Я как индивид, личность, индивидуальность
Уважаемые посетители!
Данная запись была создана более трёх лет назад, поэтому фотографии в записи могут быть недоступны.
На прошлой неделе по педагогике нам было задано написать сочинение на тему “Я как индивид, личность, индивидуальность”. Я негодовал: “Как можно на 5 курсе задавать писать сочинение?!”. Но деваться некуда, неделя почти прошла а эссе все нет. Пришлось писать и по многочисленным просьбам публикую написанное эссе.
Получив задание написать эссе негодованию не было предела – писать сочинения на 5 курсе математического факультета это смешно. Но деваться некуда, поэтому охарактеризовать себя со стороны трех разных терминов все же придется. Как мне кажется, описать себя объективно не в состоянии ни один человек, поэтому любое сочинение получится несколько преукрашенной характеристикой, нежели это есть на самом деле.
У каждого человека, как у индивида есть определённые психофизиологические свойства, которые являются фундаментом для развития более сложных структур, таких как личность и индивидуальность. Что касается меня, на развитие личности во мне имеются определённые предпосылки. В моем роду есть математики, строители, учителя, люди с неплохими менеджерскими данными. Это на базе генетического кода не могло не сказаться на формировании личности. Холерический темперамент, как считают психологи, тоже закладывается от рождения, играет не малую роль в формировании характера, который в свою очередь влияет на все стороны жизни человека.
По мнению психологов, личность имеет комплекс устойчивых компонент: темперамент, характер, способности, мотивация. При этом, учитывая, что темперамент закладывается по больше части от рождения, то остальные три компонента формируются. Мой темперамент со временем становится менее угловатым и более спокойным. В частности сглаживание темперамента происходит из-за развития определённых черт характера, таких как сдержанность, уравновешенность, хладнокровие. При этом темперамент определил и определенные негативные черты, например, вспыльчивость, склонность принимать решения по первому впечатлению и ряд других. Что касается способностей, то, очевидно, раз я обучаюсь и, как я считаю, успешно обучаюсь на математическом факультете, то у меня имеются определённые математические и логические способности. Мне кажется, что они являются генетически предопределёнными, но при этом правильно развитыми в детстве. Знакомые говорят, что у меня есть некоторые ораторские способности. Это в частности видно по тому, что я никогда не откажусь выступить публично или подискутировать почти на любую тему, но со стороны, конечно же, виднее. Безусловно, для формирования определённых черт характера нужна мотивация. Не хотелось бы вдаваться в подробности определения мотивации, единственное, что я хочу сказать – у меня есть определенные жизненные цели, известные лишь узкому кругу людей, которые и определяют мою мотивацию.
Индивидуальность – это иерархическая организация психологических свойств человека, т.е. фактически это единство психологических свойств и личности человека, их гармоничность. При этом в узком смысле слово индивидуальность трактуется как своеобразие вышеуказанных свойств. Поэтому, как мне кажется, у каждого человека все черты характера, психики являются уникальными и неповторимыми и все эти черты гармонично дополняют друг друга. Поэтому уникальность и взаимодоплонение и составляют индивидуальность человека. У каждого она формируется чертами индивида и личности.
В заключении хотелось бы сказать, что разобранные выше три категории являются достаточно сложными и многоликими, поэтому в кратком эссе хорошо их раскрыть невозможно, но я постарался остановиться на самых значимых для меня моментах. И значимость этих моментов лично для меня уже может стать характеристикой моей личности, которая естественно до сих пор развивается и моей индивидуальности.
(С) Анатолий Кораблёв
155 группа, математический факультет.
Вот такое эссе. Сразу предупреждаю – я не люблю и просто не умею писать под заказ. Если есть настроение и желание, тогда слова льются рекой, сейчас этого нет, поэтому сам свое “произведение” оцениваю на слабую тройку.
blog.akorablev.ru
Рабочая программа факультатива «Я-человек, я-личность»
Тема: «Я человек, я личность»
Авторы: Клевцова Е.И. воспитатель.
Чаленко Л. Г. воспитатель.
Острогожский филиал КОУ КШИ ВО «Горожанский казачий кадетский корпус»
Форма: факультативное занятие.
Вид деятельности: проблемноценностное общение.
Направление воспитания: социальное.
Пояснительная записка
Данная программа ориентирована на формирование полноценной личности, на создание условий для формирования навыков осознания себя, как уникальной и полноправной личности, со своими взглядами, убеждениями и ценностями, личности, которая способна к самосовершенствованию.
Цель: создание условий для формирования у учащихся осознанной потребности в самопознании и саморазвитии в период личностного становления и самоопределения.
Задачи:
помочь учащимся осознать себя как личность;
расширить представление учащихся о самопознании, саморазвитии самоопределении;
способствовать формированию адекватной самооценки, побуждать учащихся к анализу своих поступков, мыслей, чувств, самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию.
Учебно тематический план
№
п/пТема
Часы
Форма
1.
«Что такое личность?»
Беседа
2.
«Познай самого себя»
Беседа практикум
3.
«Ваша индивидуальность»
Тест
4.
«Я как личность»
Творческая работа (минисочинение)
5.
«Каков путь к себе?»
Дискуссия
6.
«Герой нашего времени какой он?»
Дискуссия
Итого:
Содержание тем
Тема 1. «Что такое личность?» Мы поговорим о человеке, о личности. Еще древние говорили, что человек самый загадочный сфинкс на Земле. Наши современники тоже считают, что человек самое простое и самое сложное. Что же такое личность? Вводятся понятия индивид, личность, индивидуальность.
Тема 2. «Познай самого себя.» Слова «Познай самого себя» принадлежат величайшему философу древности Сократу. Уже тогда человек задумывался кто он, какой у него характер, каковы его цели в жизни, как к нему относятся другие люди? Этот процесс называется самопознанием.
Тема 3. «Ваша индивидуальность.» Каждый человек считает себя личностью и индивидуальностью. Статья А. Бейссера гласит: «Если человек хочет измениться, он должен стать тем, кто он на самом деле. Отсюда возникает другой вопрос: как определить чем/кем ты являешься.» Для этого ответим на вопросы теста.
Тема 4. «Я как личность.» Вступительная беседа. Сообщение темы минисочинения «Я как личность.»
Тема 5. «Каков путь к себе?» Великий немецкий поэт И.В. Гетте утверждал «Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя.» Узнать себя нужно, чтобы объективно оценивать свои способности и возможности. Дорога к самому себе это дорога в целую жизнь.
Тема 6. «Герой нашего времени какой он?» Чтобы помочь создать образ современного героя нужно из общей массы выделить наиболее характерные признаки современной личности, черты характера, поведение, а потом соединить их в одну совокупность. Наша задача нарисовать типичного человека живущего в современности и занимающегося самыми характерными для нашего времени делами.
Контрольно измерительные материалы
К теме 1.
Что значит быть личностью?
Как вы думаете является ли личностью новорожденный ребенок с нормальными психическими реакциями?
Можно ли преступника назвать личностью?
Как вы понимаете разницу между понятиями человеческая личность и Личность (с большой буквы)?
К теме 2.
Как вы считаете в наше время человек должен стремиться познать себя?
Как вы понимаете слова: самопознание, самоанализ, самонаблюдение?
Как вы думаете, знаете ли вы себя? Обоснуйте свой ответ?
Как вы понимаете пословицу «По одежке встречают по уму провожают»?
Что лучше переоценить или недооценить себя?
К теме 3.
Тест «Ваша индивидуальность»
Легко ли вы сходитесь с людьми ?
(да — 1; не очень — 3; нет — 5).
Курите ли вы?
(да — 1; иногда — 3; нет — 5).
Если вы совершаете дурной поступок или лжете, то:
(никогда не признаюсь в этом — 1; иногда признаюсь — 3; признаюсь — 5).
Если бы друзья предложили, вы попробовали бы наркотики?
(да — 1; не знаю — 3; нет — 5).
Вы считаете, что трезвый среди пьяных — белая ворона?
(да — 1; не уверен — 3; нет — 5).
Если бы к вам обратились за помощью настоящие погорельцы, отдали бы вы им последние деньги?
(да — 5; не все — 3; нет — 1).
Если бы вы увидели, как ваши друзья унижают малыша или слабого, вступились бы вы за него?
(да — 5; не уверен — 3; нет — 1).
Если бы слепому потребовалась ваша помощь при переходе улицы, то вы помогли бы?
(да — 5; если бы не спешил — 3; нет — 1).
Когда родители пытаются вас чему-то научить, то вы:
(учусь — 5; делаю вид, что учусь, — 3; стараюсь отделаться — 1).
Когда родители просят помочь по дому, делаете ли вы то, о чем просят?
(да — 5; иногда — 3; по принуждению — 1).
ОТ 10 ДО 22 БАЛЛОВ. Ваша индивидуальность рискует никогда не проявиться. Вы живете серо и буднично, не заглядывая в будущее, принимая мрак за норму. Вы абсолютно зависимый человек. Причем вы в значительной мере зависите от себя и в не меньшей степени — от своих друзей, которых сочувствующие вам люди называют дружками. Вы не способны постоять за себя. Зато вам кажется, что вы хороший друг и можете постоять за дружков. Но собственного мнения у вас, как правило, нет. Хотя не исключено, что чужое мнение вы отстаиваете очень рьяно. Но этот процесс протекает без участия вашего разума, а только при напряжении вашего упрямства.
РЕКОМЕНДАЦИИ: прекратите думать, что хорошие и добрые поступки совершают одни дураки. Не ищите дешевой популярности. Стремитесь к свету.
ОТ 23 ДО 38 БАЛЛОВ. Если вы без натяжек выставили себе тройки и пятерки, то ваша индивидуальность начинает просыпаться. Вы способны противостоять дурным влияниям и заглядывать в будущее, понимая, что школьные годы — это прелюдия, что жизнь впереди и ее качество будет зависеть от того, что и как вы делаете сейчас. Похоже, что вы перестаете жить в собственное брюхо (выражение классика литературы). Вы думаете о других людях. Но, думая, часто ничего не делаете. Вы пока не понимаете, что, отдавая, человек приобретает массу положительных качеств, которые в будущем не останутся незамеченными.
РЕКОМЕНДАЦИИ: помните, что индивидуальность проявляется в поступках, направленных на благо других людей. Спешите делать добро, и оно к вам вернется.
ОТ 39 ДО 50 БАЛЛОВ. Ваша индивидуальность уже в значительной мере проявилась. Вы разобрались в том, что на самом деле полезно и чего стоит упущенное для самосовершенствования время. Вы не боитесь работы благодаря способности совершать волевые усилия над собой. Вы ориентируетесь не на тех, кто сильней, а на тех, кто интересней, полезней. На тех, с кем вы не будете курить, нюхать, глотать и пить всякую гадость, потому что все так делают. Возможно, с вами нелегко общаться, но к вам будут тянуться нормальные люди. Вы будете получать огромное наслаждение, помогая тем, кто нуждается в вашей помощи.
К теме 4.
Вступительная беседа, анализ результатов тестирования. Сообщение темы минисочинения «Я как личность.»
К теме 5.
Как вы думаете, важно ли познание человеком самого себя?
Моя основная цель в жизни…
Думаю что я достаточно способен, чтобы…
Для меня очень важно…
В будущем я хочу…
К теме 6.
Какой герой требуется для нашего времени? Каким вы хотите его видеть? Какова главная черта такого героя?
Нужен он нам?
Кого вы считаете героем нашего времени?
Как стать героем, как жить, чтобы ваша жизнь была примером для других?
Хочу ли я стать героем?
Методическое обеспечение программы
Тема 1. Индивид живая единица, только что рожденный ребенок, особь, принадлежащая к человеческому виду.
Личность совокупность человеческих признаков индивидуально типологических черт плюс социально приобретенные формы поведения. Период формирования личности проходит от 3х. до 5 6 лет. Эти гра ницы сугубо индивидуальны для каждого, однако впервые можно говорить о формировании личности, когда ребенок выделяет себя из коллектива и говорит «Я. Я сам.»
Индивидуальность это то, что отличает нас друг от друга, это наша не повторимость, изюминка каждого человека. Благодаря индивидуальности мы можем говорить, что второго, такого, как я, больше нет.
Тема 2. Проблемная ситуация: Бабушка и мама считают, что Наташа самая умная и красивая девочка в школе. Но все учителя постоянно к ней придираются и ставят тройки, как и ее подружкам Светке и Галке, которых Наташа считает намного глупее себя. Светка и Галка, правда, так не считают, и даже сказали Наташе, что та слишком высокого о себе мнения. То же самое говорил и бывший Наташин дружок Сергей, с которым она поругалась. Наташа теперь с ними со всеми не разговаривает. Наташа считает, что все ей просто завидуют. А вот когда она станет знаменитой на весь мир фотомоделью, тогда им всем докажет, что они ей в подметки не годятся!
Тема 6. Герой человек совершающий акт самопожертвования ради общего блага.
Афоризмы и высказывания:
«Важно не то, кем тебя считают, а то кто ты на самом деле.» (Публий Сир)
«Наша личность это сад, а наша воля его садовник» (Уильям Шекспир)
«Личность божество человека» (Гераклид Эфесский)
«Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, мой друг; тот, кто мне льстит, мой враг.» (Сюнь цзы).
Литература
Соколов Я.В., Прутченков А.С. «Граждановедение для учащихся, их родителей и учителей», Москва 2000 г.
Дик Н.Ф., Дик Т.И. «Увлекательная внеклассная работа», «Феникс» 2007 г.
Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности., Москва, 1976.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М., Воронеж: МОДЭК, 1995.
Галкин С.А. Воспитание. Личность. Общество., Дубна: Феникс+, 2006.
infourok.ru
План-конспект занятия на тему: Я – личность. Каким быть
Классный час по правовому воспитанию в начальной школе на тему: «Я – личность. Каким быть»
Цели:
1) Дать понятие личности.
2) Показать, что каждый человек отличается от другого не только внешними качествами, но, прежде всего своим внутренним содержанием, индивидуальностью в поведении, отношением к людям и себе.
3) Сформировать основные понятия у детей- каким быть.
Оборудование:
- Сигнальные карточки зеленого и красного цвета у каждого ученика.
- Сказочный человечек Правунчик.
- Листки для каждого учащегося с начальной фразой, которую они должны будут продолжить “Я стараюсь быть….”.
Ход урока.
I. Сообщение цели урока. Слайд1
Ребята, сегодня нам с вами предстоит нелегкая задача, мы должны с вами выяснить, что означает слово “Личность” И поговорим о том кого можно считать личностью. А так же выясним какими мы должны быть.
II. Ход мероприятия
Сегодня к нам в гости пришел Правунчик Слайд2 – 1щелчок Он считает себя знатоком в предмете “право”,но на некоторые вопросы он хочет услышать ваши ответы.
(На доске картинка Правунчика и он указывает на вопросы, которые хочет задать.)
– Что означает слово терпимость?
(Терпимость – качество характера, при котором человек может без вражды относиться к чужому мнению, характеру, внешнему виду)
– Зачем человеку терпимость?
(Чтобы не обидеть человека, быть к нему добрым, внимательным)
– Только ли лицом отличаются люди?
(Нет. Но и своим внутренним миром. Одни люди внимательные, добрые, вежливые. А другие злые, грубые, равнодушные к чужой беде.)
III.
Учитель: Значит, чем люди отличаются друг от друга? (Характером.)
Что такое характер? После ответа детей.
Слай д 3
Характер – это постоянные свойства человека, которые проявляются в его отношении к людям, к вещам, к себе.
Пояснение учителя: Часто бывает, что человек не хочет делать какую-то работу, но ему надо ее выполнить, тогда он заставляет себя ее сделать: – не хочет учить уроки, а он учит. Мама просит сходить в магазин, а мальчик смотрит мультфильм. Он все равно идет в магазин, хотя хочет досмотреть м/ф. Говорят, что у него есть характер. А когда человек поступает наоборот, говорят, что он “бесхарактерный”.
А у кого из вас есть характер?
А в чем это проявляется?
IV. Слайд 4,5
На экране таблички определяющие положительные и отрицательные черты характера, а вы должны расположить их в два столбика, в один только положительные, а в другой отрицательные.
Положительные |
| Отрицательные |
| вранье |
|
| злость |
|
| уважение |
|
| чувство юмора |
|
| внимательность |
|
| неопрятность |
|
| аккуратность |
|
| общительность |
|
| доброта |
|
| грубость |
|
| ласка |
|
| высокомерие |
|
V. Слайд 6
Наш веселый человечек Правунчик, опять решил устроить нам испытание. Он хочет узнать как вы понимаете, что обозначают понятия:
А) (Открывается запись )
– Внешний вид человека – это то, во что человек одет, как он выглядит, опрятный ли он, следит ли за своим внешним видом.
– Внутренний вид человека – это характер, настроение, интересы, потребности, отношение к окружающим.
Б) А как вы считаете, что важнее внешний человека или его внутренний мир?
Почему?
Есть даже пословица: “Встречают по одежке, а провожают по уму”.
- Как вы ее понимаете?
- А есть такое выражение “Богатство души” (табличка).
- Как вы его понимаете? (Когда человек добрый, внимательный, любит и уважает людей. Чем больше человек отдает другим, тем больше получает сам.)
VI.
Мы сейчас много говорили о хороших качествах человека. А теперь давайте посмотрим, какими качествами обладаете вы. Мне нужны два смелых человека, которые смогли бы перед всеми ребятами ответить на мои вопросы. Слайд 7,8,9,10,11.
Игра “Как поступлю”
Учащиеся тоже работают с сигнальными карточками, которые лежат у них на столах. Если согласен – поднимаешь зеленую карточку, а если нет, то красную.
Учитель зачитывает ситуации.
1. Ты играешь во дворе с ребятами, но мама зовет тебя домой. Как ты поступишь?
А) Пойдешь домой.
Б) Сделаешь вид, что не услышал маму.
В) Начнешь просить маму погулять еще.
Г) Договоришься с друзьями встретиться завтра.
2. Твоего друга вызвали к доске решать задачу, а у него не получается:
А) Ты будешь ему подсказывать.
Б) Поможешь разобраться после уроков.
В) Будешь смеяться и подшучивать.
Г) Ничего не предпримешь.
3. Ты нашел бездомного щенка, но у тебя уже есть собака:
А) Ты начнешь с ним играть, а потом бросишь его и побежишь домой.
Б) Постараешься найти хозяина.
В) Пройдешь мимо.
4. В автобусе бабушке не хватило места, ты:
А) Уступишь бабушке место.
Б) Сделаешь вид, что не заметил.
В) Притворишься, что спишь.
5. Ты поймал “золотую рыбку”, но она выполнит только одно желание, что ты выберешь?
А) Купить компьютер.
Б) Помочь бездомной собаке.
В) Чтобы друг научился решать задачи и был отличником.
– Понравились вам ответы детей? Почему?
(Видно, что ребята воспитывают в себе хорошие качества.)
Ребята, скажите, пожалуйста, как вы понимаете слово “Я”? Слайд 12
(Я человек, я – это мой внутренний мир, мои мысли, мои поступки, то, как я стараюсь жить, общаться с другими.)
– Вот вы, ребята, сами и объяснили такое непростое слово “ЛИЧНОСТЬ”.
Личность – это индивидуальное лицо человека. Личность – это человек, который работает над собой, воспитывает в себе хорошие черты характера, старается быть полезным обществу.
– Поднимите руки, кто считает себя личностью.
Вывод. Конечно, все вы уже маленькие личности, к у каждого из вас свой характер, свои привычки (Надеюсь хорошие) Одно то, что вы ходите в школу, говорит о том, что вы уже маленькие личности. Но, чтобы стать настоящей личностью нужно много над собой трудиться. А в дальнейшем это выразится в ваших поступках и действиях, и покажет хороший ли вы человек, настоящая ли вы личность. И я желаю вам всем стать личностями с большой буквы.
VII. Творческая работа.
Учитель: Есть игра, в которую играют даже взрослые люди, давайте поиграем и мы. Вот перечень качеств: воспитанный, добрый, ласковый, спокойный, терпеливый. Поставьте себе на листках бумаги напротив всех этих черт характера оценку.
Ученики пишут.
Учитель: Теперь поменяйтесь листками с соседом и поставьте оценки за те же качества соседу.
Посмотрите: оценки совпали? Наверное нет. Надо задуматься!
Игра «Потопаем-похлопаем»
Я буду называть поступки и положительные и отрицательные, которые иногда совершают дети. Если поступок , с вашей точки зрения , хороший- похлопайте в ладошки, если плохой- потопайте ногами.
- Анюта выучила выучила много вежливых слов, но применяет их только в обращении со старшим, с одноклассниками же грубит.
- Олежка при входе в школу всегда пропускает вперёд учителей, завуча, директора, но не делает этого по отношению к уборщицам.
- Марина перед сном всей семье желает спокойной ночи, даже кошке Дуняше.
- Антон старательно выполняет домашнее задание, но только в том случае, если ему за это родители пообещали денежное вознаграждение.
- Юра обожает читать, он делает это даже на уроках, заглядывая в книжку под партой.
- Денис встаёт в 6 часов утра,чтобы совершить утреннюю пробежку.
- Вася очень весёлый мальчишка- он придумал каждому однокласснику прозвище- дразнилку.
- Лена каждый день после уроков заходит в гости к одинокой соседской бабушке, чтобы навестить её, помочь по хозяйству.
- Намусорив в коридоре возле окна принесёнными из дома семечками, Женя не стал убирать, заявив, что для этого в школе есть уборщицы.
- В свой день рождения Ирочка принесла в класс конфеты и угостила всех одноклассников.
IX. Итог урока.
С каким понятием мы познакомились сегодня на уроке?
Так что такое личность?
Кто хочет стать хорошей личностью?
Что для этого надо делать?
Много славных дел ждёт вас в будущем, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность и доброта делают их стойкими и весёлыми.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя.
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
Д/з. Написать 10 качеств настоящей личности.
Что означает слово терпимость?
– Зачем человеку терпимость?
как вы понимаете слово “Я”?
внешний вид человека – это-
– Внутренний вид человека – это
Что такое характер?
nsportal.ru
Дополнительная общеразвивающая программа «Я — человек, я — личность, я
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Детский эколого-биологический центр г. Черемхово»
«Утверждаю»:____________
И.о. директора МУДО ДЭБЦ
г. Черемхово Матвеева В.В.
Приказ № ___ от __ _________ 2016 г.
Дополнительная общеразвивающая программа
« Я – ЧЕЛОВЕК, Я — ЛИЧНОСТЬ, Я – ГРАЖДАНИН»
срок реализации: 1 год.
возраст обучающихся: 8-12 лет
Разработчик:
Тимофеева Ольга Сергеевна,
педагог доп. образования
Черемхово, 2016
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………………. 3
2. Учебно-тематический план ……………………………………………………6
3. Содержание программы……………………………………………………… 14
4. Календарный учебный график …………………………………………… 15
5. Методическое обеспечение………………………………………………… 16
6. Материально-техническое обеспечение программы ……………………. 17
7. Литература …………………………………………………………………… 18
Пояснительная записка
Воспитание гражданина страны — одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин — это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения — это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Общеразвивающая дополнительная программа “Я – человек, я — личность, я – гражданин” имеет социально-педагогическую направленность и рассчитана на детей в возрасте от 8 до 12 лет. Режим занятий предусматривает систематическое проведение занятий 2 раза в неделю – всего 72 занятия, продолжительностью 2 академических часа. Срок реализации программы – 1 год.
Программа включает шесть блоков, связанных между собой логикой формирования полноценного гражданина России:
Блок 1. «Познай себя». Рассматриваются основные качества человека в эмоциональной, нравственной, волевой, умственной сферах. На занятиях обучающимся предлагаются различные способы самопознания и самооценки.
Блок 2. «В коллективе, через коллектив, и для коллектива» формирует навыки общения и взаимодействия ребенка в коллективе.
Блок 3. «В здоровом теле – здоровый дух». Формирование знаний о полезных и вредных привычках, навыках ЗОЖ
Блок 3. «Человек и культура». Данный блок дает детям представление об основных правилах этикета, культуре общения, культуре речи, культуре внешнего вида.
Блок 5. «Юные Россияне» Занятия в этом разделе направлены на формирование гражданского отношения к своему Отечеству. Даются элементарные знания о государственном устройстве России, её основных институтах и их роли в жизни общества, о государственных символах РФ. Изучаются основные вехи истории, культурное наследие. Также раздел знакомит с основными правами и обязанностями гражданина РФ, том числе, с правами и обязанностями ребенка.
Блок 6. «Моя малая Родина». В этом блоке изучается история, культура, природа Родного края.
Блок 7. «Мы дети – дети твои, Земля». Формирование экологической культуры, бережного отношения к природе.
Цель программы:
Формирование личности гражданина России с активной жизненной позицией, основывающейся на общечеловеческих нравственных и духовных ценностях.
Задачи:
Образовательные:
формировать систему представлений и знаний об основных моральных ценностях, нормах поведения в обществе;
дать элементарные представления о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
формировать систему знаний о государственной символике России, а также символике Иркутской области и города Черемхово;
закреплять умения и навыки, направленные на сохранение и укрепление здоровья, привычки ведения здорового образа жизни;
познакомить с важнейшими вехами истории России и малой Родины, культурным и духовным наследием;
формировать представления о нормах и правилах поведения в природе и привычках их соблюдения в своей жизнедеятельности.
Развивающие:
развивать у учащихся потребность в расширении духовного потенциала, основанного на гуманистических ценностях;
содействовать личностному росту учащихся, обогащение их социального опыта;
развивать общественную активности обучающихся;
развивать творческую инициативу, познавательную активность детей.
Воспитательные:
воспитывать сознательное отношение к народному достоянию, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
воспитывать уважение к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края.
Оценка эффективности программы
Планируемые результаты первого года обучения:
Обучающиеся имеют понятия о моральных нормах и правилах поведения, о значимых страницах истории страны, о традициях и культурном достоянии своего края.
Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Сформированы знания о полезных привычках здорового образа жизни, о вреде употребления ПАВ
Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.
Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетическим отношением к окружающему миру и самому себе.
У детей младшего школьного возраста накоплен опыт личного участия в экологических акциях, природоохранной деятельности.
Формы промежуточной аттестации:
Учебно-тематический план программы
Промежуточная аттестацияЧасы
Сентябрь
1
Вводное занятие. Знакомство с курсом.
1
Игра «Давайте познакомимся!»
1
Познай себя — 20 час.(8-т., 12-пр.)
2
Образ твоего «Я»
1
Упражнение «Узнавание», «Мой портрет в лучах солнца»
1
3
Я – человек и
я – личность. Какие качества характеризуют личность?
1
Упражнение «Мешок хороших качеств»
Ситуация — проба «Какие качества важнее?»
1
4
Настроение и эмоции. Как они взаимосвязаны?
1
Игра «Угадай эмоцию».
1
5
Самоконтроль
1
Упражнения – тренинги на развитие самоконтроля
1
6
Акция добрых дел. Делаем открытки ко Дню пожилого человека
2
Октябрь
7
У меня такой характер …
1
Заполнение таблицы
«Черты характера»
1
8
Что такое темперамент
1
Тест: Определи тип своего темперамента
1
9
«Чем я отличаюсь от обезьяны?» Мышление и интеллект
1
Упражнения на развитие видов мышления
1
10
Самооценка.
1
«Как я себя оцениваю?», «Как меня оценивают другие?» Тест
1
11
Игровое занятие
«Я – человек. Но какой?»
2
Игра
«В коллективе, через коллектив, и для коллектива» 20 час.
(8-т, 12-пр)
12
Что такое общение? Виды общения.
1
Общительный ли я человек?
1
13
Речь – бесценный дар. Комплименты, просьбы, извинения
1
Аукцион вежливых слов
1
14
В споре рождается истина? Или в ссоре?
1
Основные правила разрешения конфликта.
Тренинг «Веселые спорщики»
1
15
Вместе — мы сила!!!!
1
Упражнения на командообразование
1
Ноябрь
16
.
Экскурсия, посвященная Дню Согласия и примирения.
2
17
Что такое толерантность?
1
Упражнения «Дерево толерантности», игра «Чем я не похож на других?»
1
18
«Я знаю, что ты чувствуешь…»
Рефлексия и эмпатия
1
Упражнения на развитие эмпатии и рефлексии
1
19
Поговорим о дружбе
1
Просмотр мультфильмов
1
20
«Пустячок, а приятно!» Зачем дарить подарки без повода?
1
Изготовление подарков своими руками
1
21
Выставка
«Сюрпризных дел мастера».
2
Выставка
«В здоровом теле — здоровый дух!» 24 ч. (9-т., 15-пр.)
22
Здоровье и ЗОЖ
1
Упражнение ЗОЖ
1
23
Полезные и вредные привычки
1
Просмотр видеороликов, изготовление памятки «Светофор»
1
Декабрь
24
Чистота-залог здоровья
1
Составление памятки по уходу за собой
1
25
Что такое здоровое питание?
1
Упражнение «Учимся питаться правильно»
1
26
Витамины и их значение
1
Упражнение «Меню для чемпиона»
1
27
Режим дня. «Совы и жаворонки»
1
Тест «Кто я? Сова или жаворонок?»
1
28
Изготовление панно для соблюдения режима дня
«Умные часы»
2
29
Физкультура и закаливание
1
Разработка комплекса упражнений
1
30
Вредные привычки
1
Упражнение «Умей сказать «Нет»! Изготовление листовок
1
31
Что такое ПАВ?
(ПсихоАктивные Вещества)
1
Просмотр и обсуждение видеороликов о влиянии ПАВ на организм
1
32
Изготовление агитационного плаката о вреде ПАВ
2
Январь
33
Игра «Здоровым быть модно!»
2
Игра
«Человек и культура». 20 час. (8-т., 12-пр.)
34
Культура, культурный человек
1
Сказка «В стране Культурии»
1
35
Беседа-игра «Уроки этикета»
2
36
Правила поведения в общественных местах
1
Моделирование способов правильного поведения в обществе
1
37
Культура внешнего вида.
Одежда, стили одежды
1
Игра «Подбери наряд для…»
1
38
Культура речи
1
Игра «Слова-бяки и слова-паразиты»
1
Февраль
39
Культура досуга
1
Виртуальная экскурсия по учреждениям культуры
1
40
Правила общения по телефону и в сети интернет
1
Игра «Алло!!!…» Составление памятки
1
41
Музыка и ее жанры. Влияние музыки на человека
1
Игра «Угадай мелодию»
1
42
Ах, сколько праздников хороших! Наши традиции.
1
Викторина «Что за праздник, отгадай!»
1
43
Викторина о культуре
1
Анкетирование «Я – культурный человек?»
1
Викторина
«Юные россияне» 22 ч. (8-т., 14-пр.)
44
Главная книга страны. Конституция РФ.
1
Творческое задание
Игра-путешествие «По страницам Конституции»
1
45
Игровая программа
Ко Дню защитника Отечества
«Аты-баты!»
2
46
Государственные символы России
1
Просмотр презентации
«Символы России»
1
Март
47
Матрешка, березка, балалайка….. Неофициальные символы России
1
Мастер-класс «Русский сувенир»
1
48
Самый «Женский» день. История праздника
1
Просмотр презентации «Великие женщины в истории нашего государства»
1
—
49
Виртуальное путешествие
«10 главных достопримечательнос-тей России»
2
50
Я – законопо-слушный гражданин.
1
Сказка «Путешествие в страну Законию»
1
51
Чтение и обсуждение книги «Ваши права, дети»
(Ю. Яковлев)
1
Составление памятки «Мои права»
1
52
Не только права, но и обязанности!
1
Составление памятки «Мои обязанности. В семье, в школе, на улице»
1
53
По страницам Российской истории.
1
Интерактивная игра «Зарождение Российской государственности».
1
54
Итоговое занятие. Викторина «Я живу в России»
2
Викторина
«Моя малая Родина» 18 ч. (3-т., 15-пр.)
55
«Был станец средь черемух — стал город на угле»
1
Просмотр док. фильма «История г. Черемхово»
1
Апрель
56
О чем расскажет герб?
1
Изготовление макета герба г. Черемхово
1
57
Виртуальная экскурсия «О чем расскажет памятник»
2
58
История названий наших улиц
1
Мини-исследование
«В честь кого и в честь чего?»
1
59
Черемховцы — герои ВОВ
2
60
Экскурсия в музей «Войной опаленные годы».
2
61
Мастер-класс «Изготовление открыток к 9 мая»
2
62
Акция «Поздравь ветерана»
2
63
Викторина «По страницам истории родного города»
2
Викторина
Май. «Мы дети твои, Земля!» 18 ч. (7-т., 11-пр.)
64
Земля — наш общий дом Диспут «Человек – царь природы?»
1
Просмотр экологических мультфильмов
1
65
Защитим наши леса от пожаров!
1
Изготовление покет-мода «Правила пожарной безопасности в лесу»
1
66
Энергосбереж-ение и энергоэффективность
1
Изготовление покет-мода «Первые шаги к энергосбережению»
1
67
Международный день перелетных птиц
1
Мастер класс «Птиц встречаем, весну закликаем»
1
68
Нашим рекам и озерам чистые берега!
1
Интерактивная викторина-игра «Хранители воды»
1
69
Мастер класс: «Нужное из ненужного» (поделки из бросового материала)
2
70
По страницам Красной книги Иркутской области
1
Творческое задание «Угадай растение или животное по описанию»
1
71
День биологического разнообразия
1
Конкурс рисунков «Мир живой и удивительный»
1
72
Игровое занятие «Экологический марафон»
2
Игровое занятие
ИТОГО: 144
53
91
Содержание программы
Вводное занятие – 2 часа Т.-1ч. Пр.-1ч.
Знакомство с содержанием работы объединения «Человек, гражданин и патриот», с историей ДЭБЦ, его традициями и юннатским движением.
Практическая работа.
Игра «Давайте познакомимся!».
Познай себя — 20 часов Т- 8 ч. Пр. — 12 ч.
Что такое личность? Какие качества присущи личности. Самооценка и способы её определения. Как взаимосвязаны эмоции и настроение человека. Характер и темперамент человека. Мышление и интеллект. Самоконтроль.
Практическая работа.
Тесты: Как я оцениваю себя, и как меня оценивают другие? Определяем тип темперамента. Упражнения: «Мой портрет в лучах солнца», «Мешок хороших качеств», «Угадай эмоцию», упражнение на развитие памяти, внимания, мышления. Акция «Поздравим пожилых людей»
В коллективе, для коллектива и через коллектив – 20 часов
Т- 8 ч. Пр. — 12 ч.
Общение, его виды. Комплименты, просьбы, извинения. Спор или ссора, в чем отличие? Толерантность. Поговорим о дружбе.
Практическая работа.
Тест «Общительный ли я?», Упражнения: «Веселые спорщики», «Дерево толерантности», тренинги на развитие толерантности и эмпатии. Аукцион вежливых слов. Просмотр мультфильмов о дружбе. Изготовление подарков для друзей. Мастер класс «Учимся дарить и принимать»
В здоровом теле – здоровый дух! 24 часа. Т — 9 ч. Пр. — 15 ч.
Здоровье и ЗОЖ, как они связаны. Полезные привычки. Гигиена тела. Режим дня. Физкультура, закаливание, их польза для здоровья. Правильное питание, содержание витаминов в продуктах. Психоактивные вещества (ПАВ). Их влияние на здоровье, поведение человека.
Практическая работа.
Составление памятки по уходу за собой. Изготовление агитплакатов «Полезные привычки»и «Скажи «Нет ПАВ!». Упражнения «Учимся питаться правильно», «Меню для чемпионов». Изготовление панно «Умные часы». Разработка комплекса упражнений для физминутки. Просмотр и обсуждение роликов о вреде ПАВ. Игровое занятие «Здоровым быть модно!»
Человек и культура — 20 ч. Т- 8 ч. Пр. — 12 ч.
Культура, культурный человек. Правила поведения в общественных местах. Правила общения по телефону и в сети интернет. Культура речи. Культура внешнего вида. Одежда её предназначение и стили. Праздники и традиции их празднования.
Практическая работа.
Сказка «В стране Культурии». Игра «Уроки этикета».
Юные россияне — 22 часов. Т. — 8 ч. Пр. — 14 ч .
Государственные символы РФ. Конституция Росси. Законы РФ. Права и обязанности. История празднования 8 марта. Неофициальные символы России. По страницам российской истории.
Практическая работа.
Игровая программа «Аты-баты». Просмотр презентаций «Символы России», «Великие женщины». Мастер класс «Русский сувенир». Интерактивная игра «Зарождение российской государственности». Виртуальное путешест вие «10 главных достопримечательностей России». Составление памятки «Мои права», «Мои обязанности. Дома, в школе, на улице»
Моя малая Родина – 18 часов. Т. – 3 ч. Пр. – 15 ч.
Экскурс в историю города. История герба Черемхово. История названия улиц города.
Практическая работа.
Просмотр фильма об истории Черемхово. Изготовление макета герба Черемхово. Экскурсия в музей истории Черембасса. Виртуальная экскурсия «О чем расскажут памятники». Мини-исследование «В честь кого и в честь чего?». Мастер-класс «Изготовление открыток к Дню победы». Акция «Поздравь ветерана». Викторина «По страницам истории города»
Мы дети твои, Земля!
Земля – наш общий дом. Диспут «Человек – царь природы?». Энергосбережение, энергоэффективность. Защита леса от пожаров. Международный день перелетных птиц. Нашим рекам и озерам чистые берега! По страницам Красной книги Иркутской области. Международный день биологического разнообразия.
Практическая работа.
Просмотр экологических мультфильмов. Изготовление карманных книжечек «Правила пожарной безопасности в лесу». Мастер класс «Птиц встречаем, весну закликаем». Интерактивная викторина-игра «Хранители воды». Мастер класс: «Нужное из ненужного» (поделки из бросового материала).
Календарный учебный график
Группа 1 года обучения3 «А», МОУ «Школа №4»
10.09.
2016
31.12.
2016
16
1.01.2017-10.01.2017
11.01.
2017
20.05.2017
19
35
Викторина, игра, тест, анкетиро-вание
Группа 1 года обучения
3 «Б», МОУ «Школа №4»
10.09.
2016
31.12.
2016
16
1.01.2017-10.01.2017
11.01.
2017
20.05.2017
19
35
Викторина, игра, тест, анкетиро-вание
Группа 1 года обучения
7 кл., ГОКУ
СКШ №1
10.09.
2016
31.12.
2016
16
1.01.2017-10.01.2017
11.01.
2017
20.05.2017
19
35
Викторина, игра, тест, анкетиро-вание
Методическое обеспечение программы
Формы организации процесса:
Беседа, диспут
тренинг, решение ситуативных задач;
тест, анкетирование;
викторина;
просмотр видеоматериалов и презентаций;
экскурсия, виртуальное путешествие;
мастер-класс.
Дидактические материалы и ТСО:
Бланки анкет, тестов.
дидактические карточки, настольные игры,
Красная книга Иркутской области, Конституция РФ.
Компьютер или ноутбук с видеопроектором, подборка презентаций, видеороликов, мультфильмов.
Материально-техническое обеспечение программы
Плакаты
Видеофильмы
Иллюстрации Брошюры
Книги
Фотоаппарат
Наглядно-демонстративный материал
Проектор
Ноутбук
Литература
100 великих россиян/К.В.Рыжов. – М.: Вече, 2012. – 480с.
Азбука нравственного образования: «Бескорыстие». Доброму везде дорога / В. Петрова, И. Хомякова, Т. Стульник. // Педагогу начальных классов. – 2009. – №4. – С. 41-48.
Антошин М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе. — М. Айрис-пресс, 2003 г.
Данилюк А.Я. и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Вестник образования. — 2009. — №17. – 9 -13 с.
Золотая книга этикета (Авт.-сост. В.Ф.Андреев). 2-е изд., исправленное и дополненное. – М.: Вече, 2004. – 400 с.
Как быть хорошим // Читайка. – 2008. –№ 1, 3, 5, 6, 7,8, 9, 1.–С. 20-39.
Ковальская Т. В. Был станец средь черемух – стал город на угле. – Иркутск, 1993. – 45 с.
Культура и искусство речи. Современная риторика / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. –Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 576с.
Н.Н. Ежова. Научись общаться!: коммуникативные тренинги. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 249, [1] с. (Психологический практикум)
Поверь в себя!: (тренинг уверенности в себе) / Т. А. Корепанова // Досуг в школе. – 2005. – № 12. – С. 3-17.
Психогимнастические упражнения для школьников: разминки, энергизаторы, активаторы/ авт.-сост. М.А.Павлова.–2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2013. – 87с.
Развитие творческих способностей учащихся. – М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999. – 144с.
Селевко Г. К. Познай себя. – М.: Народное образование, 2006. – 96 с.
infourok.ru
Сочинение Я — личность 6 класс
Мне 12 лет, моя личность ещё находится в стадии формирования. Я уже имею свои ценностные ориентиры, представление о семье, жизни, образовании и работе, но они могут меняться по мере моего взросления. Также на моё мировосприятие влияет моё окружение. Пока я общаюсь с отличниками и хорошистами, мои показатели по учёбе улучшаются, мои интересы переходят в другую плоскость, в которой особую важность имеет будущее, моя будущая работа и карьера. Как только я начинаю больше общаться с троечниками и бездельниками, мои оценки резко ухудшаются. Это происходит из-за того, что я начинаю жить сегодняшнем днём и не думать о будущем. В моем поведении можно заметить нестабильность, я – максималист в силу возраста.
Также я ответственен за свои поступки и поведение. Это основные качества здоровой личности. Здоровая личность не будет перекладывать ответственность на других, если я виноват, я признаю это, а не буду прятаться за плечи товарищей. Некоторые так и поступают, как только что-то выясниться, они сразу ничего не знают и нигде не участвовали. Такие люди могут только переводить стрелки и обвинять других. Также они несамостоятельны и ленивы – это признаки неправильно сформировавшейся личности. В таком возрасте это не страшно, но чем старше человек, тем опаснее подобные качества. На таких людей нельзя положиться – они подведут и обвинят в неправоте. При сотрудничестве с такими людьми нельзя ожидать ничего хорошего.
Я – личность. Период первых лет жизни, когда ребёнок ещё совсем не понимает, что происходит вокруг, находится в полной зависимости от родителей, не может предсказать к каким последствиям приведут его действия называется детством. Ребёнок, независимо от того маленький он или постарше, считается индивидом.
Индивид – не один, а один из нас. Индивид является представителем человеческого рода, но пока что он не является личностью. Как правило, к этой категории относятся дети. Они полностью зависимы от родителей и окружения, в котором постоянно находятся. Для индивида огромное значение имеет социализация. То, каким образом ребёнок входил в общество. Будущие взгляды, мировосприятие и мировоззрение будет напрямую зависеть от того, в каких условиях индивид рос и познавал этот мир.
Именно в процессе социализации индивид становится личностью. Личностью является индивид, который имеет свои ценности, самостоятелен и в состоянии нести ответственность за свою деятельность. Личность формируется в подростковом возрасте.
Вариант №2
Наверное, для каждого человека Бог создал свои условия и свою жизнь, которую ему придется прожить. У каждого человека разная судьба. Вот только у одних она будет легкой и без лишних уголков, а вот у других жизнь наполнена тяжелыми испытаниями, которые она должна обязательно пройти. Кроме этого у каждого человека имеются свои качества, которые он должен за время своей жизни раскрыть. Одни способности он попытается раскрыть, и они помогут ему в будущем найти любимую работу и определиться в жизни. Также каждому человеку свойственно ошибаться и иногда уходить с правильного пути и в этом случае только Богу известно почему это произошло и что нужно делать для того чтобы снова поставить его на правильный путь.
Если правильно воспользоваться своим наделенным талантом, то в будущем вас ждет удача и успех, который будет приносить только доход, честь и хвала. А может быть и такое, что несколько людей обладают одним талантом, вот только они не являются одинаковыми и похожими друг на друга. Даже если перед вами находятся близнецы, то у них все равно имеются такие особенности, при помощи которых их можно различить.
А теперь давайте узнаем, что же такое личность? Оказывается, что личностью называются качества человека. И при помощи нее складывается образ и отличие его от других людей. Если личность настоящая, то и отличается она с помощью специальных качеств и манер. И не обязательно чтобы про эту личность знали все. Кроме этого существуют люди, которые любят командовать и указывать другим людям. И если у другого человека нет своего мнения, то он полностью подчиняется всему что скажут другие. Но если имеется свое мнение, то и незачем никого слушать, а слушать нужно только свое сердце. В этом случае нужно всегда иметь свое мнение, а также если это требуется, то нужно правильно отстаивать свое мнение и доказывать свою правоту.
Нужно знать, что личность существует в каждом человеке, и для этого вы должны ее развивать. Конечно же, если вы будете сидеть на одном месте и ничего не делать и двигаться дальше, а также подчиняться всему что вам скажут, то в этом случае личность будет только умирать, но ни в коем случае не развиваться.
Также читают:
Картинка к сочинению Я — личность
Популярные сегодня темы
sochinimka.ru
сочинение на тему каждый человек индивидуальность даже если он не личность
Каждый человек индивидуален, но часто молодые люди стараются на кого-то быть похожими, кому-то подражают. Зачем? Ведь вы единичны, именно такого как вы больше нет! Индивидуальность (от лат. individuum — неделимое, особь) — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность. Индивид — особь, отдельно существующий организм или отдельно взятый человек, как представитель человеческого рода. И в мире нет людей с одинаковыми отпечатками пальцев! Предпосылкой формирования человеческой оригинальности является, в первую очередь, среда, где он растет. Затем ассоциации, накопленные в детстве, воспитание, особенности строения семьи и обращение с ребенком. Существует мнение, что индивидом рождаются, личностью становятся, а неповторимость отстаивают. Каждый из нас — яркая и неповторимая личность. Вот почему неудивительно, что у любого человека свои уникальные цели, приоритеты и ценности. Не надо пытаться ломать себя, подстраиваться под общепринятые стандарты, пытаться подражать кому-то. Брать положительный пример и учиться на чьих-то ошибках нужно, но не проживать чужую жизнь. Речь идёт о вашей жизни, о том, что необходимо для счастья конкретно вам. Чтобы быть успешным, очень важно четко осознавать, чего вы хотите и к чему стремитесь. Нужно понимать себя, но это очень непросто. Чаще человек и сам не подозревает на что он способен. Каждый человек индивидуален. Никто другой не сможет заполнить то место в жизни, которое отведено вам. Вы наделены талантами, большими и маленькими и они бесценны, если их использовать на полную. Вы можете ныть, плакать и жаловаться, что вам в жизни не выпал шанс. А можете завтра выйти из дома и сделать свою работу лучше, чем сделали её сегодня. Вы можете наполнить свой ум самыми лучшими мыслями мира, а можете читать книжку с пустым романом. Придет время, когда вы оставите этот мир, и он, благодаря вашей жизни, станет либо немного лучше, либо немного хуже. Выбирайте сами. Я считаю, что среди нас — миллионы людей, достойных звания личности. Пусть мы о них ничего не знаем. Это люди, которые живут простой жизнью, занимаются любимым, пусть не престижным делом, которые любят и уважают близких, никому не наносят обиды. Что касается меня, я надеюсь, что нахожусь на правильном пути в развитии моей личности. Я стараюсь больше внимания уделять тому, что у меня получается, развивать свои способности. Не всегда получается, но я стремлюсь быть терпимее к людям, которые рядом со мной. Мне кажется, золотое правило «поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой» работает во всех сферах жизни и помогает не сбиться с правильного пути. Следовательно, для того, чтобы сформировать свою личность, нужно постоянно развиваться и самосовершенствоваться, искать то, что приносит радость, быть искренним и уважать других.
touch.otvet.mail.ru
Тренинговое занятие «Я личность»
Тренинг: Личность
Цель: познакомить студентов с понятием «личность», «индивидуальность»; показать неповторимость, уникальность личности; дать представление о путях формирования личности.
Оснащение: плакаты с высказыванием великих людей, тест «Как у тебя с самооценкой?».
Организационный момент. Приветствие.
Вступительное слово педагога-психолога
Дискуссия студентов: «Качества личности важные для общения»
Тестирование студентов «Как у тебя с самооценкой?»
Знакомство с правилами поднятия самооценки
Упражнения «Индивидуальность личности», «Письмо себе любимому»,
Подведение итогов. Заключительное слово педагога-психолога.
Оформление:
«Наша личность – это сад, а наша воля – ее садовник».
«У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности». В. Гюго.
«В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травой; пусть он своевременно поливает первое и истребляет второе». Ф. Бэкон.
«Человеком быть трудно. Стать человеком – большая работа». Э.Мэжелайтис.
Предлагаю вам встать в круг и начать наше занятие с приветствия. Для этого каждый из участников обращается к своему соседу слева со словами приветствия и пожеланиями на весь день.
После приветствия студенты присаживаются на свои места.
Личность – человек, наделенный особыми психическими свойствами, познающий и преобразующий мир и занимающий определенное место среди людей. Личностью не рождаются, а становятся постепенно. Развитие личности осуществляется с первого года жизни. Формирование личности определяется биологическими данными, средой (природной и социальной), воспитанием и обучением, активностью самой личности, познанием, общением и трудом (умственным и физическим).
Что такое человек? Чем он отличается от животных? Над этими вопросами люди задумывались давно. Великие мыслители пришли к выводу: самым важным отличием человека от животного является то, что он существо общественное или социальное. Каждый родившийся ребенок становится человеком только в обществе. Детеныши животных от рождения имеют инстинкты, которые помогают им ориентироваться в том, что можно и чего нельзя есть, на кого можно нападать, а кого следует опасаться. Дитя человеческое после рождения – самое неприспособленное. И человек из него вырастает только в семье, в обществе, которые учат его жить, дают ему знания об окружающем мире, умение трудиться. Человек становится человеком, личностью только среди людей, с их помощью осознавая самого себя, окружающий мир, с их помощью овладевает речью.
К. Маркс писал: «Человек смотрится как в зеркало в другого человека. Лишь, относясь к Павлу, как к себе подобному, человек Петр начинает относится к себе, как к человеку»
Послушайте стихотворение и подумайте, согласны ли вы с автором? Свою точку аргументируйте:
Для человека мысль – венец всего живого.
А чистота души есть бытия основа.
По этим признакам находим человека:
Всех тварей на земле превыше он от века.
А если он живет, не мысля т не веря,
То человек не отличается от зверя.
Анвари.
Надпись на Дельфийском храме гласит: «Познай самого себя». Именно с познания самого себя начинается определение цели жизни. Человеку нужно знать: Каков он? Кто он? Знает ли он себя?.
Быть личностью – это осуществлять выбор в силу своей позиции, отвечать и оценивать последствия принятого решения, уметь владеть своим поведением, обладать свободой выбора. Какого человека можно назвать личностью? То, чем человек станет, определяется в основном тем, что он делает из себя. На личностном уровне развития у человека вырабатываются собственные взгляды и отношения к миру, людям, делу, происходящим событиям. У него появляются собственные суждения, оценки. Это позволяет ему быть относительно устойчивым и независимым от поступков и воздействий окружающих. Личность – это то, что делает из себя человек, утверждая свою человеческую жизнь. Главным признаком человека – личности является его способность поступать по своему внутреннему убеждению, не перекладывать ответственность на другого, противостоять обстоятельствам, вмешиваться в ход событий, брать ответственность за происходящее.
Личность каждого человека наделена присущим только ей сочетанием черт и особенностей, которые образуют ее индивидуальность. Индивидуальность – это неповторимое сочетание психологических особенностей личности, то особенное, специфическое, что отличает данного человека от всех других. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, интересах. Чтобы создать себя, надо определить свой образ жизни. У каждого человека свой внутренний мир, свои особенности памяти, мышления, внимания, свои интересы и потребности, он по-своему ощущает и воспринимает окружающий мир, по-своему проявляет эмоции, свой характер.
Трудно представить общество, в котором все люди абсолютно одинаковы. Как прекрасно, что все люди разные! Прекрасна жизнь, расцвеченная многими красками.
Уже в первые минуты знакомства с человеком мы составляем определенное представление о нем. Вспомните свои ощущения в момент знакомства с людьми. Один мог произвести впечатление пустого и неинтересного человека. Это оттого, что с первых минут он уже болтал всякую чепуху, а вам даже рта не позволил раскрыть. Другой, наоборот, вызвал ваше расположение готовность слушать и соглашаться со всем, что вы говорите. Третий пошутил над чьим-то, а не над своим недостатком, и вы почувствовали себя с ним легко и свободно. Но первое впечатление, как говорят, обманчиво.
Давайте выполним следующее задание: попытайтесь воспроизвести свои ощущения, возникающие в первые минуты знакомства с людьми. Выпишите на листочке наиболее распространенные проявления в поведении, которые:
Вспомните, какими оказались эти люди в дальнейшем?
Ответьте на вопрос: «Какие качества являются необходимыми и важными для общения?»
За пять минут студенты должны составить список качеств, важных для общения.
При составлении списка нужно постараться представить себе общительного человека. Каким он должен быть? Чем отличаться от других людей? Составьте перечень качеств важных для общения.
Список качеств, важных для общения
В графе «Самооценка» каждый должен поставить себе оценку в зависимости от того, насколько ему свойственно то или иное качество.
Выяснив, какие качества необходимы для продуктивного общения, и какими качествами обладаете вы можно научиться строить отношения с другими людьми лучше, плодотворнее, радостнее. Наверное, у каждого человека бывают такие моменты, когда ему хочется побыть одному, но никто не захочет продлить это одиночество на всю жизнь. Ведь даже когда человек уходит в монастырь, то он покидает этот суетный мир, чтобы общаться только с теми, кто во многом похож на него.
Общение имеет свои правила и закономерности:
Не судите о людях за глаза, не собирайте пересуды о них, не передавайте сплетни. О своих знакомых, которых вы знаете хорошо, не позволяйте говорить дурно, решительно обрывайте посмевшего за глаза осуждать других.
Умейте выслушать людей, не перебивая. Все, что они говорят, для них очень важно, если даже вам и кажется второстепенным. Ни в коем случае нельзя с ходу отвергать или оспаривать каждую мысль собеседника.
Чаще улыбайтесь людям, особенно если искренне цените их. Улыбка –сигнал доброго отношения между людьми, это – визитная карточка друга, средство успокоения встревоженного, обезоруживание рассерженного, побуждение к размышлению..
Шутите в меру. Каждый нормальный человек может вынести лишь определенную дозу насмешек.
Извлекайте уроки из допущенных ошибок в общении
Посмотрите на эти правила и подумайте, есть ли в них разногласия. С чем вы не согласны? Может быть, что-то из предложенного вам кажется неверным?
Что такое самооценка? (Ответы студентов)
Самооценка – оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков. Самооценка может быть адекватной, заниженной и завышенной.
Адекватная – человек реально оценивает себя, видит свои положительные и отрицательные качества. Он способен адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды.
Низкая – свойственна людям, склонным сомневаться в себе, принимать на свой счет замечания, недовольства других людей, переживать и тревожиться по малозначительным поводам. Такие люди часто не уверены в себе, им трудно дается принятие решений, необходимость настоять на своем. Они очень чувствительны.
Высокая – человек верит в себя, чувствует себя на «коне», но иногда, будучи уверенным в своей непогрешимости, он может попасть в сложную ситуацию, когда требуется отказаться от привычного взгляда на вещи и признать чужую правоту.
Тест: «Как у тебя с самооценкой?»
Отвечая на вопросы, укажи, как часты для тебя перечисленные ниже состояния по такой шкале:
Очень часто – 4 балла;
Часто – 3 балла;
Иногда – 2 балла;
Редко – 1 балл;
Никогда – 0 баллов.
Вопросы-утверждения:
Я часто волнуюсь понапрасну
Мне кажется, чтобы мои друзья подбадривали меня
Я боюсь выглядеть глупцом
Я беспокоюсь за свое будущее
Внешний вид других куда лучше, чем мой
Как жаль, что многие не понимают меня
Чувствую, что я не умею как следует разговаривать с людьми
Люди ждут от меня очень много
Чувствую себя скованным
Мне кажется, что со мной должна случиться какая-то неприятность
Мне не безразлично как люди относятся ко мне
Я чувствую, что люди говорят про меня за моей спиной
Я не чувствую себя в безопасности
Мне не с кем поделиться своими мыслями
Люди не особенно интересуются моими достижениями
Оценка результатов:
Меньше 10 баллов – Вам нужно избавляться от чувства превосходства над окружающими, зазнайства, хвастовства. Возьмите за правило принцип: всякая конфликтная ситуация возникла из искры, которую ты высек сам или помог зажечь.
От 10 до 30 – Вы психологически зрелая личность, что проявляется, прежде всего, в адекватности самоотражения, то есть реалистической оценке своих сил и возможностей, внешности. Тебе по плечу серьезные дела , дерзай!
Больше 30 баллов – вы недооцениваете себя.
Знакомство с правилами поднятия самооценки
Утром приложите максимум усилий, чтобы выйти из дома в наилучшем виде. В обед взгляните в зеркало, чтобы проверить, все ли в порядке. Последний раз проделайте это, умываясь перед сном. Это поможет вам не думать постоянно о том, как вы выглядите.
Не зацикливайтесь на своих физических изъянах. Они есть у всех! Помните, что большинство окружающих вас людей этих недостатков не замечают, либо не догадываются об их существовании.
Помните, что люди не замечают вещей, столь очевидных для вас. Вы чувствуете, что ужасно краснеете, когда приходится что-то делать или говорить в присутствии нескольких человек, а для них ваше лицо приятно порозовело.
Не будьте излишне критичны к другим. Если вы постоянно отмечаете недостатки других людей, и это стало вашей привычкой, от нее нужно немедленно избавиться, иначе вы все время будите думать, что ваши внешность и одежда тоже отличная мишень для критики. Уверенности вам это не прибавит.
Помните, что люди больше всего любят слушателей. Вам совершенно не обязательно «выдавать» фейерверк остроумных, блестящих мыслей, чтобы вызвать расположение к себе. Внимательно слушайте других, и они будут вам благодарны.
Будьте искренни. К примеру, вы не понимаете, о чем идет речь. Признайтесь в этом. Пытаясь быть холодным, отстраненным и невозмутимым, вы лишь отталкиваете от себя людей.
Найдите кого-нибудь в своем окружении, с кем вы можете разделить волнения и переживания, и тогда вы не окажитесь одинокими в любой компании, и в любом обществе. Сами подойдите к тому, кого вы избрали, от этого вы оба выиграете.
Помните, что стеснительность может сделать некоторых людей агрессивными. Если с вами кто-то резко разговаривает, не думайте, что виноваты в этом только вы. Может, для такого человека это единственный способ побороть смущение. И главное – не пользуйтесь сами подобными способами самоутверждения.
Упражнение: «Индивидуальность личности».
Студенты по кругу произносят свое имя и называют качества, присущие им, которые начинаются с букв, имеющихся в имени.
Упражнение «Письмо себе, любимому»
Каждый пишет себе письмо, любимому, потому что, не любя самого себя, нельзя свободно жить.
Обсуждение. Можно зачитать некоторые письма, выслушать мнения студентов о них.
Заключительное слово.
Все мы разные.
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет похожих на нее.
Очень важно помнить, что другой человек отличается от меня, он не хуже и не лучше меня, он другой. Он самостоятельная личность, которая сама определяет свое поведение. Способность сострадать, сопереживать, сочувствовать – показатель уровня психического и социального развития, признак духовной зрелости личности. Мы должны постараться научить строить отношения с людьми так, чтобы они были лучше и продуктивнее. Это возможно, если мы научимся правилам общения, будем развивать в себе свои лучшие качества.
infourok.ru