Устойчивые мотивы – Урок 4. Мотивация деятельности человека

Устойчивая мотивация

Сущность устойчивой мотивации

Мотивация является побуждением к действию психофизиологическим процессом, который управляет поведением индивидуума, задает его организацию, направленность, устойчивость и активность. Мотивация характеризуется способности человека к деятельному удовлетворению своих потребностей.

Определение 1

Устойчивая мотивация — это мотивация, основанная на основных потребностях и нуждах человека: физиологических, познавательных, эстетических, потребности к самоактуализации, любви и уважении.

Устойчивость мотива характеризуется длительностью его сохранения во времени. С одной стороны устойчивость мотива зависит от инертности или устойчивости потребности, а с другой стороны — от ригидности или устойчивости личностных особенностей человека, которые представлены установками, мировоззрением, ценностями, склонностями, интересами.

Иными словами, основу устойчивой мотивации составляют те личностные потребности, удовлетворение которых требует от индивида выполнения осознанных действий без вынужденных дополнительных подкреплений.

Потребности, лежащие в основе устойчивой мотивации

В основе устойчивой мотивации лежат следующие группы потребностей:

  • физиологические потребности, необходимые для выживания человека. Применительно к трудовому процессу такими потребностями являются еда, вода и отдых.
  • познавательные потребности, которые заключаются не в самой новой информации и новизне, а в устойчивости. Психика человека всегда стремится к устойчивости, а новая информация извне, ее выводит из данного состояния. Человек заинтересован не просто в любых новых знаниях, а в той информации, которая соответствует его информационной системе. Главной причиной познавательной потребности является в ненасыщаемость ею, с ростом объема информации человеку все сложнее ее упорядочить. Приведение информации в стабильное состояния приносит человеку позитивные эмоции и удовлетворение, при том как ее незаконченность вызывает отрицательные эмоции и перевозбуждение нервной системы.
  • эстетические потребности связаны со стремлением к гармонической и оптимальной деятельности всех систем человека, реализуемым в разных видах эстетической деятельности, например искусстве.
  • потребность самоактуализации связана с желанием человека чувствовать принадлежность к чему-либо или кому-либо, ощущать социальное взаимодействие. Самоактуализация связана с потребностью контактировать с окружающими и определить свою роль в социуме.

Типы устойчивой мотивации

Замечание 1

Различают два типа устойчивой мотивации: позитивную и негативную.

Позитивная мотивация основана на положительном стимуле, который содержится в самой выполняемой деятельности. Отрицательная или негативная мотивация базируется, в основном, на избегании.

Как правило, позитивная и негативная мотивация используется одновременно. И позитивная, и негативная мотивация бывает внутренней и внешней (извне или изнутри). Положительную мотивацию создают желания, страх, наоборот, вызывает желание избежать чего-либо, а потому рождает проявления негативной мотивации.

Еще одна классификация выделяет индивидуальные и групповые устойчивые мотивации. Индивидуальная устойчивая мотивация направлена на поддержание гомеостаза и связана с голодом, жаждой, избеганием боли, стремлением к оптимальной температуре. Групповая устойчивая мотивация проявляется в заботе о потомстве, поиске места в общественной иерархии, поддержании определенной структуры сообщества, игровой деятельности и т.п.

spravochnick.ru

Предложения со словосочетанием УСТОЙЧИВЫЕ МОТИВЫ

Неточные совпадения

Дилигенский, индивидуализация ведёт к размыванию «традиционной модели группового человека, черпавшего свои мотивы и знания, нравственные нормы и мировоззренческие установки из относительно устойчивых групповых культур». Политическая риторика также имеет возможность выражать «коллективное бессознательное» через повторы закодированных идей и смыслов, эксплуатировать определённые образы, сюжеты и мотивы, и один из наиболее логичных путей к этому — использование риторических «узоров», устойчивых вариантов повторяющихся ключевых слов и выражений, создающих семантический рисунок вербального паттерна и в силу своей архетипической узнаваемости оставляющих наилучший след в памяти слушателя… Они настолько устойчивы в сознании, что могут стать серьёзным мотивом для начала горячего, военного конфликта. Мы уже говорили: ущербность здесь, прежде всего, в самом мотиве — в стремлении избавиться от чувства вины, переложив его с себя на что — то устойчивое, такое, которое ты заведомо не можешь сдвинуть с места. У одних людей доминирующие мотивы имеют относительно устойчивый характер — возникает устойчивая иерархическая структура; у других они легко меняются в процессе жизни и опыта или под влиянием ситуации. Опыт удовлетворения потребностей в процессе деятельности приводит к формированию мотива как устойчивого психического образования. Эта культура имела устойчивые психоделические мотивы, опираясь на представления об иерархичном вертикальном устройстве мира (мировое дерево, или гора) и на культ особых специалистов по связям со сверхъестественным, которых сегодня принято называть шаманами. Интерес, по сути, есть устойчиво направленный внутренний побудительный мотив деятельности, окрашенный эмоционально-ценностными отношениями. Если описанные композиционные блоки достаточно устойчивы (при всём варьировании), то значительному изменению, точнее — развёртыванию, может подвергаться мотив измены девушки. Устойчивый интерес учеников побуждает их к дальнейшей мыслительной деятельности и реалистической самооценке достижений лучше и с большей пользой, чем мотивы экзаменационного успеха и внешних поощрений. Другие проблемы — строения и иерархизация мотивов, переход ситуационно возникающих мотивов в устойчивые личностные образования, переход социального мотива во влечение — очень важны. При анализе лирики исследователи, как правило, не ставят этот вопрос специальным образом, и под мотивом нередко подразумевают любой повторяющийся элемент текста, выделяющийся устойчивой и характерной для данной поэтической традиции семантикой и устойчивым вербальным выражением. Мотивы формируются в процессе индивидуального развития как относительно устойчивые оценочные диспозиции. Но именно мотивы, точнее, те из них, которые являются устойчивыми, делают столь же стабильными формы поведения. Данный мотив является одним из наиболее распространённых и устойчивых не только в русской, но и в западноевропейской поэзии, однако со временем характер его меняется. Антисоциальная направленность представляет собой устойчивую доминирующую в психологической структуре личности систему мотивов, побуждающих лицо на совершение преступных действий, а антисоциальная ориентация — совокупность различных антисоциальных установок. Подобный простой и тяжёлый карниз с вогнутой выкружкой поверх толстого валика, который покоится непосредственно на архитравной балке, — неизменный мотив древнеегипетского зодчества — стал одной из характерных и устойчивых примет финикийских и карфагенских построек. Мотивы формируются в процессе индивидуального развития как относительно устойчивые оценочные отношения человека к окружающей среде. Каждая деятельность полимотивирована, но некоторые мотивы являются наиболее устойчивыми, ведущими. Подобного рода феномены оказалось легче всего продемонстрировать на детях дошкольного возраста, поскольку их мотивы ещё не образуют устойчивой иерархии. Именно в процессе воспитания и образования формируются убеждения — устойчивые взгляды человека на мир и стремление воплотить их в жизнь; воля — сознательная устремлённость человека к достижению задуманного; мотивы деятельности в виде потребностей, интересов, установок. Но предметом её исследований являются главным образом те побудительные мотивы, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни. Под мотивационным профилем мы имеет в виду относительно устойчивую группу потребностей и мотивов труда, определяющих поведенческие характеристики индивида или группы в процессе трудовой деятельности в рамках организации. Это значит, что в системе мотивов, побуждающих человеческое поведение, не все мотивы одинаково значимы, одинаково действенны, одинаково устойчивы. Психологи говорят: «К концу дошкольного возраста ребёнок формирует относительно устойчивую иерархическую структуру мотивов, что превращает его из существа ситуативного, подчиняющегося непосредственно воздействующим на него раздражителям и сиюминутным побуждением, в существо, обладающее известным внутренним единством и организованностью, способное руководствоваться устойчивыми желаниями и стремлениями, связанными с усвоенными им социальными нормами жизни». Этот устойчивый мифологический мотив часто появляется в фильмах. Вторая (существующая во всех вариантах) устойчивая формульная тема связана с мотивом полёта времени («птицей быстрокрылою», «пролетела птицею», «Быстро скрылось времечко, пролетело птичкою» 43 и т. Устойчивые доминирующие мотивы поведения приобретают для человека ведущее значение и тем самым подчиняют себе все другие его мотивы. Дистанционирование друг от друга прагматических мотивов и отрицательных — антиисламских — идеалов и нормативов повышало значение саморефлексии, сложных сцеплений индивидуальных результатов познания мусульманского мира и устойчивых стереотипов, ставивших барьеры как перед абстрактно-рассудочными, так и перед интуитивно-эмоциональными его репрезентациями. Значение мотива как гипотетического конструкта сводится к объединению связей, обнаруживаемых между исходными условиями ситуации и последующим действием, к фиксации устойчивых индивидуальных особенностей людей. Мотивы становятся реальными побуждениями, только став предметом устойчивых чувств. Возрастание роли психологического фактора в процессе осуществления лидерских функций позволяет акцентировать внимание на мотивах поведения лидера, устойчивых психологических реакциях на события и процессы. — Дистанционирование друг от друга прагматических мотивов отрицательных (антиисламских) идеалов и нормативов повышало значение саморефлексии, сложных сцеплений индивидуальных результатов познания мусульманского мира и устойчивых стереотипов, ставивших барьеры как перед абстрактно-рассудочными, так и интуитивно-эмоциональными его репрезентациями. Финальная цель, являясь фикцией, неким идеальным представлением, несмотря на это, играет роль реального стимула, мотива вполне конкретного, устойчивого поведения человека. Чтобы определить степень общественной опасности конкретного преступника, необходимо установить: 1) насколько постоянными и устойчивыми, глубокими, ведущими или, напротив, преходящими, исключительными, нестойкими для данного субъекта являются мотивы совершенного преступления; 2) какую роль в возникновении и (или) реализации этих мотивов сыграли внешние для данного индивида обстоятельства, условия и внутренние (психофизические) факторы, а также, как часто встречаются (могут встретиться) эти обстоятельства в жизни данного индивида; 3) как легко устранимы данные мотивы и обстоятельства с помощью тех или иных мер государственного и общественного воздействия и определённых мероприятий.

kartaslov.ru

Мотив как устойчивое свойство личности — Студопедия.Нет

Подобный взгляд на мотив особенно характерен для западных психологов, которые полагают, что устойчивые черты личности обусловливают поведение и деятельность человека той же мере, что внешние стимулы. Р. Мейли относит к мотивационным чертам личности тревожность, агрессивность, уровень притязаний и сопротивляемость фрустрации. Подобной точки зрения придерживается и ряд отечественных психологов, в частности, К. К. Платонов, М. Ш. Магомед-Эминов, В. С. Мерлин. Однако принятие за мотив устойчивых свойств личности не решает проблему целиком, поскольку в этом случае можно получить ответ на вопрос: почему выбрана именно эта цель, этот способ достижения, но нельзя получить ответы на другие, сформулированные выше вопросы.

Мотив как побуждение

Наиболее распространенной и принимаемой точкой зрения является понимание мотива в качестве побуждения. Поскольку мотивация детерминирует не столько физиологические, сколько психические реакции, то она связана с осознанием стимула и приданием ему какой-либо значимости. Поэтому большинство психологов считают, что мотив — это не любое, а осознанное побуждение, отражающее готовность человека к действию или поступку. Таким образом, побудителем мотива является стимул, а побудителем поступка — внутреннее осознанное побуждение. В этой связи В. И. Ковалев так определяет мотив: мотивы — это осознанные побуждения поведения и деятельности, возникающие при высшей форме отражения потребностей, т. е. их осознании. Из данного определения вытекает, что мотив — это осознанная потребность. Побуждение рассматривается как стремление к удовлетворению потребности.

 

Строение мотивационно- потребностной сферы человека.

Мотивационно-потребностная сфера человека основывается на большом количестве самых различных потребностей человека. Из потребностей вытекают мотивы. Потребности, мотивы и действия, связанные с ними, объединены между собой различными многосторонними связями, которые и обуславливают строение мотивационно-потребностной сферы. Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором — внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т.п., а во втором — о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации.

1.1. Мотив

Мотив, в отличие от мотивации, — это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив — это форма проявления потребности (опредмеченная потребность), побуждение к определенной деятельности, тот предмет, ради которого осуществляется данная потребность. Одна и та же деятельность может вызываться различными мотивами. Мотив- это побуждение к деятельности.

1.2. Потребность

Потребностью называют состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется (отсюда название «потребность») организму (личности). Больше всего разнообразных потребностей у человека, у которого, кроме физических и органических потребностей, есть еще материальные, духовные, социальные (последние представляют собой специфические потребности, связанные с общением и взаимодействием людей друг с другом). Как личности люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым сочетанием этих потребностей. Основные характеристики человеческих потребностей — сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т.е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.

1.3. Цель

Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие — цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Психологически цель есть то мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности. Цель является основным объектом внимания, занимает объем кратковременной и оперативной памяти; с ней связаны разворачивающийся в данный момент времени мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний. В отличие от цели, связанной с кратковременной памятью, потребности, вероятно, хранятся в долговременной памяти.

1.4. Интерес

Интересом называют особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью. Интерес к себе может вызвать любое неожиданное событие, непроизвольно привлекшее к себе внимание, любой новый появившийся в поле зрения предмет, любой частный, случайно возникший слуховой или иной раздражитель.

Интересу соответствует особый вид деятельности, которая называется ориентировочно-исследовательской. Чем выше на эволюционной лестнице стоит организм, тем больше времени занимает у него данный вид деятельности и тем совершеннее ее методы и средства. Высший уровень развития такой деятельности, имеющийся только у человека, — это научные и художественно-творческие изыскания.

1.5. Желание и намерение

Желания и намерения — это сиюминутно возникающие и довольно часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия.

Интересы, задачи, желания и намерения хотя и входят в систему мотивационных факторов, участвуют в мотивации поведения, однако выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направленность поведения.

Мотивация поведения человека может быть:

• сознательной;

• бессознательной.

 

Структура А. Маслоу.

studopedia.net

3.5. Мотив как устойчивые свойства (личностные диспозиции). Мотивация и мотивы

3.5. Мотив как устойчивые свойства (личностные диспозиции)

Точка зрения, что мотив — это устойчивые характеристики личности, в основном характерна для работ западных психологов, но имеет сторонников и в нашей стране.

В западной психологии устойчивые (диспозиционные) и переменные факторы мотивации (М. Мадсен [М. Madsen, 1959]), устойчивые и функциональные переменные (X. Мюррей [Н. Murrey, 1938]), личностные и ситуационные детерминанты (Дж. Аткинсон [J. Atkinson, 1964) рассматриваются как критерии разделения мотива и мотивации. Авторы отмечают, что устойчивые характеристики личности обусловливают поведение и деятельность в такой же степени, как и внешние стимулы. Личностные диспозиции (предпочтения, склонности, установки, ценности, мировоззрение, идеалы) должны принимать участие в формировании конкретного мотива.

Ряд отечественных психологов (К. К. Платонов, В. С. Мерлин, М. Ш. Магомед-Эминов) тоже считают, что в качестве мотивов, наряду с психическими состояниями, могут выступать и свойства личности. Б. В. Зейгарник, опираясь на введенный Г. Олпортом для обозначения механизма развития личности термин «черта», считает, что это не черта личности, а черта-мотив, черта-интерес.

Однако принятие свойств личности за мотив тоже не решает проблемы, тем более, что многие личностные свойства (диспозиции) скорее являются потребностями, например стремление к деятельности, к наслаждению, потребность в новых впечатлениях, либидо, потребность в самосохранении, в знаниях, стремление к самоуважению, к творчеству, художественная потребность. В то же время устойчивые свойства личности (интересы и склонности, предпочтения и идеалы, установки и мировоззрение) могут оказывать влияние на принимаемые человеком решения; т. е. свойства личности могут быть включены в основание действий и поступков человека.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Мотивы человека


Warning: Use of undefined constant videoembedder_options — assumed ‘videoembedder_options’ (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh422158/data/www/ethicscenter.ru/wp-content/plugins/video-embedder.php on line 306

Под мотивом понимается внутренняя движущая сила, определяющая действия и поступки человека, его поведение. Мотив связан с реализацией основных жизненных, культурных и социальных потребностей человека.

Мотив стимулирует человека к определенному типу действия. Стимул одновременно определяет цели и потребности, необходимые для достижения необходимого результата, а также источник, который побуждает личность к таким действиям.

Мотив связан с проявлением активности человека. Он подразумевает разные явления и состояния, которые вызываются потребностями, эмоциями, интересами, установками, идеалами, желаниями, устремлениями.

Мотив ориентирует человека в направлении действий. Обеспечивает целеустремленность в достижении конечного результата, определяет значение для личности результата целенаправленных действий.

Мотивы человека – важный фактор достижения успехов. Мотив заставляет человека не останавливаться на пути достижения цели, работать с полной отдачей сил и избегать разочарования.

Мотив один из основных психологических составляющих личности. И прежде всего потому, что человек существо желающее. На смену одним желаниям всегда приходят другие, которые следуют на протяжении всей жизни человека. Иногда мотивы вступают в конфликт друг с другом, и более сильный на данный момент мотив выталкивает более слабый. Например, мотив дочитать книгу может стать слабее мотива поесть, если возникает чувство голода.

Существует несколько видов мотивов, управляющих жизнью человека. Внешний мотив – это когда источник побуждения к деятельности существует вне сознания человека. Мотиваторами в данном случае выступают явления и объекты окружающего мира. К внешним мотивам относятся: получение образования, построение карьеры, желание посмотреть мир.

Внутренний мотив человека связан с надеждами и устремлениями самой личности. К внутренним мотивам относятся стремление к самосовершенствованию.

По вектору направленности мотив может быть положительным или отрицательным. Соответственно, если он основан на положительных стимулах – то будет положительным, а если наоборот – то отрицательным. Отрицательный мотив часто связан с угрозой наказания.

По силе своего влияния на личность мотив человека может быть устойчивым или неустойчивым. Самые устойчивые мотивы связаны с обеспечением жизнедеятельности человека: голод, жажда, необходимость избавиться от боли. Неустойчивые мотивы возникают, когда человек не совсем четко определил конечную цель своих устремлений или если она не так важна для его деятельности.

ethicscenter.ru

3.5. Мотив как устойчивые свойства (личностные диспозиции)

Точка зрения, что мотив — это устойчивые характеристики лично­сти, в основном характерна для работ западных психологов, но имеет сторонников и в нашей стране.

В западной психологии устойчивые (диспозиционные) и переменные факторы мо­тивации (М. Мадсен [М. Madsen, 1959]), устойчивые и функциональные переменные (X. Мюррей [Н. Murrey, 1938]), личностные и ситуационные детерминанты (Дж. Ат­кинсон [J. Atkinson, 1964) рассматриваются как критерии разделения мотива и моти­вации. Авторы отмечают, что устойчивые характеристики личности обусловливают поведение и деятельность в такой же степени, как и внешние стимулы. Личностные диспозиции (предпочтения, склонности, установки, ценности, мировоззрение, идеа­лы) должны принимать участие в формировании конкретного мотива.

Ряд отечественных психологов (К. К. Платонов, В. С. Мерлин, М. Ш. Магомед­Эминов) тоже считают, что в качестве мотивов, наряду с психическими состояния­ми, могут выступать и свойства личности. Б. В. Зейгарник, опираясь на введенный Г. Олпортом для обозначения механизма развития личности термин «черта», счита­ет, что это не черта личности, а черта-мотив, черта-интерес.

Однако принятие свойств личности за мотив тоже не решает проблемы, тем бо­лее, что многие личностные свойства (диспозиции) скорее являются потребностя­ми, например стремление к деятельности, к наслаждению, потребность в новых впе­чатлениях, либидо, потребность в самосохранении, в знаниях, стремление к само­уважению, к творчеству, художественная потребность. В то же время устойчивые свойства личности (интересы и склонности, предпочтения и идеалы, установки и мировоззрение) могут оказывать влияние на принимаемые человеком решения; т. е. свойства личности могут быть включены в основание действий и поступков человека.

3.6. Мотив как состояние

Такой подход (мотив как состояние) обозначен в «Философском эн­циклопедическом словаре» (1983) и в работе Р. А. Пилояна (1984), в которой он пи­шет, что мотивом называется особое состояние человека, заставляющее его действо­вать или бездействовать. Дж. Гилфорд (J. Guilford, 1956) тоже не исключает состоя­ния как фактора начала и поддержания активности, а Е. Р. Хилгард (Е. Hilgard, 1957) прямо пишет, что мотивом является любое состояние организма, которое имеет вли­

3.7. МОТИВ КАК ФОРМУЛИРОВКА 61

яние на его готовность к началу или продолжению определенного поведения. К этим авторам можно добавить и тех, кто за мотивы принимает эмоции, ведь они по суще­ству тоже являются состояниями.

Конечно, нельзя отрицать, что побуждение к действию или поступку может быть обусловлено возникновением того или иного состояния. Ведь переживание нужды (как одного из компонентов потребности личности) тоже является состоянием, и именно это переживание дает толчок к проявлению человеком психической и фи­зической активности. Однако свести мотив только к состоянию так же неправомер­но, как и принять за мотив нужду. Поэтому трудно согласиться и с развиваемым А. М. Мейерович (1987) взглядом (самим по себе интересным), что мотивом дея­тельности является «модель потребного состояния».

Автор некритично воспринимает положение А. Н. Леонтьева о том, что по­требность, еще «не зная» своего предмета, не способна направлять и регулиро­вать деятельность; на этом основании он полагает, что образ не существующего в действительности предмета не может возникнуть на основе потребности. Отсю­да возникает, пишет А. М. Мейерович, проблема определения того звена, кото­рое опосредствует связь между потребностью и «незнаемым» предметом, способ­ным ее удовлетворить. Им, по его мнению, является отражение в сознании того состояния личности, которое возникает в ситуации удовлетворения потребнос­ти. Формированию образа предмета потребности предшествует предвосхищение, моделирование «потребного» состояния личности (т. е. предвкушения состояния удовлетворения). Эта «модель потребного состояния» и является, по мнению А. М. Мейеровича, мотивом деятельности, отражающим то, ради чего она совер­шается.

Можно согласиться с автором, что такое предвосхищение может иметь место и что оно обладает побудительной силой, но принять только его в качестве мотива трудно. Ведь по сути «модель потребностного состояния» является одним из видов цели (целевым состоянием).

studfiles.net

3.5. Мотив как устойчивые свойства (личностные диспозиции)

Точка зрения, что мотив — это устойчивые характеристики лично­сти, в основном характерна для работ западных психологов, но имеет сторонников и в нашей стране.

В западной психологии устойчивые (диспозиционные) и переменные факторы мо­тивации (М. Мадсен [М. Madsen, 1959]), устойчивые и функциональные переменные (X. Мюррей [Н. Murrey, 1938]), личностные и ситуационные детерминанты (Дж. Аткинсон [J. Atkinson, 1964) рассматриваются как критерии разделения мотива и моти­вации. Авторы отмечают, что устойчивые характеристики личности обусловливают поведение и деятельность в такой же степени, как и внешние стимулы. Личностные диспозиции (предпочтения, склонности, установки, ценности, мировоззрение, идеа­лы) должны принимать участие в формировании конкретного мотива.

Ряд отечественных психологов (К. К. Платонов, В. С. Мерлин, М. Ш. Магомед-Эминов) тоже считают, что в качестве мотивов, наряду с психическими состояния­ми, могут выступать и свойства личности. Б. В. Зейгарник, опираясь на введенный Г. Олпортом для обозначения механизма развития личности термин «черта», счита­ет, что это не черта личности, а черта-мотив, черта-интерес.

Однако принятие свойств личности за мотив тоже не решает проблемы, тем бо­лее, что многие личностные свойства (диспозиции) скорее являются потребностя­ми, например стремление к деятельности, к наслаждению, потребность в новых впе­чатлениях, либидо, потребность в самосохранении, в знаниях, стремление к само­уважению, к творчеству, художественная потребность. В то же время устойчивые свойства личности (интересы и склонности, предпочтения и идеалы, установки и мировоззрение) могут оказывать влияние на принимаемые человеком решения; т. е. свойства личности могут быть включены в основание действий и поступков человека.

3.6. Мотив как состояние

Такой подход (мотив как состояние) обозначен в «Философском эн­циклопедическом словаре» (1983) и в работе Р. А. Пилояна (1984), в которой он пи­шет, что мотивом называется особое состояние человека, заставляющее его действо­вать или бездействовать. Дж. Гилфорд (J. Guilford, 1956) тоже не исключает состоя­ния как фактора начала и поддержания активности, а Е. Р. Хилгард (Е. Hilgard, 1957) прямо пишет, что мотивом является любое состояние организма, которое имеет влияние на его готовность к началу или продолжению определенного поведения К этим авторам можно добавить и тех, кто за мотивы принимает эмоции, ведь они по суще­ству тоже являются состояниями.

Конечно, нельзя отрицать, что побуждение к действию или поступку может быть обусловлено возникновением того или иного состояния. Ведь переживание нужды (как одного из компонентов потребности личности) тоже является состоянием, и именно это переживание дает толчок к проявлению человеком психической и фи­зической активности. Однако свести мотив только к состоянию так же неправомер­но, как и принять за мотив нужду. Поэтому трудно согласиться и с развиваемым А. М. Мейерович (1987) взглядом (самим по себе интересным), что мотивом дея­тельности является «модель потребного состояния».

Автор некритично воспринимает положение А. Н. Леонтьева о том, что по­требность, еще «не зная» своего предмета, не способна направлять и регулиро­вать деятельность; на этом основании он полагает, что образ не существующего в действительности предмета не может возникнуть на основе потребности. Отсю­да возникает, пишет А. М. Мейерович, проблема определения того звена, кото­рое опосредствует связь между потребностью и «незнаемым» предметом, способ­ным ее удовлетворить. Им, по его мнению, является отражение в сознании того состояния личности, которое возникает в ситуации удовлетворения потребнос­ти. Формированию образа предмета потребности предшествует предвосхищение, моделирование «потребного» состояния личности (т. е. предвкушения состояния удовлетворения). Эта «модель потребного состояния» и является, по мнению А. М. Мейеровича, мотивом деятельности, отражающим то, ради чего она совер­шается.

Можно согласиться с автором, что такое предвосхищение может иметь место и что оно обладает побудительной силой, но принять только его в качестве мотива трудно. Ведь по сути «модель потребностного состояния» является одним из видов цели (целевым состоянием).

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *