Урок-лекция по психологии «Память»
Тема 2.5. Память
План
1. Понятие о памяти
2. Ассоциации и их виды
3. Процессы памяти
4. Виды памяти
5. Условия эффективного запоминания и хранения информации.
6.
Образы предметов и явлений, которые возникают в мозгу в результате воздействия их на анализаторы, не исчезают бесследно после прекращения этого воздействия. Образы сохраняются и в отсутствие этих предметов и явлений в виде так называемых представлений памяти.
Представления памяти — это образы тех предметов или явлений, которые мы воспринимали раньше, а сейчас воспроизводим мысленно.
Представления могут быть зрительные и слуховые (представление человеческого голоса, мелодии, чириканья воробья и т. д.), обонятельные (мы можем представить себе, т.
Представления памяти в отличие от образов восприятия, конечно, бледнее, менее устойчивы и не так богаты деталями (сравните, например, образ человека, когда вы смотрите на него, и мысленное представление его образа), но они составляют важный элемент нашего закрепленного прошлого опыта.
Памятью называют отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал.
Какое значение имеет памяти в жизни человека?
2. Ассоциации и их виды
Запоминание — это, как правило, установление связи нового с тем, что уже имеется в сознании человека. Запомнить учебный материал-это значит связать его с прежними знаниями, запомнить иностранное слово-это значит связать его с соответствующим понятием.
Связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отраженными в нашем сознании и закрепленными в нашей памяти, называют ассоциацией.
Ассоциации, или связи, бывают разного рода.
Прежде всего следует различать простые и сложные ассоциации. Простые ассоциации — это классические три вида ассоциаций (понятие о них сложилось еще со времен Аристотеля): ассоциации по смежности, ассоциации по сходству и ассоциации по контрасту.
В основе ассоциаций по смежности лежат пространственные и временные отношения между предметами и явлениями.
Ассоциации по смежности возникают, например, при заучивании иностранных слов, алфавита, таблицы умножения.
Ассоциации по сходству возникают в тех случаях, когда предметы и явления чем-то похожи друг на друга.
По контрасту ассоциируются резко отличающиеся, противоположные факты и явления.
Разумеется, все проявления памяти нельзя свести только к указанным трем видам ассоциаций. Основу наших знаний составляют ассоциации более высокого уровня, сложные, или смысловые, ассоциации, отражающие объективные связи типа «причина и следствие», «род и вид», «целое и часть». Иными словами, в этом случае связь между объектами устанавливается не потому, что они воспринимались одновременно или похожи друг на друга, а потому, что одно явление есть следствие другого, или часть другого, или вид другого.
В основе памяти лежит свойство нервной ткани изменяться под влиянием действия раздражителей, сохранять в себе следы нервного возбуждения.
3. Процессы памяти
Память — сложная психическая деятельность. В ее составе можно выделить отдельные процессы. Основные из них — запоминание, сохранение (и соответственно забывание), воспроизведение и узнавание.
Запоминание. Деятельность памяти начинается с запоминания, т. е. с закрепления тех образов и влечатлений, которые возникают в сознании под воздействием предметов и явлений — действительности в процессе ощущения и восприятия.
От успешности запоминания учебного материала во многом зависят достижения в учебной деятельности школьника.
Запоминание может быть непроизвольным, когда оно совершается без заранее поставленной цели запомнить, протекает без волевых усилий, как бы само собой.
Учебная деятельность школьников, усвоение знаний, приобретение умений и навыков опирается преимущественно на
Систематическое, планомерное, специально организованное запоминание с применением определенных приемов называют заучиванием.
Сохранение и забывание. Сохранение — это удержание заученного в памяти, т. е. сохранение следов и связей в мозгу. Забывание-исчезновение, выпадение из памяти, т. е. процесс угасания, «стирания» следов.
Эти два процесса, противоположные по характеру, по сути дела представляют разные характеристики одного процесса: о сохранении материала в памяти мы говорим тогда, когда нет его забывания, а забывание — это плохое сохранение материала в памяти. Поэтому сохранение-это не что иное, как борьба с забыванием.
Многие люди с феноменальной (выдающейся) памятью жалуются на то, что их мозг буквально «засорен» множеством ненужных фактов и это часто мешает им припомнить нужные и необходимые сведения.
Забывание выражается либо в невозможности припомнить или узнать, либо в ошибочном припоминании и узнавании. Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не занимает существенного места в его деятельности.
Узнавание и воспроизведение. Результаты запоминания и сохранения проявляются в узнавании и воспроизведении.
Итак, воспроизведение — процесс появления в сознании представлений памяти, ранее воспринятых мыслей, осуществление заученных движений.
Узнавание-появление чувства знакомости при повторном восприятии.
Воспроизведение в отличие от узнавания характеризуется тем, что образы, закрепленные в памяти, актуализируются (оживляются) без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов.
Опыт «Узнавание легче, чем воспроизведение»
Запомните символы
Попробуйте по памяти их нарисовать.
Найдите символы, которые были показаны ранее.
Что легче – воспроизведение или узнавание?
Узнавание, конечно, более простой процесс, чем воспроизведение. Отсюда следует, что узнавание не может быть показателем прочности запоминания, и при оценке эффективности запоминания надо ориентироваться только на воспроизведение.
Припоминание — наиболее активное воспроизведение, связанное с напряжением и требующее определенных волевых усилий.
Процесс припоминания протекает успешно, когда забытый факт воспроизводится не изолированно, а в связи с другими фактами, событиями, обстоятельствами и действиями, сохранившимися в памяти.
Важно также попытаться вызвать .цепь ассоциаций, которые косвенно помогают припомнить необходимое. Припоминая, где забыл книгу, мальчик старается вспомнить все, что происходило с ним в течение дня, где он в последний раз был, когда книга находилась у него в руках, с кем он при этом разговаривал, о чем думал.
4. Виды памяти
Виды памяти
По объекту запоминания | По степени волевой регуляции | По длительности сохранения в памяти |
образная словесно-логическая двигательная (моторная) эмоциональная | произвольная непроизвольная | кратковременная долговременная оперативная |
Короче говоря, виды памяти различают в зависимости оттого, что запоминается, как запоминается и насколько долго помнится.
Образная память- это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Различают подвиды образной памяти — зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую.
Зрительная и слуховая память наиболее отчетливопроявляется у всех людей, а развитие осязательной, обонятельной и вкусовой памяти связано преимущественно с различнымивидами профессиональной деятельности (например, у дегустаторов пищевой промышленности, специалистов парфюмерного производства) или наблюдается у людей, лишенных зрения и слуха.
Высокого развития достигает образная память у людей, занимающихся искусством: художников, музыкантов, писателей. Некоторые художники, например, могут писать портреты по памяти, не нуждаясь в том, чтобы люди позировали им. Композиторы Моцарт, М. А. Балакирев, С. В. Рахманинов могли запомнить сложное музыкальное произведение, прослушав его всего один раз. (Моцарт в детстве сыграл новое произведение другого композитора лишь один раз услышав его).
Словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей,понятий, словесных формулировок.
Мысли не существуют вне речи, вне тех или иных слов и выражений. Поэтому и вид памяти называют не просто логическим, а словесно-логическим.
Воспроизведение мыслей не всегда происходит в том же словесном выражении, в каком они были первоначально выражены. В одних случаях запоминается и воспроизводится только общий смысл учебного материала, суть мыслей, а буквальное словесное воспроизведение их не требуется. В других случаях необходимо запоминать и воспроизводить точное, буквальное словесное выражение мыслей (правила, определения, преподавание методики математики и т. д.). Однако буквальное воспроизведение словесного материала может происходить без понимания его смысла, тогда его заучивание будет уже не логическим, а механическим запоминанием. Форма воспроизведения мысли зависит от уровня речевого развития. Чем менее развита речь школьника, тем труднее ему выразить смысл своими словами. Но в этом случае как раз и важно побуждать его пересказывать учебный материал своими словами.
Двигательная (моторная) памятьпроявляется в запоминании и воспроизведении движений и их систем. Она лежит в основе выработки и формирования двигательных навыков (ходьбы, письма, трудовых и спортивных навыков и т. д.). Двигательная память позволяет, например, пианисту играть в полной темноте, гимнасту мысленно «ощутить» порядок движений в разученной комбинации.
Установлено, что мысленное представление какого-либо движения всегда сопровождается едва заметными, зачаточными движениями соответствующих мышц.
Все люди обладают двигательной памятью. Однако проявляется она у каждого человека в известной мере по-разному. Эти индивидуальные различия зависят от двух факторов: от врожденных физических особенностей организма и от степени правильной выучки, упражнений и тренировки в выработке двигательных навыков. В результате индивидуальных особенностей (врожденных и приобретенных) каждый человек обладает своим темпом, стилем движений при ходьбе, письме, в труде, игре, спорте и т. д.
Двигательная память развивается раньше других видов памяти. У ребенка она проявляется уже в первый месяц жизни. Вначале дети осваивают узкий круг простейших движений. Затем запоминание и воспроизведение движений расширяется, охватывая все больший круг все более сложных движений.
Эмоциональная память- память на пережитые чувства. Положительные или отрицательные чувства, пережитые человеком, не исчезают бесследно, а запоминаются и воспроизводятся им при определенных условиях – человек вновь радуется, вспомнив радостное событие, краснеет при воспоминании о неловком поступке, бледнеет, вспомнив пережитый ранее страх.
Эмоциональная память имеет большое значение в формировании личности человека. Она позволяет ему регулировать поведение в зависимости от ранее пережитых чувств. Если бы человек забывал чувство радости и удовлетворения от совершения благородного и морального поступка, так же как и угрызения совести, вызванные дурным поступком, то он имел бы слабое побуждение к новому свершению благородных дел и воздержанию от дурных, аморальных.
Воспроизведение ранее пережитого чувства возможно при определенном условии: повторном восприятии или припоминании того, что связано с ним в прошлом.
Произвольная и непроизвольная память. Эти виды памяти различаются в зависимости от степени волевой регуляции, от цели и способов запоминания и воспроизведения.
Если не ставят специальной цели запомнить и припомнить тот или иной материали последний запоминается как бы сам собой, без применения специальных приемов, без волевых усилий, то это память непроизвольная. Так, ученик запоминает интересную книгу, кинофильм, события, произведшие на него большое впечатление, интересный рассказ учителя.
Однако запоминается само собой далеко не все, что надо человеку помнить. Если ставят специальную цель запомнить, применяют соответствующие мнемические (от греческого слова <мнеме> — память) приемы, производят волевые усилия, то это память произвольная.
Непроизвольная память в развитии предшествует произвольной. Жизненный опыт ребенка вначале строится в основном на непроизвольной памяти и приобретается ребенком без специального намерения запомнить и без специальных усилий. Однаков сознательной, активной деятельности, при усвоении системы знаний, умений и навыков (например, в учении) произвольная память занимает ведущее место.
Кратковременная память (КП) — процесс относительно небольшой длительности (несколько секунд или минут), но достаточной для точного воспроизведения только что происшедших событий, только что воспринятых предметов и явлений.
Какой же объем КП у взрослого человека? От 5 до 9 объектов.
Хорошим примером предела емкости кратковременной памяти может быть счет «в уме». Так, умножить 15 на 25 сравнительно легко, однако многие не могут сделать этого без карандаша и бумаги. Чаще всего такие люди ссылаются на «слабость в арифметике». На самом же деле у них слабая память — им мешает накопление промежуточных операций и данных, быстро перегружающее кратковременную память.
Долговременная память (ДП) характеризуется относительной длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала. В ДП происходит накопление знаний, которые хранятся обычно в преобразованном виде — в более обобщенном и систематизированном. Это знания, которые нужны человеку вообще, а не в данный момент. Поэтому человек каждый момент и не осознаетвсего, что хранится в его ДП — своеобразной «кладовой» его знаний.
Понять это легко на следующем примере. Я задам вамвопросы, ответов на которые в вашем сознании сейчас не существует. Вы об этом просто не думаете.
· Ваша фамилия?
· Чему равна сумма внутренних углов треугольника?
· Какой город является столицей Украины?
Вы ответили правильно. Но где были эти знания минуту назад? В ДП, откуда вы их «извлекли» в нужный момент.
Обобщая все сказанное, мы можем сделать следующий вывод. КП — это память, связанная с воспроизведением материала в данный момент, своего рода «сиюминутная» память, «память-использование». ДП — это память, не связанная с воспроизведениемв данный момент, «глубинная» память, «память-хранение». Вспомнить что-либо, значит перевести это из ДП на уровень КП. Разумеется, и объем материала, который хранится на уровне ДП, неизмеримо больше того, что может воспроизводиться на уровне КП.
Такое двухступенчатое запоминание, видимо, имеет определенный биологический смысл, так как дает возможность отделить жизненно важную информацию от случайной и ненужной. Важное и нужное обычно впечатляет, эмоционально переживается, повторяется и переходит в ДП. Случайное и ненужное, как правило, не производит впечатления, не повторяется и не переходит в ДП.
Помимо указанных двух видов, выделяется еще и третий вид памяти — оперативная память (ОП).
Оперативной памятью (ОП) называют запоминание каких-то сведений на время, необходимое для выполнения операции, отдельного акта деятельности. Например, в процессе решения задачи или математического действия необходимо до получения результата удерживать в памяти исходные данные и промежуточные операции, которые в дальнейшем могут быть забыты. Последнее обстоятельство очень важно — использованную информацию, утратившую свое значение, помнить нерационально — ведь ОП должна быть заполнена новой информацией, необходимой для текущей деятельности.
5. Условия эффективного запоминания и хранения информации.
Непроизвольное запоминание имеет большое значение в жизни человека, оно расширяет и обогащает его жизненный опыт, не требуя от человека специальных усилий. Определенную роль оно играет и в учебной деятельности ученика.
Значительную роль в непроизвольном запоминании играет интерес. Известно, что нередко школьник неодинаково запоминает и усваивает разные учебные предметы. Объясняются эти факты не разной памятью учащегося, а разным интересом к изучаемым предметам. Педагогическая практика показывает, что, когда учитель воспитывает у детей интерес к так называемым нелюбимым предметам, запоминание и усвоение этих предметов учащимися резко улучшается.
Иногда непроизвольно запоминаются такие сведения, такой учебный материал, который непосредственно связан с хорошо закрепленными прежними знаниями ученика.
Разумеется, учебная деятельность школьников — усвоение знаний, приобретение умений и навыков — опирается преимущественно на произвольное запоминание, когда ученик ставит цель запомнить, прилагает необходимые волевые усилия, мобилизует себя на лучшее и прочное закрепление материала, применяя для этого специальные приемы и способы запоминания.
Механическое и осмысленное запоминание. Произвольное запоминание может осуществляться двумя способами: механическим и осмысленным.
Механическое запоминание — это последовательное заучивание отдельных частей материала без опоры на смысловую связь между ними.
Осмысленное (смысловое) запоминание основано на понимании смысла, осознании отношений и внутренней логической связи как между частями запоминаемого материала, так и между данным материалом и прежними знаниями.
Механическое запоминание материала обычно приводит к формальному усвоению знаний. Кроме того, механическое запоминание неэкономно, оно требует значительно больше времени, чем запоминание смысловое, к тому же и забывается механически заученный материал гораздо быстрее.
Но далеко не всегда можно прибегать к осмысленному запоминанию. Ну, какой внутренний смысл в том, что человек живет на такой-то улице? Какая логическая связь между образом человека и его фамилией? А как запомнить значение иностранных слов? Поэтому механическое запоминание необходимо при запоминании адресов, фамилий, географических названий, иностранных слов, хронологических дат, исключений из орфографических правил, специальных терминов. И стихотворение нельзя запомнить только путем осмысливания его содержания, не повторив его несколько раз. Вообще механическое запоминание в разумном сочетании с осмысленным запоминанием полезно.
Важно обстоятельно разобраться, подумать и вывести правило, определение, а потом уж заучить точную формулировку; хорошо разобраться в исторических фактах, а затем дополнительно выучить хронологические даты.
Поскольку осмысленное запоминание несравненно эффективнее механического, возникает вопрос, нельзя ли искусственно осмыслить материал, не поддающийся естественному осмысливанию. Такие приемы искусственного осмысливания существуюти называются мнемическими приемами.
Условия успешного запоминания. Для успешного запоминания большое значение имеет установка на запоминание, когда человек ставит перед собой специальную задачу: именно запомнить материал, а не просто воспринять его. Имеет значение не только сама установка на запоминание, но и характер этой установки. Для прочного закрепления знаний существенна установка на прочное и длительное сохранение в памяти учебного материала.
Успешность запоминания прямо зависит от активности ученика и самостоятельности его деятельности.
Запоминаемый материал должен быть объектом деятельности школьника.
Но оптимальным в большинстве случаев является сочетание активной деятельности с установкой на прочное запоминание.
В психологии разработан ряд приемов, облегчающих осмысленное запоминание изучаемого материала. Один из приемов, способствующих осмысленному запоминанию, — смысловая группировка материала — разбивка материала на части с выделением главного и существенного в каждой части.
Роль повторений при запоминании. Все, что хорошо понято, должно быть закреплено в памяти путем последующих повторений.
Успех заучивания зависит не столько от количества повторений, сколько от того, как эти повторения распределены во времени.
В практике заучивания существуют два способа повторений: концентрированное, т. е. сплошное, без перерыва, и распределенное во времени, с перерывом в несколько часов или даже через день.
Исследования показывают, что распределенное повторение более продуктивно, оно требует примерно в два раза меньше повторений, чем концентрированное, выполненное за один прием. И понятно почему: при концентрированном повторении нарастает утомление, и эффективность запоминания снижается.
Особенно важно учителю распределить повторения при закреплении знаний у школьников. Нецелесообразно повторять пройденный материал только в конце учебного года. Результаты окажутся более значительными, если учитель в течение года будет периодически повторять ранее пройденный материал.
Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным.
При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также тогда, когда только узнает, но не может воспроизвести.
Длительное (полное или частичное) забывание характеризуется тем, что человеку на протяжении долгого времени не удается воспроизвести, припомнить что-либо. Часто забывание бывает временным, когда человек не может воспроизвести нужный материал в данный момент, но спустя некоторое время все же воспроизводит его.
Ход забывания механически заученного материала можно показать графически.
Процесс забывания протекает неравномерно: вначале быстро, затем медленнее. После заучивания, например, в течение первых 10 дней забывание идет быстрее, чем в последующие 10 дней.
При осмысленном запоминании забывание материала протекает несравненно медленнее.
В первые дни и недели (при отсутствии повторения) забывание идет быстрее, нежели в последующие. Сохранение, конечно, зависит от интереса к материалу, от положительного отношения к нему, сознания его важности: чем больше это выражено, тем ниже темп забывания.
Изучение процесса забывания выявило одну интересную особенность: наиболее полное и точное воспроизведение (особенно обширного материала) обычно бывает не сразу после окончания заучивания, а через 1-2 дня, когда материал как бы закрепится в памяти.
Реминисценция — отсроченное воспроизведение того, что казалось незакрепившимся в памяти.
Реминисценция чаще встречается у детей, чем у взрослых, и возникает в результате отдыха и снятия торможения, вызванного утомлением нервных клеток мозга.
Из этого вытекает важная рекомендация: непосредственно перед ответом или экзаменом загружать свой мозг заучиванием не следует. Гораздо лучше можно ответить, если закончить подготовку хотя бы за день.
Важное средство против забывания — повторение.
Основной путь предупреждения забывания — это применение усвоенных знаний на практике. Школьник, систематически применяющий в упражнениях и диктантах выученные правила правописания, не забывает их. Решая задачи на определенные правила, учащиеся прочно запоминают эти правила.
6. Индивидуальные особенности памяти
В жизни можно наблюдать значительные индивидуальные различия в области памяти.
Выделяют различные типы памяти в зависимости от того, что успешнее запоминает человек и как он предпочитает запоминать.
Во-первых, люди по-разному запоминают различный материал. Кто-то наиболее хорошо запоминает картины, лица, предметы, звуки. Это представители наглядно-образного типа памяти. Другие лучше запоминают мысли и словесные формулировки, понятия, формулы и т. п. Это представители словесно-логическогo типа памяти. Третьи одинаково хорошо запоминают и наглядно-образный, и словесно-логический материал. Это представители гармонического типа памяти.
Во-вторых, люди предпочитают запоминать разными способами. С этой точки зрения различают типы памяти в зависимости от степени участия основных анализаторов в процессе запоминания зрительный, слуховой, двигательный и смешанный (зрительно-слуховой, зрительно-двигательный и слухо-двигательный) типы.
Наконец, можно характеризовать память человека в зависимости от того, насколько развиты у него отдельные процессы памяти. Мы говорим, что у человека хорошая память, если он отличается: 1) быстротой запоминания, 2) прочностью сохранения, 3) точностью воспроизведения и 4) так называемой готовностью памяти. Под готовностью памяти понимают способность припоминать (как говорят, извлекать из запасов памяти) то, что необходимо в нужный момент.
В психологии описано множество случаев, когда люди обладали так называемой феноменальной памятью — способностью к воспроизведению огромного (может быть, неограниченного) объема информации. Феноменальная память встречается не только у умственно отсталых людей (хотя, для них это явление наиболее характерно), но и у многих известных личностей в истории.
Вопросы и задания
1. Что такое память?
2. Назовите виды ассоциаций.
3. Назовите виды памяти.
4. Назовите процессы памяти.
5. Охарактеризуйте процессы запоминания, воспроизведения, сохранения.
6. Что такое представления памяти? Каковы их виды?
7. В чем проявляются индивидуальные особенности памяти?
8. Назовите мнемотехнические приемы.
9. Многие люди для лучшего запоминания прибегают к кратким записям. Почему такой прием способствует лучшему запоминанию материала?
Самостоятельная работа
Задание: подобрать игры для развития памяти.
Лекция 6. Память
Общая характеристика памяти.
Важную роль в познавательной деятельности человека играет сохранение и усвоение как собственного чувственного опыта, так и знаний, полученных у других. Без сохранения информации не возможен такой важный процесс формирования человека, как научение. Если бы сохранялась вся информация, то нервные сети были бы так перегружены, что мозг не смог бы отличить главное от второстепенного.
Память – это психологический процесс, состоящий в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении индивидом своего опыта. Память в том или ином виде присуща всем живым организмам. Генетически исходными видами память являются механическая и генетическая.
Генетическая память – это память, которая хранится в генетике, передается и воспроизводится по наследству. Основной механизм запоминания в этом случае – мутация и изменение в генах.
Механическая память— это механическая способность к обучению, приобретение какого-то опыта, данные могут быть не ограничены. Она накапливается, но не сохраняется, и исчезает самим организмом. Понятие «механическая память» изучает память, которая основана на повторении без осмысления совершаемых действий и запоминаемого материала.
Виды памяти.
К наиболее важным свойствам памяти относятся: длительность, быстрота, точность, объем.
Объем — это способность одновременно сохранять определённое количество информации. Средний объем кратковременной память – 7 различных единиц информации.
Быстрота запоминания отличается у различных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специальных упражнений.
Точность — проявляется адекватном воспроизведении фактов и событий, с которыми сталкивается человек, а также в адекватном воспроизведении содержания информации.
Длительность – определяется временем сохранения информации. Эта характеристика очень индивидуальна.
Готовность к воспроизведению – способность быстро извлекать информацию из памяти. Именно благодаря этой особенности мы можем эффективно использовать приобретенный ранее опыт.
Существует несколько классификаций видов память:
по характеру участия воли в процессе запоминания;
психической активности, в которой преобладает деятельность;
продолжительность сохранения информации;
свойства материи и способу запоминания;
1) По характеру участия воли в процессе запоминания память делят на произвольную и непроизвольную. Непроизвольное запоминание означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких волевых усилий. Произвольная память подразумевает случай, когда ставится цель запомнить, и для запоминания используются волевые усилия.
2) По характеру психической деятельности, с помощью которой человек запоминает информацию, память делят на двигательную, эмоциональную, образную, вербально-логическую. В свою очередь образную память делят по виду анализаторов, которые участвуют при запоминании впечатлений человека.
Образная память может быть зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая.
Двигательная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение простых движений. Эта память активно участвует в развитии двигательных, в том числе трудовых и спортивных навык и умений. Эта память проявляется у человека раньше всех, и необходима для развития человека.
Эмоциональная память— память на эмоции и чувства. Она проявляется в человеческих взаимоотношениях. Вербально-логическая память — память на слова, мысли и логические отношения. Начинает проявляться в 6 мес. и играет важную роль в мотивации человека. В данном случае человек пытается понять усеваемую информацию, прояснить терминологию, установить смысловые связи, а после этого запомнить материал. Людям с вербально-логической память легче запоминается словесный абстрактный материал, понятия, формулы.
Логическая память при тренировке дает очень хорошие результаты и гораздо более эффективна, чем механическое запоминание. Считается, что эта память начинает работать позже других. Она начинает развиваться у ребёнка в 3-4 г с обучением основам научения. Образная память связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов, предметов и явлений, их свойств и отношений между ними. Данная память начинает проявляться в возрасте 2 лет, достигает наивысшей точки в юношеском возрасте. Запоминать образы помогают анализаторы. У разных людей более активизированы разные анализаторы.
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением. Люди с хорошо развитой зрительной памятью как правило имеют хорошее воображение и способны видеть информацию, даже когда она не воздействует на органы чувств.
Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение звуков. Осязательная, обонятельная и вкусовая – это память на соответствующие образы.
3) По продолжительности сохранения информации выделяют: сенсорную, кратковременную, оперативную, долговременную.
Сенсорная память — простейший процесс, который происходит на уровне рецепторов. В сенсорной память сигнал сохраняется1/4 сек., и если привлекается высшими отделами головного мозга, то сохраняется на более длительное время. Если не привлекает, стирается, освобождая место для других сигналов. При так. память человек часто запоминает информацию без сознательных усилий. Эта память основана на инерции ощущений.
Кратковременная память – в ней сигналы, передаваемые рецепторами и отображаемые отделами головного мозга сохраняется 20 сек. За это время информация определенным образом обрабатывается. Объем- 72 кол-во объектов. Этапамять раб-т без сознательных усилий, но с установкой на последующее воспроизведение. В памяти сохраняются самые существенные элементы воспринятого образа. Кратковременная память включается когда действуют так называемое актуальное сознание человека. Информация вводится в кратковременную память с помощью обращения внимания на запоминаемые объекты.
Оперативная память — память, сохраняющая информацию в течении определённого, заранее заданного срока. Время хранения информации колеблется от нескольких сек. до нескольких часов. Этот вид память является как бы переходным от кратковременной к долговременной памяти (например, подготовка к экзамену).
Долговременная память — память, сохраняющая информацию в течении неограниченного времени. Эта память отбирает из информации, которая ненадолго задержалась в кратковременной памяти, будет хранится долгое время. На проц. Перехода информации из кратковременной в долговременную память влияют: повторение, осмысление, мотивация, эмоции, качество физического механизма. В долговременной памяти выделяются глубокие изменения в биохимическом уровне, принимают участие РНК и ДНК. Долговременная память начин. функционировать спустя некоторое время после заучивания материала. Человек должен переключаться с запоминания на восприятие. Человек может в любой момент запомнить информацию с помощью силы воли.
Понимание памяти: объяснение психологии памяти с помощью фильмов
Об этом курсе
13 222 недавних просмотров
Добро пожаловать на курс Понимание памяти. Кто-то однажды сказал, что память завораживает, потому что иногда мы забываем то, что хотим запомнить, иногда помним то, что хотим забыть, а иногда вспоминаем события, которых никогда не было или никогда не было, так, как мы их помним. Я хочу показать вам, как работает память, почему она иногда дает сбой и что мы можем сделать, чтобы улучшить ее. Основываясь на своей недавней книге «Память и фильмы: чему фильмы могут научить нас о памяти» (MIT Press, 2015), я представлю введение в научные исследования человеческой памяти, сосредоточив внимание на избранной группе тем, пользующихся широкой популярностью.
Гибкие срокиГибкие сроки
Сброс сроков в соответствии с вашим графиком.
Общий сертификатОбщий сертификат
Получите сертификат по завершении
100% онлайн100% онлайн
Начните сразу и учитесь по собственному графику.
Coursera LabsCoursera Labs
Включает практические учебные проекты.
Узнайте больше о внешней ссылке Coursera LabsЧасов на выполнениеПрибл. 8 часов, чтобы закончить
Доступные языкиАнглийский
Субтитры: арабский, французский, португальский (европейский), китайский (упрощенный), греческий, итальянский, каталонский, вьетнамский, корейский, немецкий, русский, английский, испанский, венгерский
Навыки, которые вы приобретете
- Психология
- Срок (Время)
- Семантика
- Личностный рост
Гибкие сроки
Сброс сроков в соответствии с вашим графиком.
Общий сертификатОбщий сертификат
Получите сертификат по завершении
100% онлайн100% онлайн
Начните сразу и учитесь по собственному графику.
Coursera LabsCoursera Labs
Включает практические учебные проекты.
Узнайте больше о внешней ссылке Coursera LabsЧасов на выполнениеПрибл. 8 часов
Доступные языкиАнглийский
Субтитры: арабские, французские, португальские (европейские), китайские (упрощенные), греческие, итальянские, каталонские, вьетнамские, корейские, немецкие, русские, английские, испанские, венгерские
Преподаватель
Джон Симон
Почетный профессор
Психология
111 887 Учащиеся
7 1 Курс 4Предлагается
Wesleyan University
Wesleyan University, основанный в 1831 г. , энергичное сообщество гуманитарных наук, где критическое мышление и практический идеализм идут рука об руку. Благодаря нашей самобытной культуре ученых-преподавателей, творческим программам и приверженности междисциплинарному обучению Уэслиан побуждает студентов исследовать новые идеи и изменять мир. Наши выпускники продолжают лидировать и внедрять инновации в самых разных отраслях, включая правительство, бизнес, развлечения и науку.
Отзывы
4.7
Заполненная звездаЗаполненная звездаЗаполненная звездаЗаполненная звездаНаполовину заполненная звезда642 отзыва
5 звезд
78,58%
0 00454 90 звезд 53 звезды
3,23%
2 зв.0071 Заполненная ЗвездаЗаполненная ЗвездаЗаполненная ЗвездаЗаполненная Звезда
от BPF25 февраля 2019 г.
Очень интересно и познавательно, он предоставляет вам всю информацию. Это дает вам действительно хороший уровень понимания, чтобы вы могли продолжить свое исследование. Очень приятный. 🙂
Filled StarFilled StarFilled StarFilled StarFilled Starот AI18 июня 2020 г.
он был прекрасным инструктором, восхищая самые запоминающиеся моменты фильма и донося тему самым эффектным образом, я был полностью в курсе. спасибо за подготовку этого курса
Filled StarFilled StarFilled StarFilled StarFilled Starот DDM 11 мая 2020 г.
Этот курс дает здравый смысл и наглядные примеры с помощью фильмов, которые повышают уровень осведомленности и понимания моих близких по мере моего перехода. Спасибо, что поделились своим исследованием!
Заполненная звездаЗаполненная звездаЗаполненная звездаЗаполненная звездаЗаполненная звездаот MP19 марта 2017 г.
Это был увлекательный курс, и содержание фильма, которое он использовал, было потрясающим. Я хотел бы изучить это подробнее и надеюсь, что был аналогичный курс или дополнительный курс для расширения содержания.
Просмотреть все отзывы
Часто задаваемые вопросы
Еще вопросы? Посетите Справочный центр для учащихся.
Память: из лаборатории в повседневность
Диалоги Clin Neurosci. 2013 декабрь; 15(4): 393–395.
doi: 10.31887/DCNS.2013.15.4/dschacter
, PhD *
Информация об авторе Информация об авторских правах и лицензии Отказ от ответственности процессов и систем памяти. Другой важной целью является разработка полезных приложений фундаментальных исследований в повседневной жизни. В этой редакционной статье рассматриваются два направления работы, которые иллюстрируют некоторые перспективы применения исследований памяти в повседневной жизни: интерполированные опросы для улучшения обучения в образовательных учреждениях и специальные тренировки для улучшения памяти и связанных с ней функций у людей, которые испытывают трудности с запоминанием деталей своего прошлого опыта. .
Ключевые слова: память , специфичность памяти , эпизодическое моделирование , нейровизуализация , онлайн обучение , интерполированное тестирование 2 901 , 005
Изучение связей памяти быстро прогрессировало в прошлом. несколько десятилетий, и, как показано в статьях в этом выпуске, он остается процветающим предприятием со многими новыми захватывающими открытиями и идеями. Но память — это не только объект лабораторных исследований; это также принципиально важно во многих областях повседневной жизни. Этот момент прекрасно иллюстрируется несколькими статьями в этом томе, посвященными изменениям памяти при неврологических и психиатрических состояниях, которые могут оказывать глубокое влияние на способность человека функционировать в повседневной жизни. Исследования памяти также широко применяются в юридических условиях, где первостепенное значение имеют такие вопросы, как составление эффективных списков и как бороться с неточностями свидетельских показаний. 1,2 В этой редакционной статье я кратко обсуждаю некоторые недавние применения исследований памяти в образовательных и клинических учреждениях, которые обещают принести значительную пользу в повседневной жизни.
В течение последних нескольких лет быстро растет число исследований, в которых предпринимались попытки применить принципы и методы когнитивной психологии к образовательным учреждениям. Например, один из основных вопросов касается того, можно ли использовать исследования памяти для повышения эффективности подготовки студентов к экзаменам. В недавнем всестороннем обзоре Данлоски и его коллеги 3 оценили эффективность десяти различных методов исследования и охарактеризовали каждый из них как имеющий высокую, среднюю или низкую полезность на основе имеющихся исследований. Некоторые из популярных методов, обычно применяемых учащимися, включая перечитывание, обобщение и выделение, получили низкую оценку полезности. Только два метода, оба из которых подтверждены данными многочисленных лабораторных исследований, получили высокую оценку полезности: распределенное обучение, которое предполагает распределение учебной деятельности таким образом, что между повторениями информации, подлежащей изучению, проходит больше времени (в отличие от массового изучения или зубрежка») и тренировочное тестирование, когда учащимся периодически задают краткие вопросы о том, что они узнали, прежде чем сдавать формальный тест.
Положительный эффект практического тестирования для учащихся основан главным образом на исследованиях, демонстрирующих, что акт извлечения информации может быть высокоэффективным средством укрепления памяти для полученной информации. 4 Недавняя работа в моей лаборатории использовала вариант методики практического тестирования в попытке улучшить внимание и память во время записанных на видео лекций. 5 Учащиеся часто теряют внимание во время занятий 6 и видео 7 лекций. Например, при опросе во время классной или онлайн-лекции относительно того, посещают ли они лекцию или отвлекаются на другие темы, примерно в 40% случаев студенты указали, что они блуждают; неудивительно, что степень блуждания ума отрицательно коррелировала с запоминанием содержания лекций. 6-8
Наше исследование 5 было сосредоточено на видеозаписях лекций, поскольку они являются ключевым элементом онлайн-образования, которое в последние годы резко возросло, отчасти в результате развития массовых открытых онлайн-курсов (МООК). Следовательно, понимание того, как улучшить обучение с помощью видеолекций, может иметь важные последствия для онлайн-образования. Участники просмотрели 21-минутную видеолекцию по статистике, разделенную на четыре равных сегмента. После каждого сегмента лекции все участники в течение минуты решали математические задачи, после чего испытуемая группа получала краткие тесты по каждому сегменту лекции, каждый из которых занимал около 2 минут; нетестируемая группа продолжала работать над математическими задачами еще 2 минуты и получила тест только на последний сегмент; и группе повторного исследования показывали, но не тестировали, тот же материал, что и тестируемой группе, для каждого из сегментов, предшествующих последнему сегменту. После заключительного сегмента лекции все три группы получили викторину по этому сегменту, а через несколько минут они также получили итоговый тест по всей лекции. В случайное время во время лекции участников всех групп опрашивали, обращают ли они внимание на лекцию или отвлекаются на другие темы.
Участники непроверенной и повторно изучаемой групп указали, что они блуждали в мыслях в ответ примерно на 40 % тестов, но частота блуждания ума была снижена вдвое, примерно до 20 %, в испытуемой группе. При этом участники тестируемой группы сохранили значительно больше информации о заключительном отрезке лекции, чем участники двух других групп, а также значительно больше информации о заключительном тесте всей лекции, чем другие группы. Хотя обнадеживает тот факт, что интерполированные опросы могут значительно снизить вероятность блуждания ума и увеличить запоминание, к сообщаемым результатам следует относиться с некоторой осторожностью, поскольку они были получены только на одной лекции по одной теме, а также потому, что они неясны. сохраняются ли преимущества интерполированных викторин на нескольких лекциях или на реальных онлайн-занятиях (или вживую). Однако есть основания для оптимизма, поскольку другие виды практического тестирования способствовали повышению эффективности обучения в классе. 9
Далее рассмотрим некоторые недавние исследования, касающиеся феномена, связанного с различными неприятными симптомами у людей с депрессией: снижение специфичности автобиографических воспоминаний. Несколько исследований показали, что, когда людей с депрессией просят вспомнить воспоминания о повседневном жизненном опыте, они, как правило, предоставляют менее подробные сведения о том, что происходило во время этих переживаний, чем контрольная группа без депрессии. 10 Эта сниженная специфичность связана с такими проблемами, как чрезмерные размышления и трудности в решении повседневных межличностных ситуаций. 10-12 В свете этих результатов возникает естественный вопрос: возможно ли повысить специфичность памяти у людей с депрессией и связано ли такое увеличение с улучшением каких-либо проблемных симптомов, которые раньше были связаны со снижением специфичности памяти у людей с депрессией? Предыдущее исследование.
Недавние исследования 13,14 рассмотрели этот вопрос, продемонстрировав, что несколько сеансов обучения, направленных на повышение специфичности восстановления памяти у пациентов с депрессией (т. автобиографические воспоминания пациентов, даже при контроле сопутствующих улучшений при депрессии. Нешат-Дуст и др. 13 сообщили, что результаты специализированного обучения сохранялись через 2 месяца наблюдения, и никаких улучшений в контрольной группе не наблюдалось. Raes et al. 14 показали, что повышение специфичности памяти после тренировки было связано с улучшением решения повседневных социальных проблем и размышлений. Хотя необходимо провести дальнейшие исследования, чтобы точно определить, какие именно особенности тренировки памяти ответственны за наблюдаемые улучшения, полученные на сегодняшний день результаты обнадеживают и подчеркивают, как базовые знания о характеристиках памяти клинической популяции могут быть использованы для формулирования эффективное вмешательство.
Ориентация на специфичность автобиографической памяти кажется особенно полезной, поскольку во все большем числе исследований подчеркивается, что автобиографическая или эпизодическая память используется не только как основа для запоминания прошлого опыта, но также для воображения возможного будущего опыта 15 и связанных с ним функций, таких как личная память. и решение социальных проблем. 16-19 В соответствии с этими выводами, недавнее исследование в нашей лаборатории показало, что индукция, направленная на повышение специфичности памяти у молодых и пожилых людей, оказала благотворное влияние на выполнение обеими группами последующих задач, которые требовали либо припоминания прошлого опыта, либо воображения возможного. будущие опыты. 20 Важно отметить, что эффекты индукции были избирательными по двум причинам. Во-первых, индукция специфичности (по сравнению с контрольной индукцией) приводила к увеличению количества эпизодических подробностей (например, кто, что, где, когда), которые участники запомнили или вообразили, но не повлияла на количество запоминаемых или воображаемых семантических деталей. (например, общие факты, комментарии, впечатления). Во-вторых, влияние индукции специфичности ограничивалось задачами памяти и воображения; это не повлияло на задание, которое требовало от участников описания картины повседневной сцены. Эти результаты свидетельствуют о том, что индукция нацелена на эпизодическую память, в частности, и, в более общем плане, что индукция специфичности может использоваться в качестве экспериментальных инструментов для различения когнитивных процессов и представлений, которые способствуют памяти и связанным с ней функциям.
Исследование, рассмотренное в предыдущих разделах, показывает способы применения исследований памяти в образовательных и клинических условиях. Важным следующим шагом в такого рода исследованиях будет изучение нейронных механизмов, которые опосредуют наблюдаемые эффекты на когнитивные процессы. Как мы можем охарактеризовать нейронные изменения, связанные с улучшением внимания и памяти в результате интерполированных опросов во время лекций? Какие изменения в активности мозга связаны с улучшениями, вызванными тренировкой специфичности памяти, и как они могут помочь точно определить конкретные процессы, на которые они влияют? Недавняя работа в области когнитивного контроля показала, что интенсивное обучение видеоигре, требующее навыков многозадачности, привело не только к улучшению когнитивных функций у людей в возрасте от 20 до 70 лет, но и к связанным с этим изменениям в активности мозга, которые были прогнозирование когнитивных улучшений через 6 месяцев. 21 Кроме того, в исследовании также были получены доказательства того, что тренировки служат для устранения возрастного дефицита нейронных маркеров когнитивного контроля. Применение такого подхода когнитивной нейробиологии к рассматриваемым здесь явлениям должно улучшить наше понимание как теоретических, так и прикладных аспектов функции памяти.
1. Шактер Д.Л., Лофтус Э.Ф. Память и закон: что может дать когнитивная нейробиология? . Nat Neurosci. 2013;16:119–123. [PubMed] [Академия Google]
2. Земрнлер К., Брюэр Н. Память очевидца. В: Браун Дж., Кэмпбелл Э., ред. . Кембриджский справочник по судебной психологии. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета; 2010: 49–57. [Google Scholar]
3. Данлоски Дж., Роусон К.А., Марш Э.Дж., Натан М.Дж., Уиллингем Д.Т. Улучшение обучения студентов с помощью эффективных методов обучения: перспективные направления когнитивной и педагогической психологии. . Психологические науки, представляющие общественный интерес. 2013; 14:4–58. [PubMed] [Академия Google]
4. Карпик Дж. Обучение на основе поиска: активный поиск способствует осмысленному обучению. . Curr Dir Psychol Sci. 2012;21:157–163. [Google Scholar]
5. Шпунар К.К., Кан Н.Ю., Шактер Д.Л. Интерполированные тесты памяти уменьшают блуждание мыслей и улучшают усвоение онлайн-лекций. . Proc Natl Acad Sci USA . 2013;110:6313–6317. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
6. Bunce DM., Flens EA., Neiles KY. Как долго учащиеся могут концентрировать внимание на уроке? Исследование снижения внимания учащихся с помощью кликеров. . J Chem Ed. 2010;87:1438–1443. [Google Scholar]
7. Риско Э.Ф., Андерсон Н., Сарвал А., Энгельхардт М., Кингстон А. Повседневное внимание: изменение блуждания ума и памяти на лекции. . Appl Cogn Psychol. 2012;26:234–242. [Google Scholar]
8. Шпунар К.К., Моултон С.Т., Шактер Д.Л. Блуждание разума и образование: от классной комнаты к онлайн-обучению. . Передний психол. 2013;4:495. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
9. Макдэниел М.А., Агарвал П.К., Хюльсер Б.Дж., Макдермотт К.Б., Редигер Х.Л. III. Расширенное тестированием обучение в классе естественных наук средней школы: влияние частоты и места проведения викторин. . J Educ Psychol. 2011; 103: 399–414. [Google Scholar]
10. Williams JMG., Barnhofer T., Crane C. и др. Специфичность автобиографической памяти и эмоциональное расстройство. . Психологический Бык. 2007; 133:122–148. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
11. Raes F., Hermans D., Williams JMG., et al Снижение специфичности автобиографических воспоминаний: посредник между размышлениями и неэффективным решением проблем при большой депрессии? . J Аффективное расстройство. 2005; 87: 331–335. [PubMed] [Google Scholar]
12. Сазерленд К., Брайант Р.А. Решение социальных проблем и автобиографическая память при посттравматическом стрессовом расстройстве. . Behav Res Ther. 2008; 46: 154–161. [PubMed] [Google Scholar]
13. Нешат-Дуст Х.Т., Далглиш Т., Юл В. и др. Повышение специфичности автобиографической памяти с помощью когнитивной тренировки: вмешательство при депрессии в переводе с фундаментальной науки. . Clin Psychol Sci. 2012;20:1–9. [Google Scholar]
14. Raes F., Williams JMG., Hermans D. Снижение когнитивной уязвимости к депрессии: предварительное исследование тренировки специфики памяти (MEST) у стационарных пациентов с депрессивной симптоматикой. . J Behav Ther Exp Психиатрия. 2009;40:24–38. [PubMed] [Google Scholar]
15. Schacter DL., Addis DR, Hassabis D., Martin VC., Spreng RN., Szpunar, KK Будущее памяти: запоминание, воображение и мозг. . Нейрон. 2012;76:677–694. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
16. Gerlach KD., Spreng RN., Gilmore AW., Schacter DL. Решение будущих проблем: сеть по умолчанию и исполнительная деятельность, связанная с целенаправленным ментальным моделированием. . Нейролмаг. 2011;55:1816–1824. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
17. Schacter DL. Адаптивные конструктивные процессы и будущее памяти. . Я психолог. 2012;67:603–613. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
18. Шелдон С., МакЭндрюс М.П., Москович М. Процессы эпизодической памяти, опосредованные медиальными височными долями, способствуют решению проблем с открытым концом. . Нейропсихология. 2011;49:2439–2447. [PubMed] [Google Scholar]
19. Spreng RN., Stevens WD., Chamberlain JP., Gilmore AW., Schacter DL. Сетевая активность по умолчанию в сочетании с лобно-теменной контрольной сетью поддерживает целенаправленное познание. . Нейролмаг. 2010;53:303–317. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
20. Мадоре К.П., Гессер Б., Шактер Д.Л. Конструктивное эпизодическое моделирование: диссоциативное влияние индукции специфичности на запоминание, воображение и описание у молодых и пожилых людей.
17,05%