Лад (музыка) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Лад — одно из главных понятий русской музыкальной науки, центральное понятие в учении о гармонии. Чаще всего слово «лад» употребляют по отношению к двум тональным ладам — мажору и минору («мажорный лад», «минорный лад»). «Ладами» упрощённо называют (по принципу «часть вместо целого») звукоряды западных и восточных модальных ладов — натуральных (например, «джазовая импровизация в лидийском ладу» подразумевается — на основе звукоряда лидийского лада), церковных, традиционных восточных (макама, раги и других старинных традиций).
Музыковеды дают различные определения лада, например
- 1937: «логически дифференцированная система объединения тонов на основе их функциональных взаимоотношений» (Ю. Н. Тюлин)[1];
- 1940-е годы: «организация составляющих данную эпохой систему музыки тонов в их взаимодействии» (Б. В. Асафьев)[2];
- 1978: «звуковысотная система соподчинения тонов, основанная на их логической (субординационной) дифференциации» (Т. С. Бершадская, 1978)
- 1988: «системность высотных связей, объединённых центральным звуком или созвучием, а также воплощающая эту системность конкретная звуковая система» (Ю. Н. Холопов)[4];
Более того, даже у одного и того же исследователя определение лада может видоизменяться от года к году[5].
Многоразличные трактовки лада в общем сводятся к следующим:
- То же, что ладовый звукоряд (метонимически, по принципу «часть вместо целого»), понимаемый, главным образом, как прекомпозиционная структура традиционной («народной») и богослужебной (например, католической и православной) музыки; «лады» в этом смысле — структурные разновидности диатонических октавных звукорядов[6]. К числу таких «ладов» относятся так называемые натуральные лады. В ЭТМ подобные «лады» описываются как последовательности заполняющих октаву тонов и полутонов, например, «натуральный мажор» (древний «ионийский лад») ТТПТТТП, «натуральный минор» — ТПТТПТТ и т. п. В этом значении слово «лад» (или «троп») употреблял ещё Аристид Квинтилиан (оригинальный термин
ru.wikipedia.org
Разновидности минорных гамм. Гамма До минор
Здравствуйте ученики Гитаршколы. До сих пор Вы имели дело с гаммой «натурального» минора. Однако существуют и другие разновидности минорных гамм. Минорные гаммы делятся на три вида:
Гармонический минор
Дорийская гамма
Фригийская гамма
Гармонический минор
Гармонический минор отличается от натурального неальтерированной 7-й ступенью. Вот как выглядит его формула: 1, 2, b3 4, 5, b6, 7, 1. (b- это бемоль). Между пониженной 6-й ступенью и неальтерированной 7-й возникает интервал в минорную терцию. Эта гамма имеет характерное «египетское» или «арабское» звучание.
При гармонизации этой гаммы аккорд V ступени получается мажорным, а не минорным (как в случае «натурального» минора). Часто аккорд V-й ступени бывает мажорным, даже если аккордовая последовательность однозначно соответствует натуральному минору.
Это происходит потому, что минорные тональности очень близки и обмен нотами в них происходит довольно безболезненно. Вообще говоря, многие правила в музыке довольно условны. Они лишь помогают Вам понять, почему те или иные вещи звучат так или иначе.
И нарушая эти правила, можно добиться интересных результатов. Но все-таки, конечно, сначала лучше выучить правила, а уж потом пользоваться исключениями из них.
В следующем упражнении, которое играется в «натуральном» А-миноре (называемом просто А-минором), используется аккорд, построенный на V-й ступени гармонического минора. То, что этот фрагмент играется в «натуральном» миноре, мы можем определить по аккорду VII-й ступени (в данном случае — это аккорд G).
Следующее упражнение, однако, звучит уже в гармоническом миноре, поскольку в конце мы видим аккорд G#. В песнях Рэнди Роадса и Ингви Мальмстина мы часто можем слышать VII-ю ступень гармонического минора; благодаря ей их музыка приобретает «классическое» звучание.
Дорийская гамма
Дорийская гамма (или дорийский лад) отличается от натурального минора
неальтерированной 6-й ступенью. Формула дорийской гаммы имеет следующий
вид; 1, 2, b3, 4, 5, 6, b7. Послушайте гитару в куплетах песен «BACK FOR MORE» и «ROUND AND ROUND» (группа RATT). Обе эти партии играются в Е-дорийском.
Ниже звездочкой (*) отмечены ноты и аккорды, построенные на 6-й ступени дорийского минора.
Фригийская гамма
Фригийская гамма (или фригийский лад) отличается от натурального минора пониженной 2-й ступенью. Эта гамма является самой минорной из всех миноров, поскольку содержит наибольшее количество бемолей. Пониженная 2-я ступень придает фригийской гамме звучание, характерное для фламенко. Формула фригийского лада имеет следующий вид: 1, b2, b3, 4, 5, b6, b7.
Ниже звездочкой (*) отмечены ноты или аккорды, построенные на 2-й ступени фригийского минора.
Хроматические вариации
Рифф может включать в себя ноты и аккорды, не входящие в данную тональность. Такие ноты и аккорды делают Вашу музыку более разнообразной и интересной.
Уменьшенная квинта
Наиболее часто в этом смысле используется уменьшенная квинта. Ниже крестиком показано место этой ноты в гамме «натурального» минора.
Оставить комментарий
gitarshkola.ru
Лад, тональность, мажор, минор — Music Fancy
Гамма — это звуки лада, расположенные подряд.
Слоговые и буквенные (латинские) обозначения звуков гаммы:
Слоговые обозначения | До | Ре | Ми | Фа | Соль | Ля | Си | Сиb |
Буквенные обозначения | C | D | E | F | G | A | H* | B* |
Тринскрипция | [цэ] | [дэ] | [э] | [эф] | [гэ] | [а] | [ха] | [бэ] |
*В американской системе буквенной нотации для обозначения Си — используется В, а Сиb — Bb
Другие обозначения | мажор | минор | диез (#) | бемоль (b) | дубль-диез (x) | дубль-бемоль (bb) |
Буквенные | Dur* | moll* | is** | es** | isis** | eses** |
Транcкрипция | [дур] | [моль] | [ис] | [эс] | [исис] | [эсэс] |
*При обозначении названий тональностей иногда не пишут Dur или moll, а просто обозначают тональность большой или маленькой буквой: A-Dur = A, c-moll = c
**При образовании названий нот окончание присоединяется к названию ноты, например:
C + is = Cis (До-диез), D + es = Des (Ре-бемоль).
ЛАДЫ
Лад — это 2 группы звуков — устойчивые и неустойчивые — которые взаимосвязаны между собой.
В европейской культуре наиболее употребимы 7-ступенные лады, построенные подряд по тонам и полутонам. Эти лады могут быть построены от любого из 12-ти звуков темперированной системы.
-
Мажорный лад (мажор): тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон (например: до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до)
Устойчивые звуки (I-III-V) образуют мажорное трезвучие Минорный лад (минор): тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон (например: ля-си-до-ре-ми-фа-соль-ля)
Устойчивые звуки (I-III-V) образуют минорное трезвучие
Неустойчивые звуки тяготеют и разрешаются в рядом стоящие устойчивые.
Ладовые разновидности мажора и минора
Гармонический
Мажор гармонический — понижается VI ступень (VIb)
Мелодический
Мажор мелодический — понижаются VI и VII ступени (VIb, VIIb)
Минор мелодический — при движении вверх повышаются VI и VII ступени (VI#, VII#), при движении вниз повышение отменяется и используются ступени натурального минора.
Тональность — это высота лада.
Какие бывают тональности:
- одноименные (имеющие общую Тонику): До-мажор и до-минор
- параллельные (две тональности — мажор и минор, имеющие одинаковое количество ключевых знаков): До-мажор и ля-минор. Определяются таким образом: для мажора параллельным является минор, который строится от VI ступени, для минора параллельным является мажор, который строится от III ступени.
- энгармонически равные ( одинаковые по высоте (звучанию), различные по написанию): До-мажор и Си#-мажор
- родственные тональности (тональности, тонические трезвучия которых расположены на ступенях данного лада: это будут Т, S, D и их параллельные тональности + мажорная D в миноре и минорная S в мажоре)
Лады народной музыки и другие
- ионийский = мажор
- дорийский = минор + #VI (высокая VI)
- фригийский = минор + bII (низкая II)
- лидийский = мажор + #IV (высокая IV)
- миксолидийский = мажор + bVII (низкая VII)
- эолийский = минору
- локрийский (гипофригийский) = минор + bII + bV (тоника — уменьшенное трезвучие)
Простой способ запомнить лады народной музыки — это построить их подряд от всех нот До-мажора:
Особые лады:
Пентатоника — пятиступенный лад в котором отсутствуют полутона.
В мажоре — без IV и VII ступеней
В миноре — без II и VI ступеней
Хроматическая гамма (хромо — цвет) — это гамма состоящая из 12 звуков расположенных по полутонам (то есть, из всех звуков октавы фортепиано).
Мажор вверх — все ступени повышаются, кроме III и VI (на месте), VII понижается
Мажор вниз — все ступени понижаются, кроме I и V (на месте), IV повышается
Минор вверх — все ступени повышаются, кроме I и V (на месте), II понижается
Минор вниз — также как и одноименный мажор.
Порядок ключевых знаков.
Порядок ключевых знаков всегда одинаковый, только количество знаков изменяется в разных тональностях.
Например, в Ля-мажоре 3 диеза: фа#-до#-соль#, а в Си-мажоре 5 диезов: фа#-до#-соль#-ре#-ля#
Порядок диезов: фа#-до#-соль#-ре#-ля#-ми#-си#
Порядок бемолей: сиb-миb-ляb-реb-сольb-доb-фаb
Знаки альтерации могут стоять при ключе (ключевые знаки — действуют на все произведение),
либо появляться эпизодически (случайные знаки альтерации — действуют до конца такта).
Случайные знаки бывают двух видов:
Альтерация — это усиление тяготения в данном ладу неустойчивых звуков в устойчивые путем их приближения (повышением или понижением) к устойчивым.
Хроматизм — это изменение высоты звуков, противоположное тяготениям в данном ладу, то есть выходящее за рамки лада.
Знаки альтерации — изменяют высоту звука:
Диез (#) — повышает звук на пол тона
Бемоль (b) — понижает звук на пол тона
Дубль-диез (x) — повышает звук на тон
Дубль-бемоль (bb) — понижает звук на тон
Бекар () — отменяет предыдущие знаки альтерации
Способы облегчения определения и запоминания тональностей:
Диезные тональности — последний ключевой знак будет в мажоре VII ступенью, а в миноре II ступенью.
Бемольные тональности — предпоследний ключевой знак будет в мажоре Тоникой, а в миноре III ступенью.
Следующая тема — Аккорды.
Вернуться в раздел Элементарная теория музыки
www.musicfancy.net