависимости от расстояния до тоники. Например:

 

 

 

 

Лады могут состоять из разного количества звуков: пять (пентатоника), шесть (целотонный), семь (мажор, минор, другие натуральные лады), восемь (уменьшенный), двенадцать (хроматический) и т. д. Количество ладов огромно, но для изучения этой школы вам потребуется знание пяти из них: мажорного, минорного, минорной пентатоники, мажорной пентатоники и хроматического лада. Будем знакомиться с ними по порядку:

Мажор-лад, состоящий из 7 звуков, тоническое трезвучие которого — мажорное. Строение натуральной мажорной гаммы следующее:

 

 

Этот лад имеет радостное, оптимистичное звучание. Почувствуйте его, сыграв на гитаре (кругом обозначена тоника):

I II III IV V VI

 

Минор— лад, состоящий из 7 звуков, тоническое трезвучие — минорное. Звучание грустное, меланхоличное. Вот строение натуральной минорной гаммы:

 

 

А вот как она выглядит на грифе:

 

 

Нетрудно заметить, что в этих гаммах одни и те же звуки, отличаются только точки отсчета- тоники. Это явление носит название параллелизм тональностей, а гаммы в данном случае называют параллельными. Тоника мажорной гаммы выше тоники параллельной минорной на малую терцию. Таким образом, выучив одну гамму, например ре мажор, вы знаете две — ре мажор и си минор.

Если в натуральном миноре повысить седьмую ступень на полтона, то получится гармонический минор:

 

 

Этот лад широко пропагандировал небезызвестный герой шведского народа Ингви Мальмстин. Самостоятельно найдите ее на грифе и послушайте, как она звучит.

Повысив в натуральном миноре, при движении вверх, шестую и седьмую ступени, получаем мелодический минор. При движении вниз гамма звучит как натуральная.

 

Разберите ее самостоятельно.

 

Чтобы построить натуральный мажорный лад от любого звука кроме ДО (или натуральный минорный от любого звука кроме ЛЯ) требуются знаки альтерации, например:

 

Дабы не писать их каждый раз, когда они встречаются, эти знаки выносятся в начало каждой строчки произведения и пишутся после ключа, отсюда их название — ключевые:

 

 

При исполнении произведения они действуют автоматически на всем его протяжении (в данном случае вместо чистых фа, до, соль и ре, играются фа диез, до диез, соль диез, ре диез). Для их отмены применяется знак бекар (см. нотное письмо), который действует в пределах одного такта.

По виду знаков при ключе тональности делятся на диезные и бемольные. Каждой тональности соответствует свой набор ключевых знаков (за исключением параллельных), и опытный музыкант, глядя в ноты, может всегда определить в какой тональности написано произведение.

Мажоро-минорная система- основа европейской классической музыки. В рок-музыке наряду с мажором и минором широко применяются минорная и мажорная пентатоники.

 

Минорная пентатоника —лад из пяти звуков, соответствующий натуральному минору без второй и шестой ступеней:

 

 

 

На грифе минорная пентатоника выглядит так:

V VI VII VIII

Фразы, построенные на основе этого лада имеют ярко выраженный блюзовый характер. Минорную пентатонику используют все рок-гитаристы, в рок-музыке этот лад можно считать основным.

 

Мажорная пентатоника —лад из пяти звуков, соответствующий натуральному мажору без четвертой и седьмой ступеней:

 

 

На грифе мажорная пентатоника выглядит следующим образом:

I II III IV V

 

Фразы в мажорной пентатонике дают колорит музыки кантри, она применяется, когда надо создать веселое, оптимистичное звучание.

 

Хроматическая гамма— лад, построенный по полутонам и содержащий все 12 звуков, входящих в октаву:

 

 

Мы будем использовать фрагменты хроматической гаммы в упражнениях.

 

Свинг

Некоторые примеры в этой школе имеют свинговую ритмику. О том, что это такое, пойдет речь ниже. Свинговая ритмика (пульсация), называемая также ритм «шаффл», отличается от обычной иным ощущением при игре «восьмых» нот. Мы уже знаем, что «четверть» делится на две ровные «восьмые»:

или на три «триоли»:

Запишем один такт в размере 4/4 «восьмыми» и споем его:

 

 

А теперь проделаем то же самое «триолями»:

 

 

Объединим с помощью лиги первую и вторую ноты триоли, а на третьей сделаем легкий акцент:

 

Это и есть свинговая, иногда ее называют триольной, пульсация. Пропойте этот такт и сравните его с тактом из ровных «восьмых». Свинговые «восьмые» записывают в виде обычных «восьмых» нот, в начале произведения делая пометку:

 

 

указывающую на триольную пульсацию:

 

 


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

МАЖОРНЫЙ ЛАД. ГАММА НАТУРАЛЬНОГО МАЖОРА. СТУПЕНИ МАЖОРНОГО ЛАДА. НАЗВАНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СВОЙСТВА СТУПЕНЕЙ МАЖОРНОГО ЛАДА

⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 12Следующая ⇒

В народной музыке встречаются разнообразные лады. В классической музыке (русской и зарубежной) в той или иной мере отразилось народное творчество, а следовательно, и присущее ему разнообразие ладов, но все же наиболее широкое применение получили лады мажорный и минорный.

Мажорным(мажор, в буквальном смысле слова, означает больший) называется лад, устойчивые звуки которого (в последовательном или одновременном звучании) образуют большое или мажорное трезвучие — созвучие, состоящее из трех звуков. Звуки мажорного трезвучия расположены по терциям: большая терция — между нижним и средним звуками, и малая — между средним и верхним звуками. Между крайними звуками трезвучия образуется интервал чистой квинты.

Например:

Мажорное трезвучие, построенное на тонике, называется тоническим трезвучием.

Неустойчивые звуки в таком ладу располагаются между устойчивыми.

Мажорный лад состоит из семи звуков, или, как их принято называть, ступеней.

Последовательный ряд звуков лада (начиная от тоники и до тоники следующей октавы) называется звукорядом лада или гаммой.

Звуки, образующие гамму, называются ступенями, потому что сама гамма вполне явственно ассоциируется с лестницей.

Ступени гаммы обозначаются римскими цифрами:

Они образуют последовательность интервалов секунды. Порядок расположения ступеней и секунд следующий: б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2 (то есть два тона, полутон, три тона, полутон).

Вы помните клавиатуру фортепиано? Там очень хорошо видно, где в мажорной гамме тон, а где полутон. Давайте посмотрим более конкретно.

Вот где есть черные клавиши между белыми, там и находится тон, а где нет — то там расстояние между звуками равно полутону. Для чего, спрашивается, это надо знать? Вот Вы попробуйте сыграть (нажимая поочередно) сначала от ноты До до ноты До следующей октавы (постарайтесь запомнить на слух получившееся). А потом тоже самое от всех других нот, не прибегая к помощи производных («черненьких») клавиш. Получится что-то не то. Для того, чтобы привести все в столь же приличный вид, надо выдержать схему тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон. Попробуем от ноты Ре составить мажорную гамму. Вспомним, что сначала надо построить два тона. Итак, Ре-Ми — это тон. Очень хорошо. А вот Ми-Фа… стоп! «Черненькой» клавиши между ними не наблюдается. Расстояние между звуками — полтона, а нам-то необходим тон. Что делать? Ответ прост — повысим ноту Фа на полтона вверх (получим Фа-диез). Повторим: Ре — Ми — Фа-диез. То есть, если нам требовалось, чтобы между ступенями было промежуточная клавиша, а черной между ними не оказалось, то пусть эту промежуточную роль выполняет белай клавиша — а сама ступень «переселяется» на черную. Дальше требуется полтона, и он у нас сам получился (между Фа-диез и соль-бекар как раз расстояние полтона), получилось Ре — Ми — Фа-диез — Соль. Продолжая строго придерживаться схемы мажорного звукоряда (еще раз напомню: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон) получим Ре-мажорную гамму, звучащую точно так же, как звучала гамма от ДО:

Гамма с указанным выше порядком расположения ступеней называется натуральной мажорной гаммой, а лад, выраженный этим порядком, — натуральным мажором. Мажор может быть не только натуральным, поэтому такое уточнение нелишне. Кроме цифрового обозначения, каждая ступень лада имеет самостоятельное название:

I ступень — тоника (Т),
II ступень — нисходящий вводный звук,
III ступень — медианта (средняя),
IV ступень — субдоминанта (S),
V ступень — доминанта (D),
VI ступень — субмедианта (нижняя медианта),
VII ступень — восходящий вводный звук.

Тоника, субдоминанта и доминанта называются главными ступенями, остальные — побочными ступенями. Зпомните, пожалуйста, эти три номера: I, IV и V — главные ступени. Пусть Вас не смущает, что они расположены в звукоряде так прихотливо, без видимой симметрии. Этому есть фундаментальные обоснования, природу которых Вы узнаете из уроков по гармонии на нашем сайте.

Доминанта (в переводе — господствующий) расположена чистой квинтой выше тоники. Между ними находится третья ступень, поэтому она и называется медианта (средняя). Субдоминанта (нижняя доминанта) расположена квинтой ниже тоники, от этого происходит и ее название, а субмедианта находится между субдоминантой и тоникой. Ниже приводится схема расположения этих ступеней:

Вводные звуки получили свое название в связи с тяготением их в тонику. Нижний вводный звук тяготеет в восходящем направлении, а верхний — в нисходящем направлении.

Выше было сказано, что в мажоре три устойчивых звука — это I, III и V ступени. Степень устойчивости их неодинакова. Первая ступень — тоника — является главным опорным звуком и поэтому наиболее устойчива. III и V ступени менее устойчивы. II, IV, VI и VII ступени мажорного лада неустойчивы. Степень их неустойчивости различна. Она зависит: 1) от расстояния между неустойчивыми и устойчивыми звуками; 2) от степени устойчивости звука, к которому направлено тяготение. Меньшая острота тяготения проявляется у ступеней: VI к V, II к III и IV к V.

Для примера тяготения послушаем два варианта разрешения звуков. Первый — для мажорных тональностей, а второй для минорных. Минор мы еще будем изучать на следующих занятиях, а пока постарайтесь воспринять на слух. Теперь, занимаясь практическими уроками, старайтесь находить устойчивые и неустойчивые ступени и их разрешения.




infopedia.su

МИНОРНЫЙ ЛАД. ПОНЯТИЕ ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ. — МегаЛекции

Минорным (минор, в буквальном смысле слова, означает меньший) называется лад, устойчивые звуки которого (в последовательном или одновременном звучании) образуют малое или минорное трезвучие. Предлагаю послушать мажорный и минорный аккорды. Сравните на слух их звучание и различие. Мажорный аккорд звучит более «бодро», а минорный более лирически (помните выражение: «минорное настроение»?). Интервальный состав минорного трезвучия: м3+б3 (малая терция + большая терция). Не будем утруждаться строением минорного лада, потому что можно обойтись понятием параллельные тональности.Возьмем к примеру привычную тональность До-мажор (любимая тональность начинающих музыкантов, потому что при ключе нет ни одного знака). Построим от тоники (звук — До) вниз малую терцию. Получим ноту Ля. Как только что я говорил, при ключе не наблюдается ни диезов, ни бемолей. Лихо пробежим по клавиатуре (струнам) от ноты Ля до следующей ноты Ля вверх. Вот мы и получили гамму натурального минора. Теперь запомним: параллельными называются тональности, имеющие ОДИНАКОВЫЕ знаки при ключе. Для каждого мажора имеется один и только один параллельный минор — и наоборот. Все тональности в мире, таким образом, существуют парами «мажор-минор», как бы две гаммы, движущиеся параллельно по тем же самым клавишам, но с отставанием на терцию. Отсюда и название «параллельных». В частности, параллельной тональностью для До-мажора является Ля-минор (тоже любимая тональность начинающих, т.к. и здесь нет ни одного ключевого знака) Тоническое трезвучие в Ля-миноре. От ноты Ля вверх сроим малую терцию, получаем ноту До, а потом еще большую терцию уже от ноты До, в итоге зазвучит Ми. Итак, минорное трезвучие ля миноре: Ля — До — Ми.

Постарайтесь найти сами параллельные тональности для всех мажорных ладов, которые мы проходили выше. Главное запомните, что 1. надо строить от тоники (главный устойчивый звук) вниз малую терцию, чтобы найти новую тонику; 2. ключевые знаки в параллельной тональности остаются теми же.



Коротко, для тренировки, посмотрим еще один пример. Тональность — Фа-мажор. При ключе — один знак (си-бемоль). От ноты Фа строим вниз малую терцию — нота Ре. Значит, Ре-минор является параллельной тональностью Фа-мажору и имеет ключевой знак — си-бемоль. Тоническое трезвучие в Ре-миноре: Ре — Фа — Ля.

Итак, в параллельных тональностях натурального звукоряда, ключевые знаки одни и те же. Это мы уже усвоили. А как быть с гармоническим ладом? Несколько иначе. Гармонический минор отличается от натурального повышенной VII ступенью, что было вызвано необходимостью обострить тяготение восходящего вводного звука. Если присмотреться или прислушаться, то Вы легко обнаружите, что гармонический мажор и гармонический же минор, построенные от одной и той же клавиши, полностью совпадают в верхней половине гаммы — та же самая увеличенная секунда на VI ступени гаммы. Просто для того, чтобы этот интервал получить в мажоре, приходится понижать VI ступень. А вот в миноре эта ступень и без того низкая, зато VII ступень можно повысить.

Давайте договоримся, что количество ключевых знаков для всех тональностей надо помнить наизусть. Исходя из этого, допустим, в ре-миноре (ключевой знак — си-бемоль) повышенная VII ступень — До-диез.

Выше на рисунке Вы можете посмотреть визуально. А теперь давайте послушаем (хотя Вы можете и сами проиграть), как это будет звучать. a-moll и d-moll. Если немного внимательней отнестись к просмотру и прослушиванию, то можно увидеть, что трезвучие доминанты в гармоническом миноре — мажорное. Я вот сейчас Вам проиграю три аккорда: Тонику, Субдоминанту, Доминанту и Тонику в гармоническом Ля-миноре. Слышите? Вот и позанимайтесь строением этих трех аккордов во всех минорных тональностях. Этим Вы добьетесь автоматизма определения основных трезвучий в любой тональности. Строить мажорные и минорные трезвучия мы с Вами уже умеем, если забыли — давайте повторим и уточним.

Строим тоническое трезвучие: определяем лад (мажор, минор), из этого и исходим. Строим мажорное (минорное) трезвучие. Мажорное: б.3 + м.3, минорное — м.3 + б.3. Теперь надо найти субдоминанту. От тоники строим кварту вверх — получаем основной звук, от которого и будем строить трезвучие. В F-dur — это си-бемоль. А от си-бемоля уже и строим мажорное трезвучие. Ищем теперь доминанту. От тоники — квинту вверх. В этой же тональности Доминанта — До. Ну, а уж трезвучие До-мажор построить, — это нам уже нетрудно. Параллельная тональность Фа-мажору — Ре-минор. Строим в минорной тональности тонику (Т), субдоминанту (S) и доминанту (D). Напоминаю, что в гармоническом и мелодическом миноре доминанта — мажорное трезвучие. Мелодический минор отличается от натурального минора повышенными и VI, и VII ступенями (проиграйте на фортепиано или гитаре, в крайнем случае в MIDI-редакторе). А в мелодическом мажоре происходит, наоборот, понижение тех же ступеней.

Мажор и минор, имеющие одинаковую тонику, называются одноименными (одноименная тональность До-мажора — До-минор, Ля-мажора — Ля-минор и т.п.).

Как было уже сказано, выразительные возможности музыки складываются из взаимодействия различных средств, которыми она располагает. Среди них большое значение в передаче музыкой определенного содержания и характера имеет лад. Помните, я приводил пример звучания мажорного трезвучия и минорного. Напомню, по случаю, что мажор, так сказать, более бодр, а минор — более печален, драматичен, лиричен. Поэтому — можете сами поэкспериментировать — мажорная мелодия, сыгранная от той же клавиши, но с использованием минорного звукоряда (или наоборот), приобретает совершенно другую окраску, хотя остается при этом той же мелодией.

Упражнения для повторения.

АККОРДЫ

Леонид Гурулев, Дмитрий Низяев

Для помощи в изучении аккордов публикуется программа «Аккорды«,
присланная Сергеем Антонюком. Это не первая его программа.
Хочется выразить искреннюю благодарность Сергею за помощь сайту.

АККОРД, ТРЕЗВУЧИЕ, ВИДЫ ТРЕЗВУЧИЙ.
КОНСОНИРУЮЩИЕ И ДИССОНИРУЮЩИЕ ТРЕЗВУЧИЯ.
ОБРАЩЕНИЯ ТРЕЗВУЧИЙ.

Аккордом называется одновременное сочетание трех или более звуков, которые расположены (или могут быть расположены) по терциям.

Аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям, называется трезвучием.

Аккорд (в своем исходном виде) строится от нижнего звука вверх.

От того, какие терции входят в трезвучие и каков порядок их расположения, зависит вид трезвучия.

Из больших и малых терций образуются четыре вида трезвучий:

1. Мажорное или большое трезвучие состоит из б.3 и м.3, между крайними звуками образуется ч.5.
2. Минорное или малое трезвучие состоит из м.3 и б.3, между крайними звуками образуется тоже ч.5.
3. Увеличенноетрезвучие состоит из двух б.3. Между крайними звуками образуется увеличенная квинта.
4. Уменьшенное трезвучие состоит из двух м.3, между крайними звуками образуется уменьшенная квинта.

Все интервалы, составляющие мажорное и минорное трезвучия, являются консонирующими(благозвучными) интервалами. В число интервалов, составляющих увеличенное и уменьшенное трезвучия, входят диссонирующие (неблагозвучные) интервалы (ув.5 и ум.5).

Из этого следует, что мажорное и минорное трезвучия являются консонирующими, а увеличенное и уменьшенное — диссонирующими.

Когда звуки аккорда расположены по терциям, то такое положение его называется основным.

Звуки, из которых этот основной вид аккорда складывается, имеют названия в контексте аккорда. Эти названия происходят из названий интервалов каждой ноты аккорда с его основным тоном. А именно: основной тон (нота), от которого Вы начинали построение аккорда, называется примой этого аккорда; второй звук, терцией выше примы — терция этого аккорда, и так далее. Эти названия, пока речь идет о данном аккорде, присущи нотам независимо от их положения. Поясню: предположим, мы построим мажорное трезвучие по терциям, и узнаем, из каких нот оно должно состоять. Взять же это трезвучие на инструменте мы имеем право не обязательно в таком расположении, а, к примеру, разбросать эти три ноты в разные октавы. При этом вполне может получиться так, что терцовый тон, который при построении аккорда был вторым, окажется выше квинтового, в другой октаве. Ведь от перемещения нот по октавам ни окраска, ни название аккорда не меняются. Конечно, при таких перемещениях интервалы окажутся другими, но это как раз несущественно. Так вот, названия тонов при этих перемещениях остаются закреплены за своими нотами и перемещаются вместе с ними. Это объясняется тем, что название отражает не столько истинное расстояние ноты от основного звука аккорда, сколько ее РОЛЬ в этом аккорде. В дальнейших занятиях Вы убедитесь, что это сделано разумно.

Итак, если взять ПРИМУ аккорда (в его основном виде), и переместить ее на октаву вверх, то получившееся созвучие будет обращениемисходного — так же, как мы это делали с интервалами. Если снова взять нижний звук нового аккорда (это будет уже его терция) и снова переместить на октаву вверх, — еще одно обращение. Ну, и если проделать это еще раз (теперь двигаться будет квинтовый тон), то в итоге получится снова исходное трезвучие, но октавой выше. И разумеется, чем больше нот в составе исходного созвучия, тем больше обращений оно может иметь. Так вот, обращения трезвучий тоже имеют собственные имена: первое обращение называется секстаккордом и обозначается добавлением цифры 6 к имени трезвучия, второе — квартсекстаккордом— обозначается двумя цифрами 6 и 4.
Просьба не путать с буквенно-цифровыми обозначениями для гитары.

Ниже на рисунке приведены обращения в До-мажоре.

Секстаккорд обозначается цифрой шесть, так как для этого аккорда характерна секста, образовавшаяся от нижнего звука к перенесенной наверх приме. Квартсекстаккорд обозначается цифрами четыре-шесть по интервалам, образовавшимся от нижнего звука к приме и терции.

Для того, чтобы построить тонический секстаккорд или квартсекстаккорд в определенной тональности, необходимо исходить из основного вида трезвучия, и затем при помощи обращения находить требуемый аккорд.

Например, требуется построить секстаккорд в Ре мажоре или квартсекстаккорд в Си миноре:

Для того чтобы уметь быстро строить обращения мажорного и минорного трезвучий от любого звука и определять их тональности, рекомендуется знать: 1) какие интервалы образуются между соседними звуками аккорда и 2) что примой в секстаккорде является верхний звук, а в квартсекстаккорде — средний звук. Эти мысленные «шаблоны», будучи просто зазубрены, могут намного облегчить Вам ориентирование и вообще всю Вашу музыкальную деятельность.

Таблица интервального строения обращений мажорного и минорного трезвучий.

мажорный секстаккорд минорный секстаккорд мажорный квартсекстаккорд минорный квартсекстаккорд   м. 3 + ч. 4 б. 3 + ч. 4 ч. 4 + б. 3 ч. 4 + м. 3

Зная интервальное строение обращений мажорного и минорного трезвучий и положение в них основного звука, легко построить заданный аккорд.

Например, требуется построить от звука ре мажорный секстаккорд

получили секстаккорд Си-бемоль мажора.

Требуется от звука ре построить минорный квартсекстаккорд:

получили квартсекстаккорд соль минора и т.п.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *