Психология лени | Блог 4brain
Мы часто говорим о лени, боремся с ней, но при этом ограничиваемся поверхностным представлением о самом этом феномене. В статье вы познакомитесь с различными подходами к пониманию лени: лень как слабая волевая сфера, как интуиция, как инфантильное состояние, боязнь ответственности, защитная реакция и т.д.
Этот психологический разбор понятия лень во всём его многообразии поможет вам лучше понимать себя и окружающих вас людей. Понимание природы лени также поможет и в борьбе с ней. Хотя не всегда с ней и нужно бороться. Почему? Сейчас узнаете.
Лень как низкий уровень мотивации к чему-либо
Лень можно рассматривать не как нежелание что-то делать, а как желание не делать что-то. Тут может быть несколько причин:
- Бессознательное сопротивление. Лень – это своего рода показатель того, что человек идёт не туда. Внутри себя он ощущает, что делает не то, что ему нужно, поэтому начинает сопротивляться и бойкотировать эту деятельность – лениться.
- Отсутствие негативного стимула. Это характерно для ситуации, когда работа человека выполняется кем-то другим. Тогда он понимает, что если начнёт лениться и ничего не сделает, то никакой проблемы не будет. Подобное часто можно наблюдать у детей, за которых все домашние обязанности выполняют их родители.
- Отсутствие личной выгоды. Большинство людей, которые имеют личную заинтересованность, обычно не склонны лениться.
Лень как слабая волевая сфера
Это самый распространённый подход к пониманию лени. Для успешной деятельности необходимы волевые силы. И лень является результатом их отсутствия.
Для преодоления лени в этом понимании необходимо развивать в себе самодисциплину. Ведь какой бы соблазнительной не была цель, применить силу воли всё равно придётся.
Лень как индивидуальный стиль деятельности
Лень – это часть «индивидуально своеобразной системы психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности».
Некоторым людям нужно какое-то время ничего не делать (лениться), чтобы дойти до необходимого уровня психологического напряжения и впоследствии качественно выполнить какую-либо работу.
Лень как интуиция
Думаю, каждый человек сталкивался с забавной ситуацией, когда он поленился и не сделал что-то, а потом оказалось, что делать это вовсе и не нужно было. В этом смысле будет вполне справедливо говорить о лени с позиции интуиции.
То есть лень это внутренний голос, который может помочь вам сэкономить время и силы в определенных случаях. Но, конечно же, она может вас и подвести.
Лень как инфантильное состояние
Лень приводит человека в состояние инфантильной бездеятельности: блокируются его произвольные действия. Кстати, человек наиболее ленив утром, сразу после сна, то есть тогда, когда его состояние соматически приближено к утробному.
Лень как стремление к удовольствию
Ещё лень является способом избежать неудовольствия. Уже древние греки догадались, что для удовольствия достаточно избежать страданий. А современный человек ленится, чтобы не испытать неудовольствия от своей работы или её результата.
Лень как боязнь ответственности
Ничего не делаешь – не несёшь ни за что ответственность. Некоторые люди (особенно те, которые в детстве были подвержены гиперопеке) боятся брать на себя ответственность. Они изначально расценивают ситуацию, связанную с ответственностью, как травмирующую и угрожающую. Избежать её им помогает лень.
Лень как защитная реакция
Не всегда лень имеет негативный оттенок. Иногда это знак того, что человек подвержен перегрузке (не имеет значения физической или умственной). Поэтому если вы много работаете, но в последнее время всё чаще подвержены лени, которую всеми силами стараетесь преодолеть – вам пора отдохнуть. Лучше восстановить силы и взяться за дело со всем энтузиазмом, чем изнурять себя и работать в полсилы.
Также лень имеет и психологические защитные функции. Например, при приобретённой беспомощности человек чувствует, что не может взять ситуацию под контроль, она ему неподвластна, и тогда он устраивает что-то вроде «лежачей забастовки».
Или другая ситуация: допустим, у человека лишний вес. Он хочет от него избавиться, но ему лень. Почему? Потому что вместе с лишним весом он потеряет «вечную» причину своих неудач. Ему придётся искать истинные причины своих проблем, а это болезненный процесс.
Лень как ресурсное состояние
Лень проявляется тогда, когда человек ощущает в себе нехватку сил для предстоящей работы. Или вообще исчерпал свои запасы энергии. В таком случае ничего путного всё равно не выйдет – вот человек и ленится.
Лень как двигатель прогресса
Часто человеку было лень что-то делать, и он искал способ упростить себе работу. Даже сто лет назад людям приходилось выполнять гораздо больше работы по дому и т.п. В каком-то смысле лень толкает человечество на всё новые и новые изобретения, делающие нашу жизнь проще.
Любопытный факт: если человек не приступает к заданию, а обдумывает, как бы его выполнить с наименьшими усилиями, то со стороны он выглядит как лентяй, который ничего не делает. И после того, как ему об этом скажут, он, скорее всего, сам в это поверит и прекратит обдумывание!
Лень как деятельность
Лень – это желание делать то, что не является наиболее важным и актуальным в текущий момент. Ведь ленью мы называем не совсем ничегонеделанье. Лень – это тоже деятельность, только менее значимая в данной ситуации.
Например, читать книгу – это, бесспорно, деятельность. Но если человеку нужно составлять отчёт в это время, чтение расценивается как лень. Таким образом, лень не отсутствие деятельности, а неприоритетная деятельность.
Как видите, даже такое обыденное понятие как лень может быть таким сложным и многозначным. Надеюсь, это стимулирует вас на дальнейшее изучение, казалось бы, уже знакомых повседневных феноменов. Порою привычные вещи интереснее, чем нам кажется.
Желаю успехов!
Статья написана на основе научной работы В.В. Воробьёвой и И.С. Якиманской «Психология лени: постановка проблемы»
Автор: Игорь Болтовнин
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook
Лень с точки зрения психологии и как избавиться от нее навсегда.
1
0
1
0
3
1,478
просмотров
Привычка откладывать дела на завтра знакома каждому из нас. Кто-то называет это ленью, но что такое лень с точки зрения психологии? Многие ссылаются на нее, когда не знают как объяснить то, чего не хотят делать.
Существует такой термин как «прокрастинация». Его ввели в эксплуатацию психологи в конце прошлого века. Проблема лени начала рассматриваться с нескольких сторон, хотя сама лень существовала еще во времена доисторических людей. Когда мужчине надо было ловить мамонтов, а он садился и ловил кузнечиков.
В этой статье вы узнаете, существуют ли таблетки от лени и как от нее избавиться.
Перфекционизм как помеха к достижению успеха
Мы все прекрасно понимаем, что на работе у нас очень много неотложных дел, но мы вдруг начинаем точить карандаши, мыть клавиатуру или смотреть в окно. Перфекционисты — это люди, которые четко понимают свою цель в жизни и умеют правильно распланировать свой день, но вот некоторые второстепенные дела они начинают делать раньше, чем основные. Откуда же берется это состояние? Прежде всего, по причине страха провала. Когда мы что-то переносим или откладываем, это говорит о том, что мы не даем Вселенной подарить нам некую важную для нас возможность.
Энергетический вампиризм
Наличие рядом негативного, вредоносного и ядовитого человека вызывает очень сильное напряжение в организме, скрытый стресс. Огромное количество жизненной энергии уходит на то, чтобы с этим стрессом справиться. Человек просто не имеет сил для того, чтобы продуктивно работать и действовать. Не хватает ресурса на создание важного. Сил едва хватает на то, чтобы выжить в присутствии токсичного, желающего вреда человека.
Подростковая лень
Иногда родители кричат на подростка, обвиняя его в том, что он лежит на диване и ничего не делает. На самом деле именно в подростковом возрасте огромные силы организма расходуются на перестройку детского тела в тело взрослого человека. Изменяется гормональный обмен. Уходят силы на психологическую и эмоциональную адаптацию к новому периоду жизни. Тело растет. Из маленького ребенка, крошечного существа подросток становится взрослым, зрелым человеком.
Последствия бессилия и апатии
Если лень-матушка прогрессирует, человек начинает делать глупости. Он перестает ухаживать за собой, за своим домом. Нередко возникают проблемы в семье и на работе. Начинается внутренняя деградация. Парадокс в том, что, когда человек ленится, это кажется ему приятным. Неохота рано вставать на работу, заниматься спортом, ухаживать за собой и так далее. Приятнее просто пассивно полежать на диване перед телевизором. Но в реальной жизни эти приятные вещи отравляют всю действительность. Человек сходит к той точке, когда лень постепенно начинает разрушать всю его жизнь. Она лишает возможности правильно видеть реальность.
Мотивация против лени
Самый важный вопрос в жизни каждого человека — это вопрос мотивации. Именно мотивация лежит в основе наших поступков, действий или бездействия. Мы зачастую сами не знаем, чего хотим. Мы идем к ложным целям, которые нам навязывают наши родители, реклама и общество. Мотивация и целеустремленность, понимание того, чего именно хочет человек, — универсальные таблетки от лени. Также причина лени может крыться и в том, что наш внутренний разум не хочет расставаться с силами, которые необходимы нам для движения к изначально ложным целям. Очень часто мы поступаем так или иначе, принимаем решение, основываясь не на своих желаниях, а на принципе легкости и доступности. Учимся не там, где хотели бы получить образование, а там, куда удалось поступить. Работаем не там, где мечтали, а там, где больше платят. В итоге отказываемся от своих целей и идеалов, идем не своим жизненным путем. В результате — лень, апатия и безразличие.
Чудесные свойства элеутерококка
Как же избавиться от лени навсегда? Существуют разные способы борьбы с этим недугом. От психотерапии до медикаментозного лечения. Например, БАД «Элеутерококк» в таблетках, женьшень и разные травяные чаи. Нельзя не сказать, что они повышают аппетит и можно прибавить незначительно в весе. Тем не менее таблетки от лени тонизируют, повышают работоспособность и иммунитет, снижают признаки утомления. Препарат «Элеутерококк» принимают по 1-3 таблетки 2 раза в сутки, в первой половине дня.
А может, это болезнь?
Существует понятие лени как нежелания человека что-либо делать, совершать волевое усилие и участвовать в трудовой жизни общества. Именно нежелание. Но не всегда то, что называется ленью, является этим самым нежеланием. Иногда это реальная невозможность заставить и принудить себя совершить волевое усилие. И в этот момент, подчеркивают психологи, это не является ленью. Это другое состояние и другая проблема, которая называется упадком сил. Человек с такой проблемой прекрасно понимает умом, что нужно подняться и пойти, например, в спортзал или начать ремонт дома, но он не находит в себе сил, чтобы это намерение исполнить. При этом начинает себя корить и обвинять, что он просто лентяй. Или его начинают упрекать окружающие люди. Хотя проблема здесь совершенно не в отсутствии мотивации, и факторов, которые вызывают упадок сил, огромное множество. Упадок сил — это синоним к слову «лень», а также огромная проблема и очень серьезный тревожный сигнал. Организм начинает тратить все свои силы на борьбу с подступающей болезнью, чтобы каким-то образом адаптироваться к действительности. Ищет таблетки от лени.
Раньше даже существовал такой диагноз, как «упадок сил». Рекомендовался правильный и сбалансированный рацион питания, путешествия. Врачи опасались развития туберкулеза, который мог возникнуть по причине снижения иммунитета, и других страшных заболеваний. Ученые открыли факт, что каждое физическое усилие реально изнашивает организм. Это не призыв к бездействию, скорее, к тому, что во всем нужно знать меру. Следует помнить, что трудоголики, люди, которые работают слишком много, принуждая себя к труду волевым усилием, даже когда у них нет сил, находятся в постоянном стрессе и гораздо чаще страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, алкоголизмом, серьезными депрессиями и тяжелыми соматическими заболеваниями.
На работе корят? Возможно, просто нет адекватной мотивации. Если человек не получает адекватное вознаграждение за свои труды, то сомнительно желание прилагать какие-либо усилия.
Поэтому нельзя спешить обвинять себя в лени, принуждая себя к постоянному труду, нужно найти время на отдых и просто проанализировать ситуацию, что же является причиной утраты энергии.
То, что называют ленью, может также быть и проявлением депрессии. Когда у человека полностью отсутствует эмоциональный, физический и энергетический ресурс для того, чтобы что-то делать со своей жизнью. Малейшее принуждение к труду может закончиться для такого человека фактически катастрофой.
Поэтому вопрос с ленью остается не то, чтобы открытым, но необходимо дифференцировать два понятия: умышленное и злонравное уклонение от выполнения работы и невозможность эту работу выполнить.
Полезные советы
Если все-таки ваша лень не признак каких-либо нарушений в организме, постарайтесь следовать нижеуказанным советам, и вы избавитесь от нее навсегда:
- Занимайтесь спортом каждый день хотя бы по 15-20 минут. Умеренные физические нагрузки повышают работоспособность.
- Выпишите 3 основные области своей жизни, которые являются главными для вас, и для каждой поставьте себе конкретные цели на 3 месяца. Составьте план по ее достижению и следуйте ему.
- Ограничьте время пребывания в соцсетях. У вас появится масса свободного времени, и продуктивность увеличится.
- Награждайте себя чем-нибудь за успехи и достижения.
- Составляйте список сделанного за день. Это повышает самооценку и вдохновляет на большее.
- Наведите порядок на рабочем месте и организуйте его так, чтобы вам было удобно и приятно трудиться.
homsk.com
Лень — причины, как побороть лень?
Лень – это недостаток трудолюбия, абсолютное отсутствие готовности заняться чем-либо, выявлять хоть малейшие усилия к действию. С позиции науки лень выступает в контексте волевой сферы индивида, воспринимается как ее отрицательное качество, отсутствие активности, мотивации, нежелание достигать целей, желание отдыхать и иметь на отдых время. В сопоставление волевым характеристикам человека существует безволие, к нему принадлежит понятие лень.
Психология понятие лень трактует не как заболевание или нездоровое состояние, а как симптом, сигнал о проблеме, это конфликт между желанием человека и его долгом, необходимостью делать.
Причины лени
Причины лени психология рассматривает в нескольких направлениях: жизненные условия, в каких оказался человек; индивидуальными особенностями нервной системы индивида, воспитание и адаптация человека в социуме. Среди наиболее распространенных причин возникновения лени выделяют несколько нижеописанных.
Во-первых, физическая усталость, когда человек устал физически, эмоционально, интеллектуально. Если баланс между отдыхом и работой нарушен у индивида истощаются внутренние силы и пропадает хотение заниматься чем-либо. Тело и нервная система отказывается дальше работать в таком режиме и сигнализирует о потребности отдыха, проявляясь через лень.
Вторая проблема, симптомом которой является ленное состояние, это потеря интереса или отсутствие таковой вообще к той работе, что делает человек или должен делать. Цель не вдохновляет, отсутствие мотивации. Что нам нужно делать не соответствует ценностям и интересам, что значимы для нас на данное время, ощущение бесполезности того, чем занимаетесь. Несоответствие между «хочу» и «должен» – это внутриличностный конфликт, который изматывает изнутри. Человек обязан делать такое, что ему не представляется нужным. «Чья это цель?». «Кому это нужно?». Если заставлять себя действовать, то естественно будет возникать сопротивление, скорее всего неосознанное. Если принуждать себя делать что-то долго, что неинтересно, обязательно одолеет лень.
Следующая причина лени – это страх. Страх, что не удастся это сделать, что в следствие потраченной энергии, денег, приложенных каких-то усилий, человек не получит того, что необходимо. Так лень исполняет защитную функцию от тех действий, которые человек боится делать и, какие пересекаются с неким дискомфортом для него. Этот страх он может и не осознавать, ему просто будет лень это делать. Индивид может бояться чего-то для него нового, того в чем не имел никогда опыта, может опасаться выглядеть нелепо, взяться за дело и не окончить его, не приобрести тех дивидендов, на которых полагал надежду. Также может существовать страх через прошлый негативный опыт, личную травматическую ситуацию с печальными последствиями.
Еще причина лени – гомеостаз. Наш организм стремится к сохранности того состояния, которое привычно для него. Организм сыт, ему ничего не угрожает, ему комфортно, ему незачем проявлять какие-то усилия, чтобы делать новое для себя. Человек так выживает.
Также причинами могут быть присутствие неврологических или психических заболеваний, злоупотребление алкогольными напитками, употребление наркотических веществ, нарушение в стимуляции и выработке гормона дофамина.
Изучая гиперактивность у детей и синдром дефицита внимания, причиной лени можно выделить еще проблемы поведения в детстве, эмоциональные травмы. Отдельно хочется выделить причину возникновения постоянной, хронической лени – это детство и взросление без забот, без права самостоятельного выбора, без решения проблем, когда за ребенка все решала и делала мама, не позволяла ему быть самостоятельным.
Анализируя все вышесказанное, опираясь на причины лени, психология обозначает это явление в нескольких ракурсах:
— сигнал что цели неэкологичны — не соответствуют нашим желаниям и личным возможностям;
— защита от эмоционального выгорания;
— признак противоречивости поставленной задачи, когда наши задачи требуют очень больших усилий, а результат того не стоит;
— отсутствие мотивации, нет желания и важности в достижении цели;
— несовпадение цели и самооценки;
— физическая, эмоциональная, интеллектуальная неактивность, пассивность.
Лень также может быть признаком депрессии, апатии.
Как побороть лень?
Существует среди людей мифическое мнение о том, как побороть лень и апатию: это волшебный психологический метод, одно верное решение, волшебное упражнение, которое поможет решить проблему. Но такого уникального средства не бывает. Есть внутренняя ответственность каждого, как человек сумеет проживать или отбывать свою жизнь, принимать решения самостоятельно. И как избавиться от лени в индивидуальном случае каждого, выбор за самим ленящимся и его ответственность.
Как избавиться от лени человеку в нынешнем обществе? Если вы приняли решение прекратить лениться и готовы брать обязательства за все те события, изменения, что будут происходить в жизни, то стоит проанализировать алгоритм своих действий и варианты работы с ленью. В первую очередь имеет смысл изучить причины возникновения данного состояния.
Вспомнился анекдот: «Лежит мужик на кровати сутками, жена и дрова рубит, и кушать готовит, стирает, убирает. Устала очень, подходит к мужику и сердито: — Ты чего лежишь целыми днями, хоть бы помог в хозяйстве! — Он ей спокойно так отвечает: — А вдруг война, и я усталый.»
Банальной причиной ленивого состояния может являться усталость. В этом варианте, ничего более результативного, чем отдохнуть, не существует. Единственное условие такого отдыха: ничем вообще не занимать себя сознательно, особенно, что больше утомляет – смотреть телевизор, думать, как избавиться от лени попутно, анализировать прошедший день, неделю, месяц, критиковать себя за бездеятельность и пассивность, а просто расслабиться и отдыхать. Еще есть надежный способ преодолеть усталость – активный отдых, смена деятельности на деятельность с удовольствием. Задайте себе вопрос: «Когда вы отдохнули настолько хорошо, что ощущали себя наполненным?». Здесь есть необходимость задуматься о четком распорядке дня, целесообразного использования времени, чередовании физических занятий с интеллектуальными, пребывании чаще на свежем чистом воздухе.
Если причина отсутствия интереса, потеря вдохновения к самой деятельности или ее результату, то будет уместным вопрос: «Зачем это мне делать?». Ответом будет разъяснение, о чем сигнализирует симптом лени, что ценно для человека, где искать интерес, чем можно себя мотивировать, вдохновить на продвижение к результату назначенной цели. Если себя вынуждать делать неинтересное, то результата не будет. Будет внутреннее сопротивление. Если не находится удовлетворяющего четкого ответа на заданный вопрос, то стоит разобраться, чью цель человек реализовывает, кому нужна она. Может ленивое состояние защищает человека от нецелесообразного растрачивания энергии, времени, личных ресурсов. Рекомендовано в этом варианте искать личную мотивацию, стоит использовать похвалу, обещание поощрения, исполнение желания, что ближе индивиду. Важно видеть приятное и радостное в мелочах, учиться больше радоваться незначительным победам.
Как избавиться от лени, причиной которой есть страх? Лень здесь играет положительную функцию, защищая нас от дискомфорта, неприятных ощущений и последствий. Страх часто есть неосознаваемым, поэтому понять причину лени крайне сложно. Желательно отследить, что в такой деятельности есть болезненное, чего мы боимся, от чего хотели бы отстраниться. Спросить себя: «В чем моя внутренняя выгода, какой мой выигрыш, если я откажусь делать это?». Здесь наилучший выход признать свой страх, отыскать чего конкретно боимся, что необходимо делать для преодоления внутренних страхов. В современном социуме лениться более приемлемая форма поведения, чем бояться. Но сражаться с ленью будет бесполезно и утомительно, когда причина ее есть страх. Важно понять, почему не доверяете себе? Что нужно поменять, подтянуть, понять, чтобы возобновить собственную решительность, свои возможности, повышать уверенность.
Как побороть лень и апатию человеку, если они являются симптомом депрессии, неготовности что-либо изменять, привычного образа существования, наследие воспитания или болезнь? Тогда рекомендовано обращаться к необходимым специалистам в сфере медицины на обследование или лечение, работа с практикующим психологом, психотерапевтом. Дж. Холллинс писал, что депрессия, как и апатия есть полезным посланием, что нечто жизненно значимое заключено в состоянии подавленности, и очень значимо не бежать от него, а окунуться в это пребывание, прочувствовать и понять о нем больше, чтобы потом были силы идти дальше.
Любое столкновение с ленью подразумевает приложение усилий. Куда эти усилия нужно прикладывать обуславливается тем, что прячется за симптомом. Все равно усилия придется прикладывать, само это состояние не пропадет. Отсутствие лени не подразумевает делания многих дел, запрещая себе ничегонеделания, это об отсутствии в текущей жизни нежелания действовать, решать, двигаться.
По сути, есть три варианта не лениться:
— это, когда присутствует вдохновение, а если дело не вдохновляет, то человек понимает, как себя заинтересовать;
— когда индивид имеет возможность себя побудить это делать. Здесь важно придерживаться баланса в понимании, что человеку надобно и, чего ему действительно хочется. Ведь, если себя только заставлять, можно сильно измучиться от такого давления, и в последствие не захочется вообще чем-либо заниматься;
— смириться с ситуацией, перестать себя критиковать за свою лень. Ведь лень, возможно, защищает вас от пустой, неинтересной работы, финал которой не принесет желательного удовольствия.
В целом симптом лени свидетельствует об отсутствии понимания и представления, что индивид в реальности желает в своей жизни. Человек, осознающий, чего хочет, с ленью справляется легко.
psihomed.com
Глубинные причины лени | Блог 4brain
Подавляющему числу людей знакомо вязкое расхолаживающее ощущение лени. Это ощущение может возникнуть вполне предсказуемо или внезапно; может касаться того, что сделать «надо», но «не хочется», и даже того, что, казалось бы, представляется нам желанным делом: например, прогулки в выходной день или посещения кафе после трудового дня. В этой статье мы заглянем за фасад явления под названием «лень» и попытаемся понять, что за ним скрывается и мешает нам бодрым маршем двигаться по намеченному пути наших целей и задач.
Причины лени и способы борьбы с ними
В статье «Причины лени и способы борьбы с ними» обозначены такие причины прокрастинации, как отсутствие целей, перфекционизм, «проблемы с энергией», отвлечения на несущественное, «неподъемный большой проект».
Невозможно относиться к этому списку причин всерьез, так как он включает в себя несопоставимые друг с другом явления, которые сами по себе могут являться причинами и следствиями друг друга, а к лени не иметь прямого отношения. Все перечисленные «причины» не дают нам ключа к тому, чтобы посмотреть в глубину проблемы лени и внятно ответить на вопрос: «Почему в столь важных, нужных, желанных делах я ленюсь?!»
В лучшем случае, список этих «причин» можно использовать, чтобы попытаться в себе искоренить перечисленные проблемы, ведь если рассматривать каждое из описанных явлений по отдельности, то очевидно, что они снижают нашу эффективность. Думаю, мало кто будет спорить с тем, что лучше в жизни иметь внятные цели, не страдать перфекционизмом, грамотно чередовать периоды работы и отдыха, быть целеустремленным, не размениваться на мелочи, но в то же время не пытаться объять необъятное.
В результате поверхностной трактовки причин лени, способы борьбы с ленью, предложенные в той же статье, представляют из себя некоторые частные попытки задействовать силу воли, приёмы тайм-менеджмента, бихевиоральные техники, чтобы «обмануть свой мозг» и все-таки добиться от себя нужного усилия и результата.
Такой подход может быть эффективным в частном случае, но при постоянном применении способен не только потерять свою силу, но и навредить организму, привести к еще большему истощению, демотивированности и появлению всё новых и новых способов отлынивать от решения поставленных задач.
Глубинные причины лени
Если формулировать предельно кратко, то глубинная причина лени одна: несоответствие наших намерений, целей, задач, стремлений и т.п. – нашим истинным потребностям.
В контексте рассматриваемой проблемы лени и ее причин самое важное свойство потребностей заключается в том, что они представляют из себя источник энергии, как физической, так и психической. Когда наши деятельность и поведение согласованы с нашей актуальной в данный момент потребностью, у нас не возникает никаких проблем с тем, чтобы эту деятельность осуществить: ни лени, ни скуки, ни прокрастинации, ни каких-либо других форм отстраненности и попыток отсрочить неизбежное.
Если наша деятельность и наше поведение согласуются с нашей актуальной потребностью, мы просто делаем то, что задумали. Это действительно просто. На эту тему есть хорошая иллюстрация: «Самый целеустремленный человек – это человек, который хочет в туалет»
Согласитесь, сложно представить, что человек, который хочет в туалет, вдруг заленился и никуда не пошел.
Внутриличностный конфликт как глубинная причина лени
Согласно учению Ухтомского о доминанте, в один момент времени для человека актуальна одна потребность, и все поведение человека оказывается подчинено ее удовлетворению. Если в момент, когда актуальна некая потребность, человек ставит себе не согласующуюся с ней задачу, то «очаг доминанты» в коре головного мозга тормозит реализацию поставленной задачи. Например, в виде лени.
Другими словами, лень возникает тогда, когда вместо удовлетворения нашей истинной актуальной потребности мы пытаемся удовлетворить другую.
В психологии эта ситуация называется внутриличностным конфликтом. Конфликт потребностей – это частный случай внутриличностного конфликта (подробнее обо всех видах внутриличностного конфликта рекомендуем ознакомиться в книге Н.В. Гришиной «Психология конфликта»). Лень – это форма сопротивления нашего организма, с помощью которой он нам сигнализирует: «Стоп! Ты идешь не туда! Остановись и подумай: это ли сейчас тебе действительно нужно».
Преодоление лени через работу с потребностями
Психологическая работа с потребностями всегда непроста и сугубо индивидуальна. Однако можно выделить ряд общих рекомендаций, которые помогут разрешить внутриличностный конфликт, порождающий лень, и освободить полезную энергию для реализации намеченных целей.
1
Шаг 1. Осознание истинной актуальной потребности.
Нередко этого шага бывает достаточно, чтобы снизить напряжение, перестать «лениться» и приступить к выполнению имеющихся задач.
Вместо того, чтобы в приступе прокрастинации пятый раз подряд обновлять страницу новостей «ВКонтакте», попробуйте взять небольшую паузу и задать себе вопрос: «В чем я сейчас нуждаюсь?»
Ответить на этот вопрос бывает непросто, торопиться не нужно. Важно выработать привычку быть внимательным к своему внутреннему миру, и рано или поздно вы начнете отвечать на этот вопрос быстрее и правильнее.
Подчеркнем, что цель вопроса – не только в получении ответа. Задавая себе этот вопрос, вы берете свою лень под контроль, вы перестаете быть заложником своих состояний, вы начинаете сами решать: когда вам работать, а когда – лениться.
2
Шаг 2. Разрешение внутриличностного конфликта через осознанный выбор и принятие ответственности за его результаты.
Когда вы осознаете свою истинную актуальную потребность, вам придется сделать выбор: бросить все дела и приступить к ее удовлетворению или продолжать заниматься решением ваших задач, несмотря на то, что в данный момент вы нуждаетесь в другом.
Подчеркнем: чтобы ваш выбор оказался действенным и не привел к усилению лени, необходимо соблюдать два условия:
- Важно делать выбор осознанно. Необходимо не просто махнуть рукой на одну из сторон конфликта, а именно принять решение, сделать это уверенно, в полной мере понимая, что именно решаете и почему вы это делаете.
- Важно делать выбор ответственно. Необходимо в полной мере учитывать последствия вашего выбора и признавать, что источником этих последствий являетесь вы сами.
Делая свой выбор, помните о следующем:
- В случае выбора в пользу текущих задач, вы продолжаете игнорировать свою истинную потребность, что в последующем может привести к усилению напряжения, к появлению чувства отвращения к работе, к повышенной усталости. Все эти последствия вам придется компенсировать.
- Если же вы делаете выбор в пользу немедленного удовлетворения вашей потребности, которая спровоцировала лень, то вы столкнетесь с рядом других последствий: важно это понимать и наметить пути их нивелирования.
В целом практика осознанного и ответственного выбора избавит вас не только от лени, но и от многих других проблем, которые порождают наши внутриличностные конфликты.
3
Шаг 3. Применение поддерживающих техник.
После того, как вы 1) осознали свою истинную актуальную потребность и 2) сделали осознанный и ответственный выбор в пользу ее удовлетворения или в пользу текущей задачи, — и только после этого вы с высокой степенью осмысленности, безопасности и избирательности можете применить все те поддерживающие техники, которые подробно описаны в статье «Причины лени и способы борьбы с ними» и других материалах сайта.
Заключительные комментарии
В большинстве случаев, когда вы сталкиваетесь с ленью, вам, скорее всего, не понадобится такой глубокий анализ своей личности.
Во многих случаях вы сразу сможете перейти к шагу 3 (осознавая при этом как пользу применения к себе разнообразных техник и рецептов, так и возможный негативный эффект от их использования).
Иногда вам поможет шаг 1 (всего лишь внимания к своим истинным потребностям и их осознания в ряде случаев бывает достаточно, чтобы повысить чувство психологического комфорта и преодолеть свое сопротивление в виде лени).
Отзывы и комментарии
В комментариях к этой статье поделитесь вашим опытом самоисследования при столкновении с ленью. Удается ли обнаружить вашу потребность, которая «мешает» достижению поставленных целей? При каких условиях применение техник «борьбы с ленью» было эффективным, а при каких – приводило к негативным эффектам и желанию «всё бросить»?
Автор: Светлана Гурская
4brain.ru
Лень Archives — Журнал «Психология»
Мне «лень» или я «не хочу»
Самая большая проблема в моей жизни – лень.
Мне все говорят, что я способный человек, мне пророчат блестящую карьеру, считают, что я могу заниматься многими вещами, но мне лень.
Я ставлю себе цели, но никогда их не достигаю. Понимаю целесообразность действий, и все время их откладываю. Как стать более волевым человеком, как собраться и начать действовать?
В психологии нет такого понятия «лень». С учетом общего для практически всех психологических школ тезиса о том, что без причины ничего в человеческой психике не происходит, разумно было бы предположить, что у состояния, называемого «лень» есть какие-то причины.
Что такое лень? Это когда нет сил/желания действовать, даже если есть цель. А когда нет сил и желания?
Лень и физиология
Прежде всего, есть смысл исключить чисто физические факторы.
Нет ли у вас каких-то хронических заболеваний, к которым вы относитесь недостаточно внимательно? Или, возможно, что-то беспокоит вас, но вы не обращались к врачам?
Внимательно присмотритесь к тому, как вы себя чувствуете в разные периоды дня. Возможно, нарушены какие-то ваши естественные ритмы – например, даже при отсутствии хронических болезней и другого нездоровья, вы встаете и ложитесь не в то время, которое вам комфортно от природы. Или недостаточно для вашего типа активности даете нагрузку телу?
Казалось бы, и так лень, а тут еще спортом заниматься? Но ведь организму нужен определенный ритм циркуляции химических веществ для поддержания тонуса и появления энергии. И будет это только тогда, когда есть адекватное именно для вашей физиологии и психики чередование физической и умственной активности.
А о том, как мотивировать себя на это, мы поговорим чуть позже.
Еще одно типичное возражение: «Если мне лень, я все время и так отдыхаю, как я могу быть уставшим?» Еще как можете.
Ведь что вы делаете внутри своей головы? Думаете. Ругаете себя за лень, фантазируете о том, как могло бы быть все прекрасно в вашей жизни, если бы не лень, и задумайтесь, какие чувства вы испытываете к себе в этот момент? Злость, досаду, отчаяние, вину, стыд и прочее. Вы думаете, что не тратите кучу энергии на переживание этих чувств?
От этого чаще всего и устают те, кто подвержен хронической лени. Чем больше лень – тем сильнее чувства вины и стыда, тем больше тратиться сил на переживание этих чувств, и в результате еще сильнее усталость, меньше энергии, и тем сильнее лень, в свою очередь.
Вот поэтому дальше мы и поговорим о том, как научиться принимать себя и грамотно создавать себе мотивы.
Хотеть – не вредно, более того — очень полезно
Когда я сталкиваюсь с феноменом лени, после исключения базовых физических факторов, наступает время исследовать главное – мотивы.
Лень – это, прежде всего, отсутствие достаточного для действия мотива. Типичное возражение этой стадии: «Но я же на самом деле хочу построить карьеру/начать обучение/заняться спортом/вывести детей на прогулку…. А лень».
И тут самое время заняться исследованием истинности своих желаний.
Логика проста. Энергию нам дает чувство. Мысль, форма, картинка, убеждение – все это вещи умственные. Как сосуд без воды. Форма есть, а наполнения — нет. И только чувство может быть этим наполнением для достижения цели.
Если цель вас не радует, не затрагивает на уровне чувств – не будет и мотива. В работе мы часто приходили к такому промежуточному заключению при поиске истинных мотивов: «да ничего я на самом деле не хочу».
Вспомните хоть одну жизненную ситуацию, когда вас куда-то влекло с неудержимой силой.
Вы способны были часами перелистывать книги и перерывать интернет в поисках нужной информации, вы истово занимались в спортзале, чтобы поехать в велопоход летом. После дня, перегруженного работой и/или учебой, вы, тем не менее, неслись на свидание, несмотря на казавшееся отсутствие сил.
Что стояло за этим? Сильное чувство. Ожидание восторга, радости, они появлялись уже в самом процессе действия, вам хотелось делать это, потому что это окрыляло вас, позволяло вам раскрыться, позволяло испытать сильные чувства.
А если, рассматривая собственную лень и пытаясь понять, «зажигают» вас хоть сколько-нибудь на уровне эмоций ваши цели, вы приходите к «я ничего не хочу» — то цели, скорее всего, просто не ваши.
Кому на самом деле нужна ваша карьера? Хотите ли вы, а не общество или родители, учиться? Ваше ли тело требует именно такой физической активности, а не «так принято» или «так положено» или «это у меня получается»?
Как правило, именно это становится причиной лени – внутреннее несогласие с выбранным путем и целью. Не истинное, а навязанное желание.
Но здесь есть еще одна тонкость.
Современный человек во многом привык жить умом. Именно в ум закладываются установки касательно того, что нужно, что важно, что престижно, и без чего якобы невозможно полноценно жить. Но имеет ли все это отношение к вашему непосредственному опыту чувств?
«Надо» — работает куда менее эффективно, чем настоящее «хочу», идущее из глубины вашей личности.
Как правило, задумываться об этом не привыкли – на чувства и желания в нашей культуре мало обращают внимания, а порой путают их с вторичными, по сути, эмоциями, которые рождаются от того, что ум сначала построил планы «как должно быть», а реальность отказалась этим планам соответствовать.
И вот человек, как ребенок, которому не дали игрушку, образно говоря, топает ножками и кричит о том, как он расстроен и как ему больно от того, что реальность отказалась оправдать ожидания его ума….
Если вы построили планы, а реальность не горит желанием их выполнять, то, скорее всего, сама реальность показывает вам, что ваши планы нуждаются в корректировке.
Ведь реальность, которая нас окружает – отражает наши ожидания. Только она опирается на бессознательное, которое куда более весомая часть психики, чем ум. И отсутствие результата, лень может заставить задуматься, поможет обнаружить направление ваших истинных потребностей. Или определенно указать на то, куда вам точно не нужно.
Приведу пример. Человек говорит, что хочет построить карьеру. Рвется в начальственное кресло, но в реальности никак не может себя заставить делать больше, чем другие, больше учиться, больше тратить времени на работу – лень, а точнее – «я ничего этого на самом деле не хочу».
«Я ничего не хочу» или «у меня есть причины»?
В бессознательном человека может быть куча причин для сопротивления – страх перед ответственностью руководителя, врожденная интроверсия, которая блокирует большое количество контактов с людьми, тяга к иному образу жизни, и много что еще.
Но его ум на основе чужих сценариев, установок, желания получить уважение и одобрение людей уверовал в то, что именно карьерный рост может ему это дать.
По сути, получается следующее. Внутренняя структура человека дает ему понять, что:
внутри него есть ограничения, с которыми нужно разобраться, прежде чем идти к цели;
сама цель может быть не истинной для него, не соответствовать его глубинным склонностям, талантам и просто психологическому комфорту.
И для того, чтобы определиться со своими подлинными желаниями, есть два метода.
Психотерапия – это порой бывает более действенным и быстрым.
Но если по каким-то причинам вы не готовы решиться на это сейчас – тогда метод проб и ошибок.
Попробуйте, для начала, выяснить – что вы будете чувствовать, когда получите это якобы желаемое? Например, карьера для вас означает уважение и признание, чувство собственной ценности. Можете ли вы получить его еще каким-то путем? А можете ли начать просто уважать и принимать себя таким, какой вы есть? И если нет – что вам мешает?
Если в вас много сомнений в себе – скорее всего, нужно для начала поработать с самооценкой. Потому что кресла начальника можно, конечно, добиться путем упорного насилия над собой, но это может не принести желанного чувства востребованности и ценности. И усталость, разочарование от такого «подвига» будет еще сильнее, чем пресловутая лень, с которой вы боролись.
Или иначе. Возможно, цель действительно ваша и нужна вам на самом деле, но внутри что-то мешает – страхи, ложные ограничения, убеждения, которые мешают продуктивно действовать. Постарайтесь осознать и выписать для себя эти мысли. А как работать с ними – смотрите в статье про ограничивающие убеждения.
Главное – сделать хоть какой-то шаг в сторону доверия себе.
Если вы твердите себе «мне лень» или «я ничего не хочу» (что, по сути, одно и то же) – не стоит сразу объявлять этому войну. Это – сигнал вашего достаточно мудрого подсознания. И если вы начнете работать с причинами и уважительно к ним относиться – ситуация сдвинется с места. А если начнете подавлять и бороться – скорее всего, только устанете и породите новый круг лени и апатии.
Как находить и создавать мотивы
Естественно стремиться к тому, что приносит радость. И совершенно неестественно стремиться к тому, что ее не приносит. Но большинство считает, что к счастью должны вести трудные и затратные пути.
В фильме «Покровские ворота» Савва Игнатьевич произносит фразу, которую я считаю апофеозом нашей советской и пост-советской идеологии:
— Живут не для радости, а для совести!
Это еще одно ограничивающее убеждение, с которым стоит поработать. Совесть и радость не противоречат друг другу, более того, не будет радости – не будет и сил делать что-то для совести. Но сейчас мы говорим о следующей стадии работы с ленью: действительно есть дела, которые не приносят однозначной радости в процессе.
Учеба, работа, отношения – в базе своей это может и должно содержать достаточно радости и удовольствия, чтобы вы забыли о лени как таковой. Но в любой работе, учебе и отношениях есть моменты, которые действительно не хочется делать.
Убирать квартиру? – уныло и скучно, хотя хочется жить в чистом доме. А денег на домработницу пока нет, предположим. Вы пытаетесь себя заставить доводами ума о том, что «это же неправильно, такой бардак!», а что-то внутри продолжает твердить «я ничего не хочу, отстаньте от меня!».
Представьте себе этот чистый дом. Это рождает в вас приятные ощущения? Послушайте свое тело. Хочет ли оно сейчас подвигаться? А хочется ли вам послушать приятную музыку? Возможно, именно она поможет вам радостно начать убираться?
Если вам правда не хочется двигаться, картинка чистого дома не рождает никаких ощущений, а от музыки тошнит, то, вероятно, вам и правда нужно именно сейчас полежать на диване в тишине, и чистота не так уж важна для вашего теперешнего состояния.
Если вы позволите себя услышать свои истинные потребности в данный момент, почувствовать, чего вам на самом деле хочется, и позволить себе быть в этом какое-то время – вы отдохнете и наберетесь сил. А если будете продолжать себя ругать и бороться с собой – вы их потеряете.
Что лучше – потратить полчаса или час на делание того, что хочется (или ничего не делание, потому что именно этого и хочется) и потом, ощутив прилив энергии, сделать дела? Или потратить целый день на прокрастинацию, лень, бесплодную борьбу с собой, и в итоге совершенно устать, ничего не сделав?
Бывает и так, что делать что-то ну совсем нет сил, и никакой отдых не помогает. Можете ли вы найти важный мотив, если посмотрите чуть дальше?
Вам важна, например, радость партнера, который, увидев чистый дом, скажет вам приятные слова и будет с вами нежен? Это ведь тоже важное чувство, которое вы хотите испытать в семье, не так ли? И это чувство может дать вам энергию к действию.
Отношения или леньА если вы не надеетесь на эти чувства, и вам не скажут даже «спасибо» — не повод ли это задуматься: «а хочу ли я на самом деле быть в таких отношениях?» И это не значит разрывать отношения. Это значит осознавать свои потребности и помогать партнеру понимать ваши чувства и создавать вам мотивы.
Умение сделать то, что хочется и/или не делать то, что не хочется – определенный акт уважения к себе, к своим чувствам и ощущениям. Этим самым вы добиваетесь еще одной важной для вас вещи – цельности. Вы «собираете» себя в единый слиток.
И чем чаще происходит контакт с вашими чувствами и телом, умение успокоить на этот период ваш начальствующий и контролирущий ум – тем легче будет вам в едином согласии с собой принимать важные решения, тем меньше внутри вас будет конфликтов между частями вашего «я». И тем больше будет ваше принятие себя и уважение к себе.
А если постоянно давать указания себе самому, не спрашивая себя «чего я на самом деле хочу?» — вы будете продолжать оставаться для себя недостаточно любимым ребенком и пытаться приказывать себе, наказывая себя за «непослушание» и «неисполнение». И чем сильнее будет «надо!» внутреннего родителя, чем сильнее будет «я ничего не хочу» внутреннего ребенка.
Возможно, так было все ваше детство с вашими реальными родителями? Возможно, вас никто не спрашивал, чего вы хотите? И приучил действовать «как надо»? Но сейчас – вы уже взрослый человек. И носить в себе контролирующего и наказующего родителя вас уже никто не может заставить. Вы носите его в себе сами. И в вашей власти отказаться от этой игры внутри себя.
Сделав хотя бы несколько шагов по этому пути, вы забудете, что такое лень. Вы лишь будете хорошо понимать, чего вы хотите или не хотите, и почему. И действовать эффективно в согласии с собой.
Автор — Антон Несвитский
www.psychology.su
психологическое содержание и проявления – тема научной статьи по психологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.9 С. Т. Посохова
ЛЕНЬ: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПРОЯВЛЕНИЯ
Био-психо-социальная природа человека определила переплетение в нем множества противоположных тенденций: биологического и социального, врожденного и приобретенного, соматического и психического, рационального и иррационального, доброго и злого, нравственного и далекого от нравственности и т. п. Этой сложностью всегда обусловливались и по сей день обусловливаются неожиданные и нередко трудно поддающиеся логическому объяснению его отношения с миром и самим собой. Сегодня среди многочисленных парадоксов, отражающих в первую очередь реакцию человека на вызовы времени, особое место занимает несоответствие между возможностями самореализации и их реальным осуществлением.
Надо признать, что в последнее время, благодаря масштабному внедрению информационных технологий в жизнь общества, происходит существенный скачок в возможностях самореализации. Новая информационная ситуация, позволяющая вне времени и пространства решать повседневные проблемы человеческого бытия, создает основу для относительно свободного раскрытия многочисленных личностных потенциалов: нравственного, интеллектуального, коммуникативного, лидерского, предпринимательского, управленческого и т. п. Возросшие мобильность и темп жизни влекут за собой возрастание роли собственного «Я» и, как следствие, расширение границ и сфер самореализации.
Тем не менее, отказ от активных действий, от конструирования собственного «потребного будущего» (Н. А. Бернштейн), девальвация личного успеха, интеллектуальных и нравственных усилий для его достижения — довольно частые современные явления. Как это ни парадоксально, но они наблюдаются среди самого энергичного и перспективного слоя населения — молодежи. Депрессия, скука, лень, пожалуй, наиболее часто противостоят активности и творческому преобразованию себя и того, что окружает человека. Как психиатры, так и психологи наиболее пристальное внимание обращают на депрессию, что связано с выраженной клинической составляющей и социальной значимостью этого явления. Скука и лень существенно реже вызывают интерес у исследователей. Материалы, представленные в настоящей статье, касаются некоторых особенностей феномена лени.
В первую очередь целесообразно обратиться к содержанию слова «лень». Общий лингвистический и культурологический экскурс Д. Сеймур показал, что английское
© С. Т. Посохова, 2011
слово «lazy» — ленивый, произошло от старонемецкого lasich или losich того же значения. Исследователь считает, что в XVI в. это слово стало обозначать либо отсутствие намерения работать, либо медлительность, неподвижность, вялость [1]. Примечательно, что веком раньше известный немецкий ученый-гуманист и непревзойденный сатирик С. Брант описал лень, оттенив ее связь с человеческой глупостью и с одним из качеств, о котором говорят уже современные исследователи, — с прокрастинацией. В 1494 г. в быстро ставшей популярной сатире «Корабль дураков» Брант с поразительной психологической наблюдательностью дал великолепный образный портрет лени: «Кто, как ворона “кра, кра, кра”, твердит “До завтра, до утра!” — тому колпак надеть пора» [2]. Считается, что в средние века лень отождествлялась с унынием (acadia), означавшим психическое опустошение. Под этим названием она была отнесена к числу смертных грехов и пороков человека. Последствия лени сводились к невнимательности на богослужении, забвению как грехов на исповеди, так и заповедей Христа, к кощунству, излишнему успокоению сном, к лежанию, праздности и т. п. Негативный смысл лени усиливался тем, что она провоцировала появление множества других пороков, в том числе обмана, лести, пьянства, воровства [3].
В российской культурной традиции лень издавна определялась как «неохота работать», «отвращенье от труда, от дела, занятий»; «наклонность к праздности, тунеядству» [4]. Ленивый человек — это тот, кто любит безделье, не желает работать, заниматься, это человек вялый и медлительный. Страницы Библии, фольклор, правила этикета ХГХ в. закрепили представления о лени как о негативном явлении в жизни человека, как неприемлемой черте характера, например, «лень до добра не доводит», «лень — мать всех пороков», «труд человека кормит, а лень портит», «ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает».
В настоящее время содержание понятия «лень» существенно расширилось, чему способствовали как педагогические наблюдения, так и психологические исследования. Педагоги в основном фокусируют внимание на несформированности механизмов саморегуляции и воли, на дефиците мотивации. Благодаря педагогической практике, сегодня можно говорить о таких существенных признаках лени как отсутствие потребности что-либо делать; отсутствие воли, чтобы реализовать себя; отсутствие стремления к соревнованию, успеху; неспособность к прогнозированию; равнодушие как нечувствительность ко всему тому, что происходит вокруг. Причины лени, с точки зрения педагогов, обязательно коренятся в неправильном воспитании, в непосильных обязанностях, в неясных жизненных целях, которые ставятся перед ребенком родителями.
Современная медицина объясняет стремление человека к лени естественными биоритмами, необходимостью периодически отдыхать, потребностью в экономии сил. Периоды бездействия связаны со сменой рабочего режима, позволяющей организму нормально функционировать. Если этого не учитывать, то неизбежны перегрузки и перенапряжение. В этом смысле лень близка сну, который используется организмом для успешной адаптации в динамичном окружающем мире. С медицинской точки зрения, большинство лентяев — психически и физически здоровые люди, меньшая их часть — люди, у которых лень выражает какую-либо патологию. Частной причиной низкой работоспособности признаются соматические заболевания, невротические расстройства. Хотя некоторые ученые все же полагают, что леность может быть отнесена к категории болезненных состояний, которые определяют как синдром
мотивационной недостаточности и при которых предлагают медикаментозное воздействие [5, 6].
Можно утверждать, что А. Бине один из немногих исследователей детской психологии, пытался раскрыть психологическую сущность лени. Он объяснял лень слабостью волевой регуляции в детском возрасте, а также причинами нравственного порядка [7]. Именно А. Бине предложил классификацию лености: случайную и прирожденную. Случайная характеризуется неустойчивостью и возникает вследствие какого-либо события или ситуации, например, неудачи на экзамене, плохой оценки, конфликта с товарищами и т. п. Прирожденная означает истинное отсутствие или недостаток трудоспособности. Ребенок вял, апатичен, нерешителен, малоактивен. Он не испытывает удовольствия, связанного с работой и с достижением поставленной цели. Наконец, он не находит в себе достаточной воли, чтобы владеть собою и заставить себя сделать некоторое усилие [7].
Современные психологи рассматривают лень с разных позиций. Так, лень сводится к синдрому «обученной беспомощности» и реализуется в двигательной сфере при систематическом подавлении активности. Акцент делается на лени как на целостном психическом состоянии, возникающем в результате нарушения поисковой активности. По другой версии, лень может быть защитной формой поведения в психотравмирующей ситуации. Такая лень нередко наблюдается у детей и подростков, личностная незрелость которых не позволяет найти необходимые активные способы преодоления препятствий на пути к достижению цели. Признается также возможность появления лени в качестве реакции протеста. Здесь в основе ее лежит обычно непринятие какой-либо, часто довольно значимой жизненной ситуации или какого-либо определенного человека. Наряду с этим лень может стать способом самопрезентации. Стремясь привлечь к себе внимание окружающих, выразить себя, человек нередко начинает играть роль ленивого.
Несмотря на разнообразие взглядов, феномен лени остается малоизученным. Далеко не ясен его смысл для самого человека.
В исследованиях, проведенных совместно с Д. А. Богдановой, мы рассматривали лень как ответ личности на несоответствие требований ситуации или деятельности личностному смыслу этих требований. Внешне лень проявляется в отказе или уклонении от этой деятельности или от взаимодействия с ситуацией, а внутренне — в переживании невозможности установить требуемое соответствие вследствие нарушения или недостаточной сформированности механизмов саморегуляции [8].
Подросткам предлагалось в течение пяти минут написать первые пришедшие в голову слова, связанные, по их мнению, со словом «лень», и нарисовать рисунок «Моя лень». Оказалось, что у подростков существуют весьма разнообразные представления о лени, а часть их идентифицирует лень с собственным «Я». При этом чаще всего лень в их сознании связывается с расслаблением. Ассоциативный ряд слова «лень» включал в себя такие понятия как «отдых», «дурака валять», «курить», «развлечения», «жизнь пофигиста» и т. п. Аналогично образ лени, раскрывается с помощью рисунка «Моя лень», который включает в себя человека, либо отдыхающего на диване, либо смотрящего телевизор.
Смысл лени для подростков заключается и в отсутствии мотивации, что подтверждается ассоциациями «ничего не делать», «безынтересность», «не хочется ничем заниматься» и т. п. Наряду с этим лень четко ассоциировалась с негативными чертами
характера человека («бездельник», «безграмотный», «ненадежный», «несообразительный»), а также с внешним видом («неаккуратный», «толстый» и т. п.). Имеет смысл отметить, что в субъективной интерпретации лени подростки используют также понятия «утомление», «недомогание», что подтверждает точку зрения врачей относительно ее сущности.
Как показало наше исследование, родительская депривация заметно влияет на формирование смысла лени. Подростки, воспитывающиеся в детском доме, связывают лень в основном с отсутствием мотивации к разным видам деятельности, прежде всего учебной. В этой группе, в отличие от подростков, воспитывающихся в семьях, расслабление не имеет отношения к лени. Однако появляется представление о пустоте. Можно предположить, что в данном случае сказались четкая регламентация жизни подростков-сирот в детском доме, недостаток свободного времени лично для себя и ограниченные возможности в его заполнении.
Большое практическое значение имеют поиски ответов на вопрос о том, какими личностными особенностями обладает человек, склонный к лени, какие черты личности отличают его от неленивого. Так, Г. Мюнстерберг в числе особенностей ленивого подростка называет недостаточную развитость внимания и отсутствие упорства. Для преодоления лени необходима настойчивость. У нетрудолюбивых подростков слабо сформирована способность хотеть. Для них характерны повышенная внушаемость, невозможность установить прочный психологический щит против разных внешних воздействий. Нежелание прилежно учиться, скрупулезно выполнять задания также отличает склонных к лени от трудолюбивых. Вполне логично считать, что чем более тщательно выполняется работа, тем меньше шансов для появления лени [9].
Любопытна идея Е. П. Ильина, который полагает, что ленивый ребенок отличается, с одной стороны, неспособностью подавлять сиюминутные желания, регулировать свое настроение, с другой — негативизмом и упрямством, малодушием, а также страхом перед трудом, неверием в собственные силы. Последнее означает, что ленивые люди нуждаются в психологической поддержке, что ярлык «ленивый» может стать серьезным препятствием для адекватной самооценки [10].
Если говорить о ленивых подростках, то следует помнить о коренных преобразованиях структуры волевой активности и общей дисгармоничности их психического развития. В этом возрасте интенсивно развиваются системы саморегуляции и само-стимуляции. На фоне высокой общей активности, предельной критичности и выраженной реакции эмансипации внешний мир часто воспринимается подростками как угрожающий собственному «Я». Несовершенные механизмы волевой регуляции не позволяют должным образом воспринимать его требования, а главное — требования взрослых преодолевать возникающие препятствия. Это влечет снижение дисциплины и провоцирует упрямство. Поэтому подростки настойчивы в основном в тех случаях, когда работа интересная или позволяет удовлетворять их личные потребности. К тому же им свойственно переоценивать уровень развития своих волевых качеств.
Однако не только слабость механизмов саморегуляции отличает подростков, склонных к лени. Исследование, проведенное нами в одной из средних школ, позволило выявить личностные особенности подростков, склонных к лени и способных преодолевать ее. Оказалось, что одна из характерных черт ленивых подростков — общительность, стремление получать удовольствие от общения. Общение рассматривается ими как возможность расслабиться, снять напряжение. Вероятно, чем более ориентирован
подросток на общение, чем более он открыт для взаимодействия с другими людьми, тем менее значимо для него дело, тем больше он склонен верить в удачу и отвлекаться от достижения поставленной цели. В то же время ориентация на окружающих может быть и препятствием для развития лени. Это происходит при условии, когда вокруг подростка есть значимые люди (сверстники или взрослые), которые неравнодушны к его состоянию и интересам.
Следует обратить внимание еще на одну особенность личности ленивого подростка, а именно на независимость. Результаты нашего исследования показывают, что вероятность совместного проявления лени и свободолюбия достаточно высока. Подростки, склонные к лени, в большей мере стремятся к независимости, чем способные преодолевать лень. Если лень представляет собой реакцию протеста на внешнее давление или на обстоятельства, не устраивающие личность, то, вполне вероятно, что независимость только усиливает этот протест.
Установлена взаимосвязь склонности к лени и эмоциональной чувствительности. Оказалось, что более ленивы те, кто обладает низкой чувствительностью, кто не способен эмоционально реагировать на изменения окружающей реальности. Возможно, высокая эмоциональная чувствительность, отражающая большую гамму эмоциональных проявлений личности, в частности, стимулирует подростка к трудолюбию.
Вполне вероятно, что повышенная общительность, беспечность, выраженное стремление к независимости и импульсивность подростка сопутствуют проявлению лени. Целеустремленность, умение контролировать свое поведение и способность достигать цель вопреки внутреннему сопротивлению и внешним преградам, вероятнее всего, препятствуют развитию склонности к лени.
Своеобразную роль в развитии лени играет уровень интеллекта. Леность и повышенный уровень интеллектуальных интересов часто образуют одно целое. Понимание лени как праздности, как свободы и ярко выраженное позитивное отношение к данному феномену наблюдается у подростков с высоким уровнем интеллекта, развитым воображением и способностью к творческому осмыслению действительности. Для них леность — это, скорее, некая самостоятельно спланированная возможность проявить себя не в том, что задано извне, а в том, что хочется.
Даже если судить по немногочисленным исследованиям, то склонность к лени присуща не только подросткам, но и людям юношеского возраста и тем, кто переживает период ранней взрослости. По данным Н. В. Боровской, склонные к лени студенты отличаются малой настойчивостью в достижении цели, низким уровнем саморегуляции. Они ориентированы на избегание неудачи, у них меньше выражен мотив успеха, приобретения знаний и получения хорошей отметки, а также снижена потребность в активности. «Неленивые» студенты обладают противоположными чертами: значительной настойчивостью в доведении начатого дела до логического завершения, высоким уровнем саморегуляции, направленностью на достижение успеха, на приобретение знаний и меньшей мотивацией на избегание неудачи, большой потребностью в активности [11].
В зрелом возрасте лень может проявляться, например, в форме прокрастинации. Прокрастинация в наиболее общем смысле предполагает избегание действий или откладывание дел на неопределенный срок: на другой день, месяц, год и т. п. К прокра-стинаторам относят тех, кто склонен медлить в принятии решений, оттягивать и откладывать выполнение работы на «потом» [8]. Хотя лень и прокрастинация считаются
далеко не тождественными понятиями, в основе последней все-таки лежат механизмы, во многом аналогичные тем, которые приводят к возникновению лени, в частности, нарушения мотивации и воли.
Конечно же, личностный портрет ленивого человека далек от завершения. Описанные в этой статье особенности, скорее всего, — эскиз. Тем не менее, разобраться в сути лени необходимо, чтобы как можно полнее раскрыть себя и реализовать свой жизненный потенциал в наше далеко не простое время.
Один из ключевых вопросов, который сегодня важен для решения проблем лени, связан с выявлением ее причин. Среди причин одно из первых мест занимает утрата смысла жизни. С точки зрения Э. Фромма, в ХХ в. характер человека стал отличаться значительной пассивностью и ориентацией на ценности рынка, на котором продаются не только предметы потребления, но и труд. Сам человек превратился в товар, и рассматривает себя, свою жизнь, свои способности и возможности как капитал, который необходимо выгодно продавать. Если, кроме рыночных проблем, человек не имеет никаких других интересов и сфер приложения своих сил, то он может утратить смысл жизни. Вследствие смыслового вакуума развиваются лень, скука и т. п. [12].
Развитие лени связано также с девальвацией интеллектуальных и физических усилий при достижении поставленной цели. Если опять обратиться к трудам Э. Фромма, то современный человек пассивен большую часть времени. Он «поглощает» мир, включая напитки, пищу, лекции, зрелища, кинофильмы. При этом процесс потребления отчужден от потребностей, поскольку в значительной мере определяется рекламой, ценностью вещной среды. Рекламой навязываются и когнитивные программы решения жизненных проблем. Как результат бессмысленности и отчужденности возникает стремление к абсолютному безделью и получению удовольствия [12].
Провоцирует развитие лени ориентация на получение готового продукта, а не на процесс его создания. Идеалом становится жизнь в соответствии с девизом известной фирмы «Кодак»: «Вы нажимаете кнопку, а мы делаем все остальное» [цит. по: 12]. Яркий пример тому — своеобразная информационная предприимчивость подрастающего поколения в «скачивании» из Интернета выполненных кем-то готовых рефератов, дипломов, даже целых исследований.
Среди причин лени имеет смысл упомянуть также соматические заболевания, невротические расстройства, переутомление, которые приводят к снижению энергетического тонуса, работоспособности и, как следствие, к появлению лени. К причинам лени следует отнести стиль жизни человека, его семьи и ближайшего окружения. Лень может быть обусловлена родительским воспитанием. Часто активность ребенка в детские годы блокируется гиперопекой родителей. Став взрослым, человек испытывает большие сложности в том, чтобы самостоятельно принять решение, взять ответственность на себя за совершенные поступки.
Перечень источников и смыслов лени может быть продолжен и распространен на многочисленные социальные, психологические и даже биологические факторы и условия, на нравственный и духовный смысл. Однако ключ к разгадке сущности лени и глубины ее проникновения в жизнь человека, вероятнее всего, надо искать в удовольствии, которое человек получает от этого состояния. Хотя сегодня вряд ли можно найти бесспорное определение понятия «удовольствие», все-таки следует иметь в виду, что удовольствие выражает положительный эмоциональный фон жизни человека при удовлетворении потребностей. Удовольствие близко по смыслу к счастью и нередко
отождествлялось с ним в разные времена, начиная с Эпикура и последователей его философии, представителей гедонизма. При таком подходе лень позволяет человеку пережить если не счастье, то позитивные эмоции от бездействия в стремительно мчащемся куда-то мире, от собственного покоя в суете человеческих отношений.
Проверяя идею соотношения лени и удовольствия, мы совместно с Н. В. Курча-новой провели исследование, в котором участвовали подростки в возрасте 10-14 лет. В ходе его установлено, что смысловые, рефлексивные характеристики лени, экспертные ее оценки со стороны учителей и ориентация подростков на получение удовольствия во время учебы и в других сферах жизни тесно взаимосвязаны. При этом некоторые корреляции подтверждают известные наблюдения, другие — дают основания для проведения дальнейших исследований. Вполне соответствует педагогическим и родительским наблюдениям корреляция, которая показывает, что если подростки рассматривают лень с нравственных позиций как нечто неприемлемое, то они получают удовольствие от учебы и от выполнения разных хозяйственных обязанностей дома, от общения. Важно и обратное: подростки, способные извлекать удовольствие от учебы, общения и домашней работы, рассматривают лень как неприемлемое для человека качество. Кроме того, подростки, которые склонны оценивать себя скорее как ленивых, чем трудолюбивых, не получают удовольствия от посещения школы, от большинства занятий в ней.
Можно отметить еще одну корреляцию: экспертная оценка лености подростков, которую давали им учителя, коррелирует с показателем удовольствия во время отдыха и развлечений. Возможно, учителя склонны считать учащихся ленивыми тогда, когда они не проявляют особой активности в школьных мероприятий и во время отдыха. По их мнению, если подросток не активен даже в развлечениях, то можно охарактеризовать его как ленивого.
Несколько неожиданной выглядит корреляция между показателем удовольствия во время выполнения разнообразных домашних дел и показателем самоидентификации с ленью. Чем больше подростки проявляют удовольствие в момент выполнения хозяйственных дел, тем больше они склонны идентифицировать себя с ленью. Казалось бы, проявление удовольствия в домашних условиях должно способствовать меньшему восприятию себя с позиции ленивого человека. В данном случае наблюдается обратное. Возможно, что подростки вне зависимости от трудолюбия в домашней сфере ощущают себя в целом достаточно ленивыми, что может быть следствием навешивания на них родителями и учителями ярлыка «ленивый».
Споры о сущности лени и причинах возникновения связаны прежде всего с многозначностью самого понятия «лень» и с длительным игнорированием необходимости изучения ее психологического содержания и поведенческих проявлений. Отметим, что в последнее время лень упоминается не только как «мать всех пороков», но и как «сестра всех достижений». Не случайно еще в старые времена считалось правилом хорошего воспитания научить ребенка тратить время, так как скука, лень — прекрасное средство для развития воображения. В чем-то сходный взгляд у И. С. Кона, когда он утверждает, что рефлексия, критическая переоценка ценностей, размышления о смысле жизни, как правило, связаны с какой-то паузой, «вакуумом» в деятельности [13]. Как отмечает И. Хофман, каждый человек рождается с определенным, свойственным только ему, запасом энергии. Если этот запас исчерпан, то срок жизни заканчивается. Возможно, что медленно живущий человек растрачивает свой ресурс не так быстро [14].
Практическая ценность лени заметно возрастет, если вспомнить своеобразный перечень технических изобретений, совершенных благодаря лени, например, появление «корректора», автомата «караоке», электронной почты и т. п. [15].
Вполне возможно предположение, что в информационном веке человек будет нуждаться в лени, а обучение лени может стать терапевтическим приемом. Из основ кибернетики хорошо известно, что при постоянном возрастании объема информации и высокой ее смысловой неопределенности возрастает энтропия, то есть количество беспорядка при возможности перехода, в конце концов, к полному хаосу [16]. Лень может восприниматься как способ упорядочивания собственного поведения и противодействия тенденциям внешнего и внутреннего беспорядка.
Можно ли противостоять лени? Этот вопрос задают себе многие. Наверно, у каждого, кто относил себя по тем или иным причинам к категории ленивых или склонных к лени, кто испытывал лень хотя бы эпизодически, существуют свои рецепты. Если обобщить эти рекомендации, то профилактика лени заключается в любви к людям и жизни, в чувстве жизни и отсутствии равнодушия к происходящему, в творческой активности и умении желать, в доверии к людям и себе, а главное в том, чтобы не откладывать на завтра то, что нужно было сделать еще позавчера.
Литература
1. Seymour Dana. An Annotated Bibliography of the Construct “Lazy”in Psychological Literature of the 20th Century. 2001. URL: www.carleton.ca, 2001 (дата обращения: 13.11.2010).
2. Брант С. Корабль дураков // Сакс Г. Избранное. М.: Художественная литература, 1989. 478 с.
3. Перечень наиболее распространенных грехов с объяснением их духовного смысла. М., 1999.
64 с.
4. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т. М.: Русский язык, 2002. Т. 2. 779 с.
5. Буянов М. И. Беседы о детской психиатрии. М.: Просвещение, 1986. 208 с.
6. Михайлова Е. Л. Ситуационные и личностные детерминанты лени: дис. … канд. психол. наук. СПб., 2007. 176 с.
7. Бине А. Измерение умственных способностей. СПб.: Союз, 1999. 245 с.
8. Богданова Д. А. Психологическая диагностика лени как конфликта саморегуляции // Справочник практического психолога: Психодиагностика / под общ. рад. С. Т. Посоховой. М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. С. 594-619.
9. Мюнстерберг Г. Психология и учитель. М.: Совершенство, 1997. 320 с.
10. Ильин Е. П. Психология воли. СПб.: Питер, 2000. 288 с.
11. Боровская Н. В. Психологические и психофизиологические предпосылки лености студентов: автореф. дис. . канд. психол. наук. СПб., 2008. 21 с.
12. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. 415 с.
13. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 256 с.
14. Хофман И. Лень — залог долгой жизни. СПб.: ВЕСЬ, 2002. 160 с.
15. Изобретения, сделанные от лени. URL: http//vecher.od.ua/index.php?name=article&sid=2188&t heme=Printer (дата обращения: 02.12.2010).
16. Грэхэм Л. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. М.: Политиздат, 1991. 480 с.
Статья поступила в редакцию 28 декабря 2010 г.
cyberleninka.ru
Лень — Психологос
Иногда, чтобы что-то сделать, нужно себя напрячь. Когда человек не хочет или отказывается это сделать, про него говорят: ленивый. Часто антонимом лени считают волю, но это не совсем верно: энергичные люди вовсе не ленивы, хотя и не всегда люди волевые.Сама по себе лень как нежелание напрягать себя зря — вовсе не порок, лень в истории человечества являлась одним из главных двигателей прогресса.
Я не хочу тащить бревно на себе — я изобрел колесо. Стремление к комфорту одного расслабляет под ближайшим кустом, хотя бы и в грязи, хотя бы и под дождем, другого мотивирует вначале сделать себе хотя бы простейший навес, а потом построить дом со всеми мыслимыми удобствами.
Иногда лень себя не скрывает: «Не хочу, не буду!», а то и просто открытое «Мне лень!» говорят те, кто не может и не хочет сделать нужное или себя организовать. Чаще лень прячется за красивыми фразами: «Я слишком занят», «Утром только ненормальные бегают!», «Да-да, вы правы, начну с понедельника» или «Со следующей недели — железно начинаю новую жизнь!» — человек любыми отговорками прикрывает то, что на самом деле он ничего делать не будет.
Вот так тяжело было убрать ветку, мастер?
Бывает лень тотальная: делать не хочется вообще ничего, лежу, смотрю в потолок, лень даже думать. Скука, тоска, но даже себя чем-либо развлечь — и это лень. Чаще у нас лень избирательная: на дискотеку сбегать или в компьютер поиграть готовность присутствует, а убрать в комнате — не хочется. Лень.
У лени бывает множество разновидностей и подвидов, но все их перечислять — лень…
Лень — это детское поведение, хотя нередкое и у взрослых. Чаще всего за ленью стоит привычка к протестному поведению, иногда — страх неудачи. Лучшее лекарство от лени — привычка к бодрости. Именно — привычка. Те люди, которые приучены не бояться неудач, приучены любое дело делать весело и бодро — не ленятся просто потому, что привыкли жить в энергичном и бодром формате.
Правильно ли бороться с ленью? — Не всем. Людям бодрым, энергичным бороться с ленью (а лень бывает у всех, в том числе и у самых бодрых и энергичных) — таким людям бороться с ленью правильно. Они бодрые, бороться они любят и умеют, они чаще Силовики, и у них побеждать лень получается отлично. А людям послабее, не таким энергичным нужно действовать по-другому, помягче и не так прямолинейно. Как? Посмотрите Методы эффективной самоорганизации: легкое начало, накопление позитивного опыта и внешняя поддержка помогут вам поднять себя, а дальше переводите дела в привычку и потихоньку привыкаете к организованности. Если вы существо серьезное, присмотритесь к Дистанции: через полгода работы проблемы с ленью у вас исчезнут навсегда.
А пока — принимайте меры самостоятельно. Лень быстрее липнет к нам, когда мы действительно устали или не уверены, что у нас все получится хорошо: поэтому одна из лучших профилактик лени — становиться компетентным человеком и мастером своего дела. Когда вы любуетесь тем, что выходит из-под ваших рук, в душе радость и энергия. А чтобы не уставать, ложитесь вовремя и делайте перерывы в делах: не заставляйте себя работать тоскливо, лучше поработать бодро, а потом дать себе паузу на отдых.
Чаще ленятся те, кто разрешают себе делать дела невовремя: когда у них накопится много несделанных дел, они начинают то ли злиться, то ли переживать, то ли просто опускают руки. Если приучить себя все делать вовремя. жизнь будет больше вас радовать, и лениться уже не захочется. Если же дел все равно слишком много, нужно не переживать, а наметить план и начать делать самое важное и первоочередное: глаза боятся, а руки делают, и скоро ситуация станет легче.
www.psychologos.ru